Понятие «конфиденциальной информации», ее виды, основные методы правового регулирования. Что такое конфиденциальность персональных данных? На что делится информация конфиденциальная

Конфиденциальность

Конфиденциальность. (англ. confidence - доверие) - необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации.

В англо-американской традиции различают два основных вида конфиденциальности: добровольную (privacy) и принудительную (secrecy). (См. Эдвард Шилз - The Torment of Secrecy: The Background & Consequences Of American Security Policies (Chicago: Dee ) В первом случае имеются в виду прерогативы личности, во втором случае имеется в виду информация для служебного пользования, доступная ограниченному кругу официальных лиц фирмы, корпорации, государственного органа, общественной или политической организации. Хотя privacy и secrecy схожи по значению, на практике они обычно противоречат друг другу: усиление secrecy ведёт к нарушению и уменьшению privacy. В тоталитарных и авторитарных государствах под конфиденциальностью, как правило, имеется в виду только secrecy.

Определения

Конфиденциальность информации - принцип аудита , заключающийся в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов , получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам, либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия собственника экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определённой информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия её обладателя .

Конфиденциальная информация - информация , доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и представляет собой коммерческую, служебную или личную тайны, охраняющиеся её владельцем.

Служебная тайна - защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости. Однозначное определение понятия «служебная тайна» в действующем законодательстве РФ отсутствует. Служебная тайна является одним из объектов гражданских прав по гражданскому законодательству РФ. Режим защиты служебной тайны в целом аналогичен режиму защиты коммерческой тайны . В ряде случаев за разглашение служебной тайны закон предусматривает уголовную ответственность (например, за разглашение тайны усыновления , или за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицом, которому такие сведения стали известны по службе) .

Служебная тайна - информация с ограниченным доступом, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне и персональным данным, содержащаяся в государственных (муниципальных) информационных ресурсах, накопленная за счет государственного (муниципального) бюджета и являющаяся собственностью государства, защита которой осуществляется в интересах государства .

Защита конфиденциальности является одной из трёх задач информационной безопасности (наряду с защитой целостности и доступность информации).

Актуальность конфиденциальности

С момента начала использования компьютерных технологий во всех сферах деятельности человека, появилось много проблем, связанных с защитой конфиденциальности. Главным образом это связано с обработкой документов с применением компьютерных технологий. Многие административные меры по защите конфиденциальности частных лиц и организаций утратили свою силу в связи с переходом документооборота в абсолютно новую среду.

При получении личных писем, при заключении договоров, во время деловой переписки, при телефонных разговорах со знакомыми и незнакомыми людьми, человек пользовался различными средствами аутентификации . Личные письма отправлялись с указанием существующего почтового адреса или имели штамп именно тех почтовых отделений, где проводилась обработка таких писем. При заключении договоров применялись бланки, произведённые на типографиях , на которых с использованием пишущих машинок, имевших уникальные серийные номера, печатался текст, который затем подписывался должностным лицом и заверялся печатью организации. При разговорах по телефону, достоверно было известно, что разговор ведётся именно с тем человеком, голос которого был ранее известен. Многие сотни административных мер были направлены на защиту конфиденциальности при общении людей.

С внедрением компьютерных технологий в жизнь человека многое изменилось. При использовании, например, электронной почты появилась возможность указания несуществующего обратного адреса или имитации получения письма от знакомого человека. При повседневном общении через сеть Интернет многие признаки, идентифицирующие того или иного человека в обычной жизни (пол, возраст, степень образования), перестали быть таковыми. Появилась так называемая «виртуальная реальность ».

Быстро и эффективно решить проблемы связанные с защитой конфиденциальности в компьютерных системах невозможно. Появилась необходимость в комплексном подходе к решению данных проблем. Этот подход должен предполагать использование организационных и правовых мер, а также программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту конфиденциальности, целостности и доступности.

На сегодняшний день в организациях для обеспечения корректной работы со сведениями конфиденциального характера существует набор норм. Руководитель организации подписывает перечень сведений, имеющих конфиденциальный характер. В договоре, подписываемом работником и работодателем, существует пункт, в котором говорится об ответственности за некорректную работу с конфиденциальными сведениями, в результате чего при несоблюдении прописанных в договоре норм по работе с этими сведениями, появляется законное основание для привлечения таких сотрудников к административной или уголовной ответственности . А также в организациях имеется комплекс мер, направленных на обеспечение защиты конфиденциальных сведений. Например, такими мерами могут являться: подбор квалифицированного персонала, прогнозирование возможных угроз и проведение мероприятий по их предотвращению, использование различного уровня доступа персонала к информации с различной секретностью.

Так как невозможно детально изучить данную область в короткие сроки, было введено направление по подготовке специалистов в сфере информационной безопасности.

С помощью программно-аппаратных средств защиты информации, представленных различными производителями, можно достичь более высоких показателей эффективности, если применять их комплексно. К таким средствам относят оборудование для криптографической защиты речевой информации, программы для криптографической защиты текстовой или иной информации, программы для обеспечения аутентификации почтовых сообщений посредством электронной цифровой подписи, программы обеспечения антивирусной защиты , программы защиты от сетевых вторжений , программы выявления вторжений, программы для скрытия обратного адреса отправителя электронного письма.

Подобный перечень программно-аппаратных средств, как правило, разрабатывается специалистами в области защиты информации с учётом многих факторов, например характеристики автоматизированной системы, количества пользователей в этой системе, различия уровня доступа этих пользователей и т. д.

Конфиденциальность в законодательстве РФ

Примечания

Литература

  • Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - VI, 858 с - (Б-ка словарей «ИНФРА-М»)

Ссылки

  • Конфиденциальная информация в российском законодательстве

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Конфиденциальность" в других словарях:

    Секретность, тайность, доверительность, засекреченность. Ant. открытость, гласность Словарь русских синонимов. конфиденциальность см. секретность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

    конфиденциальность - Свойство информации, состоящее в том, что она не может быть доступна для ознакомления неавторизованным пользователям и / или процессам. Содержание критической информации в секрете; доступ к ней ограничен узким кругом пользователей (отдельных лиц… … Справочник технического переводчика

    КОНФИДЕН ИАЛЬНЫЙ [дэ], ая, ое; лен, льна (книжн.). Секретный, доверительный. К. разговор. Сообщить конфиденциально (нареч.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Конфиденциальность - Этическое требование, применяющееся как в экспериментальных исследованиях, так и в психотерапии. Согласно этому требованию участники или пациенты имеют право на то, чтобы информация, собранная во время исследования или сеанса лечения, не… … Большая психологическая энциклопедия

Конфиденциальная информация в трудовых отношениях Иванов Дмитрий Викторович

1.1. Понятие конфиденциальной информации

В условиях рынка и конкуренции возникают проблемы, связанные с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и информации, имеющей коммерческое значение, иных сведений, в частности, о результатах интеллектуальной деятельности: секретах производства, служебных секретах производства и др.

Информация обладает рядом присущих ей свойств.

Полезность информации состоит в том, что она создает субъекту выгодные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного результата.

В свою очередь, полезность информации (особенно коммерческой) зависит от своевременного ее доведения до субъекта предпринимательства. Например, из-за несвоевременного поступления полезных по своему содержанию сведений упускается возможность заключить выгодную торговую или иную сделку. Результат – время упущено, информация теряет свою полезность.

Критерии полезности и своевременности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы с критерием достоверности оцениваемой информации. Недостоверные сведения сводят к нулевому эффекту своевременность и кажущуюся их полезность для субъекта предпринимательства.

Ценность информации – это комплексный показатель ее качества, мера пригодности для принятия решений в конкретной сфере. Отсюда коммерческая ценность информации – это показатель ее пригодности (полезности) для принятия решений в коммерческой деятельности. Ценность информации складывается из достоверности, актуальности, полноты, полезности и своевременности информации.

Для предпринимательской деятельности, а значит, и для трудовых отношений (т. е. предпринимателя – работодателя), особое значение имеет коммерческая информация. В зарубежной экономической литературе предпринимательская информация рассматривается не в качестве средства достижения положительного результата (прибыли), а, прежде всего, как условие, способствующее или препятствующее его наступлению (например, в законодательстве Великобритании иностранные юристы выделяют такое понятие, как «бизнес-информация»).

По мнению английских правоведов (Ли, Мартина, Хейда), в рыночной экономике информация также является товаром, и ее получение, хранение, передача и использование должны подчиняться законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник имеет право охранять свои интересы и защищать необходимую информацию, получая при этом определенную свободу предпринимательства. Право на тайну означает ограничение государственного вмешательства в экономическую жизнь предприятия и защиту его интересов при взаимодействии с другими субъектами рыночных отношений. Главное назначение бизнес-информации – обеспечивать предприятию экономические преимущества в конкурентной борьбе.

Информация как понятие имеет различные аспекты изучения. В переводе с латинского «informatio» – разъяснение, изложение, уведомление, истолкование, представление, иначе говоря, сведения о чем-либо, являющиеся объектом сбора, хранения и переработки. Такое определение дается в экономическом словаре.

В конце 50-х годов один из основоположников кибернетики – Норберт Винер определил информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде». В данном определении ученый впервые затрагивает проблему неполноты получаемой индивидом информации, с одной стороны, и необходимость защиты сведений от «случайностей внешней среды» – с другой.

Правовое понятие информации дано в п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (далее – Закон об информации): информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В п. 1 ст. 5 указанного Закона говорится о том, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Надо сказать, что предполагаются некоторые изменения терминологии, предусмотренные проектом Федерального закона № 404643–5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“, рассмотренного в первом чтении Государственной Думой РФ 6 октября 2010 г., а именно слова „конфиденциальная информация“ заменить словами „информация, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности,“ либо словами „информация ограниченного доступа“.

Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Таким образом, термин «информация» становится универсальным, он обозначает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т. п. В данном определении сведения понимаются как реальные объекты социальной жизни: лица, предметы, факты, события, явления, процессы. Эти сведения могут служить и объектом познания, и ресурсом пополнения информационной базы: с одной стороны, сведения могут быть получены в результате исследования окружающей действительности и приобщены к уже существующей объективной системе знаний о мире, а с другой – быть объектом поиска, производимого конкретным потребителем для достижения его целей.

Кроме того, при взаимодействии информации и общества происходит изменение социальных регуляторов (морали, права), а также структурное изменение всего общества под воздействием технических и технологических процессов. Повсеместное внедрение информационных технологий и основанных на них информационных телекоммуникационных сетей привело к формированию глобального межгосударственного информационного виртуального пространства, в котором информация вращается в непривычной для традиционного права электронной форме.

Таким образом, усиление информационной зависимости человека от растущего объема потребляемой информации требует упорядочения и системной организации самой информации, в том числе с помощью норм права.

Родоначальником отдельного информационно-правового направления сначала советского, а ныне российского правоведения стал А. Б. Венгеров. Он выделил определенные признаки (свойства) информации, принципиально значимые для правового опосредования отношений по поводу информации (информационных отношений). К ним, в частности, относятся известная самостоятельность информации по отношению к своему носителю; возможность многократного использования одной и той же информации; ее неисчерпаемость при потреблении; сохранение передаваемой информации у передающего субъекта (этим признаком информация принципиально отличается от вещных материальных объектов); способность к сохранению, агрегированию, интегрированию, накоплению, «сжатию»; количественная определенность; системность.

Качество современного уровня правового регулирования отношений по поводу информации во многом определяется степенью учета законодателем этих признаков (свойств).

Первое российское легальное определение понятия «информация» было дано в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ, в ст. 2 которого говорилось, что информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. В действующем Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ определение информации, как выше говорилось, представлено в более общем виде. Информацией являются любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления.

Пункт 3 ст. 5 Закона об информации содержит классификацию информации в зависимости от порядка ее предоставления или распространения. Так, по этому основанию информация подразделяется на свободно распространяемую; предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается, например, информация, составляющая государственную или коммерческую тайну. В п. 2 этой статьи приводится разделение информации в зависимости от категории доступа к ней. По этому основанию информация может быть общедоступной; ограниченного доступа.

Основы правового режима информации ограниченного доступа были установлены в ст. 10 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Часть 2 ст. 10 определяла два базовых типа информации ограниченного доступа: информация, отнесенная к государственной тайне (т. е. секретная), и конфиденциальная информация.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 1 ст. 9 Закона об информации). Таким образом, конфиденциальной может быть любая информация, могущая повлечь указанные последствия. Конфиденциальная информация может выражаться не только в секретах производства, сведениях, недоступных для других, но и быть тайной. Российское законодательство устанавливает различные виды тайны: государственную, коммерческую, служебную, профессиональную, иную, а также персональные данные. Регулированию отношений, связанных с персональными данными, посвящен специальный Федеральный закон «О персональных данных», принятый 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (далее – Закон о персональных данных).

