Какие помещения могут быть без естественного освещения. Какие рабочие места разрешается размещать без естественного освещения

  • Нужно ли проводить СОУТ рабочего места специалиста, если внесли изменения в должности?
  • Сколько карт СОУТ необходимо составлять при проведении СОУТ, если в организации имеются рабочие места, на которых возможно совмещение профессий?
  • Что должна представить организация, проводящая СОУТ, у нас на предприятии?
  • Имеет ли право специализированная организация проводить специальную оценку условий труда на нашем предприятии?
  • Что делать, если сотрудник отказывается подписывать СОУТ?

Вопрос

Какие рабочие места разрешается размещать без естественного освещения? Прошу подготовить развернутый ответ со ссылками на нормативные акты.

Ответ

Если работники находятся в помещениях менее 50% рабочего времени, и не более 2 часов непрерывно своего времени, то разрешается размещение рабочих мест в таких помещениях. Это следует из п. 10.2.8 СанПин " к физическим факторам на рабочих местах", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 № 81, 2.2.4.3359-16, вступивших в действие 1 января 2017 года.

Помещения, в которых работающий находится большую часть (более 50%) или более 2 часов непрерывно своего рабочего времени, должны иметь естественное освещение.

Без допускается проектировать помещения при необходимости соблюдения определенного технологического процесса, а также помещения, размещение которых разрешено в цокольных и подвальных этажах зданий и сооружений.

Из СанПин "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 № 81, 2.2.4.3359-16

«10.2.9. При проектировании помещений с размещением в них рабочих мест необходимо предусматривать:

а) использование в осветительных установках общего и местного освещения источников света с коррелированной цветовой температурой от 2400 К до 6500 К;

б) повышение нормируемой освещенности для соответствующего разряда зрительных работ на одну ступень по шкале освещенности».

Можно организовать рабочие места без естественного освещения в цокольном этаже, с ограничениями: "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", примечание, Д32, а также при наличии расчетов, обосновывающих соответствие нормам естественного освещения и безопасность их деятельности для здоровья работающих (Раздел III. «Требования к помещениям для работы с ПЭВМ, пункт 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»). должно быть оборудовано освещением в соответствии с требованиями СанПиН.

Например, для медицинских учреждений, помещения, которые допускается размещать без естественного освещения, перечислены в п.7.2 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10.
Согласно подпункту д) п.7.1 санитарных правил, допускается без естественного освещения размещать помещения моечных, приема, регистрации и выдачи анализов, боксов для лабораторных исследований, при условии отсутствия постоянных рабочих мест в помещении, что определяется на этапе проектирования (строительство, реконструкция).

Нормативное значение освещенности рабочей поверхности при проведении устанавливается в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий", введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. № 34.

Обязательно ли наличие естественного освещения в помещении с офисными рабочими местами, искусственное освещение которых составляет 300-400 лк.?

Ответ

Да, обязательно, если это не цокольный этаж или подвал.

Ваш персонал работает в помещении свыше 2 часов непрерывно, поэтому запрещается размещать рабочие места без естественного освещения. Это указано в пункте 10.2.8 СанПин "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах", утвержденного Постановлением Правительства РФ от вступивших в действие 1 января 2017 года.

Исключение составляет только расположение офиса в цокольном или подвальном помещении. И в этом случае нужно руководствоваться требованиями по проектированию, перечисленным в пункте 10.2.9 СанПиН 2.2.4.3359-16 и в таблице и .

Самые актуальные статьи в системе Охрана труда:

Подробности в материалах Системы Охрана труда:

Из СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 №№ 81, 2.2.4.3359-16:

10.2.8. Помещения, в которых работающий находится большую часть (более 50%) или более 2 часов непрерывно своего рабочего времени, должны иметь естественное освещение.
Без естественного освещения допускается проектировать помещения при необходимости соблюдения определенного технологического процесса, а также помещения, размещение которых разрешено в цокольных и подвальных этажах зданий и сооружений.

10.2.9. При проектировании помещений без естественного освещения с размещением в них рабочих мест необходимо предусматривать:

а) использование в осветительных установках общего и местного освещения источников света с коррелированной цветовой температурой от 2400 К до 6500 К;

б) повышение нормируемой освещенности для соответствующего разряда зрительных работ на одну ступень по шкале освещенности.

Цветовая температура - это температура черного тела, при которой излучение имеет ту же цветность, что и излучение рассматриваемого объекта.

Коррелированная цветовая температура является характеристикой цветности излучения. При Тц (К) менее 3300 цветность излучения теплая; от 3300 до 5300 - средняя; свыше 5300 - холодная;

10.2.10. Требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению рабочих мест на промышленных предприятиях и в помещениях общественных зданий приведены в и .

Вопрос:
Несколько сотрудников работают на компьютерах в помещении без окон при освещении лампами дневного света в течение всего рабочего дня.
Положен ли им укороченный рабочий день или сокращенная неделя?

Ответ:
Категории работников, для которых устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, перечислены в ст. 92 ТК РФ. К ним относятся, в том числе, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (абзац пятый части первой ст. 92 ТК РФ). Как следует из указанной нормы, сокращенная продолжительность рабочего времени таких работников должна составлять не более 36 часов в неделю. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 (далее - Постановление N 870) установлено, что указанная гарантия предоставляется работникам по результатам аттестации рабочих мест, которая проводится именно в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (часть двенадцатая ст. 209 ТК РФ). Иных, кроме аттестации, механизмов оценки условий труда в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов трудовое законодательство не предусматривает.
Таким образом, сам по себе факт отсутствия окон в помещении не является основанием для сокращения продолжительности рабочего времени сотрудников, рабочие места которых находятся в таком помещении. Если по результатам аттестации рабочих мест условия труда будут признаны вредными и (или) опасными, то работодатель, в силу ст. 92 ТК РФ и Постановления 870, обязан установить таким работникам сокращенную продолжительность рабочего времени.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 N 342н. В настоящее время приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.12.2012 N 590н в Порядок внесены изменения, которые вступили в силу 26.02.2013. Так, рабочие места, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства, теперь исключены из числа рабочих мест работодателя, которые подлежат обязательной аттестации.
Однако это не означает, что аттестация таких рабочих мест вообще не может быть проведена. Порядок предусматривает проведение внеплановой аттестации в случаях, указанных в п. 47 Порядка. Так, внеплановая аттестация проводится в случае обращения работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте. При этом отметим, что никаких оговорок в отношении каких-либо рабочих мест в указанном пункте не содержится, поэтому по обращению работника или представительного органа работников работодатель должен провести внеплановую аттестацию любых рабочих мест, в том числе и тех, которые перечислены в сносках к Порядку.

При аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями Порядка проводятся инструментальные измерения физических факторов (микроклимат, освещенность и т.д.) с целью сопоставления фактического значения данных факторов с установленными для них гигиеническими нормативами* (1). Если условия труда будут признаны вредными или опасными, то работникам устанавливается сокращенное рабочее время не более 36 часов в неделю.
Если аттестация не будет проведена по заявлениям работников или представительного органа работников, или по результатам аттестации рабочие места в помещении без естественного освещения и кондиционирования будут признаны соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда, работники вправе инициировать государственную экспертизу условий труда (часть третья ст. 216.1 ТК РФ).
Экспертиза проводится Рострудом (п. 5.5.14 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324) и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда (часть первая ст. 216.1 ТК РФ) в порядке, предусмотренном Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244.
В силу части пятой ст. 216.1 ТК РФ лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы ФСС России.
Кроме того, правом проводить независимую экспертизу условий труда наделены профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов; по результатам экспертизы они направляют работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения (часть шестая ст. 370 ТК РФ). Порядок проведения такой экспертизы, формы документов, оформляемых по итогам ее проведения, устанавливаются актами профсоюзов (письмо Роструда от 20 марта 2008 г. N 1500-Т3). Согласно части второй ст. 370ТК РФ работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.