Онлайн тесты по инновационному менеджменту. Тест

сихолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности

    Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Психологическая служба образовательного учреждения не может быть в стороне от этих позитивных изменений. Но в современных условиях в рамках инновационной деятельности образовательных учреждений следует сместить акценты работы психолога. Нужна такая модель психологической службы, при которой основной точкой приложения сил психолога являлись бы не дети, а взрослые, прежде всего педагоги, обучающие и воспитывающие их. В рамках инновационной деятельности образовательного учреждения задача психологической службы заключается в сопровождении педагога.

    Т. Яничева под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий. Сущностной характеристикой сопровождения в данном подходе является создание условий для перехода педагога к “самопомощи”. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции “я не могу” к позиции “я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями”, то есть поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности и создание на этой основе условий для развития.

    Развитие готовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, – это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.

    Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.

    Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе.

    Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.

    Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность.

    Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.

    Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогических инноваций.

    Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства

    Под психологической готовностью педагога к инновационной деятельности понимается сформированность у педагога рефлексивно – аналитических и деятельностно – практических навыков и умений. Психологическая готовность к инновационной деятельности – целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.) аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов. Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческую активность.

    Инновационные механизмы развития образования включают:

    • создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, мотивацию интереса в педагогическом сообществе к новшествам;

      создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

      инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;

      интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих образовательных проектов.

    Психологи как специалисты по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых способны и просто обязаны протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития всему школьному сообществу. Психолог может и должен установить, какова степень инновационных рисков при внедрении тех или иных новшеств в конкретной ситуации, и представить этот анализ руководителю образовательного учреждения. Психолог может заняться экспертизой уже внедренных в образовательное учреждение нововведений, оценивая степень их эффективности и целесообразности. Психолог может включаться в проектирование инновационной деятельности образовательного учреждения для того, чтобы предложить наиболее благоприятные и безопасные условия осуществления необходимых изменений. Именно психологическая безопасность – главный критерий оценки любых инноваций в образовании, а психологическая полезность – тот критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную аргументацию.

    Носителями педагогических инноваций выступают творческие личности, которые способны на

    рефлексию, которая характеризует способности педагога к самопознанию, самоопределению и осмыслению им своего духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в профессиональной деятельности;
    – саморазвитие как творческое отношения индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного влияния на внешний и внутренний мир;

    самоактуализацию как фактор непрерывного стремления человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей;

    профессиональное самосовершенствование, которое осуществляется в двух взаимосвязанных формах: самовоспитание - целеустремленная деятельность человека относительно систематического формирования и развития в себе позитивных и устранение негативных качеств личности, в соответствии с осознанными потребностями соответственно социальным требованиям в личностной стратегии;
    самообразование - обновление и усовершенствование имеющихся у специалиста знаний, умений и навыков, с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности.

    Поэтому для эффективного сопровождения психологом самосовершенствования педагогов необходимо решить двуединую задачу:

      Создать необходимые мотивационные условия повседневной профессиональной деятельности, которые будут побуждать членов педагогического коллектива к самосовершенствованию и тем самым формировать готовность к инновационной педагогической деятельности;

      Формировать (воспитывать) у членов педагогического коллектива соответствующие потребности и мотивы. (Мотив - это стойкое внутреннее свойство личности, которая изнутри побуждает ее к осуществлению определенных действий.)

    Современное образование нуждается в успешных педагогах. Только успешная личность сможет воспитать личность, настроенную на успех в любой области приложения своих возможностей.

    Можно развести личностную (внутреннюю) успешность: ощущение удовлетворённости жизнью, полноты самораскрытия, воплощение идеалов самоотдачи и т.д. – и профессиональную (внешнюю) успешность, которая обычно выражается в формальных показателях: профессиональном статусе, квалификационной категории и т. д. В качестве нашей основной цели мы должны сделать акцент именно на достижении внутреннего успеха, т.е. на достижении удовлетворённости педагога собой и своей профессиональной деятельностью. Педагог, испытывающий убеждение в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе, оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность. Успешный педагог – источник успеха своих воспитанников. Успех - пусковой механизм саморазвития и самосовершенствования. Значит, чтобы профессионально расти, учитель должен почувствовать себя успешным. Вот почему проблема выстраивания профессиональной карьеры педагога так актуальна в современном обществе. Успех, связанный с профессиональной деятельностью, придает надежность и устойчивость в работе.

    Одним из основных критериев успешной деятельности каждого педагога становится результативная инновационная деятельность как процесс освоения новых средств, методов, программ, позволяющих развиваться, добиваться качественно новых результатов и становиться все более и более привлекательными и необходимыми для детей, родителей, общества.
    Основными характеристиками успешной педагогической деятельности являются:
    - высокая компетентность в специально-предметной сфере профессионального знания,
    - психологическая компетентность,
    - педагогическая самостоятельность,
    - методическая оснащенность реализуемых программ.
    За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания. Сегодня, как никогда, важно обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагога, сформировать у него способность к профессиональному самовосстановлению, подготовить его к работе в непрерывно обновляющейся педагогической действительности.

    Успех в инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда, креативности учителя, уровня профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, от социально – психологического климата в коллективе, от других объективных или субъективных обстоятельств.

    Инновационная деятельность педагога в образовательном учреждении, имея творческий характер, являясь одним из важных факторов личностного саморазвития педагога, во многом снижает вероятность возникновения у него эмоционального выгорания.

    В процессе реализации инновационной деятельности педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода.

    Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога в его инновационной деятельности заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации школы и ее психологической службы, активная позиция психолога школы в процессе создания условий для саморазвития личности учителя и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания. В настоящее время установлена и раскрыта ведущая роль психологической службы в процессе стимулирования личностного саморазвития учителя школы, так как от учителя требуется “готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях”.

    Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как “самообучение” (в узком смысле – как самонаучение) и как “самосозидание” (в широком – как “создание себя”, “самостроительство”). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность.

    Образование может развиваться инновационно, сотрудничая с психологами на всех этапах инновационной деятельности: от аналитического этапа до контрольно-оценочного.

    Задачи психологической службы при сопровождении инноваций в образовательном учреждении:

      задача управления инновационными социально-психологическими рисками (преодоление инновационных барьеров, развитие инновационного потенциала педагогических коллективов, управленческое консультирование руководителей инновационных ОУ);

      задача психологической экспертизы инновационных проектов, программ, технологий, дидактических средств на предмет их психологической безопасности и целесообразности;

      задачи активного участия в подготовке инновационных проектов различного масштаба и в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

    Содержание деятельности психолога по сопровождению инновационной деятельности в ОУ предполагает:

    1.Психологическая экспертиза кадрового потенциала (разработка процедур психологического анализа, оценка профессиональной компетентности, готовности к инновационной деятельности, потенциала их становления).
    2.Психологическая оценка целесообразности содержания инновационной деятельности с учетом особенностей субъектов образовательного процесса (коллектив педагогов, детей). 3. Выявление мотивов участников инновационной деятельности на начальном этапе.
    4. Участие в планировании программ профессионального совершенствования педагогов.
    5. Прогнозирование результата с позиции психологического аспекта.

    Психолог в рамках инновационной деятельности обеспечивает:

    1. Сопровождение реализации инновационных программ:

      приобретение психологических знаний и овладение адекватными приемами деятельности;

      формирование психологических установок педагогов (в их числе – установка на личностное совершенствование педагога, на работу над собой);

      формирование оценочно-рефлексивной позиции педагога, развитие его профессиональной рефлексии и др.

    2. Сопровождение ребенка (мониторинг развития детей в динамике как форма контроля качества).
    3. Психологическая диагностика (объективная оценка личностного роста, удовлетворенности и эмоционального состояния, психологического климата в коллективе, рефлексивный самоанализ деятельности педагогов).
    4. Психологический анализ факторов успехов и причин недостатков.
    5. Внесение предложений по корректировке инновационной деятельности на основе анализа.
    6. Если говорить об отдельном учителе, то задача психолога при сопровождении педагога в инновационной деятельности заключаются в следующем:

      обеспечить возможности для реализации творческого потенциала педагогов;

      поддержка педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту;

      оказывать помощь учителю в выстраивании успешной профессиональной карьеры.

    Психолог в инновационном сопровождении педагога может выступить помощником учителя, фасилитатором, внушаюшим ему уверенность в собственных силах, просветителем, опирающимся на специфическое, психологическое знание, собеседником , способным видеть педагогическую ситуацию несколько с другой позиции, чем учитель, но понимающим и принимающим позицию учителя, игротехником , создающим ситуацию рефлексивного анализа, педагогом своего опыта, методистом – носителем культуры "психологизированной" дидактики, партнером по педагогической деятельности, совместно проектирующим программы или уроки.

