Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками. Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы занятий» Характеристика нетрадиционных видов занятий в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками

Современное обучение должно учитывать, как специфичность современной культуры, так и специфичность мировосприятия современного ребенка.

Нетрадиционные формы организации обучения в настоящее время в практике работы дошкольных учреждений используют наиболее эффективно:

  • занятия по подгруппам (формируются с учетом возрастных особенностей детей),
  • кружковая работа (ручной труд, изодеятельность).

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Скрытая учетная задача увлекает замыслом игры. Такие занятия помогают высвободить время ребенку, которое он использует по своему усмотрению: отдыхает или занимается тем, что ему интересно и эмоционально значимо.

Педагоги используют в работе различные формы «занятий с увлечениями», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Особенно это подходит для продуктивных видов деятельности: конструирование и лепка, рисование и аппликация. Всё это делает занятия более интересными, увлекательными и результативными.

Такие формы работы с детьми, как занятие – беседа – наблюдение в практике широко применяются. Сказотерапевтические занятия пользуются успехом в среде педагогов ДОУ, так как именно эта форма – особая, взаимодействие «взрослый - ребенок» в наибольшей степени соответствует особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования нужных компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет быстро и легко усваивать необходимые знания.

Игры соревнования, КВН, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, консультации (с другим ребенком), игры по взаимообучению (ребенок-ребенок), аукционы, игры-сомнения, игры-путешествия, диалоги, игры «Разгадай тайну» и другие, игры-схемы, игры-викторины.
Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А.Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.
Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие-беседа и занятие-наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.

В ходе обсуждения реформирования российского образования все основные дискуссии идут вокруг полноценного образования. По словам И.Я.Лернера, важным условием полноценного обучения является разнообразие организационных форм.

На наш взгляд, инновационная деятельность преподавателей по пути совершенствования процесса обучения и привела в свое время к созданию нетрадиционных форм обучения.

Если мы говорим о формах, то имеем в виду необычные формы организации учебного процесса. Появление таковых форм обосновано развитием, совершенствованием урочной формы. Вариативность формы ведет за собой изменение временных, аудиторных рамок. Не менее интересными могут быть урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия и др. нетрадиционные формы.

Новаторская деятельность преподавателей по пути совершенствования процесса обучения, привела к созданию нетрадиционных форм обучения.
Когда педагог стремится сделать занятие эмоциональным, донести учебный материал до каждого воспитанника, опираясь на непроизвольное внимание, а самих детей активизировать на творческий процесс, тогда и возникают нетрадиционные формы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нетрадиционные формы организации детей в образовательном процессе в системе УДОД

Нетрадиционные занятия - это занятия, которые отличаются от традиционных по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а также по характеру взаимоотношений педагог - обучающийся. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нетрадиционные занятия - это всегда праздники, когда активны все воспитанники, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Главное, чтобы дети были увлечены, чтобы их работоспособность повышалась, результативность занятия и всего процесса обучения возрастала.

Чаще всего такие занятия проводятся в системе дополнительного образования, так как специфика дополнительного образования - это принцип свободы выбора, реальная возможность творческого и нестандартного подхода к содержанию, методам и формам образовательного процесса.

Специфика и возможности социально-педагогической деятельности позволяют объединять в сотворчестве детей и взрослых все группы обучающихся - одарённых, имеющих физические недостатки и т.д. Это обстоятельство уже само по себе предопределяет новаторский подход и нетрадиционные формы и методы организации работы, которые складываются в практической деятельности педагогов дополнительного образования детей.

Данный вопрос является актуальным еще и потому, что в наше время необходимо быть конкурентоспособным. Нашим детям предлагаются широкие возможности для того, чтобы занять свой досуг. И педагогам дополнительного образования необходимо сделать так, чтобы ребята пришли именно к нам (и не просто пришли), а остались в объединении на весь период обучения. А это возможно, если у педагога горят глаза, если он в постоянном поиске чего-то нового интересного, если он уходит от обыденных стандартных занятий, и приглашает обучающихся в мир дополнительного образования.

В последнее десятилетие начали получать широкое применение занятия проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество. Обо всех формах и типах нестандартных занятий можно говорить много.

Нестандартные занятия могут быть самыми разнообразными.

Виды нетрадиционных занятий

Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.

Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.

Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, занятие - «дублер начинает действовать» и т. д.

Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс - конференция, брифинг, аукцион, бенефис, телемост, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.

Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет, цирк, творческая мастерская и т. д.

Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие, прогулки и т. д.

Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие - сказка, занятие - сюрприз и т. д.

Формы проведения учебных занятий в УДОД подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов. Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:

1) Для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста:

беседа с игровыми элементами;

сюжетно-ролевая игра;

игра-путешествие;

игра-имитация;

викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.

2) Для учащихся среднего школьного возраста: лекция;

учебная игра, ролевая игра;

защита творческого проекта;

творческие конкурсы;

заочная экскурсия;

коллективное творческое дело (КТД);

тематические задания по подгруппам.

3) Для учащихся старшего школьного возраста: проблемная лекция;

пресс-конференция;

практические занятия;

тематическая дискуссия;

групповая консультация;

защита творческой работы;

деловая игра, ролевая игра;

презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.).

Применение нетрадиционных форм занятий, в частности занятия-игры, занятия-дискуссии - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

Выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.

«Крепкий орешек» - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений. И т.д.

При проведении открытых занятий нетрадиционная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке, но и в проведении самих занятий через различные формы коллективной и групповой работы. На нетрадиционных занятиях активизируются психические процессы воспитанников: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Конечно нестандартные занятия необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся обучающимся, чем будничные учебные занятия со строгим и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие занятия следует всем педагогам.

Литература

образование педагогический занятие

1. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей.-Ростов н/Д: Учитель,2007.-288 с.

2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник /Н.В. Бордовская. - СПб., 2001. - 304 с.

3. Варламова, Г.Г. Нетрадиционные формы учебных занятий как средство формирования познавательных интересов. Урок - лабиринт. /Г.Г. Варламова. //Нач. шк. - 2000. - № 10. - с. 10-14.

4. Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторины, турниры, путешествия) /Авт. - сост. С.В. Савинова.- Волгоград: Учитель, 2003. - 85 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность игровой деятельности как педагогической технологии, ее функции. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочных формах занятий. Сюжетно-ролевая игра как метод организации учебной деятельности на уроке английского языка. Этапы ее проведения.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2017

    История и архитектурные памятники Уфы. Этапы работы над серией графических листов "Мой город". Процесс обучения подростков основам графики как вида изобразительного искусства в системе дополнительного образования, развитие их творческих способностей.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2013

    Задачи (цели) организации игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра "Библиотека", помогающая детям налаживать взаимодействие в совместной игре. Методика проведения дидактической игры "Поиски добрых слов". Организация занятия по теме "Поликлиника".

    творческая работа , добавлен 04.12.2013

    Организация системы применения нетрадиционных форм обучения в образовательном пространстве дополнительного профессионального образования в системе Государственной противопожарной службы. Особенности нетрадиционных форм проведения лекций, их виды.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2015

    Психолого-педагогические основы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Основные формы организации методической работы с педагогическим коллективом. Методика организации деловых игр в методической работе ДОУ.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2013

    Мотивация выбора обучения шахматам. Воздействие занятий шахматами на формирование личности воспитанников. Влияние игры в шахматы на развитие детей при подготовке к школе (занятия шахматами с детьми дошкольного возраста). Некоторые ошибки родителей.

    реферат , добавлен 09.11.2015

    История возникновения ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка старшего дошкольного возраста. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры. Методика организации игры в старшей и подготовительной группах.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Игры, возникающие по инициативе ребенка. Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Организация сюжетной игры в детском саду: сценарии и ход проведения нескольких занятий на определенную тематику в старшей группе детского сада.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2013

    Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Игра как средство социальной адаптации. Сюжетно-ролевая игра. Использование игровых методик в воспитательной работе с детьми-сиротами. Рекомендации педагогам интернатов.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2007

    Разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении. Организация обучения детей разного возраста в малокомплектных детских садах. Методика организации занятий в разновозрастных группах. Планирование занятий по изобразительной деятельности.

Консультация для воспитателей в детском саду

«Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике»

Тажетдинова Динара Вакилевна, воспитатель
МАДОУ №106 «Забава» г. Набережные Челны

Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте в основном используются в комплексе. Дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос; и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому: Например, педагог спрашивает: «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?» Известный детям прием приложения применить нельзя. Педагог показывает им новый способ сравнения длин с помощью мерки.

Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу (подобрать пару, изготовить прямоугольник, равный данному, выяснить, каких предметов больше, и др.) . Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое) . Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Так, они выясняют, какой длины шнурки у ботинок и полуботинок, подбирают ремешок к часам и пр. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.

Математические представление «равно», «не равно, «больше - меньше», «целое и часть» и др. формируются на основе сравнения. Дети старшего дошкольного возраста могут под руководством педагога последовательно рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. На основе сравнения они выявляют существенные отношения, например отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др. , делают простейшие умозаключения. Развитию операций, умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшем возрасте уделяют большее внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на наглядность.

Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач одного типа производятся в определенной последовательности. Например, детей учат последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделей геометрических фигур, и др. Постепенно они овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются.

Так как осознание содержания задачи и способов ее решения детьми этого возраста осуществляется в ходе практических действий, ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляются через действия с дидактическим материалом.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи: «Как еще можно сделать? Проверить? Сказать?»

Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Один ребенок может выполнять в это время задание у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как они делали и что получилось в результате.

По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенку можно предложить сначала высказать предположение, что и как надо сделать, (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр.) , а потом выполнить практическое действие. Так учат детей планировать способы и порядок выполнения задания. Усвоение правильных оборотов речи обеспечивается многократным их повторением в связи с выполнением разных вариантов заданий одного типа.

В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению: «Скажи на­оборот!», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее (короче) ?» и др. Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление Детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования: «Кто быстрее найдет (принесет, назовет) ?» и т. д.

Игра начала успешно использоваться в обучении детей до школы с середины прошлого века. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы дошкольников.

В работе с детьми используются дидактические игры с народными игрушками - вкладышами (матрешки, кубы) , пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учета величины. На этот принцип обращается особое внимание детей: в большую матрешку можно поставить маленькую; в большой куб - маленький; чтобы сделать пирамиду, надо вначале вставить большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое. С помощью этих игр дети упражняются в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей; приобретали практический, чувственный опыт различения величины, цвета, формы предмета, учились обозначать эти качества словом. Дидактические игры используются как для закрепления, так и для сообщения новых знаний («Одевание кукол», «Покажи, что больше, а что меньше», «Чудесный мешочек», «Три медведя», «Что изменилось?», «Палочки в ряд», «Наоборот», «Сломанная лестница», «Чего не стало?», «Узнай по описанию» и др.) .

Игровые задачи решаются непосредственно - на основе усвоения математических знаний - и предлагаются детям в виде несложных игровых правил. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей проводятся подвижные игры математического содержания («Медведь и пчелы», «Воробушки и авто­мобиль», «Ручейки», «Найди свой Домик», «В лес за елочками» и др.) .

При отработке предметных действий с величинами (сравнение путем наложения и приложения, раскладывание по возрастающей и убывающей величине, измерение условной меркой и др.) широко используются разнообразные упражнения. На начальных этапах обучения чаще практикуются репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действуют по образцу воспитателя, что предупреждает возможные ошибки. Например, угощая зайцев морковкой (сравнение двух групп предметов путем наложения) , дети точно копируют действия воспитателя, который угощает кукол конфетами. Несколько позже применяются продуктивные упражнения, в которых дети сами находят способ действия для решения поставленной задачи, используя имеющиеся знания. Например, каждому ребенку дают елочку и предлагают найти на столе воспитателя елочку такой же высоты. Имея опыт сравнения величины предметов путем наложения и приложения, дети путем примеривания находят елочку такой же высоты, как у них.

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя) ; воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как высота дома-образца, и делали свою постройку такой же высоты, как величина палочки) . При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы) , либо словесными (словами-числительными) .

Одним из современных методов обучения математике являются элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар) , чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу) , чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Таким образом, для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста математическими знаниями необходимо использовать все многообразие методов и приемов обучения математике как традиционных так и инновационных. Во главе своей работы мы представляем комплекс традиционных методов и приемов (дидактические и логические игры, решение математических задач) в сочетании с инновационными (моделирование, математические сказки, эксперименты.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Добрянский детский сад №13»

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы занятий».

Подготовила воспитатель Воронцова А.Р.

г. Добрянка 2015г.

Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей.

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.

Виды нетрадиционных занятий.

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

Методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

Сравнение.

Метод моделирования и конструирования.

Метод вопросов.

Метод повторения.

Решение логических задач.

Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности

(проф. С. А. Смирнов)

Игровые и воображаемые ситуации.

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации.

Сюрпризные моменты.

Элементы творчества и новизны.

Юмор и шутка (учебные комиксы).

Методы обучения и развития творчества

(проф. Н. Н. Поддьяков)

Эмоциональная насыщенность окружения.

Мотивирование детской деятельности.

Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).

Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).

Игровые приемы.

Юмор и шутка.

Экспериментирование.

Проблемные ситуации и задачи.

Неясные знания (догадки).

Предположения (гипотезы).

Нетрадиционные формы занятий могут сочетаться с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение.

Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

В процессе общения на занятии должно быть не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.

Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей. При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка .

Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех детских садах города физкультминутки организуются систематически. Обычно это кратковременные перерывы (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений на занятиях математикой, родным языком, изодеятельностью.

Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия.

Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук.

На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины - потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. Во время упражнений дети, как правило, остаются на своих местах.

С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты. В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

    4-го года жизни - 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.

    5-го года жизни - 10 занятий продолжительностью не более 20 минут.

    6-го года жизни 13 занятий продолжительностью не более 25 минут.

    7-го года жизни - 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Подготовка воспитателя к занятию

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.

На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.

Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие занятия.

При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки. Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях.

Уровни проведения занятия:

1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия.

3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.

4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.

Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюдения за детьми дошкольного возраста):

выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;

умение прогнозировать свою деятельность;

умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;

самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);

логика мышления;

гибкость мысли;

скорость преобразования способа деятельности в соответствии с изменившимися ситуациями;

возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);

поиск целесообразного варианта (переключение или изменение варианта).

Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО

    Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)

    Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)

    Соблюдение структуры занятия:

    Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа)

    Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.

    В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.

    После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование

    В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка . Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно»)

    На протяжение всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это не правильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»

    Также в соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое. (В зависимости их вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии) Например, на занятии по познавательному развитию на второй младшей группе «В гости к Петушку» воспитатель может провести артикуляционную гимнастику на развитие дыхания и т.д.

    Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.).

    Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности

(можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия см.пункт выше)

4.Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер), а также тщательно продумываться.

Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят. Педагог может спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т.д.

5.Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)

«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.

Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий изменились, т.к. существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДО.

Карта анализа занятия в ДОУ

Дата

ДОУ

Возраст детей

Длительность

Педагог

Присутствующий педагог

Форма

Тема

Критерии оценки

Умение составить конспект занятия и творчески его использовать (вносить изменения в ходе занят.)

Подготовка к занятию

Выполнение санитарно-гигиеничес. требований

Использование разл. форм организации (работа в малых группах, в парах, индив., коллективная)

Рациональность выбора методов и приемов работы с детьми

Умение регулировать поведение детей на занятии

Индивидуальная работа с детьми

Поведение детей на занятии (активность, интерес, внимание)

Оценка работы (детей/педагога) на занятии

Усвоение детьми программного материала

Подбор демонстр. и раздаточ. материала

Рациональное размещение материала

Предварит. работа с детьми

Удовлетворение двигат. акт-ти детей во время занятия

Смена поз детей во время занятия

Контроль за правильностью осанки детей

Соотв-вие длит-ти занятия гиен. нормам

Игровые приемы

Приемы привлечения и сосредоточения внимания

Приемы обеспечения интереса и эмоцион-сти детей

Приемы активизации самост. мышления детей

Приемы подачи нового мат-ла с опорой на имеющиеся знания

высокий

средний

низкий

Положи-тельные моменты

Рекомен-дации

Нетрадиционные формы организации обучения в настоящее время в практике работы дошкольных учреждений используют наиболее эффективно:

Занятия по подгруппам (формируются с учетом возрастных особенностей детей),

Кружковая работа (ручной труд, изодеятельность).

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Скрытая учетная задача увлекает замыслом игры. Такие занятия помогают высвободить время ребенку, которое он использует по своему усмотрению: отдыхает или занимается тем, что ему интересно и эмоционально значимо.

Педагоги используют в работе различные формы «занятий с увлечениями», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Особенно это подходит для продуктивных видов деятельности: конструирование и лепка, рисование и аппликация. Всё это делает занятия более интересными, увлекательными и результативными.

Такие формы работы с детьми, как занятие – беседа – наблюдение в практике широко применяются. Сказотерапевтические занятия пользуются успехом в среде педагогов ДОУ, так как именно эта форма – особая, взаимодействие «взрослый - ребенок» в наибольшей степени соответствует особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования нужных компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет быстро и легко усваивать необходимые знания.

Игры соревнования, КВН, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, консультации (с другим ребенком), игры по взаимообучению (ребенок-ребенок), аукционы, игры – сомнения, игры – путешествия, диалоги, игры «Разгадай тайну» и другие, игры – схемы, игры – викторины.

К нетрадиционным формам работы с детьми относятся: методы повышения познавательной активности (профессор Н.Н.Поддъяков, А.Н.Клюева), элементарный анализ, сравнение, метод моделирования и конструирование, вопросы и повторения, решение логических задач, экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (профессор С.А.Смирнов): игровые и воображаемые ситуации, придумывание сказок, рассказов, стихотворений и так далее, игры – драматизации, сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны.

Использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к деятельности всех детей, развивает речь, способствует развитию умения работать самостоятельно, в группе меняются отношения между детьми и взрослыми.

Но не следует увлекаться проведением занятий в нетрадиционной форме, если им не найдено место среди обычных типов занятий. Если проверяются и обогащаются знания детей или изучается новый материал, то имеет место применить нетрадиционную форму. Педагог всегда должен думать искать, пробовать новые методы и приемы в своей работе, чтобы детям было интересно и увлекательно.