Что такое гололед чем он опасен. Что такое гололед и гололедица

С наступлением снежной и морозной погоды возрастает вероятность стать жертвой гололёда. Причем, рискуют попасть в число «поскользнувшихся» и пешеходы, и водители: по статистике, около 40% всех ДТП в зимнее время вызвано гололедом и снегопадом. Основное условие движения для водителей – осмотрительность, низкая скорость и исключительная осторожность.

Пешехода при гололеде подстерегают две опасности – поскользнуться и упасть или попасть под машину.

По понятным причинам, с наступлением холодов растет количество уличных травм: ушибы, вывихи и переломы. По данным медиков, в такие дни количество пострадавших увеличивается в 2-3 раза.

Ежедневно пешеходам приходится «приступом» брать пешеходные переходы, играя в своего рода «дорожную рулетку»: повезет выйти на проезжую часть и не упасть под колеса автомобиля или не повезет – и тогда, в лучшем случае, пешеход буквально «вывалится» на дорогу один, а в худшем случае – возьмет себе в компанию группу впереди стоящих пешеходов.

Согласитесь, этот «пешеходный пейзаж» до боли знаком многим горожанам: с обеих сторон огромные снежные валы, между которыми виднеется скромная узкая тропинка с сюрпризом – скромно спрятавшимся под снегом слоем льда. Наверное, нужно обладать определенными акробатическими навыками, чтобы безопасно преодолеть эту полосу препятствия и ступить на ровную асфальтированную поверхность проезжей части. Только вот, к сожалению, такими навыками обладают далеко не все пешие участники дорожного движения. И особую тревогу вызывают престарелые пешеходы и дети, которые ежедневно подвергаются опасности на таких пешеходных переходах.

Нередки случаи падения граждан и на обледеневших пандусах, примыкающих к проезжей части дорог в Советском районе г. Брянска. Так, на днях в районе школы № 1 на проезжей части оказалось сразу несколько пешеходов, ожидающих зеленого сигнала светофора непосредственно на самом пандусе: стоило поскользнуться одному – и на дороге оказались все пешеходы. К счастью, в данном случае для пешеходов уже загорелся зеленый сигнал светофора и трагедии не произошло. А ведь страшно представить, что могло бы произойти, если бы во время падения пешеходов горел «зеленый» для водителей…

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, предотвращения дорожно-транспортных происшествий сотрудниками Госавтоинспекции города Брянска было проведено обследование подходов к пешеходным переходам, расположенным на улично-дорожной сети Советского района. В результате Брянской городской администрации (Комитету по ЖКХ) было выдано предписание на устранение нарушений требований ГОСТа Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», в части необходимости очистки подходов к пешеходным переходам на всем протяжении улиц Советская, Горького, Фокина, Крахмалева, Костычева, Дуки, Калинина, Красноармейская, Авиационная, проспекта Станке Димитрова.

Зимой мы слушаем прогноз погоды и часто слышим о том, что ожидается гололедица или гололед. Никто и никогда не задумывался над тем, что это абсолютно разные явления. Об этом и поговорим сегодня в нашей статье.

Что такое гололедица?

Именно о ней сообщают радиостанции, чтобы предостеречь бдительных автолюбителей от аварии на дорогах.

Гололедица - это не что иное, как лед, который может возникнуть на дорожном полотне, крыше домов, тротуарах, почве и так далее. В народе имеет второе название «скользкая дорога». Образуется на поверхности земли вследствие оттепели или от дождя при резком понижении атмосферного давления (похолодании).

Случается гололедица по причине таяния снежного покрова или льда из-за резкого потепления. Часто происходит при изменении температур около 0 градусов по Цельсию. Гололедицей также называется утрамбованный ногами и шинами автомобилей снег и снежная каша (снег с водой), а также замерзшие лужицы.

Поэтому, когда СМИ сообщают о предстоящей гололедице, необходимо аккуратно передвигаться по улицам, автолюбителям быть осторожными на дорогах. Может продолжаться долго, пока скользкую дорогу не накроет свежий снег либо не произойдет оттепель. Теперь понятно, что такое гололедица.

