Репортаж из дальнего гарнизона. авиабаза одкб "кант"

263-й Карпатской ордена Красной Звезды дорожно-комендантской бригаде центрального подчинения выпала честь участвовать в крупном совместном специальном учении по тыловому и техническому обеспечению сил (войск) Северного флота, проводимом под руководством начальника Тыла Вооруженных Сил РФ – заместителя министра обороны РФ генерала армии Владимира Исакова. Готовились к нему основательно. Учение должно было проходить в канун 65-й годовщины образования соединения, а потому дорожникам хотелось показать все, на что они способны. Напутствуя дорожников, мэр Подольска Николай Пестов пожелал им действовать на учении так же смело, решительно, мужественно, как 65 лет тому назад в битве под Москвой действовали курсанты подольских пехотного и артиллерийского училищ.
- На всех наших официальных мероприятиях перед учениями мы напоминаем личному составу о том, что они служат в городе, откуда ушли в века покрывшие себя славой подольские курсанты, - рассказывает заместитель командира бригады по воспитательной работе майор Вячеслав Назаров.
И эти высокие слова никогда не тускнеют. Из Подольска Карпатская бригада совершила марш под Каширу, где присоединилась к местной мостовой бригаде и автомобильной бригаде из Дмитрова. Далее железнодорожным транспортом участники учения были доставлены в Мурманск, откуда в тяжелых погодных условиях своим ходом выдвинулись в район сосредоточения у Видяева. Там личный состав Карпатской бригады развернул дорожно-комендантский гарнизон с пунктами обслуживания. Личный состав проделал большой объем работ по инженерному оборудованию расположения в скальном грунте, маскировке гарнизона, несению комендантской службы.
- Очень сложным получился марш со станции Пола в Ведяево, - вспоминает начальник штаба бригады подполковник Андрей Горшков. - Была метель, температура минус 7 градусов, очень тяжелые дорожные условия: колонна шла по сопкам практически постоянно на подъем, в гору. Не легче оказалось и в районе учения. Через наш дорожно-комендантский гарнизон проходила колонна автомобильного батальона Северного флота, часть машин которого направлялась в наши пункты обслуживания. Пришлось, что называется, попотеть, но все показали себя молодцами.
Командир дорожно-комендантского батальона майор Виталий Плотников испытывал в районе учения особые чувства. Здесь проходил военную службу его отец Игорь Сергеевич, ныне старший мичман запаса. Отцу и сыну Плотниковым удалось даже встретиться, поговорить о многом, в том числе о службе и долге.
За успешное решение задач личный состав был отмечен начальником Центрального автомобильно-дорожного управления и начальником Тыла ВС РФ – заместителем министра обороны РФ.
Порадовался за успехи подшефных и председатель Совета участников Великой Отечественной войны – ветеранов дорожных войск полковник в отставке В. Колесов. По его мнению, так и только так должны действовать наследники сформированного в июле 1941 года в Одесском военном округе 96-го отдельного мостостроительного батальона (ОМСБ) – предшественника Карпатской бригады.
– В годы Великой Отечественной войны 96-й батальон принимал непосредственное участие в дорожном обеспечении боевых действий войск на разных фронтах, - рассказывает ветеран. – В составе 18-й армии часть участвовала в освобождении Новороссийска, дорожно-мостовыми работами обеспечивала переход 18-й армии через Карпаты...
Нынешний командир бригады подполковник Юрий Лавокин принял соединение полгода назад. На новом месте проявил себя требовательным, знающим командиром, способным настроить подчиненных на выполнение задач любой сложности.
Офицеры соединения служат самоотверженно. Хотя ни один из них, кроме командира, пока не имеет собственного жилья, только единицы решили досрочно уйти на «гражданку». К удовлетворению командира, большое желание служить есть и у лейтенантов, прибывших в Подольск в последние годы.

На снимке: Майор Виталий ПЛОТНИКОВ ставит задачу регулировщику младшему сержанту Андрею ХАРЬКОВУ.

Все это остается актуальным и в наши дни. Для решения задач комендантской службы на маршрутах передвижения войск организуют комендантские участки, а в местах расположения войск комендантские районы. Кроме того, отдельные комендатуры должны быть на переправах, в тоннелях и в других важных пунктах.Для несения комендантской службы в составе частей и соединений существуют штатные подразделения комендантские взводы и роты. Однако военные знают, что на этой службе никогда не бывает слишком много, поэтому, часто им в помощь выделяют военнослужащих из других подразделений.Отдельно нужно сказать о дорожно-коменлгнтской службе (ДКС). Отличие от «просто комендантской» состоит в том, что ее формируют на специальных военно-автомобнльнкх дорогах, которые строят и обслуживают дорожные войска. Вон некие перевозки по таким дорогам осуществляют по плану штабов объединений или Верховного Главнокомандования, в зависимости от того, кому подчинено управление той или иной дороги.Основными задачами ДКС являются организация и управление движением на военных автодорогах, содержание и ремонт дорог, борьба с диверсантами.Дорожно-комендантскую службу на военных автодорогах несут отдельные дорожно-комендантские бригады дорожных войск. Каждой такой бригаде назначают полосу, отдельному батальону из ее состава район, а роте и взводу участок, на котором устраивают диспетчерские и контрольно-пропускные пункты, а также подвижные и неподвижные посты регулирования движения.

Примером организации дорожно-комендантской службы может служить Афганистан. В 1981 г. в интересах 40-й армии были созданы две военно-автомобильные дороги. Одна из них, протяженностью 680 километров, связывала самую южную точку Советского Союза — Кушку — с афганскими городами Герат и Кандагар. Вторая дорога длиной 460 километров связывала таджикский Термез с Кабулом через пограничный город Хай-ратон и провинциальный центр Пули-Хумри. Позже эту дорогу продлили до Пули-Чархи, что неподалеку от Кабула, и общая протяженность маршрута достигла 516 километров. На этой дороге было 103 моста, 22 противолавинные галереи общей протяженностью 6619 метров и четыре перевала, самым сложнььм из которых являлся высокогорный Саланг. На этом перевале был построен тоннель длиной 2686 метров, имевший исключительное стратегическое значение.С тоннелем Саланг были связаны два чрезвычайных происшествия, которые показали, какое значение имеет дорожно-комен дантская служба, и что случается, если эта служба ослабевает.

Еще более масштабная трагедия случилась 3 ноября 1982 г., когда в тоннеле встретились две колонны советская и афганская, двигавшиеся навстречу друг другу. Головные машины столкнулись, а водители остальных машин не решились заглушить моторы. В итоге от удушья погибли 64 советских военнослужащих и 112 афганцев.Уже после первого ЧП, произошедшего в тоннеле Саланг, было очевидно, что без подразделений специальных дорожных войск навести порядок на важнейшей транспортной артерии, от которой зависело снабжение не только частей 40-й армии, но и населения многих афганских провинций, не удастся. Поэтому в июне 1982 г. в Афганистан был направлен специально сформированный 692-й отдельный дорожный батальон, взявший под свой контроль магистраль Хайратон — Кабул — Пули-Чархи.Вскоре стало ясно, что и этих си л недостаточно, поэтому в мае 1983 г. для обеспечения бесперебойных перевозок по главной афганской магистрали в составе 40-й армии сформировали 278-ю отдельную дорожно-комендантскую бригаду, состоявшую из трех батальонов. Бригада развернула 3 дорожно-комендантских участка, Г диспетчерских пунктов

И 49 постоянных постов регулирования движения. Из-за угрозы нападения со стороны моджахедов все они представляли собой небольшие укрепленные гарнизоны. Кроме того, бригада располагала четырнадцатью подвижными постами регулирования на бронетранспортерах.Помня трагедии, произошедшие в ущелье Саланг, советское коман дование ввело очень жесткие правила передвижения в тоннелях. Транспортные колонны могли проходить через тоннель только в светлое время суток, с 07.00 до 17.00, партиями не более 30 машин с дистанцией между машинами 40-50 метров. Очередной партии машин разрешалось движение только после выхода из тоннеля предыдущей. Каждая колонна пропускалась только с машинами сопровождения, следовавшими в ее голове и хвосте. Скорость движения в тоннеле установили равной 15-20 км/час. Встречное движение и обгон в тоннеле были строго запрещены. Благодаря принятым мерам в дальнейшем трагедий удалось избежать. Воины-дорожники, обслуживавшие перевал Саланг, несли службу в высокогорных условиях. Людям приходилось бороться с последствиями схода снежных лавин и селевых потоков, и все это в условиях недостатка кислорода.Противник, естественно, всеми силами старался помешать перевозкам через перевал. Прикрывая выход колонн из зон обстрелов, бойцы и командиры дорожно-комендантской бригады проявляли огромное мужество и стойкость. За пять лет, с 1983-го по 1988 г., в 278-й бригаде при исполнении воинского долга погибли 76 воинов-интернационалистов.

Интересный репортаж корреспондента "Комсомольской правды " Сергея Пономарева с авиабазы ОДКБ "Кант" в Киргизии.

В военном городке сегодня тихо. Парковый день. Пилоты отдыхают и готовятся к завтрашним полетам, а техники и авиаинженеры на аэродроме - он километрах в пяти отсюда - проводят, как здесь говорят, «регламент», то есть ковыряются в железе, проверяя системы своих титановых «птичек».

Вместе со старшим лейтенантом Сергеем Ложкиным, его мне выделили в провожатые в отделе по работе с личным составом, идем по территории. Музей части с портретами прежних командиров, кубками, грамотами и подарками. Спортивный зал. Столовая. Офицерский клуб - он сейчас частично на ремонте. Типовая школа - точно такие же я видел и в других военных городках российского Минобороны, расположенных за пределами России. В школе отсчитывают на электронной доске - этим оборудованием, поступившим от Департамента образования Минобороны здесь сильно гордятся, - последние дни перед учебным годом. Рабочие наносят заключительные мазки и штрихи в и без того блестящую картинку...

Мой провожатый, офицер отдела по работе с личным составом старший лейтенант Сергей Ложкин показывает музей части: портреты командиров, подарки, кубки и почетные грамоты…

Средняя школа в "Канте" практически полностью готова к новому учебному году (фотосъемка была в последние дни августа).

Завуч школы Светлана Короткова между школьным прошлым и школьным настоящим: учебные классы в «Канте» оснастили электронными досками.

Заворачиваем в медпункт авиабазы. В коридорах пусто.

Народ у нас в основном здоровый. Сами понимаете, здесь не гражданское здравоохранение. Если что и случается, то простуды бывают, острые респираторные. Утром до построения, кому надо было, пришли на прием к врачу, а сейчас уже лечение получают, - объясняет начальник медсанчасти, старший лейтенант Сергей Баженов. Сергей - выпускник военно-медицинской академии в Петербурге, на базе третий год, и «Кант» - это его первый самостоятельный гарнизон.

А чем еще, кроме простуд болеют ваши подопечные?

Тьфу-тьфу-тьфу… Для данной местности характерно заболевание острыми кишечными инфекциями, но благодаря профилактической работе командиров и медицинской службы у нас этого практически нет.

То есть с дизентерией не сталкиваетесь?

Ой, не произносите даже такие слова!

Как у вас дела с оснащением, обеспечением оборудованием и лекарствами? - спрашиваю начмеда.

Дело в том, что наша авиабаза входит в состав Центрального военного округа, а мы соответственно получаем оборудование и все необходимое от окружного военного клинического госпиталя в Екатеринбурге. Если нам что-то необходимо, мы составляем заявку, отправляем офицера в Екатеринбург и он с ближайшим бортом, в основном это Ил-76, привозит сюда все, что нужно.

Возле продовольственного склада оживление. Из калитки выходят традиционно возбужденные после шоппинга, пусть и бесплатного, женщины с сумками, пакетами и мешками. Видно, что своя поклажа не тянет.

А, сегодня же выдача продуктов, - объясняет мне мой гид. - Нам ведь тут из-за климата и особого характера службы продпайки положены. Ну это дополнительно к другим льготам и к тому, что год службы идет за полтора.

И чего только, оказывается, не входит в эту бесплатную продовольственную корзину российского офицера, прапорщика и контрактника! Сергей Ложкин загибает пальцы:

Что там в продпаек входит? Гречка, овсянка, перловка, рис, горох, картошка, всё-всё-всё… Даже горчицу дают! Соль дают!!

Ты мне говорил, что здесь очень популярны хлебопечки?

Да, очень. И здесь их покупают, и из России привозят. Потому что на месяц положен почти мешок муки. А куда ее реализовать? Почему бы нет: домашний хлебушек-то очень вкусный. Тем более, что там осталось добавить всего-то ничего. Куриные яйца тоже ведь входят в паек. А вообще, если посмотреть, то этих продуктов вполне хватает семье из трех человек. Ну если и подкупают, то совсем немного…

Бытовые условия, надо сказать, в «Канте» на зависть многим из тех, кто служит в России и где, не секрет, офицерским семьям приходится часто мыкаться по съемным углам. А здесь, если у молодого лейтенанта или контрактника нет семьи, то живет он в отдельной комнате в общежитии, а семейным дают не просто квартиру, а уже полностью обставленную мебелью. «У нас с каждым новым ребенком жилплощадь увеличивается», - говорят здешние старожилы, вспоминая, что за 5-6 лет поменяли уже третью служебную квартиру.

Заходим в одну из таких стандартных «трешек». Офицерская жена Надежда Ульяченко, ее муж, майор, служит в штабе авиабазы, показывает стандартные наборы шкафов и мягкой мебели - диван, большие кресла. Только в детской - в семье двое девочек, 8 и 3 лет, - кроватки, привезенные с прежнего места службы. Вместе с российским котом британской породы.

Сама я местная, жила здесь, в городе Канте, - рассказывает Надежда. - Познакомились, когда муж по распоряжению попал сюда после училища. Потом его отправили на Урал, в Свердловскую область. Семь лет там провели. Сначала мы в Березовском служили, а потом в Каменск-Уральский нас перевели. И я, и дети, конечно, с ним. Вернулись сюда всего полтора месяца назад. Круг замкнулся...

Ну и как вам здесь?

Просто замечательно. Дети радуются - и тепло, и фрукты. И бытовые условия не сравнить с теми, что у нас были раньше. Правда, с детским садом тяжело: в части его нет, а в муниципальные в Канте не попасть, там по 50-60 детей на воспитательницу и нянечку, спят по двое в одной кроватке. Поэтому пришлось отдать дочку в частный. А куда деваться?






Начальник смены - инженер метеорологической группы старший лейтенант Валерия Стопкина сама выбрала для службы авиабазу «Кант»...


Ушастые совы устроились в сосняке прямо рядом с классом предполетной подготовки...







Храм Святого Александра Невского на территории авиабазы уже почти полностью готов к освящению.