Кто осуществляет управление федеральной собственностью. Президент рф осуществляет управление федеральной собственностью

Согласно положениям российской Конституции, государственная собственность в нашей стране делится на федеральную и региональную. Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Данное полномочие относится к ведению структур, о деятельности которых будет подробно рассказано далее.

Понятие федеральной собственности

Для начала следует рассмотреть само понятие федеральной государственной собственности. а также совокупность продуктов и средств производства, которые полностью или частично принадлежат государству. Подобное право закреплено в статье 214 российского Гражданского кодекса. Вот что относится к имуществу федерального характера:

  • оборонное производство и его объекты;
  • автомобильные дороги и организации, их обслуживающие;
  • объекты народного хозяйства;
  • вооруженные силы и войсковое имущество;
  • природные ресурсы и богатства страны, объекты культурного наследия.

К ведению муниципальной собственности относится имущество регионов. Имущество регионального характера не входит в состав федерального.

Управление федеральной собственностью

Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Работа с государственным имуществом относится к ведению властных структур. Российское законодательство закрепляет целую систему институтов и органов власти, которые обязаны распоряжаться и владеть государственным имуществом.

На федеральном уровне существует несколько , распределенных по трем властным группам: законодательной, судебной и исполнительной. Между всеми органами существуют тесные юридические связи. Над всеми органами власти находится глава государства - президент РФ. Именно президенту отводится главная роль в управлении государственной собственностью. Он издает распоряжения и указы, на основании которых и работают все остальные органы власти.

Правительство, как основной власти, осуществляет управление федеральной собственностью при помощи своих министерств. Законодательный орган, Парламент, издает лишь нормативные акты, касающиеся управления государственным имуществом. Судебные инстанции контролируют имущество, а в случае нарушений - судят виновных лиц. Далее будет рассказано про исполнительные министерства.

Цели и задачи работы

Для чего вообще необходимо управление объектами федеральной собственности? Какие цели и задачи стоят при реализации рассматриваемой политики? Во-первых, необходимо качественное обеспечение свободной хозяйственной деятельности и единства социально-экономического пространства. Должна разрабатываться инвестиционная политика. Необходимо также принимать меры по ее реализации.

Во-вторых, социально-экономическое развитие необходимо качественно прогнозировать. Для этого следует учитывать имеющуюся собственность, а также сравнивать ее с показателями прошлых лет. Нужно формировать мобилизационный экономический план, с помощью которого можно было бы обеспечивать функционирование всех государственных отраслей.

Принципы работы

Согласно федеральным законам о собственности в РФ, работы по управлению общегосударственным имуществом должны осуществляться в строгом соответствии со следующими принципами, идеями и правовыми началами:


Итак, кто управляет федеральной собственностью в РФ? Это все органы власти, но в большей степени - российское Правительство, на которое возлагаются основные функции и первоочередные задачи по контролю за государственным имуществом.

Счетная палата

Счетная палата является неправительственным органом, который осуществляет контроль за эффективностью траты средств из общегосударственного бюджета. Формируется Счетная палата по распоряжению Федерального собрания, то есть Парламента. РФ, нижняя парламентская палата, наделяет рассматриваемый орган полномочиями, а также назначает его председателя. Совет Федерации, верхняя палата Собрания, назначает на должность зам. руководителя Счетной палаты. В своей деятельности представленный орган руководствуется Конституцией и отдельными федеральными законами.

В полномочия Счетной палаты входят следующие моменты:

  • исполнение федерального бюджета;
  • контроль за банковской системой;
  • проведение экспертиз и проверок;
  • информирование парламентских палат о выполняемой работе;
  • контроль за средствами внебюджетного характера.

Отдельно следует заметить, что Счетная палата обязана активно взаимодействовать с прочими федеральными службами, собственность государства для которых является основным предметом деятельности.

Министерство экономического развития

Федеральная собственность Российской Федерации находится под управлением множества правительственных министерств. При этом основной инстанцией здесь будет Минэкономразвития - министерство, обладающее большим количеством полномочий в области народного хозяйства. В задачи представленного министерства входит следующее:


Министерство должно активно сотрудничать с прочими правительственными инстанциями, а также со Счетной палатой РФ.

Общая характеристика Росимущества (Федерального агентства по управлению федеральным имуществом)

Росимущество находится в структуре Министерства экономического развития. Именно этот орган занимается непосредственным управлением государственной собственностью. Структура работает в области земельных правоотношений. Она реализует свои полномочия по предоставлению государственных услуг.

Росимущество призвано управлять государственной собственностью, осуществлять анализ приватизационных процессов, исследовать маркетинговые, научно-технические и социологические аспекты. На основе полученных данных должны вноситься предложения по модернизации существующих экономических механизмов и методов.

Росимущество обязано рассматривать проблему модернизации государственных акционерных обществ. Должны разрабатываться программы по проведению земельных реформ. Необходимо также составлять нормативные акты, связанные с вопросами владения, распоряжения, учета, приватизации и контроля над федеральной собственностью.

Структура Федерального агентства по управлению федеральным имуществом

Основные полномочия в Росимуществе играет Центральный аппарат. В его состав входят начальники и заместители министерства - так называемое руководство. У каждого руководителя должны быть помощники, входящие в совещательную группу. Сам Центральный аппарат занимается управлением структурными подразделениями.

На какие управления делятся структурные подразделения? Это земельные фонды, в ведении которых находится управление и контроль за федеральной земельной собственностью, это правовое управление, правоохранительные и финансовые ведомства, информационные структуры, материально-технические инстанции и т.д.

Таким образом, ответ на вопрос о том, кто управляет федеральной собственностью в РФ, довольно прост: это все государственные властные органы, особую роль среди которых играет ЦК Росимущества.

