Привилегии и иммунитеты персонала дипломатических представительств. Какие категории персонала имеются в дипломатическом представительстве Дипломатический корпус
Как мы уже говорили, Постоянное дипломатическое представительство за рубежом (посольство или миссия ) – это особого рода государственное учреждение, на которое возложена задача поддерживать и развивать официальные отношения со страной нахождения, защищать в ней права и интересы аккредитующего государства, его граждан и юридических лиц. Для выполнения этой задачи дипломатическое представительство требует определенных средств и возможностей, а также необходимого состава квалифицированных сотрудников.
Одна из первоочередных задач при формировании посольства или миссии – укомплектование их персоналом. При всех различиях в структуре и организации работы посольств и миссий отдельных стран, вызванные различными геополитическими параметрами, формами государственного правления и другими факторами, каждое дипломатическое представительство состоит из трех категорий сотрудников (глава представительства имеет особую позицию): дипломатический персонал ; административно-технические работники; персонал . Отдельно выделяются так называемые «частные домашние работники», то есть лица, которые выполняют определенную работу на условиях договора найма у сотрудников представительства и которые не являются служащими аккредитующего государства.
Современное дипломатическое право четко определяет правовой статус, дипломатические привилегии и иммунитеты каждой из указанных категорий лиц, работающих в посольствах или миссиях.
Глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах) является высшим официально аккредитованным представителем государства в стране пребывания. Он отвечает за деятельность дипломатического представительства и его персонала, а также осуществляет общее политическое руководство и контроль за деятельностью всех других организаций и лиц своего государства, находящихся на территории страны аккредитации. Поскольку посол не является обычным администратором, возглавляющим государственное учреждение, а лицом, отвечающим за соблюдение общего политического курса своей страны относительно страны пребывания, он особенно нуждается в надежном, высококвалифицированном аппарате – членов персонала представительства.
Посол (посланник) во всей деятельности возглавляемого им представительства опирается прежде всего на своих ближайших сотрудников – членов дипломатического персонала. Они, как и сам посол, имеют представительский характер, то есть уполномочены выступать по вопросам, входящим в их компетенцию, от имени аккредитующего государства. Практически это реализуется в исполнении всем дипломатическим персоналом посольства или миссии функций, предусмотренных ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.:
«1. Функции дипломатического представительства состоят, в частности:
а) в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;
b) в защите в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
с) в ведении переговоров с правительством государства пребывания;
d) в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству акредитующего государства;
е) в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки;
2. Ничто в настоящей Конвенции не должно трактоваться как такое, что препятствует выполнению дипломатическим представительством консульских функций».
Кроме этой главной черты - представительного характера - дипломатический персонал посольств и миссий имеет еще целый ряд отличительных признаков. Так, его членами всегда есть лица, находящиеся на дипломатической службе соответствующего государства:
кадровые, или профессиональные, дипломаты (в классической терминологии «карьерные дипломаты») или лица, перешедшие на дипломатическую службу в порядке нового назначения или пополнения. Однако, в любом случае, как это предусмотрено ст. 1 Венской конвенции, «членами дипломатического персонала являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг».
Дипломатический ранг – это личный ранг дипломата, который присваивается ему в соответствии с существующими в каждой стране законами и правилами прохождения дипломатической службы. Этот ранг сохраняется независимо от того, какую должность занимает дипломат в тот или иной момент. Следует заметить, что ранг и должность дипломата иногда совпадают (например, Чрезвычайный и Полномочный Посол – ранг и должность), однако далеко не всегда. Для сравнения можно сослаться на практику военных ведомств, когда командиром полка является подполковник, а генеральскую должность занимает полковник.
Надо также четко различать такие понятия, как «классы» и «ранги» «дипломатических агентов». Кстати, согласно Венской конвенции «дипломатический агент» - это глава представительства или член дипломатического персонала представительства (ст. 1, п. «е»). Для определения понятия «дипломатические классы » пользуются нормами международного права, в частности, ст. 14 Венской конвенции. Она четко регламентирует установленное в современной практике разделение глав дипломатических представительств на три класса: «а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга; b) класс посланников и интернунциев, которые аккредитуются при главах государств; с) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел; 2. Иначе как в отношении старшинства и этикета не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу».
Дипломатические ранги, как уже отмечалось, вводятся внутренним правом каждой страны и предусматриваются для всех должностных лиц, работающих как в центральном аппарате МИД данной страны, так и в ее зарубежных дипломатических представительства.
Так, согласно Закону Украины о дипломатических рангах Украины, «дипломатическим работникам присваиваются следующие дипломатические ранги Украины:
атташе; третий секретарь; второй секретарь второго класса; второй секретарь первого класса; первый секретарь второго класса; первый секретарь первого класса; советник второго класса; советник первого класса; Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса; Чрезвычайный и Полномочный Посол.
Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса присваиваются Президентом Украины по представлению Министра иностранных дел Украины.
Другие дипломатические ранги присваиваются Министром иностранных дел Украины на основании рекомендации аттестационной комиссии Министерства иностранных дел Украины. Возглавляемый послом дипломатический персонал украинских посольств на особо важных направлениях дипломатической деятельности может иметь в своем составе в порядке старшинства таких дипломатических сотрудников: советников-посланников, советников, торгового представителя, военного, военно-морского и военно-воздушного атташе, первых секретарей, заместителей торгпреда, вторых секретарей, третьих секретарей, атташе, помощников военного, военно-морского, военно-воздушного атташе.
Все эти лица, как правило, имеют дипломатические паспорта, которые выдаются им представляемым государством (исключение составляет Великобритания, где выдача дипломатических паспортов не предусмотрена). Эта категория сотрудников заносится в дипломатические списки, который периодически публикуется протокольным отделом МИД страны пребывания.
Они также получают от протокольного отдела МИД страны пребывания особые дипломатические карточки, удостоверяющие их статус как дипломатических агентов.
Внутри дипломатического представительства существует определенное распределение обязанностей, а именно представительство состоит из соответствующих отделов. Так, почти в каждом посольстве обязательно существуют два отдела: консульский и отдел прессы. Консульский отдел при отсутствии отдельного консульства как такового выполняет его функции внутри посольства, с несколько меньшими правами. Заведующий консульским отделом посольства в стране пребывания имеет более узкие права, чем генеральный консул, консул и вице-консул, которые возглавляют самостоятельные консульские учреждения, и, в отличие от них, не получают ни консульского патента от своего государства, ни экзекватуры от министерства иностранных дел страны пребывания. Заведующий консульским отделом, кроме того, действует не от имени своего правительства, вернее МИД, а только от имени посольства, выполняя те или иные консульские функции в рамках деятельности посольства.
Отдел прессы (или информации) посольства ведет ежедневное наблюдение за прессой страны пребывания, поддерживает связь со СМИ, получает информацию от корреспондентов, теле- и радио-журналистов, которые, как правило, является достаточно информированными гражданами своей страны, знакомит местную прессу с главными событиями, происходящими в аккредитующем государстве.
В больших посольствах есть отделы науки и техники, в которых работают советники по науке и технике, а также закрепленные за отделом дипломатические сотрудники.
С целью детального изучения внутренней и внешней политики страны пребывания, в посольстве, как правило, создается группа дипломатических сотрудников, возглавляемых советником посольства.
Наконец, один-два человека отвечают за организацию протокольных мероприятий (визиты, приемы, поддержка связей с МИД по протокольным вопросам). В этом участке требуется соблюдение определенной системы, однотипности для того, чтобы приемы устраивались в определенном порядке, а также, чтобы избежать любых недоразумений. Этими вопросами занимается один из секретарей посольства, который хорошо знает существующие протокольные правила и порядки страны пребывания, следит за их соблюдением, а также осуществляет организационную работу по подготовке всевозможных протокольных мероприятий.
В каждом посольстве есть также административно-хозяйственный отдел во главе с заведующим хозяйством. Как правило, кто-то из секретарей посольства, или просто советник, курирует все административно-хозяйственные дела, поскольку на этом участке всегда возникает множество вопросов (заключение договоров по ремонту помещений, доставка закупленного товара и т.п.). Это требует присутствия дипломатического сотрудника, потому что приходится иметь дело с официальными учреждениями страны пребывания и обращаться в большинстве случаев к ее МИДу.
Схематически структура посольства выглядит так:
группа по вопросам внешней политики; группа по вопросам внутренней политики; группа по вопросам экономики; отдел прессы; консульский отдел; административно-хозяйственная группа; секретариат посла.
Группами по вопросам внешней политики, внутренней политики и экономики руководит советник-посланник посольства.
Вторая категория сотрудников дипломатического представительства – члены административно-технического персонала. Их роль в дипломатическом представительстве также четко регламентируется Венской конвенцией, согласно которой «членами административно-технического персонала являются члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства». По своему служебному и, соответственно, правовому статусу они отличаются от сотрудников первой категории, однако современное международное право и национальное законодательство ряда стран делают значительные шаги по приближению их статуса, в том числе привилегий и иммунитетов, к статусу дипломатических агентов. К категории административно-технического персонала относят референтов-переводчиков, технических секретарей, стенографистов, бухгалтерских работников, шифровальщиков и другой канцелярский персонал. Все эти сотрудники не имеют дипломатических паспортов и рангов, однако в загранкомандировку их направляет министерство иностранных дел и им выдается служебный паспорт (по сути нечто среднее между дипломатическим и общегражданским паспортом).
И, наконец, третья категория – члены обслуживающего персонала дипломатического представительства (уборщицы, лифтеры, водители, садовники, вахтеры т.д.). К ним относятся, как уже отмечалось, и лица, не входящие в состав персонала представительства, которые работают по договору найма у самих сотрудников посольства или миссии (домработницы, сиделки т. д.).
В Венской конвенции о них сказано:
«Членами обслуживающего персонала «являются члены персонала представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства».
«Частный домашний работник» - лицо, выполняющее обязанности домашнего работника у сотрудника представительства и не является служащим представляемого государства. Обе эти группы лиц комплектуются в основном из числа граждан страны пребывания, тогда как первые две категории – это, как правило, граждане аккредитующего государства.
Ст. 8 Венской конвенции гласит:
«1. Члены дипломатического персонала представительства в принципе должны быть гражданами представляемого государства;
2. Члены дипломатического персонала представительства не могут назначаться из числа лиц, являющихся гражданами государства пребывания, иначе как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано».
Следует заметить, что предусмотренное Конвенцией разделение персонала дипломатического представительства на три вышеупомянутые категории на практике иногда имеет условный характер. Отнесение конкретных сотрудников к той или иной категории является исключительной компетенцией аккредитующего государства и не регулируется нормами международного права. Позиции же аккредитующего государства по этому вопросу нередко противоречат позициям страны пребывания.
Критерии распределения дипломатического персонала по категориям также бывают достаточно «размытыми». Так, священнослужители представительства имеют дипломатический статус, тогда как функции священника не имеют никакого отношения как по своему содержанию, так и по форме к дипломатической деятельности. Офицеру безопасности, как правило, предоставляется статус дипломата, а сотрудники службы охраны относятся к административно-техническому или даже к обслуживающему персоналу.
Неопределенность практики по разделу дипломатического персонала по категориям наглядно подтверждается таким примером. К 1978 г. Госдепартамент США соглашался признавать курьеров, посыльных и сотрудников охраны иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в США, лишь как обслуживающий персонал. В период с 1978 по 1981 г. Госдепартамент рассматривал указанных лиц как административно-технический персонал, а с 1981 г. вновь лишь как обслуживающий персонал.
Такая нечеткость в разграничении категорий персонала дипломатического представительства объясняется необходимостью обеспечения режима надежной безопасности в представительстве. Аккредитующие государства, назначая конкретных сотрудников, могут быть не заинтересованы в официальном определении их функциональных обязанностей. На практике это приводит к тому, что аккредитующие государства, назначая сотрудников в дипломатические представительства, не указывают, на какие должности они назначаются, а иногда даже не уточняют, к какой категории относится тот или иной сотрудник.
Новым явлением в дипломатической практике двух последних десятилетий является организация дипломатическими представительствами собственной (внутренней) охраны . Активизация деятельности национальных и международных террористических организаций, в частности случаи захвата посольств террористами, кража дипломатов с целью использования их в качестве заложников, убийства последних стали главными причинами создания многими государствами внутренней охраны в дипломатических представительствах.
Сегодня внутренняя охрана создана в дипломатических представительствах подавляющего большинства государств современного мирового сообщества. За последние пять-семь лет определилась тенденция к резкому усилению аккредитующими государствами режима безопасности в дипломатических представительствах, увеличение количества сотрудников внутренней охраны.
Общее руководство сотрудниками внутренней охраны осуществляют, как правило, офицеры безопасности дипломатических представительств. Внутренняя охрана в основном оснащена легким огнестрельным оружием, а в некоторых странах имеет даже тяжелое вооружение.
