Договор о передачи земли в собственность. Переход права собственности на земельный участок: оформляем в собственность арендованный участок

ЗК РФ Статья 39.31. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации

1. Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе - заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.

2. В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

3. В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости).

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение об отказе в передаче земельного участка). В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, уведомляет в порядке, установленном этим органом, единый институт развития в жилищной сфере о поступлении заявления о передаче земельного участка, а также о принятом в соответствии с настоящей статьей решении о передаче земельного участка или решении об отказе в передаче земельного участка.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.03.2018 основанием для отказа в передаче земельного участка также является принятое до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении такого участка, срок действия которого не истек (ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

7. Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:

1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;

2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;

3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные - настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

8. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка.

Уже ни для кого не секрет, что Россия семимильными шагами движется к тотальному православию. Народные избранники, сенаторы и представители исполнительной власти, кажется, уже не знают, в какое еще место поцеловать РПЦ и лично Алексия II. То Министерство по налогам и сборам, идя навстречу верующим реформирует уже созданную систему налогового учета, то МИД неизвестно с какого перепугу ввязывается в разборки между РПЦ и Ватиканом, то народный избранник А. Чуев радует общественность своими законотворческими инициативами - узаконить традиционную религию (православие, разумеется) и отменить ст.14 Конституции.

В июле 2002 года Совет Федерации решил внести свою лепту в православный шовинизм: Председатель комитета Совета Федерации России по аграрно-продовольственной политике Иван Стариков предложил вернуть земельную собственность Русской православной церкви.

Очевидно, что поговорка "не было у бабы забот - купила баба порося" на наше государство не распространяется, ибо забот у России и сейчас более, чем достаточно. Похоже, однако, что сенатор Стариков так не считает. Поскольку сенатор явно не способен оценить последствия своей инициативы, если она достигнет своего логического завершения, в предлагаемом материале я попытаюсь кратко охарактеризовать те последствия, которые ждут наше государство в случае успеха инициативы г-на Старикова.

Проблему возвращения тех земель, которыми владела РПЦ до революции, следует рассмотреть, как минимум в двух аспектах - юридическом и политическом.

Юридический аспект заключается в том, как будет решен вопрос о правовой форме передачи собственности РПЦ.

Вряд ли это будет закон, посвященный передаче земель именно РПЦ - полагаю, до этого даже Стариков не додумается. Напомним, что в соответствии с пока не отмененной ст.14 Конституции Россия является светским государством, а это означает, в том числе, что ни одной конфессии не могут быть представлены дополнительные льготы. Если же такой закон будет принят (ибо сомнений в интеллектуальном уровне народных избранников становится с каждым днем все больше), то за этим неизбежно последует запрос в Конституционный Суд РФ. Судьи Конституционного Суда, связанные буквой и духом Конституции, будут обязаны признать неконституционность такого акта. А если этого не произойдет, это будет означать, что страна созрела для новой революции.

Федеральное Собрание может обойти эти трудности, приняв общий закон о реституции. Но это неизбежно приведет к тому, что свои права на незаконно конфискованную собственность заявят и другие субъекты. Трудно представить, к каким последствиям это может привести.

Есть и третий вариант, который не связан с принятием закона, а предполагает добровольную передачу земель, находящихся в собственности органов публичной власти субъектов Федерации в собственность церкви. Так, губернатор Самарской области Константин Титов сообщил 30 июля 2002 года "Интерфаксу", что Иверскому монастырю на территории области уже отдана земля, на которой он находится. Третий вариант, конечно, не породит катастрофических правовых последствий, но он породит последствия политические.

Политические последствия в случае положительного решения проблемы могут быть следующие. Передача земель РПЦ неизбежно повлечет за собой аналогичные требования иных религиозных конфессий, которые придется удовлетворить. Иначе в многоконфессиональных районах, например, Северного Кавказа неизбежно возникнет напряженность.

Далее, РПЦ рассчитывает на реституцию всех земель, а это 3 миллиона гектаров. Конечно, в масштабах России в целом это площадь незначительная, но чтобы составить себе представление об аппетитах РПЦ скажем, что это чуть меньше площади Италии. Передача такой земельной площади автоматически приведет к укреплению экономического статуса РПЦ. Тут тоже есть над чем призадуматься. Общеизвестно, что собственность придает в том числе и политический вес. Если не имея существенной экономической основы РПЦ смогла втянуть светские власти в решение сугубо церковных проблем (те же разборки с Ватиканом), то каковы будут действия церкви, осуществляемые с позиции экономического могущества?

Далее, передача земель в собственность церкви нанесет удар и по бюджетной системе РФ - напомним, что в соответствии со ст.4 Закона РСФСР "О налоге на имущество предприятий" имущество религиозных объединений и организаций налогом не облагается.

Далее, передача земель в собственность порождает у собственника (в данном случае, церкви) право "по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог: Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц" (Гражданский Кодекс, ст.209). Зная деловую ухватистость церковных деятелей, кто поручится за то, что церковь не пустит эти земли "в оборот"?

Это лишь малая часть тех проблем, к которым приведет возврат церковных земель.

В свете всего вышесказанного создается впечатление, что главным врагом России являются не чеченские и грузинские боевики, а "главная культурно-историческая ценность" - РПЦ.

Отказывая в передаче земельных участков в собственность бесплатно, администрация ссылается на ст. 28 ЗК РФ. А как же быть с правом однократного бесплатного приобретения участка, находящегося в бессрочном пользовании?

В статье 28 ЗК РФ регулируется порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и говорится, что предоставление таких участков в собственность осуществляется за плату. Однако в этой же статье далее указывается, что в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ, предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно. Бесплатное предоставление земельных участков предусмотрено п. 5 ст. 20 ЗК РФ, которая дает возможность гражданам приобрести в собственность земельные участки, которыми они владели на праве постоянного (бессрочного) пользования. Речь идет фактически не о предоставлении земли, а изменение вида прав на земельный участок для физических лиц, которые уже реально им владеют, происходит изменение права с постоянного (бессрочного) пользования на право собственности. По этой прчине отказ со ссылкой на ст. 28 ЗК РФ неправомерен.

В феврале 1998 г. купила земельный участок и дом. В договоре купли-продажи указано, что участок передается в бессрочное пользование, свидетельство о государственной регистрации на строение я еще не оформила, а что касается земльного участка, в администрации, говорят, я должна его купить. Дом на меня оформлен. Я пенсионерка, муж — ветеран военной службы. Почему мы должны должны платить?

До вступления в законную силу ЗК РФ (т.е. до 30 октября 2001 г.) правоотношения по поводу перехода прав на земельный участок в связи с переходом прав на строение, расположенное на нем, регулировались ст. 37 ЗК РСФСР. В соответствии с которой устанавливалось, что при переходе права собственности настроение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования землей. При этом выдавался документ, удостоверяющий право на землю.

Действующий в настоящее время ЗК РФ не предусматривает возможность приобретения физическими лицами земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования. Между тем, статьей 20 ЗК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Граждане, которые обладают земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут однократно и бесплатно приобрести эти участки в собственность, при этом не допускается взимание с них каких-либо дополнительных денежных сумм, кроме сборов, установленных федеральными законами.

Сделку по безвозмездной передаче земельного участка в Вашу собственность необходимо будет зарегистрировать в учреждении юстиции по регистрации прав.

Согласно ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (в ред. от 9 июня 2003 г.) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона (31 января 1998 г.), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Однако регистрация таких прав обязательна в случаях возникновения после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, ограничения (обременения) или совершения иной сделки с объектом недвижимого имущества (п. 2 ст. 6 Закона № 122-ФЗ).

Размеры, порядок, сроки и формы внесения взимаемой на территории субъекта РФ платы за государственную регистрацию прав определяются органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом ее максимальных размеров, предусмотренных Постановлением Правительства РФ «Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах» от 26 февраля 1998 г. № 248 (в ред. от 13 октября 2003 г.): для физических лиц — 500 рублей; для юридических лиц — 7500 рублей (см. с. 74).

Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов.

Без оплаты государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества.

В иных случаях за государственную регистрацию возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества взимается плата в размере, равном половине установленного субъектом РФ размера платы за государственную регистрацию права.

В 1996 г. в порядке наследования стала собственником дома, построенного в 1930 г. матерью моего супруга в дачно-стро-ительном кооперативе в Московской области. Владею и пользуюсь земельным участком общей площадью 3000 кв. м, предназначенным для ведения дачного хозяйства. В 1997 г. постановлением Главы местной администрации был передан в частную собственность земельный участок размером 1200 кв. м. Другая часть единого земельного участка размером 1800 кв. м предлагалась в аренду сроком на 50 лет с правом выкупа. С таким решением не согласилась и подала в местную администрацию заявление о передаче бесплатно в собственность всего земельного участка, на котором находится принадлежащий мне дом. Однако в просьбе было отказано. ПРава ли администрация?

Администрация, отказывая в передаче в собственность земельных участков, которые находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования у граждан и навязывая аренду, нарушает требования ст. 35 Конституции РФ, в которой указано, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13 декабря 2001 г. № 16-П в связи с делом Близинской Т. В. разъяснил, что понятие «имущество» охватывает не только право собственности, но и такие вещные права, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании лиц, уже являются их имуществом, и, следовательно, они могут быть изъяты у них только на основании судебного решения с предварительной и равноценной заменой или возмещением. Обязвание заключить договор аренды является незаконным. Аренда ограничивает право пользования земельным участком определенным сроком, возлагает на арендатора расходы в виде арендной платы. Создавать указанные ограничения против воли гражданина недопустимо. Статья 45 ЗК РФ предусматривает основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В случае, если такие основания имеются, прекратить право пользования может только суд.

Кроме того, надо иметь в виду, что право гражданина на владение и пользование имеющимся у него земельным участком, подлежащим передаче ему в собственность в полном объеме на основе федерального регулирования, не может быть ограничено законом субъекта РФ или правовым актом органов местного самоуправления. Как известно, Конституционный Суд РФ в постановлении от 13 декабря 2001 г. в связи с делом Близинской Т. В. признал не соответствующим Конституции РФ ст. 16 Закона г. Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве», которая ограничивала права граждан на владение имеющимися у них участками определенными размерами. Конституционный Суд, в частности, указал, что подобные акты субъектов РФ в силу приоритета федеральных законов перед законами иного уровня, регулирующими те же отношения, не подлежат применению. Из вышесказанного следует, что нормативный акт субъекта РФ не может являться причиной для изъятия у лица части принадлежащего ему участка.

Могу ли я получить в собственность бесплатно земельный участок, если проживаю на нем с рождения, а собственником строений стала с 2000 г. после смерти отца (наследование по закону)? Есть документ от 1930 г. о выделении данного участка деду в личное пользование. Документы на землю не переоформлялись. Строения переходили по наследству.

В Постановлении Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т. В. Близинской» от 13 декабря 2001 г. № 16-П указывалось:

Согласно Закону РФ «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» от 23 декабря 1992 г. граждане, имевшие на момент вступления данного Закона в силу земельные участки, размеры которых превышали предельные нормы, во всех случаях сохраняли право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей установленные предельные нормы. Указом Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. № 337 было установлено, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере; при этом запрещалось обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду.

Таким образом, независимо от того, была использована гражданами возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право пожизненного наследуемого владения или нет, — за ними сохранялись их прежние земельные участки.

Введенным в действие с 29 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ, аналогично предоставляет каждому гражданину право бесплатно однократно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении земельный участок, а также подтверждает, как это установлено Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г., что предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее переданных им в установленном земельным законодательством порядке в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается.

После смерти отца в 1993 г. принял наследство на жилой дом, расположенный в одном из районов Московской области. Этот дом был построен моим дедом на предоставленном ему в постоянное (бессрочное) пользование земельном участке. Вместе с домом перешел в пользование и земельный участок размером 2300 кв. м. В сентябре 200з г. обратился в органы местного самоуправления с заявлением о передаче земельного участка, на котором распологается дом, в собственность бесплатно. Однако мне было отказано с обоснованием, что такая передача может быть осуществлена только за плату. Права ли местная администрация?

По всей видимости речь идет о земельных участках, которые были предоставлены тогда, когда в стране существовала единоличная собственность государства на землю, земля не могла быть предметом куплт-продажи, дарения и других гражданско-правовых сделок. Земельные передовались в постоянное бессрочное пользование гражданам или дачно-строительным и иным кооперативам. Дачно-строительный кооператив в свою очередь передавал участки своим членам — владельцам денежного пая, который вносился на строительство дачного строения. Этот пай мог передаваться по наследству, а также по другим основаниям. Лицо, к которому передавался пай, принималось в члены дачно-строительного кооператива в пользование дачное строение и земельный участок, на котором располагалось строение, т. е. переход пая по наследству или другим основаниям одновременно влек за собой и переход права пользования земельным участком.

В старом Земельном кодексе РСФСР указывалось, что при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче строения, сооружения юридическим или физическим лицам вместе с этими объектами недвижимости также переходит и право пользования земельными участками. В результате изменения законадательства, в частности появления Закона РФ «О праве граждан на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» от 23 декабря 1992 г. № 4196-1 и Указа Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. № 337 граждане получили возможность продолжать пользоваться земельными участками на праве постоянного бессрочного пользования либо оформить имеющиеся у них земельные участки в собственность или пожизненное наследуемое владение. При этом запрещалось понуждать граждан, имеющих земельные участки, выкупать их или брать в аренду. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. № 16-П в связи с жалобой Близинской Т. В. указывалось, что независимо от того, была ли использована гражданами возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право пожизненного наследуемого владения или нет, за ними сохранялись их прежние земельные участки в полном размере.

В действующем Земельном кодексе РФ (далее — ЗК РФ) закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов (ст. 1 ЗК РФ). При этом подчеркивается, что новый собственник строения использует земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Это же положение предусмотрено в ГК РФ, устанавливающем, что при отчуждении недвижимости на земельном участке приобретатель пользуется соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и лицо, которое его отчуждает, т. е. прежний собственник недвижимости. Например, к приобретателю недвижимости переходит право аренды или право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Право пользования земельными участками переходило в связи со сменой собственников строений в силу наследования, дарения от одного поколения родственников к другому.

Статья 20 ЗК РФ сохранила за гражданами право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее у них до введения в действие Кодекса. При этом п. 5 ст. 20 ЗК РФ предоставил каждому гражданину право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок. Как установлено в п. 3 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3, предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее переданных им в постоянное (бессрочное) пользование, сроком не ограничено.

Поскольку предыдущие собственники домов не оформили свое право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, не исключается возможность осуществить это право их правопреемниками. В частности, из п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», следует, что граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г. № 1305-1, но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 20 ЗК РФ.

Имею земельный участок с 1997 г. в Подмосковье. Он входится натерритории садового товарищества. Имею ли я право оформить его в собственность бесплатно как труженик тыла в период Великой Отечественной войны? Если за плату, то какова стоимость 1 кв. м земли?

В ноябре 1992 г. приобрел дом по договору мены. В настоящее время местная администрация требует заключить договор аренды на земельный участок или приобрести его за большую цену. На мое требование передать участок бесплатно в собственность. Могу ли я получить участок бесплатно?

Важное значение имеет то на каком праве принадлежат Вам земельные участки, а также участвовали ли Вы ранее в приобретении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно.

Статьи 20 и 21 ЗК РФ указывают, что граждане, котрые имеют земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, вправе бесплатно приобрести их в собственность. При этом требования выплат каких-либо дополнительных денежных сумм помимо государственной пошлины, установленной федеральными законами, запрещается. При этом в собственность гражданину передается весь имеющийся у них земельный участок целиком. Передача в собственность земельного участка допускается бесплатно только один раз. Таким образом, если у Вас имеется два земельных участка на праве постоянного (бессрочного) пользования и (или) пожизненного наследуемого владения, лишь один из этих участков можно приобрести в собственность бесплатно, за другой участок придется выплачивать его стоимость.

Право приобрести имеющиеся на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения земельные участки в собственность — это право, но не обязанность граждан. Граждане могут сохранить за собой участки на на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения, т.к. действующее законодательство не ограничивает реализацию права на приобретение земельных участков в собственность каким-либо сроком. По этой причине местная администрация не вправе требовать от граждан заключения договора аренды или купли-продажи имеющихся у них на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения земельных участков.

В садовом товариществе имелся участок, на котором был установлено строение в котором хранились стройматериалы и инвентарь для нужд товарищества. За ненадобностью он был демонтирован. Может ли правление садового товарищества выделить мне в личное пользование указанный участок? Какие документы необходимы для оформления или передачи в собственность?

Можно предположить, что указанное строение находилось на землях общего пользования садового товарищества. Земельные участки общего пользования принадлежат садовому товариществу как юридическому лицу на праве собственности или на ином вещном праве, например, на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ в ред. от 21 марта 2002 г.). Если участок находится в собственности юридического лица, то принятие решений о формировании и использовании имущества садового товарищества относится к исключительной компетенции общего собрания его членов - то есть членов садоводческого товарищества. Сделку купли-продажи участка заключает от имени садового товарищества его председатель, при наличии решения общего собрания членов садоводческого товарищества о продаже земельного участка.

В том случае если земельный участок передан товариществу в постоянное пользование, то оно вправе просить местную администрацию по месту расположения садового товарищества о его «преобразовании» из земель общего пользования в участок члена товарищества. Указанное решение вправе принять администрация.

Передача земельного участка в собственность члена товарищества, видимо, потребует внесения изменений в проект организации и застройки территории садового товарищества, проведения работ по формированию вновь образованного земельного участка, его государственного кадастрового учета и совершения иных действий.

Участок с домом принадлежит находится в моей собственности. Пожизненно наследуемое владение переоформлено в частную собственность 4 года назад. Дом, принадлежавший в прошлом трем гражданам (два гражданина отделились), разрушен. Имею ли я право на месте разрушенного дома построить новый дом? Если я решу восстановить строение, то в течение какого времени я должна это сделать?

Разрушение жилого дома не изменило целевое назначение земельного участка, отведенного ранее под строительство индивидуального жилого дома. Разрушенный дом может быть либо снесен и построен заново, либо восстановлен.

Срок, в течение которого должен быть восстановлен разрушенный дом, имеет важное значение только тогда, когда гражданин не является собственником земельного участка.

В соответствии со ст. 39 ЗК РФ при разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке строений в течение 3 лет.

В данном случае земельный участок принадлежит на праве собственности и может быть изъят у собственника, за исключением случая, если использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных действующим земельным законодательством (ст. 285 ГК РФ).

Каких-либо сроков, в течение которых собственник земельного участка должен восстановить разрушенный дом или приступить к новому строительству, действующим законодательством не предусмотрено.

Мой отец завещал садовый земельный участок, принадлежащий ему на праве пожизненного наследуемого владения, своей супруге. Наследуется ли такой участок по завещанию или по закону

Обладающий правом пожизненного наследуемого владения земельным участком, — владелец, а не собственник земельного участка. Владея земельным участком, он может им пользоваться, но не вправе распоряжаться таким участком иным образом (продавать, дарить). Что касается наследования, то согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2003 г.) садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, наследуются по закону. Завещание владельца такого участка не имеет юридической силы.

Приемопередаточный акт при отчуждении земли становится доказательством передачи имущества новому владельцу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Документ выступает приложением к основному договору. Какой вид имеет акт о приеме-передаче участка земли?

По ГК РФ наличие акта приема-передачи недвижимости позволяет удостоверить неоспоримое право собственности нового владельца.

Сей документ необходим для регистрации полученного права. Как выглядит образец акта приема-передачи при отчуждении земли?

Важные моменты

Тем не менее, именно акт удостоверяет факт передачи и принятия участка земли. Наличие подписей обеих сторон доказывает, что сделка действительно свершилась по факту, а не только на бумаге.

Приложениями приемопередаточного акта становятся:

  • кадастровый паспорт.

Земельный участок передается по акту после проведения любой сделки отчуждения, а именно после подписания соответствующего договора.

Также указываются реквизиты договора. Непременно отображается основание передачи, и прописываются реквизиты сторон.

Выражаясь проще, приемопередаточный акт земельного участка являет собой изложение основной сути договора.

Подписи в договоре свидетельствуют о намерении сторон свершить сделку на оговоренных условиях. Подписи в акте указывают, что сделка совершена на условиях заключенного договора.

Что нужно знать

Акт приема-передачи подтверждает факт принятия при передаче недвижимого имущества. Он станет основанием для госрегистрации перехода права собственности.

В процессе составления акта указываются данные о сторонах сделки и подробное описание объекта.

К обязательным сведениям о земельном участке относятся его месторасположение, целевое назначение, площадь и кадастровый номер. Составляется приемопередаточный акт в трех экземплярах.

Приемопередаточный акт является неотделимой частью большинства договорных сделок, где предполагается передача имущества.

Составлять он может участниками любого обязательства и по личной инициативе. В сделках с недвижимостью составление акта это законодательное требование.

С какой целью формируется

Одна из основных целей составления приемопередаточного акта это доказательство исполнения обязательств. Кроме того содержание документа свидетельствует о состоянии участка на момент передачи.

Наличие акта о приеме-передаче для сторон гражданско-правовой сделки становится гарантией безопасности.

Акт это дополнение основного договора и по сути своей дублирует его. Казалось бы, в составлении акта нет особого смысла.

Однако отсутствие сего документа не замедлит сказаться в случае признания сделки недействительной, оспоримой или ничтожной.

Соответственно гражданским правоотношениям, требующим возвращения земли, должно устанавливаться состояние таковой на момент передачи в пользование иному лицу.

При отсутствии четких доказательств данного состояния может возникать конфликт сторон. А именно требование возмещения материального ущерба и рассмотрение дела в судебном порядке.

При этом требования и возражения сторон не подкреплены доказательной базой в виде акта о приеме-передаче. Обязательность составления приемопередаточного акта может вытекать из условий договора.

Но в случае с земельным участком факт предопределен законодательно и базируется на нормах .

Действующие нормативы

Гражданским Кодексом установлено, что недвижимость передается по передаточному акту либо подобному документу, подписываемому участниками сделки.

Можно не указывать, что акт является приложением к договору, но обязательно прописывается, что передача имущества по акту происходит в рамках конкретного договора.

О необходимости составления приемопередаточного акта сказано в .

В частности содержание положения в том, что недвижимость передается продавцом и принимается покупателем на основании подписания передаточного акта или подобного документа.

Когда иное не предопределено законом или договором, то обязательство по передаче имущества почитается реализованным с момента вручения такового покупатели и фиксации данного факта подписями в передаточном акте.

Форма передаточного акта не регламентирована. Стороны сами определяют условия и пункты, какие надлежит включать в документ.

Здесь сказано, что учетно-хозяйственная документация, к коей можно отнести и передаточный акт, должна содержать название документа, дату составления и основную суть свершенной операции.

Особенности составления документа

Акт о приеме-передаче земли разрешается написать от руки или напечатать. Главное, чтобы подписан документ был непосредственными участниками сделки.

При составлении акта надлежит учесть следующие аспекты:

Порядок заполнения

Форма приемопередаточного акта не утверждена законодательными нормативами, но большинство подобных документов имеют унифицированную форму.

Существует такая форма и для приемопередаточного акта. Утверждена она в 2003 году Федеральной службой госстатистики .

Перед составлением желательно уточнить, как именно выглядит акт приема-передачи земельного участка образец 2019, Росреестр откажет в регистрации права собственности новому владельцу при неверном оформлении документа.

Форма документа такова:

Преамбула наименование документа;
данные об участниках сделки (Ф.И.О., паспортные данные, адреса регистрации и действительного проживания);
правовая ссылка на нормы ГК;
утверждение об отсутствии воздействия (угроз, принуждения и т.д.)
Описание участка адрес месторасположения и регистрации;
номер по кадастру;
площадь участка;
номер и дата подписания договора
Подтверждение, что земля передана вместе с правоустанавливающей и технической документацией Здесь же следует описать состояние участка на момент передачи
Претензии Отсутствие таковых
Численность экземпляров документа и перечень лиц У каких оные сохраняются
Подписи сторон с расшифровкой

Составляется акт непосредственно на передаваемом участке земли. Обязательно при этом присутствуют лица, участвующие в сделке.

Отчуждающей стороной предварительно составляется перечень всего имущества, что находится на участке.

Видео: оформляем передаточный акт к договору купли-продажи квартиры

Принимающая сторона проверяет все объекты, перечисленные в списке, и подтверждает согласие/несогласие.

По договору купли-продажи

По п.1 ст.556 ГК прием-передача объектов недвижимости реализовывается по передаточному акту или схожему документу.

Этот факт нужно отразить в акте. Обратить внимание следует на даты. Дата документа и дата передачи земли могут не совпадать. При этом днем передачи будет считаться дата, указанная в акте.

Обязательно нужно проверить полномочия лица, подписывающего документы. Малейшие неточности при составлении акта о приеме-передаче могут стать причиной его оспаривания.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Земля – это ключевой ресурс. Имея ее во владении можно строить дом, или другое сооружение и использовать его в коммерческих замыслах. Нужно быть в курсе новой схемы предоставления земельных участков в собственность.

Кто выделяет землю

Предоставляется земля, которая состоит в муниципальной собственности. Это могут совершать органы самоуправления различного масштаба. Существует четкая система передачи земельных участков в собственность граждан. Для этого осуществляются торги. В некоторых ситуациях порядок отведения может быть иным. Варианты передачи:

  • Продажа. Она проводиться исключительно через торги. В особых ситуациях (без аукциона) передаются во владение наделы земли для развития указанной местности, ИЖС, осуществления садоводства, огородничества, фермерского хозяйства, собственникам зданий и сооружений.
  • Выделение лицу (физическому/юридическому) земельных участков бесплатно.
  • Предоставление в аренду. Такое выделение может происходить посредством торгов или без них.

В законе есть сроки, причины для отказа и набор документов, которые нужно собрать для выделения земельного участка.

Общая последовательность приватизации (получения в собственность) земельного участка

  1. Подготовка пакета документов, который может отличаться, зависимо от основания предоставления в собственность земли.
  2. Пакет бумаг передается в уполномоченный орган.
  3. Госорган определяется разрешить или отказать в передаче участка не дольше – 30 дней. Вердикт, не зависимо от того в какой он, переадресовывается заявщику.
  4. Если решение в пользу просителя надел регистрируется в кадастре.
  5. Заявитель получает решение от уполномоченного органа о предоставлении в собственность участка.
  6. Заявитель регистрирует право владения в установленном законом порядке.

Платное предоставление

В собственность земельный участок предается через проведение торгов. Постановление об этом мероприятии принимает полномочный орган, по заявлению, которое поступает от юридического или физического лица.

Человек, который инициирует торги, обязан соблюдать порядок предоставления:

  1. Подготовить схему участка. Подать просьбу по поводу утверждения его схемы, указать целевое использование. Государственные органы осуществляют проверку оснований для передачи в собственность участка земли. Может быть вынесено решение об отказе или одобрении представленных схем. Длительность до 2 месяцев с даты предоставления документов.
  2. Провести кадастровые работы.
  3. Осуществить постановку на кадастровый учет, зарегистрировать право собственности.
  4. Подать заявление на проведения аукциона, при этом уже должен быть кадастровый номер, который указывается в заявлении.
  5. Написать заявление в госорган по поводу регистрации права владения.

Этот подготовительный этап завершается проведением аукциона, в течение 2 месяцев с момента подачи всех необходимых документов.

Торги проводятся в электронном формате. Но есть исключения, среди них: предоставление земли физическому лицу или фермерскому хозяйству для ИЖС, ЛПХ, ведения дачного хозяйства и/или садоводства, фермерской деятельности.

Бесплатная земля

Коррективы в законе 2016 года в большей мере касались предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

Таким правом могут воспользоваться некоторые группы граждан одноразово, не зависимо от того к какому количеству категорий они относятся.

На такую щедрость от государства могут рассчитывать:

  • Организации граждан, которые занимаются садоводством, огородничеством. Причем ключевую роль играет не коммерческое использование участка.
  • Граждане, которым земля передана в пользование (с даты предоставления прошло больше 5 лет) для ведения личного подсобного хозяйства. Условие – целевое использование участка.
  • Гражданину, который получил в пользование землю для ИЖС, и при этом на протяжении 5 лет с момента получения работал в органах муниципального образования, и эта работа была основной.
  • Те, у кого в фактической эксплуатации есть дом, возведенный на участке, если право обладания возникло как результат наследования.
  • Граждане, имеющие 3 и больше детей.

Внимание! Каждый субъект РФ определяет собственные критерии признания семьи многодетной.

  • Граждане, которые обладаю правом на бесплатную передачу земельного участка в собственность в соответствии с законами РФ. К ним относятся ветераны ВОВ, военнослужащие (выслуга не менее 15 лет), сотрудники ОВД (выслуга 15 лет), ликвидаторы аварии на ЧАЕС, дети, потерявшие родителей, отдельные категории бюджетников.
  • Лицам, с которыми имеется соглашение развития территории.
  • Религиозным, благотворительным организациям, которые владеют постройками на территории участка.

Порядок передачи земли бесплатно

Для получения гражданами земельных участков в собственность бесплатно необходимо обратиться в представительство Департамента имущества и земотношений по место локации земли. Передать прошение установленного образца. В документе следует указать площадь, место расположение и целевое предназначение участка. Помимо того следует предоставлять:

  • Копию паспорта или другого документа удостоверяющего личность.
  • Оригинал документа, что подтверждает право на получение земли бесплатно.
  • Оригинал документа, что подтверждает право на участок вне очереди, если подобный имеется.

Составление обращение по вопросу выделения участка без платы:

  • Реквизиты органа, к которому идет обращение.
  • Название заявления. Тут нужно указать для чего будет использоваться земля.
  • Тело документа (текст). Подробное описание просьбы, на каких основаниях заявитель считает, что он может претендовать на участок. Тут указывается данные для запрашиваемого объекта. В том числе его размеры, адрес, целевое использование.
  • Ограничения для использования, если они есть.
  • Если на территории есть сооружения. То перечисление их, с указанием площадей в табличном формате.
  • Информация есть ли отягощения и притязания на участок третьих лиц.
  • Список документов, приложенных к обращению.
  • Подпись заявителя, ФИО.

На рассмотрение заявление у госорганов есть 30 дней. За отведенный срок определяется: законна ли передача запрашиваемого земучастка. Если необходимо обращение в другие госорганы сроки могут продлиться еще на такой же период. Об этом заявщика должны оповестить.

Решение может быть в таких вариантах:

  1. Разрешение на постановку в очередь по поводу передачи земучастка безвозмездно. В данном случае заявищику придет оповещение о постановке в очередь и сообщен номер в очереди.
  2. Отказ, по причине отсутствия поводов для подобного предоставления земли. Госорганы обязаны предоставить заявителю причины такого решения. Уведомление с обоснованием будет отправлено почтой.

Основания для отказа могут быть:

  1. Отсутствие законных оснований для предоставления земли безвозмездно.
  2. Пакет документов не соответствуют по оформлению, составу, содержанию или требованиям закона.
  3. Если заявщик уже воспользовался своим правом на получение такого участка.
  4. В собственности субъекта федерации нет участка, отвечающего требованиям заявителя, и будущее их формирование невозможно в соответствии с законом.

Вывод

Нововведения с законом 2016 года – это не что иное, как начало земельной реформы, которая регламентирует и устанавливает понятные и доступные правила с самым ценным недвижимым ресурсом. Цель государства в этом случае – вовлечь новые участки и получить дополнительный доход.