Как избежать дтп на трассе. Как не попасть в ДТП — советы опытных водителей Предотвращение дтп по правилам

Около 1,2 млн человек погибает именно в дорожно-транспортных происшествиях. В России это 1 человек из 6000. Эти цифры пугают. Если они верны, неужели избежать аварии настолько сложно? Давайте разберемся в проблеме, чтобы найти способы избежать ДТП.

Видео о том, как не попасть в ДТП:

Какие факторы могут провоцировать аварии?

  1. Невнимательность.
    К сожалению, эта человеческая черта во многих случаях оказывается непростительной как для водителя, так и для пешехода. Доля секунды может решить исход ситуации. Любая оплошность (не заметил знак, вовремя не включил поворотник, выбежал на красный свет светофора) ведёт к катастрофе. , пассажиры, не отвлекающие водителя беседой и внимательность пешехода - пусть не половина, но значительная часть снижения риска ДТП.
  2. Опыт.
    Водительский стаж позволяет чувствовать себя комфортнее на дороге. Лёгкость в управлении, непринуждённость, правильная и быстрая реакция в экстренных ситуациях - вот навыки, получаемые со временем. Недостаток опыта, в свою очередь, требует повышенной концентрации и сосредоточенности на дороге. При этом нельзя теряться . Вот, пожалуй, самые смешные объяснения причин аварии со слов новоиспечённых и «созревших» водителей:
    «Когда я стояла на перекрёстке, я случайно перепутала цвет светофора!»
    «Ехавший впереди участник ДТП неожиданно врезался в меня, не предупредив заранее о своих намерениях!»
    «Муха, летающая около лобового стекла, постоянно отвлекала меня. Когда я её словил - не почувствовал, как врезался в дерево».
    «Не могу сказать ничего плохого о себе за все семь лет вождения. Просто я нечаянно заснул за рулём».
  3. Усталость.
    Усталость напрямую влияет на сосредоточенность водителя на дороге. Иногда физически сложно побороть тот же сон. Особо опасным временем считается для водителя время с 23 до 7 часов. Как правило, человек спит ночью, и у организма свои законы на этот счёт. Время с 12 до 14 часов также ассоциируется со сном. Рекомендации сотрудников Администрации Транспортных Аварий:
    • при длительных поездках необходим перерыв каждые два часа;
    • пассажиры смогут помочь, приободрив водителя, но не отвлекая его;
    • хорошо выспитесь перед поездкой;
    • ни в коем случае не употребляйте алкоголь до и во время пути;
    • если заметили, что теряете над собой контроль, остановитесь и отдохните;
    • при приёме лекарств всегда обращайте внимание на инструкцию: в ней не должно быть пометок о снижении концентрации.
  4. Скорость.
    Скорость автомобиля, увеличенная с 70 до 100 км/ч, повышает риск возникновения ДТП в два раза. Управлять машиной на высокой скорости гораздо тяжелее, а реакция водителя на происходящее должна быть молниеносной. Чем выше скорость, тем серьёзнее последствия, связанные с травмами. Однако понижение скорости влияет на количество аварий так же негативно, как и повышение. Не зря во многих странах существует . Нижний предел составляет примерно 15–20 км/ч в городских условиях. Интенсивность движения, характеристики дорог, концентрация пешеходов в больших городах требуют таких цифр. Верхний предел - 60 км/ч. В США он не превышает 56 км/ч, в Англии - 48 км/ч. Россия, Венгрия, Швейцария, Бельгия и Болгария остановились на 60 км/ч.

    Ниже представлены несколько фактов, показывающих связь скорости и ДТП:

    • Увеличение скорости снижает область обзора: на скорости 40 км/ч угол обзора - 100°, при 130 км/ч он становится меньше 30°.
    • Расследования доказывают, что столкновения на скорости 30 км/ч в 90% случаев приводят к сохранению жизни пешехода. При этом скорость в 50 км/ч приводит к гибели пешеходов в 80% случаев.
    • Одна секунда - это время реакции человека.
    • увеличивается в 2 раза, если скорость возрастает с 50 до 80 км/ч.
  5. Агрессивность.
    Вспыльчивость, невежество, злость создают на дороге острую небезопасную ситуацию. Агрессивное, эгоистичное или наглое поведение провоцирует дорожные происшествия.
  6. Погода.
    и другие подарки природы осложняют движение машин на дорогах. Довольно часто виновниками бед на трассах являются именно они. Вести себя за рулём вдвойне осторожней при плохих погодных условиях - жизненная необходимость водителя. Самый лучший вариант - отказаться от поездки.