А что такое гололед?

Абсолютно другое явление также характерно для холодного времени года, но держится недолго. Это наслоение льда на открытых поверхностях. Образуется от намерзших капель после выпадения переохлажденных осадков, только при низких температурах атмосферного давления.

Простыми словами, это замерзание льда на ветвях деревьев, земле, проводах и так далее, связанное с оледенением осадков, которые выпали на холодную поверхность при минусовой температуре.

Таким образом, гололед и гололедица - два разных понятия. Появляются при температуре воздуха от 0 до -12 и от 0 до +3 градусов по Цельсию соответственно.

Какой он, гололед?

Как правило, ледяная толща достигает одного и более сантиметров. Если норма превышена, оледенение может причинить огромный вред:

  • Оборвать линии электропередач.
  • Покрыть коркой автомобили.
  • Ломать деревья.
  • Может сопровождаться травмированием людей.
  • Провоцирует автоаварии.

Ледяная кора наслаивается на протяжении всей зимы, пока падают переохлажденные капли. Образовавшийся лед на домах, машинах, деревьях может сохраняться до нескольких суток. Нарастание происходит не более шестидесяти минут, а вот тает только при испарении.

В чем разница между гололедом и гололедицей

Общее у них - опасность для людей. А что касается отличий, то они следующие: гололед образуется от выпадения переохлажденных осадков, а гололедица - не что иное, как замерзшая вода, которая уже образовалась на поверхности земли от разных источников.

Например, земная поверхность, временная оттепель. Гололедица - более частое явление, нежели гололед. Вот в чем отличие двух явлений.

Синоптики предвещают гололед или гололедицу: что делать?

Нужно соблюдать правила безопасности. Рассмотрим их:


0

Зимний период года всегда опасен не только разнообразными заболеваниями и вирусами, но и обращениями в травмпункт по поводу переломов и травм конечностей. Чаще всего, подобные проблемы связаны с падениями во время гололеда.

Перепады погодных условий с незначительной оттепели до заморозков чреваты появлением на дорогах и тротуарах льда. Такое состояние дорожного покрытия опасно как для водителей автомобилей, так и для пешеходов. Если же поверх этой ледяной корочки выпадет еще снег, то удержаться на ногах пешеходам будет невероятно трудно.

Чтобы свести к минимуму вероятность получения травмы при гололеде, необходимо придерживаться определенных мер безопасности.

Использование противоскользящей обуви

Для этого нужно подбирать зимние ботинки или кроссовки, на которых будет рифленая подошва. Если же обувь имеет гладкую подошву, то нужно перед выходом на улицу протереть ее наждачной бумагой либо наклеить ее на подошву. Нужно учесть, что такую обувь нежелательно носить в помещении, поскольку она будет оставлять следы на полу.

Еще один вариант уберечься на гололеде – движение по тротуару совместно с кем-либо

Если же попутчиков не окажется, то необходимо предельно сконцентрироваться на движении, не отвлекаясь на посторонние моменты. Шаг должен быть коротким и обязательно на полную стопу. При скольжении необходимо постараться максимально притормозить. Выходя из дома в гололед, можно взять с собой лыжную палку, на которую можно опереться в случае необходимости.

Еще один способ – взять сырую поваренную соль. После выхода на улицу соль нужно высыпать на землю и постоять на ней несколько минут. Таким образом она налипнет на теплую подошву обуви и движение по гололеду будет более безопасным. Нужно учитывать, что кристаллы соли должны быть крупные.

Ни в коем случае нельзя выходить в гололед на улицу в обуви на высоком каблуке

Как правило, носители такой обуви получают травмы зимой гораздо чаще, чем остальные. Также нельзя при передвижении по обледеневшему тротуару или дороге держать руки в карманах (этим очень часто грешат мужчины) либо интенсивно размахивать сумкой (а в подобном уже замечены женщины). Если на улице гололед, то обязательно нужно надеть перчатки на руки. Даже если погода не слишком морозная, в случае возможного падения, они защитят ладони от ушибов и порезов об лед.

Не рекомендуется стараться перепрыгнуть обледенелую часть дороги

Лучше всего – постараться обойти это место стороной. Если же такой возможности нет, то тогда необходимо продолжить движение по обледенелому покрытию мелкими шагами, стараясь удерживать равновесие и не обращать внимание на посторонние раздражители.

Если же падения избежать не удастся, то в такой момент необходимо постараться сместить центр тяжести так, чтобы весь удар пришелся на крепкие части тела (например, зад либо бедро). Ни в коем случае нельзя допускать падения лицом вперед. От него можно получить травму головы, сотрясение мозга и много чего неприятного. Кроме того, во время падения необходимо максимально сгруппироваться, не допустить выбрасывания рук вперед либо в стороны (в руках достаточно хрупкие кости, и они могут легко сломаться во время подобного падения).

Даже если падение прошло относительно успешно и каких-либо серьезных травм в его ходе не получено, нужно не постесняться и при первой же возможности обратиться к травматологу за осмотром. Желательно исключить варианты наколов костей либо внутренних травм и сотрясений, а это сможет сделать только квалифицированный доктор.

В профессиональной речи синоптиков слова «гололедица» и «гололед» строго различаются.

Сравните фразу в сводках погоды: "Ночью и днем слабый гололед, на дорогах гололедица".

Гололедица - это только лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании.

Гололед - слой плотного льда, нарастающего на предметах при выпадении переохлажденного дождя или мороси, при тумане и перемещении низких слоистых облаков при отрицательной температуре воздуха у поверхности Земли, близкой к 0°С.

Гололед значительно более редкое и опасное явление, особенно для энергетиков и автомобилистов, так как трудно предсказывается, обычно быстро и интенсивно развивается.

Чаще всего гололед возникает при резком потеплении, когда теплый воздух проходит над сильно выхоложенной поверхностью.

Скорость замерзания капель зависит от их размеров и температуры воздуха. От этого в свою очередь зависит и внешний вид гололеда – прозрачный или матовый.

Аморфная структура гололеда объясняется тем, что процесс замерзания переохлажденной воды несколько задерживается выделяющейся при этом скрытой теплотой замерзания. Вследствие этого капли, прежде чем замерзнуть, успевают растечься по предмету, образуя сплошной покров льда.

Толщина гололедных отложений порой может достигать многих сантиметров. Под тяжестью образовавшегося льда ломаются ветви деревьев, обрываются провода ЛЭП. Иногда под тяжестью льда разрушаются и стальные опоры ЛЭП.

Поэтому такое явление приравнивается к природному бедствию.

Гололедные явления большой интенсивности особенно часто отмечаются в холодное время года в южной половине Европейской территории России.

Ледяной дождь часто сопровождает знаменитую новороссийскую бору (сильный северо-восточный ветер).

Гололед покрывает не только горизонтальные, но и вертикальные поверхности - цокольные части строений, деревья. Особенно подвержены обмерзанию обдуваемые ветром объекты - мосты и их опоры, эстакады, столбы.

Образование гололеда может происходить также на внешних поверхностях самолетов, пролетающих в толще переохлажденных водяных облаков. Такое явление называется обледенением. Особенно опасно обледенение, возникающее в слоисто-дождевых облаках на атмосферных фронтах, которые занимают огромные пространства, как по горизонтали, так и по вертикали. Гололед может возникать и при пролете воздушного судна под облаками в условиях переохлажденного дождя.

Обледенение самолетов может значительно ухудшать их аэродинамические характеристики и привести к возникновению тяжелых авиационных происшествий.

Гололед значительно опаснее гололедицы и с точки зрения управляемости и устойчивости автомобиля на дороге. Коэффициент сцепления смачиваемой водой поверхности значительно ниже, чем при отсутствии осадков в виде дождя. Это заметно отражается на выборе скорости движения. При гололеде максимальная безопасная скорость движения на трассе находится в пределах 30-40 км/час, а при гололедице – 60 – 70 км/час. Более того, в гололедицу у водителя остается шанс найти на проезжей части поверхность, на которой перед наступившим морозом не было воды или которую другие машины еще не отполировали до блеска, чтобы колесам его машины было за что зацепиться.

В гололед же замерзающий дождь покрывает всю поверхность дороги независимо от того, сколько колес по ней уже проехало.

Гололедица превращает города в большой каток. Поскользнуться и упасть можно на каждом шагу.

При падении чаще страдают руки – лучевые кости от локтя до кисти. Падая, человек инстинктивно выставляет вперед руку и всем весом своего тела обрушивается на нее. При неловком падении на бок может пострадать предплечье.

Ноги ломаются, как правило, в области голени. У женщин этому нередко способствует обувь на высоком каблуке. Пожилые люди чаще, чем молодые, ломают позвоночник, шейку бедра. Перелом бедренной кости – особенно тяжкая травма. Даже небольшой удар может вызвать перелом этой хрупкой, тонкой косточки. В 95% процентах случаев – это удел женщин.

Необходимо помнить, что чем быстрее будет оказана медицинская помощь, тем меньше осложнений можно ожидать после травмы.

Всегда помните об осторожности. Выбирайте более безопасный путь, идите там, где меньше льда, где дорожки посыпаны песком, где есть освещение.

Если обойти лед невозможно, передвигайтесь на полусогнутых ногах, старайтесь не отрывать их от земли.

Это поможет вам преодолеть опасный участок без падений. Не стоит догонять отходящий общественный транспорт.

Опасности гололеда и гололедицы:

дороги превращаются в ледяной каток;

увеличивается число обращений за медицинской помощью с ушибами, вывихами, переломами;

парализуется уличное движение, на улицах и площадях образуются пробки из автомашин;

движение на трассах блокируется тяжелыми транзитными грузовиками и малоопытными автолюбителями;

обрываются провода, повреждаются опоры, антенны служебных и жилых домов, металлические конструкции;

затрудняется работа автотранспорта, аэропортов;

корка намерзшего льда может вызвать обрыв проводов линий связи и линий электропередачи;

создается угроза перегрузки мачт, башен, кровли;

ограничивается применение воздушного транспорта;

скалывание льда с машин вызывает их порчу;

намерзание осадков в течение зимы приводит к оседанию и протеканию кровли;

ломаются ветви деревьев, нередко деревья вырываются с корнями;

образование ледяной корки на поверхности почвы и кустарниках при круглогодичном выпасе скота мешает добыче корма животными;

при поедании трав, покрытых льдом, у животных появляются простудные заболевания;

гололед (ледяная корка) мешает передвижению животных - они скользят, падают и нередко повреждают ноги;

снег сдувается с гладкой поверхности льда, а поэтому зимой над ледяной поверхностью стоят низкие температуры, которые вызывают гибель озимых культур.

Как действовать во время гололеда (гололедицы).

Если в прогнозе погоды дается сообщение о гололеде или гололедице, примите меры для снижения вероятности получения травмы.

Выходить на улицу следует в обуви на низком каблуке и с нескользящей подошвой. Используйте противоскользящие приспособления промышленного производства или, в крайнем случае, на подошву наклейте поролон, лейкопластырь или изоляционную ленту, можно натереть подошвы песком (наждачной бумагой).

Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны.

Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами. Если вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю.

Особое внимание обращайте на провода линий электропередач, контактных сетей электротранспорта. Если вы увидели оборванные провода, сообщите администрации населенного пункта о месте обрыва.

При получении травмы обратитесь в травматологический пункт или пункт неотложной медицинской помощи.

Осторожность и осмотрительность – лучшая профилактика зимнего травматизма.

    Чем опасен гололёд и гололедица?

    Зима – сложный и опасный период для пешеходов и водителей. Это время нестабильных погодных условий – то снег, то солнце, то всё тает, то замерзает. От этого и образуются две главные опасности – гололед и гололедица. Да-да, это два совершенно разных понятия.

    Гололед – слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части и на деревьях при замерзании воды. Гололедица же представляет собой лед или слой снега, утрамбованный до твердого состояния, который образует скользкую поверхность. Такая ситуация чаще всего встречается ближе к весне, когда снег под яркими солнечными лучами начинает таять, а ночью, при понижении температур, подмораживает.

    Когда на улице высокая влажность и ветер, а температура все время около нуля, на дорогах возникает гололед. В это время образуется лед, который может быть толщиной несколько сантиметров. Но гололед бывает значительно реже гололедицы, которая образуется там, где перед наступлением заморозков стояла вода. У гололедицы может быть еще одна причина появления. Снег может уплотниться до образования льда там, где прошло большое количество пешеходов или проехало много машин.

    Оба эти явления, гололед и гололедица, опасны и для пешеходов и для водителей. Машинам на скользкой дороге затормозить намного сложнее, чем на сухом асфальте, а значит перебегать дорогу перед близко идущим транспортом становится просто смертельно опасно, ведь даже идти по обледеневшей дороге сложно, не то что бежать.

    Даже идя по тротуару можно получить травму. Ноги разъезжаются в разные стороны и, стоит потерять равновесие, как ушиб, вывих, а то и перелом, обеспечены. Поэтому в этот период года нужно быть осторожнее вдвойне, а то и втройне.

    Умение учитывать погодные условия необходимо всем участникам дорожного движения. Надо обязательно обратить внимание на обувь. Подошва у нее должна быть на микропористой основе, потому что она меньше скользит по льду. И, конечно, надо забыть про каблуки, особенно про шпильки!

    Во время гололеда и гололедицы надо внимательно смотреть под ноги. Если есть возможность обойти опасные места, то надо сделать это, даже если путь удлинится на несколько метров. И помните, лед может быть и под водой, поэтому по такой луже, если ее нельзя обойти, надо двигаться осторожно, небольшими скользящими шагами.

    Самые опасные места – горки. Любую наклонную поверхность надо постараться обойти. При ходьбе надо наступать на всю подошву, а ноги расслабить в коленях. Для поддержания равновесия надо руки держать свободными, а не в карманах.

    Ну, а если все-таки случилось несчастье и вы поскользнулись, то постарайтесь присесть – так вы снизите высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, вспомните, этому наверняка учили на уроках физкультуры, и постарайтесь перекатиться – этим вы смягчите удар о землю. И запомните, что падение на спину – самое опасное, в этом случае вы можете удариться головой и получить сотрясение мозга. Не торопитесь подниматься сразу после падения, осмотрите себя, нет ли серьезных травм.

    Но самое главное - быть предельно внимательным на дороге! Ни в коем случае не переходите проезжую часть в неустановленных местах перед близко идущим транспортом – автомобиль не успеет затормозить! При переходе дороги по пешеходному переходу, необорудованному светофором, убедитесь, что машина находится на безопасном расстоянии для того, чтобы вас пропустить.

    При переходе на регулируемых пешеходных переходах и на перекрестках, убедитесь, что все машины закончили проезд на зеленый сигнал, особое внимание обратите на машины, которые на перекрестке поворачивают направо. Может случиться, что они только выехали из-за поворота, а сигнал с зеленого сменился на красный. Для вас же в это время уже будет гореть зеленый сигнал светофора и вы можете смело выйти на дорогу, прямо под колеса этой поворачивающей машины. Помните, сегодня мы с вами говорим о гололеде и гололедице. На сухом асфальте водитель смог бы остановиться, чтобы не допустить наезда. А если сколько? Тогда тормозной путь увеличится и расстояния для полной остановки может не хватить. Поэтому, даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, не ленитесь крутить головой и следить за ситуацией. Ведь в любом случае человеку остановиться легче, чем машине.

    Вот такие несложные правила, которые помогут вам справиться с гололедом и гололедицей. Конечно, если вы их будете соблюдать!

    Начальник ОГИБДД ОМВД России по Томаринскому городскому округу майор полиции А.Н. Кисаров