Грузинского происхождения. Древнейшие объединения грузинских племен и первые государственные образования

Сегодня грузины являются ОДНИМ из наиболее примечательных народов, они привлекают внимание историков и археологов богатством и разнообразием своей древней материальной культуры и длительностью существования своих корпоративных социальных организаций. Его эволюцию можно проследить достаточно четко на протяжении трех тысяч лет, и нет никакого сомнения в том, что население палеокавказской группы, предки современных грузин, заселили свою землю и прилегающие территории задолго до этого времени.
Территория расселения грузин и родственных им иберо-кавказских народностей напоминает по форме клин, расположенный между Каспийским и восточной оконечностью Черного моря. С севера она ограничена Главным Кавказским хребтом, с юга граничит с Арменией, а с востока - с современным Азербайджаном, Албанией, как ее называют географы древности.
Большая часть грузин как нации сосредоточена сегодня внутри границ Грузинской Республики. Общее количество грузин и представителей родственных им народов иберо-кавказской ветви составляет приблизительно 3,5 миллиона человек. Согласно официальной переписи, к середине ХХ в. в Грузии жило 2601000 человек, что составляло 64,3 процента всех грузин. Еще 50 000 человек живет в различных других частях СНГ, остальные за границей. Огромная часть сконцентрировалась в восточных провинциях Турции. И также в некоторых частях Ирана, прежде всего в Феридуне близ Исфахана, куда они были депортированы в начале XVIII в. шахом Аббасом I.
Грузины называют себя картвелеби, а свою родину - Сакартвело. Оба названия восходят к имени мифологического героя Картлоса, которого грузины считают своим первопредком. Главная провинция Центральной Грузии, где находится Тбилиси (Тифлис), называется Картли. Как часто бывает с этническими понятиями, представители других народов часто обозначали грузин именами, которые не имеют никакого отношения к их самоназванию картвелеби.
Так, армяне и древние персы называли грузин восточного региона вирками или виршбунами, элемент «вир» лег в основу имени Иверия или иберцы, которые уже, в свою очередь, использовали греки и римляне.
Страбон и другие географы древности считали, что иберийцы являются жителями Испании, и были обескуражены, обнаружив, что еще одни «иберийцы» живут на Кавказе. Чтобы объяснить этот факт, они изобрели теорию, что когда-то эту страну заселили пришельцы из Испанской Иберии. Можно обнаружить сходство между кавказскими языками и языками басков, которое и позволяет подтвердить в некотором роде эту идею, хотя на самом деле к ней не следует относиться серьезно благодаря современным ученым.
Весьма вероятно, что корень «вир» или «вер» имеет нечто общее в связи с древними кавказскими племенами сасперов и тибарени, доминировавшими во времена Геродота. Арабы и современные персы называли грузин «курдж» или «гюрдж». Отсюда и происходит их западноевропейское наименование «грузины», которое они пытались объяснить, причем
весьма некорректно, образованием от имени святого Георгия, защитника и покровителя страны после принятия христианства.
Интересно заметить, что похожая путаница существует и в отношении соседствующих с кавказцами албанцев, которые недавно жили на территории, входящей теперь в состав Азербайджана. Эти кавказские албанцы существовали как отдельная нация начиная с XI в. Их имя связывают с армянским «агбуан» или «алван», которое не имеет ничего общего с современными албанцами, живущими на Адриатике, по соседству с Югославией. Эти сегодняшние албанцы вошли в историю на несколько столетий позже, чем те, что живут на Кавказе, они говорят на индоевропейском языке и в любом случае не относят себя к албанцам, а называют себя «шкиперцами», а свою страну - Шкиперией. Чтобы избежать путаницы, еще раз отметим, что все отсылки в настоящем томе на «иберийцев» и «албанцев» относятся к тем народам, которые были местными жителями кавказского перешейка, а вовсе не теми, кто заселял побережье Средиземного моря.
С антропологической точки зрения грузины наряду со сванами и мингрело-лазами принадлежат к так называемой понтозагросской группе, занимая промежуточное положение внутри палеокавказской семьи народов. Современные грузины во многом являются брахицефалическими или гипербрахицефалическими, хотя, как полагает Дебет, на протяжении прошедших двух тысячелетий их физический тип претерпел значительные изменения. У большинства грузин прекрасная смуглая или желтоватая кожа и темные волосы, хотя встречаются и блондины. Большинство из них кареглазы, но примерно у 30 процентов голубые или серые глаза. Обычно они среднего роста, отличаются атлетическим телосложением и гибкостью.
Население восточной провинции Картли и Кахетии имеет выдающиеся орлиные носы и высокий дугообразный череп. В Западной Грузии более распространен прямой тонкий нос, хотя общие очертания лица скорее напоминают вариант средиземноморского типа, и теперь распространенный в Южной Италии или Греции.
Как и сегодняшние армяне и анатолийские крестьяне, грузины представляют собой результат этнического смешения, которое происходило на протяжении нескольких тысячелетий. В ходе этого процесса природный, исходный субстрат был перекрыт рядом волн вторгавшихся разноэтнических групп. Так произошло с армянами и их первоначальным языком, относимым к индоевропейской группе, и хурритским и урартским субстратом, наложившимся на индоарийскую основу.
Преобладающий в современной Турции этнотип с высоко приподнятым носом орлиной формы не имеет ничего общего с узкоглазыми представителями тюрков-кочевников с Алтая, но сильно напоминает персонажей, изображенных на древних хеттских фресках.
Сильная отдаленность Грузии от основных путей миграций и и маршрутов вторжений привело к большой демографической однородности, поэтому современные грузины могут восприниматься как потомки коренных жителей кавказского перешейка и близлежащих территорий, расположенных к юго-западу, в которые три тысячелетия назад влился индоевропейский элемент, связанный с вторжениями скифов и киммерийцев, заселением прибрежных районов греками из Малой Азии, а еще позже к последовательной смене арабских, монгольских, турецких и персидских завоевателей.
Общинный уклад жизни современных грузин уходит своими корнями в эпоху хеттов, урартцев и ассирийцев. В отличие от других исчезнувших цивилизаций, в Грузии его черты во многом сохранились до наших дней.
Современная Грузия занимает площадь в 69 300 квадратных километров, включая Абхазскую
республику со столицей Сухуми (древняя Диоскурия), расположенной на Черном море, Аджарскую автономную республику со столицей Батуми и Юго-Осетинский автономный округ с центром в Цхинвали. Аджарцы представляют собой грузин-мусульман, принявших ислам во время продолжавшегося несколько столетий оттоманского ига. С другой стороны
абхазы принадлежат к северно-западной или адыгейско-черкесской группе кавказских народов. Осетины являются потомками средневековых аланов, индоиранской народности, связанной с сарматами.
Изучение истории грузинских народов обязательно должно включать Лазистан, широкую полосу вдоль юго-восточного побережья Черного моря, к западу от Трапезунда, а также к востоку до верховий реки Чорох и далее до Бейбурта и территорий, расположенных вокруг городов-крепостей Карс и Ардахан и юго-западнее Эрзерума.
До сельджукского вторжения в XI в. этот горный понтийский район, теперь входящий в состав Турецкой республики, играл важную роль в культурном, лингвистическом и этническом развитии грузинской нации. И еще в более раннее время ветхозаветные племена мешеш и тубал, заселившие Центральную Анатолию, играли важную роль, связывая Закавказье и древние цивилизации Сирии и Палестины.
Географические и климатические условия в Грузии отличаются необычайным разнообразием. Территория современной Грузии на 54 процента состоит из гор, 33 процента занимают холмы и плато, и только 13 процентов составляют равнины и долины. Подобное разнообразие повлияло на климат, который колеблется от умеренного субтропического, преобладающего в прибрежной части Черного моря, и сухого теплого средиземноморского типа в Имеретии и Картли до субальпийского на пастбищах и в лесах Кавказской возвышенности, окруженной очень высокими, покрытыми снегом пиками Казбека и Эльбруса.
