Презентация на тему "бедная лиза". Н.М

Н,М, Карамзин «Бедная Лиза»

«Твердый разум» и

«нежнейшие чувства»

О.Кипренский. Бедная Лиза.


И нежная улыбка пробежала Красавицы на пламенных устах, И вот она с томлением в глазах К любезному в объятия упала... "Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал, Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.

А. С. Пушкин «Рассудок и любовь»


Теоретический аспект

  • Род литературы
  • Композиция

*Кольцевая, «рассказ в рассказе»

В каких произведениях встречали?

* Наличие рассказчика. Для чего?


  • Любовь Лизы и Эраста.
  • Рассказать содержание коротко, сжать текст до нескольких предложений.
  • Какой герой является главным. Почему?
  • Докажите, что это произведение сентиментализма.

Сентиментализм

  • Основная идея
  • Стремление представить человеческую личность вдвижениях души
  • Основная тематика
  • Любовная
  • Герои и характеры
  • Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям
  • Роль пейзажа
  • Средство психологической характеристики героев
  • Основные жанры
  • Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Проблематика повести

  • Проблема любви
  • Проблема рока и обстоятельств
  • Проблема природы и человека

Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза»

Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы - не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина - массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями («В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!» ).

«….тут образ Богоматери обращает наприятелей в бегство…..но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах!...»


Герои повести

мать Лизы

подружка Анюта

богатая вдова


Кто же главный герой повести? Какую характеристику дают ему другие герои?

трудолюбивая

отрада старости

кормилица

Божеская милость

любезная


трудолюбивая

любила матушку

прелестная

услужливая

радостная душа

самоотверженная


Доброе лицо

Эгоизм, легкомыслие

Жизнь из удовольствий

Богатый дворянин

Ищет счастье в забавах

Доброе сердце

Слабый и ветреный


Первая встреча

… . Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»


Смущение

Грусть

Безумная радость

Печальное раздумье

Восторг

Страх

Величайшее беспокойство

Отчаяние

Потрясение

САМОУБИЙСТВО


Лиза

Эраст


Любовь – нравственная проверка героев

Лиза

Эраст

Сила характера,

способность к глубокому чувству,

Двойственность натуры, пагубность среды, легкомыслие, эгоизм. Ему кажется, что он воскрес для новых чувств, но их глубины нет. Победу одерживают не высокие, а низкие, привычные чувства.

Нежность, самоотверженность, НО

Душа не очистилась от зла, обманывает Лизу.

БЕЗРАССУДНОСТЬ


  • Карамзин показывает, что любовь играет большую роль в человеческой жизни.
  • Но он предупреждает, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение в любви, так как это ведет если не к гибели, то к самым роковым изменениям.
  • По его мнению, необходим рассудок

Выводы:


Тема разума, рассудка

ЭРАСТ .

Ни о чем не думает, плывет по течению, строит идиллические планы о жизни с Лизой как с сестрой

ЛИЗА

З адумывается о своей судьбе, но ее разуму не дано восторжествовать.

РАССКАЗЧИК

Постоянно в напряжении, он рядом с героями, но ничем не может им помочь. «Безрассудочный человек, всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?»


Тема разума, рассудка.

Что преобладает в отношениях Лизы и Эраста?

Чувства, а не рассудок, в этом причина их бед. Если людьми управляют страсти, то за счастьем, удовольствием последует расплата – наказание.

«Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?»

Вывод: Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ.


Проблема рока и обстоятельств

Обстоятельства –

Сумма реальных причин, в них нет той безысходности, как у рока.

Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение.

НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.


Итог бездумности

ЛИЗА обрекла себя за то, что бездумно, безоглядно любила, на гибель ФИЗИЧЕСКУЮ.

ЭРАСТ за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель МОРАЛЬНУЮ: «он был до конца своей жизни несчастен».


Проблема человек и природа

Высшие силы представлены в образе природы:

ОНА 1. Воплощение красоты.

2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает, становится врагом).

ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.


  • Первая встреча с Эрастом – Лиза держит в руках ландыши.
  • Ландыши потом она бросит в речку.
  • Природа предупреждает: Лиза не спала всю ночь в самом начале возникновения любви. Утром туман – символ неясности. (вещий туман – Л. не видит своего будущего, оно закрыто для нее).
  • Во время Лизиного заблуждения природа бушует: «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков…натура сетовала о потерянной Лизиной невинности» Найти в тексте описание природы.

Образ природы


Образ природы

5.Природа жалеет Лизу, когда Эраст уезжает в армию. Лиза уединяется в лесу. «Горлица соединила свой жалобный голос с ее стенаниями».

6. В произведении природа сочувствует Лизе, жалеет ее, но не проклинает, не осуждает.

7. Лизу сопровождает свет, солнце.

8. Эраст всегда появляется вечером., даже свет луны освещает волос Лизы, но не касается Эраста. Все, к чему прикасается этот герой, гибнет и морально, и духовно.


Выводы

  • Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ.
  • Существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.

3 . Человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.

Какие выводы сделали для себя?


1.Устно – а)Тема любви;

б) Тема разума, рассудка;

в) Проблема рока и обстоятельств;

г) Человек и природа.

2.Карточки:

*Сентиментализм.

*Теория литературы по повести.

*Выдержала ли Лиза проверку любовью?

1 слайд

Стихотворение «О, первый ландыш» А.А.Фета. О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает - О чем - неясно ей самой, - И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой.

2 слайд

Ландыши Латинское название ландыша а дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае». Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтических легенд. В христианской мифологии ландыш – это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами. Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие. В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность.

3 слайд

4 слайд

Работа в группах 1-я группа. Найти в тексте эпизоды, связанные с цветами. 2-я группа. Проанализировать лейтмотив «лучи солнца», характеризующий душевное состояние героини. 3-я группа. Рассказать о губительной силе денег. 4-я группа. Доказать, что слезы тоже являются лейтмотивом повести. 5-я группа. Мотив несчастной любви. Отказавшись от любви, герой не находит личного счастья. Причиной отказа послужила разница в социальном положении.

5 слайд

Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей?

7 слайд

Карамзин: «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое….желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»

8 слайд

Дерзость и новаторство Карамзина Таким образом, Николай Карамзин до сих пор изумляет и поражает читателей своей философской и литературной дерзостью, новаторством, ибо он впервые осмелился изобразить трагическую судьбу своей героини через призму таких лейтмотивов, как цветы, лучи солнца, слезы, деньги.

9 слайд

Избранный нами мотив («Лучи солнца») может показаться поначалу второстепенным и бледным, но стоит представить себе главную героиню, как лучи солнца хлынут целыми потоками, раскрывая душевное состояние Лизы. 3. Если цветы и лучи солнца являются символом чистоты, света, то деньги – это символ богатства, власти, алчности и корысти. В связи с этим вспоминается еще одно пушкинское произведение – «Пиковая дама». Бедная Лиза надеется на любовь и счастье. Главный герой Герман расчетлив, играет в карты, ради денег идет на компромисс с совестью.

10 слайд

Стихотворение А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…» Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Всё мгновенно, всё пройдет; Что пройдет, то будет мило.

11 слайд

Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы - не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина - массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены надписями - трогательными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!») и едкими («Здесь бросилася в пруд Эрастова невеста. Топитесь, девушки: в пруду довольно места!») Однако несмотря на кажущееся правдоподобие, мир, изображённый в повести, идилличен: крестьянка Лиза и её мать обладают утончённостью чувств и восприятия, их речь грамотна, литературна и ничем не отличается от речи дворянина Эраста. Жизнь бедных поселян напоминает пастораль:

12 слайд

Художественное своеобразие Сюжет повести заимствован Карамзиным из европейской любовной литературы, однако перенесён на «русскую» почву. Автор намекает, что лично знаком с Эрастом («Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле») и подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов и Данилов монастыри, Воробьёвы горы, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе».

13 слайд

14 слайд

Сюжет После смерти отца, «зажиточного поселянина», юная Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продаёт ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом, который влюбляется в неё и готов даже ради своей любви оставить свет. Влюблённые,когда спит Лизина мать, проводят вместе все вечера, пока однажды Лиза не сообщает, что ее хотят выдать замуж за крестьянина. Эраст подспудно обещает жениться на ней,хоть он и дворянин, и Лиза решается разделить с ним постель.После того, как героиня теряет невинность, Эрасту уже мало каждый вечер только видеть ее, он хочет большего, а она перестает ему нравиться. Кроме того, он сообщает, что собирается уехать в полк. Лиза, оказавшись в Москве, случайно видит Эраста в великолепной карете и узнаёт, что он помолвлен (он проиграл в карты своё имение и теперь вынужден жениться на богатой вдове). В отчаянии Лиза бросается в пруд.

15 слайд

Николай Карамзин «Бедная Лиза» Нарвская Православная Гуманитарная школа Учитель Чалых Н.П.

16 слайд

Николай Карамзин Родился (1 (12) декабря 1766, родовое поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии (по другим данным - с. Михайловка (Преображенское), Бузулукский уезд, Казанская губерния) - 22 мая (3 июня) 1826, Санкт-Петербург) - русский историк-историограф, писатель, поэт. Почётный член Императорской Академии наук (1818), действительный член Императорской Российской академии (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1-12, 1803-1826 гг.) - одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791-1792) и «Вестника Европы» (1802-1803).