  7. Техническая безопасность.
    Любые неисправности автомобиля не приведут ни к чему хорошему. Вариантов поломок много. К самым очевидным относятся нарушения в работе:
    • тормозной системы;
    • подвески;
    • гидроусилителя руля;
    • системы электронного распределения тормозных усилий.

    Эта группа имеет название «Элемент активной безопасности». К «Элементу пассивной безопасности», в свою очередь, относят:

    • подушки безопасности;
    • преднатяжители ремней безопасности;
    • отделку салона.

    Проверив и убедившись, что все системы в порядке, можно отправляться в путь.

Приведённые выше истины не являются секретом, но почему-то в важные экстренные моменты человек забывает или сознательно избегает простых правил дорожного движения. Ценою этому может быть чья-то жизнь.

Водительский опыт – это не умение лететь на скорости «за 150 км/ч» по автобану. Настоящее мастерство проявляется в способности предугадать и избежать аварии.

Даже рутинная поездка на дачу, не говоря уже о дальнем автопутешествии, может закончиться ДТП, если постоянно не быть готовым к типичным для трассы аварийным ситуациям. Одно из особо опасных мест на любом, особенно региональном, шоссе – перекресток со второстепенной дорогой. Когда по ней к трассе приближается машина (или уже стоит в ожидании «окна» в потоке), внутренне приготовьтесь к экстренному торможению и рулежке. Ведь водитель замеченного вами транспорта может вдруг решить, что успеет быстро пересечь шоссе перед вашим носом, наплевав на все знаки приоритета. Еще более опасны такие «проскакуны» в условиях лесистой местности, когда примыкающая дорога почти не просматривается. Поэтому имеет смысл заранее предполагать, что из каждого примыкания наперерез вашему курсу в любой момент может выскочить «торпеда» с безмозглым пилотом за рулем.
Другая типично аварийная ситуация на местной трассе возникает, кода требуется свернуть влево на примыкающую дорогу. Нормальный человек в этом случае останавливается в левом ряду с включенным левым «поворотником», пропускает встречных и только после этого начинаете поворот. Но именно в этот момент сзади может подлететь очередной «гонщик» и попытаться объехать тебя еще левее!
Это запрещено ПДД, но истинного «шумахера» даже сплошная разметка на осевой не останавливает, а уж Правила – и подавно. В результате в вашу водительскую дверь на скорости под 100 км/ч вполне может врубиться тонированная «в ноль» вазовская «классика» или новенький внедорожник. Самое обидное, что ГИБДД потом способна «установить», что в аварии виноваты и вы тоже, хотя и поворачивали по правилам: мол, «водитель не убедился в безопасности маневра поворота». Способ избегнуть подобного исхода один: перед тем как начать поворот на трассе, высматриваем летящего сзади отморозка во всех зеркалах заднего вида!
Дистанцию до впереди идущей машины нужно, по возможности, держать как можно большую. Причем следить стоит не только за ее задним бампером, но и за происходящим далеко впереди. Для этого имеет смысл двигаться в полосе, слегка сместившись к ее краю – чтобы улучшить себе обзор. Если этого не делать, то когда перед впереди идущей машиной, например, резко затормозит другая машина, обнаружится яма, и т.п. вы физически не успеете среагировать и врежетесь в препятствие.
Практически каждый водитель теоретически знает, что такое аквапланирование – это когда машина на скорости попадает в лужу и неуправляемо скользит по воде, не касаясь колесами асфальта. В дождь дорога превращается в некое подобие ледяного катка. Большинство водителей прекрасно понимают, почему на зимней заледеневшей трассе лучше ехать помедленней. А когда на улице дождь – аналогичный рефлекс срабатывает далеко не у всех. Именно поэтому интернет полон записями с видеорегистраторов, на которых в сырую погоду машину почти ни с того, ни с сего вдруг начинает заносить и крутить. Поэтому в дождь стоит снизить крейсерскую скорость и не дергать рулем.
Стоящая на обочине скоростной трассы машина – потенциальный эпицентр ДТП. Она может, например, неторопливо тронуться и встроиться в ваш ряд. Или ее водитель не менее «вовремя» решит, что пора развернуться и поехать по трассе в обратную сторону. Из стоящего транспорта может внезапно выскочить вам прямо под колеса опаздывающий «в кустики» пассажир. Так что приближаясь к машине на обочине трассы, нужно быть готовым к любой из перечисленных неприятностей и постараться проложить свою траекторию на максимально возможном расстоянии от припаркованного авто.

За рулем никогда нельзя расслабляться. Нужно постоянно оставаться готовым отреагировать на любую нештатную ситуацию. Это уменьшит твои шансы попасть в аварию.

Но даже если ты постоянно начеку и смотришь в оба, когда за рулем, порой это все равно не спасает от пьяных и халатных водителей, или неадекватных пешеходов. Ниже описаны 13 советов, с которыми ты не отделаешься от аварий. Но хотя бы не станешь виновником ДТП.

Делай как все

В потоке следует ехать «как все» - то есть с той же скоростью и, по возможности, избегая перестроений. Новички же, как правило, не следуют этому примитивному, но действенному совету. Самые «зеленые» и неуверенные в себе стараются ехать как можно медленней. Из-за них ровное течение потока нарушается. Соседи по трафику вынуждены постоянно обгонять «слабое звено». К тому же велик риск, что какой-нибудь лихач не справится с управлением и воткнет свое авто в корму медленного водителя.

Более уверенные в себе новички считают, что со скоростью потока ездят лишь «овощи», и предпочитают обгонять всех при любой возможности. Такие обычно становятся виновниками аварий. Ведь чем больше перестроений ты делаешь, тем больше вероятность задеть кого-то. Тем более при отсутствии серьезного опыта вождения.

Доверяй интуиции

Движение вместе с потоком не должно убаюкивать. Периферическим зрением необходимо постоянно контролировать другие машины. Опытный водитель заранее знает, что «вон та машина сейчас перестроится». Никакого шаманства тут нет. Просто его мозг засек какие-то малозаметные «шатания» той машины по полосе, ее минимальное смещение перед маневром. Ведь за рулем «той машины» тоже человек, которому присущи бессознательные реакции тела. Его мозг только готовится отдать соответствующую команду, а тело уже начинает непроизвольно готовиться к ней и выдает намерения хозяина опытному наблюдателю.

Держи дистанцию

Чтобы иметь больше времени на реакцию в случае дорожного инцидента, нужно держать максимально возможную дистанцию до впереди идущей машины. Разумеется, повторим еще раз, двигаясь при этом со скоростью потока.

В следующем видео узнай, какую дистанцию между автомобилями нужно держать зимой:

Вычисляй «странных типов»

От машины с «дерганым» водителем, совершающим неоправданно резкие маневры, «болтающемся» в своей полосе или по всей проезжей части, нужно держаться подальше. В идеале - отстать от нее на приличное расстояние — корпуса на три-четыре. Или обогнать. Но последний маневр может быть чреват ДТП. В процессе обгона «неадекват» за рулем может выкинуть очередной конек и зацепить твою машину.

Дай дорогу дураку

На скоростной трассе, как и предписывают ПДД, не нужно лезть в левый ряд без надобности. Спокойному водителю он требуется лишь для опережения медленного транспорта. Неспокойному любителю прокатить с ветерком придется соответствовать: нестись в левом ряду с той скоростью, с какой мчатся там прочие «летчики». В противном случае ты им будешь постоянно мешать.

Среди этой группы водителей крайне велик процент нервных личностей. Так называемые учителя из их числа готовы потерять кучу времени и рискнуть разбитым лицом ради любимого дела - «преподавания урока» обидчику. Причем, совершенно не важно: реальна эта обида или надуманна. «Учат» обычно так: оттормаживаются до полной остановки перед помешавшим «полету» коллегой по потоку. К этому тоже нужно быть готовым.

Вообще же, на дороге стоит быть доброжелательней. Спешит человек? Так пропусти его, не вредничай: он свой столб еще найдет.

Молодец, что предупредил

Любые маневры в потоке нужно совершать плавно, предупредив заранее «поворотниками» окружающих водителей. И убедившись, что ты никому не мешаешь, и тебя все они видят. Даже если внезапно приспичило в туалет. Внезапное перестроение может стать неприятным сюрпризом для соседа. Хорошо, если у него хватает водительского опыта и у его авто - отменные тормоза. А если нет - авария.

Увернись правильно

Печально стандартная ситуация на трассе - со «встречки» наискосок тебе в лоб вылетает машина. Большинство водителей, видя такое, рефлекторно прижимается к своей обочине. Фактически направляя свою машину наперерез такому «встречнику». Далеко не просто после многочасового монотонной езды по трассе успеть оценить ситуацию и правильно отреагировать.

Общее правило же тут таково: правь за корму летящей наискосок к тебе машине. Но при этом следи, чтобы не врезаться в другие авто, идущие по встречной полосе. Порой это спасает не только жизнь и здоровье, но и позволяет вообще избежать ДТП.

Смотри, как опытные водители уворачиваются от столкновения «лоб в лоб»:

ВНИМАНИЕ: в кадре присутствует ненормативная лексика

Зеркала - не для красоты

Поворот налево на вроде бы пустынном шоссе — на самом деле довольно рискованная штука. Ты можешь хоть за километр включить соответствующий «поворотник» и плавно снижать скорость. Все равно сзади вероятно появление несущегося во весь опор «гонщика», который решит обогнать тебя слева. Поэтому при левом повороте кровь из носа нужен контроль за левым зеркалом.

Пешеходная опасность

В городских условиях, даже при самых безобидных скоростях, водителю вообще не стоит расслабляться. Во-первых, пешеходы. Эти могут выскочить из-за любого укрытия. Обычно внезапно и прямо под колеса. Припаркованные машины, стоящий у остановки общественный транспорт, пешеходный переход... Все это - места потенциальной засады пешехода на водителя. Большинство из них, особенно на «зебре», свято уверены, что любая машина может остановиться мгновенно, без тормозного пути.

Особая тема - общественный транспорт на другой стороне дороги от тебя или трамвай на середине улицы. Видишь такое - будь готов, что в любой момент под колеса бросится опаздывающий пассажир. Они в таких случаях вообще не видят ничего вокруг, кроме закрывающихся дверей трамвая или автобуса.

Правило правого дурака

Особенная тема в городе - проезд перекрестков. Причем, как регулируемых, так и нет. Можешь быть уверен: как минимум половина окружающих тебя водителей не имеет ни малейшего понятия, или не обращает внимания на знаки приоритета. Даже если ты едешь по главной дороге, постоянно будь готов, что со второстепенной выскочит машина с явным умыслом таранить твою. За рулем может оказаться кто угодно: нерусскоязычный «бомбила», невменяемая блондинка или упертый полубандит, у которого на все ответ один: «ну мне же надо!»

Здравствуйте, уважаемые гости и читатели блога Автогид.ру. Сегодня в статье вы узнаете, как избежать ДТП на автомобильных дорогах. Это достаточно неприятная и волнующая для каждого водителя тема. Согласно определению — ДТП (дорожно-транспортное происшествие) является событием, возникающим только при движении транспортного средства и влекущее за собой причинение повреждений его техническому состоянию, ранению и гибели людей.

Любое ДТП причиняет ущерб, и его размеры могут быть разными в зависимости от количества участников дорожного происшествия, скорости движения, погодных условий, степени повреждения и характеру травм. Нужно понимать, что дорожно-транспортное происшествие возникает только лишь при движении автомобиля. В любом ином случае если машина была повреждена на парковке вандалами, а не другим автомобилем считаться ДТП не может по закону.

Первые автомобили своим появлением на дорогах городов всегда собирали толпы зевак, которые, толкая друг друга и кивая головами, таращили глаза, стараясь рассмотреть невиданный механизм, перемещающийся без участия лошадей.

Раскатывающие по улицам городов и дорогам машины в то время были сродни тому, если бы сейчас появились автомобили, парящие в воздухе. Эффект потрясения людей был просто невероятный и ошеломляющий. Время карет с лошадьми безвозвратно уходило, и на их место приходили металлические «монстры» дымящие и отравляющие воздух вокруг себя.

Созданные инженерами первые машины были похожи на неуклюжих младенцев, делающих свои первые шаги. Некоторые из них не могли проехать и несколько километров без поломок. Автомобильная отрасль делала свои первые робкие попытки закрепиться и развиваться. Как мы видим, выглянув в окно, где снуют по серым дорогам словно разноцветные муравьи автомобили, это ей удалось в полной мере.

Первоначально количество машин на улицах городов было невероятно малым и они не создавали помех для движения людей и конных экипажей. Развитие автомобильной отрасли шло просто огромными шагами (благодарить надо дедушку Форда) и их число с каждым годом увеличивалось.

Возросшее количество машин привело к первым ДТП и заставило городские власти задуматься о выработке неких правил способных регулировать потоки движения. Зачастую в большей части населённых пунктов просто не существовало пешеходной или автомобильной зоны. Все ездили и ходили где им заблагорассудиться.

Именно так появились правила дорожного движения регулирующие потоки пешеходов и машин. Сегодня количество автомобилей продолжает расти и если такая динамика сохраниться скоро на улицах городов можно больше будет увидеть машин, чем пешеходов. Дорожно-транспортные происшествия являются расплатой за прогресс человека. Их величина зависит от количества машин на дорогах любой страны, и конечно культуры вождения.

Многие водители наивно считают, что дорожно-транспортные происшествия их не коснутся, и не затронут. На самом деле риск попасть в ДТП очень велик независимо от стажа вождения и опыта. От ДТП как от тюрьмы не стоит зарекаться.

Выделяют следующие виды аварий, отличающиеся между собой по сумме причинённого ущерба и тяжести:

Мелкие ДТП

При столкновении автомобиля с движимым и недвижимым объектом произошло незначительное техническое повреждение элемента кузова машины (царапина, вмятина, потёртость, трещина и прочие) без травмирования водителя и пассажиров.

Средние ДТП

К средним дорожно-транспортным происшествиям относятся аварии, где кузова машины получили технические повреждения различной степени без причинения серьёзного физического вреда для водителя и пассажиров автомобиля..Тяжёлые ДТП

К тяжёлым ДТП относятся аварии в результате которых транспортные средства не подлежат восстановлению, произошла гибель или получены тяжёлые увечья водителем и пассажирами автомобилей.

Наверняка многие водителя задумывались о том, как избежать ДТП и тем самым сохранить в целостности автомобили и собственные нервы. Для того чтобы избежать ДТП на дорогах необходимо быть внимательным, собранным, сдержанным и соблюдать правила ПДД.

Не стоит забывать о правиле трёх Д (дай дураку дорогу) иногда лучше уступить чем тратить в последующем нервы и собственное здоровье на судебные разборки.

Следующие простые правила позволят любому водителю без стажа вождения избежать ДТП:

Исправность автомобиля

Неисправный автомобиль уже сам по себе является источником высокой опасности способным спровоцировать ДТП. Даже такая мелочь, как перегоревшая лампочка поворотника способна натворить бед. Не нужно пренебрегать ремонтом автомобиля и ездить на нём до победного конца.

Неисправность в машине, может очень дорого обойтись для водителя. Если предстоит длительная дорога не мешает выполнить проверку основных автомобильных систем: тормоза, ручник, габариты, ближний и дальний свет, поворотники, стоп-сигнал, дворники. Это займёт от силы 5-10 минут, но тем не менее в дороге будет намного спокойнее. При обнаружении подтёков масла, тормозной жидкости и антифриза нужно очень аккуратно использовать машину и только с целью добраться до ближайшей автомобильной ремонтной мастерской.

Стиль вождения

Размеренный и спокойный стиль вождения залог безаварийной езды на автомобиле. Он способен значительно снизить риск возникновения ДТП. Агрессивное вождение является своеобразной провокацией и вызовом для других участников движения. Отдельные индивидуумы его принимают и начинают устраивать самые настоящие гонки на оживлённой автомобильной дороге.

Очень часто лихачество заканчивается травматологией или моргом в зависимости от степени везения водителя. Не нужно испытывать судьбу и проверять организм на прочность. Аккуратное вождение позволит избежать массы ошибок и не спровоцирует аварию.

