Кумари – живая богиня. Кумари — маленькие богини Непала, живущие на земле среди простых людей

«Не ведьма, а еще хуже» (с)

Кумари, или Кумари Деви (неп. «девочка») - живое индуистское божество в Непале, которое почитается по всей стране и индуистами, и буддистами. Это живой символ счастья. Кто ее увидит и кого она одарит своим вниманием, тот будет счастлив и удачлив всю оставшуюся жизнь. Считается, что Кумари - телесное воплощение богини Таледжу Бхавани или юная ипостась Дурги. Ей становится девочка, не достигшая половой зрелости, выбираемая из низкой касты Шакья (золотых и серебряных дел мастеров) народа неваров, причем все они являются являющихся прихожанами большого буддистского баха (монастыря) в долине Катманду. Но как только наступают первые менструации, богиня покидает её тело, и девочка должна вернуться домой.
В Непале имеется десять (разных районов и городов) Кумари, но наиболее известна Королевская Кумари, живущая в Катманду. Избрание Королевской Кумари предполагает прохождение особенно строгих ритуалов, после которых она поселяется во дворце Кумари Гхар в центре города. Предыдущая Королевская Кумари, Преети Шакья, прошла ординацию 10 июля 2001 года в возрасте четырёх лет.

Нынешняя Королевская Кумари, Матани Шакья, прошла ординацию в 08.10.2008 года в возрасте трёх лет.Вот такой она была в тот момент

Кумари - единственная, кто имеет право поставить тику (красную точку на лбу при обрядовом посвящении) королю и которой поклоняется король. Происходит это раз в году во время праздника Кумариджатра. В этот день король прибывает в храм для совершения пуджи (индуистского ритуала), и богиня Кумари благословляет его тикой, что означает продление его власти на годичный срок, до праздника в будущем году. Сейчас королевская власть свергнута, видимо одна из тик была поставлена некачественно.

Ворота храма, где происходит эта церемония.

А вот и сам этот девятиярусный тридцатиметровый храм богини Таледжу на площади Дурбар в Катманду.

Рядом с храмом растет дерево, которое выращено из отростка от того знаменитого, под которым Будда обрел просветление.

Листья дерева просветления.

Обычай почитания живой богини Кумари возник достаточно поздно, только в XVII веке, хотя ритуалы, связанные с Кумари (пуджи девочек) существовали значительно раньше. В Индии имеются сведения о таких пуджах, относящиеся к периоду более 2600 лет тому назад, а в Непале, скорее всего, этот обряд появился с VI века. Письменные свидетельства о пуджах (ритуалах) с описанием выбора, украшений и ритуала Кумари относятся к XIII веку.

Есть 3 версии, как возникла эта традиция. Первая - о том, что король Джаяпракаш Малла (последний правитель этой династии) вступил в сексуальные отношения с ребенком. Девочка после этого умерла, а король во искупление греха учредил традицию избрания девочки живой богиней. Вторая легенда гласит о том, что этот король сел играть в кости с покровительницей долины Катманду, богиней Таледжу Бхавани. Король нарушил правила, и богиня, разгневавшись, перестала покровительствовать долине. Через некоторое время она сменила гнев на милость и пообещала возвращаться в образе девочки. Третья легенда - о юной девушке, изгнанной из королевства за то, что ею овладела богиня Дурга. Мудрая королева разгневалась за такую глупость супруга и пиказала вернуть девочку и почитать ее как воплощение Дурги.

Процедура избрания Кумари

Как только богиня Таледжу покидает тело Кумари, начинается процесс поиска её новой инкарнации. В чём-то этот процесс похож на поиск новых воплощений Далай-ламы или Панчен-ламы в Тибете. Приглашаются высшие буддийские монахи - ваджрачарья и астрологи. Король и высшие буддийские монахи информируются о ходе поисков среди трех-пятилетних девочек в рамках определённой касты ювелиров. И надо сказать, что этот выбор нелегок, так как малютка должна удовлетворить 32 требований. Прежде всего она должна быть красива: правильные черты лица, белые зубки, приятный голос, хорошие волосы, стройная с тонкой талией (в прошлом веке мода в Непале была иной: выбирали толстушек). Обязательно, чтобы девочка была с большими глазами. Конечно же, претендентка должна быть умной, уметь правильно ответить на многие вопросы, касающиеся окружающей жизни. Должна чураться разных соблазнов: украшений, красивой одежды, обильной еды и т.д. Ну, право, чем не конкурс красоты! Одно из требований: ее гороскоп должен совпадать с королевским.

