Виды семей по количеству детей. Виды семей

Что такое семья? Герцен говорил, что семья начинается с детей, но ведь и не успевшая обзавестись потомством пара тоже семья. А еще есть семьи приемные, неполные, конфликтные и еще великое множество видов семей. Давайте попробуем разобраться с основными способами классификации этой важнейшей социальной группы.

Виды и типы современной семьи

Современные исследователи для определения видов семей используют различные классификации, основными из которых являются следующие.

1. По размеру семьи – учитывается количество ее членов.

2. По типу семьи.

  • нуклеарная семья – содержит одну брачную пару с детьми.
  • сложная семья – состоит из брачной пары, детей и родственников – бабушек, дедушек, сестер, братьев и т.д. Такая семья может включать в себя несколько родственных брачных пар, которые объединились для упрощения ведения домашнего хозяйства.
  • неполная семья – состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей.

3. По количеству детей.

  • инфетильные, бездетные семьи;
  • однодетная семья;
  • малодетные семьи – количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста, не более 2 детей;
  • среднедетные семьи – достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;
  • многодетные семьи – намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.

4. По форме брака.

  • моногамная семья – состоит из двух партнеров;
  • полигамная семья – один из партнеров имеет несколько брачных обязательств. Различают полигинию (брак мужчины с несколькими женщинами) и полиандрию (брак женщины с несколькими мужчинами).

5. По полу супругов.

  • разнополая семья;
  • однополая семья – двое женщин или мужчин, занимающиеся совместным воспитанием детей.

6. По месту положения человека.

  • родительская – семья наших родителей;
  • репродуктивная – семья, создаваемая человеком.

7. В зависимости от места проживания.

  • патрилокальная – семья, живущая на одной территории с родителями мужа;
  • матрилокальная –семья, живущая на одной территории с родителями жены;
  • пеолокальная – семья, проживающая отдельно от родителей.

И это еще не все виды и типы семьи, которые бывают. Рассмотреть особенности каждой разновидности смысла не имеет, поэтому мы поговорим о самых ярких типах.

Виды неполных семей

Бывают внебрачные, осиротевшие, разведенные и распавшиеся неполные семьи. Также некоторые исследователи выделяют материнские и отцовские виды семей.

Такие типы семей не относят к категории неблагополучных, но трудности с воспитанием детей здесь возникают немалые. Согласно статистическим исследованиям дети в неполных семьях учатся хуже своих сверстников, также они более склонны к невротическим нарушениям. Кроме того, большинство гомосексуалистов было воспитано в неполных семьях.

Виды приемных семей

Можно выделить четыре вида замещающих семей: усыновление (удочерение), приемная семья, патронат и опека.

  1. Усыновление – прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.
  2. Опека – прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.
  3. Патронат – воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.
  4. Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.

Виды многодетных семей

Виды неблагополучных семей

Выделяют две большие категории. В первую входят различные виды асоциальных семей – родители наркоманы, алкоголики, конфликтные семьи, аморально-криминальные.

Семья - моя крепость. Это простое утверждение никто никогда не сможет опровергнуть. Однако можно попробовать вникнуть в данный термин несколько глубже и узнать, какие же существуют виды семьи.

Взгляд в историю

Прежде чем рассматривать виды современной семьи, нужно обязательно оглянуться назад, в историю. Так, издавна социологи выделяют следующие ее виды:

  1. Традиционная семья. В таком случае на одной территории чаще всего проживает несколько поколений (кроме молодой семьи, родители, бабушки-дедушки). В таком случае жена зависит от мужа, выполняет все домашние обязанности. Главная обязанность мужчины (который также является главой семьи) - обеспечить материальное благополучие.
  2. Нетрадиционная семья. Ее еще в истории называют эксплуататорской. В таком случае женщина трудится наравне с мужчиной (это произошло в эпоху привлечения дам к общественному труду, а также во время возникновения первых феминистических течений). Работу же на производстве представительницы слабого пола вынуждены совмещать с домашними обязанностями и воспитанием детей.
  3. Эгалитарная (равная) семья. Это вид современных отношений между участниками брака. В таком случае мужчина и женщина равно задействованы в общественных отношениях. При этом все домашние обязанности также делятся поровну. Для такой семьи также характерна эмоциональная насыщенность (любовь, дружба, ответственность, взаимоуважение).

Типология в зависимости от главной функции

Различные виды семей и их характеристика - это тема, о которой пойдет речь далее. Какие еще существуют типы брачных отношений?

  1. Патриархальная семья. Главная ее цель в данном ракурсе - ведение совместного хозяйства и достижение экономического благополучия.
  2. Детоцентристкая семья. Тут главной задачей пары является воспитание детей, подготовка их к общественной жизни. Однако нередко такие семьи переходят недозволенную черту, когда подрастающее поколение оказывается несамостоятельным и разбалованным.
  3. Супружеская семья. Социологи говорят, что это отношения будущего. Главная ее цель - эмоциональное удовлетворение супругов. Чаще всего такие семьи не обзаводятся детьми и всю жизнь живут ради удовлетворения своих нужд и желаний.

Типы в зависимости от состава семьи

  1. Нуклеарными. Когда на одной территории проживают дети и родители.
  2. Расширенными. На одной территории в таком случае, помимо молодой семьи, проживают и иные родственники.
  3. Неполные. Распространенный вид семьи в современном обществе. В таком случае ребенок проживает на одной территории с одним из родителей.

Жизненный цикл

Различают также семьи в зависимости от жизненного цикла:

  1. Молодая семья (после свадьбы прошло не более года).
  2. Семья с первенцем.
  3. Семья, в которой есть подросток.
  4. «Покинутое гнездо». Это семья, в которой дети выросли и оставили отчий дом с целью создания своих семей.

Форма брака

Какие еще существуют типы и виды семьи? Так, по форме брака различают:

  1. Моногамную семью. В таком случае говорится о паре мужчина-женщина.
  2. Полигамную семью. В таком случае один из партнеров имеет несколько брачных обязательств. Различают полигинию (мужчина может иметь несколько жен) и полиандрию (женщина может иметь несколько мужей). Стоит сказать о том, что в нашей стране такие браки не разрешены.

В зависимости от пола

Различают также семьи в зависимости от пола партнеров:

  1. Разнополая семья (мужчина-женщина).
  2. Однополая семья (когда семью создают представители одного пола - двое мужчин или женщин). В нашей стране такие браки запрещены.

В зависимости от места проживания

Существуют также различные виды семьи в зависимости от того места, где проживают ее члены:

  1. Патрилокальная. В таком случае семья проживает на территории мужчины с его родителями.
  2. Матрилокальная. В таком случае супруги проживают на территории жены с ее родителями.
  3. Неолокальная. Молодая семья живет отдельно от родителей. Стоит сказать о том, что это также один из видов современных брачных отношений.

В зависимости от количества детей

Различаются также разные виды семьи в зависимости от количества детей.

  1. Инфертильная семья (в которой нет детей).
  2. Однодетная семья.
  3. Малодетная семья (речь идет о семье, в которой детей недостаточно для природного прироста населения, т. е. двое).
  4. Среднедетная семья (3-4 ребенка).
  5. Многодетная семья (пять и более малышей).

В зависимости от отношений супругов

Также различаются несколько типов браков в зависимости от отношений, которые складываются между супругами.

  1. Диктаторские семьи. Все важные решения принимает один член пары, иной же может отвечать только за решение второстепенных вопросов.
  2. Демократические семьи. Наиболее неустойчивые. Такой тип отношений чаще всего присущ молодоженам. Все вопросы пара пытается решать сообща, идти на уступки друг другу. Однако чаще всего один партнер думает, что отдает больше, а получает меньше.
  3. Автономные семьи. В таком случае сферы влияния пара строго разграничивает. Мужчина отвечает за одно, женщина - за другое.

Иные классификации

Стоит также сказать о том, что можно выделить еще несколько различных типологий семей. Так, это могут быт приемные семьи. В таком случае говорится об усыновлении, опеке, патронате. Отдельно социологи выделяют многодетные семьи. В таком случае различают:

  1. Сознательно многодетные семьи.
  2. Многодетные семьи, которые возникают вследствие повторных браков.
  3. Неблагополучные многодетные семьи.

Простые выводы

Напоследок хочется рассказать, чем же отличается традиционная и современная семья. Основные различия:

  1. Желание и стремление жить отдельно. Молодожены желают вести отдельно от родителей хозяйство и проживать на своей территории.
  2. Экономическая независимость. Современная семья обеспечивает сама себя. Пара полностью независима от родителей.
  3. Участие в общественной жизни. Оба члена современной семьи трудятся на равных, обучаются, развиваются.
  4. Распределение обязанностей. В современной семье мужчина и женщина в равной степени выполняют домашние дела.
  5. Возраст. Сейчас молодые люди не стремятся рано вступать в семейные отношения. Поэтому возраст членов современной семьи несколько выше относительно таких же показателей в традиционной семье.
  6. Дети. Члены современных семей не стремятся сразу же заводить детей. Малыши рождаются после того, как молодая семья «становится на ноги» и имеет достаточно средств для обеспечения потомства.
  7. Малодетность. Современные семьи не характеризуются многодетностью. У пар чаще всего не более двух деток.

Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей. Что это такое? Какие они бывают и чем различаются?

Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии , это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.

Признаки

Семья как малая общность обладает отличительными признаками:

  • союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтверждённый нормами Закона;
  • вступление в брачные отношения на добровольных началах;
  • общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей;
  • моральное, психологическое и нравственное единство;
  • вступление в близкие, интимные отношения;
  • рождение, воспитание и социализация детей.

Основные функции

Институт семьи подразумевает связи, которые возникают между ней и обществом, направленность её деятельности. Таких связей может быть несколько, и они вариативны для каждой отдельной малой группы.

Однако выделяется ряд традиционных функций, которые выполняет семья:

  • репродуктивная . Цель: установление сексуальных отношений с последующим рождением детей. Данная функция является ведущей, поскольку предполагает, что, вступив в интимную связь, мужчина и женщина выполняют главное своё предназначение – продолжение рода;
  • хозяйственно-экономическая . Цель: создание общих материальных ценностей, устройство и ведение совместного хозяйства, организация быта, объединение средств и капиталлов, произведение общих расчётов;
  • регеративная . Цель: сохранение семейных, родовых ценностей и реликвий, передача опыта старшего поколения младшему;
  • воспитательно-образовательная . Цель: реализация потребностей родительских качеств в контактах с детьми, их обучение, нравственное и психологическое развитие, воспитание морально-этических норм и т.д. В данном случае говорят о семейном воспитании.

Структура

Демографическая статистика выделяет несколько типов семей, характеризующихся определённым набором характеристик.

Характерный признак Тип семьи Отличительные особенности
1.Количество партнёров Моногамная 2 партнёра
Полигамная Более 2-х партнёров Многожёнство (1 мужчина и несколько женщин). Распространена у мусульман.
Полиандрия (1 женщина и несколько мужчин). Редкое явление.
Шведская семья (полиаморные отношения между 3 партнёрами)
2. Половаяпринадлежность партнёров Разнополая Партнёры мужчина и женщина
Однополая Только мужчины или только женщины. В законодательстве РФ такой вид брака не предусмотрен, поэтому такие семьи не регистрируются.
3. Количество детей Бездетная (инфертильная) Отсутствие детей
Малодетная 1 – 2 ребёнка
Многодетная 3 и более детей Пользуется особым вниманием и поддержкой государства, является наиболее устойчивой целостной ячейкой общества.
4. Состав Нуклеарная Родители и дети 1)элементарная — 3 человека: муж, жена, ребёнок. Наиболее часто встречается в европейских странах.2)составная – муж, жена и несколько детей.
Полная – наличие обоих родителей.Неполная –1) есть 1 из родителей;2) бездетная семья.
Сложная (патриархаль-ная) Несколько поколений, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Характерно для мусульманских семей.
5. Место и роль человека. Родительская Роль ребёнка
Репродуктивная Роль родителя
6. Место проживания Матрилокальная Проживание с семьёй жены. Отношения: зять – тесть и тёща.
Патрилокальная Проживание с семьёй мужа. Отношения: невестка – свёкор и свекровь. Традиционный тип семьи: по многим канонам женщина, выходящая замуж, переходит в семью своего мужа.
Неолокальная Молодая семья живёт отдельно от родителей и самостоятельно организует хозяйство, быт и устанавливает личные взаимоотношения. Наиболее распространённый в современности тип малой группы.
7. Социальный статус Молодая 1) супруги в возрасте 18-30 лет;2) первый брак ;3) совместная жизнь до 3-х лет.
Сложившаяся Супруги ведут соместное хозяйство и воспитывают детей более 3-х лет.
Приёмная Семья, в которой кроме собственных воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей.
8. Материальное состояние Обеспеченная Материальный достаток выше среднего
Малоимущая (малообеспечен-ная) Материальный достаток на уровне или ниже прожиточного минимума.
9. Морально-психологическое состояние Благополучная Материальный достаток, благоприятная обстановка, хороший микроклимат и доброжелательные отношения между всеми членами семьи.
Неблагополуч-ная Материальные трудности, недостаток средств на ведение общего хозяйства, злоупотребление старшими членами алкоголем и наркотиками. Проблемы во взаимоотношениях. Неблагоприятная обстановка для воспитания детей. Как следствие – конфликты, приводящие к разводам.
конфликтные семьи – частые ссоры, разногласия, психологическое давление;
кризисные – семьи достигшие определённого возраста и социального благополучия;
проблемные – ячейки, в которых периодически или постоянно возникают проблемы социального или психологического характера.
Группа риска Отрицательный психологический климат, сложные межличностные отношения, неблагополучие ребенка: аномалии в развитии, физическое, психическое и нравственное нездоровье. Следствие – правонарушения, низкий образовательный уровень.
1) деструктивная : изолированность от общества всей семьи или отдельных её членов. Часто секторальные объединения или религиозные группы.
2) неполная : наличие только одного родителя;
3) распавшаяся : развод или уход из семьи одного из её членов (обычно мужчины);
4) ригидная : низкий уровень гибкости, терпимости, адаптивности, явное превосходство и давление со стороны одного члена семьи.

Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.

Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.

Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.

Функции семьи как социального института

К основным функциям семьи относится:

  • воспроизводственная, то есть продолжение рода;
  • воспитание и обучение, социализация;
  • содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
  • духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
  • организация совместного отдыха и деятельности семьи.

В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:

  • снижение рождаемости;
  • увеличение числа разводов;
  • девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
  • рост числа малообеспеченных и неполных семей;
  • ухудшение здоровья детей и супругов;
  • изменение семейных ролей;
  • рост семейного насилия.

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.

На функционирование семьи в свою очередь влияет:

  • нормы и ценности культуры;
  • экономическая сфера общества;
  • демографические изменения;
  • государственные институты;
  • физиологические процессы;
  • психологическая динамика внутрисемейных отношений.

Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.

Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.

Типы семей

Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и ребенка.

  1. Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
  2. Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними , потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
  3. Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.

Благополучные и неблагополучные семьи

Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.

Группа семей Подгруппа Характеристика родительского отношения
Благополучные семьи Понимающие Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности.
Покровительствующие Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними.
Безразличные Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими.
Неблагополучные семьи Подавляющие Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут.
Тревожные Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы.
Отстраненные Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку.
Отвергающие На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение.

По воспитательному потенциалу

По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.

Воспитательно-сильная семья

Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.

Воспитательно-устойчивая

В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.

Воспитательно-неустойчивая

Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.

Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними

Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.

В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:

  • воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
  • маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
  • правонарушительская;
  • преступная;
  • психологически отягощенная семья.

Родительский авторитет

Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.

  • достойную жизнь родителей;
  • достойную работу родителей;
  • их поведение;
  • их знание жизни ребенка;
  • помощь ребенку;
  • чувство ответственности за воспитание ребенка;
  • гражданское лицо родителей.

Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.

  1. Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
  2. Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
  3. Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
  4. Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
  5. Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
  6. Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
  7. «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
  8. «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
  9. «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.

Педагогическая культура родителей

Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на , а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.

  • Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
  • Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.

Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.

Высокий уровень

Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.

Владение методами воспитания

Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.

Средний уровень

Осознание целей и задач воспитания

Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.

Владение методами воспитания

Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.

Низкий уровень

Осознание целей и задач воспитания

Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.

Владение методами воспитания

Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.

Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.

К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.

Основы семейного воспитания

В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.

Родительский контроль

При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.

Родительские требования

Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.

Способы общения с ребенком

Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.

Эмоциональная поддержка

Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.

Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).

Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.

Послесловие

Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».

Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • личностные особенности родителей (психическое здоровье, стиль воспитания, представления о взаимоотношениях супругов и родителей с детьми);
  • условия жизнедеятельности и развития семьи (обеспеченность, место, поддержка и другое).

«Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.

Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.

Семья - это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские. родительские и другие родственные права и обязанности.

В психологии семья рассматривается одновременно и как малая
социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

вступление в первый брак - образование семьи;
начало деторождения - рождение первого ребенка;

окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

«пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;

прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.
На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

Ø репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства - главная функция семьи;

Ø воспитательная - первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

Ø экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

Ø функция первичного социального контроля - регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:

Ø духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;

Ø социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

Ø досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

Ø эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

Ø В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации.

Ø В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:



Ø моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:

Ø полигамия - брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:

Ø групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):

Ø полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;

Ø полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

Ø нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;

Ø расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

Ø Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

Ø эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);

Ø экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.

Виды семей в зависимости от местожительства супругов:

Ø патрилокальные - молодые живут в семье мужа;

Ø матрилокальные - в семье родителей жены;

Ø неолокальные - поселяются отдельно от родителей.

Ø Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

Ø матриархат - власть в семье принадлежит женщине;

Ø патриархат - во главе стоит мужчина;

Ø эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Вместе с тем в обществе появляются альтернативные формы брака, под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.

К их числу в современных развитых странах относятся:

Ø Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») - это раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. В последнее десятилетие данная форма брака становится популярной в России, главным образом среди звезд эстрады и очень занятых деловых людей с разными интересами;

Ø Конкубинат - стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В настоящее время в Западной Европе из-за растущей феминизации полового состава общества имеет несомненную тенденцию к росту. Вариант полигинии;

Ø Открытый брак - признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;

Ø Пробный брак - временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. - это «двухшаговый брак».

Альтернативные формы брака в действительности представляют собой именно формы, вариации рассмотренных выше традиционных типов брака. Возникают они благодаря или скорее вопреки брачным интересам каких-то специфических групп населения. Поэтому дальнейшее существование этих форм будет определяться устойчивостью и жизнеспособностью самих этих групп.
Следует признать, что отмеченные тенденции разделения институтов брака и семьи, давно характерные для Запада, получают распространение и в современном российском обществе.

1.2.Структура отношений в семье.
Важнейшей характеристикой семьи является структура отношений. По мнению М. Арутюнян, существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская.
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз.
Основным требованием является подчинение. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение "счастья ребенка". Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх. У ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень высоко оценивается супружеская семья. Цель в этой семье – взаимодоверие, принятие, автономность членов. Воспитательное воздействие "горизонтальное", диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе. Вместе с тем, у этих детей может отсутствовать подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по "вертикальному" принципу.
По мнению Л. Б. Шнейдера, семья, по типу отношений, бывает идеальной и конфликтной, благополучной и неблагополучной (проблемная).
В идеальной семье ее члены пространственно очень близки друг к другу, дистанция не дифференцирована, слабо выделяются детская и супружеская субсистемы.
В конфликтной семье дети "замкнуты", "боятся что-либо рассказать", "брошены на произвол судьбы" и в то же время "не имеют самостоятельности", отличаются плохим поведением, испорченными отношениями с друзьями и окружающими. Этот ребенок является весьма реалистичным, распространенным и легко узнаваемым. Также семья бывает благоприятной и неблагоприятной, т. е. проблемной.
По мнению В. Сатир, атмосфера проблемной семьи чувствуется очень быстро. Она характеризуется неудобством, дискомфортом и холодностью: члены семьи чрезвычайно вежливы друг с другом, и каждому очень тоскливо. Их лица мрачные, угрюмые или печальные.
В благоприятных семьях царит совсем другая атмосфера. Там ощущается естественность, честность и любовь. Люди в таких семьях выражают свою любовь и уважение друг к другу.
К. Роджерс выделил такие положительные характеристики благополучных семей, как: преданность и сотрудничество; общение; гибкость отношений; самостоятельность.
Э. Г. Эйдемиллер подчеркивает значение «доминантности - подчинения» и вместе с тем очень много внимания уделяет тесноте эмоциональной связи членов семьи.
Маргарет Мид ставит во главе характеристики межличностных отношений понятие «ответственности», как основное отношение, характеризующее семью и ее членов. Три этих параметра, описывающие отношения в первичной простой семье (триада «ребенок, отец, мать»), считаются основными.
Рассмотрев подходы существования различных видов семей, мы сталкиваемся с проблемой семейных отношений между членами семьи. Межличностные отношения в семье – это субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний членов семьи в совместной жизни. А. З. Рахимов считает, что возникновение межличностных отношений в семье обусловлено фактом непосредственного взаимодействия супругов в процессе совместной жизни. Супруги относятся друг к другу не только как носители определенных семейных функций, ролей и ценностей. Они воспринимают друг друга так же и со стороны чисто человеческих качеств. В. Соловьев выделяет семь видов семейных отношений: Социально-биологические отношения (численность семьи, рождаемость, пол), хозяйственно-экономические (ведение домашнего хозяйства, семейного бюджета). Это два основных вида семейных отношений. Другие виды лишь дополняют их.
Так, юридические отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, личных и имущественных прав и обязанностей супругов. Нравственные отношения охватывают вопросы семейных чувств, прежде всего любви и долга и нравственных ценностей семьи, создавая в тоже время фундаментальную основу развития ребенка как человека. Психологические отношения представляют собой сферу взаимодействия психического склада членов семьи и реализуют моменты их совместимости, психологического климата в семье. Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи. Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, образуя основу культурной преемственности семьи. Характер семейных отношений определяет успешность выполнения семьей важнейших ее функций и ее благополучия. В. Сатир считает, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья сталкивается с определенного рода межличностными отношениями между членами семьи, где ребенок строит свое поведение, основываясь на субъективной подсознательной оценке происходящего вокруг. По мнению Ботович Г. И., в большинстве случаев оно соответствует системе сложившихся межличностных отношений в семье. Иногда дети из-за своеобразного и неполного понимания окружающего мира выбирают такие формы собственного поведения и воздействия на родителей, которые плохо влияют не только на их собственное развитие, но и на взаимоотношения в семье.
С. В. Ковалев в своей работе «Психология современной семьи» выделяет следующие виды отношений между членами семьи:
1. Сотрудничество – идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и взаимоподдержку.
2. Паритет – ровные, “союзнические” отношения, основанные на взаимной выгоде членов семьи.
3. Соревнование – желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве.
4. Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах.
5. Антагонизм – резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер.
В. Сатир вылила три правила эффективной коммуникации:
члены семьи говорят о своих мыслях и чувствах от первого лица.
каждому члену семьи предлагается передавать свои чувства.
каждый член семьи должен ориентироваться на уровень понимания, т. е. содержание высказывания должно подтверждаться соответствующим тоном голоса, выражением лица, жестами).
Она отмечает также, что достаточно точно можно охарактеризовать любую семейную систему, используя для этого четыре предложенные ее параметра: самооценка участников семейного процесса;
коммуникация;
семейная система (свод норм);
социальные связи (взаимодействие с внешним миром).
В зависимости от сочетания особенностей каждого параметра семья может быть охарактеризована как благополучная или неблагополучная.

Фактор Благополучная семья Неблагополучная семья
1. Самооценка Высокая самооценка у всех членов семьи. Низкая самооценка
2. Коммуникация Честная, открытая, ясная, адекватная, прямая Нечестная, запутанная, неопределенная, неадекватная
3. Семейная система Правила гибкие, меняющиеся при необходимости. Полная свобода любых обсуждений, допускается автономность Правила скрытые, жесткие, неизменные. Мелочная опека и контроль. Запреты на любые обсуждения
4. Социальные связи Многообразие социальных связей, семья открыта для внешних контактов Страх перед социумом, закрытость, отсутствие социальных связей (либо заискивание перед социумом)

Функционирование различных систем в благополучных и неблагополучных семьях. Эмоциональное неблагополучие членов семьи связано с постоянной угрозой отвержения и обусловлено неэффективной внутрисемейной коммуникацией. Такая коммуникация определяется рядом позиций, которые склонны занимать члены семьи, пытаясь избежать тревоги и угрозы отвержения:
заискивающая позиция;

обвиняющая позиция;

расчетливая позиция;

отстраненная позиция.
Заискивающая позиция – человек избегает угрозы отвержения, пытаясь угодить, не вступать в ссоры. На вербальном уровне коммуникации он выражает согласие («Все, что ты делаешь, - это замечательно, даже слишком хорошо для меня»), а на невербальном уровне коммуникации демонстрирует полное подчинение и беспомощность (голова и плечи опущены, выражение лица заискивающие). Внутреннее ощущение: «Я считаю себя ничтожеством». Обвиняющая позиция – ищет виновных среди членов своей семьи. Характерное начало разговора: «Почему ты всегда…», «Ты никогда не можешь как следует…» и т. п. У такого человека есть внутреннее ощущение, что он одинок и несчастлив. Расчетливая позиция – скрытое убеждение человека в том, что можно избежать угрозы отвержения при помощи точного расчета и анализа ситуации. Внешне холоден, расчетлив. Внутренние ощущения характеризуются словами: «Я чувствую себя уязвимым». Может быть низкая самооценка.Отстраненная позиция – «спутанное», «несерьезное» поведение. Говорит невпопад, движения неловкие, нелепые. Испытываемые чувства – одиночество и ощущение бессмысленности существования.В.Сатир разработала целый ряд специальных упражнений, игр, процедур, позволяющих членам семьи осознать и почувствовать применяемые ими неэффективные позиции в общении. Основная задача в работе с семьей не только осознавание существующих позиций, но и обучение гармоничному, искреннему общению. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаний и истинности чувств. В таком типе коммуникативного поведения вербальные и невербальные компоненты соответствуют друг другу. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаний и демонстрируемых чувств.
По типам отношений в настоящее время принято различать гармоничные и негармоничные семьи. Гармоничные – это семьи, в которых не нарушена структура и функционирование. Негармоничные – это семьи, в которых существуют какие-либо нарушения в структуре. Нарушения структуры семьи – это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей её функций.
В рамках негармоничных семей выделяют деструктивную, распадающуюся, распавшуюся, неполную и ригидную псевдосолидарную семью. Деструктивная семья отмечается, прежде всего, изолированностью отдельных её членов, которая препятствует взаимопониманию и в тоже время способствует созданию атмосферы эмоционального напряжения и конфликтности. В такой семье трудно выделить лидера, чаще всего каждый живёт своей жизнью. Основной порок деструктивной семьи – отсутствие душевной близости, адекватных эмоциональных контактов между отдельными её членами. Часто семьи бывают деструктивными, если один из её членов (родитель) душевно больной или злоупотребляет алкоголем. Распадающаяся семья, – в которой конфликт между родителями достиг апогея. Назревает распад семьи. Обычно в конфликт вовлечены и дети. Враждующие родители или видят в детях “союзников” или делают из них “козлов отпущения”. Подростки, как правило, болезненно переживают распад семьи и принимают, обычно, сторону одного из родителей, чаще того, кого считают обиженным. В этом состоянии семья может пребывать длительное время. Родители расходятся, сходятся, психологическая атмосфера накалена, однако решение никто не принимает.
Распавшаяся семья – семья, которую один из родителей покинул, но продолжает поддерживать с ней контакты (так называемые “приходящие” отцы или матери). Реальные отношения в такой семье осуществляются только между родителями и ребенком, а отношения между супругами прекращены.
Неполная семья – семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В литературе существует тенденция преувеличивать патогенное влияние неполной семьи на формирование «трудных подростков». Очень часто мать, если она не психически больна и не ведёт асоциальный образ жизни, воспитывает хороших, социально адаптированных детей и без отца. Примером тому может служить поколение людей, воспитанных матерями в военные и послевоенные годы. Ригидная псевдосолидарнаясемья отличается наличием доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные её члены. В такой семье, обычно, царствует деспотизм, жестокая регламентация всей жизни и отсутствие эмоциональной теплоты. У педагогов-практиков принято деление семей на благополучные и неблагополучные. Под «благополучной семьей» обычно подразумевают полную семью, достаточно материально обеспеченную и не оказывающую на ребенка прямого отрицательного воздействия. Нередко благополучие носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание, но часто за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость её существуют только для показа. Такие семьи называют псевдоблагополучными, псевдосолидарными. Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных, значимых для индивида, чем объясняется их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций и психических нарушений (Г. К. Ушаков). Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний определяется рядом обстоятельств.
1. Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности. Семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития этапах жизни индивида является единственной, а позднее наиболее важных социальных групп, в которые он включен. События в семье в гораздо большей степени “принимаются близко к сердцу“, чем аналогичные события в сфере трудовой деятельности, соседских отношений и т. д.
2. Многосторонностью семейных отношений и их зависимостью друг от друга. Сферы домашнего хозяйства, досуга, эмоциональных взаимоотношений теснейшим образом взаимосвязаны, и попытка внести в любую из них более и менее значительные изменения вызывают “цепную реакцию“ изменений во всех других. В силу этой особенности от семейной травмы труднее уйти. У члена семьи при попытке избежать травматизации возникает больше сложностей.
3. Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влиянием, в том числе и травматизирующим. В семье индивид более доступен воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее явно.
А. Я. Варга при характеристике семейно системы выделяет следующие характеристики:
стереотипы взаимодействия;

семейные правила;

семейные мифы;

стабилизаторы;

семейная история.
Стереотипами взаимодействия называют сообщения и взаимодействия, которые часто повторяются. Они мало осознаются поддерживают привычные системы отношений между членами семьи. Возможны подуровневые стереотипы взаимодействия в семьях. Когда повторяющиеся сообщения и взаимодействия возникают между родительской и детской структурой, мужской и женской структурой в семье. Наше исследование опросов 1200 респондентов показало, что 34% исследуемых отметили отсутствие четко выделенных мужской и женской подструктуры в семье 53 % информантов указали на наличие оформленной женской подструктуры в семье, часто противопоставленной малооформленной мужской подструктуре, 13 % опрошенных указали на наличие четко выделенной мужской подструктуры в семье, однако в значительно меньшей степени противопоставленной женской.

Второй параметр – семейные правила – это те нормы поведения, а часто и мышления, на которые ориентируется семья. Правила могут быть гласными и негласными. Гласные правила возникают чаще в результате договоров, чаще в супружеской подсистеме, в гибких семьях, такие договора и правила вырабатываются между детьми и родителями. Негласные правила чаще насаждаются кем-то из членов семьи, либо принимаются взрослой подсистемой.

Правила бывают культурно заданными – и тогда они разделяются многими семьями, а бывают уникальными для каждой семьи. Культурно заданные правила семейной жизни известны всем, уникальные правила известны только членам данной семьи. Нарушение правил – вещь опасная, очень драматичная, многократно описанная в русской художественной литературе. Правила семейной жизни касаются всех областей. Есть часть правил культурно заданных. В российской культуре существуют противоречивые правила о распределении ролей в семье. Не случайно борьба за власть и статус современных российских семьях – это одна из мощнейших дисфункций. И возникает эта борьба потомку, что в культуре нет внятного правила про половое неравенство. А. Я. Варга прослеживает корни этого в русских народных сказках, где образ мужа ведущий только формально, реально же мужчина становится преуспевающим только прибегая к чьей-то, часто женской, жениной, помощи. По нашим исследованиям в большинстве семей женская подсистема оказывается определяющей семейные правила. Нормы поведения в семье и за ее пределами и контроль за выполнением этих правил принадлежит женщинам.
Третий параметр – семейные мифы – это сложное семейное знание, которое является как бы продолжением такого предложения, как: «Мы – это…». Это знание актуально не всегда; оно актуализируется, либо когда посторонний человек входит в семью, либо в моменты каких-то серьезных социальных перемен, либо в ситуации семейной дисфункции. В дисфункциональной семье миф ближе к поверхности, чем в функциональной. Знание это плохо осознается. Формируется миф примерно в течение трех поколений. А. Я. Варга указывает на распространенность мифов «Мы – дружная семья» и «Мы – герои». При исследовании семейных мифов нами были обнаружены семейные подсистемные мужские и женские мифы. По отношению к женщинам очень распространен миф «От женщины в семье все зависит», что очень ограничивает сферу желаний и гипертрофирует сферу ответственности женщины в семье. По отношению к мужчинам распространен противоположный миф «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Это касается многих выходов за правила, таких как алкоголизм, измены, сюда же можно отнести хобби, работоголизм и т. д. Причем носителями этих мифов являются как мужчины, так и женщины.
Границы являются четвертым параметром семейной системы. Любая система имеет свои границы, которые определяют ее структуру и, соответственно, определено содержание психодинамики семейной жизни. Внешние границы семей меняются на наших глазах. А. Я. Варга связывает изменения границ семей с изменениями границ государства. В стране с жестко закрытыми границами, границы семей оказываются прозрачными, проникающими для внешнего вмешательства. В современной ситуации открытости границ семейные границы становятся более закрытыми. Это проявляется и в меньшем вмешательстве государства в дела семей и в меньшем взаимодействии между семьями. Те же механизмы действуют внутри семьи. В семьях с открытыми границами вмешательство поколенных подсистем в жизнь друг друга значительно меньше. В семьях с жестко закрытыми границами границы подсистем становятся размытыми.
Пятый параметр семейной системы – стабилизаторы. В каждой семье есть свои стабилизаторы. Функциональные стабилизаторы это – общее место проживания, общие деньги, общие дела, общие развлечения и интересы, планы и перспективы развития. Дисфункциональные стабилизаторы – дети, болезни, нарушения поведения. Дети не должны быть стабилизаторами, потому что они растут, развиваются и должны жить своей отдельной от родителей жизнью. Деструктивными стабилизаторами могут стать алкоголизм или измены одного из супругов. Частым мотивом отказа от развода в семьях с алкогольным супругом выступает вербализация: «Он (она) без меня совсем сопьется». Сама возможность как-то порезвиться на стороне сохраняет супружеские отношения стабильными. Этот стабилизатор позволяет обоим не иметь реальной психологической близости.
Семейная история – это шестой параметр семейной системы. Многие стереотипы поведения, закономерности взаимодействия воспроизводятся в поколениях. В функциональных семьях больше вариантов поведения, больше выбора. В дисфункциональных семьях меньше вариантов выбора, потому что работает общечеловеческий механизм – в стрессе человек действует стереотипно. Где много стресса, там много стереотипов, мало свободы выбора, мало творчества. В дисфункциональных семьях, где много стресса, существуют многие стереотипы, и есть большой страх перемен. Знание семейной истории позволяет анализировать те процессы, которые происходят в современной семье.

1.3 Влияние семьи на причины девиации подростков.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Психологическая сущность социальной девиации детей и подростков может быть раскрыта, если будет известно, по каким психологическим закономерностям протекает данное явление, какие составляющие его образуют. Два обстоятельства становятся важнейшими предпосылками девиации. Первое - это семейный фактор. Пьянство родителей, безнадзорность детей, попустительство, безразличие взрослых, граничащее с жестокостью, способствуют на самых ранних стадиях роста их патологическому развитию, в отличие от более поздних, при которых неблагоприятная семейная обстановка - лишь отягощающая, а вовсе не обязательная предпосылка. Семья обусловливает раннее развитие ряда начальных форм девиации, а именно - трудновоспитуемости, нервных расстройств.
Девиантное поведение подростков.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к девиации, потере смысла существования .
Результат девиации – нарушение равновесия в отношениях с социумом, искажение содержания целей, мотивов, ценностных ориентаций, диффузия социальных ролей до принятия тех или иных, которые не позволяют бесконфликтно решать проблемы, удовлетворять потребности (например, “вор”, “хулиган”, “бродяга” и пр.) . Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.
1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся:
генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения, заболеваний матери, влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом; психофизические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение Проявлениями такого отчуждения могут быть: нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями. Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта в стойкой школьной неспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.
4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу, инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
К типичным психологическим трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении относятся следующие:
проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
трудности взаимоотношения, самопонимания;
трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, “кумиров”, ценностей;
внутренне (“психологическое”) одиночество, непонятность другими;
стремление избежать давления, правил, норм, требований;
поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
трудный характер: обидчивость, агрессивность;
чувство вины, стыда за неблагополучных родителей, отсутствие уважения к родителям .
Влияние семьи на причины девиации подростков
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения. раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированиюасоциального поведения несовершеннолетних:
дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой - провоцирование ребенка на конфликтные ситуации;
нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями мало мотивированной “семейной жестокости” и насилия .
В настоящее время остро стоит проблема неполных расширенных семей. Недавно ставшая массовой категория неполных семей - это неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, на обломках какой-либо социальной катастрофы. Родители малолетних детей погибли, находятся в заключении, ударились в бега, лишены родительских прав, либо предаются безудерному пьянству - чаще всего, именно по таким причинам приходится поколению прародителей брать на содержание и воспитание внуков. У таких семей, разумеется, низкий уровень доходов, основу которого составляют пенсии и зарплаты стариков. Ряд сложностей проистекает от плохого состояния здоровья пожилых людей, их более слабых адаптационных способностей, их неумения приспособиться к реалиям современности, поэтому у их воспитанников часты девиантные формы поведения .
Одной из причин возникновения девиаций у подростков - это изменение ситуации в семье, а именно развод родителей. Дети остро реагируют на любое нарушение семейного стереотипа. В 60% случаев они дают различную психогенную реакцию, из этих 60% около трети переходит в развернутые психогенные заболевания: неврозы и личностные нарушения, а также отклонения в поведении, вплоть до противозаконных .
Очень трудно переживают развод родителей подростки. Эмоциональная неустойчивость, болезненная чувствительность, критичное отношение к родителям, “философская интоксикация”, связанная с осознанием своего “Я”. Подростки могут встать на сторону матери или отца, быть агрессивными или замкнуться, их может захлестнуть чувство одиночества, тоски, покинутости. Больше того, они могут разочароваться в привычных нравственных нормах, разувериться в любви .
В МБОУ “СОШ № N” г. Барнаула на профилактическом учете социального педагога состоит 10 неблагополучных семей, в них воспитывается 14 детей.
Проведенный анализ ситуации, связанной с совершением правонарушений несовершеннолетних в МБОУ “СОШ № N” в г. Барнауле показывает, что 8 % подростков, состоящих на внутришкольном учете, на учете в инспекции по делам несовершеннолетних воспитываются в неблагополучных семьях, где отсутствуют условия необходимые для развития и воспитания детей.
Одной из главных причин девиаций детей и подростков является небагополучная семья. Без организующей и мобилизирующей помощи взрослых, которую детям не могут предоставить родители в неблагополучной семье, дети не в состоянии преодолевать трудности, становятся жертвами жестокости и разочарования взрослых, терпят обвинения в неполноценности, наказания .
Координатором всех государственных структур в г.Барнауле является администрация города. При администрации созданы комитеты, ведающие вопросами образования, здравоохранения, социальной защиты и т. д.
Структура работы с семьей в г. Барнауле следующая:
общеобразовательные школы (психолого-педагогическая поддержка семьи);
управление социальной защиты (выплата пособий, материальная поддержка);
отдел опеки и попечительства (социально-правовое обеспечение семьи);
центры внешкольной работы (составление социальной карты микрорайона);
центры детского творчества (организация досуга).
Стратегия социальной политики, социальной защиты ориентированы на формирование здоровых отношений в социуме и, прежде всего, в сфере семьи. Работа в барнаульском социуме осуществляется с целью развития социальной инфраструктуры семьи, стимулировании конструктивных семейных отношений, пропаганды положительного семейного опыта посредством формирования общественного мнения в поддержку неблагополучной семьи.
1.4 Понятие, виды неблагополучных семей в современном обществе.
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.
В этой работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.
Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков - семейная заболевание, семейная проблема.
Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.
Семьи с алкогольной зависимостью. Как отмечают психологи (Б. С. Братусь, В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными.
Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как «Созависимость».
Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально - психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что дети вырастают с убеждением, что мир - это небезопасное место и доверять людям нельзя.
Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей.
Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях.
Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей.
Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они.
Самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как к равному не давая ему возможности быть ребенком.
Семья с алкоголезависимыми родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительное воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально - аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.
Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско - родительских отношений. В них десоциализируются влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.
Естественно, конфликтной семья становится не сразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза. И в каждом отдельном случае есть свои причины, породившие семейную атмосферу. Однако не все семьи разрушаются, многим удается не только устоять, но сделать более прочными семейные узы. Все это зависит от того, чем обусловлено появление конфликтной ситуации и каково отношение к ней каждого из супругов, а так же от их ориентированности на конструктивной или деструктивный путь разрешения семейного конфликта. Поэтому следует разграничивать такие понятия, как «семейные конфликты» и «конфликтные семьи», так как конфликт в семье, пусть и достаточно бурный, еще не означает, что это - конфликтная семья, не всегда свидетельствует о ее неустойчивости.
«Конфликтными супружескими союзами, - отмечается в одном из справочников по проблемам семьи, - называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт - хроническое состояние такой семьи».
Независимо от того является ли конфликтная семья шумной, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.