Кто создал историю вандалов. Откуда пришли вандалы

    Вандалы это нехорошие люди. Они разрушают памятники истории, святые места, другие старинные сооружения считающиеся достоянием народа. Вобщем то разрушают просто так без всякой цели нажиться. Хотя не исключено что если им попадтся золото, драгоценности или ценные предметы старины они могут на них нажиться, продав их. Но в принципе считается что вандалы разрушают и вс портят ради самого разрушения. А не ради того, чтобы что то поиметь материальное. Вероятно у них очень беден духовный мир и уровень. Современных, чаще молодых людей, тоже можно назвать вандалами. Их так в принципе и называют. Которые могут например побить сткла в электричке. Или изрезать сидения в ней же или другом общественном транспорте. Выплскивают таким образом дурную энергию. Показывают себя. Так как на большее их не хватает. Ломать-не строить, как известно. Вот они и ломают и портят. Ещ и гордятся этим. Недалкие, ущербные люди.

    Если коротко, ясно и понятно, та вандал, это не кто иной как беспредельщик, который чинит своими действиями тотальную разруху и поступает противозаконно, по одним только ему ясным, мотивам и принципам жизни.

    Таким нехорошим словом как Вандал, называют тех людей - кто неуважительно и даже оскорбительно относится к надгробиям и любым другим памятникам, проще говоря разрушает их с особой жестокостью.

    Было как то время, по телевизору в новостях часто это слово мелькало, в основном малолетки забавляются так на кладбищах.

    Ребенок построил снеговика, а вы ногой его разламали. Вы вандал. Разрушили то, что строили другие.

    Таков этимология появления этого термина, если верить всезнающей Википедии. Кстати, много позже, на вершине Средневековья, с вандалами стали ассоциировать предков славян вендов , пришедших на земли германских племен и потеснивших местных вандалов.

    А возвращаясь к древней истории стоит вспомнить события 455 года, происходившие в Древнем Риме, когда королем вандалов Гейзерихом город был захвачен и в течение 2-х недель полностью разграблен. Римским папой Львом была при этом достигнута договоренность, что в обмен на добровольную сдачу города победителю, его жители не будут убиты, а дома не подвергнутся разрушению. В отличие от последующих актов вандализма, а особенно от нынешних действий мусульманских радикалов, во время разграбления Рима не были разрушены архитектурные памятники. А сокровища представлявшие художественную ценность бережно доставлялись их новым владельцам и бережно передавались потомкам.

    Вандал это древний воин из племени германцев, который все ломал во время захвата Рима.

    И с тех пор всех кто ломает памятники и культурные ценности, называют вандалами.

    Вандал - это человек поступающий аморально к памятникам истории и культуры. В наше время сплошь и рядом наблюдаются акты вандализма - памятники разрушаются, приводятся в ужасающий вид, калечутся... Сносятся старинные усадьбы, уничтожается древняя архитектура. И это не только у нас, такое происходит в всем мире.. Жуть. Человечество сошло с ума.

    Под таким понятием как вандал подразхумевается тот человек, который склонен осквернять и разрушать разного рода святые места или же памятники архитектуры и прочее ценное. Это такие люди для которых нет каких-то моральных принципов.

    Вандал - это тот, кто преднамеренно, или в следствие невежественного поведения и дурного воспитания разрушает исторические памятники, предметы архитектуры и другие предметы, созданные человечеством.

    Вандал, также, представитель германского племени.

    Вандал - человек оскверняющий и разрушающий святыни, памятники архитектуры, живописи...

    Цель вандализма, лишить культурного наследия людей для кого оно составляет ценность.

    Вандал - человек не имеющий морально-этических устоев, ограниченная личность.

    В современном мире Вандалами можно назвать дикарей которые разрушают все, что создано руками человека и матушкой природой. Все что красиво Вандалы пытаются сломать или испортить. Если вы будите в Израиле или Египте то на многих памятниках архитектуры можно встретить Здесь был Гена из Челябинска. Я не хочу обидеть жителей Челябинска.

