Время линча. Что такое суд Линча? Происхождение термина «линчевание или суд линча»

Суд Линча - по сути, это расправа с без суда и следствия с неграми, могли подвергнуться такому "суду" и белокожие граждане.

В США суд Линча существовал параллельно с официальным законодательством с 1882 по 1936 год. За этот период линчеванию подверглось без малого 5 650 человек.

Суд Линча (the Lynch law) - убийство человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и следствия, обычно уличной толпой, как правило путём повешения.
По одной из версий, Суд Линча получил название в честь американского судьи Чарльза Линча, практиковавшего линчевание во время Войны за независимость с 1775 по 1783 года.
В штате Виргиния (Вирджиния) Чарльз Линч самолично выносил обвинительные приговоры в отношении военных и уголовных преступников. По его приказу, без прокуроров и адвокатов, людей лишали жизни. По-сути это являлось грубейшим нарушением закона и прав граждан. Но многие считают, что такие действия были оправданы, так как время было суровое, военное. В стране была нестабильная политическая обстановка и его действия являлись упрощенным правосудием военного времени, с той лишь разницей, что вердикт выносился гражданским судьей.

По другой версии название Суд Линча произошло от фамилии капитана Уильяма Линча, который ввёл в штате Пенсильвании «закон Линча» о бессудных телесных наказаниях.
Это был офицер в звании полковника. Его служба проходила в штате Пенсильвании. В 1780 году Уильям Линч, используя личную власть и поддержку сослуживцев, приговаривал людей к телесному наказанию. При этом избиениям подвергались в основном негры. То есть на лицо был явный расизм.
С тех времён и повелось называть суды без участия обвинителей, защиты и присяжных судами Линча. Исполнителями приговора всегда выступала толпа. Иногда ей руководили шерифы, но чаще народный гнев возникал спонтанно. Неуправляемая масса людей сметала всё на своём пути и уничтожала преступника или преступников. Полиция как правило все видела, но предпочитала не вмешиваться.
Нередко случалось и так, что были "наказаны" невиновные.
В 1913 году в городе Атланте (столица штата Джорджия) в подвале фабрики по производству карандашей нашли труп 13-летней девочки по имени Мэри Фэган. Она работала на фабрике, выполняя простые операции – присоединяла стирающие резинки к карандашам. Врачи установили, что её избили, изнасиловали и задушили. Убийство девочки, почти ребёнка, вызвало громкий резонанс в обществе. На поиски негодяя были брошены лучшие детективы городского управления полиции.
Уже на следующий день "злодей" был найден. Им оказался управляющий фабрикой 29-летний Лео Франк.

В день убийства Мэри Фэган он выдал ей зарплату и был последним, кто с ней общался. Состоялся суд, но обвинение прокурор построил на косвенных уликах. Определяющими являлись показания чернокожего рабочего Джима Конли. Якобы он видел, как Лео Франк шёл куда-то с Мэри Фэган.
Под давлением общественного мнения управляющего приговорили к смертной казни, но многие видные юристы Америки выступили категорически против такого приговора. Они посчитали, что доказательная база очень слабая: в ней много «белых пятен» и неясностей. На основании этого губернатор штата Джон Слейтон заменил казнь пожизненным заключением.
Такое решение вызвало бурю возмущения среди жителей Атланты. Избиратели единогласно выразили недоверие губернатору, и тот вынужден был подать в отставку. Но Лео Франк остался жив. Он начал отбывать пожизненный срок в окружной тюрьме города Милледжвилл, находящегося всего в 130 км к юго-востоку от Атланты. Это оказалось серьёзной ошибкой правосудия.
Поздно вечером 17 августа 1915 года вооружённая группа жителей Атланты появилась на улицах Милледжвилла. Эти люди прибыли на лошадях, и в их глазах горела жажда справедливого возмездия. К ним присоединились местные жители, и агрессивно настроенная толпа ворвалась в тюрьму.
Охрана была обезоружена, телефонные провода обрезаны. Отбывавшего пожизненное заключение Лео Франка схватили, связали, перекинули через круп лошади и увезли в город Мариэтту. В наши дни это пригород Атланты, а в то время городок находился в нескольких километрах от столицы штата.
Именно из Мариэтты была родом убитая Мэри Фэган. Похоронили её на городском кладбище, а расправу с убийцей решили учинить поблизости в дубовой роще.
Перед линчеванием Лео Франку предложили признать свою вину. Но тот заявил, что невиновен. Тогда бывшего управляющего карандашной фабрики подтащили к дереву, с которого уже свисала верёвка с петлёй и повесили. Толпа жаждала крови и получила, что хотела.

На следующий день к дереву, на котором висел труп повешенного преступника, потянулись местные жители. Многие фотографировались рядом с казнённым. Ближе к вечеру появились полицейские. Они вынули тело из петли, но ни слова не сказали толпе, которая окружала их со всех сторон. Никто не понёс наказание за самочинную казнь. Но дело Лео Франка получило продолжение через 67 лет.
В 1982 году некто Алонсо Манн, который в 1913 году был чуть старше убитой Мэри Фэган и работал посыльным в офисе Лео Франка, заявил, что видел, как чернокожий рабочий Джим Конли нёс куда-то на плече тело девочки. Негр припугнул Манна. Он заявил, что убьёт его, если тот хоть слово скажет полиции. Почти 70 лет Манн молчал. Но в конце жизненного пути он решил облегчить душу, чтобы умереть спокойно и хоть в какой-то мере заслужить прощение бога.

Показания Алонсо Манна в корне всё меняли. Но уголовное дело уже уничтожили, а Джим Конли ушёл в мир иной в 1962 году. Так что не было никакой возможности вновь начать расследование и наказать настоящего преступника. Единственное, что смогли сделать власти штата, – оправдать посмертно невинно осуждённого Лео Франка. Внукам казнённого выплатили денежную компенсацию.
Данное дело можно так же отнести к межрассовым, так как Лео Франк был по национальности евреем. После событий лета 1915 года многие члены еврейской общины покинули Джорджию. В США была создана так называемая Антидиффамационная лига - правозащитная организация, которая противостояла всяким проявлениям антисемитизма.
И все же, наказанию, как правило подвергались настоящие преступники. Людей совершивших преступления ловили местные жители, по горячим следам, было много свидетелей преступления и много желающих немедленно наказать преступника.

В США суд Линча существовал параллельно с официальным законодательством с 1882 по 1936 год. За этот период линчеванию подверглось без малого 5 650 человек. Но это вовсе не значит, что всех преступников вешала, сжигала и убивала разъярённая толпа. Подобные случаи составляли всего 0,5%. В основном же линчевание заключалось в моральном унижении людей, которые преступали закон.
Их раздевали догола, обмазывали дёгтем, вываливали в перьях, сажали на телегу и в таком виде возили по городу под смех и улюлюканье толпы. Часто преступников просто избивали, многие после подобного оставались калеками, инвалидами. Навеселившись вволю, жертву отпускали на все четыре стороны. Как правило, данное мероприятие имело очень сильный психологический и воспитательный эффект. Жертва линчевания навсегда исчезала из города и уже никогда не беспокоила граждан.
Было это уроком и для потенциальных преступников.
Линчеванию подвергали и негров просто за то, что у них чёрная кожа. Это практиковали в основном ку-клус-клановцы. Но здесь перьями и дёгтем не ограничивались. Негров просто убивали, вешали или сжигали на костре. Пик подобного пришёлся на последние годы XIX века и первое десятилетие XX века.

В 1869 году был издан первый общий документ, определяющий характер деятельности Ку Клукс Клана на последующие несколько десятилетий. Документ содержал следующее:
- Ку Клукс Клан не является институтом насилия, беззакония или агрессии, он не воинственен и не революционен;
- Ку Клукс Клан в своей основе организация, созданная для защиты, он стремится к выполнению закона, а не к сопротивлению ему;
- Ку Клукс Клан не является врагом черных до тех пор, пока они ведут себя соответствующим образом и не вмешиваются в наши дела;
- если же черные пойдут на нас войной, то их ждет ужасное возмездие.

Толпа простых горожан жаждущая немедленного правосудия и члены Ку Клукс Клана, когда дело касалось наказания преступника, особенно если он был черным, действовали примерно одинаково.
У преступника не было шансов остаться живым.
Если проследить историю судов Линча, то можно заметить как менялись казни.
С годами казни становились все более изощренными и жестокими. Нередко толпа не обходилась просто повешением, над преступником, иногда еще живым, издевались, тело жгли, в него стреляли. После делалась фотография на память, на которых часто присутствовали дети.
15 января 1889 г., город Пратт Майнс, штат Алабама.
Одно из самых ранних фото линчевания. Чернокожий Джордж Медоуз изнасиловал белую женщину и убил её сына. Повешен толпой. Потом расстрелян из 500 стволов различного огнестрельного оружия.

1893 год, город Париж, штат Техас.
Чернокожий Генри Смит убил трехлетнего сына местного полицейского. Смита линчевали в присутствии 10 000 зрителей. Сначала родственники погибшего ребенка (отец, дядя и 12-летний брат) публично пытали Смита раскаленным железом, прижигая разные части тела. Потом Смита сожгли на костре.
На фото ниже - родственники убитого пытают Генри Смита.1893, Paris, Texas, USA

25 мая 1911 год, город Окема, штат Оклахома.
Были повешены Лаура Нельсон и ее 15-летний сын.
Накануне казни, помошник шерифа 35-летний Джордж Лони, расследуя кражу коровы, пришел в дом подозреваемых Нельсонов. Его застрелили на пороге дома из винтовки.
Инициаторами казни были местные жители, которые были возмущены, в первую очередь тем, что неграми был убит белый представитель закона.
Лаура Нельсон и ее сын были повешены на местном мосту, а вот папаша, старший Нельсон, наказания избежал, его успели вывезти в тюрьму, в другой город. Корову, к стати, украл именно он.

15 мая 1916 год, город Вако, штат Техас.
17-летний Джесси Вашингтон признался в суде, что убил белую женщину и был приговорен к повешению. Однако сразу после оглашения приговора толпа в зале пришла в ярость, вытащила Вашингтона из зала суда и он был тут же сожжен на костре на площади в присутствии 15 000 зрителей. Потом обгорелый труп с отрубленными конечностями был повешен.

Это кстати, не просто фото, а почтовая открытка. Вот этот техасский парень слева, который прислонился к столбу, некто Джо. Он послал эту фотографию своей матери, написав на обороте: "This is the Barbeque we had last night. My is to the left with a cross over it. Your son Joe" ("Это барбекью, которое у нас было вчера ночью. Я слева у столба с крестом. Твой сын Джо")

В моду такие открытки с повешенными неграми вошли в 1900-е годы. Рядом с повешенными, как правило позируют весёлые и смеющиеся участники суда Линча, они посылали их своим родственникам с комментариями вроде «Мама, это я слева». Федеральное правительство запретило такого рода почтовую продукцию в 1908 году, но она нелегально печаталась и циркулировала до 1930-х.
28 сентября 1919 год, город Омаха, штат Небраска.
Возможно это наиболее известный и жестокий суд Линча который произошел в 1919 г. над чернокожим Уиллом Брауном. Браун обвинялся в изнасиловании 19-летней белой девушки. Местные газеты подняли кампанию о постоянных атаках негров на белых женщин в городе. В конце концов 28 сентября 1919 г. разъяренная толпа из более чем 4 000 белых американцев взяла штурмом городской суд, вытащила оттуда обвиняемого, и тут же повесила его.

Далее в мертвое тело стали палить из сотен револьверов и винтовок. Затем тело сняли, привязали к машине и потащили по улицам. Потом бросили на землю, облили горючим и сожгли. Потом сфотографировались на память.
Полиция все видела, но в происходящее не вмешивалась.

На фото обгоревший труп Брауна с отрубленными конечностями и улыбающиеся судьи.

1920 год, штат Миннесота.
Фото после суда Линча над тремя неграми.
Не удалось установить имена людей и за, что их казнили.
По сложившийся традиции сделана групповая фотография, многие улыбаются.

3 августа 1920 год, город Центер, штат Техас.
Чернокожий 16-летний Лайге Дэниелс был повешен за убийство пожилой женщины. Дэниелса арестовала полиция, но толпа, состоящая из местных жителей, в тот же день потребовала немедленного суда. Полицейские предпочли не связываться с местными жителями и отдали им Дэниелса

Данная фотография была использована для печати почтовой открытки.
Это было уже не исключением, такое было ранее в 1916 году, после того как казнили 17-летнего Джесси Вашингтона.
Открытку можно было послать своим друзьям и родственникам.

На фото, на переднем плане хорошо видно несколько подростков, один из них улыбается.
Присутствие детей на данных мероприятиях не осуждалось, а наоборот, поощрялось.
На многих фотографиях, на фоне повешенных можно заметить малолетних детей и даже улыбающиеся семьи, папа мама и ребенок.

1935 год, курортный городок Лодердейл, Штат Флорида.
На фото видно девочку, пришла посмотреть с родителями на то как вершится правосудие по американски.

1910 год, город Даллас.
Еще одна почтовая открытка с казнью чернокожего Аллена Брукса.
На фото надпись ручкой, что-то типа - у меня все хорошо, жду весточку от тебя, Билл.

7 августа 1930 год, город Мэрион, штат Индиана.
Повешенные - Томас Шипп и Абрам Смит. Были арестованы по обвинению в убийстве белого мужчины и изнасиловании его подруги. Обвинение в изнасиловании позже не подтвердилось, только убийство. Но разбираться никто не стал. Толпа из более 2 000 человек отбила арестованных у полиции (те не особо сопротивлялись) и повесила их. В тот день в городе был праздник, судя по лицам людей на фото.

Линчевание в городе Мэрион нашло отражение в американской музыкальной культуре.
В 1937 г. поэт Абель Меерополь, еврей из Нью-Йорка, член Коммунистической партии США и друг супругов-шпионов Розенберг, написал про это песню "Странный плод" (деревья Юга украшают странные плоды, кровь везде - от корней до листвы, качает южный ветер черные тела и т.д.). Песню про странные плоды на дереве стала исполнять негритянская певица Билли Холидей. Песня приобрела популярность, уже к 1939 г. было продано более миллиона пластинок. В 1999 г. журнал "Тайм" назвал её "Песней столетия".

Враги Америки назвали бы это либеральным дурдомом. Сначала повесили 2 негров (в целом, за дело, но в припадке дикой расовой ненависти), потом сочинили про это грустную "песню столетия" (сочинил еврей-коммунист, пела негритянка). Потом пели эту песню всей страной. Рыдая. И продолжая вешать дальше.

1936 год, город Ройстон, штат Джоржия.
Казнь чернокожего Линта Шоу.
Не удалось установить имя человека и за что его казнили.
По традиции, было сделано фото на память.

9 сентября 1910 год, штат Флорида.
Как уже говорилось выше, вопреки распространенному мнению, линчевали в США не только негров. Хотя линчевание часто имело расистский подтекст, но, если что, и белый мог попасть под самосуд тоже.
На фото два итальянца Альбано и Фикаротта, казенные по суду Линча.

1910 год. штат Техас.
Ковбои линчуют неизвестного белого мужчину.

22 февраля 1884 год, город Бисби, штат Аризона.
Группа бандитов (белых) ограбила магазин и убила 4 человек. Пятерых повесили по приговору суда. Шестого - линчевали. На столбе - хозяин салуна Джон Хеф. Был членом банды, но в разбойном нападении лично не участвовал (сидел у себя в салуне). Поэтому получил пожизненное. Но толпу приговор не устроил. Последовал самосуд, Хеф был повешен.

Борьбу с судом Линча начали президенты-демократы, Ф. Д. Рузвельт (который в 1936 не решился ещё принять жёстких законов против линчевания, боясь потерять поддержку южных избирателей) и особенно Г. Трумэн.
После Второй мировой войны линчевания стали совершенно единичной практикой, обычно связанной с частным террором групп вроде Ку-Клукс-Клана, и каждый раз подлежали расследованию.

В настоящее время не существует. В американском обществе исчезла моральная поддержка этой практики. Уничтожение законов Джима Кроу (широко распространённое неофициальное название законов о расовой сегрегации в некоторых штатах США в период 1890-1964 годов) и уравнение афроамериканцев в правах при Кеннеди и Л. Джонсоне лишили массовые акции против афроамериканцев правовой поддержки.
Однако Суд Линча не исчез в Боливии. И в 2015 году местные жители применяли его через повешенье для воров, считая более эффективным чем полицию. У частных домов вешают на столбе чучело, что предупреждает вора о предпочтительном способе наказания. Зачастую, при возникновении такого случая полиция не успевает ничего предотвратить. Наказание также никто не несет.

Суд Линча
Убийство чести
Ритуальное убийство
Цареубийство Убийца Наёмный убийца
Серийный убийца
Ассасин Криминальное причинение смерти Доведение до самоубийства Некриминальное причинение смерти Смертная казнь
Эвтаназия
Самоубийство Проект Право Портал Право

Суд Ли́нча (линчева́ние , англ. lynching, the Lynch law ) - убийство человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев , без суда и следствия , обычно уличной толпой , путём повешения . Практиковался в США в отношении афроамериканцев после Гражданской войны . Считается, что последний случай суда Линча в США над темнокожим американцем произошёл в 1981 году в городе Мобил (Алабама) в отношении Майкла Дональда .

История

Действия судьи Чарльза Линча (в отличие от Уильяма Линча), во-первых, не носили выраженного расового подтекста, а во-вторых, им предшествовало обязательное рассмотрение существа дела судьей лично, без участия обвинения и защиты. В целом действия Чарльза Линча были направлены на поддержание общественного порядка в условиях общественно-политической нестабильности и по сути являлись упрощенным правосудием военного времени, с той лишь разницей, что вердикт выносился гражданским судьей .

Бессудное убийство распространено в обществах всех времён и народов, однако и сам термин, и суд Линча как особое общественное явление, параллельное формальному правосудию, сложились в США в XIX веке и в первой половине XX века . 85 % американских случаев суда Линча пришлось на южные штаты .

Возникновение суда Линча как систематической практики надо относить к концу 1860-х , когда после поражения в Гражданской войне Юг США подвергся военной оккупации Севера; земли подвергались массовой скупке со стороны карпетбеггеров , а чернокожее население , объявленное в ходе войны совершенно свободным от рабства, мстило своим бывшим хозяевам. Для борьбы с северными оккупантами и особенно освободившимися неграми была учреждена тайная организация Ку-Клукс-Клан , члены которой широко практиковали бессудные убийства. Этот (так называемый Первый) Ку-Клукс-Клан был решительно разгромлен федеральным правительством в 1870-е , но террор против негров не прекратился. На смену рабству пришла сегрегация , закреплённая законодательно (т. н. Законы Джима Кроу), а также неписаный этикет, который должны были соблюдать негры. За совершение преступлений против общего закона (убийство, грабёж, изнасилование белых), законов Джима Кроу или неписаных правил поведения негр мог подвергнуться линчеванию. Линчеванию подвергались и участники забастовок, негры-фермеры и другие лица, угрожавшие экономическим интересам белого большинства. Пик количества линчеваний пришёлся на 1892 год (151 жертва), новые всплески на 1910-е годы; тогда же был учреждён второй Ку-Клукс-Клан, воспетый Гриффитом в фильме «Рождение нации ».

Наряду с неграми, хотя и гораздо реже, линчеванию подвергались и белые американцы, а также другие меньшинства, прежде всего итальянцы (по подозрению в сотрудничестве с мафией), евреи (известность получило линчевание еврея Лео Франка в 1915 году), англоязычные католики . Всего в Соединённых Штатах в период с 1882 по 1968 год, но главным образом между 1882-м и 1920-м годом линчеванию подверглись примерно 3500 афроамериканцев и 1300 белых.

Линчевание осуществлялось обычно через повешение , однако могло сопровождаться пытками или сожжением на костре . Более мягким наказанием было предание обвиняемого позору, для чего его обмазывали дегтем , вываливали в перьях, сажали верхом на бревно и в таком виде проносили через весь город. После этого осужденный получал свободу, но из города обычно изгонялся. Нередко в суде Линча участвовали не просто неорганизованные толпы, а законные судьи, мэры небольших городов, шерифы ; о месте и времени линчевания сообщалось заранее, как при законной казни, туда являлись фотографы , иногда устраивались шоу , как в цирке .

Хотя суды Линча часто осуждались федеральным правительством (особенно Республиканской партией), никакого законного противодействия этим акциям фактически не предпринималось: власти южных штатов и округов, как правило, состояли из лиц, видевших в линчевании освящённую традицией самооборону от многочисленных бесчинств негров. Были случаи, когда оправданного законным судом и выходящего из зала суда негра толпа тут же волокла вешать, и судья этому не препятствовал. В первой половине XX века случаи осуждения участников линчеваний единичны.

Борьбу с линчеванием под давлением общественного мнения (которое чётко выразила знаменитая песня Билли Холидей «Strange Fruit ») начали президенты-демократы, Ф. Д. Рузвельт (который в не решился ещё принять жёстких законов против линчевания, боясь потерять поддержку южных избирателей) и особенно Г. Трумэн . После Второй мировой войны линчевания стали совершенно единичной практикой, обычно связанной с частным террором групп вроде Ку-Клукс-Клана , и каждый раз подлежащей расследованию.

В настоящее время суд Линча уже не существует. В американском обществе исчезла моральная поддержка этой практики. Уничтожение законов Джима Кроу и уравнение афроамериканцев в правах при Кеннеди и Л. Джонсоне лишили массовые акции против афроамериканцев правовой поддержки.

Напишите отзыв о статье "Суд Линча"

Примечания

Литература

  • Фостер, Уильям З. Негритянский народ в истории Америки = The negro people in American history / пер. под ред. Л. И. Зубока. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - 803 с.

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Суд Линча

– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
– Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
– Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара.
Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал:
– Важно! пошла драть! Ребята, важно!..
– Это сам хозяин, – послышались голоса.
– Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок.

От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.

Суд Линча (линчева́ние) — убийство человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и следствия, обычно уличной толпой, путём повешения.

По одной из версий, получил название в честь американского судьи Чарльза Линча, практиковавшего линчевание во время Войны за независимость. По другой — от фамилии капитана Уильяма Линча, который ввёл в Пенсильвании «закон Линча» о бессудных телесных наказаниях — но не смертной казни — в 1780 году.

Действия судьи Чарльза Линча (в отличие от Уильяма Линча), во-первых, не носили выраженного расового подтекста, а во-вторых, им предшествовало обязательное рассмотрение существа дела судьей лично, без участия обвинения и защиты. В целом действия Чарльза Линча были направлены на поддержание общественного порядка в условиях общественно-политической нестабильности и по сути являлись упрощенным правосудием военного времени, с той лишь разницей, что вердикт выносился гражданским судьей.

Бессудное убийство распространено в обществах всех времён и народов, однако и сам термин, и суд Линча как особое общественное явление, параллельное формальному правосудию, сложились в США в XIX веке и первой половине XX века. 85 % американских случаев суда Линча пришлось на южные штаты.

Возникновение суда Линча как систематической практики надо относить к концу 1860-х, когда после поражения в Гражданской войне Юг США подвергся военной оккупации Севера; земли подвергались массовой скупке со стороны северных дельцов, т. н. карпетбеггеров, а чернокожее население, объявленное в ходе войны совершенно свободным от рабства, мстило своим бывшим хозяевам. Для борьбы с северными оккупантами и особенно освободившимися неграми была учреждена тайная организация Ку-Клукс-Клан, члены которой широко практиковали бессудные убийства. Этот (так называемый Первый) Ку-Клукс-Клан был решительно разгромлен федеральным правительством в 1870-е, но террор против негров не прекратился. На смену рабству пришла сегрегация, закреплённая законодательно (т. н. Законы Джима Кроу), а также неписаный этикет, который должны были соблюдать негры. За совершение преступлений против общего закона (убийство, грабёж, изнасилование белых), законов Джима Кроу или неписаных правил поведения негр мог подвергнуться линчеванию. Линчеванию подвергались и участники забастовок, негры-фермеры и другие лица, угрожавшие экономическим интересам белого большинства. Пик количества линчеваний пришёлся на 1892 год (151 жертва), новые всплески на 1910-е годы; тогда же был учреждён второй Ку-Клукс-Клан, воспетый Гриффитом в фильме «Рождение нации».

Наряду с неграми, хотя и гораздо реже, линчеванию подвергались и белые американцы, а также другие меньшинства, прежде всего итальянцы (по подозрению в сотрудничестве с мафией), евреи (известность получило линчевание еврея Лео Франка в 1915 году), англоязычные католики. Всего в Соединённых Штатах в период с 1882 по 1968 год, но главным образом между 1882-м и 1920-м годом линчеванию подверглись примерно 3500 афроамериканцев и 1300 белых.

Линчевание осуществлялось обычно через повешение, однако могло сопровождаться пытками или сожжением на костре. Более мягким наказанием было предание обвиняемого позору, для чего его обмазывали дегтем, вываливали в перьях, сажали верхом на бревно и в таком виде проносили через весь город. После этого осужденный получал свободу, но из города обычно изгонялся. Нередко в суде Линча участвовали не просто неорганизованные толпы, а законные судьи, мэры небольших городов, шерифы; о месте и времени линчевания сообщалось заранее, как при законной казни, туда являлись фотографы, иногда устраивались шоу, как в цирке.

В 1900-е в моду вошли открытки с изображением повешенных негров, рядом с которыми позируют весёлые и смеющиеся участники суда Линча; они посылали их своим родственникам с комментариями вроде «Мама, это я слева». Федеральное правительство запретило такого рода почтовую продукцию в 1908, но она нелегально печаталась и циркулировала до 1930-х.

Хотя суды Линча часто осуждались федеральным правительством (особенно Республиканской партией), никакого законного противодействия этим акциям фактически не предпринималось: власти южных штатов и округов, как правило, состояли из лиц, видевших в линчевании освящённую традицией самооборону от многочисленных бесчинств негров. Были случаи, когда оправданного законным судом и выходящего из зала суда негра толпа тут же волокла вешать, и судья этому не препятствовал. В первой половине XX века случаи осуждения участников линчеваний единичны.

Борьбу с линчеванием под давлением общественного мнения (которое чётко выразила знаменитая песня Билли Холидей «Strange Fruit») начали президенты-демократы, Ф. Д. Рузвельт (который в 1936 не решился ещё принять жёстких законов против линчевания, боясь потерять поддержку южных избирателей) и особенно Г. Трумэн. После Второй мировой войны линчевания стали совершенно единичной практикой, обычно связанной с частным террором групп вроде Ку-Клукс-Клана, и каждый раз подлежащей расследованию.

В настоящее время суд Линча уже не существует. В американском обществе исчезла моральная поддержка этой практики. Уничтожение законов Джима Кроу и уравнение негров в правах при Кеннеди и Л. Джонсоне лишили массовые акции против негров правовой поддержки.

- (англ. Lynch court) в США действия частных лиц, организованных отрядов или неорганизованных групп людей, которые без законного права прибегали к казни или наказанию преступников либо подозреваемых в преступлении, без … Энциклопедия права

Суд линча - (англ. Lynch court) в США действия частных лиц, организованных отрядов или неорганизованных групп людей, которые без законного права прибегали к казни или наказанию преступников либо подозреваемых в преступлении, без следствия и суда в… … Большой юридический словарь

Суд Линча - Самосуд, зверская расправа (над неграми в США). Американцем называет себя белый, который… негра, приблизившегося к белой женщине, судит судом Линча (Маяковский. Америка). В США с XVIII в. расправа, учиняемая над неграми и прогрессивными деятелями … Фразеологический словарь русского литературного языка

Книжн. Общественный самосуд, как правило в случаях захвата преступника на месте преступления. /i> Связано с именем рабовладельца Линча (XVIII в.). БМС 1998, 557; БТС, 498 … Большой словарь русских поговорок

Суд Линча - в США с XVIII в. расправа без суда и следствия (самосуд) с неграми и прогрессивными белыми, сопровождавшаяся пытками, издевательствами, глумлением над жертвой и заканчивавшаяся убийством. Название – по имени Ч. Линча. Чарлз Линч Charles Lynch… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

суд линча - Самосуд толпы без судебного разбирательства; групповая физическая расправа с тем, кто нарушает нормы морали, установившиеся обычаи, традиции (применялся в США в 18 19 вв. по отношению к неграм) По имени капитана У. Линча (1742 1820) … Словарь многих выражений

СУД ЛИНЧА - – зверская кровавая расправа без суда и следствия в США с неграми и белыми прогрессивными деятелями. С. Л. – орудие политического террора американской реакции – носит ярко выраженный расовый и классовый характер и направлен против всякого… … Советский юридический словарь

- … Википедия

СУД ЛИНЧА, ЛИНЧЕВАНИЕ - (от соб. имени расиста Ч.Линча) Самосуд, зверская расправа над неграми и прогрессивными деятелями в США … Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Книги

  • Суд Линча , Лимер Лоренс. Лоренс Лимер - невероятно плодовитый автор сверхпопулярных книг в жанре драматической документальной истории. Среди них - выдающаяся биография Арнольда Шварценеггера и абсолютные бестселлеры…
  • Суд Линча , Пашаян Лев Агасиевич. Лев Агасиевич Пашаян известен по книгам "Армянское радио от Нерона и Траяна до Азнавура и Мкртчана" и"Азбука Маркса" . И его новое издание, в которое вошли киносценарий, пьесы, рассказы…

Линчевание или Суд Линча — это жестокая публичная казнь без какого-либо суда и расследования.

Осуществлялась такая казнь группой экстремистов, чаще всего публично, как показательный акт запугивания и побуждения людей к насилию. В основном практиковались повешения или даже сожжения, что в свою очередь, позволяло сделать все демонстративно и на показ.

Этот акт насилия чаще всего имел расистские корни. Во времена накаленной социально-экономической обстановки, он использовался определенными группами лиц, чтобы взять под контроль толпу, и направить ее ярость в своих целях. Это порождало нетерпимость и помогало завлекать людей в ряды террористических организаций.

Происхождение термина Суд Линча (Линчевание)

Линчевание, как глагол, происходит от так называемого суда Линча. Достоверно неизвестно, чья фамилия дала имя этому акту зверства. Но существуют некоторые гипотезы и предполагаемый период, когда появился этот термин.

Чарльз Линч неоднократно осуществлял самосуд во времена Американской революции. Также известно, что он использовал термин «линчевание «.

Тогда же появились и первые упоминания самого слова. Однако, Уильям Линч, примерно в те же годы, ввел «Закон Линча» , согласно которому массово осуществлялись публичные телесные наказания и пытки. Отличия в том, что линчевания Чарльза Линча проводились после рассмотрения в суде, а «Закон Линча» требовал сохранения жизни наказуемому. Оба варианта содержат черты современного понятия «Суда Линча». Скорее всего, мы не узнаем точно, кто дал имя столь печально известному термину.

Линчевание имеет прямое отношение к . В годы действия организации было казнено около пяти тысяч людей. Сторонники клана активно использовали термин «Суд Линча», и скорее всего из-за них он стал широко известен. Они вешали афроамериканцев просто за то, что они жили в США, заживо сжигали людей на крестах, потому что те не разделяли их мерзких идей.

Последний акт их бесчеловечности произошел не так давно. В 1981 двадцатилетний чернокожий парень пропал по дороге в магазин, а утром был обнаружен повешенным. Но не только линчевал людей, к сожалению, это случается и сейчас. Нетерпимость и глупость людей, приводит к тому, что их охватывает безумие.