В Грузии обнаружено огромное разнообразие фауны и флоры, еще на заре цивилизации ее считали идеальным местом для охоты, выращивания скота, возделывания винограда и многих сельскохозяйственных культур. Страна богата металлами и минералами. И в греческих мифах, и в Ветхом Завете, и у античных историков Закавказье упоминается как очаг возникновения обработки металла. Археологические находки подтверждают, что именно Грузия является прародиной металлургии. И сейчас в Грузии добывают марганец, медь, железо, мышьяк, вольфрам, золото, ртуть, литографский камень и мрамор.
Грузинские реки богаты рыбой и являются источником дешевой электроэнергии.
Внутри границ отмеченной нами географической площади грузины сохранили ряд хорошо различимых региональных культур и диалектов.
Картвелы (так обычно грузины называли сами себя) рано разделились по лингвистическому направлению на три основные группы: иберийцы (или собственно грузины), сваны и мингрело-лазы. Мингрелы и лазы расселились вдоль субтропического побережья Черного моря. Сваны сформировали независимые племенные анклавы в высокогорных долинах кавказских гор, в то время как доминировавшие (в численном отношении) иберо-грузины занимали современные провинции Картли, Кахетию, Самцхе и прилегающие к ним районы.
Спустя две тысячи лет Страбон говорил о сванах как о мощной воинственной нации, способной вывести на поля сражения не менее 200 тысяч воинов. В наши дни количество сванов не превышает 25 тысяч.
Во время правления арабов на Кавказе много грузин эмигрировало на восток через Сурами в Древнюю Колхиду. Затем они расселились вокруг дельты Риони на побережье Черного моря, отделив мингрелов от родственной им народности лазов, жившей
южнее.
Грузины, сваны и мингрело-лазы образуют иберокавказскую группу внутри кавказской семьи языков. Конечно, кавказские языки совершенно независимы и отличны от индоевропейских, турецких и семитских семей, хотя в ходе времени из них заимствовались многие слова. Интересно, например, найти в грузинском термин ghvino («вино»), которые некоторые полагают древним заимствованием из индоевропейского языка, в то время как другие рассматривают его как свидетельство того, что именно в Грузии впервые начали заниматься выращиванием винограда. Некоторое принципиальное сходство можно провести между старогрузинским и классическим армянским, который развивался параллельно с ним и также принял общий анатолийский, возможно хурритский субстрат. В связи с существующими многочисленными неправильными истолкованиями следует сказать об употреблении термина «кавказский». Вероятно, некоторые антропологи, которые считают, что все знают, и представители американских иммиграционных властей, от которых ничего другого и нельзя ожидать, обычно используют это слово для обозначения всех тех, кто не является негром, евреем, индийцем или китайцем. Иначе говоря, «кавказский» используется как термин, противоположный «цветному». Подобный взгляд является полностью ненаучным и совершенно неправильным.
По этой причине термин «кавказский», используемый в этой книге, относится только к обозначению древней нации и племен, которые жили с незапамятных времен на Кавказском перешейке и прилегающих территориях. Кроме грузин, к ним относятся черкесы, кабардинцы и абхазы на северо-западе, а также чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины и другие
народы Дагестана - с северо-запада. Положение усложнялось введением так называемой «яфетической» теории, связываемой с именем академика Николая Яковлевича Марра (1864-1934). Замечательный лингвист и текстолог, Марр в начале своего пуги сделал огромный вклад в науку, открыв многочисленные сокровища древней грузинcкoй и армянской цивилизаций. Обратившись далее к истории Малой Азии и Средиземноморья, он попытался объяснить с точки зрения кавказских языков и археологии ряд неясностей, связанных с предысторией данной территории. Будучи уверенным, что народы Кавказа являются самыми
древними, Марр считал, что в средиземноморской цивилизации можно выделить элементы более древнего, чем индоевропейский и семитский, субстрата, короче говоря, некий «третий этнический элемент», который он обозначил для удобства пользования как «яфетический» по имени третьего сына Ноя Иафета, предка Тубала и Мешеха.
После революции 1917 г. Марр заявил, что открыл собственную лингвистическую теорию, которую назвал «новым учением о языке». Он полагал, что все мировые языки образовались из четырех «мистических языков» - sal, ber, rosh и уоп. Марр заявлял, что они приснились ему во сне. В начале 20-х годов подобная фантасмагория, оформленная в соответствии с положениями ортодоксального марксизма, получила одобрение официальных властей и в течение многих лет считалась в России единственно верной и бесспорной теорией происхождения языков. Только в 1950 г. она была разгромлена в книге И.В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» и вскоре предана забвению.
Обозначим нашу точку зрения. Фонетическая система грузинского языка включает пять основных гласных, без различия между короткими и долгими, а также 28 согласных фонем. В старом грузинском было еще два согласных звука, а также дифтонги, которые затем были сокращены до отдельных звуков. Как и в других северокавказских языках, в грузинском выделяют три группы согласных, различных по артикуляции:
1) звонкие: б, д, г, дж, й;
2) губно-зубные и переднеязычные: п", т", к", ч, ц;
3) губно-губные и задненёбные: п, т, к, дз.
Система частей речи в грузинском языке такая же, как и в других индоевропейских языках, хотя наряду с флективными она имеет явные артикуляционные характеристики. Существительное имеет семь падежей: именительный, звательный, родительный, дательно-винительный, предложно- инструментальный и объектный. Последний является особой формой, используемой для обозначения подлежащего при переходном глаголе в аористе (прошедшем времени) и в некоторых других случаях.
Вместо предлогов в грузинском языке используют послелоги. Иногда слияние послелога с существительным приводит к ложным этимологиям.
Например, старогрузинское «мтаса зеда» («на горе», дословно - «горе на», литературный аналог - «на вершине») привело к появлению в современном грузинском слова «мтазе» (ср. Мтацминда). Так происходит и во множестве других случаев. Множественное число в старом грузинском образовывалось с помощью дополнительного суффикса -ни-, в косвенных падежах -т "а-, в современном грузинском для образования множественного числа к форме единственного числа добавляется суффикс множественного числа -ебu- и соответствующее окончание (если это необходимо).
В грузинском языке нет определенного или неопределенного артикля, а также различий по родам, даже если речь идет о местоимениях. Прилагательные, которые обычно в современном грузинском предшествуют поясняемому существительному, согласуются с ним в падеже, но не в числе, в старогрузинском считалось правильным полное согласование, а прилагательное могло стоять после существительного.
Наиболее сложным из всех частей речи является глагол. Есть разные парадигмы для спряжения переходных и непереходных глаголов, а также средних и косвенных глаголов. В соответствии с использованным временем грамматическим субъектом переходного глагола может быть именительный, дательно-винительный или объектный падеж.
Грузинский глагол имеет развитую систему времен, в которой различается настоящее время, настоящее продолжающееся, будущее, прошедшее простое, прошедшее завершенное, давно прошедшее время. Для его образования используются соответствующие гласные инфиксы (аффиксы, вставляемые внугри корня слова при словообразовании или словоизменении).
Посредством префиксов выражаются причинно-следственные отношения или принуждение.
Консонантные префиксы передают первое, второе или третье лицо и, соответственно, определяют падеж дополнения. Для обозначения направления перемещения и незаконченности действия используются особые префиксы. Прежде всего это касается глаголов движения.
Все сказанное затрудняет изучение грузинского языка иностранцами. Столь же трудными для европейца являются распространенные в грузинском языке стяжения согласных, таких, как «ме вбрдсквинав» (я сверкаю), «кхрдсна» (испорченный) или «пртсквнис» (он/она раздеваются), с которыми носитель языка легко справляется. Однако при изобилии сонорных и богатом словарном составе грузинский язык в устах поэта или оратора производит потрясающее впечатление. Что же касается характерных особенностей взаимоотношений и норм общественного поведения, то грузины пронесли через века некоторые совершенно уникальные черты, другие являются частью общего кавказского наследия - понятия о чести, гостеприимстве.
Остальные прежде всего были связаны с национальным темпераментом и древними традициями грузинской нации. От своих восточных и северных соседей грузины отличаются гордым, даже несколько напыщенным поведением, основанным на убежденности в превосходстве своей культуры. Действительно, они всегда считались искусными скотоводами и виноделами. В старинной поговорке говорится, что в Грузии каждый крестьянин горд, как князь. Грузины также отличались верностью слову и убеждениям, были
превосходными ораторами, страстными спорщиками и мастерами плести интриги. Они славились как искусные наездники, меткие стрелки и страстные охотники, любители дружеских застолий. Менее приспособленными грузины оказались к жизни в современном индустриальном сообществе и не всегда благожелательно относились к работе на заводах или в учреждениях, а также к рутинным занятиям, где оказывалась незадействованной присущая
им личная инициатива.
В отличие от мусульманских традиций грузины всегда отводили женщине особое место в общественной жизни. Об этом говорят и специальные культы, посвященные Деве Марии, святой Нине, крестившей Грузию, царице Тамар, правление которой считается грузинским золотым веком.
Несмотря на подчинение старшей в доме и ряд других ограничений, грузинские женщины никогда не носили чадры в общественных местах и не исключались из социальной и общественной жизни. Мгновенно отвечавшие как на обиды, так и на всплески дружелюбия, грузины гордились своим гостеприимством, равного которому трудно найти.
Как народ, который породил величайших поэтов, танцоров и музыкантов, он находил особое удовольствие в правильном образе жизни и человеческой дружбе. Легкие на подъем, жизнелюбивые, даже несколько эпикурейски настроенные, грузины наделены живым умом и прирожденным чувством юмора.
Подобно армянам, они создали большую прослойку интеллигенции, профессоров, докторов, учителей, гражданских чиновников, армейских офицеров, людей свободных профессий. Однако в коммерческом смысле они не отличались проницательностью, иногда грузины даже не могли извлечь должную. выгоду из своих природных богатств.
Один восточный путешественник назвал их «свободными, страстными и жизнерадостными», грузины поощряли сборища, хотя всегда противостояли тем, кто пытался проникнуть в их закрытый и глубоко национальный внутренний мир или навязать им свою социальную систему.
Еще совсем недавно мы практически ничего не знали о жизни людей в Грузии до бронзового века. Известные своими наблюдениями первые исследователи, такие, как Дж. Морган, вообще сомневались в том, что в данном районе существовала какая-либо палеолитическая или неолитическая культура. Iiроведенные за последние пятьдесят лет археологические расследования коренным образом изменили наше представление о предыстории цивилизации в Грузии.
Прежде всего антропологи опровергли выводы о том, что заселение Грузии произошло в результате каких-то миграций, а сама протогрузинская цивилизация зародилась где-то в другом месте. Результаты археологических исследований, проведенных во второй половине хх в., совершенно точно показывают, что Грузия является одним из тех районов, в которых происходило зарождение человечества на нашей планете. IIроцессы расселения и эволюции первобытного человека продолжались на протяжении основных периодов доисторического и письменного времен. Независимо от той роли, которую оказывали внешние факторы, расы и культуры - а их было достаточно - на формирование грузинской нации и ее древней цивилизации, эти элементы накладывались на автохтонное население и ту культуру, которая
уже существовала в Грузии еще на заре человечества.
Именно в этой связи уместно отметить, что к востоку от Тбилиси, в Гареджийском районе, было открыто несколько поселений, где были обнаружены останки человекообразной обезьяны, названные поэтому удабнопитеком (от грузинского слова «удабно», означающего «дикий»). Как оказалось, это существо занимало промежуточное положение между шимпанзе и гориллой. Оно было открыто в 1939 г. геологами Н.О. Буршак-Абрамовичем и Е.Г. Габашвили. От удабнопитека сохранилось лишь несколько разрозненных фрагментов, два зуба, один - коренной, но они представляют единственную человекообразную обезьяну, останки которой сохранились на территории СССР.
Некоторые советские ученые рассматривают это открытие как свидетельство того, что Закавказье входит в число тех районов мира, где в конце кайнозойской эры и начале плейстоцена происходил переход от обезьяны к человеку разумному.
Возможности существования человека каменного века, начиная с нижнепалеолитических времен и далее, подтверждается рядом важных находок. Большая их часть была найдена в долине реки Риони (Фасиса) и на побережье Абхазии.
Начиная с 1914 г., когда Р. Шмидт и Л. Козловский провели первое систематическое изучение поселений периода каменного века в Грузии и обнаружили кремневые орудия, относящиеся к культуре ориньякского типа в Сакашийской пещере (около Моцамети, на левом берегу реки Цхалцители), и русские, и грузинские археологи исследовали множество открытых и пещерных палеолитических по-селений. Им удалось расширить хронологические
рамки, свидетельствующие о существовании древней культуры еще дальше в глубь веков, и получить новые и значительные материалы, которые позволяют изучать ранние стадии человеческой жизни на нашей планете.
В 1958 г. экспедиция Грузинской Академии наук, возглавляемая Н. Бердзенишвили, подтвердила существование аббевилльской культуры ручных рубил в поселении в Абхазии на северо-западном побережье Черного моря. Обнаруженные там орудия аналогичны изделиям из обсидиана, открытым в 1946-1948 гг. Сардаряном и Паничкиной в поселении Сатани-Дар близ горы Богатлу, расположенной в Армении, которое считалось самым древним археологическим объектом на территории СССР.
Гораздо меньше представлена в Грузии и прилегающих районах ашельская культура, сменившая аббевилльскую. В 1934-1936 гг. экспедиция, возглавляемая С. Замятиным (1899-1958), обнаружила значительную группу, включавшую около десяти поселений, относящихся к этой эпохе. Они расположены вдоль абхазского побережья Черного моря, в основном между Гаграми и устьем реки Ингури. Когда здесь поселились народы, относящиеся к ашельской культуре, уровень Черного моря был почти на 100 метров выше, чем сегодня. По этой причине самые значительные находки, например те, что были сделана в Яхткве, в трех километрах от Сухуми, располагались на высотах около 100 метров над современным уровнем моря на прибрежных террасах.
Ранее обнаруженные ашельские поселения расположены близ селения Лаше-Балта в Южной Осетии, в регионе, примыкавшем с юга к Главному Кавказскому хребту. Несравнимо лучше представлены в Грузии памятники мустьерского периода (этим термином археологи обозначают все эпохи и культуры, датируемые примерно от 100 тыс. до 40 тыс. лет до н. Э., хотя многие ученые предпочитают называть эту культуру среднепалеолитической).
Имеющиеся в нашем распоряжении находки дают яркое представление о жизни первых людей на территории Грузии. Керндл перечисляет двадцать пять мустьерских поселений, расположенных на побережье Черного моря в Абхазии и Мингрелии (древняя Колхида) или ближайших к ним районах. Пять поселений обнаружены в долине реки Риони, а еще двадцать - в бассейне реки Куры (Мтквари) и ее притоков.
Наибольший интерес представляют четыре палеолитических пещерных поселения, обнаруженные В.П. Любиным в Кударо, высоко в горах Южной Осетии. В поселении Кударо слои мустьерской культуры накладываются на остатки ранних ашельских поселений, что указывает на практически постоянное заселение данного района на протяжении долгого времени.
Обнаруженные в огромном количестве в Кударо разнообразные кости животных включают останки огромного гигантского пещерного медведя (найдено почти две трети его скелета), а также оленей, косуль, диких быков, диких овец и коз, красного пещерного волка, волков, лис, росомахи, пантеры, кабана, куницы, полевых и летучих мышей и даже лемура. В геологических отложениях мустьерского времени обнаружены останки носорогов, серн, сурков, бобров, кротов, выдр, хомяков, зайца и горностая. Недавние находки многочисленных артефактов в окрестностях Самшвилде показывают, что район расселения людей в мустьерский период включал Нижнюю Картли вдоль бассейна реки Храми, один из притоков Куры.
Не меньшее значение в предыстории Грузии имеет период верхнего палеолита, продолжавшийся приблизительно с 40 тыс. до 12 тыс. лет до н. э. Он совпал с поздней ледниковой эпохой, когда климат стал особенно суровым и в данном районе установились такие же температуры, как в современной тундре или холодной степи.
Вместе с тем переход к верхнему палеолиту был отмечен важными переменами в жизни первобытных людей. Появились новые технологии, формы ведения хозяйства, перемены произошли и в социальной организации, а также в физических особенностях самого человека. В облике человека исчезли черты примата, выработалась прямая походка, изменились конечности, его рука напоминала руки современного человека. Существенно улучшилось качество кремневых изделий.
Появляются тщательно обработанные скребла с лезвиями различной формы, треугольные остроконечники, сделанные из отщепов. Наряду с кремневыми и обсидиановыми использовались изделия из кости, оленьего рога и бивней мамонтов. Тогда же изобрели лук и стрелы. Форма некоторых камней и предметов из кости показывают, что для работы их прикрепляли к деревянным рукояткам. Соответственно изменился и образ жизни людей. Хотя охота и собирание фруктов и ягод продолжали оставаться главной формой их жизнеобесriечения, улучшение качества орудий и повышение их эффективности наконец позволили перейти к более оседлому образу жизни.
Они начали строить или выкапывать постоянные жилища, появились первые религиозные верования, стены пещер нередко покрывались рисунками и украшались скульптурными изображениями и изделиями малых форм. Если пещер не хватало, то для защиты от холода использовались палатки, сделанные из шкур, и даже просторные землянки. Их выкапывали в мягком грунте, а сверху покрывали шкурами и дерном.
Палеолитические жилища такого типа распространены по всей территории России (Пушкари, Гагарино, Костенки) и Сибири (Бурет, Мальта), где была ограничена возможность использования естественных укрытий. В горных районах, в том числе и на Кавказе, обнаружены многочисленные остатки подобных жилищ.
Первая верхнепалеолитическая стоянка в Грузии была обнаружена и описана в 1916 г. С. Круковским. Она находилась в пещере Гварджиласклде, близ деревни Ргани в Чиатурском районе Имеретии. Эти остатки относятся к верхнему слою мадленской культуры. Более поздней по времени культуре оринъякского типа в Грузии была описана Г. Ниорадзе (1886-1951), в прекрасной монографии о пещерном поселении в Девис-Хврели, находящемся в 4 километрах от Харагоули, расположенном в Шорапанском районе, также находящемся в Имеретии (Западной Грузии). Кроме животных костей, в Девис-Хврели были также найдены человеческая челюсть и множество кремневых орудий. По этим находкам Г. Ниоразде создал весьма выразительную реконструкцию повседневной жизни людей верхнего палеолита в Грузии. В 1936 г. Г. Ниорадзе продолжил исследования в пещере Сакажия, расположенной близ Моцамети (неподалеку от Кутаиси, столицы Имеретии), начатые в 1914 г. Шмидтом и Козловским. Его выводы обогатились большим количеством новых находок, среди которых кости пещерного медведя и пещерного льва, лося и дикого быка, фрагменты человеческих черепов и множество остатков минеральных красок.
Относящиеся к палеолитическому периоду наскальные пещерные рисунки в Грузии крайне редки, их количество несопоставимо по сравнению с теми, что обнаружены во Франции и Испании. Поэтому несомненный интерес представляет собой живопись, обнаруженная в пещерах Мгвимеви близ Чиатуры. Они состоят из семи геометрических символов, нанесенных линейными чертами. Заметим также, что подземные находки, сделанные в 1951-
1953 гг. в пещере Сагварджиле, расположенной в ущелье Дзеврула в Зестафонском районе, П.З. Киладзе и другими учеными из Тбилиси, включают примитивные резные орудия из кости, среди них шило, на котором изображена рыба, причем ее хвост украшен орнаментом. Встречаются также украшения, булавки из кости и ожерелье с просверленными морскими раковинами.
Рассматривая социальную организацию первобытного человека в Грузии и других местах, советские ученые во главе с М.О. Косвеном полагали, что во время верхнего палеолита там сложился матриархат, или основанная на правлении женщин клановая система, которая сохранялась на протяжении мезолитического и неолитического периодов. В соответствии с
данной теорией в последующие энеолитическую или халколитическую эпохи отмечается постепенное перемещение власти от старшей женщины или руководителя клана к мужчине, иначе говоря, наступает патриархальная система. Однако единого мнения по данному вопросу пока не сложилось.
Неолитическая эпоха, или новый каменный век, начинается в постледниковый период, когда погода стала теплее и климат стал более умеренным. Во время переходноro мезолитического периода, 12 тыс. - 5 тыс. лет до н. э., люди постепенно покинули свои мрачные сырые пещеры и земляные жилища. Соответственно изменился и образ их жизни, ставший более подвижным и динамичным. Теперь они проводили основное время на открытом воздухе. Пещерные поселения использовались только в холодное время или для защиты от разбушевавшейся стихии.
Благодаря полукочевому образу жизни материальные следы деятельности мезолитического человека практически не сохранились, за исключением нескольких стоянок, например обнаруженной А.Н. Каландадзе в 1936-1937 гг. в нижнем слое поселения Одиши, находившемся около Зугдиди в Мингрелии. Обнаруженные в Одиши каменные орудия и микролиты похожи на аналогичные находки из Ирана и Ирака.
В 5-м и 4-м тысячелетиях до н. э. В Грузии и прилегающих районах можно наблюдать появление неолитической культуры, которая по многочисленным параметрам имеет точки соприкосновения с неолитическими культурами Средиземноморья, Малой Азии и Крыма. Для культуры этого периода характерны отполированные и орнаментированные каменные топоры со слегка изогнутыми рукоятками и гладко отполированные инструменты в форме полукруглого долота и стамески.
Кроме уже упоминавшегося поселения в Одиши, неолитические поселения располагались на побережье Черного моря, в Тетрамидзе около Кутаиси и в Восточной Грузии. Здесь жили охотники, рыболовы и собиратели, однако они также выращивали зерно, о чем свидетельствуют находки каменных ручных мельниц, кремневые чешуйки снебольшими зубчиками, которые использовались как лезвия для деревянных серпов, а также каменные тяпки и мотыги.
В Колхиде сельскохозяйственная деятельность продвинулась гораздо дальше, среди выращиваемых там зерновых культур встречаются просо, пшеница и рожь. В поселениях Река и Анаклия обнаружены запасы каштанов, желудей и лесных орехов, а также косточки винограда. На основании находок в Кистрике, расположенном около Гудауты в Абхазии, нам
известно, что женщины пряли шерсть и вязали простую одежду. Также появилась примитивная керамика. В Одиши Каландадзе обнаружил остатки изготовленных вручную керамических изделий с орнаментальными мотивами в форме отдельных линий или волн, часто встречаются также зигзагообразные линии.
Эта древнейшая керамика из Закавказья, довольно примитивная по технике изготовления и искусству орнаментации, является несомненной предшественницей превосходящей ее по всем параметрам неолитической керамической культуры Анатолии, которая уже процветала примерно в б-м тысячелетии до н. э.
Заметное место в неолитической культуре Грузии занимает разведение скота, что подтверждается находками костей быков, коров, овец, коз и одомашненных диких собак. Находки доказывают, что различные типы животных уже широко приручались и в других районах Кавказа.


