Родительское собрание Тема: «Развиваем речь ребенка. Родительское собрание в старшей группе "развитие речи старшего дошкольного возраста" Родительское собрание в доу по развитию речи

Наталия Бестаева
Протокол родительского собрания в средней группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ №2

Тема : «».

Цель : Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях . Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.

Присутствовали : 18 человек

Отсутствовали : 7 (по причине нахождения на рабочих местах) .

Повестка дня

1.«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада » (докладчик - воспитатель Н. В. Бестаева)

2. Игры и упражнения, способствующие развитию речи детей (воспитатель Н. В. Бестаева)

3. Разное.

Ход собрания

По первому вопросу Воспитатель Наталия Васильевна Бестаева рассказала о задачах речевого развития детей , факторах успешного речевого развития , предложила решить проблемную ситуацию, в ходе решения которой дала понять, как следует организовывать наблюдения с детьми за окружающим миром. Здесь же Наталия Васильевна привела примеры словесных игр и темы бесед и разговоров с детьми для обучения дошкольников рассказыванию, выслушала высказывания родителей о способах и приемах развития речи детей в домашних условиях (Приложение 1) .

Решение по первому вопросу : принять к сведению данную информацию; создавать дома благоприятные .

По второму вопросу воспитатель Н. В. Бестаева предложила родителям поиграть в словесные игры, используя которые, родители смогут развивать речь детей (Приложение 2) .

Решение по второму вопросу : Использовать словесные игры с детьми дома, на прогулке, по дороге в детский сад .

По третьему вопросу Наталия Васильевна рассказала родителям о требованиях к внешнему виду детей , объяснила родителям , как правильно подобрать дошкольникам одежду и обувь.

Решение по третьему вопросу : Учитывать требования гигиены и норм техники безопасности при подборе одежды и обуви детям.

Проект решения родительского собрания :

1. Создавать дома благоприятные условия для развития речевой активности детей .

2. Использовать словесные игры с детьми дома, на прогулке, по дороге в детский сад .

3. Учитывать требования гигиены и норм техники безопасности при подборе одежды и обуви детям.

Председатель родительского комитета : ___Е. А. Ковалева

Секретарь родительского комитета : ___ О. Н. Пищита

Приложение 1.

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада »

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи . Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи : создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи .

Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю ) .

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук .

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления . По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития . Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям )

1. Воспитание звуковой культуры речи .

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи .

4. Обучение рассказыванию – связная речь.

(Ведущий, передает родителям корзину с шарами , в шарах – вопросы).

Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.

Вопросы :

1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?

2. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие самые любимые?

3. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье ?

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети (Высказывания родителей )

Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.

А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина (Высказывания родителей )

Отсутствие необходимых знаний.

Нет устойчивого интереса к чему-либо.

Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь , но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития ?

(Высказывания родителей )

Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

(Высказывания родителей )

Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например : С какого дерева листок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т. д.

Проблемная ситуация.

В вестибюле детского сада , в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их покормить печеньем, хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.

Тогда воспитанники соседней, средней группы , по очереди выбегали к ним, грозили пальцем : «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах : какие у них перья, клюв и т. д.

Вопросы :

Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае ?

Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки : золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам : ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

(Предложить родителям объединиться в небольшие группы ).

Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

(Предложить родителям высказаться .)

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей ? Знакомите ли Вы его со своими родителями , рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

(Предложить родителям высказаться .)

Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи , об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития .

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь , я должен (должна…

А теперь я предлагаю всем вместе поиграть в словесные игры, используя которые дома Вы сможете развивать речь детей .

Приложение 2.

«Игры и упражнения, способствующие развитию речи детей ».

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цели : активизация в речи глаголов , употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать) .

Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели : учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету : Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цели : учить дополнять предложения словом противоположного значения , развивать внимание .

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением .

Сахар сладкий. а перец - …. (горький) .

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые) .

Дорога широкая, а тропинка. (узкая) .

Дидактическая игра «Что умеют делать звери?»

Цель : учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память .

Ход игры : Дети превращаются в «зверей» . Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы : орехи собираю, грибы сушу.

Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

Дидактическая игра «Придумай другое слово»

Цель : расширять словарный запас; развивать внимание .

Ход игры : Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать : бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель) ; суп из овощей (овощной суп) ; пюре из картофеля (картофельное пюре) .

Дидактическая игра «Подбери похожие слова»

Цель : учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание .

Ход игры : Воспитатель произносит слова близкие по звучанию : ложка - кошка, ушки - пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию : ложка (кошка, ножка, окошко, пушка (мушка, сушка, кукушка, зайчик (мальчик, пальчик) и т. д.

Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»

Цель : обогащать словарь детей глаголами , обозначающими действия предметов; развивать память , речь.

Ход игры : Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель - метет, вьюжит, пуржит.

Дождь - льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет, …

Ворона- летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.

Дидактическая игра «О чем еще так говорят?»

Цель : закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь .

Ход игры: Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать :

Идет дождь : идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет - девочка, радио, …

Горький - перец, лекарство. и т. д.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

Основная общеобразовательная школа № 21

Города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

Самарской области

Структурное подразделение “ Детский сад “Гвоздичка”

Родительское собрание в средней группе:

«Роль семьи

в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

Воспитатель: Жигарева Е.И.

2016г.

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста.

Форма проведения : встреча с элементами практикума (мастер класс).

Участники: воспитатель, логопед, заведующий ДОУ, родители.

План проведения:

Вступительная часть - объявление темы собрания, целей.

Выступление зав. ДОУ №41 «Гвоздичка» Голиной Е.Г. «Речевое развитие в семье».

Выступление логопеда Болониной В.В. «Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»

Выступление воспитателя Жигаревой Е.И., мастер - класс «Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»

Домашнее задание для родителей: Провести с детьми «Нетрадиционное рисование для развития воздушной струи».

Ход мероприятия

Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.

«Успешное речевое развитие ребёнка»

Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ), докажите, приведите личный пример.

Факторы успешного развития речи ребёнка - ( карточки для родителей приготовить заранее).

От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

От общения ребёнка со сверстниками

От строения артикуляционного аппарата

От речи взрослых (как образец для детей)

От развития мелкой моторики

От чтения детям художественной литературы

От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

Выступление заведующего Голиной Е.Г.

«Речевое развитие в семье»

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме).

Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

- Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее - это помощь логопеда (консультация).

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Если ваш ребёнок искажает слова - не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Большое внимание уделяю заучиванию и чтению стихотворений, учу читать стихи выразительно, громко, чётко проговаривая все слова, неторопливо.

Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи, звуковые игры и упражнения.

Выступление логопеда Болониной В.В.

«Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»

Характеристика речи детей пятого года жизни

Главное направление в развитии речи детей на пятом году жизни - освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний - описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;

В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:

Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр).

Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

К концу года дети средней группы могут:

Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.

Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печаль- ный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свой-ства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).

Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и слож- ноподчиненные предложения.

Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого, повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.

Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

.Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Выступление воспитателя Жигаревой Е.И.

Мастер - класс «Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»

«Нетрадиционное рисование «Кляксография», как средство развития воздушной струи».

Нетрадиционная техника рисования "Кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство уроков рисования.

На первый взгляд - она непонятна и вроде бы не хочется за неё браться, но стоит только начать творить, как это первое ощущение улетучивается, словно дым. Рисунок словно рождается сам!

Такое занятие для детей не только интересное, увлекательное, но и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Для работы в данной технике нам понадобится: бумага, тушь или жидко разведенные в мисочке (или в маленьких флаконах) гуашевые или акварельные краски, пластиковая ложечка или пипетка, коктельная трубочка, цветные карандаши, кисточка, краски для дорисовывания изображения.

Технология изображения.

1. Зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку).

2. Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, что бы её конец, не касался ни пятна, ни бумаги.

3. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) - выдуваем их по отдельности в нужном направлении.

4. Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо-влево, вверх-вниз

5. При необходимости процедура повторяется (т. е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть).

6. Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками.

В такой технике можно рисовать задуманный сюжет, либо посмотреть, что получится по ходу рисования.

Предлагаю, Вам самим, попробовать, что-нибудь нарисовать и посмотреть, что же получится.

Работы родителей.

Разделы: Работа с дошкольниками , Работа с родителями

Как бы ни был хорош детский сад, насколько бы квалифицированные специалисты там не работали, основным фактором, определяющим особенности развития ребенка, была и остается семья. Чтобы родители могли успешно способствовать коррекции речевых нарушений ребенка им необходима поддержка со стороны педагогов ДОУ и желание помочь своему малышу. Материалы родительского собрания "Что нужно знать родителям о проблемах речевого развития детей?" помогут педагогам и родителям в решении речевых проблем детей дошкольного возраста.

Материалы родительского собрания

"Что нужно знать родителям о проблемах речевого развития детей?"

Цель: педагогическое просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста

План проведения:

  1. Вступительное слово.
  2. Причины задержки речевого развития.
  3. Проблемы речевого развития дошкольников.
  4. Речевая азбука для родителей и дошкольников (советы логопеда).
  5. Педагогическая шкатулка.

1. Из толкового словаря: речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

2. Овладение речью - сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат достигли определенного уровня развития.

Для того, чтобы у ребенка появилась - а в дальнейшем и развивалась - речь, необходима речевая среда. Кроме того, важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью.

Многие родители считают, что у их малыша созданы все необходимые условия для развития, но почему же, какие-то проблемы все-таки возникают. Понятно одно - "какие-то" проблемы с речью - задержка речевого развития.

В идеале к двум годам у ребенка уже приличный словарный запас (от 100 до 300 слов), он активно строит предложения из двух-четырех слов, употребляет различные части речи. Иногда речь отсутствует вообще, либо словарный запас очень мал.

Для внимательных родителей диагноз "задержка речевого развития" ставят малышам до трех лет. Кроме очевидных социальных причин такой задержки (с детьми просто никто не общается столько, сколько это необходимо для полноценного развития), причины могут быть и соматические. Ребенок может какое-то время отставать в речевом развитии, если у матери было неблагоприятное течение беременности или родов (например, гипоксия или асфиксия плода, стремительные или затяжные роды). Если в первые годы жизни малыш часто болел, имел сниженный иммунитет или хронические заболевания, значительно отстает от сверстников по весу, росту или показателям моторного развития - тоже попадает в группу риска по ЗРР. Черепно-мозговые травмы и серьезные интоксикации также влияют на развитие речи.

3. Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от нормы речевого развития детей в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи, так же как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

К сожалению, задержка речевого развития иногда является залогом речевых проблем и в более старшем возрасте, но даже в этом случае раннее начало занятий с ребенком, если и не решит все его проблемы, то, как минимум смягчит проявление речевых недостатков в будущем.

ОНР - общее недоразвитие речи. Это совсем не диагноз, а скорее логопедическое заключение. Недоразвитие речи может быть у любого ребенка. В целом, ОНР представляет собой нарушение всех компонентов речи - фонетики, грамматики, лексики: нарушена слоговая структура слов (ребенок переставляет слоги "коломо" вместо "молоко", "титики" вместо "часики"), неправильно произносятся звуки (не один-два, а пять, десять, двенадцать). ОНР бывает трех уровней.

1 уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или 1-2 сильно искаженных предложения.

Основной контингент дошкольников в группах ОНР составляют дети с 2 и 3 уровнями речевого развития.

На 2 уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.

Наиболее распространен у детей 5-6 летнего возраста с ОНР 3 уровень речевого развития. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи - описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.

Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу недоразвития речи , ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Так же от развития речи зависит и развитие познавательных процессов ребенка: память, мышление, внимание, воображение.

Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Чем же мы взрослые можем помочь детям, имеющим различные речевые нарушения?

4. Советы логопеда.

Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь не приемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как "детские", так и "взрослые" слова (Это машина - би-би. А вот собака - ав-ав! ). Контролируйте речь малыша, не позволяйте говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно знакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок растет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи дошкольников. Научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!)

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года - о грубых нарушениях общего развития.

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать "жестовую" речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

"Золотая серединка" - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный.

Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

Леворукость - это не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.

Мелкая моторика - так обычно называют движение кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть это будет массаж пальчиков, игры типа "Сорока, сорока", затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.

Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) небо, которое отрицательно влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

Фольклор - лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова - после 2 лет, фраза - после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения - заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

ВНИМАНИЕ, родители! Чем раньше будет начата работа по преодолению речевых нарушений у детей, тем эффективнее будут результаты!

5. Педагогическая шкатулка.

Памятка для родителей.

Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию ряд игр, которые можно использовать для развития речи детей!

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Определение звучания игрушек. Возьмите 3 - 5 звучащих по - разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, пищащие и заводные игрушки:), предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (3-5 метров), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучащую игрушку (назвать) (воспроизвести ее звучание.

  • Определение голосов членов семьи, птиц, животных.
  • Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машины, трамвай, дождь:)
  • Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, под шкаф:)
  • На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать Вам сразу 2 предмета. В дальнейшем задание можно усложнить: попросите подать одновременно 4 предмета и т.д.
  • Повторение сочетаний звуков и слогов: А,У,И, А-У, А-И, О-А, ТА, ПА, ТА-ТА, МА-МА-МА, ТА-МА-СА и т.д.
  • Повторение слов, словосочетаний, небольших предложений. Для усложнения: ребенок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя их количество и порядок.
  • Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, ватку:.
  • Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы и длины, стараясь сдвинуть их с места
  • Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике, тарелке, миске с водой
  • Надувать резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, дуть в дудочку, свистульку.
  • Надувать мыльные пузыри

Артикуляционные упражнения

Для лица: надуть щеки, сделать лицо веселое, удивленное:

Для губ: выпячивание губ трубочкой, щелконье плотно сжатыми губами

Для языка: показать широкий и узкий язык, облизывание верхней и нижней губы, движение языком вправо и влево, пощелкивание языком ("лошадка")

Развитие правильного звукоподражания

Звуковое подражание: укачиваю ребенка (а-а-а), гудит паровоз (у-у-у), плач ребенка (уа-уа-уа), крик в лесу (ау-ау)

Подражание звукам транспорта (би-би, тук-тук, тик-так)

Упражнения на развитие мелкой моторики

Перебирание крупы, гороха, фасоли, выбирая мусор, испорченные зерна.

Разложить пуговицы по величине, цвету, форме:

Разобрать монеты по величине.

Надевать и снимать перчатки, рукавички.

Нанизывать на толстую нитку, проволоку бусинки, ягоды рябины.

Работа с пластилином, карандашами, кистью. Конструирование.

Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

"Отгадай название сказки"

Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Сивка: Заюшкина: Конек: Гадкий: Мороз: Царевна: Гуси: Мальчик: Красная: Крошечка: Дюй: Цветик:
Аленький: Золотой: Бременские: Доктор:

"Что лишнее?"

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка "Лиса и заяц").
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка "Репка").
Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси - лебеди (сказка "Гуси - лебеди").
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья - царевна (сказка "По - щучьему веленью").
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ("Сказка о рыбаке и рыбке").

Веселое азбуковедение.

Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.

Игра с мячом "Скажи наоборот".

Зима - лето, Жара - холод, Правда - ложь, Богач - бедняк, Горький - сладкий, Полезный - вредный:

"Волшебная палочка феи Словарины"

Для игры необходима "волшебная" палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой - увеличивает.
Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.
Дом - домик - домище, Мост - мостик - мостище, Дождь - дождик - дождище, Кот - котик - котище:

Желаем приятного досуга!

Литература

  1. О.В. Елецкая, Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. - М., ООО "ТЦ Сфера", 2005

Светлана Ваккер
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Родительское собрание

МБДОУ "Проскоковский детский сад "Теремок"

Конспект родительского собрания

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Выполнила:

Воспитатель

I квалификационной

Тема : «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Форма проведения : круглый стол

Цель : Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

Задачи : познакомить родителей с особенностями речевого развития детей дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада;

познакомить с речевыми играми в которые полезно играть с ребенком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей;

воспитывать культуру общения;

вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Подготовительный этап :

1. Анкетирование родителей

2. Изготовление пригласительных.

3. Подбор наглядного и раздаточного материала.

4. Подбор педагогических ситуаций

5. Подбор музыкального фона.

6. Видеозапись ответов детей.

Ход собрания:

(Звучит музыка)

Воспитатель: Добрый вечер!

Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Сначала, я предлагаю вам выполнить небольшое задание: обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ - кем для вас является ребенок в семье (солнышко, звездочка, зайчик, колокольчик).

После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо!

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь является одной из сложных высших психических функций человека.

Цель собрания : давайте поставим перед собой цель к собранию, что бы вы хотели узнать нового, чему научится?

(высказывания родителей)

До школы осталось немного времени. Все вы знаете, что поступая в 1 класс, ребёнок проходит собеседование, тестирование с психологом, учителями. На что в первую очередь обращается внимание при этом: на речь ребёнка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата и разнообразна речь ребёнка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк.

Вспомните то время, когда ваш ребёнок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесёт первое слово? Когда начнёт активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребёнка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»: (Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», не задумываемся: (Очень жаль, поэтому вопросу развития речи детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны).

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор

(раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Не так давно у вас было анкетирование по развитию речи ваших детей, да-вайте подведем итоги.

Итоги анкетирования:

Как видно из анкет, некоторые дети заговорили в возрасте до года – 1,5 года, что является физиологической нормой. Некоторые начали говорить в период 2 – 3 лет.

У многих детей сегодня наблюдается задержка речевого развития.

Какой бы вы хотели видеть речь ребёнка к моменту поступления в школу? (Педагог записывает на доске названные родителями характеристики речи: грамотная, понятная, выразительная, осмысленная, богатая)

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей, всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой (педагог записывает на доске во второй столбик):

Односложная речь – состоящая из одних простых предложений;

Бедная речь – недостаточный словарный запас;

Неправильное звукопроизношение;

Несвязность, сбивчивость, невыразительность речи.

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребёнка была (педагог зачитывает слова из 1-го столбца, а у нас (педагог зачитывает слова из 2-го столбца).

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

Составлению творческих рассказов

Составлению рассказов по картине, по серии картин

Пересказам

Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.

Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребёнка «как догадался?», «почему?».

И ещё учёными доказано, что через игру ребёнок усваивает знания быст-рее.

А дома? Анкетирование показало, что дома вы с детьми в основном занимаетесь над развитием речи: разучиваете скороговорки, стихи, пытаетесь учить буквы. Но вы признаётесь, что у вас нет опыта, знаний, чтобы грамотно и толково заниматься с детьми. А также у некоторых родителей нет достаточного времени пообщаться с ребёнком, поиграть, позаниматься с ним. У вас в папочках лежат рекомендации, чем можно заняться с ребенком дома.

Что дома делать надо: (раздать каждому родителю)

В первую очередь, разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребёнком. И если вы заметили, что у ребёнка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).

Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть чётким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ре-бёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития.

(Воспитатель, передает родителям шарик).

Я предлагаю под музыку передавать шар до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.

С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью?

Объясняете ли вы ребенку значение трудных слов? (например: конку-ренция, миссия, навострить, ностальгия, одушевленный, солнцепек, полуфабрикат, столпотворение и др.)

В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома?

Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

Объясняете ли вы ребенку что означают фразеологические обороты? (например: Сесть в калошу - попасть в нелепую ситуацию.

Водить за нос - тянуть время, обманывать.

Надуть губы - сильно обидеться.

Как снег на голову - неожиданно.

Тянуть резину - терять время.)

А хотите узнать, что отвечают дети на эти вопросы?

(показ видеозаписи детей)

Представление творческой игры «Я дарю тебе словечко».

В связи с тем, что дети плохо представляют значения трудных слов, не могут объяснить, что означают фразеологические обороты, я предлагаю ввести в жизнь семьи и детского сада традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель игры - увеличить словарный запас ребёнка, объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю родители дарят ребёнку новое для него слово, либо крылатое выражение, называют это слово и обязательно объясняют его значение. В понедельник дети приносят в группу подаренные дома слова и знакомят с ними всех ребят. Воспитатель записывает каждое слово на карточке, а на обратной стороне - имя того, кто его принёс. Все карточки складывают в шкатулку, и периодически с ними проводят разнообразные игры. Например: карточки высыпаются в шляпу, дети поочерёдно достают по карточке, воспитатель зачитывает слово, ребёнок объясняет его значение. Если играющий справляется с заданием, то получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Вариант игры: воспитатель поочерёдно достаёт карточки со словами, объясняет лексическое значение этих слов, не называя их. Ребёнок, который угадывает слово, получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

Воспитатель: А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

(Высказывания родителей)

Воспитатель: Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ. Если ребенок постоянно задает вопросы и не получает на них никаких ответов, то он вскоре просто перестанет их задавать. Потеряется интерес говорить о чем - либо. Родители должны внимательно выслушивать все, что говорит маленький человечек, важно не оставлять "почемучек" без ответа ни на один интересующий их вопрос.

Воспитатель: Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

Воспитатель: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом. А как вы думаете, что еще способствуют развитию мелкой моторики руки? (пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры).

Играете ли вы дома с детьми в пальчиковые игры?

(ответы родителей)

Мы с ребятишками придумали игры и упражнения с носовым платком для развития мелкой моторики. Детям эти игры и упражнения очень нравятся. Они с удовольствием выполняют упражнения с носовым платком. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПЛАТКОМ - уникальное средство для развития речи, мышления, внимания, воображения. Эти игры максимально эффективны для развития ребёнка. Сейчас мы с вами проведем небольшой мастер-класс игр и упражнений с носовыми платочками.

(МАСТЕР – КЛАСС)

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

(Высказывания родителей)

Воспитатель: Отправляясь на прогулку с детьми в детском саду, мы говорим о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкармливаем птиц, наблюдаем за их поведением и повадками. Учимся смотреть вокруг себя и видеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадываем загадку и находим отгадку. Ищем приметы времени года, знакомим ребёнка с народными пословицами и приметами. Читаем стихотворение, вспоминаем песенку, играем с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т. д.

Воспитатель: Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и откры-вать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к сле-дующим словам: ветер, дождь, луна, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

СОЛНЦЕ- золотистое, лучистое, доброе, веселое, дорогое, великолепное, весеннее;

ВЕТЕР - слабый, бодрый, прохладный, ураганный, сладкий, теплый, смелый, обжигающий, освежающий;

ЛУНА - яркая, круглая, полная, месяцеподобная;

КОШКА- пушистая, мягкая, добрая, зеленоглазая, разноцветная;

ВОРОНА - черная, полезная, хищная, сварливая, болтливая, каркающая;

ЖУК - добрый, красивый, ядовитый, ползучий, вредный, черный, майский;

ЧЕРВЯК - длинный, короткий, дождевой, ползучий.

Воспитатель: А хотите посмотреть как с этим заданием справились дети?

(просмотр видеозаписи детей)

Динамическая пауза

Выходят в круг и хлопают в ладоши те родители, которые любят сладкое.

Выходят круг и танцуют те родители, которые: любят работать в огороде.

Выходят круг и делают «пружинку» те родители, которые любят делать заготовки на зиму.

Выходят в круг и делают «фонарики» те родители, которые любят тратить деньги.

Выходят в круг и кружатся те родители, которые любят путешествовать.

Выходят в круг и жмут друг другу руки те родители, которые любят сво-их детей. Молодцы! Замечательно у нас получилась!

Упражнение «Положительный пример»

Старайтесь сами выражать как можно больше эмоций словами, чтобы подавать ребенку пример.

Ситуация 1. Вас подрезали на дороге. Вам хочется посигналить, опустить стекло, выглянуть из окна и начать ругаться. Вместо этого скажите: «Фу-ф, я так разозлилась и испугалась, когда эта машина пронеслась перед нами. Иногда я злюсь, когда мне страшно, а ты?».

Ситуация 2. Вы забыли ключи от дома. Вам хочется от досады ударить входную дверь, обвинить в случившемся кого-либо. Вместо этого скажите: «Как жаль, что я забыла ключи, и мы не можем попасть домой. Давай поиграем в слова и подождем, пока придет папа и откроет дверь».

Ситуация 3. Ребенок рассыпал банку с крупой. У вас резко портится на-строение, и вы смотрите на пол с кислым лицом. Вместо этого скажите: «Хм, я только что убралась, а пол опять грязный. Я гораздо быстрее подмету его, если ты мне в этом поможешь».

Воспитатель: Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

(видеозапись детей)

Воспитатель: А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Как зовут президента РФ? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

(Предложить родителям высказаться.)

(видеозапись детей)

Воспитатель: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем по очереди и сделать вывод о всем вышесказанном в слове – эстафете. (предложить микрофон- кеглю)

Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…

Много разговаривать

Объяснить

Раскрашивать

А теперь скажите, какую цель мы поставили в начале нашего собрания? Как вы думаете, мы ее достигли? (ответы родителей)

Воспитатель: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. (Раздать буклеты)

Рефлексия

Перед вами яблонька. Ее нужно украсить красивыми яблочками. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте яблоньку красным яблочком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте яблоньку зеленым яблочком.

(Звучит музыка, родители поводят оценку данного мероприятия. Принятие решения собрания. Решение текущих вопросов.)

Приложение

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы или подчеркните ответ.

1. Ф. И. О. вашего ребёнка.

2. Сколько детей воспитывается в семье?. 3. Имеется ли у ребёнка, посещающего детский сад, своя комната или игровой уголок?. 4. Имеются ли в игровом уголке: художественная литература;. . произведения народного фольклора. 5. Напишите названия сказок. стихов. загадок. которые знают ваши дети. 6. Ежедневно ли вы читаете своему ребёнку? В какое время суток?.

7. Обращаете ли вы внимание ребёнка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл?.

8. Задает ли ваш ребёнок вопросы после чтения или рассматривания книжек?. Задаёте ли вы вопросы после чтения?..

9. Как часто вы покупаете художественные книги своему ребёнку. 10. Кто из членов вашей семьи посещает библиотеку?. 11. Берёте ли вы детские книги из библиотеки для вашего ребёнка?. 12. Что из перечисленного считаете важным для своего ребёнка: привитие любви и бережного отношения к книгам; игра в компьютер; просмотр телевизионных передач (каких? 13. Сколько времени в день ваш ребёнок проводит перед: телевизором;. компьютером;. планшетом;. телефоном. 14. В каком возрасте впервые заговорил ваш ребёнок? …

15. Довольны ли вы словарным запасом ребёнка?. …

16. Достаточно ли развита его речь?.

17. Работаете ли вы дома над развитием речи ребёнка? Каким образом?.

18. Есть ли проблемы у вашего ребёнка в звукопроизношении?.

МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида»

МО Гатчинский район.

Методическая разработка

Родительское собрание в средней группе.

«Путешествие в страну Развития речи».

Разработала и провела воспитатель: Масько С.В.

Тайцы 2017 г.

« » .

Форма проведения : игровой практикум.

Цель : повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей среднего родителей в единое образовательное пространство ДОУ .

Задачи : формирование родительской развития детей родителей .

Участники : родители , воспитатель.

Место проведения : помещение группы .

План проведения :

1. Вступительный этап : -Ознакомление с проблемой.

2. Основная часть : - Презентация «Наши игры в помощь язычку»

Мастер –класс « Путешествие в страну развития речи»

3. Подведение итогов собрания : -обратная связь; вопросы родителей.

Ход МЕРОПРИЯТИЯ

Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание .

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Но вначале немного науки.

Речь – основная форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям :

Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

Речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи . Как вы думаете какие это факторы?

От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

От общения ребёнка со сверстниками

От строения артикуляционного аппарата

От речи взрослых (как образец для детей)

От развития мелкой моторики

От регулярного чтения детям художественной литературы

От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

От умения лепить

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка .

Как вы думаете, чему мы должны научить ребёнка в дошкольном возрасте?

Формирование звуковой культуры речи .

Обогащение словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи .

Обучение рассказыванию, связной речи .

Развитие выразительности речи .

И так, в идеале ребёнок к 5 годам :

Правильно произносит гласные и согласные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;

Накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи . Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети используют в речи прилагательные ,

наречия , местоимения и предлоги.

Активно осознаёт обобщающую функцию слов;

Через слово овладевает основными грамматическими формами речи (это множественное число. Винительный и родительный падежи , уменьшительно - ласкательные суффиксы);

Употребляет в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

В речи детей 4-5 лет отмечаются некоторые особенности.

Дети в 5 лет неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш» , «ж» , «ч» , «щ» , сонорные («р» , «рь» , «л» , «ль» ) звуки, а некоторые их пропускают.

Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета.

Требует совершенствования интонационная сторона речи .

Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи , дикцией. Темпом, силой голоса.

Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.

При построении простых распространённых предложений они опускают отдельные члены предложения.

Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.

Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи .

Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности : на специальных занятиях по развитию речи , а также на всех других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Давайте посмотрим чем занимаемся в группе чтобы наши дети научились хорошо говорить.Презентация.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими развитию речи детей среднего дошкольного возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями. Наш мастер-класс научат вас изготавливать дидактические игры из подручного материала.

Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Развитие речи !

Первая станция – это артикуляционная гимнастика

Сейчас мы с вами выполним несколько простых, но очень полезных упражнений

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Хоботок (Трубочка) .

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Станция Пальчиковая гимнастика.

Сначала мы с вами разомнем наши пальчики.Пальчиковая игра «Раз,два,три….»

Воспитатель вместе с родителями делает упражнение.

Затем делаем упражнение с самомассажем: «Семья»

Упражнение делаем 2 раза – на правой и на левой руке.

А теперь давайте вами поиграем игру «Птички» .

Каждый пальчик,это птичка:

Вот сорока

Вот синичка,дятел, филин воробей-

Покажи нам их скорей.

На каждую лексическую тему мы берем разные игры.

Воспитатель показывает картотеку..

Станция «Игровая.

Вставайте в круг поиграем с вами в игру «Мамы и детеныше».

Я бросаю вам мяч и называю взрослое животное

Вы называете детеныша и бросаете мне мяч.

А веселый паровоз нас опять зовет в дорогу. Занимаем скорее места. Едем дальше!

Станция «Сочиняй-ка»

На этой станции художник оставил нам недорисованную картину. Наша с вами задача дорисовать ее общими усилиями. Отвечая на мои вопросы мы вместе дорисуем. (схематичное изображение человечка)

Кто это, мальчик или девочка? Как ее (его) зовут? Что у нее на голове? Какого цвета? Какого цвета у нее глазки? Во что она одета? Какого цвета? Что у него на ножках? Какого цвета? Что у нее в руках? Какое сейчас время года? Что девочка (мальчик) делала и куда сейчас идет?

Очень хорошо! А сейчас давайте попробуем рассказать, что у нас получилось.

Станция «Конечная»

Наш поезд прибыл на конечную станцию. Посмотрите, сколько различных игр, развивающих речь детей , нас встречает. Здесь, игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей . Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. В группе дети в них с большим удовольствием играют. Но у нас пока нет игр для развития речевого дыхания .

И сейчас мы проведем мастер-класс. Я вам предлагаю всем дружно вместе изготовить игры для развития речевого дыхания .

Сегодня мы с Вами подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку.

При стихийном речевом развитии речи . . Благодаря речи

Подведение итогов собрания .

Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель передает палочку родителям и задаёт вопросы ).

Обратная связь :

Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?

Чем полезна именно для Вас данная встреча?

Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?

Чему могут научить ребёнка дидактические игры по развитию речи ?

Ваши пожелания на следующее собрание .

Воспитатель : Я считаю, что цель собрания достигнута . Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи , задача которых – помочь детям обогатить активный словарь, развить связную речь и речевое творчество. Для того чтобы дома вы могли заниматься с детьми, мы приготовили вам небольшие памятки.

Пояснительная записка.

Родительское собрание в средней группе .

« Путешествие в страну Развитие речи »

Актуальность темы: При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи . Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления . Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Цель : повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ .

Задачи : формирование родительской компетентности в области речевого развития детей ; закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий; овладение родителями игровыми приёмами развития речи .

Новизна: собрание проводилась в виде игрового практикума.

Родители играли и делали упражнение, которые делают дети в течение дня.

Инновации : презентация:«Наши игры в помощь язычку».

Прогнозируемый результат : Родители больше внимание будут уделять развитию реи детей. Познакомить родителей с приемами артикулярной и пальчиковой гимнастики и и добиваться,чтобы родители кажднодневно занимались с детьми гимнастиками. для мелкой моторики и языка.

Подготовка к собранию : Разработана анкета для родителей.

Подготовлена картотека пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

Подготовлена презентация «Наши игры в помощь язычку»

Подготовлены памятки. «Пальчиковые игры» .

Список используемой литературы: Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.

Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2

Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1993. 11) Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 1989.

Интернет ресурсы МААМ.ру.

Приложение.

Анкета для родителей

«Речевое развитие ребенка»

1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________

2. Дата рождения___________________________________________________

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________

5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________

6. Вы следите за тем, как говорит ваш ребенок? (Да, нет.) ________________

7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________

9. Знаете ли Вы, какие знания получает ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ______

10 Присутствуете ли Вы на детских праздниках?______________________________

11. Как Вы относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________

Благодарим за сотрудничество!