Невзоров и монахиня. Интервью

– Александр Глебович, на днях РПЦ в лице петербургской епархии уже получила Смольный собор, а теперь претендует на Исаакий и Спас-на-Крови. Зачем церкви нужны памятники?

– Для них, в первую очередь – это уникальная торговая точка. Что главное в торговле? Место и еще раз место. В качестве местоположения Исаакиевский собор великолепен, все туристические маршруты проходят через него, и каждый считает своим долгом что-нибудь прикупить. Они понимают, что здесь можно вытянуть рекордную точку, и для этого приложат все усилия. Однако они живут одним днем и не понимают проблем, которые неизбежно возникнут, когда изменится движение ветра. Когда им скажут: «Платите налоги за то, что торгуете услугами и предметами магического характера». Тогда они сдуются, и чиновничий процесс пойдет обратно. Но это дико дорогой круг, дополнительная проблема на пустом месте.

– Вы считаете, что наступит реституция наоборот?

– Девять десятых того, что передано сгоряча попам, вернется. Европа четко показывает, что будет и у нас через 20 лет. Давно известно, что произойдет, когда будет дан отбой, и люди поймут, что совершенно необязательно целовать руки мужчинам в платье. И церкви опять будут стоять с выбитыми стеклами, и все будут кричать про разграбление… Все пойдет по второму кругу. Но пока они готовы взять все, что угодно: мебель – значит мебель, картинки – значит, картинки. Как в супермаркете. Представьте: Исаакиевский собор – это супермаркет.

– Неужели доходы церкви от торговли столь велики?

– Они ощутимы в том случае, если вы имеете возможность не допускать вообще никаких проверяющих на объект. Бюджет абсолютно любой епархии абсолютно закрыт от ОБЭП, прокуратуры и от налоговой. Однако рано или поздно государство вскроет эти закрома, и все всплывет вместе с многочисленными скандалами и лобби. Но этот позор еще впереди.

– Почему вы так убеждены, что наступят сумерки? Судя по тому, что сейчас происходит, в это верится с трудом.

– Потому что идеология показала, что она неэффективна. Ради чего она была поднята на щит? Чтобы помочь управлять народом. Христианство по сути своей выгорело, выдохлось. Попы разъезжают на мерседесах, но никто не уподобляется святым: не разводит червей в язвах тела своего, никто плоть не умерщвляет… Мы видим, что от всего христианства осталась лишь потребительская шкурка. Люди – конформисты; они подвержены влияниям. Но предложите им вместо церкви арену древнего цирка с перспективой быть растерзанным тигром, они вряд ли согласятся. Они готовы во что-то играть, пока это комфортно. Социальная игра, одобряемая сверху. У вас много знакомых из вновь обращенных, горячо участвующие в помощи ближним?

– Не много, но одна точно есть.

– И она готова отдать свой дом, квартиру страждущим?

– Она помогает по-другому.

– А она обязана отдать, это – требование идеологии. Но я сомневаюсь, что это кто-то сделает. Мы с уверенностью можем говорить, что это все кривляние. Замкнутый круг: глава государства крестится, потому что правит православным народом. А народ крестится, потому что так делает глава государства.

– Почему вы считаете, что во взаимоотношениях церкви и государства произойдут перемены?

– Потому что нынешняя ситуация неэффективна. Государство любит себя и совершенно не расположено просто так делиться. Тот же Исаакий для него – это миллионы!

– Но сейчас-то отдадут Исаакий?

– Даже если отдадут, то сразу же начнется обратный процесс. Может быть, года через два. Надо не о РПЦ говорить, а вернуть туда маятник Фуко. И раз и навсегда прекратить эти все разговоры.

– Но Смольный собор ведь передали…

– Его передали на хвосте всех тех новаций, которые начались до этого. Если бы церковь подсуетилась года два назад, сейчас бы у каждого входа в собор уже стояло по человеку в рясе, и все «кружечные» деньги уходили бы туда.

– Как вы считаете, почему так долго молчит губернатор Георгий Полтавченко?

– Полтавченко предельно аккуратен. Он профессиональный чекист, и это – определяющее и главное. Он не позволяет себе, чтобы личные взгляды влияли на профессиональную деятельность, а такие случаи уже были. Например, когда хотели ввести уроки православия в школах. Полтавченко ведь не собрал директоров школ, а оставил ситуацию в естественном природном русле, хотя административного ресурса хватило бы. Позиция абсолютно благородного взвешенного человека, я это заявляю со всей ответственностью. А молчит он потому, что ему сейчас очень сложно. Представьте, каково количество «давителей»? Прибегут музейщики: «Давайте не будем отдавать, но мы очень уважаем РПЦ, чтим и прочее». Напишут петицию депутаты: «Мы со всем уважением, но…» Никто не занимает принципиальную позицию: «Хотите свой Исаакий – постройте его где-нибудь в лесах под Выборгом…» И все эти петиции абсолютно бессмысленны, никто на откровенный разговор не готов. А Полтавченко сложно в такой ситуации, где нет союзников в деле сохранения госимущества, кроме двух погон, которые, я надеюсь, лежат в самом верхнем ящике его стола. И это, поверьте, очень хорошие советчики.

– Может быть, как намекнул в беседе со мной , все решает не местная власть, а «гений места», находящийся выше?

– Ситуация всеми пущена на самотек. Она действительно сложная. Но у всякого пика есть снижение, и оно неизбежно.

Решение передать Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге Русской православной церкви (РПЦ) принимали не местные власти, которые долго этому сопротивлялись. Об этом в эфире "Эха Москвы" заявил российский публицист Александр Невзоров.

" Питер сопротивлялся, но это решение было уже целиком спущено из Мос квы, и сопротивляться ему было нельзя. В че м пробле ма? Проблема в т ом, что Исаакий, помимо того, что это некое, скажем так, культовое сооружение, это еще и центр сувенирн ой торговли. Туда протоптаны туристические тропы, тысячи", - пояснил он.

Публицист отметил, что сейчас прибыль от собора получает город.

"Невероятное количество всяких бессмысленных побрякушек, которые обычно втюхивают туристам, сейчас втюхивает город. Через некоторое время будет втюхивать новый хозяин помещения, то есть Русская православная церковь. Все только выиграют, потому что, вероятно, "лексусов" станет в епархии еще больше, лосниться поповские физиономии будут еще ярче и деньги будут проворачиваться еще мощнее", - рассказал Невзоров.

При этом он подчеркнул, что поддерживает решение о передаче собора РПЦ, поскольку это даст импульс антиклерикальным настроениям.

"Лоббирование и попытка захватить Исаакий - это очень давняя мечта РПЦ, потому что это, действительно, очень солидная торговая точка. Причем там можно продавать не только магические услуги, но и, в основном, всякие сувенирчики. То, что музей как таковой, если он кому-то дорог - а я не исключаю, что есть много людей, кто относится к этому иначе, чем я, - перестанет существовать, то в этом, в общем, сомнений никаких нет. Там порядки будут совершенно другие. Ведь мы же видим, что всюду, куда приходят эрпэцэшники, они ухитряются внедрить свои порядки", - заявил публицист.

"Поскольку окулачивание РПЦ мы видим, для меня уже гораздо больший интерес представляет вектор раскулачивания - как будет происходить обратное изъятие. Поверьте, это будет значительно любопытнее и интересней. Никто же не думает, что все в России остановится на этой мертвой точке, на которой находится сейчас", - заявил Невзоров.

Он также обратил внимание, что собор был построен не церковью, а государством.

"То, что РПЦ требует ей передавать храмы, это столь же логично, как управление дорожного хозяйства потребовало бы передать в собственность ему все дороги. Это строило государство, у которого была государственная религия, которое вбухивало в это казенные, так называемые народные деньги, и когда этот пикантный факт станет известным, вероятно, наступит обратная реакция", - подытожил публицист.

11 января в Санкт-Петербурге активисты движения "Весна" в знак протеста против передачи Исаакиевского собора РПЦ . 13 января возле собора, а затем в сквере напротив собралась толпа протестующих против передачи храма.

Правообладатель иллюстрации Pimenov Roman / TASS

Накануне президентских выборов церковь и власти заморозили передачу Исаакиевского собора Русской православной церкви (РПЦ). Решение о передаче вызвало протесты в начале 2017 года, и пока музей и церковь договорились лишь об увеличении количества церковных служб.

В начале января 2017 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко ошарашил горожан неожиданным решением: Исаакиевский собор, одна из главных достопримечательностей города, будет передан в безвозмездное пользование церкви.

  • Исаакий стал полем битвы за секулярный Петербург
  • Глава РПЦ рассказал о злых помыслах противников передачи Исаакия

Решение вызвало протесты горожан и публичную дискуссию о необходимости отдать церкви музей, приносящий доход в бюджет города сотни миллионов рублей. Обращение РПЦ косвенно поддержал и президент Владимир Путин, отметив, что Исаакий был изначально построен как храм, и призвав не политизировать эту тему.

Однако спустя почти год собор по-прежнему принадлежит городу. Дискуссия об этом закончена, вопроса о передачи Исаакия сейчас не стоит, рассказали Русской службе Би-би-си собеседники, близкие к администрации президента, собеседник в руководстве РПЦ и в руководстве музея.

Почему власти и церковь заморозили вопрос, который назвали уже решенным?

Нет заявки - нет проблемы

На передаче Исаакия в пользование РПЦ настаивала сама церковь. Руководство церкви ссылалось на закон о передаче объектов религиозного назначения от 2010 года. По этому закону религиозная организация должна сама отправить официальный запрос органам власти с просьбой отдать им то или иное здание, которое они считают религиозным.

Именно этого запроса церковь до сих пор не прислала.

В пресс-службе администрации Санкт-Петербурга Би-би-си сказали, что по состоянию на 6 декабря 2017 года в Смольный заявка от РПЦ не поступала. Директор Исаакиевского собора Юрий Мудров заявил Би-би-си, что ему ничего неизвестно о заявке. Пресс-секретарь музея Игорь Стахеев также рассказал, что подача заявки в ближайшее время "не предвиделась и не предвидится".

Без официального обращения со стороны церкви никто не может начать передачу собора. "Никаких иных способов [передать Исаакиевский собор] не существует", - заявили русской службе Би-би-си в пресс-службе губернатора Полтавченко.

В данный момент времени темы заявки на Исаакий больше нет, сказал Би-би-си попросивший об анонимности собеседник в церковных кругах. Про собор все давно забыли, и эта тема больше не обсуждается, подтвердил близкий к администрации президента собеседник Би-би-си (также попросил об анонимности, так как не уполномочен комментировать этот вопрос).

"Затишье случилось", - ответил пресс-секретарь музей на вопрос о том, можно ли назвать процесс передачи музея церкви приостановленным.

  • Активисты оспорили передачу Исаакиевского собора РПЦ в суде
  • Музейщики попросили Путина приостановить передачу Исаакия РПЦ
  • РПЦ ответила на призыв Пиотровского отложить передачу Исаакия

Точного срока, когда Исаакий должен был бы быть передан церкви, не объявлялось. Представители РПЦ говорили о передаче к Пасхе или к концу 2017 года. Еще в январе комитет по имуществу Санкт-Петербурга опубликовал на своем сайте сообщение, в котором говорилось, что все мероприятия по передаче должны завершиться к марту 2019 года. Но спустя год пресс-служба комитета в ответ на запрос Би-би-си написала, что никаких сроков для подачки заявки не устанавливалось.

В конце сентября вопрос о том, когда будет передан собор, комментировал Полтавченко в интервью "Новой газете - Санкт-Петербург": "Подождем. Время-то идет. У меня сомнений нет. Когда это будет, я не готов сказать".

Новые договоренности

Представители церкви затруднились рассказать Би-би-си, почему приняли решение не отправлять запрос на передачу Исаакия. Представитель Санкт-Петербургской епархии Наталья Родоманова отказалась давать комментарии по поводу Исаакия, поясним, что "любой наш комментарий на эту тему будет использован против нас".

Руководитель юридической службы РПЦ игуменья Ксения (Чернега), которая должна была подготовить заявку на передачу Исаакия в администрацию Санкт-Петербурга, отказалась разговаривать с Русской службой Би-би-си.

Пока и Полтавченко, и представители церкви утверждают, что когда-нибудь передача собора Церкви все же случится.

"Пока мы не подаем прошение о возвращении. Сейчас там поменяли директора. Но хочется, чтобы в этом соборе было побольше служб и вход в храм стал бесплатным для народа. Пока добиться желаемого не удается. Хотя, я думаю, в ближайшее время это случится и, как положено по закону, собор будет возвращен церкви", - говорил в августе Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий во время визита в Саранск. О причинах затянувшейся паузы он также не рассказывал.

В самом музее отсутствие заявки объясняют тем, что между церковью и руководством Исаакия были достигнуты новые договоренности, которые устроили обе стороны. Пресс-секретарь музея сообщил, что эти договоренности касаются переноса служб по праздникам из бокового нефа (помещение собора) в центральный.

Об увеличении количества служб в центральной части собора летом рассказывал директор музея Мудров в интервью Интерфаксу. По его словам, службы в центральной части храма будут проводиться на двунадесятые (12 праздников) и соборные (около 200 дней в году) праздники. Судя по расписанию богослужений, в декабре за исключением трех дней будет проводиться по две службы в день.

О новых договоренностях между Церковью и музеем в интервью Русской службе Би-би-си:"Исаакиевский собор до сих пор функционирует как музей, есть обновленный договор между церковью и Исаакием, и пока все функционирует как надо".


Media playback is unsupported on your device

Директор Эрмитажа - о деле Серебренникова, Исаакие и культуре

Сначала все обсуждается с властью

Другая причина отсутствия заявки - предстоящие выборы президента России, полагает собеседник Русской службы Би-би-си в руководстве музея (попросил об анонимности, так как не может официально комментировать этот вопрос). "Может, заявку и подадут, но после выборов, сейчас просто не хотят тревожить общественность", - говорит он.

По его словам, в церкви и руководстве города увидели, что "и верующие, и неверующие" петербуржцы выступают против передачи собора церкви. "Церковь не стала делать следующего шага, потому что они заявку просто так не подают, сначала все обсуждается с властью", - размышляет источник.

Версию о том, что РПЦ не подает заявку из-за протестов против передачи собора, поддерживает и депутат законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский. "Заявки не случилось из-за массового гражданского сопротивления", - заявил он.

Правообладатель иллюстрации Pimenov Roman / TASS Image caption Возло собора проводились акции как в поддержку, так и против его передачи РПЦ

Руководство кремлевской администрации изначально было недовольно той формой, в которой жителям Санкт-Петербурга было объявлено о решении по Исаакию, писали СМИ в этом году: предполагалось, что Полтавченко проведет общественную дискуссию, и после этого скажет о решении. Столь резкая форма могла негативно сказаться на результатах выборов, намеченных на март 2018 года.

Согласно социологическим опросам, проведенным в феврале, две три жителей Петербурга выступали против передачи Церкви Исаакиевского собора, сообщал телеканал "Дождь".

"У церкви также нет гарантий от федеральных властей, что их заявка будет удовлетворена", - считает Вишневский. Он также отметил, что законодательство запрещает передавать религиозным организациям музейные объекты, которых в Исаакиевском соборе более 20 тысяч, и часть из них физически неотделима от собора - колонны, фрески и другие объекты архитектуры.

Увольнения и ожидания

С января 2017 года, когда Полтавченко объявил о том, что музей будет передан церкви, у Исаакиевского собора сменилось два директора. В апреле ушел Николай Буров, который возглавлял собор с 2008 года и был активным противником передачи музея РПЦ. А спустя две недели после назначения с поста ушла Ирада Вовненко, которая до этого занималась в музее связями с общественностью.

В итоге в июне Исаакием стал руководить Мудров, который до этого работал в музее истории религий и петербургском фонде культуры.

С приходом Мудрова сотрудники музея стали говорить о начале подготовки к передаче собора церкви. Так, в конце лета из Исаакия , с которыми руководство музея не продлило контракты или договорилось об увольнении по обоюдному согласию. Тогда сотрудники музея связывали сокращения в штате со скорой передачей Исаакия РПЦ.

Источник Русской службы Би-би-си в руководстве музея рассказал, что "сокращения" происходят до сих пор - уходят по нескольку человек в месяц. До прихода Мудрова в музее работали около 400 человек.

Новости о возможной передаче собора были негативно восприняты жителями Петербурга, в связи с чем они неоднократно устраивали митинги и акции протеста около Исаакия. Более 200 тысяч человек подписали интернет-петицию против передачи собора церкви.

При этом православные активисты, наоборот, организовывали акции за передачу Исаакиевского собора РПЦ. В феврале вокруг Исаакия был проведен крестный ход, в котором приняли участие члены байк-клуба "Ночные волки" и казаки. А в апреле крестный ход вокруг собора провели дети - учащиеся воскресных школ.

Мнения за и против выслушал корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв .

Даже леса, закрывающие крест над центральным куполом, сегодня не мешают Исаакиевскому собору выглядеть величественно. Как всегда, как подобает храму со статусом кафедрального. Фигуры ангелов и апостолов всё так же невозмутимо взирают на мирскую суету.

Туристы на колоннаде беззаботно осматривают город с одной из лучших видовых точек, фотографируются и не особо задумываются, кто распоряжается собором: музейная администрация или церковные иерархи. Только бы по воле сановников или чиновников не ограничивали возможность посещать этот храм-достопримечательность.

Посетительница Исаакиевского собора
: «Я бы оставила всё, как есть. То есть церкви отдавать в какие-то крупные праздники там служить. У людей Исаакиевский собор ассоциируется, в первую очередь, с музеем».

Пасхальная ночь 1931 года. В антирелигиозном музее в Исаакиевском соборе собравшихся при помощи маятника Фуко воспитывают: вот она наука, Земля крутится. А Бога кто видел? Никто, но чудны дела его.

В 80-х православную общину вновь пускают в храм, в 91-м возобновляются литургии. В Рождество 2016-го прошло первое со времен революции ночное богослужение. Получился музей — заповедник гармоничного сосуществования верующих и тех, на ком креста нет. Сторонники уверяют: всё так и останется.

Вячеслав Макаров , председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга: «Исаакиевский собор как был, так и будет открыт для всех. Независимо от наций, народностей, конфессий».

Происходящее сегодня чиновники называют выполнением федерального закона о передаче имущества религиозным организациям, принятого в 2010-м. Но и в епархии петербургских властей не все к происходящему относятся смиренно.

Борис Вишневский
, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, фракция «Яблоко»: «Нас вводят в заблуждение, говоря, что надо исполнять закон. Мы не обязаны передавать. Они имеют право обратиться, орган власти имеет право передать или в этом отказать. Если церковь не согласна с решением об отказе, они могут его оспорить».

Тогда дело едва не дошло до референдума. И сегодня это дает повод тем, кто далек от церкви, говорить о воле свыше. Из Москвы, где служители епархии .

Александр Невзоров
, публицист: «Теперь сувенирчики будет продавать не музей, который на этом зарабатывал, чинился и отстегивал в бюджет, а попы. Это тоже неплохо, потому что это всего-навсего коммерческая структура, которая спекулирует на невежестве».

Исаакиевский собор — пятый среди крупнейших соборов Европы по величине и едва ли не самая большая достопримечательность Петербурга. Ежегодно его посещают десятки тысяч туристов. Сборы от продажи билетов достигают 800 млн рублей. Правда, и содержание собора обходится недешево. На это необходимо ежегодно свыше 600 млн.

И на эту приземленную тему всегда много обращали внимание. На протяжении всех лет существования храма, который и до революции был на балансе Императорского двора, а не в ведении церкви. Это особенно подчеркивают в администрации действующего в Исаакиевском соборе музея.

Николай Буров , директор СПБ ГКУ «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»: «Патриотизм не на словах, а патриотизм в знании и подчас в знании через сердце. Музей всеми своими средствами пытался создать такое воздействие, такую линию восприятия: через ухо, сердце, мозг, сердце — и ответную реакцию. Только тогда мы можем говорить о патриотизме».

Но и в стане деятелей культуры есть раскольники. Кинорежиссер Владимир Бортко (даром, что депутат Думы — коммунист) передачу Исаакиевского поддерживает.

Владимир Бортко
, депутат Государственной думы, кинорежиссер, народный артист РФ: «Построен этот собор как храм, причем как главный храм России. Но ни в коем случае как музей. Было бы нелогично его оставить в этом качестве».

При этом в руководстве РПЦ заверяют: они не намерены предавать музейную деятельность забвению.

Игуменья Ксения (Чернега) , руководитель юридической службы Московской патриархии: «Конечно, это очень значительное здание. Конечно, нельзя прекращать в нем музейную деятельность. Это очевидно, поскольку этот объект очень востребован туристами и паломниками».

По канонам при устройстве полноценного храмового пространства главный вход нужно организовать с западной стороны. Тогда, наверное, больше людей станут читать надпись, сделанную еще при Монферране по фризу фасада: «Царю царствующих».

У зодчих собора не было проблем с пониманием, по чьей воле и чей храм они возводят. Если следовать их примеру, внутренних противоречий у каждого должно стать меньше. Петербург гордится и любит свой православный собор, памятник ЮНЕСКО и знаменитый музей. А тех, кто располагает чем-то и предполагает что-то, пусть Бог рассудит.