    Реализуется сотрудничество школьного психолога и учителя в рамках традиционных направлений работы психолога с педагогическим коллективом:

      Участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы.

      Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов.

      Проведение с педагогами психологических тренингов и видеотренингов, способствующих развитию педагогической рефлексии и выработке эффективных способов взаимодействия с учащимися, таких, как активное слушание, педагогическая поддержка, “я-сообщение” и т.д. Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.

      Индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.

      Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации.

      Совместная с учителем подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей.

      Видеосъемка уроков и обсуждение с педагогами влияния различных педагогических технологий на психологическое состояние и развитие учеников.

      Проведение сеансов психологической разгрузки.

      Организация “круглых столов”, дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и взаимодействие всех участников педагогического процесса.

      Психотерапевтическая работа с педагогами.

    Важно, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности, помогала в инновационно – педагогической деятельности.

    В ближайшие годы такое направление деятельности школьных психологов, как работа с педагогическим коллективом по развитию готовности к инновационной деятельности, должно приобрести новый импульс в связи с предстоящими изменениями по совершенствованию содержания и форм школьного образования.

    Проблема подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности

      Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий “новшество” , “новое” , “инновация” , “инновационный процесс” и др.

      Слово “инновация” – имеет латинское происхождение. В переводе оно означает – обновление, изменение , ввод чего-то нового, введение новизны .

      Понятие “нововведение” (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.

      В педагогической литературе выделяются два типа инновационных процессов в области образования:

      Первый типа – инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований. К инновациям этого типа можно отнести деятельность учителей-новаторов, воспитателей, родителей и т.д.

      Второй тип нововведений – инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной деятельности.

      Вероятно, мы не сможем представить себе механизм возникновения инновационной деятельности и условия, в которых этот механизм может работать, без осмысления психологических барьеров, неизбежно возникающих тогда, когда нужно выйти за пределы “своей системы” координат, привычных способов решения профессиональной задачи, своего представления о способах выполнения деятельности, осуществить переход, хотя бы кратковременный, на другую платформу, другую точку зрения. Такие переходы с иную культуру очень непросты.

      Исторически все новое и неизвестное всегда вызывало у людей тревогу и страх. Следовательно, в силу возникновения отрицательных чувств, существования стереотипов индивидуального и массового сознания, инновации, затрагивающие образ жизни, интересы и привычки людей, могут вызывать у них болезненные явления. Это обусловлено блокированием жизненных потребностей в безопасности, защищенности, самоутверждении, комфорте и др.

      Антиинновационный барьер – понятие, традиционно используемое в социологической и психологической литературе. Психологический, внутриличностный барьер обусловлен как индивидуальными особенностями учителя, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит. Внешне этот барьер выступает в защитных высказываниях, которые часто отражают стереотипы, существующие в обществе относительно конкретных инноваций.

      Инновационное поведение – не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализации. Учитель должен проникнуться мыслью: если кто-то отказывается от части своих ценностей и идеалов, он нарушает свою моральную и интеллектуальную целостность, становиться несчастным, утрачивает свободу. Свобода предполагает уважение себя, как личности. В обществе “существуют” специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность. Учителю полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, “комплексов”, мешающих реализации инновационной деятельности. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше различных готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может вписываться в педагогическое сообщество, снижая при этом уровень креативности.

      Но развитие общества требует от учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности.

      Основное назначение профессионально-педагогического образования – научить студентов решать творческие педагогические задачи. Процесс профессионального становления будущего учителя должен, по возможности, моделировать заданную структуру инновационной деятельности. В основу построения концепции подготовки учителя к инновационной деятельности были положены – системный, рефлексивно-деятельный и индвидуально-творческий подходы , обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса формирования личности учителя.

      С позиций системного подхода – все звенья педагогического образования должны максимально стимулировать проявление всех компонентов инновационной деятельности в их единстве.

      Реализация рефлексивно-деятельностного подхода – предполагает развитие способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе, как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика.

      Индивидуально-творческий подход – выводит на личностный уровень, обеспечивающий выявление и формирование у учителя творческой индивидуальности, развитие у него инновационного сознания, неповторимой технологии деятельности.

      Процесс подготовки учителя к инновационной деятельности станет в определенной степени управляемым, если будет удовлетворять ряду специально организованных условий : преемственность всех этапов многоуровнего педагогического образования; ориентация вузовского обучения на обобщенную модель подготовки учителя к инновационной деятельности; психологическая диагностика готовности будущего учителя к данному виду деятельности; формирование у студентов творческой активности и мотивационно-целостного отношения к педагогическим инновациям; взаимосвязь методологической, специальной, общепедагогической, психологической и методической подготовки учителя; осуществление межцикловых и междисциплинарных взаимодействий, интеграция знаний в русле общих проблем инноватики; формирование у студентов инновационной культуры, восприимчивости к новому; обеспечение системообразующих функций педагогической практики в ее единстве с исследовательской подготовкой; изучение и критериальная оценка динамики освоения инновационной деятельности учителя.

      Последовательность подготовки учителя к инновационной деятельности:

      Первый этап – развитие творческой индивидуальности учителя, формирование у студентов способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи, а также развитие общей технологии творческого поиска: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта, определение структуры объекта, видение альтернативы решения или его способа, комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новой применительно к возникшей проблеме, развитие критичности мышления.

      Второй этап – овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику. Студенты знакомятся с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной педагогики, ее основными понятиями, творчески интерпретируют альтернативные подходы к организации школы, изучают основные источники развития альтернативной школы, знакомятся с различными типами инновационных учебных заведений и т.д.

      Третий этап – освоение технологии инновационной деятельности. Знакомятся с методикой составления авторской программы, этапами экспериментальной работы в школе, участвуют в создании авторской программы, анализируют и прогнозируют дальнейшее развитие новшества, трудности внедрения.

      Четвертый этап - практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс, осуществление коррекции, отслеживание результатов эксперимента, самоанализ профессиональной деятельности. На этом этапе формируется инновационная позиция учителя, как система его взглядов и установок в отношении новшества.

      Главным фактором инновационной подготовки учителя является развитие его индивидуального стиля деятельности, т.к. присвоение новшеств происходит на индивидуально-личностном уровне.

      Все процедуры инновационно-рефлексивных технологий можно разбить на следующие этапы:

      • 1 – этап поиска новых идей;

        2 – этап формирования нововведения;

        3 – этап реализации нововведения;

        4 – этап закрепления новшества.

      Этап поиска новых идей включает в себя формирование информационного инновационного фона в курсе “Основы инновационной педагогики”, актуализацию школьных проблем и потребностей, предварительную работу по формулировке целей, идей нововведения, создание образа будущего школы.

      Этап формирования нововведения – состоит из проектирования в активных формах хода нововведенческой работы, опробование отобранных новшеств, принятие решения о введении нового в школу.

      Этап реализации нововведения – предполагает создание условий для проведения экспериментальной работы в школе, рефлексии хода эксперимента, коррекции содержания и введения новшеств.

      Этап закрепления новшества – представляет собой закрепление образа обновленной школы в сознании учителей, психокоррекционную и методическую работу по совершенствованию инновационного поведения педагога.

      Лейтмотивом всех четырех фаз является развитие восприимчивости к новому и субъективности отношения к осваиваемому новшеству.

      Необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности является рефлексия, как познание и анализ учителем явлений собственного сознания и деятельности (взгляд на собственную мысль и действия со стороны).

      Термин “рефлексия” в отечественной литературе начал использоваться в 30-40 годах прошлого века. Анализируя различия в подходах к проблеме, следует отметить наличие двух традиций в трактовке рефлексивных процессов:

        рефлексивный анализ сознания , ведущий к разъяснению значений объектов и их конструирование;

        рефлексия, как понимание смысла межличностного общения.

      В связи с этим выделяются следующие рефлексивные процессы: самопознание и понимание другого, самооценка и оценка другого, самоинтерпретация и интерпретация другого. Наиболее активное и многостороннее изучение рефлексии присутствует в работах, посвященных выявлению механизмов творческого решения задач .

      Рефлексия (от лат. Reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании .

      Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают “рефлексирующего”, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии – предметно-рефлексивные отношения.

