Аукцион по продаже муниципальной собственности. Как продать муниципальное имущество без торгов

В ситуации финансового кризиса государству приходится искать дополнительные источники пополнения бюджетов разных уровней. Аукцион по продаже муниципального имущества помогает найти решение проблемы с нехваткой денег в местных бюджетах. Власти, продавая недвижимость, обязаны соблюдать установленную правовыми нормами процедуру проведения торгов, и реализовать равенство граждан на участие в приватизации госсобственности.

Если необхожима юридическая консультация по данному вопросу, рекомендуем обратиться к нашию юристам .

Правовые аспекты продаж с аукционов, проводимых государством

По закону (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) для торговли правами владения, пользования и распоряжения предметами муниципалитета, используется открытый аукцион - это способ приватизировать их (передать частным лицам или коммерческим компаниям).

Приватизация - возмездная передача прав на имущество, принадлежащее федеральным или местным властям. В ее основе лежат принципы открытости работы государственных и муниципальных органов и равенстве каждого человека, желающего выкупить часть собственности государства.

Правовыми нормами разрешается продавать:

  • Землю.
  • Природные ископаемые и ресурсы.
  • Здания, строения, сооружения (в том числе и из жилищного фонда).
  • Недвижимость и предметы, принадлежащие России, но находящиеся за границей.
  • Акции, составляющие государственную собственность.
  • Ценные бумаги, выпущенные государством.

По закону разрешено продавать имущественные права только специально уполномоченным органами и инстанциями. Если сделки по отчуждению госсобственности проводятся организациями без полномочий, то они признаются ничтожными. Не влекут за собой переход прав распоряжения ими к гражданам или предприятиям. Специализированные учреждения, которые организуют выкуп собственности, вправе защищать имущественные интересы муниципалитета, обращаться в суд при их нарушении.

Требования к участникам аукциона

Согласно закону (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) участвовать в приобретении собственности государства вправе физические и юридические лица. Но в целях защиты конституционного строя нашей страны государство запрещает становиться участниками аукционных мероприятий следующим категориям покупателей:

Это правило не распространяется на случаи выкупа земельных наделов владельцами построек, которые стоят на них.

Помимо этого запрещается выступать в роли покупателей акционерным обществам, если происходит продажа их акций. В случае если после выкупа устанавливается неправомерность участия в нем лица или компании, которое приобрело продаваемое имущество, то результаты торгов аннулируются, сделка признается недействительной.

На нашем сайте есть очень много интересных статтей . Ознакомьтесь с ими дабы быть юридически подкованным по многим направлениям.

Порядок проведения аукционных мероприятий

Правовые нормы (Постановление №585, принятое Правительством России в августе 2002 года) устанавливают, что продажа государственного или муниципального имущества на аукционе начинается с подготовительных действий, в которые включены:

  • Предварительная оценка приватизируемой собственности.
  • Определение положений о внесения и оплате задаточной части выкупной стоимости имущества или прав на него.
  • Установление месторасположения и дня проведения аукционных торгов, времени их начала и окончания, даты, до которой происходит принятие заявок.
  • Организация и размещение сообщений для информирования о проведении мероприятия.
  • Принятие заявлений, регистрационные и учетные действия с заявками на участие в торговле.
  • Проверка верности составления предоставляемых претендентами бумаг.
  • Определение состава участников мероприятий из числа лиц, заявивших желание произвести выкуп государственного имущества.
  • Назначение аукциониста для проведения действий по торговле недвижимостью.

До начала аукциона в интернете размещается сообщение, носящее информационный характер. В нем указываются все существенные условия присвоения статуса участника - размер, срок и порядок внесения обеспечительного платежа, банковские реквизиты и наименования причины перевода денег, процедуру их возвращения. Это письмо - публичная оферта, а подача заявки и внесение средств на счет организаторов - это ее принятие. Об этом обязательно информируются все претенденты на участие в мероприятии.

Для присвоения статуса покупателя подается оформленное в соответствии с законом заявление. К нему прикладываются документы, определенные в письме об их организации. В подтверждение своего желания приобрести имущество, претендент вносит на счет продавца задаточную часть будущей выкупной цены приобретаемых имущественных прав. Это действие подтверждается выпиской со счетов государственного органа, организующего мероприятие.

Прием заявок на выкуп муниципального имущества происходит в срок не менее двадцати пяти дней и заканчивается за три дня до дня формирования списков лиц, изъявивших желание участвовать в них. Если заявления поступают после установленного времени, то они возвращаются заявителю с указанием причин непринятия.

Организатор рассматривает заявления претендентов, признает их участниками мероприятий. Подобное решение протоколируется и содержит перечень всех лиц, пожелавших купить права на имущество.

Оно принимается в пятидневный срок с момента окончания приемного времени. О присвоении статуса покупателя или об отказе в этом, заявители оповещаются почтовым отправлением или личным вручением уведомления под расписку.

Закон устанавливает две процедуры проведения - открытый и закрытый аукцион. В первом случае участники, выражают желания приобрести вещь за указанную цену, поднимая карточки, во втором - передают аукционисту запечатанные конверты с указанием в них выкупной стоимости.

В результате проведения мероприятия выбирается покупатель, назвавший наивысшую цену. Результаты проведения мероприятия протоколируются. Протокол, содержащий сведения о выигравшем лице, вручается ему под расписку. Остальным участникам возвращаются внесенные денежные средства. Задаток победителя перечисляется в бюджет соответствующего уровня.

По итогам торгов составляется сообщение информационного содержания, которое публикуется в интернете. За пять дней после проведения аукциона между организатором и победителем оформляется сделка по передаче прав собственника на приобретенное имущество. Покупатель перечисляет деньги на указанный организатором банковский счет, оттуда они поступают в казну. При отказе выигравшего участника аукциона оплатить купленные предметы, ему грозят санкции, установленные нормами гражданского законодательства.

Другие способы реализации муниципальных прав собственника

Законодательно (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) закреплены и другие варианты оформления приватизационной процедуры:

  • Изменение организационной формы предприятия с унитарным характером пользования оборотных средств.
  • Торговля имуществом и правами собственности на него на специализированном аукционе или путем проведения конкурсных мероприятий.
  • Продажа прав собственника без указания цены или при помощи публичных оферт.
  • Внесение имущественных прав в капиталы коммерческих предприятий.
  • Отчуждение акций, принадлежащих России, ее субъектам или муниципалитетам через доверительного управляющего.

Имущественные комплексы предприятий унитарного типа преобразуются в предпринимательские общества. Если имущества достаточно для формирования акционерного общества, то госпредприятие оформляется по этому типу коммерческой организации. Если по итогам приватизации такого размера капитала достичь не удается, формируется общество с ограниченной ответственностью.

Запрещается передавать права собственности на госимущество гражданам и субъектам коммерческой деятельности способами непредусмотренными в законе.

Если вам незаконно отказали в участии на торгах, или вы столкнулись с нарушением правил проведения аукциона и его отдельных мероприятий, то обращение за юридической помощью на сайт сайт - способ защитить свои права на приватизацию. Сотрудники портала сайт - адвокаты с опытом работы в области передачи имущества от государства и муниципалитета. Они расскажут вам:

    Кто вправе выкупить недвижимость или имущественные комплексы в частное владение.

    Как устанавливаются виды продаваемых предметов и цена на них.

    В каком порядке, и в какой срок уведомляются покупатели.

    Как правильно оформляются результаты торгов.

    Как обжаловать действие госорганов, уполномоченных на их проведение.

Консультация проходит в онлайн-режиме, поэтому не придется тратить время на поиски юридической конторы. Мы ответим на любые вопросы, поможем защитить законные интересы при желании купить недвижимости у государства.. Если что-то не понятно, можете задать вопрос нашим специалистам в специальной форме на сайте.

  • Посредством чего осуществляется реализация гос. собственности
  • Организация
  • Что требуется для участия в торгах
  • Как отозвать заявку
  • Подведение итогов торгов
  • Заключение

Нередко у частных организаций или у физических лиц возникает необходимость в приобретении государственного либо муниципального имущества. В рамках этого материала постараемся разобраться в том, как именно происходит реализация гос. собственности.

Для понимания процесса приобретения гос. объектов необходимо представлять, как и почему рассматриваемые объект подвергается продаже. Если изучить процедуру с точки зрения организации, то понять все тонкости этого процесса не составит труда.

Вся приведенная ниже информация будет приводится на основе выдержек из действующего законодательства. Таким образом в актуальности данного материала сомневаться не стоит, его можно использовать как своеобразную памятку.

Отметим, что в действующем законодательстве материал изложен в форме списка. Это не совсем удобно, так как материал достаточно объемный и найти в нем опорные моменты быстро весьма трудоемко. Мы же разделим весь объем на опорные разделы, где будем давать разъяснения.

Посредством чего осуществляется реализация гос. собственности

Продажа государственного и муниципального имущества осуществляется на торгах. Это достаточно удобно, так как имеет место конкуренция между потребителями.

Аукцион проводятся по принципу открытого набора участников. Однако есть случаи когда аукцион может быть признан недействительным.

Если аукцион не состоялся, то организаторы могут снизить начальную цену на приобретение муниципального или государственного имущества. Как правило, в таких случаях интерес со стороны покупателей увеличивается в разы.

Аукцион по продаже гос. собственности имеет двухстороннюю выгоду . Для покупателей это хорошая возможность выгодно вложится и купить неплохой гос. объект, а для продавцов возможность привлечения большого количества участников, что косвенно увеличивает начальное ценовое предложение.

Организация

Набор аукциона по продаже государственного или муниципального имущества проводится на основании заявок от претендентов. Период подачи заявок определяется организаторами аукциона, однако не должен быть меньше 25 дней.

После сбора заявок, организаторы аукциона на реализацию гос. объектов проверяют документы, предоставленные претендентами и принимают решение о допуске их к участию в торгах. Аукцион должен быть проведен в течении трех дней с момента утверждения участников.

Торги могут проводится в открытой форме и закрытой. Если текущая ставка поднимается публично в ходе проведения торгов, то имеет место первый вариант. При подаче предложений в письменном виде в закрытых конвертах аукцион - второй.

Отметим, что при открытой продаже гос. собственности должен быть установлен также фиксированный шаг повышения предложения. Это делается для уравнивания шансов всех участников аукциона.

Если мероприятие проводятся в закрытой форме, то предложения собираются в день подведения результатов аукциона. По решению организаторов предложение может быть принято при подаче заявки на участие.

Что требуется для участия в торгах

Итак, если вы решили по участвовать в аукционе по продаже государственного и муниципального имущества вам необходимо подготовить ряд документов и выполнить некоторые операции. Рассмотрим их по порядку.

  1. Подать заявку на участие в торгах государственного или муниципального. Заявка имеет стандартную форму, форму для ее написания следует взять у организаторов аукциона.
  2. Внести предварительный взнос, размер которого составляет 20% от первоначальной цены. Делается это для подтверждения намерений претендента. Факт оплаты подтверждается наличием квитанции.
  3. Предоставить перечень документов, которые требует организатор (документ подтверждающий личность, бланки о платежеспособности организации и т.д.).

Претендент может быть не допущен к участию в торгах по продаже государственного или муниципального имущества. Послужить такому решению могут следующие объективные основания:

  • представлен не весь перечень документов, которые организатор указал в информационном сообщении;
  • поданные документ выполнены не по форме, которая предусматривается действующим законодательством;
  • подача заявки осуществлена лицом, которое не имеет полномочий представлять конкретную организацию;
  • нет информационных данных о внесении предварительного взноса на счет организаторов аукциона.

Если одно из перечисленных оснований имеет место быть, то организаторы имеют полное право отказать претенденту. На практике, организаторы часто делают предупреждение перед тем, как переходить к более решительным действиям.

Как отозвать заявку

Иногда возникают ситуации в отзыве поданной заявки. Такое может случится, если человек нашел более выгодное предложение либо просто передумал. Отзыв осуществляется при помощи составления уведомления, которое выполняется в письменной форме.

Имущество банкротов - Как выгодно продать нежилое помещение в маленьких городках

Отметим, что обратиться к организатором аукциона по проведению торгов гос. имущества с просьбой о закрытии заявки можно до момента пока не состоялось утверждение заявок. В этом случае вам гарантированно вернут внесенный задаток.

А вот если вас утвердили в качестве участника и вы попросту не пришли на аукцион, то организаторы имеет полное право не возвращать задаток. Поэтому крайне рекомендуется хорошо подумать прежде чем участвовать в торгах.

Что касается количества заявок на участие, то одно лицо может подать только одну заявку. Это сделано для того, чтобы снизить факты намеренного срыва аукциона.

Подведение итогов торгов

После проведения аукциона победителю либо лицу представляющему его должно быть выдано официальное уведомление , согласно которому данное лицо признается победителем. На основании этого документа выигравший торги по продаже гос. имущества должен заключить договор купли-продажи. На данную процедуру отводится 5 рабочих дней со дня проведения аукциона.

Если победитель аукциона не заключил договор, то фат продажи муниципального или государственного имущества признается недействительным. Это нужно обязательно иметь ввиду. Однако, если у вас просто возникли форс-мажорные обстоятельства можно поговорить с организаторами аукциона и прийти к компромиссу.

После определения победителя задатки основных участников возвращаются в период не позднее пяти рабочих дней. Так, что не стоит переживать о том, что если вы не стали победителем, то деньги вам не вернут. Просто организаторам аукциона нужно как-то страховаться от злоумышленников.

Передача собственности происходит в течении 30 рабочих дней со дня подписания договора купли-продажи. Такой срок устанавливается в связи с тем, что объекты государственного и муниципального владения могут быть достаточно большими и оформление может занять достаточно длительное время.

Заключение

Как видно из представленного материала реализация и процесс приобретения государственного или муниципального имущества на торгах не вызывает сложности. Попросту необходимо внимательно ознакомиться с регламентом аукциона, который предоставляют организаторы и предоставить весь перечень документов.

При возникновении сложностей воспользуйтесь услугами юриста . Хотя при условии изучения этого материала и собственной экономической грамотности он вам вряд ли понадобиться. Участвуйте в аукционах и эффективно вкладывайте свои денежные средства.

В современной экономической системе отношений, муниципальные органы власти занимают довольно скромное место, так как в основном все формы хозяйствования сосредоточены в России, где порядка 70 — 80% занимает государственный сектор (или частно — государственный), порядка 18 % частный бизнес и на муниципальный сектор приходится всего лишь 1-2 % национальной экономики. Тем не менее, именно муниципалитеты являются той основой, на которой создается повседневная жизнь и быт большинства граждан, и значение органов местной власти в управлении местной (региональной) экономикой трудно переоценить.

Однако существующая в настоящее время система распределения государственных полномочий между федеральным центром, региональным уровнем власти и муниципалитетами создала такое положение, в котором на долю муниципальных образований приходится очень малая часть тех доходов (в виде налогов всех видов), которые составляют общегосударственный бюджет.

В этих условиях многие муниципальные образования вынуждены идти по пути изыскания дополнительных источников дохода в свои бюджеты. В рамках существующего законодательства, одним из таких методов является эффективное управление муниципальным имуществом, в том числе и его продажа, приватизация или безвозмездное пользование муниципальным имуществом без проведения торгов

Согласно положениям норм законов таких, например, как и ФЗ 223, а также многими постановлениями Правительства и ФАС (Антимонопольной службы), реализация права муниципалитетов на отчуждение практически любого имущества должно проходить на конкурсной основе.

Это очень эффективная и удобная схема для того, чтобы продать непрофильное имущество местных органов власти, когда на конкурсной основе, можно за порядком устаревший объект недвижимости или земельный участок, получить неплохие деньги. Но это возможно только в том случае, если конкурсные торги признаны состоявшимися и интерес к этому активу был больше чем у одного участника. А что делать, если нет, желающих участвовать в конкурсных торгах или аукционах на имущество, от которого хотел бы избавиться город или поселок.

Для этих случаев существует несколько методов таких, как приватизация, продажа или предоставление муниципального имущества без торгов, без конкурсов и аукционов. В этой статье будет рассказано о том, как продается и осуществляется передача муниципального имущества без торгов, на какой правовой базе строится такая система отношений и как такие схемы реализуются на практике.

Условия продажи и предоставление муниципального имущества без проведения торгов

Условия продажи и реализация муниципального имущества без проведения торгов регламентируются многими положениями федерального законодательства, начиная от Конституции РФ, закрепляющая за муниципалитетами право распоряжения своей собственностью, нормами закона ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и многими отраслевыми нормативными актами.

В общем виде передача муниципального имущества безвозмездно без торгов или продажа муниципального имущества может быть реализована в следующих случаях:

  • продажа имущества товариществам собственников жилья,
  • лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона,
  • образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения, продажа муниципального имущества
  • муниципальным компаниям и предприятиям
  • медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.
  • продажа муниципального имущества.

Кроме того, имущество может быть продано без торгов и заключены муниципальные контракты без торгов на бессрочную аренду любым лицам, если:

  • передается на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев,
  • представляет собой часть помещения, здания, строения или сооружения и при этом общая площадь передаваемого имущества не превышает 20 кв. м или не превышает 10 процентов площади такого помещения, здания, строения или сооружения.

Также в некоторых случаях муниципалитеты имеют право передавать имущество муниципальных предприятий или компаний, принадлежащих им на праве собственности в долгосрочный лизинг, что по своей сути представляет продажу имущества в рассрочку.

Как выкупается муниципальное имущество

Чтобы было понятно, как работает вся эта система на практике, следует рассмотреть некоторые моменты системы реализации и отчуждение муниципального имущества без торгов, подробнее.

  1. Приоритетное право выкупа или аренды. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» и на федеральном уровне устанавливающий, ранее не предусмотренный законодательством способ приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно Закону от 22.07.2008г. (ст. 3) предприниматели могут выкупить (заключить муниципальный контракт без торгов) арендуемое недвижимое имущество из государственной собственности субъекта Российской Федерации или из муниципальной собственности (пролонгация договора муниципального имущества без торгов) при одновременном соблюдении следующих условий:

  • Арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух лет или более до дня вступления в силу Закона от 22.07.2008 на основании договора или договоров аренды этого имущества. При этом возможны ситуации, когда арендатор на момент вступления в силу Закона от 22.07.2008г. владел арендованным имуществом два или более двух лет, но договор аренды прекратился, и только затем было принято решение о приватизации данного имущества. Понятно, что в таком случае право на выкуп у бывшего арендатора возникнуть не может.

Известно, что договор аренды может быть заключен и на определенный, и на неопределенный срок. При этом, если договор заключен на срок от одного года и более, у арендатора возникает право на выкуп (пролонгация договора муниципального имущества без торгов) только в случае государственной регистрации договора аренды в установленном законодательством порядке (п. 3 ст. 433 ГК РФ).

  • Отсутствует задолженность по арендной плате за арендуемое имущество. Отсутствует задолженность по неустойкам (штрафам, пени) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч.4 ст. 4 Закона от 22.07.2008г., а в случае, прямо предусмотренном Законом от 22.07.2008г., — на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
  • Арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. См. ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Выкупить имущество можно только в том случае, если публичный собственник (муниципалитет) не включил его в перечень объектов, используемых для адресной поддержки малого и среднего бизнеса. Например, бизнес — инкубаторы, торговые заведения для данной категории предпринимателей и пр.
  • Площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 № 961 предельные значения были установлены в размере 1000 кв. метров, а максимальная рассрочка платежа – 3 года. Для сравнения — Законом Республики Татарстан от 3.10.2008 № 79-РТ предельные значения были установлены в размере 1500 кв. метров с максимальной рассрочкой 12 месяцев.

В общем порядке арендатор, желающий выкупить имущество, реализует право на выкуп по цене, определяемой в особом порядке – независимым оценщиком. И потому он не связан условиями продажи, согласованными между покупателем и продавцом.

Закон от 22.07.2008г. содержит две процедуры выкупа: перед выставлением на продажу в процессе приватизации и инициативный выкуп по заявлению арендатора.

В первом случае, собственник намерен приватизировать недвижимость, которую занимает арендатор, и включает ее в нормативные акты о планировании приватизации государственного или муниципального имущества. Арендатор же в соответствии с положениями Закона от 22.07.2008 г. в этом случае вправе обратиться к публичному собственнику с заявлением о своем намерении выкупить недвижимое имущество до его приватизации. Это заявление порождает обязанность публичного собственника заключить договор купли-продажи данного имущества с арендатором и таким образом остановить приватизацию имущества по плану.

Второй случай. Арендатор может по своему усмотрению принять решение о реализации права на выкуп имущества (предусмотрено Законом от 22.07.2008г.) и направить соответствующее заявление публичному собственнику. Это заявление порождает обязанность собственника продать недвижимость субъекту малого или среднего предпринимательства.

  1. Приватизация муниципального имущества

Несмотря на то, что основной этап приватизации муниципального или государственного жилья в собственность остался в далеком прошлом, все же этот метод пока остается одним из основных, которым пользуются многие муниципалитеты России.

Согласно законам о приватизации 1997г («о приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», от 21.07.1997 N 123-ФЗ) и 2001г. («О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ), под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц.

Основными принципами приватизации государственного и муниципального жилищного фонда являются:

  • добровольность приобретения гражданами жилья в собственность;
  • бесплатная передача гражданам занимаемых ими жилых помещений;
  • гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения только один раз.

В качестве нормативно-правовой базы приватизации жилья даже в настоящее время используются следующие государственные акты.

Приватизация жилищного фонда в РФ регулируется в основном следующими правовыми актами:

  • Законом РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;
  • Положением о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 ноября 1993 года №4;
  • от 25 февраля 2013 года №16-ФЗ «О внесении изменения в статью 2
  • Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Перечисленные нормативные акты являлись базой для органов муниципального управления для разработки своих собственных. В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ процесс приватизации включает несколько этапов:

  • подача заявки на приватизацию;
  • принятие полномочным государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта;
  • составление и утверждение плана приватизации;
  • заключение с приобретателем приватизируемого предприятия (имущества) договора. т.е. заключение договора с муниципальным образованием без торгов.

При этом, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

  1. Лизинг муниципального имущества.

Почти в каждом муниципальном образовании в РФ есть немало предприятий, принадлежащих городской (поселковой) власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В некоторых случаях бывает оправдана не прямая продажа имущества таких предприятий, а продажа их через систему лизинговых контрактов.

В этом случае муниципалитет получает не только цену за конкретное имущество или объект недвижимости, но и в течение нескольких лет имеет возможность получения дополнительной прибыли в виде процентов, по переданному в лизинг имуществу.

К сожалению, такая форма продажи муниципального имущества без торгов используется довольно редко, так как муниципалитетам на рынке лизинга трудно конкурировать со специализированными коммерческими лизинговыми компаниями. Но в случае, если нужно пополнить местный бюджет — это бывает иногда почти единственным и оптимальным вариантом для городских властей, особенно небольших муниципалитетов.

В заключение

Остается отметить, что представленные основные варианты продажи муниципального имущества, минуя торги, аукционы и конкурсы, далеко не единственные. Имеются и специальные методы такие, например, как продажа части пакета акций, принадлежащих на праве собственности муниципальным органам власти. Но даже той информации, связанной с продажей муниципального имущества без торгов, вполне достаточно предпринимателям и гражданам, чтобы понять, как устроена система муниципальных торгов, и как там можно принять выгодное участие.

Осуществляют продажу различного муниципального имущества на специальных открытых аукционах, для участия в которых требуется подать заявку. Участвовать в торгах могут не только юридические, но и физические лица. Продавать государственную собственность имеют право только уполномоченные лица. Законом детально проработана сама процедура торгов, в ходе которых через покупку государственной или муниципальной собственности осуществляется ее приватизация. Соблюдение процессуальных нормативов обеспечивает легальность приватизации государственного имущества коммерческими организациями и частными лицами. В случае нарушения установленных законом нормативов по организации торгов сделка может быть признана ничтожной и покупателю придется вернуть приобретенное государственное имущество.

В этой статье

Что может быть приватизировано через официальные торги

В собственности государственных властей разного уровня находится разнообразное имущество. Законом официально разрешена продажа государственного и муниципального имущества в тех случаях, когда требуется пополнить муниципальную казну или избавиться от нерентабельного объекта, приносящего убытки государству или муниципалитету.

Государственные власти разного уровня имеют право выставить на конкурсные торги следующее государственное имущество:

  • земельные участки под строительство или сельскохозяйственное назначение;
  • любые здания и строения;
  • ценные бумаги, акции и облигации, выпущенные государством;
  • недвижимость и ценности, находящиеся территориально в другой стране, но принадлежащие государству;
  • залежи полезных ископаемых.

Кто может принять участие в аукционах

Действующее законодательство описывает конкурсные торги по продаже государственной собственности разного типа и порядок их проведения как открытое мероприятие, в котором могут принимать участие коммерческие организации и физические лица. Закон оговаривает специально круг юридических и физических лиц, для которых невозможно участие в таких торгах. К ним относятся:

  • лица, занимающие государственные должности;
  • унитарные предприятия;
  • властные структуры, представляющие государственную власть на местах;
  • компании, в которых более 25 % уставного капитала принадлежит государству;
  • компании, чьи акции продаются через государственные конкурсные аукционы.

