2 правовой статус общественной палаты российской федерации. Правовой статус Общественной палаты Российской Федерации

Общ. палата РФ была создана по инициативе Президента РФ.

1. Общ. палата (далее - ОП) обеспечивает взаимодействие граждан РФ с фед.органами гос.власти, органами гос. власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при формировании и реализации гос. политики, а также в целях осуществления общ. контроля за деятельностью фед. органов исп.власти, органов исп. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

2. ОП формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан РФ, общ. объединений и объединений некоммерческих организаций.

Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты

ОП призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общ. объединений, органов гос. власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов эк. и соц. развития, обеспечения нац. безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества в РФ путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации гос.политики;

2) выдвижения и поддержки гр.инициатив, имеющих общеросс. значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общ. объединений;

3) проведения общ. экспертизы (экспертизы) проектов фед. законов и проектов законов субъектов РФ, а также проектов НПА органов исп. власти РФ и проектов ПА органов местного самоуправления;

4) осуществления общ. контроля (контроля) за деятельностью Правительства РФ фед. органов исп. власти, органов исп. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим ФЗ;

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общ. палатам, созданным в субъектах РФ.

Статья 3. Правовая основа деятельности Общественной палаты

ОП осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, фед.конституционных законов, настоящего ФЗ, др. фед. законов и иных НПА.

Статья 6. Состав Общественной палаты

1. Общественная палата формируется в соответствии с настоящим ФЗ из 42 граждан РФ, утверждаемых Президентом, 42 представителей общеросс. общ. объединений и 42 представителей межрегион. и регион.общ. объединений.

2. Не допускаются к выдвижению кандидатов в члены ОП следующие общ.объединения:

1) объединения, зарегистрированные менее чем за год до дня истечения срока полномочий членов ОП действующего состава;

2) политические партии.

Статья 16. Основные формы работы Общественной палаты

1. Осн. формами работы ОП являются пленарные заседания, заседания совета ОП, комиссий и рабочих групп ОП.

2. Пленарные заседания проводятся не реже двух раз в год . По решению совета ОП может быть проведено внеочередное пленарное заседание.

3. В целях реализации функций, возложенных на ОП настоящим ФЗ ОП вправе:

1) проводить слушания по общественно важным проблемам;

2) давать заключения о нарушениях законодательства РФ фед. органами исп.власти, органами исп. власти РФ и органами местного самоуправления и направлять указанные заключения в компетентные гос. органы или должностным лицам;

3) проводить экспертизу проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов фед. конст. законов и фед. законов, проектов НПА Правительства и фед. органов исп. власти, проектов законов субъектов РФ и НПА органов гос. власти субъектов РФ,проектов ПА органов местного самоуправления;

4) приглашать руководителей фед. органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на пленарные заседания ОП;

5) направлять членов ОП для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации, ГД, а также в заседаниях коллегий фед. органов исп. власти в порядке, определяемом Правительством;

6) направлять в соответствии со статьей 24 настоящего ФЗ запросы ОП. В период между пленарными заседаниями запросы от имени ОП направляет совет ОП.

Статья 17. Решения Общественной палаты

Решения, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер.

22 июня Совет Федерации ФС РФ принял закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации».

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» вносит изменения в ряд положений, регламентирующих различные аспекты статуса и деятельности Общественной палаты.

Благодаря этим изменениям Общественная палата получает право осуществления международного сотрудничества в соответствии с определенными законом целями и задачами, участия в работе международных организаций, конференций, совещаний и других мероприятиях.

Кроме того, Общественная палата, наделяется правом участвовать в работе общественных палат субъектов Российской Федерации, а также направлять своих членов для участия в мероприятиях, проводимых общероссийскими, межрегиональными и региональными общественными объединениями.

В то же время закон расширяет перечень общественных объединений, которые не допускаются к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты, если такие организации были предупреждены о недопустимости осуществления экстремистской деятельности или их деятельность была приостановлена в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности».

В числе других вносимых изменений - положение, обязывающее органы государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц информировать Общественную палату о результатах рассмотрения ее письменных обращений в течение тридцати дней со дня регистрации соответствующего обращения.

Соб. инф.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Строит свою деят-ть на основе ФЗ «Об общ-й палате»:

1)42 кандидата выдвигается Общероссийским общ. объединением и их утверждает президент

2)2 группа- 42 кандидата избираются общ-ми объединениями

3)3 группа-42 избираются региональными и межрегиональными общ. объединениями

Президент формирует своим указом аппарат Общ. палаты. На 1 собрании формирует свои комиссии, которые охватывают все сферы общества. Срок на 2 года.

1. Права общественной палаты:

a) проводит общественные экспертизы проектов законов и иных НПА (искл. Указы Президента) на предмет коррупциогенных факторов

b) члены комиссии имеют право проверять деятельность любых органов государственной власти и местного самоуправления (искл. Президент, Федеральное собрание, не вмешиваются в оперативную деятельность МВД, судов, ФСБ и т.п.)

c) право присутствовать на заседании всех коллегиальных органов

d) передавать необходимые материалы в следственные органы

e) приглашать на заседание всех должностных лиц (искл. Президент)

2. Обязанности общественной палаты:

a) составлять ежегодные доклады и направлять в органы гос. власти и местного самоуправления

b) в результате проверок общ.палата должна разрабатывать необходимые меры по устранению выявленных недостатков

c) все члены на заседаниях должны отчитываться о проделанной работе

Конституционно-правовой статус политических партий в РФ.

ФЗ «О политических партиях» - утверждаются в целях формирования политической культуры граждан, участия в выборах представительных органов гос. и мун. власти и кандидатов на выборные должности.

ПП может быть создана, если она насчитывает не менее 500 членов (необязательно в большинстве субъектов РФ)

«+» этого в том, что можно выразить интересы все

«-» маленькие партии размывают политическое поле => одна крупная партия побеждает на выборах

Все ПП могут быть только федеральными. Они создаются учредительными конференциями, собраниями, съездами. Избирают руководящие органы, устав, программу партии.

Регистрация ПП

Все ПП подлежат регистрации в Минюсте РФ. Основания отказа в регистрации:

a) Если устав и программные положения противоречат КРФ, ФКЗ, ФЗ и иным НПА

b) Если не предоставили предусмотренные законом документы, или они не надлежаще оформлены

c) Нет необходимого количества региональных отделений

d) В названии ПП используются неблагозвучные, оскорбительные термины, если уже близкие названия зарегистрированы или их аббревиатуры совпадают
Отказ от регистрации может быть обжалован в суде

ПП, как участник избирательного процесса

1. Выставляет кандидатов в депутаты и на выборные гос.должности. Формирует партийные списки, если выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе. Формируются на конференциях или партийных съездах, затем предоставляются в ЦИК для регистрации. ЦИК может отказать в регистрации:

а. если нарушены процедуры выдвижения кандидата в депутаты или формирования списков

б. для регистрации предоставлены недостоверные данные

1.1 ПП собирает подписи граждан в поддержку своих кандидатов и партийных списков. Если эти

партии представлены в ГД своими фракциями, то они освобождаются от сбора подписей

2. делегируют своих членов в избирательные комиссии

3. проводят агитацию в поддержку своих кандидатов по одномандатным округам и партийным спискам

4. в день выборов ПП направляют своих наблюдателей на избирательные участки. Наблюдатель присутствует при подсчете голосов, бюллетеней

5. Участвуют в распределении депутатских мандатов (для пропорциональной системы)

В настоящее время 225 депутатов – по одномандатным округам, граждане голосуют за конкретную

личность, 225 – по пропорциональной системе, т.е. по партийным спискам.

Ответственность ПП

К ним могут быть применены меры Конституционно-правового принуждения:

1. если в деятельности прослеживаются признаки экстремизма, если нарушается КРФ, действующее законодательство, то орган регистрации выносит письменное предупреждение, а прокуратура выносит предостережение, обязательно указывается на прекращение этой деятельности.

2. приостановление или прекращение деятельности ПП => партия не может проводить массовые мероприятия, пользоваться правами юр. лица

3. ликвидация ПП, только ВС РФ по иску Ген.прокурора РФ или одного из его заместителей. Основания закреплены в ФЗ «О ПП»:

а. приостановление деятельности ПП, если она не устранила нарушения, то орган гос. регистрации и прокуратура может отреагировать

б. если ПП не участвует в выборах на протяжении 7 лет

Ликвидации ПП подлежит также на основании ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Окончательное решение принимает ВС РФ.


Конституционно-правовой статус общественных объединений.

ФЗ « Об общ-х объединениях» - добровольная организация граждан, созданная в целях удовлетворения личных и общ-х интересов.

Общественные объединения – добровольная организация граждан, созданная в целях удовлетворения

личных и общественных интересов

Формы ОО (ФЗ « Об общественных объединениях»):

1. Общественная организация. В зависимости от территориальной сферы действия:

а. федеральные – осуществляют деятельность более чем в 2-ух субъектах РФ

б. межрегиональные – несколько субъектов РФ в пределах федерального округа

в. региональные – в пределах субъекта РФ

г. местные – на территории муниципального образования

2. Общественные движения – массовые, как правило, структурно несформированные организации граждан. Например, экологическое движение, в поддержку каких-либо акций

3. Общественные фонды – негосударственные, некоммерческие, а созданные на добровольных началах для решения каких-либо проблем. Например, в поддержку больных детей, защиты инвалидов.

4. Общественные учреждения – это постоянно действующие объединения для решения узкоспециализированных задач. Например, учреждения по развитию культуры, досуга граждан.

В ФЗ выделены ещё орган общественной самодеятельности и политическая партия.

Общее для всех ОО:

1. принцип добровольности, гласности

2. создаются на самодеятельной основе, т.е. в целях самостоятельного решения тех или иных вопросов

3. государство не имеет право вмешиваться в деятельность ОО. ОО не имеют право осуществлять гос. функции

4. ОО учреждаются на собраниях, конференциях, съездах. Там же формируются руководящие органы и обязательно контрольно-ревизионная комиссия, утверждается устав, а если это общественное движение, то и программу

5. Все ОО могут заниматься предпринимательской деятельностью, но средства, заработанные таким образом, запрещено разделять между членами. Все средства должны использоваться на реализацию уставных целей

6. ОО могут регистрироваться в органах юстиции, а могут и не регистрироваться, но если ОО не зарегистрировано, то оно не наделяется статусом юр. лица

7. ОО могут участвовать в общественно-политических акциях (митингах, шествиях)

8. Может быть как индивидуальное, так и коллективное членство, но независимо от этого они несут равные права и обязанности

Запрещены создание и деятельность ОО, которые призывают к насильственному свержению конституционного строя, создают угрозу для жизни и здоровья граждан, разжигают национальную, религиозную, расовую роль.

1. Орган гос. регистрация может выносить предупреждения (несоответствие устава и реальной деятельности), меры предупреждения у всех органов, у прокуратуры – меры предостережения

2. пресечение, когда недостатки не устранены:

Приостановление деятельности, если статус юр. лица

Запрещение деятельности, если нет статуса юр. лица

3. если деятельность продолжается, то наступает изменение конституционно-правового статуса

Конституционно-правовой статус религиозных объединений в РФ.

ФЗ «О свободе совести и об религиозных объединениях» - это добровольное объединение граждан в целях коллективного исповедования религий, совершения религ. Обрядов

Формы:

1)Религиозные организации (статус юрид. лица с момента гос. регистрации)

2)Религиозная группа (собрание граждан, которые не зарегистрированы в гос. регистрации, самостоятельно действуют)

Учреждение - на собрании не менее 10 потенциальных членов

Виды религиозных объединений(в завис-ти от территориальной сферы деят-ти):

1)Федеральные (если на территории РФ 2 объединения)

2) Международные (имеют организации в 1 зарубежной стране-Патриархия)

Все религ. Объединения равны, имеют имущество, необходимое для совершения обряда, право учреждать свои СМИ, заниматься предприн-й деят-ю, свободно распространять вероучения, издавать литературу.

В целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан и общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в 2005 г. была создана Общественная Палата РФ , действующая в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ΦЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".

Общая численность членов Общественной палаты – 126 человек: 42 гражданина Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, утверждаемых Президентом РФ, 42 представителя общероссийских и 42 представителя межрегиональных и региональных общественных объединений. Причем в состав Общественной палаты РФ не могут входить представители политических партий.

Общественная палата РФ призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод российских граждан, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

  • 1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;
  • 2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;
  • 3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления;
  • 4) осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;
  • 5) выработки рекомендаций органам государственной власти РФ при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
  • 6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах РФ;
  • 7) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации и выработки по данным вопросам рекомендаций;
  • 8) осуществления международного сотрудничества в соответствии с целями и задачами, определенными законодательством, и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.

Структура Общественной палаты РФ включает в себя следующие органы: постоянно действующий совет, секретарь, комиссии и рабочие группы. При этом в состав комиссий входят только члены Общественной палаты, в состав рабочих групп помимо ее членов могут входить привлеченные со стороны представители общественных объединений и иные граждане, не являющиеся ее членами. Срок полномочий членов Палаты истекает через три года со дня первого пленарного заседания. За шесть месяцев до истечения срока полномочий Президент РФ инициирует процедуру формирования ее нового состава.

Основными формами работы Общественной палаты РФ являются пленарные заседания, которые проводятся не менее двух раз в год, заседания совета, комиссий и рабочих групп, которые проводятся по мере необходимости.

Решения Общественной палаты, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер. Расходы, связанные с обеспечением деятельности Общественной палаты РФ, возлагаются на федеральный бюджет. В своем периодическом издании Общественная палата РФ ежегодно публикует доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. С начала своей деятельности Палата провела экспертизу более 150 проектов федеральных законов и правительственных нормативных актов, среди которых законы, защищающие права граждан занимают особое место.

Необходимость функционирования данных общественных органов осознается и в субъектах РФ. К концу 2012 г. в субъектах РФ было сформировано и действовало 67 общественных палат. К их компетенции отнесена общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов, принимаемых на уровне соответствующего субъекта РФ. В декабре 2010 г. прошло первое заседание представителей региональных общественных палат страны, на котором было принято решение о создании Совета по взаимодействию Общественной палаты РФ с общественными палатами (общественными советами) субъектов РФ. Совет создан на основе добровольного участия указанных формирований. Его целью является установление эффективных взаимосвязей между общественными палатами, оказание друг другу информационной, методической и иной поддержки в работе.

Общественная палата РФ была создана по инициативе Президента РФ, который сначала в своем Послании ФС РФ 2004 г., а затем в выступлении на расширенном заседании Правительства РФ 13 сентября 2004 г., по­священном последствиям трагических событий в Беслане, выразил пожелание о целесообразности использования для дальнейшего роста институтов гражданского общества накопленного в ряде регионов России опыта работы общественных палат.
Через полгода эта идея воплотилась в жизнь – был принят ФЗ 2005 г. «Об Общественной палате РФ», который вступил в силу с 1 июля 2005 г. Таким образом, в России появился и с 22 января 2006 г. начал работу новый орган (состоящий из 126 членов), правовой статус которого, однако, до сих пор законодательно не определен.
Правовую основу создания и деятельности Общественной палаты составляют Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ 2005 г. «Об Общественной палате РФ», другие ФЗ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и иные НПА. При осуществлении своих полномочий Общественная палата непосредственно взаимодействует с органами гос. власти и органами МС.

Обще́ственная пала́та РФ - организация, обеспечивающая взаимодействие граждан РФhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F, общественных объединений с органами государственной власти и органами МС в целях учёта потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан РФ.

Согласно закону, Общественная палата избирается каждые три года и осуществляет взаимодействие граждан с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами МС в целях учёта потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МС, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Распорядок работы палаты, порядок принятия ею решений, проведение Пленарных заседаний регулируются регламентом Общественной палаты.

Функции : деятельность Общественной палаты направлена на согласование интересов граждан, общественных объединений, органов гос. власти и МС для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в стране.

Общественная палата проводит общественную экспертизу социально значимых проектов ФЗ, проектов законов субъектов РФ, проектов НПА органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления.

На данный момент выборы в палату происходят с помощью интернет – коммуникаций. Кто-то отождествляет палату с правоохранительными органами, т.к. дея-ть палаты реализуется органом, уполномоченным государством, и по спец. Процедуре, и цели схожи, кто то обособляет данный орган от остальных.