А теперь наступает время основных испытаний. Главное для будущей богини - умение сохранять присутствие духа в любых неожиданных обстоятельствах. Например, девочка не должна пугаться внезапного появления короля - это считается дурной приметой. Она, естественно, должна уметь выходить с достоинством из любых острых ситуаций, обладать твердым, смелым характером. Даже взрослый может дрогнуть или потерять сознание при виде брызжущей крови, когда прямо на его глазах отрубают голову у барана или буйвола, а ребенок не смеет и глазом моргнуть. Это очень важно, так как в тело Кумари должны вселяться страшные воплощения богинь Дурги и Кали.

Затем начинаются испытания в темноте: внезапно раздаются устрашающие крики и звуки, пляшут мужчины в костюмах и масках, кидают к ее ногам буйволиные головы, которые были отрублены во время праздничных жертвоприношений. Ей нельзя закрыться руками, а следует идти, как будто ничего не происходит.

А потом, наконец, она должна узнать свои украшения и предметы, ей принадлежавшие ранее, из самых разных, в том числе и чужих.

Если девочка проходит все испытания на панчаяте - совете жрецов, она лишается собственного имени, и ее нарекают новой богиней Кумари.

Жизнь Королевской Кумари

После тантрических ритуалов очищения Кумари переносят на белых простынях из храма в дворец Кумари Гхар (или Чхен), где она постоянно живет вместе со своей семьей. Она может покидать дворец только в связи с особыми ритуалами и церемониями, которые являются единственной возможностью для большинства непальцев увидеть свою живую богиню.

Это здание находится на углу площадей Дурбар и Басантапур. Оно 3-этажное, построенное в стиле вихарас, характерного сооружения с внутренним двориком в буддистских монастырях, и относится к 1757 г.

Внутри двора (Кумари Чоук) находится миниатюрная ступа. Находясь на нем, слышно как по крытым галереям бегают дети - Кумари и ее свита. Во двор может войти каждый, однако вход в само здание для неиндуистов и небуддистов запрещен. Желательно также оставить небольшое пожертвование в специальном ящике около ступы.

Первый этаж представляет собой маленький монастырь (баха), на втором находятся жилые помещения Кумари и ее свиты, а на третьем - молельные помещения и трон Кумари, сидя на котором она принимает посетителей. На ночь двери во дворец Кумари запираются, хотя, как ни странно, стража отсутствует. Возможно, фигуры стилизованных львов обеспечивают достаточную защиту этого священного места...

Хотя Кумари редко появляется на публике (13 раз в году, особенно во время празднования Индра Джатры), каждый (в т.ч. и неиндуист) может видеть ее, зайдя во дворик, сделав пожертвование и громко произнеся на непали "О, касто гаджаб!" ("О, моя богиня!"). Если Кумари услышит этот призыв, она на короткое время выглянет во двор из окна галереи. Фотографирование и видеосъемка при этом строго запрещены! Но мир не без смелых фотографов, которые выкладывают свои фото на сайтах.

Поселившись во дворце, Кумари освобождается от повседневных забот, но начинает выполнять особую ритуальную роль. Она должна всем своим поведением соответствовать богине, любые её поступки начинают приобретать мистическое значение, а если она приходит в дурное настроение, это рассматривается как неблагоприятное знамение для тех, кто приходит к ней с просьбами.

Пока дух богини пребывает в Кумари, она не имеет права касаться земли за пределами дворца, а при необходимости перемещаться её несут в золотом паланкине. Она не может работать и посещать школу, дружит и играет с ограниченным количеством детей из своей касты, одевается только в красное, повязывает волосы и носит на лбу «огненный глаз» (agni chakchuu) как символ особой духовной силы.

Её ноги, равно как и все её тело, становится священным, и просители, прикасаясь к её ногам, надеются избавиться от своих трудностей и болезней. Когда король приходит раз в год просить у неё благословения, он целует её ноги. Она никогда не носит обуви, хотя иногда надевает красные чулки.

Верят, что Кумари обладает большой духовной силой, и один её взгляд может изменить судьбу к лучшему. Много людей ждут во дворе Кумари Човк, пока она не выглянет в окно, надеясь, что она на них взглянет. Даже если она выглядывает на несколько секунд, настроение людей, ждущих во дворе, изменяется, они наполняются радостью и надеждой.

К Кумари ходят также просители, которых она принимает, восседая на троне с золотыми львами. Многие посетители страдают болезнями крови или расстройством менструации и обращаются к ней, потому как считается, что Кумари обладает особой силой лечить эти болезни. Кумари посещают также чиновники и государственные деятели. Просители обычно приносят подарки, которые Кумари принимает в тишине. Потом она позволяет прикоснуться к своим стопам или поцеловать их (в виде посвящения). Во время аудиенций за Кумари пристально наблюдают. Вот пример интерпретаций её поведения:

Когда она кричит или плачет - серьёзная болезнь или смерть;
Когда она в слезах или потирает глаза - скорая смерть;
Когда она дрожит - тюремное заключение;
Когда она хлопает в ладоши - следует бояться Короля;
Когда она подбирает остатки предложенной еды - денежные потери.
Если же Кумари остаётся спокойной и бесстрастной во время аудиенции, просители уходят в хорошем настроении: это означает, что их просьбы будут удовлетворены.

Служащие при Кумари (кумарими) во главе с читайдаром должны выполнять все её желания и наставлять её в выполнении ритуала. Трудность этой профессии в том, что они не имеют право давать ей прямые приказания, но должны при этом вести и направлять её. Они несут ответственность за её одежду, купания, украшения, организацию приёма посетителей и другие церемонии.

По традиции, Кумари не получает образования, потому что изначально почитается всезнающей. В последнее время для Кумари ввели персональные уроки с учителем, а после возвращения к светской жизни ей предлагается получить образование. Её учителя, однако, не имеют права требовать от неё что-либо, поэтому они пытаются заинтересовать её изучать предмет.

Её тщательно отобранные друзья по детским играм также должны её почитать. Так как все желания Кумари должны быть исполнены, они должны и во время игр подчиняться её желаниям.

Судьба бывших Кумари

Кумари теряет божественное присутствие неожиданно (обычно при первой менструации, выпадении первого зуба, или болезни, связанной с потерей крови), и становится такой же, как и простые смертные. Как только будет выбрана новая Кумари, старая Кумари проходит через определённые ритуалы и слагает с себя божественный статус…

Бывшие Кумари получают от государства пенсию 6000 рупий в месяц (около 80 долларов США). Это вдвое выше официального прожиточного минимума и в четыре раз выше среднего дохода непальца. Иногда её продолжают называть Кумари, а не по её имени, данном от рождения. Конечно, Кумари испытывают огромные трудности, связанные с возвратом из мистического мира в обычный быт, так как она не приучена заботиться о себе, не умеет вести домашнее хозяйство.

В народе считают, что тот, кто женится на Кумари, должен умереть через полгода от кровавого кашля, как и муж первой Кумари, который умер во время свадьбы - пошла кровь из горла) Однако большинство Кумари практически не имели проблем с поиском мужа: все бывшие Кумари, кроме самых последних, уже вышли замуж. Например, у Сунина Шакья (1969-1978) замужем и имеет сына и дочь

Современность и традиции

3 июля 2007 кумари города Бхактапура Саджани Сакья утратила свой статус после поездки в США для презентации фильма Живая Богина (Living Goddess) в Сильвердокском фестивале документальных фильмов телеканала Дискавери. Согласно традициям, Кумари не должна покидать Непал, поэтому поездка привела к осквернению её чистоты. Однако через несколько недель руководство храма заявило, что с неё не будет снят титул, потому что она готова пройти очистительные церемонии, снимающие осквернения, связанные с путешествием.

Кумари - это живая богиня, реальная девочка. Ее титулы - Кумари Деви, Королевская Кумари или Девственная Богиня. У индуистов она считается воплощением богини Таледжу Бхавани или юная ипостась Дурги. Верховный священнослужитель храма Таледжу ежедневно возносит ей молитвы.

Есть 3 версии, как возникла эта традиция. Первая - о том, что король Малла вступил в сексуальные отношения с ребенком. Девочка после этого умерла, а король во искупление греха учредил традицию избрания девочки живой богиней. Вторая легенда гласит о том, что король Малла сел икрать в кости с покровительницей долины Катманду, богиней Таледжу Бхавани. Король нарушил правила, и богиня, разгневавшись, перестала покровительствовать долине. Через некоторое время она сменила гнев на милость и пообещала возвращаться в образе девочки. Третья легенда - о юной девушке, изгнанной из королевства за то, что ею овладела богиня Дурга. Мудрая королева разгневалась за такую глупость супруга и пиказала вернуть девочку и почитать ее как воплощение Дурги.

Претенденток на воплощение Кумари тщательно отбирают. Родители девочек из неварского клана шакья, касты (барэ), золотых и серебряных дел мастеров приводят своих чад в возрасте от четырех лет на суд к пятерым индуистским священникам. Отбор идет по 32 параметрам: и размер носа, глаз, гороскоп, голос, характер. Гороскоп ее должен сочетаться с гороскопом короля. Самое тяжелое испытание - страхом. В темной комнате, где раздаются устрашающие крики и звуки, пляшут мужчины в костюмах и масках, кидают к ее ногам буйволиные головы, которые были отрублены во время праздничных жертвоприношений. Если девочка осталась спокойна, то она - и

есть настоящая богиня. А потом, наконец, она должна узнать свои украшения и предметы, ей принадлежавшие ранее, из самых разных, в том числе и чужих.

Новоизбранная живая богиня переселяется в столицу, в свой дворец, где живет вместе со своей семьей. Этот дворец, он же храм, называется Кумари Чхен, в южной части площади Дарбар. В обычные дни она играет с детьми слуг, учебе под руководством наставника. Все ее прихоти и пожелания - закон для окружающих, ее красно-золотые одежды всегда прекрасны, ее лицо покрыто макияжем, похожим на маску: лоб очерчен белой полосой, в центе - третий глаз, на щеках - румянец, толстая линия контура вокруг глаз. Выглядит очень грозно.

Единственная возможность для большинства непальцев увидеть свою живую богиню - во время праздничных шествий на индуистских фестивалях и во время чествований королевской семьи.

Обычно она сидит у себя во дворце и время от времени выглядывает в окно. Обычно ее зовут, если зашел иностранный турист во двор и бросил монетку в специальный ящик. За этим следит специальный человек из прислуги. Фотографировать строжайше запрещено. Считается, что тот, кто видел ее, просто обречен быть счастливым до конца жизни. Наверное, ее часто "дергают", отрывают от игр, потому что показывается она всего на несколько секунд.

Такая жизнь продолжается недолго - до начала взросления, то есть до первых месячных кровотечений. Если она потеряла много крови вследствие ранения или операции, то и тогда она теряет свою божественность. Правда, о таких случаях не известно.

И снова начинается новый цикл поисков богини в маленьких девочках. А старая удаляется из своего дворца с большим "наследством", оно могло бы стать неплохим приданым, но вступать в брак с бывшей живой богиней молодые люди не спешат, это считается очень неудачным выбором, приводит к несчастью. Поэтому чаще всего бывшие богини остаются на попечении родителей до конца дней, или уходят в монахини.

Кумари (от санскритского Kaumarya - девственница) - живая богиня в Непале, которую местные индуисты и буддисты считают воплощением богини Таледжу (непальское название богини Дурги).
Идея телесного воплощения Дурги в индуизме существует много веков. В трактате "Деви-махатмья", написанном в 4-5 веках, богиня Чанди (ипостась Дурги) говорит, что присутствует во всех существах женского пола во Вселенной. По сей день на праздниках Дурга-Пуджа и Наваратри верующие Индии выбирают девочку, которая является для них живой богиней, но лишь на один день - во время празднования. В Непале индуистская идея о воплощении богини в девочке достигла своего наивысшего развития благодаря влиянию буддизма. В тибетском буддизме существуют культы Далай-ламы, который является воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, а также Пачен-ламы, который является воплощением будды Амитабхи. После смерти очередного Панчен-ламы или Далай-ламы буддисты находят ребёнка, в котором перевоплотился будда / бодхисаттва. Культ Далай-ламы возник в буддизме в 14 веке, а в с конца 17 века в Непале возникла традиция поиска среди маленьких девочек воплощения богини Таледжу. Буддийское влияние сказалось в том, что воплотившуюся богиню ищут в касте Шакья (откуда происходил основатель буддизма будда Шакьямуни). Представители этой касты являются частью неварцев (народ в Непале численностью 1,3 млн. чел.) и исповедуют буддизм, сильно перемешанный с индуизмом.
В отличие от буддийских культов Панчен-ламы или Далай-ламы, где воплощение святого заканчивается с физической смертью ламы, в культе Кумари считается, что богиня покидает тело девочки при любом кровотечении, поэтому при первой менструации Кумари теряет свой статус и выбирается новая Кумари.
Кумари должна быть девочка, у которой присутствуют 32 признака богини. У девочки не должно быть никаких кровотечений, болезней, должны быть в целостности все зубы. Главной функцией Кумари было благословление короля на царствие во время праздника Пуджи, поэтому гороскоп девочки проверяли на совместимость с гороскопом короля. В 2007 году Непал перестал быть королевством и стал республикой, однако Кумари продолжают выбирать и после этого срока. Стоит отметить, что в Непали не одна Кумари, а несколько в разных поселениях, при этом главной и особо почитаемой является Королевская Кумари, живущая во дворце столицы Непала - Катманду.

Кумари города Патан (третий по величине город Непала). На лбу Кумари - огненный глаз (по легенде, три глаза Дурги возникли из блеска трехглавого Агни - бога огня)

Жизнь в качестве Кумари начинается для девочки с ночи, проведенной в комнате в одиночестве среди отрубленных во время жертвоприношения голов быков и коз. Если девочка не показала признаков страха, то она поселяется во дворце и несколько лет до наступления первой менструации не может ходить по земле - во время церемоний её носят на носилках или на руках. Кумари не носит обувь, она может одеть на ноги лишь красные чулки. К живой богине стекаются больные с болезнями крови и нарушениями менструации, т.к. считается, что богиня способна их излечить. Просителей Кумари принимает молча, лишь по её поведению и взгляду люди могут понять, будет ли исполнена их просьба. Все пожелания богини тут же исполняются прислугой.

До недавнего времени считалось, что богиня всеведуща и образование ей не нужно, однако в последнее время Кумари всё же стали получать образование во время своей жизни во дворце.

Кумари города Патан с матерью:

Кумари города Катманду:

После того, как девочка перестает быть Кумари, государство назначает ей пенсию. Среди простых непальцев ходят слухи, что тот, кто женится на бывшей Кумари, скоро умрет от харкания кровью, однако все Королевские Кумари, кроме четырех последних, без особых проблем выходили замуж.
Рашмила Шакья, которая была Королевской Кумари с 1984 по 1991 год, издала автобиографию, где описала все сложности перехода из статуса богини в статус обычной девушки.

Обложка книги Рашмилы Шакья

Рашмила Шакья:

Кумари, или Кумари Деви (неп. «девочка») - живое индуистское божество в Непале. У индуистов она считается воплощением богини Таледжу Бхавани или юная ипостась Дурги. Кумари становится девочка, не достигшая половой зрелости, выбираемая из касты Шакья народа неваров. Хотя Кумари и индуистское божество, она почитается по всей стране и индуистами, и буддистами. В Непале имеется несколько Кумари, но наиболее известна Королевская Кумари, живущая в Катманду. Избрание Королевской Кумари предполагает прохождение особенно строгих ритуалов, после которых она поселяется во дворце Кумари Гхар в центре города. Увидеть ее считается огромной удачей, знаком благоволения богов.

Трудно поверить, но на Земле есть место, где обитает живая богиня. Причем не какая-нибудь провозгласившая себя живым божеством основательница новой религиозной секты, а вполне официальная, признанная государством Богиня. Правда, лет ей немного - совсем девочка. Но от этого Богиня не перестает быть богиней. Не верите? Тогда поезжайте в столицу Непала Катманду. Там на углу площадей Башанта-пур и Дурбар находится трехэтажный дворец-храм Кумари Гхар - обитель живой богини Кумари.

Если ты не буддист, в храм тебя не пустят, но, пожертвовав пару рупий, вы можете попасть во дворик и громко воскликнуть на чистом непальском: «О, моя богиня!» Услышав этот призыв, Кумари явит свое личико из окна галереи, но сфотографировать ее тебе не дадут. Это разрешается лишь раз в году - в сентябре во время праздника Индра Джатра, когда на разукрашенной колеснице Кумари возят по улицам.

Непальская легенда гласит, что давным-давно, когда еще боги жили среди людей, одна богиня приходила к королю побеседовать и поиграть с ним в кости. Король влюбился в богиню и однажды, не выдержав, попытался обнять ее. Оскорбленная богиня покинула людей. Однако, оказавшись натурой отходчивой, в конце концов простила короля, но с тех пор разговаривала с ним только в образе маленькой непорочной девочки, не потерявшей ни единой капли крови.

Вот эта девочка - и есть Кумари. И остается ею до тех пор, пока на ее теле не появится кровь. Причем совершенно неважно, по какой причине - от банальной ли царапины или вследствие естественного физиологического процесса. Как только это случается, Кумари теряет статус Богини и превращается в обычную смертную девушку. А так как свято место пусто не бывает, назначаются выборы новой живой Богини.

Отбор ведется по строгим правилам: во-первых, возраст претендентки должен быть от трех до пяти лет; во-вторых, она непременно должна происходить из неварского клана шакья; в-третьих, специальная комиссия, состоящая из астрологов и священнослужителей, должна убедиться, что у претендентки ни разу в жизни не выступала на теле кровь.

Кроме того, она должна быть абсолютно здоровой, иметь темные глаза, черные волосы и ровные, без признаков кариеса зубы. Любой дефект кожи - будь то маленькое пятнышко или бородавка - и претендентка безоговорочно бракуется.

Но это всего лишь предварительный отбор. Далее будущая Богиня должна пройти весьма непростое испытание, выдержать которое затруднительно даже взрослому мужику, не состоящему на учете в психоневрологическом диспансере. На ночь девочку оставляют одну в темной комнате, уставленной страшными изваяниями животных и драконов, которые при дрожащем пламени свечей кажутся ожившими. «Промариновав» претенденток некоторое время в этой гнетущей атмосфере, открывают двери, и в комнату с истошными воплями врываются люди в кошмарных масках и начинают дикую свистопляску.

Согласитесь, что даже видавший виды может обмочиться от таких сюрпризов, не то, что маленький ребенок. Тем не менее, среди претенденток всегда находится одна, не впавшая в истерику. Для непальцев это до сих пор остается загадкой. Прошедшую испытание объявляют Кумари. Но, несмотря на такое почетное звание живой богини (ведь перед ней преклоняет голову король, сам считающийся в Непале живым божеством), жизнь Кумари отнюдь не веселая. Она поселяется во дворце, который не имеет права покидать за исключением нескольких праздников. В школу Кумари не ходит, а основы грамоты ей помогают постичь частные учителя.

Ежедневно священнослужитель-индуист молится вместе с Кумари, и почти каждый день ей приходится принимать массу паломников. Детство обходит ее стороной. Девочка почти всегда грустна и задумчива. Правда, иногда подружкам позволяют навестить Кумари, но из-за боязни, что Богиня может пораниться, воспитатели внимательно следят за тем, чтобы они играли только в спокойные и тихие игры, в основном в куклы. Родители Кумари никаких привилегий не имеют.
Однако рано или поздно Кумари возвращается домой, и тогда перед ней встает весьма прозаическая задача - выйти замуж. Но сделать это не так просто из-за бытующего в народе поверья, будто женившийся на Кумари вскоре должен умереть. Поэтому для большинства бывших Богинь счастливая семейная жизнь остается лишь несбыточной мечтой. За свое утраченное детство Кумари до недавнего времени не получали ничего. Лишь 1000 рупий (около 15 долларов) на свадьбу. И только пару лет назад, видимо, осознав всю нелепость словосочетания «нищая богиня», правительство Непала исправило Эту несправедливость и, приравняв Кумари к госчиновникам, определило им оклад в 6000 рупий, а для закончивших свое божественное существование - пенсию в 300 рупий. Как видим, социальный прогресс налицо.


Непал - единственное место в мире, где божества обитают не на небесах, а на земле. Согласно древним верованиям, богиня Таледжу (или же Дурга) обретает свое телесное воплощение в непорочной деве, называемой на местном наречии "кумари ". Богиней может быть избрана лишь та девочка, которая обладает 32 признаками совершенства. С самого детства и до начала менструального цикла кумари служит своему народу, а после - возвращается к обычной жизни.




Жизнь кумари - это непростое испытание, однако многие девочки, представительницы аристократической касты, мечтают быть удостоенными этого статуса. Большинство земных богинь живут в Непале, как правило, одновременно действует порядка 9-10 кумари. Каждая из них призвана посвятить себя людям: непальцы верят, что в глазах крохи можно прочесть божественную сущность Теледжу, оттого приходят к ней с просьбами и молитвами.





Кумари - это девочка, которая хороша собой, ее гороскоп - безупречен, родословная - идеальна, от рождения у нее не должно быть ни болезней, ни родимых пятен на теле и, конечно же, никаких ран и кровотечений. Тело кумари является обителью божества - до первой капли крови. В связи с этим, девочки традиционно лишаются божественного статуса в возрасте около 12 лет.





Той, которая удостаивается чести именоваться кумари, предстоит непростая работа: богиню обязаны поселить в отдельную комнату, куда тут же устремляется нескончаемый поток молящих о здравии. Как правило, эти люди со всевозможными травмами и заболеваниями. Чтобы пройти своеобразный обряд инициации, девочку в первую ночь после "коронации" оставляют в комнате с отрубленными головами принесенных в жертву быков и коз. На протяжении последующих лет ребенок живет в комнате один, любое его желание - закон для прислуги. Кумари может облачаться лишь в красную одежду и никогда не носит обуви. Боги-то по земле не ходят: в случае надобности ее выносят из дома на специальных носилках (свою комнату девочка покидает 13 раз в год - по случаям больших религиозных праздников).



С наступлением первой менструации девушки лишаются божественного статуса и передают трон и знаки отличия новоизбранной богине. Для подростков это тяжелое испытание, ведь приходится не только привыкать к новой жизни, но и начинать социализироваться. Лишь в последние годы кумари разрешено брать частные уроки, до этого девочки не получали образования. Еще одна сложность в том, что кумари боятся мужчины: согласно поверьям, решившийся жениться на экс-богине умрет от кровохарканья или вовсе будет задушен змеями, которые непременно выползут из ее чрева в первую брачную ночь.

Справедливости ради отметим, что некоторые экс-богини все же находят свой путь в жизни.Журналисты из National Geographic отыскали девушек, которым довелось побыть кумари, и узнали, как сложилась их жизнь.