Преступление и наказание путь раскольникова к раскаянию. Душевная жизнь и раскаяние раскольникова

До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступления Родиона Раскольникова – главного героя романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом своем романе "Бедные люди" затронул тему маленького человека, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Социальная тема, тема бедных людей", "униженных и оскорбленных", была продолжена автором в "Преступлении и наказании" Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями. В "Неточке Незвановой" сказано: "Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочное чувство". В романе "Идиот" Ф.М. Достоевский утверждает: "Сказано "не убий!", так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя". Но роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман "Преступление и наказание".

В письме М.Н. Каткову Ф.М. Достоевский сообщал: "Пишу роман о современном преступлении". Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением. Причину этого писатель видит в падении общественной нравственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирующие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее (вспомним хотя бы роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?"). В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации и - что самое главное - русское общество начинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир, популярным становится атеизм.

Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть Петербурга, клоаку столицы. Толкая своего героя на убийство, Ф.М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его "среда заела". Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования "сверхлюдей", то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, "дрожащей твари", о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

Раскольников нарушил одну из важнейших христианских заповедей "Не убий!" По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыблемы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих заповедей. Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи. "Деизм дал нам Христа, то есть до того высокое представление человека, что его понять нельзя без благоговения, и нельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали нам атеисты?" - спрашивает Россию Достоевский, и сам отвечает: теории, которые порождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к потере нравственного идеала, Бога в человеке.

К атеизму может прийти лишь человек, живущий разумом. Раскольников - студент, сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могиле все способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Следовательно, по мнению Достоевского, разумная жизнь человека должна быть подчинена чувству, иначе обществу не избежать преступлений.

Достоевский осветил больные сторон современного ему общества и нарисовал живые картины русский действительности. Созданные автором образы проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Ф. М. Достоевский не сомневается, что современные преступления есть следствие неправильной жизни людей. В мире царствует зло, ненависть, люди унижены, их чувства втаптываются в грязь. Как же бороться с преступлениями? Ни в коем случае не насилием! Зло всегда будет порождать зло, а потому необходимо искать нравственные пути изменения человека. Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу "маленького человека" и открыл в нем залежи духовной щедрости.

Отчетливо понимая, что Раскольников – убийца, мы все же не перестаем ему сочувствовать. Понимаем, что наказание неизбежно, так что же тогда для Достоевского наказание? По мнению писателя, юридическое наказание, такое, как оно осуществляется в обществе, не имеет смысла. Само по себе оно может лишь вызвать чувство еще большей озлобленности. Наказанием для героев Ф. М. Достоевского становятся муки совести, ощущение постоянной нравственной неудовлетворенности своим поступком. Человек приходит к очищению только тогда, когда он вновь обретает Бога и осознает нравственный идеал. Это возможно только в том случае, когда преступник находит в себе силы для общения с человеком, который может этот нравственный идеал явить. Для Раскольникова таким человеком становится Соня.

Совершив убийство, которое полностью должно было быть оправданным "теорией", Раскольников чувствует себя отделенным от матери, сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных. Почему? Дело в том, что сам Раскольников осознает себя преступником, человеком, который не имеет больше права на нормальную жизнь. Но это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он "вынужден" убить беременную Лизавету.

Читателя мучает вопрос: может ли преступник вернуться к нормальной жизни? Может, утверждает Достоевский, если пройдет через долгие физические и нравственные страдания, если сможет отказаться от тех "теорий", которые сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова.

Раскаяние Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Достоевский в своем романе раскрывает образ, доведенного до отчаяния человека, совершившего преступление, стремиться передать нам его мысли, переживания, чувства, муки совести, показать психологию убийцы, и, прежде всего, размышляет на тему раскаяния и искупления греха.

Раскольников Родион Романович – бывший студент, живущий в Петербурге, университет покинул из-за недостатка средств. Причин, заставивших его совершить убийство старухи-процентщицы, не мало: нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят героя до изнеможения, он вынужден скрываться от хозяйки дома, так как нечем платить за жилье, сестра Дуня, чтобы помочь брату и матери, решившаяся выйти замуж за развратного Лужина. Проходя по окраинам Петербурга, ему взору предстают картины нищеты и унижения, кто-то пытаемся совершить самоубийство, кто-то торгует своим телом, как дочь его друга Мармеладова Соня, а кто-то наживается на других людях, как, ненавидимая им, старуха. Все эти события проходят через душу Раскольникова, влияют на его психику. В его душе созревает бунт против всей этой несправедливости. Он решает совершить малое зло ради большого добра. Считает что, убив старушонку, он принесёт больше добра и справедливости этому миру, чем зла. Так же у него давно есть теория о двух видах людей. Убийством он решает проверить, кто он, «необыкновенный человек», которому позволено вершить зло ради благой цели, или же просто «тварь дрожащая» и «материал». С этими мыслями он решается на убийство.

