Публичное выступление: виды, особенности, правила, как научиться. Публичные выступления: суть, правила, выбор темы и подготовка

Софиты зажжены и направлены на сцену. Камеры включены. Микрофон проверен. Публика медленно затихает и устремляет взгляд на трибуну. Выходит ключевая личность мероприятия — оратор. Он — причина, из-за и ради которой собрались присутствующие, зачинщик всего действия. Невыносимая обстановка для того, кто не подготовлен быть центральной фигурой такого события. Публичные выступления — это большая ответственность и давление. Как же подготовиться к ним, о чем говорить, каких правил придерживаться?

Что такое публичное выступление

Публичное выступление - это общественное мероприятие, в котором оратор информирует аудиторию, побуждает или переубеждает ее в чем-то. Характерные особенности:

  • большое количество слушателей (как минимум группа);
  • явное преобладание монологических высказываний;
  • выстроенная структура речи;
  • наличие конкретной цели.

Многие убеждены: публичные выступления проводятся только политиками, культурными или общественными деятелями. Это мнение ошибочно, как и то, что подобные события обязательно сопровождаются видеосъемками или нашествием репортеров. В эту же категорию входят обычные родительские собрания, защита научных диссертаций, провозглашение тостов на свадьбах и подобные события.

Общение с публикой может быть спонтанным, но запланированные выступления практикуются чаще. В чем заключаются основные правила таких представлений?

Правила публичных выступлений

Взаимодействие с аудиторией

Несмотря на то, что в подобном мероприятии преобладают монологи, это общение нельзя назвать односторонним. Весь процесс организовывается ради аудитории, ведь именно она — инструмент для достижения ораторской цели. Поэтому обратная связь не менее важна.

Взаимодействие спикера со слушателями начинается уже с момента его выхода на сцену. Происходит оно сразу на нескольких уровнях:

  • визуальном — жесты, направленные в сторону зала, установка зрительного контакта;
  • вербальном — риторические или прямые вопросы, обращения к толпе;
  • эмоциональном — переживание ритором эмоций, которые ощущает публика, их зеркальное отражение;
  • смысловом — словесное вовлечение аудитории в тему, побуждение задуматься.

Установка контакта определяет дальнейший ход выступления. Поэтому, выйдя на сцену, лучше сначала поприветствовать зрителей, окинуть аудиторию взглядом, а затем уже приступать к речи. Это заставит слушателей почувствовать себя значимыми.

Раскрытие темы

Если спикер заранее огласил название или даже план предстоящей встречи, он полностью раскрывает тему выступления. В противном случае его ждут осуждение общества, испорченная репутация, а также разрушенная перспектива. Чтобы предмет обсуждения был рассмотрен всесторонне, а публика осталась довольной, к оратору и его речи выдвигаются требования:

  • убедительные аргументы (в идеале не только словесные, но также звуковые, визуальные и т. д.);
  • сохранение стилистики (например, научной — для защиты диплома);
  • доступная для аудитории лексика;
  • понятная дикция, правильное произношение;
  • рассмотр разных точек зрения, моделей, ситуаций;
  • структурированность текста — завязка, основная часть, кульминация, развязка (при необходимости — ретардации, авторские отступления, но в ограниченном количестве).

Оратор за счет общественного выступления хочет достичь конкретной цели. Однако и у собравшихся на мероприятии зрителей также есть ожидания. Они тратят на подобное собрание личное время, а порой и деньги. Поэтому затягивать речь, говорить общими фразами, избегать конкретики считается дурным тоном.

Динамика и статика

Это правило касается поз спикера, его интонации, мимики, тона, передвижений по сцене. Если выступающий будет все время стоять на одном месте и разговаривать монотонным голосом, зрители уснут. А если же он станет бегать по сцене и залу, активно размахивая руками, корча гримасы, то слушатели быстро устанут от его движений, потеряют интерес.

Чтобы удержать внимание публики, придется чередовать положение в пространстве, звучание голоса.

Делается это во время интригующих моментов, смысловых переходов, неожиданных поворотов в повествовании. Желательно изредка прохаживаться по сцене — так, чтобы зрители успевали следить за всеми движениями. Если аудитория при этом неотрывно следит за “путешествиями” ритора — значит, она увлечена им.

