Положение о постоянно действующей экспертной комиссии (эк) по экспертизе ценности документов и отбора их для архивного хранения. Формирование экспертной комиссии и этапы ее работы

Такая работа проводится в организации на постоянной основе. Она заключается в рассмотрении документов для установления сроков их хранения. Грамотная экспертиза ценности документов проводится в несколько этапов и в соответствии с нормативно-методическими требованиями:

Мой комментарий

На эту тему есть отдельная статья

Подготовка дел к отправке на государственное хранение

Когда организация - это источник комплектования государственного или муниципального архива (т.е. документы этой организации будут переданы туда на постоянное хранение). Обычно работники архивных организаций сотрудничают с такими учреждениями. Если вам не доводилось слышать об источниках комплектования, то наверняка вы не имеете к ним никакого отношения.

Человеку, который несведущ в архивном деле, все вышеизложенное покажется довольно сложным заданием. На самом же деле с поставленной задачей не так сложно справиться, как кажется. Итак, обо всем по порядку.

При этом происходит использование номенклатуры дел фирмы за соответствующий год, типовых и ведомственных (если такие существуют) перечней документов с обязательным указанием их сроков хранения, а также другие нормативные документы, относящиеся к архивному делу.

На практике это означает следующее. Например, в архиве фирмы происходит обработка документов, которые находились на постоянном хранении, по личному составу за 2013 год. После просмотра номенклатуры дел, намечаются интересующие дела, определяется их местонахождение в том или ином структурном подразделении. Затем происходит сбор из данных отделов и намеченных дел постоянного хранения по личному составу за 2013 год. После отбора в установленном порядке дела передаются в архив. Специалист в архиве проводит научно-техническую обработку данных дел, что происходит в соответствии с нормативными требованиями формирования и оформления дел. Оставшиеся документы за 2013 год остаются на полках до окончания сроков хранения или до потери практического значения. Параллельно в структурных подразделениях отбираются для уничтожения дела с истекшими сроками хранения.

При отборе документов возможна переформировка дела. Такое необходимо, например, в результате неправильного формирования дел текущего делопроизводства. Это может быть помещение в дело документов с разными сроками хранения (постоянных и временных). Помимо этого, из дел постоянного хранения необходимо изъять черновики, дублетные копии, неоформленные, а также те документы, у которых есть отметка «ЭПК». Их также могли ошибочно отнести к категории дел постоянного срока хранения. К примеру, в перечне указан срок «3 года ЭПК». Частично документы такого дела могут иметь постоянный срок хранения как имеющие научно-историческое значение, другие же должны храниться в течение 3-х лет.

Стоит обратить внимание, что организации, которые не передают свою документацию в государственные или муниципальные архивы, могут заменять «постоянный» срок хранения на «10 лет» в соответствии с типовым перечнем. Может быть выбран и больший срок. В том числе и такой вариант как «до ликвидации организации». То есть, подобные организации не должны иметь документы постоянного хранения.

В таком случае разрешено частичное оформление дел. Не проводится пересистематизация и нумерация листов, дела не подшиваются в твердую обложку. Также необязателен лист-заверитель. Таким образом, разрешается хранить документы в папках, в которые помещены документы текущего делопроизводства, а также не производить дополнительные действия по оформлению дел. Но такие послабления не относятся к обработке дел по личному составу. Обычно срок их хранения составляет 75 лет, и обрабатываются они в установленном порядке.

В соответствии с существующими требованиями отбор дел необходимо производить исключительно с полистным просмотром. На практике это требование может и не соблюдаться. Это очень трудоемко, да и не всегда оправдано. В особенности, если документы отобраны для уничтожения, и они не имеют никакого практического значения. Дела, которые необходимо подшить в твердую обложку для постоянного или долговременного хранения, отбирают строго с полистным просмотром.

Результаты экспертизы ценности документов оформляются с составлением архивных описей дел и .

Хранение документов организации неизменно вызывает множество вопросов, ответить на которые секретарь, ответственный за архив, не в состоянии. На помощь приходит так называемая экспертная комиссия организации.

Хранение документов организации неизменно вызывает множество вопросов, ответить на которые секретарь, ответственный за архив, не в состоянии. На помощь приходит так называемая экспертная комиссия организации.

За строгим названием прячется всего лишь группа компетентных работников, которые помогут делопроизводителям установить сроки хранения дел. Цель работы экспертной комиссии очень проста: не хранить ненужные документы и случайно не избавиться от нужных. Вопросы создания и работы экспертной комиссии организации подробно освещены в Основных правилах работы архивов организаций (одобр. решением Коллегии Росархива от 06.02.2002).

Задачи и работа экспертной комиссии

На практике создание экспертной комиссии следует сразу же за созданием архива организации. Это получается само собой. Начав обрабатывать документы для хранения, секретарь или делопроизводитель неизбежно столкнется с вопросами, на которые не сможет ответить самостоятельно. Самый распространенный из них – сколько лет хранить документы, отсутствующие в Перечне типовых управленческих архивных документов, и нужно ли их хранить вообще? Вряд ли секретарь возьмет на себя ответственность принять подобное решение самостоятельно. Второй случай, когда необходимо призвать на помощь экспертов в узких вопросах делопроизводства, – утверждение номенклатуры дел на очередной год. Вероятно, в нее включены дела, которые компания хотела бы хранить дольше, чем заявленные в Перечне 3 или 5 лет.

Таким образом, согласно Основным правилам работы архивов организаций, основной задачей экспертной комиссии является экспертиза ценности документов (ЭЦ), то есть изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их на постоянное хранение. Экспертиза ценности проводится:

  • при составлении номенклатуры дел и формировании дел;
  • при подготовке документов к архивному хранению;
  • при выделении документов к уничтожению;
  • при подготовке документов к передаче на хранение в архив организации с последующей передачей на государственное хранение (в случае ликвидации организации).

Для того чтобы помочь делопроизводителям во всех этих частных случаях, и создается экспертная комиссия организации (ЭК). В нее входят работники, компетентные в вопросах работы с документами, которые могут быть проверены государственными органами.

В первую очередь, это кадровое делопроизводство и бухгалтерия, во вторую – документы, касающиеся основной деятельности организации.

Из статьи специалиста по ДОУ и кадровому делопроизводству Евгении Кожановой в №6 2014 журнала вы узнаете, кто входит в экспертную комиссию, какие задачи перед ней стоят, как ее создать и как документировать работу экспертной комиссии.

Экспертная комиссия очень нужна организации, потому что контроль за хранением дел со стороны ее участников сводит к минимуму риск раньше времени избавиться от важных и еще актуальных документов.

Необходимо обратить серьезное внимание на тот факт, что состав комиссии должен быть указан в заявлении, поданном в органы местного самоуправления для регистрации ОЭЭ. В связи с таким «динамическим» подходом к формированию комиссии целесообразно указать в заявлении, что состав комиссии может быть изменен (расширен) при необходимости. Желательно, чтобы окончательный состав комиссии формировался уже после ознакомления с документацией – объектом экспертизы. Только после того, как стало известно содержание и качество документации, какие воздействия оценены (или не оценены) в ней, можно принять окончательное решение о том, какие эксперты необходимы для эффективной работы комиссии.

К экспертной комиссии ОЭЭ предъявляются требования, основанные на принципах ЭЭ.

Независимость и объективность экспертов – требования закона, обязательные как для государственной, так и общественной экспертизы. В частности, независимыми следует считать экспертов, не связанных экономическими интересами с инициатором деятельности (заказчиком). Заинтересованность эксперта в реализации проекта, даже косвенная, может поставить под сомнение выводы экспертизы. Это следует иметь в виду, так как возможен прецедент судебного признания необщественного характера подобной «общественной» экспертизы (и такие случаи на практике имеются).