Обстоятельства заставили Раскольникова убить не только процентщицу, он и её безобидную беременную сестру Лизавету. Совершив преступление, герой сомневается в том, что сможет хладнокровно выдержать тяжесть этого поступка, его начинают посещать тревожные сны мысли о самоубийстве, мучает совесть. Иногда же герою кажется, что он сможет жить с «черным пятном на совести». В нем пробуждаются гордость и самоуверенность. Не выдерживая, он рассказывает об убийстве Соне, которая, как он чувствует, может понять его, так как сама увязла в грехе. Она хочет спасти его душу, уговаривая раскаяться и сдаться властям. Через некоторое время он сдается полиции, он даже тогда он не расценивает это как покаяние, а лишь считает слабостью, он до сих пор не видит в содеянном большой вины. Первое время пребывания на каторге сильно укололи его гордость. Однако тягу с жизни ему вернула Соня, поехавшая за ним Сибирь.

Я считаю, Раскольников искупил свой грех тем, что раскаялся и впустил в свою душу любовь и Бога.

Другой путь искупления греха выбрал Свидригайлов. Он совершил за свою жизнь много грехов: Из-за его домогательств сестра Раскольникова потеряла место работы, он загубил несколько своих крепостных и жену. Осознав это, он пытается искупить вину перед Дуней, предлагая ей деньги и пытаясь предотвратить свадьбу с Луженым. Но, не получив прощения, накладывает на себя руки.

Мы часто можем услышать от старшего поколения, что произведения Достоевского тяжело читаются, сложны для понимания. Они не были бы написаны таким слогом, если одной из особенностей творчества Федора Михайловича не был глубокий психологический анализ внутреннего мира. Автор в каждом своем произведении уделяет много времени описанию эмоций, размышлений персонажа. Другой особенностью является то, что многие романы знамениты своим криминальным сюжетом, детективной линией.

И две эти особенности тесно связаны между собой - что движет человеком в момент совершения преступлений? Является ли это своеобразным бунтом - несогласием с определенным режимом - против общества? Рассмотрим, к примеру, Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания». Что для него является бунтом и, впоследствии, покаянием?

Раскольников - бедный, на грани нищеты, студент. Безусловно, он не привык смотреть на жизнь в розовых очках, проживая в грязном и развратном Петербурге. Родион, как и любой человек, не согласен прожить всю свою жизнь в тесной каморке, постоянно пересчитывая копейки, которых еле хватало на еду. Дальнейший ход событий известен и тем, кто ни разу не читал произведение - молодой человек убивает старушку-процентщицу, ударив топором по голове. «Ну и что же в этом такого интересного?» - спросите вы. Секундочку, самое интересное впереди.

Украденные деньги Родион кладет под камень. Однако вместо того чтобы воспользоваться ими хотя бы ради единовременного удовлетворения каких-то потребностей, он постоянно туда лишь заглядывает, дабы удостовериться: не украл ли их какой-нибудь наблюдательный бродяга? Выходит, убийство не было связано с корыстным мотивом?

Именно так. Как мы узнаем по ходу сюжета, студент отправил на публикацию свою статью «О преступлении», в которой разделил людей на два разряда: обыкновенные и необыкновенные. Необыкновенные люди примечательны тем, что им дозволено совершить преступление, если того требует их великий поступок. Другими словами, без жертв никогда не обойтись. Смекалистый читатель уже наверняка уловил главную нить рассказа, которую Достоевский сумел хорошо спрятать. Как мы уже уяснили, преступление - своеобразный бунт. И Раскольников устраивает бунт! Он ищет подтверждения своей идеи; он уверен в своей необыкновенности. Эта необыкновенность должна проявиться в полном равнодушии к совершенным деяниям.

И в чем же главная изюминка рассказа? Родион ни в коем случае не собирается признаваться в содеянном. Более того, на студента нет доказательств, формально он совершенно не виновен. Но дни идут, а совесть поглощает все больше, засасывает в свою бездну покаяния и стыда. Она окончательно одерживает верх над парнем меньше чем через месяц - Родион Раскольников является с повинной к следователю и заслуженно получает свой приговор, свое наказание. Ссылка и каторга являются вторым по счету наказанием. Первое же описано выше.

«Он хотел бы быть одним из фанатиков - это его идеал. У него есть общие с ними черты - презрение к людям, жестокость логичных выводов и готовность проводить и в жизнь. Но фанатизм идеи только одна сторона его характера. В нем есть и нежность, и любовь, и жалость к людям. Вот в чем его слабость», - писал Д. Мережковский. Идея Раскольникова не смогла полностью осуществиться из-за того, что сам Раскольников не был полностью фанатиком. К сожалению, а, может быть, к счастью, литературный мир не смог пополниться еще одной сильной личностью. Всецело сильной личностью.

До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступления Родиона Раскольникова – главного героя романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом своем романе "Бедные люди" затронул тему маленького человека, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Социальная тема, тема бедных людей", "униженных и оскорбленных", была продолжена автором в "Преступлении и наказании" Проблема преступления

Рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями. В "Неточке Незвановой" сказано: "Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочное чувство". В романе "Идиот" Ф.М. Достоевский утверждает: "Сказано "не убий!", так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя". Но роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман "Преступление и наказание".

В письме М.Н. Каткову Ф.М. Достоевский сообщал: "Пишу роман о современном преступлении". Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением. Причину этого писатель видит в падении общественной нравственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирующие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее (вспомним хотя бы роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?"). В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации и - что самое главное - русское общество начинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир, популярным становится атеизм.

Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть Петербурга, клоаку столицы. Толкая своего героя на убийство, Ф.М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его "среда заела". Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования "сверхлюдей", то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, "дрожащей твари", о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

Раскольников нарушил одну из важнейших христианских заповедей "Не убий!" По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыблемы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих заповедей. Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи. "Деизм дал нам Христа, то есть до того высокое представление человека, что его понять нельзя без благоговения, и нельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали нам атеисты?" - спрашивает Россию Достоевский, и сам отвечает: теории, которые порождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к потере нравственного идеала, Бога в человеке.

К атеизму может прийти лишь человек, живущий разумом. Раскольников - студент, сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могиле все способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Следовательно, по мнению Достоевского, разумная жизнь человека должна быть подчинена чувству, иначе обществу не избежать преступлений.

Достоевский осветил больные сторон современного ему общества и нарисовал живые картины русский действительности. Созданные автором образы проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Ф. М. Достоевский не сомневается, что современные преступления есть следствие неправильной жизни людей. В мире царствует зло, ненависть, люди унижены, их чувства втаптываются в грязь. Как же бороться с преступлениями? Ни в коем случае не насилием! Зло всегда будет порождать зло, а потому необходимо искать нравственные пути изменения человека. Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу "маленького человека" и открыл в нем залежи духовной щедрости.

Отчетливо понимая, что Раскольников – убийца, мы все же не перестаем ему сочувствовать. Понимаем, что наказание неизбежно, так что же тогда для Достоевского наказание? По мнению писателя, юридическое наказание, такое, как оно осуществляется в обществе, не имеет смысла. Само по себе оно может лишь вызвать чувство еще большей озлобленности. Наказанием для героев Ф. М. Достоевского становятся муки совести, ощущение постоянной нравственной неудовлетворенности своим поступком. Человек приходит к очищению только тогда, когда он вновь обретает Бога и осознает нравственный идеал. Это возможно только в том случае, когда преступник находит в себе силы для общения с человеком, который может этот нравственный идеал явить. Для Раскольникова таким человеком становится Соня.

Совершив убийство, которое полностью должно было быть оправданным "теорией", Раскольников чувствует себя отделенным от матери, сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных. Почему? Дело в том, что сам Раскольников осознает себя преступником, человеком, который не имеет больше права на нормальную жизнь. Но это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он "вынужден" убить беременную Лизавету.

Читателя мучает вопрос: может ли преступник вернуться к нормальной жизни? Может, утверждает Достоевский, если пройдет через долгие физические и нравственные страдания, если сможет отказаться от тех "теорий", которые сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова.