Что такое икона. Есть святые угодники, к которым обращаются за помощью

Икона — это очень важная часть христианства. В переводе с греческого это слово обозначает «образ». Обычно на иконах изображены разные святые, Божья Матерь, Иисус Христос или действия, которые происходили в древние времена и описаны в Священном Писании.

Лик, изображенный на иконе, не является Господом Богом. Считается, что он призван лишь напоминать молящемуся о Божестве. Поэтому и пишут на иконе не лицо, а лик. Очень важным в нем являются глаза, которые отображают глубину души. Не менее значимы и руки, жесты которых несут определенный смысл.

В остальном фигура очень воздушна, так как она призвана показывать внутреннюю силу. Именно на этом и делается акцент.

В определенный период времени среди художников стала популярной религиозная тема. И вот вроде бы — картина и икона на одинаковую тему, изображен на ней один и тот же святой, к примеру. Но на первом полотне присутствует духовность, а на втором ее нет. Поэтому и требуют при иконописи соблюдать давно написанные каноны, которые исключают случайные детали. Каждый фрагмент несет в себе определенную смысловую и духовную нагрузку.

Икона с точки зрения истории

Появление икон датируется I веком от Р. Х. Считается, что первая из них была создана Лукой, который написал одну из частей Евангелия. По второй версии, самым старым образом является отпечаток лица Иисуса Христа, когда он приложился к полотенцу во время умывания.

Так или иначе, самые древние найденные изображения были датированы VI веком. Они были изготовлены в Византийской империи, которая оказала большое влияние на написание икон. В ней же, но значительно позже, были написаны каноны для написания образов.

История икон имеет разные периоды. Были и гонения, и расцвет, и изменения стиля написания. Каждый из образов отображает свое время, каждый уникален. Очень много икон, источавших миро, слезы, кровь, исцелявших больных в трудные времена. Они почитаются как величайшие святыни.

Как создаются иконы

Икона — это важный символ для верующего человека, поэтому процесс ее создания отображают давно описанные каноны, которые сохранены до сих пор. Создание образа — дело небыстрое, необходимо как минимум месяца три для этого.

Создание иконы имеет некоторые этапы, которые четко соблюдаются:

  • Выбор дерева и изготовления доски, которая будет основой.
  • Затем подготавливается поверхность. Это необходимо для того, чтобы изображение сохранилось длительный срок без изменений. Для этого совершают несколько действий. Сначала делают зазубривание, затем наносят жидкий клей, после — грунтовку (левкас). Последний следует нанести несколько раз и дать ему хорошо просохнуть, после — отшлифовать. Зачастую перед слоем левкаса приклеивают паволоку или серпянку (специальную ткань).
  • Следующий этап — это нанесение рисунка. Это не окончательное изображение — всего лишь контур. Его следует после выдавить чем-то острым, чтобы он не потерялся среди других слоев.
  • Если икона будет иметь позолоту, то ее следует нанести именно сейчас, на этом этапе.
  • Теперь нужно подготовить краски. Для росписи иконы необходимо брать натуральные.
  • Первые краски наносятся однотонные, на фон и доличные элементы.
  • Затем идет роспись. Первыми обрабатывают доличные элементы (пейзаж, одежда), после чего расписывают личные детали (руки, ноги, лик). Также подписывают икону (кто на ней изображен).
  • Последним штрихом является обработка олифой или лаком.

Затем икону необходимо освятить.

Важность и значение икон в храме

Все находящиеся иконы в храме имеют свое значение, находятся на своем месте. Входящему в церковь сразу виден иконостас. Это деревянная стена, которая находится перед алтарем храма. На ней — изображения жизни Христовой, описание его страданий.

Следует знать, что каждая икона висит на своем месте не случайно. В центре обязательно находится так называемый Деисусный ряд, в котором находятся многочисленные святые, мученики. В его центре — икона Христа Вседержителя. Сверху — праздничные изображения, среди которых — сюжеты из Нового Завета.

В центре иконостаса находятся Царские врата, за которыми — алтарь. По бокам — образы с ликами Христа и Богоматери. Также есть еще и нижний ярус, который заполнен иконами святых, а также изображениями праздников, которые здесь более чтимы.

Говоря о том, что означают иконы в церкви, можно отметить их важность в различных обрядах, в напоминании о Господе для верующих. Некоторые имеют особый статус как исцеляющие от недугов, исполняющие мирские желания. К ним обращаются также с благодарностью за помощь.

Считается поэтому, что иконы в церкви являются посредниками. Верующие знают, что, обратившись с искренней просьбой к святым, изображенным на них, можно ожидать помощи.

Самые древние и старинные иконы

В христианстве есть особо почитаемые образы, которые пришли к нам с древних времен. Они являются связующим звеном между временем, когда происходили события, описанные в Библии, и нашим. Эти старинные иконы в оригинале в основном хранятся в музеях, однако зачастую их переписывали для других храмов.

К примеру, в Киевском музее западного и восточного искусства хранится самая древняя икона Иоанна Крестителя, которая датируется VI веком. Она выполнена с помощью техники тех времен — энкаустики. Именно ее использовали для росписи древних икон в Византии.

Также одним из древнейших сохранившихся образов является роспись Апостолов Петра и Павла. Дата ее создания — XI век. Сейчас она хранится в Новгородском музее. Она сохранена не полностью: руки, лица и стопы не сохранили первоначальную краску. Однако при реставрации были обновлены контуры.

Существующая икона Святого Георгия, которая хранится в Успенском соборе в Москве, по предположениям, относится к концу XI — началу XII века. Сохранность данной реликвии хорошая.

Старинные иконы — это важное наследие христианства. Каждая из них имеет свою особенную историю, технику написания. Исследование икон показывает, какие тогда использовались материалы для их создания. К сожалению, очень мало сохранилось тех первых образов, так как были периоды их массового уничтожения.

Следует также заметить, что редко в то время указывался автор. Это говорило о том, что важным в иконописи все же было изображение.

Именные иконы

Это отдельная категория образов в христианстве. Обычно именные иконы приобретаются при крещении, затем они должны храниться на протяжении всей жизни. Будет даже лучше, если повесить такой образ над кроваткой ребенка, для того чтобы он охранял его от бед.

Следует знать, что именные иконы — это те, на которых изображен святой, в честь которого крещен человек. Обычно такой образ выбирается по имени ребенка. Если же такового нет среди святых, то следует взять то, которое больше всего подходит. Таким образом, у ребенка появляется небесный покровитель.

В древности такие иконы заказывали специально к рождению или крещению ребенка. Они назывались мерными и мастерились в рост младенца.

Именные иконы не единственные, которые используются для особых случаев. Существуют также:

  • венчальные иконы — используются во время обряда в церкви;
  • семейные — на них могут быть изображены святые, имена которых соответствуют членам семьи, обычно они передаются из поколения в поколение;
  • те, которые должны быть на домашнем иконостасе;
  • иконы почитаемых семьей святых.

Самые известные иконы Божьей матери

Особое отношение в иконописи к женскому образу, а именно к Божьей Матери. Ее иконы очень почитаемы верующими, зачастую имеют чудотворную силу. Каждая из них имеет свое значение. Любые такие иконы (фото есть в статье) очень оригинальны.

Существуют еще и другие изображения Божьей Матери, которым молятся. Каждая икона — это особая защита и помощь этого женского образа в христианстве.

Икона Николая Чудотворца

Николай Чудотворец — не менее почитаемый святой в христианском мире. Обращаются к нему по разным вопросам — от телесных заболеваний до прекращения ссор и военных действий. Он жил в III-IV веках и уже при жизни прославился великими делами. Существуют многочисленные его иконы, фото которых иллюстрируют его духовность.

Самый древний образ святого датируется XI веком и находится на горе Синай, в монастыре святой Екатерины.

На сегодняшний день во многих монастырях и храмах находятся его образы, которые обладают чудесными свойствами.

Иконы Сына Божьего Иисуса Христа

Одним из первых образов Иисуса Христа был его отпечаток на полотенце, который появился там чудесным образом. В современном мире он получил название Нерукотворный Спас.

Если говорить про иконы Иисуса Христа, то их очень много. Также существует несколько форм написания его образов.

  • Спаситель — это строгий лик, его написание не отходит от канона.
  • Спас Вседержитель — считается, что это главный его образ, который также соответствует его проповедническому возрасту.
  • Спас Нерукотворный. Представлен двумя видами — «Спас на убрусе» и «Спас на черепии».

Изображение Сына Божьего сейчас имеет некоторые обязательные элементы. Это нимб, книга, верхняя одежда, клав, хитон. Также обязательна надпись.

Его иконы и их значение имеют особый статус в христианстве.

Иконы Сергия Радонежского

Сергий Радонежский — это один из наиболее почитаемых святых. При жизни совершил много подвигов во имя Христа. Его слова примиряли и усмиряли.

На иконе Сергий Радонежский изображен строгим, с поднятой правой благословляющей рукой. В левой же он держит свиток как символ познания. Его иконы и их значение очень важны для христиан. Молятся этому святому о защите от врагов для страны. Также он помогает в учебе, перед экзаменом или просто во время сложностей в понимании чего-либо.

Мироточение и чудеса икон

Мироточивая икона — это чудо, которое происходит не очень часто. Считается, что это является предупреждением о чем-либо. Также это явление может быть результатом искренней и долгой молитвы.

Считается, что жидкость, которую выделяет икона в этот момент, является целительной. Если совершить помазание болящего, то его недуг может уйти.

Мироточение — это также явление Господа к людям, которые верят. Это его послание к ним.

Цены на иконы

В каждой церковной лавке можно купить иконы. Цены на них могут быть разными. Самыми дорогими, конечно, являются старинные образы, которые сохранились на сегодняшний день. Многие из них хранятся в музеях или храмах. Такие иконы обычно не продают, только оценивают. К примеру, образы Апостолов Петра, Павла, Иоанна, Марка датируются XVI веком. Они оценены в 150 тысяч евро.

Также стоимость иконы будет зависеть и от ее оформления. Ведь даже образы, написанные в наше время, но оформленные дорогими материалами (золото, серебро, драгоценные камни), будут продаваться недешево. Ценовой диапазон их может начинаться с 2500 рублей. Стоимость будет зависеть от материалов.

Если же нужны недорогие иконы, то есть совершенно простые в оформлении. Их можно приобрести в магазинчиках близ церкви. Подобные образы можно купить по цене от 100 рублей и выше.

Редкие же иконы можно приобрести в антикварной лавке или при распродаже частной коллекции. Трудно переоценить подобные иконы и их значение, так как для верующего человека они по-настоящему бесценны.

Столица малоазиатской области Ликаонии (Хеn. Anab. 1, 2, 19), самый восточный город Фригии, населенный и богатый, в прекрасной стране и при озере. Cic. ad. fam. 3, 8. 5, 20. 15, 4. Особенное значение приобретает этот город во времена крестовых походов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИКОНА

Изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или событий из священной истории. В православии икона воспринимается не как картина, а как особый святой образ. Это не портрет и не фотография, а духовное выражение глубокой и чистой веры. На иконе за обычными красками и внешним сюжетом присутствует определенное духовное содержание. Икона как мудрый православный друг помогает каждому человеку понять себя, заглянуть в свой духовный мир, найти истину и обрести смысл жизни. Изображение на иконе сводится к минимуму деталей материального мира, но передает максимум духовной энергии. Иконы не только и не столько отражают реально происходившие события и реально существовавших людей, сколько показывают значение этих людей и событий в истории христианства. В этом основное отличие икон от обычной живописи. Главная особенность русской иконы со времени ее появления – светоносность. Иконы источают свет как бы изнутри изображения. Икона житийная – икона, на которой отражены жизнь и чудеса того или иного святого. В центре иконы изображен сам святой. По сторонам в четырех клеймах изобразительными средствами и краткими текстами представлены главные события подвижнической жизни и чудеса этого святого. Иконы праздничные – иконы, изображающие праздничные события Священной истории: Рождество, Преображение, Вознесение и др. Иконоборчество– отрицание значения икон в духовной и культурной жизни народа. Иконоборчество было осуждено на Вселенском Соборе. Иконоборцы, мн – люди, отрицающие значение икон. Иконография– свод правил создания икон и требований к их написанию (канон). Существует строгий и точный перечень евангельских сюжетов и способов их передачи. Иконописцы не придумывали сюжетов икон, но строго следовали образцам. Иконописанне– вид художественной деятельности или процесс создания иконы художником посредством красок и других материалов живописи. Иконописец– человек, создающий иконы. Первым выдающимся русским иконописцем на рубеже XI–XII вв. был преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве. Выдающиеся русские иконописцы: Андрей Рублев, Гурий Никитин, Сила Савин, Симон Ушаков, Степан Резанец, Федор Зубов, Дорофей Золотарев и др. Современные иконописцы, такие, как о. Зенон (Теодор), творчески продолжают традиции русского иконописания. Иконопись– жанр церковной живописи. История развития иконописи охватывает почти два тысячелетия. Возникла во времена процветания Римской империи почти вместе с возникновением христианства. В России иконы появляются с принятием христианства.

Икона - это очень важная часть христианства. В переводе с греческого это слово обозначает “образ”. Обычно на иконах изображены разные святые, Божья Матерь, Иисус Христос или действия, которые происходили в древние времена и описаны в Священном Писании.

Общие сведения об иконах, их духовная ценность

Лик, изображенный на иконе, не является Господом Богом. Считается, что он призван лишь напоминать молящемуся о Божестве. Поэтому и пишут на иконе не лицо, а лик. Очень важным в нем являются глаза, которые отображают глубину души. Не менее значимы и которых несут определенный смысл.

В остальном фигура очень воздушна, так как она призвана показывать внутреннюю силу. Именно на этом и делается акцент.

В определенный период времени среди художников стала популярной религиозная тема. И вот вроде бы - картина и икона на одинаковую тему, изображен на ней один и тот же святой, к примеру. Но на первом полотне присутствует духовность, а на втором ее нет. Поэтому и требуют при иконописи соблюдать давно написанные каноны, которые исключают случайные детали. Каждый фрагмент несет в себе определенную смысловую и духовную нагрузку.

Икона с точки зрения истории

Появление икон датируется I веком от Р. Х. Считается, что первая из них была создана Лукой, который написал одну из частей Евангелия. По второй версии, самым старым образом является отпечаток лица Иисуса Христа, когда он приложился к полотенцу во время умывания.

Так или иначе, самые древние найденные изображения были датированы VI веком. Они были изготовлены в Византийской империи, которая оказала большое влияние на написание икон. В ней же, но значительно позже, были написаны каноны для написания образов.

История икон имеет разные периоды. Были и гонения, и расцвет, и изменения стиля написания. Каждый из образов отображает свое время, каждый уникален. Очень много икон, источавших миро, слезы, кровь, исцелявших больных в трудные времена. Они почитаются как величайшие святыни.

Как создаются иконы

Икона - это важный символ для верующего человека, поэтому процесс ее создания отображают давно описанные каноны, которые сохранены до сих пор. Создание образа - дело небыстрое, необходимо как минимум месяца три для этого.

Создание иконы имеет некоторые этапы, которые четко соблюдаются:

  • Выбор дерева и изготовления доски, которая будет основой.
  • Затем подготавливается поверхность. Это необходимо для того, чтобы изображение сохранилось длительный срок без изменений. Для этого совершают несколько действий. Сначала делают зазубривание, затем наносят жидкий клей, после - грунтовку (левкас). Последний следует нанести несколько раз и дать ему хорошо просохнуть, после - отшлифовать. Зачастую перед слоем левкаса приклеивают паволоку или серпянку (специальную ткань).
  • Следующий этап - это нанесение рисунка. Это не окончательное изображение - всего лишь контур. Его следует после выдавить чем-то острым, чтобы он не потерялся среди других слоев.
  • Если икона будет иметь позолоту, то ее следует нанести именно сейчас, на этом этапе.
  • Теперь нужно подготовить краски. Для росписи иконы необходимо брать натуральные.
  • Первые краски наносятся однотонные, на фон и доличные элементы.
  • Затем идет роспись. Первыми обрабатывают доличные элементы (пейзаж, одежда), после чего расписывают личные детали (руки, ноги, лик). Также подписывают икону (кто на ней изображен).
  • Последним штрихом является обработка олифой или лаком.

Затем икону необходимо освятить.

Важность и значение икон в храме

Все находящиеся иконы в храме имеют свое значение, находятся на своем месте. Входящему в церковь сразу виден иконостас. Это деревянная стена, которая находится перед алтарем храма. На ней - изображения жизни Христовой, описание его страданий.

Следует знать, что каждая икона висит на своем месте не случайно. В центре обязательно находится так называемый Деисусный ряд, в котором находятся многочисленные святые, мученики. В его центре - икона Христа Вседержителя. Сверху - праздничные изображения, среди которых - сюжеты из Нового Завета.

В центре иконостаса находятся за которыми - алтарь. По бокам - образы с ликами Христа и Богоматери. Также есть еще и нижний ярус, который заполнен иконами святых, а также изображениями праздников, которые здесь более чтимы.

Говоря о том, что означают иконы в церкви, можно отметить их важность в различных обрядах, в напоминании о Господе для верующих. Некоторые имеют особый статус как исцеляющие от недугов, исполняющие мирские желания. К ним обращаются также с благодарностью за помощь.

Считается поэтому, что иконы в церкви являются посредниками. Верующие знают, что, обратившись с искренней просьбой к святым, изображенным на них, можно ожидать помощи.

Самые древние и старинные иконы

В христианстве есть особо почитаемые образы, которые пришли к нам с древних времен. Они являются связующим звеном между временем, когда происходили события, описанные в Библии, и нашим. Эти старинные иконы в оригинале в основном хранятся в музеях, однако зачастую их переписывали для других храмов.

К примеру, в Киевском музее западного и восточного искусства хранится самая древняя которая датируется VI веком. Она выполнена с помощью техники тех времен - энкаустики. Именно ее использовали для росписи древних икон в Византии.

Также одним из древнейших сохранившихся образов является роспись Апостолов Петра и Павла. Дата ее создания - XI век. Сейчас она хранится в Новгородском музее. Она сохранена не полностью: руки, лица и стопы не сохранили первоначальную краску. Однако при реставрации были обновлены контуры.

Существующая икона Святого Георгия, которая хранится в Успенском соборе в Москве, по предположениям, относится к концу XI - началу XII века. Сохранность данной реликвии хорошая.

Старинные иконы - это важное наследие христианства. Каждая из них имеет свою особенную историю, технику написания. Исследование икон показывает, какие тогда использовались материалы для их создания. К сожалению, очень мало сохранилось тех первых образов, так как были периоды их массового уничтожения.

Следует также заметить, что редко в то время указывался автор. Это говорило о том, что важным в иконописи все же было изображение.

Именные иконы

Это отдельная категория образов в христианстве. Обычно именные иконы приобретаются при крещении, затем они должны храниться на протяжении всей жизни. Будет даже лучше, если повесить такой образ над кроваткой ребенка, для того чтобы он охранял его от бед.

Следует знать, что именные иконы - это те, на которых изображен святой, в честь которого крещен человек. Обычно такой образ выбирается по имени ребенка. Если же такового нет среди святых, то следует взять то, которое больше всего подходит. Таким образом, у ребенка появляется небесный покровитель.

В древности такие иконы заказывали специально к рождению или крещению ребенка. Они назывались мерными и мастерились в рост младенца.

Именные иконы не единственные, которые используются для особых случаев. Существуют также:

  • венчальные иконы - используются во время обряда в церкви;
  • семейные - на них могут быть изображены святые, имена которых соответствуют членам семьи, обычно они передаются из поколения в поколение;
  • те, которые должны быть на домашнем иконостасе;
  • иконы почитаемых семьей святых.

Самые известные иконы Божьей матери

Особое отношение в иконописи к женскому образу, а именно к Божьей Матери. Ее иконы очень почитаемы верующими, зачастую имеют чудотворную силу. Каждая из них имеет свое значение. Любые такие иконы (фото есть в статье) очень оригинальны.

Существуют еще и другие изображения Божьей Матери, которым молятся. Каждая икона - это особая защита и помощь этого женского образа в христианстве.

Икона Николая Чудотворца

Николай Чудотворец - не менее почитаемый святой в христианском мире. Обращаются к нему по разным вопросам - от телесных заболеваний до прекращения ссор и военных действий. Он жил в III-IV веках и уже при жизни прославился великими делами. Существуют многочисленные его иконы, фото которых иллюстрируют его духовность.

Самый древний образ святого датируется XI веком и находится на в монастыре святой Екатерины.

На сегодняшний день во многих монастырях и храмах находятся его образы, которые обладают чудесными свойствами.

Иконы Сына Божьего Иисуса Христа

Одним из первых образов Иисуса Христа был его отпечаток на полотенце, который появился там чудесным образом. В современном мире он получил название Нерукотворный Спас.

Если говорить про то их очень много. Также существует несколько форм написания его образов.

  • Спаситель - это строгий лик, его написание не отходит от канона.
  • Спас Вседержитель - считается, что это главный его образ, который также соответствует его проповедническому возрасту.
  • Спас Нерукотворный. Представлен двумя видами - “Спас на убрусе” и “Спас на черепии”.

Изображение Сына Божьего сейчас имеет некоторые обязательные элементы. Это нимб, книга, верхняя одежда, клав, хитон. Также обязательна надпись.

Его иконы и их значение имеют особый статус в христианстве.

Иконы Сергия Радонежского

Сергий Радонежский - это один из наиболее почитаемых святых. При жизни совершил много подвигов во имя Христа. Его слова примиряли и усмиряли.

На изображен строгим, с поднятой правой благословляющей рукой. В левой же он держит свиток как символ познания. Его иконы и их значение очень важны для христиан. Молятся этому святому о защите от врагов для страны. Также он помогает в учебе, перед экзаменом или просто во время сложностей в понимании чего-либо.

Мироточение и чудеса икон

Мироточивая икона - это чудо, которое происходит не очень часто. Считается, что это является предупреждением о чем-либо. Также это явление может быть результатом искренней и долгой молитвы.

Считается, что жидкость, которую выделяет икона в этот момент, является целительной. Если совершить помазание болящего, то его недуг может уйти.

Мироточение - это также явление Господа к людям, которые верят. Это его послание к ним.

Цены на иконы

В каждой церковной лавке можно купить иконы. Цены на них могут быть разными. Самыми дорогими, конечно, являются старинные образы, которые сохранились на сегодняшний день. Многие из них хранятся в музеях или храмах. Такие иконы обычно не продают, только оценивают. К примеру, образы Апостолов Петра, Павла, Иоанна, Марка датируются XVI веком. Они оценены в 150 тысяч евро.

Также стоимость иконы будет зависеть и от ее оформления. Ведь даже образы, написанные в наше время, но оформленные дорогими материалами (золото, серебро, драгоценные камни), будут продаваться недешево. Ценовой диапазон их может начинаться с 2500 рублей. Стоимость будет зависеть от материалов.

Если же нужны недорогие иконы, то есть совершенно простые в оформлении. Их можно приобрести в магазинчиках близ церкви. Подобные образы можно купить по цене от 100 рублей и выше.

Редкие же иконы можно приобрести в антикварной лавке или при распродаже частной коллекции. Трудно переоценить подобные иконы и их значение, так как для верующего человека они по-настоящему бесценны.

Икона - это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.

Икона - прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз.

Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение - содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное.

Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости. Церковное творчество отличается несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты - Богу. Природа - одно из средств познания Бога, через созерцание ее красот человек призывается прославлять Бога-Творца и созидать красоту своего внутреннего образа, возрастая и обновляясь во Христе в новую тварь, преображенную, искупленную для новой, Вечной Жизни во Христе. Но мыслить духовно человеку в земных условиях очень трудно, и Церковь установила некое посредство, как бы мост от мира вещественного к духовному, создав символ - наглядное изображение истин веры, выработав при этом и особые, только ему свойственные формы. Это и есть древняя икона. Поэтому перед иконой «не писаному лику поклоняемся в молитве, а восходим к Первообразу» (святитель Василий Великий).

Заметим для себя, что иконой, в узком смысле, мы называем изображение, сделанное на доске. Но, определяя это искусство, будем иметь в виду не только собственно икону, а иконописный образ в широком смысле, изображение, которое может быть написано и на стене, и на металле, и на предметах церковного обихода, и не только написано, но и выгравировано, и вышито, и выложено мозаикой и т. п.

Итак, прежде всего икона - это не есть некое самостоятельное искусство. Иконопись есть часть жизни Церкви, одно из ее установлений. «Я не от мира сего (Ин. 8, 23), - сказал Божественный Основатель и Глава Церкви, - царство Мое (т. е. Церковь) не от мира сего» (Ин. 18, 36). Поэтому как природа Церкви, так и все ее установления неотмирны: их назначение и конечная цель те же, что и у Церкви, - спасение мира, то есть воспитание человека во времени для вечности, приведение его к благодатному общению с Богом, к богоуподоблению. Поэтому в таком своем установлении, как иконопись - церковное изображение, Церковь хочет выразить в образе свое учение, свою историю, догматы веры, то есть богословие, молитву, как дыхание жизни духовной, духовный опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, уже достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом, и не только достигших, но и оставивших нам описание этого многотрудного пути в своих многочисленных творениях. При этом Церковь особенно имеет в виду тех своих чад, для которых словесные изложения богословия недоступны или малодоступны.

«Мир не видит святых, как слепой не видит света». Видение же Церкви тем и отличается от обычного, мирского, что в видимом всеми, но узко и однобоко, она видит невидимое; во временном потоке жизни она зрит струю вечности. И именно то, что ускользает от обычного зрения, Церковь показывает в иконописном образе.

Но как выразить «благодать» или человека «обоженного»? Ясно, что для этого нет никаких человеческих средств. Поэтому церковное искусство, веками вырабатывавшее свой образ, дает в нем лишь намек, некое подобие, символическое обозначение невидимого; дает особыми формами, особыми красками и линиями, особым, единственным, только Церковью усвоенным языком такое изображение, которое при глубоком, внимательном подходе к нему оказывается совершенно соответствующим тому состоянию, которое святыми отцами описано словесно. Явно, что такой образ не может быть написан как угодно и чем угодно. Очевидно, что здесь не может быть ничего случайного, индивидуального, произвольного, капризного. Язык иконы вырабатывался разумом Церкви, народов и истории под благодатным водительством Святого Духа, всегда пребывающего в Церкви.

Икона выражает единую, раз и навсегда установленную истину, не подлежащую изменению. Эта незыблемость ее основы требует таких же твердых и устойчивых как конструктивных форм самого образа, так и средств его выражения. Таковыми и являются традиции иконописания.

Основные приемы, характерные для этого искусства, сами собой вытекают из его содержания.

1. Иконописный образ - это, прежде всего, образ на плоскости. (Плоскость - символ вечности). Могут ли такие понятия, как молитва, бесстрастие, богословие, совмещаться с какими бы то ни было представлениями о земной пространственности? Какая может быть речь об иллюзии там, где задачей стоит наибольшее приближение к высочайшей Истине? И иконописец развертывает всю свою композицию, строго подчиняя ее плоскости доски или стены.

2. Средства живописи - линия и краски - не исполняют никакой служебной роли, они сами конкретно участвуют в создании образа. Линией древний иконописец владел в совершенстве: в иконе мы видим ее и мягкой, и угловатой, и плавной, и графически тонкой, а местами и монументально-сочной. Она во всем подчиняется какому-то внутреннему, высокоразвитому чувству ритма и особое значение приобретает в контурах фигур и отдельных плоскостей.

3. Из красок для иконописи издревле избрана темпера, и не случайно. Художник для своей картины хотя и может выбирать по своему вкусу акварель, гуашь или масло, тем не менее и он стремится подобрать такую краску, которая бы более подходила к решению его задач. Так, например, из истории нам известно, что темперная живопись была общераспространенной в Византии и эту технику вместе с христианством и церковным образом восприняли все подвластные ей народы. На Западе художники Возрождения, хотя и отступили постепенно от условностей иконописи, продолжали еще долго (XIII–XV вв.) пользоваться яичной темперой, несмотря на то, что внимание их было полностью поглощено изучением натуры. Однако как только была открыта и разработана техника масляной краски, ее преимущества быстро привлекли к себе симпатии художников. Жирный мазок, непроницаемость, вещественная цветистость как нельзя более подходили для выражения вещественности материального мира, и темпера в этом искусстве отошла в прошлое, оставшись незаменимой лишь для церковного образа, и вот на каких основаниях.

С одной стороны, высота и святость священного изображения предполагают и материалы для своего воплощения лучшие, достаточно прочные в смысле их устойчивости к влиянию времени и внешней среды. И мы теперь уже знаем, что краска, приготовленная на яйце, как раз обладает такой прочностью, что как будто вовсе не подлежит разрушительному действию времени.

С другой стороны, темпера, по своим свойствам, дает возможность сохранять плоскостность изображения, что является необходимым условием для создания иконописного образа и, вместе с тем, позволяет сохранять выразительность линии. Эта краска способна дать необычайную силу тона, оставаясь в то же время легкой и прозрачной.

Для писания иконы определены и приемы пользования этой краской, а именно: линейно очерченные плоскости заполняются одна за другой по возможности ровными слоями составленных цветовых тонов. Задачей художника-иконописца в этом процессе является согласование между собой отдельных цветовых пятен. Но эта задача не может решаться механически. Как невозможно создать музыкальную симфонию, не переживая ее, так невозможно создать и цветовую гармонию, не входя в ее сущность. Только непосредственное, конечно, для каждого иконописца в своей мере, но именно непосредственное соприкосновение иконописца с пренебесным миром Божественного может вдохнуть ту жизнь в цветовую гармонию иконы, которую ощущает зритель, даже чуждый религии.

Вот что мы читаем в одном из современных описаний иконы: «В искусстве сочетания красочных пятен древний мастер достигал изумительных вершин: пламенная киноварь, сияющее золото, чистые белые тона, ослепительная ляпис-лазурь, нежные оттенки розового, фиолетового, лилового, серебристо-зеленого через противопоставление или тонкое сгармонирование красочных аккордов давали образ, по своей музыкальной певучести и, вместе с тем, спокойной сосредоточенности вызывающий у зрителя ощущение какой-то легкости, когда все противоборствующие страсти приведены в согласие и когда возникает совсем особое чувство гармонии».

Так говорит человек, смотрящий на икону лишь как на произведение искусства. Какой же величайшей помощью была древняя икона для сосредоточенности в молитве, для умиротворения среди житейских бурь души христианина, для которого она только и предназначалась. Действительно, в иконе как в отдельных ликах, так и в целых композициях мы не можем не ощущать, не можем не поражаться каким-то особым веянием примиренности и бесстрастия, даже в таких изображениях, как «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи», «Распятие», «Положение во гроб», «Жития и страдания мучеников».

Есть в иконах и земля в виде горок, и растительность, и здания. Выписывая их, художник отнюдь не обращался за справками к натуре; их отвлеченные формы лишь помогали ему ярче и целостнее выявлять главное: тот спокойный ритм внутренней жизни духа, который не нарушается никакими земными превратностями.

Итак, икона есть Богооткровенная истина, богословие, выраженное не словесно, а образно (вспомним иконы Святой Троицы, Воскресения Христова). В иконе отражены молитвенная собранность, умиротворенность бесстрастия в общении с Богом, то есть то, что является конечной целью духовного пути и жизни христианина, и не только христианина, но и каждого человека. Примечательно, что все это как реальнейшая реальность дается в иконе также вполне реально, без всяких намеков на иллюзию, одними линиями и красками, но так, что под простейшими формами мы ощущаем истины сокровенной жизни.

Приемы выявления иконного образа через высветления и притенения отдельных деталей - горок, палаток, одеяний, ликов и пр. - так же традиционны, как традиционны приемы заготовки досок, наложения позолоты, закрепления изображения олифой.

Итак, иконопись есть преимущественно искусство традиции. И эти выработанные древностью традиции передаются иконописцами из рода в род, из поколения в поколение, вплоть до наших дней.

Иконопись - это искусство на плоскости, но, по глубине своего содержания, оно далеко превосходит самую талантливую картину, лишь иллюзорно вводящую в бесконечные дали пространства и открывающую самые возвышенные мысли и чувства художника. Как всякому делу, как обычным рисованию и живописи, так и иконописи необходимо учиться, начиная не со сложных задач, а с простых, постепенно переходя к все более и более трудным.

Язык иконы - это то же, что грамота. Ребенка учат сначала писать отдельные буквы, потом дают списывать с книги, далее - писать изложение и, наконец, сочинение. Так и в иконописи есть своя грамота, своя школа, своя последовательность работы, через которые ученику даются особые знания, особая подготовка и особое воспитание. Программа и постепенность обучения также традиционны и проверены опытом многих поколений.

Икона - это книга о вере

Слово икона – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.

Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий "пророк и чудотворец" Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и

нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, Но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ - первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.

Икона - это образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Икона рассчитана только на молящегося перед ней верующего христианина, ее назначение - содействовать молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное. Языком линий и красок икона раскрывает учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.

В иконе церковь хочет выразить свое учение, свою историю, догматы веры, то есть богословие, молитву, как дыхание жизни духовной, духовный опыт отцов и учителей Вселенской Церкви.

Мир не видит святых, как слепой не видит света. Видение же Церкви тем и отличается от обычного, мирского, что в видимом всеми, она видит невидимое; во временном потоке жизни она видит струю вечности. И именно то, что ускользает от обычного зрения, Церковь показывает в иконописном образе.

Но как можно выразить невыразимое, показать святость, благодать? Ясно, что для этого нет никаких человеческих средств. Поэтому церковное искусство, веками вырабатывавшее свой образ, дает в нем лишь намек, некое подобие, символическое обозначение невидимого; дает особыми формами, особыми красками и линиями, особым, единственным, только Церковью усвоенным языком такое изображение, которое при глубоком, внимательном подходе к нему оказывается совершенно соответствующим тому состоянию, которое святыми отцами описано словесно. Явно, что такой образ не может быть написан как угодно и чем угодно. Очевидно, что здесь не может быть ничего случайного, индивидуального, произвольного, капризного. Язык иконы вырабатывался разумом Церкви, народов и истории под благодатным водительством Святого Духа, всегда пребывающего в Церкви.

Икона выражает единую, раз и навсегда установленную истину, не подлежащую изменению. Эта незыблемость ее основы требует таких же твердых и устойчивых как конструктивных форм самого образа, так и средств его выражения. Таковыми и являются традиции иконописания.

Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости - значение икон гораздо глубже. Церковное творчество отличается несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты - Богу.

Нашим далеким предкам, жившим во времена расцвета иконописи в допетровской Руси, был вполне доступен язык иконы, поскольку язык этот понятен для людей, знающих Священное Писание, чинопоследование богослужения и участвующих в таинствах. Современному же человеку, особенно недавно пришедшему в Церковь, этого достигнуть значительно сложнее. Сложность заключается еще и в том, что начиная с XVIII века каноническая икона вытесняется иконами академического письма – по сути картинами на религиозные темы. Этот стиль иконописания, пришедший в Россию с католического Запада, получил особенное развитие в послепетровское время, в Синодальный период истории Русской Православной Церкви.

И в настоящее время, несмотря на то, что современные иконописцы возрождают традиции канонического письма, во многих церквах в большинстве своем можно увидеть изображения в академическом стиле.

Конечно, икона – это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. Главное, чтобы всегда ощущалась степень ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он изображает: образ должен быть достоин Первообраза.

Но при этом нередко возникает вопрос: а зачем же тогда необходимо придерживаться древних правил иконописного изображения, если они весьма странны с точки зрения реалистической изобразительной грамотности – и явные нарушения пропорций фигур, и искаженная передача фактуры материалов, и нарушение законов линейной перспективы? Может быть, древние иконописцы просто не имели элементарных навыков в рисовании? И не лучше ли иметь в церквях и дома вместо икон добротно написанные картины?

Ответить на эти вопросы поможет сравнительный анализ иконы и живописного произведения – картины, выделяющий основные внешние и внутренние отличия.

Живописная картина

Икона

Внутренние отличия картины и иконы

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Сам факт авторства картины может иметь главное значение при оценке ее публикой.

Живописец, заканчивая картину, ставит на ней свою подпись. Это не просто формальное подтверждение авторства – это утверждение своего взгляда на мир.

Иконописец, завершая икону, надписывает имя того, чей лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения, имени и образа – рождается икона.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному, миру чувственности.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Икона лишена внешних эмоций - восприятие иконографических символов происходит на духовном уровне.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Выделить внешние отличия, может показаться затруднительным, поскольку живопись за века своего существования породила множество техник, школ, направлений. Но при всем этом многообразии, икону от живописной картины отличает целый ряд очень важных моментов:

  • Подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда "деформированные", как правило удлиненные, пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем.
  • Принцип изображения пространства. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости на воображаемой линии горизонта, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. Но при этом на канонических иконах не всегда присутствуют изображения только в обратной перспективе. На одной и той же иконе, в зависимости от богословской идеи, могут встречаться изображения и в обратной, и в прямой перспективе. (читайте интересную статью об обратной перспективе )
  • Отсутствие внешнего источника света. . Икона светоносна сама по себе. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Технически это осуществляется особым способом письма, при котором белый грунтовый слой (левкас) просвечивает сквозь краски (см. раздел Как мы пишем иконы (техника иконописи) .
  • На некоторых иконах мы можем видеть единовременность изображения: несколько событий происходят сразу. Так, например, на иконе Введения юная Пресвятая Дева изображена на ней дважды: перед ступенями храма и в самом храме, в общении с архангелом Гавриилом.
  • Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства (см. раздел Что означает икона (символика иконы ).
  • Главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира, – показать реальность мира духовного, дать ощущение реального присутствия святого. Картина – веха на пути эстетического становления человека; икона – веха на пути спасения.
  • Каноническая икона не имеет случайных деталей, украшений, лишенных смыслового значения. Даже оклад не признавался древними иконописцами, поскольку его функция – чисто декоративная.

Именно сравнивая икону с живописной картиной зачастую гораздо легче вникнуть смысл, понять икону.На нашем сайте вы также можете ознакомиться со статьей С.В.Алексеева "Икона и картина" (из книги "Зримая истина").

Православная икона – живописный образ, воплотивший слово Божие. Все, что свидетельствует о Боге, должно быть достойно Его, и поэтому в иконе большое значение имеет формальная сторона, а именно – мастерство иконописца. Икона (в особенности древнерусская) является частью мировой художественной культуры, а имена выдающихся иконописцев известны не только одному православному миру.