Скоростной режим

Превышение скорости на автомобиле превращает езду в настоящую «русскую рулетку». Одно неверное движение и несущийся на огромной скорости автомобиль превращается в искорёженный кусок металла.

На автомобильных дорогах не зря установлены ограничения скорости. Это реальный безопасный скоростной режим при котором водитель способен сохранить управление автомобилем. Нарушение скорости движения увеличивает риск аварии в 2-3 раза.

Внимательность

Невнимательный и рассеянный водитель очень часто становиться виновником ДТП. Проехал на красный свет, поехал по дороге с односторонним движением, совершил наезд на человека при движении назад, сбил пешехода на пешеходном переходе. Это небольшой пример ошибок, совершаемых невнимательным водителем.

Очень опасно когда невнимательные водители в буквальном смысле выскакивают из-за обгоняемого ими автомобиля прямо на встречную полосу движения. Любой спасатель или врач, извлекающий искорёженные и перемолотые стальными жерновами тела людей подтвердит, что нет страшнее аварий чем при лобовом столкновении.

Многие неопытные водители рискованно совершают обгоны движущихся в попутном направлении автомобилей. Тем самым они подвергают опасности прочих участников движения.

Среди наиболее частых нарушений правил можно выделить следующие:

  • обгон в зоне действия запрещающего знака;
  • обгон при сплошной полосе дорожной разметки;
  • обгон на подъёме;
  • обгон в условиях недостаточной видимости;
  • обгон двух или более транспортных средств.

Алкогольное и наркотическое опьянение

Нетрезвый водитель неотдающий контроль своим действиям хуже чем обезьяна с гранатой. Он непредсказуем на дороге и его действия не поддаются логике. Самые страшные аварии с тяжёлыми последствиями совершаются водителями в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Многие водители ошибочно считают, что поездки ночью легче чем днём. Якобы машин меньше и вообще их по свету фар можно увидеть с далека. Отчасти они правы, но при этом забывают о таком коварном враге каждого водителя ночью как усталость и сонливость.

Сколько было случаев когда водителя засыпали за рулём машин и тем самым теряли над ней контроль. Автомобиль оставался без управления и тем самым провоцировал дорожно-транспортное пришествие. Полноценный отдых и нечастые остановки машины позволят избежать ДТП.

Мобильный телефон


В повседневной жизни ни у кого не вызывает сомнений, что при столкновении транспортных средств водитель, который имел преимущество для движения в конкретной дорожной ситуации, априори не может быть виновен в наступившем дорожно-транспортном происшествии.

При этом любой обыватель скажет, что в ДТП виновен водитель, не имевший преимущество для движения (например, выезжал с второстепенной дороги или перестраивался с одной полосы на другую).
Сотрудники ГИБДД принимают решение именно по указанном выше принципу без установлений всех обстоятельств дела.

Многие водители, привлеченные к административной ответственности, ввиду незначительности административного наказания не обжалуют действия сотрудников ГИБДД, в связи с чем, сложилась указанная выше практика принятия решения по таким делам.

Однако, когда речь касается уголовной ответственности, когда следствие начинает более тщательно разбираться в уголовном деле (в том числе проводить автотехнические экспертизы), то установление причинной связи приходит в тупик. Причина данной проблемы изложена ниже.

Проведение автотехнической экспертизы может позволить определить имел ли техническую возможность водитель, имеющий преимущество для движения, предотвратить столкновение с автомобилем, не имеющего преимущество для движения.

Как пример можно привести перекрестное столкновение транспортных средств на перекрестке неравнозначных дорог. Один водитель, двигаясь по второстепенной дороги, нарушая п. 13.9 ПДД РФ (требование уступить дорогу), создает опасность для движения водителю, движущемуся по главной дороге, а последний обязан выполнять требования ч. 2 п. 10.1 ПДД РФ (в момент возникновения опасности для движения принять меры к торможению вплоть до остановки транспортного средства).

В ходе автотехнической экспертизы можно определить имел ли возможность водитель, движущийся по главной дороге предотвратить столкновение или нет.

В случае если водитель, который двигался по главной дороге, не имел технической возможности предотвратить столкновение, то однозначно действия водителя, выезжающего с второстепенной дороги находятся в причинно-следственной связи с ДТП и наступившими последствия.