Действующими международно-правовыми договорными нормами вопрос об организации и статусе внутренней охраны в дипломатическом представительстве прямо не регулируется хотя бы потому, что создание внутренней охраны – сравнительно новое явление в современной дипломатической практике. Согласно международному обычаю дипломатические представительства могут организовывать внутреннюю жизнь по своему усмотрению, по традициям и обычаям своей страны. Ссылкой на эту привилегию можно объяснить и допустить легальное создание внутренней охраны в дипломатических представительствах при условии, конечно, что ее организация и деятельность будет связываться исключительно с внутренними делами представительства. Осуществление любых охранных функций, выходящих за рамки организации внутренней жизни представительства, является не чем иным как вмешательством во внутренние дела страны пребывания. Ведь именно на ней, согласно ст. 22, п. 2 Венской конвенции, «... лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства». Именно поэтому ссылка на указанную привилегию дает возможность лишь в общем виде обосновать правомерность существования внутренней охраны и определить сферу ее деятельности.
Обобщение и осмысление существующей практики государств в этом вопросе показывает, что она соответствует требованиям (постоянство, единообразие, общность, продолжительность), признанным в международном праве необходимыми и достаточными для возникновения обычной нормы, и, таким образом, очевидно, можно констатировать возникновение нового международного обычая, допускающего организацию внутренней охраны в дипломатических представительствах.
Всего в современной дипломатической практике за последние два-три десятилетия наблюдается тенденция к увеличению количества сотрудников, работающих в посольствах, консульствах и других официальных представительствах государств за рубежом. Объясняется это политической интернационализацией общественно-политических, научно-технических и социально-экономических процессов, происходящих на планете в конце XX в.
Глобализация международных проблем современности, таких как охрана окружающей среды, решения общих для целых регионов и континентов вопросов в области энергетики, транспорта, современных средств связи, исследования и освоения Мирового океана, космоса, интенсификации сельского хозяйства, предотвращение и борьба с массовыми заболеваниями и т.д. – все это неизбежно отражается на деятельности международной дипломатии, в результате чего современные посольства становятся центрами не только политической активности, но и сотрудничества между государствами в указанных выше сферах. В этих условиях дипломатические представительства крупнейших стран превращаются в многопрофильные внешнеполитические учреждения, объединяющие под одной крышей представителей разных профессий, специальностей, научных направлений.
Что касается конкретного количества членов дипломатического персонала в том или ином представительстве, то этот вопрос также регламентируется Венской конвенцией.
В ст. 11 отмечается: «1. При отсутствии конкретного соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить, чтобы численность персонала представительства оставалась в пределах, которые она считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства».
А в «Положении о дипломатическом представительстве Украины за рубежом», утвержденном распоряжением Президента Украины от 22 октября 1992 г., отмечается, что «деятельность дипломатических представительств основывается на положениях Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. ... и при необходимости количественный состав персонала дипломатического представительства Украины в иностранном государстве устанавливается двусторонним соглашением Украины с этой державой».
Тесно связанным с понятием «дипломатический персонал» является понятие «дипломатический корпус». В научной литературе по вопросам международного права, дипломатической и консульской службы понятие «дипломатический корпус» употребляется как в широком, так и в более узком смысле. Так, в узком смысле дипломатический корпус – это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в стране пребывания. В широком же смысле слова подразумевается, что дипломатический корпус состоит не только из глав представительств, но и дипломатического персонала всех иностранных посольств и миссий, аккредитованных в столице страны пребывания. Кроме того, к дипломатическому корпусу относят, как правило, и членов семей дипломатических агентов (жены последних, их несовершеннолетние дети, взрослые, но незамужние дочери, а иногда и родители дипломата также имеют дипломатические карточки и включаются в списки членов дипломатического корпуса). Конечно, такой сугубо механический подход к определению понятия «дипломатический корпус» отнюдь не оправдан, поскольку возникает риск потерять его основную определяющую черту. Ведь дипломатический корпус – это не просто совокупность лиц, причастных к дипломатической сфере.
Поэтому под дипломатическим корпусом стоит понимать, прежде всего, объединение профессионалов, которые образуют корпорацию дипломатических агентов, аккредитованных в стране пребывания. Только в таком случае можно говорить о функции дипломатического корпуса, который выступает как единое целое по вопросам церемониального и организационно-бытового характера в отношениях как между самими членами дипломатического корпуса, так и с органами власти страны пребывания. При этом необходимо подчеркнуть, что основная задача дипломатии – это осуществление официальных отношений между равно суверенными государствами на двусторонней основе. Именно поэтому никакие коллективные выступления дипломатического корпуса по вопросам политического характера не могут иметь места. Они возможны только по церемониальным, протокольным вопросам, например, поздравлений по случаю вступления в должность главы государства или правительства страны пребывания, высказывания сожаления в соответствующих случаях и т.д.
От имени дипломатического корпуса в целом в этих и других случаях церемониального характера выступает его глава – дуайен (старшина, или старейшина, дипломатического корпуса).
Согласно сложившейся практики, в подавляющем большинстве случаев дуайеном автоматически является старший по классу и первый по времени своего пребывания в принимающей стране глава одного из аккредитованных в ней дипломатических представительств. Венская конвенция предусматривает, что старшинство глав представительств в пределах соответствующего класса, которое дает возможность занять пост дуайена дипломатического корпуса, определяется датой и временем их вступления в должность, т.е. либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и вручении заверенных копий верительных грамот министру иностранных дел страны пребывания. «Старшинство глав представительств соответствующего класса определяется датой и временем их вступления в выполнение своих функций согласно статье 13» (Венская конвенция). Что же касается вопроса старшинства членов дипломатического персонала внутри представительства, то оно регулируется ст.17 Венской конвенции: «Старшинство членов дипломатического персонала представительства сообщается главой представительства министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность».
Штат дипломатического представительства состоит из главы представительства, дипломатического, а также административно-технического и обслуживающего персонала. Члены дипломатического персонала - это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с существующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы (послы, посланники, советники). Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатическому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги.
Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., делятся на три класса:
а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств;
б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств;
в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.
Класс главы дипломатического представительства определяется соглашением заинтересованных государств. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны и сводится к следующим стадиям:
1) запрос агремана - согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатического представительства;
2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы представительства;
3) вручение верительных грамот, т. е. документа, удостоверяющего официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитующего в этом качестве в государстве пребывания. Верительные грамоты подписываются главой аккредитующего государства и адресуются главе государства, принимающего дипломатического представителя.
Аккредитующее государство может назначить главу представительства в одно или несколько государств, если не заявлено возражений со стороны любого из этих государств.
Члены дипломатического персонала назначаются аккредитующим государством без предварительного запроса. Назначение производится ведомством иностранных дел. Своеобразно решается вопрос относительно военных атташе. Согласно Венской конвенции государство пребывания может предложить, чтобы имена -военных, морских или авиационных атташе заранее сообщались на его одобрение. Действующее в Российской Федерации правило предусматривает обязательное согласие на назначение того или иного лица в качестве военного атташе.
Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломатические ранги (специальные звания). К дипломатическому персоналу относятся: послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.
В РФ установлены следующие дипломатические ранги: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го и 2-го класса, первый секретарь 1-го и 2-го класса; второй секретарь 1-го и 2-го класса; третий секретарь; атташе. Дипломатические ранги посла и посланника присваиваются Президентом, остальные - министром иностранных дел. Сотрудники дипломатического персонала представительств РФ состоят на службе в МИДе РФ.
Административно-технический персонал - это лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства (переводчики, референты и т.д.).
Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (садовники, повара и т.д.).
Члены дипломатического персонала, как правило, являются гражданами представляемого ими государства, члены административно-технического и обслуживающего персонала могут быть гражданами страны пребывания.
Лекция 4. ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО: ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА, ПЕРСОНАЛ
1. Персонал и структура дипломатического представительства
3. Дипломатические привилегии и иммунитеты
1. Персонал и структура дипломатического представительства
Персонал дипломатического представительства состоит из главы дипломатического представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала.
Возглавляет посольство дипломатический представитель, имеющий класс посла (нунция - представителя Ватикана), а миссию - дипломатический представитель, имеющий класс посланника (интернунция - представителя Ватикана). Посольство или миссию может возглавлять временный поверенный в делах при отсутствии аккредитованного дипломатического представителя (в связи с отъездом за пределы страны пребывания в отпуск, в командировку, в связи с болезнью и в Других случаях до момента вручения главе государства пребывания отзывных грамот). Это же правило существует и в случае начала деятельности вновь открытого в данном государстве посольства (или миссии) до прибытия дипломатического представителя - посла (или посланника).
Членами дипломатического персонала считаются лица, имеющие дипломатические ранги. Под эту категорию подпадают лица, назначаемые на должность советников-посланников, советников, секретарей и атташе .
Членами административно-технического персонала являются лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства: обычно референты, заведующие канцелярией, секретари, машинистки и другие лица.
К членам обслуживающего персонала относятся шоферы, повара, уборщицы, садовники, дворники и т. д., то есть лица, которые выполняют обязанности по обслуживанию представительства.
Кроме перечисленных категорий глава дипломатического представительства имеет право содержать так называемых "частных домашних работников", к которым могут относиться личный секретарь, врач, шофер, уборщица и другие лица.
Членам персонала не требуется получение агремана и им не надо вручать верительные грамоты. Их назначение, в отличие от главы дипломатического представительства, производится по упрощенной схеме. О прибытии членов дипперсонала (равно как и об отъезде) принято уведомлять министерство иностранных дел страны пребывания вербальной нотой. Но перед этим для них запрашиваются въездные визы, и принимающая сторона имеет возможность выразить свое отношение к тому или иному лицу путем выдачи такой визы или отказа в ней.
Структура дипломатического представительства определяется штатными возможностями аккредитующей страны и зависит от степени развитости отношений между нею и государством пребывания. Однако можно перечислить вопросы, которыми занимаются все посольства, независимо от того, какое государство они представляют. К таковым относятся вопросы: политические, экономические, консульские, культурных связей, средств массовой информации , протокольные. Они входят в компетенцию собственно дипломатического персонала посольств.
2. Дипломатический корпус. Дипломатические ранги
Понятие "дипломатический корпус" используется в двух значениях:
· дипкорпус в узком смысле - это совокупность независимых друг от друга глав дипломатических представительств, общими для которых являются страна пребывания и характер их деятельности;
· дипкорпус в широком смысле включает всех работников посольств и миссий, которых страна пребывания признает в качестве дипломатического персонала, а также членов их семей (жен, несовершеннолетних детей и незамужних дочерей). Кроме того, сюда входят торговые представители (советники) и их заместители, военные атташе и их помощники, специальные советники и атташе (по экономическим вопросам, культуре, сельскому хозяйству и т. д.), а также члены их семей.
Дипломатический корпус не имеет статуса какой-либо политической организации или иного органа, основанного на нормах международного права. Признано, что дипломатический корпус не обладает юридическими правами, не может выступать в качестве политической силы.
Дипломатический корпус в государстве пребывания позволяет более оперативно решать некоторые протокольные и церемониальные вопросы, касающиеся всех дипломатических представительств, аккредитованных в данной стране, способствует обеспечению их своевременной информацией о тех или иных аспектах политического курса этой страны, позволяет осуществлять постоянные контакты с официальными кругами и между представительствами.
Во главе дипломатического корпуса стоит дуайен (старшина). Им становится глава дипломатического представительства, который ранее других своих коллег вступил в должность. Время вступления в должность определяется моментом вручения главой дипломатического представительства своих верительных грамот. Дуайеном может быть только дипломатический представитель высшего класса - посол (папский нунций). В некоторых странах, обычно католических, в соответствии с установившимся обычаем, папский нунций становится дуайеном независимо от времени его аккредитования. Дуайен - должность почетная, но каких-либо прав по отношению к другим членам возглавляемого им дипломатического корпуса он не имеет. Указания, исходящие лично от него, не являются обязательными, и каждый дипломатический представитель вправе отнестись к высказываниям дуайена исходя из собственных соображений или имеющихся инструкций от своего правительства. Дуайен выполняет некоторые протокольные и организационные функции. В целях выработки общей позиции в дипкорпусе он периодически организует с главами дипломатических представительств консультативные совещания, которые носят неофициальный характер и проводятся во время завтрака или обеда. Дуайен от имени дипкорпуса устраивает приемы по случаю отъезда или приезда одного из его членов. Все эти мероприятия проводятся за счет взносов диппредставительств. Кроме того, собираемые средства расходуются на некоторые другие цели, например на приобретение подарков для отбывающего дипломата - главы представительства или венков, возлагаемых от имени дипкорпуса и т. п. Сбором взносов в кассу дипкорпуса ведает казначей, избираемый из числа глав представительств. Периодически он отчитывается перед дипкорпусом по вопросам расходования средств.
От имени дипкорпуса дуайен часто выступает на торжественных церемониях в стране пребывания, делает поздравления или выражает соболезнования официальным лицам. В случае необходимости дуайен вправе предпринять шаги в защиту интересов дипкорпуса или его членов, если, например, усмотрит в действиях местного протокола ущемление их привилегий или нарушение норм и правил дипломатического этикета.
Дипломатические ранги - это особые служебные звания, присваиваемые дипломатическому персоналу ведомства иностранных дел и дипломатических представительств за границей.
