Белый костел в местечке ивенец.

В Воложинском районе Минской области находится поселок городского типа Ивенец . Его главной достопримечательностью можно смело назвать костел святого Михаила Архангела . Ивенецкий костел был возведен в середине 18 века под началом графа Яна Соллогуба. Храм был построен в стиле барокко.

Изначально Белый костел в Ивенце (именно так его называют местные жители) принадлежал монастырю францисканцев. Этот костел стал возводиться рядом с прежним деревянным храмом. Францисканский монастырь был закрыт в 1863 году после восстания К. Калиновского.

В здании расположился пансионат для пожилых ксендзов. Через несколько лет костел переосвятили в Свято-Троицкую церковь. Здание храма даже было перестроено – на башнях появились православные луковички. Однако в 1920 году в здании заново был открыт католический костел.

Как это часто происходило после Великой отечественной войны, костел упразднили и в его стенах располагались и средние школы, и магазины и даже цех Минского проектно-конструкторского технологического института.

В 1990 году помещение было возвращено католикам. В начале 21 века в здании проводились реставрация и на сегодняшний день она практически окончена. А самое главное, что за всю свою историю облик костела практически не изменился.

Костел являет собой крестовую базилику, поделенную на 3 нефа, над которой возвышаются пятиярусные башни. Внутри храма расположилось 3 алтаря, которые украшены скульптурной лепниной в стиле рококо.

Еще одна достопримечательность посёлка Ивенец – .

ул. Пушкина, поселок Ивенец, Минская область

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Церковь Святого архангела Михаила стоит на склоне холма Петршин, в садах Кинских (Kinského zahrada). Построили её во II половине XVII века. Этот храм называют «странствующим». В период 1920-30 гг. Закарпатье (Подкарпатская Русь) было частью Чехословакии.

Стоит на склоне холма Петршин , в садах Кинских (Kinského zahrada) . Построили её во II половине XVII века.

Этот храм называют «странствующим». В период 1920-30 гг. Закарпатье (Подкарпатская Русь) было частью Чехословакии. В дар Чехии от христиан Закарпатья были переданы три деревянных храма лемковского стиля.

Изначально Михаилова церковь стояла в деревне Большие Лоучки, близ Мукачева . В 1793 г. приход богатой закарпатской деревни Медведовцы купил храм у жителей Лоучков. В 1929 г. церковь отправилась в новое путешествие. Деревянное строение разобрали. Пронумеровав каждую деталь, его погрузили в четыре вагона и отправили в Прагу. Подарок был сделан для укрепления отношений между конфессиями. Передача храма происходила в присутствии губернатора Закарпатья и празднично одетых жителей Медведовцев.

Костёл Св. Михаила – это унитская (греко-католическая) церковь. Униты соблюдают традиции, близкие православию. Храм является частью экспозиции Народного музея Чехии. В нем проводятся службы.

Лемковским стилем называют украинскую трансформацию барокко. Храм отличается стройностью, выверенными пропорциями, проработанными художественными деталями. В его силуэте наблюдается плавный подъём куполов с востока на запад. Барочная 17-метровая башня и шатровые своды увенчаны изящными главками с коваными крестами. Брусовый сруб, в плане прямоугольный, имеет общую площадь 14 на 8 м.

Главная башня стоит над женской молельней (в старину её называли «бабинец»). В украшении куполов и внутреннего убранства использованы традиционные для православных храмов цвета: красный, белый, зелёный.

150 00 Praha 5 Česká republika

Ехать трамваем 9, 12, 20 до остановки Švandovo divadlo

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.


Первоначально на том месте, где сейчас вы видите каменный костел Св. Архистратига Михаила, находился деревянный костел, заложенный в 1503 году - с этой даты начинается письменная история Сморгони. Владелец местечка Юрий Зенович (1510¾1583) переходит в кальвинизм и в 1553 году строит вместо костела кальвинистский сбор, в котором и завещал себя похоронить «по обычаям евангельской общины без всяких церемоний».Женеон оставил свои огромные владения, дочери ¾ деньги, сыну Крыштофу поручал опеку сморгонской кальвинистской общины и велел выпустить на волю заключенных.

Крыштоф (1540¾1614), каштелян и воевода берестейский, также поддерживает кальвинистов, собирает большую библиотеку и передает ее по завещанию своему сыну Миколаю Богуславу как «величайшую драгоценность», дабы тот хранил ее всегда в одном месте, в Сморгони.

Миколай Богуслав (?¾1621) оставляет веру отца и деда и становится католиком. Он принимает участие в знаменитой битве с турками под Хотином, проявляя чудеса мужества. Получив 20 ран, Миколай Зенович скончался на поле боя. Ему было посвящено панегирическое «Казанье», т.е. сказание, Якуба Газиуша (вышедшее в знаменитой типографии Мамоничей в Вильне), в котором автор характеризует своего героя как «всячески славного, в совете ¾ сенатора, на сеймиках ¾ оратора, в науках ¾ философа, в поветах ¾ каштеляна, в сражениях ¾ дельного полковника».

Сестра Миколая Богуслава ¾ Анна София после смерти брата возвращает сморгонский храм в 1621 году в лоно католицизма. Под названием Троицкого костела храм простоял до 1866 года, пока его не превратили в Свято-Михайловскую церковь. 55 лет святыня была православным храмом, но в 1921 году ее вновь переосвящают в костел.

С 1947 года костел был закрыт и использовался под склад и магазин. После реставрации в 70-х годах ХХ столетия в памятнике разместился выставочный зал. И наконец, в 1990 году бывший сбор вновь стал действующим костелом, который посвящен Архистратигу Михаилу ¾ предводителю небесного воинства. Таким образом, за 400 с лишним лет здание успело послужить и кальвинистам, и католикам, и православным, и воинствующим атеистам.

Однако и сегодня в любой энциклопедии или справочнике по белорусской архитектуре сморгонский храм фигурирует как бывший кальвинистский сбор, ибо его облик и композиционно-планировочное решение сохранили в основном черты архитектуры начала ХVІI века.

Храм отличается суровой простотой, достигнутой благодаря монолитности объема. Его стены достигают в толщину трех метров. Окна высоко подняты над землей, что сразу придает постройке воинственность. Единственным его украшением является аттик, декорированный со всех сторон лопатками и спаренными полуциркульными нишами с висячими гирьками. Подобная декорация является типичной для архитектуры Ренессанса.

План здания представляет собой вытянутый восьмигранник. Внутреннее пространство ¾ это цилиндр, перекрытый высоким куполом, скрытым снаружи восьмигранной крышей. Единственный вход в храм находится под охраной массивной башни, первоначально трехъярусной. Ее ярусы соединялись винтовой лестницей. На самом верху башни находились часы, на втором этаже ¾ звонница. Позднее, при переделке костела под церковь, башня уменьшилась на один этаж. Привлекает внимание и небольшая полукруглая башенка, которая ранее служила хранилищем книг богатой храмовой библиотеки. При сборе была школа, в которой бакалавры преподавали языки, математику, риторику и другие науки.

Отметим примечательную особенность композиционного решения святыни. Обычно в церкви или костеле есть апсида, помещение, в котором располагается святая святых храма ¾ его алтарь. Тут алтаря нет. И это понятно.

Кальвинизм выступил против дорогой и пышной обрядности католического культа. Он устранил из церкви алтари, иконы, свечи. Богослужение у протестантов сводилось в основном к чтению Библии и псалмов. Пасторы не имели специального облачения. Из обрядов сохранились крещение и причащение, которые понимались не как таинства, а как символы мистического присутствия Христа.

Вот очень характерное описание виленского кальвинистского сбора, служившего примером для подобного рода построек во всем ВКЛ: «... вся зала, предназначенная для служб, была затянута черной тканью с белым крестом посередине и вторым, висящим на стене. На столе стояли 2 подсвечника». И всё! Никакого золота, серебра, никакой скульптуры, росписей, никаких икон ¾ словом, ничего дорогого, ценного, роскошного, что было обязательным артибутом костела и что протестанты едко именовали «дубовыми богами», «липовыми иисусами», «болванами»...

