Покаяние раскольникова перед честным народом. Сочинение на тему: исповеди и раскаяния раскольникова (ф

Тема: Сочинение по пословице"Поспешишь - людей насмешишь"

Ход занятия:

I . Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, расшифровав слова.

ПОСОООИКЫ

ПОГЛВВВРЦИ

Кто прочитал слова? Какие это слова? (Пословицы и поговорки)

Тема урока: " Пословицы и поговорки". Напишем сочинение по пословице " Поспешишь- людей насмешишь".

II . Лингвистический этап

1. Эмоциональная речевая разминка

Прочитайте пословицу " Поспешишь- людей насмешишь" с вопросительной, восклицательной интонацией.

2. Работа над пословицами

- Прочитайте пословицы.

Без труда не накинешь платок.

На всякий роток не вытащишь и рыбку из пруда.

Что вы заметили? (перепутаны части двух пословиц)

Как поняли смысл пословиц? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. - нужно прикладывать усилия в любой работе. На всякий роток не накинешь платок.- пословица о сплетнях)

Замените пословицами предложения.

    Учись всю жизнь. (Век живи, век учись.)

    Беречь время. (Делу время - потехе - час.)

    Не болтай. (Держи язык за зубами.)

    Держи слово. (Не давши слова, крепись, а давши - держись.)

(Раскрывается лексическое значение слова "потеха". Потеха - забава, развлечение.)

3. Орфографическая минутка

"Собери пословицу"

    В, мешке, утаишь, не, шило. (Шила в мешке не утаишь)

    В, один, не, поле, воин.(Один в поле не воин.)

    Труд, перетрут, терпенье, и, все. (Терпенье и труд все перетрут.)

Найдите орфограммы в глаголах. (Не утаишь, перетрут)

4. Веселая минутка. Инсценировка по пословице.

Каждый ряд учащихся показывает заранее подготовленную пантомиму на тему пословицы или поговорки. остальные учащиеся отгадывают ее.

    Цыплят по осени считают.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Любишь кататься - люби и саночки возить.

III .Литературоведческий этап

1. Работа над деформированными предложениями

Ребята, пословицы рассыпались, помогите их собрать.

    Лихо век не забудется, а добро помнится.(Лихо помнится, а добро век не забудется.)

    Тому помнит зло кто тяжело.(Тому тяжело, кто зло помнит.)

    Против худу не устоять добра.(Не устоять худу против добра.)

2. Восстанови предложение

Дополни пословицы.

    Добро помни, а зло...(забывай)

    Старое добро и во сне... (хорошо).

    Ласковое слово, что... (весенний день)

    На свете не без... (добрых людей).

3. Работа над деформированным планом

Ребята, Незнайка составил распорядок дня, проверьте, все ли он правильно сделал.

План

1. Пойти в школу.

2. Умыться.

3. Сделать зарядку.

4. Посетить кружок рисования.

5. Позавтракать.

6. Лечь спать.

7. Сделать домашнее задание.

Как нужно расположить пункты плана? (2,3,5,1,4,7,6)

4. Работа с деформированным текстом

Прочитайте текст. Все ли в нем верно? Исправьте его, если нужно?

1. При появлении письменности заметки были записаны. 2. Устное творчество народа очень развито. 3. Народ замечал и запоминал все, что видел. 4. Так мудрость народа дошла до нас в пословицах. 5. Оно развивалось до появления веков, еще до появления письменности

5. Языковая игра

Отгадай по началу пословицы.

    Терпение и труд...(все перетрут).

    Дело мастера... (боится).

    С волками... (жить - по - волчьи выть).

    Яблоко от яблони... (недалеко падает).

    Ученье свет, а... (неученье - тьма).

6. Сочинение по пословице" Поспешишь- людей насмешишь".

Когда мы спешим? Всегда ли нужно спешить? Когда человек что-то быстро делает, он всегда смешит людей, потому что у него все получается некрасиво и смешно. И поэтому люди сеются над его делами.

Речевая задача: напишите рассказ о смешной ситуации, в которой мог оказаться человек, делавший все наспех.

7. Проверка выполнения речевой задачи.

Например, человек торопится в школу и написал некрасиво, и все смеются. Или быстро оделся и выглядит неаккуратно. Всем весело на него смотреть.

Если человек спешит, он может надеть задом наперед кофту, трико. Если он будет очень быстро делать уроки, то допустит много ошибок. Вот и придумали: " Поспешишь- людей насмешишь".

IV . Итог урока

До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступления Родиона Раскольникова – главного героя романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом своем романе "Бедные люди" затронул тему маленького человека, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Социальная тема, тема бедных людей", "униженных и оскорбленных", была продолжена автором в "Преступлении и наказании" Проблема преступления

Рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями. В "Неточке Незвановой" сказано: "Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочное чувство". В романе "Идиот" Ф.М. Достоевский утверждает: "Сказано "не убий!", так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя". Но роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман "Преступление и наказание".

В письме М.Н. Каткову Ф.М. Достоевский сообщал: "Пишу роман о современном преступлении". Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением. Причину этого писатель видит в падении общественной нравственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирующие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее (вспомним хотя бы роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?"). В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации и - что самое главное - русское общество начинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир, популярным становится атеизм.

Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть Петербурга, клоаку столицы. Толкая своего героя на убийство, Ф.М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его "среда заела". Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования "сверхлюдей", то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, "дрожащей твари", о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

Раскольников нарушил одну из важнейших христианских заповедей "Не убий!" По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыблемы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих заповедей. Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи. "Деизм дал нам Христа, то есть до того высокое представление человека, что его понять нельзя без благоговения, и нельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали нам атеисты?" - спрашивает Россию Достоевский, и сам отвечает: теории, которые порождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к потере нравственного идеала, Бога в человеке.

К атеизму может прийти лишь человек, живущий разумом. Раскольников - студент, сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могиле все способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Следовательно, по мнению Достоевского, разумная жизнь человека должна быть подчинена чувству, иначе обществу не избежать преступлений.

Достоевский осветил больные сторон современного ему общества и нарисовал живые картины русский действительности. Созданные автором образы проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Ф. М. Достоевский не сомневается, что современные преступления есть следствие неправильной жизни людей. В мире царствует зло, ненависть, люди унижены, их чувства втаптываются в грязь. Как же бороться с преступлениями? Ни в коем случае не насилием! Зло всегда будет порождать зло, а потому необходимо искать нравственные пути изменения человека. Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу "маленького человека" и открыл в нем залежи духовной щедрости.

Отчетливо понимая, что Раскольников – убийца, мы все же не перестаем ему сочувствовать. Понимаем, что наказание неизбежно, так что же тогда для Достоевского наказание? По мнению писателя, юридическое наказание, такое, как оно осуществляется в обществе, не имеет смысла. Само по себе оно может лишь вызвать чувство еще большей озлобленности. Наказанием для героев Ф. М. Достоевского становятся муки совести, ощущение постоянной нравственной неудовлетворенности своим поступком. Человек приходит к очищению только тогда, когда он вновь обретает Бога и осознает нравственный идеал. Это возможно только в том случае, когда преступник находит в себе силы для общения с человеком, который может этот нравственный идеал явить. Для Раскольникова таким человеком становится Соня.

Совершив убийство, которое полностью должно было быть оправданным "теорией", Раскольников чувствует себя отделенным от матери, сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных. Почему? Дело в том, что сам Раскольников осознает себя преступником, человеком, который не имеет больше права на нормальную жизнь. Но это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он "вынужден" убить беременную Лизавету.

Читателя мучает вопрос: может ли преступник вернуться к нормальной жизни? Может, утверждает Достоевский, если пройдет через долгие физические и нравственные страдания, если сможет отказаться от тех "теорий", которые сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова.

Центральным героем романа Ф М. Достоевского "Преступление и наказание" является Родион Раскольников. Именно он совершает в произведении преступление, именно на него обрушивается наказание, что и составило основное содержание романа. Я долго думал над чем, каковы причины совершенного этим героем преступления. И вот мои соображения.

Герой Достоевского отличается огромной восприимчивостью. Блуждая по Петербургу, он видит страшные картины жизни большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального туника. Невыносимо тяжкая жизнь тружеников, обреченных на нищету, унижения, пьянство, проституцию и гибель, потрясает его.

Достоевский передал это с таким горячим, взволнованным сочувствием, что роман стал безжалостным приговором обществу, основанному на социальной несправедливости. Встреча с Мармеладовым, а также с Соней, вынужденной убить свою молодость и продавать себя, чтобы не умерла с голоду ее семья, рождает в душе главного героя стремление к бунту. Раскольников становится своеобразным мстителем за поруганных и обездоленных людей. Горячо воспринятые им людские страдания по-особому раскрываются в символическом сне Раскольникова из V главы романа, где рисуется зверское избиение лошади, вырастающее в картину величайших человеческих мук.

Другой причиной совершенно! и преступления является безысходность собственного положения Раскольникова. Студент юридического факультета, Раскольников настолько "задавлен бедностью", что принужден оставить университет, ибо ему нечем платить за обучение. Это озлобляет героя. Он тянется к знаниям, он ищет приложения своих способностей, хочет радоваться земному, существованию. "Я и сам жить хочу", — говорит он.

Бедность и унижения Раскольникова, естественно, усиливают его протест. Интересно в этом плане сравнение Раскольникова с Германом из "Пиковой дамы" Пушкина. Тот тоже идет на убийство старухи. Но между ними есть существенная разница. Если целью Германа становится получение богатства, то Раскольников менее всего стремится к этому. Примечательно, что он не воспользовался взятыми деньгами и ценностями старухи-процентщицы, хотя тоже намеревался поправить свое бедственное положение.

Также причиной совершенною убийства становятся бедствия близких и родных Раскольникова, людей, живших вне Петербурга. Он получил от матери, Пульхерии Александровны, письмо, из которого узнает об оскорблениях, перенесенных его сестрой Дуней в доме Свидригайлова, и о се решении выйти замуж за Лужина, чтобы этой жертвой спасти от неминуемых несчастий мать и брата. Родион не может принять этой жертвы. Он говорит сестре и матери: "Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!" Но Раскольников в то же время не может помочь ни им, ни себе. И эго снова осложняет конфликт Раскольникова с окружающим его миром.

Но есть еще одна, весьма немаловажная причина, толкнувшая Раскольникова на преступление. Это его теория, философская идея, которая оправдывает преступления вообще. Суть её доносится до читателя сначала в статье героя, затем в его размышлениях и, наконец, в спорах с Порфирием Петровичем.

Что же это за идея? Герой романа убежден, что все люди разделяются на два разряда: на низший (людей обыкновенных), то есть на материал, служащий для зарождения себе подобных, и высший, то есть людей необыкновенных, имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. "Обыкновенные люди — это те, которые живут в послушании, это "твари дрожащие", которые обязаны быть послушными и достойными презрения. "Необыкновенные" люди — разрушители. Это сильные люди. От имеют право преступить закон, молчаливо принятый большинством, а значит — перешагивать через трупы, через кровь. К этой категории людей относятся Ликург, Солон, Наполеон. Они не останавливаются перед жертвами, насилием и кровью. Мир так устроен, что происходит попрание "тварей дрожащих" Наполеонами. Раскольников не случайно обращается к фигуре Наполеона, поскольку именно Бонапарт не останавливался перед гибелью многих и многих тысяч людей. Он жертвовал множеством жизней, стремясь достигнуть своей цели.

Эту теорию Раскольников и пытается применить по отношению к самому себе, желая выявить свое собственное место в жизни. Отсюда его признание Соне: "Мне надо было узнать тогда... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?". Применив эту теорию к себе, Раскольников намеревается сначала опробовать ее, провести эксперимент, а затем широко воплотить в реальную действительность. Это поможет, по мнению героя, помимо всего, утвердить себя. Об этом он говорит так: "Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убивал..."

Наконец, отметим последнюю причину. Раскольников намерен решить еще и проблему нравственную: можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью?

Итак, герой совершил убийство "по теории". И тут начались мучительные страдания Раскольникова. Трагедия его оказалась в том, что он, согласно теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но в сердце его живет огонь жертвенной любви к людям. Теория Раскольникова и его поступок сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым, отчего Родион страдает безмерно.

Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая, как он надеялся, выведет его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Он чувствует полную отгороженность от мира и людей, не может более находиться с матерью и сестрой, не радуется природе. Родион понимает несостоятельность своей теории "сильного человека".