Вандалы (лат. Vandali), союз восточногерманских племен. В 406 году под натиском гуннов вандалы и объединившиеся с ними свевы, аланы, готы и бургунды вторглись в Галлию и опустошили ее. В 409 году, воспользовавшись приглашением правителей отложившейся от Рима провинции Испания, преодолели Пиренейские горы и заняли Бетику, самую богатую область в долине реки Гвадалквивир, доставшуюся им по жребию. Бетика позже стала называться по имени вандалов Андалузией. Здесь господствующей группой стали вандалы-асдинги во главе с королем Гундерихом, вандалы-силинги и аланы были рассеяны союзниками Рима вестготами.

Славу разрушителей римской цивилизации стяжали вандалы, так же, как и бургунды, происходившие из Юго-Западной Скандинавии. В 429 году вандалы начали испытывать давление визиготов и, приняв новое приглашение правителей восставшей против Рима провинции Африка, пересекли Гибралтарский пролив и овладели Карфагеном. Так возникло вандальское (или алано-вандальское) королевство в Северной Африке во главе с Гейзерихом (429–477 годы). Завоеватели составляли ничтожное меньшинство – менее двух процентов населения этих земель – и уже поэтому не были в состоянии существенно изменить римские порядки. За ними закрепилась лишь высшая политическая власть. Король рассматривался как верховный распорядитель земли. Им могли осуществляться земельные пожалования. В частности, известно, что Гейзерих предоставил крупные области сыновьям Гунериху и Гензону. Достались наделы, с правом передачи по наследству, и рядовым воинам. Однако почти не претерпело ущерба крупное латифундиальное хозяйство. Гизерих вел активную завоевательную политику, присоединил к своему государству Корсику, Сардинию и Сицилию.

Одним из немногих достижений вандалов была попытка формулирования майоратной традиции, которая утвердилась в Европе только к XI веку. Вот как она выражена в завещании Гейзериха: «...царство переходит всегда к тому, кто по мужскому колену был ближайший и старший в роде». Можно упомянуть, что вандалы были весьма искушены в навигации. В 455 году они совершили морской поход в Италию, результатом которого стало разграбление Рима, принесшее вандалам скандальную славу. Впрочем, вандалы едва ли повинны в разрушении Рима, и термин «вандализм», вошедший в современную лексику, скорее является результатом недоразумения. В течение нескольких дней вандалов интересовали лишь золото, серебро и драгоценности римлян. Храмы и другие общественные здания остались нетронутыми. Не пострадали и еще сохранявшиеся статуи. Их разрушение было следствием не вандальского неистовства, но итогом естественного обветшания после того, как был упразднен языческий культ и отменены государственные субсидии. Во всяком случае, свидетельства лиц, посетивших Рим после вторжения вандалов, говорят о необычайном блеске и великолепии Вечного города (Описания Рима аббата Фульгенция V века).

В целом, вандалы не создали ни нового типа социальных связей, ни новой системы права, ни новой формы государственного и административного управления. Не удалось им преодолеть ненависти африкано-римского населения. Здесь важно указать на то, что вандалы были арианами – приверженцами осужденного Никейским собором течения в христианстве, не признававшим божественности Иисуса Христа, поэтому для римлян они оставались еретиками. Вандалы преследовали христиан, исповедовавших Никейский символ веры. Особенно жестокими преследования стали во времена преемника Гизериха – Хунериха, правившего в 477-484 годах. В 533 году в Северную Африку вторглись византийские войска под командованием Велисария после того, как узурпатор Гелимер сверг сына Хунериха, Хильдериха, близкого друга византийского императора Юстиниана. В результате успешной кампании королевство вандалов было уничтожено.

Пожалуй, самым интересным моментом истории племени вандалов было разорение Рима в 455 году, длившееся более двух недель. Из Вечного города были увезены все культурные ценности, которые только можно было погрузить на корабли, тысячи свободных граждан попали в плен и были проданы в рабство.

Об этом деянии вспомнит впоследствии, в XVIII веке один из деятелей Великой Французской революции – аббат Анри Грегуар. В своем докладе перед Генеральными штатами он введет термин «вандализм», обозначающий беспощадное варварство и беспричинное уничтожение культурных памятников.