Главным покровителем кальвинизма в Беларуси следует признать виленского воеводу и канцлера ВКЛ Миколая Радзивилла Черного. Его пример обращения в «новую веру» вдохновил многих. Увлечение кальвинизмом приняло столь широкие масштабы, что только в Новогрудском воеводстве, например, из 600 шляхетских католических и православных фамилий лишь 16 осталось в православии ¾ остальные приняли кальвинизм.

Для распространения своей литературы кальвинисты создавали типографии: первая из них была открыта в Бресте в 1553 году под опекой Радзивилла Черного; действовали типографии в Несвиже, Лоске, Заславле. Почти во всех крупных городах Беларуси были открыты кальвинистские школы, в которых обучались дети шляхты. Кальвинисты принимали активное участие в деятельности государственных органов, благодаря чему уже в 1563 году протестанты, наряду с православными, были уравнены в правах с католиками.

Католическая церковь ответила на Реформацию Контрреформацией, которую возглавили иезуиты, что привело к религиозным войнам в Европе. В Беларуси это противостояние не приняло столь радикальных форм. Основные положения о веротерпимости были зафиксированы в монарших привилеях 1568, 1573 и 1588 годов. Таким образом, ВКЛ, как и Польша, в середине и второй половине ХVІ столетия превратилось в одно из самых религиозно-терпимых государств Европы.

Но даже внутри семей магнатов, шляхты и части зажиточных горожан, где кальвинизм пустил особенно глубокие корни, после заключения в 1569 году Люблинской унии происходит смена религиозных приоритетов ¾ протестантизм постепенно утрачивает свое влияние. Дети кальвинистов, охотно поступая в иезуитские коллегиумы, которые давали прекрасное по тем временам образование, выходят из этих учебных заведений рьяными католиками.

Демонстрация оппозиционности королевской власти, всячески поддерживавшей католицизм, уходит в прошлое, как только государственная уния стала фактом истории. Лишаясь крупных покровителей, меценатов, кальвинисты вынуждены были сворачивать свою деятельность в Речи Посполитой. Закрываются их храмы, школы, типографии. До наших дней в Беларуси уцелело несколько бывших кальвинистских сборов. Один из них мы видели, проезжая вблизи Заславля, другой - здесь, в Сморгони.

Однако вернемся в автобус и продолжим наш путь по Старо-Виленскому шляху, а одновременно и по страницам прошлого Сморгони. В этом прошлом, пожалуй, целая глава посвящена событиям Первой мировой войны.

На перекрестке двух улиц ¾ Еврейской (ныне ул. Советская) и Слонимской (ныне ул. Мицкевича), ¾ обращенный своим главным фасадом к площади, стоит костел Св. Михаила Архангела, который прежде входил в состав доминиканского монастыря. Первоначальные постройки доминиканцев в Новогрудке появились в первой половине ХVІІ столетия по фундации виленского воеводы Крыштофа Хoдкевича. Но около 1724 года костел был значительно переделан и включил в себя части прежнего здания, а также декор его интерьера.

Пожары не пощадили костел ни в 1751, ни в 1831 годах. Не сохранилась и построенная в 1829 году рядом с костелом звонница, а также сооружения самого монастыря с хозяйственными постройками. Наконец, ко всем неудачам и бедам доминиканцев добавилось и то, что в 1853 году власти вообще закрыли монастырь. Костел же после ремонта в 1858 году стал приходским и приобрел облик позднеклассической постройки, но после Великой Отечественной войны также был закрыт и использовался как мебельный склад, а вскоре и вовсе был заброшен, отданный на растерзание дождям, ветрам, снегам и прохожим людям. Казалось, гибель его была предрешена. Но вот времена государственного атеизма сменились религиозной толерантностью ¾ и костел был возвращен к жизни. Работы тут, однако, не прекращаются и сегодня.

После реставрации, которая ведется силами местной католической общины, храм предстал, как и прежде, в виде 3-нефной базилики с плоскостно решенным главным фасадом. Костел завершает полукруглая апсида, к которой с правой стороны примыкает двухэтажная постройка с отдельным входом. На главном фасаде перед входом ¾ тамбур. Главный фасад широким карнизом поделен на две части и завершен треугольным фронтоном, над которым возвышается маленькая четвериковая башенка.

Нижний ярус фасада поделен пилястрами на 3 части, что соответствует внутреннему делению храма на главный и боковые нефы. Торцы боковых нефов прикрыты с фасада невысокими фигурными аттиками. Лучковый оконный проем на фасаде освещает верхний ярус главного нефа. Внутри два ряда столбов образуют три нефа: боковые перекрыты крестовыми сводами, центральный ¾ цилиндрическим. Интерьер декорирован богатой лепкой, скульптурой и росписями, которые частично сохранились. Лепкой же оформлены и три алтаря.

Начиная с середины ХVІІІ столетия при монастыре действовала доминиканская школа. Именно в ней учились отец поэта Николай Мицкевич, затем сам Адам с другом детства Яном Чечотом в 1807 ¾ 1815 годвх, а позже будущий «вясковы лiрнiк» Владислав Сырокомля в 1836 ¾ 1837 годах. Правда, к тому времени доминиканская школа была уже закрыта (1834), а на ее базе создана пятиклассная поветовая школа, которая в 1858 году превратилась в гимназию.



Стояла школа справа от костела, и облик ее запечатлели старые рисунки Новогрудка. Перед вами фото одного из этих рисунков (показ фото), который дополняет то, чего мы пока не видим, но непременно увидим в будущем, когда восстановительные работы будут завершены. Улица, которая проходила у стен школы и по которой часто пробегал Адам, торопясь на занятия, носит сегодня его имя.

В главном алтаре костела помещено, как и прежде, изображение Архангела Михаила ¾ покровителя и защитника Новогрудка. Его изображение украшало и герб города, полученный Новогрудком в ХVІ веке вместо прежней «Погони»: на красном поле ¾ фигура Архангела в черном воинском облачении с крыльями за спиной. В правой руке его меч, в левой ¾ весы. Этот герб был дан городу лишь в 1595 году, хотя магдебургское право ¾ право на самоуправление ¾ было получено Новогрудком в 1511 году и затем неоднократно подтверждалось (вплоть до 1795 года, когда оно было упразднено Екатериной ІІ). С 1507 года Новогрудок стал центром воеводства и повета.

Панорама площади: здание магазина «Детский мир»,

Дом-музей А. Мицкевича

Размещалось городское самоуправление ¾ магистрат ¾ в ратуше, которая стояла тут же, на площади, по соседству с Михайловским костелом, на том месте, где сегодня мы видим несуразное и как будто стесняющееся своей несуразности после благоустройства площади здание магазина «Детский мир».

Поначалу для ратуши приспособили одну из городских камениц. Поврежденная пожаром в 1751 году, она была значительно перестроена и украсилась двухъярусной башней с куполом и флюгером, изображавшим Архангела Михаила. Вторично перестроенная в стиле классицизма, с галереей на втором этаже и стройной башней, обращенной к площади и костелу, ратуша простояла до 1860-х годов. В 1900 году она была возобновлена, а в последнюю войну вновь разрушена. Как бы изменился и заиграл новыми красками ансамбль площади, появись на ней вновь ратуша с высокой башней! Но об этом пока остается только мечтать...



Сегодня площадь полукольцом своих построек обращена к скверу, в глубине которого «за листвой зеленой, вырезною» просматривается одна из самых драгоценных реликвий Новогрудка ¾ Дом-музей Адама Мицкевича.

Какую бы роль ни играл Новогрудок в далеком или близком прошлом, как бы ни изменяли его статус столетия, как бы ни отпечатывались на его лице современные будни и ни поглощали город сегодняшние сиюминутные заботы, ¾ он навсегда останется для нас, для тысяч и миллионов людей на земле, для человеческой цивилизации в целом, прежде всего ¾ городом Мицкевича. Два этих имени ¾ Новогрудок и Мицкевич ¾ неразрывны. Они спаяны воедино самой Историей. И потому знакомство со славным Наваградком мы, естественно, завершим у порога родного дома великого поэта.

(Посещение Дома-музея А. Мицкевича.)