Что нам готовит новый закон? Интерес общий, подходы - разные: о том, как реализуется закон об организации регулярных перевозок пассажиров 220 федеральный закон транспорт.

Новый порядок организации пассажирских перевозок: Федеральный Закон №220

В Ингушетии наращивается федеральное регулирование городских пассажирских перевозок.

Если раньше уровень порядка в сфере перевозки пассажиров общественным транспортом зависел от инициативы муниципальных властей и профильных ведомств, то теперь все пассажирские перевозчики будут действовать по единым общероссийским правилам.


В Комитете промышленности, транспорта, связи и энергетики прошло совещание на тему: «Обсуждение 220 - Федерального закона от 13.07.2016г. «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ».

Коротко о нововведениях 220-ФЗ от 13.07.2015 г. "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

1. Перевозчики обязуются осуществлять свою деятельность только по контрактам с администрацией или с соответствующим органом исполнительной власти.

"Ст.14, п.2: Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона."

Раньше возникало множество спорных ситуаций с перевозчиками утверждавшими, что для осуществления пассажирских перевозок им достаточно одной лицензии на работу. Теперь данный «непорядок» решен, так как в обязательном порядке должны заключаться контракты на основе открытых конкурсов по 44-ФЗ. Тут стоит отметить, что п.5 этой статьи предусматривает современные способы расчётов с перевозчиками.

2. Свидетельство и карты маршрута.

Победителю конкурса выдаётся свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту. На каждое транспортное средство из конкурсной заявки выдаются карты маршрута (ст.19). Срок действия этих документов - 5 лет, однако если в планах отмена маршрута, то может быть указан и меньший срок.

По истечению срока действия документы продлеваются на следующие 5 лет без конкурса (п.5 ст.19).

При этом допускается аннулировать свидетельство, если будет принято официальное решение о закрытии маршрута (ст.29, ч.1, п.5), а перевозчик должен быть уведомлён об этом за 6 месяцев (ст.39, ч.5).

Ещё возможно аннулирование свидетельства через суд в случаях:

  • неоднократного нарушения п.3-5 ст.11.33 КоАП в течение года (ночная стоянка в неположенном месте, перевозка без карты маршрута или на автобусе, не соответствующем характеристикам в карте маршрута);
  • расторжения договора простого товарищества.

Чтобы орган исполнительной власти смог получить необходимую статистику, УГАДН обязали передавать информацию о выписанных по ст.11.33 штрафах в администрацию города в течение 1 дня по факсу (ст.36).

3. Требования к перевозчикам при участие в конкурсе

"Ст.23, ч.1 п.2: наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией;"

Перевозчик может приобрести транспортные средства, теперь ему необязательно иметь их в наличии.

4. Критерии отбора победителя открытого конкурса

Регион или муниципалитет разрабатывает свою шкалу оценки для следующих критериев, по которым и выбирается победитель:

  • количество ДТП с жертвами или причинением вреда здоровью пассажирам за прошлый год в расчёте на 1 ТС;
  • опыт работы в перевозках, подтверждённый исполнением гос- или муниципальных контрактов;
  • характеристики ТС, влияющие на качество перевозок (кондиционер, низкий пол и т.д.);
  • максимальный срок эксплуатации ТС в течение срока действия свидетельства.

Если ни одна заявка не соответствует требованиям конкурсной документации или никто не заявился на конкурс, то администрация или ведомство вправе закрыть маршрут или повторить конкурс (ст.24).

5. Реестр маршрутов муниципального транспорта

Закон устанавливает требования к содержанию реестра (ст.26):

  • номер маршрута;
  • указание начального и конечного пункта;
  • наименование промежуточных остановочных пунктов;
  • наименование улиц, по которым проходит маршрут;
  • протяжённость;
  • порядок посадки и высадки (везде или только на остановках);
  • вид регулярных перевозок (по установленным тарифам или нет);
  • вид и класс транспортных средств (с максимальным количеством ТС каждого класса);
  • экологические характеристики для ТС;
  • дата начала перевозок;
  • наименование и адрес ЮЛ или ИП (если товарищество, то всех), осуществляющих перевозки по маршруту.

Новый закон обязывает размещать реестр на сайте администрации или ведомства в доступной для ознакомления форме без взимания платы.

6. Контроль за осуществлением регулярных перевозок

Государственный контроль (надзор) в области транспорта допускает проведение следующих проверок УГАДН (ст.35):

  • наличие у водителя карты маршрута и соответствие ТС техническим характеристикам из этой карты;
  • соблюдение требований посадки/высадки пассажиров;
  • соблюдение требований парковки в ночное время с 22:00 до 6:00 (ст.33).

Проверку выполнения прочих условий контракта осуществляют сотрудники администрации или ведомства. Полномочия проверок УГАДН могут быть переданы субъекту отдельным соглашением.

