131 й федеральный закон. Полномочия главы сельского поселения

В законодательные (представительные)
и высшие исполнительные
органы государственной власти
субъектов Российской Федерации

При реализации части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) следует иметь в виду, что она предусматривает безусловное сохранение представительного органа поселения и главы поселения. Кроме того, она не имеет императивного характера. Ее применение возможно только в том случае, если соответствующие решения примут и представительный орган поселения, и представительный орган муниципального района.
По нашему мнению, применение положения части 4 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ возможно осуществить в следующем порядке.

1. Уставами муниципального района и поселения, являющегося его административным центром, определить субъектов, наделенных полномочиями по инициированию процедуры перехода к исполнению администрацией муниципального района полномочий администрации поселения, являющегося его административным центром (далее - администрация поселения). Данным правом могут быть наделены представительные органы указанных муниципальных образований, а также главы данных муниципальных образований. При этом предусмотреть количество голосов, необходимых для поддержания инициативы. Представляется, что это может быть как простое большинство, так и большинство в две трети голосов от установленной численности депутатов соответственно представительного органа поселения и представительного органа муниципального района.

2. В случае, если инициатива будет поддержана необходимым количеством голосов, для согласования дальнейшей процедуры перехода к осуществлению полномочий администрации поселения администрацией муниципального района представляется целесообразным заключить соглашение между представительным органом поселения и представительным органом муниципального района, в котором определить порядок и сроки внедрения новой схемы осуществления полномочий администрации поселения. Установив определенный срок для подготовки проекта указанного соглашения, логично возложить обязанность по подготовке текста соглашения на глав муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района.
При определении в соглашении поэтапных сроков принятия и вступления в силу соответствующих решений представительных органов поселения и муниципального района необходимо учитывать следующие положения Федерального закона № 131-ФЗ.

1) Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего соответствующее решение. Решение об исполнении администрацией муниципального района полномочий администрации поселения означает ликвидацию последней, то есть изменение структуры органов местного самоуправления поселения. Следовательно, такое решение вступит в силу только по истечении срока полномочий представительного органа поселения, что и должно быть отражено в соглашении. Как истечение срока полномочий следует рассматривать как непосредственное завершение временного периода, на который был избран представительный орган муниципального образования, так и досрочное прекращение полномочий по основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 131-ФЗ.
Обращаем внимание на то, что в случае перехода к исполнению полномочий администрации поселения администрацией муниципального района отсутствует изменение структуры органов местного самоуправления муниципального района, происходит только расширение круга полномочий его администрации. Поэтому на решение о внесении изменения в устав муниципального района об исполнении администрацией муниципального района полномочий администрации поселения не распространяется действие части 8 статьи 44 Федерального закона.

2) Использование в тексте части 4 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ слов «образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения» не означает, что создается некая новая администрация муниципального района. В данном случае слово «образование» используется постольку, поскольку необходимо подчеркнуть расширение объема полномочий администрации муниципального района. При этом существующая администрация муниципального района продолжает работать.

3) В соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования может исполнять полномочия главы местной администрации. Если глава поселения исполняет именно эти функции, то применении новой схемы осуществления полномочий администрации поселения возможно только по истечении срока его полномочий, поскольку часть 6 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривает досрочное основание прекращения полномочий главы муниципального образования в рассматриваемой ситуации.

4) В соответствии с новой редакцией части 5 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ в случае исполнения полномочий администрации поселения администрацией муниципального района при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна треть членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна треть - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Таким образом, из смысла данной нормы следует, что осуществление администрацией муниципального района полномочий администрации поселения возможно, если главы и муниципального района, и поселения исполняют полномочия председателя представительного органа соответствующего муниципального образования, так как только в этом случае местную администрацию возглавляет лицо, замещающее должность по контракту. Если в муниципальном районе и (или) поселении глава исполняет полномочия руководителя администрации, представляется необходимым внести соответствующие изменения в уставы муниципального района и поселения. При этом следует иметь в виду, что решения об изменении полномочий указанных глав вступают в силу после их государственной регистрации и опубликования, но не применяются к действующим главам. Они будут применяться к следующим главам, поэтому в соглашении требуется также учитывать и данные сроки.

5) В том случае, когда главой администрации поселения является лицо, назначенное по контракту, необходимо обратить внимание на то, что среди оснований досрочного расторжения контракта, предусмотренных частью 10 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ, отсутствует такое основание, как ликвидация администрации поселения в связи с осуществлением ее полномочий администрацией муниципального района. Поэтому определение хронологического порядка перехода к новой форме исполнения полномочий администрации поселения необходимо осуществлять с соблюдением указанной нормы Федерального закона № 131-ФЗ, то есть с учетом срока истечения контракта.
Если главой администрации муниципального района является лицо, назначаемое по контракту, то необходимо учитывать, что и его полномочия не могут быть прекращены досрочно в силу указанного положения части 10 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ. Кроме того, необходимо исходить из того, что выбор кандидатов на должность главы местной администрации, исполняющей полномочий администрации поселения, должен осуществляться конкурсной комиссией, включающей в себя представителей поселения. Действующий глава администрации муниципального района назначен конкурсной комиссией, в которой поселение не было представлено. Таким образом, он должен исполнять полномочия до истечения срока контракта. Применение новых требований возможно только к следующему главе администрации муниципального района.

3. Полагаем, что подготовленный проект соглашения необходимо направить на рассмотрение представительных органов поселения и муниципального района для его утверждения. Количество голосов, необходимых для принятия решения, возможно определить в решении о подготовке проекта соглашения. Представляется, что в данном случае это должно быть большинство в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа поселения и большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального района. При этом голосование, естественно, проводится самостоятельно в каждом из указанных органов.

4. В соответствии с заключенным соглашением представительный орган поселения и представительный орган муниципального района готовят проекты решений о внесении изменений в уставы своих муниципальных образования в части исполнения администрации муниципального района полномочий администрации поселения. Процедура внесения этих изменений осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными положениями Федерального закона № 131-ФЗ для внесения изменений в устав муниципального образования, в том числе и в части проведения публичных слушаний.

5. После вступления в силу изменений в устав поселения и муниципального района (с учетом всех положений, перечисленных в пункте 2) администрация поселения ликвидируется, соответственно, муниципальные служащие и иные сотрудники администрации увольняются с соблюдением требований Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации. В случае необходимости возможен перевод каких-либо муниципальных служащих администрации поселения в администрацию муниципального района.

6. Несмотря на то, что администрация поселения будет ликвидироваться, ее полномочия должны быть определены в уставе поселения, иначе неясен перечень полномочий, который должна вместо нее исполнять администрация муниципального района. Но естественно, что одновременно в уставе должно быть положение о том, что указанные полномочия исполняются администрацией муниципального района. Указанные полномочия не могут определяться в уставе муниципального района.

7. Для того, чтобы обеспечить возможность учета мнения представительного органа поселения при оценке деятельности главы местной администрации муниципального района, замещающего должность по контракту, полагаем, что в уставе муниципального района необходимо предусмотреть отчет главы администрации не только перед представительным органом муниципального района, но и перед представительным органом поселения в части исполнения полномочий администрации поселения, установив право представительного органа поселения ставить вопросы перед главой администрации муниципального района. При этом закрепить положение о том, что этот аспект его деятельности также учитывается при оценке ее результатов.

По нашему мнению, образование местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, при прекращении исполнения местной администрацией муниципального района полномочий местной администрации указанного поселения может осуществляться в том же порядке, в котором осуществляется образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения.

Председатель Комитета
В.С.Тимченко

ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» был принят в 2003 году. Он закрепляет фундаментальные основы построения муниципальной власти, регламентирует формы участия народа в управлении, компетенцию местных органов власти.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В структуре власти должны быть представлены как коллегиальный представительный орган, так и орган, управляемый по принципу единоначалия (Администрация МО).

В Российской Федерации существует несколько видов населенных пунктов, и каждый вид имеет свои полномочия и круг решаемых вопросов. Границы земель и их статус изменяются по правилам, установленным в данном законе.

Федеральный закон №131 устанавливает:

  • официальные наименования видов МО и их характеристики;
  • перечень предметов, находящихся в компетенции местных властей;
  • порядок учреждения и компетенцию органов МСУ;
  • правила составления муниципальных актов;
  • основы экономической деятельности МО.

Основные положения закона об общих принципах организации местного самоуправления №131-ФЗ

Федеральный закон определяет местное самоуправление как участие жителей в решении местных проблем в прямой форме, например, через референдумы, сборы, избрание главы и депутатов, и в косвенной — через учрежденные органы власти.

Право народа на участие в управлении закреплено в международных документах, прежде всего в Европейской хартии о МСУ, в Конституции нашей страны, федеральных законах, иных законах и подзаконных актах всех уровней власти, уставах субъектов и МО.

Правовые основы деятельности, привилегий и ответственности органов МСУ и должностных лиц, состоящих на службе в МО, устанавливаются федеральными и региональными органами власти. Кроме того, в отдельных случаях государство осуществляет контролирующие мероприятия и разработку курса политики на местном уровне.

МСУ осуществляется местными органами и населением самостоятельно.

Законодательные инициативы на местном уровне осуществляются с помощью муниципальных актов, регламентирующих принятые решения по предметам своей компетенции.

К таким предметам относят бюджетный процесс в МО, утверждение налогов и сборов, социальная поддержка, управление жилым фондом и иным муниципальным имуществом, обеспечение тепло-, электро-, газо- и водоснабжения, функционирование транспортной системы и т.д.

Муниципальные органы имеют право:

  • проводить программы, посвященные развитию и улучшению уровня жизни в МО;
  • принять местный устав и конституцию, вносить в него изменения;
  • учреждать муниципальные организации и финансировать их деятельность;
  • регламентировать тарифы на услуги, которые исполняют муниципальные предприятия;
  • проведение выборов.

В системе власти МО должны присутствовать глава МО, представительный, исполнительный и контрольный органы, а также иные органы, прописанные в уставе.

Представительный орган создает устав, бюджетный проект, устанавливает налоги, распоряжается имуществом, учреждает и ликвидирует муниципальные предприятия. Он формируется в соответствии с уставом населенного пункта. Его членами являются главы поселений или избранные депутаты.

В ведении местной администрации находятся насущные вопросы поселения и делегированные государственными органами полномочия. Во главе администрации стоит глава МО либо назначенное лицо.

Органы контроля МО следят за исполнением бюджетных обязательств, соблюдением правил распоряжения имуществом.

Видео: Комментарии к Главе 1

Административно-территориальное устройство

Федеральный закон №131 закрепляет территориальные основы МСУ: перечень видов МО, состав образующих земель, а также правила изменения территориальных границ.

Перечень территориальных объектов, считающихся муниципальными образованиями, приведен в статье второй закона.

Виды муниципальных образований

Сельское поселение – это одно или несколько расположенных рядом селений и деревень, управляемых с помощью местных органов и/или с помощью прямых волеизъявлений народа. Городским поселением называют более крупные объекты, города или поселки городского типа.

Муниципальный район – ограниченная область, на которой расположены городские, сельские поселения и земли вокруг них. Поскольку в каждом из поселений есть свой глава и органы управления, в компетенцию органов власти муниципальных районов входит регулирование вопросов, возникающих при взаимодействии поселений.

Городской округ — это территория, которая охватывает несколько поселений людей, не считающихся муниципальными образованиями.

В 2014 году была внесена правка, позволяющая оформить районы как отдельные МО в составе городского округа. За прошедшие три года с момента принятия правки городскими округами с внутригородским делением стали Самара, Махачкала и Челябинск.

Вопросы местного значения

Федеральный закон позволяет МО самостоятельно решать вопросы, возникающие в процессе существования населенного пункта.

Согласно Конституции, МО имеют право с полной ответственностью управлять принадлежащей ему собственностью, создавать и корректировать устав, утвердить бюджетный проект, налоговую базу, следить за общественным порядком.

Полномочия сельских поселений

ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» предписывает сельским поселениям следующие полномочия:

  1. Планирование, утверждение и исполнение собственного бюджета.

Поселение имеет право составить бюджетную смету и самостоятельно следить за ее исполнением. Этот вид МО может предоставлять трансферты, бюджетные кредиты, гарантии, управлять собственными активами.

Регламентировать правила формирования и рассмотрения бюджетного проекта, распоряжения средствами и формирования отчетности предписано местным органам.

  1. Ведение налоговой базы.

Перечень взимаемых налогов составляется представительным органом МО. В данный момент налогами, собираемыми «на местах», являются налоги на земельный участок и на имущество граждан.

  1. Распоряжение муниципальной собственностью.

Гражданский кодекс определяет собственность МО как имущество, которое по закону принадлежит поселению. Органы власти МО вправе совершать сделки с имуществом, выступать в суде по имущественным вопросам.

Статья 50 относит к такому имуществу муниципальный жилищный фонд, предназначенный для нуждающихся слоев населения, объекты для снабжения населения коммуникациями (газ, отопление, электроэнергия, водоснабжение), транспорт для пассажирских перевозок, дороги местного значения, пожарные станции и их оснащение, библиотечный фонд, земельные участки, культурные и прочие объекты.

  1. Обслуживание дорог местного значения.

Под обслуживанием понимается создание сети муниципальных дорог, контроль их сохранности, введение платных участков дорог и парковок, составление нормативов на содержание и ремонт дорог.

  1. Предоставление коммунальных услуг.
  2. Создание транспортной инфраструктуры.
  3. Социальное обеспечение граждан, предоставление жилья нуждающимся слоям.
  4. Предупреждение чрезвычайных ситуаций и проведение мер по их ликвидаций, пожарная безопасность.
  5. Создание досуга, сохранение и выставление культурных ценностей, библиотечного фонда, проведение массовых досуговых мероприятий.
  6. Благоустройство территории и иные вопросы.

Полный перечень отражен в третьей главе закона.

Земельный контроль

Власти МО осуществляют контроль по следующим вопросам:

  • соблюдение норм и сроков пользования земельных участков;
  • использование отведенных земель строго по их предназначению;
  • соблюдение договоров и сроков эксплуатации;
  • сбор сведений о состоянии участков.

Власти МО проверяют, в каком состоянии находятся участки, ведут учет актов и иных документов, подтверждающих удовлетворительное содержание и выполнение условий договора, передают сведения о нарушениях в надлежащие органы.

Благоустройство территории

Благоустройством называют осуществление действий по строительству и поддержанию объектов муниципальной собственности, облагораживанию муниципальных земель.

Деятельность благоустройства направлена на выполнение санитарных норм, эстетическое оформление, создание комфортных условий для отдыха. Объектами благоустройства являются жилые и нежилые дома, уличное освещение и ограждения, зеленые насаждения, детские площадки и т.д.

В соответствии с ФЗ №131, в состав деятельности местной Администрации должно входить создание свода требований, направленных на улучшение благоустройства.

Периодичность проведения работ по реконструкции и облагораживанию объектов устанавливается принятым в МО регламентам, расходы на восстановление фасада и внутренних помещений, посадочные работы, установка табличек с номерами домов, уход за предметами досуга и культурными объектами покрываются из местного бюджета.

Помимо охраны уличных насаждений, Администрация принимает комплекс мер по защите объектов природы, находящихся на территории МО.

Публичные слушания

В федеральном законе содержится перечень способов выражения воли граждан. Это могут быть обращения групп жителей с правотворческой инициативой, сходы и собрания, проведение слушаний для населения, выборы, референдумы и т.д.

Остановимся подробнее на одном из видов, публичном слушании. На повестку дня выносится документ, назначается время и дата, и любой гражданин может прийти на слушание и высказать свою точку зрения о том, что нужно внести или убрать из проекта. Инициатором проведения слушаний может выступать и народ, и представитель власти в лице главы МО или органа МО.

По закону основными документами, подлежащими обсуждению, являются:

  • учреждение устава или его корректировка;
  • бюджетный проект, информация об исполненном проекте;
  • акты, касающиеся жизни города: распоряжение муниципальными землями, программы развития территории, разрешение на возведение капитальных построек, благоустройство территории;
  • преобразование МО.

Регламент проведения публичного слушания устанавливается самостоятельно каждым территориальным объектом.

Последние изменения в 2020 году

В этом году на весенней сессии парламента был принят ряд правок к федеральному закону. Изменения коснулись понятия «Городской округ», теперь под ним подразумеваются заселенные места, находящиеся в одной местности и не признанные МО.

В границы городского округа войдут земли объединившихся городов и деревень, земли общественного пользования и рекреационного назначения, а также резерв для развития округа.

В редакции от 2020 года вводится административный центр городского округа – заселенный объект, в котором расположена Администрация округа. На расположение центра влияют народные обычаи местности и близость общественной инфраструктуры.

Объединить разрозненные территориальные единицы в городской округ можно будет по решению местной Администрации или иного представительного органа. При этом населенный пункт теряет звание муниципального образования. Изменение статуса фиксируется в региональном законе с включением полного списка включенных пунктов.

В тенденции укрупнения муниципальных образований есть положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, вместе с территорией объединяются и органы власти, и доходы бюджета, что позволит эффективнее управлять территорией, развивать инфраструктуру. Исчезнет проблема нехватки средств у отдельных поселений.

С другой стороны, жители бывших поселений столкнутся с большими изменениями в управлении пунктом, повышением тарифов на предоставление благ, насущные вопросы будут решаться медленнее из-за отдаленности центра. Поэтому динамика изменений будет зависеть от выбранного курса развития территории.

1. Предусмотрен новый вид муниципального образования - муниципальный округ.

Муниципальный округ - несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного данным Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Согласно изменениям определен круг вопросов местного значения муниципального округа, уточняются критерии, которым должны соответствовать городские округа, конкретизируются требования, в соответствии с которыми устанавливаются и изменяются границы муниципальных образований.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ дополнен новой статьей 9.1, регулирующей вопросы наименований муниципальных образований. Предусмотрено, что наименование муниципального образования должно содержать указание на его статус и субъект Российской Федерации, в котором оно расположено.

4. В статье 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ:

Дополнена частью 2.3 следующего содержания:

«2.3. Изменение границ муниципальных и городских округов, влекущее отнесение территорий населенных пунктов, входящих в состав муниципальных и городских округов, к территориям других муниципальных и городских округов, осуществляется с согласия населения муниципальных и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных и городских округов.»;

Часть 4 изложена в следующей редакции:

«4. Изменение границ муниципальных образований, не влекущее отнесения территорий населенных пунктов к территориям других муниципальных образований, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных образований. В случае, если изменение границ поселений или внутригородских районов влечет изменение границ муниципальных районов или городских округов с внутригородским делением, такое изменение границ осуществляется также с учетом мнения населения соответствующих муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением, выраженного представительными органами муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением.».

5. Статья 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ дополнена частями 3.1-1, 3.3, 5.1, 7.3, 8, 9, 10, касающимися вопросов преобразования муниципальных образований в связи с введением нового вида муниципального образования - муниципального округа.

6. Из перечня полномочий органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов исключено полномочие по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

7. В статье 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ:

Пункт 5 части 1 изложен в следующей редакции:

«5) в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения о создании вновь образованного поселения, а также во вновь образованном поселении, если численность его жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 300 человек, по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного поселения;»;

Часть 2 изложена в следующей редакции:

«2. Сход граждан, предусмотренный настоящей статьей, правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. В случае, если в населенном пункте отсутствует возможность одновременного совместного присутствия более половины обладающих избирательным правом жителей данного населенного пункта, сход граждан в соответствии с уставом муниципального образования, в состав которого входит указанный населенный пункт, проводится поэтапно в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения о проведении схода граждан. При этом лица, ранее принявшие участие в сходе граждан, на последующих этапах участия в голосовании не принимают. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.».

Федеральный закон от 01.05.2019 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступил в силу 01 мая 2019 г., при этом предусматривается переходный период до 1 января 2025 года.

В Российской Федерации люди не только имеют право на местное самоуправление, но это и основа конституционного строя. Чтобы подтвердить такой постулат в законодательство РФ включили Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, которым переводится теоретическая преамбула главного закона страны в практическое русло, чтобы все гарантии, которые он дает можно было воплотить.

ФЗ 131 об общих принципах организации местного самоуправления РФ

Данный российский закон в силе уже ни один год — Дума приняла его в 2003 г. (сентябрь), а действовать он стал двумя неделями позже (октябрь).

Значения органов местного самоуправления

Данный нормативный акт указывает — орган (-ы) местного самоуправления являются обязательным условием, так как благодаря им происходит реализация законных интересов людей. Его отдельное положение (статья 34) гласит, что структура самоуправления, в соответствии с данным ФЗ, должна включать следующие органы:

  1. Представительный, причем его глава такого может быть только выборным.
  2. Местную администрацию.

Также обязателен контрольно-счетный орган, возможно наличие других органов, если это предусмотрено муниципальным уставом.

Краткая характеристика

Этот документ указал, что могут быть следующие виды образований:

  1. Поселение.
  2. Городской округ.
  3. Муниципальный район.

Все типы образований имеют различное полномочие. Четко прописано как должна делиться территория между любыми образованиями, то есть порядок установления, изменения границ. Также точно описан вопрос их преобразования.

Краткая характеристика ФЗ будет неполной, если не указать, что каждый муниципальный орган наделен правом выполнять регулирования межбуджетных отношений. А государственный аппарат передал на места некоторые рычаги влияния на самоуправление, как того требует конституционный принцип.

Настоящий акт устанавливает межмуниципальные отношения, для обеспечения полноценных хозяйственных контактов, например, своевременного обеспечения нужными лекарствами частей какого-либо района, районов, подобные взаимоотношения эффективно построены в Вологодской области, об чем свидетельствует не один отзыв.

Действующая редакция 131 ФЗ с последними изменениями

На сегодня действующая редакция ФЗ от 2 июня 2016 г., но в начале июня этого же года будет вступать в силу свежая версия с последними изменениями, это стало известно, когда Госдума приняла № 197-ФЗ о внесении изменений в ст. 26.3 № 131-ФЗ. Что произошло в конце июня 2016 г., но, чтобы данный акт числился в новой редакции, версии с вступившими в силу изменениями нужно подождать 10 дней с момента, когда был опубликован № 197-ФЗ. То есть этот срок закончится 2 июля.

Хотя ФЗ 131 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, но его текст уделяет много места людям, которым доведется принимать решения на местах, то есть тем, кто будет представлять власть в образованиях. И уже давно ясно, что они часто могут выполнять неправомерные действия. Чтобы снизить их количество, данный правовой акт пополнился рядом новшеств в основные положения цель, которых закрыть многие скользкие вопросы в законодательстве.

Например, чтобы снизить вероятность выбора, принятия на работу городского, сельского головы человека со смутной биографией, данный ФЗ предусматривает, что желающий не может быть кандидатом на такую должность, если его собственные выборные права ограниченны.

Также уточняется, что условиями для принятия на любую должность может быть наличие специальных знаний, навыков, но это не касается депутата. Также последние новшества указали, как надо проводить профилактику различных незаконных деяний на местах, уточнили, что такое депутатский запрос.

Проблемы

Поскольку сила этого ФЗ уже давно распространяется на правовые взаимоотношения в сфере, то благодаря тому, что общественное мнение не было равнодушным, а также законодателям, которыми верно делался анализ ситуации, Российская Федерация имеет современный, эффективный закон, с его помощью регулируются не только основные вопросы, но и социальная помощь, другие проблемы, которые имеет территориальное управление, например, безопасность — об этом свидетельствует даже Википедия.

Полномочия главы сельского поселения

У каждого главы сельского поселения следующие полномочия:

  1. Он утверждает все планы села, деревни, например, социально-экономического развития, бюджеты, которые образование предназначило для этого.
  2. Его распоряжение позволяет формировать различные фонды, определять их целевое назначение. Например, такую процедуру должны проходить все соц. программы.
  3. Определяет льготы, назначает руководителей на все предприятия, которое имеет муниципальное образование.
  4. Утверждает планы застройки, устав поселения.

Также есть еще ряд полномочий важного значения, в законе о МСУ они перечислены в ст. 17, каждый отдельный пункт которой является полномочием, об этом свидетельствует комментарий к данному положению.

131 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления 2016

Действующий ФЗ 131 об общих принципах организации местного самоуправления в РФ с имеющимися дополнениями регулирует всевозможные отношения в сфере, на основе Конституции, также фундаментом является Гражданский кодекс, часто пересекается с АПК, иногда с УК. Поскольку закон востребованный, то новости о поправках достаточно частое явление, с октября 2003 г. их внесение, принятие происходит несколько раз в год, об этом свидетельствует любой профильный сайт, например, Консультант Плюс.

Скачать текст закона можно

Основные положения изменений, цель

Любые положения изменений обеспечивают эффективную форму управления, которую требует внутригородской округ, деревня и тд. То есть главная цель новшеств донести людям, которые находятся на службе образования, что и как надо делать. поэтому законодателям вносить изменения, чтобы каждый исполнительный орган работал с пользой приходится часто.

Гарантии, социальная помощь

Этот акт гарант того, что люди будут иметь самоуправление на местах, а планы о социальной помощи, льготах волен принимать каждый местный орган управления, как и составлять свои планы в этой сфере, то есть объем помощи не регламентируется. Так как этот ФЗ о местном самоуправлении и не предусматривает, что сельсовет — это гуманитарная организация.

Примечание

Надо учитывать, что такой же номер носит даже не закон, а востребованная статья из ФЗ о несостоятельности (банкротстве), где указывается определение, какое имущество могут изымать. Поэтому при поиске нужно быть внимательным. Если есть необходимость, то этот акт можно скачать бесплатно на нашем сайте, причем новый его образец.

  • 9. Организация как функция управления: понятие, этапы, принципы осуществления. Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации
  • 10. Современные модели менеджмента: развитие менеджмента в сша, особенности и основные черты японского менеджмента
  • 11. Организация как объект управления. Понятие организации, ее общие характеристики. Современные формы и модели организаций
  • 12. Управленческие решения: понятие, классификация, требования, предъявляемые к ним
  • 13. Условия и факторы качества управленческих решений
  • 14. Функции мотивации: понятие, теории мотивации
  • 15. Коммуникации в процессе управления: понятие, виды и модели
  • 16. Функция контроля: понятие, состав, виды
  • 17. Лидерство и руководство: понятие, стиль руководства и элементы его определяющие
  • 18. Природа и сущность управления: понятие, соотношение с понятием «менеджмент», субъекты и объекты, разновидности управления
  • 19. Зарождение управления как науки. Периодизация развития управленческой мысли
  • 20. Научные школы менеджмента: основатели, периоды, вклад в развитие теории управления
  • 21. Эффективность управления: понятие, показатели
  • 22. Формальные и неформальные группы в организации. Команда, ее характеристики. Повышение эффективности деятельности групп
  • 23. Функция контроля: понятие, этапы, организация эффективного контроля
  • 24.Основные этапы разработки и реализации управленческого решения
  • 25. Сущность коммуникационной политики и основные принципы ее осуществления
  • 26. Организационные коммуникации: значение в функционировании организации, формы и методы
  • 27. Порядок построения и реорганизации структур управления
  • 28. Внутренняя среда организаций: понятие, характеристика основных внутренних переменных, их взаимосвязь
  • 29. Внешняя среда организаций: понятие и классификация ее факторов. Характеристика состояния внешней среды
  • 30.Власть и влияние руководителя: понятие и формы. Харизма
  • Региональная экономика и управление
  • 2. Современные направления развития территорий региональной экономики: новые объекты исследования, теория полюсов роста
  • 3.Основы построения региональных бюджетных систем
  • 4. Система национальных и региональных счетов как современный инструментарий расчета индикаторов регионального развития
  • 5. Экономическое пространство: основные характеристики, формы пространственной организации хозяйства и расселения
  • 6. Статистическая база регионального анализа. Типологизация регионов.
  • 7. Процедура и принципы разработки системы инструментов регулирования социально – экономического развития
  • 8. Прогнозирование социально – экономического развития регионов: понятие, состав, инструменты
  • 9. Подходы к определению понятия «регион». Территориальное деление (районирование) страны
  • 10. Показатели, характеризующие межрегиональные связи страны
  • 11. Экономическая эффективность производства
  • 12. Стратегический план развития региона: понятие, этапы разработки. Альтернативы регионального развития
  • 13.Индикативное планирование регионального развития
  • 14. Программно – целевое регулирование развития регионов
  • 15. Региональная политика государства: сущность, цели, инструменты проведения
  • 16. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
  • 17. Понятие самовоспроизводства и саморазвития регионов. Особенности российских регионов как объектов реализации принципов саморазвития
  • 19. Сущность, цели и средства инвестиционной политики регионов
  • 20. Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны как инструмент социально – экономического развития региона
  • 21. Задачи, особенности, пути решения проблемы дефицита регионального бюджета
  • 22. Совершенствование финансово – бюджетных отношений в регионе
  • 23. Инвестиционный климат региона и пути его улучшения
  • 24. Региональный экономический интерес. Возможности выравнивания региональных диспропорций
  • 26. Структура и функции органов управления экономикой региона
  • 27. Мониторинг региональных ситуаций и региональных проблем
  • 28. Отраслевая структура производства в регионе
  • 29. Регулирование занятости в регионе
  • 30.Государственное регулирование свободных экономических зон
  • Система государственного и муниципального управления
  • 2. Местное самоуправление: сущность, понятия, признаки. Теории местного самоуправления
  • 3.Концепция и сущностные признаки местного самоуправления
  • 4. Местное самоуправление как составная часть системы управления государством. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
  • 5. Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф» №131, его основные положения
  • 7. Организационные основы местного самоуправления
  • 8. Экономическая основа местного самоуправления
  • 9. Правовые основы местного самоуправления
  • 10. Основные научные школы о государстве и управлении
  • 11. Региональное управление: разграничение предметов ведения, органы государственной власти в субъектах рф
  • 12. Типология муниципальных образований. Особенности города как муниципального образования
  • 13. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
  • 14. Муниципальное образование как территориальное звено местного самоуправления
  • 15. Конституционные основы государственного и муниципального управления
  • 16. Федеральные органы законодательной власти рф
  • 17. Федеральные органы исполнительной власти рф
  • 18. Возникновение и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах
  • 19. Основы государственной и муниципальной социальной политики
  • 20. Муниципальная служба: понятие, признаки, правовая регламентация, прохождение. Муниципальные должности и квалификации муниципальных служащих
  • 21. Специфика муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Особенности управления в муниципальной сфере
  • 22. Эффективность муниципального управления: оценка, критерии и измерители. Определение эффективности организации муниципального управления
  • 23. Организационная структура местной администрации
  • 24. Муниципальная деятельность и муниципальная политика
  • 25. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
  • 26. Устав муниципального образования как его основной нормативно - правовой акт. Положения устава муниципального образования
  • 27. Муниципальные услуги: характеристика, классификация, измерители объема и результативности. Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг
  • 28. Кадровое обеспечение муниципального управления
  • 29. Информационное обеспечение муниципального управления
  • 30. Разработка и реализация государственной политики
  • 5. Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф» №131, его основные положения

    Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

    Закон регулирует целый ряд вопросов, ранее не находивших отражения в федеральном законодательстве, что, безусловно, является положительным моментом. В первую очередь это касается главы, регулирующей порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

    Глава 1. Общие положения. В ней даются основные понятия в сфере местного самоуправления, рассмотрены права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления; приведена правовая основа местного самоуправления; Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов в области местного самоуправления. Приведены основы применения муниципальных правовых актов. Рассмотрено Межмуниципальное сотрудничество и требования к официальным символам муниципальных образований.

    Глава 2. Принципы территориальной организации местного самоуправления. Здесь рассмотрены основы территорий и границ муниципальных образований, изменение границ муниципального образования и преобразование муниципальных образований, упразднение поселений, создание вновь образованных поселений на межселенных территориях.

    Глава 3. Вопросы местного значения. Рассмотрены вопросы местного значения городского, сельского поселения, муниципального образования. Приведены права органов местного самоуправления городского, сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений и права органов муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов. Вопросы местного значения городского округа и права органов местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района; Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

    Рассмотрены положения муниципального контроля, Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления и Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления.

    Глава 4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Приведен Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и положения государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

    Глава 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Приведены основные положения по следующим формам: Местный референдум, муниципальные выборы, положения по Голосованию по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосованию по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Рассмотрены: Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования, Правотворческая инициатива граждан, Территориальное общественное самоуправление, Публичные слушания, Собрание граждан, Конференция граждан (собрание делегатов), Опрос граждан, Обращения граждан в органы местного самоуправления и Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.

    Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Рассмотрены Органы местного самоуправления и их подразделения:

    Представительный орган муниципального образования и Фракции в нем;

    Глава муниципального образования;

    Местная администрация;

    Контрольно-счетный орган муниципального образования;

    Избирательная комиссия муниципального образования.

    Приведены положения о Статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Рассмотрены Органы местного самоуправления как юридические лица и регулирование Муниципальной службы.

    Глава 7. Муниципальные правовые акты. Рассматривается:

    Система муниципальных правовых актов

    Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов

    Устав муниципального образования

    Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан

    Подготовка, вступление в силу и отмена муниципальных правовых актов.

    Глава 8. Экономическая основа местного самоуправления. Рассмотрен состав экономической основы местного самоуправления, в т.ч.

    Муниципальное имущество, Владение, пользование и распоряжение им;

    Местные бюджеты: Расходы и доходы местных бюджетов, Закупки для обеспечения муниципальных нужд, Средства самообложения граждан, Выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений, внутригородских районов, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением.

    Предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий

    Субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации

    Муниципальные заимствования

    Субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из местных бюджетов.

    Глава 9. Межмуниципальное сотрудничество. Раскрыты положения о Советах муниципальных образований субъектов Российской Федерации, Общероссийских объединениях муниципальных образований, Межмуниципальных организациях и Некоммерческих организациях муниципальных образований.

    Глава 10. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью. Здесь приведены положения об ответственности перед государством всех уровней органов местного самоуправления, порядок Удаление главы муниципального образования в отставку, Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.

    Также рассмотрена Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами и Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, и Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

    Глава 11. Особенности организации местного самоуправления.

    Рассмотрены:Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения, в закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах, на приграничных территориях, в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), на территории инновационного центра "Сколково" и на территориях опережающего социально-экономического развития.

    Глава 12. Переходные положения. Здесь рассмотрен порядок Вступления в силу настоящего Федерального закона, Особенности осуществления местного самоуправления в переходный период, Особенности осуществления местного самоуправления в переходный период, Признание утратившими силу отдельных нормативных правовых актов.

    6. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131 о типах муниципальных образований, их характеристика

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия типов МО:

    Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

    Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

    Поселение - городское или сельское поселение;

    Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

    Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

    Городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

    Внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;

    Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

    Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;

    Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

    "