Содействие самоорганизации граждан по месту их жительства. Территориальное общественное самоуправление Территориальное общественное самоуправление осуществляется на территории

В соответствии со ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

В Федеральном законе № 131-ФЗ установлено, что границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ ТОС осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС.

Одним из элементов системы ТОС являются органы ТОС. Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

В Федеральном законе № 131 -ФЗ говорится о том, что юридическим лицом может быть именно ТОС (термин «орган ТОС» в данном контексте отсутствует, хотя, возможно, подразумевается). Это дает основание некоторым экспертам утверждать, что юридическим лицом может являться только само ТОС, но не его органы. Для сравнения следует привести формулировку из действовавшего ранее Федерального закона № 154-ФЗ: «В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами» (ст. 27).

Всего на территории РФ, поданным на 1 марта 2009 г., было зарегистрировано 15 888 уставов ТОС, при этом наибольшее их количество было зарегистрировано в Краснодарском крае (4219, или 26,5% от всехТОСов), Волгоградской области (1901), Тверской области (1812), Республике Марий Эл (1557), Костромской области (1009). Вместе с тем ТОСы редко регистрируются в качестве юридического лица. В среднем по Российской Федерации в качестве юридических лиц было зарегистрировано 1916 ТОСов (12% от их общего количества). По данному показателю максимальное значение относилось к регионам Сибирского федерального округа (65,3%, или 672 из 1029 ТОСов), а минимальное - к регионам Центрального федерального округа (4%, или 178 из 4458 ТОСов) .

В названном Законе закрепляется, что органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В Федеральном законе № 131-ФЗ содержатся требования, предъявляемые к содержанию устава ТОС. Дополнительные требования к его уставу органами местного самоуправления устанавливаться не могут. В соответствии с Законом в уставе ТОС устанавливаются:

  • 1) территория, на которой оно осуществляется;
  • 2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;
  • 3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;
  • 4) порядок принятия решений;
  • 5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
  • 6) порядок прекращения осуществления ТОС.

В Комсомольске-на-Амуре, где в 2008 г. работали 1078 домовых и уличных комитетов, созданная система ТОС позволяет более эффективно решать вопросы содержания, текущего и капитального ремонта жилищного фонда, общественного порядка и санитарного состояния территории города .

Другими элементами системы ТОС являются собрания и конференции. На основании ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся:

  • 1) установление структуры органов ТОС;
  • 2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
  • 3) избрание органов ТОС;
  • 4) определение основных направлений деятельности ТОС;
  • 5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
  • 6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

В Федеральном законе № 131-ФЗ впервые обозначены функции органов ТОС. Органы ТОС:

  • 1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
  • 2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
  • 3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
  • 4) вправе вносить в органы местного самоуправления, их должностным лицам проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

(см. текст в предыдущей редакции)

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

8. Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) является одной из наиболее эффективных форм организации активных граждан для решения проблем конкретно взятых дворов, домов, улиц либо подъездов. Республика Коми развивает ТОСы относительно недавно, однако положительных примеров работы таких организаций в регионе достаточно много. Мы решили разобраться, что же такое ТОС и какие проблемы жители могут решать самостоятельно, прибегнув к этой форме самоорганизации.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - это форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ТОС основывается на следующих принципах:

– законности;

– свободного волеизъявления граждан на собраниях и конференциях;

– выборности и подконтрольности органов ТОС населению, проживающему на данной территории;

– добровольности участия граждан в разработке и принятии решений по осуществлению собственных инициатив в вопросах местного значения, их реализации;

– сочетания интересов граждан, проживающих в границах территории, на которой осуществляется ТОС, и интересов населения всего поселения или его части;

– самостоятельности и ответственности в принятии и реализации
решений;

– гласности и учета общественного мнения.

ДЛЯ ЧЕГО НАМ ЭТО?

Территориальное общественное самоуправление - это эффективная форма реализации инициатив граждан, направленных на улучшение качества жизни на своей территории.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОС?

Существует две организационно-правовые формы создания ТОС: в статусе юридического лица и без статуса юридического лица. В основном эти две формы отличаются друг от друга количеством возможностей по привлечению средств и объемом отчетности за свою деятельность и привлеченные средства.

ТОС без образования юридического лица:

– регистрации подлежит только устав ТОСа в администрации района, города или сельского поселения;

– расчетного счета нет;

– могут претендовать только на бюджетные средства в рамках целевых программ муниципального образования.

ТОС в качестве юридического лица:

– подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме – некоммерческая организация (НКО);

– наличие расчетного счета в банке;

– возможность осуществления хозяйственной/предпринимательской деятельности, самостоятельно распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами;

– могут претендовать на бюджетные средства в рамках целевых программ муниципального образования;

– возможность участия в конкурсах и грантах региональных, российских и международных фондов и грантодателей.

КАКИЕ ВОПРОСЫ РЕШАЕТ ТОС?

Вопросы, которые решают органы ТОС, относятся к «вопросам местного значения».

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Финансовые ресурсы ТОС могут состоять из собственных привлеченных средств, а также из средств, передаваемых ему органами местного самоуправления поселения.

Источниками финансирования деятельности ТОС являются:

– личные средства жителей территории;

– частные пожертвования;

– целевое финансирование муниципального образования;

– осуществление хозяйственной деятельности;

– участие в конкурсах и грантах как НКО.

КТО МОЖЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОС?

Граждане по месту их жительства на части территории поселения, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, участвовать в работе собраний и конференций граждан, избирать и быть избранными в органы ТОС.

Граждане, не проживающие на территории ТОС, но имеющие на ней на праве собственности недвижимое имущество, уплачивающие налоги, могут принимать участие в работе собрания или конференции с правом совещательного голоса.

КТО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ?

Собрание или конференция является высшим органом ТОС

Собрание или конференция проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

При численности жителей, проживающих на данной территории, достигших 16-летнего возраста, не более 300 человек проводится собрание граждан, при численности свыше 300 человек может проводиться конференция граждан.

Внеочередное собрание граждан или конференция проводятся по инициативе органов местного самоуправления, ТОС или группы граждан, проживающих на соответствующей территории. Численность граждан, по инициативе которых проводится внеочередное собрание или конференция, должна составлять не менее 2% от числа жителей, проживающих в границах деятельности ТОС и достигших 16-летнего возраста.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВЛАСТЬЮ

Органы местного самоуправления поселения оказывают содействие органам ТОС, способствуют выполнению решений собраний и конференций по вопросам, относящимся к реализации полномочий ТОС.

Органы местного самоуправления поселения способствуют становлению и развитию ТОС, координируют деятельность их органов, оказывают им организационную и методическую помощь.

В соответствии с уставом поселения органы местного самоуправления поселения вправе привлекать органы ТОС к решению вопросов местного значения на основе договоров.

Представители органов ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления поселения для обсуждения вопросов, затрагивающих интересы соответствующего ТОСа.

Представители органов местного самоуправления поселения вправе участвовать в заседаниях органов ТОС.

Органы ТОС могут в порядке правотворческой инициативы представлять в органы местного самоуправления поселения проекты муниципальных правовых актов. Эти проекты рассматриваются в установленном советом депутатов поселения порядке.

МОЖЕТ ЛИ ТОС ИМЕТЬ СОБСТВЕННОСТЬ?

В собственности ТОС, прошедшего государственную регистрацию в качестве юридического лица, могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц, иные средства, полученные из законных источников, а также построенные на эти средства сооружения – детские дворовые, спортивные площадки, жилые и нежилые помещения, транспорт, оборудование и инвентарь, другое имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, в том числе переданные органами местного самоуправления поселения на основе правового акта, необходимые для материального обеспечения деятельности ТОС.

Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности ТОС, объем и условия правомочий собственника устанавливаются законодательством Российской Федерации.

И ВЕСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

ТОС может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан.

Это право регламентируется ФЗ-№7 «О некоммерческих организациях». Более конкретная информация содержится в главе 4 «Деятельность некоммерческой организации», статье 24 «Виды деятельности НКО».

КТО КОНТРОЛИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов ТОС осуществляет ревизионная комиссия, а также соответствующие органы финансового контроля.

Ревизионная комиссия избирается собранием или конференцией.

Порядок избрания ревизионной комиссии, права и обязанности ревизионной комиссии определяются уставом ТОС.

Ежегодный контроль за использованием финансовых средств осуществляется в форме годового отчета ревизионной комиссии на собрании или конференции ТОС.

ГРАНИЦЫ ТОС

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются советом депутатов поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан.

Как создать ТОС

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) является одной из наиболее эффективных форм организации активных граждан для решения проблем конкретно взятых дворов, домов, улиц либо подъездов. Республика Коми развивает ТОСы относительно недавно, однако положительных примеров работы таких организаций в регионе достаточно много. В материале представлена развернутая информация о том, что необходимо сделать для того, чтобы создать ТОС.

Шаг 1
ОБРАЗОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ

Для создания ТОС необходимо образовать инициативную группу в количестве минимум 3 человек из числа граждан, проживающих на территории создаваемого ТОС и достигших 16-летнего возраста.

Образование инициативной группы оформляется протоколом собрания инициативной группы по созданию ТОС.

В протоколе должна быть обозначена повестка собрания. Как правило, на нем обсуждаются следующие вопросы:

1. Избрание председателя и секретаря собрания.

2. Информирование о Местном органе общественной
самодеятельности территориальном общественном
самоуправлении в МО.

3. Избрание инициативной группы для проведения
мероприятий по созданию ТОС.

4. Подготовка предложений по наименованию ТОС, по границам ТОС, по проекту устава ТОС, по структуре и составу совета ТОС, кандидатуре председателя совета ТОС.

Шаг 2
УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ ТОС И НАЗНАЧЕНИЕ ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧРЕДИТЕЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Для того чтобы утвердить границы ТОС, необходимо подать заявление в совет муниципального образования.

Помните, если численность граждан территории, на которой организовывается ТОС, составляет менее 300 человек, то проводится собрание, если более 300 человек - конференция.

После того как cовет МО утвердил границы ТОС и назначил дату проведения учредительного собрания или конференции граждан, переходим к следующему шагу.

Шаг 3
ИЗВЕЩЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ О ПРОВЕДЕНИИ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ГРАЖДАН

Инициативной группе необходимо проинформировать население о дате, месте и времени проведения собрания не менее чем за 15 дней до начала мероприятия.
Сообщение о проведении учредительного собрания или конференции граждан должно быть направлено каждому жителю, достигшему 16-летнего возраста, проживающему на территории создаваемого ТОС, либо доведено под роспись в листе уведомления.

Также допускаются иные методы оповещения граждан об учредительном собрании или конференции граждан - объявления, домовой обход.

Шаг 4
ПРОВЕДЕНИЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИЛИ КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН

Учредительное собрание или конференцию граждан проводит инициативная группа. Перед открытием собрания или конференции обязательно заполняется лист регистрации участников.

Учредительное собрание или конференция граждан считаются правомочными при участии в них не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

Учредительное собрание или конференция граждан оформляются одним из следующих документов:

1. Протокол учредительного собрания.

2. Протокол конференции граждан.

Как правило, на учредительном собрании или конференции граждан рассматриваются следующие вопросы:

– об избрании председателя и секретаря собрания граждан;

– о создании местного органа общественной самодеятельности;

– о его названии;

– о принятии устава;

– об основных направлениях деятельности;

– об избрании совета местного органа общественной самодеятельности;

– об избрании председателя;

– об избрании ревизора;

– о назначении лица, ответственного за решение вопросов утверждения границ местного органа общественной самодеятельности, регистрации устава, регистрации в качестве юридического лица.

Шаг 5
РЕГИСТРАЦИЯ УСТАВА ТОС В АДМИНИСТРАЦИИ

После проведения учредительного собрания или конференции граждан уполномоченное лицо (председатель ТОС) подает документы в администрацию МО для регистрации устава ТОС. В мэрию необходимо представить следующие документы:

– заявление о регистрации устава ТОС (заявление подается на имя главы МО, подписанное уполномоченным представителем (председателем ТОС), с указанием Ф.И.О., адреса места жительства и контактных телефонов);

– копию решения совета МО об установлении границ территории, на которой образовывается ТОС;

– протокол учредительного собрания или конференции граждан;

– два экземпляра устава ТОС (экземпляры должны быть прошиты, страницы пронумерованы, подписаны заявителем на последнем листе каждого экземпляра);

– список участников собрания или конференции граждан с указанием их адресов и даты рождения;

– список избранных членов инициативной группы с указанием адресов и телефонов.

