Якобинская диктатура. Конвент и якобинская диктатура во франции Якобинская диктатура во франции кратко

Установление диктатуры якобинцев. 2 июня 1793 г. вооруженные граждане и национальные гвардейцы, руководимые якобинцами во главе с повстанческим комитетом Парижской коммуны, свергли правительство жирондистов.
3 июня Конвент, где теперь доминировали якобинцы, принял декрет о льготной продаже крестьянам конфискованных у контрреволюционеров земель. Был разрешен раздел общинных земель между жителями общины (декрет от 10-11 июня 1793 г.).
Особое значение имел декрет от 17 июня 1793 г., ликвидировавший все оставшиеся и наиболее защищаемые реакцией феодальные права.
Принятые решения начали немедленно претворяться в жизнь.
В результате значительная часть крестьян превратилась в свободных мелких земельных собственников. Это не означало, что исчезло крупное землевладение (были конфискованы земли эмигрантов, церкви, контрреволюционеров, а не всех помещиков; много земель скупила городская и сельская буржуазия). Сохранилось и безземельное крестьянство.
Одновременно с этим и столь же быстро (в течение первых трех недель) проводились важные преобразования в государственном строе. Была принята новая конституция.
Конституция 1793 г. Новая Конституция была принята Конвентом 24 июня 1793 г. По установившейся традиции, она состояла из Декларации прав человека и гражданина и собственно конституцион
ного акта. Демократические по своему содержанию, они должны были дать народу политическую платформу для его сплочения. В них нашли свое законодательное закрепление государственно-правовые взгляды якобинцев, формировавшиеся под влиянием идеологов левого крыла Просвещения. Руководителей якобинцев - Робеспьера, Сен- Жюста, Кутона и многих других - особенно привлекало учение Руссо о демократической республике, его эгалитаристские идеи. Эгалитаризм в понимании лидеров якобинцев предполагал не только политическое равенство, но и преодоление чрезмерного имущественного неравенства при сохранении частной собственности. В своей работе «Об общественном договоре...» Руссо достаточно четко проводил различие между юридическим и фактическим равенством, подчеркивая возможность сведения свободы к «химере» при чрезмерном имущественном неравенстве.
Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Новая Декларация воспроизводила основные положения Декларации 1789 г., но отличалась от нее большим демократизмом и революционностью, более радикальным подходом к проблеме политических свобод и прав.
Декларация начинается с заявления о том, что целью общества является «общее счастье». Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами, к числу которых были отнесены: равенство, свобода, безопасность и собственность. В таком качестве права на равенство не было в Декларации 1789 г., и это не случайно. Подобно Руссо, якобинцы признавали юридическое равенство в полном объеме (отвергалось деление граждан на активных и пассивных). Но имущественное равенство объявлялось Робеспьером «химерой», а частная собственность - «естественным и неотъемлемым правом каждого». Вместе с тем якобинцы высказывались против чрезмерной концентрации богатства в руках немногих. «Я вовсе не отнимаю у богатых людей честной прибыли или законной собственности, - говорил Робеспьер, - я только лишаю их права наносить вред собственности других. Я уничтожаю не торговлю, а разбой монополистов; я осуждаю их лишь за то, что они не дают возможности жить своим ближним». Утопичность такой политики стала очевидна несколько позже, но она не могла не привлечь симпатий простых людей.
Так же, как и в первой Декларации, закон определялся как выражение общей воли, «он один и тот же для всех как в том случае, когда оказывается покровительство, так и в том случае, когда карает». Но в его определение вносится важное уточнение: «...Он может предписывать лишь то, что справедливо и полезно обществу...Закон должен
охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих».
Верховенство закона, рассматриваемого как «выражение общей воли», неразрывно связывается с понятием суверенитета народа. «Суверенитет зиждется в народе: он един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем».
Вместо понятий «нация» и «суверенитет нации» вводятся понятия «народ» и «суверенитет народа».
Это была не простая смена терминов. Выше говорилось, что нация, трактуемая в духе творцов первой конституции, рассматривалась как нечто целое - совокупность граждан, от каждого из них в отдельности не зависящая; ее воля не сводится к простой сумме воль отдельных граждан, и поэтому она может по своему усмотрению установить порядок избрания определенного круга лиц, которым доверяется формированием этой национальной воли, осуществление национального суверенитета. Отсюда следовали возможность деления граждан на активных и пассивных, отстранение неимущих от участия в управлении делами государства. В противоположность этому народ рассматривался якобинцами, вслед за Руссо, как сообщество граждан, которому в целом принадлежит суверенитет «единый, неделимый, неотчуждаемый». Народный суверенитет не может быть передан одному лицу или группе лиц.
В этом видели теоретическое обоснование демократической республики, непосредственного участия народа в законотворчестве и государственном управлении, недопустимости имущественных цензов. «Ни одна часть народа не может осуществлять власть, принадлежащую всему народу. ...Каждый, кто присвоит принадлежащий народу суверенитет, да будет немедленно предан смерти свободными гражданами. ...Каждый гражданин имеет равное право участвовать в образовании закона и в назначении своих представителей». «Закон есть свободное и торжественное выражение общей воли». Причем под общей волей понимается воля большинства. Руссо пояснял, что общая воля не требует согласия всех. Оставшиеся в меньшинстве в равной мере с другими участвовали в формировании общей воли, но просто «не угадали ее».
Названные принципы должны были стать основой государства, которому предстояло быть гарантом провозглашенных прав и свобод.
Среди провозглашенных прав особое место отводилось свободе. Она определялась как «присущая человеку возможность делать все, что не причиняет ущерба правам другого... обеспечение свободы есть закон» (ст. 6) - формула, традиционная для идей Просвещения. Авторы Декларации конкретизировали ее понятие применительно к госу
дарственно-правовым, гражданско-правовым и уголовно-правовым отношениям. Это: а) свобода печати, слова, собраний (ст. 7), право подавать петиции представителям государственной власти (ст. 32), свобода совести (ст. 7); б) свобода заниматься каким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей (ст. 17). Запрещались рабство и все виды феодальной зависимости: «Каждый может доставлять по договору свои услуги и свое время, но не может ни продаваться, ни быть проданным, его личность не есть отчуждаемая собственность. Закон никоим образом не допускает существование дворни; возможно лишь взаимное обязательство об услугах и вознаграждении между трудящимся и нанимателем» (ст. 18). В развитие этого принципа последующее законодательство установило срочность любого договора личного найма.
Право на безопасность рассматривалось как право на защиту государством личности каждого члена общества, его прав и его собственности (ст. 8). «Никто не должен быть обвинен, задержан или подвергнут заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом и в порядке, предписанном им же» (ст. 10).
В Декларации последовательно проводился принцип законности: «Всякий акт, направленный против лица, когда он не предусмотрен законом или когда он совершен с нарушением установленных законом форм, есть акт произвольный и тиранический; лицо, против которого такой акт пожелали бы осуществить насильственным образом, имеет право оказать сопротивление силой» (ст. 11). Развитием провозглашенного принципа явились презумпция невиновности (ст. 13 и 14) и принцип соразмерности налагаемого судом наказания тяжести совершенного преступления (ст. 15).
Исключительное внимание уделялось праву собственности: никто не может быть лишен ни малейшей части собственности без его согласия, кроме случаев, когда этого требует установленная законом необходимость и лишь при условии справедливого и предварительного возмещения (ст. 19). Так же, как и в 1789 г., не проводились различия между отдельными видами собственности, что создавало видимость равной имущественной защиты всех.
Согласно Декларации 1793 г., «общественная гарантия состоит в содействии всему, направленному на то, чтобы обеспечить каждому пользование его правами и охрану этих прав: эта гарантия зиждется на народном суверенитете» (ст. 23). Отсюда был сделан принципиально новый для французского конституционного права вывод: «Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть священнейшее право и неотложнейшая обязанность» (ст. 35).

