График социальной мобильности. Социальная мобильность причины и виды

Анализ причин всегда влечет за собой вопрос, может ли индивид сам добиться повышения своего и влиться в состав социального слоя, расположенного выше его собственного на шкале обеспеченности и престижа. В современном обществе принято считать, что стартовые возможности всех людей равны и индивид непременно добьется успеха, если приложит соответствующие усилия и будет действовать целеустремленно. Часто эту мысль иллюстрируют примерами головокружительной карьеры миллионеров, начавших с нуля, и пастушек, превратившихся в кинозвезд.

Социальной мобильностью называется перемещение индивидов в системе с одного слоя на другой. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии проконтролировать естественное распределение талантов и способностей, поэтому высшие слои неизбежно пополняются за счет талантливых выходцев из низших слоев.

Социальная мобильность проявляется во множестве форм:

Вертикальная мобильность — изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором автосервиса, это проявление восходящей мобильности, но если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности;

Горизонтальная мобильность — изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Например, если автомеханик получит работу слесаря, такое переметение будет означать горизонтальную мобильность;

Межпоколенная (интергенерационная) мобильность — выявляется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть российского населения, возможно даже большинство, перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении;

Внутрипоколенная (интрагенерационная) мобильность — предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства из них носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое — исключением.

Для открытых систем стратификации вертикальная мобильность — довольно обычное явление, если говорить не столько о головокружительных прыжках из низов в элиту, сколько о перемещениях шаг за шагом, на при мер, дед — крестьянин, отец — сельский учитель, сын переезжает в город и защищает диссертацию.

Сегодня в России каналы вертикальной мобильности при декларируемом равенстве всех перед всеми для многих слоев населения ограниченны, что соответствует сильной социальной дифференциации российского общества по экономическому и социальному признакам: весной 2006 г. 16 % россиян оценивали свой социальный статус в обществе как хороший, ровно столько же — как плохой, а остальные 68 % — считали его удовлетворительным. Не удивительно, что при опросе молодежи относительно ее основных жизненных опасений выявилось следующее (табл. 1): то, что всегда и во все времена ценилось выше всего, — любовь и дружба, в жестких условиях выживания для молодых россиян перестаю быть поводом для переживаний или опасений (а может, наша молодежь очень уверенно чувствует себя в личностной сфере).

Сильное социальное расслоение, характерное для современного российского общества (рис. 1), воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса Офаниченны для большей части молодого поколения (рис. 2).

Таблица 1. Динамика различных опасений молодежи,%

Опасения в жизни

Не встретить любимого человека

Проблема с устройством на работу

Остаться без материальных средств к существованию

Опасения за свою жизнь и близких из-за роста преступности

Не суметь создать свою семью

Невозможность получить хорошее образование

Потерять работу

Боязнь ограничений со стороны государства, не позволяющих жить так, как хочется самому (самой)

Остаться без друзей

Рис. 1. Численность различных социальных слоев в российском обществе, %

Из ответов молодежи становится ясно, что молодые люди, высоко оценивая значимость личных качеств, умений, квалификации, четко понимают, что в России при устройстве на работу знакомства и связи играют очень важную роль. Отметим позитивный момент: по сравнению с ответами молодежи на данный вопрос в 1997 г. современная молодежь более оптимистична и уверена в своих силах и возможности самостоятельного успеха и мобильности по сравнению с молодежью, профессиональное становление которой пришлось на тяжелые 1990-е гг.

Рис. 2. Что в первую очередь помогает получить хорошую работу, по мнению представителей разных поколений россиян, (допускалось не более 3 ответов): 1 — молодежь (2007); 2- молодежь (1997); 3- старшее поколение (2007); 4 — старшее поколение (1997)

В закрытых системах социальная мобильность практически исключена. Например, в кастовых и сословных обществах социальную норму составляли десятки поколений сапожников, кожевников, торговцев, крепостных и в то же время — длинные генеалогические цепи знатных родов. Об однообразии такой социальной действительности свидетельствуют приведенные в исторических источниках названия улиц: улица лудильщиков, улица жестянщиков и т.д. Ремесленники не только передавали из поколения в поколение свой статус и профессию, но и жили все рядом.

Каналы социальной мобильности

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, получение высшего образования — простейший и довольно верный канат, двигаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься квалифицированным престижным трудом. Девушки, стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности — повысить свой статус через брак. Любой военный знает, что служба в отдаленных и опасных местах является каналом мобильности, потому что позволяет быстро дослужиться до высоких чинов.

В закрытых системах тоже существуют свои — очень тесные — каналы мобильности. Например, судьба Золушки из сказки Ш. Перро, крепостной актрисы Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой, говорят о том, что изредка были возможны головокружительные прыжки благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера: великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию. В царской России высшее образование автоматически влекло за собой получение личного дворянства.

Семейный капитал является важным фактором принадлежности к доминирующему классу. Он может иметь различные формы: крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических. политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры и т.д. Именно эти три основных элемента — значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка — обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Например, во Франции, отмечает Д. Берто, финансовая олигархия — ограниченное число семей — владеет и управляет фантастическими богатствами и имеет в обществе огромную власть. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Чаще всего члены доминирующего класса заключают браки между собой, учатся в одних и тех же школах или престижных университетах, входят в административные советы предприятий и т.д. Они не только стоят во главе экономики, но и
удерживают власть. Специалисты по истории банковского дела и олигархии указывают, что в течение последних 170 лет «во Франции деньги, а значит, и реальная политическая власть находятся в руках одних и тех же семейств с момента государственного переворота, приведшего к власти в 1799 г. Наполеона Бонапарта, переворота, который финансировался основоположниками государства». Чтобы быть в составе господствующего класса, лучше в нем родиться или заключить брак с представителем этого класса.

Специфика и важность социального капитала в российском обществе проявляются при анализе социального капитала, адекватное и эффективное использование которого является залогом успеха как молодых людей, так и всего общества.

Сравнительный анализ данных за последние 10 лет по овладению различными навыками в молодежной среде позволил сделать вывод о почти двукратном росте компьютерной грамотности, однако прошедшее время мало сказалось на увеличении распространенности практики вождения автомобиля или общения на иностранных языках — важных компетенциях в современном мире. При этом среди молодых людей сократилась популярность приобретения навыков вождения мотоцикла или пользования оружием (рис. 3).

Рис. 3. Динамика владения представителями российской молодежи различными навыками, %

Уверенность современной молодежи и се оптимизм проявляются в опенках своих жизненных перспектив и планов. В целом, как показали результаты исследования Института социологии РАН, проведенного в 2007 г., более половины молодых россиян устойчиво уверены в том, что смогут добиться большего, чем их родители. Из рис. 4 видно, что за последние 10 лет структура этих оценок практически не изменилась, а незначительная динамика отражает скорее некоторый рост оптимизма. В целом в 2007 г. 76 % (в 1997 г. — 68 %) российской молодежи уверены в том, что они способны по меньшей мере воспроизвести тот социальный статус, который имеют их родители, и лишь считаные проценты (2 %) думают, что им и это не под силу. К тому же доля таких молодых людей и девушек за последние 10 лет уменьшилась вдвое (рис. 4).

Рис. 4. Оценка молодыми россиянами своих жизненных шансов, %

В современной России бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха, а нуждающиеся и собственно малообеспеченные лишь в редких случаях могут оплачивать посещение детьми платных кружков или свое посещение платных курсов. Основными потребителями платных образовательных услуг оказываются благополучные слои населения. Иногда в подобной ситуации обвиняют самих малообеспеченных в том, что они просто не стремятся получить качественное образование и не делают для этого все возможное. Однако данные социологического исследования, проведенного ИС РАН в 2008 г., опровергают подобные утверждения. Как видно из рис. 21.5, основная масса не только малообеспеченных, но и бедных хотела бы получить качественное образование. Но на это у них гораздо меньше шансов, чем у благополучных.

Рис. 5. Наличие установки на получение хорошего образования в различных социальных слоях, % работающих их представителей: 1 — уже добились; 2- хотят, но пока не добились; 3 — хотелось бы, но вряд ли смогут добиться; не было в жизненных планах

Нереализованные возможности, недостигнутые цели многих россиян коррелируют с чувством несправедливости, которое они испытывают по отношению ко всему происходящему в современной России. Это чувство, свидетельствующее о нелегитимности в глазах россиян сложившегося в России миропорядка, сегодня испытывает подавляющее большинство (свыше 90 %) россиян; при этом 38 % испытывают его часто. Так как в российской культуре роль справедливости-несправедливости очень велика, эти показатели — очень серьезный «звонок». Более всего устойчивое чувство несправедливости всего происходящего вокруг испытывают представители возрастных групп старше 40 лет (свыше 40 %) и сельские жители (48 %).

Таким образом, путь в высшие сферы социальной иерархии нелегкий. Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (ситуация кризиса или экономического роста) и структура общества. Ответ на вопросы о мобильности дает анализ социальной организации. В закрытых обществах социальные классы закрыты для представителей других классов, социальная мобильность в них невозможна. В обществах, подобных нашему, классы более открыты, а но социальной лестнице можно подниматься или опускаться.

Некоторым индивидам из народной среды удается добраться до вершины социальной пирамиды даже в условиях жестко ограниченной системы социальной мобильности, поскольку играют свою роль индивидуальные факторы — воля, энергия, талант, семейная среда, удача. Однако индивиды из низших классов должны проявлять эти качества в большей мере, чем индивиды из привилегированных слоев, поскольку первые изначально имеют меньше преимуществ в плане экономического, культурного и социального капитала.

Каналы и механизмы социальной мобильности

В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы — условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» — используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-кла- новые связи (действовали факторы домашнего воспитания, социального авторитета семьи, частной собственности, семейной поддержки в целом).

В традиционном обществе перечисленные каналы социальной мобильности использовались весьма широко. В современном же обществе роль некоторых из этих структур как каналов социальной подвижности снижается (например, церкви, семьи), но усиливается значение других каналов, в рамках которые отрабатываются новые формы социальной мобильности. Поэтому приведенный список следует конкретизировать, выделив в качестве каналов мобильности сферу финансово-банковской деятельности, техническое творчество, активность в области массовой информации и компьютерных технологий. Выделим также действие устойчивого в разные эпохи в разных странах канала повышения статуса представителей определенных слоев за счет причастности к теневой или криминальной деятельности. Ныне этот канал представлен как в развитом обществе (транснациональные мафиозные ассоциации в области распространения оружия, наркотиков и др.), так и в традиционном обществе (семейно-клановые и бандитские группировки).

Механизмы социальной мобильности

Указанные каналы социальной мобильности (за исключением криминального, притягивающего определенные социально-психологические типы людей), как правило, тесно переплетены между собой, т. е. они действуют одновременно, то конфронтируя, то дополняя друг друга. Взятые в целом, каналы социальной мобильности создают систему институционально-правовых требований, организационных возможностей, конкретных правил продвижения людей вверх или вниз по социальной лестнице, образуя, таким образом, сложные механизмы социального отбора людей на те или иные позиции и статусные роли. Совокупное действие этих механизмов на разных стадиях жизни человека облегчает ему возможность сохранения аскриптивного или достижения лучшего статуса, но положительный результат само по себе не гарантирует — используя эти механизмы, человек должен прилагать немалые собственные усилия, чтобы добиться лучшего.

В прошлом ведущими в этих механизмах оставались наследственно-сословные связи, что позволяло подавляющему большинству молодого поколения сохранять аскриптивное статусное положение. При этом сохранение высших аскриптивных статусов сопровождалось выполнением немалого числа социальных обязанностей. Переход из одного сословия в другое хотя и был затруднен, также оставался возможным. Так, в средневековом императорском Китае, в Российской империи представитель средних слоев (включая зажиточных крестьян, торговцев, детей священнослужителей) мог продвигаться на государственной службе при наличии высокого уровня образования.

Процесс обучения, овладение ребенком книжной премудростью во многом определялось семейными обстоятельствами. Но во время учебы и затем на службе многое зависело от самого человека — он должен был продемонстрировать лояльность к профессиональной среде, проявлять настойчивость, сообразительность. В других обществах роль школы и образования в смене статуса были ограничены, на первый план по значимости могла выйти либо армейская, либо религиозная среда. При этом оставались важными роль семьи, поддержка окружающих, личные качества самого человека.

Иллюстрацией сказанному может служить жизненный путь русского реформатора М. М . Сперанского (1772-1839). Будучи выходцем из семьи бедного сельского священника, получив образование в провинциальной семинарии, он рано обнаружил блестящие способности самостоятельного мышления, был трудолюбив, начитан, даровит. Все это выделяло его из круга семинаристов, что позволило церковному начальству рекомендовать его на службу к государственному вельможе, которому потребовался секретарь для деловой переписки. Вхождение в высший круг российской бюрократии вывело Сперанского на широкую дорогу государственного служения.

В условиях современного общества основной акцент в механизмах социальной мобильности переносится на образовательно-профессиональную подготовку, при этом повышается роль индивидуальных качеств человека, стремящегося улучшить свое положение. Рассмотрим процесс профессиональной селекции на примере научно-творческой деятельности. Чтобы общество признало молодого человека ученым, необходимо, хотя этого и недостаточно, наличие у него диплома о высшем образовании, который позволяет ему начать научную карьеру. Профессиональная среда тогда признает его научный статус, когда результаты его самостоятельной работы будет квалифицированы коллегами как значительные. При этом результаты его труда будут постоянно подвергаться придирчивому анализу. Сам он должен овладеть искусством вести научную полемику, находить сторонников, добиваться практического внедрения своих открытий. Должностное и квалификационное продвижение поможет ему утвердиться в профессиональной среде, в которой помимо официального статуса весьма важной предпосылкой становления человека как ученого выступает круг общения, единомышленники. Но главным фактором признания являются научные результаты, признанные широкими общественными кругами. На этом пути ученый должен обрести сторонников в практических сферах; ему не помешает известность среди широкой публики, достигнутая через СМИ. Члены семьи должны терпеливо помогать в его творческом развитии, не ожидая быстрой материальной отдачи и публичного признания. В совокупности все эти обстоятельства и составляют механизмы социальной селекции в сфере научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, можно видеть, что «сито» многократного прохождения человеком через механизмы социального отбора было в прошлом и продолжает существовать ныне в любой сфере жизнедеятельности, особенно ужесточаясь в тех случаях, когда речь идет о возможности достижения относительно высокого положения в обществе. Указанные механизмы селекции не гарантируют безошибочного распределения всех людей по социальным стратам и позициям в соответствии с их реальными способностями. Однако взятые в целом, они позволяют более или менее удовлетворительно перераспределять социальную энергию, не допуская острой конфронтации и уравновешивая интересы разных групп.

Факторы социальной мобильности

Если каналы и механизмы социальной мобильности представляют собой наиболее устойчивые, массовые способы достижения или утраты нового статусного положения, то факторами мобильности выступают общие — исторические, социально-политические, культурные и др. — предпосылки, конкретные условия, стимулирующие действие указанных механизмов или ограничивающие их. Учет различных факторов позволяет более глубоко охарактеризовать процессы мобильности в той или иной ситуации, определить их характер в различных социальных средах. Иногда значение масштабного фактора накладывает отпечаток на место в социальной иерархии целой социальной группы. Когда говорят о «военном поколении», подразумевают влияние военного времени на жизненные установки и социальную активность определенной возрастной когорты.

На качества социальной мобильности конкретных групп и индивидов, как правило, воздействует множество факторов разного характера и масштаба: хозяйственно-отраслевые институты, этническая или религиозная среда, место жительства, возраст и пол человека, меняющего статус, и др. Например, для мобильности, связанной со вступлением в брак людей современного общества, характерна следующая тенденция: женщины чаще заключают брак с мужчинами, имеющими более высокое образование, профессиональную квалификацию, работающими на более высокой должности, в то время как для мужчин эта ситуация имеет обратный характер.

Еше одна закономерность, связанная с корреляцией между ранней социализацией людей и их последующей профессиональной активностью: выходцы из сельских поселений, из провинциальной, слабо дифференцированной среды демонстрируют в среднем меньший темп социального продвижения и более узкие возможности варьировать области приложения своего труда, чем выходцы из городских поселений, из урбанизированных центров.

Социальная мобильность-это процесс движения индивидов между иерархически организованными элементами социальной структуры.

ПСорокин определяет социальную мобильность как любой переход индивида или социального объекта, то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другуюу.

Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная мобильность

Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, понимают переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне.

Перемещение некоторого индивида из баптистской в??методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и женщины) в другую при разводе или повторном браке, с одной ой фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, - все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Такими же примерами являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, теории. Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из. Айовы до. Калифорнии, во всех этих случаях"перемещение"может происходить без каких-либо заметных изменений социального поло ния индивида или социального объекта в вертикальном направленииу.

Вертикальная мобильность

Под вертикальной социальной мобильностью понимают те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой в зависимости от направления перемещения я существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Согласно природы стратификации существуют нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее важных типа. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивид а с более высокой социальной позиции на более низкую, не нарушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал раньше; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее р. Ангу на фоне других групп или в нарушении ее социального единстваості.

В социологии, в основном, научному анализу подлежит именно вертикальная социальная мобильность.

Принципы социальной мобильности

ПСорокин определил ряд принципов вертикальной мобильностиі.

1. Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных аспектах - экономической, политической, профессиональныей.

2. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одной социальной страты в другую осуществлялся бы без всякого сопротивления бы мобильность бы была бы абсолютно свободной, то в обществе, которое возникло, не было бы социальных страат.

3. Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, т.е. в пространстве. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить индийское кастовое общество и современное американское. Если взять высшие ступени в политической, экономической и профессиональной пирамидах в обоих обществах, то будет видно, что все они в. Индии определены фактом рождения и есть только немного индивидов, которые достигли высокого положения, поднимаясь с самых низких страт. Между тем в. США среди известных людей в промышленности и финансах 38,8% в прошлом и 19,6% в современном поколении начинали бедняка мы; 31,5% мультимилионерив начинали свою карьеру, имея средний достатоаток.

4. Интенсивность и всеохватность вертикальной мобильности - экономической, политической и профессиональной - колеблется в пределах одного и того же общества в разные периоды его истории. В истории любой страны ни или социальной группы существуют периоды, когда вертикальная мобильность увеличивается как количественно, так и качественно, однако существуют периоды, когда она уменьшаетсяся.

5. В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления интенсивности и всеобъемлющей. Это предположение является действительным для истории любой кр ны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечествава.

анализа социальной мобильности была посвящена также работа. Т. Лассуэла"Класс и казнь", где он отмечал, что фактически все материалы по социальной мобильности, которые были опубликованы в. СЕЛА-это мате ериалы о восходящей мобильности. Поскольку частью американского характера является стремление возвыситься над родителями и ровесниками, то чаще масс место именно восходящая социальная мобильность".

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

1 . Социальная стратификация - разделение общества на социальные группы и слои в соответствии с их материального и политического статуса, культурного уровня, квалификации, привилегий и т.п..

2 . Социальная мобильность - переход человека из одной социальной позиции к другой по"вертикали"и"горизонтали".

3 . Вертикальная мобильность - переход индивида из низшей иерархической ступени к высшей.

4 . Горизонтальная мобильность - перемещение из одной группы в другую, занимает ту же иерархическую позицию.

ВОПРОСЫ

1. Что такое социальная структура общества, ее основные элементы??

2. На основе чего образуются социальные общности??

3. Что понимают под социально-территориальной структурой общества??

4. Чем объясняют естественность и вечность существования неравенства американские социологи. Дэвис и. Мур??

5. В чем сущность социальной мобильности??

ЛИТЕРАТУРА

1. Герасимчук AA,. Тимошенко 31. Курс лекций по философии-К, 2000., 2000.

2. Кон. ИС. Социология личности-M, 1967 1967.

3. Сорокин. П. Человек. Цивилизация. Общество-М, 1992, 1992.

4. Социология. Учебник для высшей учебных заведений (ГВОсипов,. АБКабыща и др) -. М:. Наука, 1995ука, 1995.

5. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие для студентов высш учебных заведений /. Под ред. ВПАндрущенко-Харьков, 1996в, 1996.

6. Якуба. ОО. Социология-Харьков, 19961996.

7 Thomas. Е Lasswell Class and Stratum-Boston, 19651965.

Социальная мобильность - это возможность смены социального слоя .

Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность)

Виды:

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой

Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства

Восходящая мобильность - социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).

Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Индивидуальная мобильность - это когда происходит перемещение вниз, вверх или по горизонтали у отдельного человека независимо от других.

Групповая мобильность - процесс, при котором перемещения происходят коллективно. «Она происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории»

Структурная социальная мобильность – изменение в социальном положении значительного числа людей, большей частью благодаря изменениям в самом обществе, а не индивидуальным усилиям. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов

Добровольная мобильность это мобильность по собственному желанию, а принудительная – в силу вынужденных обстоятельств.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители

Внутрипоколенная мобильность – изменение социальной позиции индивида на протяжении его жизни.(социальная карьера)

Каналами социальной мобильности выступают способы, называемые «ступенями лестницы», «лифтами», позволяющие перемещаться людям вверх-вниз по социальной иерархии. «Социальный лифт - это способ дать подняться и помочь в занятии более приятного положения в обществе.

Для Питирима Сорокина особый интерес представляли такие каналы как: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Армия. Задействована в качестве канала вертикальной циркуляции в военное время больше всего. Крупные потери среди командного состава дают возможность подняться более низким чинам вверх по карьерной лестнице. приводят к заполнению вакансий из более низких чинов.

Церковь . Является вторым каналом, из числа основных. Но при этом, «церковь выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. В периоды упадка или в начале существования той или иной конфессии ее роль как канала социальной стратификации малозначима и несущественна» 1 .

Школа . «Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни обретали, во все века были средствами вертикальной социальной, циркуляции. В обществах, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой «социальный лифт», движущийся с самого низа общества до самых верхов» 2 .

Правительственные группы, политические организации и политические партии как каналы вертикальной циркуляции . Во многих странах существует автоматическое продвижение должностных лиц по службе с течением времени, вне зависимости от того на какую должность поступал человек.

Профессиональная организация как канал вертикальной циркуляции . Некоторые из организаций играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Такими организациями являются: научные, литературные, творческие институты.«Вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице» 3 .

Организации по созданию материальных ценностей как каналы социальной циркуляции. Накопление богатств во все времена приводило к социальному продвижению людей. На протяжении всей истории наблюдается тесная взаимосвязь между богатством и знатностью. Формами «обогощающихся» организаций могут выступать: землевладение, добыча нефти, бандитизм, горное дело и т.п.

Семья и другие каналы социальной циркуляции . Брак (особенно между представителями разных социальных статусов) может привести одного из партнеров к социальному продвижению, либо к социальной деградации. В демократических обществах мы можем наблюдать, как богатые невесты выходят замуж за бедных, но титулованных женихов, тем самым один продвигается по социальной лестнице благодаря титулу, а другой- материальное подкрепление своему титулованному статусу

Задание 2

Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян (фр. Charles Ogier de Batz de Castelmore, comte d"Artagnan, 1611, замок Кастельмор, Гасконь, Франция, - 25 июня 1673, Маастрихт, Нидерланды) - гасконский дворянин, сделавший блестящую карьеру при Людовике XIV в роте королевских мушкетёров.

1. Вид социальной мобильности:

Вертикальная мобильность. Восходящая. Индивидуальная. Добровольная. (Д”Артаньян сделал карьеру в качестве курьера кардинала Мазарини в годы после первой Фронды=> лейтенант французской гвардии (1652) => капитан (1655)=>второй лейтенант (то есть заместителем фактического командира) в воссозданной роте королевских мушкетёров (1658)=> капитан-лейтенант мушкетёров (1667)=> должность губернатора Лилля (1667)=> полевой маршал (генерал-майор) (1672).

Горизонтальная мобильность. Шарль де Бац переехал в Париж в 1630-х из Гаскони.

2. Канал социальной мобильности- армия

Факторы, обусловившую соц.мобильность: личностные качества (высокий уровень мотивации, инициативность, коммуникабельность), Физические и умственные способности, миграционный процесс (переезд в крупный город), демографические факторы (пол мужской, возраст вступления на службу), социальный статус семьи (Д’Артаньян был потомком графов по материнской линии, отец имел дворянский титул, присвоивший себе после женитьбы)

3. Шарль де Бац достиг нового социального статуса, высокого уровня жизни

4. Культурного барьера не возникало, Д-Артаньян был легко принят в новое общество, был приближенным короля, уважаемым как при дворе, так и в армии.

Людовик XIV: «почти единственный человек, который сумел заставить людей любить себя, не делая для них ничего, что обязывало бы их к этому»

1Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

2Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

3Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

Билет 10. Социальная мобильность: понятие, виды, каналы

Понятие «социальная мобильность» ввел П. Сорокин. Он считал, что общество – это огромное социальное пространство, в котором люди перемещаются как реально, так и условно, во мнении окружающих и своем собственном.

Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве. По направлениям социальных перемещений различают вертикальную и горизонтальную социальную мобильность.

    Вертикальная мобильность — социальное перемещение, которое сопровождается повышением или понижением социального статуса.

    Переход на более высокую социальную позицию называется восходящей мобильностью , а на более низкую – нисходящей мобильностью .

    Горизонтальная мобильность — социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса, — переход на другое место работы в той же должности, смена места жительства. Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную. Межпоколенная мобильность — изменение социального статуса между поколениями.. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, , означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную. Групповая мобильность — перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. (Случается в периоды кардинальных изменений в обществе — социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов). Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека.

Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Социальный лифт - это механизм повышения (или понижения) социального статуса.

В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества. Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта. Маргинал при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). Люмпен , пытаясь в процессе социальной мобильности перейти из старой группы в новую, оказывается вообще вне группы, разрывает социальные связи и со временем теряет основные человеческие качества - способность к труду и потребность в нем (нищие, бомжи).

Понятие и виды социальной мобильности

Анализ причин социального неравенства всегда влечет за собой вопрос, может ли индивид сам добиться повыше­ния своего социального статуса и влиться в состав социального слоя, расположенного выше его собственного на шкале обеспе­ченности и престижа. В современном обществе принято считать, что стартовые возможности всех людей равны и индивид непре­менно добьется успеха, если приложит соответствующие усилия и будет действовать целеустремленно. Часто эту мысль иллюстриру­ют примерами головокружительной карьеры миллионеров, на­чавших с нуля, и пастушек, превратившихся в кинозвезд.

Социальной мобильностью называется перемещение индиви­дов в системе социальной стратификации с одного слоя на другой. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меня­ются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения об­разования, она не в состоянии проконтролировать естественное распределение талантов и способностей, поэтому высшие слои неизбежно пополняются за счет талантливых выходцев из низших слоев.

Социальная мобильность проявляется во множестве форм:

вертикальная мобильность - изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором авто­сервиса, это проявление восходящей мобильности, но если авто­механик станет мусорщиком, такое перемещение будет показате­лем нисходящей мобильности;

горизонтальная мобильность - изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географи­ческая мобильность.

Она подразумевает не изменение статуса или груп­пы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежне­го статуса. Примером может служить международный и межрегио­нальный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то геогра­фическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это гео­графическая мобильность. Если же он переселился в город на посто­янное жительство и получил здесь работу, то это уже миграция.

межпоколенная (интергенерационная) мобильность - выявляет­ся сравнением социального статуса родителей и их детей в опреде­ленный момент карьеры тех и других (по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте).

внутрипоколенная (интрагенерационная) мобильность - предпо­лагает сравнение социального статуса личности в течение продол­жительного времени.

Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали про­исходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после соци­альной революции старый господствующий класс уступает свои по­зиции новому господствующему классу.

На других основаниях мобильность может классифицироваться, скажем, на стихийную или организованную. Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жите­лей ближнего зарубежья в крупные города России. Организованная мобильность (перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Как показал на огромном историческом материале П. Сорокин, причинами групповой мобильности выступали следующие факторы:

Социальные революции;

Иностранные интервенции, нашествия;

Межгосударственные войны;

Гражданские войны;

Военные перевороты;

Смена политических режимов;

Замена старой конституции новой;

Крестьянские восстания;

Междоусобная борьба аристократических родов;

Создание империи.

V

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Понятие и параметры социальной мобильности

Понятие «социальная мобильность » в науку ввел П.А. Сорокин. По его определению «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой». В социальную мобильность П.А. Сорокин включал:

Перемещение индивидов из одной социальной группы в другую;

Исчезновение одних и появление других социальных групп;

Исчезновение целой совокупности групп и полная замена ее другой.

Причину социальной мобильности П.А. Сорокин видел в осуществлении в обществе принципа распределения благ пропорционально заслугам каждого его члена, т.к. даже частичная реализация этого принципа ведет к усилению социальной мобильности и обновлению состава высших страт. Иначе в этих стратах с течением времени накапливается большое количество вялых, неспособных людей, а в низких стратах, наоборот, — талантливых. Так создается горючий в социальном отношении материал в виде недовольства и протеста в низких стратах, что может привести к революции. Чтобы этого не случилось, общество должно отказаться от жесткой социальной структуры, осуществлять постоянно и своевременно социальную мобильность, совершенствовать и контролировать ее.

Факторы, влияющие на социальную мобильность :

Уровень развития экономики (например, в период экономической депрессии – мобильность нисходящая);

Исторический тип стратификации (сословные и кастовые общества ограничивают социальную мобильность);

Демографические факторы (пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения). Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции; там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Показатели (параметры) социальной мобильности.

Социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей :

дистанция

объем.

Дистанция мобильности – количество ступеней, на которое удалось подняться или пришлось опуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Объемом мобильности называется число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным , а если отношением этого количества ко всему населению, то – относительным и указывается в процентах.

Итак, социальная мобильность – это перемещение индивида или социальной группы из одного социального слоя в другой, либо внутри социального слоя, изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре.

Виды социальной мобильности

Существует два основных вида социальной мобильности :

Межпоколенная

Внутрипоколенная

и два основных типа :

Вертикальная

Горизонтальная.

Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность – когда дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступень, чем их родители.

Внутрипоколенная мобильность – один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе ее называют социальная карьера.

Вертикальная мобильность представляет собой перемещение индивида или социальной группы из одной страты в другую, при этом происходит смена социального статуса. В зависимости от направления перемещения выделяют следующие виды вертикальной мобильности :

Восходящая (социальный подъем);

Нисходящая (социальный спуск).

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение – принудительное.

Каналы вертикальной мобильности.

По мнению П.А. Сорокина, в любом обществе между стратами существуют каналы («лифты»), по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Особый интерес представляют социальные институты – армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной мобильности .

Армия наиболее интенсивно функционирует в качестве такого канала в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов.

Церковь переместила большое число людей как с низов к вершинам общества, так и наоборот. Институт безбрачия обязывал католическое духовенство не иметь детей. Поэтому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми. В то же время тысячи еретиков были отданы под суд, уничтожены, среди них было немало королей, аристократов.

Школа : институт образования во все времена служил мощным каналом социальной мобильности, т.к. образование ценилось всегда, а образованные люди имели высокий статус.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег, которые являются одним из самых простых и действенных способов социального продвижения.

Семья и брак становятся каналом вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов.

Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социальной группы из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, т.е. без смены социального статуса.

Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность . Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером служат туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Также различают индивидуальную и групповую мобильность.

Индивидуальная мобильность – перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других.

К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, относят: социальный статус семьи; уровень полученного образования; национальность; физические и умственные способности; внешние данные; полученное воспитание; место жительства; выгодный брак.

Групповая мобильность – перемещения происходят коллективно. Например, после революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу. По мнению П.А. Сорокина причинами групповой мобильности служат следующие факторы: социальные революции; иностранные интервенции; нашествия; межгосударственные войны; гражданские войны; военные перевороты; смена политических режимов и т. п.

Также можно выделить организованную и структурную мобильность .

Организованная мобильность происходит тогда, когда перемещение индивида или социальной группы вверх, вниз или по горизонтали управляется государством. Этот процесс может происходить с согласия самих людей (например, общественные призывы на комсомольские стройки) и без их согласия (переселение малых народов, раскулачивание).

Структурная мобильность вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещению больших масс людей, занятых в них.

В процессе мобильности может возникнуть состояние маргинальности . Это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределенного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам выпадающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывающих большое психологическое напряжение и переживающих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами . Среди маргиналов могут быть этномаргиналы, биомаргиналы, экономические маргиналы, религиозные маргиналы.

Процесс миграции в обществе

Миграция представляет собой процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну.

Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования.

Механизм миграции . Для того, чтобы люди захотели изменить привычное для них место жительства, необходимы условия, заставляющие их это сделать. Эти условия обычно делят на три основные группы:

Выталкивание

Притяжение

Пути миграции.

Выталкивание связано с тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах. Выталкивание крупных масс людей связано с серьезными социальными потрясениями (межнациональные конфликты, войны), экономическими кризисами, стихийными бедствиями (землетрясения, наводнения). При индивидуальной миграции выталкивающей силой может служить неудача в карьере, смерть родственников, одиночество.

Притяжение – совокупность привлекательных черт или условий для проживания в других местах (более высокая оплата труда, возможность занять более высокий социальный статус, большая политическая стабильность).

Пути миграции – это характеристика непосредственного передвижения мигранта из одного географического места в другое. Пути миграции включают в себя доступность попадания мигранта, его багажа и семьи в другой регион; наличие или отсутствие барьеров на пути; информацию, помогающую преодолеть финансовые препятствия.

Различают международную (переезд из одного государства в другое) и внутреннюю (переезд в пределах одной страны) миграцию.

Эмиграция – выезд за пределы страны. Иммиграция – въезд в данную страну.

Сезонная миграция – зависит от времени года (туризм, учеба, сельхозработы).

Маятниковая миграция – регулярные передвижения из данного пункта и возвращение в него.

Миграция считается нормальной до определенных пределов. В том случае, если число мигрантов превышает некий уровень, говоря, что миграция становится избыточной. Избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (выезд молодежи и «старение» населения; преобладание мужчин или женщин в регионе), к недостаче или избытку рабочей силы, к неконтролируемому росту городов и т.д.

Литература

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.

Социология: учебник / под ред. проф.

Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2007.- Гл. 6.

Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М., 2003. – Гл. 11.

Радуев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: учебное пособие. М., 1996.

Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 8.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 9.

Фролов С.С. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2006. – Гл.17.

Тестовые задания по теме «Социальная мобильность»

1. Социальная мобильность – это:

1. изменение человеком места своего постоянного проживания

2. смена ценностных ориентаций личности

3. изменение социального статуса индивида или группы

4. расширение профессионального и общекультурного кругозора

2. Основными видами социальной мобильности являются:

1. вертикальная и горизонтальная

2. межпоколенная и внутрипоколенная

3. восходящая и нисходящая

4. индивидуальная и групповая

3. Географическая мобильность переходит в миграцию когда:

1. человек перемещается из одного места в другое, сохраняя при этом свой социальный статус

2. человек перемещается из одного места в другое, изменяя при этом свой социальный статус

3. человек перемещается из одного гражданства в другое

4. человек временно переезжает из одной социально-географической зоны в другую

4. Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:

1. повышение в должности

2. изменение вероисповедания

3. увольнение по сокращению штатов

4. смена профессии

5. Под социальной карьерой следует понимать:

1. повышение социального статуса представителей последующих поколений по сравнению со статусом нынешнего

2. достижение более высокой социальной позиции индивидом по сравнению с родителями

3. изменение индивидом, вне сравнения с отцом, несколько раз в течение жизни своих социальных позиций

4. изменение индивидом своего положения в социальной и профессиональной структуре

Социальная мобильность может быть вертикальной и горизонтальной. При горизонтальной мобильности социальное перемещение индивидов и социальных групп происходит в иные, но равные по статусу социальные общности. Таковыми можно считать перемещение из государственных структур в частные, перемещение с одного предприятия на другое и т. п. Разновидностями горизонтальной мобильности являются: территориальная (миграция, туризм, переселение из деревни в город), профессиональная (смена профессии), религиозная (смена религии), политическая (переход из одной политической партии в другую).

При вертикальной мобильности происходит восходящее и нисходящее перемещение людей. Примером такой мобильности является понижение рабочих из «гегемона» в СССР до простого класса в нынешней России и, наоборот, подъем спекулянтов в средний и высший класс. Социальные перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими изменениями в социально-экономической структуре общества, появлением новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию более высокого социального статуса, а во-вторых, -- со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение наверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения.

Для количественной характеристики социальной мобильности используют показатели ее скорости. Под скоростью социальной мобильности понимается вертикальная социальная дистанция и число страт (экономических, профессиональных, политических и т. п.), которые проходят индивиды в их движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Например, молодой специалист после окончания института может в течение нескольких лет занять должности старшего инженера или заведующего отделом и т. п.

Интенсивность социальной мобильности характеризуется числом индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном положении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов дает абсолютную интенсивность социальной мобильности. Например, за годы реформ в постсоветской России (1992-1998) до одной трети «советской интеллигенции», составлявшие средний класс Советской России, стали «челноками.

Совокупный индекс социальной мобильности включает в себя ее скорость и интенсивность. Таким путем можно сравнить одно общество с другим, чтобы выяснить, (1) в каком из них или (2) в какой период социальная мобильность по всем показателям выше или ниже. Такой индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной, политической и иной социальной мобильности. Социальная мобильность -- важная характеристика динамичности развития общества. Те общества, где совокупный индекс социальной мобильности выше, развиваются значительно динамичнее, особенно если этот индекс относится к управляющим слоям.

Социальная (групповая) мобильность связана с появлением новых социальных групп и влияет на соотношение основных социальных слоев, чей статус перестает соответствовать сложившейся иерархии. К середине XX столетия такой группой, например, стали управляющие (менеджеры) крупных предприятий. На основе этого факта в западной социологии сложилась концепция «революции управляющих» (Дж. Бернхейм). Согласно ей, административная страта начинает играть решающую роль не только в экономике, но и в социальной жизни, дополняя и вытесняя класс собственников средств производства (капитанистов).

Социальные перемещения по вертикали интенсивно идут во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по лестнице социальных статусов. Паление социального статуса профессии, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, теряюших свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание ценностей и норм, ранее сплачивавших их и определявших их устойчивое место в социальной иерархии.

Маргиналы - это социальные группы, утратившие прежний социальный статус, лишенные возможности заниматься привычной деятельностью, оказавшиеся неспособными адаптироваться к новой социокультурной (ценностной и нормативной) среде. Их прежние ценности и нормы не поддались вытеснению со стороны новых норм и ценностей. Усилия маргиналов для адаптации к новым условиям порождают психологические стрессы. Поведение таких людей отличается крайностями: они либо пассивны, либо агрессивны, а также легко преступают нравственные нормы, способны на непредсказуемые поступки. Типичный лидер маргиналов в постсоветской России -- В. Жириновский.

В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социальной структуры может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. Так, события 1917 г. в нашей стране привели к низвержению старых правящих классов (дворянства и буржуазии) и быстрому подъему нового правящего слоя (коммунистической партийной бюрократии) с номинально социалистическими ценностями и нормами. Такая кардинальная замена высшего слоя общества всегда протекает в обстановке крайнего противостояния и жесткой борьбы.

Вопрос № 10 «Понятие социального института, его признаки»

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле -- это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Социальные институты (insitutum -- учреждение) -- ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями -- связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые -- появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Социальными институтами (от лат. institutum -- устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов -- достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

· удовлетворение потребностей общества;

· регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности -- церковью, потребности в познании окружающего мира -- наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность -- удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Структуру социального института образуют:

· социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

· совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

· система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

· идеологические обоснования деятельности социального института;

· социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

· совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

· система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

· система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

· материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

· общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

· преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;

· нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;

· сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;

· здания, аудитории, учебные пособия;

· миссию -- удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

· экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;

· политические институты -- государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

· институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;

· институты культуры -- школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд -- институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья -- институты материнства, усыновления и т.д.

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие -- появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.

Институционализация -- процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки -- это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.