Как проходят мусульманские похороны. Как организовать мусульманские похороны

Мусульманские похороны строго регулируются религией. В Коране сказано, что жизнь есть и после смерти. Ритуал погребения - один из важнейших моментов в жизни каждого мусульманина, от которого будет зависеть его дальнейший путь. Известно, что в настоящий момент в мире присутствует более 1,5 млрд приверженцев ислама, но поскольку проживают они в разных странах, то и похороны у татар будут несколько отличаться от обрядов погребения чеченцев или дагестанцев.

У всех верных последователей ислама подготовка к загробной жизни начинает осуществляться еще в этом мире. Так, следуя своим национальным традициям, пожилые татары заранее готовятся к этому дню, приобретая кафан, или кэфен, полотенца и различные вещи для садака, то есть для раздачи на похоронах: такими вещами могут быть платки, рубашки, полотенца и другие предметы обихода, а также деньги.

Похороны мусульман нужно проводить согласно Сунне пророка Мухаммада. Умерших никогда не подвергают кремации. По исламу, это сравнивается со страшной карой, равной горению в аду. Кроме того, Шариатом строго запрещено погребать приверженца ислама на кладбище для других религиозных конфессий, а людей, не являющихся мусульманами, нельзя захоранивать на мусульманском кладбище. Истинно верующего нужно обязательно похоронить в день смерти еще до заката. Можно сделать это на следующий день до захода солнца, но только в том случае, если он умер ночью.

У мусульман на похороны не приносят искусственные цветы и венки, но и живые цветы тоже нежелательны. Это связано с тем, что Пророк советовал избегать лишних трат на умерших, поскольку деньги нужнее живым. Он говорил, что заботится нужно о людях, пока они живы, и цветы тоже нужно принести живым людям. Умершим цветы уже ни к чему.

Последовательность действий

Человек, исповедующий ислам, начинает готовиться к переходу в иной мир, находясь на пороге смерти: он молится и читает Коран. В то время, когда умирающий еще жив, его кладут на спину таким образом, чтобы ноги были направлены в сторону Мекки и начинают громким голосом читать молитву так, чтобы умирающему было хорошо слышно. Обычаи требуют, чтобы незадолго перед смертью любому верующему мусульманину давали выпить немного холодной воды.

Родственники, соседи или приглашенные люди идут копать могилу, которую нельзя оставлять пустой, поэтому возле нее либо остается какой-нибудь человек, либо в нее кладут любой металлический предмет. Те, кто участвовал в выкапывании, получают садак: как правило, это носовые платки или деньги.

Женщины все это время занимаются подготовкой к похоронам: они шьют вручную саван, без узлов, просто сшивая полотно крупными стежками. После возвращения мужчин с кладбища начинается обмывание тела.

Полное обмывание тела, или гусль, согласно требованиям Корана, совершается женщиной, если усопшая женского пола, и мужчиной — если мужского. Затем происходит оборачивание тела в саван (кафан), причем в этом процессе должно принимать участие не менее четырех человек. Шахидов не обмывают. Если отсутствуют люди, имеющие одинаковый пол с умершим, то купание тоже не производят. Однако в такой ситуации возможно совершение таяммума, то есть можно произвести омовение песком или землей.

Тело усопшего кладут на твердое возвышение, которое называется танашир, и обращают лицом к Мекке.

Умершему накладывают повязку на челюсть, чтобы она не отвисала, закрывают ему глаза, распрямляют руки и ноги, а на живот кладут что-нибудь тяжелое, чтобы он не вздувался. Волосы женщин делят на две части и раскладывают их по груди. Согласно традиции татарских похорон, голову часто покрывают старым полотенцем. Также закрывают все стеклянные поверхности.

Затем тело переносят на тобут, или погребальные носилки, и начинают читать заупокойную молитву, при этом сохраняя спокойствие и удерживаясь от громких рыданий, так как считается, что усопший будет мучиться, если его шумно оплакивать.

По мусульманским обычаям запрещено молиться за того, кто убил мать или отца, однако за самоубийцу это делать можно. Если умерло сразу несколько человек, можно прочитать одну общую молитву. Если мужчины отсутствуют, и женщина читает молитву, то последняя признается действительной.

Традиции обмывания

Мусульманский обряд обмывания проводится таким образом:

  1. Усопший укладывается на твердую поверхность лицом к Мекке, а все место, где будет проходить купание, ароматизируется травами или эфирными маслами. Половые органы тела закрывают полотном.
  2. Гассал, или человек, который будет проводить обмывание, трижды моет свои руки, одевает перчатки и нажимает на живот усопшего, выдавливая его содержимое. Потом моет половые органы, не глядя на них. Затем гассал снимает перчатки, надевает новые, окунает их в воду и вытирает рот усопшему, чистит ему нос и моет лицо.
  3. После этого моет обе руки по локти, начиная обмывание с правой руки. Тело кладут на левый бок, а омывают правый, при этом каждую руку по локоть и лицо моют трижды. Голову и бороду обмывают теплой мыльной водой и кедровым порошком, или гулькаиром.
  4. Законы ислама диктуют один порядок купания тела для мужчин и для женщин: половые органы не трогают руками, вода просто льется на ткань, которой они покрыты. Все действия проводят трижды. Затем тело переворачивают на другой бок и все повторяют. Однако переворачивать тело лицом вниз для того, чтобы вымыть спину, не разрешается.
  5. Ароматическими маслами смазывают ноздри, лоб, руки и ноги. Подстригать волосы или ногти усопшему запрещено.

По исламским законам, нельзя хоронить человека в одежде. Его тело нужно завернуть в саван, или кафан, желательно из белой материи. Эта процедура называется Такфин. Как передается в хадисе от Айши, желательно обернуть усопшего мужчину тремя покрывалами белого цвета, каждое из которых должно закрыть все его тело. Женщину заворачивают в 5 полотен: одним нужно обернуть голову, вторым закрыть тело ниже пупка, третьим закрыть тело выше пупка, а оставшимися двумя обернуть все тело.

Чтобы обернуть новорожденных детей или погибших младенцев, должно хватить одного полотна. Для детей мужского пола, не достигших 9 лет, допустимо обертывание в саван так же, как и для взрослого или младенца. Татарские похороны предусматривают, чтобы кафан покойному супругу делала жена, а супруге - муж, дети или другие родственники. В той ситуации, когда усопший был одинок, обряд похорон должны проводить ближайшие соседи.

Если покойный был бедным, то обертывание его тела тремя покрывалами будет считаться сунной. Если усопший не был бедным и не оставил долгов после себя, то его тело покрывается тремя полотнами в обязательном порядке. При этом ткань савана должна соответствовать материальному состоянию покойного - таким способом выражается уважение к нему. Хотя тело разрешено оборачивать материей, которая уже использовалась, однако лучше, если полотно будет новым.

Шелковой тканью запрещено обертывать тело мужчины.