Окончательное становление героя на путь покаяния и искупления совершается по дороге в контору, где ему предстоит сделать страшное признание. Он все еще терзается сомнениями. Прерывистый внутренний монолог, полный самоупреков, свидетельствует и распаде личности на части, одна из которых совершает поступки, другая их оценивает, третья выносит приговор, четвертая следит за собственными мыслями. Неожиданно Раскольников сталкивается с нищенкой, просящей милостыню. Подавая ей последний пятак, он слышит обычный в таких случаях ответ: "Сохрани тебя Бог!" Но для него этот ответ наполнен глубоким смыслом.

Герой вспоминает совет Сони: "Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я убийца!" И Раскольников идет на Сенную площадь, где встает перед всем миром на колени и совершает очистительный обряд целования земли. Происходит мгновенный переход из душевного состояния раздробленности в состояние внутреннего единства личности. Родион спокойно относится к насмешкам и пересудам толпы, он испытывает чувство наслаждения и счастья. Все, что происходит в эти минуты ясности, происходит "раз навсегда".

Достоевский-психолог раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий. Писатель привел своего героя к покаянию и нравственному очищению. Очень чутко, во многом пророчески понял Достоевский роль идей общественной жизни. Великий русский писатель показал всем, что с идеями нельзя шутить. Они могут быть как благотворными, так и разрушительными для человека и общества в целом.

Герой романа Федора Михайловича Достоевского - один из представителей, так называемых «лишних людей» в литературе того времени. Главное отличие Родиона Раскольникова заключается в его личности - стихийного бунтаря. Против чего бунтует герой? Какие способы избирает для того, чтобы выразить свой протест? И в чем, наконец, его покаяние?

Для того, чтобы разобраться в острой проблеме Родиона Раскольникова, нужно обратить внимание на его письмо. То самое, в котором герой выразил свои мысли, и приведшее, в конечном счете, его к разоблачению. Основная мысль письма - «Тварь и дрожащая или право имею? » может быть выражена следующим образом. Раскольников придерживается мысли, что каждый человек сам себе господин и соответственно, все ему позволено. Во имя и ради себя, можно таким образом совершить любое преступление, вплоть до самого страшного - человекоубийства.

Самое интересное то, что в романе присутствует еще одно преступление. Направленно оно, однако, не на физическое истребление, а на душевную гибель. И автор этого преступления - Сонечка Мармеладова. Прикрываясь христианским добродетельным веером и защитой семьи от голодной смерти, Сонечка идет на нравственное преступление. Разврат и греховное соблазнение, в конечном счете, должны погубить не только саму Сонечку, но и ее семью, которую она якобы защищает.

(Кадр из кинофильма "преступление и наказание", роли Георгий Тараторкин и Татьяна Бедова, СССР 1969 )

С другой стороны именно Сонечка, своим свободным выбором, толкает Родиона на убийство. Несмотря на смелые рассуждения, Раскольников никогда бы не решился не действие, если бы не пример Сонечки. Случайный разговор, подслушанный у пьяного в кабаке о юной проститутке - был тем толчком, который и стал решающим в преступлении героя.

Покаяние Родиона началось, пожалуй, практически сразу после убийства старухи процентщицы. Если смерть старой, мерзкой коммерсантки еще могло быть оправдано больной совестью Раскольникова, то вот убийство ее сестры нет. С христианской точки зрения Лизавета Ивановна - тот самый невинный агнец, которого принесли в жертву. Абсолютно не виновата ни в чем, всю жизнь, страдающая от козней старухи-процентщицы, Лизавета стала точкой отсчета нравственного и духовного очищения героя. Если бы Раскольников действительно «право имел » он бы оставил Лизавету в живых. Убийство старой девы мгновенно поставило Родиона в разряд «тварей дрожащих ».

(Спектакль "Преступление и наказание" в постановке Владимира Уварова )

Сказать, что покаяние Родиона Раскольникова возникло благодаря Соне Мармеладовой, пожалуй, необоснованно. Оно началось раньше и случилось бы и без нее. Но вот искупление, новая жизнь после совершенного стала возможна и Родиону, и Соне только друг с другом. Ведь и Соня Мармеладова благодаря Родиону нашла свое спасение.