Преступление родиона раскольникова вина или трагедия.  трагедия раскольникова — социальная трагедия

Большинство творений Федора Достоевского - необычайно сложные произведения русской литературы, в которых автор проводит скрупулезные психологические изыскания. Достоевский глубоко убежден, что исключительно нравственное перерождение человека сможет изменить мир. В романе остро ставится проблема ответственности человека за содеянное преступление не только перед законом, но и, что самое главное, перед собой, перед своей совестью. Достоевский заставляет своего героя, Родиона Раскольникова, мучиться, страдать этими вопросами

Вопросов.

Молодой человек из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета университета, не способный оплатить учебу, - таков наш главный герой. Его тесная коморка похожа на гриб или шкаф, из ее окон он имеет возможность постоянно наблюдать за жизнью петербургской бедноты. Раскольников страдает от голода, его угнетают унижения, которым подвергаются мать и сестра. Раскольников умен, горд, он полон сознания собственной исключительности. Но его личные невзгоды и тягости его близких - не основная причина чудовищного преступления, «Если бы я из-за того убил, что голоден был, то я бы теперь…

Счастлив был», - искренне говорит Раскольников после содеянного. А ведь незадолго до убийства он пишет статью, в которой исследует «психологическое состояние человека после преступления». Совершенно разумно он объясняет это состояние - помрачение ума, распад воли, нелогичность поступков. Это, по его мнению, похоже на болезнь. Не обошел вниманием в статье Родион и «преступление по совести» , Существуют два разряда людей: одни никогда не нарушают установленный порядок, другие - дерзко непокорны общепринятым нормам морали. Таковы «властелины судьбы», которые достигают своих желанных целей через зло, насилие и преступления. Это Магометы и Наполеоны, герои истории. Из этой теории логически следуют вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Непосредственно перед убийством Раскольников встречается с трагедиями жизни и убеждается в справедливости «убийства по совести». Он слушает рассказ Мармеладова о жертве семнадцатилетней дочери во имя спасения семьи. А письмо матери о сестре Дуне ужасает его тем, что и в их семье может повториться судьба Сонечки Мармеладовой.

И Раскольников совершает «справедливое убийство», чтобы деньгами старухи-процентщицы спасти тысячи униженных и оскорбленных. А еще ему важно определить, к какому разряду людей относится он сам.

Итак, план удался. Но результат получился неожиданный. Героя Достоевского не покидает чувство, будто он отрезал от себя других людей. Ведь топор другого Раскольникова может обрушиться на головы Сони, Дуни, матери - «обыкновенных людей». Лопнула теория Раскольникова: жизнь всегда богаче любой теории о «Двух разрядах», «вшах», сверхлюдях. Преступную идею Раскольникова опровергает сама жизнь.

И носителями красоты и нравственности для него становятся люди, отрицающие зло, насилие и преступление; люди, которые при любых обстоятельствах верят в человека и торжество жизни.

Кто же поможет им? Всю жизнь писатель пытался найти пути к свободе людей. Однако, увы, безуспешно, но надеялся, что Раскольников облегчит другим поиски в «царстве света и мысли». Он предостерегает нас от ошибок. Достоевский глубоко убежден, что «мир спасет Красота». Не правда ли, эта мысль интересна и актуальна и сегодня. Нравственный человек найдет выход из любого жизненного угла. И когда люди будут любить друг друга, наступит «золотой век».

В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, "наполеонизма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа.

Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросил учебу в университете, будучи не в состоянии ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои роман, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила больше на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже был не в состоянии заплатить. Его положение было настолько тяжелым, что нормально питаться Родион не мог, поскольку студент находился на пансионе у владелицы дома.

Раскольников выдвигает интереснейшую теорию, по которой общество делится на две категории людей: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих "великих" людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство дряхлой, мелочной старушонки - ростовщицы, которой, по мнению Раскольникова, уже нечего делать на этом свете.

"Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости", - думает Раскольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: "Убьешь ты сам старуху или нет?" другой говорящий отвечает: "Разумеется, нет". Трусость ли это? Для Раскольникова видимо – да, но на самом деле... Мне кажется, что это элементарные человеческие, нравственные и моральные нормы. "Не убий", - гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует его наказание.

Сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха - ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она недостойна. Но как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществления "гениального" плана Раскольникова? Тут-то эта теория и дает первую брешь, во время практического исполнения. Именно это губит Раскольникова, и по другому, как мне кажется, быть не могло.

Убийство Лизаветы заставляет задуматься: а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.

На фоне социальной несправедливости, ужасных картин жизни петербургских низов, с которыми Раскольников сталкивается повсеместно, у него начинается глубочайший душевный и мировоззренческий кризис.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но, в то же время, в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий "хозяев жизни", сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные личности считают, что человеку, обладающему силой и злостью, "все дозволено."
"Мы одного поля ягоды," - говорит Свидригайлов Раскольникову. Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, "перешагнули через кровь".

Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым. Первый имеет, как я уже сказал, весьма противоречивый характер: он одновременно добрый, честный человек, совершающий ряд добрых поступков, таких как, например, огромная помощь детям Мармеладовых. Но, в то же время, на его совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены, Марфы Петровны.
Свидригайлова нельзя назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя назвать его и "серостью". Скорее, это человек, в душе которого борется добро и зло. И то и другое попеременно держат победу, но, к сожалению, в результате берет свое зло - Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством.
С Лужиным несколько проще: это сладострастное ничтожество, которое в своих мечтах стремится унизить и властвовать над более умным и чистым душой, чем он сам. Такого человека невозможно противопоставлять Родиону Раскольникову.

Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей. Он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе… Он, словно ножницами, отрезал себя от всех.

Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а "тварь дрожащая", "вошь", сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает несостоятельность своей теории "сильного человека", она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова.

Именно внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного и мировоззренческого кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра всех своих жизненных позиций.

Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее наказания каторгой.

И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление. Очень чутко, во многом пророчески, писатель понял уже в девятнадцатом веке роль идей общественной жизни. С идеями - по Достоевскому - нельзя шутить. Они могут быть благотворны, но могут оказаться разрушительной силой для человека, и для общества в целом.

В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” - характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету.
Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова?
Своего героя Достоевский наделил прекрасными человеческими качествами: Родион был “замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен”. В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа - Разумихин, Соня, Дуня - любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. Раскольникова уважает и следователь Порфирий Петрович, раньше всех догадавшийся о преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случиться?
Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за “униженных и оскорбленных”, совершил убийство “по теории”, воплощая абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию “крови по совести”, а теория толкнула на преступление.
Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь они считают, что человеку, обладающему силой и властью, “все дозволено”. “Мы одного поля ягоды”, - говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это действительно так, потому что они оба, хотя и по разным мотивам, “перешагнули через кровь”.
Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказывается несостоятельной. Мало того, Раскольников понимает наконец на каторге, что, следуя его теории и доведя ее до логического конца, человечество придет к кровавому безумию пожирающих друг друга “трихнинов”. Эта страшная догадка вызывает страдания и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отверженность от мира людей: он не может находиться рядом с любимыми матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя ото всех.
Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, “вошь”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это невыносимым гнетом ложится надушу Раскольникова. Теория “сильного человека” не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи. Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для “жизни по совести”, искупить свой грех “подвигом братолюбивого общения”.
Достоевский-психолог с такой силой обнажил трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: муки совести сильнее наказания каторгой.
И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хотел бы избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление. В таком отношении к Родиону Раскольникову сказывается, конечно, отношение самого писателя к герою. Недаром А. В. Луначарский сказал, что Достоевский сам шел на преступление со своим героем и сам каялся вместе с ним.

(По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский

Наделил прекрасными человеческими качествами: Родион был “замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен”.

В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова.

Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа – Разумихин, Соня, Дуня –

Любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. Раскольникова уважает и следователь Порфирий Петрович, раньше всех догадавшийся о преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние.

Как, почему это могло случиться? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за “униженных и оскорбленных”, совершил убийство “по теории”, воплощая абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию “крови по совести”, а теория толкнула на преступление. Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свид-ригайловьш.

Ведь они считают, что человеку, обладающему силой и властью, “все дозволено”. “Мы одного поля ягоды”, – говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это действительно так, потому что они оба, хотя и по разным мотивам, “перешагнули через кровь”. Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказывается несостоятельной. Мало того, Раскольников понимает наконец на каторге, что, следуя его теории и доведя ее до логического конца, человечество придет к кровавому безумию пожирающих друг друга “трихнинов”.

Эта страшная догадка вызывает страдания и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отверженность от мира людей: он не может находиться рядом с любимыми матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя ото всех. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, “вошь”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния – все это невыносимым гнетом ложится надушу Раскольникова. Теория “сильного человека” не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как все права защищены 2001-2005 всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи. Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для “жизни по совести”, искупить свой грех “подвигом братолюбивого общения”.

Достоевский-психолог с такой силой обнажил трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: муки совести сильнее наказания каторгой. И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хотел бы избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление. В таком отношениик Родиону Раскольникову сказывается, конечно, отношение самого писателя к герою. Недаром А. В. Луначарский сказал, что Достоевский сам шел на преступление со своим героем и сам каялся вместе с ним.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Произведения Ф. М. Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, непримиримость суждений. Достоевский искренне и страстно вы­сказывает и отстаивает...
  2. Достоевский вводит в роман “Преступление и наказание” двойников Раскольникова, чтобы более глубоко раскрыть образ главного героя и показать несостоятельность его...
  3. Родион Раскольников является главным героем бессмертного романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. Весь сюжет произведения завязан фактически на его трагедии,...
  4. Роман Достоевского “Преступление и Наказание”- это повествование о том, ” как продолжительно и трудно сомневалась, колебалась, билась, металась суть человеческая...
  5. Один из лучших романов писателя-философа Федора Михайловича исследует темную природу человеческой души. Непростое для прочтения произведение “Преступление и наказание” реалистично...
  6. Роман “Преступление и наказание” был задуман Ф. М. Достоевским еще в период его пребывания на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”,...
  7. С творчеством Федора Михайловича Достоевского я познакомился где – то год назад. В его книгах меня привлекает социальность, разговор о...