Однако справедливости ради стоит отметить, что деяния вандалов в Риме не имеют ничего общего с вандализмом в современном понимании этого термина. Разграбление города Гейзерихом, напротив отличалось своим методичным характером, в отличие от предыдущего, учиненного готским вождем Аларихом, когда его армия уничтожила половину Вечного города. Гейзерих, в ответ на бескровную сдачу города, не подверг его пожарам и сохранил жизнь горожанам. Правда, это не помешало ему вывезти оттуда большую часть работоспособного населения в качестве будущих рабов, а также все ценное, что только можно было продать.

Надо сказать, что врага в город позвали сами римляне, а точнее жена покойного императора Валентиана III – Евдоксия, стремившаяся отомстить узурпатору – сенатору Петронию Максиму, убившему ее мужа и совершившему переворот.

Римский историк Проспер Аквитанский утверждает, что масла в огонь «подлил» Максим, будто заявивший Евдоксии, что решился на вероломство ради своей любви к ней. Разгневанная, она попыталась найти союзника, который сможет отомстить за ее бесчестье и позор. Выбор пал на короля вандалов Гейзериха – на тот момент самого влиятельного из королей Запада. Ему было уже за шестьдесят, и под его предводительством племя владело Африкой уже около четверти столетия. Другие его могущественные современники – Аттила и Теодорих уже стали историей, а он по-прежнему наводил ужас и трепет на соседей.

Именно к нему Евдоксия обратилась с просьбой стать ее защитником и мстителем за него союзника Валентиниана. По словам Проспера: «Она настойчиво твердила, что ему как другу и союзнику, раз совершено столь великое преступление по отношению к царскому дому, было бы недостойно и нечестиво не оказаться мстителем».

Своей цели она отчасти добилась – узурпатор Максим был убит своими же рабами еще до приближения вандалов. Последние же отнюдь не собирались возвращаться домой с пустыми руками. Сама Евдоксия и другие члены императорской семьи также были увезены Гейзерихом в Карфаген, а одна из дочерей выдана замуж за наследника престола.

