Крещение кукушки. «Вечно следом друг за другом ходят месяцы по кругу»

Основным атрибутом обрядовых действий являлась кукла-«кукушка» или ряженый «кукушкой» персонаж. Чаще всего «кукушку» изображали в виде антропоморфной куклы, реже - в виде птицы. Ее изготавливали из растительного материала: из травы «кукушкин цвет», или «кукушкины слезки», ветвей березы, соломы. Человеческую или птичью фигурку украшали пестрыми лоскутками и платком. В качестве обрядового атрибута иногда использовали чучело кукушки или живого воробья. Куклу, как правило, обряжали в одежду одной из участниц или в специально сшитое платье, элементы которого соответствовали девичьему костюму.

Обязательными деталями наряда являлись нательный крест и украшения - ленты, бусы, мониста. Иногда «кукушку» пеленали и перевязывали лентами, как ребенка, или наряжали в венчальное платье с фатой. В Калужской губернии куклу одевали, как вдову или сироту - в сарафан темных тонов и черный платок; при этом в ритуале подчеркивалось отсутствие у «кукушки» брачной пары. В таких случаях говорили: «Кукушка - вдова, потому что ей мужа не достало». На Белгородчине, напротив, в обряде участвовали две куклы, изображающие брачную пару: «кукушку» одевали в девичью одежду, а «кукуна» - в мужскую. Бывало, что куклу укутывали в саван, подобно покойнику.

Обряд начинался с коллективного изготовления «кукушки»: каждая участница приносила для куклы по лоскуту и ленте. Девушки сообща собирали необходимые растения, шили одежду для «кукушки». В складчину собирали деньги на покупку материала для куклы и продуктов для трапезы. Готовую куклу нередко укрепляли на сплетенных ветвях берез или под деревом. Сверху ее покрывали платками и полотенцами. В ряде мест «кукушку» укладывали в гробик небольшого размера, снаружи окрашенный краской, а внутри обитый тканью; его девушки изготавливали сами или заказывали. Иногда вместо него использовали коробку из-под конфет или мыла. Укладывая «кукушку» в гроб, одни участницы обряда голосили, как будто оплакивали покойника, другие рядом пели и плясали.

Особенностью обряда было шествие девушек и молодух с «кукушкой» по деревне. Во время обхода девушки собирали с каждого жителя по яичку или деньги для своей трапезы. Шествие сопровождалось песнями:

У ле-ле-ле, мы в лужок идем,

У ле-ле-ле, мы кокушку несем

У ле-ле-ле, а кокушка ряба

У ле-ле-ле, а кому ж ты кума.

В некоторых местностях шествие с «кукушкой» напоминало похоронную процессию. При этом гроб с «кукушкой» несли задворками, чтобы не встретить односельчан. Во главе процессии шла девушка с крышкой от гроба на голове, за ней следовала другая, изображая священника и заунывно исполняя молитвы. Две участницы несли на плечах палку с привязанным к ней полотенцами гробом.

Шествие направлялось в лес, в поле, к реке или на кладбище, где «кукушку» «крестили» или «хоронили». При «крещении» на куклу вешали один или несколько крестиков, трижды совершая над ней крестное знамение и окуная в воду. При этом для «кукушки» выбирали «кума» и «куму» - мальчика и девочку, после чего девушки сами кумились с «кукушкой».

При «похоронах кукушки» в лесу или на ржаном поле отыскивали укромное место, выкапывали там ямку, устилали ее красивыми лоскутками и затем закапывали «кукушку» с «отпеванием». Ряженная «священником» девушка читала молитвы, а остальные пели специальные песни:

Прощай, прощай, кукушечка,

Прощай, прощай, рябушечка,

До новых до берез,

До красной до зари

До новой до травы.

Девушки-голубушки

Кумушки-подруженьки,

Свейте вы веночки

Ирина Погорелова

Познакомившись на сайте МААМ с календарями народной куклы Оксаны Кротиковой , Светланы Большаковой и Натальи Плахтеевой, я загорелась идей создания подобного календаря . И сейчас, хочу представить вам свой вариант. Тряпичные куклы , которые представлены в моем календаре , имеют свои отличительные особенности. Куклы не маленькие , примерно с ладонь. Изготовлены куклы в основном из лыка (9 из 12, замечательный материал мне с ним приятно работать. Все 12 кукол – обережные и обрядовые, из них 8 – женские куклы и 4 – мужские по одному в каждом времени года.

А теперь предлагаю вашему вниманию мастер – класс изготовления календаря народной куклы .

Мой друг , заглянем в старь,

Откроем народный календарь !

Смотрится отменно,

А польза несомненна.

Всех куколок он знает,

И нам напоминает!

Для изготовления календаря мне понадобилось :

Тонкая фанера;

Самоклеющаяся бумага (красного, зеленого, голубого и оранжевого) цвета;

Баллончики с краской голубого, зелёного, красного и желтого и белого цвета;

круглые палочки (решетка от старой детской кроватки) ;

Декоративная клейкая лента соответствующих цветов;

Декоративный скотч с орнаментом;

12 небольших крючков для одежды;

Двухсторонний скотч.

Способ изготовления :

Из листа фанеры вырезала большой круг с помощью электролобзика.

Разделила круг на 4 равные части по временам года. Для каждого времени года выбрала свой цвет самоклеющейся бумаги : для зимы – голубой, как лед и снег под солнцем; для весны – зеленый, потому что все зеленеет и расцветает; для лета – красный, так как жарко, дни светлые и долгие (вспоминаем выражение лето красное) ; для осени – оранжевый как листья на деревьях.

Обклеила край круга декоративной клейкой лентой серебристого цвета.

Палочками обозначила - 12 месяцев , которые покрасила из баллончиков в соответствующие цвета. 4 палочки покрасила белой краской и обклеила декоративным скотчем с орнаментом, чтобы

выделить начало следующего времени года и отделить времена года друг от друга .


Прикрутила палочки на два самореза с лицевой стороны календаря и один саморез для прочности с изнаночной стороны так же с помощью шуруповерта.

Из остатков фанеры попросила мужа моей напарницы Шестопаловой Елены Николаевны вырезать 12 кругов в диаметре 12 см . Маленькие круги обклеила соответствующей по цвету самоклеющейся бумагой с двух сторон и украсила декоративной клейкой лентой.





В середину каждого круга поместила небольшой крючок для одежды и прикрутила на саморезы с помощью щуруповерта. На крючках будут располагаться куклы . У каждой куклы на поясе сзади пришита петелька из тонкой ленточки. Крючки были сделаны для того, чтобы куклу при необходимости можно было снять, рассмотреть, нарисовать. А еще куклу , как и ее название на круге можно легко поменять на другую куклу которую делали в этом месяце для углубленного изучения.


С изнаночной стороны календаря я сделала надежную петельку, чтобы календарь можно было повесить на стену в детском саду. Основа календаря готова . Осталось оформление.

Распечатала календарь на 2017 год , привычные названия месяцев и древние русские (славянские) названия и приклеила все на двухсторонний скотч.


Распечатала цветные картинки соответствующие каждому месяцу года и приклеила их тем же способом.


В середину поместила древний славянский оберег «Божье Око» , а по кругу кукол , о которых я писала в предыдущих своих публикациях. Представляю своих кукол с сентября, так как в старину новый год начинался именно в сентябре.

1 сентября - Семенов День. Кукла оберег Симеон Столпник - символ бесконечности жизни, мужского начала.

14 октября - Покров Богородицы. Кукла оберег Десятиручка - бережет и силы своей владелицы, и труд ее, чтобы все сделанное ею становилось полезным.


10 ноября - день Святой женской заступницы, покровительницы рукодельниц Параскевы Пятницы. Кукла – «Параскева – Пятница» является хранительницей домашнего очага, его благополучия, исцеляя душевные и телесные недуги, является покровительницей женского труда и хранительницей женских секретов.

25 декабря - день святого Спиридона. Кукла оберег Спиридон - солнцеворот подойдёт любому мужчине или подростку. Его обладатель будет держать свою судьбу в своих руках, и сам станет управлять событиями в своей жизни.

В рождественский Сочельник делали обереговую ритуальную куклу Козу . Эта кукла добавляет своей хозяйке задора, женской привлекательности, веселости и независимости. А всем обитателям дома приносит хорошее настроение и достаток.

К приходу весны в феврале делали кукол маслениц. Домашняя Масленица - это мощный оберег дома, семьи и тепла.

14 марта – праздник Авдотьи - Весновки. Кукла Веснянка - это оберег молодости и красоты.

17 апреля - день памяти Преподобного Зосима-Пчельника. Кукла Зосимы Пчельника бережет пчел от мора, обеспечивает добрый урожай меда и много приплода. Куклу Зосима Пчельник с пчелками делали для благочестивой, размеренной и спокойной жизни, сладкой и с достатком.

В мае праздник Вознесение (не имеет своей постоянной даты и приходится на сороковой день после Пасхи). Кукла «Кукушка» считалась лекарством от тоски и одиночества. На нее "наговаривали" свои проблемы, а потом сжигали.

В июне после праздника Троица (не имеет своей постоянной даты) . Кукла Покосница обереговая - берегла руки косцов от ран.

С 12 по 15 июля праздновали Ярилины именины. Кукла Ярило - оберег для тех, кто хочет любить и быть любимым.

В августе наступало время жатвы. Обрядовая кукла «Жница» . Жница символизирует, в первую очередь, женское плодородие, изобилие, способность к зачатию, вынашиванию и рождению.

Я очень надеюсь, что этот календарь народной куклы будет полезен и познавателен и для взрослых и для детей - ведь это – память : знать праздники, предания, обычаи своего народа . Именно это соединяет предков и потомков, прошлое и настоящее. Обычаи любого народа хороши по – своему . В них соединились красота, сила и доброе согласие человека и Природы.

Публикации по теме:

Тряпичная кукла «Отдарок-на-подарок» появилась, благодаря древнему русскому обычаю «отдариваться». То есть дарить что-то в ответ на подарок.

Хочу представить вам свой вариант календаря с использованием народной куклы. Увидев календарь у Оксаны Кротиковой, я решила тоже попробовать.

Куклы из бабушкиного сундука. Мастер-класс по изготовлению народной игровой куклы «Утешница» Мастер-класс Предназначен мастер-класс для проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста, для ознакомления детей со старинной.

Оберег "Радуница" отвечает за красоту владелицы, здоровье и энергию. Это символ соединения в одно целое, незыблемое. Оберег радости, приятных.

Совсем недавно говорили про , которою на самом деле зовут Жаворонком. Древние славяне не зря и совсем не случайно использовали подобные образы, подмечая особенности, преимущества и отрицательные качества каждого из них. Все это они использовали в своих обрядах и обычаях для улучшения своей доли или избавления от негативной энергии.

Судя по такому вступлению сегодня у нас будет нечто похожее? - спрашивает Веселина.

Да, именно так, - отвечаю я, - более того, тебе она понравится, потому что кукла Кукушка, героиня сегодняшней публикации - это кукла, предназначенная персонально для девочек.

Ух ты ж! - воскликнула она, - такого у нас еще не было, только я не поняла почему тут сразу две куклы с одинаковыми именами?

Это оттого, что кукла Кукушка принимала участие в нескольких обрядах, при этом они различались по своей сути. Поэтому в одном случае кукла принимала образ птицы, а в другом изготавливалась подобно девушке.

Что же, давайте разбираться.

Кукла Кукушка - история и значение

Всем известно, что кукушка отличается от других птиц своим, мягко говоря, своеобразным отношением к собственному потомству, подкладывая яйца в гнезда других птиц. Ситуация, хоть и неоднократно встречающаяся в животном мире, но весьма необычная. При этом вылупившийся кукушонок в первые же часы освобождает себе место под солнцем, выталкивая из гнезда все остальные яйца или уже живущих там птенцов. В связи с этим у древних славян кукушка стала ассоциироваться с несчастной судьбой человека, живущего без семьи, в одиночестве, без детей и родных людей.

Такой жизни никто себе не желал, поэтому наши предки проводили ритуал «похороны кукушки», название которого полностью соответствует процессу его исполнения. Кукушку действительно хоронили, то есть закапывали в землю в надежде никогда не перенять свойственные ей качества. Главным объектом обряда была кукла Кукушка, которую изготавливали в виде птицы из растительных материалов - травы, сена, соломы, лыка, льна и так далее. Этот ритуал является одним из этапов инициализации девочки в девушку, когда она осознанно принимала ответственность и значение семейной жизни и материнства.

Надо сказать, что в разных регионах обязательно присутствовал в народных традициях, несмотря на то, что исполнялся он по-разному. В одних местах обязательным было его совершение в тайне не только от мужчин, но и от большинства односельчан, а открытие или разорение места захоронения куклы являлось признаком различных несчастий. Другие же люди, наоборот, перед похоронами Кукушки демонстрировали ее всей деревне, торжественно пронося по улицам, а обнаружение парнями и вскрытие могилки было очередным этапом обряда, завершающимся совместной трапезой.

Между этими двумя примерами существует еще около десятка различных между собой в той или иной степени вариантов исполнения обряда похорон кукушки. Такие изменения произошли, скорее всего, от наслоения других обычаев и влияния родовых особенностей быта различных славянских народностей. Это говорит лишь о том, что обряд «похороны кукушки» является очень древней славянской традицией. Между прочим, тем нашим читателям, которые родились в двадцатом столетии, наверняка вспомнится детская забава закапывать в землю всякие тайники и секретики. А ведь это ничто иное, как отголоски обсуждаемого нами обряда. Так-то вот.

Особенности жизни кукушки позволили древним славянам наделить ее особыми мифологическими свойствами. Этой птице предписывалась роль воплощения души умершего человека, не прожившего отведенные ему годы в полной мере. Поэтому и скитается это вестник из мира мертвых по белому свету, не находя нигде себе пристанища. В связи с этим кукушку наделили даром предвидения и пророчества, и в наши дни всем известен ритуал, когда во время кукования спрашивали птицу о количестве лет, оставшихся для жизни.

Время кукования кукушки - с начала мая до середины июня, в это время и проводили обряд похорон кукушки. Позже наслоение христианских обычаев более точно определило этот период - от Вознесения до Троицы, то есть от 40 до 50 дня после Пасхи. Вообще же время празднования или отмечания конца весны происходило «от Егория до Петра» - в период от 6 мая до 12 июня.

В эти же дни прощания с весной древние славяне проводили обряд «крещения кукушки», во время которого происходило кумование, то есть две девушки, а иногда и юноша с девушкой признавались друг другу в симпатиях и обещали взаимную дружбу в течение последующего года. Свидетелем этого обряда была кукла Кукушка, изготовленная по образу девушки - это второй вариант создания куклы. Судя по всему, а прежде всего - по названию, этот обычай к древнеславянским традициям не имеет отношения, а появился уже после христианизации Руси в процессе изживания, замещения и извращения смысла истинных обычаев. Слишком уж много несуразностей в нем. Ну да ладно, вернемся к куклам.

Поэтому у нас и появилось две Кукушки - птица и девушка? - подводит итог этой части нашей беседы Веселина.

Совершенно верно, раз так русские люди делают уже много веков, мы не можем этим пренебрегать, - ответил я, - а теперь давай рассмотрим эти куклы и узнаем, как их можно изготовить.

Кукла Кукушка - как сделать

Посмотрев на куклы, можно стразу понять, что делаются они по одному и тому же принципу - по типу в среднерусском варианте. К тому же, если вам знакома , то вы отметите очевидное сходство конструкции. Поэтому здесь, наверное, много слов говорить не буду, чтобы не утомлять читателей повторами. Расскажем лишь про особенности и детали создания этих кукол.


Кукла Кукушка, два варианта - девушка и птица.

У куклы Кукушки в образе птицы главными отличиями являются маленький клюв и горизонтальное положение. Клюв делается из маленького пучка выбранного вами материала, а это трава, сено, солома, лыко, лен и подобные им, который вкладывается в место сгиба основы куклы, перетягивается и обрезается в виде конуса. Для красоты можно разделить крылья и хвост на несколько пучков, перетянув их красной ниткой. Завершает работу с куклой одевание платка на голову.


Кукла Кукушка, основа конструкции обоих вариантов - Кувадка.
Кукла Кукушка, птица - с клювом, крылья и хвост распушиваем.
Кукла Кукушка, руки девушки оформляем ладошками.

Кукла Кукушка по образу девушки делается также на той же основе. Одевается кукла в соответствии с теми обычаями, которые били приняты в том регионе, где ее делают. Поэтому на этом этапе можно действовать свободно, по своему усмотрению, но в рамках традиционных вариантов. Довольно широко распространен вариант, когда кукле на руки подвязывают короткие пучки, направленные вниз, имитируя таким образом крылья. По неизвестным мне причинам моя кукла явно противилась таким дополнениям, а я уже понял, что к таким вещам нужно прислушиваться и уделять им должное внимание. Поэтому эта Кукушка получилась без имитации крыльев.

Ну что, полетели мы, - довольно сказала Веселина, шутливо пытаясь взгромоздиться на Кукушку птицу.

Ой, ну и ладно, так дойду, досвиданьос, - она демонстративно расшаркалась на пороге и под укоризненный взгляд Кукушки девушки гордо вышла из мастерской.

Спешила она при этом не очень, поэтому обе Кукушки ее быстро догнали, и еще не дойдя до поворота они уже оживленно о чем-то болтали и хихикали.

Что же, на этом у меня сегодня все, в очередной раз призываю все посетителей нашего сайта делать кукол, интересоваться обычаями и традициями наших предков, изучать историю нашего народа - вы заметите, что жизнь ваша при этом станет приятнее и интереснее.

Всем спасибо за внимание, желаю вам хорошенько отдохнуть за лето, набраться на год вперед витаминами и хорошими впечатлениями, пока.

За май- обрядовая кукла КУКУШКА.

Древний обряд “похороны кукушки”. Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующим: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, Пели песни и кумились. В знак того, что две подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и, специально сделанными для этой цели, куклами. Эти куклы являлись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу, девочка вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования девочки обменивались куклами и считались кумами. Впрочем, по прошествии определённого времени и при желании можно было раскумиться, сняв себя обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь делая куклу, девочка прилагала старание, думала о ней, вкладывала в эту работу всё своё умение, и вот она отдана подружке!
После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки, специально сделанную для этого случая, соломенную куклу. Изготавливали её из высушенной травы “кукушкины слёзки”. Потом девочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от “кукушества”, провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства “не быть кукушкой”.
Кукла кукушка считалась лекарством от тоски и одиночества.

ЗА ИЮНЬ- ОБРЯДОВАЯ КУКЛА -БЕРЕЗКА.

Кукла Чернского, Плавского, Ефремовского р-нов.
Делали ее на Троицу, в этот день украшали березовыми ветками дом. Девушки вставали рано, до восхода солнца и шли за водой. В ведра с водой клали веточки березы и несли воду домой, боялись расплескать. А дома все старались напиться и умыться этой водой, кто первый напьется, тот счастлив будет в этом году.
Для гадания делали куклу Березка из березового полешка, символ березы. Это куколка одного дня, по ней гадали. Утром делали, вечером – разбирали и оставляли на березе.
Делали куколку совместно несколько девушек, по ней гадали. Куколку красиво наряжали, украшали ветками березы, травой с соцветиями. Привязывали три ветки березы впереди. Одна – сухая, другая с сережками, а третья – красивая. С закрытыми глазами девушки снимали с куколки веточки. Если попадалась сухая ветка - то муж будет старый, если красивая - то красивый, если с сережками – то богатый. После гадания куколку разбирали, и оставляли на дереве, одежду забирали.

Древний обряд “похороны кукушки”. Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующим: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, Пеле песни и кумились. В знак того, что две подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и, специально сделанными для этой цели, куклами. Эти куклы являлись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу, девочка вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования девочки обменивались куклами и считались кумами. Впрочем, по прошествии определённого времени и при желании можно было раскумиться, сняв себя обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь делая куклу, девочка прилагала старание, думала о ней, вкладывала в эту работу всё своё умение, и вот она отдана подружке!

После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки, специально сделанную для этого случая, соломенную куклу. Изготавливали её из высушенной травы “кукушкины слёзки”. Потом девочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от “кукушества”, провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства “не быть кукушкой”.

Кукла «Кукушка» считалась лекарством от тоски и одиночества. На нее "наговаривали" свои проблемы, а потом сжигали.

А вот информация с сайта - Дербеневка (фольклорно-этнографический центр):

Почему кукушка? С этой птицей всегда были связаныопределенные мифологические представления. От других птиц кукушкаотличается тем, что не вьет гнезда и не выводит птенцов, считается, чтоименно за это на Петров день птицы изгоняют ее из леса. Наиболееустойчивы верования, что кукушка - воплощенная душа умершего иливестница мира предков. В северо-западных областях (Псковская область,Полесье) существует обычай полевых голошений с кукушкой, обращаясь кней как к покойному родственнику или передавая ей весточки для него.Поскольку кукушка осознается как медиатор между мирами, как вестница с«того» света, она наделяется способностью предсказывать будущее.

Обряд предстает перед нами в нескольких вариантах – «похороны» кукушки и ее «крестины». «Унас такой абычай, што харанили. А у некатарых деревнях называлася«крестили какушку». Крeстьбины были. Ну, делають какушку и крестьбиныей делають. Как ребёначка крестят. И абед, и гуляют. Если крестят, тоне закaповают» .

Пару раз удалось записать, видимо,полный вариант обряда, в котором сделанную на Вознесение куклукрестили и закапывали, а на Троицу поминали (иногда при этом разрывая).Во многих селах под названием «крестить кукушку» остался лишь третийэтап обряда – собственно поминки с весельем в лесу; так обрядтрансформировался в праздник.

Делали куклу по-разному. Если в других местах бытования обряда«кукушкой» часто становилась травка «кукушкины слезки», а в редкихслучаях даже собственно чучело птицы, то в Людиновском районе это былатряпочная кукла, в основе которой была раздвоенная березовая (иногдаольховая) веточка. По выражению исполнителей ее «пеленают», то естьобертывают красивыми тряпочками, которые приносят девки («кто какоймахорик, ласкутик») - шить при этом нельзя было.

Интересно, что иногда куклу делали скаблучками, то есть конец каждой из двух веточек раздваивался еще раз;возможно, что это орнитоморфная деталь, обозначающая птичьи ножки.«Ножки» пеленали обязательно красной тряпкой, далее делали традиционныйдевичий костюм. Как и большинство архаичных кукол, кукушка должна былабыть «слепая», то есть без лица, но в более поздних вариантах его сталирисовать.

Изготовленная кукла – молодая девка,это много раз проскальзывает в репликах исполнителей – «положи девкуда получше». Во фразе «отдаем мы девку замуж» слышатся отголоскидревнего жертвоприношения, хотя сами бабушки, конечно, об этом незадумываются. Смысл производимых действий они объясняют традицией: «Паабычаю. И сроду, сроду!».

Крещение было достаточно условным:«пабрызгають, памоють её». Потом сделанную куклу ставили на окно иликлали на лавку, делали гробик, застилали его соломой, которая понародным представлениям «греет покойников», делали подушечку, набитуюсоломой. Далее все делали по традиционному похоронному обряду – гробикнесли на носилках, опускали в ямку на полотенцах и т.д. Закапываличаще всего в ржаном поле, что прямо указывает на связь с аграрноймагией.

Обряд с кукушкой являлся одним изженских весенних обрядов, в нем участвовали девушки и молодки;параллельно свои «похороны кукушки» могли делать девочки. Обрядсовершался тайно, мужчины, парни не могли присутствовать при нем изнать о месте «крещения» и захоронения кукушки. Для этого хоронилирано, до восхода солнца: «а тада рана подымаемся на Вознесение,рана-прерана. И мы убеrаем, штоб ребята нас не нашли!».

Парни (в поздних вариантах - дети)караулили девок на крышах, старались подсмотреть и разорить местозахоронения. Иногда оно оказывалось тайным даже для участников:похороны производили одна-две выбранные девушки. Особо смелые девкиделали фальшивую могилу с нечистотами. Настоящую могилку затаптывали,чтобы никто не видел, а если ставили крестик, то так, чтобы не былвиден во ржи. Раньше тайность совершаемых действий была необходимой; поописанию начала 20 века «Ни одна крестьянка не сознается, что умеет«сряжать и кстить кукушку».

Если могилка все-таки разрывалась,ребята приносили куклу, надсмехались над девками, иногда в насмешкуприбивали ее к столбу, вместе с лаптем, в котором ее там хоронили. Присерьезном отношении к обряду, в этом случае праздник был сорван, этомогло предвещать плохой урожай или неудавшееся замужество, девушкиочень плакали; позже, конечно, наблюдалась более игровая атмосфера.

Последний этап обряда – поминки, акое-где торжественное выкапывание кукушки через неделю после Троицы. Напомин собирались все – и ребята, и девушки, делали общий стол, причемобязательной ритуальной едой были яйца – «пару яец мать сварить идращёну спекеть». Там уж «столько народу, там столька шуму, там сколькавеселля!», «и гармошки, и песни, и танцы, и страдания, фсё!» .

Во время похорон по кукушке обязательно причитали, выбирая при этом наиболее умелую в этом деле молодку («ну, каму ш плакать? нада Маньке плакать!» ). При этом, как часто это бывало, начинается плач символически («Што вроде паложено» ), а как «начнёть причитывать и заплачеть па всей па правде. И заrалосить, и мы заrалосим» .

Дополнение

Кукла Кукушка, Тульская губерния (на фото справа - сзади стоит, серая).

Была связана с древним обрядом посвящения девочек в девушки, во взрослую жизньобрядом «отказа от кукушества». девочки, прощаясь со своим детством, давали обещание не быть кукушкою, т.е. ке быть плохой матерью.

Кукла делалась девочками 12 лет на праздник Вознесения из травы кукушкины слезы под руководством вдовой старухи. Несколько девочек собирали траву для изготовления куклы, аккуратно складывали стебель к стеблю. При этом нельзя было сломать стебель и оторвать корень. Куклу делали все вместе, обвязывая стебли красной нитью. Каждая девочка стремилась внести в создание куклы что-то свое. Самая древняя кукушкаиз травы в темном платке. Позже появилась кукла из травы, одетая в яркую поневу, передник. но в темном платке. Еще один вариант куклы кукушкиобраз женщины немолодой, возможно вдовы, одетой неярко.

На Вознесение проводился и обряд «похороны кукушки». На полянке выкапывалась ямка и устилалась травой. Хоронили куклу кукушку, которую в тот же день делали девушки. Куклу клали вместе с подарками девушек (кольцо, платочек и т.д.), загадывая желания на год. Кукушку присыпали, травой, землей, примечали место. Куклу откапывали через 10 дней, на Троицу и смотрели на свои подарки. Если в кольцо заползал муравей, то девушка выйдет замуж. Свои вещи с кукушки снимали и куклу сажали на дерево.

Девушки через кукушку «кумились»выбирали подружку на целый год. Наряженную куклу ставили под березку, свивали на д ней дугою ветки. На них вешали свои крестики девочки, желающие покумиться. Затем они целовались в дуге из веток, приговаривая: "Ты куна, и я кума" и обменивались крестиками и куклами. После этого девушки дружили целый год и не ссорились. На следующий год можно было выбрать эту же подружку или другую.

Информатор Агаева И.8