Также перевозчик должен направлять в администрацию ежеквартальные отчёты о своей деятельности (ст.37)

7.Реализация настоящего ФЗ

В течение месяца с момента принятия закона (к 13 августа 2015) все перевозчики присылают в соответствующее ведомтво информацию о своих маршрутах (ст.39, ч.1). В течение 6 месяцев (к 13 января 2016) ведомство обновляет реестр и выкладывает его на сайте (ст.39, ч.2). В течение 6 месяцев региональные и муниципальные власти приводят свою нормативно-правовую базу по перевозкам в соответствие данному ФЗ. Пока же они обязаны действовать лишь в части, не противоречащей данному ФЗ (ст.39, ч.10). В течение 9 месяцев (к 13 апреля 2016) Дептранс должен выдать всем перевозчикам свидетельства и карты маршрутов (ст.39, ч.3).

8.Изменения в КоАП

ФЗ вносит изменения и в КоАП. Появляется новая важная статья 11.33 о правонарушениях водителей, правда вступит в силу она лишь через год (ст.40):

  • ч.1. Штраф водителю за посадку-высадку пассажиров в неустановленном месте - 3 000 руб.
  • ч.2. Повторное правонарушение из ч.1 - 5 000 руб.
  • ч.3. Ночная стоянка ТС вне установленных мест - 5 000 для водителя, 25 000 для юрлица
  • ч.4. Перевозка без карты маршрута - 5 000 для водителя, 300 000 для юрлица
  • ч.5. Несоответствие характеристик ТС указанным в маршрутной карте - 20 000 для юрлица

Под статьёй есть примечание: "За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица". Иными словами, ИП будут нести ответственность по всей строгости (раньше была небольшая коллизия, из-за которой получалось штрафовать только водителей).

9.Порядок вступления в силу настоящего ФЗ

Статьи 4-32, 36-38 - через полгода,

Статьи 33-35, 40 - через год.

В рамках данного Федерального Закона, Комитетом проведена работа по заключению договора с ООО «ЗНАК» на изготовление полиграфической продукции – бланков строгой отчетности (упомянутые свидетельства и карты маршрутов регулярных перевозок) согласно Приказу Минтранса России №221, 222, размещены сведения о межмуниципальных и пригородных маршрутах регулярных перевозок.

По итогам совещания было поручено Администрациям городов Республики Ингушетия провести аналогичную работу на изготовление упомянутой полиграфической продукции по размещению сведений о маршрутах регулярных перевозок, определить перечень остановочных пунктов.

Пресс-служба

Комитета промышленности, транспорта, связи и энергетики.

Закон просто жизненно необходим для российских городов, но в России вся строгость законов всегда компенсируется необязательностью их исполнения. Впрочем, посмотрим, как на этот раз заработает новое законодательство на деле, и как будут выкручиваться нелегальные и недобросовестные перевоздчики. Опять же вопрос, кто будет контролировать перевозчиков, кто будет штрафовать за высадку пассажира вне остановочного пункта?!

Оригинал взят у monteklever в Новый порядок организации пассажирских перевозок (Федеральный закон №220 от 13 июля 2015)

В России наконец-то началось федеральное регулирование городских пассажирских перевозок и это просто прекрасно. Раньше всё зависело от желания (или нежелания - как в случае Твери) городского департамента транспорта и депутатов городской думы наводить порядок в сфере перевозок, поэтому в одних городах вроде Белгорода, Перми, Саратова, Москвы городской транспорт развивался относительно нормально, другие же города заполонили полчища маршруток. Теперь все будут подчиняться единым общероссийским правилам. Коротко пройдусь по нововведениям 220-ФЗ от 13.07.2015 г. "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Перевозчики обязаны работать только по контрактам с Администрацией
"Ст.14, п.2: Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона."
Раньше многие маршрутчики спорили и судились, что для осуществления пассажирских перевозок им достаточно одной лицензии на работу. Подобный беспредел уходит в прошлое, теперь в обязательном порядке должны заключаться контракты на основе открытых конкурсов по 44-ФЗ. Примечательно, что п.5 той же статьи предусматривает возможность современного способа расчётов с перевозчиками: забирать выручку маршрутчиков себе, а уже после оплачивать их транспортную работу (про сроки оплаты ничего не сказано).

Свидетельство и карты маршрута
Победителю конкурса выдаётся свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту. Также на каждое транспортное средство из конкурсной заявки выдаются карты маршрута (ст.19). Срок действия этих документов - 5 лет, однако в случае наличия планов по отмене маршрута может быть указан и меньший срок.
Если я правильно понял, то по истечению срока действия документы продлеваются на следующие 5 лет без конкурса (п.5 ст.19)!
При этом допускается аннулировать свидетельство, если будет принято официальное решение о закрытии маршрута (ст.29, ч.1, п.5), а перевозчик должен быть уведомлён об этом за 6 месяцев (ст.39, ч.5).
Ещё Дептранс может аннулировать свидетельство через суд в следующих случаях:
- неоднократного нарушения п.3-5 ст.11.33 КоАП в течение года (ночная стоянка в неположенном месте, перевозка без карты маршрута или на автобусе, не соответствующем характеристикам в карте маршрута);
- расторжения договора простого товарищества.
Чтобы Дептранс смог получить необходимую статистику, УГАДН обязали передавать информацию о выписаных по ст.11.33 штрафах в Администрацию города в течение 1 дня по факсу (ст.36).

Требования к перевозчикам при участие в конкурсе
"Ст.23, ч.1 п.2: наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией ;"
Перевозчик может пообещать приобрести транспортные средства, теперь ему необязательно иметь их в наличии.

Критерии отбора победителя открытого конкурса
Регион или муниципалитет разрабатывает свою шкалу оценки для следующих критериев, по которым и выбирается победитель:
- количество ДТП с жертвами или причинением вреда здоровью пассажирам за прошлый год в расчёте на 1 ТС;
- опыт работы в перевозках, подтверждённый исполнением гос- или муниципальных контрактов;
- характеристики ТС, влияющие на качество перевозок (кондиционер, низкий пол, возможность перевозки МГН и т.д.);
- максимальный срок эксплуатации ТС в течение срока действия свидетельства.
Если ни одна заявка не соответствует требованиям конкурсной документации или никто не заявился на конкурс, то Администрация вправе закрыть маршрут или повторить конкурс (ст.24).

Реестр маршрутов муниципального транспорта
Закон устанавливает внушительные требования к содержанию реестра (ст.26). Вот они:
- номер маршрута;
- указание начального и конечного пункта;
- наименование промежуточных остановочных пунктов;
- наименование улиц, по которым проходит маршрут ;
- протяжённость ;
- порядок посадки и высадки (везде или только на остановках);
- вид регулярных перевоз (по установленным тарифам или нет);
- вид и класс транспортных средств (с максимальным количеством ТС каждого класса) ;
- экологические характеристики для ТС ;
- дата начала перевозок ;
- наименование и адрес ЮЛ или ИП (если товарищество, то всех!), осуществляющих перевозки по маршруту .
Нынешний реестр тверского городского транспорта выглядит смехотворно, так как большей части важнейшей информации о маршрутах там нет. Выше я подчёркнул пункты, которых как раз сейчас нет и которые закон обязывает добавить в течение полугода.
От себя порекомендую всем Департаментам вносить также информацию по минимальным интервалам движения в часы пик (как уже сделано, например, в Саратове).
Новый закон обязывает размещать реестр на сайте Администрации в доступной для ознакомления форме без взымания платы. Сейчас на сайте tver.ru реестр можно кое-как отыскать лишь в постановлениях, что, конечно же, неудобно для горожан. По-хорошему ссылку на реестр необходимо разместить в отдельном транспортном разделе сайта, которого, к сожалению, до сих пор нет.

Контроль за осуществлением регулярных перевозок
Государственный контроль (надзор) в области транспорта допускает проведение следующих проверок УГАДН (ст.35):
- наличие у водителя карты маршрута и соответствие ТС техническим характеристикам из этой карты;
- соблюдение требований посадки/высадки пассажиров;
- соблюдение требований парковки в ночное время с 22:00 до 6:00 (ст.33).
Проверку выполнения прочих условий контракта осуществляют сотрудники Администрации. Полномочия проверок УГАДН могут быть переданы субъекту отдельным соглашением.
Также перевозчик должен направлять в Администрацию ежеквартальные отчёты о своей деятельсности (ст.37).

Реализация настоящего ФЗ
В течение месяца с момента принятия закона (к 13 августа 2015) все перевозчики присылают в Дептранс информацию о своих маршрутах (ст.39, ч.1).
В течение 6 месяцев (к 13 января 2016) Дептранс обновляет реестр и выкладывает его на сайте (ст.39, ч.2).
В течение 6 месяцев региональные и муниципальные власти приводят свою нормативку по перевозкам в соответствие данному ФЗ. Пока же они обязаны действовать лишь в части, не противоречащей данному ФЗ (ст.39, ч.10).
В течение 9 месяцев (к 13 апреля 2016) Дептранс должен выдать всем перевозчикам свидетельства и карты маршрутов (ст.39, ч.3).

Изменения в КоАП
ФЗ вносит изменения и в КоАП. Появляется новая важная статья 11.33 о правонарушениях водителей, правда вступит в силу она лишь через год (ст.40):
- ч.1. Штраф водителю за посадку-высадку пассажиров в неустановленном месте - 3 000 руб.
- ч.2. Повторное правонарушение из ч.1 - 5 000 руб.
- ч.3. Ночная стоянка ТС вне установленных мест - 5 000 для водителя, 25 000 для юрлица
- ч.4. Перевозка без карты маршрута - 5 000 для водителя, 300 000 для юрлица
- ч.5. Несоответствие характеристик ТС указанным в маршрутной карте - 20 000 для юрлица

Под статьёй есть супер-крутое примечание: "За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица ". Другими словами всякие ИП будут нести ответственность по всей строгости (раньше была небольшая коллизия, из-за которой получалось штрафовать только водителей).

Порядок вступления в силу настоящего ФЗ
Статьи 1-3, 39, 41, 42 - со дня опубликования
статьи 4-32, 36-38 - через полгода
статьи 33-35, 40 - через год

За громкими новостями последних недель, ньюсмейкерами которых выступали в том числе органы государственной власти, малозаметным осталось подписание Президентом России В.В. Путиным ещё одного Федерального закона, который касается практически всех и каждого. Ибо сфера его применения – общественный транспорт.

сайт восполнит для вас этот пробел. Итак, знакомьтесь. Федеральный закон от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Впервые в истории Российской Федерации на территории всей страны вводятся единые принципы организации пассажирских перевозок автобусами, троллейбусами и трамваями.

Несмотря на то, что рыночная экономика действует в России уже третий десяток лет, и пассажирскими перевозками ещё с начала 1990-х активно занялся частный бизнес, правовая сторона этого вопроса на федеральном уровне до сих пор была слабо урегулирована. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, на смену старому «советскому» Уставу 1969 года, был принят лишь в 2007 году – почти на полтора десятилетия позже, чем это было необходимо. Но он устанавливал лишь базовые понятия и термины, общие условия перевозок пассажиров и багажа, общие условия предоставления услуг по перевозке и взаимоотношения сторон, возникающие при этом. То есть, если некая услуга по перевозке оказывается, она должна подчиняться Уставу, а также рожденными в дополнение к Уставу в 2009 году Правилам перевозок.

Всё это прекрасно для того мира, где всё давно придумано и ничего менять не надо. Но спрос на услуги по перевозке – меняется. Появился новый микрорайон – возникает спрос на услуги по перевозке к этому району. Закрылся завод или рынок – соответствующий спрос на услуги по перевозке исчезает. Построили новую дорогу, закрыли железнодорожный переезд, и так далее – факторов, влияющих на изменение спроса, достаточно. Кроме того, услугу по перевозке должен кто-то оказывать. А чтобы желающих не было слишком много, или слишком мало, рынок услуг кто-то должен регулировать.

В треугольнике взаимоотношений «государство – перевозчик – пассажир» не хватало регулирующего документа о том, кем и как перевозки организуются, как они могут измениться или прекратиться, как подобрать для них перевозчика, как защитить право пассажира на существование его потребностей в перевозке.

Все равны, но некоторые - равнее

Конечно, в большинстве регионов приняли свои местные законы по транспортному обслуживанию населения, и отчасти это спасало ситуацию. Но для двух «горячих точек» это решение абсолютно не годилось. Это города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, которые являются отдельными субъектами Российской Федерации, и имеют тесные связи со своими пригородами, которые находятся уже в другом субъекте РФ (для Санкт-Петербурга это Ленинградская область, для Москвы – Московская или Калужская области). Объем перевозок тут немалый – несколько сотен маршрутов, на которых ежедневного работают тысячи автобусов и перевозятся миллионы пассажиров.

Каждый из регионов считал себя вправе быть главным в вопросе организации перевозок. При этом взгляды регионов-соседей на один и тот же вопрос мог различаться диаметрально. Например, несколько лет назад и в Московской области и в Москве решили одновременно провести конкурсы на право обслуживания маршрутов. По правилам, принятым в Московской области, победитель должен был получить наибольшее количество баллов, в то время как в Москве победителем признавался претендент с наименьшим количеством баллов. Утвержденные одним регионом маршруты в другом регионе могли быть признаны нелегальными, а перевозчики – получать штрафы за работу на нелегальных маршрутах, с перспективой при этом получить штрафы за прекращение работы маршрута от той стороны, которая его всё-таки согласовала.

Как «комфортно» себя в такой ситуации ощущали перевозчики, и как потом удивлялись пассажиры, когда из-за санкций одной или другой стороны полюбившийся им маршрут вдруг пропадал – представить несложно.

Начали нынешний закон разрабатывать еще в конце «нулевых», после принятия Устава. Но уже к тому времени в разных регионах страны транспортная ситуация развивалась по слишком противоположным сценариям – в одних регионах основой транспортной системы были перевозки по тарифам, регулируемым местным правительством, а главными (а порой единственными) перевозчиками – ГУПы и МУПы, а в других и само слово «автобус» давно выпало из лексикона, безнадежно заменившись на «маршрутку».

Поэтому принятие закона растянулось на долгие годы. В итоге, по очень многим вопросам, освещаемым законом, удалось найти компромиссные решения – не только взять в новый закон как наработки по формированию транспортных систем таких прогрессивных регионов как Москва, Московская область, но и прислушаться к мнению и нуждам периферийных регионов, а также максимально постараться не допустить глобального передела на рынке транспортных услуг, сохранив маршруты и перевозчиков на них.

Не на все вопросы закон даёт ответ сам. Регионам и муниципальным образованиям ряд полномочий остаётся на их усмотрение. Но появляется строгая иерархия вертикали власти – местные акты могут дополнять федеральные требования тогда и только тогда, когда Федеральный закон это допускает.

Без реестра теперь никуда

Новый закон уже вступил в силу, но большинство его положений начнет действовать только 11 января 2016 года. Срок в 180 дней со дня принятия закона необходим для того, чтобы в регионах на уровне субъектов и муниципальных образований успели переписать местные документы таким образом, чтобы они не противоречили 220-ФЗ. Также за это время должны быть сформированы и (что важно для пассажиров) опубликованы на официальных интернет-сайтах соответствующих уполномоченных органов в открытом доступе без взимания платы реестры маршрутов регулярных перевозок. Во многих субъектах РФ реестры маршрутов существовали и до этих пор, но их форма, содержимое и доступность содержащейся в них информации были на усмотрение уполномоченных органов, и, как правило, не в пользу пассажиров.

Теперь требования к реестрам единые по всей стране, сами реестры становятся более информативными и публичными.

Федеральный уполномоченный орган, подчиненный Министерству транспорта России, будет вести реестр межрегиональных маршрутов, т.е. проходящих по территории двух и более субъектов РФ.

Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации (министерства, департаменты, комитеты и т.п.) – реестры межмуниципальных маршрутов, т.е. маршрутов, проходящих в границах одного субъекта РФ по территории нескольких муниципальных районов и (или) городских округов.

Уполномоченные органы городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации – реестры муниципальных маршрутов.

Уполномоченные органы для ведения реестров смежных межрегиональных маршрутов (к ним относятся маршруты между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, Москвой и Московской областью, Москвой и Калужской областью, Севастополем и Республикой Крым) определятся, скорее всего, еще до конца 2015 года по соглашению сторон соответствующих регионов. Законом 220-ФЗ предусмотрено обязательное заключение соглашений об организации пассажирских перевозок между городами федерального значения и их соседями, причем время, за которое стороны должны договориться, также ограничено законом, поэтому затянуть процесс заключения соглашений на долгие годы, как это могло быть раньше, не удастся.

Федеральному уполномоченному органу также поручено вести реестр остановок для межрегиональных маршрутов, который тоже должен сформироваться к 11 января 2016 года.

А что внутри?

В реестры маршрутов регулярных перевозок в обязательном порядке должны быть включены сведения о самом маршруте (номер маршрута, наименование, промежуточные остановочные пункты, трасса следования, протяженность). Также реестром определяется порядок посадки и высадки пассажиров на маршруте (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок) – по сути это разделение между «автобусом (троллейбусом, трамваем)» и «маршрутным такси». Вид транспортных средств (автобус, троллейбус или трамвай) также определяется реестром, равно как классы транспортных средств (их решено определять по длине транспортного средства – от особо малого (менее 5 метров) до особо большого (свыше 16 метров)), которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, а также максимальное количество транспортных средств каждого класса, и их экологические характеристики.

Тариф, применяемый на маршруте, тоже находится в поле зрения реестра маршрутов, но не в виде некоей денежной суммы, а как вид перевозок – по регулируемым тарифам (устанавливаются правительствами субъектов Российской Федерации или администрациями муниципальных образований, с предоставлением пассажирам всех установленных льгот на проезд), либо по нерегулируемым тарифам (тарифы устанавливает перевозчик исходя из своих соображений).

Заглянув в общедоступные реестры, пассажир сможет узнать информацию и о перевозчике по каждому из маршрутов.

В дополнение к этим сведениям, уполномоченные органы субъектов РФ и муниципальных образований для своих реестров могут вводить иную информацию. Для межрегиональных маршрутов, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, законом уже определено, что в соответствующий реестр вносится расписание для каждого остановочного пункта.

Срок подачи документов для внесения действующих маршрутов в реестры у перевозчиков истекает уже в августе 2015 года, после чего поданные сведения будут проверяться уполномоченными органами и в случае успешного прохождения проверки они попадут в итоговые реестры.

Если перевозчики не успеют своевременно подать сведения о маршрутах, то с 11 января 2016 года их можно будет зарегистрировать только как новые. И такие маршруты должны уже будут выдерживать проверку на «совместимость» с ранее утвержденной маршрутной сетью. В частности, вновь регистрируемые межрегиональные маршруты не должны будут по времени отправления совпадать, либо отличаться на величину, меньше разрешенной, с ранее зарегистрированными рейсами. То есть при наличии рейса 17.00 сообщением «Вологда – Ярославль», нельзя будет открыть рейс отправлением 16.55 из Вологды ни до Ярославля, ни до находящихся в том же направлении Костромы, Иванова или Москвы.

Санкции и антисанкции

Интересным новшеством, вводимым законом, является использование судебных органов для расторжения договоров, контрактов и аннулирования свидетельств на право выполнения пассажирских перевозок. Раньше, как правило, в случае недовольства работой перевозчика (как правило, из-за грубого нарушения последним условий выданных разрешений), государственные (муниципальные) органы расторгали договорные отношения с перевозчиками, а те, в свою очередь, оспаривали невыгодные для них решения в судах разных инстанций и периодически их выигрывали. При этом, как правило, перевозчики продолжали на протяжении всего времени судебных разбирательств работать на маршрутах. И контролирующие органы пребывали в замешательстве – с одной стороны, перевозчики работают без разрешений, то есть их надо штрафовать, с другой стороны, в любой момент может появиться решение суда, по которому расторжение договора могут признать незаконным, а значит и все штрафные санкции (а порой это сотни тысяч или даже миллионы рублей) также будут подлежать отмене. Теперь, получив достаточную доказательную базу оснований для расторжения договоров, уполномоченные органы сначала будут обращаться в суд. В случае признания судом справедливости требований уполномоченного органа, договоры будут расторгаться в судебном порядке, и после вступления в силу решений суда недоразумений по поводу того, легальные ли перевозки по маршруту или нет, ни у кого уже не будет.

Предусмотрены новым законом и меры, позволяющие улучшить безопасность движения. Не секрет, что многие частные компании сейчас используют «арендные» машины, которым они лишь выдают путёвки и собирают с их владельцев некую ренту за право работать на маршрутах, закрепленных за компанией. Ночуют такие машины зачастую во дворах, с утра водитель, не пройдя медосмотр, сразу садится за руль автобуса, не прошедшего предрейсовый техосмотр, и едет на маршрут. Результатами таких поездок нередко становятся ДТП с человеческими жертвами. 220-ФЗ вводит положение, заключающееся в том, что в отсутствие водителя стоянка транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, в ночное время (с 22.00 до 6.00) должна осуществляться, только на парковках, соответствующим требованиям Минтранса России, а места парковок определяются уполномоченными органами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Ещё одна негативную тенденцию, которую хочет переломить новый закон – это межрегиональные «заказные» перевозки. В отличии от рейсов регулярного сообщения с автовокзалов и автостанций, выполняемых компаниями, получившими лицензии на право выполнение пассажирских перевозок, заказные рейсы могут выполняться любой компанией, и за качество их услуг никто по сути не отвечает. Например, в Москве уже много лет борются с таким явлением, как «заказные» автобусы от точек, находящихся в районе железнодорожных вокзалов, но кроме локальных побед, кардинального изменения здесь ситуации не достигнуто. Новый закон позволяет уполномоченным органам регионов определять места отправления межрегиональных автобусов, тем самым поставив вне закона все пункты отправления «серых» перевозчиков, оставив перед теми выбор – либо перейти в регулярные перевозки, с отправлением от согласованных автовокзалов/автостанций, либо перевозки прекратить.

В одной, даже большой статье, полностью пересказать все нюансы нового, фундаментального для целой отрасли, закона практически невозможно, поэтому в обзоре останавливаемся лишь на наиболее существенных моментах.

Автобус движется по направлению к границе

И, конечно же, нельзя обойти вниманием негативные последствия закона.

Наибольшее количество неприятностей новый закон сулит пассажирам пригородных межрегиональных маршрутов – то есть маршрутов, проходящих по территориям нескольких субъектов РФ, расстояние между границами начального и конечного пункта которых менее 50 километров. Как правило такие маршруты соединяют соседние райцентры по обе стороны границы между регионами, либо приграничные деревни одного региона с приграничным райцентром другого региона, а остановки располагаются каждые 2-3 километра или даже чаще.

Для того, чтобы все остановки такого маршрута были внесены в реестр, по новой процедуре их должен в федеральный орган подать владелец остановочного пункта. Типичный остановочный пункт пригородного межрегионального маршрута – это павильон ожидания «без удобств», а то и просто столбик в чистом поле. Владельцем, как правило, является дорожная организация, на балансе которой находится дорога, элементом которой эта остановка является. То есть у хозяина остановки нет заинтересованности в функционировании межрегионального маршрута, особенно если через нее проходят другие, «местные» маршруты, и желание готовить документы для внесения остановки в федеральный реестр, у него более чем отсутствуют.

Между тем, перевозчиков за посадку и высадку пассажиров на остановочных пунктах, не внесенных в маршруты, предполагается штрафовать, для чего законом 220-ФЗ внесены соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 11.33 «Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса» начнет действовать уже с 15 июля 2016 года. Помимо посадки и высадки пассажиров, штрафам перевозчики будут подвергаться за стоянку в ночное время вне установленных мест, отсутствие карты маршрута в автобусе, троллейбусе или трамвае (она выдается на каждое транспортное средство по маршруту, согласованному соответствующим уполномоченным органом), а также если такая карта есть, но сам автобус (троллейбус, трамвай) не соответствует заявленным в ней требованиям.

Но вернемся к межрегиональным маршрутам. Помимо всего прочего, по ним теперь не смогут выполняться перевозки по регулируемым тарифам. Между тем в настоящее время только из Московской области в соседние Тверскую, Владимирскую, Калужскую, Рязанскую, Тульскую области таких маршрутов более 20 («Талдом – Кимры», «Зарайск – Жоково», «Шатура – Спас-Клепики», «Серпухов – Кремёнки», «Дубна – Фёдоровка» и другие). О льготах на этих маршрутах придется забыть, как, возможно, и вообще о некоторых из этих маршрутов.

Переходный период

После формирования к 11.01.2016 на всей территории Российской Федерации новых реестров маршрутов, перевозчикам, чьи маршруты попадут в реестр, будут выданы свидетельства на право выполнения регулярных перевозок по маршрутам, и карты маршрутов на каждый автобус (троллейбус, трамвай), предусмотренный расписанием маршрута. Тем самым предполагается реализация первого этапа по трансформации «исторически сложившейся» транспортной ситуации в правила, сформулированные новым законом. Срок действия этих свидетельств будет либо равен срокам старых разрешений, либо (если он не указан, или истек в первые месяцы после принятия нового закона) установлен до 14 июля 2016 года. После чего уполномоченные органы будут выдавать новые свидетельства сроком не менее чем не 5 лет, которые потом (в случае работы перевозчика без существенных нареканий) могут быть продлены на срок не менее 5 лет. Все маршруты, оставшиеся без перевозчиков (из-за его отказа, прекращения действия свидетельства по решению суда и т.д.), будут выставляться на конкурсы. Такая ситуация по маршрутам по нерегулируемым тарифам. Разрешения и сроки их действия по маршрутам по регулируемым тарифам будут зависеть от сроков действия бюджетов соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований. Со временем власти могут переводить маршруты по нерегулируемым тарифам в регулируемые тарифы, но с информированием перевозчика не позднее чем за полгода.

Уполномоченные органы смогут развивать маршрутные сети подвластных им территорий путём утверждения документов территориального планирования – так смогут появляться на свет маршруты, о которых не заявил бы не один перевозчик, но которые нужны пассажирам, изменяться или отменяться существующие маршруты. Для действующих перевозчиков решение властей об отмене или изменении маршрута при этом не будет внезапным – ведь оно должно поступить к ним не позднее чем за 180 дней до предполагаемого закрытия маршрута. Такой срок вполне достаточен для того, чтобы перевозчику либо перестроить работу своей компании, либо попытаться оспорить решение о закрытии маршрута в судах.

Будущее покажет, насколько новый закон будет жизнеспособен. Возможно, какие-то «точечные» изменения и дополнения появятся еще в первый год его жизни. В любом случае, с точки зрения транспортной системы, единый закон для единой России – это несомненный шаг вперёд.

1. Владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном настоящим Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

2. Условия пользования услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, устанавливаются едиными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, в состав которого включен данный объект.

3. Пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект (далее - договор оказания услуг). Владельцу объекта транспортной инфраструктуры запрещается:

1) навязывать указанным лицам платные услуги, в которых они не заинтересованы;

2) взимать плату за пользование элементами обустройства автомобильных дорог.

4. Расторжение договора оказания услуг допускается по соглашению сторон или по решению суда.

5. Владелец объекта транспортной инфраструктуры обязан разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о платных услугах, оказываемых на данном объекте юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект, включая тарифы на такие услуги.


Судебная практика по статье 34 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ

    Решение от 25 декабря 2018 г. по делу № А56-67810/2017

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    И городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 220-ФЗ), частью 4 статьи 34 которого предусмотрено, что расторжение договора оказания услуг в сфере пассажирских перевозок допускается только по соглашению сторон или по решению суда, уведомление о расторжении договора от 08.08....

    Решение от 17 декабря 2018 г. по делу № А51-12404/2018

    Решение от 13 декабря 2018 г. по делу № А51-12571/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (Автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А56-83394/2017

    Арбитражный суд Северо-Западного округа (ФАС СЗО)

    Без заблаговременного уведомления Предпринимателя, в связи с чем последний был лишен возможности предпринять какие-либо меры, направленные на уменьшение возможного размера убытков. Частью 4 статьи 34 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что расторжение договора оказания услуг в сфере пассажирских перевозок допускается по соглашению сторон или по решению суда. Закон № 220-ФЗ вступил в силу...

    Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А50-22012/2018

    8); владелец объекта транспортной инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании (пункт 9). В силу положений части 3 статьи 34 Закона № 220-ФЗ пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником...

    Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А56-27302/2018

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

    Разногласий по договору в гражданско-правовом порядке, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные. Как усматривается из материалов дела, Предприятие, направляя соответствующие оферты перевозчикам, руководствовалось положениями статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении...

    Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А60-37053/2018

    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

    О том, что приказом истца от 22.01.2018 г. № 10 утверждены платные услуги, единые для всех перевозчиков противоречит с ч.ч. 2, 3 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, содержанию названного приказа, и обстоятельствам дела. Ответчик также не согласен с выводом суда о том, что отсутствие заключенного договора...

    Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А51-12575/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (Автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А51-4913/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Решение от 26 ноября 2018 г. по делу № А15-2776/2018

    Арбитражный суд Республики Дагестан (АС Республики Дагестан)

    Перевозок пассажиров и багажа, основанием для прекращения свидетельства явилось нарушение обществом требований пункта 7 части 1 ст. 29 указанного Закона №220- ФЗ. Частью 1 статьи 34 Закона №220- ФЗ предусмотрено, что владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, ...

1. В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

2. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

3. Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.

4. Государственный или муниципальный контракт может предусматривать использование билетов, выданных от имени государственного или муниципального заказчика и подтверждающих право проезда пассажиров по всем маршрутам регулярных перевозок, в отношении которых государственный или муниципальный заказчик заключил государственные или муниципальные контракты.

5. Документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) могут устанавливаться:

1) обязанность подрядчика перечислять полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа заказчику или оставлять ее в своем распоряжении;

2) назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ;

3) порядок оплаты государственного или муниципального контракта исходя из фактически выполненного объема таких работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом, по цене единицы работы, предусмотренной контрактом.

6. Если в соответствии с документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо в соответствии с государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются без учета указанной платы.

7. Если документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, или государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий.

8. Государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.


Судебная практика по статье 14 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ

    Решение от 10 января 2019 г. по делу № А52-4399/2018

    Арбитражный суд Псковской области (АС Псковской области)

    Закона о защите конкуренции, нарушение которой в действиях ООО «АвтоФаворит» установил антимонопольный орган, установлен запрет на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с формами, предусмотренными статьями 14 . 1- 14 . 7 данного закона. Согласно пункту 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на недобросовестную конкуренцию. Пунктом 10 статьи...

    Решение от 9 января 2019 г. по делу № А73-19031/2018

    Карта маршрута регулярных перевозок определена как документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту. Статьей 14 Федерального закона № 220-ФЗ установлен порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам; осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской...

    Решение от 26 декабря 2018 г. по делу № А32-45723/2018

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    Регулярных перевозок представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту. Частью 8 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством...

    Постановление от 25 декабря 2018 г. по делу № А73-10661/2017

    Арбитражный суд Хабаровского края (АС Хабаровского края)

    Наличии правовых оснований для прекращения действия свидетельства серии 00ХА27 №000059, в связи с чем удовлетворили заявленное управлением транспорта требование. В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № ...

    Постановление от 21 декабря 2018 г. по делу № А32-21236/2018

    Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО)

    Самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Закона № 220-ФЗ). Частью 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской...

    Решение от 20 декабря 2018 г. по делу № А07-24921/2018

    Арбитражный суд Республики Башкортостан (АС Республики Башкортостан)

    ФЗ) карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту. Статьей 14 Федерального закона № 220-ФЗ, устанавливающей организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам, предусмотрено, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута...

    Решение от 19 декабря 2018 г. по делу № А83-16911/2018

    Арбитражный суд Республики Крым (АС Республики Крым)

    Crimea.arbitr.ru E-mail: [email protected] Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 19 декабря 2018 года Дело №А83-16911/2018 Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2018 года. Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2018 года. Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Лукачева С.О. при ведении протокола судебного заседания секретарем...

    Решение № 77-707/2018 от 18 декабря 2018 г. по делу № 77-707/2018

    Кировский областной суд (Кировская область) - Административные правонарушения

    3 которого, карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту. Статьей 14 указанного Федерального закона № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года установлен порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам, согласно которому, осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается...

  • ...выявлены нарушения: отсутствует карта маршрута и свидетельство о регулярных перевозках на маршрут 780 «Тюмень - Тавда», чем нарушены требования п. 10 ст.4; п.8 ст. 14 ; п.2,3 ст. 17; п.20 ст.3.п. 1 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных...