Муниципальная собственность. Объекты муниципальной собственности

Муниципальная собственность возникает в следующих случаях:

  • При передаче наделов данному муниципалитету из или регионального фонда;
  • муниципальными властями;
  • При предоставлении муниципалитету государственных земель для реализации социальных программ;
  • При отказе частного владельца от своих наделов;
  • В случае выморочных участков.

Земельные наделы, необходимые муниципалитету в социальных целях (например, для предоставления в пользование малоимущим, и т.д.), предоставляются по решению региональных властей безвозмездно.

Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ).

Если единственный собственник земельного надела умер, и у него не осталось наследников, либо наследники отказались от получения своих законных долей, то такой надел считается выморочным имуществом и переходит во владение того муниципального образования, на территории которого он расположен.

Объекты и субъекты

Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных ).

Субъекты муниципальной собственности – это должностные лица и организации, осуществляющие непосредственное управление и распоряжение землями данного муниципального образования.

Такими субъектами могут выступать:

  • Главы муниципальных образований;
  • Законодательные органы власти;
  • Подразделения городской администрации;
  • Унитарные предприятия;
  • Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.

Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований.

Какие земли находятся в муниципальной собственности

В муниципальном владении могут находиться любые участки, расположенные внутри границ данного муниципалитета.

По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.

Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы.

Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Промышленными землями.
  • Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.

Виды муниципальной собственности

В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:

  • Закрытая;
  • Нераспределённая;
  • Предоставленная.

К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.

Доступ на такие земли регламентируется отдельными подзаконными актами.

К публичной муниципальной собственности относятся участки, находящиеся в открытом доступе для граждан:

В отношении земельных наделов публичного вида собственности невозможно обременение частным сервитутом со стороны физических или , так как эти наделы предназначены для пользования гражданами безвозмездно.

Важно учитывать, что свободный доступ к публичным землям муниципалитета не означает отсутствие регулирования правил такого доступа (например, правила дорожного движения).

К нераспределённым муниципальным землям относят участки, предназначенные для предоставления в собственность или аренду отдельным категориям граждан или юридических лиц.

Предоставленные земли муниципалитета – это бывшие нераспределенные земли, из которых постановлением земельного комитета исполнительной власти были выделены участки и предоставлены в аренду или частным физическим и/или юридическим лицам.

Предоставленные земли выходят из муниципальной собственности в частную при их .

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.

Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.

Формирование права муниципальной собственности в результате разграничения может осуществляться как путём принятия федеральных законов, так и постановлениями региональных органов власти.

Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:

  • Городскими поселениями;
  • Округами;
  • Муниципальными районами;
  • Пригородными районами;
  • Префектурами;
  • Внутренними территориальными образованиями городов федерального значения.

Разграничение возможно только для земель, которые отображены на государственной кадастровой карте.

Процедура разграничения осуществляется следующим образом:

  • Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
  • Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
  • Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.

Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.

Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации.

В случае принятия подобных постановлений они могут быть оспорены в судах высшей инстанции, рассматривающих легитимность решений власти.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:

  • При предоставлении участка иди товариществу;
  • Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
  • При организации, с которой заключен комплексного развития территории;
  • При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
  • Для строительства линейных объектов;
  • Для строительства объектов муниципальных предприятий.

Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.

Таким субъектом в большинстве случаев выступает земельный или архитектурно-градостроительный комитет местной администрации.

Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:

Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.

Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.

Важно учесть, что работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование.

Образование и предоставление земельных участков из муниципального владения по фиксированной цене возможно в следующих случаях, согласно пункту 2 ст. 39.6 ЗК РФ:

  • По указу Президента РФ;
  • Для возведения объектов социального или культурного назначения;
  • Для реализации инвестиционных проектов и федеральных целевых программ;
  • Для комплексного освоения территории;
  • Для строительства электрических, водопроводных и газовых коммуникаций;
  • Для строительства линейных инженерных объектов;
  • Для садоводства и огородничества;
  • Для крестьянских хозяйств;
  • Для объектов долгостроя.

Объекты долгостроя сдаются в аренду по фиксированной цене подрядчику, выигравшему конкурс на завершение строительства.

Следует помнить, что земли, предназначенные для строительства социальных объектов, предоставляются в аренду по фиксированной цене только при соблюдении условий передачи, оговорённых с подрядчиком.

В противном случае аренда по фиксированной цене прекращается и назначается аукцион.

Наделы могут быть образованы из муниципальных земель и переданы в бесплатное пользование нуждающимся лицам.