Присвоение личного дипломатического ранга призвано стимулировать профессиональный рост дипломатического работника, развивать его профессиональные качества. Наличие того или иного личного ранга характеризует его опыт как дипломата, способности и уровень приобретенных знаний. Кроме того, лица, имеющие дипломатические ранги и работающие в системе МИДа, получают денежные надбавки к установленным должностным окладам в соответствии с рангом. В качестве исключения дипломатический ранг может быть присвоен лицам, не работающим непосредственно в центральном аппарате или в заграничных учреждениях МИДа, но имеющим значительные заслуги в области внешней политики и дипломатии.
Действующее в настоящее время расписание штатных должностей и дипломатических рангов как в России досталось нам в наследство от МИДа СССР и не претерпело каких-либо существенных изменений. Оно формировалось в ходе становления советской дипломатии.
3. Дипломатические привилегии и иммунитеты
Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой те особые права и преимущества, которые предоставляются иностранным дипломатам и дипломатическим представительствам в государствах пребывания для эффективного выполнения возложенных на них полномочий. Иммунитет (от лат. immunitus - освобождение, избавление от чего-либо) - это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Привилегии - это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. Государство, предоставляя иностранным дипломатам особые права и освобождая их от своей юрисдикции, считает их "абсолютно свободными" в выполнении порученной миссии. Этот принцип является производным суверенного характера государств и их равноправия как субъектов международного права.
Привилегии и иммунитеты складывались на протяжении всего исторического периода развития дипломатических институтов с учетом традиций и обычаев, существующих в различных странах. Известно, что священные законы Древней Индии ("Законы Ману") запрещали под страхом смерти поднимать руку на посла, так как "послы, в силу своей миссии, от которой зависят мир и война, находились под божественным покровительством, а потому поднимающий руку на посла идет к гибели и уничтожению". В Древней Греции и Древнем Риме личность посла считалась священной и неприкосновенной. Нарушение посольского иммунитета воспринималось как грубейшее нарушение так называемого "права народов", как в те времена в Риме именовалось международное право . "Если кто-либо нанесет ущерб послу враждебной страны (!), это должно рассматриваться как нарушение права народов, все послы признаются священными особами", - так трактовался посольский иммунитет римскими правоведами.
В наше время привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатические представительства, их главы и сотрудники, регулируются как двусторонними соглашениями, так и многосторонними конвенциями. Наиболее полно они представлены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которую подписали более 140 государств. В некоторых из них Венская конвенция вошла в национальные законодательства, а многие страны приняли специальные законы.
Дипломатическими иммунитетами и привилегиями обладает дипломатический персонал: главы дипломатических представительств (послы, поверенные в делах, временные поверенные в делах), посланники, советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секретари-архивисты, а также торговые представители, их заместители, торговые советники (атташе), атташе по вопросам обороны и их помощники, специальные атташе (по вопросам науки, культуры, сельского хозяйства, пресс-атташе). Они распространяются также и на членов семей дипломатических работников, проживающих с ними.
Для подтверждения принадлежности к дипломатическому персоналу дипломатам и членам их семей служба государственного протокола МИДа выдает дипломатические карточки. В этом документе имеется запись о том, что его владелец пользуется всеми привилегиями и иммунитетами. Основанием для выдачи дипломатической карточки служит дипломатический паспорт, где указан дипломатический ранг сотрудника диппредставительства.
Венская конвенция устанавливает две категории привилегий и иммунитетов: относящиеся к дипломатическому представительству как таковому и личные , т. е. принадлежащие главам и персоналу представительства.
К первой категории иммунитетов относится неприкосновенность помещений представительства. Власти государства пребывания не могут вступать в них иначе как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются здания или часть зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию ее главы и прилегающий земельный участок. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать надлежащие меры защиты помещений представительства от всякого вторжения, нанесения ущерба и для предотвращения нарушения спокойствия работников посольства. Предметы обстановки и другое находящееся в помещениях имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенной считается также официальная корреспонденция представительства, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
В Венской конвенции подтверждена международная практика освобождения дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания (электроэнергию, газ, воду, телефон и т. д.) - так называемый фискальный иммунитет.
Кроме того, Конвенция 1961 г. предоставляет представительствам несколько привилегий. Таможенные привилегии разрешают государству пребывания ввозить и освобождает от всех пошлин предметы, предназначенные для официального использования в представительстве. Еще одной привилегией является право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на средствах передвижения.
Ко второй категории относятся личные иммунитеты и привилегии. Первым среди иммунитетов называется личная неприкосновенность дипломатических представителей. Глава представительства и члены дипломатического персонала не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме, а государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.
Частная резиденция дипломата пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Это же относится и к бумагам, корреспонденции, имуществу и средствам передвижения.
Дипломаты пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Если в следственные и судебные органы этой страны поступают требования о производстве следствия и суда в отношении дипломатов, то такие дела должны быть признаны неподсудными. Иммунитет от уголовной юрисдикции обеспечивается дипломату для осуществления функций дипломатического представительства. Поэтому от него может отказываться только правительство страны назначения.
Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме случаев относительно:
1) вещных исков по частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания;
2) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой через частное лицо;
3) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей, но могут это делать, если сами того пожелают. Они пользуются также иммунитетом от административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-либо иному административному взысканию .
В случае автомобильного инцидента по вине дипломата, в результате которого причинен значительный материальный ущерб, против дипломата нельзя возбудить дело о взыскании убытков в суде. В соответствии с дипломатическими привилегиями дипломатические сотрудники освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов , обычно включаемых в цену товаров и обслуживания; сборов и налогов за частное недвижимое имущество; налогов на наследство, на частный доход, источник которого находится в стране пребывания; уплаты за конкретные виды обслуживания; регистрационных и иных пошлин и сборов в отношении недвижимого имущества. Дипломатические сотрудники освобождаются от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от военных повинностей, таких как реквизиция, контрибуция и военный постой.
Конечно, привилегии и иммунитеты, предоставляемые дипломату, не освобождают его от обязанности уважать законы и постановления страны пребывания, он не имеет права вмешиваться в ее внутренние дела. Нарушение этого требования может привести к объявлению дипломата "персоной нон грата".
Одной из привилегий дипломатических сотрудников представительств является возможность свободного передвижения по территории страны пребывания. Исключение составляет въезд в зоны, которые обозначены как запретные по соображениям безопасности.
В своей работе глава дипломатического представительства опирается на персонал представительства. Персонал миссии не имеет прямых репрезентативных функций и только помогает главе.
Дипломатический персонал состоит из сотрудников представительства, имеющих дипломатический ранг и дипломатический паспорт. Ранги имеют следующий вид по старшинству - советник-посланник, советник, первый секретарь, второй секретарь, третий секретарь и а1Таше. Здесь следует различать ранг атташе от должности специальных атташе (от фр.аttасhе - прикрепленный). Последний, обычно, имеет ранг советника. Они осуществляют оперативную работу в ведущих отделах представительства. Каждая должностное лицо представительства имеет свой ранг.
