Примеры антонимов существительных в русском языке. Антонимия

Антонимы - это слова, которые принадлежат к одной части речи, различаются по звучанию и написанию и имеют прямо противоположное значение. Принадлежность к одной части речи - это не единственное условие, по которому слова, имеющие противоположность в значении, можно назвать антонимами; между такими словами должен существовать общий признак, например, когда оба понятия описывают чувство, время, пространство, количество, качество и т. д.

К примеру, «прежде» и «ныне». В данном случае оба слова - наречия, они имеют противоположные понятия и относятся к одному и тому же признаку - описанию времени («когда? ныне» или «когда? прежде»).

Что говорит Википедия

Анто́нимы (в переводе с греческого языка αντί- означает «против» + όνομα «имя») представляют собой слова одной и той же части речи прямо противоположного лексического значения, имеющие различия по написанию и звучанию: ложь - правда, злой - добрый, молчать - говорить.

Противоположные по смыслу слова сравнительно недавно стали предметом лингвистического анализа, из-за чего значительно возрос интерес к изучению татарской и русской антонимии. Кроме того, это обусловило появление ряда лингвистических исследований и различных словарей антонимов.

В словарном составе языка лексические единицы тесно связаны не только из-за связи смежности и сходства, но и из-за семантических вариантов многозначных слов. Не всегда они содержат признак, которому можно найти противопоставление, поэтому не могут иметь антонимических отношений в прямом значении, но в переносном - обретают антоним.

Таким образом, контекстные антонимы могут иметь антонимические отношения с прямым значением, нести эмфатическую нагрузку и выполнять особенную стилистическую функцию в предложении.

Допускается их применение к словам, значения которых отражают в себе качественные противоположные оттенки, при этом основой их значений всегда является общий признак (рост, вес, время суток, чувство и т. п.); также противопоставлять можно только те слова, которые принадлежат к одной стилистической или грамматической категории.

Языковыми антонимами не могут быть слова, относящиеся к разными частями речи или лексическим уровням. Также среди антонимов не бывает числительных, местоимений и собственных имен.

Типы выражаемых понятий антонимов включают:

Типы антонимов по структуре:

  • однокоренные - образуются при помощи противоположных по смыслу приставок (например: въезжать - выезжать) или при помощи приставок, прибавляемых к основному слову (к примеру: монопольный - антимонопольный);
  • разнокоренные - имеющие разные корни (к примеру: вперёд-назад).

С точки зрения речи и языка, антонимы разделяются на два вида: контекстные и языковые:

  • Языковые или узуальные антонимы имеют место в системе языка (например: бедный - богатый);
  • Контекстные - речевые, контекстуальные, окказиональные антонимы возникают в определённом контексте; часто встречаются в поговорках и пословицах. Для того чтобы проверить или определить данный тип, необходимо свести противоположные слова к языковой паре (например: золотой - полушка медная, или дорогой - дешевый).

Выделяют антонимические пары по действию, они бывают соразмерными и несоразмерными:

  • Соразмерные представляют действие и противодействие (примеры: ложиться - вставать, беднеть - богатеть);
  • Несоразмерные выражают действие и его отсутствие в широком смысле слова (например: надумать - раздумать, зажечь - погасить).

Примеры в языке и литературе

Тихо входим в сентябрь… в лес нередкий … в густой , там деревья не Иуда ли… без ропота, без удали; месяц путаней узла, там добро гостит у зла

В данном примере применимы контрадикторные корреляты (редкий - густой, добро - зло). К этому же типу выражаемых понятий относятся следующие антонимические пары:

Рассмотрим другие примеры:

  • ребенок - подросток - взрослый (контрарные корреляторы);
  • приходить - уходить (однокоренные антонимы);
  • смеяться - плакать (соразмерные антонимы);
  • выиграть - проиграть (конверсивы);
  • контрреволюция - революция (векторные корреляторы).

Системы пар

Антонимы обычно составляют в русском языке парную корреляцию, как это видно на примерах в различных словарях. Однако это совсем не означает то, что может быть только одно противоположное по смыслу слово.

Антонимические отношения допускают показывать противопоставленные понятия в так называемом «незакрытом» многочленном ряду (например: конкретный - отвлеченный, абстрактный; веселый - печальный, скучный, унылый, грустный).