17 слайд

Формируем итоговый вопрос творчески – исследовательского характера Часто пришлось бы вносить изменения в повесть Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать ее с точки зрения эстетики классицизма? Классицизм Сентиментализм Культура разума Сфера интереса: общественная жизнь человека Нормы и правила Культ чувств Частная жизнь, эмоциональная сфера Нарушение правил, роль пейзажа, элемент психологизма

18 слайд

Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? – Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось? – Как понимать финальную фразу повести? – Какие слова стали афоризмом? Кто в повести их произносит? («Ибо и крестьянки любить умеют»). – Какое отношение к повести имеют следующие предметы: ландыш, стакан (нектар из рук Гебы), клубок шерсти, пять копеек, рубль, сто рублей, свеча, розовая вода, карты, образ богоматери? (Учитель показывает предметы, учащиеся отвечают на вопросы.) – Почему так часто употребляется слово «слезы»? Какая антитеза употребляется писателем? (Деревня – город). – Какие темы развивает автор? – Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить?

краткое содержание других презентаций

«Сказка «Маленький принц»» - Театр. Прообраз. Аллегорическая сказка. Название. Люди. Афоризмы. Маленький принц. Антуан де Сент-Экзюпери. Поэтическая сказка. Человечность.

«Повесть «Левша»» - Творчество. Трудность. Явление народной этимологии. Обобщение теоретических материалов. Народная этимология. Сказ. Бюстры. Специфика перевода произведений. Определение сущности понятия. Стилистическое богатство языка. Семантический анализ. Выявление возможности.

«Сказка «Конёк-Горбунок»» - Пришел на помощь к Иванушке сказочный и волшебный Конёк-Горбунок. В основу произведения легли народные сказки. Книга - юбиляр. Какое второе задание получил Иван. О сказке и её авторе. Иван смог преодолеть все трудности. Какое первое задание дал царь Ивану. Каким было третье задание царя. Сюжет. Сказка Ершова вышла отдельной книжкой в 1834 году. Пётр Ершов. В тридесятом царстве жил-был царь. Ершов учился в Петербургском университете.

«Русские поэты о Родине» - Ностальгия. Ломоносов. А.А. Блок.. Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…». Ключевые слова. Объяснить значение неизвестных слов. Любовь к родине. Что для меня любовь к родине. Сенека. Гораций. Что для Блока любовь к родине. Выразительное чтение наизусть стихотворения. И жить и умереть только здесь. Е.А. Евтушенко. Анализ стихотворения. Удалось ли вам доказать свою точку зрения. Что такое любовь к Родине.

«Создание комедии «Ревизор»» - Роды литературы. Артемий Филиппович Земляника. И.И.Сосницкий. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Иван Алексеевич Хлестаков. Гоголь. Театр. Эпиграф к комедии. Ревизор. История создания пьесы. Краткие сведения о Н.В.Гоголе. Актуализация знаний о жизни и творчестве писателя. Роль городничего. Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин. Афиша. Сценическая история комедии. Произведения. Аммос Федорович Ляпкин-Ляпкин.

«Гринёв в «Капитанской дочке»» - Каждый из нас хоть раз в жизни желал быть добрым. Своеобразная встреча для Петра. Мечтания Петра. Первое впечатление ошибочно. Начало жизни Петра. Жизнь сталкивает Петра с разными людьми. Мы вместе с юношей пытаемся узнавать людей. Пётр Гринёв. Жизнь готовит новые испытания Гринёву: смерть дорогих сердцу людей. Каждый человек - в душе романтик. Благородство Гринёва.




Н.М.Карамзин Светское воспитание Московский пансион Военная служба, Преображенский полк И.П.Тургенев – масон, писатель и переводчик Симбирская губерния, 1766 год Родовитая, но небогатая дворянская семья Путешествие по Европе г.


Н. М.Карамзин – журналист, писатель, историк «Московский журнал» «Московский журнал» «История государства Российского» «История государства Российского» «Письма русского путешественника» «Письма русского путешественника» «Наталья, дочь боярская» «Наталья, дочь боярская» «Бедная Лиза» «Бедная Лиза» Н.М.Карамзин. Худ. А.Г.Венецианов. 1828












О.Кипренский. Бедная Лиза. Поэтический образ Лизы нарисован как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной, бесхитростной доверчивости и самоотверженности. Она преданная дочь, нежно заботящаяся о матери. Это первая в русской литературе героиня, которая, забыв о долге и рассудке, пошла навстречу своему чувству.









Сентиментализм Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков.направление От франц. SENTIMENTAL – чувствительный. От франц. SENTIMENTAL – чувствительный. «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский.) «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский.)


Классицизм Классицизм Линия сравнения Сентиментализм Сентиментализм Воспитание человека в духе верности государству, культ разума Основная идея Стремление представить человеческую личность в движениях души Гражданская, общественная Основная тематика Любовная Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность Герои и характеры Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия