Как побороть страх публичных выступлений? Глоссофобия: как избавиться от страха выступать на публике.

Даже те, кто совершенно не боится выступать, могут почувствовать себя на сцене несколько неуверенно. Страх сцены - штука вполне обыденная, привычная, что для актеров, что для выступающих на конференциях. Если у вас страх сцены, то, выступая перед аудиторией, вы можете чувствовать себя нервно, испытывать страх, дрожать непонятно от чего или даже чувствовать себя полным идиотом - и все это на глазах посторонних людей! Но не надо отчаиваться, ведь страх сцены можно побороть, научив тело и ум расслабляться с помощью нескольких простых трюков. И эта статья объяснит вам, что именно нужно сделать.

Шаги

Как справиться со страхом сцены в день выступления

    Расслабьтесь. Чтобы справиться со страхом сцены, нужно сделать пару вещей, которые помогут расслабиться, а это важно, ведь чем меньше в вашем голосе напряжения, чем спокойнее ваш разум - тем проще выступать. И вот как можно этого добиться:

    • Тихонько погудите, чтобы успокоить голос.
    • Съешьте банан перед выступлением. Это уймет неприятное чувство тошноты в животе.
    • Пожуйте жвачку, чтобы расслабить напряженные челюсти. Не надо только жевать ее слишком долго, иначе заработаете легкое расстройство желудка.
    • Потянитесь. Потянуться всем, чем только можно - руками, ногами, спиной и плечами - это отличный способ уменьшить напряжение в теле.
  1. Прочитайте свое любимое стихотворение вслух. Звуки любимой рифмы успокаивают, факт, и даже более того - после этого проще выступать на публике.

    Общие способы борьбы со страхом сцены

    1. Притворитесь уверенным. Даже если руки трясутся, а сердце бьется так, что вот-вот выпрыгнет из груди - притворитесь, будто бы вы не менее чем самый спокойный человек на планете. Выше нос, широкую улыбку на лицо и никому, ни одной живой душе не говорите, как вы сейчас на самом деле переживаете. Притворяйтесь до тех самых пор, пока не сойдете со сцены.

      • Глядите не в пол, а перед собой.
      • Не сутультесь.
    2. Заведите себе ритуал. Вам нужен ритуал, гарантирующий удачу! И тут уже - что угодно, от пробежки до пения в душе или “счастливого” носка на правую ногу. Делайте что угодно, лишь бы вас это на успех настраивало.

      • Амулет тоже сгодится. Тут тоже по аналогии - хоть кольцо на пальце, хоть плюшевая игрушка в комнате.
    3. Думайте позитивно. Сосредоточьтесь на том, каких удивительных результатов можно добиться, а не на том, как сильно можно все испортить. Подумали плохую мысль? Задавите ее 5-ю хорошими! Держите карточки с мотивирующими словами под рукой и просто делайте все, что поможет вам сосредоточиться на хорошем, а не на плохом.

      Получите совет от профессионала. Если среди ваших знакомых есть человек, который не боится сцены и отлично выступает, обратитесь к нему за советом. Есть шанс, что вы научитесь чему-то новому или узнаете, что сцены, на самом-то деле, в той или иной степени боятся все, сколь бы уверенными они ни выглядели.

    Как справиться со страхом сцены, если вы актер

      Представьте себе успех. Перед тем, как выйти на сцену, представьте себе, как все хорошо завершится - аплодирующих зрителей, улыбки, поздравления коллег по цеху и так далее. Представлять себе надо лучшее, а не худшее развитие событий, и тогда с больше вероятностью случится именно первое. Представьте себя и свою шикарную игру - но уже с точки зрения зрителя.

      • Начните пораньше. Представляйте успех еще тогда, когда вы только пробуетесь на роль. И вообще, заведите себе это за привычку.
      • Чем ближе выступление, тем тщательнее представляйте себе это все. Скажем, ежедневно - перед сном и сразу же с утра.
    1. Репетируйте как можно больше. Репетируйте, пока слова роли от зубов отскакивать не начнут. Запомните, чьи реплики идут до вас, чьи после. Репетируйте перед близкими, знакомыми, друзьями, да хоть перед чучелами в музее или перед пустыми стульями - вам нужно привыкнуть выступать перед людьми.

      • Страх сцены актера часто проявляется в боязни забыть слова и не знать, что нужно делать. Лучший способ избавиться от этого страха - учить, учить и еще раз учить слова.
      • Выступать перед слушателями - совсем не то, что репетировать наедине. Да, вы можете знать роль просто блестяще, но все может измениться, когда вы подниметесь на сцену. Будьте готовы к этому.
    2. Войдите в роль. Если вы действительно хотите справиться с боязнью сцены, то войдите в роль как можно правдоподобнее, чтобы даже Станиславский крикнул - “Верю!”. Чем больше вы войдете в роль, тем меньше будете волноваться за себя. Представляйте, будто бы вы и есть ваш герой.

    3. Порепетируйте перед зеркалом. Честно, это прибавит вам уверенности, ведь так вы сможете увидеть себя самого со стороны. Продолжайте репетировать до тех пор, пока вам не начнет нравиться буквально все, и это существенно повысит ваши шансы на успех на самой сцене.

      • Видите себя со стороны - справитесь со страхом перед неизвестным. Если вы знаете, как вы выглядите и как держитесь в роли, то на сцене вам будет спокойнее.
      • Обращайте внимание на манерность вашего стиля, следите за тем, как вы сопровождаете речь жестами.
        • Примечание : это, конечно, вариант не для всех. Да, кому-то это поможет, но есть и те, кого это вгонит лишь в большее волнение.
    4. Учитесь импровизировать. импровизация - вот чем должен в совершенстве овладеть каждый из актеров. Именно с помощью импровизации можно подготовиться к любой, даже к совсем-не-идеальной ситуации, которая может возникнуть на сцене. Многие актеры и исполнители часто волнуются - мол, а вдруг я забуду или перепутаю слова? При этом они забывают, что другие актеры - тоже люди и тоже могут ошибиться. Импровизация позволит обратить в плюс любые ошибки!

      • Импровизация лучше всего даст вам понять, что вы не можете контролировать все аспекты выступления. Вопрос ведь не в том, чтобы выступить идеально, а в том, чтобы суметь ответить на любое развитие событий и на любую возникшую на сцене ситуацию.
      • Не надо теряться, если происходит что-то неожиданное. Помните, что зрители на руках копий сценария не имеют, поэтому неладное они заметят, только если вы сами дадите им это понять, причем самым очевидным образом.
        • Вы не одиноки, ваш страх сцены разделяют многие, даже лучшие. Так что не беспокойтесь, и скоро вы настолько увлечетесь выступлением, что вообще забудете о том, что находитесь на сцене.
        • Попробуйте представить, будто бы слушатели выглядят... глупее вас. Скажем, представьте их в странных костюмах - это может помочь.
        • Как правило, сцену заливают лучи софитов, а это ярко и слепяще. Иными словами, разглядеть сидящих в зале будет не так-то просто. Смотрите на свет (но не слепите себя), если станет слишком страшно. Не надо только смотреть в никуда или постоянно глазеть на людей. Кроме того, свет над зрительным залом часто приглушается, так что людей может быть просто не видно.
        • Если вам сложно поддерживать зрительный контакт со слушателями, смотрите на стену или на свет.
        • Если во время танца вы сбились с ритма, то этого никто не заметит, пока вы не остановитесь. Так что продолжайте и притворитесь, что все идет по плану. По аналогии, если вы сбились с реплики, импровизируйте, продолжайте, и публика ни за что не догадается, что вы пропустили одну строчку.
        • Если первое выступление прошло гладко, то есть все шансы, что все следующие выступления обойдутся без страха сцены... или почти без него.
        • Помните, что страх и веселье - это одно и то же. Просто в первом случае вы боитесь, а во втором - нет.
        • Репетируйте небольшими группами, постепенно начинайте репетировать группами побольше.
        • Забыли слово? Не останавливайтесь, продолжайте говорить. Используйте другие слова, пусть даже их нет в сценарии. Если ваш партнер по сцене ошибся, то не реагируйте на ошибку . Или пропустите ее мимо ушей, либо, если она слишком серьезна, обыграйте ее импровизацией. Вы ведь помните, что умение импровизировать - признак настоящего актера.
        • Порой вполне уместно немного волноваться. Если вы боитесь ошибиться, то, скорее всего, вы будете достаточно аккуратны, чтобы не допустить ошибки. Большинство ошибок случается от излишней уверенности в себе.
        • Помните, публика вас не съест и даже не покусает! Поэтому расслабьтесь и получайте удовольствие. Да, выступление на сцене - это действительно серьезное дело, но и там всегда есть место веселью.
        • Нет ничего плохого в том, чтобы сперва отрепетировать перед семьей, а уж потом идти на сцену.

        Предупреждения

        • Будьте максимально готовы. Репетиции - вот что сделает вас таковым, долгие и тщательные репетиции. Они не только сделают вас увереннее, но и более чем положительно скажутся на всех аспектах выступления.
        • Помните о последовательности реплик. Начинающие актеры частенько допускают такую оплошность: учат свои реплики, но не знают, когда их надо произносить. А ведь это чревато неловкими паузами!
        • Если только вас еще не нарядили в костюм по роли, выступайте в том, в чем чувствуете себя увереннее и спокойнее всего. Вы ведь не хотите волноваться на сцене еще и за собственный внешний вид? Наденьте то, что подходит ситуации, что достаточно надежно и идет вам. Все это сделает вас увереннее.
        • Сходите в туалет до выступления, а не после!
        • Не ешьте много перед выступлением. В противном случае есть все шансы столкнуться с тошнотой. К тому же, после приема пищи вы будете чувствовать себя более вялым, так что отложите это дело на “после выступления”.

Публичные выступления вызывают волнение у каждого, даже самого смелого оратора. Но бывает так, что выход на сцену сопровождается панической атакой, у человека складывается ощущение, будто все сидящие в зале его оценивают, разглядывают и т. д.

Страхи могут формироваться в детстве – неудачное выступление на утреннике, упреки родителей, учителей или насмешки сверстников приводят к формированию подсознательной установки. Выходя на публику, человек сталкивается с влиянием своего подсознания, когда ему везде мерещатся «монстры». Эта фобия особенно тяготит тех, чья работа связана с постоянными выступлениями - музыкантов, певцов, танцоров и т. д.

Глоссофобия и ее причины

Страх перед сценой имеет научное название – глоссофобия.

Фобия отличается от волнения и имеет конкретные симптомы, которые объясняются преобладанием симпатической системы над парасимпатической:

  • тошнота;
  • сухость во рту;
  • бессонница;
  • головная боль;
  • усиленное потоотделение;
  • учащение сердцебиения и дыхания;
  • повышение артериального давления.

Причины появления страха сцены:

  1. 1. Отсутствие информации в подсознании или записанная негативная установка. Обычно первое публичное выступление сопровождается страхом. Если оно проходит удачно, формируется позитивное убеждение, и дальнейшие выходы на сцену вызывают лишь волнение. Чем больше позитивного опыта, тем меньше негативных эмоций.
  2. 2. Плохая подготовка, невыученная речь, малое количество репетиций.
  3. 3. Ощущение собственной несостоятельности. Человек не верит в свои силы и возможности. Вследствие этого возникает комплекс неполноценности.
  4. 4. Сравнение себя с кем-либо. Далее происходит формирование негативных убеждений «Я не смогу быть лучше, чем кто-то», «Я хуже всех» и т. д.

4 типа личности, подверженных фобии

Существуют типы личности, при которых выраженность глоссофобии варьируется.

  1. 1. Некоторые люди стремятся избежать публичных выступлений не только в определенный промежуток времени, а на протяжении всей жизни. Они выбирают профессии, где не нужно появляться на публике даже среди малого количества людей. То есть их выбор деятельности основывается не на предпочтениях, а на бегстве от фобии. Этот тип очень сложно поддается лечению. Здесь должна проводиться длительная психотерапия. Выступления сначала организуются в тесном кругу знакомых людей и постепенно расширяются до более широкой аудитории.
  1. 2. Следующая категория личностей не позволяет страху диктовать, какую карьеру выбрать, но при этом они стараются «не высовываться»: избегают выступлений на собраниях, планерках, стесняются говорить тосты на праздниках. Такие люди активно скрывают свою фобию и находят любые пути, чтобы не столкнуться лицом к лицу со страхом, игнорируя проблему годами. Им проще преодолеть барьер, чем первой группе. Следует начинать выступать перед небольшим количеством людей, заниматься активными видами деятельности.
  1. 3. Люди, которые сталкиваются в своей работе с необходимостью выступать на публике. Это профессионалы, которые с радостью избегали бы докладов перед аудиторией, но из-за особенностей деятельности не могут этого сделать. К ним относятся писатели, врачи, учителя. Представителям таких видов деятельности следует уделить время тому, чтобы научиться ораторскому мастерству, ведь от этого во многом зависит их успех в профессии.
  1. 4. Творческие личности – музыканты, певцы, актеры, комики, спортсмены, ораторы. Даже эта группа людей подвержена беспокойству по поводу выступлений перед слушателями. Разница лишь в том, что их мозг призывает к выходу на публику, а тело сопротивляется. В таком случае вопрос касается выбора, что важнее: страх или карьера. Если человек хочет добиваться вершин профессии, ему придется перебороть себя.

Волнение является общей чертой для всех людей, независимо от типа профессии или личности. Разница в том, что одни преодолевают свои фобии, а другие продолжают их избегать.

Методики по преодолению неуверенности и страха

Для начала нужно определить причину глоссофобии. Что именно пугает? Если в детстве был негативный опыт, его следует вспомнить, вытащить из глубин подсознания. И в будущем менять негативные установки на позитивные. Важно помнить, что люди, которые пришли на выступление, желают получить пользу, знание или эстетическое удовольствие, а не уличить оратора во всех его недостатках.

Успокоиться и не бояться выступать помогут следующие советы:

  • Хорошая подготовка, многократные репетиции – залог уверенности в себе. Нужно уделить время тому, чтобы изучить вопросы, интересующие аудиторию, понять ее желания и потребности. Хорошее знание темы позволит чувствовать свою компетентность. Стоит заранее проработать возможные дополнительные вопросы и комментарии слушателей.
  • Чувство юмора. Уместные шутки снимают напряжение, располагают аудиторию и помогают победить страх. Особенно это важно, если случился какой-то конфуз, перестала работать техника и т. д.
  • Освоение ораторского мастерства. Это укрепляет веру в себя, помогает приобрести необходимые навыки выступлений, заинтересовать аудиторию и удерживать ее внимание на протяжении всего времени. Мастерство слова - это навык, который можно совершенствовать. Все великие люди с чего-то начинали, учились и развивали свои сильные стороны. Поэтому абсолютно каждый человек способен стать выдающимся оратором. Этому способствуют правильная постановка цели и сильная мотивация.
  • Анализ предыдущих попыток. Каждое выступление на публике, если возможно, следует записать на видео, чтобы потом оценить себя со стороны. Полезно просматривать выступления экспертов в интересующей отрасли.
  • Отказ от мысли о совершенстве. Все люди несовершенны. Боязнь сделать ошибку приводит к тому, что ее вероятность многократно увеличивается.
  • Представление желаемого результата. Обычно люди, выступающие впервые, склонны проигрывать в своей голове момент провала. Необходимо заменить эту картинку на позитивную, где в конце все слушатели аплодируют стоя.
  • Концентрация на содержании и процессе. Нужно сосредоточиться на докладе, танце, песне, на роли, на зрителях. Но никак не на себе или своих недостатках. Если расслабиться и начать получать удовольствие от выступления, зрители почувствуют позитивную энергетику.
  • Любовь к аудитории. Можно представить, что в зале собрались самые близкие люди и лучшие друзья, и выступать так, чтобы их порадовать.
  • Отдых перед выступлением. Необходимо хорошо выспаться накануне важного события и отказаться от стимуляторов. Кофеин, алкоголь, успокоительные препараты оказывают лишь временный эффект. Неизвестно, как организм отреагирует на эти вещества и как это скажется на выступлении: нетрезвый и заторможенный оратор явно не вызовет у публики положительных эмоций.
  • Внешний вид. Человек, довольный своей внешностью, держится уверенно. Если на сцену приходится выходить регулярно, стоит прибегнуть к помощи стилиста и имиджмейкера. Они помогут создать правильный образ, подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки. Людям, выступающим в танцевальных шоу или вокальных конкурсах, следует проработать сценический образ, прическу, грим, убедиться, что костюм для выступления соответствует тематике номера и выглядит подобающим образом.
  • Контакт со зрителями. Важно обращаться к слушателям, смотреть им в глаза. Если выступающий смотрит куда-то в пространство и не вступает в зрительный контакт, возрастает вероятность того, что люди потеряют к выступлению интерес.
  • Концентрация на дыхании. Три-четыре глубоких медленных вдоха - и можно выходить к зрителям. Глубокое дыхание помогает не волноваться и насыщает организм кислородом.
  • Вокал. Страх может вызывать изменение голоса: он становится скрипучим или, наоборот, излишне тонким. Улучшить его помогут специальные упражнения, разогревающие голосовые связки. Пение полезно не только певцам, но и всем ораторам.
  • Разогрев. Пианисту, музыканту, танцору необходимо разогреваться перед выходом. Разминка позволит преодолеть страх, снять мышечное напряжение, подготовить тело. Полезно выполнять упражнения на растяжку. Они расслабляют мышцы и физически подготавливают тело, защищая от возможных травм. Особенно это важно для танцевальных выступлений. Перед выходом на сцену можно мысленно проиграть танец, концентрируясь на сложных элементах, это поможет перестать бояться.
  • Шаги навстречу страху. Людям с первым и вторым типами личности психологи советуют начать выступать в маленьких группах людей, перед членами семьи. Чтобы побороть фобию, можно записаться в театральный кружок или на курсы актерского мастерства, групповые спортивные тренировки или танцы. Это поможет побороть страх перед сценой.

Каждому человеку хотя бы раз приходилось выступать на публике – у некоторых с этим связана профессиональная обязанность, например, у педагогов, политиков, артистов, менеджеров, юристов. Сейчас появилась даже отдельная специальность – спикер.

Согласно статистике психологов, уровень боязни сцены развит настолько, что ее ощущают около 95% всего населения . Страх публичных выступлений является одним из наиболее распространенных страхов, который причиняет множество неудобств, а также ухудшает состояние человека. Рассмотрим, как побороть страх перед выступлением, и какое лечение предлагает современная медицина.

Описание фобии

Страх публичных выступлений называется медицинским термином глоссофобия, и в некоторых случаях его действительно следует лечить. Такая боязнь публичных выступлений была знакома и многим выдающимся людям. Среди знаменитостей сцены боялись Фаина Раневская, музыкант Гленн Гульд, певец Дитрих Фишер-Дискау.

У многих страх выступления перед аудиторией становится серьезным стрессовым ударом, при котором отсутствие какого-либо лечения и правильной терапии приводит к развитию полноценного психического расстройства и социофобии.

Под воздействием страха, человек вырабатывает так называемое защитное поведение. Такое поведение помогает избавиться от стресса только в первое время, а если проблема не решается и в дальнейшем, человек не может справиться с боязнью и защитное поведение становится его нормальной ежедневной моделью.

Такое поведение начинает мешать личностному и карьерному росту, формирует психические проблемы и искаженное восприятие действительности.

Вот почему страх перед выступлением должен быть распознан на начальных этапах, не стоит бояться прибегнуть и к помощи специалиста, который определить в каждом индивидуальном случае, как не бояться выступать.

Типичный и атипичный страх

Рассмотрим, как проявляется фобия, так как преодолеть страх публичного выступления без точной идентификации патологии, невозможно. Помимо глоссофобии существует еще одно название – пейрафобия. Стоит отличать от нее обыкновенное волнение, которое испытывает человек перед тем, как выступать перед аудиторией, и патологический страх перед публичными выступлениями.

Вполне адекватной является реакция, когда человек волнуется перед устным вступительным экзаменом, выступлением с музыкальным номером. В кругу знакомых такие люди запросто справляются со страхом и спокойно демонстрируют свои таланты.

Психологи утверждают, что небольшая тревога перед публикой имеет и свои плюсы. Перед предстоящим выступлением человек концентрирует внимание, становится более собранным и энергичным, в результате, ход любых общественных выступлений держится под контролем и проходит хорошо.

Человек, который страдает боязнью сцены, испытывает истинный страх как до выступления, так и после него, кроме того, он боится и после окончания выступления, не может справиться со страхом, даже если выступил хорошо.

Такая боязнь остается как перед незнакомой, так и перед знакомой аудиторией, ее не удается перебороть, независимо от численности слушателей и степени знакомства с ними.

Симптоматика

Фобия может быть вызвана различными причинами, но почти всегда вызывает одинаковые симптомы. Перед выступлением, только увидев будущих слушателей, человек моментально ощущает сильное эмоциональное напряжение.

  • Активизируется кора головного мозга, железы внутренней секреции, симпатическая система, в результате чего работа внутренних органов изменяется в таком ключе – напрягаются мышцы, мимика и жестикуляция изменяются, наблюдаются и изменения речи, с которыми трудно справляться – изменение тембра голоса, скорости речи.
  • Вегетативная система отвечает повышенной потливостью, частым сердцебиением, скачками артериального давления, головной болью и сдавливающими ощущениями в грудной клетке.
  • Когда люди панически боятся выступления, ощущается сухость во рту, дрожание и сбивчивость голоса, полная утрата способности членораздельно говорить, кроме того, даже непроизвольное мочеиспускание.
  • Иногда при высокой нервной возбудимости человек может даже падать в обморок, а перед этим ощущать тошноту, слабость, головокружение, кожа его становится бледной, покрытой испариной.

Сила симптоматики и комплекс симптомов является индивидуальным, зависит от особенностей человека и его характера, состояния организма и настроения.

Причины развития фобии

Основные причины развития данной фобии заключаются как в генетической предрасположенности, так и в социальных факторах.

  • Наблюдается генетическая склонность к определенным разновидностям страха, например, к социофобии, либо врожденной повышенной тревожности. Человек постоянно пытается соответствовать определенным нормам, боится быть непонятым и непринятым, несправедливо оцененным, изолированным от общества. Среди характеристик, передающихся наследственно, отмечают темперамент, уровень тревожности и эмоционального восприятия. Родители и дети в этом могут быть очень похожи, имея одинаковые страхи.

  • Наиболее серьезными, глубинными причинами фобии становятся социальные условия. Развитию фобий способствует чрезмерно строгое воспитание, запугивания и угрозы в детстве со стороны родителей, избыточная восприимчивость к мнению окружающих.
  • Способствовать развитию фобии может также негативная оценка своих способностей и возможностей, отрицательный опыт в детстве, который подвергался яркой критике, искажение стрессовой ситуации и ее преувеличение.
  • Патология может развиться из-за низкой самооценки, недостатка уверенности в себе при слушателях, плохой подготовкой к выступлению и недостатком знаний. У многих фобия развивается именно по той причине, что опыта выступлений было очень мало.
  • С другой стороны, глоссофобия нередко возникает на фоне постоянного стремления к совершенству, часто сопровождает перфекционистов и людей, дорожащих общественной оценкой.

Методы преодоления

Как избавиться от боязни сцены, и какое лечение показано при такой патологии? Специализированная помощь необходима только в том случае, когда страх становится паническим и неврозным, переходя все грани. В остальных случаях преодоление страха публичных выступлений возможно с помощью аутотренингов.

Основные пути того, как побороть боязнь сцены, заключаются, в первую очередь, в осознании данной проблемы, а затем в анализе причин, которые привели к развитию патологии. Затем вырабатываются пути решения и проверяются на практике.

Устранение фактора неизвестности

Чтоб побороть страх перед публичным выступлением, следует избавиться от фактора неизвестности сидящей перед вами публики. Проанализируйте, с какой целью они собрались, чего ожидают от услышанного и какую реакцию аудитории вы хотели бы получить. Анализ ситуации позволяет избежать неизвестности и перестать бояться неизвестной реакции людей.

Устранение иллюзий

Нервное возбуждение усиливается, когда человек концентрируется на отрицательных чертах публики. Среди таких черт обычно отмечаются скептические улыбки, неодобрительные жесты, невнимательность, шепот во время выступления.

Изменить собственное состояние можно, мысленно наделяя людей положительными качествами, обращая внимание не на отрицательные, а на положительные черты – одобрительные жесты, заинтересованные и внимательные взгляды.

Еще один хороший способ устранить иллюзию того, что все в зале настроены против вас, сконцентрироваться на положительном результате проделанного труда.

Планирование выступления

Один из главнейших советов по поводу того, как побороть страх сцены и как справиться с нервозностью, является тщательная подготовка к выступлению. Уверенность в собственной подготовке и достаточности информации позволяет несколько расслабиться и настроиться на качественное выступление.

Например, при подготовке доклада, следует, в первую очередь, проанализировать и изучить исходные данные, полученные из разных авторитетных источников. Затем создать уникальный текст и записать основные тезисы своего доклада, составить план выступления – что и когда говорить. Подберите веские аргументы в свою пользу и не упускайте их из вида на протяжении всего доклада, предугадайте возможные вопросы и подготовьте ответы на них.

Пути преодоления страха лежат и в основательной репетиции – чтоб перестать заикаться и запинаться во время речи, прорепетируйте доклад перед зеркалом, либо прочитайте его своим близким. Так как перестать бояться без определенного опыта нельзя, репетиция перед самыми близкими будет хорошей тренировкой.

Признание неидеальности

Перед тем как бороться со своими страхами, примите тот факт, что значимость других людей может быть очень преувеличена. Не придавайте избыточного значения критике, скептицизму и сарказму, осознайте, что каждый имеет право сделать ошибку. Также помните и о том, что даже доброжелатели могут выдавать желаемое за действительное, потому ни одно мнение вокруг не может быть истиной в последней инстанции.

Изучите техники, повышающие самооценку и чувство собственного достоинства, ощутите собственную ценность и уникальность своей личности. Также придется принять и тот факт, что другие личности так же уникальны и имеют право ошибаться ровно так же, как и вы.

Настройтесь на положительный результат

Эффективно преодолевать страх можно в том случае, если сосредоточиться именно на процессе достижения цели, а не на результате. Фиксируйте свои действия в настоящем, как бы смотря на себя со стороны без преувеличения и преуменьшения. Представьте себе положительные стороны вашего пребывания на сцене – это позволит победить боязнь и в будущем избавляться от нее с каждым разом быстрее.

Лечение патологии может включать физическую нагрузку, изучение техники правильного дыхания, тренировка работы левого полушария мозга, например, работа с математическими вычислениями или другой точной наукой. Одним из приятных способов борьбы является напевание любимой мелодии, медитации, тренировка позы тела, для достижения более открытых и сдержанных положений.

Практически каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось выступать перед аудиторией. А многие профессии связаны с необходимостью постоянного выступления перед людьми. Сюда относятся: преподаватель, политик, артист, менеджер, руководитель тренингов, лектор и многие другие виды деятельности.

Большинство людей, работающих в одной из таких сфер, испытывают сильный страх перед публичными выступлениями. В психологии этот страх называется глоссофобией. Другие названия – логофобия, пейрафобия. Давайте разберемся, что представляет собой эта фобия и как ее преодолеть.

Глоссофобией называется психическое расстройство, при котором человек панически боится выступать перед другими людьми. Аудитория может быть большая (зрители в зале) или маленькая (коллеги, собравшиеся на совещание в рабочем кабинете), но необходимость выступить перед ней пугает человека, вызывая ряд неприятных психических и соматических реакций. Боязнь говорить носит название вербофобия.

Человек может быть хорошим специалистом в своей области и прекрасно знать материал, с которым ему предстоит выступить, но оказываясь перед аудиторией, он совершенно теряется, забывает слова, не может сконцентрироваться. Все это существенно ухудшает качество жизни глоссофоба, мешает ему продвигаться по карьерной лестнице, снижает самооценку.

Школьники и студенты тоже нередко испытывают сильный страх перед аудиторией. По этой причине они не могут нормально отвечать на уроке, сдавать экзамены, даже если хорошо знают материал. Естественно, это негативно влияет на успеваемость ученика или студента.

Согласно психологическим исследованиям, проводимым в этой области, 95% людей в той или иной степени страдают боязнью сцены. Вот почему многих интересует эта проблема и способы борьбы с ней.

Чем опасна боязнь сцены?

Каждый человек, выходя на сцену, немного волнуется. Это естественное состояние, которое присуще всем. Оно обладает некоторым положительным действием, поскольку помогает собраться, сосредоточиться во время выступления. Однако это естественное волнение не имеет ничего общего с глоссофобией.

Глоссофобия – это патологическая боязнь публичных выступлений, которую невозможно преодолеть. На первый взгляд, может показаться, что эта фобия безобидна и неспособна причинить человеку серьезного вреда. На самом деле это не так.

Индивид, страдающий пейрафобией, испытывает постоянный стресс, когда ему приходится выступать перед публикой. Если человек работает в такой сфере, где не нужно контактировать с аудиторией, то он может спокойно жить со своим страхом. Но если его профессия связана с частыми публичными выступлениями, то ему придется трудно. Постоянные стрессы способны подорвать физическое и психическое здоровье.

Человек теряет уверенность в себе, у него падает самооценка, развиваются комплексы, он замыкается в себе. Страх заставляет его бросить профессию, связанную с публичными выступлениями, даже если она очень нравится.

Нередко глоссофобы стараются заглушить свой страх алкоголем, наркотиками или сильнодействующими седативными препаратами. Злоупотребление подобными веществами может привести к развитию алкоголизма или наркомании. Поэтому всем публичным людям, страдающим пейрафобией, обязательно необходимо бороться со своим недугом.

Симптомы глоссофобии

Страх выражается набором типичных симптомов, характерных для всех видов фобий:

  • у человека начинает дрожать голос, его тембр изменяется;
  • возникает мышечное напряжение;
  • сердцебиение учащается, человек ощущает чувство сдавливания в груди, ему не хватает воздуха;
  • наблюдается повышенное потоотделение, тремор конечностей, руки и ноги холодеют и слабеют;
  • возможно головокружение или головная боль, тошнота;
  • человек ощущает сухость во рту, ему трудно говорить.

Перечисленные симптомы у разных людей проявляются с разной интенсивностью. Особо впечатлительные особы могут даже упасть в обморок. У детей возможно непроизвольное мочеиспускание. В редких случаях такое явление наблюдается и у взрослых. Конечно же, в подобном состоянии выступать перед людьми не представляется возможным.

Если логофобия выражена не слишком сильно, человек может собраться с духом и все-таки провести выступление, подавляя свой страх. При сильной фобии сделать это не удается, и выступающий либо теряет сознание, либо убегает со сцены.

Причины глоссофобии

Психологи выделяют две причины, по которым у человека возникает боязнь сцены:

  1. Генетические факторы;
  2. Социальные факторы.

В случае с генетическими причинами фобия развивается под влиянием повышенной эмоциональности, высокого уровня тревожности, индивидуальных особенностей характера и темперамента.

Эмоционально неустойчивый индивид боится быть отвержденным, боится осуждения и неприятия. Эти страхи постепенно разрастаются в настоящую фобию. Наследственность также играет существенную роль в развитии патологической боязни сцены. Если кто-либо из родителей страдал подобным расстройством, ребенок мог унаследовать его. Психологи подметили, что у родителей и детей очень часто бывают одинаковые страхи и идентичное их проявление.

В случае с социальными причинами пейрафобию провоцирует воспитание. Чаще всего страх сцены возникает у детей, воспитанных строгими и деспотичными родителями. Если ребенка ругают за громкие разговоры на улице, заставляют вести себя в обществе тихо и неприметно, он может начать бояться публичного внимания.

Чрезмерные запреты, запугивания, подавления, психологическое и физическое насилие формируют в ребенке многочисленные страхи и неуверенность в себе. Вырастая, такой человек стремится быть незаметным, скромным, старается не привлекать внимания к своей персоне, боится общественного осуждения.

Родители-перфекционисты, требующие от своего ребенка быть первым во всем, тоже рискуют воспитать глоссофоба. Человеку с детства внушают, что надо всегда быть лучшим, и он прилагает все силы, чтобы добиться восхищения и признания со стороны окружающих. Но быть совершенным всегда и во всем невозможно, поэтому рано или поздно такой индивид сталкивается с неудачей. Эта неудача может подорвать его уверенность в своих силах и вызвать боязнь быть отвергнутым.

Нередко причиной развития глоссофобии становится опыт неудачного выступления перед публикой. Например, школьник или студент выступал перед зрителями, и его осмеяли, унизили. Ситуация усугубляется, если унижение исходило не только от сверстников, но и от взрослых. Подобное происшествие способно оставить глубокий след в душе неуверенного, стеснительного человека, повлияв на его дальнейшее развитие.

Люди с дефектами речи тоже нередко боятся выступать перед публикой. Такое состояние называют логоневрозом. Такие люди вполне комфортно чувствуют себя в кругу близких друзей, но необходимость выступить перед аудиторией выбивает их из колеи. Они боятся, что другие люди будут высмеивать их недостаток. Чаще всего такие опасения вполне обоснованы, потому что в любом обществе есть индивиды, нетерпимые к чужим дефектам.

Как побороть страх сцены?

Многие знаменитости страдали боязнью сцены, однако они преодолели свои страхи и добились успеха в профессии. Это говорит о том, что с пейрафобией можно и нужно бороться. Если вы боитесь выступать перед публикой и хотите избавиться от страха сцены, вам помогут советы психологов.

  • Тщательно подготовьте выступление

Чтобы не опозориться перед слушателями, хорошо подготовьтесь к выступлению. Например, вам необходимо сделать доклад. Соберите всю необходимую информацию, законспектируйте материал и хорошо заучите его. Составьте краткий план, в котором укажите основные тезисы своего выступления.

Подумайте, какие вопросы могут возникнуть и слушателей и заранее подготовьте ответы на них. Прорепетируйте свою речь перед зеркалом, а еще лучше – запишите на диктофон, чтобы послушать, как она звучит со стороны. Выявите ошибки, запинки и избавьтесь от них. Зачитайте свой доклад близким людям, пусть они оценят его и подскажут, что нужно исправить. Такая подготовка точно не даст вам провалиться на выступлении.

  • Избавьтесь от неизвестности

Незнакомая публика всегда внушает страх, поскольку вы не знаете, какой реакции от нее можно ожидать. Перед выступлением проанализируйте аудиторию – количество человек, их возраст, пол, социальный статус, интересы. Подумайте, чего эти люди ждут от вас, что будет им интересно. Возможно, стоит выбрать юмористический подход или же, наоборот, сделать выступление максимально интересным. Проработайте эти нюансы, и ваша уверенность на сцене существенно повысится, ведь вы заранее будете знать, с кем вам придется общаться.

  • Не воспринимайте публику как строго критика

Логофобы очень боятся критики со стороны зрительного зала. Они обращают внимание на каждый смешок или неодобрительный взгляд и от этого все больше теряют уверенность в собственных силах. Чтобы этого избежать, не нужно концентрироваться на негативном отношении. Запомните: мнение аудитории никогда не бывает однозначным. В зале всегда найдутся и критики, и благодарные слушатели. Сосредоточьте свое внимание на последних. Ловите каждый одобрительный кивок, каждую улыбку или восторженный возглас. Не пытайтесь понравиться всем, работайте для тех зрителей, которые выказывают вам свое расположение.

  • Позвольте себе быть неидеальным

Дайте себе право на ошибку. Ошибаются даже профессионалы высокого класса, поэтому не стоит волноваться по этому поводу. Не принимайте критику близко к сердцу. Она далеко не всегда бывает объективной. У зрителя может быть просто плохое настроение или же он вовсе не разбирается в теме вашего выступления. Изучите техники, повышающие самооценку, и применяйте их.

  • Настройтесь на позитив

Выходя на сцену, настройте себя на положительный лад. Не думайте об исходе своего выступления, а сосредоточьтесь на текущем моменте. Обдумывайте каждое слово, каждый жест. Почувствуйте себя человеком, делающим важное дело. Ощутите, как это приятно – быть в центре внимания множества людей.

Чтобы преодолеть сильное волнение перед выступлением и не чувствовать себя на сцене скованно, научитесь расслабляться. Освойте дыхательные техники и специальные расслабляющие упражнения. Не принимайте скованных, закрытых поз. Еще один важный момент – улыбка. Обязательно улыбайтесь публике и в ответ тоже получите улыбки.

Что делать, если ничего не помогает?

Если вы перепробовал все методы, помогающие побороть страх перед выступлением, но не добились положительного результата, обратитесь за помощью к специалисту. Возможно, ваша фобия достигла такой стадии, на которой без помощи психолога или психотерапевта не обойтись.

Не стесняйтесь обратиться за помощью, в этом нет ничего постыдного. Многие публичные люди работают с психологами, помогающими им преодолеть боязнь сцены. Специалист подберет эффективные психотерапевтические методики и назначит успокоительные препараты, снижающие тревожность.

Избавиться от логофобии может каждый. Если ваша карьера и профессиональная деятельность зависит от умения выступать на публике, приложите все усилия, чтобы перебороть свои страхи и обрести уверенность в себе. Поверьте, результат того стоит!

Глоссофобия: как быстро и с комфортом преодолеть страх публичных выступлений

Каждый человек – существо социальное, и представить личность вне взаимодействия с иными членами общества нельзя. Контакты с себе подобными невозможно ограничить перепиской в соцсетях, пересылкой электронных писем и отправкой смс. Общение подразумевает личные встречи и беседы, сопереживание и понимание.

С ранних детских лет каждый из нас постигал азы ораторского искусства и выступал перед публикой, пусть на импровизированной сцене. Взрослея, наш круг общения меняется и расширяется: нам приходится убеждать учителей в знании их предмета, не падать лицом в грязь перед сокурсниками в институте, отстаивать свое мнение перед начальством. Те из нас, кто избрал публичную должность, прямиком попадают в число тех, кто должен не падать в обморок, находясь в центре толпы, и уметь понятно излагать свои взгляды даже незаинтересованной в выступлении публике.

Что делать, когда выход на сцену сродни восхождению на костер инквизиции? Когда вместо пламенных речей ты не можешь промолвить даже тихого звука. Когда твою волю парализует панический страх, а ноги подкашиваются. Терпеть страх и страдать, отказываясь от удовольствий и ставя крест на перспективах? Мучительно сражаться с этим недугом, насильно заставляя себя говорить? Оказывается, существуют вполне комфортные способы избавления от глоссофобии – такое научное название навязчивого страха публичных выступлений.

Для успешного избавления от иррациональной боязни публики, нам следует изучить природу тревожно-фобического расстройства. Приведем некоторые факты.

Страх предстать перед аудиторией испытывают не только дети и подростки, но и взрослые респектабельные персоны. Социологические исследования показывают, что свыше 90% населения Земля хоть однократно ощущали дискомфорт или внутреннее напряжение перед предстоящим спичем. При этом около 50% жителей планеты прикладывали волевые усилия, чтобы избавиться от боязни сольного выступления. Стоит указать, что глоссофобия сумела одолеть даже выдающихся исторических личностей, начиная от знаменитого оратора Демосфена и заканчивая рейтинговым политическим деятелем Маргарет Тэтчер.

Глоссофобия занимает уверенную позицию в пятерке самых распространенных тревожно-фобических расстройств.Иррациональная навязчивая тревога значительно ухудшает качество жизни субъекта, одаривая мучительными физиологическими ощущениями, лишая духовной гармонии и изменяя характер человека. Глоссофобия, протекающая в тяжелой форме, может инициировать старт депрессивных расстройств, провоцировать стойкие компульсивные действия (защитные ритуалы), способствовать развитию логоневроза (заикания) и вызывать стойкую бессонницу.

Глоссофобия: когда пора бить в набат

Глоссофобия в большинстве случаев проявляет себя тяжелейшими приступами панических атак. В момент, когда головной мозг человека получает информацию о предстоящем публичном выступлении, активизируется подсознательная программа, знаменующая развитие каскада биохимических реакций. Основной виновник физического дискомфорта – избыточное производство адреналина, который, попадая в кровь, запускает реакции стресса. В итоге у субъекта учащается сердечный ритм, повышаются показатели артериального давления, угнетается функция дыхания.

Если серотонинергической системе (связки нейротрансмиттеров, обеспечивающих ощущение «удовольствий») не удается нейтрализовать стрессовые реакции, человек продолжает пребывать в состоянии паники. Запомнив такие переживания на подсознательном уровне, мозг в дальнейшем всеми доступными средствами будет ограждать человека от наступления подобных ситуаций, заставляя индивида избегать выступления на публике.

Важно отличать естественное волнение человека перед пробой себя в новой роли от навязчивого страха, парализующего сознание. Легкое, непродолжительное по времени беспокойство перед незнакомой ситуацией – нормальный защитный механизм, обеспечивающий мобилизацию ресурсов организма. Такое волнение и возбуждение концентрируют внимание человека, обеспечивают сосредоточение на выполняемых действиях. В итоге, доклад человека становится более интересным для аудитории из-за особой эмоциональной атмосферы. В тоже время тирада, лишенная всяких эмоций, воспринимается публикой скучной, сухой, неувлекательной.

Основное отличие глоссофобии от состояния нормального волнения следующее: фобия проявляет себя независимо от численности слушателей, места доклада, частоты выступлений и важности события. Поэтому неуправляемый навязчивый страх перед предстоящим рутинным выступлением в сообществе – веский аргумент, чтобы принять экстренные меры для реорганизации своей деструктивной программы мышления и поведения.

Проявленияглоссофобии

При предвкушении или ожидании предстоящего выступления перед аудиторией у человека нарастает психоэмоциональное напряжение, активизируется работа вегетативной нервной системы, ускоряется деятельность эндокринных желез. В результате:

  • наблюдаются спазмы скелетной мускулатуры;
  • фиксируются высокие значения артериального давления;
  • из-за спазма кровеносных русел возникает головная боль;
  • усиливается потоотделение;
  • учащается сердцебиение;
  • определяется двигательное беспокойство;
  • возникают ощущения озноба, внутренней дрожи, приливов жара;
  • появляется дискомфорт и чувство сжатия в грудном отделе;
  • затрудняется дыхание;
  • одолевают позывы к мочеиспусканию.

В тяжелых случаях персона с глоссофобией ощущает, как «подкашиваются ноги», кружится голова. Могут иметь место обморочные состояния.

Из изменений в психоэмоциональной сфере наиболее частым признаком глоссофобии является изменение характера больного. Субъект становится раздражительным, вспыльчивым, гневливым, чрезмерно придирчивым. Его отличает высокая конфликтность и неуживчивость в коллективе.

Часто меняются пищевые привычки, ухудшается качество сна. Персона с глоссофобией с трудом засыпает в привычное время, часто просыпается ночью от кошмарных сновидений, утром чувствует себя разбитой.

Глоссофобия: почему возникает страх выступлений

Большинство людей с глоссофобией не могут самостоятельно определить, когда именно у них стартовало развитие панического страха, а тем более не способны установить, какие обстоятельства послужили формированию расстройства.

Как показывает клиническая практика, предпосылками к тревожно-фобическим расстройствам выступают врожденные особенности нервной системы и наследованный высокий уровень тревожности личности. К приобретенным негативным факторам относят особую личную конституцию, при которой доминирующими чертами и свойствами выступают мнительность, впечатлительность, нерешительность индивида, отсутствие у него уверенности в собственных силах. Отрицательными обстоятельствами являются проблемы детского возраста: взросление в асоциальном окружении, неправильная стратегия воспитания ребенка, порицание его малейших промахов.

Особому риску развития глоссофобии подвержены те, кто в детские годы стал жертвой физического, психологического или сексуального насилия. Почвой для навязчивого страха перед выступлениями является синдром отличника – склонность персоны выполнять задания идеально. Еще одна черта, предрасполагающая к глоссофобии – зависимый стиль поведения личности, когда субъект в своей активности опирается на мнение и оценку других людей.

Глоссофобия: варианты преодоления навязчивого страха

Помимо медикаментозной терапии, подразумевающей прием сильных фармакологических препаратов, которые помимо блага наносят колоссальный вред организму, существуют два адекватных способа решения проблемы глоссофобии.

Первый вариант – использовать психотерапевтические техники, ориентированные на устранение рационального компонента страха. Путем психологического просвещения и обучения индивид начинает понимать происхождение своих негативных ощущений. Начиная от непродолжительных докладов в кругу близких людей, постепенно увеличивая длительность своих выступлений и расширяя число слушателей, у человека уменьшается интенсивность неприятных физиологических симптомов. Он становится способным держать под контролем собственные эмоции и управлять поведением. То есть по своей сути психотерапевтические техники являются методом постепенного «приучения» больного к столкновению со своим объектом тревоги, в результате чего страх уменьшает свои размеры.

Однако такой вариант не гарантирует полное избавление индивида от навязчивого страха, поскольку техники психотерапии воздействуют на сознание личности и не могут оказать влияние на бессознательную сферу. А именно подсознание – хранитель жизненных программ личности, управляющий мышлением и поведением. Поэтому для полного освобождения от глоссофобии необходимо воздействовать непосредственно на подсознание.

На сегодняшний день открыть доступ к таким глубинным отделам психики способны только техники гипноза . Эффективность гипноза основана на двух феноменах:

  • на пребывании клиента в трансе – благоприятном и целебном состоянии, при котором стабилизируется деятельность всех систем организма и стимулируется процесс самовосстановления органов;
  • на проведении внушения – вербальных конструкциях, нацеленных на выявление природы глоссофобии и мотивацию личности для изменений деструктивных компонентов мышления.

В результате сеансов гипноза сфера подсознания освобождается от навязанных механизмов «защиты», психоэмоциональное поле личности очищается от иррациональных страхов, и человек попросту перестает испытывать алогичную тревогу. Особое достоинство гипноза – достижение стойких результатов, то есть после устранения страха перед выступлениями человеку не грозит обрести нового врага или стать жертвой депрессий.

Еще одно преимущество техник – комфортность манипуляций: персона не подвергается никакому внешнему насилию, и у него нет необходимости принуждать себя действовать против своих ощущений. Сеансы гипноза – безопасны и приятны, атравматичны и эффективны, доказательствами чего служит признание метода в научных кругах, как самого действенного варианта для избавления от тревожно-фобических расстройств. Не меньшая выгода гипноза в том, что вместо расходования ресурсов на логичное подавление страха усилиями воли, человек может направить жизненную энергию в позитивное русло – на самосовершенствование, раскрытие собственного потенциала, развитие новых способностей.