Кроме этого, каждый член антонимического ряда или пары может иметь не пересекающиеся в антонимических отношениях синонимы. В таком случае образуется своего рода система, в которой по горизонтали располагаются антонимические единицы, а по вертикали - синонимические.

Приведем примеры такой системы:

  • глупый - умный;
  • бестолковый - разумный;
  • безмозглый - мудрый;
  • безголовый - головастый;
  • тупой - толковый.
  • радоваться - грустить;
  • веселиться - печалиться;
  • ликовать - тосковать.

Антонимы

(от греч. anti - против + onyma - имя). Слова, имеющие противоположные значения. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много антонимов среди имен прилагательных, выражающих понятия качества (хороший - плохой), различные ощущения (твердый - мягкий, горячий - холодный, мокрый - сухой, сладкий - горький), объема, протяженности, размера (толстый - тонкий, большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий, длинный - короткий, просторный - тесный), веса (тяжелый - легкий), формы (острый - тупой), цвета (белый - черный, светлый - темный), психологических оценок (добрый - злой, нежный - грубый, веселый - печальный, храбрый - трусливый), времени (ранний - поздний), пространства (близкий-далекий), возраста (молодой - старый) и т. д.

Аналогичные значения противоположности и контраста могут выражать имена существительные (добро - зло, сила - слабость, молодость - старость, жизнь - смерть, здоровье - болезнь, работа - отдых, победа - поражение, мир - война, утро - вечер, лето - зима, юг - север, верх - низ), глаголы (жить - умирать, работать -отдыхать, любить-ненавидеть, радоваться - печалиться, уважать - презирать, расцветать - увядать, приходить - уходить), наречия (рано-поздно, близко-далеко, впереди - сзади, здесь - там, сюда - туда), предлоги (в - из, под - над) и т. д.

Многозначность слов обусловливает наличие у одного и того же слова не одного, а нескольких антонимов. ср. : низкий забор - высокий забор, низкий поступок - благородный поступок.

В речи словарные антонимы, построенные на прямом значении слова, могут пополняться антонимами контекстуальными; ср. ; тесная квартира - просторная квартира; тесная обувь - свободная обувь. Антонимы широко используются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создания контраста. Они часто составляют названия художественных произведений: "Отцы и дети" (Тургенев); "Война и мир" (Л. Толстой); "Толстый и тонкий" (Ч е х о в); "Дни и ночи" (Симонов). ср. также роль антонимов в построении антитезы.

Словарь лингвистических терминов

Антонимы

(греч. anti "против" и оnуmа "имя") Слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения; любить - ненавидеть .

Не все слова вступают в антонимические отношения.

По структуре корня выделяются антонимы:

1) разнокоренные (богатство - нищета );

2) однокоренные (действие - противодействие ).

По наличию промежуточного между антонимами понятия различают:

1) градуальные антонимы: белый – (серый ) – черный ;

2) неградуальные: истинный - ложный .

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Антонимы

(от анти... и греч. onyma - имя) - слова одной и той же части речи с противоположным значением. Выразительное средство создания контраста.

Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства

Корр: синонимы

Род: средства лексической выразительности

Асс: антитеза

Пример: правда - ложь, "Отцы и дети"

бедный - богатый, "Война и мир"

далеко - близко, "Толстый и тонкий"

подниматься - опускаться, "Дни и ночи"

до - после.

* "Обозначая противоположные проявления одной и той же сущности, антонимы взаимно отрицают и в то же время предполагают друг друга" (Л.А. Новиков). *

Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение.

Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.

Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игры , например, когда ищем слово, противоположное по смыслу данному, ускоряется мышление.

Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.

Для дошкольников более понятно выражение "слова-неприятели". Но можно ввести понятие "антонимы к слову". Я обычно говорю малышу: "Сейчас будем искать "слова-неприятели". Их еще называют "антонимы". Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится".

Поверьте опыту, дошкольник обязательно постарается запомнить и щегольнуть перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов, для них новость. Причем это ученики не только первого класса.

Слова-неприятели для дошкольников

Игра. Закончи предложение и назови "слова-неприятели"

Инструкция. "Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты - конец".

  1. комар маленький, а слон...;
  2. пушинка легкая, а камень...;
  3. горчица горькая, а сахар...;
  4. куст низкий, а дерево...;
  5. компот холодный, а суп...;
  6. сметана густая, а молоко...;
  7. ручеек узкий, река...;
  8. ночью темно, а днем...;
  9. сахар сладкий, а лимон…;
  10. ходят ногами, а бросают…;
  11. детский сад близко, а школа…;
  12. лента узкая, а пояс…;
  13. ручей мелкий, а озеро…;
  14. жаворонок поет, а ворона…;
  15. самолет летает высоко, а вертолет…;
  16. черепаха ползает медленно, заяц скачет...;
  17. в кастрюле воды много, а в стакане…;
  18. покупатель покупает, а продавец...;
  19. летом жарко, а зимой …;
  20. утром завтракают, а в полдень …;
  21. соль солят, а сахаром …;
  22. дети отвечают, а воспитатель...;
  23. вечером дети уходят из детского сада, а утром...;
  24. на дереве растут фрукты, а на грядке…;
  25. весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
  26. утром встают с кровати, а вечером...;
  27. небоскреб высокий, а избушка…;
  28. птицы летают, а змеи…;
  29. в полдень обедают, а вечером …;
  30. кино смотрит зритель, а книгу читает …;
  31. на улице грязь, а в доме…;
  32. ствол у дерева толстый, а веточка….
  33. карандаш рисует, а резинка...

Игра. Скажи наоборот

Инструкция. "Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот" (привести пример)

ночь -...;

завтрак -…;

вечер -...;

враг -...;

чистота -...;

холод -...;

война -...;

трава - …;

земля - …;

движение - …;

говорун - …;

здоровье - ….;

ум - ...

войти -...;

молчать -...;

отдал -...;

вставать -...;

раздеться -...;

поднимать -...;

смеяться - …;

включать-...;

закрывать -...;

приходить - …;

появляться -…;

есть - ….

большой - ...;

черный - ...;

низкий -...;

плохой - …;

больной -...;

старый -...;

молодой - …;

широкий -...;

толстый -...;

узкий - …;

сложный - …;

сухой-….;

горький - ...

Слова с противоположным значением отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Поэтому поиск антонимов на данный момент актуален до выпускного класса.

Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Усложните: отвечай прямо "в лёт". Как правило, ребята с ограниченным словарем уже имеют комплекс неудачника . Предложив сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.

Смысловые противоположности в стихах

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).

Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).

Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).

Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)

Не люблю я слово «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)

Неприятель слова «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)

Не люблю я слово «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)

Я противник шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец) (А. О. Белобрыкина)

Поиск антонимов для школьников

  1. Источники противоположных по смыслу слов, конечно же, словари. Работу начинаем с поиска Словаря антонимов русского языка (автор М. Р. Львов). Есть также отличный информационно-справочный ресурс _http://bravica.ws/ru/antonims.htm. Загрузив эту ссылку в поисковую строку (без черточки вначале ссылки), попадете прямо на нужную страницу. С каждой страницей работайте не один день. Каждый раз берите 10-20 пар слов (в зависимости от возраста и развития речи).
  2. Прочитайте сами внимательно все словарные пары "слово – его противоположность".
  3. Предложите подростку тоже прочитать.
  4. Пусть он назовет слово, а вы – противоположное по смыслу.
  5. Меняетесь ролями.
  6. Следующее занятие начните с повторения: вы называете слово, он – слово наоборот.
  7. Затем следующие 10-20 пар слов (по пунктам 2-5).
  8. Выбрать противоположное слово поможет Word. Наведите курсор на слово и нажмите правую клавишу мышки. В нижней части выпавшего меню будет пункт "Синонимы". От него перейдите по стрелке вправо и в новом меню вниз до пункта "Антонимы".
  9. Некоторые слова русского языка не имеют не имеют своей смысловой противоположности. Если ваш поиск антонима к слову не удался, на ресурсе грамота.ру это можно сделать в режиме реального времени.

Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка "ошибитесь" где-нибудь. Похвалите подростка, но не "в лоб", потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.

Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно. Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

Антонимы - это слова, которые различны по звучанию и имеют противоположные значения: ложь - правда, злой - добрый, молчать - говорить. Примеры антонимов показывают, что они относятся к одной и той же части речи.

Антонимия в русском языке представлена гораздо уже, чем синонимия. Это объясняется тем, что в антонимические отношения вступают только слова, которые соотносятся по качественному (хороший - плохой, родной - чужой, умный - глупый, густой - редкий, высокий - низкий), временному (день - ночь, ранний - поздний), количественному (единственный - множественный, многие - немногие), пространственному (просторный - тесный, большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий) признакам.

Существуют антонимические пары, обозначающие наименования состояний, действий. Примеры антонимов подобного рода: радоваться - горевать, плакать - смеяться.

Виды и примеры антонимов в русском языке

Антонимы по структуре подразделяются на разнокоренные (утро - вечер) и однокоренные (заходить - выходить). Противоположность значения у однокоренных антонимов вызвана приставками. Однако следует помнить, что прибавление к наречиям и приставок без -, не - в большинстве случаев придает им значение ослабленной противоположности (высокий - невысокий), поэтому контрастность их значений оказывается "приглушенной" (невысокий - это еще не означает "низкий"). Исходя из этого, к антонимам можно отнести не все префиксальные образования, а лишь те, которые являются крайними точками лексической парадигмы: сильный - бессильный, вредный - безвредный, удачный - неудачный.

Антонимы, так же как и синонимы, находятся в тесной связи с многозначностью: пустой - серьезный (разговор); пустая - полная (чашка); пустой - выразительный (взгляд); пустой - содержательный (рассказ). Примеры антонимов показывают, что разные значения слова "пустой" входят в различные антонимические пары. Однозначные слова, а также слова с конкретными значениями (ямб, карандаш, парта, тетрадь и др.) антонимов иметь не могут.

Существует среди антонимов и явление энантиосемия - это развитие взаимно исключающих, противоположных значений некоторых многозначных слов: нести (в помещение, приносить) - нести (из помещения, уносить); брошенная (фраза, только что высказанная) - брошенная (оставленная, забытая). Значение в таких случаях уточняется в контексте. Нередко энантиосемия является причиной двусмысленности определенных выражений. Примеры антонимов такого рода: он прослушал доклад; директор просмотрел эти строки.

Контекстные антонимы: примеры и определение

Контекстуальные антонимы - это слова, противопоставленные в определенном контексте: лунный свет - солнечный свет; не мать, а дочь; один день - вся жизнь; волки - овцы. Полярность значений подобных слов в языке не закреплена, а их противопоставление является индивидуально авторским решением. Писатель в таких случаях выявляет противоположные качества различных понятий и противопоставляет их в речи. Однако подобные пары слов не являются антонимами.

Антонимы

Общая характеристика

Антоним – это слова противоположные по лексическому значению, которые должны принадлежать к одной и той же части речи. (семантическое различие). (конкретный - абстрактный, отвлеченный ).

Отдельные значения многозначных слов могут вступать в антонимические отношения. (день «часть суток» - ночь , день «сутки, дата» не имеет антонимов. У разных значений одного и того же слова могут быть разные антонимы. Н-р, близкий со значением «находящийся на небольшом расстоянии» - далекий, близкий «кровно связанный» - чужой, близкий «сходный» - различный. Многозначное сл. может иметь один антоним, который выступает в нескольких значениях. Н-р, верхний со значениями «находящийся наверху», «близкий к верховью реки» - нижний (верхняя ступенька - нижняя, верхнее течение - нижнее ).

В речи могут противопоставляться любые слова:

- близкие по значению (ученых много, умных мало…)

Слова, связанные в сознании говорящих ассоциацией по смежности понятий : брат и сестра, солнце и луна.

Стилистический потенциал антонимов

Основная функция антон. – выражение противоположности. Эта функция может быть использована с различными стилистическими целями:

    для указания на предел проявления качества, свойства, отношения, действия: «человеку надо мало, чтоб искал и находил , чтоб имелись для начала друг один и враг один»

    для актуализации высказывания или усиления образа, впечатления и т.д.: «он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, ни свет, ни мрак »

    для выражения оценки противоположных свойств предметов, действий и др.: «..один старичок, совсем незначительный, был достоин моего романа, чем все эти великие люди.. »

На резком противопоставлении антонимов построена антитеза . Она бывает простой(одночленной): у сильного всегда бессильный виноват и сложная: и ненавидим мы, и не любим мы. Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви . Антитеза прослеживается в заглавиях худ.произведениях, заголовках газетных статей.

Антонимия лежит в основе оксюморона – стилистическом приёме, состоящем в создании нового понятия соединением контрастных по значению слов: дорогая дешевизна и в основе каламбура: где начало того конца .

Использование одного из антонимов в то время, как надо было употребить другой: отколе умная бредёшь ты голова . Употребление слова в его противоположном значении – антифразис.

Антонимы могут выражаться тогда, когда в тексте отсутствует какой-либо член а. пары: лицо смуглое, но чистое; рост его средний или меньше…

Ошибки при употреблении антонимов

Использование антон. в речи должно быть мотивированным. Следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков предмета: дорога прямая, хотя и извилистая . Антонимические пары должны составляться логично.нельзя сопоставлять несопоставляемые понятия.

Ошибки в построении антитезы : эта книга о любви и радости, ненависти, страданиях и горе (нарушение последовательности перечисления).

Употребление антон. оправдано том случае, если оно действительно отражает диалектическое единство окружающей жизни. Иногда антон. не отражают реального противопоставления и воспринимается как трафарет: большие беды малого бизнеса.

Употребление неудачного оксюморона: «жаркая мерзлота» - заголовок статьи о добыче угля в заполярье. Немотивированный оксюморон проявляется в результате соединений несовместимых понятий: при наличии отсутствия материалов .

Иногда невольный каламбур - причина неуместного комизма высказывания, кот. возникает в результате незамеченной автором антонимии многозначных слов: старый портфель отца был ещё новый.

Неуместный антифразис , т.е. употребление вместо нужного слова его антонима может искажать смысл высказ-я: трудность состояла в знании языка (надо в незнании).

Ошибки в построении антонимической пары : они живут активно, они не соглядатаи жизни (соглядатаи – чел, тайно наблюдающ. за кем-л., надо – созерцатели, праздные наблюдатели).

Регулярность антон.отношений слов не позволяет их использование вне противопоставления. Столкновение антонимов в речи – причина возникновения каламбура: щель-узкое место, широко встречающееся в строительстве.

Типология антонимов

По своей структуре антонимы неоднородны. Одни являются разнокорневыми(собственно лексические ) : черный – белый, жизнь – смерть.

Другие однокорневыми(лексикограмматические ) : спокойный - беспокойный . В однокорневых антон. противоположность значения обусловлена присоединением семантически различных приставок, кот. могут вступать между собой в антонимические отношения. В данном случае лексическая антонимия – следствие словообразовательных процессов . однокорневые антогнимы встречаются среди всех лексико-грамматических разрядов слов. Особенно активны глаголы-антонимы, т.к. они отличаются богатством приставочных образований в-, за-, от-, недо- и т.д. однокорневые антонимы-прилагательные и антонимы-существительные нередко образ-ся с помощью иноязычных словообразовательных элементов: а-, де-, анти, микро-, дис- и т.д. Однокорневые а.:

    антонимы-энантиосемы (значение противоположности выражается одним и тем же словом). Такая антонимия внутрисловная. Семантические возмож-ти такого антонима реализуются при помощи контекста (лексически) или особыми конструкциями (синтаксически): оговориться (случайно) «ошибиться» оговориться (намеренно) «сделать оговорку».

    антонимы-эвфемизмы – слова, выражающие семантику противоположности сдержанно, мягко. Образуются при помощи приставки не-.

Антонимы-конверсивы – разнокорневые ант., слова, выражающие противоположность и в исходном и в измененном высказывании в обратном порядке: Петр приходит к Сергею – Сергей уходит от Петра.

Антонимические словари

Специальных словарей антонимов долгое время не было. В 1971г. были изданы 2 словаря а. В «Словаре а. русс. Яз.» Л. Введенской объяснены 862 антонимические пары. Все толкования снабжены многочисленными примерами из произведений (художественных, научных, газетно-публицистических). В словарь включён теоретический раздел, в котором освещены вопросы, связанные с лексической антонимией.

В словаре Н. Колесникова объяснено более 1300слов-антонимов и разные противопоставения. В нём недостаточно полно освещены однокорневые антонимы. В его словарь включено немало терминов, существующих попарно: вокализм-консонантизм.

В «Словаре а. рус. Яз.» М. Львова, Л. Новикова толкования значений антонимических пар дано через приведение словосочетаний с этими словами и примеров в текстах. В специальных раздела словаря указаны основные способы образования однокорневых антон. , перечислены словообразовательные элементы антонимического характера. В «Школьном словаре а.» М Львова объяснены наиболее распространенные антонимы. При определении значений учитывается многозначность слов, приведены синонимичные пары, даны стилевые пометы.