Конфиденциальная информация определена в п. 7 ст. 2 Закона об информации через требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Надо сказать, что ее режим довольно резко критикуется в литературе как весьма неопределенный. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» использует лишь самые общие нормативные установки, например: «Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение» (ч. 4 ст. 9).

Само слово «конфиденциальность» в переводе с латинского означает «доверие» (т. е. передавая такую информацию, мы надеемся на ее сохранность и нераспространение, так как ее разглашение может нанести сторонам определенный ущерб). Это определение небезупречно. Вряд ли можно согласиться с определением конфиденциальной информации опять-таки через информацию с ограниченным доступом, не содержащую государственную тайну, во-первых, потому, что такое определение оказывается в замкнутом круге: нельзя определять подобное подобным; во-вторых, государственная тайна – это тоже конфиденциальная информация.

Возникает вопрос и о соотношении конфиденциальной информации и информации ограниченного доступа. Понятие информации, находящейся в ограниченном обороте, очень «молодое» даже по меркам российского информационного права, пишет С. В. Комлев. Впервые это понятие было введено в Федеральный закон «О кредитных историях». Несмотря на то что смысловое содержание понятия информации, находящейся в ограниченном обороте, активно использовалось и ранее, законодатель официально ввел его в российскую правовую систему только в начале 2005 г. Согласно ч. 4 ст. 7 указанного законодательного акта совокупность информации, содержащейся в титульной, основной и дополнительной (закрытой) частях кредитных историй, является ограниченно оборотоспособным объектом. Представляется не только достаточно удобным, но и обоснованным и возможным распространить этот термин на весь спектр информации, хоть и не относящейся к государственной тайне, но свободное распространение которой нанесет существенный вред общественным отношениям. Под информацией, находящейся в ограниченном обороте, следует понимать информацию, обладатель которой принимает меры к ее охране и защите и свободное распространение которой может нарушить права и свободы человека или затронуть его законные интересы, а также может нанести вред экономическим интересам организации.

К информации, находящейся в ограниченном обороте, относятся сведения, составляющие:

1) коммерческую тайну; 2) аудиторскую тайну; 3) банковскую тайну; 4) налоговую тайну; 5) тайну страхования; 6) тайну связи; 7) тайну завещания; 8) адвокатскую тайну; 9) врачебную тайну; 10) тайну усыновления ребенка; 11) содержание кредитных историй физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Из приведенного перечня видно, что информация, находящаяся в ограниченном обороте, встречается во многих сферах общественной жизни. Информация, находящаяся в ограниченном обороте, характеризуется следующими признаками: она не является государственной тайной; в информации содержатся сведения, свободный оборот которых может нанести ущерб обладателю данных сведений или лицу, сведения о котором содержатся в информации. Собственник или законный обладатель принимает меры по охране и защите информации.

Надо сказать, что действующее законодательство, точно не определяя конфиденциальную информацию, тем самым затрудняет и понимание соотношения безусловно близких и взаимозависимых категорий, в том числе конфиденциальной информации и информации ограниченного доступа, коммерческой, служебной, профессиональной, иной тайны, секретов производства, служебных произведений. Этому препятствует разнобой терминологии различных нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые отношения, а в некоторых случаях и коллизия некоторых норм законов, о чем более подробно ниже, когда речь пойдет о конкретных видах конфиденциальной информации. Анализируя нормативные правовые акты, имеющие прямое отношение к рассматриваемому вопросу, можно констатировать, что информация разделяется на 1) общедоступную; 2) информацию ограниченного доступа (терминология ст. 7 и 9 Закона, которая, как можно судить по тексту, тождественна сведениям конфиденциального характера (терминология Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. в ред. Указа Президента РФ от 23 сентября 2005 г.). В свою очередь, информация ограниченного доступа (сведения конфиденциального характера) подразделяется на персональные данные, коммерческую, служебную, профессиональную и иные тайны. Особняком стоит государственная тайна, хотя она, разумеется, представляет собой конфиденциальные сведения.

Заслуживает внимания мнение Е. К. Волчинской, которая полагает, что можно выделить несколько условий, необходимых и достаточных для установления режимов конфиденциальности:

– заинтересованность субъекта в ограничении доступа к информации, свидетельствующая о том, что конкретная информация представляет для него ценность (в моральном, материальном или ином аспекте);

– наличие интереса (права) других субъектов на получение и/или использование этой информации, т. е. обладатель, реализуя свой интерес, не должен нарушать законные права других субъектов на получение информации;

– право ограничивать доступ к информации может распространяться только на информацию, полученную законным путем, в том числе самостоятельно, по договору, в дар и т. д.;

– информация, доступ к которой ограничивается, не должна быть общеизвестной;

– обладатель информации, к которой он хочет ограничить доступ, должен обеспечить необходимые меры защиты этой информации – установить режим тайны.

Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 (в редакции Указа Президента РФ от 23 сентября 2005 г. № 1111 установлен перечень сведений конфиденциального характера:.

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Согласно ст. 5 Закона «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 года к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну, относятся перечисленные в п. 1–11:

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а именно ст. 9 Закона об информации. В соответствии с ним «Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну служебную тайну и иную тайну обязанность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение» (п. 4). Понятие конфиденциальной информации достаточно широкое, поскольку к этой категории, надо полагать, относятся все виды информации ограниченного доступа, защищаемой законом, – коммерческая, профессиональная и другие тайны, а также некоторые иные сведения, в отношении которых установлен режим конфиденциальности.

Перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию, не подлежит расширенному толкованию. Поэтому произвольное отнесение кем-либо к разряду конфиденциальной другой, не предусмотренной перечнем информации не влечет за собой правовых последствий. Общедоступной информацией являются общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Установлению правового режима общедоступной информации посвящена ст. 7 Закона об информации. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать свое имя в качестве источника такой информации.

В п. 1 ст. 6 Закона об информации дано понятие «обладатель информации», под которым понимается физическое, юридическое лицо, Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование, которые либо своими силами создали информацию, либо приобрели на основании закона или договора право предоставлять или ограничивать возможность других лиц получать и использовать определенную информацию. Обращает на себя внимание, однако, что из этого перечисления выпадают организации без образования юридического лица, что отнюдь небезразлично для трудовых отношений, т. к. эти организации могут быть работодателями (ст. 20 ТК РФ).

Предметом обладания являются сведения независимо от формы их предоставления.

В прежнем законодательстве субъект, осуществляющий права собственности в отношении информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения лишь в части владения и пользования ими, а также реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных Законом, именовался владельцем указанных объектов.

С точки зрения трудового права небезынтересно определить, при каких обстоятельствах как та, так и другая сторона трудового договора может обладать конфиденциальной информацией, и какого именно вида.

Исходя из содержания ст. 6 Закона об информации, работодатель – безусловный обладатель как производственной, технической, экономической, организационной и другой конфиденциальной информации, так и информации, касающейся работника, необходимой работодателю в силу исполнения работником своей трудовой функции (ст. 65, 88 ТК РФ). Работник также может быть обладателем производственной и прочей информации, во-первых, потому, что она может быть доверена ему работодателем как необходимая для выполнения трудовой функции, во-вторых, работнику могут принадлежать результаты интеллектуальной деятельности, созданные в процессе трудовой деятельности, как-то: изобретения; полезные модели; промышленные образцы и т. п. (ст. 1225 ГК РФ). Кроме того, в силу главы 14 ТК РФ и Закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ работник – физическое лицо является субъектом персональных данных (п. 1 ст. 3).

Однако при этом надо иметь в виду следующее.

Согласно главе 70 части четвертой ГК РФ, в отличие от недействующего ныне Закона об авторских правах 1993 г., по-иному решаются вопросы авторских прав на служебные произведения. В свое время в ст. 14 Закона об авторском праве служебные произведения делились на произведения, созданные «в порядке выполнения служебных обязанностей» и «в порядке служебного задания» работодателя. Эти два положения отличаются друг от друга тем, что при выполнении служебного задания работнику дается прямое указание о создании определенного произведения, причем такое указание может не вытекать из его служебных обязанностей и находиться за рамками таких обязанностей. В п. 1 ст. 1295 ГК РФ понятие служебного произведения сужено таким образом, что под него подпадают лишь произведения, созданные в пределах установленных для работника трудовых обязанностей, и взаимоотношения работника и работодателя по поводу служебного задания должны регулироваться дополнительным соглашением.

Любые условия, касающиеся взаимоотношений между работником (автором) и работодателем по поводу служебного произведения, могут быть согласованы как в трудовом, так и в ином договоре (абз. 1 п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Хотя служебные произведения создаются в рамках трудовых отношений, следует согласиться с мнением В. А. Дозорцева, что трудовой договор в этом случае является основанием заключения гражданско-правового договора, поскольку субъективные гражданские права, включая право на получение автором вознаграждения от работодателя, могут предоставляться только по гражданско-правовому договору.

Если продолжать рассматривать фигуру обладателя информации, то необходимо сказать, что в Законе об информации появляется особый субъект правоотношений в сфере информации – оператор информационной системы. Определение его понятия впервые дано в Законе «О персональных данных», в п. 2 ст. 3 которого сказано, что оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных. По общему правилу, оператором считается собственник используемых при этом технических средств, хотя в ч. 5 ст. 14 Закона об информации содержится исключение из этого правила, сделанное в отношении государственных информационных систем: при создании такой системы ее оператором может быть и лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы. Если информационная система не является государственной или муниципальной, то порядок ее создания и эксплуатации определяется ее оператором (ч. 6 ст. 13 Закона об информации). Поэтому прежде чем привлечь оператора к оказанию услуг по эксплуатации информационной системы и заключить с ним соответствующий договор, важно ознакомиться с его внутренними правилами или положениями (которые обычно включаются в условия договора и поэтому имеют юридическую силу для сторон).

С учетом высказанных соображений можно предложить для обсуждения следующее определение понятия конфиденциальной информации.

Под конфиденциальной информацией следует понимать легально полученную информацию, которая в силу закона или иного акта, имеющего юридическое значение, доступна строго определенному кругу лиц и в отношении которой установлен режим определенного рода секретности.Глава 1 Понятие, виды и источники правового регулирования конфиденциальной

1.2. Виды и основные источники правового регулирования конфиденциальной

2.3. Ответственность сторон трудового договора за невыполнение обязанностей по сохранению (неразглашению) конфиденциальной информации В современном обществе информация является одним из наиболее значимых элементов бизнеса, да и любой продуктивной деятельности.

Статья 7. Раскрытие саморегулируемой организацией информации и защита саморегулируемой организацией информации от ее неправомерного использования 1. Саморегулируемая организация обязана раскрывать путем ее опубликования в средствах массовой информации и в

Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках 1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц,

Статья 15.12. Выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением

§ 1. Понятие доказательств, средств доказывания и отграничение их от оперативно-розыскной информации Развитие правовой теории невозможно без разработки методологии. Это относится к любой отрасли права, в том числе к уголовному процессу и оперативно-розыскному

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ: ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ И НЕДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ Существуют различные подходы к пониманию информации.С точки зрения философии информация – это некое разнообразие, которое отражающий субъект создает об отражаемом; сообщение,

70. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ К средствам массовой информации относятся радиовещание, телевизионное вещание, распространение тиражированной печатной, звуковой и визуальной продукции (книги, газеты, журналы, грампластинки, компакт-диски,

Статья 361-2. Несанкционированные сбыт или распространение информации с ограниченным доступом, хранящейся в электронно-вычислительных машинах (компьютерах), автоматизированных системах, компьютерных сетях или на носителях такой информации 1. Несанкционированные сбыт

Как соотносится право на информацию и право на неразглашение конфиденциальной информации? Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», развивая положения Конституции РФ, к числу принципов правового

К какому виду конфиденциальной информации относится врачебная тайна? Тайна в общем понимании – это «то, что скрывается от других, что известно не всем, секрет». Этические нормы общества предполагают, что каждый человек должен сохранять тайну, доверенную ему другим

4.1. Понятие информации и методы ее обработки Что такое информация В свое время знаменитый британский государственный деятель Бенджамин Дизраэли подметил, что, «как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией». Понятно, что эту самую

Об информации, информационных технологиях и о защите информации Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (Извлечение) ‹…›Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе‹…›7) конфиденциальность информации – обязательное для

Значение определения "конфиденциальность" в переводе с английского означает доверие и трактуется как необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации. С точки зрения этимологии, слово "конфиденциальный" происходит от латинского confidentia - доверие и в современном русском языке означает "доверительный, не подлежащий огласке, секретный".