Порядок обертывания следующий:

  1. Согласно правилам, которыми сопровождаются похороны в исламе, перед такфином не стригут и не расчесывают волос и бороды, ногти рук и ног тоже не стригут, а золотые коронки никогда не снимают. Все эти процедуры нужно проводить в то время, когда человек еще жив.
  2. Порядок оборачивания для мужчин следующий: на твердую поверхность укладывается первая ткань, лифофа, посыпанная ароматическими травами и побрызганная ароматическими маслами, таким, например, как розовое масло. Сверху лифофы расстилается следующее полотно, изор. На него помещается тело, обернутое в третье полотно, камис. Руки умершего протягивают вдоль тела и натираются благовониями. После этого читаются молитвы, а затем с покойным прощаются. Тканью Изор оборачивают тело в такой последовательности: сначала левую сторону, после чего — правую. Полотном Лифофа обертывают сначала с левой стороны, после чего завязывают узлы у ног, головы и у пояса. Эти узлы будут развязаны, когда тело начнут опускать в кабр.
  3. Порядок обертывания женщин аналогичен мужскому, вся разница заключается только в том, что перед оборачиванием в камис грудь умершей женщины покрываются еще одной материей, хиркой, которая должна закрывать грудь от уровня подмышек до живота. А на лицо женщины накладывается платок, химор, подвернутый под голову. После того как женщину покрывают камисом, ее волосы укладываются на него.

Молитва на похоронах

Ислам придает молитве во время похорон по мусульманским традициям очень большое значение. Похоронные носилки с раздвигаемой верхней частью, называемые тобут, устанавливают перпендикулярно относительно местонахождения Мекки.

Молитву читает имам или заменяющий его человек, при этом он располагается к тобуту ближе всех, а позади него размещаются все остальные собравшиеся.

В отличие от ежедневных молитв, в этом случае отсутствуют поклоны, как поясные, так и земные. Джаназа, так называют погребальную молитву, представляет собой обращение к Всевышнему с просьбой простить умершего и помиловать. Имам спрашивает у родственников покойного, остался ли он должен кому-то, и есть ли кто-то, поссорившийся с ним и не простивший его. Всех этих людей он просит не держать зла на погребаемого и простить его.

Если над телом умершего молитва не будет прочитана, то похороны не будут признаны действительными. Джаназа должны читаться и над ребенком или новорожденным, успевшим заплакать. В том случае, если новорожденный уже рожден мертвым, то читать над ним молитву не рекомендуется. Джаназа читается над всеми умершими, исповедовавшими ислам, даже над маленькими детьми, исключением являются только шахиды.

Процедура погребения

По законам ислама требуется похоронить умершего очень быстро, желательно в тот же день, на самом близкорасположенном кладбище. Причем опускать тело следует вниз ногами, а затем нужно уложить его на правый бок так, чтобы лицо его смотрело в направлении Мекки. Когда бросают в могилу землю, то произносят на арабском языке слова, перевод которых звучит так: «все мы принадлежим Всевышнему и возвращаемся к Всевышнему».

Покрытая землей могила должна подниматься над уровнем земли примерно на 4 пальца. На сформированную могилу льют воду и бросают 7 раз по горсти земли, а затем читают на арабском языке молитву, смысл которой такой: «из земли Мы сотворили вас, в землю возвращаем вас, из нее выведем вас в следующий раз». После этого у могилы остается только один человек, который читает тасбит или таскин, содержащие слова о вере. Они должны облегчить усопшему встречу с ангелами.

Кабр (могила)

Кабр, так называется мусульманское захоронение, может быть выкопано по-разному в зависимости от региона, рельефа кладбища и от состава почвы на нем. Но следует обязательно соблюдать 2 требования:

  1. Усопший должен быть хорошо защищен от диких зверей.
  2. Погребение должно препятствовать проникновению запаха и распространению его.

Поэтому яму нужно вырыть такой глубины, чтобы звери и птицы не смогли ее раскопать, шириной от 60 до 80 см, а длиной в рост умершего с вытянутой рукой. Минимальная глубина ямы составляет 150 см, а максимальная (сунна) - 225 см. В целом кабр представляет собой углубление в земле, в котором выделена специальная боковая ниша для тела. Она выкапывается в той стороне, с которой находится Мекка, и делается настолько высокой и широкой, чтобы в ней можно было поместиться сидя. Поскольку сунной приписывается (как написано у Бушра аль-карим), чтобы ниша в кабре позволяла уложить усопшего в позу, приблизительно похожую на ту, в которой он находился во время поясного поклона при жизни, у некоторых людей существует убеждение, что мусульман хоронят сидя.

В подготовленную и укрепленную кирпичами нишу помещают тело, расположив его лицом в сторону Мекки, покрывают потолок плитами и засыпают кабр землей.

Если верующий умирает во время путешествия на корабле, законы Шариата требует отложить похороны, чтобы принесенный на сушу усопший смог пройти ритуал погребения на земле. Однако если земля находится слишком далеко, над умершим на месте полностью производится мусульманский ритуал, с омовением, оборачиванием и молитвой. После чего к его ногам привязывают что-нибудь тяжелое, и тело предается воде.

Место погребения верующих мусульман отличаются от других кладбищ тем, что все там устроено в соответствии со словами и заповедями пророка Мухаммеда, который советовал посещать кладбища, чтобы не забывать о конце света:

  1. Надгробия и кабры ориентированы по направлению расположения Мекки.
  2. Все усопшие лежат лицом в сторону Мекки.
  3. Приходящий на кладбище не должен зажигать и ставить свечи, приносить венки, букеты или употреблять спиртное.
  4. Могила мусульманина должна быть скромной, без излишеств, чтобы не унижать бедных и не вызывать зависть.
  5. На могильной плите указывается имя захороненного, дата смерти, общая информация о нем и цитаты из Корана, однако не должно быть его фотографий или других изображений.
  6. На каждом мусульманском кладбище есть специальные места для обмывания умерших.
  7. На могилах верующих мусульман сидеть запрещено.
  8. На могилах не рекомендуется устанавливать памятники, но разрешено положить плиту, чтобы все понимали, что это могила, и ходить по ней нельзя.
  9. Не одобряется использование кабра в качестве молитвенного места.
  10. Не разрешается погребать на мусульманском кладбище неверных, даже если все их родственники исповедуют ислам.
  11. Прошедший мимо кладбища верующий мусульманин, как правило, произносит суру из Корана, при этом то, как расположены могилы, подсказывает ему, куда следует обратить лицо.


Оплакивание покойного

Похороны у мусульман не должны оглашаться громкими рыданиями и истерическими причитаниями, кроме того, нельзя оплакивать усопшего уже на четвертые сутки после его кончины. Как такового оплакивания усопшего Шариат не воспрещает, однако делать это слишком громко строго запрещено. Недопустимо, чтобы, родственники умершего расцарапывали лица и тела, вырывали волосы, рвали одежду, или наносили себе какие-то увечья. Мухаммед сказал, что усопшему плохо, он мучается в то время, когда его оплакивают.

Исламские законы требуют, чтобы плачущих мужчин, особенно молодых, или среднего возраста, окружающие упрекали, а если зарыдают дети или старики, их ласково утешали.

Шариатом запрещена профессия плакальщиц, однако в некоторых исламских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, которым свойственны тонкие трогательные голоса. Эти женщины нанимаются не соблюдающими законы своей религии людьми на время погребальных ритуалов и поминок.

Поминальные дни

Тазию, то есть соболезнование родственникам усопшего, принято выражать в течение первых 3 дней после смерти, потом это уже нежелательно. Строго запрещено оставаться на ночь в доме умершего, если там проводится тазия. Соболезнование не выражают дважды. Предусмотрено обязательное чтение Корана и раздача садака.

Мусульмане проводят поминки:

  • в день похорон;
  • на третий день;
  • на седьмой день;
  • на сороковой день;
  • в годовщину смерти.

Затем поминки проводятся каждый год в день смерти. На них приглашают всех родственников, даже если они живут очень далеко, при этом отказываться от приглашения можно только при исключительных ситуациях. Как правило, приезжают все приглашенные.

В доме умершего накрывается стол для пришедших проститься. Сами родные и близкие усопшего не принимают участия в подготовке поминальной трапезы. Все необходимое приносят и готовят друзья и соседи, так как родные усопшего слишком удручены постигшим их горем.

Спиртное на мусульманской поминальной трапезе отсутствует, на стол подают чай и сладости, а затем несут плов. Никаких особенных блюд для поминок не готовят, на стол выкладывают все то же самое, что и каждый день. Обязательными продуктами являются сладости, поскольку они символизируют сладкую загробную жизнь для мусульман.

Поминальная трапеза проходит в полном молчании.

Мужчины и женщины участвуют в поминальной трапезе только по отдельности, при этом они должны обязательно находиться в разных комнатах. Когда помещение только одно, а разделить его невозможно, то в поминальной трапезе участвуют исключительно мужчины. После нее все молча встают и идут на кладбище к могиле умершего.

Данная статья содержит: молитва которую читают на похоронах у мусульман - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.

2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид’а?" или "Можно ли?" не принимаются.

3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/

Что надо читать и как, на похоронах и на поминках?

Re: Что надо читать и как, на похоронах и на поминках?

Уважаемый брат! после того как мусульманин умирает, обязанностью остальных мусульман является похоронить его должным образом, после смерти необходимо умершего омыть, затем после того как его омоют, на него совершают джаназа намаз, этот намаз состоит из четырех такбиров, и нет в нем, не поясного не земного поклона, джаназа намаз совершается таким образом.

1- первый такбир: говорим Аллаху акбар, а затем читаем сурау Аль-Фатиха.

2- второй такбит: говорим Аллаху акбар, а затем читаем следующее дуа, " Аллахумма-гфир ля-ху, уа-рхам-ху, уа-`афихи, уа-`фи `анху, уа акрим нузуля-ху, уа вваси` мудхаля-ху, уа-гсиль-ху биль-мааи уа-салджи уаль-барад, уа накъи-хи миналь-хатаая камаа накъайта ссаубаль абяда мина дданас, уа абдиль-ху дааран хайран мин даари-хи, уа ахлян хайран мин ахли-хи, уа зауджан хайран мин зауджи-хи, уа адхиль-ху аль-джанна, уа а`ыз-ху мин азабиль къабри, уа азаби ннари"

(О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучении могилы), и окажи ему милость,и дай ему хорошее место пребывания,и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от грехов, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!)

3- третий такбир: говорим Аллаху акбар, а затем читаем "Аллахума сали" и Аллахума барик" т.е ду`а которое мы читаем ежедневно в намазе, в конце намаза в последним ташахуде.

4- четвертый такбир: говорим Аллаху акбар, не читаем ничего и даем салам только в правую сторону.

На этом намаз заканчивается, и покойного несут на кладбище для захоронения, когда покойного уложат в могилу, то верующим следует делать ду`а за него, и не вкоем случае нельзя читать суры из Курана, так как этого не делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А так же хотел заметить, что в Исламе нет такого понятия как поминки, после захоронения умершего, можно делать за него ду`а, давать от его имени садака, или сделать за него хадж если он не успел его совершить, а то, что мы видим сегодня, что некоторые мусульмане делают поминки на третий день, на седьмой и сороковой день, то это является нововведением, и уподоблением христианам.

Сообщается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая передала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: " Кто совершит какое либо деяние, на которое не было нашего указания, то оно (деяние) будет отвергнуто " (Бухари).

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей

Мусульманские похороны

По Шариату мусульманин должен еще в земной жизни готовится к переселению в другой мир. Над мусульманином совершают особые обряды, они по своей особенности сложны, а поэтому ими руководят духовные лица и читаются погребальные молитвы.

По закону мусульман очень важно соблюдать погребальные обряды, это долг каждого мусульманина.

Умирающему закрывают глаза и подвязывают подбородок, выпрямляют ноги и руки и закрывают лицо. На живот кладут тяжесть, чтобы не было вздутия. В некоторых случаях делают махрам-суви или омывание запачканных участков тела.

Традиционный обряд омовения называется тахарат и производится сразу после смерти. Если умерший паломник и не обошел вокруг Каабы, то его моют чистейшей водой без всяких примесей.

Обычного умершего омывают водой с кедровым порошком и камфарой, кладя на жесткую поверхность лицом, обращенным к Кыбле. Помещение окуривают благовониями. Руки и лицо моют три раза, шея, голова и уши только смачиваются. Весь обряд длится четыре часа, главное участие в нем принимает родственник

Руки, ноги, лоб и ноздри ароматизируют благовониями. Мужчины не имеют право мыть женщин и наоборот. Только у супругов есть такое право.

По шариату запрещено хоронить усопших в одежде. Мусульманских умерших окутывают в саван из белой ткани, состоящей из трех частей.

  • Лифафа – кусок материи, длинее изара (на 40 см с каждой стороны, для временных завязок), которым покрывают тело поверх изара.
  • Камис – рубаха чуть ниже колен.
  • Лифафа – кусок материи, длинее изара (на 40 см с каждой стороны, для временных завязок), которым покрывают поверх изара.
  • Камис – рубаха, без воротника, чуть ниже колен.
  • Химар – платок для покрывания головы и волос женщины.
  • Изар – кусок материи, окутывающий тело с головы до ног.
  • Хирка – ткань покрывающая грудь, закрывающий тело от подмышек до бедер.

Если умер мальчик до девяти лет, его закутывают в саван. Если это состоятельный человек, который не имеет долгов – его тело заворачивают в три куска ткани. Материя должна быть соответствующей достатку умершего.

Особое значение мусульмане придают погребальной молитве. Её совершает имам, тобут устанавливают лицом к Кыбле. Имам стоит около гроба усопшего мусульманина, при молитве поклоны как у христиан не делают.

Если молитва не прочитана – похороны недействительны. Обязательна молитва над новорожденным подавшим признаки жизни, над ребенком родившимся мертвым молитву не читают.

Если мусульманин умер, его хоронят очень быстро головой в сторону Кыблы. Тело в могилу опускают ногами вниз, над мусульманкой которую опускают в могилу держат покрывало, для того чтобы мужчины не увидели женский саван. Родственники и знакомые бросают горстями землю вслед за умершим и говорят: « Мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» – слова из Корана. Захоронение поливают водой и говорят над ним молитву.

Особенностью мусульманских похорон является то, что мусульман не хоронят в гробу и то, что земля должна возвышаться над могилой на пять сантиметров.

Аллаh Всевышний сказал в Коране, что «и одному человеку Мы не давали вечной жизни». («Аль-Анбия»,34). «Каждая душа вкусит смерть». («Аль-Анбия»,35). «Но Аллаh не отсрочит ни одной душе, коль скоро наступит определенный для нее (души) срок. Аллаh знает о ваших деяниях и воздаст вам за них».(«Аль-Мунафикун»,11). Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов - долг каждого мусульманина. Прежде всего, умирающего (будь-то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить его на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему, так, чтобы он слышал, читают молитву «Калимат-шахадат» (Ла илаха илла-ллаху, Мухаммадун-Расулу-ллахи)

«Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха». Муаз бну Джабаль приводит такой хадис: Сказал Пророк, что тот, у кого последним словом будут слова «Калимат-шахадат», обязательно попадет в Рай. Согласно хадису, желательно читать умирающему суру «Ясин». Последний долг перед умирающим дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Но желательно давать по каплям священную воду Зам-Зам или сок граната. Возле умирающего не принято вести слишком громкий разговор или плакать. После смерти мусульманина, над ним совершается следующий обряд: подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). В отдельных случаях производят «махрам-суви» - обмывание загрязненных частей тела. Затем делают гусуль.

ОМОВЕНИЕ (ТАХАРАТ) И ОБМЫВАНИЕ (ГУСУЛЬ) ПОКОЙНИКОВ

Лицо покойного и его руки по локоть моются три раза. Смачиваются голова, уши и шея. Моются ноги по щиколотку. Голову и бороду моют с мылом, желательно теплой водой, содержащей кедровый порошок (гулькаир). Кладут покойного на левый бок и моют правый бок. Порядок мытья: льют воду, протирают тело, затем снова льют воду. На материю, прикрывающую половые органы, только льется вода. Эти места не протираются. Все это проделывается три раза. То же самое проделывают, положив покойного на правый бок. Затем снова, положив на левый бок, омывают водой три раза. Запрещено класть грудью вниз, чтобы вымыть спину. Слегка приподняв за спину, поливают на спину. Положив покойного, проводят ладонями вниз по груди, надавливая, чтобы вышли остатки испражнения. Производится общее обмывание всего тела. Если после этого произойдет выход испражнений, то обмывание уже не производится (только очищают место). Обязательно обмывать покойного один раз. Свыше трех раз - считается излишним. Мокрое тело покойного вытирается полотенцем, лоб, ноздри, руки, ноги покойника смазываются благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур и т.д.).

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ НОСИЛКИ (ТОБУТ)

ПОГРЕБАЛЬНАЯ МОЛИТВА (ДЖАНАЗА)

ЧТЕНИЕ КОРАНА ВО ВРЕМЯ ПОХОРОН

"Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун"

(Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены.)

1. Верить в принцип Единобожия (нет бога, кроме Аллаhа, и Мухаммад – Его посланник) 2. Ежедневно соблюдать пять обязательных молитв (намазов), а также выполнять дополнительные (сунна, витр, нафиль).

3. Читать Коран, размышлять над его смыслом, действовать согласно ему. Читать Коран днем и среди ночи, а также перед обязательными намазами. Полностью прочитывать Коран, как минимум, один или два раза каждый месяц. 4. Читать Хадисы Пророка, мир Ему, следовать тому, что Сунна приказывает и остерегаться того, что она запрещает. 5. Стремиться быть в обществе праведных мусульман, постоянно вспоминающих Аллаhа, извлекать пользу от общения с ними для улучшения собственной веры и жизни. 6. Приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого, придавая этому большое значение.

Чтобы это стало потребностью души мусульманина, необходимо постоянное вспоминание смерти путем:

а) посещения могил для размышления, наблюдения, получения выводов;

б) посещения людей преклонного возраста в их домах, особенно родственников. Ведь молодость дана не навечно, за ней обязательно наступит беспомощная старость. Таким образом, необходимо использовать свою молодость на благие поступки, пока не наступила старость;

в) посещения больных и наблюдения за различием существующих болезней. Следует благодарить Аллаhа за собственное здоровье, прилагая как можно больше сил для поклонения Аллаhу, пока, не дай Аллаh, не случилась с тобой какая-нибудь болезнь.

Все это помогает мусульманину постоянно обновлять покаяние (тауба); быть удовлетворенным собственным положением; увеличивать активность в поклонении.

Однако если мусульманин невнимателен в покорности Аллаhу и Его Пророку мир Ему, несерьезно относится к исполнению предписаний Шариата, – это результат небрежного, ленивого и безразличного отношения к поклонению.

«Скажи: «Поистине, нет спасения от смерти, от которой вы бежите. Она непременно постигнет вас, потом вы будете возвращены к Тому, кто знает сокровенное и явное, и Он вам напомнит то, что вы творили». («Аль-Джуму’а», 8)

Для того чтобы организовать похороны мусульман, необходимо знать все нюансы погребальных традиций, предписанных исламом. Даже внешне мусульманские кладбища имеют особенности – все надгробные памятники на них обращены в сторону Мекки. Принявшие ислам готовятся к смерти еще при жизни: посещают больных, людей преклонного возраста, могилы умерших. Среди последователей ислама не принято громко выражать горе, поэтому оплакивают усопшего тихо. Считается, что если семья оплакивает умершего, они приносят ему мучения. Правоверного мусульманина по законам Шариата положено похоронить в день смерти, обязательно до захода солнца.

Мусульманские похороны начинаются с омовения и обмывания покойника водой, затем его окутывают в саван из хлопчатобумажной ткани (Шариат запрещает хоронить умершего в одежде). На кладбище усопшего доставляют на специальных носилках (они называются Тобут). Перед погребением читается молитва Всевышнему о прощении грехов. Это очень важная для мусульман погребальная молитва, которую читает имам. Хоронят мусульман, как правило, на ближайшем кладбище. Закон Шариата запрещает возводить роскошные памятники или строить склепы, так как это может унижать бедных умерших.

Как хоронят мусульманина. Мусульманский обряд похорон

Горе ходит рядом с радостью, хорошее мы ждем всегда, но не стоит забывать, что похороны неизбежны в жизни каждой семьи, и приходят они, как всегда, неожиданно и не вовремя. Когда кто-то покидает этот мир, его необходимо проводить достойно, согласно традициям и вероисповеданию усопшего. Мусульманские обряды перехода в мир иной довольно самобытны, кому-то они могут показаться даже странными.

Приведение тела в порядок

Если вы знаете, как хоронят мусульманина, то для вас не будет новостью то, что процедура подготовки тела проводится в три этапа, согласно сложившейся многовековой традиции. Проводится ритуальное трехкратное омовение усопшего (чем именно – написано ниже), а само помещение, в котором проводятся эти действия, окуривается благовониями. Вернемся к омовению. Для этого используются:

  1. Вода с порошком кедра.
  2. Камфорный раствор.
  3. Прохладная вода.

Некоторые трудности присутствуют в омовении спины, поскольку усопшего нельзя класть грудью вниз. Покойного приподнимают, чтобы омыть его снизу, далее по груди проводят ладонями сверху вниз, надавливая со средней силой. Это необходимо, чтобы из тела вышли все нечистоты. Затем покойного омывают целиком и проводят очищение испачканных мест, если после финального омовения и надавливания на грудь происходил выход экскрементов.

Необходимо подчеркнуть, как хоронят мусульманина в современности – сегодня достаточно один-два раза омыть тело, а проведение этой процедуры более трех раз считается излишним. Умершего обтирают тканым полотенцем, ноги, руки, ноздри и лоб умащиваются благовониями, в качестве которых употребляются, например, Зам-Зам или Кофур. Ни в коем случае не разрешено подстригать покойному ногти и волосы.

На любом мусульманском кладбище имеется помещение для омовений, при этом совершить обряд могут не только родные усопшего, но и, по их желанию, работники кладбища могут на себя взять исполнение этой процедуры.

Законы и правила

По законам Шариата погребать мусульманина на неисламском кладбище, и наоборот – человека другой веры хоронить на мусульманском кладбище, строго запрещено.

Когда задаются вопросом о том, как правильно хоронить мусульманина, при погребении усопшего обращают внимание на расположение могилы и памятника – они должны быть направлены строго в сторону Мекки. Если погребению подлежит беременная супруга мусульманина, которая имела вероисповедание, отличное от мусульманского, то ее хоронят спиной к Мекке на отдельном участке – тогда дитя в чреве матери будет находиться лицом к Святыне.

Захоронение

Если вы не знаете, как хоронят мусульманина, учтите, что еще одним очень важным аспектом процедуры является то, что представителей этой религии предают земле без гроба. Исключительными случаями захоронений в гробах являются сильно изуродованные расчлененные тела или их фрагменты, а также разложившиеся трупы. Умершего доставляют на кладбище на специальных железных закругленных сверху носилках, называемых «табутой». Усопшему готовится могила с отверстием в боковой стороне, которое внешне схоже с полкой – вот туда и помещают покойного. Это исключает попадание воды на тело при поливе цветов. Поэтому на исламских кладбищах нельзя ходить между могилами, так как мусульмане хоронят умерших в могиле, а на деле погребенный оказывается расположенным в ней чуть сбоку, тогда как непосредственно под могилой пусто. Такое местоположение покойного не дает, в частности, животным почувствовать его запах, раскопать могилу и вытащить его наружу. Кстати, именно для этого мусульманскую могилу укрепляют кирпичами и досками.

Над усопшим мусульманином читаются определенные молитвы. Тело опускается в могилу ногами вниз. В могилу принято бросать землю и лить воду.

Почему сидя?

Почему и как хоронят мусульман сидя? Это связано с тем, что мусульмане верят в живую душу в умершем теле сразу после похорон – пока ангел смерти не передаст ее ангелу рая, который подготовит душу усопшего к вечной жизни. Перед этим действием душа отвечает на вопросы ангелов, столь серьезная беседа должна проходить в приличных условиях, поэтому иногда (не всегда) мусульман принято хоронить сидя.

Кафтан для погребения

Как хоронят мусульманина по всем правилам? Есть еще одна особенность. Усопшего принято заворачивать в белый саван или кафтан, который считается могильной одеждой и представляет собой разные по длине отрезы ткани. Лучше, чтобы кафтан был белого цвета, а качество ткани и ее длина должны соответствовать статусу усопшего. При этом кафтан разрешается подготовить еще при жизни человека.

Узлы на саване завязываются у головы, пояса и у ног, а развязывают их непосредственно перед захоронением тела.

Мужской кафтан состоит из трех кусков полотна. Первая покрывает покойного с головы до ног и называется «лифофа». Вторым отрезом ткани – «изором» – оборачивается нижняя часть тела. Наконец, сама рубаха – «камис» – должна быть такой длины, чтобы прикрывались половые органы. Позволяют понять, как хоронят мусульман, фото, представленные в статье.

Что касается женского погребального костюма, то мусульманку хоронят в кафтане, состоящем из вышеописанных частей, а также платка («кирки»), покрывающего голову и волосы, и «химора» – куска такни, прикрывающего грудь.

Дни и сроки

Законы Шариата четко определяют, как хоронят мусульман – мужчин и женщин. Эту процедуру следует проводить в день смерти покойного. На похоронах присутствуют только мужчины, но в некоторых мусульманских странах на процессию допускаются и женщины, у представителей обоих полов голова должна быть покрыта. Речи на похоронах говорить не принято, только мулла читает молитвы, оставаясь у могилы еще примерно на один час (а раньше – до восхода солнца) уже после процедуры захоронения и ухода процессии с кладбища (своими молитвами он должен «подсказывать» душе покойного, как правильно отвечать ангелам). На картинке ниже вы можете увидеть, как хоронят мусульман – фото иллюстрирует молитву муллы.

Как и в христианстве, в исламе есть третий, седьмой (не девятый) и сороковой дни с момента смерти, которые являются памятными. Помимо этого, родственники и знакомые покойного каждый четверг с седьмого до сорокового дня собираются и поминают его чаем, халвой и сахаром, во главе стола сидит мулла. Дом, где проживал умерший, не должен слышать музыки 40 дней после трагического события.

Особенности похорон ребенка

Заранее покупают голубей, число которых должно равняться числу лет умершего. Когда похоронная процессия выходит из дома, кто-то из родственников открывает клетку и выпускает птиц на волю. В детскую могилу кладут любимые игрушки безвременно ушедшего ребенка.

Самый тяжкий грех – посметь отнять жизнь

Почему же богобоязненные мусульмане отваживаются на самоубийство, и как хоронят самоубиенных мусульман? Исламская религия категорически запрещает как насильственные действия по отношению к другим людям, так и над своим телом (акт самоубийства – это насилие над своей плотью), наказывая за это дорогой в ад. Ведь совершая акт самоубийства, человек противится Аллаху, который предопределяет судьбу каждого мусульманина. Такой человек по факту добровольно отказывается от жизни его души в раю, то есть как бы вступает в спор с Богом. – мыслимо ли это?! Зачастую такими людьми движет банальное невежество, истинный мусульманин никогда не отважится на такой тяжкий грех, как самоубийство, ибо понимает, что его душу ждут вечные страдания.

Похороны самоубийц

Несмотря на то что исламом осуждается незаконное убийство, обряд погребения проводится в обычном порядке. Вопрос о том, как хоронят мусульман-самоубийц, и как следует это делать правильно, не раз вставал перед руководством исламской церкви. Существует предание, согласно которому пророк Мухаммед отказался читать молитву над самоубийцей и таким образом наказал его за тягчайший грех и обрек его душу на муки. Тем не менее, многие считают, что самоубийца – это преступник перед Аллахом, но не по отношению к другим людям, и такой человек сам будет держать перед Богом ответ. Поэтому и процесс захоронения грешника ничем не должен отличаться от стандартной процедуры. Сегодня запрета на проведение погребальной молитвы над самоубийцами не существует, муллы читают молитву и проводят процедуру погребения по обычной схеме. Во спасение души самоубийцы его близкие могут совершать благие деяния, подавать милостыню от имени погребенного грешника, жить скромно, чинно и строго следовать законам Шариата.

В университете у меня был замечательный преподаватель по религиоведению. Он рассказывал такие захватывающие истории о религиях разных народов, что даже двоечники слушали его с открытыми ртами. Особенно запомнились мне истории об особенностях погребения умерших в разных культурах мира. Но остановится я хочу на мусульманах - их традиции очень отличаются от христианских.

Подготовка к похоронам мусульман

Хоронить умерших мусульман стараются как можно быстрее. В идеале нужно успеть похоронить умершего до захода солнца в день его смерти . После смерти тело кладут на твердое ложе , закрывают глаза, подвязывают подбородок, распрямляют конечности. Далее идет обряд омовения , этим занимаются специально обучение люди. Мужчин омывают мужчины, а женщин - женщины. После смерти умершему не подстригают волосы и ногти. Мусульман не хоронят в одежде, а окутывают в саван - большие куски полотна.


Как хоронят мусульман

Умершего хоронят обычно на ближайшем кладбище . Несут туда на специальных носилках с раздвижной крышкой (тобут) . Размеры могил могут быть разными, все зависит от рельефа местности. Главное, чтобы от могилы не распространялся запах и тело не смогли достать звери, с этой целью ее укрепляют кирпичом или досками. Тело опускается без гроба на землю, голова должна быть повернута в сторону Мекки. Если все же по какой-то причине умершего хоронят в гробу, то на его дно насыпают немного земли. На похоронах присутствуют только мужчины , а женщины могут прийти на кладбище на следующий день. Также запрещается громко оплакивать умерших, рвать на себе одежду, волосы или как-то ранить себя от горя.


Особенности мусульманских похорон

Похороны в разных культурах и религиях чем то схожи между собой, но в тоже время имеют свои отличительные стороны. Чем исламские похороны так сильно отличаются от православных:

  • нельзя использовать гроб;
  • тело окутывают в саван;
  • хоронят как можно быстрее, в день смерти;
  • на похоронах присутствуют только мужчины;
  • нельзя громко оплакивать умершего;
  • на поминки готовят обычную еду , не праздничную;
  • не бальзамируют и не кремируют тела;
  • на могилах не ставят больших памятников, и не используют изображения умерших;
  • все надгробные камни повернуты в сторону Мекки.

Как видите, отличий много, но все же невзирая на них, смерть человека и его уход в мир иной остается печальным событием как для верующих мусульман, так и для христиан.

Стены мечетей, обрезание и похоронный обряд – это всё, с чем у многих мусульман ассоциируется религия Аллаха. В публикациях на нашем сайте мы много раз повторяли: Ислам гораздо шире этих понятий! Сегодня мы хотим рассказать о том, что и в рамках похорон наши действия зачастую расходятся с тем, чего от нас требует Шариат. О том, как провести похороны согласно Сунне. И пусть каждый, кто откроет в этой статье для себя что-то новое, лишний раз спросит себя: почему я поступал именно так, а не по-другому? Почему не интересовался, что об этом говорят Сунна и труды учёных Ислама? Чем я руководствуюсь, когда совершаю что-то от имени Ислама?

Вниманию читателя предлагается описание процесса похорон согласно Шариату (по шафиитскому мазхабу), с момента, когда к человеку подступает смерть, до того, как его могила будет полностью засыпана землёй. А также некоторые выводы и параллели с тем, как похоронный процесс проходит у мусульман Дагестана.

Когда мусульманин находится при смерти

…его желательно положить на правый бок так, чтобы лицом он был обращён в сторону киблы. Если же это невозможно или трудно сделать, то умирающего надо положить на спину, немного приподнять голову и обратить лицо и ступни в сторону киблы. Желательно (сунна) напоминать умирающему о необходимости повторять слова шахады: «ля илягьа илляЛлагь». Однако делать это необходимо в мягкой форме, без проявления настойчивости, не говоря ему: «скажи…». В хадисе имама Муслима (№ 916, 917) передаётся: «Подсказывайте вашим умирающим [слова]: “ля илягьа илля Ллагь”». Желательно читать перед умирающим суру «Йа Син», как об этом передаётся в хадисе: «Читайте вашим умирающим “Йа Син”» (Абу Дауд , № 3121; Ибн Хиббан , № 720). Хадис является слабым, однако данное действие также передаётся от сподвижников.

Также желательно напоминать умирающему мусульманину о милости и прощении Всевышнего и внушать надежду на то, что Аллах простит ему все грехи за его веру и единобожие. В достоверном хадисе говорится: «Я [буду Таким], Каким Меня представлял Мой раб» (Аль-Бухари , № 6970; Муслим, № 2675).

Непосредственно после смерти

…желательно закрыть глаза покойного (имам Муслим, № 960), связать его челюсть повязкой, чтобы рот не остался открытым; размягчить все его суставы, положить что-нибудь тяжёлое на его живот, чтобы он не вздулся; затем снять с него всю одежду, положить на кровать или что-либо приподнятое от земли, повернуть в сторону киблы и накрыть всё тело лёгким покрывалом.

Обязанности мусульман по отношению к умершему

После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением четырёх вещей: омыть его тело (гусль), обернуть его в саван (такфин), совершить за него заупокойную молитву и похоронить. Перечисленное является коллективной обязанностью (фард уль-кифая) мусульман населённого пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех мусульман населённого пункта.

Первым из четырёх перечисленных выше действий совершается полное омовение тела (гусль), минимальный уровень которого заключается в очищении тела от нечистот (наджаса) и последующем полном купании. Мужчину обязательно должен мыть мужчина, а женщину – женщина. Исключение составляют муж и жена друг для друга. Если же для купания мужчины нет никого, кроме посторонних женщин, или для купания женщины нет никого, кроме посторонних мужчин, то купание не совершается. Вместо него совершается таяммум (омовение пыльной землёй). В общем же совершение купания является обязательным для каждого умершего мусульманина и мусульманки, за исключением шахида – мусульманина, погибшего непосредственно в сражении за возвышение Слова Аллаха.

Минимальный уровень такфина, соответствующего Сунне, заключается в том, чтобы завернуть в саван всё тело умершего. Обязательным же является покрытие аврата. Желательно завернуть умершего мужчину тремя покрывалами белого цвета (другой цвет нежелателен), каждое из которых покрывает всё тело, как об этом передаётся в хадисе от Айши (имам аль-Бухари, № 1214; имам Муслим, №941). Женщину желательно завернуть в пять покрывал: одним завернуть тело ниже пупка, вторым – завернуть голову, третьим – часть тела выше пупка, оставшимися двумя – всё тело женщины. Об этом передаётся в хадисе, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел завернуть свою дочь Уммукульсум .

Если умерший мусульманин находился в состоянии ихрама (был паломником), его голову (если это женщина, – то лицо) необходимо оставить открытым (имам аль-Бухари, № 1208).

Выкидыш

Если от выкидыша не было слышно крика и не исходило других признаков жизни, но срок беременности был четыре месяца и более, то его купают, заворачивают в саван и хоронят, но за него не совершают заупокойную молитву. Если же срок беременности был менее четырёх месяцев и у выкидыша не было черт лица, то его лишь заворачивают в ткань и хоронят.

Если же от выкидыша был слышен крик, он дрожал или проявлял другие признаки жизни, то за него совершается заупокойная молитва и всё, что было перечислено выше. В этом отношении не делается различий между выкидышем и взрослым человеком. Передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если выкидыш подал признаки жизни, помолитесь за него…»
(Ибн Маджа , № 1508). (См. также ат-Тирмизи , № 1032.)

Соболезнования

…желательно выразить семье покойного (Ибн Маджа, №1601) в течение трёх дней после его смерти и нежелательно делать это по прошествии трёх дней, чтобы не напоминать родным об их горе. Если же человек отсутствовал эти три дня, то для него в этом нет нежелательности. Также нежелательно повторять соболезнование, а выражать его лучше после захоронения тела, кроме как если родственники покойного сильно подавлены горем. В таком случае лучше сделать это раньше, чтобы утешить их. (См. ан-Навав и, «Равдату т-талибин», № 1/664.)

Соболезнование (та’зия) – это призыв к терпению, за которое полагается награда Аллаха, и дуа за мёртвого о прощении его грехов («Равдату т-талибин», № 1/664).

Сопровождение носилок до могилы

…является желательным для мужчин (имам аль-Бухари, № 1182), как и присутствие на похоронах до того, пока могила не будет полностью засыпана. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто присутствовал на похоронах и совершил заупокойную молитву, – один кират; тому же, кто присутствовал до захоронения тела, – два кирата». Его спросили: «А что значит два кирата?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Две огромные горы [награды от Аллаха]».

Что касается женщин, то для них присутствие на похоронном процессе нежелательно, как это следует из хадисов, переданных имамом аль-Бухари (№ 1219), имамом Муслимом (№ 938) и Ибн Маджа (от Ал и).

Желательно нести носилки быстро, но аккуратно – так, чтобы покойный не мог выпасть. Также желательно, чтобы носилки были закрытыми и накрыты покрывалом. Особенно это касается покойницы-женщины.

Нежелательно разговаривать и тем более повышать голос во время сопровождения носилок с покойным (Абу Давуд, № 3171). Желательно идти впереди носилок недалеко от них, но можно идти и сзади, и по бокам. (См. Абу Давуд, № 3179, 3180.) Нет нежелательности в том, чтобы мусульманин сопровождал умершего родственника (соседа) немусульманина.

Заупокойная молитва (джаназа-намаз)

…не будет действительной без омывания тела покойного (гусля) и оборачивания в саван. Она состоит в следующем:

– Вся молитва совершается стоя: молящийся четыре раза поднимает руки (как он это делает в обычной молитве), стоя, произнося такбир (Аллагьу Акбар), первому из которых сопутствует намерение на совершение заупокойной молитвы за конкретного умершего мусульманина.

– После первого такбира молящийся складывает руки на груди, как в обычной молитве, и читает суру «Аль-Фатиха» (имам аль-Бухари, № 1270).

– После окончания чтения суры «Аль-Фатиха» молящийся совершает второй такбир, поднимая руки на уровень мочек ушей, после чего опять складывает руки на груди и читает благословение Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в любой форме, известной из Сунны. Самый простой вариант: «Аллагьумма салли гIаля МухIаммад». (См. ан-Насаи , № 4/75.)

– Затем молящийся совершает третий такбир, после которого, сложив руки на груди, читает дуа за покойного. Это главная цель совершения заупокойной молитвы. Наиболее простой вариант такого дуа:
«Аллагьумма-рхIамгьу» («О Аллах, помилуй его») или: «Аллагьумма-гъфир лягьу» («О Аллах, прости его»). (См. имам Муслим, №963; ан-Насаи, № 4/75.)

— Затем молящийся совершает четвёртый такбир, после которого, сложив руки на груди, читает дуа за всех мусульман, например, так: «Аллахумма ля тахримна аджраху ва ля тафтинна багдаху ва-гфир ляна ва ляху» (передал Абу Давуд (№ 3201) от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)).

– После этого молящийся совершает таслим: даёт салам направо и налево, как в обычной молитве: «Ас-саляму алейкум ва рахматуллах» («Мир вам и милость Аллаха»). (См. аль-Байхаки, № 4/43.)
Как уже было сказано, вся молитва совершается стоя, без поясных и земных поклонов.

Молиться за кяфира (неверующего), атеиста и др., даже если он кавказец, татарин, араб и т. п., недозволенно.

Захоронение

Минимальной глубиной могилы является глубина, при которой тело не смогут раскопать животные. Желательно, чтобы глубина могилы была в человеческий рост с вытянутыми руками, а ширина – 70–80 см. (См. Абу Давуд, № 3215, и ат-Тирмизи, № 1713.) Укладывая тело покойного в могилу, обязательно направлять его лицом в сторону киблы, более желательно уложить его на правый бок, укладывать же на левый бок является порицаемым (караха). Желательно также прижать щёку мёртвого к земле (имам Муслим, № 966). На мусульманских кладбищах иногда не соблюдают это предписание, в то время как согласно Шариату, если покойный не был повёрнут в сторону киблы, обязательно нужно вскрыть могилу и перезахоронить покойного, при условии что тело ещё не разложилось.

Желательно (если земля твёрдая), чтобы в стенке могилы, находящейся со стороны киблы, была вырыта ниша (выемка), в которую кладут тело, после чего выемку закладывают тонкими камнями или досками, так, чтобы на неё не осыпалась земля. Если же земля сыпучая, то тело кладут на дно могилы, в углубление, которое по краям поднимают кирпичами, а сверху, после того как положили тело, закрывают так же, как и нишу.

Желательно осторожно занести тело в могилу вперёд головой с той стороны, в которой будут ноги покойного (Абу Давуд, № 3211). Совершающему это действие желательно произнести: «Бисми-Ллягьи ва гIаля суннати расули-Ллягьи» (Абу Давуд, № 3213; ат-Тирмизи, № 1046).

В могилу желательно спускаться близким покойного, особенно когда хоронят женщину. После захоронения тела желательно (мустахаб) прочитать рядом с могилой молитвы-дуа талькин и тасбит, а также полить на могилу воду.

Ошибки и нововведения, связанные с похоронами

Всё, что противоречит правилам похорон, которые дошли до нас в Сунне, как, например, повышение голоса при сопровождении носилок с покойным, является нововведением (бид’а), которого следует остерегаться.

Нежелательно укреплять могилу материалами, при изготовлении которых использовался огонь, такими как гипс, цемент (раствор с его использованием) и другие (имам Муслим, № 970).
Запрещено возводить на могиле на общественном кладбище какие-либо постройки, что очень характерно для нашего времени. Такие постройки согласно шафиитскому мазхабу должны быть снесены, как на это указал имам ан-Навави в книгах «Равдату т-талибин» и «Маджму’».

Согласно Сунне могила не должна возвышаться больше, чем на пядь. Сообщается, что Али ибн Абу Талиб сказал Абу Хайяджу аль-Асади : «Не направить ли тебя к тому, к чему побуждал меня Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Ты не должен оставить… ни одной возвышающейся (над землёй) могилы, не опустив её (до уровня земли)» (имам Муслим, № 969).

