Обряды религиозные. Что такое религиозные обряды у древних людей

Религиозные обряды у древних людей были очень разными и зависели от условий и образа жизни. Стараясь понять и использовать природу, люди населяли её ду́хами и божествами и надеялись с помощью обрядов установить с этими существами связь для решения насущных проблем.

Обряды сопровождали все важные события в жизни человека – рождение, переход во взрослость, вступление в брак, . Многие обряды были магическими – люди верили, что слова, предметы и явления сверхъестественно связаны между собой. Поэтому они рассчитывали, воздействуя в ходе обряда на один предмет, изменить в нужную сторону другой.

Когда возникли религиозные обряды?

Свыше 40 тысяч лет назад. Об этом говорят захоронения того времени. Останки животных лежат беспорядочно, а люди явно погребены с соблюдением каких-то ритуалов. На их останках обнаруживают следы краски, украшения, рядом аккуратно уложены оружие, посуда, фигурки людей, в детских могилах – игрушки.

Из этого ясно, что древние люди считали, что умершие будут жить в ином мире.

Каким богам в древности приносили человеческие жертвы?

Чаще всего это были самые главные божества. У постоянно воевавших скифов к их числу относился бог войны Арес. Только ему воздвигались особые святилища. Те имели вид огромных курганов из хвороста, а самого Ареса символизировал железный меч, воткнутый на вершине. Ему жертвовали скот и пленных.


Обряд был впечатляющим. Из каждой сотни пленённых мужчин отбирали одного, омывали ему голову вином и закалывали так, чтобы кровь стекала в сосуд. Ёмкость опрокидывали над мечом. А у бездыханных жертв ещё и отрубали правую руку, швыряли её в небо, и только тогда ритуал завершался.

Был ли в древности обряд типа современных поминок?

Был, хотя и не всегда проходил в большой печали. У славян известен ритуал тризны. Покойника омывали, одевали, украшали, близкие и знакомые сидели возле него ночь, причитая и распевая песни. С утра для выноса тела разбирали стену («чтобы покойник не мог вернуться»).

На месте захоронения разворачивалось пиршество, молодецкие песни, пляски, военные игрища – чтобы отогнать злые силы. Пили медовую брагу, ритуальной едой была каша-кутья, кисель, блины. Отгуляв, сжигали покойника на высоком деревянном помосте. Затем из золы выбирали кости, складывали в посудину и устанавливали на столбе у дороги. Учёные считают это отголосками более древнего обряда, когда хоронили на дереве или в его стволе.

Нередко тело перевозили к месту погребения на санях – в любое время года! Сани – транспорт древний, основательный, без тряски. Бывало, тело предавали земле, насыпав над могилой курган.

Для чего в пещерах, на скалах древние люди изображали животных?

Вряд ли только «для красоты». Иначе, зачем бы художники забирались для этого в тёмные, далёкие и труднодоступные закоулки? Скорей всего, рисунки были необходимы для охотничьего обряда.


Картины обычно изображают крупных животных (бизонов, оленей, кабанов), поражённых стрелами, копьями, топорами. Камень сохранил следы от ударов острым оружием во время обряда. Метко поразив нарисованного зверя, охотник рассчитывал сделать то же самое на охоте.

Сейчас у нас свадьбы гуляют два-три дня: застолье, тамада, танцы, игры. А как это бывало в древности?

К примеру, у ацтеков, жителей Мексики, обряд женитьбы был похож на сериал. Перескажем его бегло, опуская детали (сваха, прорицатели, смена костюмов и т.п.).

Основной ритуал начинался в доме невесты – с полудня до вечера её поздравляли, напутствовали, вручали подарки. На ночь поющая колонна родственников и подруг невесты отправлялась с факелами в дом жениха. Её саму, украшенную яркими перьями и цветами, кто-то из пожилых женщин нёс (!) на спине. Встретившись у порога, молодые окуривали друг друга благовониями.

Новобрачных сажали у очага, тёща дарила плащ и другую одёжку зятю, свекровь – блузку невестке. Сваха связывала плащ с блузкой – этот момент и был «регистрацией брака». Потом молодые были обязаны съесть блюдо особых пирогов, кормя друг друга кусочками. Затем шли песни, танцы, угощение, выпивка.

Пару отправляли в отдельную комнату, где они жили четыре дня, …вознося молитвы у алтаря и не позволяя себе ничего «такого». Лишь на четвёртую ночь им стелили постель на двоих, и клали в неё перья и камешек нефрита – символы будущего потомства.

На пятый день с утра приходил жрец, который окроплял молодожёнов освящённой водой, родственники тоже четырежды брызгали на них водой, потом разбавленным алкогольным напитком пульке. Снова сходились гости, снова подарки, все ели, пили, пели, танцевали.

Основные обряды, которые характерны наиболее распространённым мировым религиям.

Основные обряды в Исламе

Обряды верующих в Исламе.

Чтение Корана

Чтение Корана. В богослужебном ритуале чтению Корана уделяется очень большое внимание. Наличие в доме Корана, независимо от того, умеют в этом доме его читать или нет (лишь очень немногие из мусульман умеют читать Коран), считается весьма похвальным и понимается как хранение священной реликвии. Среди мусульман распространена клятва на Коране. В мусульманских странах все значительные общественные мероприятия, праздники, торжества открываются чтением Корана по радио и телевидению. Перед началом ежедневных радиопередач также читается Коран.

Намаз

Намаз (молитва). Мусульманину предписано молиться (совершать намаз) пять раз в день - это одна из основных обязанностей верующих в исламе. Первая - утренняя молитва на заре (салят ассубх) совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца и состоит из двух так называемых рак-атов, т.е. поклонений, падений ниц; вторая - полуденная (салят асазухр) - из четырех рак-атов; третья - во второй половине дня до заката солнца (салят аль-аср), называемая вечерней молитвой, - из четырех рак-атов; четвертая - при заходе солнца (салят аль-магриб) и пятая - в начале ночи (салят аль-иша состоят из трех рак-атов. Кроме этих обязательных намазов наиболее правоверные и усердные мусульмане совершают еще и дополнительные молитвы с определенным числом сгибаний спины и касаний лбом пола, а в месяц рамадан введена особая молитва - тарауих-на-маз, совершаемая после проведенного днем поста. Совершать намаз можно в любом месте, но ему обязательно должно предшествовать ритуальное омовение. Лучшее место для молитвы - мечеть, молитвой там руководит имам. Полуденная молитва в пятницу должна совершаться в мечети.

Обрезание крайней плоти

Обрезание крайней плоти. Относится к числу ритуалов, предписанных сунной - мусульманским священным преданием. Совершается в младенческом возрасте. Среди мусульман распространено ставшее традиционным мнение, будто обрезание полезно и даже необходимо мужчинам. Некоторые считают его целесообразной в гигиеническом отношении процедурой.

