Население афин на год составляет. Отдых и развлечения

Археологическое изучение Афин началось в 30-х годах XIX века, однако раскопки приобрели систематический характер только с образованием в Афинах в 70-80-е годы французской, немецкой и английской археологических школ. Сохранившиеся до наших дней литературные источники и археологический материал помогают воссоздать историю афинского полиса. Основным литературным источником по истории Афин периода формирования государства - «Афинская полития» Аристотеля (IV век до н. э).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Древние Афины (рус.) История древнего мира

    Афины и Спарта. Афинская демократия

    Видеоурок по истории "В городе богини Афины"

    Сократ - античный мыслитель, первый афинский философ

    А.Ю. Можайский. Лекция "Афины в VII-VI вв. до н.э. - установление демократии"

    Субтитры

Становление Афинского государства

Эллинистическая эпоха

В период эллинизма, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами, положение Афин неоднократно менялось. Были кратковременные периоды, когда им удавалось добиться относительной независимости, в других случаях в Афины вводились македонские гарнизоны. В 146 году до н. э. , разделив участь всей Греции, Афины подпали под власть Рима ; находясь на положении города-союзника (лат. civitas foederata ), они пользовались лишь фиктивной свободой. В 88 году до н. э. Афины примкнули к антиримскому движению, поднятому понтийским царём Митридатом VI Евпатором . В 86 году до н. э. войско Луция Корнелия Суллы взяло город штурмом и разграбило его. Из уважения к могучему прошлому Афин Сулла сохранил им фиктивную свободу. В 27 году до н. э. после образования римской провинции Ахайя , Афины вошли в её состав. В III веке н. э, когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, Афины пришли в полный упадок.

Планирование и архитектура

Холмы

  • Холм Акрополис.
  • Ареопаг , то есть холм Ареса - западнее Акрополя, дал своё имя высшему судебному и правительственному совету Древних Афин, который проводил свои заседания на склоне холма.
  • Нимфейон, то есть холм нимф - юго-западнее Ареопага.
  • Пникс - полукруглый холм юго-западнее Ареопага; здесь первоначально проходили собрания экклесии , которые позже перенесли в театр Диониса.
  • Мусейон, то есть Холм Мусея или Муз , ныне известный как Холм Филопаппу - южнее Пникса и Ареопага.

Акрополь

Первоначально город занимал только верхнюю площадь крутого, доступного только с запада холма Акрополиса, служившего одновременно крепостью, политическим и религиозным центром, ядром всего города. По преданию, пеласги сравняли вершину холма, окружили её стенами и построили на западной стороне внешнее укрепление с 9 воротами, расположенными друг за другом. Внутри замка жили древние цари Аттики со своими женами. Здесь возвышался древний храм, посвященный Афине Палладе , вместе с которой также почитались Посейдон и Эрехтей (следовательно посвященный ему храм назывался Эрехтейон).

Золотой век Перикла был золотой эпохой и для Афинского акрополя. Прежде всего, Перикл поручил архитектору Иктину на месте старого разрушенного персами Гекатомпедонта (Храм Афины целомудренной) построить новый, более пышный Храм Афины Девы - Парфенон . Великолепие его усиливалось благодаря многочисленным статуям, которыми под руководством Фидия был украшен храм, как снаружи, так и внутри. Немедленно по окончании строительства Парфенона, который служил сокровищницей богов и для празднования Панафиней , в 438 до н. э. Перикл поручил архитектору Мнесиклу сооружение новых великолепных ворот при входе на акрополь - Пропилей (437-432 до н. э). Лестница из мраморных плит, извиваясь, вела по западному склону холма к портике, который состоял из 6 дорических колонн, промежутки между которыми симметрично уменьшались с обеих сторон.

Агора

Часть населения, подвластного владельцам крепости (акрополя), со временем поселилась у подошвы холма, главным образом на южной и юго-восточной его стороне. Именно здесь находились древнейшие святилища города, в частности посвященные Олимпийскому Зевсу , Аполлону , Дионису . Затем появились поселения по склонам, которые тянутся к западу от Акрополя. Нижний город расширился еще больше, когда вследствие объединения различных частей, на которые в древнейшие времена разделялась Аттика, в одно политическое целое (предание приписывает это Тесею), Афины стали столицей объединенного государства. Постепенно в течение последующих столетий город заселялся также и с северной стороны Акрополя. Здесь преимущественно селились ремесленники, а именно члены уважаемого и многочисленного в Афинах класса гончаров, следовательно, значительный квартал города к востоку от Акрополя получил название Керамик (то есть квартал гончаров).

Наконец в эпоху Писистрата и его сыновей был сооружен алтарь 12 богам в южной части новой Агоры (рынка), что располагалась у северо-западной подошвы Акрополя. Причем от Агоры измерялись расстояния всех местностей, соединенных дорогами с городом. Писистрат также начал строительство в нижнем городе колоссального Храма Зевса Олимпийского к востоку от Акрополя, а на самой высокой точке холма Акрополис - Храма Афины целомудренной (Гекатомпедонт).

Ворота

Среди основных въездных афинских ворот были:

  • на западе: Дипилонские ворота, ведущие из центра района Керамик к Академии. Ворота считались священными, поскольку от них начинался священный Элефсинский путь. Ворота рыцаря находились между Холмом нимф и Пниксом. Пирейские ворота - между Пниксом и Мусейоном, вели к проезжей дороге между длинными стенами , которые в свою очередь вели к Пирею. Милетские ворота названы так потому, что вели к дему Милет в пределах Афин (не путать с полисом Милет).
  • на юге: ворота мертвецов находились вблизи холма Мусейон. С Итонийских ворот на берегу реки Илиссос начиналась дорога на Фалирон.
  • на востоке: ворота Диохара вела к Ликею. Диомейские ворота получила такое название, поскольку вели к дему Диомею, а также холму Киносаргу.
  • на севере: Акарнийские ворота вели к дему Акарнею.

Древние Афины сообщение кратко расскажет Вам об этом городе-государстве Древней Греции. Вы узнаете о том, как жили жители Древних Афин, и что являло основу их государства.

«Древние Афины» доклад

Образование Афинского государства кратко

Где находились Древние Афины? Местоположение древнегреческого города-государства Афины — Аттика. Согласно археологическим находкам данный регион относится к южной и восточной частям Центральной Греции. Афины размещались на холмах Пниксе, Акрополе, Ареопаге, Нимфейоне и Мусейоне. У каждого холма была своя функци. На холме Ареопаг располагался зал заседаний высшего судебного совета. В Акрополе жили правители города. На каменистом, невысоком холме Пникс проводились народные собрания, слушались ораторы и принимались важные решения. На холмах Мусейон и Нимфейон проводились праздники и культурные мероприятия. От холмов расходились улицы и дороги города, которые состояли из внутренних и внешних кварталов, храмов, общественных зданий. В окрестностях Акрополя первое поселение возникло около 4500 года до нашей эры.

Легенда создания города Афин

Город назвали в честь богини Афины — богини мудрости и войны, покровительницы искусств, знаний, ремесел и науки. Очень давно Афина поспорила с богом морей Посейдоном, кому из них быть покровителем нового города. Посейдон взял трезубец и ударил о скалу. Из нее забил чистый источник. Бог морей сказал, что дарует жителям воду, и они никогда не будут страдать от засухи. Но вода в источники была морская, соленая. Афина посадила семя в землю. Из него выросло оливковое дерево. Жители города с радостью приняли ее дар, так как олива дала им масло, еду и древесину. Так город получил свое название.

Власть в Древних Афинах

Вопросы внешней и внутренней политики решались на народном собрании. В нем участвовали все граждане полиса, независимо от положения. За год они созывались не меньше 40 раз. На собраниях слушались отчеты, обсуждались строительство общественных сооружений и флота, ассигнования на военные нужды, продовольственное снабжение, вопросы об отношениях с другими государствами и союзниками. Решением частных вопросов на базе существующих законов занимались экклесии. Все законопроекты обсуждались очень тщательно и в форме судебного процесса. Народное собрание выносило окончательное решение.

Также на народных собраниях происходили выборы лиц на государственные и военные должности. Выбирались они открытым голосованием. Остальные должности выбирались путем жребия.

Между народными собраниями управленческими вопросами занимался Совет Пятисот, который ежегодно пополнялся новыми гражданами, достигшими 30-ти лет. Совет занимался текущими деталями и подготавливал проект решения для народного собрания.

Еще один орган власти в Древних Афинах — суд присяжных гелиея. В суде брали участия все граждане города. Жребием отбиралось 5000 судей и 1000 запасных. В судебных заседаниях адвокаты участия не брали. Каждый обвиняемый защищался сам. Для составления текста речи привлекались логографы – искусные в законах и риторике людях. Выступления ограничивались строгим регламентом, который определялся водными часами. В суде разбирались тяжбы граждан и переселенцев, дела жителей из союзных государств, политические вопросы. Решение принималось голосованием (тайным). Оно не подлежало обжалованию и было окончательным. Судьи, вступающие в должность, давали клятву вести дела согласно законам и справедливо.

Вместе с Советом Пятисот действовали стратеги. В их компетенции было командование флотом и армией, они следили за ними в мирное время, ведали расходованием военных средств. Стратеги вели дипломатические переговоры и ведали внешнеполитическими вопросами.

В V в. до н.э. ввели должность архонтов. Большой роли они не играли, но все же архонты занимались подготовкой судебных дел, контролировали священные угодья, опекали сиротское имущество, назначали хорегов, руководили состязаниями, религиозными процессиями, жертвоприношениями. Они избирались на год, после чего переходили в состав ареопага, где их ждало пожизненное членство.

С развитием Афин увеличивался аппарат управления. В подразделениях государства — демах, филах, фратриях также вводились выборные должности. Каждый гражданин был втягнут в общественно-политическую жизнь города. Так постепенно развивалась демократия в Древних Афинах. Своей высшей точки она достигла в годы правления Перикла. Всю полноту законодательной верховной власти он организовал в экклесию — народное собрание. Оно собиралось каждые 10 дней. Остальные органы государства подчинялись народному собранию.

Образование в Древних Афинах

Жизнь в Древних Афинах подчинялась не только политике. Не последнюю роль граждане уделяли образованию, которое основывалось на общественном воспитании и демократических принципах. Родители должны были обеспечить всестороннее образование юношей. Если они этого не делали, то их строго наказывали.

Образовательная система направлена на накопление больших научных сведений, постоянное развитие физических природных данных. Молодые люди должны ставить высокие цели перед собой, как интеллектуальные, так и физические. Школы в Древних Афинах преподавали 3 предмета – грамматику, музыку и гимнастику. Почему особое внимание уделялось образованию юношей? Дело в том, что государство, таким образом, воспитывало здоровое потомство, храбрых и сильных воинов.

Надеемся, что доклад «Древние Афины» помог Вам узнать много полезной информации об этом государстве. А рассказ о Древних Афинах Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Возраст Афин – две с половиной тысячи лет. Славное прошлое города и теперь явственно проступает: буквально отовсюду виден древний Акрополь, возвышающийся над городом. Сегодня Афины – современный мегаполис, в котором проживает около четырёх миллионов человек. В двадцать первом веке этот великий город изменился. Произошло это отчасти благодаря Олимпийским играм 2004 года. Сейчас Афины – это нечто большее, чем хранилище древностей. Город очень преобразился и, вопреки представлениям о нём как о городе с загрязнённой окружающей средой и невыносимым уличным движением, оставляет потрясающее впечатление.

Строительный бум после окончания Второй мировой войны и увеличение численности населения с 700 тысяч до 4 миллионов человек обернулись архитектурным бедствием. Однако сейчас облик города меняется: строятся новые дороги, метро, а расширение пешеходной зоны в центре города уже избавило Афины от мучительных транспортных пробок и даже уменьшило облако смога, в буквальном смысле отравляющего столичную атмосферу. То, что воздух стал чище, заметно по снова открывшимся видам, которыми некогда славились Афины, и, несмотря на небоскрёбы и заведения ускоренного обслуживания, город ухитряется сохранять свой неповторимый облик и очарование.

Восточные базары соперничают с модными бутиками и магазинами, заваленными товарами от «Армани» и «Бенеттон». Стремительная модернизация уравновешивается разлитым в воздухе ощущением домашней атмосферы: любой грек вам скажет, что Афины – это самая большая деревня в стране. Как бы часто вы ни приезжали в Афины, ваше внимание будет привлекать то, что сохранилось от классического античного города – прежде всего это Парфенон и другие памятники Акрополя, а также обновлённый , в котором представлено лучшее собрание древностей.

Большинство из тех нескольких миллионов приезжих, которые ежегодно бывают в Афинах, посещением этих памятников и ограничиваются, прибавляя к ним разве лишь вечер в романтической обстановке в одной из рассчитанных на туристов таверн Плаки. Но поступая так, они упускают шанс увидеть те Афины, которые знают и любят сами афиняне. Даже если вы заглянули в город совсем ненадолго, это не оправдывает стремление видеть в Афинах лишь скопление сохранившихся древностей и музейных экспонатов. Стоило бы также потратить немного времени на знакомство с окрестностями столицы, посетить неподалёку от Афин.

Для туристов доступнее всего, наверное, Плака – район, в котором смешана турецкая, неоклассическая и греческая островная архитектура. Далее находятся интересные музеи, посвящённые традиционным искусствам и ремёслам, от керамики до музыки. Чуть севернее – базары, почти такие же, как на Ближнем Востоке, а дополнительная награда – кафе, бары, клубы в Псирри и быстро развивающемся , а также Национальный парк и тенистый и элегантный . Не так далеки от Плаки и холмы – Ликабет и Филопаппу, с которых весь город виден как на ладони, и ходит трамвай (летом он довезёт вас до пляжа). Все вышеприведённые достопримечательности можно увидеть во время .

Но более всего приезжих удивляет в Афинах бурлящая жизнь города. В кафе всегда людно, днём и за полночь, улицы не пустеют до трёх, а то и четырёх часов утра, бары и клубы привлекают полуночников. Поесть, да так, что запомнится надолго – тоже есть где: много традиционных таверн, а взыскательных гурманов ждут шикарные рестораны. Летом столики кафе выносятся на уличные мостовые, клубная жизнь перемещается на пляжи, а можно пойти в кино, посетить концерты и спектакли по произведениям классической древнегреческой драмы под открытым небом. У любителей шопинга глаза разбегаются: оживлённые красочные базары и огромные торговые пространства в пригородах, именуемые на американский манер «моллами», и, разумеется, бутики, заполненные творениями самых модных модельеров.

И очень хороший – и по цене тоже – общественный транспорт, недорогое такси, так что с передвижением особых трудностей у вас не будет. Описывая предместья Афин – о них и об области в целом речь пойдёт в других статьях, – здесь же уделяется внимание, прежде всего памятникам античности. Охотнее всего осматривают храм Посейдона в Сунионе: тот замечательный памятник архитектуры находится на утёсе, возвышающемся над мысом. Не столь известны и не так часто посещаемые святилища и Рамне (Рамнус), Элевсине (Элефсина) и Вравроне, а также насыпанный в честь великой победы погребальный холм у Марафона.


Любители пеших походов, быть может, пожелают совершить восхождения – горы взяли город в кольцо, и лучше всего подняться на гору Парнита. Если это будет весной, то заодно нарвёте охапку самых разных дивных лесных и полевых цветов. Пляжи аттического побережья достаточно хороши, чтобы привлекать уставших от города афинян, но если вы собираетесь на острова, то знакомство со здешними пляжами необязательно. Выбраться из Афин просто: десятки паромов и судов на подводных крыльях ежедневно уходят из афинского пригородного порта Пирея, а также, не столь часто, ещё из двух аттических портов с причалами для паромов – Рафина и Лаврион.

Краткая история Афин (Греция)

Афины – это город, жизнь в котором началась более семи тысяч лет назад. Невысокий скалистый холм, позже ставший Акрополем Афин, с древних времён привлекал человека как удобное место поселения. Он возвышается среди долины, орошаемой реками Кефисом и Илиссом и окружённой горами Гиметтами, Пентериконом, Парнетом и Эгалеями. Склоны холма, высота которого 156 метров над уровнем моря, неприступны, и потому естественно, что все эти преимущества по достоинству были оценены древнейшими жителями Аттики. Микенцы построили на скале дворец-крепость.

В отличие от других микенских селений во время дорийского вторжения (примерно 1200 год до нашей эры) Афины не были ни брошены, ни разграблены, так что афиняне всегда гордились тем, что они «чистые» ионийцы, без дорийской «примеси». Но государства микенского типа в Афинах не сохранилось. Постепенно селение превратилось в полис (античный город-государство) и культурный центр. Правителями Афин считались цари – басилеи, которые затем уступили власть родовой знати – эвпатридам. Народные собрания происходили у Пропилей Акрополя. К западу возвышался скалистый холм Apec, названный в честь бога войны. Здесь, на выровненной вершине, собирался ареопаг – совет старейшин знатных родов города, ареопагитов. Афины в те времена оставались в тени больших и могущественнейших полисов, таких как и .

Афины богатели, и возросшее благосостояние способствовало бурному росту искусств и ремёсел, особенно гончарного промысла. Но экономический рост усилил политическую напряжённость: росло недовольство земледельцев и афинян, которые были исключены из общественной жизни, но платили налоги и подать на землю, достававшуюся земельной аристократии. Прекратить раздоры могло только переустройство общества, на которое были нацелены законы Драконта (его «драконтовский» свод был обнародован в 621 году до нашей эры) и выбор в правители Солона (594 год до нашей эры), которого наделили полномочиями для проведения радикальных политических и экономических реформ.

Реформы Солона предоставили гражданские права широким слоям населения и заложили основы строя, переросшего со временем в афинскую демократию. В середине 6 века до нашей эры власть захватил Писистрат. Писистрата обычно называют тираном, но это значит лишь, что он взял власть силой: его популистская политика снискала ему приверженность и любовь многих сограждан, он оказался очень успешным правителем, при котором Афины стали намного мощнее, богаче и влиятельнее. Его сыновья Гиппий и Гиппарх были не столь счастливы: Гиппарха в 514 году до нашей эры убили, после чего Гиппий попытался установить диктатуру.


Его очень не любили в народе и свергли при помощи войска, вызванного из Спарты в 510 году до нашей эры. Новый вождь Клисфен провёл более радикальные преобразования: ввёл правительственную коллегию из 10 стратегов, создал территориальные филы вместо родовых и каждая из них посылала пятьдесят представителей в Государственный совет Буле. Буле принимал решения по вопросам, обсуждавшимся в Собрании. В Собрании могли участвовать все граждане и оно выполняло функции, как законодательной власти, так и верховного суда. Предложенные Клисфеном реформы послужили основой афинской демократии, которая просуществовала, почти не меняясь, до римского правления.

Примерно в 500 году до нашей эры Афины послали отряд воинов в Малую Азию – на помощь грекам-ионийцам, восставшим против Персидской империи, что спровоцировало ответное вторжение персов в Грецию. В 490 году до нашей эры афиняне с союзниками разбили многократно превосходящие персидские силы в битве при Марафоне. В 480 году до нашей эры персы вернулись, захватили и разграбили Афины и оставили почти весь город сожжённым дотла. В том же году, однако, победа в морском сражении при поставила точку в борьбе греков с персами, одновременно закрепив за Афинами положение ведущего города-государства в Греческом мире, и Афины смогли объединить города островов Эгейского моря и центральной Греции в Делосский союз, именуемой также Афинским морским союзом.

Обретённое могущество породило так называемый классический период, в течение которого Афины пожинали плоды своих успехов и торжество демократии наряду с расцветом искусств, архитектуры, литературы и философии, и влияние этой эпохи на мировую культуру ощутимо и до сего дня. Во втором веке до нашей эры власть перешла к римлянам, которые почитали Афины духовным источником, но почти не прикладывали усилий для того, чтобы придать городу больший блеск.

Христиане и турки в Афинах (Греция)

Возникновение христианства – самая, пожалуй, значимая веха в процессе долгого увядания Афин, утративших славу, познанную городом в классическую эпоху. На закате римского правления, во время которого облик города мало изменился, Афины утратили роль связующего звена в Греко-Римском мире, и причиной тому стало разделение Римской империи на Восточную и Западную и образование Византии (Константинополя) в качестве столицы восточной Византийской империи. В этой империи новое христианское мироощущение очень скоро затмило этику, выработанную Афинами, хотя в философских школах города по-прежнему преподавали неоплатонизм.

В 529 году эти лицеи были закрыты, и покончивший с ними Юстиниан I повелел заодно и повторно посвятить городские храмы, и все они, включая Парфенон, стали христианскими церквями. Затем Афины почти перестают упоминаться в хрониках и летописях, намёк на возрождение наметился лишь в период правления чужеземных властителей и Средние века: вследствие Четвёртого Крестового похода Афины с Пелопоннесом и немалой частью центральной оказались в руках у франков. Герцогский двор находился на Акрополе, и на целое столетие Афины вернулись в русло европейской жизни. Власти франков, однако, почти не на кого было опираться, кроме провинциальной аристократии.


В 1311 году франкские войска сразились с каталонскими наёмниками, укрепившимися в Фивах, и были загнаны в болото. Каталонцев, организовавших собственное княжество, сменили флорентийцы, а потом очень ненадолго венецианцы, пока в 1456 году не появился турецкий султан Мехмед II, завоеватель Константинополя. Афины в период турецкого владычества представляли собой военное поселение с расквартированным в нём гарнизоном, то и дело (и к немалому ущербу для строений классического периода) оказываясь на передовой битв с венецианцами и другими западными державами.

Связи с Западом были разорваны, лишь изредка появлялись французские и итальянские послы в Блистательной Порте. Иногда в Афины заглядывали редкие путешественники или любопытствующие живописцы. В этот период греки в некоторой степени пользовались самоуправлением, процветали монастыри иезуитов и капуцинов. превратился в резиденцию османского правителя, а Парфенон был обращён в мечеть. Районы вокруг Акрополя вернулись в далёкое прошлое, перешли к частичному крестьянскому существованию, а порт в Пирее вынужден был довольствоваться обслуживанием десятка-другого рыбацких баркасов.

Четырёхсотлетнее Османское владычество закончилось в 1821 году, когда вместе с жителями десятков городов страны афинские греки восстали. Восставшие заняли турецкие районы нижнего города – это нынешняя – и осадили Акрополь. Турки отступили, но спустя пять лет вернулись, чтобы вновь занять афинские укрепления, греческим повстанцам пришлось уйти вглубь материка. Когда в 1834 году османский гарнизон ушёл навсегда, и возникла новая, немецкая, монархия, в Афинах проживало 5 тысяч человек.

Современные Афины (Греция)

Несмотря на античное прошлое и на естественные преимущества своего местоположения, Афины стали столицей современной Греции не сразу. Эта честь поначалу досталась Нафплиону на Пелопоннесе – городу, в котором Иоаннис Каподистрия разрабатывал планы Войны за Независимость, и откуда потом руководил ею, и где в 1828 году произошло первое заседание первого парламента страны – Национального Собрания. И если бы И. Каподистрия не убили в 1831 году, вполне возможно, что столицей так и остался бы , а может её перенесли бы из Нафплиона в , Коринф или – города лучше обустроенные и довольно большие.

Однако после гибели Каподистрия последовало вмешательство западноевропейских «Великих держав», навязавших стране своего монарха – им стал Отто, сын Людвига I Баварского, и в 1834 году столица и королевский двор перебрались в Афины. Обоснование переезда сводилось к символическим и сентиментальным причинам, потому что новая столица была малозначительным населённым пунктом и находилась на самом краешке территории нового государства – ему ещё только предстояло включить в свой состав северную , Македонию и все острова, кроме уже имевшихся и .

В XIX веке развитие Афин носило характер постепенного и вполне управляемого процесса. Пока археологи избавляли Акрополь от всех архитектурных наслоений, которыми украсили его турки и франки, город понемногу строился: улицы пересекались под прямыми углами, появились неоклассические здания в баварском вкусе. Пирей сумел вновь превратиться в полноценный порт, ведь до начала XIX века ему сильно мешали конкуренты – крупнейшие порты Греции на островах и . В 1923 году по окончании трагической греко-турецкой войны в Малой Азии был подписан мирный договор, согласно которому произошёл «обмен населением»: турки перемещались в , греки – в Грецию, а национальность определялась исключительно вероисповеданием.


Полтора миллиона греков-христиан из существовавших многие столетия селений в Малой Азии и тюркоязычное, но православное население Анатолии прибыли в Грецию в качестве беженцев. И более половины этого потока осело в Афинах, Пирее и ближних деревнях, одним махом изменив облик столицы. Интеграция новопоселенцев и их старания выжить составили одну из величайших страниц в истории города, да и само это явление оставило глубокие следы, заметные и поныне. Названия районов, находящихся по обе стороны линии метро, соединяющего Афины с Пиреем, свидетельствуют о тоске, испытываемой новопоселенцами по навсегда утраченной родине: Неа Змирни (Новая Смирна), Неа Йония, Неа Филадельфья – подобные названия обычны для городских кварталов и улиц.

Поначалу эти кварталы были деревнями, в которых селились выходцы из одного и того же анатолийского местечка, строивших дома из чего придётся, и бывало, что один колодец или водопроводный кран снабжал питьевой водой десятка два семей. Слияние этих пригородов с Афинами и Пиреем продолжалось до Второй мировой войны. Но война принесла такие новые заботы, что все прежние на время отошли в сторону. Афины сильно пострадали от немецкой оккупации: зимой 1941-1942 годов по примерным оценкам в городе ежедневно умирало голодной смертью по две тысячи человек. А в конце 1944 года, когда немецкая оккупация закончилась, началась гражданская война.

Британские солдаты получили приказ воевать со своими недавними союзниками из Греческой армии Сопротивления ЭЛ АС, потому что во главе армии были коммунисты. С 1946 по 1949 годы Афины представляли собой остров в бушующем море войны: дороги и на север, и на можно было назвать проезжими лишь с очень большой натяжкой. Но в 1950-е годы, после гражданской войны, город начал быстро расширяться. Была реализована программа мощных капиталовложений в промышленность – деньги инвестировали в основном американцы, желавшие убедить Грецию войти в сферу влияния США, в то же время столица пережила наплыв переселенцев из разорённых войной обнищавших сёл.

Пустыри между кварталами стали быстро застраиваться, и к концу 1960-х годов Афины превратились в крупный город. Зачастую новая застройка выглядит уныло. Старые здания были снесены, с особенной силой стихия разрушения свирепствовала в 1967-1974 годах, во время хунты. Домовладельцы вместо снесённых зданий строили многоквартирные жилые дома высотой до шести этажей. Центральные улицы похожи на каньоны – узкие улицы словно прорублены между бетонными многоэтажками. Бурно развивающаяся промышленность захватила окраины, и совместные усилия градостроителей и промышленников быстро превратили Афины в загрязнённый мегалополис, задыхающийся от опускающегося на него ядовитого тумана, который здесь называют нефос.

С 1990-х годов – в ходе подготовки к Олимпиаде – стали наконец приниматься меры по улучшению обстановки в городе. Хотя Афинам всё ещё далеко до или по площади зелёных насаждений и открытых пространств, но результаты предпринятых усилий уже заметны. Всё, что уцелело из городского архитектурного наследия, реставрируется, общественный транспорт отличается чистотой, строительство домов контролируется, появились новые здания интересной сверхсовременной архитектуры (к примеру, некоторые сооружения, возведённые к Олимпиаде и недостроенный новый музей Акрополя), да и воздух не так загрязнён, как прежде. Хочется надеяться, что перемены в этом направлении продолжатся.

Вконтакте

История Афин – это история западной цивилизации, ее истоки и самая суть. Здесь было придумано все: демократия, театр, основы права, философия и ораторское искусство. Город стоит на плодородной земле Аттики уже 9 тысяч лет, никакие катаклизмы и войны не смогли поколебать его основы.

В античном сердце Афин – сакральном Акрополе до сих пор стоят языческие храмы, посвященные могущественному Зевсу, мудрой Афине и могучему Гефесту. Каменные сцены древних театров до сих пор помнят первые трагедии Еврипида. Мраморные ступени стадиона Панатинаикоса и сегодня готовы принять ловких атлетов.

На протяжении тысячелетий Афины расцветали, приходили в упадок, подвергались разорению и снова возрождались. Но город смог сохранить свой статус прародителя и источника, в котором зародилась вся наша культура.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Афинах?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Акрополь – сердце Афин, древний город, где тысячи лет назад зародилась цивилизация, давшая начало всему современному Западному миру. В архитектурный ансамбль Акрополя входят постройки доэллинистического, эллинистического, римского, византийского и османского периода истории Афин. Наибольший интерес представляют частично сохранившиеся стены и колонны античных храмов и театров. Комплекс Афинского акрополя относится к наиболее ценным объектам культурного наследия человечества.

Греческий храм, посвященный покровительнице города – богине Афине. Величественное сооружение было построено в V веке до н.э. во время наивысшего расцвета города Афины при правителе Перикле. До наших дней дошли имена архитекторов храма. Считается, что над возведением работали мастера Калликрат и Иктин, а над скульптурным оформлением потрудился великий Фидий. Внутреннее убранство Парфенона было пышным и помпезным, а фасад был раскрашен в разные цвета.

Храм V века до нашей эры, принадлежащий к Классической эпохе греческой истории. Он был возведен по воле афинского правителя Перикла – выдающегося полководца и талантливого политика. Крыша здания укреплена на стройных рядах мраморных дорических колонн, фризы выполнены с соблюдением канонов ионического стиля. Интересно, что с VII века н.э. и вплоть до начала XIX столетия в храме Гефеста находилась православная церковь Святого Георгия.

Согласно древнему преданию, Эрехтейон был построен на месте спора Афины и Посейдона, во время которого боги не поделили власть над Аттикой. Храм возведен в конце V века до н.э. в ионическом стиле, имя архитектора затерялось в толще столетий. Хорошо сохранился портик Кариатид, который был пристроен к храму позже. Он представляет собой ряд женских скульптур-колонн, поддерживающих крышу. Авторство приписывают скульптору Каллимаху (по другой версии - Алкамену).

Каменный театр, расположившийся на южных склонах Акрополя. Одеон был возведен в середине II века до н.э. Он использовался для организации театральных постановок и музыкальных представлений. Одеон прекрасно сохранился и более того, он используется по назначению и в наши дни. После реконструкции в середине XX столетия сцена стала принимать ежегодный Афинский фестиваль. За прошедшее время на нем выступили лучшие голоса мировой сцены.

Грандиозное строительство храма началось в VI веке до н.э. при тиране Писистрате, но после его свержения здание стояло незаконченным еще шесть веков. Работы были завершены при римском императоре Адриане. В III веке н.э. во время разграбления Афин храм серьезно пострадал, а в V веке он и вовсе был закрыт по приказу Феодосия II. Окончательное разрушение храма Зевса Олимпийского произошло с закатом Византийской империи. Остатки здания были обнаружены в ходе раскопок XIX века.

Восьмиугольная постройка из пентеликонского мрамора, расположенная на территории Римской агоры. Согласно одной из версий считается, что башня была возведена в I веке до н.э. астрономом Андроником из Кирр. В высоту сооружение достигает 12 метров, в ширину – около 8 метров. В древности на вершине был установлен флюгер, который указывал куда дует ветер. Стены башни украшены изображениями восьми греческих божеств, отвечающих за направление ветра.

Театр расположен в юго-восточной части Акрополя, он был возведен в V веке до н.э, и является старейшим театром Афин. На подмостках сцены ставились произведения Еврипида, Аристофана, Софокла и Эсхила. В I веке до н.э. при императоре Нероне была проведена масштабная реконструкция театра. Сцена пришла в упадок к IV веке н.э. и постепенно была заброшена. В наши дни осуществляется масштабный проект реставрации театра.

Античное городское кладбище, на котором хоронили самых достойных представителей Афин до IV века. В качестве некрополя это место использовалось еще со времен Бронзового века. Здесь покоятся знаменитые военачальники, государственные деятели и философы, в том числе Перикл, Клисфен, Солон, Хрисипп и Зенон. На кладбище располагается множество надгробных памятников Античного периода, надгробных колонн и скульптур.

Крытая двухэтажная колоннада, возведенная во II веке до н.э. Сооружение было построено по заказу пергамского царя Аталла, который в молодости проходил обучение в Афинах (для молодых потомков царских семей Средиземноморья это было распространенной практикой в то время). В Античное время стоя служила местом для прогулок горожан. Отсюда можно было наблюдать за площадью и улицами Афин, а также за различными праздничными шествиями.

Древний стадион, выполненный полностью из пентеликонского мрамора. На его территории проводились Панафинейские игры – большой спортивный и религиозный праздник, где выступали атлеты, проходили праздничные шествия и совершались ритуальные жертвоприношения. На стадионе Панатинаикос в конце XIX столетия прошли возрожденные Олимпийские игры.

Современное здание музея было создано в 2009 году по совместному проекту греческих и швейцарских специалистов. Коллекция составлена из артефактов, принадлежащих к разным периодам истории Афин. Главным образом, фонды пополнялись за счет археологических раскопок на территории Акрополя. Новый музей Акрополя стал наследником старого собрания древностей, которое существовало с середины XIX века.

Частная коллекция, которая была основана в 1930 году А. Бенакисом на территории его семейного особняка. Хозяин собирал коллекцию 35 лет и передал ее государству. Сам Антонис до своей смерти занимал должность руководителя музея. Экспозиция состоит из произведений греческого искусства. Здесь выставлены предметы из керамики, текстиль, гравюры, скульптуры, украшения и церковная утварь. Также в музее есть несколько полотен Эль Греко.

Музей представляет собой самое обширное собрание предметов древнегреческой культуры. Археологическая коллекция была основана еще в начале XIX века, в 1889 году для не было возведено отдельное здание в неоклассическом стиле. Музейная экспозиция подразделяется на несколько коллекций, куда входят коллекции доисторического периода, кикладского искусства, микенского искусства, египетского искусства и многие другие.

Экспозиция основана в 1986 году на базе частой коллекции влиятельной греческой семьи Гуландрисов. До передачи собрания в руки государства, оно побывало на многих мировых выставках. Здание музея было выстроено по проекту В. Иоанниса. Коллекция делится на три части: бронзовый век, древнегреческое искусство, искусство древнего Кипра. Следует отметить, что в музее хранится наиболее полное собрание артефактов кипрской культуры.

В музее представлена коллекция византийского и поствизантийского искусства, охватывающая временной период в 15 столетий. Здесь хранится внушительное собрание ценных икон. Музей был открыт в 1914 году, в 1930 году он переехал в задание бывшей виллы герцогини Пьяченцы. Помимо икон, в музейных фондах хранятся статуи, церковное облачение, керамика, гравюры, рукописи, мозаика, посуда и многое другое.

Корабль-музей, пришвартованный на вечную стоянку в гавани Пальо Фалиро. Корабль был построен в начале XX столетия в Ливорно для нужд итальянской армии, однако из-за экономических трудностей его продали Греции. Крейсер принимал участие в Первой Балканской войне, во время Первой и Второй мировых войн он был захвачен сначала французами, а затем англичанами. В 50-е гг. корабль был выведен в резерв. В 1984 году было принято решение превратить судно в музей.

Академия наук является главным государственным исследовательским учреждением Греции. Главный корпус здания, в котором она располагается, построен по проекту Ф. фон Хансена в 1887 году. Сооружение представляет собой настоящий шедевр неоклассического архитектурного стиля. Перед фасадом установлены скульптуры мыслителей Платона и Сократа, а также статуи древнегреческих богов – Афины и Аполлона.

Площадь располагается в современном центре Афин. Место приобрело важное значение в XIX столетии, сделавшись центром коммерческой жизни города. На площади находится Королевский дворец середины XIX века, выстроенный по проекту Ф. фон Гертнера. Сейчас там заседает греческий парламент. Площадь Синтагма постоянно становится эпицентром общественных волнений. Здесь часто проходят протесты, забастовки и прочие массовые акции неповиновения.

Почетный караул дежурит у стен Королевского дворца на площади Синтагма. Это достаточно необычное и даже забавное зрелище, не похожее на подобные церемонии в других странах. Все дело в непривычной форме греческих солдат, которая состоит из кителей, юбок, белых колготок и тапочек с «помпонами», а также в нестандартной маршировке во время смены караула. Это зрелище всегда привлекает большое количество туристов.

Одна из самых старых православных церквей Афин. Храм был возведен на руинах языческого святилища, посвященного женскому божеству. Первые христианские церкви стали появляться в городе на заре Византийской эпохи, когда город пришел в упадок, и новая вера практически полностью вытеснила языческие культы. Церковь Панагия Капникарея выстроена в типичной византийской манере, для которой характерны круглые купольные башни.

Обитель находится в 11 км. от Афин рядом с Дафнийской рощей. Он был основан в VI веке на месте разрушенного храма Аполлона и со временем стал одной из самых почитаемых святынь Греции. Оригинальный облик монастыря практически не сохранился, до наших дней дошло сооружение образца XI века – периода расцвета Византийской империи. В XIII веке на время в обители обосновались католические монахи, но в 1458 году весь комплекс зданий вернули православной церкви.

Холм в северо-восточной части Афин, который является самой высокой точкой в городе. С него открывается панорамный вид на Акрополь и порт Пирей. У холма две вершины, на одной из них стоит церковь, на другой – современный театр с открытой сценой. Наверх можно попасть тремя путями: подняться по оборудованной пешеходной дороге, воспользоваться фуникулером или заехать на автомобиле.

Холм, на котором в античные времена собирался высший суд Афин – Ареопаг. Название, по-видимому, происходит от имени бога войны Ареса. Вплоть до V века до н.э. Ареопаг выполнял функции городского совета старейшин, но с 462 года до н.э. этот орган был лишен политических функций и наделен полномочиями вершить гражданский и уголовный суд. Также на холме читал проповедь апостол Павел.

Городской холм с памятником на вершине, установленным в честь римлянина Гая Юлия Филопаппа, который не раз помогал Афинам денежными средствами. Со II века место более известно под названием холм Филопаппоса, ранее оно именовалось в честь древнегреческого философа, поэта и музыканта Мусаиоса (в переводе значит «музы»). На склонах холма расположен природный парк без инфраструктуры.

Старый район Афин, застроенный преимущественно домами XVIII столетия. Практически все сооружения стоят на античных фундаментах. На территории Плаки находится древнейшая улица города, которая сохранила свое направление со времени Древней Греции. Большое количество бывших жилых домов переоборудовано в музеи, сувенирные магазины и кафе, так как жители массово переселялись из Плаки в XIX веке.

Городской рынок, расположенный в одноименном районе, одна из самых популярных торговых площадок в Афинах. Монастираки относится к категории блошиных рынков. Здесь продается множество ненужных вещей, самодельная обувь, антикварные предметы, монеты, мебель и прочие коллекционные древности. На рынке можно посмотреть на уникальную экспозицию греческого быта прошлых веков.

Уникальный квартал в старинном районе Плака, который прилегает к Акрополю. Извилистые и немного кривые улицы Анафиотики застроены типичными средиземноморскими домиками белого цвета. Район образовался в результате переселения в Афины строителей с острова Анафи. Они прибыли в столицу по вызову греческого короля Оттона для того, чтобы возвести дворец по его специальному заказу.

Парк площадью 16 Га, расположенный в сердце Афин. На его территории произрастает пять сотен видов различных растений. Каждому третьему дереву более 100 лет. В пределах Национального сада сохранились древнегреческие руины – остатки стен, колонн и осколки мозаики. Сад был создан в XIX столетии по воле королевы Амалии. Сначала в нем выращивали овощи и фрукты для королевской кухни. Сейчас бывший огород превратился в зеленый оазис посреди каменного города.

Современный причал для яхт, рассчитанный на одновременную стоянку 200 судов. На набережной марины создана великолепная инфраструктура для туристов: роскошные бутики, рестораны, живописный прогулочный «променад». На причалах можно полюбоваться на шикарные яхты под флагами разных государств, а также при желании совершить освежающую морскую прогулку по побережью.

На его стадионе, крупнейшем стадионе в Греции, проводились два финала Лиги чемпионов УЕФА - в и 2007 годах .

Второй по величине стадион страны расположен в Пирее - стадион Караискакис . Он принимал финал Кубка обладателей кубков УЕФА 1971 . Также в Афинах трижды проходили матчи баскетбольной Евролиги : первый раз в 1985 году ; второй - в 1993 году на стадионе Мира и дружбы , более известном как SEF - одной из крупнейших и наиболее привлекательных крытых арен в Европе ; и в третий раз - в 2007 году на Олимпийском крытом стадионе . В столице Греции проходило также большое количество мероприятий в других видах спорта, таких, как легкая атлетика , волейбол , водное поло и т. д.

В Афинах действует три престижных мультиспортивных клуба: Олимпиакос , Панатинаикос и АЕК , футбольные подразделения этих клубов формируют ассоциацию P.O.K. - греч. Podosfairikes Omades Kentrou , образовавшуюся после того, как в 1972 году клубы по взаимной договоренности решили не принимать участия в чемпионате страны из-за спора с Греческой футбольной федерацией по финансовым вопросам. На протяжении всего сезона клубы принимали участие лишь в товарищеских матчах друг с другом.

Баскетбол приобрел популярность в Греции после получения клубом АЕК Кубка обладателей Кубков 1968 года . Вторую волну подъёма вызвали победы на Чемпионате Европы по баскетболу 1987 года и особенно 2005 года. «Панатинаикос» - пятикратный чемпион (1996, 2000, 2002, 2007, 2009) Евролиги, а «Олимпиакос» - трёхкратный (1997, 2012, 2013). Итак, среди профессиональных баскетбольных клубов столицы самые известные: «Олимпиакос», «Панатинаикос », АЕК , «Паниониос», «Панэллиниос », «Марусси ».

Олимпийские игры

Олимпиада 1896

Олимпиада 1906

Проведение Олимпиады 1906 года, или Первых дополнительных Олимпийских игр, было запланировано МОКом на 1901 год. Как компромисс на отказ Кубертена от идеи устраивать все Олимпийские игры в Афинах, МОК предложил новый график, который предусматривал проведение Дополнительных Олимпиад в период между официальными Олимпийскими играми, причём столицей Дополнительных игр навсегда определялись Афины.

Дополнительная Олимпиада 1906 года была чрезвычайно успешной, в отличие от официальных игр 1900, 1904 или 1908 годов, поскольку они не растягивались на месячный срок на фоне других событий. Эти игры также были первой современной Олимпиадой, спортсмены-участники которой обязательно должны пройти регистрацию через МОК. Впервые Открытие Игр было проведено как отдельная торжественная церемония, во время которой также впервые национальные команды стран-участниц прошли стадионом с национальным флагом - эта традиция сохранилась и по сей день

Несмотря на тяжелые расходы, которые составили около 1,5 млрд долларов США и раскритикованные некоторыми греческими властями, Афины всего за несколько лет были превращены в один из самых современных городов мира, особенно в области транспортной инфраструктуры. Игры приветствовали более 10 000 спортсменов из всех 202 стран-участниц , это второй показатель посещаемости игр за всю их современную историю, по которому Афины уступили лишь Сиднею, где Олимпиаду 2000 года посетило свыше 5 млн зрителей.