Компетенция Росимущества

Рассматриваемое федеральное агентство имеет ряд региональных подразделений. Все они сформированы Росимуществом для удобства управления любым муниципальным образованием. При этом функции как у федеральной инстанции, так и у территориальных подразделений, одинаковые.

Вот, что здесь следует выделить:

  • формирование, ведение и модернизация реестра материальных ценностей, которые находятся в конкретных регионах;
  • организация и контроль приватизационной программы;
  • оформление акционерных сертификатов и передача их Росимуществу;
  • изъятие госимущества, переданного в оперативное управление;
  • учет арендных договоров;
  • предоставление согласия на пользование объектами, которые находятся в хозяйственном ведении;
  • назначение и проведение ревизионных и инвентаризационных проверок;
  • проведение экспертных работ по оцениванию федеральной собственности.

Таким образом, Росимущество обладает громадным количеством полномочий в отношении общегосударственного имущества.

Право федеральной собственности

Дабы понять, что именно представляет собой право на федеральную собственность, следует обратиться к статье 214 Гражданского российского кодекса. Именно в этой норме закона сообщается, что в федеральной собственности находятся земли, природные ресурсы, а также отдельные виды имущества, расположенные в регионах Российской Федерации. Речь идет о краях, автономных округах и областях, республиках и городах федерального значения.

Имущество, которое находится в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями и предприятиями во владение, распоряжение и пользование. Средства от федерального имущества составляют государственную казну России.

Порядок управления государственной собственностью. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. До 1 января 1995 г. управление собственностью регламентировалось Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР"*(530). В настоящее время общего закона о собственности в стране нет и отношения, возникающие в ходе управления государственной и муниципальной собственностью, регулируются нормами ГК РФ. Однако, как уже отмечалось, указанным актом установлены лишь основные положения относительно понятия, содержания, оснований приобретения, прекращения и порядка защиты собственности. Реальные механизмы управления и распоряжения объектами государственной и муниципальной собственности, порядок их использования в предпринимательской деятельности определены в подзаконных нормативных актах.

В соответствии с п. "г" подп. 1 ст. 114 Конституции РФ управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, действующим на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443*(531) и осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере имущественных отношений.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений.

Тема 2. Система управления государственной собственностью в рф

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691*(532), Росимущество реализует, в частности, следующие полномочия:

— осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

— осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра;

— осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), а также иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;

— проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений;

— организует оценку имущества в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества и др.

Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации Российский фонд федерального имущества*(533) является федеральным государственным учреждением, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации продажу приватизируемого федерального имущества, реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также распоряжение и реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объекты, находящиеся в федеральной собственности, учитываются в Реестре федерального имущества*(534). Учет государственного имущества включает описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов. Государственные органы ведут учет государственного имущества на документированной основе с регистрацией объектов в реестре. Рассмотрим порядок документированного учета.

Для учета государственного имущества, находящегося у юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, юридическое лицо (заявитель) представляет в соответствующий территориальный орган Росимущества или в орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ заявление на получение Свидетельства о внесении в реестр федерального имущества объекта учета, прилагая к заявлению необходимые документы. Объекту учета, прошедшему процедуру учета, присваивается реестровый номер, а заявителю направляется свидетельство — не позднее пяти дней с даты его присвоения. Федеральное имущество, не внесенное в реестр, не может быть отчуждено или обременено.

Реестр федерального имущества представляет собой федеральную информационную систему — совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них и подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных. Ведение государственной базы данных федерального имущества означает занесение в нее объектов учета и сведений о них, обновление данных об объектах учета и их исключение из указанной базы данных при изменении формы собственности или других вещных прав на объекты учета. Сведения об объектах учета, исключаемые из базы данных, переносятся в архив.

Порядок ведения государственных баз данных федерального имущества утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. В частности, такой порядок в отношении федерального имущества, имеющегося у юридических лиц, которые зарегистрированы на территории России, утвержден распоряжением Мингосимущества РФ от 30 июля 1998 г. N 800-р*(535).

Для сопоставления реального наличия федерального имущества с данными реестра Росимущество проводит инвентаризацию объектов федерального имущества*(536).

Объекты федерального недвижимого имущества заносятся в базу данных инвентаризации*(537). К таким объектам принадлежат здания, строения и помещения федеральной собственности, закрепленные на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за государственными учреждениями и казенными предприятиями, а также находящиеся на балансе хозяйственных обществ и товариществ, но не вошедшие в их уставные капиталы, либо находящиеся в пользовании общественных объединений. Данные об имуществе для занесения в базу данных представляются балансодержателем по месту нахождения объектов. При смене балансодержателя объекта, изменении его технических характеристик и т.п. в базе данных проводится корректировка. При отчуждении объектов недвижимого имущества из федеральной собственности они удаляются из базы данных.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*(538) права на государственное недвижимое имущество и сделки с ним подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Порядок оформления прав на это имущество детализирован в постановлении Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности"*(539). В частности, установлено, что:

а) при государственной регистрации права собственности РФ на недвижимое имущество от имени РФ выступает Росимущество;

б) заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения или права оперативного управления на недвижимое имущество подается организацией, за которой оно закреплено. При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Российская Федерация указывается как собственник имущества.

Основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления федеральным государственным имуществом определены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ*(540). Во исполнение задач, намеченных Концепцией (главная из них — повышение эффективности использования государственного имущества), приняты специальные нормативные акты и созданы специальные комиссии*(541).

Вопросы управления государственной собственностью в субъектах РФ определяются актами соответствующих государственных органов. Рассмотрим данный вопрос на примере города Москвы.

Уставом города Москвы*(542) определены: состав имущества города Москвы (ст. 20), объекты собственности города Москвы, не подлежащие отчуждению (ст. 21), объекты собственности муниципальных образований в городе Москве (ст. 22), основы разграничения собственности на территории города Москвы (ст. 23) и др.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 5 июня 2001 г. N 502-ПП*(543) в Москве создан и ведется Единый реестр собственности города Москвы, который представляет собой совокупность четырех составляющих:

— Реестр государственных унитарных, казенных предприятий Москвы;

— Реестр государственных учреждений Москвы;

— Реестр хозяйственных обществ, товариществ и некоммерческих организаций с участием Москвы;

— Реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности Москвы.

Функциональным органом исполнительной власти Москвы, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению объектами собственности Москвы, межотраслевую координацию управления собственностью города, является Департамент имущества города Москвы. Положение о нем было утверждено постановлением Правительства Москвы от 16 июля 2002 г. N 559-ПП*(544).

Для вовлечения государственного и муниципального имущества в хозяйственный оборот оно закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо передается в аренду или доверительное управление.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1289 | Нарушение авторского права страницы

I. Общие положения

1. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2012 N 657)

(см. текст в предыдущей)

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.2012 N 34)

(см. текст в предыдущей)

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также осуществляет полномочия собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2009 N 385)

(см. текст в предыдущей)

Органы управления государственной собственностью на федеральном уровне

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.

3. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Тема 3. Система управления государственной собственностью. Функции и структура органов управления. Региональные аспекты управления государственной собственностью

Цель: закрепить знания по теме путем составления блок-схемы по структуре управления государственной и муниципальной собственностью

Вопросы, выносимые на СРС:

  1. Правила и регламенты функционирования органов управления государственной собственностью
  2. Организация и методы управления государственной собственностью
  3. Устав государственных унитарных предприятий и контракт с его руководителем, как инструменты управления над их деятельностью
  4. Оценка экономической деятельности государственных унитарных предприятий
  5. Доверительное управление как модель управления собственностью
  6. Природная рента, как инструмент управления государственной собственностью природных ресурсов
  7. Налогообложение, как инструмент управления государственной собственностью

Методические указания:

Литература:

1. Р.Т. Мухаев Система государственного и муниципального управления. : учебник: Учебник для ВУЗов/ Р.Т. Мухаев — ЮНИТИ, 2008 . – 575 с.

2. Н.И. Глазунова Система государственного и муниципального управления. : учебник: Учебник для ВУЗов/ Н.И. Глазунова. — М.:Проспект, 2008. – 630 с.

3. В..Б.Зотов Система муниципального управления в схемах. : учебное пособие для ВУЗов(изд:2) / В..Б.Зотов. — Феникс, 2007. – 187 с.

Тема 4. Мировой опыт развития систем управления муниципальной собственностью

Цель: закрепить знания по теме путем составления блок-схемы по способам приватизации и учета земельных ресурсов на примере развитых стран

Вопросы, выносимые на СРС:

  1. Организа-ция финансовых потоков, связанных с приватизацией
  2. Зарубежный опыт ведения земельных кадастров. Опыт раз-работки и ведения кадастров в США, Франции, Австрии.
  3. Подготовка к практическому занятию

Методические указания:

  1. Изучить вышеуказанные вопросы и составить по одному из них блок- схему
  2. Подготовиться к практическому занятию, используя методические указания для практических занятий

Литература:

  1. Р.Т. Мухаев Система государственного и муниципального управления. : учебник: Учебник для ВУЗов/ Р.Т.

    Мухаев — ЮНИТИ, 2008 . – 575 с.

  2. Н.И. Глазунова Система государственного и муниципального управления. : учебник: Учебник для ВУЗов/ Н.И. Глазунова. — М.:Проспект, 2008. – 630 с.
  3. В..Б.Зотов Система муниципального управления в схемах. : учебное пособие для ВУЗов(изд:2) / В..Б.Зотов. — Феникс, 2007. – 187 с.

Тема 5. Содержание управления собственностью предприятия

Цель: закрепить знания по теме путем составления блок-схемы по системе управления собственностью предприятия

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Система управления собственностью предприятия

2. Подготовка к практическому занятию

Методические указания:

  1. Изучить вышеуказанный вопрос и составить по нему блок- схему
  2. Подготовиться к практическому занятию, используя методические указания для практических занятий

Литература:

1. Ковалев А.П., Управление имуществом на предприятии: учебник для ВУЗов / Ковалев А.П.: — Финансы и статистика, 2009. – 71 с.

2. Румянцева З.П., Общее управление организацией: теория и практика. : Учебник для ВУЗов/ Румянцева З.П.: — Инфра-М, 2009.- 303 с.

Российская Федерация представляет собой федеративное государство, и потому экономическое положение российских регионов — залог экономического процветания всего государства в целом.

Государственная собственность является основой экономической самостоятельности субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ и действующим законодательством. При этом территориальная организация таких крупных субъектов Федерации как края (области) с входящими в их состав автономными округами предполагает значительные особенности как в механизме разграничения государственной собственности и доходов от нее, так и в управлении объектами государственной собственности.

Между тем, государственная собственность и ее эффективное использование имеет важное значение для обеспечения устойчивости бюджетов субъектов Федерации. В этой связи эффективное управление государственным имуществом субъекта Федерации, приводящее к повышению доходов бюджета, приобретает все большее значение.

Органы регионального управления делятся на две основные группы:

Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы по управлению государственной собственностью, территориальные органы по антимонопольной политике и др.). Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе.

Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).

Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.

Таким образом, управление государственной собственностью на региональном уровне представлено, с одной стороны, территориальными органами Росимущества, а с другой — органами по управлению государственным имуществом субъектов Федерации.

Территориальные управления Росимущества осуществляют полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта РФ, и иного федерального имущества, расположенного на его территории, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Общим кругом вопросов в сфере управления государственной собственностью в субъектах РФ наделены высшие органы государственной власти субъекта Федерации, который в рамках действующего законодательства:

управляет и распоряжается субфедеральной собственностью;

принимает в соответствии с законодательством решения о приобретении имущества в собственность субъекта Федерации и об отчуждении государственного имущества;

вносит в соответствующие федеральные органы государственной власти предложения о передаче объектов федеральной собственности в субфедеральную;

принимает решения о создании государственных унитарных предприятий и некоммерческих организаций области;

определяет размер и форму внесения имущественного вклада;

разрабатывает и представляет на утверждение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации программу приватизации и программу использования государственной собственности субъекта Федерации, обеспечивает их выполнение;

распоряжается имуществом, закрепленным за субъектом Федерации.

В рамках системы органов исполнительной власти во всех субъектах РФ, организуются специально уполномоченные органы по управлению государственным имуществом, определяемые законодательством соответствующего субъекта РФ (министерство, комитет, департамент по управлению государственным имуществом и т.д.). Как правило, данный орган именуется уполномоченным органом по управлению имуществом, либо подчеркивается, что он является основным уполномоченным органом по управлению государственным имуществом.

Так, например, в соответствии с Законом Красноярского края «Об управлении государственной собственностью Красноярского края» права владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности Красноярского края осуществляет администрация Красноярского края. А функциональным органом исполнительной власти Красноярского края в сфере управления государственным имуществом является Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края.

Таким образом, государственная собственность характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступает как Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность), так и ее субъекты — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Управление государственным имуществом субъектов Федерации представляет собой организационно-распорядительную деятельность органов государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции по принятию решений, исполнению решений и контролю за их исполнением в сфере реализации полномочий собственника в отношении:

государственного имущества закрепленного за государственными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

имущества, составляющего казну субъекта РФ;

имущественных прав субъектов РФ, вытекающих из участия в деятельности юридических лиц.

Функции управления государственной собственностью

Функции управления государственной собственностью имеют несколько аспектов. С одной стороны, государство является единственным субъектом публичной власти, устанавливающим нормы хозяйственного законодательства. Эта часть государственной функции управления экономикой определяется как нормативная.

С другой стороны, государство является одним из субъектов рынка, объекты собственности которого функционируют в коммерческом секторе экономики, подчиняясь нормам и правилам, созданным в результате нормативного управления. Эта часть управленческих функций государства определяется как продукционная.

Реализация нормативной функции управления достигается формированием институциональных объектов, к числу которых относятся органы федерального управления (в т.ч.

функциональные министерства), организации и некоммерческие фонды. Функционирование этой части федеральной собственности обеспечивает решение различных задач, к числу которых можно отнести поддержание обороноспособности, развитие науки и культуры, здравоохранения и образования, содержание законодательной, судебной и исполнительной властей и т. д.

Для оценки эффективности управления государственной собственностью можно использовать:

— концепцию управления финансовыми потоками, основанную на росте прибыли от управления;

— концепцию портфеля собственности, основанную на совокупном росте стоимости государственной собственности, входящей в данный портфель.

Первая концепция основана на построении модели финансовых потоков, в которой прибыль государства от управления государственной собственностью определяется по формуле /6/:

где: Д гс – доходы от управления госсобственностью;

З гс – затраты на управление госсобственностью.

Доходы включают следующие составляющие:

— доходы от продажи (приватизации) ГС;

— доходы от управления госпакетами акций (дивиденды);

— доходы от управления казенными предприятиями и др.

Затраты на управление госсобственностью подразделяются на постоянные и переменные:

Постоянные затраты, не зависящие от совокупной стоимости госсобственности:

— затраты на содержание госаппарата (например, аппараты Министерства государственного имущества, его территориальных комитетов и т. д.);

— затраты на содержание казенных предприятий, и т. д.

Переменные затраты:

— затраты на подготовку и проведение тендеров, аукционов, конкурсов;

— текущие операционные затраты для осуществления уставной основной деятельности государственных унитарных предприятий;

— текущие операционные затраты предприятий с госдолей, пропорциональные этой доле и т. д.

Затратный показатель эффективности управления государственной собственностью может быть представлен в виде:

,

где: k – коэффициент, учитывающий налогообложение объектов госсобственности (например, государственные унитарные предприятия платят налоги от своей хозяйственной деятельности).

Ресурсный показатель эффективности управления госсобственностью определяется из выражения:

,

где: С гс – совокупная стоимость объектов госсобственности.

Основным условием повышения эффективности управления госсобственностью является оптимизация показателей Э з и Э р, то есть максимизация доходов при заданных расходах или минимизация расходов при заданных доходах.

Вторая концепция основана на рассмотрении интегральной совокупности элементов госсобственности как портфеля собственности (совокупности портфелей собственности – ПС).

Главным принципом этой концепции является повышение совокупной стоимости ПС, состоящей из суммы рыночных стоимостей ее элементов.

Следовательно, текущая рыночная эффективность ПС может быть определена как:

где: Сгс ТП – текущая портфельная стоимость госсобственности;

Сгс НП – начальная портфельная стоимость госсобственности.

В данном критерии дивиденды по госпакетам обычно не учитываются, так как они опосредованно влияют на рыночную (текущую) стоимость элементов ПС.

Основным условием повышения эффективности управления госсобственностью является максимизация показателя Э тп.

На практике часто используют интегральный показатель эффективности управления госсобственностью в виде взвешенной суммы рассмотренных критериев или их произведения.

Адаптация общей методологии управления к проблемам управления государственной собственностью, на наш взгляд, должна учитывать традиции и специфику субъекта управления. Как указывалось ранее, в этом случае методы управления могут быть разделены на административные (законодательные, нормативно-правовые и организационные) и экономические.

При этом указанные методы управления могут быть разделены на уровни применения. Например: — федеральный;

— уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства;

— муниципальный или отдельных предприятий и объединений.

В целом приведенные концепции и критерии эффективности управления госсобственностью позволяет перейти к изложению методов управления определенными объектами собственности, основными из которых для целей данной книги являются:

— государственные унитарные предприятия;

— пакеты акций, находящиеся в собственности государства;

— федеральное недвижимое имущество.

Процесс управления этими объектами государственной собственностью, на наш взгляд, должен строиться в рамках общего цикла управления, однако в соответствии с определенной спецификой данный цикл может трансформироваться для повышения эффективности функционирования того или иного объекта государственной собственности.

Таким образом, выделим основные функции государственной собственности:

1. Государственная собственность позволяет государству быть самостоятельным субъектом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом.

2. Государственная собственность является гарантом обеспечения многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права.

3. Государственная собственность обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, обеспечение экономической безопасности и т.д.).

4. Государственная собственность создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства, принимая на себя большую долю издержек в тех сферах хозяйственной деятельности, которые невыгодны для частного предпринимательства. Например, ни в одной, даже высокоразвитой стране рынок не способен обеспечить оперативного управления воспроизводством в аграрной сфере экономики вследствие низкой эластичности между спросом на продовольственные товары и доходами населения, между спросом и ценами на продовольственные товары, между ценами и предложением продовольственных товаров. В России предпринимательская деятельность в аграрной сфере является наиболее рисковым занятием, приводящим к большим потерям доходов и капитала. В связи с этим свободный перелив капитала в эту сферу лишь под влиянием управления невидимой руки рынка невозможен. Для этого необходимо государственное регулирование и поддержка.

5. Государственная собственность обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ.

6. Важнейшей функцией государственной собственности является материальное обеспечение национальной безопасности.

7. Государственная собственность материально обеспечивает сглаживание экономических кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из кризиса путем снижения налогообложения, использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высоких технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий и т.д.

Понятие о том, что такое государственная собственность, указано в Гражданском кодексе РФ. Это имущество, которое принадлежит по праву собственности России, а также имущество, которое принадлежит по праву собственности субъектам РФ. Таким образом, земля и иные природные ресурсы, которые не принадлежат гражданам, юрлицам и муниципалитетам, это и есть государственная собственность. Данное имущество закрепляется за госучреждениями, которые вправе им владеть, пользоваться и распоряжаться. Имущество, которое не закреплено за госучреждениями, относится к казне страны или региона. О том, что относится к полномочиям управления федеральной собственностью и как оно осуществляется, речь пойдет в статье.

Объекты

Управленческая организация госсобственностью - это сложное взаимодействие госструктур. К федеральной собственности относятся следующие объекты:

  • Представляющие собой базу внутреннего богатства России.
  • Обеспечивающие работу госорганов власти и решающие задач масштаба страны.
  • Оборонного производственного сектора.
  • Отраслей, которые обеспечивают жизнедеятельность народного хозяйства и развивают иные отрасли.
  • Организации по производству фармацевтических средств, медицинских и биологических препаратов, спирта, ликероводочной и иной продукции.

В госсобственность регионов страны могут быть переданы такие объекты, как:

  • Предприятия народного хозяйства.
  • Энергетического и атомного машиностроения.
  • Здравоохранения и образования.
  • Телевидения, радиовещания и прочие предприятия.

Система управления федеральной собственностью реализует права России на соответствующие объекты. Она состоит из госорганов и исполнительных структур, управленческих территориальных отделений и так далее. Исполнительные органы вправе управлять исключительно тем имуществом, которое им было передано.

Управленческие принципы

Управление федеральной собственностью основывается на следующих принципах:

  • Оценивается результативность управленческой функцией, которая базируется на факторах экономической и социальной эффективности.

При соц. эффективности принимаются во внимание блага, получаемые обществом посредством соответствующего управления. Эффективность экономического характера зависит от политики управления с учетом таких показателей, как применение производственных мощностей, ресурсов и так далее:

  • Разрабатываются управленческие цели, при которых выделяются главные и приоритетные направления.
  • Отдельное внимание уделяется мотивации.
  • На основе полученных данных, разрабатываются пути материальной заинтересованности сотрудников в реализации управления федеральной собственностью. Это оплата труда, карьера, соц. обеспечение, премирование, и прочее.
  • Действует ответственность работников, которая носит экономический и социальный характер.
  • Управление осуществляется в комплексе и в соответствии с действующей системой.
  • Управленческие задачи взаимодействуют с общими целями, которые обеспечивают направленность системы, единство госорганов, управленческих структур, лиц и так далее. Все это имеет комплексный и системный характер.
  • Процесс эволюционной реорганизации продолжается постоянно. При этом управление федеральной собственностью осуществляется посредством приватизации и деприватизации, национализации и денационализации.
  • Обеспечивается качественное регулирование в соответствии с правовыми нормами. При этом разрабатываются, принимаются и улучшаются системы правовых актов, которые нацелены на решение соответствующих задач. Это имеет важное значение для дальнейшей прозрачной экономики.
  • Профессионализм, при котором к управлению привлекаются субъекты на конкурсной основе, а те, кто уже выполняет управленческие функции, периодически повышают свою квалификацию. Без этого принципа невозможно осуществление управления федеральной собственностью.

К другим принципам, которые можно также присутствуют в этом процессе, относится эффективное пользование ресурсами, направленность на достижение долгосрочных целей, иерархичность, скользящее планирование и другие.

Система

Право реализуется посредством реализации системы управления федеральной собственностью РФ. Под этой системой понимается совокупность госорганов, исполнительных, территориальных соответствующих органов страны (Росимущества), управленческих структур на уровне регионов. Данную систему можно рассмотреть с точки зрения разных уровней. Тогда получится следующая структура:

  • Макроуровень, при котором управление осуществляется законодательными и исполнительными органами государства, включая Президента страны, Фед. Собрание, Правительство, регионы, министерства и ведомства, организации и фонды иностранных государств. На этом уровне осуществляется управление федеральной собственностью, разработка федерального бюджета.
  • Мезоуровень, при котором взаимодействуют подразделения Росимущества с структурами иных министерств и ведомств, а также иными организациями.
  • Микроуровень, при котором отделы Росимущества взаимодействуют друг с другом.

Сложности в субъектном составе

В настоящее время нет четкого разграничения полномочий управления федеральной собственностью между субъектами. Фактически все органы утверждают свои правовые документы, принимают те или иные решения, касающиеся объектов госсобственности.

Чтобы управленческий процесс осуществлялся более эффективно, в нем должны участвовать соответствующие субъекты. Росимущество решает данные задачи, поэтому эта организация должна иметь необходимые полномочия для реализации своих функций в полной мере. Так как эта задача охватывает множество разных объектов, система должна иметь сложную структуру.

Министерства и другие исполнительные структуры

Очень важная роль в этом вопросе отводится таким субъектам управления федеральной собственностью, как министерства и иные исполнительные органы (то есть комитеты, комиссии, службы, агентства, надзоры и управление делами Президента). Рассмотрим эти структуры по отдельности. Министерство РФ является исполнительным органом, осуществляющим политику государства и управление в той или иной области, а также координацию в случаях, предусмотренных правовыми актами разных органов.

Госкомитеты, так же, как и федеральные комиссии, относятся к исполнительным органам государства. Они осуществляют координирующие действия между отраслями по определенным вопросам. Федеральные службы, агентства, надзоры - тоже исполнительные органы государства. Они выполняют специальные задачи в области своего ведения.

Президент и Правительство

Отдельно нужно сказать о Президенте страны. Глава государства согласовывает работу всех ветвей власти, так же, как и взаимодействие соответствующих госорганов, органов регионов посредством издания законодательных актов. В указах Президента содержатся нормативные решения. Что касается управления госсобственностью, то акты главы государства имеют постоянное действие.

Во главе системы исполнительных органов государства находится Правительство РФ. Конституцией этому органу поручено управление федеральной собственностью. Правительство РФ при осуществлении своих полномочий взаимодействует со следующими структурами:

  • Управленческими госорганами.
  • Управленческими органами регионов.
  • Государственными организациями или АО с госучастием, иными субъектами.

Правительство взаимодействует с исполнительными структурами по следующим схемам:

  • Сверху вниз, когда инициатива исходит от него.
  • Снизу вверх, если инициатива исходи от исполнительных органов.

Правовые моменты принципиально отличаются из-за разницы положения Правительства и других органов. При этом Правительство координирует функционирование данных органов в отношении осуществления управления федеральной собственностью.

Росимущество

Часть функций Правительство передало исполнительным госорганам для более эффективного управления конкретными объектами. Как упоминалось выше, главная роль в этом процессе отведена Росимуществу. При управлении госсобственностью этот орган выполняется следующие функции:

  • Управляет объектами госсобственности, как в России, так и за рубежом (в том числе, и распоряжается ими).
  • Ведет учет госимущества, контролирует эффективность соответствующего применения.
  • Разрабатывает и реализует принципы политики государства в отношении приватизации предприятий (государственных и муниципальных), недвижимости и наделов земли, на которых расположены данные объекты.
  • Координирует приватизацию и управление собственностью между отраслями и регионами.
  • Руководит деятельностью своих ТО.
  • Участвует в образовании инфраструктуры фондов, которые обеспечивают приватизационные процессы с целью привлечения инвестиционных средств.
  • Разрабатывает и создает стратегическое направление политики с целью реформирования имущественных правоотношений в стране.
  • Развивает международные связи.
  • Обеспечивает методикой и правовой базой управленческие и приватизационные процессы.

Отделения Росимущества

На основании Закона «О приватизации гос. и мун. имущества» №178-ФЗ, Росимущество образовало ТО в регионах, которые в совокупности составляют единую систему по приватизации и управлению федеральной собственностью. Осуществляет эту функцию комитет, агентство на местах, согласно распоряжениями Росимущества.

Чем занимаются агентства?

К функциям территориальных агентств по управлению федеральной собственности относятся следующее:

  • Ведение реестра госсобственности, расположенного на соответствующей территории.
  • Ведение реестра АО, образованных во время приватизации ГУП (государственных унитарных предприятий), находящихся в том или ином регионе.
  • Согласование действий в внесению данными предприятиями имущества в уставной капитал, залога, ведение реестра о заложенном имуществе.
  • Ведение учета аренды.
  • Передача акций приватизированных предприятий фонду госимущества.
  • Изъятие имущества, которое не используется или используется ненадлежащим способом по праву оперативного управления.
  • Участие в разработке и исполнении программ для привлечения инвестиций, предотвращению банкротства ГУП.
  • Организация и контроль за исполнением госпрограммы по приватизации, в том числе, продажа наделов земли и исполнение графиков продаж.
  • Контроль за переводом дивидендов и платы за аренду от пользования госсобственности в бюджет.

  • Отчет перед Росимуществом об исполнении заданий по поступлениям денег в бюджет от приватизации и пользования госсобственностью.
  • Принятие и регистрация заявок на приватизацию госпредприятий, образование комиссий, занимающихся вопросами приватизации, утверждение соответствующего плана, который не включен в госпрограмму приватизации, учреждение открытых АО.
  • Оформление и передача сертификатов на пакеты акций, которые закреплены в госсобственности.
  • Выступление арендодателем госимущества, которое закреплено за ГУП и госучреждениями на праве оперативного управления, так же, как и того имущества, которое не закреплено соответствующим образом.
  • Дача согласия на передачу в аренду госимущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения.
  • Контроль целевого использования и охраны госимущества, принятие мер при нарушении правил пользования соответствующим имуществом.
  • Назначение и проверка (включая, аудиторскую), контроль за использованием и сохранностью госимущества надлежащим образом, требование от ГУП и государственных учреждений предоставление необходимой информации и документов для выполнения проверочных мероприятий.
  • Организация экспертизы по оценке имущества, которое находится в государственной собственности.
  • Подготовка проектов заключений по ходатайствам регионов о передачи ее в собственность.
  • Принятие решения о проведении приватизации федеральных ГУП, которые включены в соответствующую госпрограмму.
  • Осуществление действий, имеющих отношение к образованию, реорганизации или ликвидации ГУП.
  • Утверждение устава ГУП, если нет государственного исполнительного органа, который координирует и регулирует деятельность данной области.
  • Управление долями и акциями, относящимися к госсобственности, заключение договоров об их управлении.
  • Дача согласия на реализацию госимущества, которое находится на праве хозяйственного ведения, на образование дочерних организаций.
  • Организация конкурсов для передачи госимущества в залог или доверительное управление.
  • Выступление в качестве балансодержателя в отношении имущества, которое находится в России, и не закреплено за федеральными ГУП.
  • Закрепление госимущества за ГУП в оперативное управление или хозяйственное ведение.
  • Выступление в качестве учредителя хозяйственных организаций, которые образованы не в результате приватизации.
  • Участие в разработке и осуществлении процессов по реструктуризации ГУП, образовании холдингов, промышленных групп и иных организаций, которые отличаются корпоративным управлением.
  • Участие в поддержке приватизированных ГУП.

Управление федеральной собственностью осуществляет территориальное агентство при взаимодействии с региональными подразделениями государственного фонда соответствующего имущества, Министерства по антимонополной политике, Госкомитета по земельным ресурсам и устройству, Госкомитета по статистике и прочими органами.

Заключение

Как видно, управление федеральной собственностью представляет собой сложную структуру взаимодействия разных государственных инстанций. Каждая из них должна выполнять свои задачи. Если Президент и Правительство осуществляют управление федеральной собственностью путем координирования функционирования нижестоящих органов, то эти структуры решают конкретные задачи в рамках возложенных на них полномочий.

Управление государственным имуществом («государственной собственностью») относится к компетенции органов исполнительной власти. На федеральном уровне эти полномочия закреплены за Правительством РФ в статье 114 (пункт "г" части 1) Конституции РФ и в статье 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Органы законодательной власти вправе лишь устанавливать порядок и условия управления государственным имуществом, т.е. принимать нормативные акты в отношении всех или индивидуально не определенной части объектов государственного имущества, и осуществлять контроль за их соблюдением. Однако органам законодательной власти не предоставляется права принятия распорядительных решений в отношении отдельных объектов государственного имущества. Такие решения вправе принимать только органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией.

Разграничение полномочий органов законодательной и исполнительной власти было предметом спора, который рассматривался в 1999 году Конституционным Судом РФ. Конституционный Суд в Постановлении от 20.07.1999 N 12-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 30. ст. 3989) пришел к следующим выводам. Из положений Конституции РФ следует, что законодатель вправе определять порядок управления федеральной собственностью, а также объем и пределы осуществления права собственности - владения, пользования и распоряжения федеральным имуществом, в том числе возможность его отчуждения, основания и порядок отчуждения. При этом законодатель вправе предусмотреть критерии и порядок отнесения отдельных объектов к особо важным, отчуждение которых возможно на основе принятия специального федерального закона.

Аналогичным образом строится и распределение полномочий между органами законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ. Согласно положениям Федерального закона от 6.10.1999 №184-ФЗ порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта. Законодательный орган вправе осуществлять контроль за распоряжением собственностью (ст.5), а непосредственное управление и распоряжение собственностью осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ (ст.21).

На Правительство РФ возлагается общее полномочие по управлению федеральной собственностью. В целях реализации своих полномочий Правительство РФ как высший орган исполнительной власти вправе передавать иным федеральным органам исполнительной власти свои полномочия, кроме прямо закрепленных за ним в федеральном законодательстве. В частности, ст.12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ предусматривает полномочия Правительства по распределению функций между федеральными органами исполнительной власти.



В результате Правительство РФ определяет общие правила и порядок реализации прав собственника в отношении федерального имущества, распределяет полномочия по осуществлению этих прав между федеральными органами исполнительной власти. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 3.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5074) и Постановление Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" (СЗ РФ. 2004, N 7, ст. 537).

Существующая в настоящее время система федеральных органов исполнительной власти предполагает распределение функций по управлению федеральным государственным имуществом между федеральными агентствами и государственными комитетами, осуществляющими функции по управлению государственным имуществом в различных отраслях, и специализированным органом – Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

В отдельных сферах осуществления исполнительной власти функции федеральных агентств сводятся к реализации полномочий собственника в отношении находящихся в их ведении государственных учреждений и государственных унитарных предприятий.

Специализированный орган – Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом – действует на основании Постановления Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 (СЗ РФ.2004. N 49. Ст. 4897).

К его функциям относится:

  • координация деятельности других федеральных органов власти, осуществление общего учета федерального имущества, ведение реестра федерального имущества (на основании Постановления Правительства РФ от 3.07.1998 №696 // СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3354), принятие решение о реорганизации ГУПов;
  • осуществление прав собственника в отношении имущества, не закрепленного за организациями, находящимися в ведении других федеральных агентств, и образующего государственную казну Российской Федерации (земельные участки);
  • реализация прав Российской федерации на участие в управлении хозяйственными обществами на основании владения акциями и долями в их уставном капитале, в том числе с использованием права «золотой акции» и выступая их учредителями от имени РФ;
  • контроль за осуществлением прав собственника иными федеральными агентствами, сохранностью и целевым использованием федерального имущества, организация проверок (ревизий) их деятельности, согласование сделок с недвижимым имуществом ГУПов;
  • выполнение функций по приобретению в федеральную собственность и оформлению прав Российской Федерации на полученное имущество;
  • распоряжение федеральным имуществом (подготовка проекта прогнозного плана приватизации, организация продажи государственного имущества), в том числе и наделение государственных учреждений и унитарных предприятий имуществом на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Кроме того, деятельность по организации продаж государственного имущества федеральное агентство осуществляет с помощью специально созданного для этих целей государственного учрежденияРоссийского фонда федерального имущества, действующего на основании Постановления Правительства РФ от 25.12.2002 N 925 (СЗ РФ.2002, N 52 (2 ч.), ст. 5229).

Управление федеральной собственностью относится к юрисдикции государственных структур. Законодательство РФ определяет уполномоченные институты, порядок и условия распоряжения владения имуществом. Далее детально рассмотрим, кто осуществляет управление собственностью на федеральном уровне.
На федеральном уровне действуют разные органы власти, между которыми установлены тесные взаимосвязи. На данном уровне осуществляет работу президент, правительство, ФС, субъекты РФ и т. д. В этой системе главная роль отводится президенту. Он согласовывает действия всех институтов власти путем издания распоряжений и приказов. На основании этих актов происходит управление федеральной собственностью. Все указы и распоряжения могут иметь многократное или постоянное действие.

Главная роль относительно решения вопросов касающихся государственного имущества принадлежит институтам власти. Высший орган власти – правительство, которое наделено необходимыми полномочиями Конституцией и ФЗ. Правительственный аппарат осуществляет управление федеральной собственностью и координирует действия госпредприятий, учреждений и акционерных обществ.

В органах власти созданы министерства, в полномочия которых входит решение вопросов относительно государственного имущества. Особым статусом наделено Министерство экономического развития, а также Федеральное агентство по управлению собственностью. Этот институт решает множество задач, таких как поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, оценка регулирующего действия, развитие экономики регионов и т. д.

Управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ и в процессе реализации поставленных задач взаимодействует с другими структурами по двум направлениям. В первом случае инициатива исходит от правительства, а во втором – от исполнительной власти на местах.

В процессе работы осуществляется:

  1. Единство социально-экономического пространства.
  2. Планируется инвестиционная деятельность с последующим принятием мер по ее реализации.
  3. Реализуется госполитика в области финансового и международного взаимодействия.
  4. Предпринимаются меры по защите российского производителя.
  5. Формируется экономический план по обеспечению работы оборонных отраслей.

Управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ, поэтому на данный институт возлагаются первоочередные задачи и большой объем работы. Эта структура в своей деятельности учитывает важность стабилизации и расширения производства на государственных предприятиях и применения антимонопольных мер.

Минэкономразвития

Данное министерство обладает колоссальными полномочиями в сфере народного хозяйства. В задачи Минэкономразвития входит осуществление управления федеральной собственностью. Среди главных его функции можно отметить следующие задачи:

  1. Разработка предложений по развитию и внедрение в действие госсектора экономики с дальнейшим прогнозированием развития совместно с другими подразделениями.
  2. Составление планов реформирования и общего методического руководства для госпредприятий и взаимодействие с другими институтами власти в этой сфере.
  3. Активное участие формирование приватизационной политики и управление госимуществом.
  4. Прогнозирование объемов производства и активное формирование приватизационной политики.

В процессе работы Министерство экономического развития тесно сотрудничает с другими министерствами.

Счетная палата

К уполномоченным по управлению федеральной собственностью относится и Счетная палата, которая обеспечивает постоянный финансовый контроль. Счетная палата формируется по распоряжению Федерального собрания. Главная задача данной структуры – определение эффективности трат из бюджетных средств и использования госимущества.

Росимущество

Данная структура находится в распоряжении Минэкономразвития и работает в сфере земляных отношений и выполняет реализацию функций по предоставлению государственных услуг. Основные функции Росимущества таковы:

  1. Обеспечение управления государственной собственностью и анализ деятельности, связанной с приватизацией и распоряжением им. Для выполнения анализа проводят социологические, маркетинговые и другие исследования. На основании собранных данных разрабатываются предложения по усовершенствованию механизмов имущественного реформирования и земельных отношений.
  2. Решаются вопросы, относительно оптимизации числа акций АО, которые находятся в государственной собственности. При реализации данной задачи поддерживается сохранение механизмов регулирования в экономических отраслях.
  3. Анализ показателей активности работы госпредприятий по секторам народного хозяйства для повышения их количества и повышения конкурентоспособности.
  4. Разработка и проведение земельных работ при участии заинтересованных исполнительных структур.
  5. Проектирование законов и нормативных актов относительно владения, распоряжения, учета и контроля использования госимущества.
  6. Подготовка предложений по разграничению госсобственности. Работа осуществляется при поддержке региональных и местных властей.

Территориальные подразделения

Данная структура сформирована Росимуществом согласно действующему закону. Территориальные подразделения входят в единую систему институтов управления государственной собственности. Она создается в конкретном муниципальном образовании по утвержденной схеме, приказом Росимущества. Все территориальные подразделения наделяются правами и обязанностями для управления федеральной собственностью. Каждое территориальное подразделение в период осуществления своих функций контролирует:

  1. Ведение учета материальных ценностей в конкретном регионе.
  2. Учет акционерных обществ, появившихся при приватизации госпредприятий, находящихся на территории субъекта.
  3. Составление отчетов о выполненной задаче относительно формирования бюджета и использования государственной собственности.
  4. Учет арендных договоров федеральной собственности.
  5. Согласование сдачи в пользование объектов, которые находятся в хозяйственном ведении.
  6. Обеспечение сохранности и контроля целевого применения госимущества. Данная структура предпринимает соответствующие действия по выявлению нарушений правил эксплуатации объектов.
  7. Осуществление оценочной экспертизы стоимости федеральной собственности.