      Рефлексия на целеполагание в инновационной деятельности учителя имеет следующие характеристики:

        прямой анализ – целеполагание от актуального состояния педагогической системы к конечной планируемой цели;

        обратный анализ – целеполагание от конечного состояния к актуальному;

        целеполагание от промежуточных целей с помощью как прямого, так и обратного.

      Можно утверждать, что инновационная деятельность начинается с “борьбы мотивов”, поиска смысла. Иногда построение учителем целей начинается при явно недостаточной информации о способе построения модели концепции, об условиях деятельности, что может привести к появлению риска во введении новшеств.

      Возможность учителя свободно осуществлять целеполагание и осознавать ее целесообразность зависит от следующих условий:

      от того, насколько педагог может осознавать и управлять процессами целеполагания, разлагать их на составляющие, отслеживать эти процессы – это дает ему возможность видеть себя на пути построения педагогической концепции, а значит, яснее представлять границы своих состояний и действий;

      при анализе значимости мотива – способности распознавать значимость инноваций для детей и для себя, умения самостоятельно строить алгоритмы для достижения цели;

      от уверенности, гибкости, адекватности действий учителя при анализе и оценке результатов и последствий достижения цели;

      от владения алгоритмами выбора инновационной цели.

      По данным опросов и наблюдений - лишь небольшая часть учителей (от 10 до 15%) способны критически отнестись к собственному опыту. Для большинства он едва ли не единственный ориентир в определении целей и задач работы с детьми, главный источник представления о них, ведущий критерий в оценке эффективности рекомендуемых методов работы. По степени значимости собственный опыт далеко оставляет позади себя и советы коллег, консультации методистов, педагогическую литературу и др. Ни один из внешних регуляторов не может сравниться по степени значимости с собственным опытом.

      Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что процесс рефлексии индивидуален. Активизация рефлексивной позиции в инновационной деятельности учителя несомненно связана с личностью педагога, с его ориентацией на саморазвитие. Источником этого процесса выступает система осознаваемых учителем противоречий в педагогической деятельности, именно поэтому необходимо создавать в учебно-профессиональной деятельности такие ситуации, которые актуализировали бы рефлексивную позицию, формировали позитивное самовосприятие, стимулировали процессы самоутверждения.

      Рефлексивное сознание контролирует процесс построения и проверки тех или иных инноваций в школе, критически осмысливает все этапы деятельности. Есть основания предположить также, что инновационная деятельность не всегда четко осознается, по крайней мере, на этапе создания программ, целей. Она часто реализуется, как сознаваемое и неосознаваемое, спонтанно и сознательно реализуемые способы и формы педагогической деятельности.

      На следующем этапе рефлексивной деятельности учитель анализирует себя, как преодолевающего, корректирующего свою деятельность субъекта. Он способен актуализировать и формировать сложные, адекватные решаемой проблеме, шкалы оценивания, понимать себя как верно или ошибочно решающего педагогические задачи, конструктивно относиться к границам своей деятельности. В результате рефлексии на успешное выполнение деятельности, учитель с развитой “Я-концепцией” испытывает удовлетворение, уверенность, чувство свободы и счастья. Такой педагог самоутверждается как личность, так как знает, что способен преодолеть (и действительно преодолевает) препятствия личностного и духовного роста на пути достижения цели по введению новшеств в школу. Он интегрируется в педагогическом обществе, передает другим свои “находки”, несет ответственность за свою инновационную деятельность перед детьми, руководителями, самим собой.

      Обращение к анализу проблем школьного и вузовского образования с неизбежностью выдвигает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования инновационной деятельности учителя. Эта задача имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от её решения зависит успех преобразований в системе образования, перспективы развития школы. Выявление ведущих тенденций, принципов, психолого-педагогических условий инновационной подготовки учителя.

      Сегодня в нашей стране происходит становление науки о педагогических нововведениях. Выделение этой науки в самостоятельную отрасль началось с общественно-педагогического движения, с возникновения противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать. Возрос массовый характер применения нового.

      Кое-что сделано, но остаётся ещё немало нерешенных проблем, и одна из них – дать целостное теоретическое представление о педагогической инноватике, её составе, структуре и функциях.

      Обществу нужны творчески мыслящие люди, специалисты, а это предполагает творческое освоение современных знаний. Разумеется, многое можно сделать с помощью проблемного обучения, но ведь оно требует больших затрат времени, чем объяснительно-иллюстративные методы, передающие знания в готовом виде. Необходим поиск новых подходов, обеспечивающих эффективность обучения, и он невозможен без инновационной деятельности учителей. Именно поэтому так важно сейчас научить этому педагогов и изменить систему подготовки педагогических кадров.

      К сожалению, есть немало материально-технических, финансовых, социальных трудностей, которые сдерживают инновационные устремления нашего учительства, мешают овладеть в требуемой мере современной духовной культурой, необходимой для творчества. Существует явное противоречие между возможностями и реальным состоянием педагогического сообщества в освоении и оценке нового.

1. Имеет ли инновационный процесс циклический характер?- да;

2. Являются ли понятия «изобретение» и «нововведение» синонимами?- нет;

3. Можно ли рассматривать кадровый потенциал как фактор, оказывающий влияние на восприимчивость организации к нововведениям?- да;

4. Применимо ли понятие «нововведение» к формам и методам управления?- да;

5. Инновационная игра – это:- совокупность мероприятий, направленных на обучение персонала специальным методам и приемам ориентирования в нестандартных ситуациях.

6. Что такое инновация?- конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам;

7. Управление инновационным проектом – это:- процесс принятия и реализации решений, направленных на реализацию инновационной идеи.

8. Инсайт – это:- интеллектуальное явление, осознание решения некоторой проблемы;

9. Что является начальной стадией жизненного цикла изделия?- научно-исследовательские работы, которые проводятся по единому техническому заданию;

10. Что предполагает принцип пропорциональности производственных технологий?- относительно равную пропускную способность всех технологических участков производства, выполняющих основные, вспомогательные и обслуживающие операции;

11. От каких факторов зависит продолжительность принимаемого временного периода учета результатов и затрат по инновационному проекту?-от продолжительности инновационного периода: срока службы объекта инноваций, степени достоверности исходной информации;

12. Укажите область изменений, не являющуюся внутренним источником инновационных идей по П. Друкеру:-демографические изменения;

13. На чем основываются содержательные теории мотивации?- существование внутренних побуждений, которые заставляют человека действовать.

14. Второй стадией жизненного цикла изделия являются:- опытно-конструкторские работы;

15. Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга выделяет две группы факторов, определяющих мотивацию:- гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворенность работой, и мотивационные (внутренние, присущие работе);

16. Какой вид эффекта от внедрения инноваций характеризует улучшение качества жизни:- социальный;

17. С целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации создаются:- венчурные фирмы;

18. Какие факторы относятся к группе гигиенических, определяющих мотивацию по Фредерику Герцбергу?-нормальные условия труда, достаточная заработная плата и уважительное отношение начальника;

19. Функционально-стоимостной анализ – это:-метод комплексного экономического исследования объекта с целью развития его полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление.

20. Диверсификация инновационной деятельности предполагает:- разделение инвестиционной деятельности путем распределения усилий;

21. Что является основным в деятельности фирмы-коммутанта?- бизнес, ориентированный на удовлетворение местно-национальных потребностей;

22. Какова цель функционально-стоимостного анализа?- снижение затрат на производство, проведение работ и оказание услуг при одновременном повышении или сохранении качества выполняемой работы;

23. Первой стадией инновационной стратегии является:- зарождение;

24. Какая стратегия не является стратегией диверсификации?-конструкторская и маркетинговая.

25. Функционально-стоимостной анализ состоит из нескольких этапов. Какая работа проводится на информационном этапе?

сбор информации об изучаемом объекте: назначение, технические возможности, качество, себестоимость;

26. На какие группы делятся субъекты инновационного процесса?- новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и отстающие;

27. Функционально-стоимостной анализ состоит из нескольких этапов. Какая работа проводится на исследовательском этапе?- оценка идей и вариантов решений, выработанных на предшествующих этапах, с целью исключения диспропорций между функциями и затратами;

28. Что является третьей стадией жизненного цикла изделия?- подготовка производства и выход на мощность, т.е. постановка продукции на производство;

29. Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и отстающие. Кто относится к новаторам?- генераторы научно-технических знаний (индивидуальные изобретатели, исследовательские организации);

30. На что направлена творческая деятельность научных работников?