Но как ценить действия водителей и определять причинно-следственную связь в случае если водитель автомобиля, движущийся по главной дороге имел возможность предотвратить столкновение?

Для ответа на указанный вопрос необходимо прибегнуть к рекомендованной научной литературе.
Одним из рекомендованных Минюстом России источников литературы по расследованию уголовных дел о ДТП, а также проведения автотехнических исследований являются «Методические рекомендации по производству автотехнической экспертизы» под редакцией заведующего научно-исследовательской лабораторией автотехнической экспертизы ЦНИИСЭ Н.М. Кристи (рекомендованы Приказом Минюста России от 20.09.2004 N 154 «Об утверждении программы подготовки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений»).

Согласно указанных Методических рекомендаций для установления наличия и степени вины водителя, не имеющего преимущество для движения, необходимо решить вопрос о причинной связи между его действиями и наступившими последствиями, т.е. установить, являлись ли его действия причиной происшествия или условиями, создавшими возможность его возникновения.

То есть, само понятие причинной связи в действиях водителя с событием происшествия, используемым при производстве автотехнических экспертиз, не есть однородное понятие с понятием «причинно-следственной связи», используемом в юридической литературе.

На практике действия водителя могут находиться в причинной связи с созданием опасной обстановки (то есть являться необходимым условием происшествия), а могут состоять в причинной связи с созданием аварийной обстановки (то есть являться причиной происшествия).

При этом, причинно-следственная связь действий водителя с наступившими последствиями будет лишь в действиях водителя создавшего аварийную обстановку (т.е. создавшего причину ДТП). Причинно-следственная связь лица, создавшего условия возникновения происшествия исключается.

В рекомендованной научной литературе причиной дорожно-транспортного происшествия признается обстоятельство, послужившее причиной возникновения аварийной обстановки, т.е. обстановки, в которой остальные участники ДТП были лишены возможности предотвратить происшествие.

Следовательно, причиной происшествия являются обстоятельства, необходимые и достаточные для того, чтобы происшествие произошло.

Необходимыми условиями возникновения дорожно-транспортного происшествия признаются обстоятельства, создавшие опасную обстановку, в которой остальные участники ДТП еще имеют возможность предотвратить происшествие, но по каким-либо причинам этого не сделал. Причинно-следственная связь между действиями, создающими опасность для движения и наступившими последствиями исключается.

Рассматривая указанный выше пример с перекрестным столкновением, можно установить, что действия водителя, движущегося по второстепенной дороге, с технической точки зрения, являлись необходимым условием для наступления события происшествия, но не являлись достаточными для наступления последствий, так как водитель, движущийся по главной дороге располагает возможностью предотвратить ДТП.

Рассматривая действия водителя, который осуществлял движение по главной дороге, можно установить, что последний имел возможность предотвратить ДТП. Наличие технической возможности у данного водителя предотвратить ДТП предполагает собой, что в случае своевременно принятия решение на действия создающие опасность, последний мог снизить скорость своего автомобиля и остановится до автомобиля, выезжающего с второстепенной дороги, тем самым исключив возможность контакта транспортных средств как такового.

Иными словами последствия от ДТП можно было бы избежать если б водитель, движущийся по главной дороге, своевременно стал снижать скорость своего движения.

Таким образом, действия водителя, который движется по главной дороге и располагает технической возможностью предотвратить ДТП, являются и необходимыми и достаточными для наступления события происшествия, а также для наступления последствий от ДТП, т.е. они создают неизбежность происшествия, а значит аварийную обстановку.

Таким образом, в случае если водитель автомобиля, движущийся по главной дороге располагает технической возможность предотвратить ДТП с автомобилем, выезжающим с второстепенной дороги, то именно его действия находятся в причинно-следственной связи с событием ДТП. Вина водителя выезжающего с второстепенной дороги в такой ситуации исключается.

Однако на практике в разных регионах страны по разному устанавливают причинную связь в указанных дорожных ситуациях. В одних регионах к ответственности привлекают обоих водителей, в других привлекают водителя, выезжающего с второстепенной дороги, в третьих – наоборот водителя движущегося по главной дороге.

На сегодняшний день данная проблема требует разъяснения высшей судебной инстанции для однообразности принятия решения по данной категории дел.