Штраф за недостоверное декларирование товаров. Наказание за недекларированный ввоз товаров в Россию

при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, а о другом сведения не заявляются (когда декларируются мониторы для компьютеров, но кроме них при досмотре обнаруживаются также и системные блоки, имеет место недекларирование системных блоков);

неверно указывается наименование товара, т.е. когда фактически к таможенному оформлению представляется товар, отличный оттого, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации (когда таможенному органу заявляются трубы, а при таможенном досмотре обнаруживаются телевизоры, имеет место недекларирование телевизоров). Указание в декларации сведений о трубах не имеет правового значения, поскольку они не перемещаются через таможенную границу и фактических основании для возникновения таможенных правоотношений в связи с их заявлением в таможенной декларации не имеется.

На практике возможны сочетания этих вариантов.

Таким образом, для отличия состава правонарушения в виде недекларирования от недостоверного декларирования необходимо установить, имел ли место факт заявления сведений о представленном таможенному органу товаре. В этих целях проверяются указанные в таможенной декларации сведения о товаре на предмет их соответствия фактически представленному таможенному органу товару.

Еще одним критерием отграничения недекларирования от недостоверного декларирования является характер заявляемых сведений. Так, недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом либо таможенным брокером (представителем) соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем товара), то есть не заявляется весь товар либо его часть.

При недостоверном декларировании заявляются не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей. Качественными характеристиками товаров являются как их первичные или природные свойства (например: физические - размер монитора компьютера, химические - наличие в веществе примесей, влияющих на его классификацию по ТН ВЭД, биологические - мясо птицы, животных, и прочие свойства), так и вторичные или общественные свойства (стоимость, происхождение и др.).

Таким образом, если общее количество и общее наименование заявленного товара соответствует действительности, то есть отсутствуют признаки недекларирования товаров, но внутри партии товара обнаруживается пересортица (например, декларируется 40 велосипедов, из которых 30 - с колесами 15 см, 10 - с колесами 20 см, а фактически обнаруживается 40 велосипедов, из которых 10 - с колесами 15 см, 30 - с колесами 20 см), либо несоответствие точного наименования товара (например, декларируется 40 курток женских, а фактически обнаруживается 40 курток детских), влекущие освобождение от уплаты - таможенных пошлин, налогов, либо неприменение запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, то лицо подлежит ответственности по частям 2, 3 статьи 16.2 КоАП РФ.


За недекларирование товаров могут быть привлечены лица, ответственные за совершение таможенных операций для выпуска товаров, либо физические лица, перемещающие товары через таможенную границу (ст. 189 ТКТС). Однако за недекларирование товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами, отвечает лицо, подавшее таможенную декларацию, в том числе таможенный брокер.

Недостоверное декларирование.

Часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ - за заявление при декларировании товаров и транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Направление таможенным органом требования декларанту о том, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров и какие именно документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений, должны быть представлены, не является препятствием к возбуждению дела об административном правонарушении по частям 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ. С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является ненадлежащее исполнение декларантом (таможенным брокером) своих обязанностей по декларированию товаров и представлению в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Аналогичным образом усматриваются признаки состава административного правонарушения, если недостоверные сведения обнаружены таможенным органом после выпуска товаров. Возможность привлечения лица к административной ответственности не должна ставиться в зависимость от того, на каком этапе - выпуска товаров или таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган обнаружил признаки состава административного правонарушения.

Не влечет наступления административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление недостоверных сведений (например, о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД), если в результате их корректировки подлежащая уплате сумма таможенных пошлин, налогов останется неизменной или уменьшится по сравнению с заявленной декларантом, поскольку в данном случае отсутствуют вредные последствия.

Заявление недостоверных сведений о классификационном коде товара по ТН ВЭД, послужившее основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, охватывается диспозицией части 2 статьи 16.2 КоАП РФ и образует объективную сторону указанного административного правонарушения.

В случае сомнения таможенных органов в достоверности заявленной в ГТД таможенной стоимости товара, для принятия решения о наличии в деянии лица признаков правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, необходимо подтвердить недостоверность сведений, на основе которых определена таможенная стоимость, и (или) документов, представленных в таможенный орган для ее подтверждения, а также влияние именно этих сведений (документов) на занижение размера таможенных платежей. При этом определение таможенным органом таможенной стоимости товаров и размера подлежащих уплате таможенных платежей должны производиться в порядке, предусмотренном ТКТС. Само по себе несогласие таможенного органа с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости не образует объективной стороны рассматриваемого правонарушения.

Возбуждение дела об административном правонарушении будет обоснованным, например, и в случае получения информации о недействительности представленных при таможенном оформлении транспортных и коммерческих документов, на основании которых производился расчет заявленной таможенной стоимости, а также в случае обоснованного включения таможенным органом дополнительных расходов (страховая премия, транспортные расходы) в таможенную стоимость, если они не были включены в нее декларантом, и таможенная стоимость скорректирована на сумму, равную указанным дополнительным расходам.

Кроме того, признаки рассматриваемого правонарушения присутствуют в случае, когда имеет место взаимосвязь между продавцом и покупателем, которая повлияла на цену ввозимого товара, однако декларант производит отметку в декларации таможенной стоимости (ДТС-1) об отсутствии такой взаимосвязи и заявляет таможенную стоимость, определенную по первому методу.

Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант. В соответствии со ст. 186 ТКТС, декларантом может быть:

1) лицо государства - члена таможенного союза:

заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТКТС;

организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена таможенного союза;

3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита - лицо, государства-члена таможенного союза, иностранные лица, а также:

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

экспедитор, если он является лицом государства - члена таможенного союза.

При определении вины декларанта следует установить использование ими своего права осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации, брать с разрешения таможенного органа пробы и образцы таких товаров.

Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, выражается в несоблюдении установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов или ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ. При этом часть 1 указанной статьи предусматривает ответственность за несоблюдение установленных запретов и (или) ограничений, не носящих экономического характера, часть 2 - носящих экономический характер.

Под ввозом товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТКТС действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами. Вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ представляет собой подачу таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств, а также все последующие предусмотренные ТКТС действия с товарами и транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

Перечень товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу на территорию РФ, устанавливается законодательством РФ (например, постановление Правительства РФ от 05.12.2005 № 733 «О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах»).

Соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами РФ, является обязательным условием выпуска товаров.

Законодательство РФ различает запреты и ограничения экономического характера, а также запреты и ограничения, не носящие экономического характера. При их разграничении необходимо исходить из цели установления (введения) конкретного запрета и ограничения.

К ограничениям экономического характера относятся такие как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (статьи 21, 23, подпункт 1 пункта 1 статьи 24, статьи 26 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»), а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 08.12.2003 №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (например, лицензия на ввоз мяса, патоки крахмальной). Соблюдение запретов и ограничений экономического характера требуется при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления.

Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 ФЗ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», независимо от иных положений 5 главы данного закона (например, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создания оружия массового уничтожения и средств их доставки, запрет на ввоз на территорию РФ отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию РФ оружия, сертификат соответствия и т.д.). Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, в отличие от запретов и ограничений экономического характера применяются независимо от заявленной таможенной процедуры.

Непредставление при декларировании товаров документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не связанное с заявлением недостоверных сведений в таможенной декларации, за исключение случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров, и товары на этом основании выпущены таможенным органом условно без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, образует состав административного правонарушения, предусмотренного рассматриваемой статьей.

Деяние, выразившееся в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), подлежит квалификации по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ

Статья 16.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за недекларирование и недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ.

В соответствии со статьей 179 ТКТС декларирование товаров (в том числе валюты), перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТКТС.

Обязанность декларирования физическими лицами вывозимой иностранной валюты и валюты РФ в письменной форме установлена Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В соответствии со статьей 15 данного закона физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту и (или) валюту РФ в сумме, равной в эквиваленте 10000 долларов США или не превышающей этой суммы.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, - вывозимая наличная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ.

Таким образом, при вывозе иностранной валюты и (пли) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, в случае недекларирования физическими лицами в письменной форме всей суммы вывозимой валюты или ее части либо недостоверного декларирования вывозимой иностранной валюты они подлежат ответственности по статье 16.4 КоАП РФ.

Перерасчет иностранной валюты, валюты РФ в доллары США осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным Банком РФ на день декларирования таможенному органу.

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» единовременный вывоз из РФ физическими лицами маличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, когда валюта вывозится в пределах сумм, ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию. Таким образом, в случае вывоза физическим лицом иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей 10 000 долларов США, при отсутствии у него документов (ввозной таможенной декларации или иных документов), подтверждающих ее ввоз или перевод, деяние должно быть квалифицировано как осуществление валютной операции, запрещенной валютным законодательством РФ, ответственность за которое наступает по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Если же у лица имеются (вне зависимости от того, были ли они предъявлены таможенному органу) необходимые документы, дающие ему право на вывоз иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, однако данная сумма им не была задекларирована в письменной форме или задекларирована недостоверно, то деяние подлежит квалификации только по статье 16.4 КоАП РФ.

Соответственно, в случае неуказания (недостоверного указания) физическим лицом в таможенной декларации сведений о вывозимой иностранной валюте и (или) валюте РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, и, одновременно, отсутствия у него разрешительных документов, в деянии такого лица содержатся признаки правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 16.4 и частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Учитывая, что в соответствии с главой 23 КоАП РФ рассмотрение дел о данных административных правонарушениях отнесено к компетенции разных органов, в отношении этого лица должны быть возбуждены два дела об административных правонарушениях.

Неподача декларации при единовременном ввозе в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США или подача таможенной декларации, содержащей недостоверные сведения о такой валюте, влекут ответственность по рассматриваемой статье, поскольку согласно статье 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливаются требования об обязательном письменном декларировании всей суммы ввозимой валюты.

При установлении незаконного перемещения валюты, выражающегося в нарушении порядка убытия товаров с таможенной территории РФ или в сокрытии их от таможенного контроля, деяние подлежит квалификации соответственно по части 1 или части 2 статьи 16.1 КоАП РФ (например, физическое лицо прошло через «зеленый» канал, имея при себе валюту в сумме, подлежащей обязательному письменному декларированию, сокрыв ее в дополнительной полости под подкладкой одежды).

Статья 16.5. Нарушение режима зоны таможенного контроля

Статья 16.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за следующие действия, если они совершаются без разрешения таможенного органа:

Перемещение товаров, транспортных средств или лиц (в том числе должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов) через границы зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;

перемещение товаров и транспортных средств или указанных лиц в пределах зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;

ведение производственной или иной коммерческой деятельности в зоне таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.

