Конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук. Логопедическое занятие по формированию звуковой стороны речи во второй младшей группе «Звуки

Татьяна Пономарева
Конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]»

Программные задачи :

1. Образовательные :

Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук Ф и звукоподражательные слова с этим звуком .

Закреплять знания детей по теме : «Дикие животные» .

2. Развивающие :

Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.

Развивать интонационную выразительность речи .

3. Воспитательные :

Воспитывать интерес к диким животным.

Воспитывать желание быть вежливым.

Оборудование. Игрушка ежик, корзинка с яблоками, предметные картинки диких животных (медведь, лиса, заяц, маски ежей, игрушка лисы, пособие по развитию речевого дыхания, угощения для ежика в мешочке, запись звуков леса .

Ход занятия.

Организационный момент.

1. Воспитатель. Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Вам мы рады как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья!

Основная часть.

2. Ребята, хотите попутешествовать? сегодня мы с вами отправимся на лесную поляну. Идем за мной и повторяем слова . (Звучат звуки леса ) .

Хорошо в пути-дороге

Птички весело поют

По дорожке, по дорожке

Дети весело идут.

Вот мы и пришли на лесную полянку. Давайте отгадаем загадки и вспомним кто живет у нас в лесу.

1. Лапу кто зимой сосет?

А еще он любит мед,

Может громко зареветь.

А зовут его (медведь)

2. Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее (лиса)

3. Комочек пуха, длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. (заяц)

3. Ребята, зайчик просит нас помочь ему. Посмотрите на картинку.

Отдохнуть на травке зайка

под ромашкой захотел,

но его спугнул жужжаньем

Полосатый важный шмель. (Давайте поможем зайке, прогоним шмеля.)

Дуем плавно, губы трубочкой, щеки не надуваем. Давайте каждый подует.

Молодцы вот мы и прогнали шмелей.

4. Ой, что-то зашуршало за елочкой.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. Кто это? (ежик) .

Правильно, ежик. Ежик тоже живет в лесу и любит слушать сказки. Расскажем ежику нашу сказку про язычок? Прежде чем рассказать ее, давайте пройдем дальше по полянке присядем на стульчики.

Жил-был в своем домике Язычок. Покажите свой язычок. Решил язычок погулять : посмотрел нет ли дождя? (поднять к верхней губе) . Посмотрел нет ли луж (опустить к нижней губе) . Понравилось язычку на улице и захотелось побегать и поиграть (быстрые и четкие движения вправо и влево) устал язычок и прилег отдохнуть (язычок на нижней губе) Вернулся язычок домой и закрыл дверь.

Ежику очень понравилась сказка и он хочет спеть вам свою песенку, послушайте. Ф- Ф- Ф –Ф- Ф- Ф. Давайте все вместе споем.

5. Физкультминутка . Ежики идут по полянке и поют песенку, как только выбежит лисичка, вы присядите и свернетесь в клубочек.

По тропинке мы идем -

Фок, Фок, Фок.

Громко песенку поем -

Фок, Фок, Фок.

Лучше нас лесных ежей

Фок, Фок, Фок.

Нет на свете сторожей.

6. Когда ежики довольны, то они говорят : "фи-фи-фи", а когда им что-то не нравиться, то они произносят : "фу-фу-фу". Давайте поиграем в игру «накорми ежика» . У меня волшебный мешочек, в нем лежат угощения. Вы будете вытаскивать по одному предмету и мы будем угадывать понравилось угощение ежику или нет – и отвечать фи-фи-фи или фу-фу-фу.

Понравиться ежику это угощение? Как он ответит? (яблоко, гриб, кубик, жук, колесо от машины, желудь) .

8. Ребята наше путешествие подходит к концу.

Где мы сегодня путешествовали?

Каких животных видели?

Ежик, медведь, лиса и заяц-это домашние или дикие животные?

Давайте еще раз повторим песенку ежика . Ф-ф-ф Ф-ф-ф.

А за то, что вы хорошо работали на занятии ежик передал вам корзину с угощениями. Пойдемте поищем ее около елочки. (Воспитатель раздает детям яблоки.) Давайте скажем спасибо ежику за угощения. Нам пора возвращаться обратно. Скажите нашим гостям и лесным жителям досвидания.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Звук [К]» Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе. Тема: Звук «К» Цель: 1. Закреплять правильное и отчётливое произношение звука «К» в.

НОД в первой младшей группе «Рябинка» по звуковой культуре речи «Петушиная семья» Конспект занятия Ф. И. О: Гордеева Эльвира Николаевна Должность, образовательное учреждение воспитатель I младшей группы №5 «Рябинка» (от.

Конспект занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе Тема: «Звуковая культура речи». Дидактические упражнения: «У кого что?», «Кто, где живет?» Цель: познакомить детей с новым звуком «ф» (песенка.

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи во второй младшей группе «Звук [Б]» Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи во второй младшей группе на тему «Звук [Б]» Цель: Сформировать у детей интерес к речевой.

Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

Мария Аргудяева
Занятие по звуковой культуре речи в младшей группе «Артикуляция звука [О]»

Программное содержание :

Совершенствовать слуховое внимание, развивать фонематический слух. Учить детей чётко произносить гласный звук О (изолированный, в звукоподражательных словах , фразовой речи ). Развивать интонационную выразительность речи , поощрять детские импровизации.

Ход занятия:

1. Ознакомление со звуком О . «У Оли была кукла Поля. Оля очень любила свою куклу. Однажды Оля нечаянно уронила куклу на пол и у неё отбился нос. Оля горько плакала. Пришла мама, увидела беду и воскликнула О-о-о! Потом сказала : «Не плачь, Оля, мы починим куклу, приклеим ей нос»

Восп : Как воскликнула мама? (Дети отвечают : О-о-о)

2. Артикуляция звука О .

Восп : Весёлый Язычок слышал, как мама сказала О-о-о! Ему понравилась эта песенка, и он захотел её спеть. Он открыл рот, губы сделал колесом и звонким голосом запел : О-о-о! Это очень хорошая песенка,- сказал Язычок, она слышится в словах Оля, осень, осы. А теперь и вы, дети сделайте губы колесом и спойте песенку О-о-о. (Хоровые и 3-4 индивидуальные ответа) .

3. Работа с картинками : овощи, кошка, дом, повар. Произносить так, чтобы было слышно звук О . (Активизация)

4. Раздаётся горестное О-о-о. Это Поля. Что случилось, Поля? О-о-о! Что болит? Горло! Открой рот, скажи а-а-а. Да, горло красное. Я помажу лекарством. Вот и всё. Спасибо, доктор!

5. Физкультминутка : п/и «Большие ноги шли по дороге»

Сорока, сорока,

Сорока-белобока!

Где была? Далёко!

Кого ищешь? (Петю, Олю, Таню)

Сорока называет ребёнка, говорящего с ним.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук П» 2 младшая группа.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Направление: «Развитие детской речи»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: Тренировать отчетливо и правильно произносить изолированно звуки «п», «п " » и звукоподражательные слова с этими звуками.

Задачи :

Образовательные :

1.Формировать умение слышать звуки «п», «п " » на фоне слова.

2. Упражнять детей в четком произношении звуков «п», «п " » изолированно, в слогах, словах, фразе.

Развивающие :

1.Развивать слуховое внимание .

2.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

Воспитательные:

1.Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

2.Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь.

3.Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.

Методы и приемы :

Практические – игровое упражнение, двигательное упражнение;

Наглядные – рассматривание персонажей, слайдов презентации;

Словесные – вопросы - ответы, рассказ воспитателя и детей, художественное слово, объяснение.

Материалы и оборудование: Колокольчик, паровозик, мышонок, предметы: пуговица, платок, печенье, пластилин, полотенце, пирамидка; презентация «Загадки».

Логика образовательной деятельности

1.Организационный момент. Мотивация

Воспитатель: Ребята, к нам едет паровозик. Какую песенку поет паровозик, когда едет? Посмотрите на паровозик, в нем едет мышонок, как вы думаете, какую песенку поет он?

Мышонок нашел конвертик. Ему очень хочется поиграть с ним, но он не знает, что нужно делать. Поможем мышонку?

Дети выполняют упражнение на звукоподражание, четко проговаривая пых – пых – пых, пи - пи – пи.

Воспитатель подбадривает стеснительных детей к произношению звукоподражаний.

Создан положительный эмоциональный настрой, привлечено внимание детей. Эмоционально реагируют на появление персонажа (мышонка). Развит навык в произношении звукоподражаний. Дети мотивированы помочь персонажу.

2. Д/игра «Собери картинку»

Воспитатель просит мальчиков подойти к одному столу, девочек к другому. Посмотреть, что лежит в конвертах, каждой группе собрать из частей картинку.

Что у вас получилось?

Дети делятся на две группы, собирают картинку, называют, что изображено на картинке, четко проговаривая звук «п», «п`» (поезд, пирамидка)

Воспитатель индивидуально корректирует работу, помогая правильно расположить части картинки

Сформирован навык произношения звуков «п», «п`» в словах

3. Д/игра «Чего не стало?»

Воспитатель показывает предметы: пуговица, платок, печенье, пластилин, полотенце, пирамидка. Предлагает детям отвернуться (убирает один предмет) и сказать, чего не стало.

Дети называют слова, в которых есть звуки «п», «п`», четко произносят звук «п», «п`»

Умеют отвечать на вопросы полными простыми распространенными предложениями. Правильно произносят звуки «п», «п`»

4.Просмотр презентации

Мышонок просит отгадать загадки:

Пыль найдет и вмиг проглотит,
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот-нос,
Коврик чистит (Пылесос).

Дровосеки рубят бор,

Есть у каждого (Топор).

Жарит мясо, варит суп,
Пироги печет.
У нее и там и тут -
Очень горячо (Плита).

Дети внимательно смотрят презентацию, отгадывают загадки.

Умеют сосредотачивать внимание на наглядном пособии. Правильно и внятно произносят слова со звуком «п».

5. Гимнастика для глаз

На бабочку мы смотрим, глаз не отрываем,

Глазки отдыхают, глазками моргаем.

Бабочку я подниму, глазки поднимаются,

Бабочку я опущу, глазки опускаются.

Вправо, влево посмотри, за бабочкой проследи.

Чтобы глазки не устали, с ними мы сейчас играли.

Смотрят на бабочку прямо.

моргают глазами.

поднимают глаза вверх.

опускают глаза вниз.

смотрят вправо-влево.

закрывают глаза.

Снятие статического напряжения мышц глаз, улучшение кровообращения

6. Физминутка

Петушок стоит на ножке

И клюет в саду горошки –

Ой, устала ножка,

Похожу немножко.

Прыгай, ножка, прыгай ножка,

Петя пляшет под гармошку.

То присядет, то привстанет

И нисколько не устанет.

Стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюет

Ходьба на месте; то же другой ногой

Движения по тексту

Согласовывают действия со словами, развита мелкая моторика.

Рационально используют запас воздуха.

7. Д/игра «Поймай звук»

Воспитатель предлагает послушать звуки и хлопнуть в ладоши тогда, когда дети услышат звук «п»: б-п-м-д-п-н-с-п-л-м-п-с.

Дети внимательно слушают слова, хлопают в ладоши, услышав звук «п» в ряду звуков.

Воспитатель индивидуально корректирует работу, интонационно выделяя звук «п»

Создана заинтересованность в работе. Дети выделяют звук «п» хлопком в ладоши.

8. Рефлексия

Воспитатель: Петушку и мышатам очень у нас понравилось. (Воспитатель раздает детям звездочки). С кем мы играли? Какая игра понравилась?

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении.

Умеют высказывать своё мнение.

11 12 16 ..

Занятие № 3

Занятия в детском саде. Звуковая культура речи (звук а)

Цель: учить детей четко произносить гласный звук а; развивать речевое дыхание, тренируя детей в произношении звука длительно и на одном выдохе, закрепить произношение гласного а в отдельных словах и коротких фразах.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям сказку о Веселом Язычке: «Жил на свете Веселый Язычок. Он жил в своем домике. А домик этот - рот. Домик открывается и закрывается. Вот так!

Язычок то выбегает из домика, то прячется. Опять выбегает и вновь прячется».

Педагог 2-3 раза предлагает детям выпустить Язычок из домика и спрятать его, затем продолжает: «Язычок всему хочет научиться. Увидел, как котенок лакает молоко, и тоже стал лакать. Вот так! Покажите, как он это делает.

А еще любит Язычок петь разные песни. Особенно нравится ему песня маленькой Аленушки (показывает детям Аленушку- малыша в ползунках). А-а-а-а - поет Язычок Аленушке.

И малышка.открывает рот, широко его открывает, вот так, и тоже начинает петь: а-а-а. Как поет Аленушка?»

«А сейчас,- говорит педагог,- мы будем петь песенку а-а-а и тянуть длинную-длинную ниточку. Вот так...» Вытягивая руки

вперед на уровне груди и плотно смыкая большие и указательные пальцы обеих рук (как будто держит нитку), педагог громко произносит: а-а-а-а (2-3 с).

Упражнение повторяется 2-3 раза. Воспитатель следит за тем, чтобы, «вытягивая ниточку», ребенок не опускал голову.

«Песенка а-а-а слышится,- продолжает занятие воспитатель,- когда лает пес Арапка (показ игрушки). Вот он. Как его зовут? А-а-ф, а-а-ф - лает Арапка. Как лает?

Песенка а-а-а слышится, когда кричит гусь: гаа-гаа-гаа. Как он кричит? Когда квакает лягушка: кваа-кваа-кваа...

Скучно нашей маленькой, очень хочется, чтобы с ней поговорили».

А-а-а-а - ласково поют дети кукле, произнося гласный а на длительном выдохе. Аленушка при этом «двигает» руками, выражая радость от общения с детьми.

Педагог подходит с куклой то к одному, то к другому ребенку, предлагая поговорить с ней. Уаа-уаа - говорит ребенок. Уаа-уаа повторяет Аленушка.

«Сейчас я,- говорит воспитатель,- сварю нашей малышке, нашей «птичке», манную кашу. Что сварю? (Хоровой и 2-3 индивидуальных ответа.) Какую кашу?» Он «пробует» кашу, предлагает «попробовать» двум-трем детям. Спрашивает, сладкая ли она.

Затем дети вместе с воспитателем пекут Аленушке оладушки, приговаривая:

Ой, ладушки-ладушки,

Испечем оладушки!

На окно поставим,

Остывать заставим.

(Е. Благинина. Аленушка.)

«Алена устала,- говорит педагог.- Ей спать пора. Давайте негромко споем ей колыбельную: Баю-баю-бай, баю-бай». (Повторяется всеми детьми 2-3 раза.)

Воспитатель уносит «заснувшую» малышку и укладывает в кровать, затем говорит:

«А сейчас я буду доктором. (Надевает белый халат и шапочку.) Проверю, не болят ли у кукол и зверят горлышки». Вызывает ребенка, предлагает взять со стола большого медведя (игрушки приготовлены заранее).

Будь добр, мишенька, открой рот пошире. Скажи: аааа.

Аааа,- включается в игру ребенок.

Молодец. Еще раз скажи: аааа. Но только потише (погромче).,

В заключение педагог вызывает еще двух-трех детей.

Закончив занятие, воспитатель предлагает желающим принести к доктору полечиться любую игрушку. Таким образом, игра в «Больницу» продолжается.

во второй младшей группе «Родничок»

Образовательная область: Коммуникация.

Цель: Создать условия для развития моторики речедвигательного аппарата и закрепления артикуляции звуков.

Задачи:

1. Образовательные задачи по приоритетной образовательной области

Коммуникация: Формировать умение отчетливо и правильно произносить изолированный звук «Ф» . Упражнять детей в четком произношении звука «Ф» в словах и выделять его среди других звуков в слове. Формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, не перебивать говорящего взрослого.

2. Образовательные задачи, решаемые в интеграции образовательных областей

Познание (формирование целостной картины мира) : Закреплять знания детей об основных органах артикуляционного аппарата: рот, губы, зубы, язык, нёбо и с основные движения языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять к углам рта) .

Социализация: Закреплять умения согласовывать свои действия с действиями педагога и сверстниками.

Физическая культура: Закреплять умение строиться в круг, формировать умение соблюдать правила игры.

Здоровье: формировать умение следить за правильной осанкой.

Художественное творчество: Продолжать учить детей закрашивать предметы несложной формы, не выходя за контур.

3. Формирование интегративных качеств (воспитательные и развивающие задачи)

  • развивать память, внимание, предпосылки логического мышления.
  • воспитывать бережное отношение к органам артикуляционного аппарата

Предпосылки УУД:

Коммутативные: умение отчетливо и правильно произносить звук «Ф» изолированно и в словах, выделять его среди других звуков в слове.

Регулятивные: умение соблюдать правила игры.

Познавательные: умение называть органы артикуляционного аппарата.

Личностные: эмоционально – заинтересованно откликаться на приход «гостей» .

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, в названии которых имеется звук ф: флаг, фартук, формочки, туфли (кукольные) и др.

Планируемые результаты: Отчетливо и правильно произносить изолированный звук «Ф» . Четко произносить звука «Ф» в словах и выделять его среди других звуков в слове. Слушать и понимать заданный вопрос, не перебивать говорящего взрослого. Называть органы артикуляционного аппарата - рот, зубы, губы, небо, язык. Согласовывать свои действия с действиями педагога и сверстниками. Строиться в круг, соблюдать правила игры. Закрашивать предметы несложной формы, не выходя за контур.

Приемы и методы работы:

Словесный: беседа, вопросы.

Наглядный: использование иллюстраций, в названии которых имеется звук «ф» :

Игровой: игровые упражнения, подвижная игра.

Оборудование для детей: раскраска – флажок, красный карандаш.

Оборудование для педагога: иллюстрации, в названии которых имеется звук «Ф» ; флажок, картинки мышат.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Ход занятия:

Жил да был Веселый язычок. У него был домик. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого язычка. Чтобы Веселый язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы.) Как называется эта дверка? («Зубы» .) (Улыбается, показывая верхние и нижние передние зубы.)

Однажды захотелось Веселому язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое) , а затем вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз. Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. Обращает внимание детей, что потолок - это нёбо. Просит погладить нёбо языком.

Решил язычок побаловать. Как веселиться ваш язычок. Устал язычок и улегся на кроватку. Где у него кроватка?

Пока наш язычок отдыхает, мы поучимся строить заборчик.

Основная

Упражнение «Построим забор»

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисован забор. Обращаясь к детям, говорит: «Смотрите, какой ровный забор. Дощечка к дощечке прилажена. Давайте и мы с вами построим такой же. Поставим верхние зубы на нижнюю губу, вот так. (Показывает.) У нас получился забор из зубов, ровный, хороший, у всех должны быть видны только верхние зубы» . А сейчас подуем на заборчик. Какой звук мы слышим? Будто воздух выходит из воздушного пузыря. Давайте мы с вами надуем большой воздушный пузырь.

Игра «Пузырь»

Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя маленький пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся» . Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «воздух выходит» дети идут к центру круга, произнося звук «Ф» , подражая выходящему воздуху.

Игровое упражнение «Отгадай и раскрась»

Упражнение выполняется за столами. У детей раскраска флажок, у воспитателя в руке флажок.

Горит на солнышке флажок
Как будто, я его зажег.

Что горит на солнышке? С какого звука начинается это слово? (предлагаю произнести слово, выделяя звук «Ф» )

Посмотрите, а ваши флажки не горят. Предлагаю раскрасить флажки.

К нам занятие пришли веселые мышата. Давайте с ними познакомимся, и подарим им свои флажки.

В красных штанишках Фок (предлагаю детям хором поздороваться с мышатами) в желтых Фук, в синих Фэк. Мышата любят гулять. Встаньте на ножки, и давайте с ними погуляем.

По тропинке мы идем -
Фук, Фок, Фэк!
К деду с бабушкой идем,
Фук, Фок, Фэк!

К деду с бабушкой идем,
Фук, Фок, Фэк!
И, тихонечко поем,
Фук, Фок, Фэк!»

Заключительная

А сейчас давайте расскажем мышатам, чем мы сегодня занимались на занятии.

Чем любит заниматься наш язычок? (любит гулять, делать гимнастику)

Где живет язычок? (в домике)
Как называется домик язычка? (рот)
Что есть в домике? (губы, зубы, небо, язык)
Что мы подарили мышатам? (флажок)

С какого звука начинается слово флажок?

Давайте попрощаемся с мышатами (дети хором прощаются)