Тесты по дисциплине теория языка. Проверочный тест по курсу «Общее языкознание

Контрольные тесты

1. Общее языкознание изучает:

А) законы происхождения, развития, строения и функционирования конкретного языка;

Б) общие законы происхождения, развития, строения и функционирования языков.

2. Внутреннюю организацию языка изучают науки:

А) когнитивная лингвистика, контрастивная лингвистика, социолингвистика;

Б) фонетика, морфология, синтаксис, лексикология.

3. Процессы порождения и восприятия речи изучает:

А) социолингвистика;

Б) синтаксис;

В) психолингвистика.

4. Когнитивная лингвистика изучает…

А) процессы порождения и восприятия речи;

Б) взаимодействие языка и культуры;

В) процессы структурирования человеческого знания в языке.

5. Сравнительным изучением языков занимаются науки, входящие в раздел

А) интралингвистика;

Б) компаративистика;

В) экстралингвистика.

6. Языкознание относится к числу…

А) гуманитарных, общественных наук;

Б) естественных наук.

7. Основой для развития общей теории языкознания явилось…

А) сопоставительное языкознание;

Б) сравнительно-историческое языкознание;

В) когнитивная лингвистика.

1. Язык по своей сущности явление…

А) биологическое;

Б) социальное;

В) психическое.

2. Укажите неверное утверждение:

А) физические признаки человека не имеют отношения к языку;

Б) существование и развитие языка подчинено законам природы;

В) язык возникает и развивается только в коллективе людей.

3. Сущность языка проявляется в его свойствах:

А) выражать чувства и эмоции, влиять на психику людей, устанавливать контакт с собеседником, создавать художественных тексты;

Б) осуществлять выражение мысли, называть объекты и явления действительности, накапливать знания в словесной форме, быть средством познания мира, средством получения новых знаний.

4. Основная функция языка:

А) регулятивная;

Б) контактная;

В) коммуникативная.

5. Функция использования языка как средства влияния на психику

другого человека называется…

А) символической;

Б) регулятивной;

В) суггестивной.

1. Положение о том, что язык как система существует в сознании человека, а функционирует он в речи, обосновал…

А) И.А. Бодуэн де Куртенэ;

Б) Ф. де Соссюр;

В) В. фон Гумбольдт.

2. Система знаков, которая хранится в мозгу человека, называется…

В) текст.

3. Л.В. Щерба предложил разграничить следующие аспекты языка:

А) речевая деятельность, языковая система, языковой материал;

Б) языковая система, речевая деятельность, языковая способность.

4. Укажите неверный вариант характеристики особенностей языка в сравнении с речью:

А) средство общения, явление социальное, относительно стабильная система знаковых единиц, независимая от ситуации и обстановки общения;

Б) процесс общения, явление физическое и физиологическое, вариантное, контекстно и ситуативно обусловленное.

5. Совокупность психологических и физиологических условий, которые обеспечивают говорение и понимание, называется…

А) речевой деятельностью;

Б) языковой способностью;

В) языковой компетенцией.

6. В каких основных аспектах проявляется языковая деятельность?

А) …в языковой системе и речи;

Б) …в говорении и понимании;

В) …в языковой системе, речи и тексте.

1. Язык животных…

А) передается по наследству, имеет ограниченный набор смыслов, однонаправленность коммуникации, закрытость;

Б) не передается по наследству, усваивается в результате обучения, передает любую информацию.

2. Искусственные языки создаются для того чтобы…

А) обеспечить приспособление к окружающей среде;

Б) передавать ограниченную информацию в определенных условиях;

В) дать людям простое, легко изучаемое средство международного общения.

3. В искусственных языках волапюк, интерлингва, эсперанто…

А) грамматика конструируется, а словарный состав заимствуется из естественных языков, частично видоизменяясь;

Б) грамматика и словарный состав конструируются по собственным правилам.

4. Отметьте те языки / азбуки, которые выполняют компенсаторную функцию:

А) дактилология;

Б) жестовая речь;

В) азбука Морзе;

Г) азбука Брайля.

5. К системе условных сигналов относятся:

А) светофор, химические формулы, сигнальные ракеты, язык цветов;

Б) жесты, мимика, физический контакт, паузы.

1. Укажите неверное утверждение: Мышление – это…

А) высшая форма отражения действительности;

Б) субъективная реальность;

В) объективная реальность.

2. Согласно теории вербальности мышления…

А) язык является материальной опорой мышления;

Б) мышление не связано с речедвигательным кодом.

3. Укажите неверное утверждение:

А) УПК имеет сенсорную природу;

Б) УПК содержит признаки словесного языка.

4. Кем впервые была высказана мысль о влиянии языка на мышление?

А) Ф. де Соссюром;

Б) В. фон Гумбольдтом;

В) Э. Сепиром.

5. По теории языковой относительности…

А) каждому языку соответствует своя логика мышления;

Б) развитие языка определяется обществом.

6. Каким термином обозначается совокупность зафиксированных в

единицах языка представлений народа о действительности на определенном этапе развития этого народа – а) когнитивная картина мира;

Б) языковая картина мира.

1. Согласно лингвистической теории Ф. де Соссюра языковой знак – это…

А) двусторонняя психическая сущность;

Б) односторонняя сущность.

2.Семиотика – это наука…

А) о знаковых системах в природе и обществе;

Б) специфике языковых знаков.

3. Укажите, какой из признаков знака указан неверно:

А) имеет идеальный характер;

Б) не связан с обозначаемым предметом причинной связью

В) обозначает нечто, находящееся вне него.

4. Согласно унилатеральной концепции знака

А) значение не является составной частью звуковой оболочки слова;

Б) значение входит в знак.

5. Между планом выражения системы языка и планом содержания существует

А) полное соответствие;

Б) асимметричное соотношение.

6. Укажите верное утверждение:

А) семиотика раскрывает один из аспектов языка – знаковый;

Б) языковой знак не отличается от множества других знаков.

1. Укажите неверное утверждение: Система – это…

А) сложное целое, состоящее из взаимозависимых и взаимообусловленных элементов и выполняющее единую функцию;

Б) совокупность связей и отношений между элементами.

2. В системе языка:

1) отношения иерархии отражают…

А) противопоставление единиц;

Б) вхождение простых единиц в более сложные, зависимость одних единиц от других;

2) в системе языка парадигматические отношения – это

А) отношения единиц, расположенных линейно, в высказывании;

Б) отношения в группе, образованной из единиц, имеющих сходства и

различия;

3) отношения мотивации отражают…

А) связь плана выражения и плана содержания;

Б) связь новой, производной единицы языка с исходной единицей.

3. Почему язык представляет собой гетерогенную систему? Исключите лишнее.

А) его образуют однородные элементы;

Б) его образуют неоднородные элементы;

В) в нем есть нерегулярные элементы.

4. Давление системы проявляется в том, что…

А) в системе есть нереализованные возможности;

Б) нерегулярные элементы стремятся подстроиться под типовые.

5. Чем определяется динамизм языковой системы? Исключите лишнее.

А) противопоставленностью языковой традиции и живой языковой практики;

Б) противоречием между системой и структурой языка в ходе его развития;

В) наличием вариативности элементов системы языка.

6. Какой уровень не является основным уровнем языка?

А) фонологический;

Б) лексический;

В) фономорфологический;

Г) синтаксический.

7. Какая модель языка характеризуется в определении: нечетко ограниченная совокупность системно организованных разнородных единиц, объединенных общим признаком или функцией:

А) уровневая модель языка;

Б) полевая модель;

В) ассоциативно- вербальная модель.

1. Фонетика как наука изучает…

А) звуки с точки зрения их смыслоразличительной функции;

Б) акустические и артикуляционные особенности звуков, изменение

звуков в речевом потоке.

2. Элементами фонологической системы языка являются

А) аллофоны;

Б) фонемы;

В) звуки.

3. Определение фонемы как звукового типа, в котором объединяются звуки, близкие на слух и по артикуляции, принадлежит…

А) московской фонологической школе;

Б) ленинградской фонологической школе;

В) лондонской фонологической школе.

4. Фонологическое содержание фонемы – это…

А) совокупность ее постоянных признаков;

Б) совокупность ее различительных (дифференциальных) признаков;

В) совокупность переменных признаков.

5. Основные типы оппозиций фонем описал…

А) И.А. Бодуэн де Куртенэ;

Б) Н.С. Трубецкой;

В) Л.В. Щерба.

6. Структура системы фонем любого языка определяется…

А) привативными, одномерными, пропорциональными оппозициями;

Б) привативными, многомерными, изолированными оппозициями.

7. Просодический уровень языка образуют…

А) ударение и интонация;

Б) ударение, интонация и чередование звуков;

В) ударение и слоги.

8. В консонантных языках преобладают…

А) гласные звуки;

Б) согласные звуки.

9. Дистрибуция – это…

А) противопоставление фонем по парам;

Б) совокупность всех возможных окружений (сочетаний), в которых

встречается фонема.

10. Согласно теории силлабофонем фонема содержит…

А) образ слога;

Б) образ звука.

1. Морфология как часть грамматики изучает…

А) систему слов;

Б) систему грамматических категорий, грамматических средств.

2. Как называется иерархическая организация слов по корневым и словообразовательным морфемам?

А) словообразовательная подсистема;

Б) словоизменительная подсистема.

3. Традиционно части речи выделяются на основании…

А) синтаксического и семантического критериев;

Б) морфологического, синтаксического и семантического критериев;

В) морфологического критерия.

А) большие группы слов по словоизменительным аффиксам;

Б) система противопоставленных друг другу грамматических форм,

выражающих общее грамматическое значение.

5. Укажите, в каком ряду приведены только примеры лексикограмматических разрядов слов:

А) вид глагола, падеж существительного, качественные и относительные прилагательные;

Б) переходные и непереходные глаголы, одушевленные и неодушевленные существительные, качественные и относительные прилагательные.

1. Укажите, какой макрокомпонент слова несет информацию о наиболее общих и существенных признаках слова:

А) денотативный;

Б) коннотативный.

2. Укажите, какой макрокомпонент несет информацию об особенностях функционирования единицы в речи:

А) коннотативный;

Б) функциональный.

3. Для обозначения звуковой оболочки слова используется термин:

А) семема;

Б) лексема.

4. Какие из признаков слова не имеют абсолютной силы, то есть действуют не во всех языках:

А) фонетическая оформленность;

Б) грамматическая оформленность;

В) наличие значения;

Г) непроницаемость;

Д) воспроизводимость в речи.

5. Внутренняя форма слова – это…

А) элемент значения, отражающий признак, который был положен в

основу наименования предмета;

Б) совокупность отражаемых словом признаков предмета.

1. В основе системной организации лексики лежит…

А) семантика слов;

Б) системность мира.

2. Системность лексики проявляется:

А) в возможности объединения слов на основе семантики в группы;

Б) в многозначности слов.

3. Какое объединение слов характеризуется в следующем определении: большая группа слов одной части речи, объединенных одним словом –

идентификатором, значение которого полностью входит в значение остальных слов группы:

А) тематическая группа;

Б) ассоциативная группа;

В) лексико-семантическая группа.

4. Укажите верное определение лексико-семантического поля:

А) совокупность большого числа слов разных частей речи, словосочетаний и фразеологизмов, относящихся к одной сфере действительности;

Б) совокупность слов разных частей речи, связанных в сознании человека с определенным словом – стимулом;

В) совокупность большого числа слов одной или разных частей речи,

объединяемых общим понятием.

5. Системная организация лексики в целом имеет…

А) иерархическую структуру;

Б) полевую структуру.

6. В характеристике основных особенностей лексической системы языка исключите лишнее:

А) многомерность;

Б) вариативность;

В) жесткость;

Г) открытость.

1. Изучением плана выражения предложения занимается…

А) конструктивный синтаксис;

Б) коммуникативный синтаксис.

2. Структурная схема предложения – это…

А) совокупность двух словоформ, выражающих субъект и предикат

Б) совокупность всех членов предложения.

3. Структурная схема является знаком…

А) пропозиции;

Б) предикативности;

В) модальности.

5. Модальность передает…

А) соотнесенность высказывания с моментом речи;

Б) отношение сообщаемого к действительности в плане возможности

Или невозможности осуществления.

6. В аспекте плана содержания позиционная схема предложения является знаком…

А) предикативности;

Б) пропозиции

7. Как называется совокупность семантических компонентов, описывающих ситуацию, о которой говорится в предложении:

А) пропозиция;

Б) позиционная схема

8. Как называется часть предложения, содержащая новую для собеседника информацию?

А) схема;

Г) пропозиция.

9. Укажите неверное утверждение:

А) актуальное членение предложения совпадает со структурным

членением;

Б) актуальное членение предложения – это смысловое членение

предложения на известную и новую информацию.

1. Диахроническое описание языка предполагает изучение…

А) изменений языка в границах одного и того же состояния;

Б) изменений языка в разные периоды времени.

2. Что понимается в диахроническом изучении языка под дифференциацией?

А) …процесс взаимодействия между диалектами одного языка или

Б) …социально обусловленное расслоение языка;

В) …исторически обусловленный процесс дробления языка на диа-

лекты или на отдельные родственные самостоятельные языки.

3. Звуковые законы…

А) фиксируют соответствия звуков в разные периоды развития одно-

го или нескольких родственных языков;

Б) отражают чередование звуков.

4. Самые древние части речи – это…

А) имя существительное и прилагательное;

Б) имя существительное и глагол;

В) глагол и наречие.

5. Самым древним типом предложения было…

А) двусоставное;

Б) односоставное;

В) односоставное безличное предложение.

6. В древнем предложении связь между словами осуществлялась…

А) при помощи союзов;

Б) при помощи примыкания;

В) при помощи примыкания и уподобления.

7. В развитии сложного предложения большую роль сыграли…

А) причастия и причастные обороты;

Б) выделение логического субъекта и предиката.

1. Отметьте внешние (экстралингвистические) факторы развития языка:

А) контакты языков;

Б) действие аналогии;

В) языковая политика;

Г) революции, войны;

Д) миграция населения;

Е) речевая экономия.

2. Закон экономии речевых усилий состоит…

А) в стремлении человека минимизировать умственные и физические

усилия в речевой деятельности;

Б) в стремлении языка включать каждый новый факт речи в определенную систему языковых форм.

3. В чем проявляется саморазвитие языка?

А) в борьбе противоположностей;

Б) в эволюционном развитии.

4. Самой подвижной подсистемой языка, отражающей изменения в

жизни общества, является…

А) словарный состав;

Б) грамматика;

В) словообразование.

5. Почему язык перестает развиваться, «умирает»? Исключите лишнее.

А) в связи с переменами в общественной жизни;

Б) в связи с тем, что распадается общность говорящих на нем людей;

В) в связи с тем, что язык утрачивает общественные функции.

6. С чем связан прогресс в развитии языка? Исключите лишнее.

А) …с изменением его внутренней структуры;

Б) …с расширением общественных функций языка;

В) …с развитием возможностей выразить новое содержание.

1. В чем проявляется двусторонняя связь языка и общества?

А) язык – необходимое условие существования общества;

Б) развитие языка определяется обществом;

В) язык возникает только в обществе, а существование общества

обеспечивается коммуникацией на базе языка.

2. Общенациональный язык существует в нескольких формах:

А) книжная и разговорная речь;

Б) литературный язык, диалекты, жаргон, просторечие;

В) научный, официально-деловой, публицистический, разговорный

3. Какой из признаков не является типичным для литературного языка:

А) устная форма существования;

Б) кодификация норм;

В) стилистическая дифференциация.

4. Литературный русский язык – это…

А) язык художественной литературы;

Б) строго нормированная форма языка;

В) книжный вариант русского языка.

5. К ненормативным формам языка относятся…

А) территориально ограниченная форма;

Б) литературный язык;

В) социальные диалекты;

Г) просторечие.

6. Основная сфера функционирования территориально ограниченной

А) научная сфера;

Б) обиходно-бытовое общение;

В) публицистика.

7. Чем обусловливается социальная дифференциация языка?

А) …наличием территориальных диалектов;

Б) …социальной дифференциацией общества;

В) …языковыми контактами.

8. Каковы последствия коренных общественных изменений (война,революция) для развития языка? Исключите лишнее.

А) расширение сферы использования литературного языка;

Б) демократизация языка;

В) обновление политической лексики и фразеологии;

Г) смещение диалектных границ;

Д) языковой пуризм.

9. Как называется совокупность политических, юридических, адми-

нистративных и экономических мер, предпринимаемых государством для

целенаправленного развития языка?

А) языковая политика;

Б) языковая ситуация.

Ключ к тестам

Тест № 1: 1б, 2б, 3в, 4в, 5б, 6а, 7б. Тест № 2: 1б, 2б, 3б, 4в, 5в. Тест № 3:

1б, 2б, 3а, 4б, 5б, 6в. Тест № 4: 1а, 2в, 3а, 4а, б,г; 5а. Тест № 5: 1в, 2б, 3б,

4б, 5а, 6б. Тест № 6: 1а, 2а, 3а, 4а, 5б, 6а. Тест № 7: 1б; 2: 1)б; 2)б; 3)б; 3б,

4б, 5в, 6в, 7б. Тест № 8: 1б, 2б, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 8б, 9б,10а. Тест № 9: 1б,

2а,3б, 4б, 5б. Тест № 10: 1а, 2б, 3б, 4б, г; 5а. Тест № 11: 1а, 2а, 3в, 4в, 5б,

6в. Тест № 12: 1а, 2а, 3б, 4в, 5а, 6б, 7а, 8в, 9а. Тест № 13: 1б, 2в, 3а, 4б,

5в, 6в, 7а. Тест № 14: 1а, в, г, д; 2а, 3а, 4а, 5а, 6а. Тест № 15: 1в, 2б, 3а, 4б,

Основная литература

1. Попова З.Д. Общее языкознание: учеб. пособие / З.Д. Попова,

И.А. Стернин. – М. : АСТ: Восток–Запад, 2007. – 408 с.

2. Введение в языкознание: курс лекций – Воронеж: Истоки, 2004. – 154 с.

3. Практикум по курсу «Введение в языкознание»: учеб. пособие / сост.

О.Н. Чарыкова. – Воронеж: Истоки, 2008. – 58 с.

4. Общее языкознание: в 2 ч. Ч. 1: Общие проблемы языка: учеб.-метод.

пособие / сост. Н.А. Козельская. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та,

2004. – 36 с.

5. Общее языкознание: в 2 ч. Ч. 2: Система языка: учеб.-метод. пособие / сост.

Н.А. Козельская. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. – 44с.

Дополнительная литература

1. Горелов И.Н. Основы психолингвистики: учеб. пособие / И.Н. Горелов,

К.Ф. Седов. – М. : Лабиринт, 2002. – 256 с.

2. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типоло-

гия языков: учеб. пособие / Н.Б. Мечковская. – 2-изд. – М. : Флинта:

Наука, 2001. – 312 с.

3. Стернин И.А. Язык и мышление: учеб.-метод. пособие / И.А. Стернин. –

Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. – 23 с.

Языкознание, языковедение, лингвистика - это все синонимичные названия одной и той же научной дисциплины. Языкознание - это наука изучающая языки, существующие, когда-либо существовавшие или могущие возникнуть в будущем, а тем самым человеческий язык вообще. Языкознание входит в состав филологии, которая изучает литературные и исторические памятники прошлого. Филология вышла из недр философии и само языкознание стало наукой только в 19 веке Основной характеристикой языкознания является то, что эта наука социальная. Языкознание связано с историей (любая историческая эпоха запечатлевается в языке), с литературой (любой текст создается с помощью языка), с психологией (состояние центрально-нервной системы связано с языком) с физиологией (человеческие органы участвуют в произношении слов), с археологией (изучает древнейшую историю по предметам быта), с географией (язык имеет диалекты), с философией.

2. Общее и частное языкознание.

Общее языкознание изучает особенности языка человека, законы его строения,функционирования и развития, т.е такие факты языка, которые свойственны всем языкам мира – т.е языковые универсалии(звуки, слоги, части речи) Частное яз. – занимается отдельными проблемами языка или группы родственных языков (например:Славянская,Германская.) Частное делится на описательное и историческое Описательное – изучает состояние языка на данном этапе его развития Историческое - изучает язык в его историческом развитии.

3. Язык как общественное явление.

Язык возникает, развивается и существует как социальный феномен. Его основное назначение заключается в том, чтобы обслуживать нужды человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между членами большого или малого социального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого коллектива. Понятие общества относится к одному из трудно определимых. Общество - это не просто множество человеческих индивидов, а система разнообразных отношений между людьми, принадлежащими к тем или иным социальным, профессиональным, половым и возрастным, этническим, этнографическим, конфессиональным группам, где каждый индивид занимает своё определённое место и в силу этого выступает носителем определённого общественного статуса, социальных функций и ролей.

4. Основные функции языка.

Коммутативность-дает возможность людям понять друг друга,наладить совместную работу во всех сферах человеческой жизни.Благодаря этому возможно продвижение вперед и дальнейшее развитие человеческого общества

Экспресивная функция(выражение)-благодаря этой функции человек может оформлять и выражать свои мысли.Пока мысль не выражена с помощью языка-она остается мыслью в себе и не является достоянием окружающих

Эмотивная функция выражения,эмоций.С помощью нее можно выразить свое отношение к тому,о чем мы говорим.

5. Вторичные функции языка.

Изобразительная функция - с помощью нее можно достаточно ярко охарактеризовать предмет речи, рассказать о человеке, нарисовать «картину»

Эстетическая -способность поведения рисовать картины прекрасного в мыслях и чувствах. Вызывает эстетическое наслаждение

Педагогическая -в процессе освоения языка происходит становление человека, через язык человек усваивает нормы поведения,морали,принципы жизни, представление о добре и зле. Благодаря этому осуществляется воспитание человека

Аккумулятивная -в процессе своего развития и становления человек приобретает опыт, но в тоже время он должен изучать и осваивать опыт предыдущих поколений, осмысливать его и использовать для дальнейшего продвижения

Функция социально-психологического воздействия – с помощью нее можно организовать на различные поступки, действия, а можно дезорганизовать

Дидактическая единица: «языки живые и мертвые, искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм»

№ 1 Shortanswer Как называются изменения, связанные с серьезными перерождениями в структуре языка-победителя, когда носители побежденного языка вносят в принятый ими язык свой «акцент»? субстрат № 2 Multipleselection Какие факты не следует смешивать с явлениями скрещения (смешивания) языков? 1,2 № 3 Singleselection Что представляет собой влияние субстрата? № 4 Singleselection Какой фонд лексики изменяется медленнее в диахроническом аспекте? № 5 Singleselection К какому пласту лексики Относятся следующие слова: боярин, подьячий, стрелец, кистень? № 6 Shortanswer Могут ли архаизмы из пассивного словаря переходить в активный? (в ответе используйте утвердительную /отрицательную частицу). да № 7 Shortanswer Как называется обогащение словарного состава языка за счет словаря других языков? заимствования № 8 Shortanswer Кто одним из первых начал создавать на математической основе рациональный искусственный язык? Лейбниц № 9 Singleselection К каким языкам относятся: эсперанто, воляпюк, аджуванто?
1. международным
2. естественным
3. искусственным
№ 10 Shortanswer Общий язык на основе смешения родственных языков или диалектов? койне № 11 Shortanswer Устное средство межэтнического общения, которое не вытесняет из обихода другие языки, а сосуществует с ними на одной территории? лингва франка № 12 Shortanswer Вспомогательный торговый язык в бывших колониальных странах? пиджин № 13 Shortanswer Двуязычие, владение и попеременное пользование одним и тем же лицом или коллективом двумя различными языками или различными диалектами одного и того же языка? билингвизм № 14 Shortanswer Одновременное существование в обществе двух языков или двух форм одного языка, но один из этих языков или форм считается более престижным? диглоссия № 15 Shortanswer Языки, имеющие только значение инструмента образования и предмета научного исследования? мертвые № 16 Singleselection К каким языкам относятся: латынь, арамейский, коптский, галльский, аккадский? № 18 Multipleselection Какие виды международных языков существуют? 1,2 № 19 Singleselection К каким языкам относятся языки математики, химии, логики, программирования? № 20