на увеличение суммы научных знаний, поиск новых областей применения этих знаний;

31. На осуществление инновационного проекта выдана на полгода по простой ставке 20% процентов годовых ссуда в размере 50000 рублей. Определите наращенную сумму:- 55000 рублей;

32. Функционально-стоимостной анализ состоит из нескольких этапов. Какая работа проводится на рекомендательном этапе?- отбор наиболее приемлемых для данного производства вариантов совершенствования изделия;

33. Что является четвертой стадией жизненного цикла изделия?- производство созданного изделия в соответствии со сформированным портфелем заказов;

34. Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и отстающие. Кто относится к ранним реципиентам?- предприниматели, первыми освоившие новшество;

35. Функционально-стоимостной анализ состоит из нескольких этапов. Какая работа проводится на внедренческом этапе?- учет результатов рекомендательного этапа и осуществление внедрения отобранного варианта совершенствования техники;

36. Локальная инновационная стратегия – это стратегия:- сокращения.

37. Для инновационного менеджмента характерны пять стадий цикла управления. Какие задачи решаются на стадии анализа?- выделение и связывание друг с другом факторов, определяющих потребность в инновации и возможности ее реализации.

38. Разработка стратегии включает:-постановку цели, придание формы, оценку, контроль;

39. На создание новых товаров ориентирован следующий тип стратегии:- продуктовая;

40. На какой фазе процесс разработки нововведения получает свое логическое завершение?- дистрибутивной.

41. Какая функция не свойственна инновации?-конструкторская;

42. Нововведение в широком смысле – это:- приспособительная реакция организации на изменения внутренней и внешней среды, способ ее выживания в динамичной среде.

43. Реакция организации на изменения внешней и внутренней среды должна быть:- комплексной непрерывной реакцией как на уже наступившие, так и ожидаемые изменения.

44. Что не должно входить в процесс реагирования на изменения?- выработка в первоочередном порядке варианта реагирования на оценку нововведения генеральным директором фирмы.

45. Отношение средней величины дохода фирмы по бухгалтерской отчетности к средней величине инвестиций – это:- бухгалтерская рентабельность инвестиций;

46. Переход к инновационной парадигме развития приводит к изменениям:- всего названного выше.

47. Инновационная среда не включает в себя:- характер взаимодействия между политическими партиями и всеми слоями населения, включая акционеров.

48. Способность предприятий и организаций к инновационной деятельности зависит:- от организационных целей, ценностей, структуры, технологии, персонала и т.п.;

49. Побуждающие силы развития организации формируются под влиянием в первую очередь:- обучения, воспитания, информирования работников;

50. Можно ли рассматривать приобретение лицензии на право производства товаров и услуг как форму участия в рынке нововведений?- да;

51. Можно ли рассматривать предоставление права на ускоренную амортизацию как форму государственной поддержки инновационной деятельности?- да;

52. Является ли создание технопарков формой государственной поддержки инновационной деятельности?- да;

53. Можно ли рассматривать освобождение от импортных таможенных тарифов на ввозимое имущество научных организаций, необходимых для проведения научных разработок, как одну из форм государственной поддержки инновационной деятельности?- да;

54. Пригоден ли метод чистого дисконтированного дохода для выбора инновационного проекта?-нет;

55. Являются ли понятия «новация» и «инновация» синонимами?-нет.

56. Термин «инновация» впервые употребил в своей работе:-Й.А. Шумпетер;

57. Выделяются следующие типы инновационных стратегий:-наступательная, оборонительная, имитационная;

58. Какими путями может осуществляться разработка стратегии?-сверху вниз, снизу вверх и с помощью консультативной фирмы;

59. Являются ли синонимами понятия «диффузия» и «распространение» нововведений? -нет;

60. Может ли выполнять функции инновационного менеджера сотрудник консалтинговой фирмы?-да;

61. Чем занимается фирма-патиент?-работает на узкий сегмент рынка и удовлетворяет существующие на нем специфические потребности.

62. Организационными структурами инновационного менеджмента являются:-научные организации, венчурные фирмы и фирмы-эксплеренты.

63. Что педполагает принцип непрерывности производственных технологий?-сокращение до возможного минимума перерывов в технологии производства, в том числе технологических, связанных с несинхронностью операций обработки, транспортирования или складирования или по организационным причинам;

64. Сущность расширенной формы межорганизационного иновационного процесса состоит в следующем: -отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Новшество выступает как предмет купли-продажи.

65. Какие предприятия объединяет вертикальная финансово-промышленная группа (ФПГ)?-находящиеся на разных стадиях производства и реализации конечного продукта;

66. Что предполагает принцип автоматизации производственных технологий?-интенсификацию технологии и эффективность производства в целом;

67. Пилотные установки, лабораторное оборудование являются следующим элементом инновационной инфраструктуры:-материально-техническое оснащение;

68. Самой простой технопарковой структурой является:-бизнес-инкубатор;

69. Основной персонал научных организаций составляют научные работники. Кто к ним относится?-лица, занимающиеся научными исследованиями и разработками;

70. При реализации инновационной игры рабочий день должен составлять не менее:-14-и часов с перерывами на обед и ужин.

71. Предполагает ли инвестиционная игра реализацию принципа единоначалия руководителя игры:-да;

72. Что предполагает принцип гибкости производственных технологий?-мобильность технологии при ее перенастройке на другие виды изделий в широком диапазоне;

73. Что предполагает принцип дифференциации производственных технологий?- разделение технологического процесса на отдельные технологические операции, переходы, приемы, движения;

74. Какой инновационный центр РФ, создан как реализация правительственной программы?-Сколково;

75. Какой вид инноваций носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ?-стратегические;

76. В чем заключается принцип прямоточности производственных технологий?-в обеспечении кратчайшего пути движения деталей и сборочных единиц в технологии какого-либо вида;

77. Скорость диффузии в инновационном процессе зависит:-от всего вышеперечисленного.

78. Инфраструктура субъектов инновационной деятельности включает в себя:-банки, инвестиционные компании биржи;

79. Первым элементом инновационного процесса является: -инициация;

80. Диффузия инновации – это:-процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.

81. Какой может быть организация технологических процессов в рамках финансово-промышленной группы?-вертикальной и горизонтальной.

82. Какой документ является обязательным для начала научно-исследовательской работы?-техническое задание;

83. Возможно ли использование метода балльной оценки для инновационных проектов? -да;

84.Чем характерен экономический вид эффекта от реализации инноваций?-показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций;

85.Как определяется социальный эффект от реализации инноваций?-по показателям, учитывающим социальные результаты реализации инноваций;

86. Чем оценивается корпоративная эффективность работы участника финансово-промышленной группы?-отношением доли участника в чистой прибыли финансово-промышленной группы к стоимости его активов.

87.Как определяется экологический эффект от реализации инноваций?-учитывается влияние инноваций на окружающую среду;

88. Стратегия семикратного поиска была разработана:-Г. Альтшуллером;

89. Примером приема, воздействующего только на производство, является:-бенчмаркинг;

90. Чем характерен экономический вид эффекта от реализации инноваций?-показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией продукции;

91. Чем характерен ресурсный вид эффекта от реализации инноваций?-показатели отражают влияние инноваций на объем производства и потребления того или иного вида ресурса;

92. Базисную инновацию более целесообразно выводить на следующий вид рынка:-промышленный;

93. Чем характерен социальный вид эффекта от реализации инноваций?-показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций;

94. Что отражает бюджетная эффективность бюджета инновационного проекта?-влияние проекта на расходы (доходы);

95. Что понимают под индексом рентабельности инноваций?-отношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам;

96. Что называется коэффициентом затрат по отдельным функциям при проведении функционально-стоимостного анализа?-отношение затрат на производстве по отдельным калькуляционным статьям к общей совокупности потребительских свойств изделия;

97. Метод морфологического анализа был предложен:-Ф. Цвики;

99. Вторым этапом в процессе реинжиниринга является:-создание модели существующей компании;

100. Фронтирование рынка – это прием:- воздействующий только на реализацию и диффузию инноваций.

1. Управление изменениями и инновациями в современных условиях адаптации к рыночным отношениям являются:

а) главной частью менеджмента организаций;

б) составной частью стратегического плана развития организации;

В) составной и одной из важных частей менеджмента организаций.

2. Управление изменениями и инновациями – это:

А) совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, субъектами реализации нововведений и их персоналом;

б) совокупность принципов, методов и форм управления инвестиционной деятельностью организаций;

в) совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами в организациях.

3. Предметом учебного курса “Управление изменениями и инновациями” являются:

а) система взаимоотношений между субъектами хозяйствования в процессе обмена инновациями;

Б) совокупность принципов, методов и форм управления инновациями процессами, инновационной деятельностью, субъектами реализации нововведений и их персоналом;

в) совокупность форм и методов управления инновационными процессами, а также взаимодействия организационных структур и персонала при этом.

4. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как:

А) конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствован ного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствован ного технологического процесса, применяемого в практической деятельности или в новом подходе к социальным услугам;

б) совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, которые обуславливают появление на рынке нового продукта;

в) изобретение или открытие новых возможностей для решения проблемы и достижения целей.

5. Кто из известных ученых считается одним из первых основателей теории инновационного менеджмента:

А) австриец Й.Шумпетер;

б) американец Ф. Тейлор;

в) француз А.Файоль.

6. Какие типы инноваций выделяет современная теория инновационного менеджмента:

А) товарную, управленческую, маркетинговую, рыночную, технологическую;

б) товарную, организационную, техническую, рыночную, маркетинговую;

в) управленческую, товарную, техническую, маркетинговую; технологическую, организационную.

7. Организационно-у правленческие инноваций в сельскохозяйстве нных предприятиях могут реализоваться через:

а) применение новых сортов сельскохозяйстве нных культур;

Б) совершенствовани е методов и стилей менеджмента и внедрения прогрессивных управленческих подходов;

в) техническое обновление производственног о процесса.

8. Инновационный процесс – это:

а) подготовка и осуществление инновационных изменений в определенном направлении деятельности;

б) несколько взаимосвязанных фаз, образующих единое целое;

В) процесс создания (изобретения), освоения и распространения инноваций.

9. Какая форма инновационного процесса предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации:

А) простой внутриорганизаци онный (натуральный);

б) простой межорганизационн ый (товарный);

в) расширенный.

10. Какая форма инновационного процесса означает отделение функции создания и производства новшества от функции его потребления:

а) простой внутриорганизаци онный (натуральный);

Б) простой межорганизационн ый (товарный);

в) расширенный.

11. Диффузия инноваций – это:

А) процесс, благодаря которому нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени;

б) информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации;

в) конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствован ного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствован ного технологического процесса, применяемого в практической деятельности или в новом подходе к социальным услугам.

12. Распространение инноваций – это:

а) конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствован ного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствован ного технологического процесса, применяемого в практической деятельности или в новом подходе к социальным услугам;

Б) информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации;

в) процесс, благодаря которому нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.

13. В чем заключается суть непрерывности процесса нововведений как его особенности:

а) определяет скорость и границы диффузии нововведений в рыночной экономике;

Б) дает возможность опередить конкурентов и является предпосылкой других принципов успешности нововведений;

в) дает толчок для появления целого ряда нововведений.

14.Какая из особенностей процесса нововведений обусловлено новаторским подходом управленческой команды организации:

а) цикличность;

б) приоритетность:

В) готовность к восприятию инноваций.

15.Цикличность процесса нововведений:

а) дает возможность опередить конкурентов и является предпосылкой других принципов успешности нововведений;

Б) дает толчок для появления целого ряда нововведений.

в) обеспечивает возможность осуществления маневров, поощрение предприимчивости.

16.Как называются инновации, характеризующие применение новых методов организации производства:

— продуктовые;

Процессные;

— технические;

— рыночные.

17. Как называются инновации, которые представляют собой применение новых материалов, новых полуфабрикатов, добавок, комплектующих узлов:

Продуктовые;

— технические;

— рыночные;

— процессные.

18. Инновации радикальные, улучшающие, модификационные (частичные) выделяют в зависимости от:

— типа технологической новизны для рынка;

Уровня глубины предлагаемых изменений;

19. Инновации новые для отрасли в мире, для отрасли в стране, для конкретного предприятия выделяют в зависимости от:

— места в системе организации;

Типа технологической новизны для рынка;

— уровня глубины предлагаемых изменений;

— технологических параметров нововведений.

20. Совокупность приемов и способов переработки различных сред представляет собой:

— технологическую операцию;

— технологический процесс;

Технологию;

— технологическую линию.

21. Комплекс мероприятий по согласованию и утверждению всех вопросов деятельности (подготовка нормативных документов; форма взаимодействия, воздействия; поиск инвесторов; подписание договоров; дата начала функционирования технологической “цепочки”, назначение управляющего) – это:

— управления организацией;

Управление производственным и технологиями;

— управление производственным и ресурсами;

— управление изменениями и инновациями.

22. По какому принципу целесообразнее управления технологическим процессом в условиях нестабильного и непредсказуемого бизнеса:

— вертикальным;

Горизонтальным;

23. Что не относится к основным рычагам управления технологиями:

стратегическое планирование;

— финансовое планирование;

Социальное планирование;

— бюджетное планирование.

24. Система организационных решений по изменению системы управления, процедуры, методов управления или управленческих подходов, которые впервые применяются в конкретной организации – это нововведение:

— организационно-э кономические;

Управленческие;

— организационно-э кономические и управленческие;

— организационные.

25. Изменения во внешней среде – это:

— результат организационно-у правленческих инноваций;

— цель управленческих инноваций;

Предпосылка управленческих инноваций;

26. Формирования действенной, эффективной системы управления качеством продукции – это:

— обязательный результат технологических инноваций;

Цель управленческих инноваций;

— предпосылка управленческих инноваций;

— побочное действие организационно-э кономических инноваций.

27. На позитивность управленческих решений по внедрению инноваций в организации не влияет:

— наличие специальных подразделений для создания и апробации нововведений;

— организационная культура;

Уровень технического развития родственной отрасли;

— наличие предполагаемых для этой цели средств.

28. Какие основные этапы внедрения управленческих инноваций можно выделить:

— оценка готовности организации к нововведению, пилотное обследование, внедрение;

— оценка готовности организации к нововведению, пилотное обследование, внедрение, контроль;

— оценка готовности организации к нововведению, разработка и осуществление программы нововведений, контроль, экономическая экспертиза возможных изменений;

Оценка готовности организации к нововведению, разработка и осуществление программы нововведений, контроль за внедрением.

29. Отношение доли прибыли, полученной составным подразделением финансово-промыш ленной группы, к удельного веса активов подразделения в стоимости совокупных активов группы – это:

— рентабельность финансово-промыш ленной группы;

— рентабельность структурного подразделения;

— коэффициент корпоративной эффективности финансово-промыш ленной группы;

Коэффициент эффективности структурного подразделения.

30. Какой метод оценки и обоснования выбора инновационных технологий является неприемлемым:

— экспертный метод;

— расчетно-констру ктивный;

Метод наблюдения;

— метод ранжирования.

1.Под инновациями (нововведениями) Й. А. Шумпетер понимал:

Новые комбинации факторов производства

2. Экономист С. Ю. Глазьев выделяет Пять технологических укладов:

1. новых текстильных технологий

2. технологий паровой энергетики

3. технологий электроэнергетики

4. нефтехимических технологий и энергетики двигателей внутреннего сгорания

5. технологий информатики и микроэлектроники

3.В основе средних промышленных циклов, в соответствии с теорией Н. Д. Кондратьева лежит:

Смена активной части капитала (станочное оборудование, транспортные средства и др.)

4. В основе длинных промышленных циклов, в соответствии с теорией Н. Д. Кондратьева лежит:

Смена пассивной части капитала (здания, сооружения, коммуникации, передаточные устройства и др.)

5.В основе коротких промышленных циклов, в соответствии с теорией Н. Д. Кондратьева лежит:

Рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции

6.Научная теория, разработанная Н. Д. Кондратьевым, которая нашла свое непосредственное применение в инноватике теория:

Теория длинных волн, или больших циклов конъюнктуры

7.Научная теория, разработанная Й. Шумпетером, которая нашла свое непосредственное применение в инноватике теория

Теория длинных, средних и коротких циклов деловой активности

8.Продолжительность коротких промышленных циклов, в соответствии с теорией Н. Д. Кондратьева:

3 – 3.5 года

9.Продолжительность длинных промышленных циклов, в соответствии с теорией Н. Д. Кондратьева:

40 – 60 лет

10. Продолжительность средних промышленных циклов, в соответствии с теорией Н. Д. Кондратьева:

11. Развитие железнодорожного транспорта стало ядром ### технологического уклада:

12. Альтернативные направления инновационной деятельности, осуществляемые в целостной системе управления инновациями:

Нововведения-продукты

Нововведения-процессы

Модификация продуктов (включая сферу услуг)

13. Заявка о возникшем замысле чего-либо нового, требующего привлечения внимания участников инновационного процесса для организации работ по всем стадиям и этапам инновационного цикла представляет собой…

Инновационную идею

14. Результат практической реализации инновационной идеи проявляется в Законченном продукте изменений

15. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности инновационной макросреды является в организации компонентом…

Инновационной макросреды

16. Основная практическая цель инновационного менеджмента:

Повышение инновационной активности организации

17. Комплексная характеристика инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, а также способность мобилизовать потенциал организации:

Инновационная активность

18. НЕ является элементами инновационной системы

Базовые инновационные стратегии

19. НЕ является компонентами инновационной макросреды (дальнее окружение):

Ресурсное обеспечение инновационного процесса

20. НЕ является компонентами инновационной микросреды (ближнее окружение):

Организационная инновационная культура

21. НЕ является компонентами инновационной внутренней среды:

Инфраструктура инновационной деятельности

22. Стратегии, обеспечивающие постепенное наращивание или стабилизацию инновационного потенциала организации:

Экстенсивного развития

Развития персонала

23. Стратегии, обеспечивающие возможность резкого повышения инновационного потенциала организации:

Диверсификации

Интеграционного развития

Интенсивного развития

24. Стратегии, обеспечивающие возможность преодолеть накапливающийся технологический разрыв организации:

Инновационного развития

Развития НИОКР

25. Стратегии, обеспечивающие возможность приобрести новое качество инновационного потенциала организации:

Развития персонала

Интеграционного развития

26. Система взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры называется инновационной

27.Желаемый результат деятельности организации, достигаемый на основе реализованной инновации в ограниченные сроки и с ограниченными ресурсами называется инновационной

Целью организации

28.Количественное и качественное определение результатов развития организации в виде приобретения новых качеств своей деятельности, продуктов труда и своего состояния, как правило, выражается в виде инновационной

Деятельности (м. б. программы) организации

29. Предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели или стратегии ресурсы и организационный механизм образуют

Инновационный потенциал организации

30.Виды инновационного потенциала НЕ выделяются в инновационном менеджменте

Функциональный

31. Проектный инновационный потенциал – это…

Возможности, которые могут быть реализованы в рамках инновационного проекта

32. Нструмент, с помощью которого осуществляется структуризация инновационной цели организации называется

Декомпозиция

33. Первая стадия жизненного цикла инновации:

Создание новшества

34. Вторая стадия жизненного цикла инновации:

Освоение (внедрение) новшества

35. Третья стадия жизненного цикла:

Коммерциализация новшества (выведение на рынок)

36. Четвертая стадия жизненного цикла инновации:

Потребление новшества (включая обновление другой продукции или технологии)

37. Пятая стадия жизненного цикла инновации:

Приобретение новшества потребителем

38. Первая стадия жизненного цикла продуктовой инновации:

НИОКР по созданию продукта

39. Вторая стадия жизненного цикла продуктовой инновации:

Технологическая подготовка и организация серийного производства продукта

40. Третья стадия жизненного цикла продуктовой инновации:

Масштабный выпуск продукта

41. Четвертая стадия жизненного цикла продуктовой инновации:

Снижение объемов выпуска и прекращение производства продукта

42. Первая стадия жизненного цикла технологической инновации:

НИОКР по созданию технологии

43. Образовательная функция, возложенная на инженерные центры как организационные формы инновационной деятельности:

Подготовка нового поколения инженеров, обладающих необходимым уровне квалификации и широким научно-техническим кругозором

44. Стратегические зоны хозяйствования в организации являются компонентами:

Внешней микросреды

45. Вторая стадия жизненного цикла технологической инновации:

Промышленное освоение технологии (2)

46. Третья стадия жизненного цикла технологической инновации:

Распространение и тиражирование технологии

47. Четвертая стадия жизненного цикла технологической инновации:

Приобретение новшества потребителем (4)

48. Коммерциализацией инноваций: Выведение новшества на рынок

Коммерциализация инноваций – это привлечение инвесторов для финансирования деятельности по реализации новшества (части инновационного процесса) из расчета участия в будущих прибылях в случае успеха

Коммерциализация инноваций:

Процесс обеспечения коммерческого использования новшеств на рынке

49. Процесс рутинизации технологии включает:

Рутинизация – освоение нововведений-процессов в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.

50. Организации, создающиеся на базе крупных университетов США при финансовой поддержке правительства для стимулирования разработки новых технологий:

Инженерные центры

51. Исследовательская функция, возложенная на инженерные центры как организационные формы инновационной деятельности:

Исследование фундаментальных закономерностей, лежащих в основе инженерного проектирования принципиально новых инженерных систем

52. Основная цель функционирования инкубатора бизнеса:

Создание условий, обеспечивающих легкое начало, быстрое становление МСБ, высокую выживаемость предприятий.

53. Типы бизнес-инкубаторов, которые НЕ организуются на практике:

Некоммерческие (бесприбыльные) организации

54. Управление и реализация комплекса инновационных проектов организованы в форме…

Инновационных программ

55.Отдельные инновационные проекты в инновационных программах взаимосвязаны между собой:

Функционально

56. Направления, по которым должны согласовываться между собой отдельные инновационные проекты в инновационных программах

По срокам, исполнителям и ресурсам

57. Организация, которая не может стать субъектом инновационной программы: Организация инфраструктуры

58. Левереджем в инновационной деятельности: Использование заемных средств с фиксированным процентом для увеличения прибыли, является одним из принципов проявления «эффекта рычага»

59. "Венчур" – это…

Инвестиционная компания, работающая исключительно с инновационными предприятиями и проектами (стартапами).

Небольшая компания для решения инновационных проектов

60. "Венчурная компания" – это…

Форма организации рископредприятий, апробирующих или реализующих инновационную идею

61. Операция дисконтирования при определении доходности инновационных проектов состоит В приведении будущих затрат к текущим. Для расчета коэффициента дисконтирования используются следующие данные: 1) по доходности альтернативных проектов; 2) об уровне премии за риск;3) об уровне инфляции.

62. Риски, относящиеся к рискам правового обеспечения инновационного проекта создания совместного предприятия по извлечению редкоземельных металлов из отходов и лома: Недоучет особенностей порядка вывоза редкоземельных металлов за рубеж.

63. Риски, относящиеся к рискам коммерческого предложения инновационного проекта строительства платных скоростных автомобильных дорог:

1)ошибки в оценке потенциальной пропускной способности дорог

2)существенное превышение сметной стоимости работ

3)невыполнение поставщиками обязательств поставки дорожного покрытия надлежащего качества

64. Ранкинг – это…

Ранжирование – своего рода рейтинг. Рэнкинги проводятся в инвестиционном секторе экономики, страховом, секторе недвижимости и т. д. Метод рейтинговой оценки основан на ранжировании факторов риска по степени их влияния на результаты инновации.

1)анкетирование

2)интервью

3)тестовые испытания

66. Экспертные методы анализа риска преимущественно используются в случае, если

Доступная для анализа информация не является в достаточной степени релевантной и репрезентативной.

67. Экспертные методы оценки риска:

1)мозговой штурм

2)анкетирование

5)интервью

Метод экспертных оценок - здесь составляются сравнительные характеристики уровня риска, определяются рейтинги, готовятся аналитические экспертные обзоры.

68. Безрисковые инновационные проекты с точки зрения количественной оценки риска

1)не существует ни одного фактора, который мог бы негативно повлиять на ход и результаты инновации

2)при реализации которых вероятность наступления рисковых ситуаций практически равна 0

3)возможен единственный результат реализации инновации

69. Наиболее ожидаемый результат инновационного проекта, рассчитанный с учетом его рисков, определяется…

По формуле математического ожидания как сумма произведений возможных результатов на вероятность получения этих результатов

70. Чем больше показатель колеблемости, тем уровень риска проекта

71. Показатель степени риска характеризует:

Вероятность наступления рисковой ситуации

72. Показатель цены риска характеризует:

Наиболее ожидаемый результат инновации, ее полезность

73. "Безрисковая зона" – это…

Безрисковая зона – область, в которой ожидаются нулевые потери или отрицательные (превышение прибыли).

74. Риски, которые можно отнести к коммерческим рискам инновационного проекта:

Научно-технические риски, Риски правового обеспечения проекта, Риски коммерческого предложения

75. Чистые риски инновационного проекта – риски, …:

Связанные с объективными обстоятельствами, не зависящими от принятых решений

76. Спекулятивные риски инновационного проекта – риски, …

Связанные с расхождением интересов фирмы и общества

77. Статические риски инновационного проекта – риски,

Возникновение которых либо последствия характеризуются относительно постоянными значениями показателей

78. Динамические риски инновационного проекта – риски, …

Возникновение которых либо последствия характеризуются постоянно изменяющимися значениями показателей

79. Кредитный риск инвестора при реализации инновационного проекта состоит в…

80. Кредитный риск инноватора при реализации инновационного проекта состоит в…

Невыплате инноватором основного долга и процентов за предоставленный кредит, а также в несвоевременности платежей по кредитному договору

81. Метод аналогий при управлении инновационным проектом применяется для…

Разработки сценариев реализации инновационного проекта

82. Элементы, НЕ входящие в инновационную доктрину:

Предмет инновационной деятельности как фактор производства, претерпевающий изменения

83. Относится к венчурному капиталу:

Инвестиции, привлекаемые в форме выпуска акций венчуров венчурными компаниями и обладающие потенциально более высокими темпами роста курсовой стоимости по сравнению со среднерыночной динамикой

84. Идентификация рисков инновационных проектов заключается в Сопоставлении показателей меры риска и полезности инноваций.

85. Метод Монте-Карло при анализе рисков инновационного проекта применяется для:

1)определения наиболее существенных рисков инновационного проекта (+)

2) определения влияния рисковых ситуаций на окончательный результат проекта

86. Операция кумуляции рисков при реализации инновационных проектов состоит в

Сосредоточение опасности одновременного наступления событий, влекущих крупные выплаты страхового возмещения.

87. Показатель меры риска в инновационной деятельности характеризует…

1)пессимистическая оценка возможного результата реализации инновации

2)математическое ожидание потерь в результате возникновения рисковой ситуации

88. Кривая Лоренца используется для оценки показателя…

Доходов в различные периоды времени или между различными группами населения

Используется для оценки показателя – уровень риска.

89. Коэффициент конкордации при проведении экспертизы рисков инновационного проекта показывает:

Насколько мнения экспертов согласуются друг с другом, то есть принадлежат к одной и той же генеральной совокупности оценок.

90. Стандартное отклонение (коэффициент Z) при оценке рисков инновационного проекта рассчитывается на основе…

Статистики, необходимой для квалифицированного суждения о достаточности индекса доходности

91.Фактор, который является определяющим точность и достоверность результатов при проведении экспертизы рисков инновационного проекта

Квалификация экспертов, независимость их суждений, а также методическое обеспечение проявления экспертизы

92. Эффект финансового рычага – это… Изменение рентабельности собственных средств, полученное благодаря использованию заемных средств

93. Свобода маневра организации при привлечении заемных средств зависит от… дифференциала и плеча финансового рычага

94. Эффект финансового рычага образуется за счет…

1)превышения рентабельности активов над ценой привлечения заемных средств увеличения рентабельности собственных средств

2)увеличения рентабельности собственных средств

95. Задолженность по ипотеке включается в состав…

Долгосрочных обязательств

96. Собственные оборотные средства – это… разность между текущими активами и текущими обязательствами предприятия.

97. Используется Модель Миллера-Орра для управления…

Денежной наличностью фирмы

Средствами на расчётном счёте

98. Тип фонда, операционной структуре которого соответствует право инвестора ежедневно предъявлять управляющей компании требование о выкупе инвестиционного пая:

Корпоративный фонд закрытого типа

99. Допустимая отсрочка представления документов, подтверждающих оплату паев с момента внесения регистратором приходной записи по лицевому счету владельца инвестиционных паев:

Отсрочка не предусмотрена

100. Инвестиционный пай:

Является именной ценной бумагой И удостоверяет право владельца на предъявление управляющей компании требования о выкупе пая

101. При значении Z-счета Альтмана менее 1, 8 …

Предполагаемая вероятность банкротства очень высокая

102. Расходы НЕ влияют на поток денежных средств:

Поток денежных средств – разница между суммами поступления и выплат денежных средств за определенный промежуток времени. Например, Не влияют: выбытие основных средств

103. Дополнительная эмиссия акций:

Увеличение уставного капитала за счёт выпуска (эмиссии) дополнительного количества акций.

104. Для оценки рыночной ценности организации используются показатели:

Финансово-экономические, Фактические, Нормированные показатели

105. Эффективность использования собственного капитала характеризует показатель:

Рентабельности собственного капитала

106. Верное определение полной лицензии на использование промышленной собственности:

Патентообладатель может уступить, т. е. передать полученный патент по договору любому лицу, при этом лишаясь права на его использование

107.Платеж по исключительному лицензионному договору, поступивший единовременно, после передачи лицензиаром лицензиату технической документации на объект лицензии:

Паушальный платеж

108. Платеж по неисключительному лицензионному договору, поступивший единовременно, после выхода объекта лицензии на проектную мощность:

Паушальный платеж

109. Платежи по лицензионному договору, поступающие ежемесячно в виде процента от реализации продукции, выпущенной по лицензии:

110. Платежи по лицензионному договору, поступающие ежемесячно в виде фиксированных отчислений от единицы реализации продукции, выпущенной по исключительной лицензии:

Фиксированные роялти

111. Максимальный срок действия патента на изобретение, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство составляет…

112. Максимальный срок действия патента на промышленный образец, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство и возможного продления составляет…

Пятнадцать лет

113. Максимальный срок действия патента на промышленный образец, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство (без учета возможности продления):

114. Максимальный срок действия регистрации наименования места происхождения товаров, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство (без учета возможности продления:

115. Максимальный срок действия регистрации наименования места происхождения товаров, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство и возможного продления:

116. Максимальный срок действия регистрационного удостоверения на полезную модель, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство (без учета возможности продления):

Издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.

118. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо…

119. Субъектами смежных прав являются:

Исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания

120. Товарный знак охраняется нормами:

Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»

121. Изобретение – это…

Техническое решение, обладающее относительной новизной для конкретной организации

Изобретение – это новое техническое решение задачи, поднимающее существующий уровень техники. В узком смысле изобретение - техническое решение, признаваемое в качестве изобретения.

122. Полезная модель – это…

Новое, промышленно применимое техническое решение по своим внешним признакам напоминающее изобретение, но являющееся менее значимым с точки зрения уровня техники

Конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а так же их составных частей.

123. Промышленный образец – это…

Это художественно-конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид, который наряду с техническим уровнем определяет уровень конкурентоспособности продукции.

124. "Инновационная доктрина" – …

Система базовых положений, выработанных руководством государства (региона, отрасли, крупной корпорации) и определяющих политику государства в данном направлении.

125. Классификация рисков инновационных проектов заключается в…

Распределении риска по категориям, подвидам, группам и подгруппам и другим уровням. Именно из-за многообразия рисков инновационных проектов классификация рисков проводит­ся не по сквозному, а по блочному принципу. Риски могут быть внешние, внутренние и смешанные.

127. В основе метода дерева решений при анализе рисков инновационного проекта лежит модель риска:

Пространственно – ориентированный граф, отражающий последовательность принятия решений и условий их реализации, оценки промежуточных результатов с учетом их условной вероятности

128. Формулой Дюпона называют факторную модель, выражающую зависимость рентабельности…

От оборачиваемости, ликвидности и структуры капитала

129. Функции государства, которые реализуются при осуществлении государственной инновационной политики:

Создание благоприятных экономических условий для инновационной деятельности, финансирование фундаментальных исследования и поиск НИР, организация поддержки приоритетных направлений развития науки, техники и технологии

130. При оценке риска инновационного проекта коэффициент Z – стандартное отклонение…

Покажет тот Размах колебаний , который был присущ доходности Iв изучаемом прошлом и который надо будет сравнить с "запасом прочности" в надежной оценке эффективности проекта, т. е. с индексом доходности проекта

131. Финансово-эксплуатационные потребности организации – это…

Разницу между средствами, иммобилизованными в запасах и клиентской задолженности и задолженностью предприятия поставщикам; – это разница между текущими активами и текущими пассивами предприятия

132. Внешний темп роста организации – темп роста…

Мировой экономики, динамика мировых цен на нефть, мировой спрос и объемы экспорта российских углеводородов, процессы интеграции и вступления России во Всемирную торговую организацию, масштабы выплат по внешнему долгу

133. Внутренний темп роста организации – темп роста

Интенсивность реформирования экономики, темпы либерализации и повышения цен естественных монополий, динамика инфляции, темпы реального укрепления рубля, динамика валового внутреннего продукта, масштабы вывоза капитала, государственные расходы

134. Верное определение простой (неисключительной) лицензии на использование промышленной собственности:

Простая лицензия (неисключительная) предусматривает передачу лицензиату прав на использование объекта интеллектуальной собственности с сохранением за лицензиаром права самостоятельного использования лицензии и выдачи аналогичных лицензий другим заинтересованным лицам

Тесты по курсу "Инновации в социально-культурном сервисе и туризме" (составитель к.э.н. Козлов В.В.).
1. Во время текущей деятельности туристкой предпринимательской фирмы не решаются задачи:

    эффективного использования имеющихся мощностей;
    разработка стратегических планов по реализации инноваций;
    определение необходимых средств для достижения стратегических целей;
    выполнение договорных обязательств.
2. Жизненный цикл инноваций - это:
1)период времени между появлением новации и воплощением её;
    период времени от зарождения идеи, создания и распространения новации
    и до ее использования;



3. Процессу обновления услуг сферы туризма свойственны:
    недетерминированность работ;
    частичная детерминированностью работ;
    высокая степень детерминированности работ;
    низкая динамичность производственных показателей.
4. Основными ресурсы необходимые для процесса перевода новации-инновации являются:
    трудовые ресурсы;
    инвестиции;
    время;
    информация.

5. Социальные инновации подразделяются на следующие виды:

    промышленные материалы.
    организационно-управленческие;
    комбинаторные;
4) модифицирующие.
6. Процесс коммерциализации - это:

2)период времени от зарождения идеи, создания, распространения новации и
до ее использования;
    процесс введения новации на рынок;
    период времени между началом воплощения новации и её уходом с рынка.
7. Уровень наукоемкости продукции определяют следующие факторы:
1) степень организационной сложности осуществления инновационных
процессов;
    объем продаж;
    расходы по маркетингу;
    профессиональный уровень специалистов.
8. С точки зрения управленческого аспекта для эффективной реализации инновационных процессов необходимо наличие:
    рынков топливно-энергетических товаров;
    инжиниринга;
    конкуренции на рынках товаров и услуг;
    научно-технического прогресса.
9. Инновационный цикл разработки и внедрения в практику

1) эксперимент;
    диффузия;
    организация рекламы и сбыта;
    стратегическое планирование.
10. Инновационный лаг - это:
1)период времени между появлением новации и воплощением ее;
2)период времени от зарождения идеи, создания и распространения новации
и до ее использования;
    процесс введения новации на рынок;
    период времени между началом воплощения новации и её уходом с рынка.
11. Относительная новизна имеет следующие виды:
    условная новизна;
    модифицирующая новизна;
    открывающая новизна;
    целесообразная новизна.
12. Псевдоновизна это
1 ) когда отдельные элементы являются новыми;
    более низкие затраты на научно-исследовательские и опытно-конструктор
    ские работы, освоение и использование, отнесенные к объему полезной
    работы, чем у заменяемой;

    не улучшение продукции, а ее видоизменение;
    необычное сочетание ранее известных элементов;
13. Классическая модель развития фирмы это:
1) поиск новых путей посредством реализации концепции возрастающей
эффективности на основе инвестиционных бизнес-процессов;

2) "всё больше того же самого";
3) репродуктивное (или рутинное) расширенное воспроизводство при
имеющемся стабильном спросе с расчетом на максимальную отдачу
ресурсов;

4) когда стратегическими целями развития являются повышение
конкурентоспособности и рыночной ценности фирмы.

14. Наиболее сложным и многоэтапным является инновационный
процесс реализации:
    продуктовых инноваций;
    социально-управленческих инноваций;
    технологических инноваций;
    экономических инноваций.
15. Инновационный цикл разработки и внедрения в практику
туристского продукта включает следующие этапы

1) исследование;
    разработки;
    обучение кадров для реализации новой услуги;
    диффузия.
16. Линейно-функциональная форма управления проектами
характеризуется:
    Подбором в проектную команду специалистов из тематических и
    функциональных подразделений предприятия на временной контрактной
    основе;

    Многофункциональностью внутренней структуры, совпадающей с
    организационной структурой предприятия;

    Созданием специальной рабочей группы для решения задач проекта из
    специалистов различных служб, административно подчиненных руководи
    телю проекта

    Передачей сотрудников подразделений предприятия при выполнении
    проекта в прямое подчинение руководителю инновационного проекта на все
    время его реализации.
17. Матричная форма управления применяется, как правило, для
проектов с продолжительностью цикла
    менее года;
    менее двух лет;
    от двух до пяти лет;
    более пяти лет.
18. Достоинства линейно-функциональной формы управления:
    Крайне интенсивное использование людских и материальных ресурсов,
    обусловленное высокой степенью специализации сотрудников и
    оборудования;


    действующих подразделений фирмы;

    Возможность широкого использования при реализации инновационных
    проектов унифицированных и стандартизированных решений и конструкций;

4) Длительность реализации инноваций способствует формированию
определенного его статуса и имиджа на предприятии, а следовательно,

19. Недостатки линейно-функциональной формы управления:
1) Короткие сроки реализации проекта затрудняют формирование
"командного духа".
    Необходимость большого количества согласований на горизонтальных
    уровнях.

    Низкая восприимчивость и мотивация к нововведениям, прежде всего
    радикального свойства.

4) Отсутствие гибкости в развитии и реорганизации команды, а также усилий
по поддержанию эффективности работы проектной группы в течение
длительного времени.

20. Достоинства матричной формы управления:
    Большой объем необходимой технической и плановой документации;
    Гибкость в формировании и реорганизации команды при осуществлении
    необходимых изменений в процессе деятельности.

    Отсутствие дублирования функций вновь созданной команды и постоянно
    действующих подразделений фирмы.

4) По сравнению с другими структурами управления, все усилия
руководителя проекта и команды исполнителей концентрируются на
решении единственной задачи.


21. Недостатки матричной формы управления:
1) Необходимость большого количества согласований на горизонтальных
уровнях.

2) Длительность реализации проекта не способствует формированию
определенного его статуса и имиджа на предприятии, а следовательно,
возможности приоритетного выделения ресурсов.

    Соперничество между руководителями на линейных уровнях управления,
    обусловливающее возможность задержек или потерь важной информации.

    Руководитель проекта не обладает непосредственной административной
    властью над членами своей команды, сохраняющих свою административную
    принадлежность к функциональным подразделениям.

22.Преимущества проектной формы управления:
1)Возможность широкого использования при реализации инновационных проектов унифицированных и стандартизированных решений и конструкций. 2)Все усилия руководителя проекта и команды исполнителей концентрируются на решении одной единственной задачи.
3)Отсутствие дублирования функций вновь созданной команды и постоянно действующих подразделений фирмы.
4) Реализуется принцип единоначалия, поскольку все члены команды полностью ориентированы на проект и его руководителя.
23. Недостатки проектной формы управления
    Наличие своеобразных филиалов функциональных отделов предприятия
    внутри проектной команды, что приводит к дублированию функций,
    перерасходу ресурсов и времени.

    Сложность планирования, контроля и оперативного регулирования хода
    выполнения исследовательских и проектных работ ввиду большого
    количества специализированных подразделений, каждое из которых имеет
    свои собственные, локальные цели.

    Сложность формирования команды.
4) Возникновение конфликтных ситуаций вследствие двойственного
положения участников и временного характера их работы.

24. Долговая форма финансирования:
    посредством займов в финансовых структурах,
    фонд накопления (развития);
    выпуск (эмиссия) дополнительного объема корпоративных акций,
    на основе лизинга.
25. Долевое финансирование:
1) резервный капитал;
    венчурные (рисковые) инвестиции;
    выпуск (эмиссия) дополнительного объема корпоративных акций;
26. Финансирование на основе собственного капитала:
    амортизационный фонд;
    долевое участие внешнего инвестора в капитале фирмы;
    резервный капитал;
    путем выпуска корпоративных облигаций.
27.Преимуществами использования акционерного капитала для финансирования инновационных проектов являются:
    новое предприятие в форме акционерного общества в первые годы может
    вообще не выплачивать дивиденды, а реинвестировать их в развитие фирмы;

    необходимость иметь залоговые гарантии;
    возможность передачи залога (или части активов) в счет долговых
    обязательств;

    возможность повышения курсовой стоимости акций.
28.Недостатками использования акционерного капитала для финансирования инновационных проектов являются:
    возможность потери контрольного пакета акций действующими
    собственниками;

    и т.д.................