Шаг 6
РЕГИСТРАЦИЯ УСТАВА ТОС В УПРАВЛЕНИИ МИНЮСТА РФ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Для регистрации ТОС в Управлении Минюста России по Республике Коми необходимо представить следующие документы:

– заявление о государственной регистрации юридического лица по форме №P11001;

учредительные документы, заверенные подписью председателя ТОС (устав ТОС (в 3 экземплярах), протокол учредительного собрания или конференции граждан (в 2 экземплярах);

– квитанцию об оплате государственной пошлины.

ТОС ЗАРЕГИСТРИРОВАН

Как только вы получили все регистрационные документы, необходимо:

– сделать печать ТОС. При создании печати не рекомендуется использовать символику. Иначе в дальнейшем печать признают недействительной. Лучшим вариантом будет расположить по окружности печати полное наименование ТОС, включая присвоенные ИНН и ОГРН, а в центре расположить краткое наименование ТОС;

– в течение 30 календарных дней с момента регистрации подать заявление в налоговую на упрощенную систему налогообложения (УСН);

– сдать в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми сведения о среднесписочной численности работников - форма по КНД 1110018. Сведения необходимо сдать до 20-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации. Так как работников нет, то численность ставите ноль;

– открыть расчетный счет в банке.

  • Вопросов: 8
  • Рейтинг: 4384

Самоорганизация граждан по месту жительства

В Биробиджане при покупке квартиры интересуются не только этажом, площадью, наличием удобств, но и тем, есть ли в доме орган территориального общественного самоуправления. Если есть, то стоимость кв. метра автоматически увеличивается, потому что хороший домоуправ – это действительно друг человека. Сегодня в городе успешно действуют около 200 органов ТОС. Домовые, уличные, поселковые комитеты, Советы ТОС микрорайонов объединяют неравнодушных горожан с активной жизненной позицией. Они не пройдут мимо создателя несанкционированной свалки, организуют субботник во дворе, добьются строительства детской игровой площадки на придомовой территории и даже задержат хулигана. И это при том, что большинство тосовцев – женщины, чаще - пенсионного возраста. Как происходит самоорганизация граждан по месту жительства? Почему еще не во всех многоквартирных домах созданы первичные ячейки самоуправления? Может ли домком повлиять на формирование тарифов на услуги предприятий ЖКХ? О перспективах развития территориального самоуправления в областном центре пойдет речь в рамках онлайн-интервью на портале ИА ЕАОmedia. На вопросы читателей ответит заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии города Сергей Альхимович.

Вход для участников

Орфография и пунктуация участников сохранена.

    • Курсы для председателей ТСЖ и ТОС действительно систематически проводятся, как правило, ассоциацией ТСЖ ЕАО. Главным итогом курсов является то, что те председатели, которые их посещают, гораздо увереннее и быстрее решают поставленные перед ними задачи.

  • Сергей Александрович, а каким образом ТОСЫ могут влиять на формирование тарифов на услуги ЖКХ? У них есть такие полномочия? Оксана. Биробиджан.

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Органы ТОС вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов, в том числе эти инициативы могут касаться и вопросов формирования тарифов на услуги ЖКХ.

    Здравствуйте! Не совсем понимаю, какая польза от всех этих ТОСОВ? Анна.

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Польза весома. ТОС – самый близкий к народу институт демократии. Благодаря его органам (дворовым, уличным комитетам и т.д.) власть видит, слышит и чувствует проблемы населения.

    Добрый день! В нашем доме никак не могут создать ТСЖ, все попытки просто сходят на нет, потому что жители не хотят доверят просто активисту, который решил стать домоуправом. А создать ячейку просто необходимо, потому что во дворе нет ни детской площадки, ни нормальной дворовой территории. Каким образом уговорить недоверчивых жильцов?

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Уговорить недоверчивых жильцов действительно сложно, но если уговоры подкрепить реальными делами, то этот вопрос вполне решаем. И совсем необязательно «сходу» создавать ТСЖ - создайте домовой комитет. В этом формате задача благоустройства дворовой территории тоже достижима. А набравшись опыта и заручившись поддержкой жильцов, можно и управляющего многоквартирным домом выбрать, и ТСЖ создать.

    Здравствуйте. Сложно ли создать ТОС? Что для этого нужно? Мария, Биробиджан.

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Здравствуйте, Мария! Орган ТОС создать не сложно! За консультацией рекомендую Вам обратиться в наш отдел, расположенный по адресу: г. Биробиджан, проспект
      60 лет СССР, д. 22, каб. 307. Телефон для справок: 2-15-16.
      Если у Вас будет желание, то вместе мы это сделаем!

    Сергей Александрович! Сколько ни смотришь в газетах, на ТВ, на ЕАОmedia в репортажах о ТОС одни и те же лица. Причем довольно немолодые. Молодым это не надо? Или ваш отдел принципиально не хочет работать с этой возрастной категорией? Есть ли проблема с кадрами в ТОС?
    Николай Михайлович, Биробиджан, ул. Пушкина

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Уважаемый Николай Михайлович! Один из выдающихся руководителей нашей страны сказал: «Кадры решают все!». Проблема с кадрами – это, пожалуй, главная проблема организации территориального общественного самоуправления не только в нашем городе. И корни этой проблемы кроются в самой сути территориального общественного самоуправления.
      Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Т.е. те немногие люди, которые отважились взять на себя ответственность не только за себя, но и за других, БЕЗВОЗМЕЗДНО проводят непростую работу по отстаиванию общественных интересов. Я думаю, Вы согласитесь со мной, что далеко не все на это способны. Более того, большинство простых обывателей не понимают, для чего им (активу ТОС) нужны эти трудности, ведь своих предостаточно! Но, тем не менее, именно эти Люди являются главной опорой общества, города и страны!

    С 1 сентября ТСЖ сменит новая форма - товарищество собственников недвижимости. Это новая норма ГК. Что изменится с этим, знают ли об этом в городских органах самоуправления?
    Константин, Биробиджан

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Константин! ТСН (товарищество собственников недвижимости) не сменит ТСЖ. ТСН является более расширенным понятием. ТСЖ является разновидностью ТСН.
      Мэрии города известно об изменении законодательства в этой сфере. Многие ТСЖ тоже об этом знают, так как эта новость для них долгожданная.
      Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

  • 3) работа с детьми и подростками, в том числе содействие в организации досуга детей в каникулярное время;
    4) внесение предложений в органы местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы граждан, по использованию земельных участков на территории ТОС под детские площадки, скверы, а также для других общественно-полезных целей;
    5) общественный контроль над санитарно-эпидемиологической обстановкой, пожарной безопасностью и работами по благоустройству подведомственной территории;
    6) участие в общественных мероприятиях по благоустройству территории;
    7) информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых по предложению или при участии ТОС.
    Существует три основных источника финансирования органов территориального общественного самоуправления: муниципальные средства (в городе Биробиджане для развития территориального общественного самоуправления создана муниципальная программа), собственные и привлеченные средства (спонсоры, гранты).

§ 7. Территориальное общественное самоуправление

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» от 6 октября 2003 г. подчеркивается, что местное самоуправление осуществляется гражданами Российской Федерации путем референдумов, выборов и других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. В статье 27 названного закона вводится понятие территориального общественного самоуправления как формы участия населения в местном самоуправлении.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения - муниципального образования (микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами (п. 5 ст. 27).

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами местного самоуправления (ст. 27).

Таким образом, под территориальным общественным самоуправлениемпонимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных интересов в вопросах местногозначения непосредственно населением или через создаваемые им органытерриториального общественного самоуправления.

Правовой основой организации и деятельности территориального общественного самоуправления служат Конституция Российской Федерации (ст. 30, 130), Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований.

В этой связи следует обратить внимание, во-первых, на то, что Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления дал определение понятию «территориальное общественное самоуправление» и установил, что порядок его организации и осуществления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Во-вторых, территориальное общественное самоуправление как один из важнейших институтов местного самоуправления неоправданно оставался недостаточно разработанным.

Вследствие этого, в ст. 56 ранее действовавшего закона 1995 г., установлено, что правовое регулирование территориального общественного самоуправления до принятия законов по данному вопросу субъектами Российской Федерации осуществляется в соответствии со ст. 80-86 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6. 07. 1991 года в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и указанному Федеральному закону.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты специальные законы, регулирующие общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления, полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права, обязанности, функции, гарантии и другие вопросы.

Являясь частью системы местного самоуправления в Российской Федерации, система территориального общественного самоуправления может включать в себя различные формы, В том числе: собрания (сходы), конференции, опросы граждан;

органы территориального общественного самоуправления - советы, комитеты микрорайонов, жилых комплексов, поселков, сельских населен пых пунктов, в тех случаях, когда в последних самостоятельные органы местного самоуправления не формируются; иные органы самоуправления населения по месту жительства - советы, комитеты улиц, кварталов, домов и т.п.

Одним из ключевых элементов рассматриваемой системы являются органы территориального общественного самоуправления. В ст. 4 чакона г. Москвы о территориальном общественном самоуправления закреплено, что орган территориального общественного самоуправления (территориальная ой щи на и созданные ею органы) - добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, созданная, но инициативе граждан жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома или иного жилищного комплекса, объединяющихся на основе общности интересов для реализации общих целей, определенных уставом.

Границы территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению жителей соответствующей территории представительным органом местного самоуправления (п. 1 ст. 27).

Территориальное общественное самоуправление строится на следующих принципах:

а)широкое участие граждан и их объединений в выработке, принятии и
реализации решений по вопросам развития данной территории;

б)самостоятельность, предусматривающая создание органов территориальног общественного самоуправления, а также определение и обеспечение финансово экономической основы их деятельности;

в)выборностьоргановтерриториальногообщественного самоуправления, их подконтрольность и подотчетность населению;

г)открытый и публичный характер их деятельности;

д)законность;

е)сочетание местных интересов, интересов данной территории с интересами муниципального образования, региона и государственными интересами.

Компетенция органовтерриториальногообщественного самоуправления определяется их положением (уставом) с учетом полномочий, передаваемых им представительными органами местного самоуправления и местной администрацией. Представительные органы и местная администрация могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного

самоуправления.

В уставе территориального общественного самоуправления, как правило, указываются:

границы территории, на которой оно осуществляется; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

структура и порядок формирования органов территориального общественного самоуправления;

срок полномочий органов территориального общественного самоуправления, наименование этих органов, их полномочия, порядок прекращения полномочий;

статус органов территориального общественного самоуправления; виды, порядок принятия и вступления в силу решений органов территориального общественного самоуправления; основания и виды ответственности органов и должностных лиц территориального общественного самоуправления; экономическая и финансовая основы территориального общественного самоуправления;

Вопросы, относящиеся к ведению территориального общественногосамоуправления, гарантии прав должностных лиц этих органов и иные положения об организации территориального общественного самоуправления, не противоречащие федеральным законам, законамсубъектов Федерации, уставу муниципального образования инормативным правовым актам органов и должностных лиц местногосамоуправления, а также порядок прекращения его деятельности,

В соответствии с Законом Московской области «О местном самоуправлении в Московской области» органы местного самоуправления могут передавать свои отдельные полномочия органам территориальногообщественного самоуправления с их согласия. Однако органамтерриториального общественного самоуправления не могут передаватьсяполномочия по принятию правовых актов. Регистрация органовтерриториального общественного самоуправления осуществляется органамимуниципального образования в установленном порядке (Вестник Московскойобластной думы. 1996. № 8. С.27).

Устав территориального общественного самоуправления подлежит обязательной регистрации в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

В уставах территориального общественного самоуправления могут быть отражены соответствующие обязательства и функции органа территориального общественного самоуправления, по:

а)сохранению и ремонту жилищного фонда;

б)поддержанию чистоты и порядка на данной территории;

в)охране земельных насаждений, водоема, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений иподдержанию в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства;

г)организации клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков, ведению воспитательной работы среди детей и подростков;

д)оказанию помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без попечения родителей;

е)укреплению общественного порядка;

ж)защите прав потребителей;

з)оказанию помощи школам, детским садам, больницам и поликлиникам, благотворительным фондам и организациям;

и) поддержанию в надлежащем порядке состояния кладбищ и других

мест захоронения;

к) охране памятников истории и культуры,

л) правозащитной деятельности и другим вопросам.Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления. Их выборы могут проводиться на общих собраниях (сходах) или конференциях жителей соответствующей территории, а также на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательным участкам в ходе муниципальных выборов на срок полномочий представительного органа муниципального образования либо на другой срок. Подготовка и проведение выборов производится открыто и гласно. Таким образом, в системе общественного самоуправления важное место отводится выборам. Путем выборов могут формироваться органы территориального общественного самоуправления, а также избираться должностные лица этих органов.