Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности. Правовое регулирование инновационной деятельности в современной россии Правовое регулирование инновационной деятельности в организации

В настоящее время не существует какого-либо единого нормативного акта, регулирующего отношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности. Действующие нормативные акты определяют отдельные правовые аспекты этого процесса. Совокупность правовых источников, затрагивающих данную сферу предпринимательства, может быть представлена в виде следующей системы.

Законодательство об интеллектуальной собственности . В его состав входят законы, регламентирующие порядок оформления прав и правовой режим отдельных объектов интеллектуальной собственности - изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, нетрадиционных объектов, средств индивидуализации, объектов авторского права. Также здесь следует назвать нормативные акты патентного ведомства, регламентирующие порядок регистрации отдельных объектов и некоторые другие вопросы.

Более подробно данный материал освещен в разделе настоящего учебника об интеллектуальной собственности субъектов предпринимательства, Нормы законодательства об интеллектуальной собственности регламентируют не только собственно правовой режим объектов и порядок оформления прав на них, но и затрагивают отдельные договорные формы взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, которые не предусмотрены Гражданским кодексом, например лицензионные договоры, договоры о вознаграждении автору изобретения, договоры об уступке промышленных прав.



Гражданский кодекс РФ. Особое значение в рассматриваемой сфере имеют нормы Кодекса, касающиеся отдельных видов договоров - главным образом, договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоров о возмездном оказании услуг, о совместной деятельности.

Нормативные акты, направленные на оказание государственной поддержки и стимулирование инновационной деятельности. Прежде всего, к ним относятся документы программного, декларативного характера. Так, 5 августа 2005 г. Правительством РФ утверждены уже упоминавшиеся Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, определившие цели, задачи государственной инновационной политики, ее основные направления, механизмы, меры реализации. Также здесь можно назвать Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».

В Указе было заявлено о приоритетности государственного стимулирования процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности как основного направления государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности.

Существует ряд постановлений Правительства РФ об утверждении федеральных программ, касающихся отдельных сфер инновационной деятельности. К ним относятся: постановления Правительства РФ: от 21 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002-2010 годы)»; от 8 ноября 2001 г. № 779 «Об утверждении федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы»; от 25 ноября 1998 г. № 1391 «О федеральной целевой программе «Медицина высоких технологий» и др.

К источникам данной группы относятся принятые Правительством РФ акты индивидуального регулирования, направленные на формирование специальных фондов поддержки инновационной деятельности. Это постановления Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»; от 26 августа 1995 г. № 827 «О Федеральном фонде производственных инноваций» Схожие по направлению деятельности некоммерческие организации могут создаваться и субъектами Федерации, муниципальными образованиями, ненормативные акты об учреждении которых также входят в рассматриваемую группу источников.

Нормативные акты, направленные на защиту государственных интересов. Они касаются тех случаев, когда деятельность по созданию инновации финансируется за счет средств государственного бюджета, в связи с чем возникает необходимость в принятии различных организационных решений, упорядочивающих участие государственных органов в этом процессе и обеспечивающих реализацию интересов Российской Федерации.

Здесь могут быть названы, например, следующие источники: Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» (в ред. от 17 ноября 2005 г № 685).

Законодательство о науке и научно-технической деятельности . В первую очередь это Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», а также образовательное законодательство, представленное Федеральными законами «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании».

Нормативные акты по бухгалтерскому учету, отражающие специфику бухгалтерского учета нематериальных активов . К ним относятся: Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 914, и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (п. 55-57).

Подводя итог обзору правовых источников регулирования инновационной деятельности, отметим, что инновационное законодательство следует определить как комплексную отрасль законодательства, поскольку оно представляет собой совокупность разноотраслевых элементов, причем «большинство правовых норм об инновациях напрямую воплощают те принципы регулирования, которые характерны для базовых, фундаментальных отраслей - главным образом права гражданского».

Вместе с тем в России уже давно назрела необходимость в принятии комплексного законодательного акта об инновационной деятельности и инновациях, который содержал бы не набор положений декларативного характера, а воплощал в себе целостную систему норм права, органично встраивающих инновационные отношения в правовое поле современного предпринимательского законодательства.

1

Ефимцева Т.В.

В настоящей статье обосновывается положение о том, инновационное право является институтом российского предпринимательского права. Самостоятельность отрасли или правового института подтверждается наличием собственных предмета и метода правового регулирования. Предмет инновационного права составляют три группы общественных отношений: непосредственно инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения и отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность субъектов предпринимательского права. Метод инновационного права характеризуется сложным сочетанием предоставления широкой свободы субъектам инновационной деятельности и обязательными предписаниями со стороны государства там, где это диктуется общественными интересами. Ключевые слова: правовой институт, инновационное право, инновационное отношение

Переход к инновационной экономике невозможен без адекватного и эффективного регулирования отношений, связанных с созданием и внедрением в производство результатов интеллектуальной деятельности. В связи с этим представляется необходимым определить место инновационного права в системе российского права. Наличие тесной связи между инновационной деятельностью и предпринимательством позволяет признать инновационное право институтом российского предпринимательского права при условии, что инновационное право обладает всеми объективными признаками элемента правовой системы. Такими признаками в первую очередь выступают предмет и метод правового регулирования.

В юридической науке под предметом правового регулирования отрасли или института права понимаются общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли или института. Определить предмет инновационного права - это значит: во-первых, установить, какие нормы и возникающие на основе их применения отношения являются инновационно-правовыми, во-вторых, найти ту основу, которая объединяет эти нормы и отношения в единый институт права, и, в-третьих, установить характерные черты инновационно-правовых норм и отношений, отличающие их от норм и отношений других институтов права. Итак, какие же нормы и отношения, возникающие при применении этих норм, являются инновационно-правовыми.

На наш взгляд, предметом инновационного права являются три группы общественных отношений, составляющих определенное единство. Это инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения и отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность. Причем первые две группы отношений являются горизонтальными по своей структуре, поскольку возникают между равноправными и независимыми друг от друга участниками, а третья группа представляет собой отношения по вертикали. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Непосредственно инновационные отношения - это отношения по осуществлению инновационной деятельности, возникающие между ее субъектами. Суть этих отношений состоит во внедрении и коммерциализации особых объектов - инноваций. На практике понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть различия. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Новшество - это новая, а также представленная в виде новой комбинации уже известных элементов научная, техническая, технологическая разработка (устройство, метод, услуга или изобретение), имеющая новые потребительские свойства или сферы применения. Нововведение означает, что новшество используется. Иными словами, инновация (нововведение) определяется как реализованное новшество. Инновация (нововведение) - это результат интеллектуальной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, либо нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности. Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

В экономике инновации рассматриваются и как результат научно-технической деятельности, и как процесс создания и распространения новшеств. В наиболее общем виде под инновацией понимают «использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности и производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества». В широком смысле инновация - нововведение (преобразование) в экономической, технической, социальной и иных сферах, основанное на новых идеях, изобретениях, открытиях и т.п., в узком смысле - первое использование изобретения, за которым следует распространение изобретения.

Вторая группа отношений, составляющих предмет инновационного права, связана с созданием новшеств. Новшество - это результат фундаментальных и прикладных научных исследований, разработок, экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности, воплощенный в материальную форму. Новшества могут приобретать форму открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, секретов производства, рационализаторских предложений, научных подходов и принципов и т.д. Без создания новшества невозможно его внедрение, то есть инновационная деятельность. Иными словами, инновационная деятельность начинается только после создания новшества и оценки его экономической эффективности. Процесс же создания новшества остается за рамками инновационной деятельности, но включается в понятие инновационного процесса.

Инновационный процесс - понятие, выведенное и употребляемое зачастую экономистами, но между тем представляющее интерес и для лиц, занимающихся юридической практикой, поскольку только при детальном его рассмотрении можно выяснить, в каком правовом регулировании он нуждается. Понятие «процесс» определяется как ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. Рассматривая понятие инновационного процесса, целесообразно привести ряд его интерпретаций. Так, в одной из научных работ инновационный процесс представлен как сложное динамичное образование, связанное с совокупностью последовательных действий, обеспечивающих зарождение, разработку и использование инноваций для создания новых потребительских благ, получения прибыли, достижения конкурентоспособности через рост эффективности производства.

С точки зрения Ю.П. Морозова, инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, решений организационно-технического, экономического, социального и иного характера, других результатов интеллектуальной деятельности и осуществляется в четыре этапа. На первой стадии проводятся фундаментальные исследования в академических институтах, высших учебных заведениях и т.д. На втором этапе в научных учреждениях проводятся исследования прикладного характера, которые могут привести к потере вложенных средств - инвестиций. На третьей стадии в специализированных лабораториях или в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации, начиная от запуска в производство и выхода на рынок и далее в соответствии с основными этапами жизненного цикла продукта.

В общем виде инновационный процесс можно записать так: фундаментальные исследования - прикладные исследования - научно-исследовательская работа - опытно-конструкторская работа - промышленное производство - маркетинг - сбыт. Именно в этой формуле заключается сущность инновационного процесса и направление его осуществления: от абстрактного решения к реальному продукту, а от него к прибыли.

По нашему мнению, наибольшего внимания заслуживает структура инновационного процесса, представленная Е.Д. Житенко, которая состоит из трех стадий: разработка нового продукта; промышленное освоение; распространение или коммерциализация. В свою очередь в стадию разработки нового продукта или процесса входят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также защита интеллектуальной собственности. В этап промышленного освоения включаются организация опытного производства, отладка технологических процессов, стандартизация, аттестация, лицензирование, формирование рынка. В стадию распространения входят серийное производство, сбыт, обслуживание, распространение (имитация). При этом следует отметить, что инновационный процесс не завершается первым появлением на рынке нового продукта. Он продолжается и после внедрения продукта в силу того, что нововведение подвержено усовершенствованиям, и, следовательно, способно приобретать новые потребительские качества. Это обстоятельство открывает для такого объекта новые сферы использования и применения, новые рынки сбыта и новых потребителей.

Третью группу отношений, входящих в предмет инновационного права, составляют отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность, которые возникают между государством и субъектами инновационной деятельности. Государство в лице своих органов, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, путем ее регулирования, планирования, контроля и другими способами. Такие отношения строятся по вертикали, поскольку государство доминирует, устанавливает «правила игры» для предпринимателей и в случае их нарушения привлекает к ответственности.

Отдавая должное предмету правового регулирования, необходимо отметить недостаточность этого критерия деления права на отрасли и институты. Поэтому необходимо рассматривать его вместе с методом правового регулирования. В юридической науке нет единогласия в мнениях о методе правового регулирования: должен ли метод вытекать из предмета, то есть определяться видом (типом) общественных отношений, или возможно применение различных методов в одной отрасли и одинаковых методов - в различных отраслях права.

Основываясь на том, что метод - существенное отображение самого предмета, его основных черт и свойств, выступающее как бы во вне по отношению к предмету в целях его более глубокого познания,
С.Н. Братусь полагал, что и практика, и теория правового регулирования доказывают необходимость исходить из единства предмета и метода правового регулирования. Такое единство является правильным классификационным критерием распределения норм по отраслям. Сторонники же признания комплексных отраслей права обращают внимание на то, что, например, метод автономии, то есть относительной самостоятельности субъектов права в выборе решений, имеющих юридическое значение, метод равенства сторон в гражданском правоотношении, метод подчинения в административном праве присущи не только этим отраслям, но присутствуют в той или иной степени в других отраслях права - предпринимательском, трудовом, аграрном, семейном и т.д.

Следовательно, под методом правового регулирования отрасли или института права понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающийся вследствие особых свойств предмета правового воздействия. Метод правового регулирования, применяемый в инновационном праве, характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов: с одной стороны, предоставление широкой свободы субъектам при осуществлении ими инновационной деятельности и, с другой стороны, государственное властное воздействие в виде обязательных предписаний там, где это диктуется интересами общества и государства.

На основании изложенного инновационное право как институт права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения, а также отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность путем предоставления широкой свободы субъектам инновационной деятельности и предъявления обязательных предписаний там, где это необходимо. Приведенное определение раскрывает понятие инновационного права именно как института права. Следует иметь в виду, что термин «инновационное право» используется также в значениях института законодательства, научной дисциплины и учебного курса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашов В.В., Масленников В.В., Румянцев В.С. и др. Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности в высшей школе. Монография. М., 2000. С. 18.

2. Житенко Е.Д. Оценка законодательства РФ, регулирующего инновационную деятельность // Инновации. 2003. № 2-3. С. 80-81.

3. Завлин П.Н. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. / П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Изд-во ЦИСН, 1998. С. 6.

4. Инновационный менеджмент: Справ. пособие. / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М., 1998. С. 4.

5. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. М.: Юнити, 2000. С. 10.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Гос. изд. иностр. и национальных словарей. М., 1953. С. 575.

7. Система советского права и перспективы ее развития. «Круглый стол» журнала «Советское государство и право» // Советское государство и право. 1982. № 6. С. 92.

8. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 2002. С. 972.

Библиографическая ссылка

Ефимцева Т.В. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРАВА // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1333 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Источники правового регулирования инновационной деятельности

Ранее регулирование (тогда научной) инновационной деятельности было достаточно хаотичным: не было единого закона, но было множество подзаконных актов различных министерств и ведомство. Нет базового нормативного акта нет и сейчас: ФЗ "О статусе наукограда РФ", "Об особых экономических зонах РФ", "О российской корпорации "Нанотехнологии", "О научном центре "Сколково", а также многие подзаконные нормативные правовые акты.

Под такой формой следует понимать внутренне упорядоченные объединения сил, ресурсов и средств, посредством которых достигаются цели инновационного проекта. Такое объединение характеризуется определенной иерархической структурой и соответствующим структуре инновационного процесса механизмом управления, то есть это не организационно-правовая форма юридического лица.

Действующим законодательством предусматриваются различные организационные формы, наиболее мощной из которых являются наукограды ("технополисы"), то есть сосредоточенный в границах одного региона комплекс научных организаций, занимающихся фундаментальными и прикладными исследованиями, вузов, промышленных предприятий и прочее, ориентированных на созданние и реализацию инноваций.

Впервые технополисы появились в США ("Силиконовая долина" вокруг Стенфордского университета). В РФ наукоградом считается МО, имеющее высокий научно-технический потенциал с градообразующим научно-производственным комплексом (совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую и иную деятельность). Научно-производственный комплекс должен располагаться на территории МО, быть градообразующим, отвечать установленным законом требованиям.

Статус наукограда с 01.01.2005 присваивается Правительством РФ (до этого - указом Президента РФ). Сейчас это 65 городских и сельских поселений, расположенных в основной зоне расселения в стране. Данный статус дает право на получение субсидий из федерального бюджета. В данный момент создает инновационный центр Сколково.

Следующей формой являются технико-внедренсческие особые экономические зоны (это одна из разновидностей экономических зон, родовым признаком которых является наличи особого режима осущетсвляения предпринимательской деятльености на определенной территории; позаимствовали опыт Китая и Сингапура).

На сегодняшний день на территории РФ имеется 4 технико-внедренсческие особые экономические зоны в Дубне, в Зеленограде, в Томске, в Найдорфе.

Технологические и научные парки - это уже структуры более мелкого масштаба. Это научно-производственные территориальные комплексы, включающие в себя научные учреждения, вузы, промышленные предприятия, малые наукоемкие фирмы и сервисные службы.


Технологические и научные парки функционируют на основе коммерциализации научной и научно-технической деятельности. Их целью являеся содействие малым инновационным формам и их развитию, воплощение научной и научно-технической продукции, готовой для размещения на рынке, создание новых видов производств.

Научный парк - структура, действующая в соответствии с договорами о сотрудничестве с университетами и исследовательскими центрами.

Инновационные предприятия при научных и образовательных учреждениях. Они должны создаваться и функционировать в соответствии с законом по вопросу создания государственными учреждениями организаций с целью практического применения результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям (научные и образовательные учреждения).

Бизнес-инкубаторы (парки инкубаторного типа) - многофункциональные комплексы, оказывающие обширный перечень инновационных и учебных услуг фирмам-клиентам, которые в зависимости от своего технологического профиля и производственной ориентации приобретают эти услуги, одновременно арендуя помещение инкубатора. Самоокупаемость бизнес-инкубатора обеспечивается за счет будущей прибыли таких фирм-клиентов.

Инженеринговые, внедренческие и венчурные организации - это малые инновационные предприятия, которые по сравнению с крупными формами обладают большими возможностями в области коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности за счет готовности идти на больший риск, более узкой предметной специализации

Инженеринговые организации занимаются доработкой инноваций до стадии их промышленной реализации, а также проводят консультации и оказывают услуги в процессе внедрения новых разработок (понятия инженеринговой деятельности есть в постановлении Правительства РФ №1207 1995 года). Выделяют технологический, общий и консультативный инженеринг.

Внедренческие организации продвигают на рынок перспективные изобретения, созданные отдельными изобретателями, а также посредством производства небольшими партиями отдельных изделий, воплощающих в себе охраняемые объекты промышленной собственности.

Венчурные организации создаются для доведения до стадии промышленной реализации наиболее рисковых инноваций; могут создаваться для конкретной цели или перспективной идеи. Их деятельности финансируется крупными компаниями, которые не решаются реализовывать какой-либо проект в силу его рисковости (никакой гарантии возврата средств нет).

2.2 Нормативные акты регулирования инновационной деятельности в России

Переходный характер институционализации инновационной деятельности в Российской Федерации обусловливает отсутствие базового законодательного акта, регулирующего инновационную деятельность обособленно, в отличие от научной и научно-технической сферы, а также деятельности по созданию объектов и реализации прав интеллектуальной собственности. Именно поэтому широко распространенной является позиция, согласно которой правовой базой инновационных процессов в Российской Федерации является законодательство об интеллектуальной собственности .

Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает: - Конституцию Российской Федерации;

Гражданский кодекс РФ;

Уголовный кодекс РФ (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности);

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ <-О науке и государственной научно-технической политике»;

Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;

Закон РФ от 2 3 сентября № 35 20-1. < О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; - Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.) Этот и нижеследующие в перечне законы действуют до вступ-ления и силу 1 января 2008 г. IV части Гражданского кодекса Российской Федерации.;

Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 <О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 <-О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);

Но даже наличие этой законодательной базы не снижает обоснованности выводы Ю.В. Яковца о том, что «важнейшая сфера реализации стратегически-инновационной функции государства остается практически вне специального государственного регулирования, что является тормозом инноваций, особенно базисных» . Разрозненность общих законодательных актов и их неполнота обусловливают недостаточную комплексность специальных актов.

Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:

а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);

б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности;

в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.

В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» определения инновационной деятельности не содержится, хотя указано, что «научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации». Реализация научно-технической продукции означает ее вовлечение в коммерческий оборот и, таким образом, получение предпринимательского дохода, то есть коммерциализацию инноваций. Важнейшая цель государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности состоит в контроле за сферой их использования. Это может быть достигнуто путем проведения конкурсов на передачу предприятиям прав на полученные за счет средств федерального бюджета инновационные результаты, что должно способствовать развитию деятельности государства в лице уполномоченных органов в качестве лицензиара.

Современная административная реформа имеет ряд решающих для развития институционально-правовой среды инновационной деятельности черт:

Внедрение принципов, моделей и методов «нового государственного менеджмента»;

Восприятие методик бизнес-управления;

Большая ориентация на клиентов и сервис;

Перенос рыночных механизмов и конкуренции в государственное управление. Безусловно, различия между странами должны учитываться в первую очередь, еще до попыток перенести англо-американскую модель административных реформ. Именно поэтому столь важную роль для современного развития российских инноваций играет исследование моделей, существующих в развитых странах и определение границ приемлемости импорта данных идей и институтов в Россию, особенно в сфере использования объектов интеллектуальной собственности.

Межгосударственное правовое регулирование инноваций в сфере предпринимательства на пространстве бывшего СССР стало формироваться после того, как Российская Федерация в 1993-1995 гг. заключила международные двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности с рядом стран СНГ, выступила инициатором создания Евразийской патентной системы и ратифицировала Евразийскую патентную конвенцию. К международным источникам правового регулирования инновационной деятельности, действие которых распространится на Российскую Федерации в связи с ее вступлением во Всемирную торговую организацию, относится Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-related Aspects of Intellectual Property Rights, ТРИПС), заключенное в г. Марракеш 15 апреля 1994 г. ТРИПС является первым многосторонним договором, регулирующим охрану и использование объектов интеллектуальной собственности с позиций интересов международной торговли.

Само понятие «интеллектуальная собственность» вошло в международный оборот не благодаря ст. 1 ТРИПС, а ранее, в связи с созданием Всемирной организации интеллектуальной собственности, и раскрыто в пункте VIII ст. 2 Конвенции от 14 июля 1967 г.

В ст. 2 ТРИПС установлен общий принцип, согласно которому для стран-участниц продолжают действовать такие соглашения в области интеллектуальной собственности как:

Бернская конвенция 1886 г. об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г.;

Римская конвенция 1971 г. об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания;

Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 г. Российская Федерация является участником указанных в статье 2 ТРИПС соглашения, договора, конвенций. В России были внесены либо подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство, соответствующих ТРИПС, что уже нашло свое отражение в Гражданском кодексе от 18 декабря 2006 г. Таким образом, 2007-2008 гг. являются ключевыми для создания стройной системы гражданско-правового регулирования инновационной деятельности в сфере предпринимательства в России.

Законодательство об интеллектуальной собственности. В его состав входят законы, регламентирующие порядок оформления прав и правовой режим отдельных объектов интеллектуальной собственности -- изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, нетрадиционных объектов, средств индивидуализации, объектов авторского права. Также здесь следует назвать нормативные акты патентного ведомства, регламентирующие порядок регистрации отдельных объектов и некоторые другие вопросы.

Более подробно данный материал освещен в разделе настоящего учебника об интеллектуальной собственности субъектов предпринимательства, Нормы законодательства об интеллектуальной собственности регламентируют не только собственно правовой режим объектов и порядок оформления прав на них, но и затрагивают отдельные договорные формы взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, которые не предусмотрены Гражданским кодексом, например лицензионные договоры, договоры о вознаграждении автору изобретения, договоры об уступке промышленных прав.

Гражданский кодекс РФ. Особое значение в рассматриваемой сфере имеют нормы Кодекса, касающиеся отдельных видов договоров -- главным образом, договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоров о возмездном оказании услуг, о совместной деятельности.

Нормативные акты, направленные на оказание государственной поддержки и стимулирование инновационной деятельности. Прежде всего к ним относятся документы программного, декларативного характера. Так, 5 августа 2005 г. Правительством РФ утверждены уже упоминавшиеся Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, определившие цели, задачи государственной инновационной политики, ее основные направления, механизмы, меры реализации. Также здесь можно назвать Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».

В Указе было заявлено о приоритетности государственного стимулирования процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности как основного направления государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности.

Существует ряд постановлений Правительства РФ об утверждении федеральных программ, касающихся отдельных сфер инновационной деятельности. К ним относятся: постановления Правительства РФ: от 21 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002--2010 годы)»; от 8 ноября 2001 г. № 779 «Об утверждении федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002--2006 годы»; от 25 ноября 1998 г. № 1391 «О федеральной целевой программе «Медицина высоких технологий» и др.

К источникам данной группы относятся принятые Правительством РФ акты индивидуального регулирования, направленные на формирование специальных фондов поддержки инновационной деятельности. Это постановления Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»; от 26 августа 1995 г. № 827 «О Федеральном фонде производственных инноваций» Схожие по направлению деятельности некоммерческие организации могут создаваться и субъектами Федерации, муниципальными образованиями, ненормативные акты об учреждении которых также входят в рассматриваемую группу источников.

Нормативные акты, направленные на защиту государственных интересов. Они касаются тех случаев, когда деятельность по созданию инновации финансируется за счет средств государственного бюджета, в связи с чем возникает необходимость в принятии различных организационных решений, упорядочивающих участие государственных органов в этом процессе и обеспечивающих реализацию интересов Российской Федерации.

Здесь могут быть названы, например, следующие источники: Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» (в ред. от 17 ноября 2005 г № 685).

Законодательство о науке и научно-технической деятельности. В первую очередь это Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», а также образовательное законодательство, представленное Федеральными законами «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании».

Нормативные акты по бухгалтерскому учету, отражающие специфику бухгалтерского учета нематериальных активов. К ним относятся: Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 914, и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (п. 55-57).

Подводя итог обзору правовых источников регулирования инновационной деятельности, отметим, что инновационное законодательство следует определить как комплексную отрасль законодательства, поскольку оно представляет собой совокупность разно- отраслевых элементов, причем «большинство правовых норм об инновациях напрямую воплощают те принципы регулирования, которые характерны для базовых, фундаментальных отраслей -- главным образом права гражданского».

Вместе с тем в России уже давно назрела необходимость в принятии комплексного законодательного акта об инновационной деятельности и инновациях, который содержал бы не набор положений декларативного характера, а воплощал в себе целостную систему норм права, органично встраивающих инновационные отношения в правовое поле современного предпринимательского законодательства.

Административно-правовое регулирование управления обороной и безопасностью

Конституция РФ. Федеральный закон „ Об обороне “ от 31 мая 1996 г. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ). Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)...

Источники (формы) права. Статус прокурора в Российской Федерации

Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой...

Источники гражданского права

Источники гражданского права

Источники гражданского права

Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности...

Источники земельного права

Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения РФ и субъектов Федерации...

Все источники конституционного права различаются по юридической силе, которая определяется в зависимости от того, каким органом издана. В данном разделе мы рассмотрим виды нормативных правовых актов общефедерального значения...

Источники конституционного права России

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления входят в систему источников конституционного права и в порядке иерархичности (после Конституции Российской Федерации и федерального...

Источники трудового права

Организация работы отдела вневедомственной охраны

За время прохождения практики я ознакомился с основными положениями нормативно-правовых актов...

Понятие и сущность источников права. Место нормативно-правовых актов Республики Казахстан в системе действующего права страны

Среди нормативных актов РК важную роль (после законов), играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РК. Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер...

Понятие, предмет, источники гражданского права

Среди нормативных актов ведущею роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ. Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее...

Правовое положение общества с ограниченной ответственностью

Общество с ограниченной ответственностью на сегодняшний день один из самых популярных видов юридического лица, созданного для осуществления предпринимательства. В настоящее время в РФ, по данным регистрирующих органов...

Правовое регулирование инновационной деятельности в современной России

инновационный нормативный регулирование товарный Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения...

Правовое регулирование создания и функционирования хозяйственных обществ при высших учебных заведениях

Регулирование инновационных процессов предопределено их возросшей весомостью в экономике и развития общества. Любая инновационная деятельность основана на поиске новых идей и их оценке, необходимых ресурсов, создании и управлении хозяйствующим субъектом, получением дохода и удовлетворении результатом инновирования.

Правовая незащищенность инновационных процессов ведет к ослаблению заинтересованности в инновировании, увеличении рисков, связанных с данными процессами, что определяет область инноваций, как недостаточно привлекательную и развивающуюся.

Значимость нормативно - правового регулирования в сфере инновационных процессов отмечена Дивуевой Н.А. в статье «Вопросы нормативно - правового регулирования инновационной деятельности в части управления отбором проектов в сфере науки», в которой сказано, что «нормативно - правовые основы инновационной деятельности должны обеспечивать политику, проводимую государством в этой сфере. Главным инструментом данной политики являются федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации» .

Одним из действенных моментов является создание новых отраслей, возникновения производств, что ведет к повышению имиджа экономики и государства в целом .

Политика Российской Федерации с точки зрения инновационных процессов, развития инновационной системы определена государственно - частным партнерством и направлена на эффективную инновационную деятельность. Модель государственно - частного партнерства основывается на объединении ресурсов и распределению рисков, основываясь на соглашениях с партнерами .

Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на благоприятное воздействие и поддержку экономического климата, взаимосвязь инновационных процессов, производства, образования.

Роль государства сводится к разработке стратегии научно-технической политики, включающей:

Оптимизацию законодательных актов, связанных с патентными правами: создание законов о соблюдении качества продукции, защиты прав потребителей, антимонопольное законодательство;

Улучшению законодательства в сфере косвенных мер, влияющих на инновационные процессы (целенаправленная налоговая и амортизационная политика).

Весомое значение в нормативно - правовом регулировании должно быть уделено вопросам финансирования. Рассматривая финансирование научных разработок в ведущих странах, можно отметить, что государство финансирует до половины и более затрат на научно-исследовательскую работу. Компенсирование затрат может происходить посредством льготного кредитования. Льготное инновационное кредитование представляет финансовую поддержку инновационной деятельности, предусматривающей предоставление льготных займов, грантов или компенсацию банковского процента (целиком или частично) в случае направления займа на финансирование инвестиций в инновационные процессы.

Государство инвестирует средства в инновации в фундаментальные исследования, проводимые в государственных лабораториях; серьезное внимание уделяется долгосрочным проектам в сфере частного предпринимательства. Инвестирование осуществляется в форме бюджетных ассигнований под определенные проекты (применение программно-целевого контрактного финансирования) .

Программно - целевое финансирование предполагает системное выделение денежных ресурсов на долгосрочные программы, направление которых определено решением социальных экономических задач. Эффективное функционирование данного механизма предопределено следующими принципами: единством подходов к формированию фондов финансирования программы инновирования; оптимальности распределения ресурсов по различным направлениям инновационных процессов; адаптационной гибкости в реализации программы инновационных процессов .

Контрактное финансирование представляет собой выделение денежных средств под залог прав - требований по контрактам.

Нормативно - правовое обеспечение должно быть направлено на регулирование инновационного цикла, представляющего собой преобразование научного знания в инновацию. Каждая стадия инновационного цикла требует законодательного подхода, так как включает возникновение идеи, фундаментальные и прикладные исследования, разработку промышленных образцов, коммерциализацию инновационных идей, производство и реализацию инновационной продукции. Каждая стадия несет в себе определенные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Итак, можно сделать вывод, что нормативно - правовое воздействие должно концентрировать внимание на регуляцию следующих моментов:

1.В процессе возникновения идеи;

2.В процессе преобразования идее в материально - вещественную инновацию;

3.В процессе передачи права на использовании научного результата.

Структурно - правовой механизм инновационной деятельности можно представить двумя взаимосвязанными правовыми блоками. К первому блоку можно отнести нормы, обеспечивающие четкую организацию отношений в области инновационной деятельности, эффективность их применения в соответствии с потребностями общества. Второй блок будет объединять нормы управления инновационными процессами.

Наиболее важным аспектом, заслуживающим особого внимания, занимают позиции охраны интеллектуальной собственности - совокупность авторских и других прав на результаты инновационной деятельности, охраняемые законодательными актами государства.

Правовая обеспеченность инновационных процессов должна быть построена на создании условий, которые поощряли к развитию и внедрению инноваций, повышали спрос на инновационный продукт.

Система нормативного правового регулирования инновированием в Российской Федерации состоит из целого комплекса нормативных правовых актов.

Уровни нормативно - правового регулирования представлены на рисунке 1.

Нормативно - правовыми факторами государственного регулирования инновационной деятельности являются: правовые основы взаимоотношений субъектов инновационной деятельности, гарантированность прав и поддержание интересов субъектов инновационной деятельности.

Регулирование инновационной деятельности осуществляется посредством применения норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, международных договоров.

Рисунок 1 - Уровни нормативно - правового регулирования в Российской Федерации

Инновационные процессы на уровне субъектов Российской Федерации рассматриваются с точки зрения стимулирования, финансирования, поддержки процессов инновирования. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются региональные и межрегиональные программы инновирования, принимаются нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы инновационной деятельности. Нормативно - правовое регулирование инновационных процессов на уровне регионов должно строиться на системе единства целей, задач регулирования, параллельности иных правовых актов.

Комплекс действий нормативно - правового регулирования инновирования на уровне региона должен предопределяться следующей спецификой:

Особенностями региона, развитием производства, полномочиями органов власти, источниками финансирования;

Взаимодействиями органов государственной власти Российской Федерации, представителей учреждений науки и высшего образования, представителей бизнеса и общественных организаций;

Возможностью разработки и применением программ в сфере развития инновационной деятельности. Отслеживание высококвалифицированных специалистов - исполнителей, ответственных лиц за ход работы.

Рассматривая подзаконные нормативные акты можно отметить следующие их особенности: во - первых, данная документы издаются в соответствии с законом; во - вторых, регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

В активизации инновационной деятельности заметную роль играют акты локального регулирования. Локальные акты принимаются субъектом, которые их выполняет, определяя возможность гибко реагировать на изменяющиеся условия инновационных процессов.

Уделив внимание вопросам нормативно - правового регулирования инновационных процессов, можно сделать вывод, что область разработки, систематизации и развития инновационного законодательства должна быть направлена на обеспечение:

1.Развития фундаментальной науки, прикладных исследований, системы формирования долгосрочного прогнозирования, выделение приоритетов научно - технической и инновационной деятельности. В письме Президента Российской Федерации № Пр-576 стратегической составляющей развития общества является фундаментальная наука, результатом которой выступает экономический рост, устойчивое развитие государства, что обеспечивается:

Государственной поддержкой фундаментальных, социальных и гуманитарных исследований;

Сохранением и поддержкой научных и научно - технических школ;

Развитием исследовательской, конструкторской, опытно - экспериментальной базы;

Совершенствованием информационной инфраструктуры ;

2.Повышения эффективности использования результатов научной и научно - технической деятельности. Вовлечение в хозяйственный оборот результатов инновационных процессов и повышение адаптационной возможности внедряемых инноваций должно базироваться:

На создании системы учета информативных данных о научных исследованиях и научно - технической деятельности;

Государственном стимулировании создания, правовой охраны, защиты и использования результатов научной и научно - технической деятельности;

Нормативно - правовом регулировании механизмов передачи разработчикам, инвесторам, хозяйствующим субъектам прав на результаты научной и научно - технической деятельности при введении их в хозяйственный оборот;

Усиление порядка учета, инвентаризации, амортизации и налогообложения объектов интеллектуальной собственности;

3.Формирования рынков потребления научно - технической продукции (создание системы государственных заказов, стимулирование инвестиций в инновационную сферу). Система государственных заказов должна быть построена на эффективном обеспечении результата, максимально соответствующего ожиданиям заказчика, полном удовлетворении общественных потребностей при существующих финансовых, производственных ограничениях. Разработка механизмов стимулирующих факторов инвестирования в инновационную сферу должна опираться на организационно - правовые механизмы, способствующие привлечению средств российских и зарубежных структур для финансирования инновационных процессов, учитывая внедрение действующих государственных гарантий, страхование рисков, минимизируя риски и потери инвесторов;

4.Защиты результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Обеспечение охраны результатов интеллектуальной деятельности путем государственной регистрации исключительного права на РИД активизируют инновации, оказывают стимулирующее воздействие на авторов, творческие коллективы, защищают от несанкционированного использования результатами инновационного процесса третьих лиц. В Российской Федерации вопросы правовой охраны и защиты РИД регламентируются международными договорами, Гражданским кодексом Российской Федерации, соглашениями, нормативными правовыми актами ;

5.Совершенствования механизмов государственно - частного партнерства в инновационной сфере и регулирование взаимодействия между участниками инновационного процесса. Эффективное функционирование инновационных систем характерно в случае тесного взаимодействия между государством и бизнес - сообществом, научными, образовательными учреждениями, взаимосвязи между предприятиями. Партнерство частного и государственного секторов экономики выделяют ключевые компоненты новой инновационной политики, поскольку при правильной организации обеспечивают дополнительные преимущества от инвестирования в государственные исследования ;

6.Развития кадрового потенциала научно - технического и инновационного комплексов. Наличие компетентного, высококвалифицированного персонала позволяют обеспечить профессиональную разработку и внедрение инновации от стадии идеи до коммерциализации. Успешность деятельности кадрового потенциала возможно в условиях согласованности действий органов управления, образовательных учреждений, представителей бизнеса, развитой социальной инфраструктуры . На первый план выдвигается возможность применения профессиональных навыков, заинтересованность молодого поколения в становлении инновационного общества.

7.Заимствования опыта зарубежных стран в продвижении инновационных процессов. Опыт зарубежных стран показывает, что центральное место в инновационных процессах отводится созданию условий льготного кредитования и налогообложения, страхованию, защите промышленной и интеллектуальной собственности. Особое внимание уделяется развитию технопарковых структур, главной задачей которых является оказание разнообразных услуг и создание наиболее благоприятных для инновационных предприятий условий путем объединения усилий учебных заведений, научно - исследовательских центров, предприятий. Закрепленные законодательные нормы в странах Запада закрепляют права изобретателей получать «инновационную ренту» - плату за пользование изобретением, что активизирует создание инноваций. Одним из основных вопросов является финансирование инновационных решений. Для стимулирования инвестиционных процессов в инновационные технологии уменьшается налог для вновь входящих на рынок предприятий, функционирующих в данной сфере.