Милостыня

Милостыня. Обряд подачи милостыни (нищим, в пользу мечети) осуществляется в соответствии с указанием Корана: «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать жертвований из того, что любите». Мусульмане верят, что милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Хаджж (паломничество). Паломничество в Мекку и Медину (места, где протекала деятельность Мухаммеда) не является непременной обязанностью, но каждый совершеннолетний мусульманин должен стремиться к совершению хаджжа хотя бы один раз в жизни. Святость и благость хаджжа беспредельны. Разрешается посылать вместо себя и других лиц. Совершившие паломничество пользуются в мусульманском обществе особым почетом и уважением, часто носят особую одежду, например зеленую чалму.

Основные обряды в Иудаизме

Религиозные обряды иудеев.

Молитва

Молитва. Является наиболее распространенным обрядом в иудаизме. В представлении верующих евреев молитвенное слово и песнопение достигают неба и влияют на решение небожителей. Во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников) верующему предписывается надевать на лоб и левую руку тефиллин (филактерии) - два маленьких кожаных ящичка кубической формы с ремнями. В ящички вложены написанные на пергаменте цитаты из Торы. Верующий также обязан трижды в день молиться «бецибур», т.е. совершать богослужение при наличии молитвенного десятка, миньяна (общинного кворума) и, кроме того, любое действие (прием пищи, отправление естественных потребностей и т.п.) сопровождать славословием в адрес Яхве. Верующему предписано ежедневно благодарить Всевышего за то, что Бог не сотворил его язычником, женщиной и амхаарцем.

Мезуза и цицит

Мезуза и цицит. Иудаизм предписывает верующему в обязательном порядке развешивать мезузу и носить цицит. Мезуза - кусок пергамента, на котором написаны стихи из Второзакония; свернутый свиток помещается в деревянный или металлический футляр и прикрепляется к косяку дверей. Цицит - кисти из шерстяных ниток, прикрепленные к краям арбаканфота, т.е. к четырехугольному куску материи, одеваемому религиозными евреями под верхнюю одежду.

Капорес

Капорес. Магический обряд капорес совершается в ночь накануне судного дня и состоит в том, что мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина - курицу), произнося три раза специальную молитву. Затем птицу режут, а мясо поедают в ночь на исходе судного дня.

Лулав

Лулав. Древний обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего иудейского праздника кущей (суккот). Молящийся должен в одной руке держать лулав, состоящий из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой - эсрог, особый сорт лимона, и ими потрясать воздух, что якобы служит магическим средством для вызова ветра и дождя Ташлих. В день иудейского Нового года (рош-гашана) верующие собираются у реки, читают отрывки из ветхозаветной книги Михея и распевают религиозные гимны. Во время чтения молитв верующие вытряхивают карманы и бросают в воду крошки хлеба, полагая, что тем самым освобождаются от грехов. Кошер н треф. Согласно иудейскому вероучению, нища делится на дозволенную (кошерную) и недозволенную (трефную). Можно питаться мясом жвачных животных, домашних птиц, зарезанных по правилам ше-хиты (ритуального убоя). Запрещено одновременно употреблять мясную и молочную пищу. К табуированной пище относится свинина.

Обрезание

Обрезание. Исполнению этого обряда в иудаизме придается особое значение: исполнение этого великого завета Яхве считается залогом религиозной исключительности еврейского народа. Омовение. Верующему предписано накануне субботы и других религиозных праздников совершать омовение в микве - специально оборудованном бассейне с дождевой или ключевой водой, предваряя каждую молитву омовением рук.

Основные обряды в Христианстве

Христианские таинства

Таинствами в христианстве именуются культовые действия, с помощью которых «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия». Православие и католичество признают все семь таинств; лютеране - крещение и причащение; Англиканская церковь - крещение, причащение, брак.

Крещение

Крещение - таинство, которое символизирует принятие человека в лоно христианской Церкви. Ритуал крещения состоит либо в погружении новорождённых в купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме). В протестантских церквях, как правило, крестят уже совершеннолетних.

Миропомазание

Миропомазание - таинство, тесно связанное с крещением. Его целью является наделение человека божественной благодатью. Ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, ушей и других частей лица и тела верующего ароматическим маслом - миром.

Причащение

Причащение (евхаристия) - таинство, при котором верующих потчуют хлебом и вином, символизирующими «тело и кровь» Христа. «Причащение Христовых тайн» призвано духовно изменить человека.

Покаяние

Покаяние (исповедь) - раскрытие верующим своих грехов священнику (исповедывающийся должен искренне раскаиваться в этих грехах) и получение от него «отпущения грехов» именем Хрипа. При этом Церковь гарантирует тайну исповеди.

Священство

Священство - таинство, посредством которого совершается возведение в сан священнослужителя.

Брак

Брак - таинство, совершающееся при заключении церковного (Замка. Благодать соединяет супругов по образу союза Христа с Церковью.

Елеосвящение

Елеосвящение (соборование) - таинство, совершаемое над больным и заключающееся в произнесении определённых молитв, которые сопровождаются помазанием освящённым елеем лба, щёк, губ, груди и рук. От человека требуется вера и покаяние. При этом условии ему отпускаются грехи.

Основные обряды в Индуизме

Индуизм оказывает существенное влияние на жизнь современной Индии. Через сложную систему религиозного ритуала, обрядов, поведенческих и бытовых предписаний, традиционных пищевых запретов он пронизывает всю жизнь ортодоксального индуса. Религия и связанные с нею обряды и сегодня являются активно действующими факторами, оказывающими глубокое влияние на мышление, поведение и ценностные ориентации большинства индуистского населения страны, несмотря на постепенно развивающийся процесс эрозии религии, вызванный изменениями в экономической и социальной структуре современной Индии.

Свод правил поведения, обязательных для каждого индуса, содержится в древнеиндийских трактатах - дхарма-шастрах.

Ни один ортодоксальный индус не может пренебречь выполнением важнейших обрядов, предписанных законами его касты. Необходимо отметить, что дхарма, т.е. обряды и ритуальный комплекс высших и средних каст, во многом отличается от дхармы низших каст (шудры) и неприкасаемых (хариджаны), так как у последних сохранилось больше черт родоплеменных культов доарийской эпохи. Обряды варьируются также в разных районах страны. При правильном жизненном пути члены высших "варн" (каст) должны были пройти через четыре стадии: 1) в отрочестве и юности учиться и соблюдать целомудрие (брахмачарья); 2) жениться и вести общественно-полезную жизнь (грихасташрам); 3) после появления внуков поселиться в лесу для духовного очищения и обуздания страстей (ванапрастха); 4) отречься от мирской суеты и вести жизнь странствующего аскета для спасения души (саньяс). Четвертая стадия была предписана главным образом брахманам.

Пуджа

Наиболее распространенный тип религиозного обряда - пуджа или богопочитание. Почти в каждом индуистском доме имеются священные изображения или статуи любимых богов, перед которыми читают молитвы, поют гимны и возлагают приношения. В бедных жилищах пуджа проходит скромно. Мать семейства на рассвете читает молитвы и звонит в колокольчик перед базарными цветными картинками богов, развешанными в уголке ее комнаты. В домах богатых людей пуджа совершается с приношениями изысканных блюд и цветов, возжиганием курительных палочек в особой комнате, которая служит фамильным храмом, где никогда не гаснет священный огонь. В таких домах по особым случаям на пуджу приглашают семейного жреца, пурохиту. Религиозные службы такого рода больше всего распространены среди последователей культа бхакти.

Основным современным храмовым обрядом, как и домашним, является пуджа, пришедшая на смену ведийско-брахманистской яджне. Ее стараются совершать правильно, то есть с соблюдением всех тонкостей, предписанных специальными текстами. Таких текстов множество: агамы, в которых описывается и разъясняется храмовый ритуал; краткие справочники храмовых обрядов, что-то вроде требников; справочники по астрологии с указанием точных дат для проведения ритуалов; сборники магических формул и заклинаний.Важнейшим источником знания ритуала была и остается устная традиция.

Храмовая пуджа обычно начинается ранним утром. Жрец тщательно готовится к ней, очищает себя ритуальным омовением и молитвой. Потом он обращается к местному божеству - хранителю города или селения, в магическом ведении которого находится храм, и просит у него разрешения в этот храм войти. Отворив двери храма, "божьего дома", жрец вступает в спальню бога и будит его, распевая хвалебные гимны. В прежние времена для пробуждения богов использовали музыкантов и храмовых танцовщиц. Желая привлечь внимание божества, бьют в гонг, трубят в раковины, звонят в колокол. Центральная роль в ритуале принадлежит процедуре, называемой абхишек - окропление. Статую или иное изображение божества поливают водой или молоком, смазывают топленым маслом или сандаловой пастой, посыпают золотыми монетами или драгоценными каменьями. Цель такого обряда - или выразить бесконечную и бескорыстную преданность божеству, или получить от него милость.

Тилак

Последователи различных индуистских культов часто демонстрируют свою принадлежность к ним через цветные знаки на лбу, а иногда и на теле. Например, шиваиты чертят на лбу три белые горизонтальные полоски, вайшнавы - белое латинское V, рассеченное вертикальной красной чертой.

Упанаяна

Древнеиндийский обряд, совершавшийся над мальчиком из касты брахманов на восьмом году от зачатия или от рождения, над мальчиком из касты кшатриев на 11-м и над мальчиком из касты вайшьев на 12-м. Крайним сроком посвящения были 16-й, 22-й и 24-й годы. Совершение обряда Упанаяны было обязательно для всех арийцев (трех высших каст). Непосвященный отлучался, и с ним запрещалось всякое общение. Обряд Упанаяны признавался как бы вторым, духовным рождением и сопровождался наречением посвящаемому нового имени. Он знаменовал собою вступление мальчика в первую из четырех стадий жизни, обязательных для каждого арийца - стадию брахманского ученика (брахмачарин). Только пройдя эту стадию, ариец мог основать собственное хозяйство, вступив в брак.

Приглашенные для совершения обряда брахманы, между которыми был и будущий учитель мальчика, совершали жертвоприношение; мальчика одевали в новую одежду, опоясывали особым поясом, свитым из трех нитей священной травы (для кшатрия - из тетивы лука, для вайшьи - из овечьей шерсти) и давали ему посох, который он должен был постоянно носить.

Будущий учитель мальчика, поручив его различным божествам, дает ему краткое наставление: "Ты - брахмачарин: пей воду, делай дело (священное), не спи днем, воздерживайся от многословия, подкладывай дрова в огонь". После этого ученик подкладывал дрова в огонь и отправлялся за сбором милостыни для себя и своего учителя. После трехдневного поста, а иногда и в тот же день, ученику преподавался первый урок. Припав к коленям учителя, ученик просил преподать ему священную строфу савитри (стих в честь бога Савитара). Учитель и ученик садились друг против друга, около огня; первый произносил сначала по частям, потом целиком священную строфу, а мальчик повторял за ним. Остатки обряда Упанаяны, подробное описание которого мы находим в древнеиндийских правилах домашнего ритуала (грихья-сутрах), сохранились в Индии местами и до сих пор.

Шраддха

Для Шраддхи существуют установленные каноны: в ее проведении участвуют 4 пандита. Один из них проводит Пуджу для остальных Пандитов, которые являются олицетворением разных Природных сил. Перед проведением Церемонии трое Пандитов весь день на кануне и в день проведения Церемонии соблюдают пост, перед началом - совершают омовение, одевают новую одежду. Они являются олицетворением трех различных Божественных сил. Первый Пандит олицетворяет Питру - наших предков: дедов, прадедов, бабушек и прабабушек. Во время проведения Шраддхи он сидит лицом на юг, потому, что юг это направление Ямы - Бога смерти, дух усопших предков приходит с этого направления. Второй Пандит олицетворяет Вишва Дэвас - они считаются телохранителями усопших душ. Вишва Дэвас всегда сопровождают усопшие души Питра, чтобы их охранять. Для Вишва Дэвас также должно проводиться подношение.Третий Пандит является олицетворением Вишну, он является главным божеством при проведении Шраддхи.Далее проводится оживление этих энергий путем произнесения Мантр, проведения определенных ритуалов.

Затем следует угощение. Во время угощения Пандитам предлагается две - три разновидности сладостей, и несколько других блюд, приготовленных в масле, две либо три разновидности овощей, а также рис и другие блюда. После угощения Пандитам предлагается новая одежда.После этого главный Пандит готовит Пинда.

Для приготовления используется рис, простокваша, и специальные черные семена, которые олицетворяют энергию Сатурна. Из всего этого делаются шарики, 3-6 штук. Считается, что такая пища, приготовление которой сопровождается пением Мантр, наполняется силой и энергией. После она предлагается душам предков.

Обычно, проведение Церемонии Шраддха является ответственностью старшего члена семьи, но любой член семьи также может провести эту церемонию. После проведения церемонии шарики из риса оставляют на корм воронам, размещая их таким образом, чтобы никакие другие животные не могли их достать. Считается, что вороны олицетворяют души умерших.

Это древняя традиция, которая соблюдается тысячелетия. Все эти церемонии описаны в Ведах.Другой вид церемонии это Питру Пуджа. Для проведения этого вида церемонии приглашается два Пандита. При проведении церемонии главный Пандит читает Мантры, проводит ритуалы, а потом предлагает одежду и продукты, такие как рис, дал, овощи, соль и т.д. Пандитам предлагается неприготовленная пища потому, что они могут есть только те блюда, которые они готовят сами, либо, то, что готовят члены их семьи.

Во время проведения этой церемонии, тот, кто проводит ее, должен вспомнить о предках, пожелать им всего хорошего, сказать, что им приносится подношение, и взамен он получит благословение своих предков.Если человек, проводящий церемонию, четко знает имена всех его предков в трех поколениях, тогда проводится Шраддха. Для них готовится шесть шариков из риса, для отца, деда, прадеда, матери бабушки и прабабушки. Если он не точно знает имена своих предков, тогда проводится Питру пуджа.

.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Вы узнаете

Что такое обряды (ритуалы) и как они возникли.

Какими бывают обряды.

Что такое таинства в христианской религии.

Основные понятия

Обряды Ритуалы Таинства

Древние люди жили тем, что они добывали на охоте. Но охота не всегда бывала удачной. И люди рисовали изображения животных, на которых охотились, а потом поражали эти изображения копьями или стрелами?? Поражали или молились. Они верили в то, что выполняя такие действия, они как бы приманят к себе удачу.

Захоронения, которые делали древние люди, тоже обычно делались ими по определенным правилам. Они клали в могилу предметы, которыми пользовались в жизни, оружие, иногда цветы.

Так уже в древности сложились религиозные ритуалы (или обряды). Ритуалы – это поведение человека, его различные действия, которые связывают его с потусторонним миром.

В древних племенах существовали особые люди, которые знали лучше других, какие обряды и как нужно выполнять. Это были колдуны или маги. Это знание они передавали другим таким же людям. Это были самые уважаемые люди в племени, они выполняли роль посредника между миром людей и миром духов.

Это интересно (или подпись к картинке): В нашей стране на территории Сибири жили племена, у которых эту роль выполняли шаманы. Считалось, что шамана (или шаманку) выбирали сами духи. Согласно шаманским мифам, духи уводили своего избранника в другой мир, где его пересотворяли: расчленяли на части, варили в котле, перебирали кости и т.п. Лишь после долгой и мучительной процедуры он превращался в особого человека – умеющего «ходить между мирами». Шаманы обеспечивали хорошую погоду, исцеляли людей. Они делали это при помощи специальных обрядов, которые назывались камлания. Эти обряды обязательно выполнялись с помощью музыкального инструмента - бубна.

В древнем мире обряды становились все более и более сложными. Древние египтяне, греки, римляне, индусы, персы и люди других народов верили в то, что боги могут сердиться на людей, или наоборот быть ими довольны. Они стремились умилостивить своих богов, или попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли быть совместными, или каждый человек молился сам по себе. Совместные молитвы совершались в храмах или о дворах храмов?, где были алтари, на которые люди клали свои подношения. Молитвами и подношениями в храмах ведали жрецы.

Но в домах у людей тоже были свои маленькие алтари, где стояли маленькие статуи богов. На эти алтари люди тоже приносили подношения и дома молились своим богам.

В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Обряды могут быть коллективными (совместными) или индивидуальными (т.е. каждый верующий выполняет их в одиночку). Они могут быть ежедневными, еженедельными, календарными (праздничными) или такими, которые человек выполняет лишь единожды в своей жизни. Они связаны с основными событиями жизни человека, такими как рождение, вступление в брак или смерть.

Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (или мечети, синагоге).

У иудеев с древности существовали специальные часы для совершения молитв: третий (девятый по полуночи у христиан), шестой (12-й у христиан) и девятый (3-й по полудни) часы дня. Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, с покрытою головою.

Во время молитв в синагоге каждый год прочитывают Тору от начала до конца, поэтому текст для удобства поделен на 54 отрывка (по числу недель в году). Во время службы раввин толкует текст недельного фрагмента. Это является еженедельным обрядом.

Очень важным обрядом жизненного цикла считается тот, который должен означать вступление мальчика в иудейскую общину. --- посвящение Богу и вступление в общину- разные обряды.

В иудейской религии очень важно употребление в пищу в течение всего года особой пищи, которая называется кошерной. Кроме того, есть дни, когда употребление пищи вообще запрещено. Эти дни называются постом.

В христианских церквах священнодействия называются таинствами. Практически все они связаны с главным из них – Евхаристией. Евхаристия или благодарение – центральное таинство Православной Церкви установленное Самим Христом перед Его распятием. В этом таинстве, по вере Церкви, хлеб и вино, принесенные верующими, во время их молитвы претворяются в Тело и Кровь Христа и затем предлагаются верующим для причащения. Освященные в ходе Евхаристии хлеб и вино называются Святыми Дарами. Таинство Евхаристии совершается в христианской церкви ежедневно. Практически каждый день на протяжении веков в церкви совершаются одни и те же службы. Это вечерня (церковный день начинается с вечера), утреня и литургия.

Таинства жизненного цикла: Крещение – таинство вхождения в христианскую общину, известное с новозаветных времен. В христианской церкви крещение обычно совершается над новорожденными детьми. Брак – это таинство благословения супружеской жизни. Называется также венчанием, так как одно из главных священных действий, совершаемых во время брака, – это возложение венцов на головы будущих супругов. Почему о посте толкьо в связи с исламом?

У мусульман молитва (которую в России называют намаз) считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама. Мусульмане должны читать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва совершенная в мечети имеет наибольшую ценность. Мусульманин обязан молиться пять раз в день в определенное время суток – утром, после обеда, перед вечером, после захода солнца и ночью. Поскольку молитва считается приближением к Богу, то мусульманин обязан приготовить себя к этому священнодействию, совершив ритуальное омовение и очистившись от дурных мыслей.

Еще одним столпом ислама считается пост в течение месяца рамадан. У нас в стране этот пост называют ураза. В течение целого месяца мусульмане в дневное время суток не едят, не пьют, не вдыхают ароматы и дым, а также отказываются от всяких удовольствий, чтобы думать только о Боге и богоугодных делах.

Чрезвычайно важно для мусульман (5-й столп мусульманской веры) паломничество в Мекку (хадж). Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить хадж, но только если он имеет возможность предпринять такое путешествие. В определенное время в священной для всех мусульман Мекке собираются несколько миллионов верующих со всего мира, которые в знак равенства и приближения к Богу одеваются в куски белой материи и совершают совместно ритуалы паломничества.

В буддизме верующие произносят ежедневно молитвы (мантры). Но чтение молитв в буддизме можно и заменить поворотами специальных цилиндром, в которые заложены молитвенные тексты. Считается, что молитва прочитана столько раз, сколько текстов было в барабане.

Мусульмане на основании предписаний Корана основывают свою религиозную практику на пяти основаниях, которые называются пятью столпами ислама. Первое и основное – это свидетельствование о единстве и единственности Бога и пророческой миссии Мухаммеда. Это свидетельство мусульмане произносят в самых разных случаях. Главное – произносить его с убеждением и верой.

Третье – это Физические запреты с наступлением темноты снимаются, но верующие обязаны продолжать соблюдать духовную часть поста, отдаляясь от греховного и думая о благом. Пост заканчивается праздником Ураза-байрам, во время которого принято поздравлять друг друга, помогать бедным, выделяя специальную милостыню, вспоминать усопших.

Важным обычаем в исламе (еще одним столпом) является специальная милостыня в пользу бедных (она называется закят). - в милосердие.

Вопросы и задания

Как возникли обряды, ритуалы?

Какую роль в жизни людей играли обряды и ритуалы?

Расскажите об обрядах иудаизма, ислама, буддизма (на выбор).

Паломничества и святыни

Вы узнаете

Что такое паломничества.

Что такое реликвии и мощи.

О главных святынях мировых религий.

Основные понятия

Паломничество Реликвия Мощи Хадж Кааба

Во всех мировых религиях важной частью их верований и обрядов является паломничество. Паломничество – это путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно ценным и священным для верующих данной религии.

В христианской религии паломничество возникло на самом раннем этапе его истории. Нет Главным объектом паломничества было место захоронения Иисуса Христа – Гроб Господень в Иерусалиме. Над этим местом был сооружен храм, который носит название Храм Гроба Господня. Но понятие святыни распространялось также и на другие места, связанные с жизнью и смертью Иисуса. Поэтому для христиан стал священным и сам город Иерусалим и Вифлеем, где родился Иисус, и другие места. Все вместе эти места носят название Святой Земли. - важно

Святынями для христиан являются и другие места в мире. Обычно это те места, где хранится какая-нибудь реликвия - свято хранимая, почитаемая верующими вещь . Главными реликвиями были предметы, связанные с жизнью Иисуса – части креста, на котором был распят Иисус, его одежда, саван, в который он был завернут после смерти. Позднее, когда многие христиане умирали мученической смертью, потому что римские императоры преследовали их за их веру, их тела – мощи – стали предметом поклонения. Обычай поклоняться мощам стал для христиан традиционным. Христиане поклоняются мощам людей, которые были известным своей праведной жизнью и поэтому признаны церковью святыми . Они поклоняются также иконам, которые являются образом Бога и святых.

Для мусульман чрезвычайно важно (5-й столп мусульманской веры) паломничество в Мекку (хадж). В Мекке находится главная святыня мусульман - храм Кааба. Мусульмане верят, что Кааба – это точная копия храма, в котором до изгнания из райского сада молились праотец Адам и праматерь Хавва (Ева).

Храм Кааба – почти кубическое здание, которое накрыто черным покрывалом с расшитыми на нем изречениями из Корана. Внутри храма не проводится никаких служб, здесь только горят лампады. Каабу называют «Домом Аллаха», сюда направляют свои взоры все мусульмане во время молитвы. Кроме того, Кааба является начальным и конечным пунктом посещения во время паломничества – хаджа. Паломники семь раз обходят вокруг этого храма, имитируя движение ангелов вокруг Всевышнего. После утверждения ислама в Аравии вокруг Каабы выросла огромная мечеть, называемая «Запретной» («Священной»). Большая ее часть находится под открытым небом.

«Лучезарная Медина» - второй по святости город. Здесь похоронен Пророк Мухаммед, здесь же располагается Мечеть Пророка, которую многие паломники считают необходимым посетить после выполнения всех обрядов хаджа.

Третья по значимости святыня ислама находится в городе Иерусалиме. Это целый комплекс сооружений, который включает величественный храм, который называется Купол Скалы (Куббат ас-Сахра) и «Отдаленнейшую» мечеть (ал-Масджид ал-Акса).

Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить хадж, но только если он имеет возможность предпринять такое путешествие. В определенное время в священной для всех мусульман Мекке собираются несколько миллионов верующих со всего мира, которые в знак равенства и приближения к Богу одеваются в куски белой материи и совершают совместно ритуалы паломничества.

Паломничества в буддизме (накхор) начались с поклонения останкам Будды, которые, как вы помните, были разделены на восемь частей и помещены в специальные ступы. Они могут совершаться в любое время года, раз в год или раз в 12 лет с целью очиститься от мирской скверны??, накопить "заслуги" на пути к просветлению, получить благословение святого подвижника или приобщиться к святости священного предмета или святого места. Четырьмя наиболее священными местами в буддизме являются те, где произошли основные события жизни Будды: Лумбини в Непале, где он родился; Бодхгая в индийском штате Бихар, где к нему пришло озарение; Сарнатх, в 8 км севернее Бенареса, где он произнес первую проповедь; и, наконец, Кусинара в индийском штате Уттар-Прадеш, где он умер. Но в целом в буддизме паломничества играют меньшую роль, чем в других мировых религиях.

Вопросы и задания

1) Что такое паломничество?

2) Для чего верующие люди совершают паломничества?

3) Опишите поведение паломников какой-либо религии (по выбору).

Уроки 25 – 29

Праздники и календари религий мира

Вы узнаете

О главных праздниках иудеев.

Что такое церковный год, подвижные и неподвижные праздники.

Что такое Курбан-байрам и Ураза-байрам.

Какие праздники есть у буддистов.

Основные понятия

Пейсах Шавуот Суккот Ханука Пурим Рождество Пасха Вознесение Троица Крещение Курбан-байрам Ураза-байрам

Кроме повседневных обрядов и паломничеств в каждой религии есть обряды, связанные с тем днями, которые отмечаются верующими данной религии в память каких-то самых важных для них событий или в память о каком-то святом. Это праздники и праздничные обряды.

Главные праздники иудеев связаны с памятью о том, как они бежали из Египта. Из них главный – праздник Песах (Пасха). В течение праздника, который продолжается семь дней, запрещено есть квасной хлеб. Вместо него едят мацý - хлебцы, приготовленные без дрожжей. Эта традиция связана с тем, что евреи бежали из Египта в спешке и не успели заквасить тесто, поэтому напекли пресных лепешек. Заканчивается праздник застольем, проводимом в соответствии со строгим ритуалом. Все блюда на столе имеют символическое значение: горькая зелень напоминает о горечи рабства, блюдо из тертых яблок, фиников, орехов и вина цветом напоминает глину, из которой евреи делали кирпичи для египетских домов.

Евреи имеют свои названия месяцев. Праздник Песах начинается 15 нисана, что соответствует марту-апрелю. Евреи ведут свое летоисчисление от Сотворения мира Богом, с рассказа о котором начинается Библия. 2000-му году соответствует 5760-й год еврейского календаря. Еврейский год начинается осенью.

Через пятьдесят дней после Песаха наступает Шавуот (Пятидесятница) - праздник, отмечаемый в память о даровании Моисею Богом Десяти заповедей на горе Синай. В этот день по традиции синагоги украшаются цветами и зелеными ветвями. Так как праздник связан с Дарованием Торы, то обучение детей еврейским традициям обычно начинается именно в Шавуот. Во время праздника принято употреблять в пищу молочные продукты и воздерживаться от мясного. По традиции к праздничному столу подаются блюдо из молока и меда и творожные ватрушки

Во время сорокалетнего странствования по Синайской пустыне, евреи жили в шалашах, поэтому на следующий праздник - Суккот (праздник кущей) они должны построить шалаш - суккý и, по возможности, прожить в нем некоторое время.

Это интересно

Ханука празднуется в память чуда, произошедшего после победы евреев в восстании против сирийского царя Антиоха (II в. до н.э.), властвовавшего в Палестине. Восставшим удалось захватить Иерусалим, и они решили освятить Храм, оскверненный сирийским царем. Для проведения многодневного очистительного ритуала было необходимо особое оливковое масло, но в храме удалось найти только один сосуд, которого хватило бы на один день. Но, согласно преданию, свершилось чудо - заправленный маслом светильник горел восемь дней. Поэтому праздник, посвященный этому событию, отмечается в течение восьми дней. В первый его день зажигают одну свечу, во второй - две и т.д. до восьми свечей.

Веселый праздник Пурим связан с воспоминанием о чудесном избавлении евреев от истребления, задуманного злодеем Аманом. Об этой истории рассказывается в библейской книге Эсфири. Эта книга читается в синагоге во время празднования Пурима, а при упоминании имени Амана все присутствующие начинают шуметь, трещать специальными трещетками. На праздничный стол в этот день подают особое треугольное печенье, которое называют «ушами Амана», кроме того, принято устраивать веселые инсценировки книги Эсфири с участием детей.

Главные праздники христиан связаны с событиями жизни Иисуса Христа – это Рождество (день рождения Иисуса) и Пасха (день его воскресения). К этим двум праздникам верующие готовятся, соблюдая многодневные посты.

Следование одного за другим христианских праздников в течение года называется церковным годом. Церковный год состоит из двух типов праздников: неподвижных, которые связаны с определенной датой, и подвижных, связанных с Пасхой, которая каждый год приходится на другое число. Дата празднования Пасхи с древности вычисляется по лунному календарю. Она приходится на воскресенье, следующее за весенним равноденствием и полнолунием, попадая в промежуток между 22 марта и 25 апреля по старому стилю??. Календарь празднования Пасхи, по которому вычисляется ее дата на много лет вперед, называется пасхалией.

Неделя перед Пасхой называется Страстной седмицей. В эти дни вспоминаются последние дни Христа, проведенные Им в Иерусалиме, Его проповедь, тайная вечеря (ужин) с учениками, на которой было установлено таинство Евхаристии (великий четверг), предательство и распятие (великая пятница). Богослужение Пасхи всегда совершается ночью. Оно открывается торжественным крестным ходом вокруг храма, затем следуют утреня и литургия. Вся последующая неделя называется пасхальной или светлой.

Это интересно

По традиции Русской Церкви в течение пасхальной недели каждый желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокола. На Пасху верующие обычно красят яйца. Главным блюдом являются Пасха – блюдо, приготовленное из творога и помещенное в специальную форму, и куличи.

Воспоминание о пасхальных событий продолжа­ется до праздника Вознесения, которое отмеча­ется в четверг на сороковой день после Пасхи. По православному толкованию, в этот день Христос взошел на небо и сел по правую сто­рону Бога Отца. Своим ученикам Он ве­лел не уходить из Иерусалима, пока не придет к ним Утешитель, то есть Дух Святой.

Это совершилось в день Пя­тидесятницы (через пятьдесят дней после Пасхи). Апостолы, на которых Дух Святой сошел в виде языков пла­мени, получили дары чудотворения и исцеления и стали проповедовать Евангелие. Этот день считается днем рождения христианской Церкви. На Руси этот праздник стали назы­вать Троицей.

25 декабря (7 января) празднуется Рождество Христово, а 6(19) января - Крещение (Богоявление). Это важнейшие из неподвижных праздников. В древности Рождество и Крещение праздновались вместе. Они до сих пор сохранили много общего в богослужении и соединены между собой особым временем – Святками («святыми днями»). Древнее общее название этих двух празднеств – Бо­гоявление (или Просвещение), ибо, отмечая рождение Христа и Его крещение, хри­стиане празднуют пришествие в мир Бога.

Кроме этих двух христиане празднуют и много других праздников, связанных с жизнью Иисуса, его матери Девы Марии и его учеников. Церковь празднует также каждый день память святых. – протестанты?

Наиболее почитаемый праздник мусульман – это курбан-байрам. Он празднуется в память о том, как Авраам готов был принести в жертву Богу своего сына. В память об этом событии мусульмане должны заколоть овцу или барана. В эти дни мусульмане посещают мечеть, где совершают праздничную молитву и щедро раздают милостыню. Праздник длится три дня, во время которых принято просить у своих близких прощения за плохие поступки, посещать могилы предков и родственников, наносить визиты друзьям, надевать новую одежду, устраивать обильные угощения, дарить подарки.

Праздник разговенья, ураза-байрам, в честь окончания 30-тидневного поста в месяц рамадан (9-й месяц мусульманского лунного календаря) называется малым праздником (в отличие от великого праздника курбан-байрам). Однако празднуется он не менее торжественно и тоже в течении трех дней. Ночь на ураза-байрам желательно провести в бдении, в служении Аллаху. В ураза-байрам установлены обязательные общие молитвы, которые могут происходить как в мечети, так и на специальных открытых площадка. Мусульмане надевают лучшую одежду, ходят в гости с подарками, стараются веселиться, готовят традиционные блюда, которыми обмениваются с соседями. Дома в эти дни принято украшать гирляндами и лентами. Накануне праздника раздают милостыню.

Строго говоря, в исламе религиозными считаются только эти два праздника. Но мусульмане празднуют и другие памятные для них дни, например, мавлид  день рождения пророка Мухаммада. Он сопровождается чтением молитв и проповедей в мечети и домах верующих, торжественными процессиями.

Праздники буддистов часто изменяются в зависимости от страны, в которой его празднуют.

Самым важным праздником из всех буддийских праздников считается день рождения, просветления и ухода из земного мира Будды (Вишакха Пуджа, Дончод-хурал). Он отмечается в мае-июне в течение 7 дней. В дни этого праздника во всех монастырях проводятся торжественные молебны и устраиваются процессии и шествия. Многие дают обет соблюдать строгий пост и пребывать в молчании в течение всех семи дней, что символизирует важность воздержания в буддийской практике и одновременно – поминовение Будды. С особой тщательностью в дни праздника соблюдается заперт на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред маленьким живым существам. Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой (или чаем) и осыпание их цветами. В этот день принято украшать местные храмы и с наступлением темноты зажигать фонарики, что символизирует просветление, приходящее в этот мир. В последний день поминают всех умерших: пускают по рекам зажженные лампы, чтобы они освещали усопшим дорогу в рай, по которой прошел Будда.

Это интересно

Сагаалган – буддийский Новый год – наступает в первое новолуние после вхождения Солнца в созвездие, именуемое в западной традиции Водолеем (не ранее 21 января и не позднее 19 февраля). В течение 15 дней этого праздника совершается Великий Молебен, посвященный 15 чудесам, которые совершил Будда с целью посрамить тех, кто усомнился в его учении. Согласно буддийской традиции Будда перед уходом в Нирвану призвал к себе всех животных, однако проститься с ним пришли только Мышь, Корова, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. В благодарность Будда вручил каждому из этих животных по одному году для управления, причем годы были подарены именно в таком порядке, в каком животные пришли к Будде. Так появился знаменитый 12-летний «цикл животных».

Вопросы и задания

Назовите известные вам праздники иудаизма.

Назовите известные вам праздники православия.

Назовите известные вам праздники ислама.

Назовите известные вам праздники буддизма.
Урок 30

; неспособность человека представлять себе Бога и устанавливать с Ним связь «без какого-либо видимого посредства» обусловливает возникновение обряда, который позволяет такую связь установить .

История толкования термина [ | ]

Фиксируемое словарями толкование термина обря́д существенно менялось с течением времени.

Обряд - это народная пьеса, полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

- Забылин М. Русский народ, - М. , 1880, С. 532

В Российской империи [ | ]

В СССР [ | ]

В современной России [ | ]

Классификация обрядов [ | ]

Первая группа включает в себя «обряды, связанные с земледелием, например с жатвой (зажинки , дожинки), животноводством (обряды, приуроченные к весеннему выгону скота), рыбной ловлей, охотой, строительством новых жилищ, рытьём колодцев и т. п.» Ежегодная повторяемость хозяйственных работ в крестьянском хозяйстве дает иное наименование этой группы - календарные обряды (см. напр. Русский месяцеслов).

Обряды и мифы [ | ]

Связь обряда с мифом давно отмечена исследователями. Обряд можно назвать инсценировкой мифа, а миф выступает как объяснение или обоснование совершаемого обряда. Такая связь «миф - обряд» особенно отчётливо проявляется в так называемых культовых мифах. Но о том, что первично, а что вторично - существуют различные точки зрения. Представители мифологической и эволюционистской школ признавали примат мифа (или верования) над обрядом. Но в 1880-х гг. появилась и скоро стала преобладающей обратная точка зрения .

Краткий очерк истории обрядности [ | ]

В древней Церкви [ | ]

«В начале II века особый развитый чин церковного брака еще не существовал, христиане женились так, как было принято в обществе того времени». Тертуллиан упоминал об участии христиан в обручении и бракосочетании по римской античной церемонии. «К IV веку совершение литургии в связи с заключением брака стало распространенной практикой». Церковные чины бракосочетания начали складываться в это же время. «Основу этих чинов составляют собственно христианские элементы, в первую очередь Евхаристия и священническое благословение, но употребляются также обряды, унаследованные от ветхозаветных и античных времен», к числу которых относятся «вручение невесте брачных даров, соединение правых рук жениха и невесты, ношение невестой особых одежд или покрывала, надевание на жениха и невесту венков, брачный пир, шествие новобрачных в их дом, пение гимнов во время шествия и по прибытии в дом». О надевании венков сообщал ещё Тертуллиан, который не одобрял этот обряд как заимствованный у язычников .

В Российской империи [ | ]

Церковные и народные обряды [ | ]

Термин «двоеверие» обозначает наличие в религиозном мировоззрении элементов других верований. Ситуация двоеверия характерна не только для России. Аналогичное явление (со своими особенностями) характерно для разных времён, мест, этнических общностей и религиозных групп. «В истории русской литературы представлено много сочинений, описывающих и обличающих пережитки язычества в жизни народа, того, что подпадает под понятие двоеверие, но без употребления самого термина» .

В XX веке в русской научной литературе появились также термины «народная религия», «народное православие» как обозначение того, во что реально верит народ. Эти термины часто употребляются синонимично термину «двоеверие».

Однако в богословии, религиеведении, исторической науке не сложилось четкого определения понятия двоеверия; характерно отсутствие слова «двоеверие» в большинстве словарей русского языка.

«Положительную оценку феномена двоеверия … давал академик Б. А. Рыбаков» .

…элементы язычества начали приходить в соединение с христианскими верованиями только тогда, когда они перестали осознаваться в народе как противостоящие христианству. Язычество как система верований, притом враждебная христианству, должно было исчезнуть прежде, чем могло появиться двоеверие… Языческий обряд не только в XII веке, но и гораздо позже продолжает жить в народе независимо от самого язычества: он приобретает игровую, развлекательную, эстетическую функции; обрядовая песнь становится фактом эстетического сознания в большей степени, чем религиозного.

- «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы. - Л., 1967. стр. 78-79

В народной религии происходит «нехристианская» интерпретация ритуалов, священных текстов и персонажей библейской истории. Таким образом, это динамическая форма религии, в которой в синкретическом единстве сосуществует христианское вероучение и элементы дохристианских языческих верований , соединяются архетипические мифопоэтические идеи и христианские каноны .

Церковная политика в отношении явления [ | ]

Церковь реагировала на описанное выше явление (как бы оно ни называлось) различным образом и, с одной стороны, боролась с наличием пережитков язычества:

Однако «существовала и другая стратегия поведения, когда священники не только не боролись с не имеющими отношения к православию обычаями, но и участвовали в них», причем, по некоторым данным, «случаи такого рода происходили повсеместно» .

В СССР [ | ]

В советское время ключевое разграничение проводилось иным образом: обряды делились на религиозные и так называемые гражданские , причем последние должны были заменить собой первые :

И действительно, в рамках борьбы с религией предпринимались попытки «сконструировать» и внедрить новые обряды :

Октябри́ны, призванные заменить собой таинство крещения , имеют и другое название - звезди́ны . Впрочем, попытка не удалась: «Так же как или, они не могли получить широкого распространения» . Поэта Окуджаву «октябрили» («октябринели») в цехе Трехгорной мануфактуры , однако «Булат Шалвович никогда не встречал октябриненного, как он, человека» .

О том, какое значение придавалось задаче борьбы с многовековыми традициями, говорят имена тех, кто создавал советскую обрядность :

У колыбели советских праздников, обрядов и обычаев стояли в двадцатых годах В. И. Ленин , Н. К. Крупская , А. В. Луначарский , Ем. Ярославский , П. А. Красиков , И. И. Скворцов-Степанов .

Решения принимались на самом высоком уровне - уровне ЦК партии: «В 1923 году Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение об антирелигиозной пропаганде в деревне» , - и в нём говорилось следующее:

Против религиозной традиции, силы обычая, тысячелетних форм религиозного быта должны быть направлены специальные усилия в форме... отвлечения от культа путём организации культурных развлечений, сосредоточения внимания на пролетарских праздниках и торжествах... замены религиозных отправлений формами гражданского быта: как-то - религиозных праздников - гражданскими, производственными праздниками (например, праздник урожая, посева и т. д.), таинств - торжественными отправлениями гражданских актов с участием (при условии отказа от церковного ритуала) культурнопросветительных учреждений, как, например, гражданских похорон, панихид, брака, наречения имени и принятия в гражданство (запись рождения) и т. п.

- Брудный, В.И. , Обряды вчера и сегодня. М., 1968, с. 67.

Борьба с прежними обрядами за счет внедрения новых была важным направлением атеистической работы не только в 1920-х годах, но и гораздо позже. Например, в третьем издании Большой советской энциклопедии отмечается , что распространение «атеистических знаний и материалистического мировоззрения среди населения» (борьба с религией) осуществляется, в частности, путём

В современной России [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Обряд // Ожегов, С. И., Н. Ю. Шведова , Толковый словарь русского языка.
  2. Обряд // Волков, Ю., И. Мостовая , глоссарий к книге «Социология: Учебник для вузов», 1998 г.
  3. Обряд / Чистов К. В. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  4. Обряд Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.
  5. Обряд // Гуревич П. , Словарь по культурологии, 1996 г.
  6. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  8. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  9. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  10. Обряды гражданские // Атеистический словарь /Под общ. ред. М. П. Новикова . - М.: Политиздат , 1986. - С. 315-316
  11. Обряд // Интернет-портал «Азбука веры»
  12. , с. 235.
  13. , с. 236.
  14. БРАК // Православная энциклопедия, Т. 6, С. 146-181.
  15. , с. 462.
  16. Колыванов Г. Е. , ДВОЕВЕРИЕ // Православная энциклопедия, т. 14, - М. 2007 - стр. 242-244.
  17. , с. 211.
  18. Кравецкий, Александр , Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом), М: Культурный центр «Духовная библиотека», 2012, стр. 161
  19. Кравецкий, Александр , Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом), М: Культурный центр «Духовная библиотека», 2012, стр. 162
  20. Глава пятая. Социалистический образ жизни и преодоление христианских таинств
  21. Советские обряды
  22. Хазан, Любовь , Булат ОКУДЖАВА: «Ты сидишь на нарах посреди Москвы. Голова кружится от слепой тоски. На окне - намордник, воля - за стеной, ниточка порвалась меж тобой и мной» // «Бульвар Гордона», № 18 (470) 2014, 08 мая 2014 г.
  23. Атеистическое воспитание // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред.

Обряд - это определенная последовательность действий, которые в совокупности имеют символическое значение.

Если вглядываться в этимологию слова «обряд», можно увидеть еще одну важную особенность обрядов - стереотипность, чередование действий в определенном порядке. «Обряд» — приведение в порядок, упорядочение.

Религиозные обряды - особая группа символически значимых последовательностей действий, выражение верований и мистических устремлений человека. Бог - абстрактен, и именно неспособность человека представить себе Незримого Собеседника приводит к появлению обряда как специфического способа установления связи.

Виды религиозных обрядов

Христианские обряды

Церковь постоянно обращается к Богу и святым за помощью в конкретных жизненных ситуациях - поэтому основным обрядом в христианстве является именно молитва. Характерно для молитвенных обрядов использование особого языка (у католиков - латынь, у православных - церковнославянский язык) и особых формул для обращения к Богу.

Кроме того, молитва подкрепляется и усиливается постом - посты бывают однодневные (среда и пятница - как дни памяти предательства Иисуса и Его Крестной смерти, некоторые скорбные праздники, как день усекновения главы Иоанна Предтечи), и многодневные - они обычно предваряют великие праздники (Пасху, Рождество, День памяти Святых Апостолов Петра и Павла, День Успения Пресвятой Богородицы). Пост заключается в ограничении своей плоти и усмирении страстей, производимом с целью приближения души к Господу.

Вообще, любое значимое действие в процессе богослужения, в той или иной мере являются обрядом. Христиане называют обрядом «видимую часть таинства». Таинство - понятие более глубокое, духовное. Религиозные обряды - то, что видит глаз, а таинство - тот процесс внутреннего, духовного перерождения и видоизменения, который происходит в то же самое время.

Виды обрядов

Христиане обрядом называют, например, венчание. Связыванию двух судеб на небесах сопутствует красочное и красивое действо - это и испрашивание согласия на брак, и обмен кольцами, и питье вина из одной чаши - сценарий гражданской церемонии был полностью списан с обряда венчания.

Похороны (так называемое отпевание) - популярный и часто используемый обряд, каждое действие в нем символически указывает на возвращение человека, Силой Господа созданного из земли и одухотворенного Им, обратно в землю.

Обряд говорит: без Духа Божьего человек - не человек, а лишь прах земли.

Удивительное христианство

Необычными обрядами изобилуют редкие церемонии - например, избрание папы. Так, кандидат должен быть проверен, как это ни банально звучит, на мужественность. В самом прямом смысле - для проверки используется специальный стул с прорезью. Через прорезь нужно нащупать первичные половые признаки потенциального папы.

История умалчивает, насколько охотно кандидаты в понтифики соглашаются на подобное испытание.

Традицию завели якобы после прецедента занятия папского престола женщиной.

Не менее необычен способ захоронения монахов на одном из греческих островов - почва там камениста и скудна, поэтому почивших братьев хоронят в земле лишь на некоторое время. Затем - откапывают, омывают медом и вином, и если цвет костей бледно - медовый, кости полагают в специальном помещении монастыря - коснице. Если же кости темны - они хоронятся повторно, а молитва о усопшем усиливается. Считается, что лишь так можно помочь очиститься духу почившего.