К таким лицам относятся:

Физические и юридические лица, не имеющие право на выделение муниципального участка без торгов или бесплатно, должны принять участие в публичном аукционе.

Итак, к муниципальной собственности относятся все земельные участки внутри границ муниципального образования, за исключением частных земель. Из муниципальных земель могут быть образованы отдельные участки для предоставления в пользование или собственность физическим или юридическим лицам. Решение об образовании участков принимается исполнительными органами власти.

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Строительные объекты общественной недвижимости находятся на контроле у муниципальных властей, то есть властей местного самоуправления. В число такого имущества входит:

Магистратским формированием, равным образом, является конкретная территория (например, область, село, поселок городского типа, город и т.д.), которая находится под руководством власти местного самоуправления, а также за данными участками ведется контроль муниципальной власти. Необходимо выделить, что муниципальная недвижимость не выделяется как разновидность государственного владения, а является независимым подвидом общественной собственности. Поэтому не стоит сравнивать муниципальное владение и государственную собственность. В статье ниже рассмотрим более детально строение муниципальной собственности (МС) и узнаем, из чего она состоит.

Система собственности местного самоуправления

По большому счету такой вид собственности включает в себя объекты имущества конкретного территориального формирования, представляющей важную роль в его общественном существовании с сохранением культурных традиции и памяти и в одинаковой степени служащей для удовлетворения нужд его населения. Таким образом, к числу имущества в муниципальном владении свободно можно отнести бюджетные средства местного значения, здания и учреждения во владении местной власти, различные фонды бюджетного и внебюджетного значения и другое. Не выделяя частностей, все объекты, принадлежащие муниципальной власти, можно разделить на 2 главные группы.

  1. В первую группу можно отнести объекты муниципального значения, которые были предоставлены органами местного самоуправления в собственность и для пользования, а также закрепленные за муниципальными предприятиями и формированиями.
  2. Во вторую входит казна местной власти, которая контролируется и хранится собственно муниципальными властями, но не имеет отношения к муниципальным учреждениям и предприятиям.

Первая группа отвечает, прежде всего, за общественно-социальные и производственные задачи, направленные напрямую в такие сферы.

  1. Образование.
  2. Культура.
  3. Медицина.

Обратите внимание ! Большая часть объектов, входящих в эту группу, представляет собой муниципальные организации унитарного вида и другие предприятия местного значения. Например, это библиотеки, школы, больницы и другие учреждения.

Вторая группа объектов выполняет задачи, которые касаются удовлетворений потребностей населения, находящегося и проживающего на конкретной территории. Такое имущество в первую очередь уплатами налога пополняет казну местного самоуправления. В эту группу также включают местный бюджет, фактическое движимое и недвижимое имущество местных органов власти, муниципальные земли и т.д. Муниципальное казначейство пополняется деньгами за счет финансовых средств местного бюджета, а также с участием частных предприятий, не закрепленных за муниципальными властями.

Из этого следует, что муниципальное имущество – одно из главных видов общественной собственности, содержащейся под контролем государства. Но несмотря на это, все имущество муниципального владения не является государственной собственностью.

К ее основной деятельности свободно можно отнести пособничество по разрешению различный видов проблем и вопросов на местном уровне среди учреждений, касающихся удовлетворения потребностей общества. Кроме того, собственность муниципального значения нужна и для реализации властями местного самоуправления своих прямых задач и обязанностей, и для деятельности муниципальных органов и систем в общем.

Обратите внимание ! Отсюда следует логичный вывод, что такой вид собственности, как муниципальный, является основным атрибутом власти местного самоуправления.

Виды муниципального имущества, находящегося в собственности

Закон РФ выделяет несколько разных видов мун. объектов движимого и недвижимого имущества. Разделение базируется на принципе их целевого использования.

  1. Для разрешения задач местного содержания.
  2. Для выполнения некоторых госкомпетенций, переданных мун. властям.
  3. Для осуществления функций органов и компетентных лиц муниципальной власти, уполномоченных граждан местного самоуправления, трудящихся на мун. предприятиях и в учреждениях находящихся во владении местных властей в соответствии с законодательной базой, относящейся к муниципальным видам деятельности.
  4. С целью решения задач, право на разрешение которых предоставлено муниципальным властям согласно федеральным законам и которые не отнесены к задачам местного значения.

Обратите внимание ! Во всяком случае, Федеральный закон РФ 2003 г. № 131-ФЗ не делит на объекты имущество местного самоуправления между вышеуказанными классами. Все это значит, что каждое имущество, неважно, движимое либо недвижимое, находящееся в муниципальном владении, может быть использовано по любой из перечисленных задач.

