194 ук рф комментарий. «Это необязательно сексизм»: Google против манифеста сотрудника об отличиях женщин от мужчин

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ч. 2 ст. 194 УК РФ

То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

г) в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ч. 3 ст. 194 УК РФ

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

Ч. 4 ст. 194 УК РФ

Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание.

Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере – шесть миллионов рублей.

Комментарий к ст. 194 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Предмет преступления – таможенные платежи. К ним относятся (ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного Союза): ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию. Таможенные сборы также относятся к таможенным платежам, однако вследствие добровольности их уплаты они не могут являться предметом этого преступления.

Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.

2. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере (свыше 1 млн. руб. для физических лиц и 2 млн. руб. для организаций).
Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть любыми: занижение стоимости перемещаемых товаров, сокрытие товаров, неверное указание таможенного режима, страны происхождения товаров и т.п.

3. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги в принудительном порядке. В связи с этим не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей направляют плательщику требование об уплате таможенных платежей. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения требования. В случае неисполнения указанного требования таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей.

Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для уплаты таможенных платежей.

4. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером, он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов.

5. Квалификацией по п. “б” ч. 3 ст. 194 УК охватывается нанесение лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленное причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК).

Комментарий к статье 194 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Преступление нарушает отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля, которые регулируются нормами российского права (см. комментарий к ст. 188 УК). Дополнительно нарушаются финансовые отношения в части формирования государственного бюджета.

2. Предмет преступления – таможенные платежи и таможенные сборы. Таможенные платежи включают:

а) ввозную таможенную пошлину;

б) вывозную таможенную пошлину;

в) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

г) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

д) таможенные сборы (ст. 318 ТК).

К таможенным сборам относятся:

а) таможенные сборы за таможенное оформление;

б) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

в) таможенные сборы за хранение (ст. 357.1 ТК).

Таможенные платежи взимаются в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 “О таможенном тарифе” (с последующими изменениями и дополнениями), нормами ТК и НК за перемещение товаров через таможенную границу и являются обязательным условием ввоза и вывоза товаров. Кроме того, могут быть установлены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины при ввозе в целях защиты экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли (ст. 318 ТК, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров”).

3. Преступление характеризуется бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере. При пересечении таможенной границы любыми способами, в том числе при пересылке в международных почтовых отправлениях, использовании трубопровода и линий электропередач, законами и подзаконными актами РФ предусматривается обязательная уплата таможенных платежей в определенные сроки. Уклонение от исполнения этой обязанности образует признаки объективной стороны анализируемого преступления. Способы уклонения могут быть различными, например занижение таможенной стоимости перемещаемых товаров, сокрытие товаров, представление недостоверных сведений о стране, из которой импортируется товар, о льготах и т.д. Крупным размером считается сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая 3 млн. руб. (примечание к ст. 194 УК). Неуплата таможенных платежей на меньшую сумму будет рассматриваться как административное правонарушение (ст. 16.22 КоАП). Преступление признается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.

4. Преступление совершается с прямым умыслом.

5. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное уплатить таможенные платежи: декларант (частное лицо или таможенный брокер) или иные лица (перевозчик товара, работники таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и т.д. – ст. ст. 16 и 126 ТК).

6. Часть 2 ст. 194 УК содержит два квалифицирующих признака:

а) совершение деяния группой лиц по предварительному сговору;

б) совершение преступления в особо крупном размере. Понятие группы лиц, совершивших преступление по предварительному сговору, дается в ст. 35 УК, особо крупного размера – в примечании к ст. 194 УК: сумма неуплаченных платежей, превышающая 36 млн. руб.

Комментарий к статье 194 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объект преступления – установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и уплаты таможенных платежей.

Товары при перемещении через таможенную границу Российской Федерации подлежат обложению таможенными платежами, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 200 9 г. N 17) к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

5) таможенные сборы.

В соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза могут устанавливаться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, которые к таможенным платежам не относятся и не являются предметом рассматриваемого преступления.

Особенности уплаты таможенной пошлины в отношении товаров для личного пользования также установлены гл. 49 Таможенного кодекса.

Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

1) адвалорные – установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические – установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);

3) комбинированные – сочетающие виды, указанные в подп. 1 и 2).

В соответствии со ст. 72 ТК таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза.

Порядок исчисления таможенных платежей, основания возникновения обязанности по их уплате, а также сроки их уплаты определяются указанным Таможенным кодексом, Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (в ред. от 6 декабря 2011 г.), Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 718 “О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности”, Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718 “Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования” и другими нормативными актами.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии – уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, последствии в виде крупного размера, причинной связи.

Под уклонением понимается полная или частичная неуплата таможенных платежей. Способы уклонения в диспозиции комментируемой статьи не указаны. Они могут быть разнообразными (например, представление подложных документов, подтверждающих факт уплаты таможенных платежей; простая неуплата таможенных платежей).

Деяние является оконченным в момент фактической неуплаты таможенных платежей в крупном размере в срок, установленный действующим законодательством. Состав преступления материальный.

В соответствии с примечанием к данной статье уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает один миллион рублей, а в особо крупном размере – три миллиона рублей.

Крупный размер может образовываться в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, которая охватывалась единым умыслом.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления специальный – физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, ответственное за уплату таможенных платежей.

Квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. ч. 2 – 4 рассматриваемой статьи, предполагают уголовную ответственность за то же деяние, совершенное:

1) группой лиц по предварительному сговору (см. комментарий к ст. 35 УК РФ);

2) в особо крупном размере (см. примечание к настоящей статье);

3) должностным лицом с использованием своего служебного положения. Понятие должностного лица определено в примечании к ст. 285 УК РФ Применительно к рассматриваемой норме под таковыми следует понимать, в частности, должностных лиц таможенных органов, уполномоченных на проведение таможенного контроля, таможенного досмотра и осмотра, а также должностных лиц иных органов, привлекаемых для выполнения указанных функций либо проведения таможенной проверки. К данной категории также следует отнести и должностных лиц, освобожденных от таможенного контроля. Для вменения указанного признака необходимо установить, что должностное лицо использовало свои полномочия именно для уклонения от уплаты таможенных платежей;

4) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. Под насилием следует понимать любое физическое воздействие (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный или пограничный контроль, с целью принудить его не препятствовать совершению действий, направленных на уклонение от таможенных платежей, либо устраняя в его лице такое препятствие. Применение насилия (за исключением убийства и причинения тяжкого вред здоровью) охватывается составом, предусмотренным п. “б” ч. 3 ст. 194 УК РФ, и дополнительной квалификации по статьям, предусматривающим ответственность за преступление против личности, не требует. В случае причинения тяжкого вреда здоровью либо убийства лиц, осуществляющих таможенный или пограничный контроль, содеянное квалифицируется по совокупности с ч. 2 ст. 105 либо соответствующей части ст. 11 УК РФ;

5) организованной группой (см. примечание к ст. 35 УК РФ).

Видео о ст. 194 УК РФ


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 22] [Статья 194]

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу;

в) утратил силу;

г) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает один миллион рублей, а в особо крупном размере — три миллиона рублей.


3 комментария к записи “Статья 194 УК РФ. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица”

    Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

    Комментарий к статье 194

    1. Виды таможенных платежей установлены в ст. 70 ТК ТС. Понятия каждого из видов платежей раскрыты как в ТК, так и в НК, в частности, в гл. 21 и 22 НК, разд. 2 ТК ТС. Здесь же определены основания уплаты, сроки, плательщики, порядок уплаты платежей. В частности, в ст. ст. 80 и 81 ТК ТС указано на возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов (налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов), приведены случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются.
    2. Уклонение от уплаты таможенных платежей заключается в неисполнении установленных законодательством обязанностей по уплате этих платежей, т.е. в юридическом бездействии.
    3. В теории и на практике в объективную сторону преступления порой ошибочно включают также и действия, состоящие в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и т.д. Подобное понимание уклонения воспроизводит разъяснения Пленума ВС РФ относительно содержания уклонения от уплаты налогов. Однако уклонение от уплаты обязательных платежей в ст. ст. 198 и 199 УК понимается законодателем не так, как в комментируемой статье. В «налоговых» статьях ответственность предусмотрена за уклонение, совершенное путем определенных действий либо дополнительного, т.е. имевшего место помимо собственно неисполнения обязанности бездействия (непредставление декларации и иных документов). В комментируемой статье таких оговорок нет.
    4. Предусмотренное комментируемой статьей деяние окончено с момента наступления срока, до истечения которого лицо было обязано уплатить таможенные платежи.
    5. Если обман таможенных органов направлен не на неуплату платежей, а на введение их в заблуждение с целью возврата якобы законно уплаченных платежей, то содеянное образует состав мошенничества (ст. 159 УК).
    6. Уклонение от уплаты таможенных платежей преступно, только если данное деяние совершается в крупном размере, который по-разному определен для физических лиц и организаций в примеч. к комментируемой статье: как сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая соответственно 1 млн. и 2 млн. руб. Такой размер может быть образован за счет неуплаты как одного, так и нескольких видов платежей. В последнем случае суммирование неуплаченных платежей возможно лишь когда все акты неисполнения соответствующей обязанности охватывались единым умыслом и образовывали тем самым продолжаемое преступление.
    7. Субъективная сторона — прямой умысел. Когда лицо, заведомо не исполняя соответствующую обязанность, точно не знает, в каком именно размере оно сумеет уклониться от уплаты таможенных платежей, содеянное признается совершенным с прямым неконкретизированным умыслом. В этом случае деяние квалифицируется в зависимости от наступивших последствий, а потому может быть признано и непреступным, если, например, сумма неуплаченных физическим лицом платежей не превысила 1 млн. руб. Однако если установлено, что умысел лица был направлен на уклонение в крупном размере, а фактически оно сумело уклониться в размере менее крупного, деяние квалифицируется как покушение на уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере (ч. 3 ст. 30, ч. 1 комментируемой статьи).
    8. Субъектом преступления является лицо, на которое возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Согласно ст. 79 ТК ТС лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Понятие декларанта содержится в п. 1 ст. 4 ТК ТС, равно как и понятие таможенного представителя. Если декларирование производится таможенным представителем, то он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. Круг лиц, ответственных за уплату таможенных сборов, определяется в зависимости от вида сбора (ст. 79 ТК ТС).
    9. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых — специальный, см. коммент. к ст. 174.
    10. Согласно примеч. к комментируемой статье уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает 3 млн. руб., с организации — 10 млн. руб.
    11. Предусмотренный п. «а» ч. 3 комментируемой статьи признак совершения преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения раскрывается прежде всего путем обращения к понятию должностного лица (примеч. к ст. 285 УК). Поскольку состав уклонения от уплаты таможенных платежей может быть выполнен лишь специальным субъектом: физическим лицом, на которого возложена соответствующая обязанность, либо уполномоченным сотрудником юридического лица, также обязанным исполнить обязанность по уплате таможенных платежей, то признак использования служебного положения может содержаться в деянии должностного лица названных в ст. 285 УК органов либо учреждений, являющихся юридическими лицами, на которые возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Вместе с тем преступление может быть совершено и в составе организованной группы, куда могут входить и иные должностные лица, в том числе должностные лица органов, осуществляющих таможенный или пограничный контроль; содеянное ими будет квалифицироваться как соисполнительство, т.е. без ссылки на ст. 33 УК. Использование должностными лицами своего служебного положения при совершении преступления в составе организованной группы требует вменения названного признака не только этим лицами, но и всем членам группы, если эти обстоятельства охватывались их умыс-лом, поскольку данный признак характеризует повышенную общественную опасность деяния каждого из членов группы.
    Предусмотренный п. «б» ч. 3 комментируемой статьи признак совершения преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, может быть вменен лишь в том случае, когда указанные лица выполняют свои обязанности, реализуют права, относящиеся именно к контролирующим функциям и действуют при этом правомерно. Применение насилия в ответ, допустим, на незаконное требование со стороны этих лиц, не может рассматриваться как признак обсуждаемого деяния, но содержать признаки преступления против личности. О лицах, осуществляющий таможенный или пограничный контроль, об их полномочиях см. ст. 95 и др. ТК ТС, ст. 11 Закона о Государственной границе, а также соответствующие подзаконные акты — Постановления Правительства РФ от 02.02.2005 N 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации» (в ред. от 04.09.2012) , от 20.11.2008 N 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» (в ред. от 04.09.2012) и др. О понятии применения насилия см. коммент. к ст. 178.
    ———————————
    СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 462; 2010. N 32. Ст. 4342; 2012. N 5. Ст. 608; N 37. Ст. 5002.
    СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5620; 2011. N 26. Ст. 3804; 2012. N 5. Ст. 608; N 37. Ст. 5002.

    12. О понятии организованной группы см. коммент. к ст. 35. В состав организованной группы могут входить и лица, не отвечающие признакам специального субъекта. В этом случае квалификация их действий по ст. 33 УК не требуется.
    13. Если должностное лицо таможенных органов содействовало совершению обсуждаемого преступления, не являясь его соисполнителем в составе организованной группы, то его действия следует квалифицировать как соучастие в совершении преступления, предусмотренного комментируемой статьей, по совокупности со статьями об ответственности за преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст. 285 или 286 УК).

    Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Объект: отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля, которые регулируются нормами российского права.

Предметом преступления будут таможенные платежи и таможенные сборы.

Объективная сторона: бездействие - неуплата таможенных платежей в крупном размере.

Субъект: лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное уплатить таможенные платежи: декларант (частное лицо или таможенный брокер) или иные лица (перевозчик товара, работники таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и т.д.).

Субъективная сторона:

Конструкция состава: формальный. Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.

Часть 2 ст. 194УК РФ содержитдва квалифицирующих признака: а) совершение деяния группой лиц по предварительному сговору; б) совершение преступления в особо крупном размере. Понятие группы лиц, совершивших преступление по предварительному сговору, дается в ст. 35УК РФ, особо крупного размера - впримечании к ст. 194УК РФ: сумма неуплаченных платежей, превышающая 36 млн. руб.

Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве

Объект:

Предметом преступления является имущество несостоятельного должника.

Объективная сторона: деяние выражается в форме сокрытия имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передаче имущества во владение иным лицам, отчуждении или уничтожении имущества, а равно сокрытии, уничтожении, фальсификации бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и причинили крупный ущерб (свыше 250 тыс. рублей).

Субъект: вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом.

Конструкция состава: материальный. Преступление считается оконченным с момента причинения крупного ущерба.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 195 УК РФ):

Деяние, совершенное:

- «а»: группой лиц по предварительному сговору;

- «г»: в особо крупном размере.

Квалифицированный состав (ч. 3 ст. 195 УК РФ):

Деяния, предусмотренные частями первойиливторойнастоящей статьи, совершенные:

- «а»: должностным лицом с использованием своего служебного положения;

- «б»: с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.

Квалифицированный состав (ч. 4 ст. 195 УК РФ):

Деяния, предусмотренные частями второйилитретьейнастоящей статьи, совершенные организованной группой.

Статья 196. Преднамеренное банкротство

Объект: общественные отношения, связанные с нормальной банковской деятельностью.

Объективная сторона: деяние выражается в форме преднамеренного банкротства, т. е. совершении руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или инди-видуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб (свыше 250 тыс. рублей).

Субъект: специальный - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и являющееся руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем.

Субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины

Конструкция состава: материальный.

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
в) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
г) в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере - один миллион пятьсот тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 194
1. Ст. 194 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей.
Виды таможенных платежей определяются в ТК и НК РФ. Это таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление, за таможенное хранение и сопровождение товаров и другие платежи. Порядок их начисления и уплаты регламентируется в настоящее время ТК РФ, Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ), Законом РФ "О таможенном тарифе", ведомственными (Государственного таможенного комитета - ГТК РФ и Министерства РФ по налогам и сборам - МНС РФ) нормативными актами.
2. Ответственность по ст. 194 УК РФ наступает как в случае частичного или полного сокрытия объекта платежа, так и в случае неуплаты таможенных платежей при наличии полной информации об объекте платежа. Как правило, содеянное заключается в занижении таможенной стоимости товара, которая является основой начисления таможенных платежей. В целях ее занижения представляются подложные документы - договоры купли-продажи, инвойсы, счета-фактуры и пр. (см. ст. 318 ТК РФ).
3. Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Преступление следует считать оконченным по ч. 1 ст. 194 УК с момента оформления принятой таможенной декларации, причем совершенной в крупном размере (более 500 тысяч рублей - примечание к ст. 194 УК), т.к. именно с этого момента декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Момент возникновения обязательств по уплате таможенных платежей связывается с принятием таможенной декларации уполномоченным работником таможенных органов (нужно иметь в виду, что нормативными актами ГТК РФ установлен перечень документов, которые приравниваются к таможенной декларации). Форма и порядок подачи таможенной декларации на почтовые отправления определены международным правом - Всемирной почтовой конвенцией. Принцип таможенного декларирования означает, что все основные данные, необходимые для расчета величины таможенных платежей и выполнения таможенных формальностей, должны быть представлены самим лицом, перемещающим товар, или таможенным брокером (см. также ст. 318 ТК РФ).
4. При привлечении к уголовной ответственности по рассматриваемой статье возникает вопрос: кто отвечает за уплату таможенных платежей (декларант, перевозчик, владелец склада временного хранения или таможенного склада)? Однако ТК РФ 1993 г. определяет: "Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с настоящим Кодексом".
4.1. В некоторых комментариях к рассматриваемой статье неправильно указывается, что таможенные платежи уплачиваются при перемещении любого движимого имущества, в т.ч. валюты и пр. Это неправильно. Есть товары, перемещение которых не облагается платежами, например валюта и др. Есть таможенные режимы, которые являются "не налогоемкими", - соответственно таможенная пошлина и пр. при перемещении товаров не уплачивается. Для решения вопроса об уплате таможенных платежей имеет значение страна, из которой ввозятся в Россию товары, предназначение товара (техническая, гуманитарная помощь и пр.). Соответственно, вопрос о том, уплачиваются или нет платежи при перемещении данного товара, должен решаться с учетом нормативной базы, регламентирующей эту уплату, включая ведомственные (ГТК) нормативные акты.
Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты платежей (ст. 121 ТК РФ 1993 г.). Таможенным кодексом предусмотрены случаи освобождения от таможенных пошлин и налогов.
4.2. В ряде комментариев указывается, что объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей выражается в бездействии (Чучаев А.И., Иванова С.Ю. Таможенные преступления в новом УК РФ // Государство и право. 1998. С. 46). Есть основания с этим не согласиться. Наоборот, чаще всего имеет место действие. Например, если лицо бездействует - не платит платежи, то таможенный орган просто не примет такой товар к перемещению. Как правило, уклонение от уплаты таможенных платежей заключается в занижении таможенной стоимости товара, в декларировании товара не своим наименованием, а именно как товара, менее налогоемкого, чем перевозится в действительности, указание неправильного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, не той страны происхождения товаров (например, страны, которая относится к развивающимся или слаборазвитым, - в отношении этих стран при перемещении определенных товаров, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ, даны преференции (льготы)), указание не налогоемкого таможенного режима (например, транзита, переработки и пр. вместо выпуска для свободного обращения), указание некоммерческой цели перемещения, хотя цель на самом деле - получение прибыли и пр. Соответственно представляются подложные инвойсы, сертификаты, счета-фактуры и пр. Таким образом, объективная сторона данного преступления может быть выражена в действии или бездействии в виде полного или частичного сокрытия объекта платежа или же неуплаты таможенных платежей при полной информации об объекте.
5. В юридической литературе спорным является вопрос о моменте окончания рассматриваемого преступления. По нашему мнению, моментом окончания рассматриваемого преступления должен считаться следующий за днем истечения срока уплаты таможенных платежей день. Если в последний день уплаты соответствующая сумма не была внесена плательщиком на счет в банке для перечисления таможенному органу как таможенный платеж, значит он (плательщик) не выполнил свою обязанность по уплате. Наверное, не следует рассматривать срок окончания как момент перечисления денег на счет таможенного органа или тем более - в бюджет, поскольку этот момент зависит уже не от плательщика, а от банка, таможенного органа.
6. Представляется неверным утверждение некоторых авторов, критикующих ту позицию, что упоминание в ст. 194 УК РФ о крупном размере вовсе не является показателем общественно опасных последствий, это лишь "разграничитель между преступным и непреступным, но противоправным поведением лица". Но ведь этот разграничитель и есть показатель того, какую опасность представляет собой деяние.
6.1. Уклонение от уплаты таможенных платежей может быть совершено различными способами, количество которых так велико, что УК РФ не дает их перечень и соответственно не содержит специальных статей, регламентирующих ответственность в зависимости от того или иного способа. Каким бы способом ни было совершено преступление, оно будет квалифицировано по ст. 194 УК. Главное, что действие (бездействие) лица должно быть направлено на уклонение от уплаты таможенных платежей. В отличие от УК РФ Таможенный кодекс РФ содержит ряд статей, в которых речь идет о различных действиях, связанных с уклонением, в т.ч. различных способах уклонения. Чаще всего именно в ходе производства по таким административным делам устанавливаются признаки уголовного преступления и возбуждается уголовное дело по ст. 194 УК РФ.
7. Уклонение от уплаты таможенных платежей может иметь место при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, перемещением с обманным использованием документов или средств идентификации и, как уже отмечалось ранее, с недекларированием или недостоверным декларированием. Кроме того, с целью уклонения от уплаты таможенных платежей может осуществляться: транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на территорию РФ с нарушением таможенных правил, пользование или распоряжение ими, в т.ч. в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам. Цель - уклонение от таможенных платежей - связана и с нарушением требований ТК РФ, то есть пользованием и распоряжением условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, например при ввозе автомобилей. По данной статье квалифицируется заявление в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера: о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения, коде товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Неуплата таможенных платежей может быть связана с различными нарушениями, допускаемыми при хранении товаров на складах. Так, возможна ситуация, когда платежи не уплачены и товар помещается в связи с этим на приграничный таможенный склад по квитанции ТС-20. В квитанции указывается предельный срок хранения, в течение которого лицо вправе получить товар, уплатив платежи. Если лицо не платит эти платежи в установленный срок, содеянное квалифицируется как нарушение сроков уплаты таможенных платежей по ТК РФ (ранее - до признания ее неконституционности - по ст. 266 "старого" ТК РФ - см. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.03.98 N 8-П).
8. Часть 2 ст. 194 УК содержит два квалифицирующих признака: а) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ); б) особо крупный размер ущерба - 1500000 руб. (примечание к ст. 194 УК РФ).
8.1. Соответственно в ходе административного производства (ст. 16.22 КоАП РФ) при выявлении признаков уголовно наказуемого преступления - ст. 194 УК РФ - возбуждается уголовное дело, которое в отношении физических и должностных лиц может вестись параллельно с административным производством в отношении юридического лица, совершившего вышеперечисленные нарушения таможенных правил. Знание соответствующего статье УК РФ административно наказуемого правонарушения позволяет более четко определиться в вопросе, нарушение каких именно требований ТК РФ следует установить в каждом конкретном случае при совершении лицом тех или иных действий (бездействия), направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей.

В последнее время в сфере внешнеэкономических связей наблюдается тенденция к увеличению числа правонарушений, одни из которых носят административный характер, а другие - уголовный. Несмотря на то что в Таможенном кодексе Российской Федерации содержатся статьи, непосредственно касающиеся преступлений в таможенной сфере, ответственность за такие правонарушения устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации.

Сфера внешней торговли с начала 90-х годов была демонополизирована, в результате чего предприятия всех форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономические операции. Были созданы новые таможенные структуры, система валютного и экспортного контроля, призванные осуществлять регулирование ВЭД, контроль за законностью в этой сфере. По официальным данным Федеральной службы государственной статистики, в 2009 г. (с января по сентябрь) внешнеторговый оборот России составил 321,409 млрд. долларов, в том числе экспорт 304 млрд. долларов импорт 114,833 млрд. долларов, а это 64,9% по отношению к показателям 2008 г. Так, в январе 2010 г. таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 274,77 млрд. рублей.

Вместе с тем такая важная составляющая федерального бюджета, как таможенные платежи, подвергается серьезным рискам и угрозам в результате криминальной деятельности субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В целом ряде случаев это связано с уклонением от уплаты таможенных платежей, установленных законом. В качестве факторов преступлений данного вида следует назвать форсированную либерализацию режима ВЭД, различие структуры внутрироссийских и мировых цен, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень криминализации экономических отношений как фактор использования внешнеэкономических связей для легализации капиталов, полученных преступным путем, недостаточную эффективность экспортного и валютного контроля, противоречия и пробелы таможенного законодательства в части регулирования таможенных платежей, регламентации режима их уплаты. Последнее обстоятельство стало предметом повышенного внимания в процессе правотворческой деятельности государства.

В последние годы экономическая активность сопровождается интенсивным правотворчеством в сфере таможенного регулирования. На сегодняшний день в России действует Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, и активизация правотворческой деятельности происходит систематическим внесением изменений. Так, Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в статью 334 Таможенного кодекса Российской Федерации" была дополнена ст. 334 "Основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов". Теперь предусматривается возможность предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении отдельных видов ввозимых на территорию РФ иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, включенных в утверждаемый Правительством РФ перечень.

Обновление таможенного законодательства прямо влияет на уголовный закон в той его части, которая устанавливает основания ответственности за преступления, совершаемые в сфере таможенного дела. Это обусловлено бланкетным характером диспозиций соответствующей группы преступлений (ст. 188 "Контрабанда" и ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" УК РФ). Итак, описание признаков составов данных преступлений взаимосвязано с положениями таможенного законодательства, а наличие оснований уголовной ответственности прямо зависит от наличия тех конструктивных критериев (предмет преступления, место совершения, способ и т.д.), признаки которых закреплены не в уголовном, а в таможенном законодательстве.

Товары при перемещении через таможенную границу Российской Федерации подлежат обложению таможенными платежами, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Согласно ст. 318 Таможенного кодекса Российской Федерации к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; таможенные сборы.

Рассмотрим особенности преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ. Для того чтобы дать исчерпывающую характеристику рассматриваемого деяния, необходимо обратиться к нормам Таможенного кодекса РФ и определить понятийный аппарат. Согласно ТК РФ таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Ввозная или вывозная таможенная пошлина - это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории. Под таможенными сборами понимаются платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, - это обязательные платежи, уплачиваемые в федеральный бюджет.

Сумма таможенного платежа имеет непосредственное значение для установления признаков состава ст. 194 УК РФ. Порядок исчисления, а также сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются в соответствии с Таможенным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе", Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 718 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718 "Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования" и другими федеральными и региональными нормативными актами. Например, по общему правилу при ввозе товаров таможенные пошлины и налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации.

По смыслу и по тексту ст. 194 УК РФ уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых как с организаций, так и с физических лиц. Вместе с тем известно, что субъектом преступления по российскому уголовному праву могут быть только физические лица. Анализ признаков субъекта по ст. 194 УК РФ и признаков лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин и налогов (ст. 320 ТК РФ), позволяет сделать вывод о том, что с юридической точки зрения уголовное и таможенное законодательство не находятся в противоречии. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 2 ст. 144 ТК РФ. При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов. Кроме того, ст. 328 ТК РФ в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов признает декларантов и иных лиц, на которых возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги. Соответственно на этих же субъектов будет возложена и уголовная ответственность при наличии соответствующих к тому оснований.

С уголовно-правовой точки зрения представляют интерес ситуации, когда субъект получает право не уплачивать таможенные пошлины и налоги. Помимо общих уголовно-правовых обстоятельств, освобождающих субъекта от ответственности, в данной области действуют и особые обстоятельства. Их содержание следует не из уголовного, а из таможенного законодательства. Пункт 2 ст. 319 ТК РФ предлагает исчерпывающий перечень таких обстоятельств: "Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если: в соответствии с законодательством Российской Федерации: товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение; до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации); товары обращаются в федеральную собственность". Кроме того, ст. ст. 333 - 335 ТК РФ устанавливают основания и пределы предоставления отсрочки или рассрочки таможенных платежей (которые, разумеется, нельзя отождествлять с освобождением от их уплаты).

Несомненно, толкование норм таможенного и уголовного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что наличие указанных выше обстоятельств делает сложным применение ст. 194 УК РФ. Представляется, что в такого рода ситуациях речь идет об отсутствии материальных оснований уголовной ответственности, поскольку субъект полностью или на определенное время освобожден от обязанности вносить таможенный платеж в соответствии с законом. В целом анализ положений ст. 194 УК РФ и корреспондирующих положений Таможенного кодекса позволяет сделать вывод о том, что изменения самой диспозиции ст. 194 УК и изменения бланкетной нормативной базы (нормы ТК РФ) существенно сузили формально-юридические основания уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Уголовная ответственность наступает за такое уклонение, которое сопряжено с повышенной степенью общественной опасности (в связи с повышением размера неуплаченных сумм). Менее опасные деяния, объективная сторона которых также выражается в уклонении от уплаты таможенных платежей, подпадают под действие иных отраслей законодательства. Видимо, следует говорить о том, что произошло разумное смещение юридической ответственности за такое экономическое правонарушение, как уклонение от уплаты таможенных платежей в сферу отраслевого регулирования за пределами уголовного законодательства. При этом сохраняется роль положений Таможенного кодекса как бланкетного источника установления критериев оснований уголовной ответственности за данное деяние.

Объект преступления - установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и уплаты таможенных платежей. При установлении объективной стороны преступления необходимо прежде всего доказать наличие предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния, которое представляет собой внешнее проявление преступного поведения лица. Такие действия (бездействие), связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, раскрываются в нормах Таможенного кодекса РФ: ст. ст. 281, 282, 283, 284, ч. 1 ст. 254 ТК РФ.

Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей включает в себя: нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам; действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение; действия, направленные на возврат уплаченных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований; нарушение сроков уплаты таможенных платежей; выдача без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрата или недоставление в таможенный орган Российской Федерации товаров, транспортных средств и документов на них; неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим. Такие противоправные деяния образуют состав преступления при условии, что уклонение от уплаты таможенных платежей совершено в крупном размере (ч. 1 ст. 194 УК РФ). Если эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей или нескольких действий по неуплате таможенных платежей, то необходимо учитывать, что неуплата всех платежей охватывалась единым умыслом обвиняемого. Предметом доказывания являются и квалифицирующие признаки объективной стороны рассматриваемого преступления: совершение двух и более фактов уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере, где каждый из вменяемых эпизодов представляет собой самостоятельное преступление, не охватываемое единым умыслом виновного; уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере (п. "г" ч. 2 ст. 194 УК РФ). Доказыванию при уклонении от уплаты таможенных платежей, кроме признаков, описанных в диспозиции ст. 194 УК РФ, подлежат и иные имеющие значение для правильного разрешения дела: время, место, способ и другие обстоятельства совершения деяния. Если же они остались невыясненными, если не известны ни время, ни место, ни способ совершения деяния, то и само это деяние нельзя признать установленным. Без определения времени совершения преступления невозможно решить вопросы о действии уголовного закона во времени, применении срока давности, проверить выдвинутое обвиняемым алиби и т.п. Для привлечения к ответственности за нарушение сроков уплаты таможенных платежей следует исходить из того, что под установленными сроками, указанными в диспозиции ст. 284 ТК РФ, следует понимать сроки, устанавливаемые таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством.

По каждому уголовному делу должен быть установлен способ совершения преступления, т.е. комплекс осуществляемых лицом в определенной последовательности действий, которые приводят к преступному результату. Без определения порядка, метода, последовательности и целенаправленности деяния в большинстве случаев не представляется возможным установить, является ли данное деяние преступным. Осуществление преступных действий определенным способом иногда свидетельствует и о невиновности в этом конкретного лица (например, использование такого способа, который требует наличия определенных полномочий, знаний, навыков и т.п., отсутствующих у подозреваемого). Способы совершения преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, в законе не указаны, они могут быть различными и на квалификацию не влияют.

Субъект уплаты таможенных платежей, как это происходит и с налоговыми платежами, стремится к законной минимизации таможенных и налоговых платежей. Возможно, при этом он неверно оценивает юридическую природу совершенных им сделок, режим перемещаемого имущества, свои обязанности в отношении декларирования товаров и т.п. Это подтверждается большим количеством дел о спорах между юридическими лицами и таможенными органами, которые рассматриваются в арбитражных судах, причем значительная часть исков налогоплательщиков, в том числе плательщиков таможенных платежей, арбитражными судами удовлетворяется. Поэтому в таких случаях не стоит оказывать ненужное воздействие на хозяйствующие субъекты, чтобы не расходовать понапрасну ресурс правоохранительных органов, их силы и средства. В этом смысле было бы правильно разграничивать действия по уклонению от уплаты таможенных платежей, могущие образовать при наличии указанных условий состав данного преступления, и действия, которые, будучи, возможно, неправомерными, образуют предмет спора, решаемого в судебном порядке. Это трудная проблема, и можно лишь посоветовать шире использовать помощь специалистов в области таможенного дела, могущих дать объективную правовую оценку положения.

Проводя юридический анализ норм ст. 194, нельзя не обратить внимания на схожесть состава преступления с составом, предусмотренным ст. 188 УК РФ "Контрабанда". Контрабанда посягает на монополию внешней торговли государства со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для экономики Российской Федерации.

Многие юристы утверждают, что содержащиеся в ст. ст. 188 и 194 УК РФ нормы фактически являются одним и тем же преступлением. Дело в том, что с учетом статистических данных ФТС России ст. 194 УК РФ не работает. За 2009 г. правоохранительной службой по ст. 194 УК РФ - 1% возбужденных уголовных дел. В 2009 г. таможенными органами Российской Федерации возбуждено 5757 уголовных дел, что на 15,4% больше, чем в 2008 г. (4988 дел).

Увеличение количества возбужденных уголовных дел отмечено в регионах деятельности Калининградской, Северо-Западной, Дальневосточной, Южной, Приволжской, Сибирской, Центральной и Восточно-Сибирской оперативных таможен, а также в Домодедовской и Шереметьевской таможнях. На протяжении 2009 г. в структуре таможенных преступлений преобладала контрабанда, доля которой в общем количестве возбужденных уголовных дел находилась на уровне 87%. По ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации возбуждено 5032 дела, что на 8% больше, чем в 2008 г. (4647 дел).

Предметами преступлений, квалифицируемых по ст. 188 УК России, чаще всего являлись:

По подозрению в совершении преступления в отчетном периоде задержано 524 лица (в 2008 г. - 448). К 225 лицам применялась мера пресечения в виде заключения под стражу (в 2008 г. - 138).

В суды с обвинительными актами направлено 717 уголовных дел, что на 2% больше по сравнению с 2008 г. (704).

По 573 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры (в 2008 г. - 547).

Стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, составила около 14 млрд. рублей (в 2008 г. - 13,6 млрд. рублей), сумма неуплаченных таможенных платежей - 916,5 млн. рублей (в 2008 г. - 1,3 млрд. рублей).

В связи с уклонением от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК России) возбуждено 257 уголовных дел.

Несомненно, оба этих преступления являются сходными, но ни в коем случае не являются идентичными. Более того, при квалификации одних и тех же действий недопустимо вменение обоих этих составов, так как они являются во многом взаимоисключающими. С точки зрения направленности умысла различают преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 188 УК РФ, и преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 194 УК РФ. При контрабанде умысел преступника направлен именно на перемещение товаров через таможенную границу. В данном случае можно рассматривать пример, когда товар ограничен, запрещен к ввозу, к нему применяются меры нетарифного регулирования. При уклонении же от уплаты таможенных платежей умысел преступника направлен на избежание материальных затрат по таможенному оформлению. Уточнения требует умысел уклонения от уплаты таможенных платежей. Исходя из анализа ст. 194 УК РФ, умысел данного преступления прямой, но данный вопрос представляется спорным, так как при заполнении декларации возможно не умышленное скрытие информации, а допущение неумышленной ошибки.

Сложности разграничения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей во многом возникают в связи с тем, что обе статьи, предусматривающие ответственность за совершение этих преступлений, содержат бланкетные диспозиции и для их толкования необходимо учитывать целый ряд предписаний таможенного законодательства, а также сложившуюся судебную практику в части оценки их содержания и смысла.

При контрабанде действия направлены на обеспечение незаконного перемещения предметов через таможенную границу. Недекларирование или недостоверное декларирование в ст. 188 УК рассматривается несколько иначе, чем иные способы незаконного перемещения. Законодатель указывает на перемещение, сопряженное, т.е. сопровождаемое, с недекларированием или недостоверным декларированием, а не совершаемое, например, помимо или с сокрытием от таможенного контроля, т.е. путем ухода от него. В случае же уклонения от уплаты таможенных платежей цель действия (бездействия) - уменьшение таможенной стоимости товаров, полное или частичное уклонение от уплаты таможенных платежей. Основания возможности перемещения товаров или иных предметов через таможенный контроль определяются исходя из установленных ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" принципов, из задач защиты страны от проникновения предметов, противоречащих началам нравственности, вредных для здоровья и проч. Основания же уплаты и размер таможенных платежей определяются, исходя из бюджетных задач, тарифной политики, необходимости защиты отечественного предпринимателя и т.д. Следовательно, если действия (бездействие) направлены на то, чтобы уменьшить сумму этих платежей либо вообще избежать их уплаты, деяние подпадает под ст. 194 УК РФ. К таким действиям на практике относят: заявление недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, что дает основания для снижения таможенных платежей. При этом указанные сведения не влияют и не могут влиять на принятие решения о разрешении переместить товары через таможенную границу, поскольку их внешний вид либо сведения об их идентификационных признаках не изменялись.

Таким образом, к настоящему времени в правовой литературе и судебной практике сложилось совершенно однозначное представление о разграничении составов, предусмотренных ст. ст. 188 и 194 УК. Если сформулировать кратко, оно сводится к тому, что по ст. 188 УК могут квалифицироваться только такие незаконные действия, которые совершаются в случае ввоза при перемещении товара через таможенную границу, а при вывозе - в момент подачи таможенной декларации или иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товары. Иные действия, совершенные с товаром, перемещенным через таможенную границу на таможенную территорию России, должны квалифицироваться по другим статьям УК РФ в зависимости от умысла и конкретных обстоятельств.

Анализ статистических данных ФТС России и судебная практика по рассматриваемым составам преступлений (ст. ст. 188, 194 Уголовного кодекса Российской Федерации) указывают на то, что состав, предусмотренный ст. 194 УК РФ, поглощается составом ст. 188 УК РФ, что порождает факт неприменения правоохранительными органами состава уклонения от уплаты таможенных платежей и еще раз подтверждает факт того, что ст. 194 УК РФ не работает, а законодатель искусственно разделил составы, в связи с чем возникает множество вопросов при квалификации и разграничении.