Тем более запрещены фотографии и изображения на надгробных камнях. Запрещены любые проявления недовольства волей Аллаха  и чрезмерность в скорби по мёртвому. Как, например, когда люди бьют себя по груди, щекам, рвут на себе одежду, кричат, причитают и т. п. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, по ком громко причитают, подвергается из-за этого мучениям» (имам аль-Бухари); «Не относится к нам тот, кто бьёт себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена джахилийи» (имам аль-Бухари, № 1232). Однако нет ничего плохого в естественном плаче при потере близких, который является проявлением мягкости сердца человека. Анас ибн Малик рассказывал: «Когда мы присутствовали на похоронах дочери Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он сидел у края её могилы, и я видел, как из глаз его льются слёзы» (имам аль-Бухари).

Распространившимся среди людей нововведением является приготовление пищи семьёй покойного и собрание людей для её принятия. Это новшество явно противоречит Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), согласно которой близким или соседям самим надлежит приготовить еду для семьи покойного. Причём в таком количестве, чтобы её хватило хотя бы на сутки (см. «Равдату т-талибин», № 1/665).

После того как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) узнал о смерти Джафара ибн Абу Талиба , он сказал: «Приготовьте еду для семьи Джафара: к ним пришло то, что озаботило их» (ат-Тирмизи, № 998; Абу Давуд, № 3132, и другие). Тем более запрещено приготовление еды для различного рода плакальщиц и им подобных, при этом неважно, приходятся они родственниками (-цами) покойному или нет. Потому что это будет поддержкой греха и продлением запретных согласно Шариату действий (см. «Равдату т-талибин», № 1/665). Ещё более запретным является использование на приготовление пищи, раздачу милостыни и прочие необязательные согласно шариату действия наследства умершего, причитающегося несовершеннолетним (сиротам).

Чтение Корана в местах собрания людей для выражения соболезнования также является запретным новшеством («Фикху-ль-манхаджи», № 1/263). Отдельно имам ан-Навави порицает сборища людей, где Коран читается как попало, без соблюдения установленных Сунной правил, как это часто имеет место во время современных похоронных обрядов.

Имам ан-Навави говорит, что это является запрещённым нововведением и что в таких сборищах грех совершает каждый, кто слышит такое чтение, способен остановить это действо и не делает этого. Ан-Навави пишет, что лично прилагал усилия в запрете и остановке подобных действий, за что надеется получить награду Всевышнего Аллаха. (См. «Тибьян», фаслюн фи истихIбаби тахIсини ссавти би-ль-Кьур’ан.)

Также нежелательно устраивать «посиделки» для принятия и выражения соболезнований, как на это указал имам ан-Навави («Равдату т-талибин», № 1/663).

Кроме того, согласно шафиитскому мазхабу запрещено перевозить тело для захоронения из одного населённого пункта в другой (см. Мухаммад Зухейли , «МугIтамад», № 1/644), что распространено в наше время.

Семь, сорок, пятьдесят два

Всё, что вы прочитали выше, было написано с опорой на труды учёных шафиитского мазхаба.
Основными источниками данной статьи являются две книги:

1) «Равдату т-талибин» (имам ан-Навави),
2) «Фикху-ль-манхаджи гIаля мазхаби-ль-имами аш-Шафии » (Мустафа аль-Хан , Мустафа аль-Буга, Али аш-Шарбаджи ).

Эти учёные рассмотрели в своих книгах те нововведения, с которыми они столкнулись лично, о которых слышали или знали из книг прежних учёных. Однако каждый народ, как правило, вводит в религию свои новшества, и неудивительно, что учёные не порицают в своих книгах те нововведения, о которых они не слышали и которые появились спустя много лет после их смерти. Однако нет сомнения, что для любого здравомыслящего человека достаточно прочитанного выше и общего понимания определения нововведения в Шариате, чтобы отвергнуть запретные новшества, которые практикуются в процессе похорон.

Одно из таких новшеств – отмечание трёх, семи, сорока, пятидесяти двух дней со дня смерти человека. Удивительно, как прочно вжилось в жизнь мусульман это не имеющее ничего общего с Исламом нововведение, указания на которое нет ни в Коране, ни в Сунне, ни в книгах учёных. Оно не имеет никакой основы в Шариате и является таким же запретным, как те новшества, на запретность которых указал имам ан-Навави (да будет милостив к нему Аллах). А с учётом того, что для многих людей Ислам стал ассоциироваться с похоронными обрядами, которые не имеют с религией Аллаха ничего общего, вред от подобных новшеств становится ещё больше.

Следует подчеркнуть, что Шариат не предписывает посещать могилы в течение определённого срока (3, 7, 40 дней) в строго определённое для этого время (утром и после обеда) с целью чтения определённых сур Корана и зикров, что является запрещённым нововведением.

В некоторых мусульманских регионах распространено чтение определённых сур Корана на четырёх углах могилы. Об этом ничего не сказано в Коране и Сунне, и этого нет в основных книгах шафиитского мазхаба, в которых подробнейшим образом разъяснён обряд похорон. О запретности этого действия, как нововведения, не имеющего никакой основы в Шариате, пишет Тайиб аль-Хараки (ад-Дагистани) .

Хотелось бы также отметить, что нет никакой основы в Шариате для практикующегося у нас на похоронах резания животного в момент вынесения покойного и других подобных нововведений, которых нет в шариатских книгах.

Заключение

То, что приведено в этой статье, является достаточным для проведения похорон согласно шариату, в которых не будет никакого ущемления прав покойного, хотя здесь и не написано обо всём, что желательно совершать на похоронах. Несовершение чего-либо желательного не является грехом или проявлением неуважения к покойному. И удивительно, что люди, которые в повседневной жизни и не думают соблюдать нормы Шариата, когда дело касается похорон, проявляют щепетильность в наиболее крайних формах при отстаивании желательных, а зачастую и явно запрещённых Шариатом действий. При этом они не ведают, что для определения желательности того или иного действия необходимо обращаться к источникам Шариата, которые нашли своё отражение в трудах учёных, в частности шафиитского мазхаба.

Удивительно, как люди, всю жизнь безразлично наблюдавшие пьянство покойного или несовершение им молитвы, запретность которых известны каждому ребёнку, крайне фанатично отстаивают привязывание какой-нибудь тряпки к какой-нибудь палке. Тогда как это не только ничем не поможет покойному, но и навредит живым.

И чем раздавать богатым людям носки, платки и сахар-рафинад, лучше найти бедных и дать им то, в чём они нуждаются. Лучше для всех. Как мы видим, согласно шафиитскому мазхабу многое из того, что распространено среди наших людей, является порицаемым и даже грехом (постройки на могилах, угощения на похоронах и т. п.)

Однако, когда люди придерживаются в этих вопросах традиционного шафиитского мазхаба, их почему-то обвиняют в нетрадиционализме, ваххабизме и разных других «измах».

Интересно, что если собрать все средства, которые тратятся на то, к чему Шариат как минимум не призывает (большой надгробный камень, кормление сотен соболезнующих и т. п.), то за один год только в одной только Махачкале можно собрать более пяти миллионов долларов. И как было бы хорошо потратить эти деньги на что-нибудь действительно полезное как для умерших, так и для живых.