Предусмотренный диспозицией статьи перечень противоправных действий является исчерпывающим, поэтому иные деяния, нарушающие режим зоны таможенного контроля, под действие данной статьи не подпадают.

Ответственность по статье 16.5 КоАП РФ наступает за несанкционированное совершение только тех действий, на совершение которых в соответствии с законом разрешение таможенного органа обязательно. Нарушение уведомительного порядка осуществления действий в зоне таможенного контроля административной ответственности не влечет.

Субъектами данного правонарушения являются лица, совершившие действия, перечисленные в диспозиции статьи 16.5 КоАП РФ. Например, лица, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность в зоне таможенного контроля, которые должны были получить для этого соответствующее разрешение. Наличие договорных отношений между лицами, осуществляющими указанную деятельность, и владельцем СВХ, на чьей территории она осуществляется, не снимает с лиц обязанность получения такого разрешения.

Статья 16.6. Непринятие мер в случае аварии пли действия непреодолимой силы

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.6 КоАП РФ, выражается в непринятии перевозчиком мер по обеспечению сохранности товаров и транспортных средств в случае аварии, действия непреодолимой силы либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих:

доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия после пересечения таможенной границы РФ,

осуществлению остановки или посадки морского (речного) или воздушного судна в установленных местах,

перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита,

перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру международного таможенного транзита.

Обязанность перевозчика принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств в случае возникновения аварии, действия непреодолимой силы или возникновения иных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных на него обязанностей по доставке товаров, на этапе прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ распространяется и на перевозку товаров при внутреннем таможенном транзите и международном таможенном транзите.

В таможенном законодательстве понятие «авария» не определено, однако для целей применения настоящей статьи необходимо учитывать как лексическое значение данного слова, так и содержание понятия авария, установленного различными отраслями законодательства и международными договорами, регулирующими отношения, связанные с осуществлением перевозок. Так, к аварии могут быть отнесены существенная неисправность транспортного средства или дорожно-транспортное происшествие. Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Правилам дорожного движения РФ, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (в редакции от 25.09.2003), под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 года), утвержденное приказом ГТК России от 18.05.1994 № 206, устанавливает, что дорожно-транспортными происшествиями считаются случайные обстоятельства, повлекшие повреждения грузовых отделений транспортных средств или таможенных печатей и пломб (пункт 13.1).

Под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (статьи 202, 401 Гражданского кодекса РФ). Как правило, к таким обстоятельствам относятся природные и общественные события (стихийные бедствия, войны и т.п.).

В случае аварии или действия непреодолимой силы перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности доставляемых товаров и транспортных средств. Такие меры должны быть адекватными применительно к конкретной ситуации и направленными на реальное исполнение указанных требований.

Следует отметить, что в диспозиции статьи содержится уточнение о том, что гибель или утрата товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, исключает наступление ответственности по данной статье. Таким образом, законодателем подчеркнут принцип виновной ответственности за данное деяние: если по объективно непреодолимым причинам меры по обеспечению сохранности товаров не могли быть приняты перевозчиком или принятые меры, признанные таможенным органом достаточными, не обеспечили сохранность товаров, перевозчик не подлежит привлечению к ответственности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.6 КоАП РФ, выражается в несообщении перевозчиком в ближайший таможенный орган об обстоятельствах дела и о месте нахождения товаров и транспортных средств либо в необеспечении их перевозки (в том числе самостоятельно) в ближайший таможенный орган или иное указанное им место.

Статья 16.7. Представление недействительных документов при таможенном оформлении

Статья 16.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за представление декларантом или иным лицом таможенному брокеру (представителю) либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при таможенном оформлении товаров и (или) транспортных средств, повлекшее за собой сообщение (заявление) таможенному органу таможенным брокером (представителем) либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах.

Состав данного правонарушения охватывает не только этап декларирования, но и этапы прибытия товаров на таможенную территорию РФ, помещения товаров под процедуру внутреннего таможенного транзита, то есть все этапы таможенного оформления, когда в соответствии с ТКТС таможенному органу заявляются сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах.

Субъектом ответственности (лицом, передавшим документы) может выступать лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров (на этапе до декларирования), декларант.

Под лицом, которому передаются документы, следует понимать лицо, которое фактически представляет документы в таможенный орган и тем самым заявляет или сообщает таможенному органу недостоверные сведения. Действия указанного лица образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2 или статьей 16.17 КоАП. РФ.

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.7 КоАП РФ, обнаруживается, как правило, таможенным органом в ходе административного производства в отношении лица, заявившего таможенному органу недостоверные сведения, после чего в зависимости от характера недостоверных сведений, обстоятельств их заявления, вида представленного документа, наличии либо отсутствия причинно-следственной связи между представлением документа и заявлением (сообщением) недостоверных сведений и т.д. таможенный орган принимает одно из следующих решений:

1)о привлечении к административной ответственности лица, заявившего (сообщившего) недостоверные сведения, по части 3 статьи 16.1, части 2, 3 статьи 16.2, или статье 16.17 КоАП РФ;

о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лица, представившего документы, повлекшие заявление (сообщение) таможенному органу недостоверных сведений, по статье 16.7 КоАП РФ;

о привлечении к административной ответственности лица, заявившего (сообщившего) недостоверные сведения, а также о возбуждении дела в отношении лица, представившего документы, повлекшие заявление (сообщение) таких сведений.

Под недостоверными сведениями в контексте данной статьи следует понимать не любые сведения, которые подлежат заявлению (сообщению) таможенному органу, а только те, ответственность за заявление (сообщение) которых предусмотрена частью 3 статьи 16.1, частями 2, 3 статьи 16.2 или статьей 16.17 КоАП РФ.

К ответственности по рассматриваемой статье не могут привлекаться иностранные лица, передающие документы для представления в таможенный орган за пределами территории РФ.

Статьи 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам

Объективная сторона указанного нарушения таможенных правил выражается в причаливании к находящимся под таможенным контролем судну и другим плавучим средствам судов либо других плавучих средств, за исключением случаев, если такое причаливание допускается.

Установление такой ответственности призвано обеспечить исключение возможности доступа лиц на судах и других плавучих транспортных средствах к судам, находящимся под таможенным контролем, в целях обеспечения сохранности перемещаемых на этих судах товаров.

Ограничение доступа лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля (в том числе и таможенного), а также

возможность установления полного запрета на такой доступ установлены, в частности, статьей 24 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе РФ», регулирующей порядок пребывания в пунктах пропуска через Государственную границу РФ лиц и транспортных средств. Согласно той же статье все действия с транспортными средствами и грузами (начало движения, определение места стоянки транспортного средства и его изменение, выгрузка пассажиров и грузов) осуществляются только с разрешения пограничных и таможенных органов.

Маркировка и таможенное оформление - что изменится для импортеров

Обязательная маркировка продукции специальными идентификационными метками постепенно внедряется на рынок и охватывает все большие группы товаров. Естественно, данное изменение касается не только российских производителей, но и импортеров.

Консалтинг ВЭД - кому задать вопрос по таможне?

У любого предпринимателя, не имеющего опыта работы с поставками товара из-за границы, возникнет множество вопросов в случае, если он решит стать участником ВЭД. Это, например, ведение валютной бухгалтерии, изменение организационно-правовой формы компании и, пожалуй, основной блок - таможенное оформление грузов. Количество нюансов, которые следует учесть при растаможке товара настолько велико, что подчас даже опытные компании-импортеры совершают ошибки и попадают в практически безвыходные ситуации.

Готовимся к новому году - какие изменения в таможенной сфере ждут участников ВЭД в 2020?

Начало года в практически во всех сферах экономической деятельности связано с вступлением в силу большого количества новых законопроектов. Таможенная сфера не является исключением. Кроме того, участникам ВЭД полезно заранее ознакомиться с изменениями, которые планируется внедрить в течение 2020 года, так как многие из них требуют предварительной подготовки со стороны импортеров. Ниже мы рассмотрим некоторые новшества в таможенном законодательстве, которые начнут действовать в следующем году.

Где хранить и как перевозить не растаможенный груз?

Любой иностранный товар, пересекающий государственную границу РФ, должен пройти таможенную очистку. Только после этого груз поступает в полное распоряжение импортера и с него снимается таможенный контроль . При этом товар необходимо как-то доставить от границы до таможенного поста оформления. Кроме того бывают случаи, когда подача декларации откладывается из-за нехватки каких-либо разрешительных документов, и перед импортером встает выбор - вывезти иностранный товар обратно или поместить на хранение до решения всех проблем с подачей ДТ. В любом случае возникает вопрос - как можно перевозить и где можно хранить не растаможенный груз на территории России?

Условный выпуск и ограничения по товару

В таможенном законодательстве выпуск товаров подразумевает прохождение грузом всех установленных процедур по оформлению, по завершению которых импортер может свободно им распоряжаться в рамках того таможенного режима, который был заявлен в декларации. Соответственно, добавление “условный” к данному термину предполагает появление определенных ограничений в этом вопросе. В каких вариантах возможно такое развитие процесса таможенного оформления?

Груз под таможенным контролем - что это значит для импортера?

Определение понятия “таможенный контроль” приведено в 1 главе ТК ЕАЭС в достаточно обобщенной форме и абсолютно не дает представление о том, каким образом данное словосочетание относится к импортируемым и экспортируемым товарам, какие ограничения накладывает на участников ВЭД и так далее. Давайте изучим данный термин подробнее.

“Один пояс и один путь” - поговорим об ускоренных грузовых поездах из Китая

Китай начал активно развивать проект “Экономический пояс Шелкового пути”, железнодорожную составляющую инициативы “Один пояс - один путь ”, с 2010 года, с целью развития западных и внутренних районов страны. До последнего времени иностранные инвестиции в основном шли в приморские экономические зоны, сейчас же центр и запад страны начинают вовлекать в мировую экономику за счет создания межконтинентальных транспортных коридоров.

Что такое аутсорсинг ВЭД на самом деле

Простая расшифровка английского слова outsourcing дает представление о том, что в себя включает данный сервис - это использование сторонней организации для выполнения стоящих перед компанией задач. Причем привлечение внешнего исполнителя осуществляется на долгосрочной основе (от года и более). Это позволяет, например, небольшим фирмам не раздувать штат сотрудников, а крупным компаниям - развивать бизнес, делегируя решение вопросов, требующих определенной квалификации, внешним подрядчикам. Простейшим примером является бухгалтерский аутсорсинг, когда функции по ведению учета, отчетности и так далее, вплоть до проведения банковских платежей, передаются специализирующейся на данных услугах фирме.

1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов , если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечания:

1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

Владелец холдинга "Русский стандарт" Рустам Тарико и его гражданская жена, у которых на таможне аэропорта Шереметьево изъяли для экспертизы незадекларированные драгоценности, вряд ли станут фигурантами уголовного дела и могут отделаться штрафом, сообщают в пятницу газеты со ссылкой на сотрудников таможни и экспертов.

Согласно законодательству Российской Федерации, все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Перечень товаров, подлежащих декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации для личного пользования:
1. Ввозимые товары, общая стоимость которых превышает 65 тыс. рублей и (или) общий вес которых превышает 35 кг.
2. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов.
3. При единовременном вывозе из Российской Федерации наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 (три тысячи) долларов.
4. При единовременном вывозе из Российской Федерации дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов.
5. При единовременном вывозе из Российской Федерации внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев вывоза из Российской Федерации ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации внешних и (или) внутренних ценных бумаг при представлении таможенной декларации или иного документа, подтверждающего их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.
6. Драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы ‑ палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии и виде: ввозимые временно; вывозимые (за исключением временно вывозимых ювелирных изделий, в том числе и со вставками из драгоценных камней).
7. Драгоценные камни: ввозимые временно, вывозимые изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальные янтарные образования, бриллианты, ввозимые природные алмазы.
8. Культурные ценности.
9. Вывозимые государственные награды Российской Федерации.
10. Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, дериваты, а также полученная из них продукция.
11. Оружие (устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов), основные части огнестрельного оружия (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), патроны (устройства, предназначенные для выстрела из оружия, объединяющие в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение), составные части патронов (гильзы капсюлированные, капсюли, порох); конструктивно сходные с оружием изделия.
12. Ввозимые алкогольные напитки в количестве, превышающем 2 литра.
13. Ввозимые табачные изделия в количестве, превышающем 50 сигар, 100 сигарилл, 200 сигарет, 0,25 кг табака (в случае ввоза табачных изделий только одного вида в количестве, превышающем 100 сигар, 200 сигарилл, 400 сигарет, 0,5 кг табака).
14. Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры.
15. Сильнодействующие и ядовитые вещества.
16. Высокочастотные устройства и радиоэлектронные средства, за исключением оконечного оборудования.
17. Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации.
18. Вывозимые материальные объекты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
19. Ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии.
20. Радиоактивные изотопы, радиоактивные вещества и изделия на их основе.
21. Вывозимые сырье, материалы, оборудование, научно‑техническая информация, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
22. Ввозимые химикаты, которые могут быть использованы при создании химического оружия.
23. Продукция военного назначения.
24. Транспортные средства.
25. Товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже.
26. Товары, пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

Физические лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, могут декларировать в письменной форме помимо указанных и иные товары (в том числе временно ввозимые с последующим их вывозом, временно вывозимые с последующим их ввозом, товары, общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей и (или) общий вес которых не превышает 35 кг).

Незаявление физическим лицом о наличии у него товаров, обязательных для письменного декларирования, рассматривается как его заявление о том, что у него таких товаров нет.

Недекларирование или недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, является нарушением таможенных правил, а лица, их допустившие, несут ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

В соответствии с Кодексом РФ административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц ‑ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, ‑влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц ‑ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц ‑ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц ‑ от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

Согласно статье 188 Уголовного Кодекса РФ от 13 июня 1996 года, контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Деяния, указанные выше, совершенные: должностным лицом с использованием своего служебного положения; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

Вышеуказанные деяния, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Направляем для использования в практической деятельности разъяснения по квалификации административных правонарушений по статье 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьи про 16.2 КоАП РФ на форуме

1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса,

– влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера,

– влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, запретов и ограничений,

– влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечания:

1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

2. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в обращении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, а частями 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ – за их недостоверное декларирование. Ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов предусмотрена статьей 16.4 КоАП РФ.

Недекларирование.

В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.

При этом таможенному декларированию, в том числе без помещения под таможенную процедуру подлежат:

– товары, являвшиеся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения (АП) или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию (статья 185 ТК ТС);

– транспортные средства международной перевозки, запасные части и оборудование (пункт 4 статьи 341, статья 350 ТК ТС);

– товары и транспортные средства для личного пользования, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза (ТС) (пункт 4 статьи 354, пункт 2 статьи 355 ТК ТС);

– припасы (пункт 2 статьи 364 ТК ТС).

Кроме того, ТК ТС и статьей 217 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (Закон N 311-ФЗ) предусмотрены дополнительные случаи таможенного декларирования товаров.

Так, таможенному декларированию подлежат незаконно ввезенные товары; отходы и остатки, образовавшиеся при использовании таможенных процедур переработки на таможенной территории (статья 246, 247 ТК ТС), переработки для внутреннего потребления (статья 271, 272 ТК ТС) и уничтожения (статья 309 ТК ТС); иностранные товары, ввезенные в Российскую Федерацию с территорий государств – членов ТС, где осуществлялись операции по их переработке; товары, ввозимые в Российскую Федерацию: выпущенные для внутреннего потребления на территориях государств – членов ТС по ставкам ввозных таможенных пошлин ниже применяемых в Российской Федерации; в отношении которых при ввозе на территории государств – членов ТС предоставлялись льготы по уплате ввозных таможенных пошлин; происходящие из государств, не являющихся членами ТС, к которым применяются ограничения, введенные Российской Федерацией в одностороннем порядке.

При этом следует учитывать, что обязанность по декларированию отходов не наступает только в тех случаях, когда указанные отходы переработаны и находятся в состоянии, непригодном для их дальнейшего коммерческого использования и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом (пункт 1 статьи 246, пункт 1 статьи 271, пункт 2 статьи 309 ТК ТС).

Лица, приобретшие незаконно ввезенные на таможенную территорию ТС товары в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, вправе, но не обязаны осуществить их декларирование (часть 5 статьи 168 Закона N 311-ФЗ), поэтому указанные лица не подлежат ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Вместе с тем в действиях таких лиц может усматриваться состав АП, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.21 КоАП РФ

За недекларирование товара, находящегося на временном хранении (на СВХ и иных местах временного хранения), по истечении установленного срока временного хранения товаров лицо подлежит ответственности по статье 16.16 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства ТС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле по таможенному декларированию товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании партии товаров, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному декларированию представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Также следует учитывать, что указание в таможенной декларации сведений о товарах, которые фактически не перемещались через таможенную границу ТС, не имеет правового значения, поскольку оснований для возникновения таможенных правоотношений в связи с их заявлением в таможенной декларации не имеется.

При этом для установления факта недекларирования необходимо выяснить, имело ли место заявление сведений о представленном таможенному органу товаре, для чего следует проверять указанные в таможенной декларации сведения о товаре на предмет их соответствия фактически представленному таможенному органу товару.

Критерием отграничения недекларирования товаров от их недостоверного декларирования является характер заявляемых сведений. Так, недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом либо таможенным представителем соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем), то есть не заявляется весь товар либо его часть.

При недостоверном декларировании декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявляются не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей. Качественными характеристиками товаров являются как их первичные или природные свойства (например, физические – размер монитора компьютера, химические – наличие в веществе примесей, влияющих на его классификацию по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ТС (ЕТН ВЭД ТС), биологические – мясо птицы, животных, и прочие свойства), так и вторичные или общественные свойства (стоимость, происхождение и др.).

Таким образом, если общее количество и общее наименование заявленного товара соответствует действительности, то есть отсутствуют признаки недекларирования товаров, но внутри партии товара обнаруживается пересортица (например, декларируется 40 велосипедов, из которых 30 – с колесами 15 см, 10 – с колесами 20 см, а фактически обнаруживается 40 велосипедов, из которых 10 – с колесами 15 см, 30 – с колесами 20 см), либо несоответствие точного наименования товара (например, декларируется 40 курток женских, а фактически обнаруживается 40 курток детских), влекущие освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, либо неприменение запретов и (или) ограничений, то лицо подлежит ответственности по частям 2, 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Факты недекларирования товара имеют место в случаях, когда количество задекларированных товаров совпадает, а при проведении таможенного контроля установлена пересортица.

Например, в таможенной декларации (ДТ) заявлены лесоматериалы хвойных пород – сосна кедровая 10 и сосна обыкновенная 10 . В ходе таможенного досмотра таможенным органом установлено, что фактически вывозятся лесоматериалы хвойных пород – сосна кедровая 12 и сосна обыкновенная 8 . Код товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ТС различается на уровне подсубпозиции, ставка по платежам одинаковая.

В соответствии с Инструкцией по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 20.05.2010 N 257, как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ЕТН ВЭД ТС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.

Следовательно, в случае перемещения древесины одного вида, но разных наименований, классифицируемых по различным кодам ЕТН ВЭД ТС, отдельному декларированию подлежит каждое наименование древесины (в данном случае предметом правонарушения, выразившегося в недекларировании товаров, является сосна кедровая в количестве 2).

Товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц (далее – товары для личного пользования) перемещаются через таможенную границу ТС в соответствии с положениями главы 49 ТК ТС и Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18.06.2010 “О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском” (далее – Соглашение). Однако в случае отнесения таможенным органом товаров, перемещаемых физическим лицом через таможенную границу ТС, к товарам, предназначенным не для личного пользования, а к категории предназначенных для предпринимательской или иной коммерческой деятельности, применяется общий порядок таможенного декларирования товаров (пункт 1 статьи 352 ТК ТС). Поэтому для квалификации действий физического лица по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ необходимо определить предназначение товара.

Отнесение товаров к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах, их характера и количества, частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу ТС.

В связи с этим при привлечении физического лица к ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ необходимо устанавливать предназначение перемещаемых товаров, исходя из вышеуказанных критериев, а также учитывать конкретные обстоятельства перемещения и индивидуальные особенности лица (социальное, имущественное, семейное положение, в том числе количество членов семьи, образование, профессия, род занятий, хобби, физиологические особенности, медицинские показания и т.д.).

В некоторых местах прибытия (убытия) на таможенную территорию ТС для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойного коридора (статья 357 ТК ТС). В таких случаях физическое лицо самостоятельно выбирает соответствующий коридор (“зеленый” или “красный”) для совершения таможенных операций.

Пересекая линию, обозначающую вход в “зеленый” коридор, физическое лицо совершает действие (таможенную операцию), означающее заявление таможенному органу сведений о том, что перемещаемые им товары не подлежат таможенному декларированию. Таким образом, событие АП, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, наступает после пересечения линии, обозначающей вход в “зеленый” коридор.

В практике имеют место факты, когда физические лица, прибывающие с товарными партиями, оставляют товар в зоне таможенного контроля и следуют через “зеленый” коридор как не имеющие в сопровождаемом багаже (в том числе в ручной клади) товаров, подлежащих таможенному декларированию.

В последующем указанные лица получают свой багаж из мест хранения невостребованного багажа, после чего декларируют товар с уплатой таможенных пошлин, либо заявляют товар к обратному вывозу. Учитывая, что лицо, изначально следуя через “зеленый” коридор без представления товаров таможенному органу, не выполняет обязанность по их таможенному декларированию, установленную статьей 355 ТК ТС, в его действиях имеется событие АП, предусмотренное частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом через таможенную границу ТС физическими лицами, подлежат таможенному декларированию в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (статья 355 ТК ТС, статья 8 Соглашения).

При этом не подлежат таможенному декларированию транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории государств – членов ТС, временно вывозимые с таможенной территории ТС и обратно ввозимые на такую территорию.

Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ТС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год с освобождением от уплаты таможенных платежей (пункт 2 статьи 358 ТК ТС).

Таким образом, в деянии физического лица, осуществившего ввоз транспортного средства на территорию ТС, в том числе иностранного физического лица, ввезшего на таможенную территорию ТС транспортное средство для личного пользования, и не подавшего пассажирскую таможенную декларацию, содержатся признаки состава АП, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

В отношении иностранных товаров допускается предварительное таможенное декларирование товаров путем подачи ДТ до их ввоза на таможенную территорию ТС (пункт 1 статьи 193 ТК ТС).

В этом случае лицо, учитывая возложенные на него статьей 188 ТК ТС обязанности, должно предвидеть возможность наступления последствий в виде несоответствия сведений, указанных в таможенной декларации, фактически полученному товару и принять меры, исключающие наступление таких последствий.

Таким образом, использование лицом предварительного таможенного декларирования иностранных товаров не исключает возможность привлечения к ответственности по статье 16.2 КоАП РФ.

Вывозимые товары ТС могут декларироваться с применением временного периодического таможенного декларирования (статья 214 Закона N 311-ФЗ), при этом перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи в этом случае осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 312 Закона N 311-ФЗ.

При временном периодическом таможенном декларировании до убытия товаров с таможенной территории ТС подается временная таможенная декларация (ВТД), в которой сведения заявляются исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров. Убытие товаров в количестве, превышающем заявленное во временной декларации на товары, не допускается (часть 6 статьи 214 Закона N 311-ФЗ). При этом следует учитывать, что возможность заявления в ВТД ориентировочного количества товара, планируемого к вывозу, не освобождает декларанта от соблюдения установленных таможенным законодательством ТС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле требований о недопущении убытия товаров в большем количестве, чем заявлено в ВТД, а также о заявлении достоверных сведений о количестве вывозимых товаров при их декларировании (пункт 3 статьи 164 ТК ТС, часть 6 статьи 214, часть 6 статьи 312 Закона N 311-ФЗ). В противном случае такое действие является противоправным.

В этой связи вывоз количества товара, превышающего заявленное в ВТД, может рассматриваться как недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

Поэтому вне зависимости от того, когда выявлен факт вывоза с таможенной территории ТС не заявленных в ВТД товаров – при получении разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ТС либо при подаче ПВД, лицом совершается АП, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

После фактического вывоза товаров с таможенной территории ТС декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных ДТ на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории ТС, в срок, устанавливаемый таможенным органом по письменному заявлению декларанта, не превышающий предельный срок подачи полной таможенная декларации (ПВД) (часть 5 статьи 214 Закона N 311-ФЗ).

При этом в ПВД декларантом должны заявляться точные сведения о количестве вывезенных товаров ТС, на основании которых определяется окончательный размер подлежащих уплате таможенных пошлин. Учитывая особенности временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров ТС, заявление в ПВД сведений о меньшем количестве, чем количество фактически вывезенных товаров, которое влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, является заявлением недостоверных сведений о товарах и подлежит квалификации по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

За недекларирование товаров могут быть привлечены декларант либо таможенный представитель (статьи 12, 186 ТК ТС) либо физические лица, перемещающие товары.

Недостоверное декларирование.

Часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по ЕТН ВЭД ТС, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ – за заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств – членов ТС, решениями КТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов ТС, запретов и ограничений.

С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Основанием для возбуждения дела об АП является ненадлежащее исполнение декларантом (таможенным представителем) своих обязанностей по декларированию товаров и представлению в таможенный орган документов, на основании которых заполнена таможенная декларация (статьи 181, 183, 184, 187, 188, 190 ТК ТС). Аналогичным образом усматриваются признаки рассматриваемых составов АП, если недостоверные сведения обнаружены таможенным органом после выпуска товаров.

При возбуждении дел об АП по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ необходимо учитывать, что диспозиция данной нормы предусматривает наступление ответственности за заявление недостоверных сведений о декларируемых товарах, исчерпывающий перечень которых содержится в подпункте 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС. В этой связи заявление в ДТ недостоверных сведений о ставке таможенной пошлины, налогов, о курсе валют, устанавливаемом в соответствии с законодательством государства – члена ТС и применяемом для исчисления таможенных платежей, не образует события рассматриваемого АП, так как эти сведения относятся к сведениям об исчислении таможенных платежей (подпункт 6 пункта 2 статьи 181 ТК ТС), а не к сведениям о товарах, определяющим и формирующим структуру таможенной стоимости.

Не влечет наступления административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление недостоверных сведений, если в результате их корректировки подлежащая уплате сумма таможенных пошлин, налогов уменьшится по сравнению с заявленной декларантом, поскольку в данном случае отсутствуют вредные последствия и такое деяние не носит противоправного характера.

Согласно пункту 2 статьи 144 ТК ТС пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования. Для целей же привлечения лица к административной ответственности вывод о недостоверности заявленных в таможенной декларации сведений о товаре в части несоответствия всей товарной партии определенному ГОСТу может быть сделан таможенным органом, если при определении качества всей товарной партии соблюдены требования соответствующего ГОСТа, предъявляемые к количеству товара, необходимого для отбора проб и образцов.

Заявление недостоверных сведений о классификационном коде товара по ЕТН ВЭД ТС и таможенной стоимости, послужившие основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, охватывается диспозицией части 2 статьи 16.2 КоАП РФ и образует объективную сторону указанного АП.

Однако, указание декларантом или таможенным представителем в таможенной декларации неверного кода по ЕТН ВЭД ТС, не связанного с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию, само по себе не может служить основанием для привлечения лица к ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Необходимо учитывать, что привлечение лица к административной ответственности за заявление недостоверных сведений о коде товара в соответствии с ЕТН ВЭД ТС, заявленного в таможенной декларации со ссылкой на предварительное решение таможенного органа по классификации товара, возможно только в том случае, если будет установлено, что к таможенному декларированию был представлен товар, отличный от того, в отношении которого было принято решение о классификации. В соответствии со статьей 52 ТК ТС предварительное решение о классификации товара является обязательным для всех таможенных органов.

При выявлении неверной классификации товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа в соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной приказом ФТС России от 15.10.2013 N 1940, принимает решение по классификации товара по ЕТН ВЭД ТС.

При этом если решение по классификации товаров принимается до выпуска товаров, то в графу “D” по товару в таможенной декларации, в отношении которого принято решение по классификации, вносится соответствующая запись.

Таким образом, доказательством заявления недостоверных сведений о классификационном коде товара в соответствии с ЕТН ВЭД ТС будет являться решение по классификации товара по ЕТН ВЭД ТС, а в случае принятия указанного решения до выпуска товаров – также таможенная декларация с записью о корректировке классификационного кода товара.

Для квалификации деяния лица по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ необходимо установить недостоверность сведений, на основе которых определена таможенная стоимость, и (или) документов, представленных в таможенный орган для ее подтверждения, а также влияние именно этих сведений (документов) на занижение размера таможенных платежей (транспортные, коммерческие документы, сведения о страховых премиях, транспортных расходах, лицензионных платежах, об отсутствии взаимосвязи между продавцом и покупателем и т.д.).

Само по себе несогласие таможенного органа с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости не образует объективной стороны рассматриваемого правонарушения.

Доказательством заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товара будут являться: акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, решение о корректировке таможенной стоимости, форма корректировки декларации на товары (КДТ).

Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах не может быть квалифицировано по статье 19.7 КоАП РФ. Правонарушение, предусмотренное этой статьей, посягает на нормальную деятельность государственных органов, и не представленная (представленная недостоверной) информация должна быть необходима для законной деятельности государственного органа, то есть без такой информации либо в случае ее недостоверности осуществление этим органом своей деятельности невозможно или затруднено. Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах посягает на установленный порядок таможенного декларирования и не препятствует деятельности таможенного органа как государственного органа – он продолжает свою деятельность в рамках предоставленных ему полномочий и может принять соответствующее решение о товарах и транспортных средствах, в отношении которых заявлены указанные сведения.

Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным представителем – таможенный представитель. Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подпункт 6 пункта 1 статьи 4, статья 186 ТК ТС).

Устанавливая, что таможенный представитель действует не от собственного имени, а от имени и по поручению декларанта, ТК ТС закрепляет, что таможенное декларирование также производится таможенным представителем (пункт 2 статьи 179 ТК ТС), в связи с чем именно он несет все обязанности, сопутствующие этой таможенной операции, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре. Одновременно, на основании пункта 1 статьи 15 ТК ТС, он обладает всеми правами декларанта, предусмотренными статьей 187 ТК ТС.

При доказывании вины таможенного представителя следует устанавливать использование таможенным представителем его права требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований ТК ТС (пункт 2 статьи 15 ТК ТС). Поэтому возможный довод таможенных представителей в обоснование своей невиновности, о том, что они лишь используют при декларировании сведения, полученные от получателя или отправителя товаров, и не отвечают за их достоверность, несостоятелен.

Положение пункта 2 статьи 12 ТК ТС о том, что таможенный представитель действует от имени представляемого лица, означает переход к декларанту прав и обязанностей, возникающих в результате таможенного декларирования товаров (право пользования товаром в соответствии с заявленной таможенной процедурой, обязанность по ее завершению определенным способом, обязанность по уплате периодических таможенных платежей и др.). В связи с этим в обязанности таможенного представителя не входит совершение таможенных операций, связанных с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур (пункт 2 статьи 16 ТК ТС).

В ходе проведения административного расследования по частям 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ в отношении таможенного представителя в зависимости от конкретных обстоятельств дела необходимо рассмотреть вопрос об ответственности декларанта или иного лица по статье 16.7 КоАП РФ и (или) статье 16.3 КоАП РФ.