Компетентность. Участникам экспертной комиссии приходится работать со сложной документацией, делать научно обоснованные выводы, принимать в качестве наблюдателей участие в ГЭЭ, вникать в ее ход. Это требует определенного уровня компетентности, без которого ОЭЭ может служить лишь «общественной трибуной» для заявления отношения к проекту. Требование компетентности, не означает, что в состав комиссии должны входить только инженерно-технические специалисты и ученые-естественники. Напротив, участие «гуманитариев» может оказаться чрезвычайно полезным. Представители населения, хорошо знакомые с местными условиями, могут также внести значительный вклад в работу комиссии.

Комплексный подход. Довольно часто экспертная комиссия формируется исходя из того, какими человеческим ресурсами располагает инициатор экспертизы или организация, проводящая экспертизу. При этом состав комиссии может оказаться недостаточным даже для рассмотрения технических аспектов рассматриваемого проекта, которые будут иметь важное значение в определении воздействия на ОС.

Поэтому при формировании комиссии необходимо исходить из комплексности воздействия планируемого объекта на ОС.

«Нетехнический» подход. Самый главный довод в пользу комплексного подхода к формированию комиссии состоит в том, что вопрос о допустимости осуществления планируемой деятельности вообще не является вопросом научно-техническим. Ответ на этот вопрос не следует автоматически из полученных параметров воздействий. Допустимость осуществления проекта, при одних и тех же воздействиях, зависит, например, от таких факторов:


– есть ли у намечаемой деятельности экономически разумные альтернативы, менее опасные для окружающей среды;

– как воспринимает местное население (и другие группы общественности) возможные экологические последствия, в том числе, как местное население соотносит эти последствия с возможными экономическими выгодами от осуществления;

– насколько ценные природные комплексы попадают под это воздействие.

Наконец, само определение экологической экспертизы говорит не только о воздействиях деятельности на окружающую среду, но и о связанных с ними социальных и экономических последствиях. Поэтому попытки комплексного подхода с привлечением только технических специалистов являются «недостаточно комплексными». Так, например, для крупных и «конфликтных» проектов, необходим учет широкого спектра гуманитарных проблем, связанных с экологическими последствиями намечаемой деятельности. В частности, чрезвычайно полезным может оказаться включение в экологическую экспертизу таких проектов не только юристов и экономистов (что делается довольно часто), но и специалистов в области социальной психологии, этнографии, знакомых со специфической ситуацией данного региона, чтобы избежать неверной оценки социально-экономической ситуации в регионе на стадии планирования, которая может впоследствии обернуться серьезными проблемами и для самого заказчика.

Разумеется, при экспертизе небольших проектов вряд ли удастся реализовать описанный подход в полной мере. Но в любом случае вопрос о «допустимости реализации объекта» не решается автоматически путем получения и предъявления цифровых показателей. Даже если в составе комиссии оказались только технические специалисты, окончательные выводы не должны формироваться с чисто технической точки зрения.

При формировании экспертной комиссии ОЭЭ важно проработать следующие вопросы:

1. Цитирование денежных средств. Неразумно все денежные средства, выделенные на ОЭЭ, «расписывать» между экспертами до начала проведения экспертизы. Необходимо предусматривать финансовый резерв для возможной оплаты новых экспертов и необходимых исследований.

2. Подбор руководителя экспертной комиссии. Руководитель экспертной комиссии играет важную роль и от его действий зависит обеспечение целостности и согласованности всего процесса ОЭЭ. На руководителя возлагается выполнение следующих задач:

– выработка (и при необходимости корректировка) стратегии проведения экспертизы;

– приглашение, в случае необходимости, дополнительных экспертов (по согласованию с организацией, проводящей экспертизу);

– постановка технических заданий перед экспертами (по согласованию с организацией, проводящей экспертизу);

– обеспечение взаимодействия между экспертами;

– проведение заседаний экспертной комиссии;

– подготовка (или руководство подготовкой) сводного заключения.

