Социальная поддержка незащищенных слоев населения. Государственная поддержка незащищенных слоев населения в условиях становления социального государства Социальная поддержка незащищенных слоев населения

Введение

Современное социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.

Работа с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними в специализированных учреждениях начинается с адаптации их к жизни в самом учреждении, которая является одной из ступенек адаптации в обществе. От успешности процесса социальной адаптации зависит дальнейшая судьба ребенка: вернется ли он на улицу, совершит ли противоправные действия, будет ли вести асоциальный образ жизни.

Формы государственной поддержки незащищенных слоев населения

Государственная поддержка – это система законодательных и социально-экономических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.

Главная задача государственной поддержки – обеспечить стабильность в стране и социальную защиту граждан в новых условиях.

В настоящее время практически все государства являются социальными. Социальное государство – это государство, строящее свою политику с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество.

Социальное государство должно обеспечивать людям прожиточный минимум, создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, охранять наемный труд, заботиться об образовании, здравоохранении, культуре, семье, постоянно улучшать социальное обеспечение и другое.

Целью социального государства является обеспечение свободы и социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и т.д.).

Основные направления государственной поддержки:

правовая природа социальной политики;

социальное обеспечение;

предоставление социальных услуг;

доступность социальной поддержки для всех членов общества;

наличие государственных структур социальной защиты, социального обеспечения и занятости;

принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан.

Основной задачей социального государства является обеспечение равноправия, нравственности и справедливости в отношениях между людьми. Эти принципы могут быть реализованы путем расширения социальных программ, поощрения благотворительной деятельности (в частности, освобождения от налогов предпринимательских структур, осуществляющих благотворительную деятельность).

Государство заинтересовано в поддержке социально уязвимых групп населения. Это объясняется несколькими причинами: государство, которое считает себя цивилизованным обязано «обеспечить населению достойный уровень жизни»; государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы; социально-экономическая поддержка неимущих «сглаживает» экономическое состояние различных групп населения.

Особенности социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних

Проблема социальной адаптации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации – одна из актуальных проблем, стоящих перед обществом.

Выстраивание работы по социальной реабилитации, адаптации и интеграции беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних включает выявление таких детей и подростков, их устройство в специализированные учреждения для несовершеннолетних (приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), организацию мероприятий, направленных на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности. В таких учреждениях ребенок впервые встречается с социально благополучной средой, которая предоставляет возможность несовершеннолетнему самому приобрести опыт, необходимый для адаптации к окружающему миру, при этом данная среда является достаточно защищенной от негативных влияний.

Несмотря на множество работ отечественных исследователей, посвященных решению проблем безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, тема социальной адаптации данной категории граждан, в частности в условиях специализированного учреждения для несовершеннолетних, является мало изученной. Проведенный нами анализ нормативно-правовых документов показал, что большинство из них направлены на профилактику данного явления. Процесс социализации, в частности социальной адаптации несовершеннолетних, регламентирован плохо и в основном признается лишь как данная необходимость.

Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, теме социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в научных работах и нормативно-правовых актах уделяется достаточное внимание и подчеркивается важность этого процесса; с другой стороны, на практике этот процесс мало изучен и плохо регламентирован. Это противоречие обусловило проблему исследования: какие существуют особенности процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений для несовершеннолетних?

С целью анализа особенностей процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений нами было проведено эмпирическое исследование процесса социальной адаптации несовершеннолетних в специализированных учреждениях города Казани.

В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: полуструктурированное интервью, наблюдение, контент-анализ дневников воспитанников.

Исследование проводилось в три этапа:

1. изучение документации, отражающей процесс социальной адаптации воспитанников в каждом специализированном учреждении (анализ дневников на каждого воспитанника);

2. проведение интервью со специалистами учреждений;

3. проведение интервью с воспитанниками учреждений.

Итоги проведенного исследования привели нас к следующим результатам и выводам:

1. В процессе социальной реабилитации в условиях специализированных учреждений безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние адаптируются лишь к самому учреждению, а показатели социальной адаптации воспитанников выражены слабо: дети и подростки могут лишь адаптироваться к социальным правилам, нормам и ценностям – без последующего процесса их интериоризации.

2. Несмотря на структурные различия учреждений, различий в осуществляемых учреждениями программах и методиках по социальной адаптации воспитанников, анализ основных показателей ответов респондентов и данных дневников воспитанников показал, что процесс социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних не имеет существенных различий.

3. На процесс социальной адаптации воспитанников влияют социальный статус несовершеннолетнего и длительность проживания несовершеннолетнего в учреждении, а также наличие или отсутствие опыта проживания несовершеннолетнего на улице.

4. В процессе социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений существуют гендерные и возрастные различия.

5. Специалисты учреждений недостаточно владеют знаниями о сущности процесса социальной адаптации, а процесс социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений воспринимают лишь как процесс адаптации к самому учреждению.

Для улучшения сложившейся ситуации, для повышения эффективности процесса социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированного учреждения, по нашему мнению и с учетом предложений специалистов учреждений, необходима реализация следующих мер:

– разработка и внедрение программ и методик, направленных на профессиональную адаптацию подростков в условиях специализированного учреждения, введение в действие трудовых мастерских и активное использование методик трудотерапии в социально-реабилитационной работе с несовершеннолетними;

– привлечение средств спонсоров, благотворительных организаций, для улучшения условий жизнедеятельности безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в специализированных социальных учреждениях, в том числе и в приемных отделениях (изоляторах);

– повышение профессиональной квалификации персонала специализированного учреждения.

Выше перечисленные меры реализуются на муниципальном уровне управления. Однако, для более успешного процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений, необходимы усовершенствования, в том числе, и нормативно-правовой базы, на всех уровнях управления.

Проблемы в студенческой субкультуре

Субкультура – это культура групп людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение и модели поведения. Автор популярного на Западе и в России учебника «Социология» Нейл Смелзер определяет субкультуру как систему норм и ценностей, отличающую группу от большинства общества. Основанием субкультуры могут быть: стиль музыки, образ жизни, общие виды деятельности, определенные политические взгляды.

Из всех социально - демографических групп феномен субкультурности больше всего присущ молодежи.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Для того чтобы более точно определить социальные механизмы и способы взаимодействия государства и незащищенных слоев населения, необходимо рассмотреть основных получателей услуг государственной поддержки. В настоящее время существует много категорий населения, пользующихся услугами поддержки со стороны государства. Поэтому автором в работе при исследовании данной проблемы были определены три взаимосвязанных между собой слоя – бедные, безработные и инвалиды. Данные группы со своими ценностными ориентациями и специфическими признаками требуют определенных мероприятий по оказанию государственной поддержки и ее качественному наполнению.


  1. Бедность.

В настоящее время наиболее значительный слой среди незащищенных категорий населения представляют бедные. Причинами появления данного феномена являются многие факторы, каждый из которых воздействует как отдельно, так и в комплексе (безработица, инвалидность, многодетность, низкий уровень заработных плат, инфляция и др.).

По мнению автора, бедность – это такое состояние, когда индивид не может обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни с учетом сложившихся в обществе стандартов. В России по данным Росстата в 2010 г. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (т.е. людей, которые непосредственно относятся к бедным) составила 18,1 млн. человек или 12,8% всего населения страны (в 2009 г. таковых было 18,5 млн. человек или 13,2%). При этом в целом по РФ величина прожиточного минимума на душу населения во 2-ом квартале 2011 составила 6505 руб., а потребительская корзина в этот период установилась на уровне 6058 руб. Безусловно, фактически, эти средства позволяют обеспечить только выживание индивида.

Сегодня можно говорить о том, что в каждом обществе в разное время присутствуют определенные виды бедности (абсолютная, относительная и субъективная, хроническая и «плавающая», первичная и вторичная, экономическая и социальная), требующие разных подходов для решения. Необходимо отметить, что возраст среднестатистического бедного в России составляет 47 лет, в то время как богатого – 33 года, представителя среднего слоя – 42 года. 20

На современном этапе в РФ приоритетными направлениями в борьбе с бедностью являются такие мероприятия, которые позволяют увеличивать рост доходов населения и содействуют развитию мелкого и среднего бизнеса. Главная цель состоит в создании эффективной системы поддержки бедных категорий общества и развитии экономики (которая участвует в создании новых рабочих мест с достойным уровнем оплаты труда).

Автор считает, что противостоять такому общественному явлению как бедность возможно только при условии, что политика, проводимая нашим государством, имеет долгосрочные перспективы и проводится на национальном, региональном, муниципальном уровнях комплексно и одновременно.



  1. Безработица.

В диссертационном исследовании автором отмечается, что одной из важных причин бедности является безработица (отсутствие занятости всегда представляло серьезную проблему для общества и государства, выступая при этом дестабилизирующей силой). В настоящее время безработица становится реальным фактором бедности, которая охватывает группы трудоспособного населения, образованного и профессионально подготовленного. Люди, из-за отсутствия подходящих рабочих мест, не могут реализовать свою рабочую силу на рынке труда и вследствие этого лишаются основного источника заработка для поддержания нормального уровня жизни.

Диссертант приходит к выводу, что сегодня характер и типы безработицы зависят от многих причин - экономических, политических, социокультурных. Следовательно, в каждом государстве данная проблема будет иметь свои специфические черты. Но вне зависимости от обстоятельств в любом обществе всегда присутствуют три основных вида безработицы (в разном соотношении), которые в зависимости от причин возникновения делятся на фрикционную, структурную и циклическую.

Основываясь на данных, полученных Росстатом, автор показывает, что в ноябре 2011 года в общей численности экономически активного населения 75,7 млн. человек, или 53% всего населения страны, были заняты экономической деятельностью, хотя еще в августе таких людей было 76,7 млн. (за один квартал данный показатель сократился на 1,2 млн. человек). Вместе с этим 4,8 млн. человек в 2011 г. были признаны безработными в соответствии с критериями МОТ (при этом по сравнению с ноябрем 2010 г. численность безработных уменьшилась на 200 тыс. человек). 21 Но количество людей, отнесенных к категории безработных по методике МОТ, и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости очень сильно различается (в ноябре 2011 г. в службах занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1223 тыс. человек, а это почти в 3,9 раза меньше, чем неработающих согласно критериям МОТ). Это связано с отличиями в охвате категорий населения. 22 При этом средний возраст безработных в данный период времени равнялся 35 годам, а молодежь до 25 лет составляла 1/3 от общей численности. Необходимо отметить, что женщинам и сельским жителям гораздо труднее найти работу, чем остальным категориям населения.

Применительно к российской действительности для сдерживания и сокращения масштабов безработицы требуется модернизация механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение новых методов государственного управления в области занятости населения. Для этого необходимо: развитие системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда с повсеместным внедрением инновационных методов; обеспечение определенного баланса между профессиональным образованием и спросом на рабочую силу; формирование кадрового потенциала страны в соответствии с потребностями инновационной экономики; оптимизация и контроль использования иностранной рабочей силы на территории РФ; стимулирование экономической активности населения.

Кроме этого, одним из приоритетных направлений в борьбе с безработицей в современной России выступает продолжение финансирования программ по снижению напряженности на рынке труда во всех регионах и областях. В 2011 году на реализацию таких программ в проекте бюджета было предусмотрено 27,8 млрд. рублей (в 2010 г. - 39,5 млрд. рублей).


  1. Инвалидность.

Еще одной важной причиной, часто ведущей к бедности, в настоящее время является инвалидность, а взаимодействие таких групп людей и государства требует специфических форм поддержки.

В структуре факторов, которые обуславливают инвалидность в России, заболеваемость населения не является преобладающей (примерно 25% всех случаев). Остальные факторы, которые приводят к данной проблеме - социально-экономические особенности, демографические характеристики, деятельность учреждений здравоохранения и врачебно-экспертной службы, неблагоприятная экологическая обстановка, большое количество ДТП, травматизм на производстве 23 и т.д.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития в 2010 году в России насчитывалось около 13,15 млн. инвалидов или примерно 9% населения страны (например, в сравнении с 2005 г. численность людей с ограниченными возможностями была 12,17 млн. человек, а в 1995 г. инвалидность имело «всего» 6,3 млн. россиян). Из общей численности людей с ограниченными возможностями – 544 тыс. составляют дети; 1,8 млн. человек - с I группой инвалидности; 6,6 млн. человек - со II группой; 3,6 млн. человек – с III группой и т.д. При этом в общей численности инвалидов преобладают пенсионеры - 66%, люди трудоспособного возраста – 29,9% (из которых работают 26%), дети-инвалиды – 4,1%. 24

Изучая данную проблему, автор отмечает, что в настоящее время государственная поддержка людей с ограниченными возможностями еще не достаточно развита в нашей стране. Несмотря на то, что законодательство в этой области существует, пока не выработана национальная стратегия в отношении проблем инвалидов. Сегодня одной из составляющих господдержки инвалидов является только трудоустройство. Для того чтобы результативность этого процесса была гораздо выше нынешних показателей, необходимо активно развивать систему квотирования рабочих мест; создавать новые рабочие места на предприятиях для инвалидов и оборудовать уже имеющиеся; организовать резерв профессий, которые они могут замещать; с помощью современных информационных технологий формировать систему дистанционного трудоустройства для людей с ограниченными возможностями; повышать статус компаний, в которых работают данные категории населения и предоставлять этим компаниям реальные налоговые льготы и послабления.

С точки зрения роли государства в решении проблем инвалидов, кроме профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями, важное место занимают социальная адаптация таких людей и создание им достойных условий жизни и равного труда.


  1. ^ Формы реализации государственной поддержки незащищенных категорий населения – минимальные стандарты и система социального страхования.

Основными механизмами эффективного взаимодействия незащищенных слоев общества и государства в настоящее время являются социальные стандарты и система социального страхования. По степени функционирования данных систем можно судить об уровне организации и качестве господдержки, действующей в обществе.

При изучении минимальных стандартов, автор пришел к выводу, что в большей степени они призваны способствовать защите бедных и социально уязвимых категорий общества, устранению дифференциации граждан в доступе к различным благам и услугам на территории всей РФ (при этом влияя на дальнейшее развитие и совершенствование системы адресной социальной поддержки наиболее нуждающихся людей). Это своего рода черта, ниже которой нельзя опускаться по качеству и объему услуг, предоставляемых населению (социальные стандарты - единые минимальные социальные нормы и нормативы, установленные государством и гарантирующие соответствующий уровень потребления). Такие стандарты выступают механизмом повышения социальной защищенности населения по важнейшим направлениям социальной политики и определяют уровень качества жизни современного человека. Необходимо отметить, что только в 2010 году расходы консолидированного бюджета субъектов РФ на социальную политику составили 1167,3 млрд. руб., на образование – 1450,9 млрд. руб., на здравоохранение, физическую культуру и спорт – 796,8 млрд. руб. 25

Автором, на основе проведенного исследования, доказано, что современная система государственных минимальных социальных стандартов, которая соответствует уровню развития России, должна охватывать не только такие сферы жизнедеятельности человека как здравоохранение, образование, культуру, ЖКХ, но и доходы населения, оплату труда, пенсионное обеспечение (при этом прожиточный минимум, МРОТ, НСОТ и все виды пенсий должны быть именно законодательно закреплены как разновидности государственных социальных стандартов). Но так как все эти стандарты отражают возможности и потребности общественного развития в определенный период времени, то возникает необходимость их постоянного пересмотра с поправкой на настоящее время. Пересматривать и обновлять социальные стандарты необходимо минимум раз в 4 года, а финансовую базу – 1 раз в год 26 (сегодня средний срок обновления любых стандартов в России составляет 12 лет, в то время как, например, в Германии - 4 года). 27

Основными уровнями организации всей системы минимальных социальных стандартов являются федеральные, региональные и муниципальные стандарты, каждый, организуя нижнюю границу для наполнения стандартов. В случае расширения сфер действия социальных стандартов и внесении определенных поправок, можно решить вполне конкретный круг задач, значительно влияющих на уровень жизни простых людей в российском государстве:


  1. система государственных минимальных социальных стандартов позволит более полно выполнять основные гарантии граждан, закрепленные в Конституции РФ, и как следствие, повлияет на повышение уровня и качества жизни населения;

  2. с помощью полноценно функционирующей системы стандартов между регионами можно практически полностью нивелировать дифференциацию в доступе к различным благам и услугам (причем с учетом природно-климатических, региональных, экономических и других существующих особенностей);

  3. сегодня, благодаря четко определенным и принятым социальным стандартам, удастся добиться того, что финансовые ассигнования, в первую очередь, будут направляться на приоритетные направления социальной политики (важно отметить, что станут известны объемы финансирования в каждом субъекте РФ и уровень его социального развития).

Автор считает, что следствием положительного решения всех перечисленных задач станет то, что качество социальных услуг в стране улучшится, так как контроль за их исполнением будет ужесточен. При этом важно, что повысится «прозрачность» бюджетного и внебюджетного процессов, осуществляемых в социальной сфере, так как изначально будет понятно какой объем средств (и из какого источника) и на какие цели необходим. Одновременно с этим будет обеспечена социальная стабильность в обществе, что непосредственно повлияет на становление единого социального пространства на территории всей РФ, поэтому доступ к основным жизнеобеспечивающим благам и услугам будет одинаков для каждого гражданина страны.

Таким образом, государственная социальная стандартизация непосредственно влияет на социальную сферу и является основой для защиты интересов не только незащищенных и социально уязвимых категорий общества, но и всего населения страны (эффект от ее реализации затрагивает каждого индивида). Субсидирование приоритетных социальных проектов (как и их определение) сегодня тоже проходит с учетом данной системы.

Далее в работе автор отмечает, что еще одним механизмом эффективного взаимодействия общества и государства выступает система социального страхования. Но она в отличие от стандартов главным образом направлена на экономически активное население (главная задача – снижение различных социальных рисков, имеющих массовый характер). Поэтому автор определяет суть социального страхования в распределении экономических последствий социальных рисков между всеми участниками трудовой деятельности с помощью резервирования финансовых средств, которые используются в случае наступления страховых ситуаций.

В 2008 г. при проведении исследования на тему отношения граждан к страхованию в России были получены следующие варианты ответов: дает чувство защищенности – 52%, пустая трата денег – 29%, экономически эффективный способ борьбы с опасностями – 18% (в 2007 г. – эти показатели составляли 30%, 29%, 41% соответственно). 28 Результаты исследования показывают, что значительно увеличилось число людей, которые отводят социальному страхованию важное место в своей жизни (с 30% до 52%).

По степени развития института социального страхования можно судить о действующем уровне государственной поддержки и защиты населения. При этом важным моментом в организации всей системы социального страхования выступает исполнение государством определенных социальных гарантий в интересах своих граждан.

Но в настоящее время все острее встает вопрос о необходимости не только обновления, но и реформирования данной системы, так как эффект от ее функционирования не в полной мере соответствует современным потребностям общества и государства. Одной из главных причин этого выступают проводимые социально-экономические преобразования в стране, вследствие чего вся система социального страхования не успевает должным образом и в полном объеме интегрироваться в реализуемую нашим государством социально-экономическую политику.

Критерии, которым необходимо следовать, реформируя систему социального страхования, автор обозначает следующим образом:


  • во-первых, должен существовать оптимальный уровень страховой защиты, при этом с учетом географических и экономических особенностей регионов;

  • во-вторых, необходимо установить паритетное участие всех заинтересованных в страховании лиц, которые на общих основаниях могут принимать решения относительно расходования страховых бюджетов;

  • в-третьих, нельзя объединять социальное страхование с другими видами государственной поддержки - это вполне самостоятельный институт, который нацелен на вполне конкретный круг потребностей общества.

Данные критерии являются наиболее значимыми для формирования в России новой, качественно отличной от старой, системы социального страхования, так как органично сочетают в себе потребности и возможности современного общества. Придание институту социального страхования статуса обособленной и автономной организации, оптимальный уровень защиты застрахованных, полноценное участие в распределении страховых средств всех участников (и самое главное работников) – это тот минимум обязательств социального государства, который сегодня должен предоставляться населению. При этом в современной России обоснована целесообразность трехсторонней системы социального страхования, где ответственность за компенсацию и минимизацию социальных рисков разделена среди максимального числа участников (работодатель, работник, государство).

Кроме этого, основными условиями новой системы социального страхования в России, которая вовремя будет реагировать на происходящие в экономике изменения, должны стать: осознанное участие граждан в социальном страховании и чувство ответственности за других членов общества, попавших в трудную жизненную ситуацию; постоянное взаимодействие государственной власти, работодателей и профсоюзов, защищающих интересы работников; равная ответственность всех задействованных в страховании субъектов за обеспечение действенной защиты от социальных рисков. Только в этом случае социальное страхование станет одним из действительно работающих и эффективных механизмов развития и регулирования социальных процессов, происходящих в обществе.

По мнению диссертанта, минимальные социальные стандарты и социальное страхование являются в настоящее время основными составляющими всей системы государственной поддержки населения, выполняя при этом функции защиты от бедности, восполнения утраченных доходов, помощи престарелым и инвалидам. Дать оценку эффективности и качества государственного влияния на общество можно только с учетом этих систем.

Социальное развитие мира бесконечно далеко даже от относительного благополучия. Несмотря на изобилие, богатство, глобальные связи и технические возможности, в мире существует глубокая бедность. Из 6 млрд. населения планеты 2,8 млрд. человек, то есть почти половина, живет менее чем на 2 долл. США в день, а 1,2 млрд. человек, пятая часть населения, менее чем на 1 долл. США в день. Всемирным банком подсчитано, что для сокращения бедности, вызванной низкими доходами, в 1990-2015 гг. совокупные темпы ее снижения должны составлять 2,7% в год на протяжении 25 лет.

По мере понимания сложных процессов развития бедности в мировом масштабе на каждом историческом этапе формируются соответствующие ему подходы к решению этой проблемы:

– в 50-е - 60-е гг. главным средством решения проблемы считались крупные инвестиции в физический капитал и инфраструктуру;

– в 70-е гг. наряду с крупными инвестициями в основной капитал и инфраструктуру добавились здравоохранение и образование;

– в 80-е гг. основной упор делался на совершенствование экономического управления и повышение роста рыночных сил;

– в 90-е гг. на первый план были выдвинуты аспекты управления и создания надлежащих институтов по изучению и решению проблем бедности на местном и национальном уровнях.

Сегодня на основе накопленного опыта в рамках мирового сообщества выработана стратегия сокращения бедности, отражающая три основных направления:

– создание возможностей;

– содействие использованию возможностей;

– повышение защищенности бедных слоев населения.

Создание возможностей, в первую очередь, касается материальных возможностей бедного населения (рабочих мест, кредитов, энерго- и водоснабжения, услуг здравоохранения, образования и т.д.), которые служат основой для сохранения здоровья, получения профессиональной подготовки, необходимой для работы. Создание возможностей обеспечивается экономическим ростом, его структурой и качеством, развитием местных институтов и структур, расширением равенства, а также использование рынков на благо бедных слоев населения.

Важная роль в создании и расширении возможностей для бедных слоев населения отводится частным и государственным инвестициям и технологическим новациям, являющимся главными факторами роста количества рабочих мест и трудовых ресурсов, способствующим развитию инфраструктуры, повышению квалификации трудовых ресурсов. Огромные возможности по обеспечению роста занятости и доходов открывают выход на международные рынки, создание людских, физических, природных и финансовых активов, которыми владеют или могут пользоваться бедные слои населения. Созданию возможностей содействует развитие инфраструктуры, и в частности, транспорта, телекоммуникаций, школ, здравоохранения и т.д.



Содействие использованию возможностей зависит от выбора и осуществления государственных мер, направленных на удовлетворение потребностей бедных людей, и взаимодействия политических и социальных, государственных и общественных институтов.

Повышение защищенности связано со снижением уязвимости бедного населения перед экономическими потрясениями, стихийными бедствиями, слабым здоровьем, инвалидностью и т.д.; с повышением благосостояния и увеличением инвестиций в людской капитал, в высоко рискованные, но и высоко прибыльные виды деятельности. Бедность обычно понимают как отсутствие доходов, так как именно доход определяет материальный уровень благосостояния. Однако бедность из-за недостаточных доходов – только часть общей бедности в мировом масштабе. Показатель бедности по причине отсутствия возможностей включает три основных компонента:

возможность хорошо питаться и быть здоровым (как правило, это оценивается процентом детей в возрасте до пяти лет с недостаточным весом);

возможность здоровой репродуктивной жизни (измеряется через долю деторождения без помощи квалифицированного медицинского персонала);

возможность получать образование и знания (определяется через процент грамотности женщин).

Экономический и Социальный Совет ООН дал следующее определение бедности: «К бедным относятся лица, семьи, группы лиц, ресурсы которых (материальные, культурные, социальные) являются столь ограниченными, что не позволяют им вести минимально приемлемый образ жизни в государствах, в которых они живут».

При характеристике бедности в республике используют также понятие крайней бедности, касающейся населения со среднедушевыми ресурсами вдвое ниже величины бюджета прожиточного минимума.

Для характеристики бедности используются и понятия текучей и застойной бедности. Текучая бедность – это временная бедность. Застойная бедность связана с необратимыми факторами в материальном положении человека и его семьи. Используются такие понятия бедности, как социальная и экономическая бедность. Социальная бедность определяется отсутствием доходов, в то время как экономическая бедность обусловлена невыплатами, задержками, недостаточным уровнем доходов.

Для характеристики бедности можно использовать различные измерители: уровень потребления продуктов питания, коэффициент бедности, дефицит дохода бедных семей, промежуток низкого дохода, индекс бедности, черта (граница) бедности и другие.

Уровень потребления продуктов питания характеризует калорийность питания. Он устанавливается в калориях в расчете на душу населения в сутки и сравнивается с физиологическими нормативами. Эти нормативы разрабатываются по половозрастным группам населения с учетом природно-климатических условий его проживания.

Коэффициент бедности характеризует распространение бедности в обществе и представляет собой долю населения с низкими доходами.

Дефицит дохода бедных семей отражает объем денежных средств, необходимый бедным семьям различного типа для повышения их доходов до границы бедности. Этот показатель рассчитывается по всей группе бедных семей, на одно домохозяйство, на душу населения – как разница между границей бедности и их фактическими доходами. Он отражает степень материального недостатка бедных.

Промежуток низкого дохода – отношение дефицита дохода к прожиточному минимуму. Этот показатель используется при определении суммы социальных трансфертов и при формировании программ борьбы с бедностью.

Черта бедности представляет собой объективно устанавливаемую величину, основанную на минимальных нормах потребления материальных благ и услуг, которые устанавливаются как на национальном, так и на субнациональном уровне. Она означает необходимый для сохранения здоровья и жизнедеятельности человека предел доходов и определяет те условия и тот порог, за которыми отдельный гражданин или семья переходит в категорию малоимущих.

Черта бедности может исчисляться различными методами:

нормативным, основанным на потребительских бюджетах;

бюджетным, при котором используются данные о положении населения с наиболее низкими доходами;

статистическим, согласно которому бедными считаются первые группы в ряду распределения населения по уровню доходов;

стратификационным – старики, инвалиды, дети и другие ограниченные в самообеспечении категории населения, образующие сферу бедности;

эвристическим – когда сам респондент относит себя к бедным;

экономическим, основанным на возможностях государства поддерживать минимальные нормы потребления.

Для международных сравнений Всемирный банк установил черту бедности, основанную на уровне 1 долл. США в день на человека.

Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей для большинства стран мира. К основным моделям социальной защиты населения принадлежат:

скандинавская, отличающаяся разнообразием методов финансирования;

европейская, сочетающая в себе различные виды пособий и их выплату в денежной и натуральной формах;

средиземноморская, представляющая собой универсальную систему в сравнении, например, с селективными (избирательными) программами;

американская, новозеландская, австралийская, основанные на строгой регламентации социальной помощи на государственном уровне и свободой действий на местном;

латиноамериканская, основанная на четко построенной системе установления и проверки нуждаемости.

Меры государственного воздействия, направленные на борьбу с бедностью, включают:

– прогрессивное налогообложение, обеспечивающее перераспределение доходов между различными группами населения;

– предоставление льгот бедным;

– социальные трансфертные выплаты, субсидии, благотворительные пособия, помощь в натуральном выражении и т.д.

Социальная инфраструктура представляет собой комплекс элементов, обеспечивающих общие условия функционирования, развития и воспроизводства социальной сферы. Она включает здравоохранение, образование, культуру, физическую культуру, спорт и туризм, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство и другие сферы, которые, в свою очередь, образуют предприятия и учреждения различных форм собственности, призванные удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные и другие потребности населения, а также завершать процесс создания материальных благ и услуг, доводить их до потребителя.

Социальная инфраструктура оказывает огромное влияние на формирование человека, его духовный мир, культуру, образ жизни, обеспечивает сохранение и укрепление его здоровья, готовность к активной жизненной позиции и т.д. Состояние и уровень развития социальной инфраструктуры в существенной мере предопределяет уровень и качество жизни населения. Поэтому в Республике Беларусь государственному регулированию социальной инфраструктуры отводится в системе государственного регулирования экономики в целом.

Заключение

1. Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения:прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.

2. На современном этапе научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы – на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли. Научно-техническая политика ориентирована на решение главной задачи – подъем экономики, базирующейся во всем мире на использовании новейших технологи, внедрение в производство инноваций. Главная задача инновационной политики– стимулирование инновационных процессов, реализуемых через систему целей и усилий, признаваемых и поддерживаемых государством, закрепленных законодательно и ориентированных на развитие и государственную поддержку науки, наукоемких технологий и мероприятий, обеспечивающих инновационные процессы в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.

3. В системе государственного регулирования инвестиционной деятельности отправным началом является государственная инвестиционная политика,определяющая цели, направления развития и меры государственного вмешательства, обеспечивающие повышение инвестиционной активности и эффективности использования инвестиционных ресурсов, формирование в стране благоприятного инвестиционного климата, расширение неинфляционных источников финансирования, создание единых стандартов обоснования и оценки эффективности инвестиций. Претворение в жизнь государственной инвестиционной политики обеспечивает механизм ее реализации, включающий совокупность мер различного характера – правовых, организационных, экономических.

4. Предпринимательство – движущая сила экономики любой развитой страны. Являясь особым типом воспроизводства, предпринимательство основано на инициативе, самостоятельности предпринимателя и направлено на получение прибыли. Мировой опыт показывает, предпринимательство, и особенно современное, во всех странах формируется и, развивается при действенном участии государства, его регулировании и поддержке. В условиях формирования рыночных отношений роль государственного регулирования в сфере предпринимательства еще более необходима, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в республике должно обеспечить достижение главной целиразвития предпринимательства в первой четверти XXI века – обеспечить повышение эффективности и активизации производственной, инновационной, инвестиционной деятельности, а также развития всех видов предпринимательства в сельской местности.

5. Задача современного этапа развития отечественной промышленности– обеспечить постепенный переход от устаревших технологических укладов к пятому и шестому укладам, способным сформировать новый технологический базис промышленного производства и обеспечить высокий уровень эффективности его функционирования. Главной цельюразвития промышленного комплекса Беларуси является более полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения республики в средствах производства и товарах народного потребления, промышленных услугах, за счет собственного производства на основе повышения эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и достижения устойчивых темпов наращивания производства.

6. Современный механизм государственного регулирования,обеспечивающий решение поставленных задач в области развития социальной сферы, строится преимущественно на экономической основе Государственное регулирование трудового потенциала предполагает использование прямых и косвенных методов регулирования. Прямые (административные) методынепосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов и реализуются через создание фондов и разработку специальных программ занятости, установление в нормативных актах тарифно-квалификационных систем и систем оплаты труда, форм договорных отношений, индексирование заработной платы и т.д. Косвенные (экономические) методысоздают заинтересованность хозяйствующих субъектов в действиях определенного рода и реализуются прежде всего через средства налоговой и кредитной системы, через целеориентирующие индикаторы.

7. Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей для большинства стран мира. Состояние и уровень развития социальной инфраструктуры в существенной мере предопределяет уровень и качество жизни населения. Поэтому в Республике Беларусь государственному регулированию социальной инфраструктуры отводится особая роль в системе государственного регулирования экономики в целом.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль выполняют макроэкономические показатели в государственном регулировании экономики?

2. Дайте определение материального и нематериального производства.

3. Представьте систему макроэкономических показателей, используемую в экономике Республики Беларусь на современном этапе, раскройте их экономическое содержание.

4. Раскройте особенности и содержание методов, используемых при расчете валового внутреннего продукта.

5. На чем основана идея устойчивого развития? Что лежит в основе этого понятия?

6. Что представляют собой научно-технический прогресс, научная деятельность?

7. Дайте определение и назовите отличительные особенности инновационной деятельности, инноваций, изобретательства, научных открытий, патентоспособных решений и ноу-хау.

8. Дайте оценку состояния и покажите основные направления развития научно-технического потенциала Республики Беларусь.

9. Что понимается под инвестиционным климатом? Под влиянием каких факторов он складывается?

10. Что представляет собой государственная инвестиционная политика? В каких документах она находит свое отражение?

11. Дайте характеристику правовому регулированию инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

12. Чем предпринимательство отличается от бизнеса?

13. Назовите формы предпринимательской деятельности, охарактеризуйте их.

14. Что представляют собой крупный, средний и малый бизнес? Какова их роль в развитии национальной экономики?

15. Представьте систему показателей, используемую в государственном регулировании промышленного производства.

16. Отразите состояние и проблемы развития промышленности Республики Беларусь в условиях формирования рыночных отношений.

17. Дайте понятие государственной промышленной политики и покажите ее приоритеты.

18. Выделите особенности воспроизводства населения в Республике Беларусь на современном этапе.

19. Что представляет собой система показателей, характеризующих население? Перечислите их.

20. Используя статистические данные, дайте характеристику трудового потенциала и трудовых ресурсов республики на современном этапе.

21. Дайте определение социальной инфраструктуры и покажите ее составляющие.


ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республик. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006. – 40 с.

2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. – Минск, 2006.

3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136.

4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.

Основная литература ко всем темам:

5. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: ДИС, 1997. - 415 с.

6. Бобкова, И.Н. Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. В.А. Мельника. − Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2001. − 263 с.

7. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 832 с.

8. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заоч. и дистанц. форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / [Т.С. Алексеенко и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 374 с.

9. Мега-, мета-, макроэкономика: Курс лекций / [П.Г. Никитенко и др.]; Под общ. ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: БИП-С, 2002. – 269 с.

10. Экономическая теория: учебн. пособие: в 2 ч. / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 261 с.

11. Экономическая теория: Учеб. пособие / А.И. Авраменко, И.Н. Бобкова, В.П. Кунцевич и др. ; под ред. А.И. Авраменко. - 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004. − 352 с.

12. Экономическая теория: Практикум / А.И. Авраменко, Ю.Р. Тихонов, А.Я. Коховец; под ред. А.И. Авраменко. – Минск: ФУАинформ, 2008. – 480 с.

Дополнительная литература:

13. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учеб. / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – 9-е изд., дополненное. – М.: Маркет ДС, 2009. - 416 с.

14. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. – Мн.: Акад. управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.

15. Ачаповская, М.З. Практикум по курсу «Макроэкономика» / М.З. Ачаповская. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 134 с.

16. Курс экономической теории: учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2009. – 848 с.

17. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: соц.-экон. аспект: курс лекций / И.М. Лемешевский. – 2-е изд. перераб. и доп. – Минск: ФУАинформ, 2006. – 544 с.

18. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. - 415 с.

19. Макроэкономика: курс интенсив. подгот. / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 304 с.

20. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. - М.: ИНФРА - М, 2000.

21. Микро- и макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др. ]; под ред. М.И. Плотникого. - Минск, 2004. - 185 с.

22. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – Спб.: Питер Ком, 1999. – 784 с.

23. Мясникович, М.В. Республика Беларусь на пути к новой экономике / М.В. Мясникович. – Минск: Беларус. навука, 2009. – 292 с.

24. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.

25. Основы экономической теории: учебник / В.Л. Клюня [и др.]; под ред. В.Л. Клюни, Н.В. Черченко. – 3-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2008. – 238 с.

26. Практикум по макроэкономике / И.В. Новикова, М.З. Ачаповская, В.В. Ожигина [и др.]: под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 151 с.

27. Республика Беларусь: макроэкономическая динамика, инновационное развитие, экономическая безопасность: сб. науч. ст. / М.В. Мясникович. – Минск: Беларус. навука, 2009. – 349 с.

28. Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / [В.А. Богомолов и др.]; под ред. В.А. Богомолова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 295 с.

29. Экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 2-е изд. – М.: Институт новой экономики, 2008. – 1152 с.

30. Экономика: учеб. пособие / под ред. В. Л. Клюни, Н. С. Тихонович. – Минск, 2006. – 398 с.

31. Экономическая теория (Общие основы): Учебное пособие / М.И. Плотницкий, М.К. Радько, Г.А. Шмарловская и др.; под ред. М.И. Плотницкого. Мн.: ООО «Современная школа», 2006. – 392 с.

32. Экономическая теория: учеб. пособие / Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Минск: Выш. шк., 2008. – 352 с.

Категории граждан, семей, индивидуумов, которые обладают небольшим уровнем прибыли и не имеют достаточных накоплений для нормальной жизни. К такой группе, как правило, относятся неполные или многодетные семьи, инвалиды, а также семьи, потерявшие кормильца.

Социально слабые группы населения - категория людей, которые по различным причинам не способны в полном объеме обеспечить себя без поддержки в форме доплат (пенсий), льгот и так далее.

Социально слабые группы населения: сущность, виды

В современном праве такой термин, как социально слабые граждане, отсутствует и не имеет четкого объяснения. В общем же к этой группе относятся люди, нуждающиеся в поддержке центральных или местных структур страны. При этом общая численность граждан, попадающих в эту группу, постоянно увеличивается.

В законодательстве РФ встречаются смежные определения - «социально незащищенные слои», «малоимущие группы граждан» и так далее. Но ни в одном законе нет точного перечня людей, относящихся к социально слабой группе.

Как правило, в социально слабые группы входят:

Граждане, участвовавшие в ВОВ или в боевых действиях вне государства. Такие граждане подпадают под Федеральный закон «О ветеранах»;

Узники фашизма, которые застигли время войны во время несовершеннолетия;

Труженики тыла или люди, у которых есть медали (ордена) Советского Союза за заслуги, полученные во время ВОВ;

Лица, которые работали на заводах Ленинграда в период его блокады с 1941 по 1944 года;

Лица, которые потеряли место для проживания, или же оно стало непригодным для жилья по причине аварии, стихийного бедствия, войны и так далее;

Дети, которые остались без родителей (попечителей), а также дети, находящиеся под попечением;

Граждане, которые относятся к категории инвалидов 1-3 групп, а также родители таких детей;

Семьи с большим количеством детей;

Лица, имеющие награду «почетного донора»;

Лица, являющиеся ветеранами труда и имеющие соответствующее документальное подтверждение;

Матери, самостоятельно воспитывающие детей;

Лица, имеющие суммарный достаток на семью, не превышающий прожиточного уровня (среднего показателя), а также одинокие люди, имеющие меньше нормы (прожиточного минимума);

Прочая группа лиц, которая относится к данной категории.

Социально слабые группы: государственная поддержка


Государственная поддержка
- одна из систем законодательной сферы и социально-экономических гарантий, мероприятий и средств, благодаря которой формируются стабильный алгоритм, гарантирующий оптимальные условия для проживания и приемлемое в социальном плане качество жизни.

Основная задача поддержки государства - обеспечение стабильности внутри страны и защита социально слабых групп в сложных жизненных условиях. Сегодня почти все страны относятся к типу социальных, когда интересы общества, социальных групп и слоев ставятся на одно из главных мест.

Социальное государство обязуется обеспечить социально "слабых" граждан оптимальным прожиточным минимумом, совершать регулярные выплаты, создавать условия для трудоустройства, перераспределять прибыль посредством бюджета. Также государственная «машина» берет заботится об образовании, культуре, здравоохранении, семье, улучшать социальное обеспечение и так далее.

Принцип поддержки социально слабых групп населения - гарантия социальной защиты наиболее уязвимых граждан (нетрудоспособных, безработных, инвалидов и так далее), а также гарантирование свобод, предусмотренных законом страны.

К основным направлениям поддержки социально слабых категорий граждан относится:

Социальное обеспечение;

Правовая природа при проведении социальной политики;

Предоставление основных социальных услуг;

Наличие (формирование) государственных структур соцзащиты, занятости и социального обеспечения;

Доступность поддержки со стороны государства для всех нуждающихся в помощи;

Принятие страной ответственности за нормальный уровень жизни для каждого гражданина с основным упором на социально слабые группы.

Для достижения достаточного уровня нравственности, равноправия и справедливости в отношениях между людьми (также касательное социально незащищенных групп) государство проводит следующие мероприятия :

Расширяет действующие или добавляет новые социальные программы;

Вводит поощрения за проведение благотворительной деятельности;

Снижает или устраняет налоги предпринимателей, занимающихся благотворительностью.

Любая страна имеет прямой интерес в поддержке социально слабых групп граждан. Этому есть несколько причин:

Цивилизованная страна обязана обеспечивать людей всем необходимым и гарантировать достойный уровень жизни;

Государство заинтересовано в том, чтобы увеличивать производство за счет появления квалифицированных работников;

Качественная поддержка в социально-экономическом плане помогает сгладить экономические отличия между разными группами населения («слабыми» и «сильными»).

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Назначить государственную поддержку может социальная защита, отвечающая за территорию, на которой проживает или пребывает одиноко живущий гражданин или ячейка общества с низким уровнем дохода. Все необходимые действия осуществляются только в том случае, если человек направил письменное заявление с соответствующей просьбой в МФЦ или орган, отвечающий за предоставление помощи.

  1. Малоимущим гражданам вне зависимости от состава семьи.
  2. Людям, ставшим заложниками трудных жизненных ситуаций (выявление тяжелого заболевания, необходимость приобретения дорогостоящего препарата или медицинского изделия, наступление чрезвычайной ситуации, приведшей к существенным материальным потерям).

Что представляет собой государственная социальная помощь и кому она положена

Все действия госорганов в отношении защиты детей регламентируются законом. Среди гарантий, предоставляемых детям, – бесплатное образование (как начальное и основное среднее, так и полное среднее). Эти 3 ступени образования доступны абсолютно для всех. А вот среднее профессиональное, как и высшее, бесплатно можно получить лишь на конкурсной основе.

Когда в бюджете нет средств, помощь отдельным гражданам может носить натуральный характер, то есть вместо денег им выделят одежду или обувь, топливо или продукты. Помощь может выражаться в выделении любых товаров на усмотрение местных властей. Разумеется, не всегда граждане предпочитают помощь в натуральном виде: тратить деньги самостоятельно выгоднее.

Социальная поддержка уязвимых семей Сергеева Екатерина Александровна

Состояние социальной поддержки уязвимых семей в регионах и на территориях Российской Федерации определяется результатами воздействия целого ряда факторов как общегосударственного, так и регионального масштаба. С одной стороны, приток финансовых средств в страну, обусловленный благоприятной внешнеэкономической конъюнктурной, рост экономических показателей, укрепление национальной валюты и повышение заработной платы, пенсионных и других выплат — это процессы, стимулировавшие расширение ресурсной базы государственной политики в отношении семьи. С другой стороны, реальное сокращение масштабов бедности и малообеспеченное, повышение благосостояния особо уязвимых категорий населения, семей с детьми, идет не такими быстрыми темпами, как можно было бы ожидать. В то же время благополучие семей, соблюдение их прав и законных интересов, улучшение положения детей является абсолютной ценностью для всех развитых стран.

Степень научной разработанности проблемы определяется ростом внимания к различным аспектам социальной политики, социальной поддержки семей как в масштабах всей страны, так и на уровне ее регионов. К таким исследованиям относятся труды С.А.Авакьяна, А.В.Пономарева, В.Н.Сергеенкова, И.А.Уминовой, А. Ященко и др. 1 . Проблемы структуры общества, социальных институтов и процессов, которые определяют социальное положение индивидов и классов, социальной устойчивости и мобильности, сущность социальной политики. изучали Э.Дюркгейм, М.Вебер, П.А.Сорокин, И.Хабермас, Р.Мертон, Дж. Роулз и многие другие философы и социологи 2 .

Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения

Социальное развитие мира бесконечно далеко даже от относительного благополучия. Несмотря на изобилие, богатство, глобальные связи и технические возможности, в мире существует глубокая бедность. Из 6 млрд. населения планеты 2,8 млрд. человек, то есть почти половина, живет менее чем на 2 долл. США в день, а 1,2 млрд. человек, пятая часть населения, менее чем на 1 долл. США в день. Всемирным банком подсчитано, что для сокращения бедности, вызванной низкими доходами, в 1990-2015 гг. совокупные темпы ее снижения должны составлять 2,7% в год на протяжении 25 лет.

Повышение защищенности связано со снижением уязвимости бедного населения перед экономическими потрясениями, стихийными бедствиями, слабым здоровьем, инвалидностью и т.д.; с повышением благосостояния и увеличением инвестиций в людской капитал, в высоко рискованные, но и высоко прибыльные виды деятельности. Бедность обычно понимают как отсутствие доходов, так как именно доход определяет материальный уровень благосостояния. Однако бедность из-за недостаточных доходов – только часть общей бедности в мировом масштабе. Показатель бедности по причине отсутствия возможностей включает три основных компонента:

Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения: малообеспеченных граждан, детей, семей, женщин

Но именно женщины оказываются наиболее уязвимыми в условиях экономических спадов и кризисов. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве безработных, они первыми теряют работу при сокращении рабочих мест, уступают мужчинам по уровню доходов. Имея более высокий уровень образования, женщины преобладают среди представителей низкооплачиваемого и малоквалифицированного труда, занимают более низкие этажи профессиональной карьеры, они в значительно меньшей степени представлены в сфере управления, в том числе и в высшей школе, и т.д.

Адресность социальной защиты населения является сложной задачей и сопряжена с решением следующих проблем:

  1. созданием действенной нормативно-правовой базы, определяющей условия и правомерность социальной поддержки;
  2. разработкой единой методики определения совокупного дохода домашних хозяйств;
  3. установлением порядка финансирования доходов и денежных выплат;
  4. упорядочением всевозможных выплат и льгот (одним из приемлемых вариантов может быть формирование единого пособия для нуждающихся);
  5. организацией всех видов работ, связанных с адресной помощью и, в первую очередь, с кадрами, т.е.

Государственная Поддержка Социально Незащищенных Семей И Детей

б) по детям из социально незащищенных категорий семей, не состоящих на учете в органе социальной защиты — на основании заявления родителя (законного представителя) обучающегося и акта обследования материально-бытовых условий жизни семьи (приложение N 1), созданной приказом руководителя общеобразовательной организации с привлечением специалиста Отдела опеки, попечительства и усыновления Администрации города Дзержинска, которая проводит обследование два раза в год — январь, август текущего года.

1.2. Настоящий Порядок регулирует исполнение Администрацией города полномочий по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки детям из социально незащищенных категорий семей в виде обеспечения их бесплатными завтраками в общеобразовательных организациях города (далее — дополнительная мера социальной поддержки) за счет средств городского бюджета.

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 января 2008 года № 64 — Об утверждении Правил расходования средств, выделяемых на оказание финансовой и материальной помощи социально незащищенным обучающимся и обучающимся из числа малообеспеченных семей

2) сведения о полученных доходах (заработная плата работающих родителей или лиц их заменяющих, доходы от предпринимательской и других видов деятельности, доходы в виде алиментов на детей и других иждивенцев) для категории лиц, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящих Правил;

2. Средства, выделяемые на оказание финансовой и материальной помощи обучающимся и воспитанникам, формируются за счет отчислений в размере не менее одного процента от суммы расходов на текущее содержание общеобразовательных школ, предусмотренных в бюджете местных исполнительных органов.

Социально незащищенные слои населения как объекты социальной защиты

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: 1) денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); 2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; 3) бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда, обувь и прочее); 4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической, помощи, консультирование, социальные услуги).

Падение социального престижа семьи, снижение родительской ответственности за судьбы детей, наличие конфликтных ситуаций и фактов аморального поведения родителей, жестокого обращения и различных форм насилия по отношению к детям, низкий культурно образовательный и профессиональный уровень родителей, материально бытовые трудности и т.д. могут выступать источниками роста преступности в детской среде. Многие подростки являются свидетелями аморального поведения в семье: видят злоупотребление спиртными напитками 15%, ссоры и драки 30%, жестокое обращение 3,5%. У 14,6% несовершеннолетних правонарушителей один из родителей был ранее судим, у 5,3% – один или оба родителя лишены родительских прав . В последнее время наблюдаются факты вовлечения несовершеннолетних в криминогенную сферу, что способствует росту числа несовершеннолетних преступников (см. рис. 3.2).

Социальная поддержка незащищенных слоев населения

Выстраивание работы по социальной реабилитации, адаптации и интеграции беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних включает выявление таких детей и подростков, их устройство в специализированные учреждения для несовершеннолетних (приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), организацию мероприятий, направленных на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности. В таких учреждениях ребенок впервые встречается с социально благополучной средой, которая предоставляет возможность несовершеннолетнему самому приобрести опыт, необходимый для адаптации к окружающему миру, при этом данная среда является достаточно защищенной от негативных влияний. Несмотря на множество работ отечественных исследователей, посвященных решению проблем безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, тема социальной адаптации данной категории граждан, в частности в условиях специализированного учреждения для несовершеннолетних, является мало изученной. Проведенный нами анализ нормативно-правовых документов показал, что большинство из них направлены на профилактику данного явления. Процесс социализации, в частности социальной адаптации несовершеннолетних, регламентирован плохо и в основном признается лишь как данная необходимость. Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, теме социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в научных работах и нормативно-правовых актах уделяется достаточное внимание и подчеркивается важность этого процесса; с другой стороны, на практике этот процесс мало изучен и плохо регламентирован. Это противоречие обусловило проблему исследования: какие существуют особенности процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений для несовершеннолетних? С целью анализа особенностей процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений нами было проведено эмпирическое исследование процесса социальной адаптации несовершеннолетних в специализированных учреждениях города Казани. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: полуструктурированное интервью, наблюдение, контент-анализ дневников воспитанников. Исследование проводилось в три этапа: 1. изучение документации, отражающей процесс социальной адаптации воспитанников в каждом специализированном учреждении (анализ дневников на каждого воспитанника); 2. проведение интервью со специалистами учреждений; 3. проведение интервью с воспитанниками учреждений. Итоги проведенного исследования привели нас к следующим результатам и выводам: 1. В процессе социальной реабилитации в условиях специализированных учреждений безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние адаптируются лишь к самому учреждению, а показатели социальной адаптации воспитанников выражены слабо: дети и подростки могут лишь адаптироваться к социальным правилам, нормам и ценностям – без последующего процесса их интериоризации. 2. Несмотря на структурные различия учреждений, различий в осуществляемых учреждениями программах и методиках по социальной адаптации воспитанников, анализ основных показателей ответов респондентов и данных дневников воспитанников показал, что процесс социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних не имеет существенных различий.

3. На процесс социальной адаптации воспитанников влияют социальный статус несовершеннолетнего и длительность проживания несовершеннолетнего в учреждении, а также наличие или отсутствие опыта проживания несовершеннолетнего на улице. 4. В процессе социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений существуют гендерные и возрастные различия. 5. Специалисты учреждений недостаточно владеют знаниями о сущности процесса социальной адаптации, а процесс социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений воспринимают лишь как процесс адаптации к самому учреждению. Для улучшения сложившейся ситуации, для повышения эффективности процесса социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированного учреждения, по нашему мнению и с учетом предложений специалистов учреждений, необходима реализация следующих мер: – разработка и внедрение программ и методик, направленных на профессиональную адаптацию подростков в условиях специализированного учреждения, введение в действие трудовых мастерских и активное использование методик трудотерапии в социально-реабилитационной работе с несовершеннолетними; – привлечение средств спонсоров, благотворительных организаций, для улучшения условий жизнедеятельности безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в специализированных социальных учреждениях, в том числе и в приемных отделениях (изоляторах); – повышение профессиональной квалификации персонала специализированного учреждения. Выше перечисленные меры реализуются на муниципальном уровне управления. Однако, для более успешного процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений, необходимы усовершенствования, в том числе, и нормативно-правовой базы, на всех уровнях управления. Проблемы в студенческой субкультуре Субкультура – это культура групп людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение и модели поведения. Автор популярного на Западе и в России учебника «Социология» Нейл Смелзер определяет субкультуру как систему норм и ценностей, отличающую группу от большинства общества. Основанием субкультуры могут быть: стиль музыки, образ жизни, общие виды деятельности, определенные политические взгляды. Из всех социально — демографических групп феномен субкультурности больше всего присущ молодежи. Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь — социально — демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Лекция 9

В силу того что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.

В Конституции РФ (1993 г.), в статье 37, записано: «Труд свободен: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду — выбирать род деятельности и профессии». Каждый имеет право на труд. Казалось бы, есть возможности приложения труда для каждого человека, однако в реальной жизни женщин они остаются пока нереализованными. Основные функции женщины – репродуктивная и воспитательная.

Социально незащищенные семьи

Каждое КДУ на данном этапе изучает социальную среду с целью выявления социальных, образовательных, досуговых и других организаций и учреждений, ведёт переговоры с данными организациями на предмет заключения договоров о совместной деятельности, налаживает социальное партнерство с органами местной власти, органами социальной защиты населения, общественными организациями, волонтёрами и различными учреждениями, ставящими своей целью решение вопросов интеграции и адаптации в обществе социально- незащищённых слоёв населения.

Во-вторых КДУ, являются устойчивой формой организации социальной жизни и обеспечивают устойчивость связей и отношений в рамках общества, обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества — от дошкольников до пенсионеров, представителей всех семья роман и рода занятий.

Социальная помощь и ее виды

Местные органы соцзащиты занимаются оформлением в пансионат. Проживающие в интернате пенсионеры на руки получают четверть пенсии, причитающейся им, а оставшиеся средства зачисляются на счет заведения, берущего на себя материальные затраты по уходу за престарелыми и их содержанию. Если в пансионате на данный момент есть свободные места, инвалиды и пенсионеры могут приниматься сюда на временное проживание сроком 2-6 месяцев.

Государственная политика защиты детства осуществляется по стандартам, которые установлены законодательством. Ребенку гарантируется бесплатное общедоступное начальное, основное и общее среднее (полное) образование. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется высшее и среднее профессиональное образование. Должно осуществляться также бесплатное медицинское обслуживание, обеспечение детей питанием. Социальная защита ребенка включает гарантированную материальную поддержку в виде государственных пособий лицам, имеющим детей. Детям предоставляется право на жилище, согласно законодательству РФ. Им обеспечивается право на профессиональную ориентацию по достижении 15 лет, на выбор сферы деятельности, оплату и охрану труда, трудоустройство.