Панорама Костёл Святого Варфоломея (Вильнюс). Виртуальный тур Костёл Святого Варфоломея (Вильнюс)

Одним из наиболее увлекательных городов Чехии является Пльзень. Его многовековая история берет свое начало в далеком XIII веке, когда король Вацлав II издал приказ о закладке фундамента для нового городского центра. Здешние памятники истории и архитектуры имеют огромную культурную ценность. В самом центре городской площади находится знаменитый Собор Святого Варфоломея, который, по праву, называют «жемчужиной» Пльзня.

История возникновения

Строительство Собора Св.Варфоломея началось практически одновременно с основанием города Пльзень. Первое упоминание о храме приходится на начало XIII века, когда король Вацлав II приказал начать строительство двух отдельных церковных зданий для доминиканцев и францисканцев. В 30-х годах XIV столетия король Иоанн передал собор в распоряжение Тевтонского ордена, который владел сооружением вплоть до XVI века. Спустя много столетий, в начале 90-х годов XX века собор получил кафедральный статус, а в городе Пльзен появилась собственная епархия. В настоящее время в соборе проходят мессы, а также организованы увлекательные экскурсии.

Архитектура

Собор Святого Варфоломея представляет классическое сооружение в стиле строгой готики. Благодаря стометровой башне, костел стал вторым по высоте церковным зданием во всей Чехии. Смотровая площадка собора, к которой по лестнице ведет ровно 301 ступенька, возвышается более чем на 60 метров. В 2001 году на месте площадки установили специальное ограждение, чтобы избежать трагических случаев. Главной ценностью собора является уникальная статуя Пречистой Девы Марии XIV века, украшающая главный алтарь. Высота скульптуры чуть больше метра, она вытесана из камня. Автор искусного произведения, к сожалению, не известен. Статуя стала символом целой эпохи «красивых Мадонн». Скульптура отлично гармонирует с неоготическим алтарем известного архитектора и художника Й. Моцкера. В его центре возвышается величественное Распятие Христа. Всего в соборе можно насчитать больше 30 алтарей. Просторный зал состоит из трех нефов, а окна украшены прекрасными витражами. Интерьер кафедрального собора полностью соответствует истинному духу средневековья.

Окрестности

Собор находится на одной из самых больших площадей Европы - Náměstí Republiky.
Каменная кладка на площади помогает создать атмосферу былых столетий. Архитектурные ансамбли зданий в стиле барокко и модерн сочетаются с дивными памятниками старины. Неподалеку от костела возвышается Городская ратуша XVI столетия. Доминиканский монастырь и Церковь Святой Анны в стиле барокко дополняют прекрасный городской пейзаж. Развлекательные экскурсии в местном Музее пивоварения помогут поближе познакомиться с культурой Пльзня. В атмосфере таинственного средневековья предлагается отведать вкуснейший напиток из хмеля в сочетании с традиционным чешским меню. Гости музея могут наглядно ознакомиться с процессом варения пива по старинным рецептам. В культурную часть программы отдыха стоит включить посещение театра Й.К. Тыла. Прекрасная игра актеров увлечет вас в чувственный мир героев классических пьес. Для тех, кто хочет отдохнуть с детьми, есть прекрасная возможность побывать в Пльзенском зоопарке и «Динопарке». В стенах зоопарка находится множество животных, которые охотно дают себя погладить и покормить маленьким посетителям.

Туристу на заметку

Церковные мессы проходят в соборе по воскресеньям: с 09.00 до 13.00.
Экскурсии можно заказать по телефону или по электронной почте. Стоимость одной экскурсии составляет не больше 250 крон.

Скромный, аскетично оформленный храм в , находится в стороне от туристических маршрутов, далеко не всякий путеводитель содержит о нем информацию, он не относится ни к старейшим церквям города, ни к архитектурным шедеврам литовской столицы. На самом деле, эта незаметная церковь интересна сразу несколькими особенностями.

История


Первый храм на этом месте появился в середине XVII века. Его построили монахи августинского ордена, прибывшие в из Кракова, где обосновались четырьмя веками раньше. Появление монахов этого ордена связано с движением контрреформации, времени, когда католическая Церковь всеми силами пыталась вернуть себе утраченное влияние. Августинцы были призваны помочь братьям иезуитам в проповеди Слова Божьего, а также в устройстве школ, училищ, университета.