Конфиденциальная информация может быть любая информация с ограниченным доступом, не отнесённая действующим законодательством к государственной тайне, так как информация с ограниченным доступом - это прежде сведения, данные и знания, известные определенному кругу лиц, имеющих для них особую ценность. Ограничение доступа к информации устанавливается в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основу для законодательного закрепления отдельных видов конфиденциальной информации в Российском законодательстве составляет Конституция Российской Федерации, в ней закреплено право граждан, организаций и государства на тайну. На основе этих положений Конституции Российской Федерации отраслевым законодательством выделяются соответствующие виды информации с ограниченным доступом.

Отметим, что родоначальником отдельного информационно-правового направления сначала советского, а ныне российского правоведения стал А.Б. Венгеров. Он выделил определенные признаки (свойства) информации, принципиально значимые для правового опосредования отношений по поводу информации (информационных отношений), отнеся к ним, в частности, известную самостоятельность информации по отношению к своему носителю; возможность многократного использования одной и той же информации; ее неисчерпаемость при потреблении; способность к сохранению, агрегированию, интегрированию, накоплению, "сжатию" и др.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" конфиденциальная информация является документированной информацией и предоставляется на материальном носителе (бумажный, электронный), доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целом данное определение следует признать достоверным, за исключением, того момента, что не всегда информация с ограниченным доступом является документированной, например сведения, составляющие личную и семейную тайну, а также тайну голосования и тайну исповеди, не обязательно зафиксированы на материальном носителе.

В случае если информация с ограниченным доступом зафиксирована на материальном носителе, то конфиденциальность сведений отражает гриф, устанавливаемый на материальном носителе информации.

Для обозначения грифа конфиденциальности используются международные и национальные нормативные документы. Причем требования российского законодательства отличаются от международных стандартов.

Так в соответствии с международным стандартом ISO 17799 "Безопасность информационных систем" используются следующие обозначения:

ОТ - открытая информация;

КИ - конфиденциальная информация;

СКИ - строго конфиденциальная информация.

В российском законодательстве используются следующие грифы конфиденциальности:

ОТ - открытая информация;

ДВИ - для внутреннего использования;

КИ - конфиденциальная информация.

В настоящее время нет четкой и единой классификации видов конфиденциальной информации, хотя действующими нормативными актами установлено свыше 30 ее разновидностей. Определенные попытки такой классификации предприняты учеными. А. И. Алексенцев предлагает следующие основания разделения информации по видам тайны:

  • - собственники информации (по отдельным видам они могут частично совпадать);
  • - области (сферы) деятельности, в которых может быть информация, составляющая данный вид тайны;
  • - на кого возложена защита данного вида тайны (по некоторым видам тайны здесь также возможно совпадение).

Конфиденциальная информация может быть предметом трудового договора. Обладателем конфиденциальной информации всегда является работодатель и работник, причём последний обладает не только сведениями о себе (персональными данными), но в силу трудового договора может хранить секреты производства и иные тайны.

Условием трудового договора будет обязанность не разглашать информацию, отвечающую признакам конфиденциальности (п. 7 ст. 2 закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), а не только охраняемую законом тайну (государственная служебная, коммерческая, иная).

Таким образом, конфиденциальная информация может быть не только дополнительным, как об этом сказано в статье 57 ТК РФ, но и обязательным условием трудового договора.

А. А. Фатьянов классифицирует подлежащую защите информацию по трем признакам: по принадлежности, по степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) и по содержанию.

По принадлежности владельцами защищаемой информации могут быть органы государственной власти и образуемые ими структуры (государственная тайна, служебная тайна, в определенных случаях коммерческая и банковская тайны); юридические лица (коммерческая, банковская служебная, адвокатская, врачебная, аудиторская тайны и т. п.); граждане (физические лица) - в отношении личной и семейной тайны, тайны исповеди, нотариальной, адвокатской, врачебной.

По степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) в настоящее время можно классифицировать только информацию, составляющую государственную тайну.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне" только для информации составляющей государственную тайну устанавливаются три степени секретности сведений, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Примечательно, что в США и в ряде НАТО грифы секретности схожи с установленными отечественным законодательством - "конфиденциально (confidential)", "секретно (secret)", "совершенно секретно (top secret)". Для остальных видов тайн данное основание классификации пока не разработано, при этом согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне", использование названных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.95г. №1203 (уточнен Указом Президента РФ от 11.02.2006 № 90). К сведениям, представляющим государственную тайну, относят:

  • - информацию в военной области;
  • - информацию о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности;
  • - информацию в области экономики, науки и техники;
  • - сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

В частности, в сферах экономики, науки и техники к государственной тайне относятся сведения:

  • - о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение;
  • - о методах и средствах защиты секретной информации;
  • - о государственных программах и мероприятиях в области защиты государственной тайны.

Следует обратить внимание, что вышеизложенные классификации не являются исчерпывающими и их разработка еще предстоит науке и законодательству. Отсутствие четкой классификации конфиденциальной информации и их правовых режимов в законодательстве приводит к значительному числу противоречий и пробелов.

С правовым режимом конфиденциальной информации связано еще больше неопределенности, чем с режимом секретной информации. Считается, что типология конфиденциальной информации была установлена Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "О перечне сведений конфиденциального характера". Указом определено шесть типов конфиденциальной информации, которые представлены следующим образом:

  • 1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
  • 2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.
  • 3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом и федеральными законами (служебная тайна).
  • 4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайны, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
  • 5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом и федеральными законами (коммерческая тайна).
  • 6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Перечень сведений конфиденциального характера дополняют другие нормативно-правовые акты: Основы законодательства РФ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", законы РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", "О нотариате", "Об адвокатуре", "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", "О банках и банковской деятельности", а также Налоговый кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др.

К этому Указу накопилось довольно много претензий, главные из которых состоят в том, что он классифицирует виды конфиденциальной информации неполно, и некорректно. В последнем случае, например, указывают на то, что такая разновидность профессиональной тайны по этому Указу, как "тайна переписки... согласно ст. 23 Конституции РФ должна относиться к праву каждого человека, а не только специалиста определенной профессии", указывают также на то, что не проводится разграничения персональных данных и тайны частной жизни, и т.д. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" также не снимает обозначенной проблемы, поскольку использует лишь самые общие нормативные установки, например: "Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение" (ч. 4 ст. 9).

Рассмотрим наиболее существенные виды информации конфиденциального характера, утвержденные Указом Президента РФ от 06 марта 1997 № 188.

27 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 152-ФЗ "О персональных данных". Данный закон регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных. Также в рамках данного закона появилось следующее определение:

"Конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания" (п.10. ст.3 ФЗ № 152-ФЗ).

Принятие Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ призвано защитить конфиденциальные сведения (персональные данные субъекта), такие как: ФИО, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

В качестве примера конфиденциальности информации о персональных данных субъекта можно привести положения, отмеченные в Письме Банка России от 28 ноября 2001 г. № 137-Т "О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (состав персональных данных для идентификации физического лица):

  • - фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
  • - дата и место рождения;
  • - место жительства (регистрации);
  • - место пребывания;
  • - сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия и номер, орган, выдавший документ, дата выдачи документа).

Другим примером являются персональные данные, предусмотренные ФЗ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ: "Сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния".

Одно из противоречий о защите персональных данных субъекта наглядно иллюстрирует банковская практика. Например, при открытии накопительного вклада на имя другого лица, вкладчик должен предоставить банку персональные данные этого лица; при оформлении кредита в банке или торговых точках необходима ксерокопия документа, содержащего персональные данные (в основном, паспорта); при оформлении договора зарплатного проекта для сотрудников предприятия банк обязан уведомить каждого сотрудника предприятия о начале обработки его персональных данных и получить согласие до выпуска карты и т.д. Все это существенно осложняет работу банков, процедуру обработки информации и передачи ее третьей стороне. Также, становится невозможной работа по обмену информацией о клиенте между филиалами одного банка. Филиал не может отправить куда-либо сведения об этом гражданине или информацию о его текущих делах без получения соответствующего разрешения от клиента. Необходимо учесть, что клиент имеет право не давать согласие на передачу его персональных данных третьим лицам. В этом случае гражданин получает возможность скрыть отрицательно характеризующую его информацию.

Проблема связана с отношением регулирующих органов к персональным данным как к самостоятельному объекту правовой охраны наряду с государственной тайной, коммерческой тайной, профессиональной тайной и т.п. И для этого есть основания, поскольку в ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" положения о персональных данных включены в статью, где перечислены виды информации ограниченного доступа (государственная, коммерческая, служебная, профессиональная тайны). Это создает путаницу, так как требование конфиденциальности персональных данных не абсолютно. Открытые персональные данные также обрабатываются и должны защищаться, например, на официальных сайтах органов государственной власти, профессиональных энциклопедиях и т.п.

Следующий вид информации с ограниченным доступом - служебная тайна - представляет наибольшую сложность с точки зрения определения ее понятия и правового режима, поскольку в этот вид тайны в разное время включалось и теперь включается различное содержание.

Определение служебной тайны дано в Указе Президента РФ от 06 марта 1997 № 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера", согласно которому служебная тайна представляет собой служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами. Стоит отметить, в связи с отменой ст. 139 ГК РФ данное определение утратило всякую правовую основу.

В действующем законодательстве не определено однозначно понятие служебной тайны. Большинство ученых склонно придерживаться мнения, что к служебной тайне относятся те сведения о физических и юридических лицах, которые становятся известными различным должностным лицам по роду их служебной деятельности, однако в силу своего особого характера не могут свободно распространяться. В силу этого к служебной тайне относят тайну следствия, врачебную тайну, налоговую тайну, адвокатскую тайну и др.

Для обозначения служебной информации конфиденциального характера помимо термина "служебная тайна" используется целый ряд других, в первую очередь, - "служебная информация".

Длительное время единственным источником, в котором было закреплено легальное определение служебной информации, была ст.31 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг": "служебной информацией федеральный закон понимает любую не являющуюся общедоступной информацию об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения…".

Следует обратить внимание на то, что, во-первых, данное определение не является универсальным и применяется только в рамках соответствующего правового института. Во-вторых, закон прямо устанавливает, что служебная информация представляет собой сведения с ограниченным доступом. В третьих, в связи с принятием 27 июля 2010 Федерального закона № 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст.31. Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" утратил силу в январе 2011 г. Термин "служебная информация" заменена термином "инсайдерская информация".

Понятие "служебная информация" также, находит свое отражение в законодательных актах -- посвященных государственной и муниципальной службе, где используется достаточно часто, но ее содержание в них не раскрывается. Так, в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ст.15 и ст.7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" устанавливается обязанность соблюдать порядок работы со служебной информацией: "не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство", и "сотрудник таможенного органа не вправе: использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию". Согласно ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ст.7.1. Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" устанавливается запрет для государственных и муниципальных служащих: "разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей".

В свою очередь в постановлении Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти" понятие "служебная информация" отражено в перечне сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:

  • - акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
  • - сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
  • - описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;
  • - порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;
  • - решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;
  • - сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
  • - документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Таким образом, можно сделать вывод, что служебная информация - это конфиденциальные служебные сведения о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральными законами или в силу исполнения должностных обязанностей, а также сведения, поступившие органам государственной власти от физических и юридических лиц, имеющие действительную ценность в силу неизвестности их третьим лицам и доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами.

В настоящее время все больше уделяется внимание еще одному виду информации с ограниченным доступом - коммерческая тайна.

Понятие "коммерческая тайна" в переводе с английского "commercial" означает перечень сведений о деятельности фирмы, предприятия, не подлежащих разглашению ввиду возможных убытков, недополученной прибыли и других отрицательных последствий.

В российском законодательстве определение коммерческой тайны указано в ст.3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне", понятие "коммерческая тайна" - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Под информацией, составляющей коммерческую тайну, понимается научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе, составляющая секреты производства - ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Носителями коммерческой информации являются руководители предприятий или организаций, а также другие служащие, допущенные к коммерческим секретам. При этом сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия или организации в соответствии со ст.4 от 29.07.2004 № 98-ФЗ, разрабатываются и утверждаются руководителем предприятия или организации с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.1991 № 35 "О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".

В российском законодательстве нет исчерпывающих сведений относящихся к понятию "коммерческая тайна", но в литературе приведены примерные перечни сведений, относящихся к коммерческой информации

Так, Э. Соловьев предлагает следующий ориентировочный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну:

  • - сведения о производственных возможностях предприятия;
  • - организация труда;
  • - структура кадров и производства;
  • - сведения о проектах годовых и перспективных экспортно-импортных планов по внешнеэкономической деятельности;
  • - инвестиционные программы;
  • - имущественное положение предприятия;
  • - бюджет;
  • - методы изучения рынка сбыта;
  • - круг клиентов;
  • - сведения об иностранных партнерах;
  • - структура цены;
  • - условия по сделкам;
  • - особые условия контрактов;
  • - сведения о детальной расшифровке предмета лицензий при их купле-продаже;
  • - результаты научных исследований и проектных разработок;
  • - технические проекты;
  • - конструкция объекта;
  • - изобретения, "ноу-хау", промышленные и технические образцы;
  • - сведения, связанные с технологической информацией;
  • - способы производства продукции.

В.А. Герасименко, Д.В. Павлов, А.А. Шиверский приводят следующий примерный перечень сведений, относимых к коммерческой тайне:

  • 1. Сведения стратегического характера:
    • - планы развития производства, в том числе с применением новых технологий, открытий и т.п.;
    • - причины, сдерживающие развитие предприятия, трудности и возможные пути их преодоления и т.п.
  • 2. Технологическая и научно-техническая информация, лежащая в основе производства предприятием конкурентоспособной продукции; разработка технологий и новых видов продукции с учетом потребностей рынка и т.д.
  • 3. Деловая информация:
    • - о торговых и деловых партнерах, клиентах, посредниках, поставщиках и т.д.;
    • - об условиях контрактов, соглашений, договоров и др.;
    • - о состоянии кредитно-финансовой системы предприятия;
    • - маркетинговая информация.

Положительным элементом формулировок содержания коммерческой тайны, приведенных В.А. Герасименко, Д.В. Павлов, А. А. Шиверским и Э. Я. Соловьевым, является то, что они попытались выделить основные области предпринимательской деятельности, в которых могут существовать сведения, составляющие коммерческую тайну.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что действующее законодательство никак не ограничивает предметный характер информации, составляющей коммерческую тайну. К коммерческой тайне относятся конфиденциальные сведения в областях: производственно-хозяйственной; коммерческой; управленческой; научно-технической; финансовой, главное, чтобы данная информация имела бы коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Остальные виды тайн чаще всего обозначены, их объемы пересекаются, одна тайна накладывается на другую. Такое положение крайне отрицательно складывается на правоприменительной практике. Проблемы с определением круга сведений, относящихся к конкретному виду тайн, существуют даже в отношении наиболее "проработанных" законодательно тайн (таких как, государственная тайна и "ноу-хау"), что нередко подтверждает и судебная практика.

Поэтому, при решении вопроса об отнесении конкретной информации к защищаемой нужно руководствоваться определенными критериями, т.е. признаками, при наличии которых информация может быть отнесена к защищаемой.

Общей основой для отнесения информации к защищаемой является ценность информации, поскольку именно ценность информации диктует необходимость ее защиты. Поэтому критерии отнесения информации к защищаемой являются по существу критериями определения ее ценности.

Критерии отнесения открытой информации к защищаемой:

  • - необходимость информации для правового обеспечения деятельности предприятия. Это относится к документированной информации, регламентирующей статус предприятия, права, обязанности и ответственность его работников;
  • - необходимость информации для производственной деятельности (это касается информации, относящейся к научно-исследовательской, проектной, конструкторской, технологической, торговой и другим сферам производственной деятельности);
  • - необходимость информации для управленческой деятельности, сюда относится информация, требующаяся для принятия управленческих решений, а также для организации производственной деятельности и обеспечения ее функционирования;
  • - необходимость информации для финансовой деятельности;
  • - необходимость информации для обеспечения функционирования социальной сферы;
  • - необходимость информации как доказательного источника на случай возникновения конфликтных ситуаций;
  • - важность информации как исторического источника, раскрывающего направления и особенности деятельности предприятия.

Эти критерии обусловливают необходимость защиты открытой информации от утраты.

Названные выше критерии отнесения открытой информации к защищаемой вызывают потребность в защите от утраты и конфиденциальной информации.

Однако основной, определяющий критерий отнесения информации к конфиденциальной и защиты ее от утечки - возможность получения преимуществ от использования информации за счет неизвестности ее третьим лицам.

Этот критерий имеет две составляющие: Неизвестность информации третьим лицам. Получение преимуществ от использования информации (получение выгоды, предотвращение политического, экономического или морального ущерба). Эти две составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены с одной стороны, неизвестность информации третьим лицам сама по себе ничего не значит, если не обеспечивает преимуществ тому, кто ее защищает, с другой стороны, преимущества можно получить только за счет такой неизвестности.

При отсутствии названных выше критериев нет оснований для перевода информации в категорию защищаемой. Но наличие этих критериев не означает, что информация во всех случаях без исключения должна быть отнесена к охраняемой. Критерии - это лишь объективные показатели возможности отнесения информации к защите.

Для реализации этой возможности в действительности необходимы следующие условия:

  • 1. Если информация не является общедоступной на законном основании, т.е. не содержит сведений, которые запрещено относить к конфиденциальным. Перечни таких сведений содержатся в нормативных актах РФ.
  • 2. Если имеются технические возможности для защиты носителей информации. Речь идет об объектах, которые практически невозможно скрыть от технических средств обнаружения и фиксации, особенно спутниковых.
  • 3. Если затраты на защиту информации не превысят количественных и качественных показателей преимуществ, получаемых при ее защите.

Таким образом, правовой и методологической основой для разработки перечней защищаемой информации являются: критерии отнесения информации к защищаемой; условия отнесения информации к защищаемой; понятие соответствующего вида тайны (их характеристики и показатели); специфика предприятия (для коммерческой тайны, что для одних является коммерческой тайной, для других - рекламная информация).

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), циркулирующая в обществе информация подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. Законом также установлено, что ограничения на доступ к информации устанавливаются только федеральными законами (ч. 2 ст. 5).

Закон об информации подразделяет информацию в зависимости от порядка ее предоставления или распространения (ст. 5):

1) на информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Законодательством Российской Федерации установлено, что информация ограниченного доступа может составлять государственную тайну или относиться к конфиденциальной информации.

Сведения, относящиеся к государственно тайне

К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 01.12.2007).

Конфиденциальная информация и ее виды

Определение понятия «конфиденциальность информации» дает Закон об информации: «конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя».

Виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. от 23.09.2005). К ней относятся:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Персональные данные , в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в т.ч. его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Указанным Законом установлен порядок обработки персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

Законом об информации (ст. 11) установлено, что не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Порядок обработки персональных данных в рамках трудовых отношений установлен Трудовым кодексом Российской Федерации (гл. 14), согласно которому работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами организации, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Положение о неразглашении персональных данных содержится и в Федеральном законе от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. от 18.07.2006), в ст. 12 которого говорится о том, что сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.

Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 137) предусматривает уголовную ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан.

Тайна следствия и судопроизводства. Положения о недопустимости разглашения следственных данных установлены, в частности, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации: «Данные предварительного расследования не подлежат разглашению… Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается» (ч. 1, 3 ст. 161).

Разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание, влечет уголовную ответственность.

Служебные сведения ограниченного доступа (служебная тайна). Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. от 23.09.2005) определяет служебную тайну как служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» установлен порядок обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти относит к служебной информации ограниченного распространения несекретную информацию, касающуюся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Положением установлено, что на документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования». Положение также определяет порядок изготовления, учета документов ограниченного распространения и организации их документооборота.

■ Сведения, связанные с профессиональной деятельностью: врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и др. Порядок обращения и порядок доступа к информации, составляющей различные виды профессиональной тайны, регламентируется рядом законодательных актов Российской Федерации. Как правило, это законодательные акты, регулирующие отношения в определенных сферах деятельности. Например, Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. 24.07.2007, с изм. от 03.12.2007) содержит ст. 8 «Адвокатская тайна», в которой установлено, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (в ред. от 18.10.2007) устанавливают: «Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий, или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия» (ст. 5).

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (в ред. от 18.10.2007) установлено, что информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных Законом (ч. 1, 2 ст. 61 «Врачебная тайна»).

Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 25.03.1998 № 30 «О соблюдении конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну» установлен комплекс организационных мер по обеспечению защиты информации, составляющей врачебную тайну.

Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (в ред. от 26.06.2007) содержит положения, направленные на защиту тайны связи, – тайны переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи. Тайна связи не подлежит разглашению без согласия пользователя услуг почтовой связи. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям (ст. 15).

Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 138) влечет уголовную ответственность.

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничивается (коммерческая тайна). Определение коммерческой тайны приведено в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 139) и Федеральном законе от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 24.07.2007). Закон трактует коммерческую тайну как конфиденциальность информации, позволяющую ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (ст. 3).

Закон «О коммерческой тайне» устанавливает виды информации, которая не может составлять коммерческую тайну. Это информация, содержащаяся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; содержащаяся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест и др. (ст. 5).

Данный Закон устанавливает меры организационного характера, обеспечивающие защиту документов, содержащих коммерческую тайну, от несанкционированного доступа. В том числе законом установлен гриф ограничения доступа к документам, содержащим коммерческую тайну, – «Коммерческая тайна».

■ Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них, в соответствии с Указом Президента РФ 06.03.1997 № 188, также являются конфиденциальной информацией. Меры по защите такого рода информации установлены Гражданским кодексом Российской Федерации (ч. 4).

В.Ф. Янковая,
канд. ист. наук, зам. директора ВНИИДАД

В организациях всегда имеются управленческие документы, утечка содержания которых нежелательна или просто вредна, так как может быть использована прямо или опосредственно во вред ее авторам.

Такая информация и соответственно документы, содержащие ее, считаются конфиденциальными (закрытыми, защищаемыми) .

Документированная информация ограниченного доступа всегда принадлежит к одному из видов тайны - государственной или негосударственной.

В соответствии с этим документы делятся на секретные и несекретные .

Обязательным признаком (критерием принадлежности) секретного документа является наличие в нем сведений, составляющих в соответствии с законодательством государственную тайну.

Несекретные документы , включающие сведения, относимые к негосударственной тайне (служебной, коммерческой, банковской, профессиональной, производственной и др.), или содержащие персональные данные граждан, именуются конфиденциальными.

Законодательством РФ установлено, что документированная информация (документы) является общедоступной, за исключением отнесенной законом к категории ограниченного доступа .

При этом документированная информация с ограниченным доступом подразделяется:

1) на информацию, отнесенную к государственной тайне,

2) конфиденциальную информацию.

Оба указанных вида информации подлежат защите от незаконного распространения (разглашения) и относятся к охраняемой законодательством тайне.

Обязательным признаком конфиденциального документа является наличие в нем информации, подлежащей защите.

То есть, конфиденциальна, прежде всего, информация, а уж затем становятся конфиденциальными и документы, в которых эта информация зафиксирована.

К категории конфиденциальной информации относятся все виды информации ограниченного доступа, защищаемой законом - коммерческая, служебная, личная. За исключением государственных секретов.

Информация может быть разделена на три категории.

1. Несекретная (или открытая) , которая предназначена для использования как внутри фирмы, так и вне нее.

2. Для служебного пользования , которая предназначена только для использования внутри фирмы. Она подразделяется, в свою очередь, на две подкатегории:

Доступную для всех сотрудников фирмы;

Доступную для определенных категорий сотрудников, но могущую быть переданной в полном объеме другому сотруднику для производства необходимой работы.

3. Секретная информация (или информация ограниченного доступа), которая предназначена для использования только специально уполномоченными сотрудниками фирмы и не предназначена для передачи иным сотрудникам в полном объеме или по частям.



Информацию второй и третьей категории обычно называют конфиденциальной.

Таким образом, конфиденциальная информация - информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством и уровнем доступа к информационному ресурсу.

Конфиденциальная информация становится доступной или раскрытой только санкционированным лицам, объектам или процессам.

Российское законодательство выделяет несколько видов конфиденциальной информации.

Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (ред. от 23.09.2005) утвержден Перечень сведений конфиденциального характера:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные).

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства , а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Служебные сведения , доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью , доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью , доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).



6. Сведения о сущности изобретения , полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Конфиденциальность информации предполагает защиту ее от несанкционированного доступа.