Положение о материальной ответственности военнослужащих. Законодательная база российской федерации

Законодательство Российской Федерации о материальной ответственности военнослужащих

Согласно Федеральному закону РФ «О статусе военнослужащих», военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, они привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным Законом РФ №161-ФЗ от 19 июля 1999г. «О материальной ответственности военнослужащих».

Исторический опыт материальной ответственности военнослужащих в России

История института материальной ответственности военнослужащих уходит еще в античные времена. Воина, который потерял оружие, военную амуницию, сурово наказывали розгами, а также существенно ограничивали в гражданских правах. Наемные войска несли службу с собственным оружием, военной амуницией и лошадьми. За их потерю или продажу применялись дисциплинарные наказания в виде вычета из жалования. Данные меры выступали предпосылкой возникновения института материальной ответственности военнослужащих и обеспечивали сохранность оружия и военной амуниции.

Становление института материальной ответственности военнослужащих в современном его понимании, как в нашей стране, так и в государствах Западной Европы, приходится на XVII - XVIII вв. В этот период вводятся имущественные санкции за порчу или утрату оружия и военной амуниции. В Российской империи становление института материальной ответственности связано с образованием регулярной армии. Петр I ввел материальную ответственность военнослужащих, которая сочеталась с телесными наказаниями.

Материальную ответственность за «порчу, утрату, промотание» оружия и военной амуниции несли военнослужащие низших чинов, дворянское служивое сословие к материальной ответственности не привлекалось. Правовое регулирование материальной ответственности изначально регламентировалось Артикулом воинским.

В XIX в. правовое регулирование материальной ответственности военнослужащих регламентировалось Воинским уставом о наказаниях, Уставом дисциплинарным, Военно-судебным уставом. Данные нормативные правовые акты дополнялись соответствующими приказами по военному ведомству Российской империи. К концу XIX в. прекращаются телесные наказания военнослужащих за «порчу, утрату, промотания оружия и военной амуниции» и начинают применяться исключительно меры материальной ответственности. Свое нормативное закрепление получают основания материальной ответственности, а также конструктивные признаки состава правонарушения, которое может повлечь применение мер материальной ответственности. Так, получают свое закрепление такие признаки, как вина, противоправность деяния, причинно-следственная связь между деянием и наступившим последствием в виде причинения материального ущерба военному имуществу. Сложившийся в конце XIX в. режим материальной ответственности военнослужащих просуществовал до 1918 г.

Образование Рабоче-крестьянской Красной армии потребовало нового административно-правового регулирования прохождения военной службы, а также создания режима материальной ответственности военнослужащих. Порядок регламентации материальной ответственности в 20-е годы XX в. определялся актами Революционного Военного Совета (РВС), Совета Народных Комиссаров (СНК), Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК).

Подобное регулирование носило нестабильный характер и существенно нарушало права военнослужащих, привлекаемых к материальной ответственности. В 30 - 40-е годы XX в. в Красной армии вводятся два порядка возмещения материального ущерба - административный и судебный.

Появление административного порядка возмещения материального ущерба потребовало введения института административного расследования. Во время Великой Отечественной войны режим материальной ответственности в силу объективных причин носил достаточно жесткий характер.

В 60 - 80-е годы XX в. в Советской армии принимаются два положения о материальной ответственности военнослужащих, которые закрепили административно-правовой механизм привлечения военнослужащих к материальной ответственности и исполнения принятых решений. Следует отметить, что положение о материальной ответственности военнослужащих распространилось и на сотрудников органов внутренних дел.
Оно было отменено в 1999 г. в связи со вступлением в юридическую силу Федерального закона РФ «О материальной ответственности военнослужащих».

Законодательство РФ о материальной ответственности военнослужащих

Материальная ответственность военнослужащих регулируется как общими нормами законодательства Российской Федерации, так и специальными нормами военного права, действующими в сфере военно-служебных отношений.

Материальная ответственность военнослужащих - это предусмотренные законодательством о материальной ответственности меры имущественного характера, применяемые к тем, кто причинил реальный материальный ущерб воинской части.

Режим материальной ответственности военнослужащих устанавливается не нормами трудового права, как для большинства рабочих и государственных служащих, а нормами административного права. Данное положение имеет довольно продолжительную историю и обусловлено тем, что военная служба как особый вид государственной службы сопряжена с особым риском для лиц, которые проходят данный вид государственной службы, а также тем, что военная служба осуществляется в специфической сфере управления -в области обороны государства.

Раскрывая специфику материальной ответственности военнослужащих, необходимо отметить, что привлечение к данному виду юридической ответственности не освобождает военнослужащего от других видов юридической ответственности.

Данная особенность материальной ответственности вообще, и материальной ответственности военнослужащих в частности, заключается в том, что санкции материальной ответственности, как и гражданско-правовой ответственности, носят правовосстановительный и воспитательный характер.

Эти обстоятельства сближают вышеназванные виды юридической ответственности. Однако есть и принципиальные различия названных видов юридической ответственности, которые накладывают свой отпечаток на их природу и содержание.

Материальную и дисциплинарную ответственность военнослужащих объединяет то, что названные виды юридической ответственности реализуются в процессе прохождения военной службы. Различия названных видов юридической ответственности военнослужащих заключаются в применяемых санкциях и основаниях привлечения к ответственности. Данные аспекты являются основополагающими при дифференциации различных видов юридической ответственности военнослужащих.

Последствием имущественного правонарушения является реальный ущерб. В соответствии с законом он заключается: а) в утрате или повреждении имущества воинской части; б) в расходах, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества; в) в излишних денежных выплатах, произведенных воинской
частью.

Под утратой имущества понимается его выбывание из владения воинской части помимо волеизъявления собственника или пользователя, вследствие непринятия действенных мер по его сохранности. Имущество может быть утрачено, например, при его похищении, потере.

Повреждение по смыслу закона выражается в полном или частичном приведении имущества воинской части в негодность для использования по прямому назначению путем прямого воздействия на него со стороны виновного. Примером повреждения имущества является, например, его разрушение в результате взрыва.

Реальный ущерб включает, помимо стоимости утраченного или поврежденного имущества, также расходы на восстановление, приобретение утраченного или поврежденного имущества, которые произвела или должна произвести воинская часть. К ним, в частности, относятся расходы по ремонту поврежденного имущества.

Ущерб может заключаться и в излишних денежных выплатах, произведенных воинской частью, в виде штрафов, пени, неустоек, возмещения ущерба по гражданско-правовым» договорам и т.д.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Под имуществом воинской части в законе понимаются все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью.

Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

Законодательство РФ предоставляет командирам (начальникам) специальные полномочия по привлечению военнослужащих к юридической ответственности и предусматривает специальные условия для их реализации.

Федеральный закон о материальной ответственности военнослужащих в ряде случаев диф-ференцирует ответственность в зависимости от того, как осуществляется военная служба по призыву или по контракту. За отдельные правонарушения привлекаются к ответственности только командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители.

Закрепляя положение о том, что возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной, или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб (статья 8), данный закон затем указывает, что военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме. Основанием материальной ответственности военнослужащих является проступок, именуемый в юридической литературе имущественным правонарушением, т.е. виновное, противоправное деяние военнослужащих, причинившее реальный ущерб имуществу воинской части, за совершение которого предусмотрена материальная ответственность.

Особенности материальной ответственности военнослужащих

Материальная ответственность военнослужащих наступает за нанесение ущерба государству при исполнении обязанностей военной службы и заключается в полном или частичном возмещении причиненного материального ущерба. Исполнение тех или иных обязанностей по службе предполагает определенный риск причинения ущерба государству. Установлены пределы ответственности, сообразуемые с денежным содержанием виновного лица (в отличие от гражданско-правовой ответственности, где имущественный ущерб, как правило, подлежит полному восстановлению).

Основанием материальной ответственности военнослужащего является проступок, который по степени своей опасности может быть приравнен к административному правонарушению или дисциплинарному проступку.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

В случае когда причинивший ущерб военнослужащий уволен с военной службы и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части.

Военное законодательство в зависимости от размера возмещаемого ущерба различает два вида материальной ответственности военнослужащих: ограниченную и полную.

Ограниченная материальная ответственность. Данный вид материальной ответственности заключается в обязанности военнослужащего возместить реальный ущерб, но не свыше установленного законодательством предела, выраженного в кратности к окладу месячного денежного содержания и размеру одной месячной надбавки за выслугу лет.

Различаются четыре разновидности (предела) ограниченной материальной ответственности: а) не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; б) не более двух окладов месячного денежного содержания; в) не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет; г) не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Материальная ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет, наступает в случаях причинения ущерба воинской части в результате:

Неосторожных действий (бездействия) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, при исполнении обязанностей военной службы;

Нарушения командирами (начальниками) в своих приказах (распоряжениях) установленного порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества;

Непринятия командирами (начальниками) необходимых мер к предотвращению хищения, уничтожения, повреждения, порчи имущества, излишних денежных выплат;

Непринятия командирами (начальниками) необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба.

Ограниченная материальная ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания, предусмотрена для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в случаях причинения ущерба воинской части в результате неосторожных действий (бездействия).

Ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет, наступает для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в случаях причинения ущерба воинской части в результате уплаты воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей.

Материальная ответственность в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет, установлена для командиров (начальников) воинских частей за ущерб воинской части, причиненный излишними денежными выплатами в результате:

Незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы);

Незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности.

Полная материальная ответственность военнослужащих. Этот вид материальной ответственности заключается в обязанности военнослужащего возместить в полном размере ущерб, причиненный по его вине, независимо от какого-либо предела. Она наступает в случаях, когда ущерб причинен:

Военнослужащему, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

Действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

В результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

Умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

Военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

При определении размера причиненного ущерба по общему правилу учитываются: а) фактические потери - на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности на день обнаружения ущерба (цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами); б) степень износа имущества по установленным на дань обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

В ст. 6 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» установлены и иные правила определения размера причиненного ущерба (пп. 3-6).

При обнаружении ущерба командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц.
Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба (этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц). Результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюруются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами организации делопроизводства в воинской части. В процессе проведения административного расследования составляется рапорт или другой документ, на основании которого проводится административное расследование. На нем ставится резолюция командира (начальника) о назначении административного расследования. К материалам служебного расследования приобщаются объяснения должностных лиц, свидетелей и т.п.; справка финансового органа о денежном размере причиненного ущерба с учетом применения соответствующих коэффициентов; в случае причинения ущерба здоровью - медицинское заключение о характере и степени телесных повреждений; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела; заключение лица, проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командованию по привлечению к дисциплинарной и (или) материальной ответственности и другие материалы.

По окончании административного расследования составляется заключение офицера, который проводил данное расследование, отмечаются все установленные в ходе расследования обстоятельства, а также готовятся предложения для принятия соответствующего решения. Данное заключение составляется на имя командира (начальника) и должно иметь три составные части: вводную, описательную и резолютивную.

Если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия, административное расследование может не проводиться.

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» предусматривает три вида порядка возмещения ущерба:

а) добровольный. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме;

б) по приказу командира (начальника) воинской части. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия причинившего ущерб;

в) судебный. Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части.

Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся, как правило, в размере 20% месячного денежного довольствия. В ряде случаев, указанных в Законе о материальной ответственности военнослужащих, размер удержаний может составлять 50% месячного денежного довольствия.

Законодательство ограничивает общий размер всех денежных удержаний 50% месячного денежного довольствия военнослужащих, если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Их очередность определяется законодательством Российской Федерации.

Во вступительном слове руководителю занятий необходимо заострить внимание на актуальности изучаемой темы, отметить важность повышения юридической грамотности военнослужащих.

При рассмотрении первого вопроса надлежит сделать акцент на понятиях материальной ответственности как важных принципах поддержания постоянной боевой готовности войск, правопорядка и крепкой воинской дисциплины.

В ходе изложения второго вопроса руководителю занятия целесообразно привлечь внимание обучаемых к актуальным проблемам повышения дисциплины и правопорядка в своей части (подразделении), раскрыть сущность и особенности привлечения к материальной ответственности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву.

В заключение необходимо отметить, что материальная ответственность военнослужащих имеет особое значение в вопросах обеспечения боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил РФ. Подвести итоги занятия и сделать краткие выводы. Ответить на вопросы слушателей и дать рекомендации на проведение занятий.

2. Федеральный закон РФ N8161 -ФЗ от 19 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих».

4. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ.

Полковник
Виктор Осипович
научный редактор журнала «ОРИЕНТИР»,Арам Хачатрян

    Гражданам, проходящим военную службу, рекомендуется изучить Федеральный закон РФ 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих » (далее - Закон № 161-ФЗ). Именно он регулирует все вопросы, связанные с компенсацией военнослужащим причиненного ущерба в самых разных ситуациях. Разберемся в этих вопросах более детально.

    Понятие материальной ответственности военнослужащего

    Согласно Закону № 161-ФЗ, военнослужащие несут материальную ответственность, но только в определенных случаях. В частности, ст. 3 Закона № 161-ФЗ установлено, что для них предусматривается компенсация только реального ущерба, причиненного по их вине.

    Ущерб, причиненный военнослужащим вследствие исполнения приказа командира (начальника), не может быть основанием для привлечения исполнившего приказ к материальной ответственности. То же правило распространяется на ущерб, причиненный в результате оправданного служебного риска, а также обстоятельств непреодолимой силы.

    Закон № 161-ФЗ регулирует вопросы компенсации материального ущерба, причиненного военнослужащими при исполнении своих обязанностей. Если при причинении ущерба военнослужащий находился в отпуске или другом месте, т.е. не исполнял свои прямые обязанности, он будет нести гражданско-правовую ответственность за ущерб.

    Виды материальной ответственности военнослужащих

    В соответствии со ст. 4 и ст. 5 Закона № 161-ФЗ, материальная ответственность военнослужащего может быть:

  • полной;
  • ограниченной.

Обстоятельства для наступления полной материальной ответственности должны быть следующими (должно присутствовать хотя бы одно из перечисленных обстоятельств):

  • имущество было передано военнослужащему под отчет для перевозки, хранения, выдачи, пользования либо иных целей, но в результате было повреждено;
  • повреждение либо уничтожение имущества было умышленным (включая хищение, незаконное расходование или использование);
  • имущество было повреждено либо уничтожено в результате действий (бездействия) военнослужащего, в которых содержатся признаки состава уголовного преступления (в этом случае предусмотрена уголовная и материальная ответственность военнослужащих);
  • ущерб был нанесен военнослужащим, находящимся в состоянии алкогольного опьянения (добровольно);
  • ущерб был нанесен лицам в результате умышленных действий военнослужащего, которые повлекли затраты на лечение пострадавших военнослужащих в медицинских организациях.

Материальный ущерб подлежит возмещению вне зависимости от того, будет ли военнослужащий привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия, которые повлекли такой ущерб.

Во всех остальных случаях, когда ущерб был причинен по неосторожности либо имуществу, которое не было передано под отчет, военнослужащий несет ограниченную материальную ответственность.

На практике очень часто военнослужащих пытаются привлечь к полной материальной ответственности в нарушение положений Закона № 161-ФЗ. Особенно распространена данная практика в отношении военнослужащих по призыву.

Данные правила возмещения касаются материального ущерба, причиненного как непосредственно воинской части, так и третьим лицам. Во втором случае воинская часть имеет право регресса, т.е. при самостоятельной компенсации ущерба третьим лицам может подать в суд исковое заявление о взыскании суммы компенсации с виновного в причинении ущерба военнослужащего.

Законодательное регулирование материальной ответственности военнослужащих

В случае ограниченной материальной ответственности важно понимать, что размер компенсации будет разным для военнослужащих по призыву и по контракту. Так, в п. 1 ст. 4 Закона № 161-ФЗ установлено, что:

  • ограниченная материальная ответственность военнослужащих по контракту равна размеру причиненного им ущерба, однако не может быть более одного оклада месячного денежного довольствия и одной месячной надбавки за выслугу лет (в среднем, максимальный размер такой компенсации будет составлять порядка 50-60 тыс. рублей, в зависимости от величины оклада и надбавок);
  • для военнослужащих по призыву максимальный размер компенсации не может превышать двух окладов месячного содержания.

Требование материальной компенсации в случае повреждения или утраты предметов вещевого имущества личного пользования (военной формы и т.п.) с военнослужащих по призыву является незаконным. При этом не важно, произошла ли такая утрата или повреждение по вине военнослужащего или нет.

Согласно п. 30 Постановления № 390 от 22.06.2006 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» в случае, если утрата или повреждение полученных предметов вещевого имущества произошли не по вине военнослужащего, то ему должны выдать точно такие же новые предметы. Если же утрата или повреждение произошли по вине военнослужащего, то ему выдаются не новые предметы вещевого имущества, а просто годные к носке. Какие-либо сборы денег с военнослужащих по призыву на закупку формы являются вымогательством, которое согласно ст. 163 Уголовного кодекса РФ наказывается лишением свободы на срок до 4 лет.

Определение размера ущерба

Для того, чтобы определить размер ущерба, командир воинской части вправе назначить административное расследование. Это требование установлено ст. 7 Закона № 161-ФЗ.

При определении размера ущерба принимаются во внимание фактические потери, а расчет осуществляется на основании цен, которые действуют в день обнаружения ущерба в данном территориальном субъекте.

Цены на военную технику, боеприпасы, вооружение определяются уполномоченными на то органами государственной власти.

Степень износа имущества принимается во внимание, однако размер компенсации не может быть ниже, чем стоимость утиля (лома) данного имущества. Если материальный ущерб был причинен сразу несколькими военнослужащими, то при определении размера компенсации во внимание принимается степень вины каждого из них.

Порядок возмещения ущерба военнослужащими

В случае ограниченной материальной ответственности возмещение ущерба производится по приказу командира воинской части, который удерживает требуемую сумму из денежного довольствия военнослужащего. Такой приказ издается в течение двух недель после завершения административного расследования по делу (или расследования о дисциплинарном проступке военнослужащего).

В случае полной материальной ответственности, когда размер ущерба превышает один месячный оклад и одну месячную надбавку по выслуге лет, привлечение к возмещению ущерба осуществляется через суд. Иск может быть подан командиром части.

В случае несогласия с приказом командира о возмещении ущерба, военнослужащий может воспользоваться правом на обжалование такого приказа вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке.

После вынесения решения судом из денежного довольствия военнослужащего будет удерживаться определенный размер суммы согласно исполнительному листу, но согласно ст. 12 Закона № 161-ФЗ не более 50% ежемесячного довольствия. При этом у военнослужащего есть право добровольно компенсировать причиненный ущерб (полностью либо частично).

Если военнослужащий уволился, не возместив причиненный ущерб, к нему также будут применяться правила исполнительного производства по взысканию задолженности.

Таким образом, вопрос материальной ответственности военнослужащих достаточно детально изложен в законодательстве Российской Федерации. Однако в процессе привлечения к ответственности и возмещения ущерба могут возникнуть некоторые нюансы, с которыми трудно разобраться самостоятельно. Особенно это касается ситуации с возмещением ущерба в полном объеме, когда сумма ущерба превышает один оклад месячного довольствия. В этом случае в процессе разбирательства в суде важен учет множества деталей, которые могут повлиять на результат. Вот почему при привлечении к материальной ответственности лучше сразу обратиться к опытным юристам, которые детально проанализируют ситуацию и найдут оптимальное решение проблемы. Просто заполните форму обратной связи или позвоните по указанным на сайте телефонам, и наши специалисты окажут вам всестороннюю правовую помощь.

Материальная ответственность военнослужащих – это вид юридической ответственности, подразумевающей полное или частичное возмещение лицом нанесенного государству ущерба. В процессе несения службы гражданину вверяется техника, оружие и другие материальные ценности, за которые он отвечает.

Ограниченная материальная ответственность военнослужащего

Материальная ответственность военнослужащего может быть ограниченной или полной. Привлечь к ограниченной ответственности могут в таких случаях:

  • - Вред, причиненный по неосторожности, военнослужащими-контрактниками, а также лицами, призванными на военные сборы, должен быть компенсирован в размере нанесенного ущерба, но не более чем 1 оклада месячного содержания и надбавки за выслугу лет. Для солдат срочной службы сумма не должна быть больше двух окладов месячного содержания.
  • - Контрактники, виновные в нанесении ущерба, вызванного уплатой штрафов за простои техники, вагонов или судов, заведомо завышающие объемы выполненных работ и несвоевременно внесшие налоги или другие бюджетные платежи обязаны возместить материальный ущерб. Сумма компенсации не может превышать двух окладов и двух месячных надбавок за выслугу лет.
  • - Командиры, исполнение приказов которых привело к нарушению порядка учета, хранения, применения и расходования имущества, которые не смогли предотвратить его хищение и порчу, обязаны компенсировать нанесенный ущерб в сумме, не более одного оклада и надбавки за выслугу.
  • - Начальник воинской части, виновный в незаконном увольнении, переводе на другую работу военнослужащих или гражданских сотрудников, назначении на должность, которая не предусмотрена штатным расписанием, в также ряде других действий, несет материальную ответственность в размене трех денежных месячных содержаний и трех доплат за выслугу лет.

Такие меры финансовой ответственности призваны воздействовать на военнослужащих российской армии с целью предотвращения более серьезных нарушений законодательства.

Полная материальная ответственность

Основанием для привлечения в полной материальной ответственности могут быть ситуации, когда ущерб нанесен:

  1. Ответственным лицом, которому под отчет было передано для хранения, транспортировки и распределения имущество;
  2. Бездействием или действием военнослужащего, содержащим признаки уголовно-наказуемого преступления;
  3. Умышленной порчей, повреждением или незаконным использованием вверенного имущества, не зависимо от того, попадают ли данные деяния под юрисдикцию Уголовного кодекса РФ;
  4. Деяниями, повлекшими затраты на лечение в медицинских учреждениях лиц, пострадавших от действий военнослужащего;
  5. Военнослужащим российской армии, который выполнял свои функции в состоянии алкогольного, токсического или наркологического опьянения (при условии, что до такого состояния он бы доведен добровольно).

После обнаружения вреда, следует провести административное расследование, которое позволит выявить виновное лицо и основания привлечения военнослужащего к материальной ответственности.

Порядок и сроки проведения расследования

Привлечение к ответственности может быть осуществлено только после проведения административного расследования. Командир военной части, после обнаружения проблемы, должен организовать его проведение. Процедура позволит:

  • - установить основания для привлечения к ответственности;
  • - определить причины возникновения нарушения законодательства;
  • - выяснить размер ущерба и лиц, виновных в его нанесении.

Проведения подобных действий можно избежать, когда недостача или нарушение были установлены судом или выявлены в результате проведения ревизии, проверки или следственных действий.

Порядок возмещения ущерба

Возмещение нанесенного ущерба, размер которого не превышает одного оклада и надбавки, производится по приказу командира части путем удержания из денежного довольствия лица виновного в причинении материального ущерба.

Если возникает вопрос о компенсации более серьезного вреда, то он решается исключительно судом. Исковое заявление подается командиром воинской части.

Приказ должен быть издан в 14-дневный срок после проведения расследования, вступления в законную силу решения суда, получения материалов и актов ревизии. С его содержанием нарушителя знакомят под роспись. Приказ должен быть принят к исполнению не позднее семи дней с момента его издания.

Такой приказ может быть обжалован вышестоящему командиру или в судебный орган. Важно помнить, что оспаривание не приостанавливает удержание материальных средств. Последующее изучение материалов должно дать ответ, правильно ли определены основания для привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Удержание из денежного довольствия правонарушителя, которое осуществляется по решению суда, выполняется на основании исполнительного листа.

Как осуществляется удержание денежных средств?

Удержание средств производится из ежемесячного денежного довольствия военнослужащего. Размер не может превышать 20% при возмещении ограниченной материальной ответственности и 50%, если за нанесенный ущерб полагается полная ответственность.

Если при сложившихся обстоятельствах имеет место удержание средств другого характера, то действующее законодательство РФ не допускает, чтобы они превышали 50 % довольствия. Порядок и очередность снятия средств регулируется Федеральными законами.

При возникновении каких-либо проблем на службе, следует обращаться к юристу, специализирующемуся на военном праве. Он способен дать разъяснения по всем вопросам, и подсказать, как выйти из сложившейся ситуации и отстоять свои права.

Государственной Думой

Советом Федерации

Судебная практика и законодательство - 161-ФЗ О материальной ответственности военнослужащих

Конституционный Суд Российской Федерации ранее рассматривал вопрос о конституционности процедуры привлечения к материальной ответственности применительно к военнослужащим. В Постановлении от 10 апреля 2001 года N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации признал положение части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", устанавливающее, что возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб, не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно в системной связи с иными положениями названного Федерального закона , а также Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и Гражданского процессуального кодекса РСФСР, обеспечивающими механизм судебной защиты имущественных прав военнослужащего, не нарушает справедливый баланс между правами военнослужащего и правомерными интересами общества и государства и не препятствует реализации конституционных гарантий государственной, в том числе судебной, защиты имущественных прав военнослужащего, возникающих в связи с получением им денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу.

Для правильного понимания нижеприведенного текста целесообразно вначале дать определение терминов – их грамотная трактовка гарантирует от неоправданно расширенных формулировок и, как следствие, размытия границ понятий.

Термин «военнослужащий» понимается как имеющий отношение к лицу, состоящему на одноименной службе . В более широком смысле – это лицо, наделенное специфическими должностными обязанностями для решения задач в сегменте обороны и защиты государства. Данный статус предполагает наличие специфического правового режима в отношении указанной категории лиц.

Статус приобретается с момента начала прохождения воинской службы и прекращается одновременно с истечением ее срока.

ВАЖНО: несмотря на наличие специального статуса, военнослужащие, оставаясь гражданами РФ, должны в полной мере соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные законодательные акты, обязательные для исполнения всеми гражданами страны (п.16 Указа Президента № 1495 в редакции от 25.03.2015).

Следующее понятие, требующее расшифровки – «материальная ответственность» (далее в тексте – МО). В общей теории права оно предполагает обязанность лица, причинившего (вне зависимости от умысла) вред иному лицу, принять меры к возмещению ущерба – в полном или ограниченном объеме.

В контексте данной статьи понятие рассматривается как наступление аналогичных правовых последствий для конкретного военнослужащего . Подразумевается обязанность возместить причиненный вред – в качестве «иного лица» (потерпевшего, получившего право требования) здесь выступает государство.

ФЗ о материальной ответственности

Законодатель допускает применение в отношении военнослужащих обоих видов МО – полной и ограниченной. Избрание одной из форм зависит от ряда обстоятельств и сопутствующих факторов, которые устанавливаются в соответствии с принципом индивидуализации ответственности.

Основной источник права по данному вопросу – в настоящее время используется редакция от 04.06.2014.

ВАЖНО: Нижеприведенные позиции четко и недвусмысленно сформулированы законодателем, они не допускают расширенного толкования, перечень является исчерпывающим.

Случаи наступления ограниченной МО

Ограниченная МО наступает в случаях :

  1. При причинении ущерба военнослужащим-контрактником, а также лицом, которое было призвано на сборы, исключительно по неосторожности – они подлежат МО, сопоставимой с причиненным ущербом. Размер удержания жестко ограничен размерами одного месячного оклада. Если субъектом выступает военный по призыву, то в качестве наказания предполагается удержание средств.

    Предельный размер удержания ограничивается размером двухмесячного оклада. Исключением являются случаи, особо оговоренные законодателем.

  2. Материальная ответственность военных по контракту, если виновным лицом признан военнослужащий-контрактник. Объективная сторона правонарушения состоит в нанесении ущерба в сфере уплаты воинской частью штрафов (в частности, вследствие неоправданного простоя транспортных единиц), а также во внесении заведомо недостоверных сведений в документацию, касающейся уплаты налогов и иных обязательных выплат.

    Сумма, подлежащая возмещению, исчисляется на основании установленного размера причиненного вреда, однако она не может превышать двухмесячного размера должностных окладов и надбавок по выслуге лет за тот же период.

  3. При совершении правонарушения командиром, чьи приказы или распоряжения идут вразрез закрепленным документально порядком использования, перевозки, учета материальных ценностей. Объективная сторона (при том же субъектном составе) может также состоять в ненадлежащем обеспечении сохранности вверенного имущества. Сумма, подлежащая возмещению, не должна превышать одного месячного оклада и надбавки за выслугу лет за тот же срок.
  4. Если субъектом правонарушения выступает командир, допустивший нарушения кадровой политики, повлекшей перерасход средств. Речь может идти о незаконном перемещении в любом сегменте служебной иерархии – вплоть до незаконного увольнения. Размер МО не должен превышать размер трехмесячного должностного оклада и надбавок по выслуге лет за аналогичный период.

Позиции изложены предельно четко. Дополнительных пояснений требует лишь одна из них (№№ 3-4, одноименные пункты статьи 4 ФЗ-161), касающаяся ответственности командиров при отдании незаконных приказов, нарушения порядка кадровых перестановок. Применение мер репрессии возможно только после установления факта наличия у субъекта правоотношения полномочий командира в период совершения одного из описанных нарушений – он должен располагать действительной правомочностью.

СПРАВКА: несколько однородных нарушений, каждое из которых образует оконченный состав правонарушения (должностного преступления) дает суду право взыскания материального ущерба по каждому эпизоду. При этом общая сумма, подлежащая взысканию, может существенно превышать ту, которая названа в указанной правовой норме.

Следует обратить самое пристальное внимание на то, что законодатель настаивает на предварительном расследовании обстоятельств, при которых наступили вредные последствия в виде ущерба – данное требование сформулировано в статье 7 ФЗ-161 . Установление виновности конкретных лиц, определение размера ущерба, выяснение иных значимых обстоятельств является обязательной преюдицией для издания распорядительного акта (приказа) о наказании.

Соответствующие мероприятия объединены общим термином «административное расследование» . Единственным поводом для его назначения является выявление наличия ущерба. Последний должен быть соответствующим образом оценен – оценка производится по правилам, установленным в статье 8 указанного нормативного акта.

Условия наступления полной МО

Сразу обратим внимание на то, что здесь законодатель не делает оговорок относительно категорий военных, ограничившись перечислением виновных действий, совершение которых предполагает наступление данного вида ответственности. Как и в предыдущем разделе, перечень не допускает расширенного толкования.

К МО привлекаются за :

  1. Объектом нарушения является имущество, переданное «под отчет».
  2. Причинение ущерба связано с конкретным лицом (субъектом правоотношения), подлежащим привлечению к уголовной ответственности. Проще говоря, причинение ущерба образует состав уголовно наказуемого деяния.
  3. Вред причинен вследствие противозаконных действий военнослужащего – при наличии прямого умысла. При этом не принимается во внимание наличие или отсутствие обязательных составляющих состава преступления.
  4. Наличествуют виновные умышленные действия, повлекшие оплату лечения в учреждениях здравоохранения пострадавших – при условии наличия причинной связи.
  5. Установлен факт добровольного приведения себя в состояние алкогольного, наркотического либо токсического опьянения.

Подводя итог исследованию понятия оснований наступления материальной ответственности военнослужащих, выделим обязательные рамки, которые обозначены в законодательстве.

В частности :

  • возможна лишь при наличии реального вреда;
  • обязательным условием применения данного института является принадлежность лица к определенному статусу, а также совершение правонарушения исключительно в период выполнения служебных обязанностей. В противном случае применяется гражданское законодательство;
  • причинение вреда, произошедшее в связи с исполнением приказа, а равно в связи со служебным риском, а также с влиянием непреодолимой силы исключает материальную ответственность;
  • возможность привлечения сохраняется на протяжении трех лет с момента обнаружения ущерба.

Договор

Отечественные правоведы не выработали единого мнения о необходимости заключения подобного договора. Дело в том, что ни один правовой акт не предусматривает обязательного заключения данного договора – применительно к случаям полной МО. Все вопросы, возникающие в этой связи, достаточно подробно прописаны в упомянутом ФЗ-161.

С другой стороны, не существует и прямого запрета на заключение договора о МО. Проще говоря, законодатель допускает подобные действия, однако никак не регламентирует процессуальные ограничения и формальные требования к тексту.

Представляется, что оптимальное решение состоит в необходимости заключения договора о МО . Как уже говорилось, несмотря на свой специальный статус, военнослужащие являются гражданами РФ – т.е. они, при отсутствии четко оговоренных ограничений, подчиняются гражданскому законодательству.

Косвенно в пользу данной позиции говорит и текст пункта первого статьи 5 ФЗ-161 – в нем речь идет о сохранности имущества, переданного «под отчет». Этот процесс можно полноценно осуществить лишь при наличии договора, в котором (или в приложении к которому) имеется список вверяемого имущества, исчерпывающий перечень прав и обязанностей сторон.

Кроме того, договор должен содержать :

  • перечень причин (обстоятельств), в связи с которыми заключается договор;
  • способы, посредством которых предполагается возмещение ущерба;
  • требования, касающиеся условий содержания имущества (условия хранения);
  • пункт о проверке наличия и соответствия имущества определенным требованиям (периодичность ревизий, состав комиссий и пр.);
  • особые условия – требования относительно неразглашения сведений, составляющих военную тайну и т.д.

В остальном договор должен соответствовать общим положениям о договорах, отраженных в гражданском (трудовом) законодательстве.

ВАЖНО: текст договора призван конкретизировать положения ФЗ-161 применительно к особенностям отдельного воинского формирования. Излишне упоминать о том, что положения договора, являющегося локальным правоустанавливающим документом, не должны противоречить Закону.

Субъектный состав (стороны договора) . В качестве таковых могут выступать, к примеру: командир подразделения – с одной стороны и военнослужащий, чья должность предполагает хранение имущества (например, начальник склада арттехвооружения, продовольственного склада и т.п.) – с другой.

Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности также регулируется федеральным (гражданским, трудовым) законодательством РФ.

В заключение еще раз подчеркнем: основной целью института материальной ответственности является возмещение ущерба, причиненного государству.