Организация конкурсных торгов

Осуществляют продажу муниципального имущества посредством его публичного предложения на специальных аукционах, на которых каждый вид собственности выставляется в форме подробно описанного лота. Организатор таких торгов в обязательном порядке указывает:

  • начальную стоимость объекта в рублях;
  • размер шага аукционных торгов;
  • задаток, который потребуется внести по окончании торгов за купленную собственность.

Сведения о выставляемом на аукцион имуществе, цена, размер задатка и величина повышения начальной цены («шаг аукциона»)

Каждый аукцион тщательно готовится специальными уполномоченными органами, которые:

  • выбирают место и время его проведения;
  • определяют места внесения задатков за приобретенную государственную собственность через конкурсные торги;
  • устанавливают время начала и завершения приема заявок для участия в аукционе;
  • проводят регистрацию участников конкурсных торгов;
  • назначают специалистов, которые будут проводить продажу государственного имущества.

Условия конкурса могут предусматривать ряд требований к участникам аукциона, которые должны быть выполнены для участия в таком мероприятии. По действующим правилам участники должны предоставить заявление и пакет необходимых документов, которые предусматривают условия конкурса.

В тех случаях, когда торги проходят в электронной форме, в них могут участвовать юридические лица из разных российских регионов. При организации торгов в режиме офлайн к участникам торгов предъявляется ряд специальных требований.

Правила проведения

Конкурсные аукционы всегда проводится в публичной форме на специальных площадках при строгом соблюдении действующего законодательства о продаже государственного и муниципального имущества.

Законом запрещается продавать такие объекты, с которыми к новым владельцам такой собственности переходят обязательства по ней.

Каждый участник такого мероприятия должен заполнить заявление по определенной форме и правильно оформить все необходимые документы. Хотя аукционы являются открытыми и общедоступными для каждого желающего, для участия в них требуется обладать специальными юридическими знаниями. Юридические и физические лица для этого могут использовать услуги специалистов, оказывающих помощь при оформлении заявки на участие и последующее сопровождение в приобретении желанного лота и оформлении его в собственность.

Каждый участник аукционных торгов после победы на аукционе должен подтвердить свою покупку специальным взносом, размер которого указывается в описании лота в обязательном порядке. При отсутствии такого взноса сделка может быть аннулирована.

Через систему официальных торгов по продаже государственного и муниципального имущества можно по более низкой стоимости, чем рыночная цена, приобрести ценное имущество. Участие в таких мероприятиях позволяет рационально вкладывать свои капиталы в выгодные имущественные объекты. Для того чтобы сделки не были опротестованы, а желающие приобрести государственное имущество смогли попасть на такие аукционы, требуется пользоваться услугами юристов, специализирующихся в этой области. Официально торги являются открытыми и бесплатными мероприятиями, но процедура их проведения довольно сложна и требует специальной подготовки. Используя услугу документального сопровождения, можно избежать многих ошибок и регулярно принимать участие в таких официальных мероприятиях по продаже государственного имущества. Следует помнить, что при обнаружении любых несоблюдений правил проведения таких торгов и нарушении интересов государства сделка может быть признана официально недействительной.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Федеральный закон о приватизации) приватизация государственного и муниципального имущества - это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Наряду с общим порядком приватизации государственного и муниципального имущества законодательством допускается проведение продажи отдельных видов имущества в электронной форме. Направлено это положение, прежде всего, на упрощение процессов взаимодействия участников приватизации имущества.

Федеральный закон о приватизации предусматривает лишь общие положения этой непростой процедуры, а вот порядок ее организации и проведения устанавливается Правительством Российской Федерации.

До недавнего времени вопрос правовой регламентации процедуры продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме оставался открытым, однако 27 августа 2012 года, Правительство Российской Федерации утвердило Постановление N 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме» (далее - Положение об электронной продаже).

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Текст Постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 сентября 2012 года N 36 ст. 4911.

В этой статье мы проанализируем основные нормы данного Положения и посмотрим, как будет выглядеть приватизация государственного и муниципального имущества в электронной форме в ближайшей перспективе.

Итак, согласно Положению об электронной продаже продажа государственного и муниципального имущества может осуществляться следующими способами:

1. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе с открытой формой подачи предложения о цене имущества (далее - аукцион);

2. продажа государственного или муниципального имущества на специализированном аукционе;

3. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

4. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

5. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.

На отношения, регулируемые Положением об электронной продаже, не распространяются нормы, установленные постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года N 549 «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены», от 12 августа 2002 года N 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества», от 12 августа 2002 года N 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе», если иное не предусмотрено самим Положением.

Стороны, участвующие в продаже имущества в электронной форме:

Функции Продавца

(п. 4 Положения об электронной продаже)

а) Обеспечивает соблюдение требований Федерального закона о приватизации, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, регулирующих продажу имущества;

б) обеспечивает в установленном порядке проведение оценки подлежащего продаже имущества;

в) определяет в случаях, установленных Федеральным законом о приватизации, начальную цену продажи имущества, цену первоначального предложения и цену отсечения при проведении продажи имущества посредством публичного предложения, единую цену продажи при проведении специализированного аукциона, а также «шаг аукциона» и «шаг понижения»;

г) принимает решение о привлечении Организатора, заключает с ним договор;

д) утверждает электронную форму заявки на участие в продаже имущества;

е) определяет по согласованию с Организатором даты начала и окончания регистрации на электронной площадке заявок, дату и время проведения процедуры продажи имущества;

ж) определяет размер, срок и условия внесения физическими и юридическими лицами задатка на участие в продаже имущества на аукционе, конкурсе, продаже имущества посредством публичного предложения, а также иные условия договора о задатке;

з) заключает с Претендентами договоры о задатке в случаях, установленных настоящим Положением;

и) проверяет правильность оформления представленных Претендентами документов и определяет их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и перечню, опубликованному в информационном сообщении о проведении продажи имущества;

к) организует подготовку и публикацию в порядке, установленном Федеральным законом о приватизации, информационного сообщения о проведении продажи имущества и об итогах продажи имущества, а также размещение информации в сети Интернет в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом о приватизации, Федеральным законом «О персональных данных» и Положением об электронной продаже;

л) принимает по основаниям, установленным Федеральным законом о приватизации, решение о признании Претендентов Участниками продажи имущества либо об отказе в допуске к участию в продаже имущества, оформляемое протоколом;

м) определяет победителя продажи имущества и подписывает протокол об итогах продажи имущества;

н) производит расчеты с Претендентами, Участниками и победителем;

о) заключает в письменной форме договор купли-продажи имущества с победителем по месту нахождения продавца;

п) обеспечивает передачу имущества победителю и совершает необходимые действия, связанные с переходом права собственности на него;

р) осуществляет иные функции, предусмотренные Федеральным законом о приватизации и Положением об электронной продаже .

Проект акта об утверждении перечня юридических лиц для организации продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме должен быть представлен Правительству РФ в течение 6 месяцев с даты вступления в силу Положения об электронной продаже.

Разработчики: Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Функции Организатора

(п. 5, п. 9 Положения об электронной продаже)

а) Обеспечивает возможность регистрации Продавца и Претендентов на электронной площадке, ввод ими идентифицирующих данных (имя пользователя и пароль) и возможность изменения пароля, открывает продавцу рабочий раздел на электронной площадке, доступ к которому имеет только Продавец, а также раздел, доступ к которому имеют только Продавец и участники (закрытая часть электронной площадки);

б) размещает электронную форму заявки;

в) определяет порядок регистрации претендентов на электронной площадке;

г) обеспечивает принятие и регистрацию в электронных журналах заявок и прилагаемых к ним документов (в журнале приема заявок), а также предложений участников о цене имущества;

д) обеспечивает подачу Претендентами заявок при условии заполнения ими всех полей, а также прекращение подачи заявок по истечении срока их приема, указанного в информационном сообщении о проведении продажи имущества;

е) обеспечивает уведомление Претендентов о принятом Продавцом решении о признании их Участниками (победителями) либо об отказе в допуске к участию в продаже имущества, а также иные уведомления, предусмотренные Положением об электронной продаже;

ж) обеспечивает равный доступ Участников к процедуре продажи имущества, надежность функционирования используемых программно-аппаратных средств электронной площадки, использование электронных документов при проведении продажи имущества;

з) обеспечивает размещение на электронной площадке информации о ходе проведения продажи имущества в соответствии с требованиями Федерального закона о приватизации и Положения об электронной продаже;

и) обеспечивает конфиденциальность данных о претендентах и участниках, за исключением случая направления электронных документов продавцу;

к) приостанавливает проведение продажи имущества в случае технологического сбоя, зафиксированного программно-аппаратными средствами электронной площадки, но не более чем на одни сутки. Возобновление проведения продажи имущества начинается с того момента, на котором продажа имущества была прервана.

В течение одного часа со времени приостановления проведения продажи имущества организатор размещает на электронной площадке информацию о причине приостановления продажи имущества, времени приостановления и возобновления продажи имущества, уведомляет об этом участников, а также направляет указанную информацию продавцу для внесения в протокол об итогах продажи имущества;

л) выполняет иные функции в соответствии с настоящим Положением об электронной продаже.

Процедура продажи имущества

1. Определение состава имущества (имущественного комплекса), его оценка и установление начальной стоимости.

Продавец определяет состав имущества (имущественного комплекса), подлежащего приватизации, проводит его оценку и устанавливает начальную стоимость в соответствии с требованиями ст. 11, 12 Федерального закона о приватизации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

2. Определение способа приватизации имущества и принятие решения об условиях приватизации.

Продавец определяет способ продажи и принимает решение об условиях приватизации федерального имущества (в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества).

Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2005 года N 806.

В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

способ приватизации имущества;

начальная цена имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с абз. 16 п. 1 ст. 6 Федерального закона о приватизации;

срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

иные необходимые для приватизации имущества сведения.

В случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации федерального имущества также утверждается:

состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, определенный в соответствии со ст. 11 Федерального закона о приватизации;

перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;

размер уставного капитала открытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, создаваемых посредством преобразования унитарного предприятия;

количество, категории и номинальная стоимость акций открытого акционерного общества или номинальная стоимость доли участника общества с ограниченной ответственностью - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления САМОСТОЯТЕЛЬНО определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.

3. Поиск Организатора и привлечение его к участию в процедуре приватизации.

Продавец привлекает к участию в процедуре приватизации имущества (путем заключения договора) Организатора из числа юридических лиц, включенных в утверждаемый Правительством РФ перечень юридических лиц для организации продажи имущества в электронной форме.

4. Информационное обеспечение приватизации имущества.

Продавец организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении продажи имущества и об итогах продажи имущества, а также размещение информации в Интернете в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом о приватизации, Федеральным законом «О персональных данных» и Положением об электронной продаже.

Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о приватизации, следующие сведения:

1) наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявшего решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения;

2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);

3) способ приватизации такого имущества;

4) начальная цена продажи такого имущества;

5) форма подачи предложений о цене такого имущества;

6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;

7) размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов;

8) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений;

9) исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов;

10) срок заключения договора купли-продажи такого имущества;

11) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества;

12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;

13) порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены);

14) место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества;

15) требования к оформлению представляемых покупателями документов;

16) бухгалтерская отчетность хозяйственного общества на последнюю отчетную дату, предшествующую дате опубликования информационного сообщения;

17) площадь земельного участка или земельных участков, на которых расположено недвижимое имущество хозяйственного общества;

18) численность работников хозяйственного общества;

19) площадь и перечень объектов недвижимого имущества хозяйственного общества с указанием действующих обременений и установленных при приватизации обременений;

20) информация обо всех предыдущих торгах по продаже данного имущества, которые не состоялись, были отменены, признаны недействительными с указанием соответствующей причины (отсутствие заявок, явка только одного покупателя, иная причина).

Согласно п. 14 Положения об электронной продаже, наряду с вышеперечисленными сведениями информационное сообщение о проведении аукциона, конкурса, продажи имущества посредством публичного предложения должно также содержать условия о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, порядке возвращения задатка, реквизиты счета, а также указание на то, что такие условия являются условиями публичной оферты в соответствии со ст. 437 ГК РФ.

Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети Интернет, сайте Продавца государственного или муниципального имущества в сети Интернет, официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено Федеральным законом о приватизации.

Адрес официального сайта в сети Интернет для размещения информации о приватизации федерального имущества - www.rosim.ru

5. Уведомление Организатора о проведении продажи имущества.

Не позднее 3 календарных дней до дня размещения информационного сообщения о проведении продажи имущества на официальном сайте в сети Интернете Продавец направляет Организатору уведомление о проведении продажи имущества.

Регламентация данного положения связана с тем, что время проведения продажи имущества не должно совпадать со временем проведения профилактических работ на электронной площадке.

Форма уведомления Организатора Положением об электронной продаже не утверждена. Законодатель предоставил сторонам возможность составить его в произвольной форме.

К сведению

Документооборот между участниками процедуры приватизации осуществляется через электронную площадку в форме электронных документов либо электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), заверенных электронной подписью продавца, претендента или участника либо лица, имеющего право действовать от имени соответственно продавца, претендента или участника. Данное правило не применяется для договора купли-продажи имущества, который заключается сторонами в простой письменной форме.

Электронные документы, направляемые организатором либо размещенные им на электронной площадке, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени организатора.

Наличие электронной подписи означает, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно претендента, участника, продавца либо организатора и отправитель несет ответственность за подлинность и достоверность таких документов и сведений.

Электронные документы, связанные с организацией и проведением продажи имущества, в том числе полученные от продавца, претендентов и участников, хранятся организатором.

6. Размещение Организатором документов на электронной площадке.

В день размещения информационного сообщения о проведении продажи имущества на официальном сайте в сети Интернет на электронной площадке размещаются:

1. информационное сообщение о проведении продажи имущества;

2. электронная форма заявки;

3. проект договора купли-продажи имущества (за исключением продажи имущества на специализированном аукционе);

4. иные сведения, предусмотренные Федеральным законом о приватизации и Положением об электронной продаже.

7. Прием заявок на участие и иных документов Претендентов.

Прием заявок и прилагаемых к ним документов от Претендентов начинается с даты и времени, указанных в информационном сообщении о проведении продажи имущества, осуществляется в течение не менее 25 календарных дней и заканчивается не позднее чем за 3 рабочих дня до дня определения продавцом участников.

В течение этого периода организатор ежедневно направляет продавцу уведомления о поступивших заявках.

Заявка на участие подается путем заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой для доступа неограниченного круга лиц части электронной площадки, с приложением электронных образов следующих документов:

Одно лицо имеет право подать только одну заявку (за исключением продажи акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе).

При приеме заявок от претендентов организатор обеспечивает регистрацию заявок и прилагаемых к ним документов в журнале приема заявок. Каждой заявке присваивается номер с указанием даты и времени приема.

В течение одного часа со времени поступления заявки организатор сообщает Претенденту о ее поступлении путем направления уведомления с приложением электронных копий зарегистрированной заявки и прилагаемых к ней документов.

Заявки с прилагаемыми к ним документами, а также предложения о цене имущества (при проведении продажи имущества на конкурсе и без объявления цены), поданные с нарушением установленного срока, на электронной площадке не регистрируются.

Претендент вправе не позднее дня окончания приема заявок отозвать заявку путем направления уведомления об отзыве заявки на электронную площадку, за исключением случая проведения продажи имущества без объявления цены.

В случае отзыва претендентом заявки в порядке, установленном Положением об электронной продаже , уведомление об отзыве заявки вместе с заявкой в течение одного часа поступает в «личный кабинет» Продавца, о чем Претенденту направляется соответствующее уведомление.

Время создания, получения и отправки электронных документов на электронной площадке, а также время проведения процедуры продажи имущества соответствует местному времени, в котором функционирует электронная площадка.

8. Перечисление задатка или денежных средств в счет обеспечения участия в специализированном аукционе.

Перечисление задатка Претендентами на участие в аукционе, конкурсе или продаже имущества посредством публичного предложения, а также денежных средств в счет обеспечения участия в специализированном аукционе, осуществляется в установленном порядке на счет, указанный в информационном сообщении о проведении продажи имущества (в случае продажи приватизируемого федерального имущества или высвобождаемого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации - соответственно на счет территориального органа Федерального казначейства, на котором учитываются операции со средствами, поступающими во временное распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом либо его территориального органа или Министерства обороны Российской Федерации).

Сумма задатка зависит от выбранного способа продажи имущества.

Задаток победителя продажи федерального имущества засчитывается в счет оплаты приобретаемого имущества и подлежит перечислению в установленном порядке в федеральный бюджет в течение 5 календарных дней со дня истечения срока, установленного для заключения договора купли-продажи имущества.

Лицам, перечислившим задаток для участия в продаже федерального имущества на аукционе, конкурсе или продаже имущества посредством публичного предложения, денежные средства возвращаются в следующем порядке:

а) участникам, за исключением победителя, - в течение 5 календарных дней со дня подведения итогов продажи имущества;

б) претендентам, не допущенным к участию в продаже имущества, - в течение 5 календарных дней со дня подписания протокола о признании претендентов участниками.

Документом, подтверждающим поступление задатка претендента либо денежных средств в счет обеспечения участия в специализированном аукционе, является выписка со счета, указанного в информационном сообщении о проведении продажи имущества (в случае продажи приватизируемого федерального имущества или высвобождаемого военного имущества - соответственно выписка с лицевого счета Федерального агентства по управлению государственным имуществом либо его территориального органа или Министерства обороны Российской Федерации).

В случае привлечения юридического лица для осуществления функций продавца федерального имущества Росимущество в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления денежных средств на счета, указанные в информационном сообщении о проведении продажи имущества для перечисления задатка и оплаты приобретаемого федерального имущества, направляет этому юридическому лицу электронные копии выписок с указанных счетов.

В случае отзыва Претендентом заявки на участие, поступивший от него задаток (денежные средства в счет оплаты акций при проведении специализированного аукциона) подлежит возврату в течение 5 календарных дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее дня окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для претендентов, не допущенных к участию в продаже имущества.

Рассмотрим наиболее распространенный способ - АУКЦИОН.

Прежде всего, для участия в продаже имущества на аукционе Претенденты перечисляют задаток в размере 10 процентов начальной цены продажи имущества в счет обеспечения оплаты приобретаемого имущества и заполняют размещенную в открытой части электронной площадки форму заявки с приложением электронных документов в соответствии с перечнем, приведенным в информационном сообщении о проведении аукциона.

Далее Продавцу необходимо определить участников аукциона - в день определения участников, указанный в информационном сообщении о проведении аукциона, Организатор через «личный кабинет» Продавца обеспечивает доступ Продавца к поданным Претендентами заявкам и документам, а также к журналу приема заявок.

Продавец в день рассмотрения заявок и документов Претендентов и установления факта поступления задатка подписывает протокол о признании претендентов участниками , в котором приводится перечень принятых заявок (с указанием имен (наименований) Претендентов), перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками, а также имена (наименования) Претендентов, которым было отказано в допуске к участию в аукционе, с указанием оснований отказа.

Не позднее следующего рабочего дня после дня подписания протокола о признании Претендентов участниками всем Претендентам, подавшим заявки, направляется уведомление о признании их участниками аукциона или об отказе в признании участниками аукциона с указанием оснований отказа.

Информация о Претендентах, не допущенных к участию в аукционе, размещается в открытой части электронной площадки, на официальных сайтах в сети Интернет, а также на сайте Продавца в случае привлечения юридического лица для осуществления функций продавца федерального имущества.

Проведение процедуры аукциона должно состояться не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня определения участников, указанного в информационном сообщении о проведении аукциона.

Процедура аукциона проводится в день и время, указанные в информационном сообщении о проведении аукциона, путем последовательного повышения участниками начальной цены продажи на величину, равную либо кратную величине «шага аукциона».

«Шаг аукциона» устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 5 процентов начальной цены продажи, и не изменяется в течение всего аукциона.

Во время проведения процедуры аукциона организатор обеспечивает доступ участников к закрытой части электронной площадки и возможность представления ими предложений о цене имущества.

Со времени начала проведения процедуры аукциона Организатором размещается:

а) в открытой части электронной площадки - информация о начале проведения процедуры аукциона с указанием наименования имущества, начальной цены и текущего «шага аукциона»;

б) в закрытой части электронной площадки - помимо информации, указанной в открытой части электронной площадки, также предложения о цене имущества и время их поступления, величина повышения начальной цены («шаг аукциона» ), время, оставшееся до окончания приема предложений о цене имущества.

В течение одного часа со времени начала проведения процедуры аукциона участникам предлагается заявить о приобретении имущества по начальной цене. В случае если в течение указанного времени:

а) поступило предложение о начальной цене имущества, то время для представления следующих предложений об увеличенной на «шаг аукциона» цене имущества продлевается на 30 минут со времени представления каждого следующего предложения. Если в течение 30 минут после представления последнего предложения о цене имущества следующее предложение не поступило, аукцион с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки завершается;

б) не поступило ни одного предложения о начальной цене имущества, то аукцион с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки завершается. В этом случае временем окончания представления предложений о цене имущества является время завершения аукциона.

При этом программными средствами электронной площадки обеспечивается:

а) исключение возможности подачи участником предложения о цене имущества, не соответствующего увеличению текущей цены на величину «шага аукциона»;

б) уведомление участника в случае, если предложение этого участника о цене имущества не может быть принято в связи с подачей аналогичного предложения ранее другим участником.

Победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену имущества.

Ход проведения процедуры аукциона фиксируется Организатором в электронном журнале, который направляется Продавцу в течение одного часа со времени завершения приема предложений о цене имущества для подведения итогов аукциона путем оформления протокола об итогах аукциона .

Протокол об итогах аукциона, содержащий цену имущества, предложенную победителем, и удостоверяющий право победителя на заключение договора купли-продажи имущества, подписывается Продавцом в течение одного часа со времени получения электронного журнала.

Процедура аукциона считается завершенной со времени подписания продавцом протокола об итогах аукциона.

В течение одного часа со времени подписания протокола об итогах аукциона победителю направляется уведомление о признании его победителем с приложением этого протокола, а также размещается в открытой части электронной площадки следующая информация:

а) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (спецификация лота);

б) цена сделки;

в) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица - победителя.

Аукцион признается несостоявшимся в следующих случаях:

не было подано ни одной заявки на участие, либо ни один из претендентов не признан участником;

принято решение о признании только одного претендента участником;

ни один из участников не сделал предложение о начальной цене имущества.

Решение о признании аукциона несостоявшимся оформляется протоколом об итогах аукциона.

Не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов аукциона с победителем заключается договор купли-продажи имущества.

При уклонении или отказе победителя от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества результаты аукциона аннулируются Продавцом, победитель утрачивает право на заключение указанного договора, задаток ему не возвращается.

Ответственность покупателя в случае его отказа или уклонения от оплаты имущества в установленные сроки предусматривается в соответствии с законодательством Российской Федерации в договоре купли-продажи имущества, задаток ему не возвращается.

Передача имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи имущества не позднее чем через 30 календарных дней после дня оплаты имущества.

Ответственность сторон, участвующих в продаже имущества в электронной форме:

Ответственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее исполнение функций по продаже имущества предусматривается договором, заключаемым продавцом с организатором.

При этом Организатор несет ответственность за:

Обеспечение доступа Претендентов и Участников на электронную площадку;

Обеспечение конфиденциальности сведений о поступивших заявках и прилагаемых к ним документах, а также сведений о лицах, подавших заявки, за исключением случаев доступа Продавца к заявкам и документам, предусмотренных Положением об электронной продаже, до момента размещения на электронной площадке информации об итогах приема заявок (определения Участников);

Соответствие электронной площадки требованиям, утверждаемым Министерством экономического развития Российской Федерации. В случае возникновения несоответствия требованиям организатор в течение одного часа с момента, когда ему стало об этом известно, обязан разместить на электронной площадке, а также направить в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы информацию о несоответствии, в том числе о дате его возникновения, принимаемых или планируемых мерах по устранению выявленного несоответствия.

С другими способами приватизации имущества в электронной форме можно ознакомиться в разделах III, IV, V, VI Положения об электронной продаже .

Подводя итоги, отметим, вне зависимости от выбранного способа продажи государственного или муниципального имущества, процедура приватизации достаточно специфична и трудоемка: сторонам необходимо выбрать надежного контрагента, подготовить довольно внушительный пакет документов, соблюсти сроки, предусмотренные законодательством, для совершения того или иного действия. Поэтому во избежание негативных последствий, экономии времени, сил и средств, прежде чем вступать на эту «нелегкую тропу», рекомендуем вам подробно ознакомиться с нормами законодательства, регламентирующими данную сферу правоотношений.

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС»