Open Library - открытая библиотека учебной информации. Статистика чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера в России Природные пожары в Дальневосточном, Сибирском и Центральном ФО. В связи с аномально высоким температурным режимом, на территории Д

Статистические данные о чрезвычайных ситуациях

Классификация и критерии оценки чрезвычайных ситуаций

Все ЧС удобно подразделять по характеру их происхождения и по масштабам последствий, причиняемых ими.

ЧС по характеру источника их происхождения подразделяют на:

– ЧС природного характера;

– ЧС техногенного характера;

– ЧС биолого-социального характера;

– ЧС военного характера

По масштабам охвата территории и др. последствий ЧС можно классифицировать как:

– локальная (зона ЧС не выходит за пределы территории объекта экономики (организации);

– муниципальная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного посœелœения или одной из частей территории города);

– межмуниципальная (зона ЧС затрагивает территории двух и более посœелœений, внутригородских территорий города федерального значения или межселœенную территорию);

– региональная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ);

– межрегиональная (зона ЧС затрагивает территории двух и более субъектов РФ);

– федеральная (зона ЧС не выходит за пределы территории РФ).

– Трансграничная (зона ЧС выходит за пределы РФ или затрагивает территорию РФ от внешней ЧС)

Подобная классификация ЧС установлена Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 ᴦ. №304 (см. табл. 1).

К ликвидации ЧС могут привлекаться силы и средства МЧС России, других министерств и ведомств по обращению за помощью комиссий по ЧС и в соответствии с законодательством РФ

Таблица 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Наименование ЧС Критерии оценки ЧС Силы и средства для ликвидации ЧС
масштаб ЧС, (зона ЧС затрагивает территорию) либо
количество постра-давших человек, (Ч) размер материального ущерба составляет млн. рублей, (М)
1. Локаль-ная объекта не более 10 не более 0,1 организация (объекта) по указанию руководителя работ
2. Местная одного посœелœения или внутри городской территории города не более 50 не более 5,0 Органов местного самоуправления
3. Межму-ниципаль-ная двух и более посœелœений или внутри городских территорий не более 50 не более 5,0 Органов испол­нительной власти субъекта РФ
4. Региональ-ная одного субъекта РФ 50<Ч<500, 5<М<500 Органов испол­нительной власти субъектов РФ, регион. центра и под его руководством
5.Межреги-ональная двух и более субъектов РФ 50<Ч<500 5<М<500 Органов испол­нительной власти субъектов РФ региональных центров
6.Феде-ральная(трансграничная) (выходит за пределы РФ, либо затрагива­ет территорию РФ при ЧС за рубежом) Более 500 Более 500 По решению Пра­вительства РФ

Транспортные происшествия на ж/д транспорте классифицируются как:

Крушения поездов (столкновения и сходы пассажирских и грузовых поездов в результате которых погиб один и более человек или получили телœесные повреждения пять и более человек; ЧС, при которой пострадало 10 и более человек либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);

Аварии (столкновения и сходы грузовых поездов или сходы ж/д подвижного состава, при которых погиб человек или получили телœесные повреждения пять или более человек; ЧС, при которой пострадали менее 10 человек или нарушены условия жизнедеятельности менее 100 человек);

Происшествия (связанные с движением по ж/д путям и столкновениями поездов с автотракторной техникой, в результате которых погиб человек или получили повреждения пять или более человек; ЧС, при которой пострадало 10 и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);

Происшествия на ж/д переездах (различные столкновения, при которых погиб или получил повреждения человек или тяжкие телœесные повреждения пять и более человек; возникла ЧС, при которой пострадало 10 и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);

Происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (классифицируются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.96 ᴦ. №1094).

Основание. Приказ Минтранса России от 25.12.2006 ᴦ. №163

  1. ЧС, вызванные стихийными бедствиями (чисто природного характера)1
  2. ЧС, вызванные выбросом (утечкой) опасных веществ в окружающую среду в результате аварий на радиационно-, химически-, бактериологически опасных объектах (аварии на АЭС, объектах, связанных с АХОВ, бактериологическими и др. опасными средствами). Эти ЧС бывают как техногенного, так и вторичного природного характера.
  3. ЧС, вызванные взрывами, пожарами и их последствиями (как техногенного, так и природного характера)
  4. ЧС, вызванные авариями на транспортных коммуникациях (аварии на ж.д., воздушном, автомобильном, водном транспортах; аварии на трубопроводах, энергосœетях и т.п.) Подобные ЧС бывают как техногенного, так и природного характера.
  5. ЧС, вызванные факторами военно-политического характера.

Особенности ЧС при ведении военных действий. Их можно свести к следующим:

1. ЧС, возникшие от прямого воздействия современных средств поражения (ССП).

2. ЧС, которые могут возникнуть опосредованно от разрушения зданий и сооружений, и особо от разрушения опасных объектов (ᴛ.ᴇ. от вторичных факторов поражения. Ущерб от них может намного превышать первичные потери).

3. ЧС, связанные с нарушением среды обитания человека, которые могут привести к его гибели или нанести существенный вред здоровью.

Эти и другие ЧС в отличие от техногенных и природных:

Планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и в связи с этим имеют изощренный характер (к примеру, тер. акты);

Они могут появиться в самый неподходящий момент, т.к. реализуются по плану человека;

Развитие средств и способов поражения всœегда опережает средст­ва и способы защиты. Возникает "дуэльная" ситуация и нужен ум, опыт, чтобы выйти победителœем с этой ситуации.

Критерии оценки ЧС . Последствия ЧС можно оценивать в общем случае следующими критериями: масштабом (размерами площади или ра­диуса); числом погибших и раненных людей; индивидуальным или обще­ственным потрясением; отдаленными физическими, психическими, гене­тическими и иными последствиями; экологическими последствиями; ма­териальным ущербом; степенью разрушений и повреждений зданий и со­оружений или загрязнения (заражения, обводнения и т.д.); продолжитель­ностью воздействия отрицательных факторов и др. критериями.

Причины возникновения ЧС . Причинами возникновения ЧС могут стать: а) СБ (объективный фактор); б) ТАК; в) военные конфликты. Техно­генные аварии (катастрофы) и военные конфликты являются субъектив­ными факторами, ᴛ.ᴇ. производными от человеческой деятельности. Οʜᴎ могут объединять большую группу причин их возникновения. Это:

– просчеты при проектировании (в политике);

– недостаточный уровень современных знаний (пример, не учет геопатогенных зон при строительстве объектов);

– отступления от проектов и некачественное строительство;

– непродуманное размещение производства (пример, размещение АЭС в сейсмоопасной зоне);

– нарушение технологических процессов при производстве (ремонтных работах и т.п.). Примеры: авария на ж.д. станции Ховрино (спуск с горки цистерны с АХОВ с чрезмерной скоростью). И взрыв в Ар­замасе(перевозка тротила совместно с капсюлями-детонаторами в одном поезде без прикрытия).

– Недисциплинированность.

Характеристики крупных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ. представлены в табл.3.2, 3.3 и 3.4 .

Таблица 3.2. ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.

Год Количество ЧС Всего Кол-во пострадавших, тыс. чел Кол-во погибших, чел
техногенных природных биолого-социальных и др.
нет данных более 25
нет данных около 7
более 18
более 51
более 57
более 18
около 83
более 112
более 218
более 311
За 10 лет более 900
% 70,6 21,6 7,8 более 98,1 менее 1,9

Таблица 3.3. Распределœение техногенных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.

Таблица 3.4. Распределœение природных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.

Анализ данных ЧС за десятилетие позволяет сделать некоторые выводы. Ежегодное число ЧС в среднем составило порядка 1200, при этом большая часть приходилась на техногенные ЧС (70,6%). Соотношение техногенных ЧС к природным составляло 3,3: 1, а количество пострадавших к погибшим составляло 51:1. Среди техногенных ЧС до 49 % составляли пожары и взрывы, а аварии и катастрофы на автодорогах составляли 17,4 %. В ЧС природного характера наибольшее число было наводнений и затоплений (34% от всœех ЧС), а второе место занимали ураганы, бури, смерчи (19%).

Сравнительная характеристика ЧС за 2008-2009 гᴦ. приведена в табл. 3.5.

Таблица 3.5. Характеристики ЧС в России в 2008-2009 гᴦ.

Количество техногенных ЧС в 2009 ᴦ. по сравнению с 2008ᴦ. уменьшилось на 86,52 % (с 1966 в 2008 ᴦ. до 265 в 2009ᴦ.), число погибших от них людей снизилось на 83,66%, а пострадавших – на 19,6%. Количество природных ЧС в 2009ᴦ. По сравнению с 2008 ᴦ. Уменьшилось на 8,55 % (с 152 в 2008ᴦ. до 139 в 2009ᴦ.),а биолого-социальных ЧС снизилось с 36 в 2008ᴦ. до 21 в 2009ᴦ.

В заключении данного раздела крайне важного уяснить, что характер последствий СБ (ТАК) будет зависеть от их интенсивности, вида аварий, масштаба, особенностей объекта͵ города, района или региона, обстоятельств (день, ночь, зима, лето и т.д.), обстановки, в которых они произошли. В ряде случаев СБ влекут за собой аварии, которые могут сопровождаться взрывами, пожарами, утечкой (выбросом) АХОВ и РВ, ᴛ.ᴇ. появлением вторичных и третичных поражающих факторов (эффектом «домино»).

Ликвидация последствий ЧС потребует высокого профессио­нализма, привлечения огромных сил и средств (людей и техники), больших материальных, физических и нервных затрат. Всей своей деятельностью мы должны стремиться уменьшить возможный ущерб и потери от последствий ЧС. Для этого крайне важно научиться предупреждать возникновение ЧС, прогнозировать их последствия и заблаговременно проводить подготовительные мероприятия. Короче для защиты населœения и природной среды от всœех видов поражающего воздействия в мирное и военное время должна быть создана надёжная система гражданской защи­ты и система гражданской обороны. ГО является важным элементом сис­темы обеспечения национальной безопасности страны, составной частью оборонной функции государства. Она выполняет оборонную, социальную и экономическую функции. Как решать защит­ные мероприятия и другие проблемные вопросы будут рассмотрены в последующих разделах учебника.

  • 4. Единая государственная система предупреждения и действия в чс (рсчс).
  • 6. Режимы функционирования рсчс, их установле­ние и проводимые по ним мероприятия
  • 7. Территориальные подсистемы рсчс. Органы управления.
  • 8. Характеристика чс природного характера.
  • 9. Характеристика чс техногенного характера.
  • 10. Сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальные системы оповещения персонала объектов нефтегазового комплекса.
  • 11. Ионизирующие излучения. Активность радионуклида. Экспозиционная, поглощенная, эквивалентная, эффективная дозы излучения.
  • 12. Биологическое воздействие радиации на человека. Основные величины и контролируемые параметры облучения населения. Приборы дозиметрического контроля.
  • 13. Защита населения в условиях радиационной аварии. Расчет дозы облучения населения.
  • 14. Показатели пожаровзрывоопасности веществ и материалов.
  • 16. Прогнозирование последствий аварий на хоо с выбросом сдяв.
  • 17. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объекта экономики.
  • 19. Декларация промышленной безопасности. Анализ опасностей и риска промышленного объекта.
  • 21. Параметры воздушной ударной волны. Воздействие на людей и инженерно-технический комплекс.
  • 22. Световое излучение ядерного взрыва. Воздействие на людей и инженерно – технический комплекс объектов нефтегазовой отрасли.
  • 23. Проникающая радиация ядерного взрыва. Воздействие на людей и инженерно – технический комплекс объектов нефтегазовой отрасли. Защитные свойства материалов.
  • 24. Радиоактивное заражение местности ядерного взрыва. Закон спада уровня радиации. Зоны радиоактивного заражения. Режимы радиационной защиты.
  • 25. Электромагнитный импульс ядерного взрыва. Воздействие на инженерно – технический комплекс объектов нефтегазовой отрасли.
  • 26. Принципы и способы защиты населения.
  • 27. Классификация защитных сооружений го. Объемно – планировочные и конструктивные решения. Укрытие населения в защитных сооружениях. Жизнеобеспечение людей в защитных сооружениях.
  • 28. Организация и проведение эвакуационных мероприятий. Органы эвакуации.
  • 29. Порядок использования сиз. Сиз из подручных материалов.
  • 30. Нормы проектирования итмго.
  • 32.Силы и ср-ва спасат-х и др. Неот-х авар-восст-х работ (СиДнр). Осн-е приемы и сп-бы вед-я СиДнр.
  • 34. Методика оценки устой-ти объекта нефтегаз. Комплекса к воздействию поражающих факторов. Объектовая комиссия по устойчивости работы.
  • 35. Расчет объемов, необходимых сил и средств для ремонтно-восстановительных работ.
  • 36. Оценка инженерной, пожарной, химической, радиационной и медицинской обстановки в очаге поражения.
  • 37. Организация и проведение специальных мероприятий: дезактивация, дегазация, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, полная и частичная санитарная обстановка.
  • 38. Химическое оружие. Классификация отравляющих веществ. Зоны химического заражения. Воздействие отравляющих веществ на людей и животных. Приборы химического контроля.
  • 39.Оценка радиационной обстановки методом прогнозирования. Методика оценки фактической радиационной обстановки на местности.
  • 40. Особенности проведения спасательных и других неотложных работ на объектах нефтегазового комплекса в условиях Крайнего Севера.
  • 1.Чс в современном мире: статистика, причины, последствия для экономики и общества.

    ЧС – нарушение нормальных условий жизнедеятельности человека на определенной территории, вызванная аварией, катастрофой, стихийным бедствием или экологическим бедствием, а также массовым инфекционным заболеванием, которые могут приводить к людским или материальным потерям. Статистика: природные катастрофы (90%) (наводнение 40%, тайфун – 20%, землетрясение и засухи – по 15%); среди техногенных катастроф преобладают аварии на авиационном, автомобильном, железнодорожном, морском и речном транспортах (≈66%). Техногенные ЧС происходят в 4 раза чаще, чем природные. Причины – условия при которых реализация потенциальных опасностей. (совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб). Причины могут быть техногенными и естественными (природного характера). Последствия : массовые заболевания, потери среди населения, разрушение объектов экономики, экологические катастрофы и бедствия, загрязнение почвы, вод, воздуха, и т.д.

    2.Стадии чрезвычайных ситуаций. Классификация чс и их поражающих факторов.

    Классификация : 1) по признакам: степень внезапности (ожидаемые, внезапные); скорость распространения (взрывной, стремительный, быстрораспространимый (умеренный), плавный); масштабность (локальные, объектовые, местные, региональные, национальные, глобальные); продолжительность (кратковременные, затяжные); по характеру ЧС (преднамеренные, непреднамеренные); естественные или искусственные. 2) по тяжести: малые (погибло/ранило 25-100чел.); средние (погибло/ранило 101-1000); большие (более 1000). По масштабности: локальные (пострадало не более 10 чел., зона ЧС не выходит за пределы объекта); местные (пострадало 10-50 чел., зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта); территориальные (пострадало 50-500 чел., зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ); региональные (пострадало 50-500чел., зона ЧС охватывает территорию 2 х субъектов РФ); федеральные (пострадало более 500 чел., зона ЧС охватывает территорию более 2 х субъектов РФ). ЧС естественного происхождения: аэрометеорологические (бури, ураганы, торнадо, циклоны и т.д.); агрометеорологические (град, ливень, туман, морозы, жара); природные пожары (лесной, торфяной пожары, пожары подземных ископаемых, хлебных массивов); тектонические и теллурические (земле-, моретрясение, извержение вулканов); топологически опасные явления (половодья, паводок, подтопления, оползни, сели, цунами, сыпи); космически опасные явления (падение метеоритов, остатков комет). ЧС техногенного происхождения: производственные (с выбросом механической, термической, радиационной, химической энергии, с выбросом утечка бактериологических агентов); специфические опасные явления (инфекционные явления); социально опасные явления (война, военный конфликт (терроризм, беспорядки, алкоголизм, наркомания, токсикомания)). Стадии ЧС : зарождение (создают предпосылки будущей ЧС: активизируются неблагоприятные природные процессы, накапливание технологических неполадок, хранение и переработка больших объемов горючих, высокореактивных, огнеопасных и др. видов веществ; инициирование (возникают технологические нарушения связанные с выходом производственных процессов за критические параметры); кульминация (высвобождение больших масс вещества и энергии, на этой стадии очень важно предсказать сценарий, что позволит снизить потери как материальные, так и финансовые); затухание (продолжается от момента устранения источника опасности до полной ликвидации последствий аварии).

    (литосферные явления);

  • пыльные бури, оползни, сели, (геологические явления);
  • торфяные и ;
  • бури, ураганы, торнадо (атмосферные явления);
  • жара, холод, засуха, град (метеорологические явления);
  • циклоны, тайфуны, ранний ледостав на реках (гидросферные явления).
  • Основные причины природных катастроф:


    • выброс энергии в геологических слоях земли (атмосфере, литосфере, ионосфере, гидросфере), связанный с гравитацией, изменением температуры или земным вращением;
    • воздействие человека на природу (развитие мировой , недостаточная оценка результатов вмешательства, некачественный прогноз наступления чрезвычайной ситуации, недостаточные действия по ее ликвидации);
    • военные, политические и социальные конфликты.

    Исследования катастроф в Смитсоновском институте США

    Природные катаклизмы (1947–1970 год) Количество погибших, чел.
    Циклоны, штормы и тайфуны 760 000
    190 000
    180 000
    Мощные грозы, вулканические извержения, цунами 62 000
    Всего 1 192 000

    Статистика стихийных бедствий в мире показывает среднегодовое количество жертв – 50 тыс. человек.

    Процентное соотношение природных катаклизмов, происходящих в мире:

    Природное явление % от общей доли катастроф
    Наводнения с затоплениями территорий 40
    Разрушительные тропические циклоны 20
    Землетрясения разных амплитуд 15
    Засухи в пустынных регионах 15
    Остальные 10

    Результаты последних исследований показали, что статистика стихийных бедствий меняется в сторону стремительного увеличения природных катастроф. В 2010 году стихии погубили 304 тыс. человек. Это самый высокий показатель с 1976 года:

    • январь 2010 – землетрясение на Гаити. Жертвами стали 222 тыс. человек;
    • лето 2010 – аномальная жара в России. Погибло 56 тыс. человек;
    • наводнение в Китае и Пакистане. Жертвами стали более 6 тыс. человек.