История Грузии насчитывает свыше трех тысяч лет, за это время территория Грузии неоднократно меняла свои очертания и название. Древние грузинские земли были известны под названием Колхидского царства, а также царств:

  • Лазского;
  • Западно-Грузинского;
  • Грузинского.

В истории Грузии также возникали княжества, которые именовались:

  • Абхазией;
  • Гурией;
  • Мегрелией;
  • Самцхе-Саатабаго;
  • Сванетией.

В христианстве грузинские земли известны под названием Иверии.

В 1801-м году Карталинско Кахетинское царство, существовавшее на тот момент в Грузии, было поглощено Российской империей. Западная Грузия вошла в состав России постепенно в промежутке с 1803 по 1864 года. Однако после государственного переворота 1917-го года грузинский народ обрел независимость, образовав Грузинскую Демократическую Республику, просуществовавшую вплоть до 21 года XX века, когда страна была оккупирована большевиками. Включение Georgia в состав СССР ознаменовалось созданием Грузинской Советской Социалистической Республики, которая после распада Советского Союза снова получила независимость и в наши дни именуется «Республика Грузия».

История страны с древнейших времен

На территории современной Грузии, во время археологических раскопок было совершено открытие мирового уровня: проведенные исследования найденных скелетов показали, что останки принадлежат людям, жившим на грузинских землях больше 1,5 миллионов лет назад. Найденные следы являются самыми древними, обнаруженными на территории Евразии.

Первый союз грузинских племен, который упоминается в древних рукописях, возник примерно 4 тысячи лет назад в восточной Грузии и носил название Диаоха. Историки считают, что зарождение Georgia началось с этого небольшого древняго союза.

Грузия: древняя история страны

Первым государством, оставившим след в истории древней Грузии, было царство Колхида, которое располагалось на восточном берегу Черного моря. Первые упоминания о Колхиде встречаются у древнегреческих авторов Пиндара и Эсхила, живших за 500 лет до нашей эры, также название Колхидского царства фигурирует в мифе про золотое руно.

Грузинские историки предполагают, что колхи, являясь одним из 4-х народов, населявших Переднюю Азию в середине I тысячелетия до н.э., имели высокоразвитое государство, на которое имела влияние Греция. Однако теория возникновения высокоразвитого государства древности остается только теорией, так как археологические изыскания не нашли ее подтверждения.

Историография Грузии утверждает, что древняя Колхида была населена мегрело-чанскими племенами, которые в V веке до н.э. разбавились за счет заселения побережья греками, основавшими на грузинских землях многочисленные фактории и колонии. Постепенно влияние колхов уменьшилось и в конце пятого столетия до нашей эры границы царства находились в пределах долины реки Риони.

Результатом междоусобных войн на восточных территориях Georgians стало появление Картлийского царства, также известного под античным названием Кавказской Иберии. Современная Грузия раньше называлась Иверией, это прозвание до сих пор популярно среди грузин. , является пригородом Тбилиси. Возникла в III веке до Рождества Христова, основатель города – царь Фарнаваз I, родоначальник одноименной династии.

Во втором веке до нашей эры на грузинские земли оказывали влияние три старейших государства:

  • Римская Империя;
  • Великая Армения;
  • Понтийское царство.

Последнее, во временя правления царя Митридата VI, поглотило колхидские земли, включив их в свой состав наряду с Причерноморьем и Малой Азией.

Римский след в Грузинских землях

Римляне побывали в Грузии за 65 лет до н.э. во время войны против Понта и Армении. Командовал римскими войсками Помпей. Колхидское царство потеряло свою независимость и вошло в состав Римской империи в виде провинции. Дальнейшие исторические отношения между Римом и Грузией считаются на протяжении многих лет, вплоть до II века нашей эры, когда Иберия обрела полную независимость и откусила кусок территории от ослабленной Армении. Конец III в ознаменовался для грузинских племен образованием Лазского царства, просуществовавшего четверть тысячелетия, после чего Эгриси поглотила Византия.

Принятие христианства

Жители закавказского государства очень религиозны, основными религиями страны считаются:

  • православное христианство;
  • католицизм;
  • мусульманство.

Наиболее распространено православие – Грузинская православная церковь насчитывает порядка 65% последователей от всего населения страны.

Древний грузинский язык имеет в своей основе картлийскую речь. Некоторые исследователи предполагают, что письменность у грузин развилась в дохристианские времена, однако фактические доказательства, подкрепленные археологическими изысканиями, эту теорию опровергают.

Сасанидский Иран подмял под себя Картлийское царство в начале третьего столетия, когда в Иберии активно проповедовалось и распространялось христианство.

Борьба против Ирана, имевшая своей целью освободиться и получить вассальную независимость, была возглавлена царем Вахтангом I из династии Горгасал, правившим во второй половине 5-го столетия. Помимо восстания, Вахтанг I внес значительный вклад в становление государственности Грузии:

  • расширил подвластные территории;
  • провел реформу церкви;
  • основал город Тбилиси и перенес в него столицу.

Борьба с Ираном была продолжена наследниками царя, однако последние потерпели неудачу, после чего в скором времени произошло упразднение царской власти, править страной стали князья Эристави.

На протяжении трех веков, начиная с середины 7-го столетия, арабы захватили значительную часть территорий Грузии.

VIII век ознаменовался усилением Абхазского эриставства, сбросившим власть Византии благодаря помощи хазар и умелому использованию противоречивых взаимоотношений между арабами и византийцами и снова обретшим царя, которым стал Леон II.


С этого момента грузинские земли были представлены княжествами Кахетинским и Картвельским, а также царствами Эрети, Абхазским и Картлийским эмиратом. Вышеперечисленные политические объединения вели борьбу за власть над центром страны. Результатом противостояния стало объединение земель в единое грузинское феодальное государство.

Одиннадцатое и двенадцатое столетия от Рождества Христова стали для древнего государства периодом расцвета и расширения земель: было отражено нападение турок, освобождены земли Ширвана и Северной Армении, вошедшие в состав Иверии. Примерно в это же время Грузия стала налаживать отношения с Киевской Русью.

Роль Российской Империи

Благоденствие Грузии продолжалось до середины XIII века, с приходом татаро-монгол начался упадок. Век спустя страна разорена войсками Тамерлана, еще через столетие – распадется с образованием Картлийского, Кахетинского, Имеретинского царств, а также княжества Самцхе-Саатабаго. Распад Грузии произошел в кратчайшие сроки.

Спустя шестнадцать столетий от Рождества Христова на территории Грузии развернулась активная борьба между Ираном и Турцией, желающими господствовать в Закавказье. Правительство Грузии просило Россию оказать военную помощь, однако Российская империя стала оказывать покровительство Карталинско-Кахетинскому царству только после подписания русско-грузинского трактата в 1784-м году.

Под влиянием европейских государств Турция стремилась воспрепятствовать выполнению Российской империей взятых на себя обязательств по отношению к грузинскому народу, в результате чего была разорена Восточная Грузия. Противостояние завершилось в августе 1787-го года объявлением Турцией о начале войны с Россией, которая в то время вела военные действия на балканском фронте. Российская империя была не готова воевать на два фронта, поэтому войска были выведены с грузинских территорий, как того в ультимативной форме требовала Турция. Таким образом, страны Европы, действуя через турков, способствовали нарушению Россией взятых на себя обязательств по отношению к Грузии, которая вскоре начала распадаться в результате внутренних междоусобиц.

По согласованию между Императором Павлом I и царем Георгием XII в 1799-м году было восстановлено действие ранее заключенного трактата, однако выполнение российской стороной своих обязательств носило формальный характер. После ввода в Грузию войск и смерти царя Георгия Карталинско-кахетинское царство было присоединено к территориям Российской империи, а царская семья была принудительно доставлена в Россию. Грузинская церковь также потеряла свою независимость, это произошло в 1811-м году.

За время нахождения Грузии в составе Российской империи население страны возросло в 4 раза и составило 1,5 миллиона.

Грузинская демократическая республика

Грузинская демократическая республика просуществовала недолго – всего четыре года. Образовалась республика в 1918 году, когда Грузия отделилась от Закавказской Федерации. Правительству Грузии пришлось срочно решать большое количество вопросов социального и национального характера. В Осетии вспыхнули восстания коммунистов, которые требовалось подавить. Также было необходимо разрешить пограничный спор с Арменией, который вылился в недолгую грузинско-армянскую войну. Помимо вышеуказанных проблем Грузии угрожали: Советская Россия, Белая Армия, Турция. После поражения в битвах с Красной Армией в 1921-м году Грузия потеряла независимость и стала одной из Советских Республик.