Реакция на непредвиденность

Оратор не застрахован от конфузов. Ситуации, когда во время выступления сильно скрипел микрофон или не включалась презентация, — многочисленны. Спикеры роняли листы с текстом речи, подскальзывались, смешно оговаривались. Даже неожиданные аплодисменты порой здорово сбивали с настроя. Рассказчики при этом начинали запинаться, глупо улыбаться или пытаться перекричать поднявшийся шум. И это был провал.

В любой ситуации важно сохранять спокойствие. Только с ним можно быстро придумать, как выкрутиться из неприятности. Если неловкость все же произошла, есть несколько способов достойно из нее выйти:

  • деликатно пошутить — только юмор, никаких насмешек или сарказма;
  • извиниться за происшествие, продолжить как ни в чем не бывало (если не зацикливаться на проблеме, зрители тоже забудут о ней);
  • перенаправить внимание публики на что-то другое;
  • попросить помочь людей из первых рядов;
  • преподнести произошедшее как запланированных ход (по возможности, иначе все будет выглядеть жалким оправданием).

Завершение речи

Речь закончена. Зрители аплодируют. Камеры выключены. Что дальше? Стоять? Спуститься в зал? Уйти? Сбежать?

Но и после этого нельзя спешить сразу же покидать сцену. У участников встречи могут остаться вопросы. Ответив на них, выступающий еще лучше зарекомендует себя.

Только после этого можно будет сойти со сцены. Когда же присутствующие полностью отвлекутся на свои дела, ритор получит право покинуть помещение.

Как подобрать для себя тему

Тема может стать основой успешной речи, только если она будет соответствовать пяти требованиям:

  1. актуальность. Никому не интересно слушать об устаревших вещах, которые никак не влияют на нынешнее (или хотя бы будущее) положение;
  2. перспектива. Если предложенные идеи не решают проблем, в них нет смысла;
  3. знания. Без должной осведомленности в теме нельзя построить логических суждений, тем более — объяснить их другим людям;
  4. заинтересованность спикера. Запал, воодушевление рассказчика передается слушателям. Чем сильнее автор увлечен тематикой — тем легче зрителям перенимать этот азарт;
  5. интерес публики. Важно заранее определять целевую аудиторию. Доклад “Особенности разборки и чистки автомата” вряд ли придется по душе гуманитариям.

Выполнение этих условий поможет подобрать хорошую тему и обеспечить успех речи.

Процесс подготовки к выступлению

Репетиции. Они помогут хорошо запомнить текст, исключить ошибки, отточить дикцию. Репетировать лучше перед зеркалом или знакомыми.

План . Само пребывание перед толпой — уже стресс. Поэтому лучше подстраховаться и написать (нарисовать) на одном листе подсказки, напоминания или план рассказа. Если же во время выступления допустимо использование полного текста (защита диссертации, неформальное выступление), желательно положить его в сумку еще накануне важного дня.

Внешность. Все детали внешнего вида продумываются за несколько дней до события. К ним относятся:

  • запись на стрижку, укладку, маникюр;
  • подбор, покупка наряда, обуви, аксессуаров;
  • тестирование всего нового — цвета волос, формы бороды, фасона одежды;
  • поход к стоматологу, косметологу или дерматологу;
  • примерка готового образа.

Если все это делать за один день до своего дебюта, можно наткнуться на кучу проблем. Парикмахер уйдет отпуск, лак не успеет высохнуть, а прошлогодний костюм вдруг не подойдет по размеру.

Канун и утро дня “икс”. Стоит ли говорить, как важно хорошо выспаться? Бодрость, здоровый цвет лица, уверенность станут дополнительными плюсами. Еще одна деталь — питание. Лучше не есть на ночь, но плотно позавтракать. Также желательно не переедать за час до выступления. Если проснулся аппетит, достаточно будет перекусить сладким батончиком с орехами.

Нервозность. Алкоголь или успокоительные препараты перед выступлением — это табу. Они тормозят мыслительные процессы, все реакции, заметно ухудшают речь. Вместо них, перед самым выходом на сцену можно провести несколько упражнений для релаксации:

  • глубоко и ровно дышать, вдыхая воздух в течение как минимум 3-х секунд, а выдыхая — 5-и;
  • представить, что все присутствующие в зале — давние знакомые;
  • сделать короткую легкую разминку;
  • медленно жевать жвачку (процесс жевания ассоциируется со спокойной обстановкой);
  • подуть на подушечку большого пальца (замедляет пульс).

Публичные выступления не относятся к категории событий, которые легко проводить без подготовки. Это мероприятия, требующие силы воли, уверенности, настойчивости. Только следуя описанным правилам, грамотно подбирая темы, усердно готовясь к представлению, можно рассчитывать на достоверный успех.

1. Выступление должно быть легко воспринимаемым.

Этим основным правилом руководствуются при предварительной подготовке речи (см. гл. 1).

  • Чтобы речь легче воспринималась, ее следует разделить на четкие смысловые части, выводы из которых необходимо тезисно повторить в заключительной части выступления.
  • Важно следить за тем, чтобы говорить доступным для данной аудитории, но не упрощенным языком.
  • Если вы употребляете новые термины или иностранные слова, то ненавязчиво, неназидательно напомните аудитории их содержание и смысл. Прибегайте к такому приему: «Вы, конечно, это знаете. Я попытаюсь восстановить в вашей памяти и смысл термина, и привести ваши знания в систему».
  • Следите за реакцией слушателей: всем ли понятно то, о чем вы говорите. Это «читается» по их невербальной реакции (выражение глаз, движение головы, мимика и т. д.).
  • Помните, что очень сложные вещи всегда можно изложить доступным языком. Сложно и долго говорит тот, кто либо сам «не очень в теме», либо за сложностью фраз старается скрыть свою недостаточную компетентность, либо хочет создать впечатление, что он очень

много знает.

  • Если нужно привести сложное определение, то повторите его затем в доступном, развернутом виде.
  • Помните, что ваша речь должна быть понятной слушателям до последнего слова. Не забывайте по ходу речи пояснять, зачем эта информация нужна слушателям и где может им пригодиться. Как известно, есть информация, обязательная для запоминания; ориентировочная, помогающая пользоваться справочной литературой; желательная - для осмысления проблемы и общего развития (в том числе и в профессии).
  • 2. Искренность - одно их условий успеха.
  • Выступление должно быть искренним, чтобы слушатель чувствовал, что в речи отражаются личные убеждения самого оратора. Для этого найдите в тексте интересные для себя моменты и убедите себя в положительном или отрицательном отношении к ним. Верьте в то, о чем вы говорите!
  • Помните! Любое выступление - это живой разговор с конкретным человеком, сидящим перед вами. Слушатели такое настроение улавливают мгновенно.
  • 3. Постройте правильно начало выступления.
  • Сформируйте у слушателей собственно познавательную позицию, интеллектуальную потребность по отношению к рассматриваемому вопросу.
  • Выступление нужно начинать с чего-то интересного, интригующего, т. е. с того, что может обратить внимание слушателя в сторону оратора. Этого можно добиться, рассказав о чем-то близком и хорошо знакомом аудитории либо неожиданном, вызывающем удивление. Это особенно важно, потому что выступающему необходимо вызвать интерес у аудитории. А интерес служит эмоциональным проявлением познавательной потребности.
  • 4. Используйте демонстрацию наглядного материала.
  • Показ - наиболее эффективный способ донесения материала (демонстрация разработанных схем, таблиц, рисунков, формул), особенно с использованием современных технических средств.
  • Важно помнить, что иллюстрационный материал должен нести сжатую информацию и быть четко и наглядно оформленным.
  • Демонстрация должна быть технически качественной (свет, звук, четкость изображения, отсутствие сбоев в показе), иначе она будет не положительным, а отрицательным фактором в восприятии выступления.
  • Избегайте в иллюстрациях большого количества текстового материала, поскольку он из-за ограниченности во времени не воспринимается аудиторией должным образом.
  • 5. Используйте микрофон.

Это необходимо, если вы выступаете перед большой аудиторией или у вас слабый голос. Слышать вас (а не прислушиваться!) должны все. Пользуйтесь правилом актеров: работать нужно «на последний ряд». Иначе вас просто перестанут слушать.

  • 6. Диктуйте то, что следует записать как справочный материал.
  • 7. Управляйте вашими движениями.
  • Заходя в аудиторию (или другое место выступления), двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, чтобы убедить присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите.
  • Когда вас представили, обязательно подарите залу легкую улыбку, если вы сидите при этом - поднимитесь. Поклонов не нужно, только, может быть, легкий кивок головы. Этим вы войдете в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.
  • Не комментируйте своих поз и движений.

И в начале выступления, и в процессе речи это вызывает недоумение, иронию, отрицательное отношение к выступающему.

Один из известных в стране экономистов-лекторов, пожилой человек, начинал свою лекцию со слов: «Я сяду, буду читать сидя. Ноги уже не держат». Ему казалось, что таким образом он сближается с аудиторией, но на самом деле у слушателей создавалось стойкое отрицательное отношение к оратору.

  • 8. Следите за вашими позами.
  • Чтобы вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не таитесь где-то в углу сцены, чтобы не показать себя маленьким человеком. Займите место в центре или при движении находитесь иногда в центре.
  • Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией. Можно этот жест несколько раз повторить. Очень важно не утрировать, не подчеркивать эти движения, иначе это будет выглядеть комично.
  • 9. О пользе и необходимости пауз.
  • Не начинайте выступление сразу! Обязательно сделайте паузу, дайте слушателям возможность «рассмотреть» вас. Можно разложить бумаги, что-то передвинуть, попросить стакан воды (хотя известно, что хороший оратор, владеющий своим речевым аппаратом, никогда не будет пить воду во время выступления).
  • Чтобы подготовить себя психологически, а аудиторию настроить на общение с вами, используйте паузу настолько долго, насколько вы считаете это необходимым. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов (не шумно, не демонстрируя их!) перед началом речи, особенно если вы волнуетесь. Но нельзя затягивать паузу: аудитория отреагирует на это шумом.
  • Во время паузы изучите за несколько секунд пространство вокруг вас, прикиньте, как вы будете его использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать, не снижая внимания зрителей.
  • 10. Следите за процессом речи.
  • Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Но старайтесь избегать неуместного и назойливого их употребления.
  • Не допускайте, чтобы содержание «вставных» фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.
  • 11. Стройте свое общение с аудиторией на доброжелательности.
  • Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте свысока, менторским тоном. Исключение составляют случаи, когда вам нужно определенным образом настроить аудиторию.
  • Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы, так как ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи.
  • Избегайте раздражения, враждебности и сарказма, даже если вопросы неприятны для вас. Самое лучшее - это спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.
  • 12. Еще раз о важности заключительной части выступления.

Завершая речь, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировать свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный финал надолго останется в памяти людей. Это можно сравнить с кодой в музыкальном произведении. Следует настроить ваших слушателей на что-то лучезарное, оптимистичное. Фразы, выражающие надежду, эмоциональный (в меру) тон и выразительность интонации часто вызывают аплодисменты слушателей и превращают их в ваших сторонников.

Говорить речь перед аудиторией очень трудно. Такое мнение присуще самым опытным и блестящим ораторам, хотя они собаку съели на публичных выступлениях. Дело же в том, что выступающий всегда излагает слушателям свою идею. При этом и удача, и неудача тотчас же отражается на его репутации.

Правила публичного выступления универсальны. То есть они всегда одни и те же перед любой аудиторией. Тут абсолютно неважно, кто сидит перед оратором. Это могут быть банкиры, министры, учителя, студенты, школьники, заключённые. Всю эту публику можно объединить одним словом - слушатели. А чтобы завоевать их внимание, следует правильно себя вести и грамотно подавать информацию.

Правило первое : аудитория вначале воспринимает оратора чисто внешне, а уж затем то, что он скажет. Поэтому выглядеть нужно адекватно в том коллективе, перед которым произносится монолог.

Правило второе : речь всегда должна быть конструктивной и по существу. Пустопорожние разговоры неприемлемы. Они вызывают раздражение, так как слушатели при этом впустую тратят время.

Правило третье : внутренняя уверенность и уважение к слушателям. Докладчик должен всем своим видом подчёркивать, что он настроен к аудитории доброжелательно и уважительно. Следует также учитывать, что в любом коллективе есть свои авторитеты. Ни в коем случае не нужно пытаться их пошатнуть.

Правило четвёртое : информацию нужно излагать простым доступным языком, образно и эмоционально. При этом не надо прибегать к излишним деталям. Если кого-то что-то заинтересует, то будет задан вопрос. Необходимо учитывать уровень знаний слушателей и руководствоваться именно этим в своём изложении информации.

Выступление

Самые первые минуты - притирка к аудитории. Оратор должен узнать о ней как можно больше. Следует определить неформальных лидеров, уровень знаний людей, необходимость показа наглядных пособий, а также, что конкретно можно рассказывать слушателям, а что можно и упустить.

Затем наступает очередь самого выступления. Говорить следует эмоционально и нестандартно. От монотонности нужно бежать, как от огня. Слушателям нравится, когда лектор не суетится, не машет руками, не бегает по аудитории, выкрикивая фразы из разных углов. В то же время вызывает негатив манера хвататься за кафедру или трибуну руками, горбить спину, водить по-птичьи головой из стороны в сторону, вжав её в плечи.

Доверие слушателей завоёвывается единством эмоционального поведения и подаваемого материала. Если говорить об уверенности и при этом боязливо оглядываться, то никакого доверия не будет. Манера речи, жесты, мимика и информация должны находиться в полной гармонии и дополнять друг друга.

Немаловажное значение имеет и риторика . Она включает в себя хорошо поставленный голос, прекрасную дикцию, умелое использование образных, логических, эмоциональных акцентов. Всё это редко даётся с рождением, а достигается путём тренировок. Наглядным примером в этом случае может служить театр. Сидя в зале и внимательно слушая артистов, играющих свои роли на сцене, можно приобрести определённые навыки. А чтобы их закрепить, следует, придя домой, проиграть уже самому, услышанные монологи.

Риторические приёмы

Эффект первых фраз

Любое выступление лучше всего начинать с фраз, которые сразу привлекут внимание, но не к речи, а к оратору. Грустно смотреть на некоторых лекторов, растеряно стоящих перед аудиторией и ждущих, когда та успокоится. Начинать говорить в таком шуме практически невозможно, но необходимо. И как же это сделать? Давайте рассмотрим пример.

Вам нужно прочитать лекцию студентам. Утром позвонили из деканата, назвали время и номер аудитории. В университете вас в лицо никто не знает. В назначенный час вы входите в большой зал. В нём сидит порядка 140 человек. В помещении стоит сплошной гул, на вас никто не обращает внимание. Вы подходите к кафедре, но это ни на кого не производит впечатление. Все заняты своими делами и разговорами. И как быть?

Можно, конечно, решительным шагом отправиться за деканом. Но это будет самое глупое. Второй вариант - переминаться с ноги на ногу у кафедры и терпеливо ждать, когда присутствующие наконец-то удостоят вас своим вниманием. Но ожидание может занять слишком много времени. Третий вариант - взять указку и со всей силы треснуть ею по столу. Тишина, естественно, наступит, но установить доверительный контакт со студентами уже будет практически невозможно.

Итак, как уже говорилось, нужно в первую очередь привлечь внимание к своей персоне. Для этого следует совершить что-то нестандартное и непривычное. Поэтому вы поднимаете руки, хлопаете в ладоши, а затем громко, чётко и уверенно говорите: "Здравствуйте, уважаемые леди и джентльмены! Я прекрасно понимаю вашу занятость, но всё же возьму на себя смелость оторвать вас от дел насущных и представиться. Зовут меня Иван Иванович Иванов, и я прочитаю вам лекцию по…".

Необычные слог и манера говорить вызовут интерес и привлекут внимание. В аудитории наступит тишина. После этого можно будет смело приступать к изложению материала. Шуметь и мешать уже никто не станет.

Эффект новизны

Каким бы распрекрасным не был оратор, он не сможет удержать внимание аудитории более 20 минут. Это чистая психология, базирующаяся на концентрации внимания . Так уж устроен человеческий мозг , что он не может долго сосредотачиваться на чём-то одном. Поэтому в доклад необходимо вставлять короткие отступления.

Это могут быть шутки, анекдоты, забавные примеры из жизни. Рассказывая их, докладчик даёт слушателям небольшой отдых. После этого основная информация опять воспринимается полноценно в течение следующих 20 минут.

Но одними шутками ограничиваться не стоит. Немаловажное значение имеет абсолютно новая информация. Новое - это какие-то сенсационные факты или открытия по основной теме. Они также способны "взбодрить" слушателей. Поэтому сенсацию не следует выкладывать в начале доклада. Лучше приберечь её на потом и выдавать порциями с уже названными временными интервалами. Таким образом, присутствующие всё время будут находиться в состоянии внимания.

План выступления

Правила публичного выступления предусматривают чёткий план. Безусловно, во время доклада можно и нужно импровизировать, но всё это не должно выходить за рамки намеченного. Давайте рассмотрим план доклада по специализированной теме, когда в зале сидят специалисты в какой-либо узкой области.

1. Объяснение.
2. Сравнения и противопоставления.
3. Наглядные иллюстрации и примеры.
4. Исключения, которые только подтверждают правило.
5. Факты и статистические данные.
6. Ссылки на источники.
7. Очень краткое повторение сказанного.

Желательно основной доклад сократить до минимума, а основное время уделить вопросам и ответам, так как именно в полемике рождается истина.

Внешние формы ораторского искусства

Речь всегда должны быть облечена в красивую "обёртку". То есть нужно уметь подавать себя аудитории. Обидно, когда проходимцы и лицедеи пускают пыль в глаза, а действительно умные и достойные люди оттесняются в сторону.

Никогда нельзя пренебрегать обаянием, сосредотачиваясь только на профессиональном изложении информации. Следует знать, что гораздо большего успеха достигает дилетант, умеющий производить благоприятное впечатление. Настоящий оратор должен сочетать в себе профессионализм и способность очаровывать аудиторию. Только в этом случае можно говорить о подлинном искусстве публичного выступления.

Как часто случается с вами, что перед тем как выйти перед аудиторией, у вас все холодеет внутри, ладони мгновенно становятся потными, а выйдя перед всеми, вы не можете выдавить из себя ни единого слова? Вы стоите и думаете: «говори что-нибудь, хоть что-нибудь», но не можете произнести ни звука, как бы вы ни старались. Ноги становятся «ватными» и лицо начинает «гореть» как будто температура воздуха резко повышается до запредельных отметок. В итоге вы благополучно краснеете и, вымолвив что-то невнятное возвращаетесь на свое место, дав себе зарок никогда больше не выступать перед публикой.

Если описанное выше происходит с вами хотя бы иногда – то эта статья предназначена для вас. Прочитав ее, вы узнаете как улучшить свои навыки публичных выступлений, как научиться связанно излагать свои мысли, как контролировать аудиторию.

Для начала разберемся с понятиями. Что такое публичное выступление? Логично будет сказать что это – выступление перед публикой. Публикой, или аудиторией считается группа людей от 4 человек и больше. Условно, я разделяю аудитории на несколько категорий:

  • маленькая – до 10 человек;
  • малая – от 10 до 30 человек;
  • средняя – от 30 до 60-70 человек;
  • крупная – от 70 до 150 человек;
  • очень крупная – от 150 человек и более.

Рассматривать выступление на крупных площадках и стадионах мы рассматривать не будем.

Итак, как же повысить навык публичных выступлений?

Для начала немного теории. Публичное выступление – это 90% зрительного контакта, и лишь 10% - аудиального. Фактически, это означает следующее: «не столь важно ЧТО вы говорите, важно КАК вы это говорите». Главное в публичном выступлении – это подача, энергия, экспрессия и контакт с аудиторией.

Без растекания мыслью по древу, дам простые конкретные рекомендации.

Первое - составьте план выступления. Поверьте, у любого опытного оратора всегда есть план выступления. Ни один опытный оратор не начнет выступление если не знает темы выступления и того о чем он будет говорить (хотя бы примерно). Что такое план? Не стоит заготавливать черновики с полным и подробнейшим содержанием своей речи, и уж тем более, не стоит пользоваться такими записями при выступлении. Это только отвлечет вас от речи и отнимет время на то, чтобы разобраться в своих записях. К тому же, если вы потеряете нить повествования – вам придется копошиться в записях, а это вызывает исключительно негативные эмоции среди слушателей. Вместо записей используйте лишь план выступления. Дома в спокойной и тихой обстановке продумайте структуру своего выступления, примерно представьте себе о чем вы будете говорить и запишите пункты своего выступления. Например, если вы готовите отчет о достижениях компании за год, то это может выглядеть следующим образом.

Оратор должен постараться убедить аудиторию в справедливости выдвинутых им утверждений, приводя неоспоримые доводы, аргументируя свои заявления. Аргумент - логический довод, служащий основанием доказательства. Истинность аргументов проверена и доказана практикой, поэтому аргументация - приведение таких доводов в пользу того или иного утверждения - убеждает слушателей в истинности высказанных оратором положений.

Аргументы бывают разные, в риторике рассматриваются следующие их виды:

I. Аргументы к существу дела. Такими аргументами являются факты, полученные в результате наблюдения, а также документы, статистический и цифровой материал и т.д.

II. Аргументы к человеку, они призваны воздействовать на слушателей эмоционально и в ораторской практике используются не реже аргументов к существу дела. Аргументы к человеку разнообразны, назовем лишь некоторые из них: 1) аргумент к авторитету (в этом случае оратор ссылается на мнение видных деятелей, ученых, писателей, чья позиция совпадает с позицией выступающего); 2) аргумент к публике (оратор старается привлечь слушателей на свою сторону и так противостоять оппонентам, что бывает часто на митингах, в суде); 3) аргумент к личности (подменяя предмет дискуссии, оратор старается настроить аудиторию против оппонентов, выставляя их в негативном свете); 4) аргумент к тщеславию (похвалы оппонентам с целью смягчить их противостояние); 5) аргумент к жалости (стремление вызвать у оппонентов чувство жалости, сострадания и этим склонить их на свою сторону).

Как видим, аргументы к человеку далеко не всегда корректны, поэтому не будем рекомендовать современным ораторам пользоваться ими. Единственное исключение представляет аргумент к авторитету, нередко используемый в научных докладах, академических речах. Однако и в этом случае следует иметь в виду, что не все высказывания авторитетных людей можно безусловно признать истинными. Апеллируя к ним, оратор должен быть очень осторожен.

Монолог и диалог в публичных выступлениях

В зависимости от того, произносит ли речь один оратор или в беседе (дискуссии) участвуют двое (несколько лиц), мы говорим о монологе (речи одного) и диалоге (греч. dialogos - разговор между двумя или несколькими лицами). Известен еще термин полилог (греч. poly - много), который используют, если хотят подчеркнуть, что в разговоре принимают участие множество лиц.

В риторике монолог определяется как особая форма устной речи, представляющая собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом и композиционном отношении, где все языковые средства подчинены выражению главной мысли, достижению основной цели оратора. Монолог характеризуется однонаправленностью, так как выступающий обращается к аудитории, говорит для нее. Все публичные выступления по своей природе монологичны. К ним принадлежат: 1) академическая речь (вузовская лекция, научный доклад, обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция); 2) судебная речь (прокурорская, адвокатская); 3) речь социально-политическая (выступления общественных деятелей на съездах, саммитах, конференциях, собраниях; парламентские, митинговые и дипломатические речи, политическое обозрение и политический комментарий); 4) речь социально-бытовая (юбилейная, приветственная, застольная, надгробная) и 5) речь духовная (официальная, церковная, проповедь) 24 .

Все виды публичных выступлений отличает специфика ораторского монолога. Выступающий не только обращается к слушателям, он словно беседует с ними. А они могут мысленно соглашаться с оратором или возражать ему. Выступающий чувствует эту реакцию публики и делает для себя выводы. Происходит подобие диалога, только вторая сторона при этом не произносит вслух своих реплик, но это не мешает двустороннему общению. Все это дает основание назвать ораторский монолог особым, адресованным слушателям и рассчитанным на их живую реакцию. В этом смысле говорят о диалогичности ораторских речей.

Подлинно диалогическими всегда были и остаются споры, дискуссии, различные беседы. Риторика предлагает такую их классификацию: 1) непринужденная беседа с хорошо знакомыми, близкими людьми; 2) первая беседа при знакомстве; 3) деловая беседа, которая представлена разными видами: а) беседа равноправных партнеров, б) беседа начальника и подчиненного; в) разговор о сотрудничестве двух (нескольких) представителей разных сторон; 4) застольная беседа (разной степени официальности, часто с ведущим).

Типология публичных выступлений и бесед позволяет составить ясное представление об их содержании и прогнозировать речевое поведение ораторов. Этому уделяют пристальное внимание пособия по риторике, на которые мы ссылались. Нам же предстоит остановиться на более важных вопросах, составляющих основы ораторского мастерства.