Лес - наше богатство! Значение, охрана и защита лесов. Леса России

Леса Земли жестоко страдают от пожаров. Лесные пожары уничтожают ежегодно 2 млн. тонн органического вещества. Они наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, усиливаются буреломы, ухудшаются почвенные условия и ветроломы, ухудшаются почвенные условия. Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов.

Мировая статистика утверждает, что 97% лесных пожаров происходит по вине человека и лишь 3% - за счёт молний, главным образом шаровых. Пламя лесных пожаров уничтожает на своём пути и флору, и фауну.

В России уделяется огромное внимание защите лесов от пожаров. В результате принятых за последние годы мер по усилению профилактических противопожарных мероприятий и осуществлению комплекса работ по своевременному обнаружению и тушению

лесных пожаров силами авиационных и наземных лесопожарных подразделений площади лесов, пройденные огнём, особенно в европейской части России, значительно сократились.

Однако количество лесных пожаров всё ещё велико. Пожары возникают из-за неосторожного обращения с огнём, из-за глубокого нарушения правил пожарной безопасности при проведении сельскохозяйственных работ. Повышенную опасность пожаров создаёт захламлённость лесных территорий.

В настоящие время значительно расширены права лесной государственной охраны по борьбе с нарушителями противопожарного режима в лесах, привлечению к ответственности должностных лиц и граждан, нарушающих требования пожарной безопасности. В обжитых районах с интенсивным лесным хозяйством, охрану лесов от пожаров обеспечивают лесохозяйственные предприятия и имеющиеся в их составе специализированные подразделения - пожарно-химические станции. Всего таких станций в стране около 2700.

Для повышения пожароустойчивости лесов в крупных масштабах проводят работы по противопожарному устройству лесного фонда, создают системы противопожарных разрывов и барьеров, сеть дорог и водоёмов, леса очищают от захламлённости. Возникающие в лесу загорания обнаруживают в основном при помощи пожарно-наблюдательных стационарных пунктов, а так же работников лесной охраны при наземном патрулировании.

На вооружении лесопожарных подразделений - автоцистерны, вездеходы, грунтомеры и пеногенераторы. Широко используются шнуровые заряды взрывчатых веществ, а так же искусственно вызываемые осадки. Внедряется телевизионная аппаратура, облегчающая труд наблюдателей. Предусматривается использование инфракрасных авиадетекторов для обнаружения с воздуха очагов горения в условиях сильной задымлённости. Используется информация, получаемая с искусственных спутников Земли. Повышению оперативности в обнаружении и тушении лесных пожаров будет способствовать внедрение рассчитываемых с помощью компьютеров оптимальных режимов работы подразделений авиалесоохраны. В малонаселённых районах Севера, Сибири и Дальнего Востока для охраны лесов используется вертолёты и самолёты с командами парашютистов и десантников-пожарных.

Барьером на пути лесного пожара может быть раствор, своевременно внесённый в почву на границе горящего участка. Например, раствор бишофита, дешёвого и безвредного.

Важным разделом противопожарной профилактики является хорошо организованная противопожарная пропаганда с помощью радио, печати, телевидения и других средств массовой информации.

Работники лесного хозяйства знакомят население, рабочих лесных промыслов и экспедиций, отдыхающих туристов с основными требованиями правил пожарной безопасности в лесу, а так же с мерами, которые должны применяться в соответствии с действующим законодательством к лицам, нарушающим эти правила.

    реки, озера, трассы железных и автомобильных дорог, линии электропередач, каменистые россыпи - естественные противопожарные барьеры.

    Просеки и минерализованные полосы 3 , проложенные вокруг молодых лесопосадок, вдоль дорог, проходящих в хвойных лесах, вокруг лесных поселков и мест хранения горючего и др., - искусственные противопожарные барьеры.

Создание противопожарных водоемов - в местах очень опасных в пожарном отношении:

  • осушенных лесах

    торфяных болотах.

Влияние промышленных выбросов в атмосферу на здоровье леса

Промышленные выбросы наносят большой вред растениям, вызывая общее угнетение их роста и развития в результате нарушения деятельности устьиц, разрушения протоплазмы, подавления процессов деления клеток, фотосинтеза, нарушение водообмена. Особенно чувствительны - хвойные деревья: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница. Нередко возле больших городов они представляют собой редины с чахлыми деревьями и сухостоем. В составе промышленных выбросов наиболее ядовиты сернистый газ, оксиды азота, фтор и его соединения, этилен.

III.Водохозяйственная экология

1.Водные экосистемы

Вода и жизнь понятия неразделимые. Вода наполняет все организмы. Ученые считают, что именно вода стала той средой, в которой возникла жизнь на Земле. Океаны, моря, реки, озера, болота связаны между собой круговоротом воды и образуют единую оболочку, называемую гидросферой.

Круговорот воды в природе участвует в формировании климата, обеспечении водой всего живого на Земле, переносе веществ, растворении горных пород и т.д В водных экосистемах существуют все формы жизни - от примитивных (бактерии, водоросли) до высокоорганизованных (высшие растения и млекопитающие).Чем чище вода и чем больше в ней солнечного света и кислорода, тем богаче и разнообразнее жизнь.

Водные экосистемы способны к самоочищению 1 . Бактерии, водоросли и другие организмы, населяющие воду, питаются растворенными в воде загрязнителями и тем самым изымают их из воды и вовлекают в биологический круговорот вещества. Несмотря на способность воды к самоочищению при загрязнении водоемов водные экосистемы не могут справиться с переработкой загрязнителей. Их избыток становится токсичным, начинается отравление, болезни и гибель живых организмов. Нередко загрязнители наполняют водоемы минеральными и органическими веществами (с с/х полей или со сточными водами). Они оказываются питательной средой, и начинается "цветение" воды: бурное развитие одноклеточных синезеленых водорослей, которые сплошной зеленой или синей пленкой покрывают поверхность. Это большое бедствие. Такое явление носит название эвтрофикации (eutrophia - хорошее питание).

Общие положения

Все леса России подлежат охране от пожаров.

Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом Российской Федерации».

Охрана лесов должна осуществляться с учетом их биологических и региональных особенностей, она включает комплекс организационных, правовых и других мер.

В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ, охрана лесов от пожаров и тушение лесных пожаров - функция органов управления лесами в субъектах РФ.

В соответствии со ст. 53 Лесного кодекса РФ В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

3) мониторинг пожарной опасности в лесах;

4) разработка планов тушения лесных пожаров;

5) тушение лесных пожаров;

6) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Указанные в пунктах 1 и 2 меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Исходя из этого, органы управления лесами в субъектах РФ в целях предотвращения возникновения лесных пожаров и борьбы с ними:

ежегодно организуют разработку и выполнение предприятиями, на которые возложены охрана и защита лесов на неарендованной территории, и арендаторами мероприятий по пожарной профилактике, противопожарному обустройству лесов и подготовке к пожароопасному сезону;

ежегодно, до начала пожароопасного сезона утверждают оперативные планы борьбы с лесными пожарами;

устанавливают порядок привлечения арендаторов лесных участков, населения, рабочих и служащих, а также противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий для тушения лесных пожаров;

организуют противопожарную пропаганду, регулярно освещают в печати, по радио и телевидению вопросы охраны лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах.

Все мероприятия подготавливают, согласовывают и реализуют органы управления лесами, а на местах – лесничества от имени соответствующих органов власти.

Основные задачи охраны лесов

Охрана лесов от пожаров включает комплекс организационных, технических, правовых и других мер, направленных на предотвращение, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров. Мероприятия по охране лесов от пожаров осуществляются с учетом биологических, лесоводственных, экологических, региональных и других особенностей.

Основной задачей обеспечения охраны лесов от пожаров является выполнение системы противопожарных мероприятий.

а) Противопожарная профилактика.

1) Предупреждение возникновения лесных пожаров (противопожарная пропаганда, разъяснительная и воспитательная работа; регулирование посещаемости лесов населением, лесная рекреация; контроль за соблюдением правил пожарной безопасности).

2) Ограничение распространения лесных пожаров (создание системы противопожарных барьеров; повышение пожароустойчивости насаждений регулированием состава древостоев; своевременная очистка от захламленности лесных участков; проведение санитарных рубок; создание сети лесных дорог, противопожарных водоемов).

3) Организационно-технические мероприятия (разработка и утверждение оперативных противопожарных планов; подготовка территории к авиационному обслуживанию; подготовка лесопользователей и местного населения методам и формам предупреждения возникновений лесных пожаров, а также способам борьбы с ними.

б) Мероприятия по обнаружению лесных пожаров (получение сведений о пожарной опасности, доведение их до лесничеств; наземное и авиационное патрулирование и организация наблюдения за лесом с пожарно – наблюдательных вышек, пожарно-наблюдательных мачт, пожарно-наблюдательных пунктов, искусственных спутников Земли и т.д.; организация связи для получения сведений о возникновении лесных пожаров).

в) Организация борьбы с лесными пожарами (регламентация работы лесопожарных служб в зависимости от уровня пожарной опасности и фактической горимости лесов; организация связи при тушении лесных пожаров; организация доставки сил и средств пожаротушения к местам работ; организация тушения лесных пожаров).

г) Ликвидация последствий лесных пожаров (обследование гарей и горельников, очистка площадей, подготовка к лесовосстановлению и лесовосстановление).

Виды лесных пожаров и их характеристика

Лесной пожар - это стихийное, неуправляемое распространение огня в лесу или на землях лесного фонда. Лесные пожары принято разделять на три вида: низовые, верховые и подземные (почвенные, торфяные).

Низовой пожар характеризуется распространением огня по напочвенному покрову. Горят лесной отпад, состоящий из мелких ветвей, коры, хвои, листьев; лесная подстилка, сухая трава и травянистая растительность; живой напочвенный покров из трав, мхов; мелкий подрост и кора в нижней части древесных стволов. По скорости распространения огня и характеру горения низовые пожары бывают беглые и устойчивые.

Беглый низовой пожар развивается в весенний период, когда подсыхает лишь самый верхний слой мелких горючих материалов напочвенного покрова и прошлогодняя травянистая растительность. Скорость распространения огня довольно значительная -180...300 м/ч и находится в прямой зависимости от скорости ветра в приземном слое.

При этом участки с повышенной влажностью покрова остаются нетронутыми огнем и площадь, пройденная огнем, имеет пятнистую форму. в хвойных насаждениях с низкоопущенными кронами беглый низовой пожар может перейти в верховой.

Устойчивый низовой пожар характеризуется полным сгоранием напочвенного покрова и лесной подстилки. Такие пожары развиваются в середине лета, когда подстилка просыхает по всей толщине залегания. На участках, пройденных устойчивым пожаром, полностью сгорают подрост, подлесок, лесная подстилка. Обгорают корни и кора деревьев, в результате чего насаждение получает серьезные повреждения, а часть деревьев прекращает рост и гибнет. На торфяных почвах, такие пожары могут перейти в подземные, а в молодняках и многоярусных насаждениях с наличием хвойного подроста в верховые. Скорость распространения огня при устойчивом пожаре - от нескольких метров до 150 м/ч. Доля низовых пожаров в среднем составляет 97…98%, а охваченная ими площадь - около 87...89% всех зарегистрированных случаев лесных пожаров.

Верховые пожары (беглый и устойчивый) распространяются по кронам деревьев. При этом чаше всего горит весь древостой. Возникновение и развитие верховых пожаров происходит, в основном, от низовых в древостоях с низкоопущенными кронами, в разновозрастных хвойных, в многоярусных, и с обильным подростом насаждениях, а также в горных лесах. Скорость верховых пожаров: устойчивого -300... 1500 м/ч, беглого - 4000...5000 м/ч.

Наиболее подвержены верховым пожарам хвойные молодняки на сухих местоположениях, заросли кедрового стланика и дуба кустарниковой формы (весной, при наличии сухих прошлогодних листьев), в горных лесах - все хвойные насаждения в верхней части крутых склонов или на перевалах. Возникновению верховых пожаров в значительной степени способствуют засухи и сильные ветры. Доля верховых пожаров составляет около 1.5...2.0%, а пройденная ими площадь около 10... 12% площади всех пожаров.

Подземный пожар - пожар, при котором горение распространяется на всю глубину торфяного слоя почвы, включая лесную подстилку и слой сухого торфяного горизонта.

В зависимости от глубины прогорания и характера горения лесных почв в практике работ по тушению различают следующие виды подземных лесных пожаров:

почвенный пожар - горение распространяется в верхней органической части лесной почвы;

подстилочно-гумусный пожар - горение распространяется на всю толщину лесной подстилки и гумусного слоя;

торфяной пожар - горение распространяется по торфяному, горизонту почвы или торфяной залежи под слоем лесной почвы.

При подземном пожаре сгорают корни, деревья вываливаются и падают, как правило, вершинами к центру пожара. Пожарище в большинстве случаев имеет круглую или овальную форму. Скорость распространения огня незначительна - от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров в сутки.

Доля подземных пожаров составляет 0.5... 1.0%, а пройденная ими площадь - менее 1% площади всех пожаров. Однако в отдельные засушливые годы эти показатели могут быть достаточно высокими .

Основные причины лесных пожаров

Установленная статистическая отчетность по лесным пожарам предусматривает 7 основных причин, вызывающих лесные пожары. Причины лесных пожаров представлены в таблице 4.1

Таблица 4.1 - Причины лесных пожаров, % от годового количества

Основные причины %
Хозяйственная деятельность населения и неосторожное обращение с огнем, в том числе отдых, сбор ягод и грибов, охота и др. до 60
Молнии до 17
Сельскохозяйственные палы до 8
Другие причины до 6
Основные причины %
Лесозаготовки до 4
Неустановленные причины до 5
Изыскательные и экспедиционные работы до 1

Пожарная опасность лесов

Пожарная опасность в лесу, т.е. условия, когда при наличии источника высокой температуры или огня может возникнуть лесной пожар, обусловливается типом лесорастительной формации и погодными условиями. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах по погодным условиям утверждена Приказом Минсельхоза РФ от 16 декабря 2008 года №532.

Природная пожарная опасность лесов определяется по типу леса, структуре насаждения, породному составу и возрасту, категории лесных площадей, вырубок и другие характеристики лесного фонда. Классификация природной пожарной опасности лесов представлена в таблице 4.2

Пожарная опасность устанавливается на класс выше:

для хвойных лесных насаждений, строение которых или другие особенности способствуют переходу низового пожара в верховой (густой высокий подрост хвойных древесных пород, вертикальная сомкнутость полога крон деревьев и кустарников, значительная захламленность и т.п.);

для небольших лесных участков на суходолах, окруженных лесными насаждениями повышенной природной пожарной опасности;

для лесных участков, примыкающих к автомобильным дорогам общего пользования и к железным дорогам .

Таблица 4.2 – Классификация природной пожарной опасности лесов

Класс природной пожарной опасности лесов

Объект загорания (характерные типы леса, вырубок, лесных насаждений и безлесных пространств)

Наиболее вероятные виды пожаров, условия и продолжительность периода их возможного возникновения и распространения

1 2 3

I (природная пожарная опасность - очень высокая)

Хвойные молодняки

Места сплошных рубок:

лишайниковые, вересковые, вейниковые и другие типы вырубок по суходолам (особенно захламленные).

Сосняки лишайниковые и вересковые.

Расстроенные, отмирающие и сильно поврежденные древостои (сухостой, участки бурелома и ветровала, недорубы), места сплошных рубок с оставлением отдельных деревьев, выборочных рубок высокой и очень высокой интенсивности, захламленные гари

В течение всего пожароопасного сезона возможны низовые пожары, а на участках с наличием древостоя - верховые. На вейниковых и других травяных типах вырубок по суходолу особенно значительна пожарная опасность весной, а в некоторых районах и осенью

II (природная пожарная опасность - высокая)

Сосняки-брусничники, особенно с наличием соснового подроста или подлеска из можжевельника выше средней густоты.

Лиственничники кедрово- стланиковые

Низовые пожары возможны в течение всего пожароопасного сезона; верховые - в периоды пожарных максимумов (периоды, в течение которых число лесных пожаров или площадь, охваченная огнем, превышает средние многолетние значения для данного района)

III (природная пожарная опасность - средняя)

Сосняки-кисличники и черничники, лиственничники-брусничники, кедровники всех типов, кроме приручейных и сфагновых, ельники-брусничники и кисличники

Низовые и верховые пожары возможны в период летнего пожарного максимума, а в кедровниках, кроме того, в периоды весеннего и особенно осеннего максимумов

IV (природная пожарная опасность - слабая)

Места сплошных рубок таволговых и долгомошниковых типов (особенно захламленные).

Сосняки, лиственничники и лесные насаждения лиственных древесных пород в условиях травяных типов леса.

Сосняки и ельники сложные, липняковые, лещиновые, дубняковые, ельники-черничники, сосняки сфагновые и долгомошники, кедровники приручейные и сфагновые, березняки-брусничники, кисличники, черничники и сфагновые, осинники-кисличники и черничники, мари

Возникновение пожаров (в первую очередь низовых) возможно в травяных типах леса и на таволговых вырубках в периоды весеннего и осеннего пожарных максимумов; в остальных типах леса и на долгомошниковых вырубках - в периоды летнего максимума

V (природная пожарная опасность - отсутствует)

Ельники, березняки и осинники долгомошники, ельники сфагновые и приручейные. Ольшаники всех типов

Возникновение пожара возможно только при особо неблагоприятных условиях (длительная засуха)

Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды определяет степень вероятности (возможности) возникновения и распространения лесных пожаров на соответствующей территории в зависимости от метеорологических условий, влияющих на пожарную опасность лесов.

Для целей классификации (оценки) применяется комплексный показатель, характеризующий метеорологические (погодные) условия.

В зависимости от величины комплексного показателя устанавливается класс пожарной опасности в лесах по условиям погоды.

Комплексный показатель определяется ежедневно по состоянию на 12 - 14 часов.

Формула расчета класса природной пожарной опасности в лесах по условиям погоды определяется как сумма произведения температуры воздуха (t°) на разность температур воздуха и точки росы (эта) за n дней без дождя (считая день выпадения более 3 мм осадков первым днем бездождевого периода):

КПО = SUM

Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды представлена в таблице 4.3

Таблица 4.3 - Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды

Класс пожарной опасности в лесах

Величина комплексного показателя

Степень пожарной опасности

Отсутствует

Более 10000

Чрезвычайная

При I классе пожарной опасности большинство причин (источников огня) пожаров не вызывает, хотя возможны пожары от источников высоких температур и молний (при сухих грозах).

Возникшие и действующие пожары распространяются медленно, неравномерно или прекращают действовать.

При II классе пожарной опасности пожары могут возникать от сильных источников огня, однако количество загораний невелико.

Скорость распространения огня незначительна. Борьба с пожарами в этот период не представляет особой трудности.

При III классе пожарной опасности большинство источников огня приводит к возникновению лесных пожаров. Пожары интенсивны, выделяют большое количество тепла, быстро распространяются и создают дополнительные мелкие очаги. Борьба с огнем в этот период связана с определенными трудностями, если не будет обеспечено тушение пожара в самом начале его развития.

При IV классе пожарной опасности пожары возникают даже от незначительных источников огня, быстро распространяются и создают дополнительные мелкие очаги. Непосредственное тушение фронта огня, как правило, невозможно. При V классе пожарной опасности пожары возникают от любого источника огня и высоких температур. Горение происходит весьма интенсивно и огонь быстро распространяется. Непосредственное тушение их невозможно, за исключением только начавшихся. Как и в условиях IV класса пожарной опасности, необходимо использовать преграды .

Предупреждение возникновения лесных пожаров

Основные требования Правил пожарной безопасности в лесах

В соответствии с требованиями пожарной безопасности в лесах, в пожароопасный сезон, т.е. в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

Разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;

Бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);

Употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;

Оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;

Заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что:

Места для сжигания мусора (котлованы или площадки) располагаются на расстоянии не менее: 100 метров от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка; 50 метров от лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев;

Территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) должна быть очищена в радиусе 25 - 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и окаймлена двумя минерализованными полосами, шириной не менее 1,4 метра каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах - двумя минерализованными полосами, шириной не менее 2,6 метра каждая, с расстоянием между ними 5 метров.

В период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц.

Запрещается выжигание травы на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и озеленительным лесным насаждениям, без постоянного наблюдения.

Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны:

Хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и окаймление минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;

При корчевке пней с помощью взрывчатых веществ уведомлять о месте и времени проведения этих работ органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил, не менее чем за 10 дней до их начала; прекращать корчевку пней с помощью этих веществ при высокой пожарной опасности в лесу;

Соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Приказом сельского хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2008 года № 549, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;

Тушить лесные пожары, возникшие по их вине;

Немедленно принимать меры к ликвидации лесных пожаров, возникших в местах использования лесов, а также оповещать о пожаре органы государственной власти или органы местного самоуправления;

Направлять работников (для юридических лиц), пожарную технику, транспортные и другие средства на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Перед началом пожароопасного сезона юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых ими в лесах, о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров.

Организации, осуществляющие авиационные работы по охране и защите лесов, обязаны обо всех обнаруженных нарушениях настоящих Правил информировать органы государственной власти или органы местного самоуправления .

Кроме общих требований, Правилами пожарной безопасности в лесах установлены специальные требования к предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам, ведущим рубки леса; к предприятиям и организациям, в ведении которых находятся железные и автомобильные дороги; к торфодобывающим предприятиям; к занимающимся лесными промыслами; к нефтегазоразведочным и нефтегазодобывающим предприятиям и организациям; к имеющим в своем ведении линии электропередач, связи, радиофикации и трубопроводы; к ведущим изыскательские работы; при осуществлении рекреационной деятельности.

Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Противопожарная профилактика в лесах

В целях предупреждения возникновения лесных пожаров, ограничения их распространения и создания условий для обеспечения успешной борьбы с ними, предусматривается проведение комплекса профилактических мероприятий на основе планов противопожарного устройства лесной территории региона. Такие планы содержат виды противопожарных мероприятий и объемы выполняемых работ по каждому лесхозу, исходя из уровня развития экономики района, степени хозяйственного освоения лесного фонда, интенсивности лесного хозяйства, фактической горимости лесов. На их основе лесничества разрабатывают годовые оперативные планы текущих противопожарных мероприятий. При этом учитываются изменения в лесном фонде, причины возникновения лесных пожаров, социально-демографический состав виновников их возникновения. Работу по выполнению противопожарных мероприятий необходимо корректировать в соответствии с динамикой погодных условий. Наибольший эффект от профилактических мероприятий может быть достигнут, если они проводятся по определенной системе, комплексно, целенаправленно и последовательно во времени.

Мероприятия по противопожарной профилактике в лесах подразделяются на три основные группы:

Предупреждение возникновения лесных пожаров;

Ограничение распространения лесных пожаров;

Организационно-технические и другие мероприятия, обеспечивающие пожарную устойчивость лесного фонда.

Предупреждение возникновения лесных пожаров осуществляется посредством лесной пропаганды и агитации, регулирования посещаемости лесов населением, государственного пожарного надзора в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности, организационно-технических и лесоводственных мероприятий, снижающих вероятность возникновения пожаров.

Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев лесные пожары возникают из-за неосторожного обращения людей с огнем во время отдыха или выполнения работ, федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы обязаны обеспечить:

Широкое проведение лесопожарной пропаганды среди населения в населенных пунктах, общественном транспорте, местах выполнения работ и массового отдыха людей по соблюдению правил пожарной безопасности;

Организацию лесной рекреации в целях сокращения неорганизованного притока людей, обеспечения пожарной безопасности в местах отдыха;

Организацию государственного пожарного надзора в целях контроля а соблюдением требований пожарной безопасности в лесах, установление причин возникновения лесных пожаров, выявление нарушителей и виновников возникновения лесных пожаров.

Цель лесопожарной пропаганды - обеспечить выполнение требований пожарной безопасности в лесу и сформировать у населения более глубокие знания о лесе, взаимодействии человека с лесом, необходимости активных действий по охране леса.

Лесопожарная пропаганда должна быть целенаправленной, оперативной, соответствовать времени года, обстановке и категории населения, содержать конкретные факты, а печатные издания должны быть выразительными, привлекательными и образными.

Лесопожарная пропаганда должна проводиться непрерывно в течение года и усиливаться в пожароопасный сезон, особенно при наступлении высокой пожарной опасности по условиям погоды.

Проведение предприятиями, учреждениями, организациями в местах лесозаготовительных и других работ, а также культурно-массовых и иных мероприятий лекций, докладов и бесед о значении леса, необходимости осторожного обращения с огнем и соблюдении других требований пожарной безопасности в лесу.

При этом особое внимание должно быть уделено: причинам возникновения пожаров в лесу и способам устранения этих причин; порядку оповещения о пожарах в лесу работников лесничества, милиции и местных органов власти для организации тушения; способам тушения лесных пожаров, в том числе применению подручных средств. Такие лекции, доклады и беседы необходимо также транслировать по местному радио и телевидению;

Проведение индивидуальных бесед на указанные выше темы с занятыми в лесу рабочими, гражданами в населенных пунктах и отдыхающими в лесу, туристами, экскурсантами, школьниками и т.д.;

Размещение у дорог, на участках, где ведутся работы, в местах отдыха в лесу, периодически обновляемых аншлагов и объявлений, предупреждающих о пожарной опасности в данное время, о необходимости заботливого отношения к лесу, осторожного обращения с огнем и выполнения других требований пожарной безопасности в лесах. Изготовление, размещение у дорог и распространение в населенных пунктах лесопожарных эмблем, концентрирующих внимание на предупреждение лесных пожаров.

Из года в год значительно возрастает использование лесов для отдыха, проведения спортивных мероприятий, туризма, экскурсий и т.п.

В связи с этим важной задачей по предупреждению лесных пожаров является проведение мероприятий, направленных на подготовку лесного фонда для организованного отдыха населения .

Для осуществления контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах и выполнением установленных противопожарных мероприятий лесничества должны организовать постоянное наблюдение в местах работы лесозаготовителей и других лесопользователей, а также патрулирование лесов по дорогам и на участках, наиболее посещаемых населением.

Патрулирование должно проводиться по маршрутам, заранее запланированным с учетом оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров, периодов пожароопасного сезона, а также времени наибольшего притока в леса населения. В первую очередь, патрулирование лесов обеспечивается на участках, отнесенных к первым двум классам пожарной опасности. По мере роста комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды патрулированием последовательно охватывают участки, отнесенные к последующим классам.

Патрулирующие должны быть обеспечены средствами передвижения (мотоцикл, автомашина, мотолодка, катер и др.), иметь при себе ранцевые огнетушители, противопожарный инвентарь и средства связи.

В период высокой пожарной опасности по условиям погоды (IV класс и выше) рекомендуется создавать у дорог при въездах в лес контрольные посты с целью предупреждения водителей транспорта, а также граждан о соблюдении правил пожарной безопасности при нахождении в лесу .Патрулирование производиться наземным и авиационным способом.

Наземное патрулирование проводится работниками лесничества или арендаторы. При этом патрульная группа должна иметь подручные средства и набор специальных ручных средств для самостоятельной ликвидации обнаруженного пожара. При обнаружении пожара они немедленно приступают к тушению и докладывают по телефону в лесничество или авиаотделение характеристику пожара, предполагаемую или установленную причину его возникновения, при необходимости запрашивают требуемую помощь. Место обнаружения пожара (его привязка к местности) дается по лесопожарной карте, схеме лесонасаждений с указанием квартала или по известным ориентирам.

Протяженность патрульных маршрутов, в зависимости от уровня пожарной опасности, может быть различной. Патрульные должны быть обеспечены биноклями и средствами связи с лесничеством.

Авиационное патрулирование проводится на самолетах и вертолетах авиаотделениями авиационной базы охраны лесов (наземное патрулирование в этих районах не отменяется) .

Ограничение распространения пожаров заключается в повышении пожароустойчивости насаждений (естественного и искусственного происхождения) за счет регулирования состава древостоев, очистки их от захламленности и своевременного проведения выборочных и сплошных санитарных рубок и рубок ухода, очистки лесосек от порубочных остатков, противопожарного обустройства лесов, включающего создание системы противопожарных барьеров, сети дорог и водоемов, а также в контролируемом выжигании не покрытых лесной растительностью участков лесного фонда.

Создание системы противопожарных барьеров должно иметь целью разделение пожароопасных хвойных лесных массивов на изолированные друг от друга блоки разной величины.

Крупные пожароопасные массивы хвойных древостоев (кроме лиственничных должны разделяться на блоки площадью от 2 до 12 тыс.га, в зависимости от степени пожарной опасности и интенсивности ведения лесного хозяйства.

Если для ограничения блока естественных барьеров и искусственных разрывов недостаточно, то должны быть устроены дополнительные разрывы с дорогами на них, а вдоль этих разрывов созданы полосы из древостоев с преобладанием лиственных пород с таким расчетом, чтобы дополнительные барьеры вместе с имеющимися составляли замкнутое кольцо вокруг ограниченного блока. Дороги, имеющиеся и дополнительно устроенные на барьерах, должны иметь выходы в общую дорожную сеть.

Устройство (разрубка) дополнительных противопожарных разрывов и требования к ним (ширина разрыва, площадь блока в зависимости от высоты древостоя, целевое назначение и других особенностей) устанавливаются проектом противопожарного устройства. В качестве противопожарных барьеров, ограничивающих указанные блоки, в первую очередь, должны быть использованы имеющиеся на территории лесного фонда естественные барьеры (большие озера и реки с широкими затопляемыми долинами, участки леса с преобладанием лиственных пород), а также искусственные разрывы в виде трасс железных и автомобильных дорог, линий электропередач, трубопроводов и т.п.

По обеим сторонам указанных разрывов должны быть созданы полосы, где это возможно по лесорастительным условиям, в порядке направленных рубок ухода за лесом, а на вырубках - искусственным путем или регулированием естественного возобновления - полосы шириной 50...60 м из древостоев с преобладанием лиственных пород (не менее 7 единиц состава). Общая ширина барьера (заслона) - 120...150 м.

Барьеры (заслоны) служат преградой распространению верховых и низовых лесных пожаров, а также опорными линиями при работах по локализации действующих очагов.

В случаях, когда по лесорастительным условиям создание полос из древостоев с преобладанием лиственных пород невозможно, хвойные древостои на полосах шириной 120...150 м с каждой стороны разрыва (трассы дороги, линии электропередач, трубопроводов и т.п.) должны быть тщательно очищены от древесного хлама, хвойного подроста и пожароопасного подлеска. У деревьев хвойных пород, начиная со II класса возраста, по возможности должны быть обрублены нижние ветви на высоте до 1.5...2 м.

Со стороны полосы, обращенной к лесу, из древостоя с преобладанием лиственных пород, должна быть проведена минерализованная полоса шириной 1.4 м, а в случаях, если полоса прилегает к участкам, отнесенным к I и II классам природной пожарной опасности - две минерализованные совмещенные полосы на расстоянии 5... 10 м одна от другой.

Полосы из хвойных древостоев отграничивают от прилегающего леса и разделяют в продольном направлении через каждые 20...30 м минерализованными полосами шириной 1.4 м.

Противопожарные барьеры (заслоны) необходимо систематически очищать от сухостоя, хвойного подроста, пожароопасного подлеска и валежника, а минерализованные полосы в пределах барьеров ежегодно подновлять.

Хвойные массивы внутри крупных блоков, в зависимости от их ценности, интенсивности хозяйства и степени опасности появления источников огня, в свою очередь, должны быть разделены аналогичными барьерами (заслонами) на блоки площадью от 400 до 1600 га, для чего, в первую очередь, следует использовать имеющиеся естественные и искусственные барьеры (реки, озера, лиственные древостои, дороги, просеки и т.д.). При этом полосы из древостоев с преобладанием лиственных пород по обеим сторонам железных, шоссейных и других автомобильных дорог широкого пользования следует создавать шириной 30...50 м, а вдоль других разрывов, в том числе и квартальных просек, - шириной 10...15 м с каждой стороны.

Крупные участки хвойных молодняков естественного и искусственного происхождения в лесах зеленых зон и других, отнесенных к защитным лесам (кроме притундровых защитных полос), при наличии экономических возможностей рекомендуется разделять на блоки площадью 25 га. При этом, в качестве разграничивающих блоки барьеров (заслонов), следует прокладывать минерализованные полосы или дороги противопожарного назначения, по обеим сторонам которых, закладывая культуры или в порядке регулирования естественного возобновления создавать полосы шириной 10 м из лиственного молодняка и кустарников. По мере роста хвойных древостоев деревья лиственных пород следует оставлять лишь во 2-м ярусе или в подлеске.

Наряду с созданием противопожарных барьеров (заслонов), расчленяющих хвойные массивы на изолированные друг от друга блоки, в качестве барьеров, препятствующих распространению низовых пожаров, и опорных линий для локализации действующих очагов необходимо устраивать внутри блоков защитные минерализованные полосы. Указанные полосы следует устраивать в лесу вокруг площадей, занятых постройками, лесными культурами, ценными хвойными молодняками естественного происхождения, вдоль дорог, проходящих в хвойных древостоях (если эти дороги находятся в ведении лесхозов), в лиственных насаждениях - как продолжение минерализованных полос, созданных на противопожарных барьерах в хвойных древостоях, а также в других местах, где это необходимо. Кроме того, в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах минерализованные полосы должны создаваться на лесосеках с оставленными на пожароопасный сезон лесопродукцией или порубочными остатками и вокруг лесосек, вдоль железных, шоссейных и лесовозных дорог, на сельскохозяйственных угодьях по границе с лесом (в период сжигания стерни и остатков соломы), вокруг расположенных на территории лесного фонда складов лесоматериалов, пиломатериалов, живицы и пр., а также вокруг других пожароопасных объектов.

В районах, где существуют условия для возникновения и развития почвенно-торфяных пожаров (разнотравные, вейниковые, осоковые и травяно-болотные типы леса, которые следует относить ко II классу природной пожарной опасности), необходимо предусмотреть:

Создание противопожарных барьеров в лесных массивах с недостаточно развитой дорожной сетью. Основу заслона составляет дорога, окаймленная системой минерализованных полос. Напочвенный покров в таком заслоне ежегодно выжигают ранней весной или обрабатывают гербицидами;

Прокладку по квартальным просекам дороги (типа зимника) шириной, достаточной для проезда обычного транспорта или вездехода. Такие дороги после прохода машин могут служить в качестве опорных полос для борьбы с пожарами.

В районах интенсивных лесозаготовок в качестве препятствий распространению низовых лесных пожаров и опорных линий при их локализации может быть широко использована имеющаяся сеть лесовозных дорог, которые следует поддерживать в состоянии, пригодном для проезда.

Минерализованные полосы следует устраивать в дополнение к сети дорог для образования замкнутых контуров. Противопожарные минерализованные полосы прокладывают бульдозерами, тракторными почвообрабатывающими орудиями, а при необходимости широких полос - выжигая напочвенный покров между двумя минерализованными полосами, проложенными почвообрабатывающими орудиями. При наличии соответствующих почвенных условий и хозяйственной целесообразности защитные противопожарные полосы можно создавать также посевом на них огнестойких растений (картофель, люпин и др.).

Ширину полос и способы их создания устанавливают с учетом возможного характера и интенсивности распространения пожаров, почвенных и лесорастительных условий и наличия необходимых машин и орудий.

Организационно-технические мероприятия предусматривают:

Разработку и представление на утверждение органам власти мероприятий по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготовке предприятий, учреждений и организаций, на которые возложена охрана лесов, к пожароопасному сезону:

Разработку и представление на утверждение органам власти оперативных планов борьбы с лесными пожарами.