Конституционный акт 1793 г. Демократические принципы Декларации были конкретизированы в конституционном акте, устанавливавшем государственный строй.
Между этими документами в отличие от конституционных документов 1789-1791 гг. не было принципиальных расхождений. В конституции 1793 г. воплотились некоторые важные демократические принципы организации государства. Торжественно подтверждалось установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, и, как следствие этого, устанавливалось всеобщее (но только мужское) избирательное право. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жительства не менее шести месяцев (ст. 11). Каждый француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве республики (ст. 28).
Французское гражданство предоставлялось каждому родившемуся и имеющему место жительства во Франции. По достижении 21 года он допускался к осуществлению прав французского гражданина. Эти права мог получить также каждый иностранец по достижении 21 года, проживающий во Франции в продолжении одного года, живущий своим трудом, приобретший собственность, или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка, или принявший на иждивение старика; наконец, каждый иностранец, имеющий, по мнению Законодательного корпуса, достаточные заслуги перед человечеством (ст. 4).
Органом законодательной власти стал Законодательный корпус (Национальное собрание), который «един, неделим и действует постоянно». Он состоял из одной палаты и избирался на один год. Столь короткий срок, по мнению Робеспьера, исключал возможность чрезмерного обособления депутатов от избирателей.
В духе идей народного суверенитета Руссо предусматривалось участие рядовых граждан в законотворчестве, в связи с чем вводилась законодательная плебисцитарная система. Законодательный корпус составлял так называемые предложения законов. Их предметом были наиболее важные сферы законодательства: гражданское и уголовное право, бюджет, объявление войны и т.д. (ст. 54).
Предложения законов направлялись на утверждение первичных собраний, которые образовывались в составе 200-600 граждан, имевших право участвовать в голосовании. Если через 40 дней после рассылки предложения закона в половине департаментов плюс один десятая часть первичных собраний в каждом из них не отклоняла его, проект считался принятым и становился законом. В случае отклонения проекта предусматривался опрос всех первичных собраний, ре-

щение которых по данному вопросу, как следует полагать, становилось окончательным. />Законодательный корпус получил также право издания декретов, не требующих последующих плебисцитов. Их предметом было все, выходящее за рамки законов.
Текущее административно-распорядительное управление вручалось исполнительному совету, который образовывался следующим образом: собрание выборщиков каждого департамента выдвигало по одному делегату, из назначенных таким путем 83 кандидатов (по числу департаментов) Законодательный корпус избирал 24 члена исполнительного совета, половина из них подлежала ежегодному переизбранию. Исполнительному совету, действующему строго в границах принятых законов и декретов, предстояло руководить, координировать и контролировать деятельность всех ведомств (министерств), назначать высшие должностные лица во все ведомства.
Революционное правительство. Введение новой конституции откладывалось до полного разгрома контрреволюции. На время борьбы с ней создавалась система правления, наделенного исключительными правомочиями. Основу революционного правительства (правления) составили учреждения, возникшие еще при жирондистах, но только в якобинской республике начавшие играть активную роль.
Конвент считался высшим органом государственной власти. Ему принадлежало право издания законов и их толкования. Якобинцы, доминировавшие в Конвенте, оставили, однако, всех депутатов центра - «равнина» сохранилась.
Непосредственное управление страной возлагалось на специальные комитеты и комиссии Конвента, прежде всего Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности.
Комитет общественного спасения стал центром революционной власти. Его значение особенно возросло, когда в его состав вошли Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон. Насчитывая 14-15 членов, переизбираемый каждый месяц, он тем не менее почти не менял своего состава в течение всего времени нахождения якобинцев у власти. Комитет общественного спасения получил от Конвента исключительные полномочия: руководство обороной страны, текущее управление, включая внешнюю политику. Под его началом и контролем находились все министерства, ведомства, включая исполнительный совет.
Непосредственная борьба с внутренней контрреволюцией была возложена на Комитет общественной безопасности. Он вел расследование всех дел, связанных с контрреволюционной и иной деятельностью, угрожавшей безопасности республики. Лица, уличенные
им в преступлении, передавались суду революционного трибунала. В ведении Комитета находилась полиция. Он наблюдал за тюрьмами.
Важное место в системе революционной власти занял революционный трибунал (ранее Чрезвычайный уголовный трибунал). В нем было введено ускоренное судопроизводство. Его приговоры считались окончательными, Единственной мерой наказания в отношении лиц, признанных виновными, являлась смертная казнь.
Не менее важную роль играли комиссары Конвента, наделенные чрезвычайными полномочиями и посылаемые туда, где революции угрожала наибольшая опасность (в армии, ведомства, департаменты и т.п.). Под их руководством были проведены важнейшие мероприятия по повышению боеспособности армии, ликвидации мятежей, обеспечению страны продовольствием. Нередко комиссары отстраняли от должности генералов, брали на себя фактическое командование войсками. Невыполнение распоряжений комиссаров рассматривалось как тягчайшее преступление и нередко каралось смертной казнью. Комиссары Конвента подчинялись Комитету общественного спасения и были обязаны каждые десять дней посылать ему отчеты.
С целью усиления влияния и контроля центральной власти за местным управлением в департаменты и дистрикты направлялись постоянные уполномоченные правительства - национальные агенты. Исключительную роль в проведении политики якобинцев играли местные революционные, или наблюдательные. комитеты, а также народные клубы и общества. Среди них особое место принадлежало Парижскому якобинскому клубу и его отделениям в различных районах страны.
По-прежнему огромное значение в политической жизни страны имела Парижская коммуна.
В сентябре 1793 г. была создана особая Революционная армия для борьбы с мятежниками и спекулянтами, а также для обеспечения Парижа и других крупных городов продовольствием. Ее командиры наделялись исключительными правомочиями, вплоть до применения смертной казни, для чего в обозе каждого отряда везли гильотину. Якобинская республика фактически порвала с католической церковью. Часть якобинцев предлагала заменить католицизм «культом разума». Начали закрываться церкви. Однако большинство населения встретило «декатолизацию» враждебно. Было принято решение о свободе культов. Но борьба с реакционным духовенством продолжалась.
Упрочение завоеваний республики. Решающую роль в этом сыграли социальные мероприятия якобинцев. Ими было окончательно ликвидировано феодальное землевладение.