Первоначальный деревянный храм и монастырь были уничтожены войском царя Алексея Михайловича, во время русско-польской войны. Через 9 лет храм был восстановлен в камне, но пожар уничтожил и его. На этот раз должно было пройти более сотни лет, прежде чем архитектор Мартин Кнакфус создал новый проект церкви Святого апостола Варфоломея, покровителя ордена августинцев.

Третий храм был также разрушен во время одного из польских восстаний конца XVIII века. Только после войны с Наполеоном в районе виленского Заречья появился уже четвертый костел Святого Варфоломея, стараниями Кароля Подчашинского, профессора Вильнюсского университета.


Стилистическая неразбериха


Профессор Подчашинский был признанным авторитетом в области архитектуры, любимым его стилем был классицизм. Но в случае с церковью Святого Варфоломея архитектор поступил необычно.

Костел можно разделить на три части, из них две верхние части занимает башня, нижняя часть - непосредственно храм. При первом взгляде на церковь, она построена по правилам классицизма, но оформление башни разрушает стилистическое единство. Желание сохранить гармонию между церковью и большинством городских строений заставили архитектора придать некоторым частям костела барочные черты. Современные архитекторы считают, что изначально храм строился в стиле эклектики - смешения нескольких стилей.


Храм в XX веке


В запустении и на вторых, даже третьих, ролях костел функционировал с конца XIX века. Монахов здесь уже не было, большинство монастырей было закрыто после Польского восстания 1863 года. В 1949 году храм был окончательно закрыт и вновь передан верующим только в 90-е годы прошлого века.

С середины 90-х годов начались обращения белорусской общины Вильнюса, которые обращали внимание столичного епископата на то, что белорусы-католики литовской столицы не имеют собственной церкви.

С наступлением XXI века в храме один раз в неделю месса проходила на белорусском языке. Разумеется, белорусов это не устраивало. После того, как митрополичью должность занял Гинтарас Грушас, вопрос поднимали вновь. Главной проблемой было отсутствие священника, владеющего белорусским языком. Стараниями Виленской епархии настоятель "белорусской" церкви столицы был найден.

С весны 2016 года в храме Святого Варфоломея службы проходят только на языке граждан Великого княжества литовского, языке литвинов, который сегодня известен, как белорусский язык.

Костел св. Варфоломея - один из самых ценных средневековых церковных памятников Чехии. Он расположен в пражском районе рядом с одноименным . Романские элементы церкви доказывают почтенный возраст здания, а интересный декор и архитектурный стиль, в свою очередь, его важность. Костел скорее символизирует прочность, чем является просто церковной постройкой: об этом свидетельствую и очень толстые стены, и узкие окна, а по некоторым слухами, из костела ведут тайные поземные коридоры.

История

Вероятным основателем церкви считается пражский епископ Иоанн II (1226-1236). Надпись, подтверждающая этот факт, была найдена в 1781 году во время очистки слоя штукатурки в присвитерии, однако точная дата строительства костела до сих пор так и не известна. В собственности пражских епископов церковь и окружающее ее поселение Кийе оставались еще три столетия.

Первоначально костел, вероятно, не был посвящен св. Варфоломею, одному из двенадцати апостолов Иисуса. Его оригинальные изображения даже не были найдены в помещениях церкви, но все же часть стен еще остается покрытой толстым слоем штукатурки и ждет реставраторов.

От оригинального интерьера церкви остались лишь скамейки и очень старый орган, на котором часто играл композитор и органный мастер Бедржих Видерман. Другой достопримечательностью костела св. Варфоломея является краеугольный камень церкви, которая должна была быть построена на Черному Мосту. Камень, освященный папой римским Иоанном Павлом II, до сих пор хранится здесь.

До 1854 года вокруг церкви размещалось кладбище, от которого до наших дней сохранилось всего несколько надгробных камней, в том числе в стиле ампир и рококо. С конца XIX века жители Кийе пользуются новым кладбищем на улице Broumarská.

Архитектура

Костел сооружен из тесанных песчаных блоков и представляет собой однонефное здание с удлиненным кораблем и квадратной башней, занимающей всю его ширину. Сооружение, вероятно, планировалось в качестве прочного убежища для жителей Кийе, поэтому церковь и оснащена такими мощными стенами с узкими коридорами в них.

Изначально внутреннее пространство костела было разделено на места для обычных людей и возвышающуюся трибуну для благородных вельмож и важных прихожан церкви. В средние века трибуна имела свой отдельный вход.

В начале XVII века прошла первая значительная реконструкция здания, в ходе которой был сделан крестовый свод и пристроена ризница. Барочная мебель появилась в интерьере костела примерно в тот же период. Образ св. Варфоломея на алтаре был нарисован неизвестным художником в 1736 году, позже его переделал более знаменитый мастер Йозеф Войтех Геллих. Во второй половине XVIII века последовали новые структурные изменения: романские окна были замурованы, а вместо них проложены новые в продольных стенах.



Следующая масштабная реконструкция церкви прошла в 60-е годы XIX века. Тогда была отремонтирована часть мебели, пристроена прихожая, романская башня увеличена на один этаж, а ее деревянная часть заменена каменной. Купель для церкви была спроектирована архитектором Йозефом Краннером в 1845 году. Именно во время этой реконструкции были обнаружены ценные готические фрески с изображением трех пражских епископов и других святых. В конце XX века прошел последний значительный ремонт здания, который включал в себя восстановление романских окон.

Костел св. Варфоломея по-прежнему регулярно используется местным приходом для богослужений, поэтому посмотреть его интерьер можно во время мессы или во время праздников. Но все же наибольший интерес представляет внешний облик романского здания, возраст которого подчеркивают окружающие могущественные деревья.

Костёл Свято́го Варфоломе́я (лит. Švento apaštalo Baltramiejaus bažnyčia, польск. kościół Świętego Bartłomieja, бел. Касьцёл Сьвятога Барталамея) в Вильнюсе - римско-католический костёл во имя апостола Варфоломея на Заречьи; возведённый в XVII веке, перестроенный в 1824 году. С 1996 года костёл принадлежит белорусам. С 13 марта 2016 года все службы в костёле ведутся на белорусском языке. Службы проходят каждый день в 18:00, а по воскресеньям - две мессы: в 10:00 и 12:00. Адрес: улица Ужупё, 17a (Užupio g. 17a).

На Заречьи с 1644 года существовал монастырь регулярных каноников покаяния (Ordo Canonicorum Regularium Mendicantium Sanctae Mariae de Metro de Poenitentia), в Польше известных под названием марки (поскольку с 1257 года их первоначальной обителью был костёл Святого Марка в Кракове), а в Литве их называли белыми августинцами, поскольку они придерживались монашеского устава Августина Блаженного и носили одежду белого цвета. При нашествии войск Алексея Михайловича в 1655 году деревянные постройки монастыря и храма были сожжены. В 1664 году Ян Райский возвёл каменную часовню. В 1778 году она была перестроена по проекту Мартина Кнакфуса в стиле классицизма. Во время восстания 1794 года здание пострадало и стараниями отца Августина Стодольника было отстроено в 1823-1824 годах по проекту Кароля Подчашинского, по определению Юлиуша Клосса, в духе «довольно наивного классицизма», а по мнению Владаса Дремы - в эклектичном стиле. В 1881 году была построена колокольня. В таком виде костёл сохранился до наших дней. При костёле был образован приход, при нём на средства монахов содержалась приходская школа. В 1779 году в связи с упразднением ордена иезуитов в ведение монастыря белых августинцев был передан костёл Святого Казимира (до 1814 года). После восстания 1831 года в Литве были закрыты обители белых августинцев в местечке Южинтай (ныне Рокишкского района) и в Виденишках под Молятами. Руководство ордена перебралось в монастырь на Заречьи. Однако в 1845 году и этот монастырь российскими властями был закрыт. Монахи были распределены по монастырям других орденов. Последним приходским священником из числа каноников покаяния был Балтромей Поплавский (Baltramiejus Paplauskis). После его смерти костёл перешёл в ведение бернардинцев из расположенного неподалёку бернардинского монастыря. После восстания 1863 года в 1864 году был упразднён и бернардинский монастырь. Здания бывшего монастыря белых августинцев и сад были переданы в собственность прихода Судярве; костёл был закрыт, но позволялось служить мессы приходящим священникам. В 1878 году сюда из костёла Святых Иоаннов был перенесён образ девы Марии из бывших Трокских ворот, опекаемый цехом гончаров. На средства этого цеха и была построена башня в 1882 году. С 1883 года в храме возобновились регулярные службы. Перед Второй мировой войной в Вильне обосновались монахи редемптористы и временно пользовались костёлом Святого Варфоломея для своих молебнов. В 1949 году советскими властями храм был…