В планах предусматриваются:

Организация пожарных формирований из работников предприятий, организаций, учреждений и населения, со средствами транспорта, противопожарного оборудования, их подготовка, порядок приведения в готовность и другие положения;

Организацию подготовки (индивидуальной, курсовой) руководителей тушения лесных пожаров из числа работников наземной и авиационной охраны лесов, умеющих работать с людьми и имеющих профессиональную подготовку и опыт борьбы с лесными пожарами;

Устройство пунктов приема донесений от авиации, пунктов сосредоточения пожарного инвентаря. Такие пункты создают там, где организуют резервные пожарные формирования или возможно привлечение на тушение лесных пожаров местного населения. Перечень пунктов приема донесений согласуется лесничеством с авиаотделением, пункты и количество пожарного инвентаря определяются лесничеством в соответствии с нормативами сосредоточения пожарного инвентаря;

Внесение предложений органам власти о дополнительных, не предусмотренных Правилами пожарной безопасности в лесах, противопожарных требованиях, исходя из местных условий или складывающейся пожарной обстановки;

Согласование с органами власти разрешений на проведение ранней весной и поздней осенью контролируемого выжигания напочвенного покрова в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров в районах, подверженных возникновению ранневесенних лесных и других пожаров;

Проведение за одну-две недели до установления класса пожарной опасности по условиям погоды облетов территории с целью контроля подготовки лесного фонда к пожароопасному сезону и соблюдения организациями, предприятиями, лесопользователями и другими работающими или имеющими в лесу свои объекты требований пожарной безопасности .

Организация охраны лесов от пожаров возложена на аппарат государственной лесной охраны, структура которого показана на рисунке 3.1. В него входят лесники, мастера леса, лесничие и их помощники, начальники ПХС, главные лесничие, директора лесхозов, ряд работников производственных лесохозяйственных объединений, Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, МЧС, РУП Беллесавиа. Общую координацию мероприятий по охране леса от пожаров осуществляет Министерство лесного хозяйства и областные советы народных депутатов через специальные пожарные комиссии.

Основными функциями охраны лесов от пожаров являются: 1) снижение пожарной опасности и предупреждение возникновения лесных пожаров; 2) обнаружение лесных пожаров; 3) борьба с лесными пожарами; 4) ликвидация их последствий.

3.1. Структура управления охраной лесов от пожаров

Снижение пожарной опасности лесов заключается в регулировании структуры и состава насаждений, очистке от захламленности, проведении санитарных рубок и регулировании водного режима. Предупреждение возникновения лесных пожаров направлено на уменьшение количества источников огня и предотвращение загорания от них. Основными мероприятиями в данном случае являются: проведение противопожарной пропаганды, регулирование посещаемости лесов и контроль за соблюдением ППБ.

Ограничение распространения пожара по площади достигается созданием противопожарных барьеров, разделяющих лесные площади на изолированные блоки.

Обнаружение лесных пожаров заключается в установлении факта и места их возникновения путем наблюдения за территорией лесного фонда с фиксированных пунктов, наземного или воздушного патрулирования.

Тушение лесных пожаров направлено на прекращение горения, ликвидацию очагов загорания на охраняемой площади и окарауливания потушенного пожара с целью предупреждения повторного его возникновения от скрытых очагов.

Обслуживание лесных пожаров заключается в распределении сил и средств пожаротушения, окарауливании и доставке сил и средств к местам пожаров и обратно.

Ликвидация последствий лесных пожаров заключается в обследовании горельников и оценке потерь от пожаров, использовании древесных и не древесных ресурсов, предотвращении эрозионных процессов, улучшении санитарного состояния горельников.

В условиях чрезвычайной пожарной опасности и горимости лесов, когда пожары принимают характер стихийного бедствия, на помощь лесной охране привлекаются персонал и техника местных предприятий, формирования гражданской обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям, воинские части, местное население. Для централизованного руководства работой всех подразделений при пожарных комиссиях создаются оперативные штабы из работников исполнительных комитетов, органов лесной охраны и МЧС. Они осуществляют мобилизацию необходимого количества ресурсов для ликвидации лесных пожаров, организуют их доставку к местам непосредственного выполнения работ по борьбе с огнем, разрабатывают планы тушения крупных лесных пожаров и обеспечивают их выполнение. Организационная структура системы охраны лесов от пожаров на рис. 3.2. В нее входят регулярные и внештатные формирования и ресурсы. В условиях чрезвычайной горимости лесов количество внештатных ресурсов, привлекаемых к тушению может превышать количество регулярных.

Рис. 3.2. Организационная структура системы охраны лесов от пожаров

Основными мероприятиями, направленными на предупреждение возникновения лесных пожаров являются: проведение лесопожарной пропаганды среди населения, регулирование посещаемости лесов, контроль за выполнением требований пожарной безопасности. Снижение пожарной опасности лесов достигается регулированием состава древостоев, очисткой леса от захламленности, проведением санитарных рубок, регулированием водного режима и другими лесохозяйственными мероприятиями.

Предупреждение распространения лесных пожаров обеспечивается проведением противопожарного устройства и своевременным уходом за противопожарными барьерами, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные преграды реки, озера, дороги, линии электропередач и др.

Обнаружение лесных пожаров, осуществляется при наземном, воздушном и аэрокосмическом патрулировании, посетителями леса – местным населением, туристами.

Комплекс мероприятий по охране лесов от пожаров направлен на предупреждение возникновения и распространения их по территории лесного фонда, снижение пожарной опасности и повышение пожароустойчивости, своевременное обнаружение и ликвидацию возникших пожаров и их последствий.

К основным мероприятиям, направленным на предупреждение возникновения лесных пожаров относятся: проведение лесопожарной пропаганды среди населения, регулирование посещаемости лесов и контроль за выполнением требований правил пожарной безопасности. Снижение пожарной опасности лесов достигается регулированием состава древостоев, очисткой леса от захламленности, проведением санитарных рубок, регулированием водного режима и другими лесохозяйственными мероприятиями.

Среди многочисленных проблем у лесоводов одной из важных является охрана лесов от пожаров. Повреждения и уничтожение лесов пожарами приводит к глубоким физиологическим и морфологическим изменениям лесной растительности, сопровождается снижением продуктивности, ухудшением эстетических свойств и нередко их гибелью. Устойчивые низовые и верховые пожары приводят к смене пород, снижению плодородия почвы, способствуют развитию водной и ветровой эрозии, ухудшают режим стока в реках, изменяют структуру лесных биогеоценозов. При лесных пожарах повреждаются и уничтожаются не только древесные и травянистые растения, но и создаются благоприятные условия для размножения и распространения вредителей и болезней. В огне пожара гибнут полезные насекомые, гнездовья птиц, места поселения ценных зверей и другие.

В настоящее время в различных странах мира, в том числе в Беларуси, охрана лесов от пожаров и ликвидация их последствий являются важнейшими составными частями мероприятий по сохранению устойчивости лесных экосистем и биологического разнообразия растительного и животного мира.

Ежегодно на земном шаре возникает около 400 тыс. лесных пожаров, повреждающих более 0,5 % общей площади лесов. При этом в атмосферу выбрасываются миллионы тонн продуктов горения и в том числе радиоактивных веществ. Нередки случаи гибели людей и технических средств при тушении лесных пожаров. Последнее обстоятельство обязывает работников государственной лесной охраны осваивать и применять безопасные методы работы при выполнении всех операций по тушению. В последние годы прослеживаются две тенденции: увеличивается количество лесных пожаров и уменьшается площадь на один пожар.

Успешное решение проблемы охраны лесов от пожаров возможно только при постановке на научную основу всех мероприятий связанных с профилактикой, обнаружением, тушением и ликвидацией последствий лесных пожаров, при знании теории горения, использовании достижений физики, химии, метеорологии, лесоводства, охраны труда, механизации, авиации и космической техники.

Познание природы лесных пожаров в сочетании с возможностью использования моделирования и программирования позволяет разрабатывать научно обоснованную стратегию, тактику и технику борьбы с ними и формировать современную пожарную службу охраны леса.

Наиболее важными практическими задачами охраны являются: совершенствование диагностики и классификации лесных пожаров, профилактических противопожарных мероприятий, способов обнаружения и тушения, методов борьбы с ними, организации пожарной службы в лесах. Требует всестороннего анализа и обобщения опыта использования при обнаружении и тушении лесных пожаров авиации и космических средств.

Научные исследования по охране лесов от пожаров в ближайшей перспективе должны быть направлены на дальнейшее изучение природы лесных пожаров, физики и химии горения; прогнозирование возникновения и распространения лесных пожаров, определение пирологических свойств лесных горючих материалов; разработку дистанционных методов обнаружения и тушения лесных пожаров, определение классификации горельников; совершенствование методики прогнозирования пожарной опасности в лесах; разработку системы машин и механизмов для тушения лесных пожаров на небольших площадях; разработку методики более полного определения ущерба от лесных пожаров и экономического обоснования оптимального уровня расходов на охрану лесов от пожаров в различных регионах республики.

Общую координацию мероприятий по охране лесов от пожаров осуществляют Министерство лесного хозяйства РБ и областные советы народных депутатов через специальные пожарные комиссии.

В условиях чрезвычайной горимости лесов, когда пожары принимают характер стихийного бедствия, на помощь лесной охране привлекаются персонал и техника местных предприятий, формирования гражданской обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям, воинские части, местное население. Для централизованного руководства работой всех подразделений при пожарных комиссиях создаются оперативные штабы из работников исполнительных комитетов, органов лесной охраны и МЧС. Они осуществляют мобилизацию необходимого количества ресурсов для ликвидации лесных пожаров, организуют их доставку к местам непосредственного выполнения работ по борьбе с огнем, разрабатывают планы тушения крупных лесных пожаров и обеспечивают их выполнение.

Основным документом нашей страны – Конституцией Республики Беларусь – предусмотрена охрана природных ресурсов, составной частью которых является охрана лесов от пожаров. В Конституции отмечено, что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства, которое осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов, охраной лесов от пожаров и улучшением окружающей среды.

Лесное законодательство Республики Беларусь по охране лесов от пожаров основывается на Конституции Республики Беларусь и включает Лесной Кодекс Республики Беларусь, Правила пожарной безопасности в лесах, Указания по противопожарной практике и регламентации работы лесопожарных служб, Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров, Положение о пожарно-химических станциях, Инструкцию по авиационной охране лесов, пакет нормативно-технических документов, декреты и указы Президента Республики Беларусь, Концепцию устойчивого развития лесного хозяйства РБ до 2015, Стратегический план развития лесного хозяйства и др.

В Концепции устойчивого развития лесного хозяйства РБ предусмотрено повышение устойчивости лесов, увеличение объемов противопожарных мероприятий, обнаружение лесных пожаров с использованием автоматизированных систем, синтезирование новых химических составов для тушения лесных пожаров, строгое выполнение санитарных правил, совершенствование средств обнаружения и тушения лесных пожаров.

Основные положения Концепции нашли отражение в Лесном Кодексе Республики Беларусь (2005) и пакете нормативно-технических документов, разработанных службами лесного хозяйства, Стратегическом плане развития лесного хозяйства на перспективу до 2015 года.

Стратегическим направлением по охране лесов от пожаров предусмотрено: «создание многоуровневой системы предупреждения, раннего обнаружения и оперативного тушения лесных пожаров на основе модернизированных наземной и авиационной охраны лесов, укомплектованных высококвалифицированными кадрами и оснащенных современными эффективными средствами обнаружения и борьбы с различными видами лесных пожаров, которая будет обеспечивать существенное снижение уровня горимости лесов, социальных, экологических и экономических потерь.

Лесные пожары на загрязненных радионуклидами территориях являются серьезной международной проблемой. Зола, недожог и дымовые аэрозоли, образующиеся при лесных пожарах на загрязненных радионуклидами лесных и не покрытых лесом землях, являются открытыми источниками ионизирующих излучений. Концентрация их в золе и недожоге достигает сотен тысяч и миллионов бекерелей на 1 кг их массы. Тушение пожаров в таких условиях усложняется тем, что на тушильщиков влияет психологический фактор и боязнь работать на загрязненных площадях. Предупреждение и тушение лесных пожаров в таких условиях – очень серьезная проблема, которая требует незамедлительного решения.

В соответствии с Правилами (2002) и рекомендациями ИЛНАНБ все леса, независимо от плотности загрязнения радионуклидами по режиму охраны относятся к I классу природной пожарной опасности. Регламент работы лесопожарных служб наземной и авиационной охраны независимо от фактической пожарной опасности по условиям погоды, устанавливается как для дней с IV–V классами пожарной опасности. Охрана лесов в таких условиях должна осуществляться путем дистанционного обнаружения и тушения лесных пожаров, разработки и использования эффективных способов тушения лесных пожаров с целью снижения экологических и материальных потерь и предупреждения тяжелых последствий для людей.