Период нахождения страны в составе Советского Союза не оказал отрицательного влияния на экономику Грузии, ее территории не были поражены во время второй мировой войны, несмотря на близость фронта.

90-е годы XX столетия в истории Грузии были омрачены гражданской войной, а также войнами против Абхазии и Осетии. Были налажены и вновь напряжены отношения с Россией из-за строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Этот период вошел в мировую историю как «эпоха Шеварнадзе».

В XXI веке Грузия претерпела сильные изменения: были проведены реформы, реконструкция, осетинская война, экономическая блокада. Сейчас Грузия – демократическое государство, в котором развивается рыночная экономика. Столицей страны является Тбилиси, численность населения превышает 5 миллионов человек. В настоящем Грузия активно развивает туристический бизнес, который пользуется большим спросом благодаря богатому историческому прошлому страны и ее природным красотам.

Повествование о происхождении грузин унесет нас в такое далекое прошлое, что вряд ли кто-то сможет усвоить информацию с первого раза. Сами грузины, а также большинство историков ссылаются на сборник летописей «Картлис Цховреба» («Житие Картли»).

Несмотря на то что в летописях много исторических неточностей и анахронизмов, данный документ вошел в основу труда четырех современных грузинских историков «История Грузии».

Даохи и Колхи

XII − VIII вв. до нашей эры именно к этому периоду относят первые государственные образования на территории современной Грузии.

Даохи, позднее таохи − объединение грузинских племен, проживающих на территории юго-западной Грузии Тао (ныне на территории Турции) в конце второго тысячелетия до нашей эры.

Даохи были смелые и мужественные. Они постоянно сражались то с Ассирийскими царями, то с сильным государством Урарту, которое образовалось в IX веке до нашей эры к югу от Диаохи на современной территории Армении, Ирана и Турции. В клинописных памятниках Урарту Даохи упоминаются как сильная, богатая и победоносная страна во главе с царем, с которой приходилось считаться.

Диаохи все же ослабли в постоянных конфликтах с Урарту, платили им дань и потеряли много территорий. Как Ассирии, так и Урарту пришел конец под натиском скифом, киммерийцев и мидийцев.

*ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

К данному историческому периоду относится Троянская война, начало правление XX династии фараонов в Египте и основание Рима в 753 году до нашей эры..

Колхи − второе большое объединение грузинских племен. Колхи обосновались на западных территориях сегодняшней Грузии вдоль Черноморского побережья вглубь Колхидской низменности. Так сформировалось второе государственное образование грузинских племен в XI-VIII веках до нашей эры. Древние греки называли страну колхов Колхидой. Эту страну упоминали древние историки Геродот, Ксенофонт и Страбон.

Колхида − самая известная местность в Грузии благодаря древнегреческому эпосу. Об Аргонавтах и Золотом руне читаем .

Государство Урарту уступило место государству Мидия, занявшее Иранское нагорье. Жители Урарту после падения страны расселились по всей территории Закавказья, смешавшись с местными грузинскими племенами.

Киммерийцы − племена с Северного Причерноморья неоднократно захватывали территории Колхи, на опустошенных равнинных территориях селились другие племена, спустившиеся с гор.

Греческие колонии на побережье Черного моря

В VI века до нашей эры греки основали колонии: Фазис, Диоскурияю, Гиенос. и Питиунт. Эти названия соответствуют грузинским населенным пунктам Поти, Сухуми, Очамчира и Пицунда. Кроме того, они образовали Херсонес, Пантикапей и другие на территории сегодняшнего Крыма.

Это были независимые города-государства, которые попали под влияние более развитых Колхов. По сведениям греческих авторов, восстановившаяся со временем Колхети, была страной с развитым животноводством, зерновым хозяйством, металлургией, виноградарством…

Здесь были в ходу серебряные монеты «Колхури тетри». Царство Колхети или Эгриси поддерживало дружеские отношения с Ахеменидским Ираном, отправляя туда по собственной инициативе 100 мальчиков и 100 девочек один раз в пять лет.

После уничтожения древнейшего государственного объединения грузинских племен Диаохи, в Восточной Грузии стали селиться разные племена.

После падения царства мушков (или Фригии) в конце VI века до нашей эры из Малой Азии на южные территории Восточной Грузии переселились месхские племена, название которых сохранили некоторые регионы Грузии, например, Месхети, Самцхе,

К IV-III вв. до нашей эры относится образование первого «официального» государства в восточной Грузии. Иберия или Иберийское царство упоминается многими античными авторами. Именно так называли древнее царство Картли в античном мире. Столицей царства стала Мцхета а первым царем первой правящей династии Фарнаваз. Первая династия оставалась у власти до VI века нашей эры.

О том как Фарнаваз стал царем читаем ТУТ.

Хотите познакомиться с историей древней Колхиды ближе? Заказывайте экскурсию в Кутаиси . Расположенная в Западной Грузии Имерети − наследница легендарной Колхиды.

Подробнее об истории древней Грузии читаем

Как многим известно, вселенная не статична. Любое состояние есть следствие некоего процесса. Так же и любая страна возникает не из воздуха, а в результате долгой последовательности событий, которая называется историей. Поэтому для понимания страны полезно знать её историю, хотя с этим не все согласны. Причем история имеет некое влияние на современность, поэтому она иногда сильно политизируется или подгоняется под какую-то теорию. Не буду говорить, что я тут самый объективный, просто расскажу, как я все это вижу.

С историей Грузии в некотором смысле повезло - примерно как с географией. Это вообще пересекающиеся вещи. Ей случилось оказаться в некой, скажем так, полосе социальной активности , то есть, в регионе, где интенсивно зарождались государства и все исторические процессы проходили очень активно. Грузия оказалась на окраине этой зоны (граница проходит как раз по Кавказу), и ее историю можно приравнять к истории древних государств, хотя в их сообществе она будет находиться несколько с краю.

Так как города часто обладают своей независимой историей, то сведём их в отдельный список:

Истории отдельных регионов так же сгруппируем отдельно:

Для внятности историю Центральной Грузии разобъем на кусочки. Это называется "периодизация".

Первобытная эпоха

Так получилось, что история Грузии начинается с эпохи динозавров - просто потому, что в стране сохранились следы их присутствия. Собственно человеческая история началась примерно 1 800 000 лет назад, когда на территории Грузии появился первый человек. И далее тянется долгий каменный век, на который можно было бы не обращать внимания, но есть несколько интересных моментов. Дело в том, что именно в Грузии найдены самые древние кости человека, что дает повод к заявлениям, что Грузия - родина европейцев или как-то в этом духе.

Происхождение картвельских племен

Народы, населяющие Грузию, относятся по языку к картвельской языковой семье, то есть, произошли от некогда существовашего картвельского народа. Тот, в свою очередь, от пракартвельского. Его возникновение и миграция - вопрос дискуссионный и чем-то напоминает вопрос о появлении индоевропейцев. Теорий несколько, мне в свое время понравилась одна, согласно которой пракартвельские, праиндоевропейские и прасемитские народы некогда (ок. 2 500 года) жили в близком контакте, а затем разбрелись в разные стороны. Исходной точкой проживания была, возможно, северная Сирия. Но и до их появления в Закавказье существовала жизнь - тут обитали земледельческие племена неизветного этнического типа.

Первые государства

Как я уже говорил, Грузия находилась на окраине "древнего мира", поэтому сведений о ней не очень много и они довольно туманны. Трудно сказать, когда в Закавкезье появилось первые картвельские государства, тем более, что государство - явление нематериальное. Это как бы система отношений.

Самое раннее, что можно найти - это греческий миф об аргонавтах. Хронологически это имело место где-то перед Троянской войной, то есть, до 1200 года. Ценность греческой мифологии в том, что она обычно серьезно относится к географии и хронологии. Вот им казалось, что до 1200 года в Закавказье уже что-то было. Похоже ли это на правду? В каком-то смысле. Дело в том, что к 1200 году картвельские племена уже имели перед своими глазами наглядный пример государства - хеттское царство. Часть племен в это царство непосредственно входила. Чуть позже в ассирийских и урартийских текстах мы находим уже более многочисленные упоминания о картвельских народах.