    И это без учета более мелких катастроф унесших жизни . В марте 2011 года у побережья острова Хонсю произошло землетрясение 8,9 баллов, породившее волны цунами высотой 10 м. Затопление вызвало и аварии на АЭС, распространение . В результате пострадало более 30 тыс. жителей Японии.

    От ураганов, землетрясений, наводнений и эпидемий за последние 10 лет в мире пострадало 2,7 млрд. человек. Из них 622 тыс. человек ушли из жизни. На графике показана динамика роста количества катастроф в мире, с некоторой тенденцией снижения за 5 лет (с 2010 по 2015 год).

    Природные катастрофы 2016 года

    В 2016 году статистика стихийных бедствий выглядит следующим образом:

    • 6 февраля – землетрясение на Тайвани. 166 человек погибли, 422 – пострадали;
    • 14–17 апреля – землетрясение в провинции Кумамото (Япония). 148 жертв, ранены 1,1 тыс. человек;
    • 16 апреля – землетрясение в Эквадоре. 692 жертвы, более 50 тыс. ранено;
    • 14–20 мая на Шри-Ланке дожди, наводнение, оползни. 200 погибших и пропавших без вести. Всего пострадало 450 тыс. человек;
    • 18 июня – в Карелии группа детей спускалась по реке и попала в шторм. Погибло 14 человек;
    • июнь – наводнение в Китае. 186 жертв, пострадали 32 млн. человек;
    • 23 июня – наводнение в США. Погибло 24 человека;
    • 6–7 августа – наводнение и оползни в Македонии. 20 человек погибли, десятки ранены;
    • 24 августа – землетрясение в Италии. Погибло 295 человек.

    Меры по защите населения в чрезвычайных ситуациях

    Если правительство принимает адекватные меры для населения, то статистика стихийных бедствий показывает менее негативные последствия для жителей страны (региона). Особенно это касается мест, в которых периодически происходят негативные природные явления. Так периодическим разливам рек подвержены прибрежные поселения, а риск тропического циклона нередко возникает у островных государств.

    Прогнозировать циклон возможно, получая снимки со спутников. Можно определить примерное место и время события. Определить время выхода торнадо можно за 36 часов. Есть методы уменьшения силы урагана, используя засев облаков йодистым серебром. В преддверии циклона в США предупреждают население. Люди, живущие в зоне риска, стремятся заранее укрепить прибрежную зону дамбами и посадками деревьев, создают убежища с запасами продовольствия.

    Если рассматривать влияние природных катастроф по регионам, то просматривается такая тенденция: более развитые страны несут в процентном соотношении больше материальных потерь, чем человеческих. В экономически бедных странах – обратная тенденция.

    Государства, вложившие в свои объекты значительные средства, стремятся защитить их от природных катаклизмов, используя новейшие технологии для вычисления места, времени и тяжести явления.

    Особенно показательны в этом смысле наводнения, уносящие в слаборазвитых в экономическом отношении странах тысячи жизней. Плодородные почвы, удобряемые регулярными разливами рек, привлекают людей обосноваться в прибрежной зоне, как например, в густонаселенной Индии, а регулярные разливы поглощают результаты труда и самих людей.

    Произошло много природных катаклизмов за последние 3 года: разрушены дома, пострадали люди. Нередко информация о приближающемся природном явлении доносится до населения оперативно, но кто-то надеется на «авось», а некоторые пытаются снять на видеокамеру приближающийся торнадо. В итоге пресловутый «человеческий фактор» играет злую шутку, и увеличивает количество жертв.

    На основе приведенных в пп. 1.2 классификаций в Рос­сийской Федерации ведется статистика чрезвычайных ситуаций. По статистическим характеристикам проводится оценка общей обстановки на территории Российской Федерации по природным и техногенным угрозам и выявляются тенденции ее возможного развития. Диаграммы, отражающие тренды количества чрезвы­чайных ситуаций, численности погибшего и пострадавшего насе­ления с 1996 по 2002 г. представлены на рис. 2.1-2.3. Научный анализ статистических данных по чрезвычайным ситуациям с вы­явлением положительных и отрицательных тенденций в их дина­мике ежегодно публикуется начиная с 1996 г., в государственном докладе о состоянии защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Динамический анализ статистических данных о чрезвычайных ситуациях имеет большое значение в оценке общей эффективно­сти деятельности по повышению безопасности жизнедеятельно­сти и выявлению негативных тенденций, которые могут прояв­ляться в ближайшем будущем. Покажем это на примере техноген­ных чрезвычайных ситуаций.

    Анализ динамики количества техногенных аварий и катастроф в Российской Федерации в последнем десятилетии XXвека, начале XXIвека свидетельствуют о скачкообразном ее характере.

    Первый скачок (почти в 4 раза) произошел после социаль­но-политических потрясений в августе 1991 г. за счет резкого роста аварийности в промышленности, на железнодорожном транспорте, в ряде других отраслей (1991 г. - 209 ЧС, 1994 г. - 905 ЧС, 1996 - 1031 ЧС, далее см. рис. 2.1).

    Происходящие в стране 90-х годов процессы, обусловившие снижение внимания и капиталовложений на обеспечение без­опасности производств, обновление их основных производствен­ных фондов и самой культуры труда, вызвали устойчивый рост ко­личества техногенных чрезвычайных ситуаций вплоть до 1997 г.(1997 г. - 1174 ЧС). В этот период наблюдался рост аварий на ма­гистральных трубопроводах (в 1,5 раза), на морских и речных судах (в 1,5 раза), аварий с выбросом (угрозой выброса) аварийно хими­чески опасных веществ и радиоактивных веществ, аварий на ком­мунальных системах жизнеобеспечения (в 2 раза).

    В то же время, начиная с 1995 г., наблюдался спад аварийности на потенциально опасных промышленных объектах, на железно­дорожном транспорте, крупных автомобильных аварий, в жилищ­ной сфере, гидродинамических аварий. Эти положительные тен­денции были напрямую связаны с принятием в стране мер по во­просам техногенной безопасности, предупреждения катастроф, снижения их последствий. Спаду уровня аварийности способство­вало принятие федеральных законов «О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994) и «О промышленной безопасности опасных про­изводственных объектов» (1997), постановлений Правительства Российской Федерации, определивших порядок декларирования безопасности, лицензирования опасной промышленной деятельности и объектов, страховой защиты, других законодательных и нормативных актов, а также повышение требовательности к вопросам безопасности со стороны органов, осуществляющих надзор и контроль в области безопасности.

    Вместе с тем, несмотря на снижение общего количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера, экономика стране продолжает нести от аварий, катастроф, а также от стихийных бедствий большой материальный ущерб, исчисляемый десяткаммиллиардов рублей. Более того, в начале XXI века в связи с оживлением экономики возможен новый определенный всплеск аварий и катастроф различного масштаба.

    Анализ состояния промышленной безопасности в стране позволяет в общих чертах назвать некоторые общие принципы неблагополучия в этой области, характерные для отечественной экономики.

    Прежде всего, необходимо указать на нерациональное, с точки зрения техногенной безопасности, размещение по территории страны некоторых потенциально опасных объектов производственного назначения, хозяйственной и социальной инфраструкту­ры. Имеют место просчеты в технической политике проектирова­ния, строительства, модернизации и эксплуатации потенциально опасных объектов, упадок проектно-конструкторского дела и культуры труда, низкое качество прикладных исследований, проектирования, производства и произведенной продукции. Распространены технологическая отсталость производства, низкие темпы внедрения ресурсо-, энергосберегающих и других технически совершенных и безопасных технологий. Повсеместно наблюдается значительный износ средств производства, достигающий в некоторых случаях предаварийного уровня.

    Начало XXIвека охарактеризовалось ростом числа природных бедствий. Бичом последних лет стали катастрофические наводнения и опасные метеорологические явления, связанные с сильным ветром и метелями, сильными дождями и снегопадами, дождевыми паводками. Так, 2002 г. был по природным чрезвычайным ситуациям одним из самых неблагополучных. Число пострадавши» составило свыше 300 тысяч человек, 332 человека погибли. Это в десятки раз превосходит показатели прошлых лет. Наблюдаемое увеличение частоты и тяжести последствий стихийных бедствий связывают с общими тенденциями изменения климата на нашей планете, обусловленных глобальным потеплением.

    Тенденция к увеличению риска стихийных бедствий вызвана кроме причин природного характера, также и социально-экономическими причинами:

    медленным решением вопросов предупреждения и ликвида­ции источников чрезвычайных ситуаций;

    освоением территорий, считавшихся ранее малопригодными для проживания;

    снижением расходов на предупреждение чрезвычайных ситуа­ций на местном уровне;

    развитием специфического комплекса опасных техноприродных процессов, продуцируемых человеческой деятельностью (подтопление территорий, переработка берегов водохранилищ, оползни и др.);

    стратегическими просчетами на региональных уровнях в поли­тике обеспечения безопасности населения и объектов экономики, направленной на ликвидацию последствий стихийных бедствий, а не на их профилактику;

    нарушением системы метеонаблюдения и всестороннего гид­рометеорологического контроля.

    Анализируя подобным образом статистические данные о чрез­вычайных ситуациях и сопоставляя их с выявленными причина­ми, соответствующими органами государственной власти выраба­тываются и осуществляются меры правового, организационного, технического, экономического и научного характера, направлен­ные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение воз­можностей по их ликвидации, сокращение потерь, совершенство­вание жизнеобеспечения населения. Эти меры осуществляются на основе вырабатываемой государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности путем координа­ции деятельности функциональной и территориальной подсистем РСЧС на всех уровнях.

    Безопасность

    На территории России эксплуатируется около 2300 объектов повышенной опасности. Аварии и катастрофы на них в среднем происходят один раз в 10-15 лет с ущербом более 2 млн. долларов, раз в 8 - 12 месяцев с ущербом до 1 млн. долларов и раз в 15 - 45 дней с ущербом до 100 тыс. долларов.

    Основными объектами, на которые приходится большая часть ЧС, являются радиационно-, химически-, пожаро- и взрывоопасные объекты.

    В РФ эксплуатируется 11 АЭС, на которых функционирует 34 реактора общей мощностью 18213 Мвт. Еще 6 АЭС находятся в стадии строительства. Только в 30-и километровой зоне вокруг действующих АЭС проживает более 1 млн. человек. Вследствие радиационных аварий происшедших в разные годы в Кыштыме на НПО “Маяк” и в Чернобыле в России к настоящему времени суммарная площадь зон радиоактивного загрязнения местности в пределах внешних границ зон жесткого контроля достигает 32 тысяч кв.км.

    Другим источником опасности являются предприятия химической промышленности. В Российской Федерации находится более 1900 химически опасных объектов, расположенных в основном в девяти регионах (Московском, С.Петербургском, Нижегородском, Башкирском, Поволжском, Северо_Кавказском, Уральском, Кемеровском и Ангарском) с населением в зонах опасности около 39 млн человек. Наиболее опасная химическая обстановка складывается в Москве, Волгограде, Дзержинске, Иркутске, Самаре, Кемерово, Новосибирске, Омске, Перми, Уфе и Челябинске). Ежегодно в химических отраслях промышленности происходит около 1500 некатегорированных аварий, связанных с утечкой взрывоопасных и вредных продуктов с загораниями, взрывами и выбросами.

    По территории 5 областей (Самарской, Саратовской, Томбовской, Воронежской и Белгородской) проходит аммиакопровод Тольятти - Одесса протяженностью 1252 км, который одновременно вмещает 125 тыс тонн сильнодействующего ядовитого вещества – аммиака

    Большую потенциальную опасность на территории страны представляют нефте- и газопромыслы, а также трубопроводы: Уренгой-Помары-Ужгород, Уренгой-Покровск-Новомосковск, Саратов-Н.Новгород и др. Общая протяженность газопроводов более 300 тыс. км.

    Продолжают оставаться источником опасности железные дороги России, на которых ежегодно при перевозке опасных грузов фиксируется около 1000 аварийных происшествий и инцидентов.

    Всего же на территории РФ ежегодно происходит по техногенным причинам более 1300 ЧС, в крупнейших из которых погибает около 1500 человек, а 25 тысяч человек являются пострадавшими в той или иной степени . Материальный ущерб от этих ЧС составляет более 1 млрд. долларов. Эти потери по данным РАН возрастают с каждым годом в среднем на 10%.

    В техногенной сфере сохраняется высокий уровень аварийности, а по отдельным видам производств наблюдается ее рост, в том числе на системах жизнеобеспечения, магистральных трубопроводах. Это происходит в связи с ростом масштабов и сложности производства и сопутствующим ему наличием большого количества неблагоприятных факторов:


    • нерациональным, с точки зрения техногенной безопасности, размещением потенциально опасных объектов по территории страны;

    • низкими темпами внедрения ресурсо- и энергосберегающих, других технически совершенных и безопасных технологий;

    • просчетами в технической политике проектирования, строительства, модернизации и эксплуатации потенциально опасных объектов;

    • недостаточной развитостью транспортных и других коммуникационных сетей страны;

    • значительным прогрессирующим износом основных производственных фондов, достигающим в ряде отраслей 80–100%;

    • снижением профессионального уровня работников и производственной дисциплины; упадком проектно-конструкторского дела и качества труда;

    • увеличением объемов производства, транспортировки, хранения, другого использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий;

    • отсутствием или низким качеством систем контроля обстановки по опасным факторам и оповещения о ней, систем диагностики, локализации или подавления аварийных ситуаций, других систем технологической безопасности;

    • снижением уровня техники безопасности, недостатком средств защиты персонала; сокращением числа работников сферы обеспечения безопасности и объектовых аварийно-спасательных служб;

    • незавершенностью построения и малоэффективным функционированием систем декларирования, лицензирования и страхования потенциально опасной деятельности; недостаточным охватом экспертизой проектов потенциально опасных объектов.

    Другим источником постоянной опасности для большой части населения являются стихийные бедствия, такие как наводнения, ураганы, землетрясения, сели, природные пожары и др. Наиболее распространенными опасными природными явлениями в мире являются : тропические штормы и наводнения (по 32%), землетрясения (12%), засухи – 10% другие природные процессы (14%). Среди континентов мира наиболее подверженными действию опасных природных процессов являются:


    • Азия (38%)

    • Северная и Южная Америка (26%),

    • Африка (14%),

    • Европа (14%)

    • Океания (8%).
    За последние пятьдесят лет количество природных катастроф на Земле увеличилось почти в три раза.

    На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений 1 . Наибольший ущерб на территории России приносят различные наводнения.

    Территории подверженные действию селенных потоков - это Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Краснодарский и Ставропольский края, а также Магаданская, Сахалинская и Камчатская области.

    Кроме того, негативные, часто катастрофические последствия, несут землетрясения. Подобные бедствия для территории России характерны в таких сейсмоопасных районах как Северный Кавказ, Забайкалье, Приморье, Сахалин, Курилы и Камчатка.

    В Российской Федерации продолжает сохраняться тенденция ежегодного роста числа ЧС, обусловленных опасными природными явлениями, стихийными бедствиями, авариями и техногенными катастрофами. Растет ущерб от этих происшествий. Остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения. Наносится вред окружающей природной среде.

    Основными причинами сохранения и усугубления значительной природной опасности являются:


    • увеличение антропогенного воздействия на окружающую природную среду, провоцирующего или усиливающего негативные последствия опасных природных явлений;

    • изменение некоторых параметров биосферы, атмосферы, гидросферы и суши;

    • нерациональное размещение объектов хозяйственной деятельности и расселение людей в зонах потенциальной природной опасности;

    • недостаточная эффективность, неразвитость или отсутствие систем мониторинга окружающей природной среды, ослабление государственных систем наблюдения за вулканическими, сейсмическими, экзогенными процессами, гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями;

    • низкая достоверность прогнозирования опасных природных явлений, отсутствие теоретической или практической возможности прогнозировать некоторые из них;

    • отсутствие или плохое состояние гидротехнических, противооползневых, противоселевых и других защитных инженерных сооружений, а также защитных лесонасаждений;

    • недостаточные объемы и низкие темпы сейсмостойкого строительства, укрепления зданий и сооружений в сейсмоопасных районах ;

    • свертывание мероприятий, проводящихся для снижения накапливающегося угрожающего потенциала некоторых опасных природных явлений (предупреждение градобитий, предупредительный спуск лавин и т.д.);

    • снижение активности специализированных государственных служб по проведению санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-эпизоотических и других профилактических мероприятий в области инфекционной заболеваемости и распространения вредителей;

    • незавершенность и недостаточная детализация районирования территории страны по критериям природной опасности, отсутствие или недостаточность кадастров потенциально опасных районов (регулярно затапливаемых, особо сейсмоопасных, селеопасных, лавиноопасных, оползневых, карстовых, цунамиопасных и др.).
    Рост чрезвычайных ситуаций природного характера в России составляет 6% в год. Стихийные бедствия и опасные природные явления наносят ежегодный ущерб, превышающий 1,5 млрд. руб., причем в отдельные наиболее тяжелые годы он возрастает в 3 раза.
    Риск техногенных катастроф и величина экономического и социального ущерба от любых чрезвычайных ситуаций возрастают:

    • по мере увеличения числа потенциально опасных объектов на территории страны;

    • недостатка средств у государства и самого населения для предотвращения аварий;

    • недостаточного развития инфраструктуры, обеспечивающей своевременное осуществление спасательных мероприятий;

    • низкого профессионализма специалистов и недостаточной согласованности ведомств, отвечающих за безопасность.
    Каждое государство должно принять комплексную программу докризисных мероприятий, повышающих толерантность страны к всевозможным природным и техногенным катастрофам, в которой должны быть предусмотрены организационные, технические, кадровые, информационные, образовательные составляющие. При этом обязательным условием снижения уязвимости общества к всевозможным катастрофам и бедствиям является снижение бедности и рост экономического благосостояния всего населения, противопоставленные нынешней тенденции усиления расслоения общества.

    Проблема предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера остается весьма актуальной.



    Рисунок 1. Прогноз ЧС природного и техногенного характера на территории РФ на 2012 г

    М ЧС России отмечает повышенные риски в 2012 году сильных землетрясений магнитудой свыше 7,5 на Сахалине, Курилах и в Камчатском крае, которые могут вызвать цунами высотой до 8 метров, прогнозируют весной 2012 года сложную паводковую обстановку на территории Сибирского и Приволжского федеральных округов из-за низких уровней воды в реках.