Значительное внимание якобинцы уделяли социальной политике в городе. Начав с мер помощи безработным, многодетным семьям (один из первых декретов), они затем обратились к решению вопросов о нормировании цен на продукты питания и другие важнейшие потребительские товары (давнее требование трудящихся городов). Робеспьер и его ближайшие сподвижники, сначала отрицательно относившиеся к нормированию, к введению всеобщего максимума, затем, учитывая настроение народа, изменили свое отношение к нему. В развитие декрета от 4 мая 1793 г. Конвент 11 сентября 1793 г. принял декрет, устанавливавший максимальные цены на зерно, муку, фураж. 29 сентября 1793 г. был утвержден декрет «О всеобщем максимуме», вводивший твердые цены на все основные товары первой необходимости и максимальные размеры заработной платы.
Претворение в жизнь декретов о «максимуме», даже несмотря на их частое нарушение торговцами и богатыми крестьянами, в некоторой степени обуздали спекулятивную вакханалию.
Для контроля за реализацией декрета «О всеобщем максимуме» и упорядочения снабжения в октябре 1793 г. была создана Центральная продовольственная комиссия. В Париже и во многих других городах вводилась карточная система. Более энергично, чем раньше, ведется борьба против спекуляции продовольствием.
В результате к концу 1793 г. положение с продовольствием в городах удалось несколько стабилизировать.
Выдающимся актом якобинского Конвента явилась отмена рабства в колониях: «Жители колоний без различия расы являются французскими гражданами и пользуются всеми правами, установленными конституцией».
Исключительную энергию Конвент проявил при организации обороны от внешних врагов: были созданы и вооружены новые армии, проведена чистка командного состава, на освободившиеся командные должности смело выдвигались способные, подчас очень молодые люди. Слияние добровольческих и кадровых частей привело к повышению боеспособности армии. Декрет о всеобщем ополчении с 23 августа 1793 г. дал возможность к началу 1794 г. довести численность вооруженных сил до 1 млн. человек (из них в действующей армии - 600 тыс.).
Конец 1793 и начало 1794 г. ознаменовались решающими победами на фронтах. Но к этому времени особенно отчетливо проявились негативные стороны правления якобинцев во главе с Робеспьером. Их стремление добиться реализации исповедуемых ими эгалитаристских идей любыми средствами, даже вопреки интересам и настроениям большинства населения страны, стало основной причиной перерожде
ния режима. Созданный во имя борьбы с контрреволюцией, ради претворения в жизнь идеалов демократии, он начал превращаться в авторитарный. Революционный трибунал все чаще использовался как карательный орган против не согласных с их политикой. Немалую часть приговоренных к смертной казни составили якобинцы, не согласные с политикой сторонников Робеспьера. Их никак нельзя причислять к контрреволюционерам. Репрессиям подверглись и многие другие лица, виновность которых, по существу, не была установлена. Фактическое искажение цели, ради которой был создан Революционный трибунал, способствовало внедрению недостойных средств борьбы, коррозии нравственности судей. Этому содействовали и некоторые декреты, по замыслу призванные усилить борьбу с контрреволюцией, но не содержавшие каких-либо реальных гарантий защиты прав граждан от необоснованных репрессий и поэтому применявшиеся и против невиновных. Особенно показательным в этом отношении был декрет от 10 июня 1794 г., вводивший понятие «враг народа».
Якобинская республика наряду с ее героическими страницами дала предостерегающий урок истории, когда нетерпение находившихся у власти доктринеров может выродиться в нетерпимость, а революционное насилие, освобожденное от рамок законности, в конечном итоге превращается в произвол.
Падение якобинской республики. К лету 1794 г. основные задачи революции были объективно решены. Продолжавшая богатеть буржуазия мирилась с крайностями якобинского правления до тех пор, пока угроза реставрации абсолютизма оставалась реальной. Подавление мятежей, военные победы упрочили положение Франции, и с этого времени отношение буржуазии к якобинскому правлению меняется.
От якобинцев начало отходить и крестьянство, которое поддерживало революционные преобразования до тех пор пока не были ликвидированы феодальные отношения, установлено их право частной собственности на землю. После того как это было достигнуто, крестьяне все решительнее выражают свое недовольство политикой твердых цен и всем тем, что с этим связано.
Сохранение закона Jle Шапелье, разгром левых течений ослабили влияние Робеспьера и его сторонников на трудящихся городов. Политический террор вызывал все большее недовольство.
Сужение социальной опоры якобинцев было одной из главных причин их отстранения от власти.
27 июля 1794 г. (или 9 термидора II года по республиканскому календарю) в ходе вооруженного выступления в Париже якобинская республика пала.

Воспользовавшись народным недовольством, якобинцы стремились изгнать жирондистов из Конвента и установить свою власть.

При этом они убеждали парижан, что готовы в кратчайший срок разрешить многочисленные социально-экономические проблемы столицы и страны в целом. Марат и Робеспьер призывали к немедленному восстанию. Якобинцам удалось привлечь на свою сторону ряд батальонов Национальной гвардии.

31 мая на рассвете из Собора Парижской Богоматери снова раздались звуки набата. Совет Коммуны Парижа назначил командующим Национальной гвардией якобинца Анрио.

Вооруженные отряды подошли к Конвенту. Созданная жирондистами для расследования деятельности Коммуны «Комиссия 12-ти» была распушена.

На следующий день в Париже стало известно о кровавых событиях в Лионе, где произошли казни патриотов. Это известие дало новый толчок к восстанию.

Всю ночь 2 июня гудели церковные колокола. Днем Национальная гвардия окружила здание Конвента. Артиллеристы с зажженными фитилями навели на него свои орудия.

Сто тысяч вооруженных людей заняли соседние улицы и площади. Жирондисты и представители «болота» пытались начать переговоры с восставшими, однако к их доводам никто не прислушивался. Анрио дал команду: «Канониры, к орудиям!», Бриссо, Верньо и другие лидеры жирондистов (всего 23 депутата) были арестованы.

Таким образом, в результате событий 31 мая - 2 июня 1793 г. леворадикальные силы во главе с якобинцами фактически совершили государственный переворот и насильственным методом пришли к власти.

Установление якобинской диктатуры и организация власти.

Прежде всего, Конвент, уже якобинский, 24 июня 1793 г. принял новую конституцию. Естественными правами человека провозглашались равенство, свобода, безопасность и собственность. Конституция предусматривала свободу слова и печати, всеобщее образование, свободу отправления религиозных культов, право создания народных обществ, неприкосновенность частной собственности и свободу предпринимательства. Однако, эти демократические принципы практически не выполнялись и утонули в крови диктаторского режима монтаньяров.

По Конституции 1793 г. Франция провозглашалась единой и неделимой республикой. Избирательные права предоставлялись мужчинам, достигшим 21 года, независимо от имущественного положения. Члены Законодательного корпуса подлежали избранию простым большинством голосов. Законодательный корпус должен был состоять из одной палаты.

Заключение мира ценой уступки какой-либо части территории республики не допускалось. Конституция отвергала иностранное вмешательство в дела французского народа и провозглашала принцип невмешательства в дела других наций.

Однако, в условиях интервенции и Гражданской войны Конституция 1793 г. не была введена в действие. Для осуществления диктатуры якобинцы создали революционное правительство. Летом 1793 г. верховным органом республики был Конвент, который осуществлял в полном объеме законодательную, исполнительную и судебную власть. Комиссары Конвента в департаментах и армии имели неограниченные полномочия. Им поручалось проведение «чисток» местных органов, «восстановление революционного порядка, смещение и назначение армейских командиров». Фактически якобинцы установили политическую диктатуру.

Функции революционного правительства исполнял Комитет общественного спасения, который 27 июля возглавил Робеспьер. В его ведении были военные, дипломатические дела, продовольственное снабжение, ему были подчинены другие местные органы власти, а сам Комитет отчитывался перед Конвентом.

Робеспьер Максимилиан - деятель Французской революции. Учился на юридическом факультете Парижского университета (1780). Депутат Конвента. После казни короля в январе 1793г. стал центральной фигурой революции. Замкнутый и педантичный адвокат из Арраса обрел могущество и неограниченную власть в качестве главы революционного Комитета общественного спасения. После устранения своих бывших соратников - Дантона, Демулена и Эбера, он еще более ужесточил террор в Париже. Подчеркнуто демонстративной безупречностью, сочетавшейся с почти нечеловеческой непримиримостью, он завоевал авторитет «неподкупного». После термидорианского переворота 1794 г. был арестован и казнен.

20 сентября 1792 г. в сражении у деревни Вальми федераты разгро­мили прусские войска. В этот же день в столице Франции начал ра­боту Конвент. Первым его законодательным актом было установле­ние во Франции республиканской формы правления. 15 января 1793 г. по требованию якобинцев Людовик XVI был приговорен к смертной казни.

Наступление на Францию армий европейских монархий сочета­лось с ухудшением внутреннего положения. Крестьянство, особенно в тех провинциях, где его интересы мало учитывались при распреде­лении церковных земель и владений сеньоров, было недовольно призывами в армию. Под влиянием священнослужителей и аристо­кратов под лозунгом восстановления монархии начались крестьян­ские восстания в Вандее и Бретани. Попытки покрывать расходы на армию выпуском бумажных ассигнатов привели к обесцениванию денег, росту цен на товары первой необходимости, особенно продо­вольствие. Крестьяне и торговцы-оптовики отказывались продавать хлеб, что еще больше взвинчивало цены.

31 мая 1793 г. якобинцы, считающие, что основные трудности связаны с изменой, потребовали ареста лидеров Конвента. Угрожая применить силу, якобинцы добились ареста и казни 29 умеренных депутатов от департамента Жиронда и передачи им контроля над правительством (Комитетом общественного спасения и Комитетом общественной безопасности). Основную свою задачу якобинцы ви­дели в том, чтобы любой ценой предотвратить реставрацию монар­хии, дать отпор внешней и внутренней контрреволюции.

Стремясь завоевать поддержку масс, руководимый якобинцами Конвент отменил все феодальные права сеньоров и повинности кре­стьян. Документы об их обязанностях и долгах бывшим владельцам земли подлежали уничтожению. В армию и на места направлялись комиссары с особыми полномочиями по борьбе с контрреволюцией и выполнению решений правительства. Они опирались на местные революционные комитеты (в Париже - на Коммуну).

Конвент объявил всеобщую мобилизацию. Это позволило довести численность армии до 600 тыс. человек. Принимались чрезвычайные меры, чтобы вооружить и оснастись новобран­цев. Реквизировалась обувь, в церквах и домах знати сооружа­лись мастерские для изготовления пороха, цеха по пошиву об­мундирования. Для снабжения населения и армии товарами первой необходимости были введены «всеобщий максимум» (твердые цены на основные продукты питания и товары первой необходимости) и карточная система распределения хлеба, мяса, сахара, соли. Для реквизиции укрываемого продоволь­ствия в деревни направлялись специальные отряды.

Колоссальные масштабы принял революционный террор. Убий­ство одного из лидеров революции, Марата, 13 июля 1793 г., контр­революционные мятежи (в частности, в Тулоне и Лионе) дали повод для жесточайших репрессий. 17 сентября был принят закон о «подозрительных». Немедленному аресту подвергались все заподозренные в симпатиях к контрреволюции.

Аресту подлежали бывшие государственные служащие, родственники аристократов-эмигрантов и их приближенные, если они не могли доказать верность революции. Врагами рес­публики провозглашались нарушители закона о «максимуме», скупщики и спекулянты. Большинство арестованных пригова­ривались к смертной казни, в частности такая участь постигла бывшую королеву Марию-Антуанетту.

Беспощадный террор обрушился на население Вандеи и тех горо­дов, где произошли контрреволюционные выступления. 10 июня 1794 г. Конвент издал Декрет о реорганизации революционного три­бунала. В нем указывалось, что функцией трибунала является нака­зание «врагов народа». Единственно возможным приговором для них была смертная казнь.

Якобинцы (преимущественно сторонники Робеспьера) участвовали в Конвенте , где выступали за единство страны, укрепление национальной обороны перед лицом контрреволюции и жёсткий внутренний террор ; к 1793 году стали в нём наиболее влиятельной силой. Свергнув жирондистов 2 июня 1793 года , позже расправившись с эбертистами и дантонистами, якобинцы имели сильное влияние на умы парижан вплоть до падения Робеспьера в результате переворота 9 термидора (27 июля 1794 года). После гибели вождей якобинцев, преследований якобинцев термидорианцами и поднявшими голову после Термидора - роялистами, Якобинский клуб был закрыт в ноябре 1794 года . Девизом "Общества друзей республики единой и неделимой" (официальное название Якобинского клуба) был девиз "Vivre libre ou mourir" - "Жить свободно или умереть".

История клуба

Зарождение

Колыбелью Якобинского клуба был Бретонский клуб , то есть совещания, устроенные несколькими депутатами третьего сословия Бретани по прибытии их в Версаль на Генеральные штаты ещё до их открытия.

Когда король и Национальное собрание перебрались в Париж, Бретонский клуб распался, но бывшие его члены стали снова собираться сначала в парижском частном доме, потом в нанятом ими помещении в монастыре якобинских монахов (доминиканского ордена) близ манежа, где заседало Национальное собрание. В заседаниях принимали участие и некоторые из монахов; поэтому роялисты прозвали членов клуба в насмешку якобинцами, сами же они приняли наименование «Общества друзей конституции».

На самом деле политическим идеалом тогдашнего якобинского клуба была конституционная монархия , как её понимало большинство Национального собрания. Они называли себя монархистами и признавали своим девизом закон .

Организация клуба

Дата создания и устав

С точностью дата открытия клуба в Париже - в декабре 1789-го или январе следующего года - не известна. Устав его был составлен Барнавом и принят клубом 8 февраля г.

Членство

Не известно (так как сначала не велись протоколы заседаний), когда стали принимать в число членов посторонних, то есть не-депутатов.

Когда число членов разрослось, организация клуба значительно усложнилась. Во главе стоял председатель, избиравшийся на месяц; при нём было четыре секретаря, двенадцать инспекторов, и, что особенно характерно для этого клуба, четыре цензора; все эти должностные лица избирались на три месяца: при клубе было образовано пять комитетов, указывающих на то, что самый клуб принял на себя как бы роль политического цензора по отношению к Национальному собранию и Франции - комитеты по представлению (цензуре) членов, по надзору (Surveillance), по администрации, по докладам и по переписке. Сначала заседания происходили три раза в неделю, затем ежедневно; публика стала допускаться на заседания лишь с 12 октября 1791 г., то есть уже при Законодательном собрании.

В это время число членов клуба достигло 1211 (по голосованию в заседании 11 ноября). Ещё раньше (с 20 мая 1791 г.) клуб перенёс свои заседания в церковь Якобинского монастыря, которую он нанял по упразднении ордена и конфискации его имущества и в которой заседания происходили до закрытия клуба. Вследствие наплыва не-депутатов изменился состав клуба: он стал органом того общественного слоя, который французы называют la bourgeoisie lettrée («интеллигенция»); большинство состояло из адвокатов, врачей, учителей, учёных, литераторов, живописцев, к которым примыкали и лица из купечества.

Некоторые из его членов носили известные имена: врач Кабанис , учёный Ласепед , литератор Мари-Жозеф Шенье , Шодерло де Лакло , живописцы Давид и Карл Верне, Лагарп , Фабр д"Эглантин , Мерсье . Хотя с большим наплывом членов умственный уровень и образование прибывающих понижались, однако парижский Якобинский клуб до конца сохранил две первоначальных черты: докторальность и некоторую чопорность по отношению к образовательному цензу. Это выразилось в антагонизме по отношению к клубу Кордельеров , куда принимались люди без образования, даже безграмотные, а также в том, что самое вступление в Якобинский клуб обусловливалось довольно высоким членским взносом (24 ливра ежегодно, а при вступлении ещё 12 ливров).

Впоследствии при Якобинском клубе было организовано особое отделение под названием «братское общество для политического воспитания народа», куда допускались и женщины; но это не изменило общего характера клуба.

Газета

Клуб обзавелся собственной газетой; редактирование её было поручено Шодерло де Лакло, близкому к герцогу Орлеанскому ; саму газету стали называть «Монитёром» орлеанизма. В этом обнаружилась известная оппозиция по отношению к Людовику XVI ; тем не менее Якобинский клуб сохранял верность провозглашённому в его названии политическому принципу.

Отпадение фельянов

Из-за бегства короля и его задержания в Варенне в клубе произошли разногласия, вызвавшие раскол между членами клуба; более умеренные из них во главе с Барнавом, Дюпором и Александром Ламетом в большом числе вышли из клуба и основали новый, под названием Клуб фельянов . Приверженцы этого направления составили потом правое крыло в Законодательном собрании. Между тем по образцу парижского Якобинского клуба стали возникать подобные клубы в других городах и даже в деревнях: их было около тысячи; все они вступили в переписку и сношения с парижским, признавая себя его филиалами (affiliations).

В этом резко проявились преобладание Парижа и стремление к централизации, присущие «Старому порядку» ; воздействие парижского клуба на провинциальные сыграло большую роль в революционном перевоспитании Франции и значительно содействовало окончательному торжеству принципа централизации в стране. Отделение от якобинцев более умеренных фельянов усилило в Якобинском клубе позиции радикальных элементов. Для дальнейшей его судьбы было очень важно, что в распре между фельянами и якобинцами провинциальные клубы приняли сторону последних. На происходивших в начале сентября г. выборах в Законодательное собрание якобинцы сумели в число 23 депутатов Парижа провести только пять вождей клуба; но влияние его росло, и на ноябрьских выборах в парижский муниципалитет якобинцы одержали верх. После этого Парижская коммуна стала орудием Якобинского клуба.

Самые влиятельные из парижских газет выступали за якобинцев против фельянов. Якобинский клуб основал свой орган под названием «Журналь де деба» (Journal des débats et des décrets) вместо прежней газеты «Journal d. 1. soc. etc.», отошедшей к фельянам. Не ограничиваясь прессой, якобинцы перешли в конце г. к непосредственному воздействию на народ; с этою целью видные члены клуба - Петион, Колло д"Эрбуа и сам Робеспьер - посвятили себя «благородному призванию обучать детей народа конституции», то есть преподавать в народных школах «катехизис конституции ». Более практическое значение имела другая мера - вербовка агентов, которые должны были на площадях или на галереях клуба и Национального собрания заниматься политическим воспитанием взрослых и привлекать их на сторону якобинцев. Этих агентов набирали из военных дезертиров, которые толпами бежали в Париж , а также из рабочих, предварительно посвящённых в идеи якобинцев.

Разногласие между ними и их приверженцами особенно ярко обнаружилось в вопросе об объявлении войны Австрии , за что выступал Бриссо. Личные отношения и соперничество партий ещё более обострились, когда Людовик XVI согласился сформировать министерство из людей, близких к кружку депутатов Жиронды.

Свержение монархии. Радикализация клуба

Восстание 10 августа, приведшее к свержению монархии, останется непонятным тому, кто не знает деятельности Якобинского клуба с 28 июня по 10 августа.

Члены его систематически подчиняли своему непосредственному воздействию три силы, которые они повели на приступ против короля и конституции: федератов, секции и Коммуну. Федераты, то есть добровольцы, прибывшие из департаментов, были подчинены влиянию Якобинского клуба с помощью центрального комитета из их среды, который имел тайные заседания в Якобинском клубе. Этот комитет выбрал из своего состава 5 членов, составивших тайную директорию, и к этим 5 лицам было присоединено 10 Якобинцев. Это был штаб революционного ополчения, созданного для захвата Тюильри. Путем агитации в секциях была создана «повстанческая коммуна», которая в ночь с 9 на 10 августа захватила ратушу и парализовала защиту дворца Национальной гвардией, убив её командира.

По свержении короля Якобинский клуб потребовал немедленно предать его суду. 19 августа внесли предложение заменить прежнее название «Клуба друзей конституции» новым - «Общество якобинцев, друзей свободы и равенства»; большинство отклонило это название, но 21 сентября клуб стал так называться. В то же время было постановлено произвести «чистку» клуба от недостойных, для чего избрали специальную комиссию. В сентябрьских убийствах Якобинский клуб как таковой не принимал непосредственного участия, но в солидарности с ними вождей клуба не может быть сомнения; это подтверждается как содержанием их речей в это время и свидетельством их собратьев по клубу, например Петиона, так и откровенным одобрением убийств членами клуба позже. В дальнейшей деятельности Якобинского клуба господствовал принцип террора. В первый период своей истории «Общество друзей конституции» было политическим клубом, влиявшим на формирование общественного мнения и настроение Национального собрания; во второй оно стало очагом революционной агитации; в третий Якобинский клуб стал полуофициальным учреждением правящей партии, органом и вместе с тем цензором Национального Конвента . Этот результат был достигнут путём долгой борьбы.

Участие в Национальном Конвенте

Роль Якобинского клуба во французской революции

Роль Якобинского клуба во французской революции ещё недостаточно признана, хотя отдельные историки - как апологеты революции, так и критики её - не раз указывали на эту роль. На самом деле влияние этого клуба - один из самых характерных фактов в «эволюции» революционного движения. Если пресса того времени разжигала революционные страсти, то клубы, и во главе их - Якобинский, объединяли и направляли движение. Меткое выражение Герцена о «постановке» революций лучше всего определяет роль Якобинского клуба. Из французских историков Кине, идеализируя революцию, следующим образом подводит итог деятельности Якобинского клуба:

«Идеи революции распространялись тысячами уст и раздавались отовсюду как эхо. Принципы революции, которые оставались бы в книгах мертвой буквой, вдруг озарили тысячелетнюю ночь. Никакая власть не была в состояния бороться с этими клубами. Они навязывали свои мнения трем великим законодательным собраниям, то являясь в их заседания, то своими адресами отдавая им приказы. Мысль, исходившая из Якобинского клуба, в несколько дней облетала Францию и, возвращаясь в Париж, раздавалась в законодательном собрании или конвенте, как безапелляционный плебисцит. В этом, может быть, заключалась самая новая сторона революции.

Провинции, столь молчаливые ещё за два года перед тем, были освещены пламенем, которое зажглось в Париже. Но следствием этого было и то, что достаточно было положить конец электрическому излучению клуба, чтобы все изменилось в несколько месяцев. И тогда восстановилось старое невежество». Рассматривая революцию с противоположной точки зрения, Тэн также выставляет на вид, но в более реальном свете, взаимодействие столичного клуба и его разветвлений, или колоний. Парижский клуб публикует список клубов, печатает их доносы, в силу этого в самой отдаленной деревушке всякий Якобинец чувствует, что поддержан не только клубом, но и всей ассоциацией, охватившей страну и охраняющей своим мощным покровительством самого мелкого из своих приверженцев. Взамен этого всякий местный клуб повинуется паролю, который ему прислан из Парижа. Из центра к периферии, как и обратно, непрерывная переписка поддерживает установившееся согласие. Так сложился громадный политический механизм о тысячах рычагов, действующих за раз под одним общим давлением, а рукоятка, приводящая их в движение, находится в улице Сен-Оноре в руках нескольких дельцов.

Не было машины более действительной, лучше сложенной, чтоб сфабриковать искусственное и ожесточённое мнение, придать ему вид национального и инстинктивного (spontané) порыва, чтоб передать шумному меньшинству права молчаливого большинства и подчинить ему правительство.

В двух последних трудах по революции роль Якобинского клуба стушевана. В объёмистом сочинении Жореса о ней нет речи; Олар, специалист в этом вопросе, издавший сборник документов по истории Якобинского клуба, посвящает ему лишь один параграф и, умаляя его влияние, говорит: «Якобинский клуб следовал в эту эпоху (сент. 1792 г.) за всеми перипетиями общественного мнения и выражал их верно и благоразумно».

Громадное влияние Якобинского клуба на ход революции не подлежит сомнению и может быть доказано отзывами современников. Оно проявлялось в двух направлениях: клуб подготовлял законы для конвента и заставлял его их принимать. В первом отношении можно сослаться на Сен-Жюста, который прямо признает, что ораторы представляли конвенту законопроекты, разработав их предварительно в Якобинском клубе. О способе внушения конвенту якобинских измышлений аббат Грегуар говорит: «Наша тактика была очень проста. По уговору один из нас пользовался удобным случаем, чтобы забросить предложение в одном из заседаний национального собрания. Он знал наперед, что оно встретит одобрение лишь очень малого числа членов собрания, большинство же разразится против него. Но это было не важно. Он требовал, чтобы его предложение было передано в комиссию; наши противники, надеясь его там похоронить, не возражали против этого. Но парижские якобинцы овладевали вопросом. По их циркуляру или под влиянием их газет, вопрос подвергался обсуждению в трёх- или четырёхстах аффилированных клубах (филиалах), и три недели спустя со всех сторон сыпались адресы к собранию, которое принимало значительным большинством проект, им ранее отвергнутый». Ввиду этого для полного освещения роли Якобинского клуба необходимо не только изучение деятельности центрального клуба, но и местных, что гораздо трудней.

Политическое течение

Политическое революционное течение радикального толка - якобинизм - пережило Якобинский клуб и продолжает жить в истории.

См. также

Примечания

Литература

  • Робеспьер М. Избранные произведения. В 3 т. М. «Наука» (Литературные памятники). 1965
  • Гладилин А. Евангелие от Робеспьера М. Политиздат (Пламенные революционеры). 1970
  • Генифе П. Французская революция и Террор // Французский ежегодник 2000: 200 лет Французской революции 1789-1799 гг.: Итоги юбилея. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  • Захер Я. М. Робеспьер. М. 1925
  • Левандовский А. Максимилиан Робеспьер М. «Молодая гвардия» (ЖЗЛ). 1959
  • Лукин Н. М. Максимилиан Робеспьер. В кн.: Лукин Н. М. Избр. труды. т.1 М. 1960
  • Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М. «Мысль»1978.
  • Манфред А. З. Максимилиан Робеспьер. Споры о Робеспьере. Робеспьер в русской и советской историографии. В кн.: Манфред А. З. Великая французская революция. М. «Наука». 1983
  • Митрофанов А. А. Образ России в революционной публицистике и периодической печати Франции периода якобинской диктатуры // Россия и Франция: XVIII-ХХ века. / Отв. ред. П. П. Черкасов. Вып. 9. М.: Наука, 2009. С. 69-99.
  • Молчанов Н. Монтаньяры. М. «Молодая гвардия» (ЖЗЛ). 1989
  • Левандовский А. П. Робеспьер. Ростов-на-Дону. «Феникс» (След в истории). 1997
  • // Французский ежегодник, 1970. М., 1972. С. 278-313.
  • Чудинов А. В. Размышления о скрытых смыслах дискуссии по проблеме якобинской диктатуры (60-е - 80-е годы ХХ в.) // Французский ежегодник 2007. М., 2007. С. 264-274.

(кроме вышеупомянутых газет Якобинского клуба).

революционно-демократич. диктатура, являвшаяся высшим этапом Французской буржуазной революции конца 18 века. Была установлена в результате нар. восстания 31 мая-2 июня 1793, приведшего к власти якобинцев (отсюда утвердившееся за ней в историч. лит-ре назв.). Опиралась на революц. блок гор. мелкой и ср. буржуазии, большинства крестьянства и плебейских масс. Я. д. установилась в тяжелых условиях, когда развязанные внутр. врагами мятежи (роялистов в Вандее, жирондистов в Бордо, Тулузе, Лионе и др. франц. городах), контрреволюц. террор, иностр. интервенция, экономич. трудности поставили франц. республику на грань катастрофы. Правовое оформление системы власти Я. д. осуществлялось постепенно и было завершено декретами 10 окт. и 4 дек. 1793, учредившими во Франции "временный революц. порядок управления" (введение в действие принятой 24 июня 1793 якобинской конституции 1793 было отложено). Полнота законодат. и исполнит. власти сосредоточилась в руках Конвента и его комитетов, среди к-рых Комитет общественного спасения (с 27 июля фактически возглавлявшийся М. Робеспьером) играл гл. роль, являлся в сущности революц. пр-вом и руководил всей гос. жизнью страны. Комитет общественной безопасности и Революционный трибунал были карательными органами Я. д. (их осн. задачей была борьба против внутр. контрреволюции). В департаменты и в армии направлялись облеченные чрезвычайными полномочиями комиссары Конвента. Централизация власти в руках якобинского пр-ва сочеталась с широкой инициативой нар. масс и их орг-ций. Наряду с Якобинским клубом большую политич. роль играли демократич. по составу Парижская коммуна 1789-94 и связанные с ней париж. секции, а также функционировавшие во всей стране революционные комитеты (важные проводники нар. инициативы), Клуб кордельеров, многочисл. нар. об-ва. Прямое давление нар. масс на якобинский Конвент во многом определяло решительную политику Я. д. Так, декрет Конвента от 23 авг. 1793 о мобилизации всей нации для отпора врагу был издан по инициативе париж. секций, Париж. коммуны и делегатов первичных собраний. Выступления париж. плебейства 4-5 сент. 1793 заставили Конвент ответить революц. террором на террор врагов революции, пойти на вмешательство в экономич. жизнь (издание декрета о всеобщем максимуме 29 сент. 1793 и др. меры). Эти меры ограничивали свободу бурж. накопления, задевали интересы гор. и сел. буржуазии и шли дальше "…непосредственных, ближайших, созревших уже вполне буржуазных целей…" революции (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 47 (т. 15, с. 44)). Якобинцы в кратчайший срок довели до конца дело бурж. революции и отстояли ее завоевания. Декретами 1793 (от 3 июня - о распродаже мелкими участками земель эмигрантов, 10 июня - о возвращении крестьянам захваченных феодалами общинных земель и их равном разделе, 17 июля - о полной и безвозмездной ликвидации феод. повинностей) было обеспечено радикальное и по своей смелости уникальное в истории бурж. революций Запада решение гл. вопроса революции - аграрного - на демократи. основе. Я. д. нанесла сокрушительный удар по силам внутр. контрреволюции, в частности по вандейским мятежникам (см. Вандейские войны). Создание массовой нац. армии, чистка офицерского состава, выдвижение талантливых командиров из народа, спешное развертывание воен. произ-ва на основе последних достижений науки того времени, выработка новой стратегии и тактики, революц.-патриотич. энтузиазм и твердое воен. руководство обеспечили перелом на фронтах в пользу Франции. К нач. 1794 терр. Франции была очищена от интервентов; 26 июня 1794 в битве при Флерюсе (Бельгия) были разбиты осн. силы австр. Габсбургов. Высоко оценивая историч. значение революц. деятельности Я. д., В. И. Ленин писал: "…чтобы быть конвентом, для этого надо сметь, уметь, иметь силу наносить беспощадные удары контрреволюции, а не соглашаться с нею. Для этого надо, чтобы власть была в руках самого передового, самого решительного, самого революционного для данной эпохи класса" (там же, т. 34, с. 37 (т. 25, с. 178)). Когда благодаря Я. д. миновала опасность реставрации старых порядков, обострилась борьба внутри блока социальных сил, к-рые сплотились вокруг якобинцев в борьбе с общим врагом, но классовые устремления к-рых были весьма различны, а подчас и противоположны. С одной стороны, у трудящихся низов города и деревни нарастало разочарование и недовольство неизбежной бурж. ограниченностью политики якобинской власти - распространением максимума на заработную плату, преследованием стачек гор. и сел. рабочих, устранением "бешеных", постепенным ограничением самодеятельности нар. орг-ций и репрессиями против их активистов, а также роспуском "революц. армии" (декрет от 27 марта 1794), неисполнением вантозских декретов и др. С другой стороны, крупная и ср. буржуазия, зажиточное, а за ним и ср. крестьянство по мере уменьшения опасности монархич. реставрации не хотели больше терпеть режим революц. диктатуры (ограничение свободы торговли и предпринимательства, твердая политика максимума и реквизиций, революц. террор), сужавший их возможности извлечь все выгоды из победы бурж. революции. Отражением этих процессов явилось обострение с нач. 1794 политич. борьбы в рядах самого якобинского блока. Выражая стремления бедноты, левые ("крайние") якобинцы - руководители Парижской коммуны Ж. Эбер, П. Шометт и др., и близкие к ним деятели парижских секций и Клуба кордельеров требовали проведения дальнейших уравнительных мер, ограничивающих крупную собственность и свободу бурж. наживы, строжайшего соблюдения максимума, ожесточения революц. террора, войны до полной победы. На противоположном политич. фланге "снисходительные" (дантонисты) во главе с Ж. Дантоном и К. Демуленом, связанные с поднявшейся во время революции новой буржуазией, добивались ослабления режима революц. диктатуры, а во внеш. политике - скорейшего заключения мира, к-рый сделал бы излишней саму Я. д. Казнь в марте-апреле 1794 Эбера и др. эбертистов, Шометта, а также Дантона и др. дантонистов, усиление революц. террора (декрет от 10 июня 1794), попытка ввести культ Верховного существа (см. Верховного существа культ) не могли предотвратить неумолимый процесс распада якобинского блока и нарастания кризиса Я. д. В июне-июле 1794 в недрах Конвента сложился заговор, направленный против возглавлявшегося Робеспьером и его ближайшими сподвижниками революц. пр-ва. Хотя к заговору примкнули и нек-рые "крайние" якобинцы, гл. роль в нем играли представители контрреволюц. буржуазии. В результате термидорианского переворота (27/28 июля 1794) Я. д. была свергнута. Ее падение означало конец развития Франц. революции по восходящей линии. Историч. значение Я. д. очень велико. Она довела до решительной победы бурж. революцию во Франции и отстояла ее завоевания перед внутр. и внеш. контрреволюцией; заложила революц. традиции, игравшие и играющие большую роль в революц. движении 19-20 вв. В историографии изучение проблем Я. д. всегда было тесно связано с острой идейной борьбой. Реакционные и консервативные франц. историки 19 в. пристрастным подбором док-тов и односторонним выпячиванием применявшихся Я. д. методов революц. насилия стремились доказать, что Я. д. была якобы "падением" Франц. революции (Мортимер-Терно, И. Тэн и др.). Исследователи, связанные с различными направлениями мелко-бурж. демократии и утопич. социализмом, подчеркивали выдающуюся историч. роль Я. д. и заложенных ею традиций (Ф. Буонарроти, Р. Левассер), хотя и не могли дать верного науч. анализа проблемы и нередко идеализировали вождей якобинцев (Робеспьера - Луи Блан, Э. Амель; Эбера и др. эбертистов - Э. Тридон, Ж. Авенель). Оформившейся в 80-х гг. 19 в. школе бурж.-респ. направления во главе с Ф. А. Оларом принадлежит ряд ценных публикаций док-тов, освещающих деятельность якобинцев, и исследований, в к-рых, однако, Я. д. трактовалась гл. обр. с формально-юридич. позиций. Основы подлинно науч. раскрытия Я. д. были заложены в трудах К. Маркса и P. Энгельса, к-рые рассматривали ее историю под углом зрения клас. борьбы, высоко ценили я. Д. за "плебейские методы" расправы с феодализмом, показывая в то же время бурж. ограниченность якобинской политики. Маркс писал: "Пролетариат и не принадлежавшие к буржуазии слои городского населения… там, где они выступали против буржуазии, например в 1793 и 1794 годах во Франции, они боролись только за осуществление интересов буржуазии, хотя и небуржуазным способом. Весь французский терроризм был не чем иным, как плебейским способом разделаться с врагами буржуазии, с абсолютизмом, феодализмом и мещанством" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 114). На рубеже 19-20 вв. влияние марксизма на историографию сказалось в обращении франц. историков к социально-экономич. истории Франц. революции, в т. ч. и Я. д. Большую роль в этом сыграл Ж. Жорес, к-рый впервые раскрыл ряд важных аспектов истории нар. движения во время Я. д. Пристальное внимание опыту Я. д. уделял В. И. Ленин, он раскрыл ее историч. содержание как революц.-демократич. диктатуры, высшего этапа Великой франц. революции, в к-рой "…буржуазно-демократический переворот … был доведен до конца", был "…проведен хотя бы в известной частя активно-революционной массой народа…", к-рая отодвинула "…хотя бы на время, в сторону солидную и умеренную буржуазию" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 226 (т. 9, с. 217), см. также т. 17, с. 46-47 (т. 15, с. 43-44)).Оценивая историч. значение якобинцев, Ленин отмечал: "Историческое величие настоящих якобинцев, якобинцев 1793 года, состояло в том, что они были "якобинцы с народом", с революционным большинством народа, с революционными передовыми классами своего времени" (там же, т. 32, с. 216 (т. 24, с. 495)). После Окт. социалистич. революции в России во франц. историографии Великой французской революции, и в частности Я. д., ведущая роль перешла к историкам радикального направления, в первую очередь А. Матьезу, исследования к-рого посвящены социально-экономич. политике Я. д., клас. борьбе этого периода. Несмотря на нек-рую идеализацию им Робеспьера, на ошибочно негативное отношение к более левым течениям, на оценку Я. д. как диктатуры меньшинства, работы Матьеза и его последователей (Л. Жакоб, А. Кальве, Р. Шнерб, норв. ученый А. Ординг) явились важным этапом в изучении Я. д. В 30-х гг., после смерти Матьеза, гл. роль в изучении Я. д. стал играть Ж. Лефевр и его школа. Лефевр, испытавший значит. влияние марксизма, поставивший своей задачей изучение положения и роли трудящихся масс во Франц. революции, осн. внимание уделил клас. борьбе в деревне в годы Я. д. С первых лет существования Сов. гос-ва стала складываться и в дальнейшем плодотворно развиваться сов. марксистско-ленинская школа исследователей, изучающих историю Я. д. В их работах нашли отражение проблемы: становление Я. д. (Г. С. Фридлянд, Н. П. Фрейберг, А. В. Гордон), борьба гор. плебейства и движение "бешеных" (Я. М. Захер, Р. М. Тонкова-Яковкина, С. Л. Сытин), клас. борьба в деревне (H. M. Лукин, Е. Н. Петров, А. В. Адо), борьба течений среди якобинцев (С. М. Моносов, А. Л. Нарочницкий, Р. М. Тонкова-Яковкина и др.), история внеш. политики (А. Л. Нарочницкий). H. M. Лукину, Г. С. Фридлянду, А. З. Манфреду, Я. М. Захеру, А. П. Левандовскому и ряду др. сов. историков принадлежат исследования о выдающихся деятелях-якобинцах - Марате, Робеспьере, Сен-Жюсте, Дантоне. В тесной связи с конкретными исследованиями в сов. историографии разрабатывалась общая концепция Я. д., осваивалось ленинское наследие в области истории Франц. революции (видную роль в этом сыграл Н. М. Лукин). В 60-х-нач. 70-х гг. дальнейшее развитие науки и накопление новых знаний привели к оживлению интереса к общим проблемам истории Я. д., в частности к вопросу о характере якобинской власти (работы В. С. Алексеева-Попова и Ю. Я. Баскина, В. Г. Ревуненкова, А. З. Манфреда и др.), их обсуждению был посвящен спец. коллоквиум советских историков в 1969 (см. в кн. "Франц. ежегодник. 1970", М., 1972). Ценным вкладом в исследование истории Я. д. явились работы историка ГДР В. Маркова, посвященные движению "бешеных". Во Франции после 2-й мировой войны ведущая роль в изучении Я. д. принадлежит историкам- марксистам (или близким к ним); крупнейший из них - А. Собуль, наиболее полно исследовавший нар. движение в Париже в период Я. д. С 60-х гг. оживились попытки бурж. историографии принизить история, значение Я. д. В этом смысле характерна концепция Ф. Фюре и Д. Рише, бездоказательно объявивших период Я. д. бесплодным "отклонением" ("буксованием") Франц. революции от ее "нормального", т. е. бурж.-либерального, пути. С левацких позиций выступил против марксистско- ленинской концепции Я. д. Д. Герен, утверждающий, что в период Я. д. противостояли друг другу диктатура буржуазии, воплощенная в Конвенте, и зачаточные формы диктатуры пролетариата, представленные Парижской коммуной и ее секциями. Историки-марксисты (в частности, К. Мазорик) решительно отметают бурж. и левацкие концепции, подвергнув их аргументированной критике. Лит.: Маркс К., Морализирующая критика и критизирующая мораль, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4; его же, Буржуазия и контрреволюция, там же, т. 6; Энгельс Ф., Введение к английскому изданию "Развитие социализма от утопии к науке", там же, т. 22; его же, (Письмо к В. Адлеру) 4 дек. 1889, там же, т. 37; Ленин В. И., Две тактики социал-демократии в демократической революции, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11 (т. 9); его же, Кто за союзы с кадетами?, там же, т. 13 (т. 11); его же, О двух линиях революции, там же, т. 27 (т. 21); его же, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34 (т. 25); Из истории якобинской диктатуры (1793-1794), Од., 1962; Манфред А. З., О природе якобинской власти, "ВИ", 1969, No 5; Ревуненков В. Г., Марксизм и проблема якобинской диктатуры, Л., 1966; Адо А. В., К вопросу о социальной природе якобинской диктатуры, "НиНИ", 1972, No 1; Вебер Б. Г., В. И. Ленин и историч. наследие якобинцев, в кн.: Франц. ежегодник. 1970, М., 1972; Проблемы якобинской диктатуры, там же; Лукин Н. М., Избр. труды, т. 1, М., 1960; Петров E. Н., Борьба за общинные земли и декрет Конвента 10 июня 1793 г., "Уч. зап. ЛГУ. Сер. историч.", 1940, в. 6, No 52; Адо А. В., К истории борьбы за проведение в жизнь аграрного законодательства якобинцев, в кн.: Франц. ежегодник. 1967, М., 1968; Захер Я. М., Плебейская оппозиция в Париже накануне 9 термидора, "НиНИ", 1962, No5; Ревуненков В. Г., Парижские санкюлоты эпохи Великой франц. революции, Л., 1971; Тонкова-Яковкина Р. М., Движение народных масс Парижа 4-5 сентября 1793 г. ("Плебейский натиск"), в кн.: Из истории общественных движений и международных отношений, М., 1957; Сытин С. Л., "Бешеные" и якобинцы после народного восстания 31 мая-2 июня 1793 г., "Уч. зап. Ульяновского гос. пед. ин-та", 1959, т. 15, в. 3; Кигурадзе Г., Обострение противоречий в якобинском блоке (Дантонисты), "Труды" (Тбилисский ун-т), 1960, т. 87 (на груз, яз., резюме на рус. яз.); Нарочницкий А. Л., Раскол среди якобинцев и внешняя политика якобинской республики с января до апреля 1794 г., "Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. Ист. ф-т", 1946, т. 37, в. 3; его же, Вопросы войны и мира в политике якобинцев накануне 9 термидора, в кн.: Международные отношения. Политика, дипломатия XVI-XX века, М., 1964; Гордон А. В., Федералистский мятеж. Из истории гражданской войны во Франции летом 1793 г., в кн.: Франц. ежегодник. 1967, М., 1968; Фридлянд Г. С, Ж. П. Марат и гражданская война XVIII в., (2 изд.), М., 1959; его же, Дантон, 3 изд., М., 1965; Манфред А. З., М. Робеспьер…, М., 1958; его же, Марат, М., 1962; Левандовский А. П., М. Робеспьер, М., 1959; Захер Я. М., К вопросу о значении взглядов Анаксагора Шометта для предыстории социалистических идей, в кн.: Франц. ежегодник. 1961, М., 1962; Сафронов С. С., Социальные воззрения А. Шометта, "Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та", 1969, т. 307; Матьез A., Борьба с дороговизной и социальное движение в эпоху террора, пер. с франц., М. - Л., 1928; Лефевр Ж., Агр. вопрос в эпоху террора (1793-1794), Л., 1936; Собуль A., Парижские санкюлоты во время якобинской диктатуры, (пер. с франц.), М., 1966; Булуазо М., Комитет общественного спасения (10 июля 1793 г.-27 июля 1794 г.), в кн.: Франц. ежегодник. 1966, М., 1967; Jacobiner und Sansculotten, В., (1956); Bouloiseau M., La r?publique jacobine. 10 ao?t 1792-9 thermidor an II, P., 1972; Greer D., The incidence of the terror during the French revolution. A statistical interpretation, Camb., 1935. См. также лит. при ст. Французская буржуазная революция конца 18 века. А. В. Адо. Москва.