Независимость и дохристианский период

Согласно полумифической истории Грузии, первым ее царем был Фарнаваз, который начал править в 302 году (согласно Вахушти Багратиони) как царь государства Иберия. В это время как раз рушилась Ахеменидская империя: в 331 году произошла битва при Гавгамелах, а в 323 умер Александр Македонский и началась полоса анархии, которая тянулась до 281 года. Видимо, Грузия перестала быть провинцией персидской империи и не была завоевана кем-либо другим. Это важный исторический момент: формируется западная (Колхида) и восточная (Иберия) Грузия, появляются первые города: Уплисцихе , Урбниси , Мцхета и Армази . Колхида подверглась сильнейшей эллинизации (посмотрите археологический музей в Вани) и частично перешла на греческий язык, а в Иберии по наследству от персов остался арамейский. В этот момент, возможно, появилась грузинская письменность в виде шрифта асомтаврули , хотя непонятно, когда и как. Вопрос совершенно загадочный. Есть предположение, что при Фарнавазе был создан не новый алфавит, а только новая форма написания арамейского шрифта.

Крещение Грузии

В 327 году христианство было объявлено в стране государственной религией. С этого момента начинается неторопливый процесс христианизации страны. В Грузии появляются первые кресты и храмы. Например, в монастыре Некреси существует храм, построенный предположительно в 4 веке и, стало быть, самый ранний. Несколько позже, в 493, построен Болнисский Сион. При этом язычество в народе держалось еще в середине VI-го века, когда его искореняли ассирийские отцы .

V век

V век стал последним веком грузинской античности. В этот период Грузии было суждено временно уклониться в монофизитство, обрести письменность, построить первые каменные храмы, пережить счастливую эпоху правления Вахтанга Горгасала, затем столкнуться с персидским нашествием и практически исчезнуть с карты мира. Античность кончилась. Началось действительно мрачное средневековье.

VI век

VI век был "темным веком" грузинской истории. В этом веке Тбилиси стал столицей Иберии, был построен храм Анчисхати, пришли "ассирийские отцы " и построили первые монастыри, и в этом же веке Иберия официально (с 505 года) ушла в монофизитство, где и осталась до конца века. Иберия уже ни с кем не воевала, она молча наблюдала, как персидские армии ходят по её территории с востока на запад и обратно. Так же вероятно, что она пережила природный катаклизм, известный как малый античный ледниковый период .

VII-VIII века

В VII век Грузия вошла в виде полузависимой Иберии, и Эгриси, которая была зависима полностью. В таком состоянии страна просуществовала лет 200 и окончательно развалилась на куски к концу этого срока. В первые годы VII века Грузия оказалась на линии фронта между двумя ожесточенно воюющими государствами - Византией и Ираном. В середине века VII пришли арабы и началась совершенно новая эпоха в истории страны.

Тао-Кларджети (IX-X века)

После арабского завоевания Грузия окончательно распалась на части, Тбилиси стал центром Тбилисского Эмирата, и политическая активность началась несколько южнее, в районе городов Артануджи и Ани. В Ани этим занимались армянские Багратуни, которым удалось создать Анийское армянское царство. В Артануджи против арабов воевали грузинские Багратиони, и им удалось создать царство Тао-Кларджети, которое просуществовало около 200 лет.

Золотой век

Золотым веком Грузии обычно называют эпоху Давида Строителя и Царицы Тамары . Но имеет смысл расширить этот период до эпохи Барата III, то есть, отсчитывать его от объединения Грузии. В этот период Грузия распространилась на все Закавказье, но появились монголы и Золотой Век кончился.

Монгольское нашествие

Монголы появились в Закавказье в 1220 году и Грузия (в основном Восточная) оказалась под их властью до 1327 года. Грузинской армии пришлось участвовать практически во всех походах монгольского государства Ильханов - в уничтожении асасинов, разрушении Багдада и войне с мамлюкским Египтом.

Период объединения

Грузия пережила монгольское присутствие без серьезноо ущерба, и у нее были все шансы вернуться к состоянию прежнего Золотого Века, но она не успела. Помешала Великая Чума, истребительные походы Тимура и набеги туркменов. В результате к середине 15-го века страна начала разваливаться на части. В 1493 году царь Константин официально признал распад страны.

XVI век

XVI век Грузия встретила, отказавшись от надежд на объединение. Она стала христианским островом в мусульманском море. Надеяться было не на что. Но неприятности были еще впереди - Турция и Иран придвигались все ближе. В 1505 году царем Картли стал Давид X. Он был человек мирный, не мечтал никого завоевать, но война пришла к нему сама: в 1509 года имеретинская армия царя Александра II перешла Лихские горы и захватила Гори. В 1510 году на Западе появился турецкий отряд и имеретинцы оставили Гори. Этот небольшой турецкий рейд был первым экспериментом по вторжению в Грузию. Потом будут другие, но такие же небольшие.

XVII век

В XVII веке Грузия переживет 30 лет страшных персидских вторжений, будет выжжена наполовину, и в итоге смирится с неизбежным и подчинится Ирану, частично интегрируясь в него. В результате вторая половина века будет спокойной и малособытийной. Это был век эпических сражений: Марткопского, Мерабдинского, Бахтрионского и Базалетского.

XVIII век

XVIII век стал для Грузии немного легче предыдущего. Он начался интересной историей с завоеванием Афганистана, а продолжился переговорами с Российской Империей, которая как раз в это время приблизилась к Кавказу. Эти переговоры длились до конца века и закончились присоединением Грузии к России. Таким образом история этого века - это история грузинско-русский переговоров. Если кого-то интересуют мотивы обоих сторон, то ему придется рассмотреть всю историю процесса начиная с 1721 года.

Присоединение к России

В истории Грузии это совсем небольшой отрезок времени, примерно с 1797 по 1801 год. Однако тема настолько дискуссионная и непростая, что я решил вынести ее в отдельную главу. Суть периода в том, что в эти годы Россия и Грузия договаривались друг с другом о совместном сосуществовании, понимая под этим совершено различные вещи.

XIX век

История этого века - это история пребывания Грузии в составе Росийской империи. С точки зрения туриста этот период важен тем, что именно он создал Грузию, которую мы видим сейчас. Это время, когда в Грузию пришла европейская цивилизация и российская администрация.

Независимость

Недолгий период грузинской независимости пришелся на 1918-1921 год. 26 мая 1918 когда Грузия вышла из состава Закавказской Федерации. Государство сразу же столкнулось со множеством проблем - в основном социальных и национальных. Пришлось подавлять коммунистические восстания в Осетии, а так же решать вопрос о границе с Арменией, что привело к недолгой грузинско-армянской войне . На это наложились угрозы со стороны Советской России, Белой Армии и Турции. В феврале 1921 года Красная Армия вторглась в Грузию, нанесла грузинской армии серьезный урон в битве за Тбилиси и в сражении у Хашури, после чего грузинское правительство было эвакуировано через Батуми, а Грузия объявлена Советской Республикой.

В составе СССР Грузии, надо признать, повезло. Она почти избежала коллективизации и Гражданской войны. По ней не прошлась 2-я мировая война, хотя фронт приблизился практически вплотную. С точки зрения экономики все было почти хорошо. Однако именно в этот период зародились все те конфликты, которые потом привели к нескольким войнам.

Эпоха Гамсахурдия

Это была короткая переходная эпоха - примерно с 1990 по 1991 год. В эти два года создавалась независимая Грузия, причем сразу же возникли разногласия о методах ее создания, что привело к гражданской войне. Это был период идеализма, когда еще было не принято стрелять в оппозицию. История этого периода - грустная история того, как идеалисты не справились с управлением и их свергли уголовники и циники.

Эпоха Шеварнадзе

Эта эпоха длилась с 1993 по 2003 год, полных 10 лет. Она имеет почти точную аналогию на правление Ельцина с той разницей, что нефти в Грузии нет, и кризисы смягчать нечем. Это было тяжелое время. Страна пережила два года гражданской войны, войну с Абхазией и Осетией, успела подружиться с Россией и снова с ней поругаться. В эти годы начал строиться нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который похоронил всякую надежду Грузии на хорошие отношения с российским государством. Эта эпоха началась мегрельскими войнами, а закончилась знаменитой "Революцией роз ".

Эпоха Саакашвили

Эта эпоха длилась ровно столько же, сколько и предыдущая - с 2004 по 2012 год, и за этот период страна изменилась до неузнаваемости. Страна пережила реформу, реконструкцию,


Настроение сейчас - Отличное

Проблема происхождения (этногенез) грузин является чрезвычайно сложной и спор¬ной. Это обусловлено несколь¬кими причинами. Формирова¬ние любой нации или любого народа – длительный процесс, протекающий в столь далеком прошлом, что говорить о каких-либо письменных источниках, свидетельствующих об истори¬чес¬кой достоверности происхо¬ждения того или иного народа, естественно, говорить не прихо¬дится. Историческими источни¬ками для изучения происхож¬дения народа служат сообщения историков более позднего пе¬риода и их высказывания и соображения по данной теме. Некоторые из этих сведений весьма сомнительны. Помимо всего не существует абсолютно чистой расы, так как этногенез это сложный и длительный процесс, в котором участвуют многие племена и народности.
В этот процесс иногда вовлекаются совер¬шенно разные этнические группы, которые хотя и претерпевают ассимиляцию, но, со своей стороны, оказывают влияние на коренное население.
При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заклю¬че¬нию. Вопрос о проис¬хож¬дении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.
1. Источники по этно¬генезу грузин. Интерес к собственному происхож¬дению грузины проявляли еще в древние времена. Согласно грузинскому ис¬то¬рику XI века Леонтию Мровели, у кавказских народов был один предок – Таргамос. Он был сыном Ноя и внуком Яфета. У Таргамоса было 8 сыновей, которые считались родо¬на¬чаль¬никами всех кавказ¬ских народов. Родоначальником грузин счи¬тается Картлос, сын Таргамоса. Понятно, что эта теория связана с Ноем: согласно Библии, народы мира являются потомками сыновей Ноя – Сима, Хама и Яфета. Но интересно другое, главное положение те¬ории Леонтия Мровели о родстве всех кавказ¬ских народов и их этни¬чес¬кой общности. Здесь необхо¬димо учесть, что автор этой теории – де¬ятель XI века. В то время, нес¬мотря на тяжелое по¬лжение, развитие страны шло по пути подъема. Создавалась почва не только для объединения страны, но и для осво¬бождения кавказских народов под знаменем единой Грузии. Осуществление этой задачи требовало идеологического обоснования, чему и служила частично теория Леонтия Мровели. Хотя, не исключено, что существовала традиция или идея, согласно которой народы Кавказа произошли от одного предка. Интересные сведения об этногенезе и первоначальном местопребывании грузин сохранились в лето¬писном своде «Обращение Картли» («Мок¬цеваи Картлисаи»). После занятия Мцхета Азо отправляется в Ариан-Картли и возвра¬щается оттуда со своими соотечес¬твенниками, которых расселяет в Картли. Исходя из этого сведения, грузины (точнее, коренные жители Восточной Грузии) прибыли из Ариан-Картли. Здесь подразумевается территория Восточной Грузии, находившаяся в составе Ахеменидского Ирана (верховье реки Чорохи). Интересно, что движение отдельных грузинских племен с юга в сторону Картли реально подтверждается. Мушки (месхи) из Анатолии продвигаются в северо-восточном направлении к Картли. На пути их продви¬жения и теперь можно встре¬тить названия: Самцхе (Са-мцхе, Са-месхта, Са-месхе) и Мцхета (Мцхе-та, Месх-та).
Сведения о происхождении грузин нахо¬дим и в иностранных источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи являются потомками египтян. Это утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли, или Иберии, как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии, или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор. Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это сооб¬ражение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. Повидимому, такая точка зрения была распрос¬транена и среди грузин.
2. Научные теории об этногенезе грузин. Выдающийся грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами, так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков. Иванэ Джава¬хишвили считал, что грузинские и другие кав¬казские племена шли с юга и заселяли Кав¬каз поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.
По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5-6 тысяч лет назад большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы, которые под¬вер¬глись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы. Позднее, в XI-VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государ¬ство Урарту.
После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образование – Иберия и еще более усилилось – Колха.
Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север. Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами.
В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая роль принадлежит археологическим материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.
3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.
Грузинский народ, прошел очень длительный период своего развития и является одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н.э. Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т.д. эпохи существования общекартвельского языка основы (III тыс. до н.э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. до н.э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н.э., предполагается существование языка-основы картвельских языков, так же как языка-основы других групп кавказских языков (востночнокавказские, т.е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или абхазо-адыгские, языки). Некоторые исследователи полагают, что эти группы кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка – общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.
Исследователи начало распада единого языка-основы картвельских языков датируют началом II тыс. до н.э. В это время получило первые импульсы выделение сванского, существующее же долго и после этого картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VIII в. до н.э.
Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н.э. Речь идет об обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.
Поскольку у картско-занской группы картвельских племен наблюдаются контакты с южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II тыс. до н.э. следует локализовать в северной части распространения грузинских племен, хотя в это время, так же как и в I тыс. до н.э., они, видимо были широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии. К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.
По вопросу распространения грузинских племен в южном направлении нельзя не привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто упоминают в первую очередь ассирийские надписи VIII-VII вв. до н.э. В этих племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они (в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении восточногрузинской государственности.

В настоящее время у грузин, как и многих других народов, существуют субэтнографические группы, в частности существуют такие как: мегрелы, картлийцы, кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, пархальцы, имерхевцы и др.
Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той или иной местности их исторического проживания на территории Грузии (См. Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что такие субэтнографические группы грузин, как сваны и мегрелы, владея общегосударственным и общенациональным грузинским языком, используют также мегрельский и сванский языки, составляющие бесценное языковое и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны с древности, как в пределах современных границ Грузии, так и на более обширной территории границ исторической Грузии.
В частности, и сейчас, этнические грузины (пархальцы, таойцы, шавшетцы, имерхевцы, аджарцы и др.) проживают, уже в значительно сокращенном числе, на территориях «Тао-Кларджети» в исторической части Юго-Западной Грузии. Данные обширные территории Грузии с грузинским населением, вошли в пределы государственных границ современной Республики Турция.

Кроме этого, грузинские племена с глубокой древности (в частности, халибы, о которых есть упоминание в Библии, как о создателях металлургической культуры) проживали по направлению Восточной части Анатолии, в северо-восточной Малой Азии, охватывая Понтийские горы и близлежащие территории, что в современной Республике Турция.
На этой территории проживают потомки грузинских племен, которыми являются нынешние лазы (чаны), распространенные вдоль побережья Черного моря в его юго-восточной части, говорящие (как и грузины мегрелы) на родственном грузинскому мегрело-лазском (мегрело-чанском) языке, и являющиеся носителями картвельской культуры.

Так называемые «ингилойцы», сравнительно уже небольшая, этническая группа восточных грузин проживает на территории исторической части Восточной Грузии (Эрети), в нынешней Республике Азербайджан (совр. Закатальский район).
Грузины, как свидетельствуют и армянские исторические хроники (Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци и др.), следы материальной культуры, были распространены и на исконных грузинских территориях в Южной части Грузии (Квемо-Картли), в районах Лоре и Ташири, которые теперь составляют северную часть Республики Армения.

В настоящее время, значительное количество этнических грузин, проживает в Иране, в ряде его провинций Фейредан, Мазендаран, Гилян и др., насильно переселенные туда из Восточной части Грузии (Кахети-Эрети) в начале 17 века иранским шахом Абассом I. Указанная группа грузин, несмотря на то, что находится длительное время (около 400 лет), далеко от исторической Родины, и в современное время, сохраняет свое этническое самосознание, грузинский язык и культуру.