3. Подбор членов экспертной комиссии. Экологическая экспертиза подразумевает, прежде всего, работу с документацией. Поэтому, в первую очередь, в состав комиссии должны войти люди, знакомые с тем, как составляется проектная документация, какие к ней предъявляются требования, уже имеющие опыт проведения ЭЭ. Подбор специалистов в состав комиссии должен осуществляться исходя из возможных воздействий хозяйственного объекта на окружающую среду. Поэтому перед принятием решения организатор экспертизы должен получить представление о типах таких воздействий. Задача облегчается, если одно из них является наиболее опасным или вызывает наибольшее беспокойство общественности. Существенным фактором является приглашение в состав комиссии известных общественных деятелей и крупных специалистов, участие которых способствует повышению авторитета экспертизы. Но такие деятели часто не имеют времени, достаточного для полномасштабного участия в экспертной комиссии. Поэтому они должны приглашаться не вместо тех членов комиссии, которые готовы выполнять кропотливую работу над документацией, а в дополнение к ним.

Работа экспертной комиссии осуществляется в несколько этапов:

– постановка заданий перед экспертами;

– ознакомление экспертов с документацией, представленной на ОЭЭ, и обсуждение ее на заседаниях комиссии;

– ознакомление экспертов с экологической и социальной обстановкой в районе планируемой деятельности; при этом процедура экологической экспертизы, в общем, не предполагает проведения самостоятельных исследований, хотя при определенных условиях они возможны в небольших масштабах;

– подготовка индивидуальных заключений экспертов, их обсуждение на заседаниях комиссии и составление сводного заключения экспертной комиссии.

Рассмотрим наиболее значимые аспекты в осуществлении этапов работы экспертной комиссии.

Постановка заданий перед экспертами. Как показывает опыт, обычной проблемой мероприятий, проводимых общественными организациями с привлечением сторонних специалистов, является совершенно разное понимание целей и задач участниками процесса. Приглашенный эксперт может добросовестно проделать большой объем работы, результаты которой будут иметь научную ценность, но окажутся практически бесполезными в контексте общественной экспертизы. Поэтому необходима специальная процедура постановки задач перед экспертами. Эту процедуру полезно несколько формализовать путем выдачи экспертам технических заданий, как при проведении ГЭЭ. Форма задания, глубина его проработки может быть самой разной – главное, чтобы это способствовало достижению единого понимания целей и задач экспертизы, и, в этом контексте, целей и задач конкретного эксперта. Таким заданием может быть, например, краткое описание предполагаемых работ эксперта или список вопросов, на которые ему предлагается ответить. Целесообразно предварительное обсуждение задания с экспертом или даже совместное его формирование. Естественно, что в ходе экспертизы ТЗ может быть скорректировано или дополнено.

Рекомендуется заключать договора между всеми участниками процесса экспертизы, фиксируя таким образом взаимные обязательства. Даже в случае отсутствия финансирования и проведения экспертизы на добровольной основе полезно оформить соответствующие соглашения, отражающие эту ситуацию. В противном случае возможно возникновение взаимного непонимания и конфликтных ситуаций между участниками процесса экспертизы.

Обеспечение проведения заседаний экспертной комиссии. На заседаниях экспертной комиссии осуществляется обсуждение документации. При этом для получения более объективной информации по объекту экспертизы необходимо приглашать на заседание комиссии представителей заказчика, государственных структур и экспертов, не входящих в состав данной комиссии. Важно обеспечить реальную возможность присутствия на заседаниях комиссии представителей местных общественных организаций и населения. В случае необходимости можно запросить у заказчика дополнительную информацию, так как закон обязывает заказчика предоставлять общественной организации, помимо объекта экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки.

Организация взаимодействия между экспертами. Важной задачей руководителя экспертизы является организация взаимодействия между экспертами, как во время заседаний экспертной комиссии, так и в промежутках между ними. Качество всей экспертизы напрямую зависит от того, как организовано такое взаимодействие. Например, для оценки только одного из аспектов допустимости осуществления проекта может потребоваться:

– оценить, исходя из параметров проекта, масштабы того или иного воздействия;

– оценить возможные последствия таких выбросов для природного комплекса;

– соотнести эти последствия с ценностью данного природного комплекса, причем эта ценность может рассматриваться с разных точек зрения, как научных, так и социальных (наличие редких видов растений и животных, значение для рекреации местного населения и т.п.).

Скорее всего, один человек не сможет квалифицированно провести всю цепь необходимых оценок. Поэтому организация диалога между экспертами-специалистами, понимание того, как и какие результаты работы одного эксперта могут быть полезны для работы другого, является одним из основных требований к руководителю комиссии.

Независимые исследования. Иногда независимые исследования разного рода рассматриваются как составляющие неотъемлемую или даже основную часть ОЭЭ. В некоторых случаях проведение исследований ограниченного характера может быть оправданным, если существует необходимость убедиться в достоверности данных, приводимых инициатором деятельности.

Задача ОЭЭ – скорее показать наличие проблемы, чем провести ее детальный анализ. Например, показать, что существует реальная озабоченность населения, или что порядок величины воздействия таков, что можно предполагать серьезные масштабы ущерба, наносимого окружающей среде.

Необходимые исследования могут быть сделаны в дальнейшем, в соответствии с рекомендациями экспертизы, либо заказчиком, либо заинтересованным общественным объединением. Заметим, что, исходя из принципа презумпции потенциальной экологической опасности, проведение таких исследований должно быть возложено на заказчика. Это важно, так как исследования нередко оказываются процедурами трудоемкими, длительными и дорогостоящими.

Взаимодействие ОЭЭ с общественностью. Отдельным направлением деятельности, которому обязательно должно быть уделено внимание, является организация взаимодействия с широкой общественностью. При этом исключительно важным является организация двустороннего потока информации.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» обязывает известить население о начале общественной экологической экспертизы, а затем о результатах ее проведения. Лучше всего сделать это через средства массовой информации с указанием контактного телефона или адреса, по которому представители общественности на протяжении всего процесса ОЭЭ смогут связаться с проводящей ее организацией. Чем шире население оповещается о проведении экспертизы, тем больше вероятность получить от него реальную поддержку.

Общественность, в том числе и не структурированная в экологические организации, часто служит источником информации, получить которую другими способами бывает не всегда просто. Эта информация может относиться к самым разным аспектам состояния ОС, например, информация об имевших место экологических нарушениях, об исследованиях, проведенных ранее, о неучтенных факторах воздействия на ОС, и особенно, о различных социальных проблемах, возникающих в связи со сложившейся экологической ситуацией или с намечаемой деятельностью. Нормально организованная процедура консультаций с общественностью может дать экспертной комиссии исключительно важный материал, получить который другим способом зачастую затруднительно.

Конкретные формы взаимодействия с общественностью могут быть различными. Это может быть присутствие представителей населения, других организаций на заседаниях экспертной комиссии; разного рода консультации с общественностью; общественные слушания. Такие слушания могут быть проведены при необходимости на разных стадиях ОЭЭ: перед началом экспертизы с целью информирования населения о возможных последствиях планируемой деятельности и получения информации от общественности или по результатам ОЭЭ. Не следует только смешивать заседания экспертной комиссии и общественные слушания.

Наиболее рациональным способом организации взаимодействия с общественностью является формирование специальной группы поддержки (комиссии, координационного центра, штаба), созданной на время проведения ОЭЭ специально с целью обеспечения информационного обмена между экспертной комиссией и населением. Эта группа, состоящая из нескольких добровольцев (представителей населения и общественных организаций региона), должна работать между заседаниями ОЭЭ, отвечать на вопросы населения, протоколировать их предложения и доводить их до сведения экспертов. Безусловно, такая группа поддержки должна формироваться из людей, пользующихся доверием, как среди населения региона, так и экспертов, входящих в состав комиссии. Формирование такой группы поддержки может способствовать решению сразу двух задач – более эффективному вовлечению местной общественности в процесс ОЭЭи обеспечению независимости экспертной комиссии от внешнего давления.

Хорошо организованное взаимодействие, широкое и регулярное информирование населения о ходе ОЭЭ будет всегда способствовать повышению активности заинтересованных слоев населения, в том числе и не попавших в поле деятельности общественных организаций.

ОЭЭ принадлежит совершенно определенное место среди других форм общественного участия, и попытка вывести ее за эти пределы, например, организовывать кампании протеста или сбор подписей в рамках экспертизы, может лишь снизить ее эффективность.

Понятие экспертизы ценности документов

Экспертиза ценности документов - отбор документов на государственное хранение или установление сроков их хранения на основе принятых критериев.

До проведения в установленном порядке экспертизы ценности документов их уничтожение запрещается.

Современная экспертиза ценности документов проводится на основе нормативно-методических документов, в том числе номенклатур дел, перечней документов с указанием сроков хранения, классификаторов, методических рекомендаций по проведению экспертизы ценности отдельных категорий документов. В настоящее время в управлении помимо документов на бумажных носителях используются документы в электронной форме. Экспертиза ценности документов в электронной форме (ЭД) проводится экспертной комиссией во взаимосвязи с документацией на традиционных (бумажных) носителях. При ее проведении применяется та же комплексная система критериев ценности документов: значимость и полнота информации, отсутствие дублирующей информации и т.п.

Документы в электронной форме включаются в самостоятельные описи.

По описям соответствующие дела передаются в архив организации. Документы временного (до 10 лет) хранения могут не передаваться в архив. Они хранятся либо в службе документационного обеспечения организации, либо в структурных подразделениях и по истечении срока хранения уничтожаются в установленном порядке.

Важную роль при отборе документов на хранение или к уничтожению играет их подлинность. Все официальные документы, принимаемые на хранение в архив организации, должны быть правильно оформленными и обладать бесспорной юридической силой. В исключительных случаях (например, при утрате подлинников) на хранение передаются копии документов. В этом случае каждый документ должен быть заверен в установленном порядке.

Копия передается на хранение (может быть приложена к подлиннику) и в случаях, когда подлинный экземпляр документа плохо сохранился.

Этапы экспертизы ценности документов:

· в делопроизводстве организации - при составлении номенклатур дел, в процессе формирования дел, при подготовке дел для передачи в ведомственный архив;

· в ведомственном архиве - при подготовке к передаче дел на постоянное хранение в государственный архив;

· в государственном архиве - при целостной комплексной экспертизе архивных документов с целью совершенствования архивных фондов и учетной документации.

Экспертные комиссии

На основе Примерного положения должно разрабатываться индивидуальное положение об экспертной комиссии конкретной организации, предприятия. Индивидуальное положение об экспертной комиссии утверждается руководителем организации.



Положение должно содержать перечень правовых и нормативных актов и нормативно-методических документов, которыми комиссия руководствуется в своей работе. Основные правила работы архивов организаций, другие нормативно-методические документы, разработанные архивными органами, типовые и ведомственные перечни документов с указанием сроков их хранения.

Экспертиза ценности документов осуществляется рядом экспертных комиссий :

· в учреждениях, организациях, предприятиях - экспертная комиссия;

· в министерствах, ведомствах - Центральная экспертная комиссия;

· в госархивах - экспертно-проверочная комиссия;

· в Росархиве - Центральная экспертно-проверочная комиссия.

Первичной экспертной комиссией является ЭК учреждений, организаций, предприятий. Положение о ней утверждено Росархивом 19.01.95. Согласно данному положению ЭК создается для организации и проведения методической и практической работы по экспертизе ценности документов.

Комиссия является совещательным органом при руководителе учреждения, возглавляется его заместителем и состоит из ответственных за ведение делопроизводства и ведомственного архива лиц, сотрудников структурных подразделений, представителя госархива. В случае необходимости к работе комиссии могут привлекаться как эксперты представители других организаций. Комиссия собирается на свои заседания по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Задачи экспертной комиссии:

· организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии делопроизводство при составлении номенклатуры дел и формировании дел;

· организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии их подготовки к архивному хранению;

· организация и проведение отбора и подготовки документов на государственное хранение.

Функции экспертной комиссии:

В соответствии с Основными правилами работы архивов организаций главными функциями экспертных комиссий являются:

· организация ежегодного отбора дел для хранения и уничтожения;

· рассмотрение и принятие решения об одобрении (утверждении):

· проектов номенклатур дел организации (сводной и по структурным подразделениям);

· описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, в том числе по личному составу, подлежащих передаче в архив организации;

· актов о выделении к уничтожению дел, не подлежащих дальнейшему хранению;

· подготовка предложений об изменении сроков хранения отдельных категорий документов, установленных перечнями, и об определении сроков хранения документов, не предусмотренных перечнями. Эти предложения представляются на рассмотрение ЭПК архивного учреждения;

· участие в подготовке и рассмотрении проектов нормативных и методических документов по вопросам работы с документацией в организации.

Остальные экспертные комиссии, основываясь на тех же основных задачах и функциях, расширяют свои полномочия в зависимости от их значимости, в основном за счет контрольно-руководящих функций. Росархив, как высшая архивная инстанция, организует экспертизу научной и практической ценности документов в пределах Российской Федерации и отбор их на постоянное хранение в составе Архивного фонда РФ в архивах страны.

В результате деятельности экспертных комиссий составляются следующие документы :

· протоколы их заседаний;

· описи дел постоянного хранения;

· описи дел временного хранения;

· акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению.

В акт включают дела, срок хранения которых истек к 1 января года, в котором акт составляется. Например, если в 2015 г. было сформировано дело, имеющее срок хранения 3 года, оно должно быть включено в акт, составленный в 2019 г. (в этом случае срок хранения дела истекает к 1 января 2019 г.). Акт составляется на дела всей организации. Если в него входят дела нескольких структурных подразделений, то перед группой заголовков дел каждого подразделения указывается его название. Однородные дела вносятся в акт под одним общим заголовком с указанием количества дел. Акт о выделении к уничтожению дел составляется по унифицированной форме и подписывается должностным лицом, проводившим экспертизу ценности документов. После того как ЭПК архивного учреждения утвердит описи на дела постоянного хранения, акт должен быть утвержден руководителем организации.

Завершающий этап работы с документами в делопроизводстве - обработка дел для их дальнейшего хранения и использования. Обработка дел для хранения включает проведение экспертизы научной и практической ценности документов, оформление дел, составление описи на дела постоянного и временного (свыше 10 лет) сроков хранения.

Экспертиза ценности документов - это отбор документов на государственное хранение или установление сроков их хранения основе принятых критериев.

В обобщенном виде задачи экспертизы ценности документов состоят в следующем:

  • * отбор документов, имеющих политическое, хозяйственное, научное, культурное значение, для последующей передачи их на постоянное хранение в государственные архивы Российской Федерации;
  • * отбор на временное хранение документов, не представляющих научно-исторической ценности, но сохраняющих практическое значение;
  • * выделение к уничтожению документов, не имеющих научной ценности и утративших практическое значение;
  • * установление или изменение сроков хранения документов. Документы оцениваются на основании принципов историзма, системности, целостности. Критериями оценки документов являются их происхождение, содержание и внешние особенности.

Экспертиза ценности документов проводится в несколько этапов, начинается в текущем делопроизводстве и заканчивается в государственном архиве.

Первым этапом определения ценности документов можно считать составление номенклатуры дел, когда как бы предопределяются сроки хранения создаваемых документов.

Второй раз экспертиза ценности уже самих документов проводится через два года, когда документы вышли из оперативной работы, при подготовке документов к длительному хранению или сдаче в архив учреждения.

Третий раз снова уточняется ценность документов при передачи их на постоянное хранение из архива учреждения в государственный архив.

Экспертиза ценности документов в учреждениях проводится под руководством экспертной комиссии(ЭК), действующей постоянно, а в крупных учреждениях действуют центральные экспертные комиссии (ЦЭК), которые объединяют и координируют работу ЭК структурных подразделений.

Экспертные комиссии. Экспертиза ценности в делопроизводстве проводится при составлении номенклатуры дел, при формировании дел и проверке правильности отнесения документов к делам, а также при подготовке дел к последующему хранению и при выделении дел на уничтожение.

Для организации и проведения экспертизы ценности документов, их отбора на хранение и уничтожение в учреждении создается постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК). В министерствах и ведомствах, центральных органах общественных организаций для отбора и передачи документов на государственное хранение, а также для контроля и оказания методической помощи подведомственным организациям создаются центральные экспертные комиссии (ЦЭК).

ЦЭК и ЭК - совещательные органы. Они работают в постоянном контакте с экспертно-проверочными комиссиями (ЭПК) соответствующего архивного учреждения, от которого получают указания организационно-методического характера.

Порядок организации работы ЦЭК (ЭК) и их функции определены в «Основных правилах работы ведомственных архивов». ЭК создаётся приказом руководителя из числа квалифицированных работников, имеющих большой опыт работы, заведующих канцелярией, ведомственным архивом и руководителя бухгалтерии (3-5 человек). В небольших фирмах в состав ЭК входят секретарь и бухгалтер.

Задачи ЭК (ЦЭК):

  • - рассмотрение проектов номенклатуры дел учреждений и его структурных подразделений;
  • - организация ежегодного отбора документов на хранение и уничтожение;
  • - рассмотрение годовых разделов описей дел постоянного хранения и описей дел временного хранения (свыше 10 лет), в т.ч. по личному составу и т.д.

Экспертиза научной и практической ценности документов должна проводится систематически. Конкретные сроки хранения документов устанавливаются с помощью специально разработанных и утверждённых архивными учреждениями перечней документальных материалов с указанием сроков хранения различных категорий документов.

Проведение экспертизы ценности. Ежегодно в делопроизводстве организаций проводят отбор документов на постоянное и временное хранение, а также для уничтожения. Этот отбор проводит персонал структурных подразделений при участии сотрудников ведомственного, архива. Он предполагает анализ фактического содержания документов, находящихся в деле. Не только на основе заголовков дел, а путем полистного просмотра документов определяется их научная и практическая ценность и соответствующие сроки хранения.

Архивными учреждениями разработаны типовые перечни. Они устанавливают сроки хранения документации, типичной для большинства учреждений, организаций, предприятий и отражают общие функции и вопросы их деятельности (руководство, контроль, планирование, учёт, отчётность, финансирование, организация труда, снабжение и сбыт продукции и т.п.).

В результате работы экспертной комиссии образуются четыре группы документов с различными сроками хранения:

  • 1) постоянного хранения в государственных архивах;
  • 2) временного хранения в ведомственном архиве (свыше 10 лет);
  • 3) временного хранения (до 10 лет);
  • 4) подлежащие уничтожению в связи с истечением срока хранения.

В ведомственный архив передаются дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу. Их передача происходит только по описям. Дела временного (до 10 лет) хранения не подлежат сдаче в ведомственный архив. Они хранятся централизованно службой документационного обеспечения или в структурных подразделениях и по истечении сроков хранения подлежат уничтожению.

После утверждения описей на дела постоянного хранения архивное учреждение разрешает учреждению уничтожить документы с временными сроками хранения. Уничтожение документов оформляется актами. Акт о выделении к уничтожению документов и дел подписывают председатель и члены ЭК, утверждает руководитель учреждения.