ФЗ № 131 разделяет имущество, находящееся в МС местных властей, на два вида.

  1. Владения, законодательно принадлежащие поселениям.
  2. Владения, законодательно принадлежащие муниципальным районам. В отношении городского округа в собственности местного управления согласно нормативно-правовым актам имеют право находиться объекты имущества и любых групп.

Как бы там ни было, в собственности селений находится следующее имущество.

  1. Имущественные объекты, назначенные для снабжения населения необходимыми для жизни ресурсами (вода, электричество, газ), обеспечения граждан топливом, освещением улиц данного селения.
  2. Ремонт и постройка автомобильных дорог в пределах конкретных населенных пунктов.
  3. Жилищный фонд (Жилищно-коммунальное хозяйство).
  4. Транспортные средства и иное движимое имущество, предназначенные для обеспечения передвижения пассажиров по конкретному поселению.
  5. Имущественные объекты, предназначенные для гарантий и обеспечения начальных мер пожарной безопасности.
  6. Все библиотеки, находящиеся в конкретном селении.
  7. Имущественные объекты, обустроенные для проведения населением досуга.
  8. Имущественные объекты, несущие историческую ценность (памятники, мемориалы и т.д.).
  9. Имущественные объекты, обустроенные для развития в поселении физической культуры и привлечения к спорту, здоровому образу жизни.
  10. Имущественные объекты, обустроенные для организации благоустройства и высадки зеленых насаждений на конкретной территории поселения.

Во владении муниципальных районов могут быть такие объекты.

  1. Имущественные объекты, созданные для снабжения населения газом и электроэнергией.
  2. Имущественные объекты, предназначенные для ремонта и обслуживания автодорог, сами автодороги, которые находятся в пределах поселений, принадлежащих конкретно местной власти.
  3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, другие имущественные объекты, предназначенные для автообслуживания населения в пределах компетенции конкретных местных властей.
  4. Имущественные объекты, предназначенные для предотвращения и устранения чрезвычайных ситуаций в пределах поселения.
  5. Имущественный объект, который выполняет задачу охраны общественного порядка в пределах конкретного селения.
  6. Имущественный объект, который предназначен для оснащения населенного пункта бесплатным дошкольным, неполным и полным средним образованием, а также оснащения имуществом, предназначенным для отдыха и культурного развития детей в свободное от учебного процесса время.
  7. Имущественные объекты по обеспечению и оказанию медицинских услуг населению в пределах границ муниципальной территории.
  8. Имущественные объекты, предназначенные для утилизации отходов.
  9. Архивные учреждения.
  10. Имущественные объекты, в том числе участки земли, предназначенные для организации похорон и финансирования всех захоронений.
  11. Имущественные объекты, предназначенные для всеобщего прокламирования (обнародования) нормативно-правовых актов местного самоуправления, другой информации официального и местного значения.
  12. Земля, находящаяся во владении у муниципальных властей на основании федерального законодательства.
  13. Водоемы, пруды, карьеры, леса и иные объекты, находящиеся на конкретной территории.
  14. Имущественные объекты, специально предназначенные для охраны и содержания имеющихся санаториев и курортных зон (если таковые имеются на конкретной территории).

В МС могут содержаться разные объекты, предназначенные для реализации полномочий по разрешению задач и функций на местном уровне. Имеющийся в законодательной базе список имущества по любой степени муниципальных образований представляет собой не «вынужденный минимум», а «потенциальный максимум».

Обратите внимание ! Это список не обязательных, а вероятных объектов, то есть одно муниципальное имущество может и быть всем списком объектов, указанных в нормативных актах, у иных, наоборот, эти объекты могут отсутствовать.

Тем не менее, муниципальное формирование не имеет права держать в собственности какое-либо другое имущество, если оно не состоит в списке, указанном в нормативно-правовом акте, или если оно не создано специально для реализации конкретных задач и функций местного уровня. В соответствии с ч. 5 ст. 50 такие имущественные объекты не могут навсегда оставаться во владении властей местного самоуправления и подлежат переквалификации (изменение целевого направления) либо экспроприации.

Временные рамки и система экспроприации таких объектов и учреждений формируется на основании федеральных нормативно-правовых актов. Используется специальная классификация имущественных объектов муниципальной собственности.

Критерии классификации Типы имущественных объектов муниципальной собственности
Виды структур Материальные (недвижимое и движимое имущество, а также ценные бумаги на право собственности имущественным объектом).
Нематериальные (интеллектуальная собственность).
Целевое предназначение С целью реализации хозяйственной деятельности.
Имущественные объекты в области социального и жилищно-коммунального хозяйства.
Объекты транспортной сферы и объекты в области связи.
Имущественные объекты, предназначенные для торговли, бытового обслуживания и строительства.
Имущественные объекты, предназначенные для иных нехозяйственных задач.
Земельные участки.
Система функционирования Имущественные объекты, полностью находящиеся в собственности унитарных предприятий местного самоуправления.
Некоторые муниципальные учреждения, переданные исключительно в управление.
Имущественные объекты, содержащиеся безвозмездно.
Вид выражения имущественного объекта Ценовая.
Материальная.
Показатель рентабельности Образующие материальные средства в виде доходов.
Не требующие дополнительного финансирования.
Поглощающие доходы (пагубно сказывается на бюджете местной казны).
Образование Природные, натуральные.
Ненатуральные, произведенные человеком.
Показатель подготовленности к использованию Подготовленные к пользованию;
Созданные для реконструкции и основательного ремонта.
Неоконченные в рамках строительных работ.

В соответствии с частью 3 статьи 215 ГК РФ, любое имущество, являющееся объектом муниципальной собственности, делится на:

  • имущественные объекты, находящиеся во владении муниципального унитарного предприятия либо учреждения. Они содержатся на основании хозяйственного ведения и мгновенного управления. Предприятия местной власти основываются на общую цель работы, снабжение населения нужными материальными и духовными благами, которые координированы в процессе выполнения задач;
  • имущественные объекты муниципальной казны, в которую входят финансы местного бюджета и другое ценное имущество (например, ценные бумаги, драгоценности), не содержащиеся муниципальными учреждениями и предприятиями.

Характеристика муниципального имущества

Использование и распоряжение мун. имущественными объектами осуществляются только лишь от имени муниципального формирования. Таким образом, органы местного управления имеют право предоставлять муниципальные имущественные объекты на кратковременный либо постоянный срок как физическим, так и юридическим лицам. В некоторых случаях имущество может быть передано государственной власти РФ (различным субъектам государственной власти РФ), иным органам местного самоуправления.

В права местных властей также входит возможность отчуждать имущество, осуществлять сделки в соответствии с федеральным законодательством. Вместе с тем, представительные органы утверждают порядок управления и использования муниципальных имущественных объектов, а органы исполнительной власти собственно являются владельцами, пользователями и распорядителями такого имущества, в том числе через объекты и наделение полномочиями соответствующих органов.

Обратите внимание ! Однако в Законе РФ от 06.10.2003 г. среди субъектов использования и распоряжения муниципальным имущественным объектом не включено население.

В свою очередь законодательная власть не препятствует разрешению возникших вопросов и проблем (кроме тех, которые напрямую касаются бюджета) с помощью проведения референдума местного значения. Имущественные объекты, находящиеся в собственности власти местного самоуправления, могут быть переданы в соответствии с договором органам территориального общественного самоуправления. Полностью организованная муниципальная собственность вносится в общий реестр местного самоуправления.

Обратите внимание ! Право и обязанность формирования такого реестра (задачи ответственного за реестр) принадлежат органам специальной компетенции, которые были определены на основании решения представительного органа местной власти.

Уполномоченный орган должен:

  • в течение месяца внести в единый реестр информацию по переданным имущественным объектам в муниципальную собственность;
  • в течение месяца отправить официальное письмо администрации, конкретное министерство, ведомство о том, что данное предприятие либо учреждение перешло в муниципальную собственность;
  • в кратковременный срок принимать всю информацию и изменения, касающиеся муниципальных имущественных объектов.

По конкретным объектам, переданным в собственность муниципальной власти и занесенным в соответствующий реестр, компетентные органы по регулированию всех имущественных вопросов и задач обязаны:

  • оформить на основании законодательной базы учредительные документы муниципальных учреждений, предприятий и иных объектов, в уставной капитал которых занесены финансовые инвестиции, представляющие собой муниципальную собственность;
  • на основании типового положения, одобренного правительственными органами РФ, по регулированию и контролю над имущественными объектами утвердить уставы и заключить договора (контракты) с главными руководителями предприятий, учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • перерегистрировать договоры аренды, найма, использования муниципальных имущественных объектов.

Внесение коррективов в единый реестр муниципальной собственности выполняется соответствующим компетентным органом по управлению муниципальным имущественным объектом в соответствии с:

  • распоряжением вышестоящего органа власти;
  • распоряжением вышестоящего уполномоченного органа (комитета, фонда) по регулированию и контролю имущественных объектов;
  • актом о получении объекта;
  • договором купли-продажи имущества;
  • решением суда;
  • другим нормативным актом в соответствии с действующим законодательством.

Отметка о внесении имущественного объекта в единый реестр имущества муниципальной собственности либо удаление из него по основаниям, указанным в законодательстве РФ, должна быть сделана компетентным органом по контролю за имущественным объектом в течении трех дней до принятого решения.

Обратите внимание ! При ведении единого реестра особое внимание уделяется вышеупомянутым решениям компетентных органов власти (чаще всего это финансовое управление муниципального вида, комитет по контролю и развитию имущественных объектов и других органов власти, уполномоченных на основании законодательства РФ).

Не менее важной сложностью становится вопрос о границах «неприкосновенности» имущественных объектов муниципального владения при перерегистрации имущества с муниципальной на другую публичную собственность (например, в государственную собственность РФ либо субъекта Российской Федерации). Муниципальная собственность, квалифицируясь в соответствии с юридическими особенностями к типу публичной собственности, одновременно с эти имеет некоторые индивидуальные характеристики, связанные с субъективным правом на местное самоуправление.

Система передачи имущественных объектов из муниципального в федеральное и государственное владение РФ предусматривает обязательное согласие органа местного самоуправления на передачу такого характера. Все споры о праве на собственность имущественных объектов (о юридически обоснованном нахождении конкретного имущества во владении субъектов РФ либо в муниципальной собственности) разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством РФ.

Обратите внимание ! Такое правовое положение внесено в Определении Конституционного Суда РФ №542-О от 07.12.2006г. Значимость такого вопроса подкрепляется Конституционной судебной практикой Российской Федерации.

В связи с вышеперечисленным можно отметить, что муниципальная собственность содержит в себе большую сеть имущественных объектов как хозяйственного, так и социального назначения. От эффективной реализации такого имущества зависит качество жизни населения.

Видео — О покупке и приватизации муниципального имущества

Конституция РФ определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит свое выражение:

В признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8);

В праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132).

Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закрепляют также ГК РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления, другими законами и нормативными правовыми актами.

Понятие «муниципальная собственность» было введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», утратившим силу после введения в действие части первой ГК РФ с 1 января 1995 г.

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ).

Управление муниципальной собственностью осуществляется органами местного самоуправления, что не делает их собственниками муниципального имущества.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ и ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления права собственника муниципального имущества принадлежат муниципальному образованию. От его имени эти права реализуют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, непосредственно само население.

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части: одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а другая (средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями) составляет, согласно ст. 215 ГК РФ, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает, то в состав муниципальной собственности входят:

Средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

Имущество органов местного самоуправления;

Муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

Муниципальные предприятия и организации;

Муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

Муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

Другое движимое и недвижимое имущество (ст. 29). Перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования определяется особенностями его социально-экономического развития, размерами территории, а также другими факторами.

Процесс формирования муниципальной собственности начался после принятия закона РСФСР о местном самоуправлении.

Порядок ее формирования был установлен постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Согласно Положению 3 к этому постановлению в муниципальную собственность передавались объекты государственной собственности, расположенные на территории городских и районных Советов. К ним относились: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, а также жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие вышеназванные объекты; объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации.

В муниципальную собственность передавались также объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации и расположенные на территории соответствующих городов: предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; оптово-складские мощности; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта.

В постановлении предусматривалась передача в муниципальную собственность предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находившихся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

Передача указанных объектов в муниципальную собственность осуществлялась по решению представительных органов государственной власти; субъектов Федерации на основании предложений представительных органов власти местного самоуправления, подаваемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Представительный, орган государственной власти обязан был рассмотреть эти предложения и принять окончательное решение в двухмесячный срок со дня их регистрации в соответствующем комитете по управлению имуществом. Если по истечении этого срока решение соответствующими представительными органами не было принято, то предложения, вносимые представительными органами местного самоуправления, считались удовлетворенными и принятие объектов в собственности оформлялось решением представительного органа, внесшего предложения.

Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» было установлено, что передача объектов, относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

На формировании муниципальной собственности существенным образом сказывался процесс приватизации, на который, однако, органы местного самоуправления (прежде всего небольших районных городов, поселков, сельских населенных пунктов) практически не оказывали какого-либо заметного влияния.

Начало приватизации муниципального имущества относится к 1992 г. Ее правовой основой послужили Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (1991 г.) и Государственные программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской федерации. Первая программа была утверждена постановлением Верховного Совета РФ от 11 июня 1992 г. С учётом опыта и результатов проведения приватизации 1992 - 1993 гг. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. была утверждена новая Государственная программа приватизации, введенная в действие с 1 января 1994 г. В связи с окончанием срока действия приватизационных чеков 22 июля 1994 г. утверждены Основные положения Государственной программы приватизации государственных муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.

Приватизация – длительный процесс формирования широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений; создание конкурентной среды; ускорение развития сферы торговли и услуг на основе приватизации большинства объектов «малой приватизации»; содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения.

Организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в нашей стране посредством приватизации государственного и муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики устанавливаются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». При этом под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

Действие Закона не распространяется на:

а) приватизацию имущества муниципальных образований, находящегося в совместной собственности с физическими и юридическими лицами;

б) приватизацию земли;

в) приватизацию природных ресурсов;

г) приватизацию муниципального жилищного фонда;

д) приватизацию объектов социального и культурного, назначения, историко-культурного наследия и природных объектов, а также некоторых других объектов (ст. 3).

Отчуждение данных объектов муниципального имущества регулируется дру­гими федеральными законами.

В соответствии с Законом основы приватизации муниципального имущества устанавливаются Федеральным законом и государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации проект которого ежегодно должно представлять Правительство РФ одновременно с проектом Федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год в Государственную Думу РФ.

Процесс формирования муниципальной собственности еще не завершен, как нельзя считать завершенным и процесс формирования муниципальных образований. Закон об общих принципах организации местного самоуправления содержит ст. 61 о формировании муниципальной собственности, в соответствии с которой субъекты Федерации должны передавать в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в их собственности но необходимые для решения вопросов местного значения. Передача данных объектов в собственность местного самоуправления должна осуществляться в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Федерации и муниципальными образованиями: При этом споры, которые могут возникнуть в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.

Порядок передачи объектов собственности субъектов Федерации в муниципальную собственность регулируется органами государственной власти субъектов Федерации.

Кроме того, возможна передача объектов федеральной собственности в муниципальную собственность. Порядок такой передачи должен регулироваться федеральными законами.

Муниципальная собственность – одно из обязательных условий существования самостоятельного муниципального образования. Но вместе с тем, согласно ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования на момент вступления в силу Закона не может служить основанием для упразднения или преобразования соответствующего муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования..

Муниципальная собственность имеет некую самостоятельность от государственной, поэтому носит общественно-государственный характер. Она создается муниципальными органами, либо верхними эшелонами власти, путем передачи объектов собственности в распоряжение муниципального образования. Финансовую составляющую образуют местный бюджет, а также налоги и сборы. В законодательстве отмечена также возможность коммерческого приобретения муниципального имущества, т.е. покупки, обмена или дарения. Возможно и преувеличение муниципальной собственности при объединении муниципальных образований, таким образом, имущество каждого из них переходит в общее имущество новообразованного муниципального образования.

Принципы формирования муниципальной собственности

1. Принцип обязательности наличия в муниципальной собственности объектов, необходимых для реализации полномочий органов местного самоуправления на благо населения, является фундаментальным.

2. Размер муниципальной собственности имеет свойства колебаться, то в сторону увеличения, то преуменьшения. Зависит это от экономических изменений, а также нововведений в нормативно-правовом регулировании, поэтому ей свойственна гибкость и динамичность.

3. Состав муниципальной собственности должен основываться на жизненно необходимых потребностях населения. Поэтому в нее должны входить учреждения, обеспечивающие население водой, электричеством, теплом в холодный сезон, а также канализационной сетью. Здесь работает принцип социальной значимости.

4. В муниципальную собственность должны включаться только те объекты, финансирование и обеспечение функционирования которых под силу муниципальному образованию.

Виды муниципальной собственности

Муниципальная собственность может быть распределенной и нераспределенной.

В состав распределенной муниципальной собственности входят те объекты, которые не могут послужить для выплаты и покрытия долгов и кредитов муниципального образовании. В их число входят муниципальные предприятия, организации и учреждения, управление на которых осуществляется на правах оперативного управления или хозяйственного ведения.

Нераспределенная, т. е. сконцентрированная муниципальная собственность составляется из средств муниципальной казны (бюджет, налоги и сборы), которые могут пойти на уплату долгов муниципального образования.

Состав муниципальной собственности

В состав муниципальной собственности входят.

1. Местный бюджет.
2. Нежилые помещения, в том числе строения, предназначенные для производства, непроизводственные помещения, другие имущественные комплексы.
3. Жилые помещения, т.е. весь жилищный фонд.
4. Транспортные средства и средства, предназначенные для обеспечения производства (оборудование).
5. Сооружения, представляющие историческую и культурную ценность.
6. Ценные бумаги, акции, вклады, иностранная валюта.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество , предназначенное, во-первых, для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ; во-вторых, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; в-третьих, для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, передаваемых на основе соглашений между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений, входящих в состав названных районов; в-четвертых, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Таким образом, муниципальное имущество имеет строго целевое назначение, как впрочем, и государственное имущество. Целевой характер муниципального имущества выражается в жесткой его "привязке" к вопросам местного значения и тем полномочиям, публичным правам, которые нормативно закреплены за органами местного самоуправления за рамками вопросов местного значения.

Часть 5 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ прямо устанавливает, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в ч. 2 и 3 данной статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

Конституционный Суд РФ неоднократно в своих решениях давал конституционно-правовое толкование объема имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования. Так, например, в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П он в очередной раз указал, что в силу ст. 8 (ч. 2) и 130 (ч. 1) Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 71 (п. "в", "о") и 76 (ч. 1 и 2) федеральный законодатель, осуществляя применительно к гражданским отношениям регулирование муниципальной собственности, в том числе определяя статус и состав ее объектов, особенности отдельных категорий имущества, находящегося в муниципальной собственности, должен учитывать публично-правовую природу этой формы собственности, в силу которой она, в отличие от частной собственности, следует общим интересам и связана с осуществлением задач и функций публичной власти, что предполагает нахождение в собственности публично-правовых образований только того имущества, которое необходимо для реализации публичных функций и полномочий но предметам их ведения и составляет экономическую основу деятельности органов публичной власти.

Имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, предназначено для обеспечения наиболее полного покрытия их расходных обязательств и планов развития в соответствии с конституционно-правовым статусом муниципального образования. Именно конституционными характеристиками местного самоуправления как формы публичной власти обусловливаются особенности его правосубъектности, сопоставимые с особенностями правосубъектности иных публичных образований – Российской Федерации и субъектов РФ (Определение КС РФ от 02.11.2006 № 540-0).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ устанавливает перечень объектов, которые могут находиться в собственности поселений, муниципальных районов, городских округов (ст. 50).

В собственности поселений могут находиться: 1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; 2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог; 3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда; 4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения; 5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 6) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности; 7) имущество библиотек поселения; 8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; 9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством РФ; 10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта; 11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения; 12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; 13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; 14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; 15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами; 16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения; 17) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения; 18) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 19) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья; 20) имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 21) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории поселения; 22) иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселений.

В собственности муниципальных районов могут находиться: 1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района; 2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог; 3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района; 4) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; 5) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией; 6) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время; 7) имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района ; 8) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; 9) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов; 10) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг; 11) имущество межпоселенческих библиотек; 12) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; 13) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами; 14) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района; 15) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района; 16) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; 17) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта; 18) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 19) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья; 20) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством РФ; 21) имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 22) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории поселения; 23) иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов.

В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные выше.

Состав имущества внутригородских территорий городов федерального значения, как уже отмечалось выше, определяется наряду с федеральным законодательством законами данных городов. Они вправе закреплять за собой виды имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, с целью обеспечения единства городского хозяйства.

То обстоятельство, что согласно ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ перечисленные выше объекты "могут" находиться в муниципальной собственности, означает, во-первых, что не все входящие в законодательно закрепленный перечень объекты обязательно должны иметься в собственности муниципальных образований. Во-вторых, в собственности конкретных муниципальных образований могут находиться только те объекты из законодательно закрепленных в ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, которые целевым образом обеспечивают компетенцию указанных муниципальных образований, их органов местного самоуправления. А компетенция разных муниципальных образований даже одного вида может различаться, когда, например, отдельные государственные полномочия передаются не в целом тому или иному виду муниципальных образований, а конкретным муниципальным образованиям.

В последнее время особую актуальность получил вопрос отчуждения недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. Вступление в силу

Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" привело к массовому обращению субъектов малого и среднего предпринимательства в органы местного самоуправления по поводу выкупа муниципального недвижимого имущества, находящегося в аренде у указанных субъектов. В связи с тем что арендные платежи обычно составляют второй по значимости источник формирования бюджетов муниципальных образований, то органы местного самоуправления крайне неохотно удовлетворяли требования субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом арбитражные суды зачастую разрешали и продолжают разрешать соответствующие споры в пользу предпринимателей. При этом, арбитражные суды руководствуются, прежде всего, Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 № 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанное письмо было издано до выявления КС РФ в своем Постановлении от 20.12.2010 № 22-П конституционно-правового смысла отдельных положений данного Закона. Вместе с тем, КС РФ в данном Постановлении указал, что сами по себе положения ч. 8 ст. 4 и ч. 4 ст. 9 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не обязывают к передаче имущества из муниципальной собственности в собственность частную без согласия собственника, а потому конституционные права муниципальных образований не нарушают.

Соблюдение баланса между интересами поддержки малого и среднего предпринимательства и самостоятельностью местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью обеспечивается, в частности, предоставлением органам местного самоуправления возможности утверждать перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), используемого для поддержки предпринимательства и не подлежащего отчуждению в частную собственность. В силу конституционных принципов правового государства и неприкосновенности собственности (ч. 1 ст. 1; ст. 35; ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ) принятие решений о возможности принудительной приватизации арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства объектов муниципальной собственности должно осуществляться по надлежащей юридической процедуре при эффективном судебном контроле, позволяющем оценить целевое назначение имущества, определенное муниципальными правовыми актами, планируемое использование объектов муниципальной собственности, на приватизацию которых у субъектов малого и среднего предпринимательства возникает преимущественное право, основания возникновения права муниципальной собственности на конкретное имущество, последствия отчуждения муниципального имущества для его собственника и соответствие имущества положениям законодательства о составе объектов муниципальной собственности, а также установить, предпринимались ли органами местного самоуправления действия, направленные на его использование в дальнейшем с целью реализации функций, возложенных на муниципальное образование. В противном случае не соблюдался бы баланс конституционно защищаемых ценностей. Положения ч. 2 и 3 ст. 9 названного Закона не предполагают возможность принудительного отчуждения из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но необходимых муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения и соответствующих требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности, в том числе тех объектов, которые были созданы (приобретены) муниципальными образованиями за счет собственных средств, а не поступили в муниципальную собственность в процессе разграничения общегосударственной собственности. Отчуждение же объектов муниципального имущества по воле собственника, а также того имущества, которое в соответствии с требованиями федерального законодательства не должно находиться в муниципальной собственности, возможно только с надлежащим возмещением и в силу этого не противоречит Конституции РФ.

Пункт 3 ст. 215 ГК устанавливает, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК (ст. 294, 296). В то же время средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Так, например, в муниципальном образовании "город Екатеринбург" представительным органом принято Положение о порядке управления муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну муниципального образования "город Екатеринбург" от 08.12.2009 № 66/14. Указанный муниципальный нормативный правовой акт устанавливает общие принципы и порядок управления муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну муниципального образования "город Екатеринбург", при этом данный акт не распространяется на управление средствами бюджета муниципального образования, составляющими муниципальную казну.

Среди источников формирования муниципальной казны в г. Екатеринбурге этот акт выделяет следующее имущество: переданное в состав муниципальной казны муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными бюджетными или автономными учреждениями; вновь созданное или приобретенное за счет средств бюджета муниципального образования; переданное в собственность муниципального образования в порядке, предусмотренном законодательством РФ о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность; переданное в собственность муниципального образования в порядке, предусмотренном законодательством РФ о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями; переданное в собственность муниципального образования юридическими и физическими лицами по гражданско-правовым договорам; поступившее в собственность муниципального образования на иных законных основаниях.

Основаниями для выбытия муниципального имущества из состава муниципальной казны г. Екатеринбурга являются: прекращение права муниципальной собственности на муниципальное имущество; закрепление муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или за муниципальными бюджетными или автономными учреждениями на праве оперативного управления; списание муниципального имущества по причине физического, морального износа, ликвидации (в том числе сноса объектов недвижимости) или гибели (уничтожения), хищения имущества.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Министерство экономического развития РФ 30.08.2011 издало приказ № 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества". В соответствии с указанным актом объектами учета в реестрах являются:

  • – находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
  • – находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральными законами от 03.11.2006 № 174-ФЗ

"Об автономных учреждениях" и от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

– муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.

Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра, соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.

Реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях. Сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров. Предоставление сведений об объектах учета осуществляется органом местного самоуправления, уполномоченным на ведение реестра, на основании письменных запросов в 10-дневный срок со дня поступления запроса.

  • В связи с принятием Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", которым произведено перераспределение полномочий в сфере оказания медицинской помощи населению в Российской Федерации, Федеральным законом от 29.11.2010 № 313-ФЗ из перечня имущества муниципальных районов исключено имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.