Вандалы

народ германского происхождения, примыкающий к восточно-германской (готской, вандальской) группе и упоминаемый впервые у Плиния (I в. по Р. X.). В древнейшем научно установленном месте жительства их - по обоим берегам среднего течения Одера, куда они пришли, вероятно, с берегов Балтийского моря, - они распадались на две резко различавшиеся части, асдингов и силингов, слившихся в одно политическое целое лишь в Испании, в начале V века. Воспоминание о силингах сохранилось в названии Силезии, представляющем славянскую переделку этого имени. Горная цепь, отделяющая Богемию от Силезии, носит во II в. по Р. Хр. название "Вандальских гор". Выселение вандалов с берегов Одера на юг началось во второй половине II века. Они принимают участие в маркоманской войне, и в 174 г. император Марк Аврелий отводит асдингам земли в Дакии. В этом движении участвовали, вероятно, и силинги, хотя прямых указаний на последних мы не имеем. В Дакии вандалы оставались до тридцатых годов IV века; за все это время мир с римлянами был прерван, насколько известно, только один раз, в 271 году, при Аврелиане. При заключении мира во главе вандалов находим двух королей, из которых один, вероятно, асдинг, другой - силинг. Из Дакии вандалы были вытеснены готами, которые, под предводительством короля Гебериха (331-337), нанесли им сильное поражение, причем пал король асдингов Визимар. Вандалы обратились за помощью к императору Константину, который перевел весь народ на правый берег Дуная, в Паннонию. За это они должны были поставлять империи вспомогательные войска (вандалы славились своею конницею). Но и в Паннонии они оставались недолго. В самом начале V века, теснимые, вероятно, гуннами, они, под предводительством Годегизеля (ванд. Gôdagisl), вероятно, короля асдингов, направляются всем народом вверх по Дунаю к Рейну, в Галлию. К ним по дороге присоединилась часть свевов (т. е. маркоманов, живших в нын. Богемии) и часть алан (тюркского племени); те и другие сохраняли пока политическую независимость. Король Годегизель пал уже в 406 г., в борьбе с франками на Рейне, после чего соединенные полчища вандалов, свевов и алан, опустошив Галлию, перешли через Пиренеи в цветущую Испанию, которую разделили между собой по жребию. Асдинги (с королем Гунтарихом - ванд. Guntharîx - во главе), вместе с свевами, получили северо-западную часть полуострова (Галлецию), аланы поселились в средней и юго-западной полосе (Лузитании), наконец, силинги (с королем Фриубальдом, ванд. Fridubalth) получили южную часть (Бетику). Память о пребывании их здесь сохранилась в названии "Андалузия". Римское правительство было принуждено признать это положение дел официально, но втайне изыскивало средства отделаться от непрошеных гостей; в 416 г. оно призвало на помощь против вандалов вестготского короля Валью который действительно победил силингов и, взяв в плен их короля, отослал его к императору. Лишенные вождя и ослабленные непосильной борьбой, силинги отказались от политической независимости и добровольно подчинились королю асдингов. Точно так же поступили в 418 г. аланы, король которых тоже пал в борьбе с готами. Власть короля асдингов, носящего с этого времени титул короля вандалов и алан, сильно возросла вследствие этих событий. Тем не менее, вандалы недолго оставались в Испании: в 427 г. римский наместник в Африке, Бонифаций, восставший против правительства, пригласил вандалов в Африку, одну из самых цветущих провинций Римской империи, обещая уступить им часть ее. Вандалы приняли это предложение, и в мае 429 г. король Гензерих (вернее - Гейзарих, ванд. Geisarîx), брат и преемник Гунтариха, павшего в 427 г., со всем своим народом (пο одним данным - 50000, по другим - 80000 душ) переправился через Гибралтарский пролив. Бонифаций, успевший тем временем примириться с императрицей Плацидией, матерью Валентиниана III, хотел склонить его к возвращению; но было уже поздно. Почтя не встречая серьезного сопротивления, Гейзарих быстро занял большую часть римских владений; его завоевания были официально признаны за ним договором, заключенным с Римом в 434 г. В 442 г. Валентиниан уступил ему и Карфаген, город, занятый вандалами, впрочем, уже тремя годами раньше: сюда была перенесена теперь резиденция королей. В 450 г. Гейзарих, пользуясь смутами, возникшими в Риме, занял и разграбил этот город, причем пострадали главным образом католические церкви, сокровища которых все были увезены вандалами. Этому событию вандалы обязаны тем, что имя их стало нарицательным для обозначения диких, ничего не щадящих грабителей (см. Вандализм). Между пленниками, увезенными Гейзарихом в Африку, находилась и императрица Евдокия, вдова Валентиниана, с двумя дочерьми: одну из последних, Евдокию, король впоследствии выдал замуж за своего сына Гунариха (ванд. Hûnarix). Вслед за тем Гейзарих занял и те области в Африке, которые еще оставались во власти римлян. После многочисленных войн и хищнических набегов на все провинции империи, прилегавшие к Средиземному морю, Гейзарих умер в 477 г. Его преемником был его старший сын Гунарих (477-484), царствование которого ознаменовано, с одной стороны, падением военного могущества вандалов, с другой - жестоким преследованием католиков (вандалы были приверженцами арианизма) и членов царской династии, казавшихся королю опасными. После него царствовал его племянник Гунтамунд (ванд. Gunthamund, 484-496), затем брат последнего Тразамунд (ванд. Thrasamund, 496-523), вернувший царству вандалов на время прежний блеск и славу. Его поддерживал остготский король Теодорих Великий, на сестре которого, Амалафриде, он был женат. По смерти его престол занял слабохарактерный Гильдерих (ванд. Hildirîx, 526-530); он покровительствовал католикам и, в противоположность своим предшественникам, искал союза с Византией. Его двоюродный племянник Гелимер (ванд. Geilamîr), воспользовавшись неудовольствием национальной партии, сверг его с престола, чем дал императору Юстиниану повод вмешаться в дела Вандальского королевства. Гедимер был последним королем вандалов (530-534). В июне 533 г. в Африку явился полководец Юстиниана, Велизарий, и уже в мае 534 г. он мог вернуться в Византию, разрушив царство вандалов и взяв в плен царя Гелимера. Остатки вандалов, не истребленные византийским оружием, бесследно исчезли среди туземного населения Северной Африки. Такое быстрое падение и бесследное исчезновение Вандальского государства - Велизарий почти не встретил мужественного отпора - было бы, конечно, невозможно, если б ему не предшествовало полное физическое и нравственное истощение всего народа. Отрезанные от общения с родственными племенами, овладев богатейшею провинцией, в которой сохранялась во всей силе традиции изысканной и роскошной жизни Рима цветущих времен империи, вандалы всецело предались удовольствиям и наслаждениям, которые допускало их господствующее положение в стране. В изнеженности и роскоши они, не зная меры, превзошли в скором времени своих учителей, богатых африканских провинциалов. Уже король Гейзарих рядом строгих эдиктов старался остановить это увлечение, грозившее навсегда погубить силу его народа, но тщетно. Византийский историк Прокопий, провожавший Велизария в его походе и составивший подробное описание войны его против вандалов, живо рисует нам нравственный упадок этого народа, некогда сильного и наводившего страх и ужас на своих врагов ("О Вандальской войне", кн. II, глава 6). Один только царственный род асдингов, в лице Гелимера и ближайших его сподвижников, являет пример геройской храбрости, народ же весь погружен в роскошь и разврат. Само собой разумеется, что рядом с этим шла сильная романизация вандалов, несмотря на религиозный антагонизм между варварами-арианами и римлянами-католиками. Знатные вандалы усердно изучали латинский язык и поэзию; короли окружали себя латинскими поэтами. Тем не менее родной вандальский язык не был забыт: на нем продолжали говорить и петь; предание рассказывает, что Гелимер, видя безвыходность своего положения, сложил песню о своей горькой судьбе. Цельных памятников вандальского языка до нас не дошло; мы имеем только ряд собственных имен и начало одной вандальской молитвы. Этих скудных сведений, однако, достаточно, чтобы составить почти полную фонетическую картину вандальского языка. Из них явствует, что язык вандалов представляет самостоятельную ветвь восточной, или готской, отрасли германских наречий.

F. Papencordt, "Geschichte der wandalischen Herrschaft in Afrika" (Берлин, 1837); F. Dahn, "Die Könige der Germanen" (т. I, Мюнхен); его же, "Urgeschichte der german. u. roman. Völker" (т. I, Берлин, 1881); I. Fndländer, "Die Münzen der Wandalen" (Лейпциг, 1849); F. Wrede, "Heber die Sprache der Wandalen" (Страсбург, 1886).

Ф. Браун.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Вандалы" в других словарях:

    Народ германского происхождения, примыкающий ввосточногерманской (готской, вандальской) группе и упоминаемый впервые уПлиния (I в. по Р. X.). В древнейшем научно установленном местежительства их по обоим берегам среднего течения Одера, куда… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Группа германских племён. Предположительно, проникли из Скандинавии (или из северной Ютландии) и в 1 3 вв. занимали территорию от Одера до Дуная. Во 2 в. выступили противниками Рима в Маркоманской войне. В 270 г. вторглись в римскую Паннонию, но… … Исторический словарь

    1) и а род германск. племени, разграбивший Рим в 445 г. и уничтоживший в нем много ценных произведений искусства; 2) невежественные разрушители художественных произведений, без разбора уничтожающие все, что попадается на глаза. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Vandali). Германское племя, жившее первоначально на севере Германии. В 409 г. от Р.Х. вандалы вторглись в Испанию, а в 429 г. переправились в Африку, где подчинили себе римские владения. В 455 г. под начальством своего царя Гейзериха они… … Энциклопедия мифологии

    ВАНДАЛЫ, германские племена. В 429 439 завоевали Северную Африку. В 455 разграбили Рим, уничтожили многие памятники античной культуры (отсюда вандализм). К 534 государство вандалов завоевано Византией … Современная энциклопедия

    Группа германских племен. В 429 439 завоевали Сев. Африку и основали раннефеодальное королевство. В 455 разграбили Рим, уничтожили многие памятники античной культуры. К 534 государство вандалов завоевано Византией … Большой Энциклопедический словарь

    Группа германских племен. В 429–439 гг. завоевали Северную Африку и основали раннефеодальное королевство. В 455 г. разграбили Рим, уничтожили многие памятники античной культуры. К 534 г. государство вандалов завоевано Византией. Большой толковый… … Энциклопедия культурологии

Вандалы – германский народ, смешанный, вероятно, со славянами. Он обитал сперва в нынешней Лужице – области на стыке границ Германии, Чехии и Польши. В конце второго столетия, некоторые вандальские племена являлись союзниками Рима, вместе с маркоманнами и квадами . Потом они вели войну с императорами Аврелианом и Пробом , были побеждены и частью истреблены, частью переведены в Британию. Северо-восточные вандалы, около 272 года, поселились в нынешней Трансильвании и восточной Венгрии, но вытесненные отсюда готами , получили от императора Константина Великого позволение селиться западнее, в Паннонии, обязавшись помогать римлянам в войнах.

В 406 году вандалы оставили, под предводительством Гундериха, новые свои жилища, и соединившись на пути с аланами и свевами, вступили в Галлию ; опустошили Аргенторат (Страсбург), Могонциак (Майнц) и другие города, разбили франков , и перейдя в 409 г. Пиренейские горы, вторглись в Испанию. Здесь свевы утвердились в нынешней Старой Кастилии, аланы в Португалии, а вандалы в Галисии. Около 420 года эти последние покорили аланов, одержали верх над свевами, но теснимые новыми пришельцами, вестготами , вынуждены были удалиться в Бетику, южную приморскую область Испании, названную впоследствии по их имени, Вандалузией, или Андалузией.

Варвары. Вандалы. Видеофильм

Королем их тогда был храбрый и предприимчивый Гензерих , брат и преемник Гундериха. Призванный в северную Африку римским начальником этой провинции Бонифацием , Гензерих в 429 году переплыл туда со всем своим народом. Бонифаций, помирившись с императрицей Плацидией, не хотел исполнить данные вандалам обещания, и старался прогнать их оружием, но был побежден, и Гензерих, при содействии туземных жителей, мало-помалу покорил весь северный берег Африки, от Танжера до ливийского Триполя. Столицею его нового государства сделался Карфаген . Вскоре Гензерих присоединил к своим владениям острова Сицилию, Сардинию, Корсику, Майорку и Минорку. Флот его владычествовал на Средиземном море, и распространял ужас по берегам Италии, даже Рим был взят и ограблен вандалами (в 455).

Гензерих умер в 477 году, и вскоре потом началось падение его государства, ускоренное завещанием Гензериха, чтобы престол принадлежал всегда старшему из царского дома. Его сын, Гуннерих, и племянники, Гундамунд и Тразимунд (с 478 по 523), царствовали жестоко, и принадлежа к секте ариан , угнетали православных своих подданных. Гильдерих, преемник Тразимунда, был веротерпим и кроток в отношении к покорённому римскому населению Африки, но лишившись через это любви народа, был в 530 г. свергнут с престола родственником своим Гелимером . Этим обстоятельством воспользовался византийский император Юстиниан , чтобы, под предлогом возвращения верховной власти Гильдериху, отправить в Африку знаменитого своего полководца Велизария , с 20.000 войска. В ходе начавшейся таким образом Вандальской войны Гелимер был разбит в двух сражениях, принужден сдаться в плен (534) и в триумфе привезен в Константинополь; с ним исчезло и царство Вандальское в Африке, существовавшее 106 лет. Остатки вандалов частью были переведены в римские легионы, поселенные на границе Персии, частью смешались с народами Северной Африки.