Любое государство имеет право объявить главу миссии или любого члена его дипломатического состава нежелательной персоной (persona non grata) и информировать об этом его правительств09. В этом случае функции дипломата потеряют силу, и он будет отозван (если он не является гражданином или постоянным резидентом государства, в котором несёт службу). Если его правительство не предпринимает такого шага, принимающая страна может отказать ему в признании его членом миссии.
Объявление персоны нон грата может быть сделано либо до, либо после прибытия дипломата, и изложение причины тому не требуется.
Существует два принципиальных основания для объявления дипломата нежелательной персоной: причины, которые вызваны личными недостатками и приводят к криминальному или антисоциальному поведению, и преднамеренные действия, угрожающие безопасности или другим интересам государства и совершаемые под прикрытием дипломатической неприкосновенности. Кроме того, возможным предлогом для объявления такого статуса является месть другому государству за объявление одного из его собственных дипломатов персоной нон грата. И хотя такая практика противоречит духу международного права и международных отношений, она, к сожалению, применяется нередко.
Обычно, дипломатов назначает глава отдела кадров министерства иностранных дел. Назначение, как правило, закрепляется подписью министра иностранных дел. Стандартным сроком службы дипломата за рубежом составляет три-четыре года.
Глава отдела кадров наделен одной из самых важных функций во внешнем ведомстве - определением, кого, куда и на какой срок направить. Дипломатический агент подвергается разнообразным типам давления на различных постах за рубежом, и некоторым удаётся справиться с обстоятельствами лучше, чем другим, поэтому важно, чтобы пост соответствовал индивидуальным способностям.
Административно-технический персонал представительства является его канцелярский персонал, дежурные референты, переводчики, технические секретари, бухгалтеры, не имеющие дипломатического паспорта и ранга.
Таким же образом, как и дипломат, нежелательной персоной может быть объявлен сотрудник административно-технического персонала.
Обслуживающий персонал состоит обычно из граждан пребывания (это не обязательно, но нередко практикуется). В него входят шоферы, уборщицы, сторожа, повара, электрики, сантехники, обслуживающие непосредственно нужды представительства, и частные домашние работники, состоящие на службе у сотрудников представительства.
Венская конвенция о дипломатических сношениях сформулировала новую норму дипломатического права, в соответствии с которой при отсутствии конкретного соглашения государство пребывания может предложить, чтобы численность персонала представительства сохранялась в пределах, которое оно считает разумным и нормальным, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. Ст. 11 п. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г Государство пребывания на тех основаниях без дискриминации может отказаться принять должностных лиц какой-либо определенной категории. Ст. 11 п. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г Заметим, что эта статья не отражает общепринятой практики.
Если государство пребывания находит, что персонал представительства слишком велик, то оно должно, прежде всего, договориться с аккредитующим государством. Если же это не удается, то, согласно мнению большинства членов Комиссии международного права ООН, государству пребывания должно принадлежать право, в определенных границах, отказать в согласии на размер, превышающий разумный и нормальный. Однако определение разумности и нормальности количественного состава персонала принадлежит не столько государству пребывания, сколько аккредитующему государству. Потребности своих зарубежных представительств может определять только аккредитующее государство. Принимая во внимание условия, существующие в государстве пребывания, и потребности представительства, обе стороны должны достигнуть общего консенсуса.
Главным критерием при определении количественного состава представительства являются его потребности, и, исходя из этого, следует учитывать, какой состав является разумным и нормальным, поскольку эффективное осуществление функций представительства, прежде всего, обеспечивается людьми.
Тенденция к увеличению численности персонала представительства наблюдается с развитием и усложнением отношений между государствами.
Здесь справедливо было бы заметить, какое влияние оказывают главы представительств на министерство иностранных дел. Если на процесс формирования внешней политики оказывают сильное влияние консультации глав зарубежных представительств, тогда необходимо, чтобы состав самого министерства был относительно невелик, а зарубежные посты - хорошо укреплены. Политика распределения персонала также определяет срок службы дипломатов за рубежом по сравнению со сроком службы в собственном государстве.
и консульских учреждений
К персоналу дипломатического представительства относятся:
- глава представительства - лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действия в этом качестве;
- сотрудники представительства - глава представительства и члены персонала представительства;
- члены персонала представительства - члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства;
- члены дипломатического персонала - члены персонала представительства, имеющие дипломатические ранги;
- дипломатический агент - глава представительства или член дипломатического персонала представительства;
Административно-технический персонал - персонал, осуществляющий административно-техническое обслуживание представительства;
- обслуживающий персонал - персонала представительства, выполняющий обязанности по обслуживанию представительства;
- частный домашний работник - лицо, выполняющее обязанности домашнего работника у сотрудника представительства и не являющееся служащим аккредитующего государства.
В зависимости от принадлежности к той или другой категории, работники наделяются определенными иммунитетами и привилегиями.
Прежде всего это личная неприкосновенность. Дипломатический служащий не подлежит аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. Личная неприкосновенность является самым важным иммунитетом, из которого вытекают все остальные иммунитеты и привилегии, которые и являются надежной гарантией нормального осуществления им дипломатических функций.
Хотя в реальной практике недопустимость ареста или задержания в определенной степени обеспечивает безопасность тех дипломатов, которые занимаются незаконной деятельностью в государстве пребывания. В связи с этим в практике подавляющего большинства стран в качестве одного из способов пресечения незаконной деятельности дипслужащих применяется так называемый «захват с поличным». После чего следует обмен нотами протеста и выдворение такого работника из страны пребывания.
Для обеспечения эффективной работы дипслужащих необходимо обеспечить их личную безопасность, повысить защиту от посягательств частных лиц, особенно в связи с резким усилением в последние годы терроризма. Впервые этот вопрос рассматривался на XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в соответствии с решением которой в 1973 г. была открыта для подписания Конвенция «О предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой». Конвенция вступила в силу 20 февраля 1977 года.
Особая ответственность за обеспечение реальной защиты дипломатов от посягательств частных лиц ложится, естественно, на государство пребывания. Тем более эта ответственность возрастает, когда власти заранее получают информацию о готовящемся посягательстве или когда угроза такого посягательства становится реальной. В подобных случаях государство пребывания может применять самые жесткие меры обеспечения безопасности, которые в обычных условиях не могут рассматриваться приемлемыми (вооруженная охрана при передвижении по территории государства пребывания, разрешение дипломатам носить оружие, установление постов вооруженной охраны у диппредставительств и др.). Хотя ясно, что для государства пребывания предупреждение посягательств на иностранных дипломатов является одной из первоочередных задач. В случае же свершения преступления, наказание виновных осуществляется в соответствии с нормами национального уголовного законодательства.
В Конвенции 1973 г. содержится перечень преступлений, за которые должны предусматриваться повышенные санкции. Это убийства, похищения и другие противоправные действия против личности или свободы дипломата; насильственные нападения на жилые помещения и транспортные средства дипломата; угрозы и попытки такого нападения, а также соучастие в нем.
Освобождение от уголовной, гражданской и административной ответственности перед государством пребывания не означает, что дипломаты всегда остаются безнаказанными в случае совершения ими противоправных действий. Не случайно в международном праве содержится норма, согласно которой иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства. Следовательно, дипломатический служащий, совершивший правонарушение, может быть привлечен к ответственности и в аккредитующем государстве, если об этом будет достигнута договоренность с государством пребывания. Однако более эффективной возможностью обеспечить реальное наказание провинившемуся служащему является привлечение его к ответственности в государстве пребывания в соответствии со ст. 32 Конвенции 1961 г., которая установила, что «от иммунитета и юрисдикции дипломатических агентов и лиц, пользующихся иммунитетом, аккредитующее государство может отказаться». Но отказ должен быть определенным и четко выраженным.
Таким образом, международно-правовая норма четко определила, что отказываться от иммунитетов дипломата может только аккредитующее государство, но не сам дипломат. Заявленный аккредитующим государством отказ не может быть взят обратно, а дипломат обязан подчиниться решению, принятому аккредитующим государством. Причем согласие дипломата на отказ от иммунитетов не требуется.
Административно-технический персонал диппредставительства по объему иммунитетов практически приравнивается к дипломатическому персоналу. В Конвенции 1961 г. закреплено положение о том, что члены административно-технического персонала представительств пользуются иммунитетами, указанными в статьях 29-35 с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении служебных обязанностей. Они пользуются также привилегиями, указанными в отношении предметов «первоначального обзаведения», что освобождает их от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов; освобождает от досмотра личный багаж.
Вопросы, касающиеся иммунитетов обслуживающего персонала, в разных странах решаются по-разному. Одни государства (Великобритания, Дания, Индия, США и др.) предоставляют, правда, в различных объемах, иммунитеты обслуживающему персоналу. Другие (Франция, Италия, Швейцария) никаких иммунитетов обслуживающему персоналу не предоставляют.
Конвенция 1961 г. закрепила по существу компромиссное решение по данному вопросу. В ней зафиксировано, что члены обслуживающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. Однако они не освобождаются от трудовых и воинских повинностей.
Все категории сотрудников консульских учреждений, пользующихся неприкосновенностью личности, жилища, фискальным иммунитетом и таможенными привилегиями, следует рассматривать с учетом определений, изложенных в ст. 1 Конвенции 1963 г.:
- глава консульского учреждения: лицо, которому поручено действовать в этом качестве;
- консульский служащий: лицо, выполняющее административные или технические обязанности в консульском учреждении (переводчик, референт, секретарь, шифровальщик, машинистка);
- работник обслуживающего персонала: лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения (водитель, садовник, повар, горничная и др.);
- частный домашний работник: лицо, состоящее исключительно на частной службе у работника консульского учреждения;
- работники консульского учреждения: консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала;
- консульский персонал: консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а также консульские служащие и работники обслуживающего персонала;
- Консул: должностное лицо, назначенное одной страной в качестве своего постоянного представителя в другой стране для выполнения консульских функций и допущенное к выполнению этого компетентными властями другой страны в соответствии с правилами и формальностями, установленными в этой стране;
- генеральный консул: консул, возглавляющий в стране пребывания Генеральное консульство своего государства.
- вице-консул: звание (класс) консула, возглавляющего вице-консульство в стране пребывания или являющегося заместителем консула в консульском учреждении, имеющем более высокий класс, например в генеральном консульстве или консульстве;
- консульский агент: звание (класс) консула, связанное с занимаемым им служебным положением в консульстве или консула, возглавляющего консульское агентство;
- проконсул: помощник консула по узкому кругу вопросов;
- консульский стажер: лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к последующей службе.
- консульское должностное лицо: лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций. К этой категории относятся: генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, проконсул и консульский стажер.
В зависимости от принадлежности к конкретной категории работников консульского учреждения они наделяются определенными иммунитетами и привилегиями. В Конвенции 1963 г. (п. 1 ст. 43) говорится, что консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания «в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций». Отсюда следует, что консульские должностные лица наделены иммунитетами, которые носят функционально-служебный характер. А это означает, что если консульское должностное лицо совершило правонарушение не при исполнении служебных обязанностей, то оно не освобождается от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания. А, следовательно, может быть привлечено к ответственности в стране пребывания и по ее законам.
Итак, консульские должностные лица неприкосновенны при исполнении функциональных (служебных) обязанностей и государство пребывания обязано относиться к ним с должным уважением, принимать надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство. Они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений». В случае ареста, его задержания или предварительного заключения или возбуждения против него уголовного дела, власти государства пребывания обязаны немедленно уведомить об этом главу консульского учреждения. Если последний сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство по дипломатическим каналам.
Если против консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы. Консул также может быть вызван в местные компетентные органы, но и при этом ему оказывается уважение и государство пребывания не должно чинить ему препятствий в выполнении консульских функций.
Вопросы, относящиеся к консульским иммунитетам и привилегиям, регулируются не только Венской Конвенцией 1963 г., но и двусторонними консульскими конвенциями. Причем некоторые определения по одному и тому же вопросу далеко неоднозначны, решаются по-разному. Так, неприкосновенностью и полным иммунитетом от юрисдикции страны пребывания пользуется только глава консульского учреждения в Италии и Норвегии; иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания пользуются консульские должностные лица в Японии и Швеции; иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, а значит не подлежат аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме консульские должностные лица и члены их семей в Беларуси, Польше, Литве, КНДР.
Практически во всех двусторонних консульских конвенциях зафиксировано, что государство пребывания относится к консульским должностным лицам с уважением и принимает все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство. Эта защита в равной мере относится и к членам их семей.
Имеются различия и в вопросах свободы передвижения консульских должностных лиц. Ряд конвенций разрешает свободу поездок по всей территории страны пребывания, а другие - только на территории консульского округа.
Свои особенности имеются и в решении налоговых и таможенных вопросов. В Конвенции 1963 г. зафиксировано, что консульские должностные лица и проживающие вместе с ними члены семей, освобождаются (за некоторыми исключениями) от налогов, сборов и личных, имущественных, государственных, районных и муниципальных пошлин. Таможенные пошлины не взимаются с предметов личного пользования, включая предметы, предназначенные для его обзаведения. От досмотра освобождается личный багаж, следующий вместе с ними. Личный багаж может быть досмотрен лишь в том случае, если имеются серьезные основания предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законами и правилами государства пребывания. Причем досмотр должен производиться только в присутствии соответствующего консульского должностного лица или члена его семьи.
Консульские должностные лица освобождаются от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от воинских повинностей: реквизиции, контрибуции, военного постоя. Это также относится к членам семей консульских должностных лиц, проживающих вместе с ними.
Значительную часть личного состава консульского учреждения составляет административно-технический и обслуживающий персонал консульств. Некоторые из них, например, делопроизводители, секретари-референты и особенно шифровальщики обладают таким объемом важной информации, что их нельзя сравнивать с отдельными консульскими должностными лицами. Не случайно Конвенция 1963 г. определяет, что консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершенных ими при выполнении консульских функций. Такой объем иммунитетов фактически равен иммунитетам консульских должностных лиц. Их иммунитеты и привилегии носят функциональный (служебный) характер и распространяются на действия, которые совершаются консульскими служащими при исполнении своих функциональных обязанностей.
Однако следует иметь в виду, что иммунитеты консульских служащих и работников обслуживающего персонала, как впрочем, и консульских должностных лиц разных стран в одном и том же государстве пребывания не одинаковы, а иногда существенно отличаются друг от друга. В двусторонних конвенциях даже деление работников консульских* учреждений на категории неоднозначно и является условным. Например, в конвенциях России с Беларусью, Польшей, Литвой, Францией, Италией работники консульских учреждений делятся на три категории (консульские должностные лица, консульские служащие, обслуживающий персонал), а в конвенциях с Финляндией, Швецией, Норвегией, Великобританией, Японией - на две категории (консульские должностные лица, сотрудники консульского учреждения). В Конвенции с ФРГ к консульским должностным лицам отнесены секретари и референты, а к сотрудникам консульства - сотрудники канцелярии, переводчики, машинистки, стенографистки, бухгалтеры, заведующие хозяйством, шоферы и другой обслуживающий персонал. В Соглашении России с КНР вообще нет деления на категории. Включение в ту или иную категорию сотрудников консульского учреждения, фактически зависит от аккредитующего государства, позиция которого может не совпадать с позицией государства пребывания.
По-разному регулируются вопросы, связанные с предоставлением иммунитетов жилым помещениям административно-технического и обслуживающего персонала. Например, в двусторонней Конвенции с Польшей содержится норма о неприкосновенности жилых помещений административно-технического персонала и в то же время ничего не сказано о помещениях обслуживающего персонала. А вот жилые помещения административно-технического и обслуживающего персонала консульства КНДР неприкосновенны. Само консульство и средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, ареста и реквизиции также как и дипломатические представительства, и их персонал. В то же время в двусторонних конвенциях Российской Федерации с некоторыми другими странами неприкосновенность жилых помещений, а также средств передвижения административно-технического и обслуживающего персонала вообще не регламентирована.
Особо следует сказать о таможенных привилегиях. Сотрудники и члены их семей консульств США, Китая, Швеции, Норвегии и Финляндии освобождены от таможенных пошлин наравне с административно-техническим персоналом посольств. Консульские работники из КНДР кроме пошлин освобождены также и от досмотра на таможне. Для сравнения отметим, что административно-технический персонал консульств Беларуси, Литвы, Франции и Италии освобожден от таможенных пошлин только на предметы, которые предназначены для первоначального обзаведения.
Из приведенных фактов видно, что практика различных государств в регулировании вопросов, связанных с иммунитетами административно-технического и обслуживающего персонала загранучреждений неоднозначна. Однако она не противоправна. В Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. зафиксировано, что дискриминация отсутствует, если страна пребывания применяет положения Венской Конвенции ограничительно, если по обычаю или по соглашениям государства предоставляют друг другу режим, более благоприятный, чем тот, который требуется положениями Венской Конвенцией. Аналогичная правовая норма сформулирована и в Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.
Таковы основные привилегии и иммунитеты дипломатических и консульских служащих. Их особенностью является то, что лица, на которых они распространяются, не могут отказаться от них по своему желанию. Право отказа принадлежит аккредитующему государству, причем такой отказ должен быть явно выражен.
Как видно из вышеизложенного, привилегии и иммунитеты, которыми пользуются сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений, достаточно конкретны и широки. Однако указанные привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для высокоэффективного осуществления функций дипломатических и консульских представительств как органов, представляющих интересы своих государств.
1. В чем состоят статус и принципы загранпредставительства Российской Федерации?
4. В чем смысл и назначение дипломатических и консульских иммунитетов и привилегий?
5. Что такое функциональный (служебный) иммунитет?
6. Какова роль принципа взаимности в государственно-правовом регулировании статуса дипломатических представительств, .консульских учреждений и их персонала?
7. Что понимается под «помещениями» дипломатических представительств и консульских учреждений?
8. Пользуется ли неприкосновенностью временная резиденция (номер в гостинице) дипломатического (консульского) курьера?
9. Какими иммунитетами пользуются дипломатические и консульские средства передвижения? Имеются ли между ними различия?
10. Каков таможенно-правовой режим для средств передвижения и перемещения на них через государственную границу посольских и консульских грузов?
Литература
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г.
3. Венская Конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присоединении к Конвенции принят 16 февраля 1989 г.
4. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 3-11.
5. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1033.
6. О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. № 417. Выписка // Дипломатический вестник. 2002. № 6. С. 11.
7. Положение о посольстве Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 28 октября 1996 г., № 1497.// Собрание законодательства РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.
8. Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 7 сентября 1999 г. № 1180 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 1. Ст. 101.
9. 9. Положение о консульском учреждении Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 5 ноября 1998 г., № 1330 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 45. Ст. 5509.
10. Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990.
11. Богуславский М.М. Иммунитет государства. М., 1962.
12. Ганюшкин В.В. Дипломатическое право международных организаций. М., 1972.
13. Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995.
14. Зубков Н.Г. Международно-правовое положение консульских представительств и их персонала. М., 1980.
15. Елисеев И.И., Жаров Ю.Ф. Консульская служба Российской Федерации. Учебное пособие. М., 2001.
16. Матвеев В.М. Дипломатическая служба США. М., 1987.
17. Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право. М., 1999.
18. Попов В.И. Современная дипломатия. Теория и практика. Курс лекций. Часть 1: Дипломатия - наука и искусство. М., 2000.
19. Тункин Т.Н. Вопросы посольского права на XI сессии Комиссии международного права ООН // Советское государство и право. 1957. № 12. С. 73-83.
Глава 2.3.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА: