Территориальный уровень организации всмк. Управление и организационно-функциональная структура всероссийской службы медицины катастроф
История создания Всероссийской службы медицины катастроф
В 1971 г. Генеральной ассамблеей ООН организован Исполнительный комитет ВОЗ по оказанию помощи при стихийных бедствиях (ЮНДРО). В его составе постоянно функционируют сектор здравоохранения в чрезвычайных ситуациях и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям. Постоянные комитеты (отделы) по оказанию чрезвычайной помощи имеются во всех региональных бюро ВОЗ.
В 1975 г. в Женеве организовано Международное общество медицины катастроф (МОМК), в которое были приняты около 30 государств.
В конце 80-х годов в СССР произошло много крупных ЧС, сопровождавшихся большими человеческими жертвами. Опыт ликвидации их последствий показал, что система здравоохранения, а также МС ГО, нацеленная на работу в условиях возникновения очагов массовых санитарных потерь среди мирного населения в военное время, оказались не в состоянии в условиях ЧС своевременно и качественно выполнить необходимый комплекс мероприятий медико-санитарного обеспечения.
Начало создания службы медицины катастроф (экстренной медицинской помощи) в СССР было положено постановлением Совета Министров СССР от 07.04.90 № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях». В постановлении определялось:
Министерству здравоохранения СССР - организовать в 1990 г. 6 центров экстренной медицинской помощи, возложив на них подготовку службы к действиям в ЧС, планирование, организацию и проведение научных и опытно-конструкторских работ с учетом местных условий; создать при центрах резерв медицинской техники, медикаментов, транспорта, средств связи и других ресурсов;
Организовать в союзных, автономных республиках, областях и краевых центрах республиканские и областные (краевые) центры экстренной медицинской помощи;
Министерству обороны СССР - сформировать в 1990 г. 4 многофункциональных отряда специального назначения;
Осуществить в течение 1990-1991 гг. на местных базах обязательную подготовку всех врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях.
В развитие требований этого постановления приказомМинистерства здравоохранения СССР от 14.05.90 № 193 были определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения, подведена материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в ЧС и необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в районы ЧС. В структуре службы предлагалось иметь центры экстренной медицинской помощи, специализированные медицинские бригады постоянной готовности (БСМП), станции (отделения) скорой медицинской помощи и станции (отделения) экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация).
В постановлении Правительства Российской Федерации от 03.05.94 № 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» было регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства МПС, МВД России, других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В развитие данного постановления было разработано «Положение о Всероссийской службе медицины катастроф», которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 N° 195.
Правительство Российской Федерации подтвердило приоритетное значение службы медицины катастроф в решении задачи по сохранению жизни и здоровья населения в ЧС. Таким образом, в настоящее время в медицинской науке и в системе здравоохранения нашей страны имеется три самостоятельных направления, занимающихся проблемами медицинского (медико-санитарного) обеспечения в ЧС.
Вопросы медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время разрабатывает военная медицина, а комплекс практических мероприятий выполняет медицинская служба Минобороны России.
Разработка научных основ медицинского обеспечения населения страны в военное время и выполнение комплекса соответствующих практических мероприятий возложены на МСГО.
Самым «молодым» разделом медицинской науки и отраслью системы здравоохранения являются соответственно медицина катастроф и служба медицины катастроф - теория и практика медико-санитарного обеспечения населения страны в ЧС мирного времени.
В последнее время довольно настойчиво высказываются мнения о целесообразности создания на базе МСГО и службы медицины катастроф единого органа, предназначенной для медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени. Обусловливается это тем, что обе эти службы создаются и возглавляются Минздравом России, имеют схожее предназначение и решают во многом одинаковые задачи. В основном аналогичны базы их создания, условия деятельности и применяемые организационные формы медико-санитарного обеспечения. В настоящее время эта проблема изучается, но практического решения еще не нашла.
Определение и задачи Всероссийской службы медицины катастроф
Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.
Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства МПС, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Основой ВСМК является служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Служба медицины катастроф Минздрава России - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС мирного времени.
Основными задачами ВСМС являются:
Организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;
Создание, подготовка, обеспечение готовности и совершенствование органов управления, формирований и учреждений службы к действиям в ЧС;
Создание и рациональное использование резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС;
Подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация;
Разработка методических основ обучения и участие населения и спасателей в подготовке к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;
Участие в выявлении источников ЧС, которые могут быть причинами неблагоприятных медико-санитарных последствий и в организации постоянного медико-санитарного контроля за ними;
Проведении комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести возможных ЧС;
Осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС;
Разработке и осуществлении мер по социальной защите населения;
Проведении гуманитарных акций;
Научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области медицины катастроф.
Учитывая, что основой ВСМК является служба медицины катастроф Минздрава России, указанные задачи в равной мере относятся и к ней.
Формировании ВСМК - медицинские подразделения (группы, бригады и др.) и медицинские подвижные формирования (госпитали, отряды и др.), предназначенные для выдвижения в зону (район) ЧС и выполнения там своих штатных задач.
Учреждения ВСМК - медицинские учреждения, выполняющие свои штатные задачи в системе ВСМК в местах постоянной дислокации.
Нештатные формирования ВСМК - медицинские подразделения (группы, бригады и др.),формируемые на базе больниц, поликлиник, станций скорой медицинской помощи, центров санэпиднадзора, не входящие в штаты центров медицины катастроф и выполняющие задачи в системе ВСМК.
Организация Всероссийской службы медицины катастроф
Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению. Основными из них являются следующие.
Государственный и приоритетный характер. Обеспечивается соответствующими указами Президента России, постановлениями Правительства Российской Федерации и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные документы определили защиту населения и медико-санитарное обеспечение его в ЧС как важнейшую государственную задачу.
Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК означает, что формирования службы и приданные им средства могут быть использованы для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение - для оказания доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом. С учетом особенностей тех или иных ЧС в составе службы должны быть различные формирования.
Принцип материальной заинтересованности и ответственности личного состава формирований и учреждений службы, задействованных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.Реализация этого принципа может быть осуществлена различными мерами поощрения.
Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в ЧС достигаются наличием подвижных медицинских формирований, находящихся в постоянной готовности и способных работать автономно; регулярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом; использованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации пораженных современных скоростных транспортных средств; созданием запасов имущества и медикаментов; совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечивающей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся обстановке и оперативность использования сил и средств службы медицины катастроф.
Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы. Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятым Государственной Думой 14.07.95. Личный состав службы медицины катастроф участвует в ликвидации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту).
Всеобщая подготовка населения и лиц с профессиями повышенного риска , к действиям в различных ЧС по оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения реализуется созданием четкой системы подготовки населения и учебно-методической базы.
Всероссийской службы медицины катастроф. Она создана с учетом возлагаемых на нее задач, структуры РСЧС и требований «Положения о Всероссийской службе медицины катастроф».
Как видно из рис. 2, 3, ВСМК объединяет службы медицины катастроф Минздрава, Минобороны России, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС силы и средства МВД и МПС России, других федеральных органов исполнительной власти. Служба организована на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. На каждом уровне служба имеет органы управления, формирования и учреждения.
Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает: Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями, Департамент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специализированными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федеральное управление «Медбиоэкстрем», Всеармейский центр медицины катастроф и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России; учреждения и формирования центрального подчинения МВД нештатные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению.
Региональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:
Филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);
Межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;
Формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и МПС России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.
Территориальный уровень ВСМК (в масштабе субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга) представлен:
Территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями;
Центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;
Нештатными формированиями ВСМК;
Формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, расположенными на данной территории и предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
Клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.
Местный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов) включает:
Центры медицины катастроф (там, где они создаются) или станции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них формированиями других ЛПУ), выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф;
Центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;
Формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД, МПС России, учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, другие федеральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации ЧС;
Лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.
Объектовый уровень ВСМК (в масштабе объекта) включает:
Должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС;
Медицинские формирования;
Подразделения санитарно-эпидемиологического надзора;
Лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.
При создании и совершенствовании ВСМК особое внимание уделяется территориальному, местному и объектовому уровням службы, так как именно от готовности и успеха работы этих уровней зависит эффективность медико-санитарного обеспечения населения в различных ЧС. Следует отметить, что данная тенденция имеет место во всей РСЧС.
Руководителем ВСМК на федеральном уровне является председатель федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на региональном, территориальном и местном уровнях - председатели соответствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК.
Служба медицины катастроф МинздраваРоссии является основой ВСМК и организационно-функциональной отраслью системы здравоохранения Российской Федерации. Она выполняет свои задачи совместно с Департаментом Госсанэпиднадзора при взаимодействии с Федеральным управлением «Медбиоэкстрем», органами управления и учреждениями других отраслей здравоохранения (лечебно-профилактическими, обеспечения лекарственными средствами и медтехникой, подготовки кадров, МСГО и др.).
Начальником службы медицины катастроф Минздрава России является Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Непосредственное руководство службой осуществляет первый заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Начальником службы медицины катастроф на региональном уровне является представитель Министра здравоохранения и социального развития в федеральном округе. Начальниками служб медицины катастроф на территориальном и местном уровнях являются руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом - руководители объектовых учреждений здравоохранения.
Служба медицины катастроф Минобороны России является мощной ведомственной службой, входящей в состав ВСМК; она хорошо подготовлена к работе в различных ЧС. Служба в основном ориентирована на ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС в районах размещения войск и военно-стратегических объектов. Однако, как показывает опыт, формирования службы медицины катастроф Минобороны России привлекаются к работе и при возникновении ЧС в других районах.
Организацию и руководство деятельностью службы осуществляет Главное военно-медицинское управление Минобороны России.
В состав службы медицины катастроф Минобороны России входят: органы военного управления; должностные лица; медицинские отряды специального назначения; формирования, силы и средства медицинских воинских частей и учреждений Минобороны России, медицинских военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Для выполнения аналогичных функций и участия в решении общих задач ВСМК в системе МВД и МПС России также имеются специальные органы управления, формирования и учреждения.
Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в состав ВСМК, возлагается на службу медицины катастроф Минздрава России, которая обеспечивает:
Разработку научно-методических принципов деятельности ВСМК;
Подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов ВСМК;
Разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;
руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Органы управления Всероссийской службой медицины катастроф
■ На федеральном уровне органом управления является ВЦМК «Защита» Минздрава России. ВЦМК «Защита» - государственное многопрофильное головное учреждение службы медицины катастроф Минздрава России особого типа, выполняющее функции органа управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздрава России федерального и регионального уровней, образовательного, научно-исследовательского и лечебно-профилактического учреждения. Основными его подразделениями являются:
· управление;
· штаб ВСМК
· филиалы ВЦМК «Защита» в семи федеральных округах;
· клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным
госпиталем (ПМГ);
· отделение экстренной и планово-консультативной медицинской
помощи (санитарная авиация);
· институт проблем медицины катастроф;
· центр медицинской экспертизы и реабилитации;
· отдел медицинского снабжения со складом резерва Минздрава
России для ЧС и другие подразделения.
В особых случаях по решению Минздрава России филиалы могут создаваться в отдельных субъектах Российской Федерации медико-санитарных последствий ЧС, осуществляют разработку и организуют выполнение федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК.
ВЦМК «Защита» является рабочим органом Федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК.
Постоянным (штатным) органом военного управления службой медицины катастроф Минобороны России является Всеармейский центр медицины катастроф Минобороны России , который организован и функционирует при Главном военно-медицинском управлении.
В медицинском управлении МВД России для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС - группа организации медицинской помощи в ЧС .
В МПС России общую координацию и контроль за проведением необходимых лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в ЧС на железных дорогах осуществляет Департамент здравоохранения МПС России через отдел оперативно-распорядительной службы.
■ На региональном уровне органами управления службы медицины катастроф являются филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК). Они обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на региональном и территориальном уровнях, мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС.
Главными обстоятельствами, определяющими целесообразность существования регионального уровня службы, являются, во-первых, наличие такого уровня в РСЧС и, во-вторых, совпадение границ регионов с границами федеральных округов. Это позволяет соблюсти вертикаль управления ВСМК как подсистемы РСЧС и успешно взаимодействовать с силами и средствами медицинской службы военного округа.
В своей деятельности филиал ВЦМК «Защита», как уже указывалось, выполняет функции штаба ВСМК региона и подчиняется ВЦМК «Защита».
По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач филиал руководствуется документами регионального центра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Организационно-штатная структура филиала ВЦМК «Защита», перечень, количество, состав формирований службы медицины катастроф и клинической базы центра определяются с учетом прогнозируемой медико-тактической обстановки, материально-технических и кадровых возможностей региона и утверждаются Минздравом России.
Основными подразделениями региональных филиалов ВЦМК «Защита» являются:
· подвижный медицинский отряд с бригадами специализированной
медицинской помощи;
· отдел медицинского снабжения;
· отдел материально-технического и транспортного обеспечения.
Филиал ВЦМК «Защита» осуществляет взаимодействие с имеющимися на территории региона органами управления, формированиями и учреждениями Минобороны, МЧС, Госсанэпиднадзора, МВД, МПС России и других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации последствий ЧС.
Органами управления, силами и средствами Госсанэпиднадзора России на региональном уровне являются:
Межрегиональные центры по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе Европейской части, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
Центры регионального уровня - научно-исследовательские институты эпидемиологии и микробиологии;
Координационные центры госсанэпидслужбы регионального уровня - центры Госсанэпиднадзора в гг. Москва и Санкт-Петербург, в Красноярском и Хабаровском краях, Ростовской, Самарской, Свердловской, Новосибирской, Читинской областях;
Центры регионального и территориального уровней - противочумные станции;
Центры Госсанэпиднадзора на транспорте.
■ На территориальном уровне органом управления службой медицины катастроф является территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК). Он подчиняется руководителю территориального органа управления здравоохранением, а по оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач ТЦМК руководствуется документами территориального штаба (управления, комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
База создания и организационно-штатная структура ТЦМК утверждаются по представлению руководителя органа управления здравоохранением органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Подвижные формирования (госпиталь, отряд) создаются на клинической базе центра медицины катастроф. Они предназначены для оперативного выдвижения в зону ЧС, оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшему населению. В режиме повседневной деятельности клиническая база центра обеспечивает оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в районе постоянной дислокации и экстренной консультативной медицинской помощи населению.
ТЦМК выполняет функции штаба службы медицины катастроф территории, осуществляет взаимодействие с органами управления, формированиями и учреждениями других министерств и ведомств, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации последствий ЧС на территории данного субъекта Российской Федерации, руководит службами медицины катастроф местного и объектового уровней. Они обязаны поддерживать в постоянной готовности к работе силы и средства службы медицины катастроф территориального, местного и объектового уровней.
Органами управления силами и средствами Госсанэпиднадзора России на территориальном уровне являются центры Госсанэпиднадзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных образованиях, в том числе центры регионального уровня, расположенные на данной территории.
В Минобороны, МВД, МПС России, других министерствах и ведомствах органами управления силами и средствами службы медицины катастроф на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях являются руководители (начальники) или специально назначенные ими должностные лица органов управления соответствующих ведомственных медицинских служб.
Формирования и учреждения службы медицины катастроф Минздрава России
Формирования службы медицины катастроф Минздрава России представлены подвижными госпиталями, отрядами, бригадами, группами. Они создаются в соответствии с утвержденными штатами и обеспечиваются по табелям специальным оснащением и оборудованием. Формирования предназначаются для работы в зонах (районах) ЧС. Они могут работать автономно или в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Формирования службы медицины катастроф организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными.
Штатными являются формирования, постоянно финансируемые за счет средств, выделяемых службе медицины катастроф данного уровня.
Нештатные формирования создаются на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилакти-ческих учреждений за счет их персонала на всех уровнях службы медицины катастроф. Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей соответствующих учреждений. При возникновении ЧС эти формирования поступают в оперативное подчинение органов управления службы медицины катастроф соответствующего уровня.
Основным мобильным лечебно-диагностическим формированием службы медицины катастроф является Полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ) ВЦМК«Защита». Он предназначен для выдвижения в зону ЧС, приема пораженных, их сортировки, оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пораженным, подготовки их к эвакуации, временной госпитализации нетранспортабельных, а также амбулаторной помощи населению. При полном развертывании госпиталь может за сутки принять до 250 пораженных. Для госпитализации нетранспортабельных пораженных госпиталь может развернуть до 150 коек.
К штатным подразделениям госпиталя относятся :
Управление;
Основные подразделения представлены в составе 6 отделений - модулей
· сортировочно -диагностическое;
· хирургическое;
· анестезиологическое;
· терапевтическое;
· нефрологическое (детоксикации);
· гиперборической оксигенации
Подразделения обеспечения
· аптека;
· инженерно-техническое отделение;
· отдел материально-технического обеспечения.
Нештатными подразделениями госпиталя являются 17 бригад (сортировочная, диагностическая, дежурная экстренного реагирования, общехирургическая, хирургическая детская, травматологическая, нейрохирургическая, ожоговая, офтальмологическая, реанимационная, экстракорпоральной детоксикации, терапевтическая, психиатрическая, инфекционная, радиологическая, токсикологическая и эвакуационная). Бригады формируются из высококвалифицированных специалистов базовых лечебных учреждений.
Госпиталь может выдвигаться в зону ЧС полностью или частично. В зависимости от характера ЧС госпиталь комплектуется бригадами различного профиля и развертывается как хирургический, токсикологический, радиологический, терапевтический, педиатрический, туберкулезный или многопрофильный.
Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) могут быть штатными или нештатными. Они являются мобильными формированиями службы медицины катастроф и предназначены для специализации или усиления лечебно-профилактических учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС.
Основными задачами БСМП являются: медицинская сортировка пораженных, нуждающихся в специализированной медицинской помощи; оказание специализированной медицинской помощи пораженным и лечение нетранспортабельных пораженных; подготовка пораженных к эвакуации в специализированные ЛПУ; оказание консультативно-методической помощи пораженным в ЛПУ.
Бригады формируются органами управления здравоохранением на базе республиканских, областных (краевых), городских многопрофильных и специализированных больниц, центральных районных больниц, больниц скорой медицинской помощи, клиник медицинских ВУЗов, научно-исследовательских институтов и специализированных центров медицинского профиля и комплектуются из высококвалифицированных специалистов на добровольной основе.
Назначение и изменение основного состава и дублеров персонала БСМП осуществляются приказами руководителя учреждения-формирователя.
В режимах повседневной деятельности и повышенной готовности БСМП подчиняются руководителю учреждения-формирователя и находятся в оперативном подчинении руководителю соответствующего центра медицины катастроф.
В режиме повышенной готовности специалисты штатных бригад в праздничные и выходные дни осуществляют дежурство на дому - по графику, утвержденному руководителем учреждения-формирователя по согласованию с центром медицины катастроф. В ЧС руководство деятельностью бригады возлагается на руководителя центра медицины катастроф. Сроки выезда (вылета) БСМП с имуществом в район ЧС определяются исходя из местных условий, но не позднее 6 ч после получения распоряжения. Режим работы бригады в ЧС - в среднем 12 ч в сутки.
Снабжение БСМП медицинским, санитарно-хозяйственным специальным имуществом осуществляется учреждением-формирователем по принципу приоритетного обеспечения согласно табелю оснащения. Имущество бригады комплектуется и хранится в учреждении-формирователе в специальных укладках, готовых к быстрой выдаче.
Руководитель учреждения-формирователя несет прямую ответственность за формирование БСМП и их готовность к выполнению возложенных на них задач.
Эти требования в равной степени относятся к руководителям учреждений, на которых возложены задачи создания других формирований службы медицины катастроф.
В соответствии с типовым положением о бригадах специализированной медицинской помощи службы медицины катастроф имеется 21 тип бригад. Наиболее часто привлекаются для работы при ликвидации ЧС хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, детские хирургические, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсико-терапевтические, психиатри-ческие и инфекционные БСМП.
Хирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным хирургического профиля.
Объем медицинской помощи бригады включает: клинико-инструментальное обследование пораженных; комплексную противошоковую терапию; вмешательства по неотложным показаниям; проведение всех видов оперативных вмешательств при повреждении органов грудной и брюшной полостей, таза; хирургическую обработку ран; оказание помощи пораженным с синдромом длительного сдавления, повреждением магистральных кровеносных сосудов, различными видами острой сосудистой патологии в сочетании с обширными повреждениями прилегающих анатомических образований; антибактериальную терапию и др.
Состав бригады: руководитель (врач-хирург), 2 врача-хирурга, врач-анестезиолог-реаниматолог, 2 операционных медицинских сестры, медицинская сестра-анестезист и медицинская сестра перевязочная (гипсовая) - всего 8 чел.
Травматологическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным с механическими повреждениями, главным образом опорно-двигательного аппарата, и их лечения.
Объем медицинской помощи бригады включает: клинико-инструментальное обследование пораженных, комплексную противошоковую терапию, иммобилизацию и обезболивание, операции остеосинтеза, различные хирургические вмешательства по жизненным показаниям, анестезиологические и реанимационные мероприятия.
Состав бригады: руководитель (врач-травматолог), врач-травматолог, врач-анестезиолог-реаниматолог, 2 операционных медицинских сестры, медицинская сестра-анестезист и медицинская сестра перевязочная (гипсовая) - всего 7 чел.
За 12 ч работы бригада может выполнить до 10 оперативных вмешательств.
Нейрохирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным с травмами черепа, ушибами головного мозга и позвоночника, нуждающимся в хирургической помощи.
В 1975 г. в Женеве организовано Международное общество медицины катастроф (МОМК), в которое были приняты около 30 государств. Важно отметить, что МОМК готовит и проводит все свои мероприятия совместно с Международной организацией гражданской обороны (МОГО), штаб-квартира которой с 1968 г. находится в Женеве, и другими международными общественными организациями.
Медицина катастроф как новое научно-практическое направление медицины и здравоохранения в мире выделилась в 70-х годах ХХ столетия.
Краткая история развития Всероссийской службы медицины катастроф в мире и в стране.
Первые организованные мероприятия по оказанию медицинской помощи проводились практически на месте поражения вследствие отсутствия достаточно щадящего для раненых вида транспорта. Это иллюстрируют мероприятия битвы при Грюнвальде, в ряде эпидемий в Европе, извержении вулканов, наводнениях и др. Затем с XIX века проводилась массовая эвакуация раненых в тыловые районы, отдаленные от очагов массовых санитарных потерь. Но эта организация оказания медицинской помощи приводила к увеличению удельного веса безвозвратных санитарных потерь, так как не учитывала степени их тяжести. И только благодаря работам отечественных медиков-организаторов (Н.И. Пирогов, В.А. Оппель и др.) начала внедряться система этапного лечения с эвакуацией по назначению.
В 1971 г. Генеральной ассамблеей ООН организован Исполнительный комитет ВОЗ по оказанию помощи при стихийных бедствиях (ЮНДРО). В его составе постоянно функционируют сектор здравоохранения в чрезвычайных ситуациях и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям . Постоянные комитеты (отделы) по оказанию чрезвычайной помощи имеются во всех региональных бюро ВОЗ.
В Сан-Марино организован научно-исследовательский центр по медицине катастроф. Создаются и другие национальные и международные ассоциации медицины катастроф:
- Международное общество медицины катастроф;
- Всемирная ассоциация медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций;
- Панамериканская организация здравоохранения;
- Международная организация «Врачи без границ»;
- Центр менеджмента катастроф и оказания гуманитарной помощи «Экселенс»;
- Европейский центр медицины катастроф;
- Отдел медицины катастроф при госпитале в Амстердаме;
- Центр международных систем экстренной медицинской помощи;
- Международная ассоциация индивидуальной и коллективной защиты;
- Чешское общество медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций;
- Всемирная организация здравоохранения.
В регионах земного шара организованы Сотрудничающие центры ВОЗ по проблемам медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций для выполнения функций, связанных с программой ВОЗ. Среди более чем 120 Сотрудничающих центров ВОЗ - 9 специализируются по вопросам готовности к чрезвычайным ситуациям и оказанию помощи при ликвидации их последствий :
· в Италии - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к чрезвычайным ситуациям, организации управления при чрезвычайных ситуациях и лечению пострадавших (1987);
· в США - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к катастрофам и гуманитарной деятельности (1988);
· в Колумбии - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к чрезвычайным ситуациям и проблемам ликвидации последствий катастроф (1990);
· в Сан-Марино - Сотрудничающий центр ВОЗ по медицине катастроф (1991);
· в Бразилии - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к катастрофам (1992);
· во Франции - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к чрезвычайным ситуациям (1992); в Индии - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к катастрофам (1993);
· в Швейцарии - Сотрудничающий центр ВОЗ по проблемам здравоохранения беженцев, покинувших места проживания в результате катастроф (1996);
· в Российской Федерации - Сотрудничающий центр ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям на базе ВЦМК «Защита» (1996).
В соответствии с Соглашением о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера от 22.01.93 и Решением Совета по сотрудничеству в области здравоохранения Содружества Независимых Государств (СНГ) от 03.06.94 был создан Координационный совет государств_ участников СНГ по проблемам медицины катастроф, который является специализированным рабочим и консультативным органом Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, обеспечивает или непосредственно выполняет в пределах своих функциональных обязанностей его решения.
В нашей стране в октябре 1932 г. для защиты населения на случай войны была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), в составе которой одной из ведущих являлась медико-санитарная служба.
В июле 1961 г. МПВО была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная служба - в медицинскую службу гражданской обороны (МСГО). Существующая МСГО как специальная организация в системе здравоохранения была ориентирована в основном на работу в условиях военного времени.
Начало создания службы медицины катастроф (экстренной медицинской помощи) в СССР было положено постановлением Совета Министров СССР от 07 .04.90 № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях».
В развитие требований этого постановления приказом Министерства здравоохранения СССР от 14.05.90 № 193 были определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения, подведена материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в ЧС и необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в районы ЧС.
В Российской Федерации (в составе СССР) служба экстренной медицинской помощи населению создавалась в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 14.06.90 № 192 «О создании службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях», и приказом Минздрава РСФСР от 11.07.90 № 115 «О создании службы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях».
В феврале 1991 г. Минздравом СССР утверждено «Положение о службе экстренной медицинской помощи населению страны в чрезвычайных ситуациях». В нем были определены: организационная структура службы на союзном, республиканском, областном (краевом), городском (местном) уровнях; организационные основы медико-санитарного обеспечения в ЧС; общие положения планирования и управления службой; снабжение формирований и учреждений службы различными видами имущества и ее финансирование, а также намечены основные направления научно-исследовательской и организационно-методической работы.
В Постановлении Правительства РФ от 03.05.94 № 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами », сохранение жизни и здоровья населения России в условиях ЧС признано важнейшей государственной задачей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Этим постановлением было регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства МПС, МВД России, других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В развитие данного постановления было разработано Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 № 195.
Таким образом, в настоящее время в медицинской науке и в системе здравоохранения нашей страны имеется три самостоятельных направления , занимающихся проблемами медицинского (медико-санитарного) обеспечения в ЧС .
1. Вопросы медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время разрабатывает военная медицина, а комплекс практических мероприятий выполняет медицинская служба Минобороны России.
2. Разработка научных основ медицинского обеспечения населения страны в военное время и выполнение комплекса соответствующих практических мероприятий возложены на МСГО.
3. Самым «молодым» разделом медицинской науки и отраслью системы здравоохранения являются соответственно медицина катастроф и служба медицины катастроф - теория и практика медико-санитарного обеспечения населения страны в ЧС мирного времени.
В последнее время довольно настойчиво высказываются мнения о целесообразности создания на базе МСГО и службы медицины катастроф единой службы , предназначенной для медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени. Обусловливается это тем, что обе эти службы создаются и возглавляются Минздравом России, имеют схожее предназначение и решают во многом одинаковые задачи. В основном аналогичны базы их создания, условия деятельности и применяемые организационные формы медико-санитарного обеспечения. В настоящее время эта проблема изучается, но практического решения еще не нашла. Переходим к изучению первого вопроса нашей лекции.
1. Определение, задачи и основные принципы организации
Всероссийской службы медицины катастроф
Для успешного изучения предмета будет логически правильно сначала определить понятия предмета изучения.
Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.
Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства МПС, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Основой ВСМК является служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации (СМК МЗ РФ).
Служба медицины катастроф Минздрава России - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС мирного времени; она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей этой системы (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).
Основными задачами всмк (а также и СМК МЗ РФ) являются:
· организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;
· создание, подготовка, обеспечение готовности и совершенствование органов управления, формирований и учреждений службы к действиям в ЧС;
· создание и рациональное использование резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС;
· подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация;
· разработка методических основ обучения и участие населения и спасателей в подготовке к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;
· научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области медицины катастроф.
Кроме того, ВСМК принимает участие:
· в выявлении источников ЧС, которые могут быть причинами неблагоприятных медико-санитарных последствий,
· в организации постоянного медико-санитарного контроля за ними;
· в проведении комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести возможных ЧС;
· в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС;
· в разработке и проведении мер по социальной защите населения;
· в проведении гуманитарных акций; а также в обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС.
Формирования ВСМК - медицинские подразделения (группы, бригады и др.) и медицинские подвижные формирования (госпитали, отряды и др.), предназначенные для выдвижения в зону (район) ЧС и выполнения там своих штатных задач;
Учреждения ВСМК - медицинские учреждения, выполняющие свои штатные задачи в системе ВСМК в местах постоянной дислокации.
Нештатные формирования - медицинские подразделения (группы, бригады и др.), формируемые на базе больниц, поликлиник, станций скорой медицинской помощи, центров санэпиднадзора, не входящие в штаты центров медицины катастроф и выполняющие задачи в системе ВСМК.
Принципы построения ВСМК
Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению . Основными из них являются следующие:
· Государственный и приоритетный характер . Обеспечивается соответствующими указами Президента России, постановлениями Правительства Российской Федерации и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные документы определили защиту населения и медико-санитарное обеспечение его в ЧС как важнейшую государственную задачу.
· Территориально-производственный принцип . Служба медицины катастроф организуется по территориально-производственному принципу с учетом экономических, медико-географических и других особенностей региона или административной территории. Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.
· Централизация и децентрализация управления . Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой (информационно-управляющей автоматизированной системы), способной обеспечивать информацией все уровни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС.
Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК независимо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования.
Децентрализация управления предусматривает ведущей роль органов управления данного уровня в подготовке и осуществлении медико-санитарного обеспечения в ЧС, возникших на данной определенной территории.
· Плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и повышение квалификации личного состава службы (руководителей, медицинского персонала, специалистов инженерно-технического профиля и др.).
· Принцип универсализма предполагает создание формирований и учреждений,
готовых к работе в любых ЧС без существенной их реорганизации.
· Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК означает, что формирования службы и приданные им средства могут быть использованы для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение - для оказания доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом. С учетом особенностей тех или иных ЧС в составе службы должны быть различные формирования.
· Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению . Оказание медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуация и лечение в чрезвычайных ситуациях, сопровождающихся небольшими санитарными потерями, может быть организовано так же, как и в обычных условиях.
· Принцип материальной заинтересованности и ответственности личного состава формирований и учреждений службы, задействованных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Реализация этого принципа может быть осуществлена различными мерами поощрения.
· Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в ЧС достигаются наличием подвижных медицинских формирований, находящихся в постоянной готовности, и способных работать автономно; регулярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом; использованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации пораженных современных скоростных транспортных средств; созданием запасов имущества и медикаментов; совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечивающей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся обстановке и оперативность использования сил и средств службы медицины катастроф.
· Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы . Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятым Государственной Думой 14.07.95. Личный состав службы медицины катастроф участвует в ликвидации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту).
· Всеобщая подготовка населения , в том числе лиц с профессиями повышенного риска, к действиям, оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС. Этот принцип реализуется созданием и четкой реализацией стройной системы подготовки населения, а также созданием учебно-методической базы.
Всероссийская служба медицины катастроф создана с учетом возлагаемых на нее задач, структуры РСЧС и требований «Положения о Всероссийской службе медицины катастроф».
ВСМК объединяет службы медицины катастроф Минздрава, Минобороны России, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС силы и средства МВД и МПС России, других федеральных органов исполнительной власти.
Служба организована на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. На каждом уровне служба имеет органы управления, формирования и учреждения.
Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает: Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями, Департамент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специализированными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федеральное управление «Медбиоэкстрем», Всеармейский центр медицины катастроф и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения МО РФ; учреждения и формирования центрального подчинения МВД, МПС РФ, других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Кроме того, используются нештатные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ведомств, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению.
Региональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:
· филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);
· межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;
· формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и МПС России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.
Территориальный уровень ВСМК (в масштабе субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга) представлен:
· территориальными центрами медицины катастроф с их штатными формированиями;
· центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;
· нештатными формированиями ВСМК;
· формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, предназначенных для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
· клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.
Местный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов) включает: центры медицины катастроф (там, где они создаются) или станции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемыми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф; центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки; формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД, МПС России, учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, другие федеральные органы исполнительной власти, участвующие в ликвидации ЧС, ЛПУ, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.
Объектовый уровень ВСМК (в масштабе объекта экономики) включает: должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС; медицинские формирования; подразделения санитарно-эпидемиологического надзора; лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.
При создании и совершенствовании ВСМК особое внимание уделяется территориальному, местному и объектовому уровням службы, так как именно от готовности и успеха работы этих уровней зависит эффективность медико-санитарного обеспечения населения в различных ЧС. Следует отметить, что данная тенденция имеет место во всей РСЧС.
Служба медицины катастроф Минздрава России - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС мирного времени; она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей этой системы (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).
Задачи ВСМК :
Организация Всероссийской службы медицины катастроф
Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению. Принципы организации ВСМК:
Государственный и приоритетный характер.
Территориально-производственный принцип.
Централизация и децентрализация управления.
Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Децентрализация управления.
Плановый характер
Принцип универсализма.
Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК
Лечебно-эвакуационное обеспечение организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.
Оказание медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуация и лечение в ЧС, сопровождающихся небольшими санитарными потерями, могут быть организованы так же, как и в обычных условиях.
Принцип материальной заинтересованности и ответственности.
Мобильность, оперативность и постоянная готовность.
Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы.
Всеобщая подготовка населения, в том числе лиц с профессиями повышенного риска, к действиям, оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС.
Федеральный уровень ВСМК включает:
Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями,
Департамент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России,
Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специализированными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федеральное управление «Медбиоэкстрем»,
Всеармейский центр медицины катастроф и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России;
учреждения и формирования центрального подчинения МВД России, МГТС России, других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий
в интересах ВСМК используются нештатные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению.
Региональный уровень ВСМК представлен:
филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);
межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;
формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и МПС России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.
Территориальный уровень ВСМК представлен:
территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями;
центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;
нештатными формированиями ВСМК;
формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, рас положенными на данной территории и предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.
Местный уровень ВСМК включает:
центры медицины катастроф (там, где они создаются)
станции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемыми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф;
центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;
формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений,
формирования органов МВД, МГТС России,
учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России,
другие федеральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации ЧС;
Объектовый уровень ВСМК включает:
должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС;
медицинские формирования;
подразделения санитарно-эпидемиологического надзора;
лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.
4958 0
В организационно-функциональной структуре и управлении ВСМК выделяется 5 уровней (рис. 16.1).
Рис. 16.1. Организационно-функциональная структура Всероссийской службы медицины катастроф
Первый уровень — федеральный, в который входит Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» (ВПМК «Защита»), подразделения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства, уполномоченные для решения задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
ВЦМК «Защита» — головное государственное многопрофильное учреждение службы медицины катастроф МЗиСР России, выполняющее функции органа управления ВСМК, а также образовательного, научно-исследовательского и лечебно-профилактического учреждения. ВЦМК «Защита» имеет статус Сотрудничающего центра ВОЗ и выполняет функции Евроазиатского регионального центра по проблемам медицины катастроф СНГ.
Основные подразделения ВЦМК «Защита» представлены на рис. 16.2.
Рис. 16.2. Организационно-функциональная структура Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»
Штаб ВСМК осуществляет координацию подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в ВСМК на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Клиника медицины катастроф предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи больным и раненым с патологией, характерной для ЧС (травмы, ожоги, химические и радиационные поражения и др.), а также для практической подготовки соответствующих специалистов. В состав клиники входят полевой многопрофильный госпиталь, специализированные клинические отделения и подразделения обеспечения.
Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования предназначен для усовершенствования руководящего состава ВСМК, разработки предложений по реализации государственной политики в области медицины катастроф, по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разработке федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК.
Институт имеет в своем составе кафедры медицины катастроф, неотложных состояний и экстренной медицинской помощи, санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС, восстановительной медицины с соответствующими профильными научными лабораториями, отдел научно-технической информации с библиотекой.
Центр медицинской экспертизы и реабилитации предназначен для медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий ЧС и разработки нормативной методической базы, обеспечивающей реализацию этой системы на региональном и территориальном уровнях.
Научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины занимается изучением последствий воздействия на человека неблагоприятных факторов различной природы; определением функциональных резервов и предельных возможностей организма, работоспособности и надежности деятельности человека в экстремальных условиях; разработкой режимов труда и отдыха спецконтингентов в неблагоприятных и экстремальных условиях, а также созданием средств спасения и индивидуальной защиты человека.
Отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях занимается разработкой организационно-методических основ медицинской помощи населению, находящемуся за пределами санитарно-защитной зоны стационарных радиационно-опасных объектов.
Отдел медицинского снабжения обеспечивает выполнение задач по накоплению, содержанию, обновлению и отпуску медицинского имущества из резервов МЗиСР России для ЧС. Кроме того, отдел организует получение, хранение и выдачу медицинских грузов гуманитарной помощи, получаемой от зарубежных стран.
Второй уровень — межрегиональный представлен филиалами ВЦМК «Защита» и региональными центрами медицины катастроф.
Филиалы ВЦМК «Защита» обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на межрегиональном уровне, мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС.
Третий уровень — региональный включает территориальные центры медицины катастроф, подразделения территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, предназначенные для решения задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Территориальный центр медицины катастроф имеет статус юридического лица, и основными его подразделениями являются: администрация, оперативно-диспетчерский отдел, организационно-методический отдел, бригады специализированной медицинской помощи, отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санавиация), отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического обеспечения.
Четвертый уровень — муниципальный, на котором действуют структурные подразделения и должностные лица органов управления здравоохранением, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Пятый уровень — объектовый включает должностных лиц медицинских организаций, уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Начальником ВСМК на федеральном уровне является министр здравоохранения и социального развития РФ, начальниками служб медицины катастроф на межрегиональном уровне — представители МЗиСР России в соответствующем федеральном округе, на региональном и муниципальном уровнях — руководители органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований, на объектовом — руководители объектов здравоохранения.
Также в структуре ВСМК функционируют координационные органы, к которым относятся комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, создаваемые в МЗиСР РФ. органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления или в организации здравоохранения. К основным задачам комиссий относятся:
. разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
. координация деятельности органов управления и сил системы ВСМК;
Обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
. рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС в порядке, установленном федеральным законодательством.
Для предупреждения и ликвидации ЧС выделяются (привлекаются) специально подготовленные силы и средства, к которым относятся:
. подразделения и формирования BIIMK «Зашита» и его филиалов, региональных и территориальных центров медицины катастроф, центров медицины катастроф муниципального уровня (станций, подстанций скорой медицинской помощи), выполняющие функции органа управления службы медицины катастроф;
Учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
. специализированные формирования и учреждения Федерального медико-биологического агентства;
. ЛПУ, предназначенные в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
Медицинские нештатные формирования (мобильные медицинские отряды, бригады специализированной медицинской помощи, специализированные противоэпидемические бригады, санитарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, специализированные бригады скорой медицинской помощи, бригады скорой медицинской помощи, бригады первой врачебной помощи, бригады доврачебной помощи, санитарные посты, группы эпидемиологической разведки).
О.П. Щепин, В.А. Медик
система сил и средств для оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) организована на 5 уровнях: федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом. Федеральный уровень (в масштабе РФ) представлен: Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (ВЦМК), с входящими в него штабом ВСМК, филиалами ВЦМК «Защита» (в семи федеральных округах и в особых случаях временно могут создаваться в отдельных субъектах РФ), клиникой медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем (ПМГ), Институтом проблем медицины катастроф, центром медицинской экспертизы и реабилитации, научно-исследовательским отделом медико-технических проблем экстремальной медицины, отделом медицинской помощи при радиационных авариях, отделом медицинского снабжения (склад резерва для чрезвычайных ситуаций); специализированные формирования и учреждения Госсанэпидслужбы и Федерального управления «Медбиоэкстрем»; Всеармейский центр экстренной медицинской помощи и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России; учреждения центрального подчинения МВД России, др. министерств и ведомств, предназначенных для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в интересах ВСМК используются нештатные формирования, клинические базы федеральных органов исполнительной власти, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению. Региональный уровень (в масштабе региона) представлен: филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный); межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями; формированиями на региональном уровне Минобороны России, МВД России, др. министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, а также клиническими и научными базами. Территориальный уровень (в масштабе субъектов РФ — республик, краёв, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга) представлен: территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями; центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями; нештатными формированиями ВСМК; формированиями Минобороны России, МВД России, др. ведомств, расположенными на данной территории и предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению. Местный уровень (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов) представлен: центрами медицины катастроф (там, где они создаются) или станциями (подстанциями) скорой медицинской помощи с входящими в них формированиями, выполняющими функции органов управления службы медицины катастроф; центрами Госсанэпиднадзора в городах и районах, формирующих бригады и группы эпидемической разведки; формированиями постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формированиями органов МВД России, др. федеральными органами исполнительной власти, участвующими в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций; лечебно-профилактическими учреждениями, предназначенными для медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Объектовый уровень (в масштабе объекта) представлен: должностными лицами по медико-санитарному обеспечению в чрезвычайных ситуациях; медицинскими формированиями; подразделениями санитарно-эпидемиологического надзора; лечебно-профилактическими учреждениями, предназначенными для медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.